Как сделать самодельный плуг для мотоблока своими руками: чертежи, размеры
Для тех, кто владеет небольшим участком земли (20-40 соток) и активно занимается земледелием, например, выращивает картофель или другие культуры, серьезным помощником в работе является мотоблок. Оснащенный набором навесного оборудования, его можно использовать для вспашки и рыхления почвы, посадки и уборки картофеля, моркови и др. С помощью мотоблока можно скосить траву, убрать снег, перевезти небольшой груз. Навесное оборудование можно приобрести в магазине, но домашнему умельцу, имеющему в арсенале доступные инструменты, по силам будет изготовить некоторое оборудование самостоятельно, включая плуг. Если вы решились изготовить плуг для мотоблока своими руками, рассмотрим их конструкции, а также какие из них можно сделать самостоятельно.
Виды плугов
При комплектации мотоблоков применяют плуги трех разновидностей, все из них имеют свою область применения:
- однокорпусные и двухкорпусные;
- поворотные или оборотные;
- роторные.
Однокорпусные модели
Однокорпусные агрегаты – наиболее простые по конструкции. Они имеют только один лемех и применяются при вспашке легких грунтов на обычных садовых участках, составляющих большую часть земель. Для вспашки тяжелых грунтов и целины такой плуг не подойдет, здесь потребуется более мощная конструкция.
Двухкорпусный плуг представляет собой две скрепленные рамы с лемехами. Применяется для обработки различных видов почв и для первичного вспахивания целинных земель. Одновременно сможет выполнять вспашку и боронование, обеспечивает наилучшее качество возделывания почвы.
к содержанию ↑
Оборотные плуги
Оборотные плуги отличаются по форме лемеха, напоминающего перо. Лемех с загнутой верхней частью переворачивает грунт. Рекомендуется для вспашки твердого, жесткого грунта. Плуги такого вида совместимы с мотоблоками среднего и тяжелого классов, например МТЗ. Название свое получили от устройства, поворачивающее лемех при изменении направления вспахивания, что удобно для участков большой длины. Направление отвала почвы сохраняется.
к содержанию ↑
Роторные плуги
Роторные модели отличаются от других конструкций: агрегат состоит из набора изогнутых лемехов, которые взрыхляют почву, помещенных на оси, приводимой в действие валом отбора мощности агрегата. Глубина вспашки почвы роторным плугом составляет 25-30 см, и не требует значительных усилий работников.
Ротационный плуг позволяет вести вспашку, меняя направления, что важно для обработки участков со сложными формами. Данная конструкция популярна среди дачников для обработки почвы со слоем дерна или насыщенной корнями. Роторные плуги совместимы со средними и тяжелыми мотоблоками.
к содержанию ↑
Отвальные и безотвальные
По наличию отвала плуги можно разделить еще на два вида:
- отвальные: конструкция таких плугов позволяет вспахивать почву, переворачивать вспаханный слой и разрыхлять его;
- безотвальные: предназначаются для взрыхления почвы в регионах с засушливой и ветреной погодой.
к содержанию ↑
Преимущества самодельных плугов
Изготовление самодельного плуга своими руками имеет ряд преимуществ перед использованием покупных. Его конструкция больше отвечает требованиям, соответствующим обрабатываемой почве: это угол овала, глубина вспахиваемого слоя, ширина вспахиваемого участка за один проход, а также эффект рыхления.
Плуг, изготовленный своими руками с учетом мощности двигателя, не создаст дополнительной нагрузки на мотоблок, исключит пробуксовывание колес и обеспечит оптимальный эффект вспашки. Применение качественного материала и соблюдение технологии позволит значительно увеличить срок службы. Изготавливая плуг, можно предусмотреть возможность крепления дополнительного оборудования для обработки почвы.
к содержанию ↑
Самодельный однокорпусный плуг
Наиболее простой, но одновременно и эффективной конструкцией плуга является однокорпусный.
Такая конструкция применима для производства ее собственными руками в домашних условиях. Для изготовления не потребуются специальные инструменты и приспособления, а также особые навыки, достаточно будет инструментов, имеющихся в мастерской домашних мастеров.
Лемех
Опыт хозяев, применяющих в своих полевых работах мотоблоки, оснащенные плугами, показывает, что лемех требуется периодически снимать, чтобы до начала работ его наточить. Выбирая материалы для изготовления лемеха, рекомендуем применить легированную сталь 9ХС, используемую при изготовлении циркулярных пил.
Может быть применена сталь 45, но ее потребуется закалить до твердости HRC 50-55. Не исключено применение обычных сталей, в том числе Ст.5, которые не подвергают закаливанию, но может быть доведена до нужного качества, если отбить кромку молотом и заточить ее.
к содержанию ↑
Отвал
Отвал плуга можно изготовить разными методами, рассмотрим некоторые из них, чтобы была возможность выбора наиболее удобного и доступного по материалам и стоимости.
- Отвал изготавливается из стального листа толщиной 3,0–4,0 мм. Для изготовления необходимы гибочные вальцы для придания отвалу изогнутой формы. Заготовку вырезают по шаблону, затем пропускают через вальцы и молотком доводят до требуемой формы.
- Сделать отвал можно, используя стальную трубу диаметром 0,55-0,6 м и толщиной стенки 4,0-5,0 мм. Заранее готовим картонный шаблон, накладываем его на трубу так, чтобы угол, образованный нижней гранью и горизонталью трубы, составил 20-30°. Контур обводится, вырезается с помощью газовой горелки, после этого обрабатывается наждаком или болгаркой. Если потребуется, можно исправить форму при помощи молотка.
- При изготовлении отвала можно использовать стальной лист, но форму придать можно после предварительного нагрева заготовки, изогнув ее по матрице, например, взяв отвал покупного плуга.
Вам может понадобиться информация про окучник для картофеля к мотоблоку или самодельная картофелекопалка.
к содержанию ↑
Сборка плуга
Начиная сборку, рекомендуется предварительно изготовить макет, используя плотный картон, склеивая отдельные детали под определенными углами. На представленных чертежах угол альфа на различных участках составляет 25-30°, угол гамма – 42-50°. Оценив полученный картонный образец, начинаем его изготовление из металла. Материал для корпуса выполнен из листовой стали толщиной 3,0 мм.
Чтобы выполнить сборку, воспользуемся аппаратом для сварки. Потребуется стальной лист толщиной 2-3 мм с габаритами 0,5х0,5 м. Воспользовавшись клиньями, установленными под углом 25°, на лист помещаем лемех и привариваем его к листу в двух местах. К лемеху вертикально стыкуем боковой щиток, расположив его внахлест на 5-8 мм. Щиток необходимо расположить выше лезвия лемеха (плоскости листа) на 0,6-1,0 см, чтобы свободно подрезать почву. Щиток прихватками присоединяем к лемеху и вспомогательному листу. Прикладываем к лемеху отвал так, чтобы получилась цельная конструкция. Угол между ножом лемеха и краем отвала необходимо установить 6-8°.
к содержанию ↑
Крепление лемеха
Схема крепления плуга представлена на чертеже.
В том случае, если какой-нибудь из углов или поверхности не совпадут или не будут отвечать рекомендованным, деталь потребуется подправить молотком. Подогнав отвал и лемех, привариваем их, после этого отвал прихватками скрепляем с боковым щитком. Свариваем боковой щиток сначала с распорной планкой, после этого с пластиной, расположенной в основании, теперь к ней привариваем упорный уголок лемеха. Весь агрегат осматриваем, и теперь потребуется тщательно проварить швы, затем отделить от вспомогательного листа. Выполнив сборку, швы требуется тщательно очистить болгаркой, а поверхности, которые будут контактировать с грунтом, зашлифовать.
к содержанию ↑
Оборотный плуг
У оборотного плуга имеется отличие – наличие механизма поворота, переворачивающего лемех при проходе соседней борозды в обратном направлении. Перевернув лемех, пласты почвы будут переворачиваться в том же направлении, что и предыдущие. Поворотный механизм позволяет выполнять вспашку быстрее, чем при использовании обычной конструкции.
У оборотной конструкции имеется три специфические плоскости: внизу горизонтальная плоскость полозка, боковая вертикальная и передняя отвальная. Снимаем лемех и отвал, устанавливаем на пол и прислоняем их к стенке, нижняя горизонтальная плоскость полозка должна совпасть с горизонтальной линией пола, а стена с боковой вертикальной плоскостью полозка.
Чтобы отрегулировать плуг, необходимо нижнюю грань лемеха опустить на 1,0–4,0 см ниже плоскости полозка. Боковые режущие грани лемеха и отвала должны лежать на одной линии и выступать на 1 см от вертикальной линии полозка.
Рабочая поверхность лемеха должна совпасть с отвалом без каких-либо зазоров, на них не может быть выступающего крепежа и их требуется тщательно отполировать.
После окончания вспашки все рабочие части необходимо очистить и промазать технической смазкой, чтобы исключить коррозию при хранении до следующего сезона.
к содержанию ↑
Купить навеску и прицепное к мотоблоку в интернет-магазинах
Как прицепить плуг к мотоблоку
Перед установкой плуга потребуется заменить колеса специальными с грунтозацепами для повышения проходимости по пахоте. Затем присоединяют плуг к навесному устройству мотоблока. Во время установки крепления не должны затягиваться полностью для обеспечения регулировки. Фиксируют агрегат на крепежной серьге мотоблока с помощью двух стальных стержней.
Регулировку плуга необходимо производить, соблюдая все правила, что влияет на качество вспашки. Устанавливают колеса мотоблока на специальные опоры и выполняют его регулировку. Высота опор равна глубине вспахивания и составляет 15-20 см при проведении работ весной на влажном грунте или 20-25 см. С помощью регулировочных болтов выставляют «пятку» плуга параллельно земле.
Теперь можно снять плуг с опор на землю, ручки управления выставляются по высоте пояса работника. Затем проверяют настройку контрольным вспахиванием нескольких борозд. Замеряют, на какую глубину произведена вспашка, качество отвала почвы и расстояние между соседними бороздами. Если расстояние больше или меньше 10 см, регулировку необходимо повторить.
Самодельный плуг для мотоблока своими руками
При покупке мини-трактора для обработки небольшого земельного надела в комплектацию зачастую не входят все элементы навесного оборудования, поэтому их приходится приобретать отдельно. А цена любых запчастей в розницу значительно выше и зависит от производителя и качества.
Оборудование, удовлетворяющее всем требованиям хозяйственника, не всегда есть на рынке. Поэтому оптимальный вариант — изготовить самодельный плуг, который при этом обойдется значительно дешевле заводского оборудования, порой сомнительного качества.
Разновидности и устройство плугов
Чтобы самостоятельно сделать плуг, нужно хорошо знать его конструкцию и функции его отдельных элементов. Обычно на частных земельных участках используется пахотное навесное оборудование общего предназначения. В конструкции такого плуга можно выделить две основные части: рабочая и вспомогательная.
К рабочим элементам оборудования относятся:
- Корпус, который включает стойку и полевую доску. К стойке прикрепляются отвал и лемех.
- Нож — основной режущий элемент распашника.
- Предплужник — дополнительный режущий элемент навесного приспособления, предназначенный для среза верхнего слой грунта (дерна).
Вспомогательные элементы конструкции:
- Рама — основание, на котором крепятся все остальные детали плуга. В ее конструкцию входят продольные брусья, распорки, балки жесткости.
- Опорное колесо (высоту его монтажа можно регулировать).
- Навеска — специальное приспособление, при помощи которого навесное оборудование можно прицепить к трактору мтз или мотокультиватору.
Плуг с предплужником для мотоблока
Предплужник предназначен для снятия верхнего слоя грунта при распашке земельного участка. Он переворачивает пласт грунта с сорняками, укладывает его на самое дно борозды, выполненной корпусом, который оснащен специальными приспособлениями. Он обрезает и переворачивает часть почвы со стороны борозды. Одновременно корпус с оснасткой разрыхляет почву и равномерно распределяет ее поверх слоя с сорняками, уложенного предплужником. Для выравнивания стенки борозды плуг оснащается специальным ножом, который монтируют перед крайним корпусом навесного оборудования.Виды и устройство корпуса
Плуги подразделяются в зависимости от количества корпусов на одно-, двухкорпусные и многокорпусные устройства.
В конструкцию корпуса входят следующие детали:
- стойка;
- полевая доска;
- лемех;
- отвал.
От последних двух элементов конструкции зависит вид и качество вспашки земельного надела. Лемех подрезает почвенный слой, который по нему далее поднимается по направлению к отвалу, затем переворачивается и крошится. От конструкции отвала зависит угол разворота земельного пласта. Снизу корпуса смонтирована полевая доска, которая предотвращает смещение плуга по направлению вспаханной земли.
Если вас интересует, как изготовить плуг своими руками, чертежи его конструкции стоит подбирать, основываясь на типе обрабатываемой почвы этим навесным оборудованием для трактора мтз или мотокультиватора.
Варианты корпусов для плуга:
- Отвальный — предназначен для вспахивания земли с полным или частичным разворотом почвенного слоя. Устройства подобной конструкции одновременно способствуют удобрению почвы, так как с их помощью срезается верхний земельный слой с растительностью, которая попадает на дно борозды, присыпается грунтом и со временем перегнивает. Благодаря рыхлению почва насыщается кислородом.
- Отвальный полувинтовой — предназначен для обработки целины, вспахивания слишком задерненного грунта. Такой инструмент крошит почву умеренно, но хорошо ее оборачивает.
- Культурный — предназначен для вспахивания давно обрабатываемых земельных участков. Такое устройство прекрасно крошит грунт, оборачивает его в средней степени.
- Винтовой — предназначен для обработки целины, оборачивает почвенный пласт полностью.
- Вырезной — предназначен для возделывания участков земли с незначительным пахотным горизонтом. При обработке земельного участка плугом с таким корпусом нижняя часть почвы разрыхляется, но наружу не поднимается. При этом верхний слой грунта срезается и отбрасывается на предшествующую борозду.
- Безотвальный — предназначен для обработки земельных участков в регионах с засушливыми климатическими условиями и риском ветровой эрозии. Устройство способствует сохранению в почве влаги.
- С почвоуглубителем — используется чаще всего для обработки малоплодородных земельных наделов. Инструмент разрыхляет подзолистый пласт, в результате чего толщина плодородной земли увеличивается.
- С выдвижным долотом — применяется для возделывания глинистого, суглинистого грунта, участков земли с обилием камней. Долото, которое устанавливается на стойке корпуса перед лемехом, защищает от повреждения режущую кромку.
- Дисковый — при помощи такого устройства возделываются земельные участки, перенасыщенные влагой. Инструмент прекрасно себя зарекомендовал при обработке почв с обилием корней.
Важно! Если вы планируете сделать плуг с опорным колесом для мотоблока в бытовых условиях, конструкцию корпуса рекомендуется подбирать в зависимости от типа грунта.
Выбор корпуса зависит от типа выращиваемой культуры. Корнеплодам необходима тщательно разрыхленная почва, для получения которой не один из выше перечисленных вариантов сельскохозяйственного навесного оборудования не подходит. В этом случае рекомендуется использовать комбинированную конструкцию. Корпус оборудуется укороченным отвалом, лемехом и ротором, который в процессе обработки земельного участка дополнительно измельчает грунт.
Конструкция отвала
Отвалы могут быть:
- Культурный — предназначен для давно обрабатываемых земель большой площади. Инструмент прекрасно размельчает слой грунта, полностью его переворачивает.
- Цилиндрический — применяется на легких грунтах. Прекрасно измельчает грунт, но переворачивает его не полностью. Остатки растительности при обработке земли равномерно перемешиваются с почвой.
- Винтовые (полувинтовые) — инструмент полностью переворачивает срезаемый пласт грунта, но плохо его размельчает. Растительность в процессе вспашки ложится вверх корнями. Поле после обработки отличается ярко выраженными «волнами», поэтому требует дополнительной вспашки перед посевной.
Важно! При выборе конструкции плуга необходимо учитывать значимый момент: лемех с отвалом должны быть практически одинаковой толщины (1 мм — допускаемая величина «ступени», не больше 0,5 мм — зазор между отвалом и лемехом).
Форма лемеха
Чтобы смастерить плуг своими руками, чертежи плуга для минитрактора нужно подбирать по типу обрабатываемого грунта и сложности самого приспособления. Для начала нужно определиться с конструкцией лемеха.
Лемех — деталь плуга, подрезающая пласт грунта. По лемеху грунт далее поднимается к отвалу. Для изготовления этого элемента конструкции плуга применяется закаленная сталь повышенной прочности. Сделать такой элемент конструкции распашника в бытовых условиях можно из обыкновенной стальной трубы.
Формы лемеха:
- Трапециевидная — проста в изготовлении, способствует получению ровного дна борозды. Но такая деталь довольно быстро изнашивается, возникают трудности при заглублении в грунт. Поэтому распашники с лемехом трапециевидной формы чаще всего применяют для обработки давно используемых почв. С обратной стороны детали оставляют небольшой запас материала для компенсации ее быстрого изнашивания.
- Долотообразный — предназначен для обработки тяжелых грунтов. Элемент конструкции оборудуется острым выступом. Такое приспособление позволяет распашнику быстрее, лучше заглубляться в землю, ровнее идти. Деталь также быстро изнашивается, поэтому для компенсации износа создается небольшой запас материала.
Из перечисленных вариантов лемеха наиболее востребованным является изделие долотообразной формы для оборотного плуга. Они считаются наиболее устойчивыми в процессе эксплуатации, плуг свободно заглубляется на нужную глубину.
Прежде чем сделать плуг ручной работы для мотоблока, нужно правильно подобрать схему конструкции навесного оборудования. Если имеется старый инструмент, можно сделать на основании его новые детали. Если же старый плуг отсутствует, можно воспользоваться для его изготовления чертежами Зыкова. Но обязательно нужно учитывать параметры сельскохозяйственной техники, на которой планируется дальнейшее применение самостоятельно изготовленного навесного оборудования.
Плуг для мотоблока своими руками
Для того чтобы выполнять определенную работу при обработке почвы на своем приусадебном участке, следует использовать специально предназначенное для этого сельскохозяйственное оборудование или инструмент. Если работать, используя ручной труд, можете столкнуться со слишком длительным сроком выполнения задачи, перерасходом сил.
Среди прочих решений следует выделить плуг. Многие задаются вопросом о том, что лучше — приобрести устройство в магазине или сделать его самостоятельно. Вы, возможно, выберете первый вариант, но иногда он не подходит для тех, кто хочет сэкономить. Кроме того, самостоятельно изготовленное приспособление вы всегда сможете подремонтировать или заменить вышедшие из строя части.
Вообще, плуги хороши еще и тем, что их можно устанавливать на мотоблоки. Такая техника отлично справляется с сельскохозяйственными задачами, а именно:
- пахотой;
- посадкой различных культур;
- покосом;
- посевом;
- окучиванием;
- выкапыванием картофеля, моркови, лука и пр.
Прежде чем изготовить плуг для мотоблока своими руками, вы должны выбрать конструкцию, которая может быть:
- оборотной;
- однокорпусной;
- роторной.
Рекомендации по изготовлению однокорпусного плуга
Такое устройство отличается простотой и возможностью исполнения одной из множества модификаций. Поэтому данный вариант является оптимальным для изготовления в домашних условиях. Однокорпусный плуг — это легкая конструкция, при изготовлении которой не понадобятся особое оборудование или специальные инструменты. Материал можно будет найти у себя в гараже или в сарае.
Если вы хотите изготовить плуг для мотоблока, следует воспользоваться опытом многих мастеров, которые утверждают, что устройство лучше сделать со съемным лемехом, чтобы перед началом пахоты можно было осуществить заточку.
Прежде чем изготовить режущую часть, вы должны подумать над тем, какой материал выбрать. Лучше подойдет легированная сталь 9ХС, которая ложится в основу дисков пил. Подойдет и 45-я сталь, которую следует довести до состояния твердости в HRC 55. Если у вас нашлась лишь обычная, например марки 3, которую нельзя закалить, ее режущую кромку отбивают на наковальне, а после затачивают. Тогда она будет приспособлена для резки почвы.
Изготовление отвала для плуга
Плуг для мотоблока должен иметь отвал, рабочей площади которого следует придать цилиндрическую форму. Если в наличии есть вальцы, то справиться с этой задачей вы сможете с легкостью. Заготовку для отвала, которая предварительно вырезается ножницами по металлу или с помощью газо-/электросварки, необходимо уложить на вальцы под углом в 20˚. Заготовка должна быть изогнута, а после с помощью тяжелого молотка вы сможете доработать ее до необходимой формы, следуя шаблону.
Альтернативный вариант изготовления отвала
В качестве заготовки может выступить стальная 600-мм труба, толщина стенки которой составляет 5 мм. Сначала вы должны изготовить из плотного картона шаблон, который после прикладывается к трубе, чтобы нижняя кромка шаблона составила с кромкой трубы угол в 23˚. С помощью лемеха нужно будет очертить линию отвала, а после, используя газовую сварку, следует вырезать заготовку и обработать ее наждаком. При необходимости заготовку можно довести до формы отвала по шаблону с помощью молотка.
Третий способ изготовления отвала
При изготовлении отвала плуга для мотоблока по данной технологии вы должны будете приложить чуть больше усилий. Заготовка на первом этапе помещается в горн для нагрева. Ее отбивают по матрице молотком. Образцом может выступить отвал из другого плуга. Для изготовления рамы плуга можно использовать 3-миллиметровый лист стали, марка которого может варьироваться от 3 до 10.
Сборка устройства
Составляя чертеж плуга, вы должны будете изобразить следующие узлы:
- щиток боковой стойки;
- стойку;
- лемех;
- распорную пластину;
- полевую доску.
Лемех изготавливается из легированной стали. А вот щиток можно выполнить из стали марки Ст3. Это же касается распорной пластины и пластины для основания. Роль полевой доски будет выполнять уголок с полкой на 30 мм. Что касается стойки, то в ее основе будет 40-мм труба. Из плотного картона необходимо сделать все части устройства, после их соединяют между собой с выдержкой нужных углов. Если картонная модель устроит по всем параметрам, можно начинать работу с металлическими заготовками.
Выполняя плуг для мотоблока своими руками, вы должны будете использовать вспомогательный стальной лист квадратной формы со стороной в 500 мм. Его толщина должна составить 3 мм. В качестве инструмента следует подготовить аппарат для сварки. Используя клинья с углом 25˚, следует уложить лемех на вспомогательный лист. С двух сторон после этого детали прихватываются точечной сваркой.
Боковой щиток стойки стыкуется с лемехом плуга в вертикальном положении таким образом, чтобы край заходил на край лемеха. Нахлест должен составить 7 мм. Боковой щиток следует поднять выше по отношению к лезвию лемеха на 10 мм. При этом важно учитывать, что лемех должен разрезать почву.
Отвал после этого прикладывается к лемеху, чтобы не было зазора. Детали должны образовывать одно целое. Между верхним краем отвала и лезвием лемеха угол должен составить примерно 7˚. Составляя чертеж плуга для мотоблока своими руками, вы должны предусмотреть крепление лемеха, который будет состоять из нескольких деталей, а именно:
- винта;
- отвала;
- гайки;
- пластины;
- основания уголка.
Винт должен иметь потайную головку. Что касается уголка, следует взять два; один из которых будет иметь полку на 30, другой — на 90 мм. Если перед вами стоит вопрос о том, как сделать плуг для мотоблока, то вы должны знать, что при сборке можете обнаружить, что края или углы не совпадают. Овал при этом дорабатывается большим молотком. После подгонки отвала к лемеху сзади следует прихватить его точечной сваркой, используя тот же принцип, что и с боковым щитком. Последний приваривается к пластине основания и распорной планке. У основания к пластине необходимо укрепить уголки для упора.
После этого инструмент осматривается, затем его можно обварить капитально. Вспомогательный лист после этого удаляется, ведь он использовался для сборки. Отделить его от корпуса можно болгаркой или зубилом. В первом случае используется отрезной круг. Уголки упора свариваются с пластиной основания на следующем этапе. После завершения сварочных работ следует зачистить швы, а поверхности отвала и лемеха обработать наждачкой.
Изготовление оборотного плуга
Оборотный плуг для мотоблока можно назвать универсальным устройством. В основе лежит ручной механизм, который является частью одинарной стандартной сцепки. Известно, что во время пахоты за один проход пласт земли переворачивается лемехом лишь в одну сторону. Поэтому оператору приходится переходить к началу, чтобы почва переворачивалась в нужную сторону в следующем ряду. Приходится начинать с той же стороны участка. Для этого и нужен оборотный плуг для мотоблока, своими руками вы сможете выполнить его довольно просто. С помощью данного приспособления вы будете выполнять пахоту территории гораздо быстрее. В конце ряда нужно будет повернуть лемех в обратную сторону, продолжив обработку почвы.
Рекомендации по изготовлению оборотного плуга
Первоначально необходимо изготовить раму, для которой используется металлическая труба. Ее сечение может быть равно 52 x 40 мм. Толщина стенки должна составить примерно 7 мм. Для вилки нужно срезать широкие стенки рамы, которые располагаются друг напротив друга.
На раме после этого отмечается середина, где будет находиться поперечная траверса. Туда же привариваются стойки, которые имеют функцию проушин. Туда фиксируется дышло. В передней части рамы образуется отверстие, которое следует заварить наглухо, чтобы исключить попадание грязи.
Размеры плуга
Оборотный плуг состоит из нескольких основных плоскостей, как то:
- передней отвальной;
- нижней горизонтальной;
- боковой вертикальной.
Если после снятия отвала и лемеха плуг уложить сверху на стол, крышка стола должно совпасть с горизонтальной нижней плоскостью, тогда как вертикальная стена будет совпадать с вертикальной боковой плоскостью.
Качественным считается тот плуг, у которого нижний режущий край лемеха ниже горизонтальной нижней плоскости на 20 мм. Прежде чем приступать к работам своими руками, размеры плуга для мотоблока необходимо определить. Среди прочих параметров следует выделить еще и соотношение бокового режущего края лемеха с боковым режущим краем отвала.
Отвал и лемех не должны выступать за вертикальную боковую плоскость больше, чем на 10 мм. Еще одним условием является соединение передней плоскости лемеха с отвалом в одной плоскости. Зазоров при этом быть не должно. Выступающие крепежные элементы не должны торчать.
В заключение
Размеры плуга для мотоблока выбираются индивидуально, но существуют некоторые параметры, которых следует придерживаться. Например, боковые кромки лемеха должны иметь углы от 10 до 20˚. Боковая режущая кромка отвала при этом может быть закругленной. Еще одним условием, которое следует соблюсти при выборе параметров для плуга, выступает ровная тыльная сторона лемеха. С плоской поверхностью плуга этот элемент должен составлять 15-20˚.
Делаем оборотный плуг для мотоблока, чертежи, фото, регулировка
Оглавление:
Как сделать оборотный плуг для мотоблока
Чтобы понять, что такое оборотный плуг,и как сделать оборотный плуг для мотоблока, давайте рассмотрим процесс вспашки — обычное переворачивание земли, т.е. то, что было внизу оказывается наверху, и наоборот.
После прохождения плуга по земле остается борозда, разделяющая площадь на вспаханную и нет. В зависимости от направления, плуг переворачивает землю либо налево, либо направо. Есть минусы при работе на небольших участках земли. Когда пашут в свал, при развороте трактора получается небольшой холмик.
А когда пашут вразвал — посередине получается борозда. В итоге огород получается неровным. Чтобы этого избежать, при использовании мотоблока или трактора стараются пятиться назад и пахать заново. Но происходит холостой ход, ведь, когда трактор едет в одну сторону, он пашет, а в другую нет. Для решения этой проблемы, были придуманы разные оборотные плуги. Конструкций таких плугов достаточно много, но при их использовании существенно экономится топливо, время и работать становится удобнее.
Устройство оборотного плуга к мотоблоку
Рассмотрим устройство оборотного плуга к мотоблоку на конкретном примере.
Плуг предназначен для крошения и оборота пахотного слоя, и рекомендуется к использованию на почвах, которые уже обрабатывались.
Основные характеристики плуга
- Глубина вспашки 20см;
- Ширина лемеха (захвата) 22 см;
- Для настройки глубины вспашки в стойке сделаны 3 отверстия;
- Высота 76 см;
- Ширина 32 см;
- Длина 48 см;
Плуг присоединяется к мотоблоку при помощи соответствующей сцепки.
Плуг должен быть отрегулирован так, чтобы боковая грань полевой доски при работе располагалась параллельно направлению движения, т.е вдоль стенки борозды. А образованный режущей кромкой лемеха, каблуком и нижней гранью полевой доски опорный треугольник, должен находиться в горизонтальной плоскости.
Для того, чтобы настроить глубину вспашки, нужно отрегулировать в вертикально-продольной плоскости угол наклона корпуса плуга. Для этого используют дополнительные отверстия в скобе минисцепа и стойке плуга, или же регулировочный винт сцепки.
Во время работы можно корректировать правильность установки плуга. Конструкция данного оборотного плуга позволяет отваливать слой почвы в одну сторону, как при прямом, так и при обратном ходе. Чтобы сменить корпуса оборотного плуга, достаточно повернуть его на 180°вокруг оси, и зафиксировать в рабочем положении. Прежде чем начать работать с плугом, нужно оснастить его грунтозацепами, для обеспечения надежного сцепления привода агрегата с обрабатываемым грунтом.
Техника безопасности при работе с оборотным плугом
Перед началом работы проверьте надежно ли затянуты все резьбовые соединения. Удалите все посторонние предметы с обрабатываемой территории. Во время маневрирования агрегата с установленным плугом, а так же при движении задним ходом, соблюдайте особенную осторожность. Во избежание травм, которые можно получить от выступающих острых углов и кромок, во время работы соблюдайте безопасное расстояние до орудия.
Используйте защитные перчатки при обслуживании орудия. Если вы закончили работу, нужно произвести очистку плуга. Все детали и резьбовые соединения, которые не имеют лакокрасочного покрытия, нужно обработать смазкой. Хранить плуг необходимо в закрытом помещении.
Оборотный плуг для мотоблока своими руками чертежи и описание
Если в данном виде деятельности отсутствует какой-либо опыт, сначала необходимо проконсультироваться со специалистом, чтобы понять основные сложности процесса.
Каждая разновидность плуга имеет свои особенности конструкции. Наиболее простую конструкцию имеет однокорпусный плуг, и это оптимальный вариант для новичков, которые не имеют в этом деле соответствующих навыков.
Вверху корпуса оборотного плуга имеется загнутое перо, что позволяет обрабатывать переворачиваемый пласт земли. Поэтому данное изделие оптимально при обработке твердой почвы.
В процессе изготовления такой конструкции, очень важно соблюдать все инструкции и внимательно соблюдать параметры чертежа. Допущенная малейшая неточность, существенно скажется на характеристиках изделия, и во время эксплуатации негативно проявится в результатах работы.
Для изготовления плуга нужно использовать сталь толщиной 3-5 мм. Первым изготавливается лемех. Он должен быть съемным. Режущую часть нужно отбить на наковальне и заточить.
Следующим делают отвал.
В качестве заготовки используют трубу, диаметром полметра, с толщиной стенок 5 мм. Газовой сваркой по шаблону вырезают заготовку отвала, и подвергают шлифованию болгаркой. После изготовления этих двух деталей, из стали толщиной 2-3 мм изготавливается корпус плуга и собирается конструкция.
Регулировка и настройка плуга для мотоблока
После того, как плуг сделан, нужно его настроить. Но перед этим, необходимо настроить мотоблок. После того, как вывезли мотоблок, на поле, обязательно снимаются колеса с резиновыми покрышками, и меняются на колеса, которые оснащены грунтозацепами.
В противном случае во время вспахивания мотоблок с оборотным плугом начнет буксовать из-за сопротивления грунта. Затем плуг для мотоблока крепится к навесному устройству. Для регулировки устройства гайки на креплении полностью не затягиваются. После чего, используя два металлических штыря, фиксируем агрегат с крепежной серьгой мотоблока. От максимально правильной настройки напрямую зависит качество вспашки.Основные этапы регулировки плуга
Для проведения балансировки, мотоблок устанавливают колесами на специально подготовленные подставки. От высоты этих подставок зависит глубина вспахивания. Для зимней обработки грунта высота подставок составляет 20-25 см, для весенней обработки — примерно 15-20 см.
Используя регулировочное болты, нужно выставить угол наклона плуга. Следим за тем, чтобы «пятка» плуга сохраняла параллель с поверхностью грунта.
После закрепления плуга, мотоблок ставится на грунт. Ручки управления выставляются по высоте поясницы пахаря.
На последнем этапе оцениваем правильность настройки плуга экспериментальным методом.
Вспахиваем две-три борозды, и определяем глубину среза, дистанцию между гребнями и качество отвала грунта. Если же между бороздами дистанция будет более 10 см, или же они будут перекрываться, то повторяем регулировку.
Оборотный плуг для мотоблока фото подборка
Фото 1. Оборотный плуг спереди и сзади
Фото 2. Пластинчатый оборотный плуг для мотоблока
Фото 3. Оборотный плуг с мотоблоком