Строим гараж: с чего начать
С чего начать строительство гаража? Начнем мы с .. планирования. Какие должны быть параметры гараж — ширина, длинна, будет ли подвал, высота гаража и высота подвала, пройдемся по основным элементам гаража. Где должен быть расположен на участке гараж, какие градостроительные нормы существую для размещения гаража. Все эти вопросы нужно обдумать до начала строительства.
Итак, решение принято — гараж строим. А с чего начать?
А начинать нужно … с планирования. «Как?!» — скажете вы — «А когда же строить?». В этом деле не нужно торопиться. Ведь неправильное решение будет стоить вам денег, которые вы зарабатываете нелегким трудом.

Для начала нужно понять, для чего вам нужен гараж. Если просто ставить машину, то будет одна конструкция, если вам нужно еще ремонтировать, то нужно думать о яме. В зависимости от того, будете ли вы хранить что-то, буду увеличиваться габариты здания.

Считается, что минимальная ширина гараж должна быть на 40 см в каждую сторону больше ширины автомобиля, а длина гаража должна быть в 1,5 раза длиннее машины. Вот габариты машины класса С: 1755 мм ширины и 4490 мм длины (данные по Mazda3). Другие машины будут иметь схожие габариты. Итак, ширина гаража должна составлять 2,6 м на 6 м внутреннего пространства чтобы вам было удобно заезжать и выезжать из гаража, а так же садиться в машину и выходить из машины.
Однако для большего комфорта габариты стоит увеличить. Стандартные гаражи, которые делают имеет габариты 5 на 7 метров – в таком гараже можно поставить и верстак, и стеллажи. А если увеличить длину, то можно уже и отдельную комнату сделать. С другой стороны нужно четко понимать, что каждое увеличение размера тянет за собой и увеличение строительства. Тут главное соблюдать золотую середину!

Теперь определимся с высотой гаража. Делать высоту потолка в 4-5 метра для гаража смысла нет никакого! Нормальная высота потолка в гараже около 2-2,5 метра. С одной стороны это позволяет нормально открыть заднюю дверь если у вас хетчбек, с другой стороны вы нормально можете в гараже ходить. И если в последствии вы будете думать о отоплении гаража, то это позволит вам существенно экономить на прогреве помещения.
Теперь рассмотрим такую важную вещь как фундамент. Тут есть несколько тонкостей.
Прежде всего нужно определить, какие грунты находятся на месте будущего гаража. И как далеко находятся грунтовые воды. Если близко находится вода, то о яме лучше забыть. Либо вам придется предусматривать ряд дорогостоящих мер по организации ямы – например, варить кессон или делать гидроизоляцию стен и пола подвала из очень дорогостоящих материалов.
Подвал так же не стоит делать, если рядом проходят грунтовые воды. Глубина подвала – сугубо ваша желание. Могу только сказать, что если вы сделаете слишком глубокий подвал, то потратите больше денег. Но и слишком маленький подвал так же не удобен. Оптимально около 2 м высоты подвала. А под яму, там где будете ремонтировать машину, можно сделать пандус для вашего удобство. В любом случае все зависит от вашего роста.
Вторая важная характеристика – глубина промерзания грунта для вашего климата. Если вы находитесь на югах, как я, то глубина промерзания в Краснодарском крае 0,75 м. С коэффициентом запаса 1,2 дает нам глубину заложения фундамента 1 м. Эта характеристика важна, если вы соберетесь постоянно отапливать гараж. В таком случае из-за разницы температур грунта под гаражом и рядом может образовываться дополнительная нагрузка на фундамент. Если же у вас будет подвал или отопление не будет, то сильного влияния глубина промерзания не влияет. В любом случае нужно закладывать заглубление не менее 0,7 – 1 м и с точки зрения надежности строения и безопасности от злоумышленников.
К сожалению, я не владею информацией как нужно делать фундамент гаража на вечной мерзлоте. Так что если вы находитесь в зоне вечной мерзлоты, то вам стоит проконсультироваться с местными строителями, которые вам подскажут, как нужно делать фундамент в ваших условиях.
Несущая способность грунта для гаража роли играет мало – гараж довольно легкое строение. Единственное, желательно, чтобы площадка была более-менее ровная, тогда вы избавитесь от некоторых проблем и существенно сэкономите денег на строительстве.
Теперь поговорим о стенах. Обычно стены делают из того материала, который можно недорого купить в вашем регионе. Как правило, на юге России гаражи делают из малоцементного блока в полблока толщиной. В Сибири чаще делают из бревен – там бревна легче достать и стоят они дешевле. Тут все зависит только от ваших финансовых возможностей и вашей фантазии. Я бы не советовал делать гараж из гипсокартона или газосиликата из соображения безопасности автомобиля. Но если вас это волнует мало, то можно сделать и из них нормальный гараж. Вот статья о керамическом кирпиче, возможно вы примете решение делать стены из кирпича.
Крыша и перекрытия. Для безопасного хранения автомашины в гараже с подвалом, нужно сделать надежное перекрытие на полу гаража. Тут только бетон без вариантов! Либо плиты перекрытия плоские или пустотные, либо монолитное перекрытие с армированием. Можно и из бревен сделать, но это уже на любителя. Так же стоит сделать и крышу. Ведь если сделать простую крышу из шифера без перекрытия, то в гараж спокойно может залезть злоумышленник и легко открыть гараж изнутри. Поэтому не нужно помогать ворам и делайте крышу на совесть! А вот в качестве покрытия крыши я не советую делать покрытие из рубероида и других материалов похожих характеристик. Да, такая кровля кажется простой, но выполнить ее без ошибок очень сложно и ее нужно постоянно ремонтировать. К меня как раз такая кровля, я ее уже 2 раза ремонтировал и сейчас думаю летом сделать скатную кровлю из профилированного листа.
Ну а теперь рассмотрим вопрос расположения гараж. Если вы строите в гаражном кооперативе, то вариантов у вас нет – вот ваше место, здесь и стройте. А вот если вы планируете строить гараж на своей земле (на даче или в частном доме), то тут нужно знать несколько правил. В Градостроительном Кодексе прописано, как должно происходить строительство: получаете свидетельство на землю – заказываете в архитектуре градостроительный план земельного участка – получаете разрешение на строительство – вводите в эксплуатацию. Сейчас действует дачная амнистия до 2015 года и это как бы можно обойти. Есть и лазейка в законе, что можно ввести в эксплуатацию объект и по суду. Однако все это может измениться в один прекрасный день. В любом случае, до гаражей так сильно не придираются как до жилых домов. Однако есть правила, а они гласят: расстояние любого объекта должно быть 3 метра от соседнего участка и 5 метра от красной линии. Красная линия – это граница земельного участка, выходящая на улицу общего пользования. Данные цифры взяты из нормативных актов. Но! В местных нормативных актах может быть как послабления, так и ужесточения. И ужесточения еще могут быть из-за противопожарных норм. В любом случае нужно пообщаться с соседями и зайти в архитектуру, чтобы узнать хотя бы в неофициальном порядке о нормах в данной местности.
Вот такая вот получилась статья о планировании гаража. В следующей статье я рассмотрю как разметить гараж.
garage-yourself.ru
Хочу построить гараж – с чего начать? 3 основных шага

Отдельностоящий гараж для одной машины
Любое строительство – серьезный шаг, будь то жилой дом или гараж, единственная разница – это требования, которые предъявляет наше законодательство к будущей постройке. В статье мы расскажем о том, с чего начать строительство гаража, рассмотрим не только юридические вопросы, но и поговорим о конструктивах постройки.
Три основных предварительных этапа
Итак, вы решили построить гараж, что для этого нужно сделать в первую очередь?
Земельный участок
Для начала нужно определить месторасположение будущего строения и какого вида гараж будет строиться (см. Как выбрать гараж: виды гаражей и используемый материал).
Гаражи разделяются на:
- Временные (без фундамента), которые можно возводить на земле, взятой в аренду (см. Земля под гараж: как арендовать), или принадлежащей вам по другим правам. Такие гаражи при возникновении спорной ситуации можно перевезти на другое место.

Строительство капитального гаража на фундаменте
- Капитальные (с фундаментом), которые строятся только на участке, находящемся в собственности владельца. Если такой гараж построен на территории, принадлежащей администрации населенного пункта, то руководство при необходимости может потребовать сноса постройки.
Если участок под строительство уже есть в собственности, тогда проблем с законом не возникнет, получать на него разрешение не нужно. Но есть один нюанс – если речь идет именно о гараже, а не о автосервисе или двухэтажном гаражном боксе, это уже другая история и другая инструкция, определяющая необходимые документы и разрешения.
С чего начинать постройку гаража, если земля официально не оформлена? С приватизации участка (см. Приватизация земли под гаражом и все об этом), в противном случае возведенный гараж будет считаться самовольной застройкой и потом получить на него право собственности практически невозможно, а потраченные на постройку деньги при требовании администрацией сноса гаража никто не вернет.
Строительство гаража возле дома, на даче или огороде, при условии, что участок находится в собственности, возможно без всяких запретов и ограничений.

Перед строительством гаража участок надо узаконить
Если земли в наличии еще нет, то приобрести участок под строительство можно так:
- Купить, но надо знать, что не приватизированный приобретенный участок, находящийся в гаражном кооперативе, является собственностью организации или местного самоуправления, и чтобы получить его в индивидуальное пользование, придется еще немало побегать, доказывая в суде свое право, или же еще раз выкупать его из долевой собственности гаражного кооператива. И не факт, что все хлопоты закончатся победой.
Важно! Покупайте только приватизированный участок под строительство гаража, иначе в последствии вы не сможете оформить постройку в собственное пользование.
- Обратиться в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство гаража.
Это процедура долговременная, придется набраться терпения, а в результате может оказаться, что в черте населенного пункта уже нет свободной земли под застройку, только на окраинах или за городом. Это все, что касается земли под гараж, теперь поговорим о самой постройке.
Проект, чертеж или эскиз

Проект гаража на одну легковую машину
С чего начинается строительство гаража? С проектной документации, которую можно заказать в специализированной организации или выполнить своими руками. Опытному мастеру, знакомому со строительством не понаслышке, бывает достаточно простого эскиза, нарисованного согласно своему вкусу и предпочтениям.
Но если вы представления не имеете о строительстве, а чертежи никогда в глаза не видели, то не стоит рисковать, лучше доверить это дело специалистам. Цена такой услуги невысока, а качественный проект – залог долговечности, прочности и надежности будущей постройки.
Опытные мастера учтут все особенности и нюансы участка под застройку, проверят грунты, проведут необходимые замеры по определению глубины промерзания, наличия грунтовых вод. Если этого не сделать, то существует риск подтопления подвала или смотровой ямы в межсезонье. Специалисты разработают проект согласно полученным данным, требованиям нормативов и вашим пожеланиям.
Подбор и расчет нужного количества материала

Кирпичный гараж с односкатной крышей
С чего начать постройку гаража? С выбора материалов (см. Из чего построить гараж), от этого этапа зависит стоимость и сроки строительства. Если вы подобрали какой-то вид материала, а его не оказалось в наличии, то ожидание доставки отодвинет работы на неопределенный срок, или приобретение дорогого материала может отрицательно сказаться на вашем кошельке, в результате на что-то придется брать кредит или занимать.
Чтобы правильно распределить свои средства, необходимо знать, сколько и чего понадобится на всем протяжении строительства. Иначе получится, что на земляные работы и возведение стен потрачена основная сумма, а продолжать и заканчивать стройку уже не на что, но зато осталась куча невостребованного кирпича или цемента. Конечно, все это можно продать, но время упущено, а полученная сумма окажется намного меньше потраченной.
Поэтому надо реально определить свои возможности, приобретать материал в нужном количестве и по своему кошельку. Все это можно рассчитать по чертежу.
Гараж состоит из следующих конструктивов:

Ленточный монолитный фундамент под гараж
- Фундамент.
- Стены.
- Кровля.
Важно! При подсчете к общему количеству добавляем 10–15% на непредвиденные расходы (бой, брак, потери и прочее).
Подсчет производится по той же схеме: площадь всех стен умножается на их толщину и делится на объем одного блока или кирпича. Если это листовой материал, то площадь стен делим на площадь одного листа и плюсуем дополнительные проценты. Сюда же добавляем арматуру, необходимую для армирования кладки.
Для двускатной потребуется подсчет каркаса, его тоже можно провести по проекту, для односкатной – учет плит перекрытия. Затем рассчитывается кровельный материал по площади поверхности крыши, которая делится на площадь одного листа или на метры квадратные одного рулона.

Наплавляемая кровля на гараже из рулонных материалов
После подсчета основного количества материала надо учесть крепеж, доски для опалубки и установки лесов, бетон или раствор для устройства пола, отмостки, окологаражной территории, а также утепление, внутреннюю и наружную отделку гаража. Гаражные ворота можно сделать своими руками или приобрести готовые, но потраченные средства также необходимо учитывать в графе подсчета материалов.
Не стоит игнорировать расходный материал, такой как осевые нити для разбивки участка, деревянные или металлические колышки, перчатки, инструмент для укладки бетона, возведения стен, монтажа кровли (лопаты, молотки, мастерки, электроинструмент и прочее). Хорошо, если это все есть в наличии, но если нет, то приобретение потребует немалых затрат.
Если не получается определить нужное количество материала самостоятельно, то многие строительные сайты предоставляют бесплатную услугу – калькулятор, который за минуту выдаст все расчеты по любому конструктиву, достаточно внести данные вашего гаража в специальную таблицу.
Подводя итог
Мы рассказали о трех основных шагах, которые необходимо предпринять перед началом строительства гаража. Когда эти этапы пройдены, можно переходить к основному строительству – разбивке участка под застройку, устройству фундамента и прочее.
Надеемся, что мы ответили на вопрос «Если задумана постройка гаража, с чего начать?», дополнительно предоставляем фото и видео по данной тематике.
1pogarazham.ru
фото, видео строительства временной и капитальной конструкции
Чтобы построить гараж на дачном участке, предстоит определиться с выбором практичной конструкции и материалов для возведения постройки. Этот вопрос решается сугубо индивидуально, в зависимости от частоты посещения загородного дома, размера прилегающей территории, навыков и умений хозяина автомобиля. Немаловажно учесть и материальную сторону.
Для всех автомобилистов, приезжающих на дачу, важным является вопрос, куда поставить автомобиль. Если ездить на дачу лишь по выходным, вполне можно обойтись небольшим гаражом или даже автонавесом, но при длительном пребывании за городом для машины требуется более комфортное «жилище».
На этой странице вы узнаете, как своими руками построить временный или капитальный гараж – пристроенный к дому или стоящий отдельно от него.
Место под строительство временного и капитального кирпичного гаража
Место под автомобиль должно иметь удобные подъездные пути, органично вписываться в существующий ландшафт и не выделяться на общем архитектурном фоне. Сама постройка призвана максимально защищать машину от солнца, осадков и пр. Выбор автостоянки определяется и предпочтениями автовладельца, но при этом необходимо учитывать такие важные факторы, как размер участка, особенности его рельефа, наличие на нем построек и, конечно же, свои финансовые возможности.


Большое значение имеет уровень промерзания почвы, в зависимости от которого определяется качество фундамента. Чтобы построить гараж своими руками, необходимо соблюдать противопожарную безопасность, выдерживая предписанное правилами расстояние между уже имеющимися строениями и гаражом. Очень важно, чтобы место, выбранное для строительства гаража, было удобным и доступным. И, конечно, каждый автомобилист мечтает, чтобы его гараж был надежным и долговечным.
stroy-bloks.ru
Как правильно возвести гараж собственными силами
Как правильно возвести гараж собственными силами своими руками- СВЕЖЕЕ
- ЛУЧШЕЕ
- ОБСУЖДЕНИЯ
- РУБРИКИ
- Hi-Tech (22)
- Алиэкспресс (38)
- Баня (51)
- Безопасность дома (42)
- Беседки (16)
- Бытовая техника (88)
- Вентиляция (27)
- Водоснабжение дома (128)
- Вопросы и ответы (53)
- Газификация дома (12)
- Гараж (19)
- Детский уголок (16)
- Дома из газобетона (6)
- Дорожки (19)
- Дренаж и водоотведение (13)
- Животные (13)
- ЖКХ (39)
- Забор (28)
- Здоровье (75)
- Изоляция (55)
- Инструменты (217)
- Интерьер помещения (200)
- Канализация (97)
- Каркасный дом (1)
- Коммунальные расчеты (28)
- Коммуникации (13)
- Кровля и фасад (81)
- ЛАЙФХАКИ (288)
- Ландшафт (57)
- Лоджия и балкон (16)
- Мебель для дома (106)
- Недвижимость (63)
- Новости (68)
- Обзоры (6)
- Общество (60)
- Окна и двери (58)
- Отопление дома (126)
- Подворье (97)
- Пол и покрытия (87)
- Потолок (32)
- Проекты домов (2)
- Садоводство (485)
- Сантехника (76)
- Сараи и бытовки (16)
- Септики и очистные (57)
- Стены (88)
- Стены и перекрытия (50)
- Строительство (100)
- Стройматериалы (73)
- Теплица (14)
- ТЕСТЫ (37)
- Техника и инструменты (34)
- Уборка и клининг (25)
- Фильтры для воды (11)
- Фундамент (45)
- Электрика (125)
- Вопрос-ответ
- Задать вопрос
- Лайфхаки
- Hi-Tech
- Детский уголок
- ЖКХ
- Электрика
- Садоводство
- Водопровод
- Отопление
- Канализация
- Обзоры
12 августа 2015
www.allremont59.ru
Как построить гараж своими руками
На некоторых участках гараж появляется раньше дома. Самим можно и в палатке переночевать, а машину — поставить под крышу. Потому вопрос о том, как построить гараж своими руками не праздный. Начинаем с выбора места.
Один из шикарных вариантов
Выбор места
Выбор места для гаража — непростая задача. Очень хочется, чтобы было удобно им пользоваться, но при этом чтобы постройка не портила внешний вид участка. Сразу надо определиться будет он отдельно стоящим или пристроенным к дому или другому зданию на участке.
- Отдельно стоящий. Этот вариант выбирают в том случае, если дом уже построен и/или форма участка такова, что подъездные пути занимают слишком много места. В этом случае имеет смысл вынести постройку ближе к въездным воротам, или сделать так, чтобы ворота гаража открывались прямо на улицу.
- Являющиеся частью постройки. Это может быть дом или хозблок, а сам гараж может строится вместе с зданием, или пристраиваться позже. Хорош в том случае если дом построен близко к границе участка. Привлекателен тем, что нет необходимости думать о том, как его отапливать и тянуть дополнительные коммуникации.
При самостоятельном строительстве гараж чаще всего ставят отдельно, так как пристройка к уже существующему дому требует серьезных мер по усилению фундамента, а это точно недешево. Дешевле будет построить отдельно. Только при выборе места надо иметь в виду, что расстояние до соседского участка должно быть не менее 1 м, а вход на расстоянии не менее 10 метров от окон соседа. Также нормируется расстояние до ближайшего жилого дома. Оно должно быть более 9 метров, если дом из негорючего материала и 15 метров, если дом пожароопасен.
Ворота открываются прямо на улицу — один из неплохих вариантов
Размеры и конструкции
Сначала надо определиться для каких целей будет использоваться гараж. Если это только место стоянки, размеры можно делать впритык — к габаритам машины добавить по метру в длину и ширину. Этого для места стоянки хватит. Если в гараже будут проводиться еще и ремонтные работы, понадобится подъемник или смотровая яма, куча оборудования и запчастей, то размеры должны быть больше. Желательно оставить хотя-бы по метру по бокам и столько же впереди. Сзади по-прежнему достаточно полуметра. Если же гараж использоваться как мастерская или как клуб, размеры могут быть еще больше. Ограничения только в имеющихся площадях и бюджете на стройку.
С ямой или без
Самое важное — определиться будете делать яму или нет. От этого зависит как и какой будете делать фундамент. Можно сделать под гаражом подвал, а яма будет «входом» или только частью занятого пространства. Вариант привлекательный, но дорогостоящий и требующий больших объемов земляных работ.
Как сделать смотровую яму в гараже смотрите тут.
Второй вариант более экономичный: только яма глубиной 1,8-2 метра и шириной около 1 метра. Ширина такая оптимальна, а вот высота зависит от роста и лучше этот параметр выбрать индивидуально: глубина должна быть на 15-20 см больше вашего роста. Длинна ямы — порядка 2 м. Этого достаточно для осмотра любого легкового авто.
Пример строительства смотровой ямы
Еще проще реализуется пол в гараже без ямы. Тогда просто заливается монолитная плита без всяких сложностей.
Фундамент для гаража
Фундамент под гараж без ямы может быть любым, хоть ленточным, хоть свайно-ростверковым. Другой вопрос в том, что все равно придется заливать пол. А раз так, то проще уже сделать сразу монолитную армированную плиту и не делать сначала фундамент, а потом пол.
Ленточный — монолитный и сборный
Если решите делать ленточный фундамент, а грунты пучинистые и уровень грунтовых вод высокий, вам надо делать его ниже глубины промерзания грунта. В Средней Полосе это примерно 1,7-1,9 метра. На эту глубину копают траншею, ставят опалубку (ширина ленты не менее толщины стен). В него укладывают каркас из арматуры и все это заливают бетоном. После того как бетон достигнет 50% прочности, опалубку снимают и можно приступать к заливке пола в гараже.
Ленточный фундамент готов под заливку бетоном
В случае с песком и отсутствием близко подземных вод для гаражей делают сборный ленточный фундамент или мелкозаглубленный ленточный (высота ленты порядка 40-50 см). Сборный фундамент строят из готовых блоков. Соединяют блоки при помощи раствора, а ряды армируют, прокладывая прутками диаметром 10-14 мм (зависит от грунтов, материала стен и этажности гаража). Но такие фундаменты нормально стоят только на грунтах, не склонных к пучению: песках и супесях, причем с невысоким уровнем грунтовых вод.
Еще вариант — сделать ленту в уровень с грунтом и ее перекрыть железобетонными плитами. Такой вариант тоже хорош на песчаных почвах.
Подробнее про ленточные фундаменты и их типы можно прочесть тут.
Свайный или свайно-ростверковый
Экономичный фундамент, который почему-то редко используется под гаражи. Свайный в чистом виде под гараж не очень подходит — пол получается приподнятым над землей, но если сделать заезд, о можно и его использовать. Он и свайно-ростверкостверковый низким ростверком — отличный вариант для пучинистых грунтов (глина, Суглинки с высоким уровнем грунтовых вод).
Свая связывается с ростверком — это свайно-ростверковый фундамент
При изготовлении ссвайно-ростверкового по периметру копают неглубокий котлован в виде ленты (около 40-50 см глубиной). В ней с шагом в 1,5-2 метра бурят скважины ниже глубины промерзания грунта, в них вставляют опалубку (пластиковую трубу или свернутый в рулон рубероид). Внутрь опалубки ставят три-четыре прутка арматуры с выпуском на 70 см и заливают бетоном. После ставят опалубку на ленту и вяжут арматурный каркас для ленты, связывая ее с выпусками арматуры свай. И ее тоже заливают бетоном.
Подробнее о свайно-ростерковых фундаментах можно прочесть тут а в этой статье описаны сваи ТИСЭ.
Монолитная плита
Для любого типа грунта подходит монолитная железобетонная плита. По периметру она делается больше чем размеры гаража минимум на 30 см. Снимают грунт, копая котлован глубиной в 40-45 см. Выравнивают дно, насыпают слой гравия. Толщина его порядка 20-25 см. Гравий хорошо трамбуют, используя по возможности виброплиту.
По периметру ставят опалубку, на утрамбованную подсыпку кладут арматуру с шагом в 15-20 см (вдоль и поперек, получая клетку). Используют обычно 10-14 мм в диаметре, два яруса армирования, расстояние между которыми порядка 20 см. Все это заливается бетоном марки М 250 — М 300.
Сразу и пол и фундамент
Из чего делать стены
Чаше всего стены в гараже делают из строительных блоков. Это может быть ячеистый бетон (пеноблок и газоблок), а может с заполнителем из шлака или керамзита. Хороши они тем, что сами по себе теплые и с последующим отоплением гаража проблем не возникает: достаточно небольшой печки для того чтобы нагреть воздух до нормальных температур. Правда, при таком выборе необходима наружная отделка. Ее, как правило, делают такой же, как на доме или максимально похожей.
Вторая популярная технология строительства стен гаража — каркасная. Каркас делают из металлической профильной трубы или пропитанного антипиренами (снижающими горючесть добавками) деревянного бруса. Обшивка может быть любой — от листового металла до сайдинга (на металле), вагонки, имитации бруса, фанеры (влагостойкой) или ОСБ. Да, некоторые материалы горючи и их не назовешь надежными, но если нужен дешевый гараж, например для дачи, и только в качестве временной стоянки, то почему бы и нет.
О каркасном строительстве из древесины читайте тут, а в этой статье описаны металлокаркасные технологии.
Виды крыши
Проще и экономичнее всего сделать плоскую крышу с уклоном в несколько градусов. Для Средней Полосы минимальный уклон — 8°, но лучше хотя бы 10-12° — лучше сходит снег.
В случае с отдельно стоящим гаражом более высокой делается передняя стена и все осадки стекают/осыпаются назад. Это надо иметь в виду и не ставить там какие-либо предметы, не размещать постройки. Если гараж пристраивается к стене уже существующего строения, уклон делают в сторону от дома.
Пример стропильной системы двускатной крыши
Минус односкатной крыши для гаража — нет чердака. Плюсы — простое устройство и невысокая стоимость. Еще один положительный момент касается доработок: потом можно будет построить над гаражом мансардный этаж.
Двускатная крыша сложнее в реализации: требуется сборка стропильной системы и кровельного материала идет больше. Но — есть чердак и внешний вид более «цивильный». Достаточно часто можно увидеть над гаражом мансардный этаж. Помещение может использоваться как домик для гостей. Затраты на обустройство мансарды, конечно, больше чем на строительство обычной двухскатной крыши, но и дополнительно получается еще приличная площадь.
Изготовление двухскатной крыши описана тут (фотоотчет), об устройстве мансардных крыш читайте тут.
Ворота
Ворота для гаража могут быть распашными, откатными, подъемными. Распашные — самые простые и всем хорошо знакомые. При желании их можно автоматизировать (как читайте тут).
Откатные ворота можно сделать в том случае, если выезд из гаража находится в одной плоскости с забором, причем рядом есть свободный участок стены, длиннее на 1,5 метра чем ширина ворот. Чем они хороши — тем что в зиму их проще откопать.
Ворота с подъемным механизмом, пожалуй, самые удобные, но и самые дорогие. В самом простом варианте можно поставить рольставни. Если брать неавтоматизированные, они вряд ли будут слишком дороги. Роллетные планки ставят из металла потолще, цвет может быть любой.
Если хочется автоматизации, ставят пневматические подъемники, которые поднимают створку целиком. В том случае сразу надо разрабатывать проем двери и саму конструкцию гаража с учетом работы подобного механизма. Более удобны в этом смысле секционные модели. В сложенном состоянии они занимают меньше места. Но все они стоят прилично, хотя, безусловно, удобны.
Внутренняя отделка
Тип отделки стен гаража внутри во многом зависит от материала стен. Если это строительные блоки, то стены чаще всего штукатурят. Некоторые не особо обращают на красоту внимание и оставляют так как есть. Но в случае с некоторыми блоками их лучше-таки оштукатурить (неавтоклавный ячеистый бетон, например, или ракушняк с известняком) чтобы оградить от повышенной влажности.
Штукатурка — лучшая из отделок
Каркасные гаражи часто изнутри обшивают фанерой. Если гараж будет иметь постоянное отопление, использовать можно любую, если отапливаться будет от случая к случаю, или вообще никак — тогда нужна влагостойкая. Можно сделать обшивку любым листовым материалом — ГКЛ, например.
Подробнее о каркасной технологии строительства прочесть можно тут.
Отопление и утепление гаража
Если планируется использовать гараж круглый год, надо или стены сразу делать теплыми (из блоков с низкой теплопроводностью) или утеплять построенные по каркасной технологии. Материалы для утепления стандартны: минеральная вата, полистирол (экструдированный или обычный пенопласт). Есть еще вариант негорючего утеплителя, который в случае с гаражом просто отличный вариант — пенобетон малой плотности. Его можно заложить между стойками каркаса. Негорюч, недорог, хорошо держит тепло. Плохо только, что на него ничего не повесишь, но есть же стойки каркаса, вот на них и можно крепить.
Есть два типа организации отопления в гараже: постоянное и периодическое. Постоянное может быть отдельным или частью отопления дома. Если делать отдельно — это та же домовая система, только в меньшем объеме. Получается дорого и сложно: отдельный котел, который тоже надо обслуживать и контролировать.
Один из вариантов организовать отопление в гараже — дотянуть ветку из дома. Но тут тоже непросто: трубопровод, требующий хорошего утепления, большой объем земельных работ для его прокладки, причем, желательно не просто в землю, а в канализацию.
Периодическое отопление — печки типа буржуек и их модификации. Их топить можно дровами, всяким горючим хламом, которого обычно имеется достаточно. Но наиболее привлекательной выглядит мысль сделать печку на отработке — топлива вокруг полно, и задаром (или почти). Конструкции есть разные, описаны они с статье «Печь на отработанном масле своими руками«.
Этот тип отопления организовать проще всего: поставил печку и топи, но и комфорта меньше. Во-первых, тепло в основном возле печки, а во-вторых, приходите-то вы в холодный гараж и пока растопите, пока начнет он прогреваться…
Чертежи и схемы
Фотоотчеты со строительства
Часто суть технологических процессов по словесному описанию понять сложно, а вот рисунки или фото помогают уложить все по местам. Больше вопросов возникает о каркасных гаражах. Они получаются самыми дешевыми и строятся быстро. Несколько примеров приведем ниже.
Каркасный гараж из дерева
Гараж строился 4*6,5 м, с беседкой 4*2 м. Пиломатериалы завезены загодя, пропитаны антисептиком и сложены в проветриваемые штабеля — сушиться.
Материалы для строительства каркасного гаража
Фундамент сделан столбчатый. Ручным буром сделаны скважины глубиной 150 см, диаметр 35 см. В них выставлены гильзы из рубероида, вставлены три прутка пластиковой арматуры, залиты бетоном.
Бетонные сваи по буро-набивной технологии
Через две недели, когда бетон почти готов, начали ставить стены. Первой собрали нижнюю обвязку. Использован брус 150*100 мм. Обвязку установили с трех сторон, четвертая осталась открытой — тут будет въезд.
Проблемной оказалась связка с пластиковой арматурой. Не особо удачная идея: просверлить под нее дырки просверлили, а как дальше крепить — непонятно. Закрепили анкеры в бетон (по два на столб), а дырки с арматурой залили эпоксидкой. Помогут они или нет непонятно, но надеемся хоть как-то держать будет.
Нижняя обвязка
Далее над каждым столбиком (шаг 1,5 метра) ставили стойки. Их надо ставить строго вверх, без отклонений, иначе конструкция будет неустойчивой — появятся распирающие нагрузки. Начали с углов. Одну выставили, зафиксировали временными укосинами, потом прибили, перешли к следующей. По выставленным угловым ровняли остальные, не забывая проверять вертикальность (отвесом, так как уровень дает погрешность). Крепили на гвозди, усиливали металлическими монтажными пластинами.
Чтобы свободные концы нижней обвязки не разъезжались, их скрепили временно, доской.
Вертикальные стойки
После установки всех стоек внизу прикрепили лаги. Они придали жесткость, а она нужна, так как будем лезть вверх и крепить верхнюю обвязку.
Верхняя обвязка на месте
Далее собирали промежуточные стойки и укосины. Снова-таки для большей жесткости.
Продолжаем собирать каркас гаража
Вид с другой стороны
Когда все балки установлены и собраны, начинаем собирать стропильную систему. Крышу решено делать скошенную, причем она временная. Впоследствии гараж будет примыкать к дому (это первая постройка на участке).
Собираем стропила
Собрав нужное количество ферм установили на верхнюю обвязку. Фиксировали кусками досок к стойкам с двух сторон, потом забивали гвоздями, усиливали уголками на саморезах.
Устанавливаем стропила на крыше
Стропила тоже надо ставить точно вверх, иначе крышу зимой уведет. Потому насколько правильно стоит проверяли часто: перед тем как забить, и после….
Стропила снизу
Все на месте
После того как все установлены и закреплены, настелили обрешетку. На нее пошла доска 40*150 мм, укладывали с зазором 40 см.
Обрешетка, на не кровельный материал
На обрешетку набили профнастил.
Кровельный профнастил на крыше гаража
Начали делать зону крепления ворот. Установили балку вверху и по бокам.
Параллельно начали оформлять зону ворот
Ворота будут подъемно-поворотными. Под них внутри варится каркас, по которому они будут отъезжать. Из профильной трубы 25*50 мм варится рама ворот по размерам проема (с небольшим зазором).
Рамы подъемно-поворотной двери
Далее привезли ЦСП, началась обшивка каркаса. Листы резали болгаркой с алмазным диском. Режет хорошо, но много пыли.
Привезли ЦСП
Крепить листы надо с зазором около 10 мм. Для влажностно-температурного расширения.
Обшивка начата
Обшивка продолжается
Вид со стороны беседки
Это уже смонтированы ворота
Работы еще много, но в основном все готово. Внутри насыпали щебень, пока пол не заливали, но машину уже можно ставить, как и пить чай в беседке))
Гараж своими руками на ленточном фундаменте
Гараж на две машины (отдельные боксы) неотапливаемый. Строили на песчаной почве с низким расположением подземных вод. Потому фундамент мелкозаглубленный. Выкопали по периметру траншею, выставили опалубку, связали арматурный каркас. Все как обычно. Залили бетоном.
Лента, готовая к заливке
Внутри ленты вынули лишний грунт, выровняли котлован. Дно застелили геотекстилем и засыпали песком. Его пролили и утрамбовали (виброплитой).
Утрамбованный песок
Сверху уложили полиэтиленовую пленку (для гидроизоляции), уложили металлическую сетку и залили бетоном М300.
Сетка на пленке для армирования
Приехала бетономешалка
Высота стяжки — 10 см. Оставили на 2 недели схватываться. Затем начали ставить каркас. На сам каркас и стропильную систему пошли доски 50*150 мм, распорки и укосины сделаны из 100*25 мм.
Каркас для гаража из доски
В углах, поставлены дополнительные доски — для усиления. Также усилены стойки в местах крепления дверей и окон. Шаг установки !гуляет» — размеры небольшие, а надо то дверной блок, то оконный поставить. Остальные делил как получится, но больше 60 см не делал.
Сразу собиралась и стропильная система. Так как посередине проходили несущие балки, на них и опирали стропильные ноги. Их ставили а расстоянии около 50 см. Для усиления в местах крепления использованы монтажные металлически пластины и уголки. Их садили на саморезы, соединяли элементы каркаса длинным гвоздем.
Сверху на каркас набита ветрозащитная мембрана. На нее — обрешетка из дюймовой доски, шаг обрешетки около 50 см.
Ветрзоащитная мембрана по каркасу
Узлы стропильной системы
Крепление стропильных ног к верхней обвязке каркаса
После набивки мембраны и обрешетки начался монтаж наружной обшивки гаража. Это металлопрофиль на стены и ондулин на крышу. Сложностей никаких. Вырезаете по размеру, на саморезы крепите.
Обшивка профлистом стен по деревянной обрешетке несложна
Стены готовы, укладываем мембрану на крышу
Расстелив мембрану на крышу (начинать снизу, проклеивать стыки) и прибив обрешетку, монтируем ондулин. Его класть надо снизу, продвигаясь вверх.
Ондулин тоже монтируется без особых проблем
Дольше приходится возиться с подшивкой свесов. Они зашивались перфорированным сайдингом (остатки от строительства дома). Установлена ветровая доска из сухого дерева 145*20 мм, окрашена в белый цвет.
Много времени ушло на подшивку свесов
Установлены деревянные окна, покрашенные в белый цвет и дешевая китайская дверь, которая после будет заменена и поставлена в сарай. Углы обшиты деревянной доской 145*20 мм, окрашенной в тон кровельному материалу.
Почти итог: еще ворота и утепление
Был подготовлен въезд: с одной стороны при заливке фундамента была залита продленная лента (перепад высоты больше). С другой стороны подперли доской. Засыпали отсевом, утрамбовали. Въезд готов.
Въезд готов
Проверено, отсыпка нормальная
Последними установили роллеты. Сначала планировались подъемно-поворотные двери, но цена на них стала немилосердной, потому установлен более дешевый вариант.
Гараж готов
dekormyhome.ru
Как построить гараж своими руками
Несомненно, гараж нужен всем автовладельцам. Конечно, можно на время оставлять машину под навесом, но это не выход, потому что навес вряд ли защитит вашего «железного коня» от капризов погоды. Гараж — это «дом» для вашего автомобиля и гарантия того, что встав утром и выйдя из дома, вы найдете его в целости и сохранности. Гараж должен быть просторным и оборудованным, чтобы в нем можно было проводить работы по ремонту и обслуживанию автомобиля, удобным и теплым, служащим защитой от ненастной погоды.
Типы гаражей
Отдельно стоящий гараж
Гаражи в зависимости от их размещения делятся на три типа:
- встроенные в дом;
- пристроенные к дому;
- отдельно построенные.
Встроенный в дом
Встроенные в дом – это наиболее дорогие и трудоемкие в постройке гаражи, так они строятся вместе с домом. Однако их удобство состоит в том, что в них можно попасть, не выходя из дома, к тому же они не занимают отдельного места и отапливаются, как и весь дом, что не требует дополнительной прокладки коммуникаций.
Пристроенный гараж также очень удобен в эксплуатации. Он тоже отапливается вместе с домом, имея общую с ним систему водоснабжения и энергопитания. Но в отличие от встроенного, гараж такого типа занимает дополнительную площадь.
Третий вид гаражей — стоящие отдельно от дома. Они требуют прокладки коммуникаций: электрической сети, отопления и дополнительной площади. Располагать их лучше поближе к месту выезда с участка, чтобы не прокладывать дополнительные подъездные пути. Один из вариантов – это расположение гаража на уровне застройки участка, то есть в одну линию с оградой, таким образом, ворота гаража выйдут прямо на улицу. Как построить гараж своими руками?
Выбор места
Выбираем место
Выбирать место для постройки следует в соответствии с нормами строительства. Если строить гараж вровень с оградой, то его открытые ворота не должны мешать движению по проезжей части.
По противопожарной безопасности расстояние от гаража до ближайшего жилого дома не должно быть менее 9-и метров, либо 15-и метров, если этот дом покрыт полимерными материалами.
Согласно закону, строение должно располагаться на расстоянии не менее 1-го метра от соседнего участка, а вход в него — не ближе 10-и метров от окон соседнего здания.
Фундамент гаража
Заливка фундамента
Устройство фундамента Для отдельно стоящего гаража закладывается фундамент. Глубина фундамента выбирается от 50 до 70 см в зависимости от грунта – песчаного или глинистого соответственно, но в любом случае – ниже точки промерзания.
Чаще всего гаражи строятся на ленточном фундаменте, для которого роется траншея. При твердом грунте опалубка выставляется только для наземной части фундамента. Подземная его часть выполняется заливкой бетона прямо в траншею с предварительным армированием.
Стены гаража
Что касается стен, то для них можно использовать различные материалы – кирпич, блоки, монолитный бетон, профнастил, сэндвич панели и др. Если стены строятся из кирпича, то кладка выполняется в один кирпич. Штукатурить стены в этом случае нужно с обеих сторон — изнутри и снаружи. После оштукатуривания наносится финишное покрытие, в качестве которого используется облицовочная плитка или фасадная краска. Оба эти материала хорошо переносят воздействие влаги. Наружную отделку из дизайнерских соображений рекомендуется делать такой же, как и та, что была использована для дома и других строений на участке.
Гараж 4 на 6 метров панельно-каркасный
Пол гаража
Заливка пола
Сразу после закладки фундамента, еще до поднятия стен в гараже изготавливается пол. Для бетонного пола площадка гаража утрамбовывается песком, слой которого составляет 10 сантиметров, при этом необходимо выдержать уклон в 2-3 градуса в сторону ворот гаража для того, чтобы попавшая вовнутрь вода могла свободно вытекать за его пределы. После засыпки песка настилается гидроизоляционный материал, для этого можно использовать простой рубероид, поверх которого заливается бетонная стяжка, толщиной 15 см.
Для большей прочности и долговечности рекомендуется армировать пол арматурной сеткой. Марка бетона должна быть, как минимум, М300.
Для пола необязательно использовать бетон, можно обойтись и цементной стяжкой. Для этого на площадку засыпается перемешанный крупный и мелкий щебень и хорошо утрамбовывается, после чего заливается слоем цементного раствора в два этапа.
Первый слой заливается толщиной 4-5см. Через несколько дней заливается второй, более жидкий строительный раствор толщиной в 2-3 см. Сейчас широкое распространение в строительстве получили наливные самовыравнивающиеся смеси для пола. В качестве второго слоя можно использовать и этот сравнительно новый материал. В цементный пол нужно установить решетку для стока воды.
В целях пожарной безопасности пол желательно покрыть специальной краской или керамической плиткой. Перед покраской или отделкой бетонный пол обрабатывается грунтовкой, которая защищает его от проникновения пыли и препятствует образованию трещин. Наносить эти материалы нужно на чистое, сухое и ровное основание.
Крыша
Крыша гаража может быть двух видов:
- плоская или односкатная;
- двухскатная.
Плоская крыша делается из панели перекрытия, а двухскатная укрепляется на стропилах, которые опираются на стены гаража. При двухскатной крыше на стропила набивается обрешетка, поверх которой стелется гидроизоляционный материал и настилается кровля. Для этого могут быть выбраны любые кровельные материалы, самые эффективные из которых – металлочерепица и профнастил.
Видео
Процесс строительства гаража наглядно представлен в следующем видео:
kakpravilnosdelat.ru
основные этапы и советы начинающему строителю
Гараж является не только «домом» для автомобиля. Это место, где можно весело проводить время и даже ночевать при необходимости. Сделать его своими руками несложно. Поэтапный процесс рассмотрим подробно прямо сейчас.
С чего начинается строительство гаража?
Любое строительство начинается с проекта. В нем должны быть отображены следующие данные:
- Тип гаража (является ли пристройкой или отдельно стоящий)
- Назначение гаража (сколько машин будет внутри, бытовок)
- Габариты постройки
- Данные по крыше: площадь, угол наклона, технология возведения, материал кровли и т.д.
- Тип фундамента: ленточный, столбчатый или монолитный
- Тип облицовочного материала: сайдинг, вагонка и т.д.
- Схема гаража
- Материал стен: пеноблоки, кирпич, дерево, железная конструкция, обшиваемая профлистом или иным материалом
Зачастую материал для стен и материал для ворот выбирают разный. Гаражные ворота из профнастила можно установить на гараж, например, из пеноблоков или кирпича. Профнастил – универсальный материал, который используется не только для кровли, а также и для забора. Кованые ограды с использованием профнастила являются надёжными и доступными в финансовом плане. Подробнее о монтаже забора из профлиста своими руками читайте здесь. Профнастил достаточно простой в монтаже.
Какой материал предпочтительнее для гаража?
Какой материал выбрать – ваше личное желание. Хотите сэкономить – установите металлическую конструкцию и хорошо утеплите ее. Хочется постройку понадежнее, стройте из кирпича и газосиликатных блоков.
Гараж из дерева
Построить деревянный гараж своими руками просто и недолго. Преимущества такой постройки в том, что она имеет малый вес, быстро возводится и демонтируется, отвечает нормам экологической безопасности, обходится недорого. Недостатки дерева в том, что оно легко загорится в случае нештатной ситуации, его поражает грибок, портят насекомые. Также дерево подвержено разбуханию от воздействия влаги. Решить эти проблемы можно путем использования специальных защитных составов, гидро- и пароизоляции.
Металлический гараж
Металлический гараж – удобная конструкция хотя бы тем, что ее без труда можно транспортировать с места на место. В экономическом плане строительство этого типа гаражей тоже выгодно. Металл – прочный материал, который прослужит долгое время, но если его не изолировать от воздействия влаги, начнет ржаветь.
Недостаток металлического гаража в том, что внутри него воздух часто становится влажным при постоянно изменяющейся температуре, что отрицательно сказывается на стоящем внутри него автомобиле. Его кузовная часть тоже быстрее начнет ржаветь. Еще один минус такого гаража – быстрое улетучивание тепла.
Кирпичный гараж
Кирпичный гараж выглядит по особенному, он простоит не одно столетие при соблюдении технологии кладки, ему не страшен огонь и вредители. Но к недостаткам такого строения можно отнести сложность строительства и большие денежные затраты. Зато и продать гараж можно будет дороже.
Гараж из газосиликатных блоков
Газосиликатные блоки на порядок больше обычного кирпича, поэтому на строительство гаража уйдет немного времени. Газосиликаты хорошо сохраняют тепло внутри постройки, изолируют шумы, морозостойки, экологически чисты.
Какой фундамент делать для гаража?
Для гаража чаще делают ленточный, столбчатый и монолитный фундаменты. Столбчатый подразумевает под собой установку бетонных столбиков по периметру стен будущего дома. Расстояние между ними – полтора-три метра. Оно зависит от тяжести будущей постройки. Столбчатый фундамент наиболее эффективен на участках с пучинистым грунтом.
Возводится столбчатый фундамент в основном под легкие гаражи. Между столбами укладывают обвязочные брусья, а между ними – напольные балки перекрытия. С экономической точки зрения столбчатая конструкция дешевле ленточной в полтора-два раза.
Ленточный фундамент (разновидность монолитного) закладывают под тяжелые постройки. По периметру будущих стен вырывается экскаватором или вручную траншея определенных размеров (глубина ленточного фундамента может быть от 50 см до 1,5 м), в нее насыпается песчаная подушка, которая обязательно гидроизолируется, затем делается опалубка, укладывается арматура и поверх всего этого заливается бетон. Через неделю опалубку снимают и фундамент гидроизолируют.
Делать ленточный фундамент сложнее столбчатого.
Монолитный фундамент (сплошное основание) самый дорогостоящий, так как на него уходит много строительного материала. Монолитный фундамент заливают на просадочных и пучинистых грунтах.
Заливка осуществляется в следующем порядке:
- Роют котлован, на его дно насыпают небольшой слой песка
- Укладывают гидроизоляцию, наливают малый слой бетона
- Поверх укладывают арматуру для придания основанию большей прочности, и котлован полностью заливают раствором бетона
Разметка участка и заливка фундамента
Материал гаража выбран, тип фундамента тоже, начинают размечать участок. Для этого используют колышки и капроновую нитку. Колья вбивают в землю по периметру будущего здания и между ними натягивают капроновую нить. Далее подготавливают место под фундамент: роют котлован (монолитная плита), траншею (ленточный фундамент) или бурят отверстия под столбы. Если в гараже нужна смотровая яма, ее обустраивают заранее. Когда котлован вырыт, делают его заливку, не забывая про армирование, опалубку и т. д.
Возведение стен
После заливки фундамента останавливают работы до того момента, пока бетон полностью не затвердеет. Далее приступают к возведению стен. Рассмотрим вариант, когда используется ленточный фундамент и в качестве материала стен используют газосиликатные блоки.
Итак, фундамент затвердел, между ним и первым рядом кирпичей надо уложить рубероид для гидроизоляции стыков. В противном случае грунтовые воды будут проникать в стены, разрушая их. Кладку блоков производят на специальный строительный клей, резать их можно болгаркой или ручной пилой.
Кладка первого ряда начинается с угла. Поверх гидроизоляции наносят клей, затем на него выкладывают блоки, плотно прижимая их друг к другу. Края кирпичей также промазывают. При помощи резинового молотка блоки выравнивают по уровню. Когда клей затвердел, силикаты обрабатывают теркой и удаляют с них пыль.
Второй ряд выкладывают с противоположного угла. Важно ставить блоки так, чтобы их вертикальные швы были немного смещены друг относительно друга. Так удается добиться большей прочности стены. Через каждые четыре выложенные ряда надо делать армирование. Для этого на поверхности блоков штробят пазы, заполняют их кладочным раствором и поверх монтируют арматуру. Таким образом, выкладывают все ряды, оставляя место под ворота.
Перед кладкой первого ряда из пеноблоков можно сделать цоколь из обычных кирпичей, уложив их в два ряда по вертикали и горизонтали.
Построить гараж из пеноблоков своими руками может и тот, кто не имеет опыта в строительстве. Главное – это соблюдение всех вышеописанных правил. Пеноблок является отличным материалом. Он имеет хорошие теплоизоляционные свойства, а также ему не страшен огонь.
Один из минусов пеноблоков – это неэстетичный внешний вид. Стены из пеноблоков нуждаются во внешней отделке. Для этого подойдёт виниловый сайдинг под бревно, о котором читайте здесь. О том, как рассчитать сайдинг, написано в этой статье. Любая постройка с обшивкой из винилового сайдинга под бревно будет иметь такой вид, как будто она сделана из дерева.
Как построить крышу гаража своими руками
Крышу гаража проще всего сделать односкатной. Это быстрее и дешевле. Сначала надо установить мауэрлаты на противоположные стены, проложив между ними слой гидроизоляции и закрепив их при помощи длинных кусков арматуры или анкеров. Между мауэрлатами останется только уложить брусья (стропильные ноги), закрепить их любым способом (врубка, металлические уголки, прочие методы), сделать поверх обрешетку и смонтировать на нее кровельный материал. Затем можно приступать к монтажу ворот. В принципе их можно установить до монтажа стропил своими руками.
Видео о том, как построить гараж своими руками
Фундамент для гаража
Устройство и монтаж гаража
Как построить каркасный гараж своими руками
megabeaver.ru