Как вести себя в общественном транспорте
Инструкция
Перед посадкой в общественный транспорт сначала дождитесь, когда все выходящие пассажиры покинут салон. Пропустите вперед пожилых людей и пассажиров с детьми и помогите им: поднимите на ступени сумки или коляску.
После посадки займите удобное место, если вы едете недалеко — не стоит проталкиваться через весь салон. Во время поездки крепко держитесь за поручень, но таким образом, чтобы не мешать окружающим. Держите сумку в зоне видимости, не облегчайте жизнь карманным ворам. Если у вас с собой крупногабаритные вещи, поставьте их где-нибудь так, чтобы они не мешали окружающим. Рюкзак нужно снять со спины, а зонтик — закрыть. Предметы с острыми краями, например — лыжные палки, должны быть зачехлены, чтобы не травмировать других пассажиров.
Во время поездки не читайте книги или газеты. Во-первых, вы будете занимать больше места и мешать окружающим, так как будете непроизвольно поднимать локти. А во-вторых, увлекшись интересной статьей или сюжетом романа, можете не заметить, как лишитесь кошелька.
Уступайте место тем, кто нуждается в этом — пассажирам с детьми и пожилым людям. Если вы разговариваете во время поездки, то делайте это тихо, чтобы не мешать окружающим. И конечно, нецензурная лексика в общественном месте — недопустима.
Не грубите людям, даже если вас толкнули. Вежливый человек извинится, а невоспитанного таким способом вы не научите, не уподобляйтесь «трамвайным хамам». У многих может быть плохое настроение, но это еще не повод, чтобы портить его окружающим.
Если вам нужно выходить — заранее приготовьтесь к этому моменту. Не спешите к выходу, расталкивая всех локтями. Вежливо попросите стоящих перед вами людей разрешения пройти к выходу, вас пропустят.
В общественном транспорте, как и в других людных местах, всегда ведите себя по отношению к окружающим так, как хотели бы, чтобы они вели себя по отношению к вам.
Разработка классного часа:»Как вести себя в общественном транспорте»
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА г.ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №105 г.ДОНЕЦКА»
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Разработка классного часа на тему:
Как вести
себя
в
общественном транспорте
Подготовила:
Классный руководитель 9 класса
Ефременко Я.А.
Донецк-2017
Разработка классного часа на тему:
Как вести себя в общественном транспорте
Дата: 04.09.2017г.
Цель: обобщить знания учащихся о правилах поведения в общественном транспорте.
Задачи:
— рассмотреть ситуации в транспорте;
— исправить ошибки неправильного поведения.
Ход урока
Учитель. Без транспорта жизнь современного человека представить невозможно. Вы каждый день пользуетесь каким-то средством передвижения, сталкиваясь с различными людьми. Поездка в транспорте — это всего лишь дорога из одного места в другое. Чтобы без происшествий пройти этот этап дня, нужно соблюдать определенные правила. Знаете ли вы, как нужно вести себя в общественном транспорте?
(Уч-ся отвечают)
Учитель. Давайте разберем основные ситуации в транспорте и определим правила поведения.
НА ОСТАНОВКЕ
Учитель. Первая и главная задача всех пассажиров — это стать этими самыми пассажирами. Представьте себе такую ситуацию: зима. Вы стоите на остановке целый час, ждете транспорт, а когда он подъезжает, кто-то забегает вперед вас и занимает последнее свободное место. Двери закрываются, и транспорт уезжает, а вы остаетесь на холоде. Наверняка, вы не раз были свидетелем подобной ситуации. Как поступить в такой ситуации? Конечно, уже ничего не поделаешь, раз двери закрылись и транспорт уехал. Но, чтобы таких ситуаций не было, многие люди уже устраивают очереди на остановках. Это неписаное правило, благодаря которому люди нашли оптимальное решение проблемы. Если вы пришли раньше, то и уехать должны раньше. Соблюдать очередность очень важно. Если кто-то лезет вперед, то вы его вправе остановить и сказать, что здесь соблюдают очередь. Все зависит только от добросовестности людей, которые стоят на остановке. Если все будут честны, то не будет лишней давки и можно будет спокойно дождаться своей очереди и не бояться, что кто-то вас опередит.
Существуют также правила, которые необходимо соблюдать при посадке в транспорт. Чтобы избежать толкотни при входе в троллейбус или автобус, лучше всего пользоваться второй и третьей дверьми, а вот при выходе — первой. Как вы считаете — почему?
Учитель. Кстати, входить в первую дверь могут только инвалиды, пассажиры с детьми и беременные женщины. Обычно в транспорте открывают все двери, поэтому лучше входить в задние и проходить через салон вперед, а выходить через передние, тем более, если в салоне отсутствует кондуктор и проезд оплачивается прямо водителю. Если вы будете входить через переднюю дверь, то столкнетесь с теми, кто уже выходит из транспорта. Такая давка создаст неудобства, как вам, так и другим пассажирам. Поэтому лучше через первую дверь не заходить. К тому же водители обычно ждут, пока поднимутся на задних площадках, так что попасть в транспорт вы сможете в любом случае.
ПОЕЗДКА НАЧИНАЕТСЯ
Учитель. Каждый из вас хотя бы раз ехал в переполненном транспорте. В нем случается разное. Обычным явлением можно считать конфликты из-за мелочей, которые переходят в скандалы. И все это из-за того, что люди нетерпеливы к другим. Бывают и такие пассажиры, которые из-за своего плохого настроения испортят дорогу всем остальным: наступят на ноги, растолкают большими сумками, накричат, потому что им место не уступили, заставят встать, а в конце еще и за проезд не заплатят — в общем полный набор. К сожалению, такие пассажиры сегодня встречаются довольно-таки часто. Чтобы избежать ненужных скандалов, нужно проявлять чуть больше терпимости. Вы понимаете, что, пренебрегая некоторыми правилами, просто невозможно доехать в хорошем расположении духа до вашей остановки. Вы все с ними знакомы. Но существуют и такие правила, о которых вы пока не слышали, но обязательно должны выучить их.
О ДВИЖЕНИИ В ТРАНСПОРТЕ
Учитель. Даже в самом переполненном автобусе постоянно происходит движение: одни заходят, другие выходят. Если кто-то из пассажиров движется к передней двери, чтобы выйти, обязательно пропустите его вперед или поменяйтесь местами. Так и вам будет легче, и тому пассажиру тоже. Если вам самим нужно продвинуться к выходу, попросите впередистоящего поменяться с вами местами. Существуют такие остановки, на которых постоянно выходит много пассажиров. Например, остановка в центре города. Если вам выходить на одной из них, а у двери стоит много людей, то спросите у впередистоящего, не выходит ли он на этой остановке. Если нет, то поменяйтесь местами. А если выходит, то просто следуйте за этим человеком — так вам будет намного удобнее. Расталкивать других пассажиров никогда не нужно. Ведь, если есть возможность вежливо спросить, почему бы так и не сделать?
ЭТИ НУЖНЫЕ ПОРУЧНИ
Учитель. При поездке в общественном транспорте иногда бывает очень сложно удержаться отпадения. Конечно, эта ситуация была продумана еще создателями автобусов и троллейбусов. Скорее всего, каждый из вас видел надпись в автобусе: «Во избежание падения держитесь за поручни». Соблюдение этого правило необходимо для общего удобства всех пассажиров, которые едут в транспорте стоя. Поручни делятся на горизонтальные, расположенные по всему салону, и вертикальные, которые находятся у дверей. Кроме того, почти на спинке каждого сидения есть ручки, за которые можно держаться. Пассажирам, которым позволяет рост, лучше всего держаться за верхние поручни, а тем, что пониже, за ручки сидений. Место у двери — не самое хорошее для долгой поездки: постоянно кто-то заходит-выходит. Поэтому, если вам предстоит долгий путь, лучше пройти в глубь салона и не мешать другим людям. Конечно, держаться или не держаться, это ваш выбор, но, чтобы обезопасить себя отпадения, лучше всего использовать их. Представьте, что вы уверены, что крепко стоите на ногах, но тут автобус резко останавливается, и вы теряете равновесие. Случайно вы падаете на бабушку, у которой в руках пакет с яйцами, и, естественно, они разбиваются. Вы понимаете, что стали виновником в этой ситуации, а ведь можно было бы этого избежать, если бы вы только держались за поручни.
О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ
Учитель. Как только вы заходите в транспорт, то первое, что вы ищете, — это свободное место. И это правильно. Но как часто мы заходим в уже переполненный транспорт. В этом случае нужно найти место поближе к окну, чтобы не загораживать проход. Вам и самим будет удобно стоять с краю, поскольку проходящие к выходу пассажиры не будут вас задевать. Если рядом с вами освободилось место, то вы вправе его занять. Но, если вы видите около себя человека, которому нужно уступить его, то лучше сделайте это. Как вы считаете, кому нужно уступать место в переполненном транспорте? (Уч-ся отвечают)
Учитель. Места нужно уступать беременным женщинам, пассажирам с детьми, инвалидам. Это пассажиры особой категории. Кстати, первые пять мест в салоне предназначены именно для них, поэтому старайся их не занимать. Если вы видите, что человек плохо себя чувствует, то предложите ему сесть. Но иногда бывает и полезно самим занять освободившееся место. Если никто из пассажиров не собирается садиться, то сделайте это сами. Так вы освободите дорогу для прохода другим пассажирам.
ЦЕНА БИЛЕТА
Учитель. Вы знаете, что в большинстве видов общественного транспорта есть кондуктор. Именно этому человеку вы платите деньги за проезд, а взамен он предоставляет вам билет. Кроме билета существуют еще и проездные, которые вы можете купить в кассе на любой остановке. Преимущество такого проездного билета в том, что он рассчитан на множество поездок в течение одного месяца. Если вам приходится часто пользоваться транспортом, то этот вариант самый оптимальный для вас. Если же поездка на общественном транспорте для вас редкость, то платите за проезд во время поездки. Как вы считаете, почему нужно обязательно оплачивать проезд?
Учитель. Вы должны помнить, что общественный транспорт существует за счет тех денег, которые вы платите за проезд. Если все пассажиры будут добросовестно оплачивать проезд, то они могут быть уверены в том, что транспорт будет исправно ходить. Ведь оплата бензина и ремонта осуществляется как раз из тех денег, которые получает транспортное бюро от пассажиров. Поэтому будьте добросовестны, и оплачивайте проезд своевременно.
Иногда в транспорте можно наблюдать, как некоторые школьники бегают от кондуктора по всему салону. И только из-за того, что они не хотят платить за проезд. Хотелось бы верить, что никто из вас не попадался без билета. Ведь за безбилетный проезд полагается штраф, который в несколько раз превышает стоимость билета. Это еще один повод оплатить проезд. А как быть, если денег на билет нет? Лучшим решением является прогулка пешком. Только так вы сможете избежать скандала в транспорте и не испортите сами себе настроение. Вы должны помнить, что покупка билета — это проявление вежливости с вашей стороны и обычный долг каждого пассажира.
О ТОМ, ЧТО МОЖНО И ЧТО НЕЛЬЗЯ
Учитель. Как мы уже говорили, транспорт — это место общественное, поэтому нужно учитывать не только свои интересы, но и других людей. Поговорим о ваших вредных привычках. Например, многие из вас любят грызть семечки. По правилам этикета делать это, также, как и есть мороженое и другие продукты, не рекомендуется. Как вы думаете, почему?
(Уч-ся отвечают)
Учитель. При резкой остановке вы можете испачкать других пассажиров или нарушить чистоту салона, и тут уж очередного конфуза не избежать. Если все-таки желание погрызть семечки вас не покидает ни на секунду, то имейте в запасе еще один кулек, куда вы будете складывать шелуху. Но при этом будьте готовы к тому, что вам могут сделать замечание. И оно будет справедливым. Лучше дождаться своей остановки и уже на улице снова грызть свои любимые семечки.
Подобное замечание могут сделать и тем людям, которые жуют жвачку. Вы спросите — почему? Ведь она и не испачкает и не намусорит. Если вы сами не находите ответа, то представьте себе такую ситуацию: вы сидите, а около вас стоит мальчик, который с усердием разжевывает свою жвачку. Он чавкает, надувает пузыри, лопает их — все это около вашего уха. Разве приятная ситуация? Поэтому лучше вообще перестать жевать, либо делать это почти незаметно, чтобы не раздражать других пассажиров.
В транспорте существуют не только сидячие места, но и места для стоящих пассажиров. Если вам все-таки удалось сесть, то постарайтесь вести себя подобающим образом. Никогда не садитесь на сидения с ногами. Это не только некультурно, но и нецелесообразно. Никто не сядет на грязное сидение. Уважение к другим пассажирам должно стать главным правилом для вас. Если вы не хотите нарваться на скандал, то постарайтесь не раздражать других людей своим поведением. Если вы хоть на минуточку сможете представить себя на их месте, то вам будет намного легче избавиться от дурных привычек.
МОЯ БОЛЬШАЯ СУМКА
Учитель. Сегодня многие из вас любят носить рюкзаки. Это очень удобные сумки, в них многое можно уместить, но и места они занимают тоже много. Чтобы не причинять неудобств другим пассажирам, рюкзак лучше всего взять в руки еще до того, как вы зайдете в транспорт. Как вы считаете, почему его лучше снять? (Уч-ся отвечают)
Учитель. Если вы стоите в проходе, а за спиной у вас находится рюкзак, то можно считать, что он занимает столько же места, сколько бы занял и другой пассажир. Если в салоне есть свободные места, которые никто не собирается занимать, то вы можете поставить на одно из них свой рюкзак. Единственное правило: дно рюкзака обязательно должно быть чистым, чтобы не испачкать сидения. Никому не хочется садиться на грязное место, поэтому обязательно проверьте свой рюкзак.
ЛЫЖИ, РОЛИКИ, ВЕЛОСИПЕД — ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЛУЧШЕ НЕТ!
Учитель. Иногда поездку в транспорте нам приходится осуществлять вместе со спортивным инвентарем. Если вы занимаетесь спортом и возвращаетесь с тренировки, например, с лыжами, то постарайтесь, чтобы они были у вас в чехле. Это необходимо, чтобы обезопасить других пассажиров.
То же самое касается и велосипеда. В вертикальное положение велосипед можно ставить, только если у него чистые колеса. В противном случае вы можете запачкать многих пассажиров.
Если вы катались на роликах и потом вам срочно нужно было куда-то поехать на общественном транспорте, то будьте очень осторожны. Городской транспорт очень непредсказуем. Одна резкая остановка, и вы уже покатитесь вперед или упадете. Чтобы избежать различных травм, постарайтесь как можно крепче держаться за поручни. А еще лучше заранее предусмотреть подобные поездки и захватить с собой сменную обувь. Так вы обезопасите и себя, и других пассажиров.
В любом случае, постарайтесь встать так, чтобы вас как можно реже задевали. Для этого лучше всего подходит задняя площадка, поскольку обычно люди стараются пройти в середину салона, а в задней части салона есть и свободное место для вашего спортивного инвентаря, и поручни, чтобы вы могли спокойно держаться во время поездки и не упасть.
БЕЗ ЛИШНИХ СЛОВ
Учитель. В переполненном транспорте часто случают ссоры: кто-то кому-то на ногу наступил, другому пакет порвали. Каждый пытается найти виноватых и предъявить претензию. Представьте, что кто-то из пассажиров говорит вам, что вы наступили ему на ногу, а вы этого не делали. Как быть в такой ситуации? Лучше всего перевести дыхание, а потом сказать: «Извините, я не хотел (а)». Если же нападки в вашу сторону будут продолжаться, то просто отойдите в другую сторону. Таким образом, вы не услышите никаких обид в свой адрес и сохраните хорошее настроение. Проще погасить конфликт, чем пытаться переубедить человека в том, что вы этого не делали. В переполненном транспорте такое может сделать кто угодно по нелепой случайности, а не со зла. Поэтому, если вам кто-то наступил на ногу, то не стоит делать из этого величайший скандал. Если человек сочтет нужным извиниться, то отзовется: «Ничего страшного» или «С кем не бывает». Если же извинений не последует, то просто не обращайте внимания на эту мелочь. Общественный транспорт тем и не предсказуем, что в нем ездят как вежливые, так и невежливые люди. Может, у кого-то плохое настроение, поэтому он выплескивает свою злость на окружающих. Но вы никогда не должны так поступать. Окружающим вы можете это простить, себе — не должны никогда, поэтому всегда следите за тем, как вы себя ведете в транспорте.
ЕСЛИ СЛУЧИЛАСЬ АВАРИЯ
Учитель. В последнее время на дорогах происходят происшествия. Может случиться и такое, что ваш автобус столкнется с другой машиной. Это страшное происшествие, но и к этому нужно быть готовым. Во-первых, нужно постараться успокоиться. Во-вторых, при первой же возможности выйти из автобуса. Если вы серьезно пострадали, то постарайтесь дождаться специалистов. Они в таких случаях пребывают на место происшествия очень быстро. Если же авария была небольшая и вы считаете, что чувствуете себя хорошо, то просто пересядьте на другой транспорт.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Учитель. Итак, давайте подведем итог нашему занятию. Мы разобрали основные правила поведения в общественном транспорте. Теперь вы знаете, как нужно вести себя в переполненном транспорте: что можно делать, а что нельзя. Выполнение этих элементарных правил во многом может облегчить вашу поездку в троллейбусе или автобусе. Если пассажиры будут взаимно вежливыми, терпеливыми, то и поездка будет намного приятнее.
Конспект «Как себя вести:транспорт и улица»
Тема. Правила поведения в общественных местах. В транспорте. На улице.
Цель: обобщить знания учащихся о правилах поведения в транспорте, на улице; развивать наблюдательность, память, речь учащихся; воспитывать уважение к окружающим, культуру поведения в общественных местах.
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока
Организационный момент
Раз, два, три, четыре, пять –
Прозвенел звонок опять.
Перемена пролетела –
Снова нам пора за дело!
Начинаем мы урок,
Где получим знанья впрок!
Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос
— Какой была тема предыдущего урока?
— Что такое семья?
— Почему нужно уважать старших?
— Какие обязанности вы выполняете дома?
— Как вы понимаете пословицу «Зачем клад, коли в семье лад»?
— В виде чего наши прадеды представляли род?
Работа в парах. Взаимопроверка
Дети проверяют друг у друга заполнение родового дерева
«Микрофон» (интерактивная технология)
Любите и цените счастье –
Оно рождается в семье.
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле?
— О чем идет речь в четверостишии?
— Почему нужно беречь семью?
Мотивация учебной деятельности
Создание и решение проблемных ситуаций
Вы едете в переполненном троллейбусе. Кондуктор не может подойти к вам, а вам нужно приобрести талон. Как это правильно сделать?
Ваш одноклассник пригласил вас в гости. Вы ни разу не были в том районе, где он живет. Вы приехали на городском транспорте и вышли на положенной остановке. Вас не встречают, и вы не представляете, в какую сторону идти. Как поступить?
Сообщение темы и задач урока
— Сегодня на уроке мы поговорим о правилах поведения в общественных местах: в транспорте и на улице.
Первичное восприятие и осознание нового материала
Сообщение учителя с элементами беседы
— Какие общественные места вы знаете? (Транспорт, улица, магазин, школа)
— Общественные места – это места большого скопления людей.
Если вы хотите, чтобы окружающие уважали вас, соблюдайте правила поведения в общественных местах.
— Как вы думаете, почему существуют правила поведения в общественных местах?
— Находясь в общественных местах, транспорте, вступая в контакт с людьми, человек проявляет себя на определенном уровне культуры. Таким образом вырабатываются хорошие манеры, этикет.
«Микрофон» (интерактивная технология)
Слово этикет – французского происхождения. Обозначает оно свод правил поведения в обществе.
Работа с загадками
— Если вы правильно отгадаете загадки, то узнаете, с какими правилами поведения мы познакомимся.
Не заблужусь я никогда. (Троллейбус)
Словно ветер, словно птица,
Пассажиров, груз везет.
Кто его нам назовет? (Поезд)
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
— О чем же эти загадки? (Об общественном транспорте)
— А как называют людей, которые пользуются им, ездят в нем? (Пассажиры)
— Какие правила поведения в транспорте вы уже знаете?
Сообщение учителя
— Послушайте и запомните.
Если в ожидании транспорта скопилась группа людей, то приходящие должны занимать очередь, а не останавливаться где-нибудь в неопределенной позиции, чтобы затем при посадке броситься к дверям вагона, оттесняя тех, кто стоял первым.
При входе в транспорт пропустите вперед инвалидов, детей, пожилых людей, женщин. В случае необходимости окажите им помощь.
Если для входа и выхода используют одну дверь, то сначала дают людям возможность выйти.
Мужчина выходит из транспорта первым и помогает своей спутнице, пожилым людям или детям.
В вагоне не останавливайтесь около дверей, а проходите вперед, освобождая место другим пассажирам.
Нельзя разваливаться на сидении и занимать его полностью, если оно рассчитано на двоих.
Сумки на сидение можно ставить только в том случае, если никто не стоит и есть свободные места.
Если свободных мест нет, то нужно уступить свое место престарелым, больным, беременным женщинам, людям с маленькими детьми.
В салон не входят с мороженым в руках.
В транспорте не стряхивают дождевые капли и снег с одежды.
Проездные билеты и мусор не бросают на пол.
Чихая и кашляя, пользуются носовым платком.
В салоне транспорта не приводят в порядок свою внешность, не чистят ногти и не ковыряются в зубах.
Держась за поручни, следим, чтобы наши локти не задевали соседа.
Если нечаянно толкнули кого-то, то нужно извиниться.
В салоне трамвая, троллейбуса, автобуса громко не разговаривают и не высовываются из окна.
— Что нового вы узнали?
Моделирование ситуации прохода к выходу в переполненном транспорте
Ученики плотно размещаются возле дверей класса.
Вход и выход группы людей из транспорта.
Поведение мальчиков по отношению к девочкам.
Правильная поза во время сидения в салоне.
— Какие позы считаются некрасивыми?
Отгадывание загадки
— А сейчас слово-разгадка приведет нас еще в одно общественное место.
По дорожке шли, шли (Дети шагают на месте.)
Много камешков нашли.
Присели (Садятся.), собрали (Встают. )
Дальше пошли.(Дети шагают на месте.)
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке, (Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.(Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
Беседа о культуре поведения на улице
Чтение стихотворения.
Я по городу иду,
Я в беду не попаду.
Потому что твёрдо знаю —
Правила я выполняю.
Что за правила такие?
Очень, в общем-то, простые.
С ними будет жизнь прекрасна,
Весела и безопасна.
— Какие это правила? Знаете ли вы их?
Знакомство с общепринятыми правилами поведения на улице.
Всякий раз, выходя из дома, окиньте себя взглядом – не нужно ли почистить пальто, костюм, туфли.
Как бы вы не спешили, не «летите», расталкивая поток людей, но и не плетитесь еле-еле, заставляя прохожих обходить вас.
Воспитанный человек ведет себя на улице так, чтобы меньше привлекать к себе внимание прохожих: громко не разговаривает и не хохочет, избегает недоразумений.
Отвратительная привычка – плевать, бросать шелуху от семечек, обертки от конфет на тротуар.
Если потребуется пройти через мостик, узкую калитку, по обочине дороги, женщину, а так же лиц старше или младше вас пропускайте вперед.
Встречного прохожего следует обходить с правой стороны.
Нужно быть в высшей степени деликатным и не рассматривать пристально человека с какими – либо физическими недостатками.
Раскрытый зонтик несут так, чтобы вода не стекала на прохожих. При встрече с другими прохожими зонт поднимают или наклоняют в сторону.
По возможности пешеходы должны избегать движения против общего потока.
Если вы заметили, что кто-то торопиться, отойдите в сторону. Даже в многолюдном месте не толкаются, а просят разрешения пройти.
Если вы идете с товарищами, не занимайте весь тротуар. Если встретили товарища на улице и остановились поговорить с ним, отойдите в сторону.
— Какие правила поведения на улице вы запомнили?
Моделирование ситуации
Несколько учеников прогуливаются по классу, изображая прохожих. В дверь входит Витя. Он радостно обращается к товарищу.
Витя. Сашка, здорово!
Саша. Здравствуй!
Витя. Ты не знаешь, будут сегодня занятия в кружке? А то Димка мне говорил – да, а Мишка говорит – нет.
Прохожие идут мимо остановившихся ребят, обходя их по мостовой, отделенной от тротуара меловой чертой. Приятели явно им мешают.
Саша. Давай, Витя, отойдем в сторону, мы мешаем.
Отходят, продолжая разговор. Теперь прохожие идут свободно по тротуару.
— Кто из мальчиков поступил правильно и придерживался правил поведения на улице?
— Какие правила нарушил Витя?
Закрепление и осмысление знаний
«Аквариум» (интерактивная технология)
— Прочитайте высказывание : «Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо» (В.Сухомлинский)
— Как вы понимаете эти слова?
— Прочитайте высказывание: «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик» (Гете)
— Как вы понимаете эти слова?
Игра «Выбери правильный ответ»
Дети отвечают «Правильно» или «Неправильно», поднимая карточки «+» и «-».
Во время поездки в автобусе можно громко разговаривать.
Когда спешишь, нужно извиниться и попросить разрешения пройти вперед.
Когда заходишь в трамвай, прилично требовать себе место для сидения.
В метро уступить место малышу.
Ставить на сиденье грязные вещи.
Встретившись случайно на улице с приятелем, стоять посреди тротуара и разговаривать.
Выбросить обертку от конфеты на тротуар.
На улицу надо выходить чисто и опрятно одетым.
Неприлично на улице громко смеяться и обращать на себя внимание прохожих.
Итог урока
— Что нового узнали на уроке?
— Чему вас научил сегодняшний урок?
Домашнее задание
Составить рассказ на тему «Как нужно вести себя на улице и в общественном транспорте».
Как должен вести себя в общественном транспорте воспитанный человек
Инструкция
При входе в общественный транспорт вначале выпустите тех, кто выходит наружу. Потом следует пропустить вперед лиц пожилого возраста, женщин, детей и инвалидов. Только после этого воспитанный человек может войти в салон автобуса или вагон метро сам.
Когда вы находитесь в вагоне метро, не следует опираться спиной о поручень, расположенный у входа в вагон. Так вы можете задеть сидящего за вами человека, причинив ему беспокойство.
Не пытайтесь заглядывать через плечо стоящего рядом или сидящего человека, чтобы ознакомиться с содержанием газеты или книги, которую тот читает. Этим вы нарушаете личное пространство человека и вмешиваетесь в его жизнь. Такое поведение вызывает законное раздражение и может стать источником конфликта.
Если в транспорте нет свободных мест, всегда уступайте место тем, кто в этом нуждается больше вас. Речь опять же идет о лицах преклонного возраста, инвалидах, женщинах и детях. Когда вы уступаете место конкретному человеку, предложите ему сесть. В противном случае освободившееся место очень быстро займет тот, кто более снисходительно относится к правилам поведения в транспорте.
Если место уступают вам, не спешите отказываться от такого жеста доброй воли. Так вы можете поставить отзывчивого человека в весьма неловкое положение. Поблагодарите за проявленное внимание и займите место, которое вам предложили.
Старайтесь не рассматривать пристально других людей, а уж тем более не следует заглядывать им в лица. Общественный транспорт и так резко сужает комфортное пространство для каждого пассажира. Навязчивое внимание к другим людям может быть расценено ими не как доброжелательность, а как признак агрессии.
Когда вы выходите из салона автобуса или покидаете вагон метро, не стесняйтесь подать руку женщинам, которые выходят следом за вами. Это пожелание относится, конечно, к мужчинам. Ваше внимание в большинстве случаев будет расценено одобрительно. Всегда помните, что искренняя доброжелательность, предупредительность и вежливость в общественном транспорте сберегут ваши нервы и дадут заряд положительной энергии не только вам, но и другим людям.
Аварии общественного транспорта: причины и правила поведения
Общественный транспорт плотно вошел в жизнь современного человека и стал восприниматься как обыденное явление. Многие начали забывать, что транспорт, особенно общественный имеет повышенный уровень опасности. Он предназначен для перевозки большого количества людей на различные расстояния. Городской транспорт функционирует в пределах городской черты. Это автобусы, троллейбусы, маршрутные такси, метро и трамваи. Большая часть пассажирского потока перекладывается именно на них. Техническим средствам свойственны поломки, замыкания проводов, возгорания. Кроме того, не исключены аварии из-за чрезвычайных происшествий на дороге. Различные опасные ситуации, в которых могут пострадать не только пассажиры в салоне, но и пешеходы, зависят от вида транспорта.
Наиболее распространенные причины аварий на общественном транспорте:
- Столкновения с другими участниками на дороге;
- Технические поломки, включая утечки газа, бензина;
- Резкое торможение;
- Террористические акты;
- Затопление транспорта водой при падении в водоем;
- Удары электрическим током;
- Возгорания;
- Схождение с рельсов.
В метрополитене опасность также представляет эскалатор, на котором люди могут получать травмы, из-за не соблюдения рекомендуемых правил безопасного использования, а также столпотворения и баловства.
Как обезопасить себя
Не получить травму в процессе поездки поможет соблюдение профилактических действий. К сожалению, не во всех маршрутных средствах и местах остановки общественного транспорта можно ознакомиться с тем, как необходимо себя вести, чтобы избежать увечий.
Правила довольно просты. Для того чтобы не стать жертвой нападения или грабежа следует избегать остановок, на которых никого нет. Особенно, если время позднее и само место плохо освещено. Если вы заходите в безлюдный пассажирский салон, то старайтесь расположиться рядом с водителем или кондуктором. Выбор останавливайте на одиночных сиденьях, чтобы к вам не мог подсесть посторонний человек.
Втискиваться в сильно переполненный транспорт крайне опасно. Лучше опоздать в пункт назначения, чем получить травму и провести пару недель на больничном, а так же не забывайте о карманных воришках. Не стойте рядом с входными дверьми, на подножке или ступеньках. Ели вашу одежду зажало, сообщите водителю.
Следите за детьми. Часто малыши играют во время поездки с дверьми, и при внезапном их открытии оказываются придавленными или получают травмы. Особенно часто прижимаются руки детей из-за того, что ребенок находится без контроля.
Сумка не должна находиться за спиной. Пользуясь электричкой, выбирайте вагон с большим количеством людей. Стоять в тамбуре опасно. При наличии в салоне агрессивной или пьяной группы людей, лучше пересесть от них подальше или поменять вагон.
Выходите из транспорта только, когда он полностью остановился. Не запрыгивайте в салон при движении. Если вы стоите, держитесь за поручни или спинки сидений. Не надейтесь на то, что сможете удержать равновесие при резком торможении. Старайтесь не располагаться на близком расстоянии с острыми или режущими предметами (трости, зонты).
Ходить по салону во время движения также опасно. Как бы вам не хотелось немного поспать во время дороги, лучше этого делать. Человек во сне или сразу после него не сможет быстро включиться в изменившуюся ситуацию. Его движения будут замедленными и своевременно среагировать правильно на опасность не сможет.
Как обезопасить себя в общественном транспортеДействия при аварии
Общими рекомендациями для пассажиров являются:
- При столкновении следует сгруппироваться. Крепче возьмитесь за поручни. Встаньте удобнее и противодействуйте возможному падению.
- Если Вы сидите, то используйте пол в качестве опоры для ног. Скрестите руки над головой и наклоните ее к груди.
- Если автобус падает на бок, а вы сидите у окна, то как можно скорее положите на стекло сумку или пакет. Это ослабит удар, и предохранит лицо от возможных осколков.
- Покидайте транспорт, используя аварийные выходы (они указаны в салоне).
По-возможности помогайте раненным пассажирам, а также детям и пожилым людям покинуть аварийное транспортное средство. В электротранспорте при повреждении проводов безопаснее всего находится сидя. К поручням и корпусу в этой ситуации прикасаться запрещается. Выходить следует прыжком, используя обе ноги одновременно. Это необходимо, чтобы не попасть под воздействие электрического тока в результате шагового напряжение.
Как спастись из горящего и тонущего транспорта
Заметив первые признаки возможного пожара в салоне движущегося транспорта – немедленно сообщите кондуктору. При его отсутствии свяжитесь с водителем.
Если возгорание небольшое, то справиться с ним можно с помощью любых подручных средств. Это может быть земля, песок, сок, молоко, вода. Сохраняйте спокойствие. Эмоции в таких ситуациях мало помогают. В большинстве видов общественного транспорта под сиденьями есть огнетушитель. Используйте его.
Важно: убедитесь, что огнетушитель не порошкового типа, так как использование в замкнутом пространстве может иметь негативные последствия.
При сильном задымлении первоочередной задачей должна стать защита органов дыхания. Здесь используйте части верхней одежды (воротник, ворот свитера, шарф) либо увлажните любую ткань.
Если двери не открылись автоматически, используйте специальные кнопки. Выбивайте окна, предназначенные для выхода из транспорта в таких случаях. Покидать транспорт необходимо без паники. Не толкайте других людей, не хватайте их за руки, не ставьте подножки. По правилам сначала следует дать выйти из горящего салона детям, пострадавшим и людям пожилого возраста.
Больше всего пугают людей аварии общественного транспорта, связанные с его падением в воду и последующим затоплением. Здесь также нужно придерживаться лишь определенной схемы действий.
- Пока транспорт находится на поверхности воды, следует выбираться через окна.
- Если вы не успели выбраться из салона до полного затопления, то освободитесь от тяжелой верхней одежды. Сделайте несколько глубоких вдохов и выплывайте через окно, так как дверь из-за разницы давления открыть будет очень тяжело, и вы потеряете много сил, которые вам понадобятся для всплытия.
- Быстрее достичь поверхности поможет толчок от корпуса, поэтому постарайтесь оттолкнуться ногами от транспорта.
- Окажите помочь людям, которые не умеют плавать или с трудом держатся на воде.
Оказавшись на берегу, дождитесь врачей и пройдите медицинский осмотр.
Правила поведения в метрополитене
К зонам наибольшей опасности в метро относят:
- Турникет. Это специальное устройство, которое ограничивает проход людей для проверки оплаты проезда. По правилам пользования запрещается проходить турникет толпой. К травмам может привести, если вы предпримете попытку перепрыгнуть его.
- Эскалатор. Запрещается самостоятельно останавливать или блокировать его движение. Садиться на ступени, также не рекомендуется ставить тяжелые вещи. Не бегите по эскалатору, не толкайте людей, не перепрыгивайте через ступени – это зачастую приводит к телесным повреждениям.
- Перрон. Нельзя стоять у края платформы. Обычно зона опасности обозначена ограничительной желтой линией.
- Вагоны состава.
Аварии в метрополитене могут быть вызваны различными причинами.
Это могут быть:
- Столкновения поездов из-за ошибки машиниста или диспетчера;
- технические поломки;
- перебои в подаче электричества;
- съезд с рельсов;
- взрывы в случаи перевозки опасных веществ;
- противозаконных действий пассажиров.
Ознакомьтесь также с другими материалами по теме:
При этом запрещается покидать вагоны до того, как поезд достигнет ближайшего перрона и остановится. Эвакуация людей часто организуется другими поездами, а на платформе включают дополнительные эскалаторы в режиме «вверх». Необходимо следовать указаниям машиниста и других работников метро. Если вы вынуждены перемещаться по тоннелю, то идите только в указанном направлении. Знание основных правил поведения при различных чрезвычайных ситуациях на общественном транспорте, а также причин, по которым они могут происходить, позволит выбраться из данного вида ЧС с наименьшими потерями.
Безопасность в общественном транспорте и автомобиле
Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Материалы к урокам | Материалы к урокам ОБЖ для 5 класса | План проведения занятий на учебный год | Безопасность в общественном транспорте и автомобиле
Урок 14
Безопасность в общественном транспорте и автомобиле
Давайте рассмотрим, как безопасно вести себя в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и автомобиле.
Автобус — один из самых распространённых видов транспорта. Он легко маневрирует в транспортном потоке, может резко менять направление и скорость движения. Правда, при неблагоприятных погодных условиях и плохом состоянии дороги, в случае резкого торможения и в некоторых других ситуациях с ним может произойти авария. Причём удар даже на небольшой скорости часто приводит к травмам пассажиров.
Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать двери, окна, вентиляционные люки.
В автобусах имеются специальные окна, которые могут служить аварийными выходами. Чтобы воспользоваться ими, надо вытянуть за специальную рукоятку шнур уплотнения, а затем выдавить стекло. Можно и просто выбить любое стекло при помощи твёрдого предмета: «дипломата» с металлическим ободом, огнетушителя, тормозного башмака. При этом надо следить, чтобы рядом не было людей, которых могут поранить острые осколки. Не забыть также отбить острые осколки по краям окна.
После того как авария произошла, первым делом надо определить, где и в каком положении вы находитесь и нет ли пожара. В зависимости от ситуации двигаться к выходу.
Ситуация затопления салона редка. Однако, оказавшись в ней, не следует спешить покидать салон, надо подождать, пока он частично наполнится водой — выбираться будет легче.
Троллейбус и трамвай из-за их сравнительно небольшой скорости и малой маневренности — наиболее безопасные виды общественного транспорта. Но надо помнить, что электрическая тяга создаёт опасность поражения током. При сильных ливнях, при оттепелях в зимнее время может произойти замыкание токонесущих проводов на корпус машины. В 1996 г. в Москве несколько раз по этой причине выходило из строя до 40% троллейбусов, что вызывало перебои в обслуживании пассажиров.
Иногда это приводило к травмированию людей.
Поражение током возможно и при сильном ветре, когда вероятен обрыв контактного провода и его падение на крышу машины. Покидать троллейбус (трамвай), находящийся под током, можно только прыжком, чтобы исключить удар током, когда пассажир, стоя одной ногой на ступеньке, касается другой ногой земли.
Метро — транспортное средство повышенной опасности. Чтобы избежать неприятностей, надо соблюдать правила пользования метрополитеном.
Первая зона опасности в метро — турникеты на входе. Попытка пройти бесплатно, создать давку и прорваться группой, перепрыгнуть через турникет чаще всего заканчивается ударом его створок. Для взрослых такой удар практически безопасен, ребёнку он может нанести серьёзную травму.
Вторая зона опасности — эскалатор. Причиной опасной ситуации на нём могут стать резкая остановка, неожиданный разгон или разрушение ленты эскалатора. Не удержавшись при резкой остановке на ногах, надо сгруппироваться и как можно быстрее встать. В случае резкого разгона или разрушения ленты эскалатора надо немедленно перебраться на соседний эскалатор, перепрыгнув или перекатившись через ограждение и не задерживаясь на нём. Не стоит и самим создавать опасные ситуации на эскалаторе: усаживаться на его ступени, устраивать соревнования по бегу, загораживая при этом проход, ставить на поручни предметы или бросать монеты, другие вещи и наблюдать, как они летят вниз. Тонкие каблуки на обуви девочек, слишком мягкие или рваные подмётки могут застрять в его гофрированных ступенях.
Третья зона опасности — перрон. Потоки входящих и выходящих пассажиров, к тому же с сумками, чемоданами, рюкзаками, могут создать опасную ситуацию. Зайдя за ограничительную линию и находясь у края платформы, можно упасть на пути. К такому же результату может привести попытка достать самостоятельно упавшую с перрона вещь. Упав на пути, нельзя сразу же подниматься на платформу (под ней находится высоковольтный контактный рельс), надо бежать по ходу поезда к её началу (там есть лестница). Если показался поезд, следует лечь между рельсами головой навстречу поезду, закрыв уши руками и открыв рот.
Четвёртая зона опасности — вагон поезда. Во время его движения возможны резкое торможение и остановка, отключение освещения, загорание электропроводки, задымление. В движущемся поезде эти ситуации становятся опаснее вдвойне. Надо помнить, что каждый вагон оборудован экстренной связью с машинистом. В любых опасных ситуациях надо пользоваться ею: нажать кнопку, не торопиться, сказать, что произошло, и назвать номер вагона.
Как вести себя в метро:
• не надо пытаться пройти в метро бесплатно: удар створок турникета может быть достаточно сильным;
• не бежать по эскалатору, не ставить вещи на ступеньки, не садиться и не стоять по ходу движения спиной;
• не задерживаться на выходе с эскалатора, не создавать давки;
• не подходить к краю платформы;
• не подходить к вагону до полной остановки поезда;
• рюкзак или сумку снять с плеча: они помешают развернуться в вагоне;
• не поднимать самостоятельно упавший на рельсы предмет, позвать для этого дежурного по станции;
• не паниковать, если поезд остановился в тоннеле;
• ждать объявлений и выполнять все распоряжения работников метрополитена;
• не спешить заглянуть в оставленный кем-то чемодан или сумку, сообщить о них дежурному по станции;
• помнить: от вашей воспитанности зависит безопасность других пассажиров (брошенная на платформу банановая кожура может для кого-то стать причиной травмы, не придержанная за собой входная дверь вестибюля ударит следующего за вами человека).
Легковой автомобиль. Большинство людей время от времени пользуются этим видом транспорта, даже если в семье нет автомобиля. Легковые автомобили наиболее опасны для пешеходов и пассажиров по нескольким причинам:
■ многие автолюбители, в отличие от профессионалов, не имеют хорошей подготовки;
■ автомобили обладают высокой скоростью движения;
■ в потоке машин легковой автомобиль может столкнуться с тяжёлым грузовиком, в этом случае его водитель и пассажиры подвергаются большей опасности, чем люди, находящиеся в грузовике.
Меры по обеспечению безопасности в легковом автомобиле:
■ во время движения нельзя открывать двери;
■ нельзя ездить без пристёгнутых ремней безопасности;
■ в машине надо иметь аптечку и огнетушитель;
■ во время движения надо следить за дорогой и не мешать водителю;
■ нельзя отвлекать водителя от управления во время движения автомобиля.
Иногда во время поездки пассажир пассивен, не следит за дорогой, и опасность столкновения для него — полная неожиданность. Поэтому следует развивать у себя очень полезную привычку: сидя в машине, воспринимать каждый необычный сигнал (звук гудка, нарастающий звук двигателя приближающейся машины, визг тормозов за окном) как предупреждение об опасности.
Увидев, что столкновение неизбежно, надо упереться ногами в пол, а руками — в панель или переднее сиденье. После столкновения надо постараться быстро покинуть машину.
Если выбраться через двери невозможно, это надо сделать, выбив переднее или заднее стекло ногами. Поможет в этой ситуации какой-либо инструмент или другой предмет, находящийся в салоне автомобиля. Подручным средством может быть и противоугонное устройство — блокиратор руля. Выбравшись наружу, надо помочь выбраться остальным, достать из машины аптечку и огнетушитель.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Расскажите об одном из известных вам городских маршрутов автобуса, троллейбуса, трамвая. Опишите подробно маршрут, расскажите об опасных местах, через которые он проходит (перекрёстки, крутые подъёмы, спуски, эстакады на транспортных развязках), режим движения машин на этом маршруте в разное время дня и в различные дни недели.
2. Изложите правила безопасного поведения в автобусе.
3. Расскажите о правилах поведения в троллейбусе и трамвае в сырую, ненастную погоду.
4. Пользуясь городским транспортом, изучите конструкции входных дверей автобусов, трамваев. Расскажите, почему нельзя прислоняться к ним во время движения. Как можно использовать их в качестве аварийного выхода?
5. Расскажите о средствах безопасности в метро. Какие опасные ситуации могут возникнуть в вагоне поезда метро? Расскажите о своих действиях в этих случаях.
6. Изучите схему метрополитена в вашем городе. Найдите возможные варианты объезда для ситуации, когда один из участков перекрыт вследствие аварии. Знаете ли вы, каким видом наземного транспорта можно воспользоваться в случае аварии на станции, которой вы обычно пользуетесь?
7. Расскажите, какие устройства для обеспечения безопасности в легковых автомобилях вы знаете.
ЗАДАЧА 18. Вы едете вечером в поезде метрополитена. В вагоне кроме вас находится только спящий дедушка. Вдруг поезд остановился в пролёте между станциями. Проходит 20 минут, но поезд стоит. И тут вы заметили в конце вагона оставленную кем-то коробку. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.
1. Разбудить дедушку и удалиться вместе с ним в другой конец вагона или укрыться за сиденьями.
2. Открыть коробку и посмотреть, что там.
3. Сообщить машинисту.
4. Выкинуть коробку в окно.
ЗАДАЧА 19. Вы едете в школу в переполненном вагоне метрополитена и находитесь у двери. Вдруг у вас закружилась голова и заболел живот. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.
1. Выйти на ближайшей станции и посидеть.
2. Выйти на ближайшей станции и зайти к врачу.
3. Поехать в поликлинику.
4. Попросить кого-нибудь уступить вам место.
ЗАДАЧА 20. Вас с мамой пригласили на дачу отмечать Новый год. На улице -29 °С. От станции метрополитена вы должны ехать по шоссе 17 км. На остановке автобуса вы узнаёте, что автобусы начнут ходить только через два часа. Вам сказали, что вы можете дойти через лес за час. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия.
1. Стоять на остановке и ждать автобус.
2. Пойти через лес.
3. Попытаться доехать на какой-либо проезжающей мимо машине.
4. Вернуться домой.
5. Попробовать найти какой-либо другой способ добраться до нужного места (другой автобус).
ЗАДАЧА 21. Вы с другом едете в метро. В ожидании поезда вы замечаете, что один из пассажиров уронил на рельсы сумку и пытается прыгнуть за ней. Горит зелёный сигнал семафора. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.
1. Отправиться искать сотрудника транспортной полиции.
2. Остановить пассажира от необдуманного поступка.
3. Посмотреть, что будет дальше.
4. Подсказать этому человеку, чтобы он обратился за помощью к дежурному по станции.
ЗАДАЧА 22. Вы едете с друзьями в вагоне метро. Вдруг вагон начинает заполняться дымом, слезятся глаза. Люди начинают беспокоиться. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.
1. По внутренней связи передать информацию машинисту.
2. Попытаться открыть двери вагона и окна, чтобы поступал свежий воздух.
3. Найти под сиденьем в вагоне огнетушитель.
4. Сохранять спокойствие, успокоить людей, обратиться за помощью ко взрослым.
5. При остановке поезда в тоннеле и открытии дверей не выходить на пути.
ЗАДАЧА 23. Вы едете со знакомыми в автомобиле зимой. Гололёд. Вы сидите на заднем сиденье. Вдруг на проезжую часть наперерез машине выбегает собака. Водитель начинает тормозить. В результате машина начинает скользить, и вы видите, что возможно столкновение со столбом освещения. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.
1. Кричать, давать советы водителю.
2. Собраться, сгруппироваться, упереться ногами в спинку переднего сиденья.
3. Лечь на заднее сиденье, закрыв голову руками.
4. Сидя упереться руками в спинку переднего сиденья.
5. Постараться найти ремни безопасности и пристегнуть их.
6. При остановке покинуть машину.
Материал (6 класс) по теме: ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
(расскажите об этом детям).
- При входе в городской транспорт не расталкивай всех локтями, пропускай женщин, пожилых людей и девочек (если ты мальчик) вперед, помоги им подняться в салон.
- Не останавливайся у входа (если ты не выходишь на следующей остановке), а пройди в середину салона.
- Воспитанный человек уступает место пожилым людям, малышам, женщинам с тяжелыми сумками.
- В общественном транспорте не стряхивают снег или капли дождя с одежды, не едят, не входят с мороженым в руках и, конечно, не курят.
- В салоне не причесываются, не чистят ногти, не ковыряют в носу, зубах, ушах…
- Газету читают в сложенном виде, не разворачивая; не заглядывают в книгу или газету соседа. А глазки скажут тебе «спасибо!», если ты вообще откажешься от привычки читать во время движения.
- Не разглядывай в упор пассажиров, не опирайся на них всем телом.
- Входя в транспорт, нужно снимать рюкзаки и сумки-ранцы, чтобы не задеть (иногда даже запачкать) людей.
- Если тебе трудно держать торт или цветы, когда ты едешь стоя, можно вежливо попросить сидящих подержать их.
- Находясь в салоне, не следует громко смеяться и разговаривать, обсуждать свои проблемы, спорить во всеуслышание с друзьями. Тем более непозволительно оскорблять людей, сделавших вам замечание.
- Родители должны следить за тем, чтобы дети не пачкали ногами одежду окружающих и сиденья.
- Не занимай места для пассажиров багажом или пакетами, крупные вещи лучше перевозить не в часы пик. А громоздкие острые предметы (например, лыжи) перевозят хорошо упакованными.
- Хозяевам животных: кошек, птиц, мелких грызунов желательно перевозить в специальных клетках; собак — обязательно в наморднике.
- К выходу надо готовиться заранее (особенно, если много пассажиров). Спрашивай у стоящих впереди: «Вы выходите на следующей остановке?» Не оттесняй, молча людей прокладывая себе дорогу, а, извиняясь, попроси разрешения тебе пройти.
- Если женщина (девушка) едет с мужчиной (молодым человеком), то он первый проходит к выходу и первым выходит, помогая сойти спутнице.
В любом виде транспорта будь внимательным и предупредительным такие слова, как «Будьте добры», «Благодарю Вас» придадут тебе уверенность в любой ситуации и создадут у окружающих мнение о тебе как о человеке воспитанном и доброжелательном.