Памятники архитектуры 16 века в россии – «Какие памятники архитектуры являются шедеврами русского средневековья?» – Яндекс.Знатоки

Русская архитектура XVI века

Величайшим этапом в истории древней Руси и древнерусского зодчества был XVI век. Эта эпоха знаменуется завершением объединения русских земель при Василии III и превращением Руси в централизованное и многонациональное русское государство во второй половине XVI века при Иване Грозном. В истории Руси период Василия III и особенно Ивана Грозного — это время реформ, централизации, укрепления государства и сурового подавления феодальных устремлений боярства. Грозный вел непрерывную 32-летнюю освободительную войну против остатков татарского владычества, против политической, экономической и культурной блокады, которой страны Европы, встревоженные возраставшим могуществом Руси, пытались подвергнуть крепнувшее русское государство. Польский король Сигизмунд II, стремясь восстановить Англию против Москвы, писал Елизавете Английской: «Московский государь ежедневно увеличивает свое могущество приобретением предметов, которые привозятся в Нарву; привозятся не только товары, но и оружие, до сих пор ему неизвестное; не только привозятся произведения художеств, но приезжают художники, посредством которых он приобретает возможность побеждать всех». Результатом войн Ивана Грозного были разгром и присоединение к России Казанского (1552), Астраханского (1556), Сибирского (1555-1600) ханств и Ногайской орды (1558). Свою борьбу за «окно в Европу» на Балтийском побережьи Россия завершила лишь при Петре I. Однако уже при Грозном, для сношений с Западом и в первую очередь с Англией, на берегу Северного моря был заложен Архангельск. В народных песнях и преданиях сохранилась память о могуществе, величии и славе русского государства этого бурного и грозного времени. Эта эпоха отличалась высочайшим расцветом русского национального зодчества. В этот период рождаются новые архитектурные идеи, типы и формы, в которых как бы переплавляются все предшествующие отдельные успехи и достижения древнерусского зодчества. Воплощением этих творческих исканий явились замечательные произведения XVI века — шатровый храм Вознесения в Коломенском, многостолпный храм в Дьякове и Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве.

Храм Вознесения в Коломенском (1532)

Храм Вознесения в Коломенском является величайшим по своему архитектурному совершенству памятником этой эпохи. «Зело чудна высотою, и красотою, и светлостью, таковы не бывали прежде сего на Руси», — так отзывались современники об этой церкви. Храм построен Василием III в 1532 году. Летописи не сохранили нам имени гениального строителя храма. Шатровая столпообразная форма этой церкви создана, несомненно, под влиянием чудесных образцов деревянных шатровых храмов русского Севера, да и самой Москвы. «Князь Великий Василий постави церковь каменну Вознесения… вверх на деревянное дело в своем селе Коломенском» — свидетельствуют летописи. Храм представляет собой столп, поднимающийся с цокольного этажа (подлета), окруженного открытой галереей с тремя широко раскинувшимися лестницами. Крестообразное в плане основание столпа ярусами килевидных кокошников переходит в восьмигранник, завершающийся колоссальным шатром с небольшой главой. В Коломенском храме идея единства динамического нарастания и свободного взлета, которая скромно и несмело проявлялась еще в произведениях раннемосковской архитектуры, получила свое законченное архитектурное выражение. Монументальная простота и величие художественного образа, органическое единство внешних масс, динамическая стройность силуэта, прекрасные пропорции и изящество форм и деталей ставят этот памятник в ряд выдающихся произведений мировой архитектуры. Поразительно единство памятника с природой. Из-за реки памятник кажется вырастающим на холме скульптурным монументом. Храм значительно искажен устройством покрытия над террасой.

Другой значительный памятник этого времени — пятистолпный храм в селе Дьякове, около Коломенского — своими формами предвосхищает появление одного из лучших памятников русского и мирового зодчества — храма Василия Блаженного. Время постройки Дьяковской церкви одни исследователи относят к 1529 году, т. е. к княжению Василия III, другие к 1547 году — году венчания Ивана IV на царство.

Культура. Архитектура периода образования централизованного государства (14-16 вв.)Памятники

 

 

 

 

Культура. Памятники архитектуры  14-16 вв.

 

Новгородский каменный Кремль.1302

Москва. Белокаменный Кремль при Дмитрии Донском, 1367

Храм Алексеевского монастыря в Угличе, 1371

 

 

Ферапонтов монастырь 1397г. Вологодская область.

 

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Основан монастырь в 1448. Калужская область.

 

Иосифо-Волоцкий монастырь, основан в 1479, Московская область.

 

 

Успенский собор Московского Кремля. А.Фиораванти, 1475-1479

 

Благовещенский собор Московского Кремля. Русские мастера Кривцов и Мышкин 1484-1489

 

Церковь Ризоположения. Москва. Домовой храм митрополитов. 1484-1498

 

Грановитая палата, Пьетро Антонио Салари и Марком Фрязиным.1487-1491.

Колокольня Ивана Великого, Москва, Бонон Фрязин, 1505-1508

Успенский собор в Дмитрове, построен между 1507-1533.

Тульский Кремль, 1514

 

Стены Московского Кремля (20 башен), 1516

 

Крепость в Нижнем Новгороде, Кремль 1508-1515

 

 

Церковь Вознесения в Коломенском, 1532

Китай-город, Угловая башня, вторя линия Московского Кремля, Петрок Малый, 1535-1538

 

 

Храм Василия Блаженного. Москва.1555-1561

 

Храм Николы в Мясниках (Никольская церковь) Сер.16 в.

 

 

Белый город, третья линия Московского Кремля, Фёдор Конь, 1591-1592

Смоленский Кремль. Ф.Конь, 1595-1602

 

 

.

 

 

 

 

 

Архитектура в России 10-16 вв.

Памятники русской архитектуры 10-16 веков

Памятники русской архитектуры 10-16 веков

X век Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве. Была воздвигнута святым равноапостольным Владимиром на месте кончины русских первомучеников Феодора и его сына Иоанна. Начало строительства “Повесть временных лет” относит к 989 году. На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом. В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь – последний оплот киевлян.

X век

Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве.

Была воздвигнута святым равноапостольным Владимиром на месте кончины русских первомучеников Феодора и его сына Иоанна. Начало строительства “Повесть временных лет” относит к

989 году. На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом. В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь – последний оплот киевлян.

XX XI век Софийский собор в Киеве. Построен в первой половине XI века князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1037 году над печенегами. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века. В 1240 году Софийский собор был разграблен воинами Батыя.

XX XI век

Софийский собор в Киеве.

Построен в первой половине XI века князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1037 году над печенегами. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века. В 1240 году Софийский собор был разграблен воинами Батыя.

XI век Софийский собор в Новгороде - главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 годах Ярославом Мудрым . Представляет собой крестово-купольный храм . На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны – полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника.

XI век

Софийский собор в Новгороде — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 годах Ярославом Мудрым . Представляет собой крестово-купольный храм . На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны – полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника.

XI век Новгородский кремль. Заложен князем Ярославом , он является древнейшим из сохранившихся в России кремлём ( впервые упоминается в летописи под 1044годом ). Сам кремль, его стены и башни представляют собой огромную ценность как с архитектурной, так и с инженерной сторон. Сохранившиеся кирпичные стены и башни кремля возведены в самом конце XV века, в 1484-1490гг. . Длина кремлевских стен-1385м, высота-от 8,5 до 10,6м, толщина от 2,7 до 3,3м.

XI век

Новгородский кремль.

Заложен князем Ярославом , он является древнейшим из сохранившихся в России кремлём ( впервые упоминается в летописи под 1044годом ). Сам кремль, его стены и башни представляют собой огромную ценность как с архитектурной, так и с инженерной сторон. Сохранившиеся кирпичные стены и башни кремля возведены в самом конце XV века, в 1484-1490гг. . Длина кремлевских стен-1385м, высота-от 8,5 до 10,6м, толщина от 2,7 до 3,3м.

XII век Успенский собор во Владимире. Белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158-1160 годах . На высоком берегу Клязьмы в центре города и мыслился не только как главный храм Владимиро-Суздальского княжества , его культурный, политический и религиозный центр, но и как главный центр всей Руси. В нём венчались на великое княжение Владимирские и Московские князья. Один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные фрески Андрея Рублева .

XII век

Успенский собор во Владимире. Белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158-1160 годах . На высоком берегу Клязьмы в центре города и мыслился не только как главный храм Владимиро-Суздальского княжества , его культурный, политический и религиозный центр, но и как главный центр всей Руси. В нём венчались на великое княжение Владимирские и Московские князья. Один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные фрески Андрея Рублева .

XII век Золотые ворота во Владимире. Были возведены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Они служили одновременно и оборонительным сооружением, торжественным въездом в город , а также служили непосредственно религиозному назначению-в них находилась действующая Ризположенская церковь. После взятия Владимира татаро-монголами, в 1238г. дубовые, покрытые золочёной медью, ворота были сняты ими с петель, погружены на телегу, и была предпринята попытка вывезти их за город в Орду. Однако лёд на реке Клязьме под телегой провалился, и ворота затонули .

XII век

Золотые ворота во Владимире. Были возведены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Они служили одновременно и оборонительным сооружением, торжественным въездом в город , а также служили непосредственно религиозному назначению-в них находилась действующая Ризположенская церковь. После взятия Владимира татаро-монголами, в 1238г. дубовые, покрытые золочёной медью, ворота были сняты ими с петель, погружены на телегу, и была предпринята попытка вывезти их за город в Орду. Однако лёд на реке Клязьме под телегой провалился, и ворота затонули .

XII век Золотые ворота в Киеве. Памятник оборонного зодчества Древнерусского государства периода правления князя Ярослава Мудрого . Своё название получили от Золотых ворот Константинополя, выполнявших аналогичные функции. Золотые ворота представляют собой крепостную башню с широким проездом. Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров . В 1240г. ворота сильно пострадали во время осады и взятия города полчищами Батыя. Полностью реконструированы в начале XXIв.

XII век

Золотые ворота в Киеве. Памятник оборонного зодчества Древнерусского государства периода правления князя Ярослава Мудрого . Своё название получили от Золотых ворот Константинополя, выполнявших аналогичные функции. Золотые ворота представляют собой крепостную башню с широким проездом. Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров . В 1240г. ворота сильно пострадали во время осады и взятия города полчищами Батыя. Полностью реконструированы в начале XXIв.

XII век Церковь Покрова на Нерли . Белокаменный храм, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Был построен в 1165г . князем Андреем Боголюбским в память о погибшем сыне Изяславе. Уникальная особенность – построена на рукотворном холме . Обычный фундамент был продолжен основанием стен, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Стены церкви строго вертикальны , но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь . Стены церкви украшены разными рельефами.

XII век

Церковь Покрова на Нерли . Белокаменный храм, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Был построен в 1165г . князем Андреем Боголюбским в память о погибшем сыне Изяславе. Уникальная особенность – построена на рукотворном холме . Обычный фундамент был продолжен основанием стен, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Стены церкви строго вертикальны , но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь . Стены церкви украшены разными рельефами.

XII век Церковь Спаса на Нередице.  Был построен в 1198 году при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о погибших сыновьях . Церковь отличается во внешнем облике земной простотой и кажется живой формой самой природы.

XII век

Церковь Спаса на Нередице.

Был построен в 1198 году при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о погибших сыновьях . Церковь отличается во внешнем облике земной простотой и кажется живой формой самой природы.

XII век Дмитриевский собор во Владимире. Придворный собор, возведённый Всеволодом Большое Гнездо в конце XII века. Представляет собой белокаменный крестово-купольный храм владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой .

XII век

Дмитриевский собор во Владимире. Придворный собор, возведённый Всеволодом Большое Гнездо в конце XII века. Представляет собой белокаменный крестово-купольный храм владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой .

XIII век Троице-Сергиева лавра. Крупнейший православный мужской монастырь России, основанный Сергием Радонежским в XIII веке. Был духовным центром московских земель, поддерживал московских князей. Здесь в 1380 году Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380г. во время Куликовской битвы на поле боя вышли монахи и богатыри Троицкого монастыря – Пересвет и Ослябя. В обители составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы. В Смутное время монастырь выдержал 16-месячную осаду польско-литовских интервентов.

XIII век

Троице-Сергиева лавра. Крупнейший православный мужской монастырь России, основанный Сергием Радонежским в XIII веке. Был духовным центром московских земель, поддерживал московских князей. Здесь в 1380 году Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380г. во время Куликовской битвы на поле боя вышли монахи и богатыри Троицкого монастыря – Пересвет и Ослябя. В обители составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы. В Смутное время монастырь выдержал 16-месячную осаду польско-литовских интервентов.

XIII век Георгиевский собор во Владимире. Был возведён в период 1230-1234гг . при князе Святославе Всеволодовиче. Георгиевский собор был украшен богатейшей каменной резьбой . Камни с искусно вырезанными на них рельефными изображениями людей, зверей, птиц и растений были выложены так, что составляли цельные картины.

XIII век

Георгиевский собор во Владимире. Был возведён в период 1230-1234гг . при князе Святославе Всеволодовиче. Георгиевский собор был украшен богатейшей каменной резьбой . Камни с искусно вырезанными на них рельефными изображениями людей, зверей, птиц и растений были выложены так, что составляли цельные картины.

XIV век Церковь Фёдора Стратилата на Ручью. Заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича на берегу ручья. Храм представляет собой классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода. На фасаде немало декоративных элементов . Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками . По замыслу Семёна Андреевича, постройка должна была служить ещё и как каменный сундук-сейф .

XIV век

Церковь Фёдора Стратилата на Ручью. Заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича на берегу ручья. Храм представляет собой классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода. На фасаде немало декоративных элементов . Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками . По замыслу Семёна Андреевича, постройка должна была служить ещё и как каменный сундук-сейф .

XIV век Андроников монастырь. Бывший мужской монастырь в черте г. Москвы . Спасский собор монастыря-древнейший из сохранившихся московских храмов. Основан в середине 14 века митрополитом Алексием . В интерьере Спасского собора уцелели фрагменты фресок , выполненных Андреем Рублёвым. В XIV-XVII веках Андроников монастырь был одним из центров переписки книг. В 1812 году монастырь был разорён французами. В 1985 году монастырь стал Центральным музеем древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва.

XIV век

Андроников монастырь. Бывший мужской монастырь в черте г. Москвы . Спасский собор монастыря-древнейший из сохранившихся московских храмов. Основан в середине 14 века митрополитом Алексием . В интерьере Спасского собора уцелели фрагменты фресок , выполненных Андреем Рублёвым. В XIV-XVII веках Андроников монастырь был одним из центров переписки книг. В 1812 году монастырь был разорён французами. В 1985 году монастырь стал Центральным музеем древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва.

X XIV век Церковь Спаса на Ковалеве. Построена по заказу боярина Онцифора Жабина около 1345года. Одноглавый четырёхстолпный храм с позакомарным покрытием и угловатыми лопатками. В годы Великой Отечественной войны храм был разрушен до высоты в 5м. По официальной версии, храм был выбран Советской армией в качестве опорной точки обороны. Только подвижническая работа реставраторов, с 1965 года по мельчайшим кусочкам собиравшим древние фрески, позволила восстановить значительную часть первоначальной росписи собора.

X XIV век

Церковь Спаса на Ковалеве. Построена по заказу боярина Онцифора Жабина около 1345года. Одноглавый четырёхстолпный храм с позакомарным покрытием и угловатыми лопатками. В годы Великой Отечественной войны храм был разрушен до высоты в 5м. По официальной версии, храм был выбран Советской армией в качестве опорной точки обороны. Только подвижническая работа реставраторов, с 1965 года по мельчайшим кусочкам собиравшим древние фрески, позволила восстановить значительную часть первоначальной росписи собора.

XIV век Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нём одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Церковь отличается величественной монументальностью и изысканным великолепием. Наружный декор отличается редким богатством. Фасады украшены многочисленными крестами. Храм был построен жителями Ильинской улицы-главной в Славенском конце Новгорода.

XIV век

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нём одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Церковь отличается величественной монументальностью и изысканным великолепием. Наружный декор отличается редким богатством. Фасады украшены многочисленными крестами. Храм был построен жителями Ильинской улицы-главной в Славенском конце Новгорода.

XV век Успенский собор Московского Кремля. Православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475-1479 гг . под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства. В росписи собора принимал участие известный иконописец Дионисий . В 1547 г. здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В здании собора проходил Земский собор 1613 г.. В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российский императоров, начиная с Петра II. В 1812 г. собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией.

XV век

Успенский собор Московского Кремля. Православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475-1479 гг . под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства. В росписи собора принимал участие известный иконописец Дионисий . В 1547 г. здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В здании собора проходил Земский собор 1613 г.. В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российский императоров, начиная с Петра II. В 1812 г. собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией.

XV век Кремль. Крепость в центре Москвы и древнейшая её часть, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс города. Первое поселение на месте кремля возникло примерно 4000 лет назад . Это установили археологи, по найденным здесь орудиям труда. Место строительства кремля было выбрано не случайно. Кремль построен на высоком холме, с двух сторон окружен реками. Первоначально кремль был деревянным. При Дмитрии Донском Кремлю построили другие стены-каменные. Белокаменный кремль простоял более 100 лет. На трон пришёл московский князь Иван III. Он собрал лучших русских мастеров и пригласил из далёкой Италии Аристотеля Феарованти, Антонио Соларио и других знаменитых архитекторов. Строители начали возводить новый кремль-из кирпича . Во время Октябрьской революции кремль подвергается бомбардировке. При советской власти на территории Кремля строят Кремлёвский дворец съездов, установили звёзды на башнях.

XV век

Кремль.

Крепость в центре Москвы и древнейшая её часть, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс города. Первое поселение на месте кремля возникло примерно 4000 лет назад . Это установили археологи, по найденным здесь орудиям труда. Место строительства кремля было выбрано не случайно. Кремль построен на высоком холме, с двух сторон окружен реками. Первоначально кремль был деревянным. При Дмитрии Донском Кремлю построили другие стены-каменные. Белокаменный кремль простоял более 100 лет. На трон пришёл московский князь Иван III. Он собрал лучших русских мастеров и пригласил из далёкой Италии Аристотеля Феарованти, Антонио Соларио и других знаменитых архитекторов. Строители начали возводить новый кремль-из кирпича . Во время Октябрьской революции кремль подвергается бомбардировке. При советской власти на территории Кремля строят Кремлёвский дворец съездов, установили звёзды на башнях.

XV век Грановитая палата. Главный парадный приёмный зал великокняжеского дворца. Построена в 1487-1491  гг. по указу Ивана III . В нём проходили собрания Боярской Думы , заседания Земских соборов , празднечества в честь покорения Казани, победы под Полтавой. Здесь на Земском соборе 1653г. было принято решение о воссоединении Украины с Россией . Название получила по фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом. В XXI веке Грановитая палата является одним из представительских залов при резиденции президента РФ.

XV век

Грановитая палата. Главный парадный приёмный зал великокняжеского дворца. Построена в 1487-1491 гг. по указу Ивана III . В нём проходили собрания Боярской Думы , заседания Земских соборов , празднечества в честь покорения Казани, победы под Полтавой. Здесь на Земском соборе 1653г. было принято решение о воссоединении Украины с Россией . Название получила по фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом. В XXI веке Грановитая палата является одним из представительских залов при резиденции президента РФ.

XV век Благовещенский собор . Храм на Соборной площади был построен в 1489 году псковскими мастерами. Собор очень сильно пострадал при пожаре 1547 года и восстановлен в 1564 году . В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского. Изначально иконостас собора содержал иконы , написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком. После пожара 1547 года для иконостаса были подобраны два древних ряда- Деисусный и Праздничный. Уникален пол собора: он набран из яшмы нежно-медового цвета. До XVIII века являлся домовой церковью Московского государства.

XV век

Благовещенский собор . Храм на Соборной площади был построен в 1489 году псковскими мастерами. Собор очень сильно пострадал при пожаре 1547 года и восстановлен в 1564 году . В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского. Изначально иконостас собора содержал иконы , написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком. После пожара 1547 года для иконостаса были подобраны два древних ряда- Деисусный и Праздничный. Уникален пол собора: он набран из яшмы нежно-медового цвета. До XVIII века являлся домовой церковью Московского государства.

XVI век Архангельский собор . Православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Был сооружён в 1505-1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового . Выстроен из кирпича , декорирован белым камнем . В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения . Является усыпальницей правителей из династий Рюриковичей и Романовых: первым здесь был похоронен великий князь Иван Калита, последним- император Пётр II.

XVI век

Архангельский собор . Православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Был сооружён в 1505-1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового . Выстроен из кирпича , декорирован белым камнем . В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения . Является усыпальницей правителей из династий Рюриковичей и Романовых: первым здесь был похоронен великий князь Иван Калита, последним- император Пётр II.

XVI век Новодевичий монастырь. В 1524-1525 годах был сооружён грандиозный пятиглавый собор по образцу кремлевского Успенского  собора. Однако зодчий изменил соотношение высоты и ширины прясел стен, сделал подклет, которого нет в Кремле, теснее поставил главы. Это придало собору динамичность.

XVI век

Новодевичий монастырь. В 1524-1525 годах был сооружён грандиозный пятиглавый собор по образцу кремлевского Успенского собора. Однако зодчий изменил соотношение высоты и ширины прясел стен, сделал подклет, которого нет в Кремле, теснее поставил главы. Это придало собору динамичность.

XVI век Покровский собор. Был построен на Красной площади в 1555-1561годах . Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. В 1552 году Иван Грозный , лично возглавивший поход на Казанское ханство , дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом. Пока шла война, в честь каждой крупной победы ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом вернулось в Москву , Иван Грозный принял решение на месте восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную. Храм Василия Блаженного состоит из 9 церквей на одном фундаменте. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери. Именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят.

XVI век

Покровский собор. Был построен на Красной площади в 1555-1561годах . Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. В 1552 году Иван Грозный , лично возглавивший поход на Казанское ханство , дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом. Пока шла война, в честь каждой крупной победы ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом вернулось в Москву , Иван Грозный принял решение на месте восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную. Храм Василия Блаженного состоит из 9 церквей на одном фундаменте. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери. Именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят.

Архитектура России в XVI веке

Деревянная церковь в селе Уне, Архангельской области. 1501 год.

Деревянная церковь в селе Уне, Архангельской области. 1501 год.

Особенно значительными в конце XV и в XVI в. были достижения в области русской архитектуры. Органически усвоив традиции народного зодчества, она создала свои стиль, классический по зрелости и мастерству, в котором особенно ярко выразилось своеобразие и высокий уровень национальной художественной культуры.

Дошедшие до нашего времени в небольшом числе памятники деревянного зодчества этого периода отличаются совершенством форм и большой выразительностью. Такова, например, построенная в 1493 г. величавая Георгиевская церковь в селе Юксовичах (нын. Ленинградская область).

Самым крупным достижением русской деревянной архитектуры был шатровый стиль. Постройки этого типа представляли собой «столп», т. е. поднятое вверх сооружение, заканчивающееся пирамидой, напоминающей обычный шатёр со скатами по граням. Устремлённые ввысь шатровые церкви, стоявшие но берегам рек, красиво выделялись на фоне русской равнины. Прекрасным сооружением шатрового стиля была выстроенная в 1501 г. деревянная церковь в селе Уне, Архангельской области (сгорела в 1892 г.).

Примером деревянного сооружения нецерковного характера могут служить выстроенные в 1565 г. и простоявшие 233 года хоромы купцов Строгановых. Они представляли собой трёхэтажное деревянное здание, высотою в 14 сажен с живописным асимметричным крыльцом и шатровыми башнями.

Многообразное и красочное русское деревянное зодчество, накопившее богатый опыт, выработало формы и приёмы, которые легли в основу каменного зодчества.

С образованием единого Русского государства коренным образом менялось положение его столицы Москвы, игравшей ведущую роль в объединении страны. В связи с этим подвергается значительной перестройке великокняжеская резиденция — Кремль, превращённый на рубеже XV—XVI вв. в грандиозный замок и первоклассную крепость. Именно в этот период как символ политической мощи Русского государства был создан величественный архитектурный ансамбль Кремля, удивительный по силе оставляемого им впечатления, до наших дней являющийся национальвой гордостью русского народа.

В короткий срок были построены главные кремлёвские соборы — Успенский (1475—1479 гг.), Благовещенский (1484—1489 гг.) и Архангельский (1505—1508 гг.).

Почти одновременно строились кремлёвские стены. К 1495 г. основные работы по возведению стен и башен Кремля были завершены. Кремлёвские стены толщиною в основании 4—5 м и высотою от 8 до 17 м сомкнулись, образовав в плане неправильный треугольник протяжением 2270 м. Кремль имел всего 21 башню: три угловые башни и по 6 вдоль его стен. Некоторые из них имели проездные ворота. Центральными воротами считались выходящие на Красную площадь Фроловские, позже названные Спасскими. Однако на этом работы не закончились. С некоторыми перерывами они продолжались до 1516 г., когда вдоль северо-восточной стены Кремля (со стороны Красной площади) был прорыт ров и возведены вторые оборонительные стены. Ров наполнялся водой из реки Неглинки.

План Московского Кремля начала XVII века. Гравюра 1663 года.

План Московского Кремля начала XVII века. Гравюра 1663 года.

Толстые кремлёвские стены со стрельницами, мощные башни, доминировавшие над прилегающей местностью, и окружающая Кремль со всех сторон вода — всё это превращало резиденцию московских великих князей в крепость, отвечавшую самым высоким требованиям оборонительной техники.

С ростом авторитета великокняжеской власти возникла потребность в создании нового Кремлёвского дворца. По замыслу архитекторов, он должен был состоять из нескольких палат, главной из которых являлась Грановитая, предназначенная для торжественных приёмов. Это замечательное архитектурное сооружение, сохранившееся до наших дней, было построено в 1487 — 1491 гг. Марко Руффо и Пьетро Антонио Соляри с учётом московских традиций. Почти квадратная в плане, поддерживаемая в центре мощным четырёхгранным столбом, переходящим в своды, эта палата, площадью 485 кв. м, являлась самым большим и самым величественным залом в России того времени. В конце XVI в. стены палаты были украшены фресками.

На протяжении всего XVI в. существовала ещё реальная опасность вторжений крымских татар в пределы Русского государства и продвижения их до Москвы. В связи с этим правительство принимает меры к укреплению территории быстро растущего московского посада. К 1534 г. торговая часть Москвы была окружена земляным валом, обнесённым деревянной плетеницей. По всей вероятности, по имени плетеницы — киты — эта стена получила наименование Китай-города. В 1535— 1538 гг. деревянная стена Китай-города была заменена мощной кирпичной, фундамент которой сложили из крупных плит белого окаменелого известняка. Работы по сооружению этой стены проводились под руководством архитектора Петра Фрязина. Строительные работы в Москве и других городах приняли столь широкий размах, что руководство ими было сосредоточено в созданном в 1583 г. Приказе каменных дел. Первой крупной работой, проведённой приказом, было сооружение третьей линии каменных укреплений — Белого города. Это грандиозное сооружение протяжённостью около 8 вёрст было создано под руководством замечательного русского архитектора Фёдора Коня в очень короткий срок — с 1586 по 1593 г.

Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой. 1532 год.

Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой. 1532 год.

В 1591 г. приступили и в 1592 г. закончили сооружение четвёртой оборонительной линии — Земляного вала протяжением около 15 вёрст.

Создание этих сооружений, окружавших центр Москвы — Кремль, закрепило радиальную застройку столицы Русского государства, которая сохраняется в основе современной планировки Москвы.

Во второй четверти XVI в. по образцу русского деревянного зодчества начинают создаваться изумительные по красоте каменные шатровые храмы.

В 1532 г. в честь рождения сына Василия III — будущего царя Ивана IV неизвестным зодчим в селе Коломенском была выстроена церковь Вознесения. Удивительная оригинальность и красота этого храма поразили летописца. В числе других особенностей этого храма летописец отметил и ту, что он был построен «вверх на деревянное дело», т. е. по образцу деревянных построек. Как и деревянные шатровые храмы, церковь имеет в плане квадрат, поставленный на подклет. На квадрате покоится восьмерик, переходящий в высокий, 20-метровый шатёр. Храм увенчивается лёгким крестом, покоящимся на полумесяце. Строителям церкви удалось с таким искусством соблюсти все пропорции, что огромное каменное сооружение, достигающее 60 м высоты, кажется необычайно стройным и лёгким. Красиво расположенная на крутом, обрывистом берегу Москвы-реки, церковь как бы сливалась с окружающей её местностью.

В 1553—1554 гг. был выстроен храм Иоанна Предтечи в селе Дьякове (неподалёку от села Коломенского), исключительный по оригинальности декоративного убранства и архитектурного замысла.

Непревзойдённым шедевром русского зодчества является воздвигнутый в Москве в 1554—1560 гг. Покровский собор, «что на рву», позже получивший название храма Василия Блаженного. Он был сооружён в ознаменование покорения Казани. Строителями его были гениальные русские зодчие Постник и Барма.

Колокольная Ивана Великого и церковь Ивана Лествичника в Московском Кремле. 1600 год.

Колокольная Ивана Великого и церковь Ивана Лествичника в Московском Кремле. 1600 год.

В основании Покровского собора лежит типичная для русского деревянного зодчества форма креста. В центре стоит главная шатровая церковь, по кресту — четыре церкви, а по диагонали ещё четыре, но меньшего размера. Наиболее характерную черту храма составляет многообразие и яркость архитектурного облика, отдельные части здания не повторяют друг друга. При осмотре храма с разных сторон вид его непрестанно меняется, а расположение главной церкви не в самом центре создаёт впечатление, что вся живописная композиция храма устремлена к Кремлю.

Созданием храма Василия Блаженного замечательные русские зодчие предвосхитили художественные принципы, которые получили развитие лишь в XVII в.

Выдающимся архитектурным памятником того же периода был пятишатровый Старицкий собор, построенный в 1557—1561 гг. Менее декоративный, чем другие памятники зодчества этого периода, собор отличался строгостью линий даже суровостью, придававшей ему, однако, своеобразную красоту.

Усиление самодержавия в конце XVI в. вызвало появление в русской архитектуре стремлении к созиданию массивных, сверхмонументальных храмов. Таковым, например, был Успенский собор Троице-Сергиева монастыря, законченный в 1585 г. Однако выстроенный в 1593 г. собор Донского монастыря поражал стройностью и гармоничностью своих форм. Столь же совершенным архитектурным сооружением была надстроенная при Борисе Годунове церковь-колокольня Ивана Лествичника (известная впоследствии под названием колокольни Ивана Великого). Это монументальное сооружение, свыше 80 м высоты, композиционно завершило величественный ансамбль Московского Кремля.

Русская архитектура 16 века кратко и понятно – главное и важное

Люди и Нация

Русская архитектура 16 века кратко и понятно – главное и важное

В русской архитектуре 16 века произошел небывалый подъем. Объединение русских земель и стабилизация государственной власти привела к массовому строительству по всей территории России городов и крепостей.

Росло и мастерство русских строителей. Труд российских мастеров был в почете, об этом свидетельствует то, что о самых выдающихся зодчих говорится даже в летописи. В церковной архитектуре утвердилось строительство шатровых храмов.

Шатровые храмы не имели внутри себя столбов, вся постройка держится лишь на фундаменте. Шедевров русской архитектуры 16 века стала церковь Вознесения в Коломенском, построенная в честь рождения Ивана IV.

Русским архитектурным успехом стал Покровский Собор, еще его называют Собором Василия Блаженного. Сооружен Покровский Собор был в честь взятия Казани. В 16 веке русские города и монастыри стали украшать пятиглавыми храмами, которые строили по образцу кремлевского Успенского Собора. Это Смоленский собор в Новодевичьем монастыре, соборы в крупных русских городах, и Успенский Собор в Троицко – Сергиевской лавре.

Русская архитектура 16 века оставила большой след в облике Москвы. Вокруг Кремля появились ремесленные и торговые посады, боярские и купеческие усадьбы. Именно тогда сложилась характерная для Москвы радиальная застройка.

Появился Китай – город, защищавший прилегающие к Красной площади слободы, появились и белокаменные стены Белого города (бульварное кольцо), Земляной город (садовое кольцо). Константинопольский патриарх Иеремии II восхищался красотой Москвы, триумфом русской архитектуры 16 века.

Патриарх говорил, что Москва это не город, а скорее раскинутый до самых пределов горизонта монастырь. Глаз разбегался в желании пересчитать большое количество колоколен и глав церквей. На каждой из бесчисленных церквей сверкали по 5 красивых металлических куполов. А меж церквями виднелось множество кровель, выкрашенных по большей части в зеленую краску, что придавало городу вид медно – зелено – серой шахматной доски. 

Между собором Василия Блаженного и воротами Кремля виднелась Красная площадь, на ней были виселицы Ивана IV. Переходя от центра Москвы к её окраинам, взгляд за второй каменной стеной уже не различал ничего. Картинка, явившаяся перед взором, представляла собой некий лабиринт переулков, беспорядочно выставленных домов, да ярко раскрашенных изб.

С 1505 года по 1508 гг в Кремле строится величайший памятник русской архитектуры 16 века – Колокольня Ивана Великого. Её возвели на месте церкви Иоанна Лествичника. Архитектором колокольни бы итальянец Бон Фрязин. Звук колокола церкви разносился по всему Кремлю. Колокольня стала доминантной постройкой Кремля.

Русская архитектура 16 века [России]

Каменные храмы

Пятиглавые соборы

В больших городах и крупнейших монастырях России иногда стро­ились огромные пятиглавые соборы по образцу Успенского собора Московского Кремля. Примером может служить Смоленский собор Новодевичьего монастыря, построенный в 1525 г. по распоряжению Василия III. Такие же каменные великаны возводились и при Ива­не Грозном (Успенский собор Троице-Сергиева монастыря, Софий­ский собор в Вологде).

Собор Соловецкого монастыря

Неповторимой кра­сотой и своеобразием конструкции отличается собор Соловецкого монастыря на Белом море (1566). Его огромный четверик увенчан высоким пятиглавием. В боковых частях размещены приделы во имя почитаемых святых. При этом своды и главы опираются всего лишь на два монументальных столба. Заказчиком собора был соло­вецкий игумен Филипп — широко одарённый церковный деятель, впоследствии митрополит.

Четырёхстолпные храмы

Однако гораздо чаще встречались более скромные по разме­рам храмы с четырьмя внутренними столбами и одной или тремя главами. Переход от основного четверика к барабану центрального купола у этих храмов обычно выполнялся в виде нескольких яру­сов полукруглых кокошников. До наших дней сохранились многие образцы этого типа — собор Рождественского монастыря в Москве, собор Спасского монастыря в Ярославле и др.

Бесстолпные церкви

Ещё один распространённый в России XVI века тип каменных храмов — небольшие бесстолпные церкви с одной главой. Их заказ­чиками обычно выступали жители одной улицы или разбогатевшие купцы. В Москве примером такого типа может служить церковь За­чатия Анны.

Шатровые хра­мы

Среди построек России XVI века особняком стоят шатровые хра­мы. Все они строились как памятники какому-то важному собы­тию. Так, например, прекрасная церковь Вознесения в селе Коло­менском (1532) была поставлена по приказу Василия III в честь рождения долгожданного наследника. А знаменитый собор Василия Блаженного (Покрова на Рву) (1561) служил памятником победы над Казанью. Его центральный объём, увенчанный шатром, окру­жён восемью стройными приделами в виде башен. Посвящения пре­столов храма связаны с памятными датами казанского похода. Тре­тий шедевр шатровой архитектуры — Преображенская церковь села Остров близ Москвы. Её заказчиком был сам царь Иван Грозный, имевший здесь одну из своих загородных резиденций.

Развитие архитектуры городов

Москва

При Иване IV Москва — столица Русского государства — разрасталась. Мощные стены с бойницами для пушек и пищалей и множество башен окружало Москву.

Кремль

Продолжалось строительство на территории Московского Кре­мля. Он поражал иностранцев белизной соборов, золотом куполов, цветными фресками храмов, росписью царских палат.

При Иване IV внутри Кремля была создана Оружейная палата. Царь очень гордился ею. Там хранилось: дорогое оружие; золотая и серебряная посуда; царские одежды, шитые жемчугом и украшенные драгоценными камня­ми; царские регалии.

Церковь Вознесения

В честь рождения сына Ивана, будущего первого русского царя, его отец — великий князь Василий III — повелел построить в селе Коломенском под Москвой церковь Вознесения. Она ознаменовала появление нового направления в архитек­туре — шатрового стиля. При взгляде на неё кажется, что видишь ги­гантский шатёр.

Знаменитый французский композитор XIX в. Г. Берлиоз писал: «Ничто меня так не поразило, как памятник древнерус­ского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим любовался, но древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который стро­ился веками, я стоял вблизи Миланского собо­ра, но, кроме налепленных украшений, я ниче­го не нашёл. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты за­конченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломлённый».

Храм Василия Блаженного

В честь взятия русскими войсками Казани царь повелел в Москве на Красной площади построить храм Покрова. Он более известен как храм Василия Блаженного, потому что у его стен был погребён известный в те времена в Москве Василий по прозвищу Блаженный. Храм построен в шатровом стиле. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Белокамен­ная стена

Столица разрасталась. Потребовались новые городские укрепления. Белокамен­ная стена, возведённая под руководством русского зодчего Фёдора Коня, опоясала город. Эта новая территория получила название Белый город.

Монастырские укрепления

За столицей шло кольцо мона­стырских укреплений. В Симоновом мо­настыре в Москве до сих пор сохранилась башня «Дуло», что была создана в конце XVI в.

Другие города

Фёдор Конь выстроил стены Смоленского кремля — «ожерелья земли русской». Был обнесён каменными стенами Троице-Сергиев монастырь. В 60-х гг. XVI в. Иван IV повелел основать Тихвинский монастырь.

Устройство дворцов

см. Царский дворец#Помещения дворца

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:
  • Соборы и шатровые храмы 16 века

  • Основные типы каменных храмов возводившихся в россии 16 веке

  • Доклад на тему выдающиеся архитектурные сооружения xvi века

  • Подготовить сообщение на тему особенности архитектектуры 16 в

  • Презентация архитектура 16 века в россии

Вопросы к этой статье:
  • Почему в XVI в. исчезают многие местные школы архитектуры?

  • Как связаны политиче­ская история XVI в. и развитие архитектуры?

  • Докажите, что для архи­тектуры XVI век был эпохой расцвета.

  • Назовите выдающиеся архитектурные сооружения XVI в.

  • Какие новые здания появились в Москве при Ива­не IV, с чем это было связано?

  • В каком архитектурном стиле постро­ены здания при Ива­не IV?

  • Каковы характерные черты шатрового стиля?

  • Почему Москву называли «бело­каменной» и «златоглавой»?

Памятники архитектуры 16 века | Памятники всего мира

В 16 веке Москва стала центром русского зодчества. На строительство в Москву собирали лучших мастеров России и приглашают именитых итальянских архитекторов. Памятники архитектуры 16 века – это новые архитектурные стили и направления.Имено в это время стало популярным строительство храмов в шатровом стиле.

Памятники архитектуры 16 века

Первый шатровый храм на Руси – церковь Вознесения под Москвой в селе Коломенском. В 1530-1532 годах она была возведена  в честь рождения царского наследника – Ивана 4 Грозного. Церковь построена из кирпича с декоративными элементами из белого камня. Стоит церковь на берегу Москва-реки и отлично видна со всех сторон. На освящении храма в 1532 году, проведенном митрополитом Даниилом, присутствоваля вся царская семья: князь Василий III, княгиня Елена и маленький Иван.

Самый выдающийся памятник архитектуры 16 века – храм Покрова на Рву (его еще называют храмом Василия Блаженного), возведенный в 1555-1560 годах близ Московского Кремля на Красной (в то время Торговой) площади. Собор был построен в честь взятия Казани войсками Ивана Грозного и символизировал окончательную победу русских над татарами. Авторы проекта – талантливейшие русские зодчие Посник и Барма. Храм сложен из кирпича и белого камня. Архитектура храма довольно сложная, он состоит из девяти разных по высоте церквей. Основная идеяхрама – как Москва собрала вокруг себя объединяет руские земли, так и главный шатер собора объединяет красочное разнообразие восьми куполов.

Но не только в Москве сосредоточены памятники архитектуры 16 века. Астраханский Кремль тоже один из представителей архитектуры того времени. На берегу Волги в 1558 году была основана Астрахань – передовой форпост на юго-востоке России. Необходимость строительства укрепительных сооружений возникла вследствие налетов турецко-татарских войск. Строили Кремль из остатков кирпича разрушеной Золотой орды и белого камня. Кремль построен в виде вытянутого треугольника, каждая стена которого укреплена тремя башнями. На территории Кремля находится Успенский собор, увенчанный пятью золочеными главами. Астраханский кремль – участник многих значимых событий в жизни страны: крестьянской войны 1606 года, восстания крестьян под предводительством Степана Разина. Во время гражданской войны на территории Кремля формировались отряды красноармейцев.

Выдающиеся памятники архитектуры 16 века в наши дни бережно сохраняются и реставрируются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *