Архитектурный стиль рококо
Келуш (Queluz) — жемчужина архитектурного стиля рококо. Португалия. Округ Лиссабон. Строительство дворца началось в 1747 г. Проект архитектора Матеуша Винсенте де Оливейра (Mateus de Oliveira).
Стиль рококо (rococo) появился во Франции в первой половине 18 века во времена правления Регента Филиппа Орлеанского (1715—1723 гг.) В середине 18 века стиль рококо критики называли «испорченным», «выкрученным» и «вымученным». Этот стиль стал отражением светской культуры королевского двора, образа мышления французской аристократии, стремившейся создать собственный идиллический мир. Философию стиля рококо сформулировали королевские фаворитки: мадам Дюбари, маркиза де Помпадур, Мария Лещинская, которые основой жизни считали чувственные наслаждения, изысканность, утонченность. Личный комфорт, в это время, становится на первое место. Основное внимание обращалось на эротические и мифологические сюжеты в украшении комнат и зданий, детализированность декора. Продолжая традиции барокко, стиль рококо в архитектуре теряет его масштабность, грандиозность и поклонение Божественному, переключившись на интересы человека с изысканным вкусом. Стиль рококо в архитектуре стал более легким, игривым, чем предшествующее барокко. В рококо архитекторы меньше обращали внимания на функциональность, сочетание форм. Декорирование строилось на асимметрии, вариативности членений плоскостей, перегруженности деталями. Архитектурный стиль рококо стремится уйти от прямых линий.
Португальское рококо. Церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету архитектора Алейжадинью. 1765 г
Ордера не присутствуют в фасадах зданий. Колонны выполняют эстетические функции, они становятся уже, меняют свои пропорциональные размеры в отношении к габаритам здания. В зданиях в рококо стиле капители колонн дополняются изящными изгибами, сами колонны приобретают меньшие размеры, чем при барокко, однако, в них больше декора. Нередко вместо полуколонн, пилястр используются украшения в виде лепного ленточного переплетения, орнаментальных рельефов, составленных из завитков, щитов, масок, гирлянд, фестонов. По краю крыш создают балюстрады, для которых характерны фигурные балясины, постаменты с вазами или статуями. Криволинейные фронтоны украшены скульптурами, пирамидами, вазами, трофеями. Рельефный орнамент окантовывает оконные и дверные проемы.
Амалиенбург под Мюнхеном. «Охотничий домик» курфюрстины Амалии в Нимфенбурге, загородной резиденции курфюрстов Баварии Виттельсбах (Wittelsbacher). Выполнен французским архитектором Ф. Кювилье 18 в. /em>
В интерьерах в стиле рококо рельефный декор присутствует в обрамлении зеркал, в декоре мебели стены, потолков, плафонов. Основной мотив рококо – рокайль (изображение стилизованной ракушки). Модными становятся имитации объемных форм, когда нарисованные на стенах, потолках изображения выполнялись настолько точно, что их можно было принять за настоящие скульптуры. В те времена очень популярными были художники — квадратуристы, которые специализировались на создании подобных изображений. Чаще всего такие имитации создавали во внутренних помещениях. Стены дворцов украшали также городскими пейзажами, особенно популярными были виды Венеции, изображенные реалистически точно. Став продолжателем барокко, стиль рококо заимствовал многие детали и из других стилей. Переняв от барокко плавность форм, по своей философской сути рококо стал противоположностью этого стиля, изменив его монументальности и масштабности, заменив их тонкостью, изящностью, приблизив его к человеку. В цветовой палитре стиля рококо светлые, пастельные тона: розовый, салатный, голубой, много белых и золотых деталей.
Гостиная в стиле рококо с амурами. Зимний дворец. Акварель Э.П. Гау. 19 в.
Архитектурный стиль рококо оставил о себе память в небольшом количестве сооружений, поскольку больше применялся для оформления интерьеров, где стиль рококо в своем стремлении к легкости, стремился видоизменить пространство, увеличить его с помощью больших окон, зеркал, масштабных и перспективных росписей на стенах и потолках. Случалось, что сложный витиеватый декор внутреннего убранства в стиле рококо контрастировал со строгими фасадами здания. Примером может Малый Трианон в Версале архитектора Габриеля (1763-1769 гг.).
Малый Трианон в Версале, фасад здания. Архитектор Габриэль Жак Анж. 18 в.
Интерьер помещений Малого Трианона в Версале. Архитектор Габриэль.
Наивысшее развитие рококо в архитектуре получил в Баварии, Австрии, куда он попал из Франции, где в основном использовался для оформления интерьеров и достиг своей вершины при Людовике XV. В Германии стиль рококо называли также «Perückenstil», это название произошло от напудренных париков — характерного атрибута европейской аристократии той эпохи. Примером оформления здания в рококо стиле может служить церковь архитектора Иоганна Неймана (Johann Neumann, 1687 -1753 гг.) в Фирценхайлигене, где масштабность барокко сочетается с характерным для стиля рококо богатым скульптурным декором, создавая впечатление изысканности и лёгкости.
Церковь в Фирценхайлигене. архитектор Нейман. 1743-1772 гг.
В Англии рококо больше проявлялся в прикладном искусстве, например в инкрустации мебели и производстве серебряных изделий, здесь были известны мастера Хогарт или Гейнсборо, работы которых соответствует этому стилю. В Италии в стиле рококо работал архитектор Тьеполо. Знаменитые здания в рококо стиле, соединенном с элементами барокко — Версальский дворец, Цвингер в Дрездене, Зимний дворец в России, в Баварии — Амалиенбургский павильон замка Нимфенбург, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Малый Трианон в Версале и ансамбль трех площадей в городе Нанси.
Дворец Шарлоттенбург(Schloss Charlottenburg) — летняя резиденция для прусских королей. Был построен в 1699 г. королем Пруссии Фридрихом I для своей супруги Софии Шарлоты. Здание подвергалось перестройке: в 1701-1707 гг. (архитектор Э. фон Гёте), в 1740-1743 гг. (архитектор Т.В. фон Кнобельсдорф). Дворец был отреставрирован после войны.
Стиль рококо во Франции уже к середине 18 века стал терять свою популярность под влиянием исторических событий, а в странах Центральной Европы к нему относились с интересом еще до конца века.
Автор текста: Марина Калабухова
Рококо в архитектуре: это надо знать
Рококо в архитектуре проявилось, как новый стиль, из высокого Барокко. Драматичность и религиозность истончились в лёгкость и игривость. Причиной тому можно назвать светский образ жизни, принятый высшем обществе. Калейдоскоп роскоши, развлечений и наслаждений, как смысл существования, нашёл выражение в архитектуре. Какие же характерные признаки стали его определяющими? На примерах Франции, Италии, Германии и России исследуем их и, заодно, различия между архитектурой барокко и рококо.
Предпосылки Рококо в архитектуре
Лет 300 назад, дома аристократов, проживающих в Париже, были полны чувственной фантазии.
- Светло-пастельные стены, украшенные фигурной лепниной сложнейших позолоченных узоров,
- мебель с волшебными изгибами деталей и резным декором,
- панно с амурами, пастушками и юными прелестницами —
всё это представляет стиль Рококо или Позднего Барокко.
Появившись во Франции в начале 18 века, связанный не с церковью, а с монархом, а именно с королем Людовиком XV, он выражал желание светского общества жить как на сцене театра: беззаботно, элегантно, изыскано. Одновременно с ним стал развиваться неоклассицизм, как противопоставление «испорченному вкусу». Так отзывался о Рококо французский просветитель и философ Дени Дидро.
Основные элементы в Рококо архитектуре
Этот новый стиль демонстрировал изгибы, естественные формы и изящно тонкие украшения. Барокко было гораздо более прямолинейным с более тяжелым и темным декором. Слово «рококо» происходит от французского слова rocaille — «скальный», которое связано с декором парковых гротов и павильонов.
Основные элементы стиля рококо в архитектуре- Рокайль — это стилизованная раковина с многочисленными завитками по краям. Стал основным элементом стиля.
- Часто можно встретить и другую деталь украшений — картуш — щит или полуразвёрнутый свиток с гербом или вензелем внутри в обрамлении витиеватых линий. Тоже относится к важнейшим деталям.
- В отличие от барокко, дизайн рококо асимметричен.
- Цветовая гамма — белая, золотая и светлая пастель.
- Этот стиль более светский, чем религиозный; подчеркивал неприкосновенность частной жизни, а не публичное величие.
- Зеркала были важным аспектом общего дизайна. Вместе с панно и рельефами задачей стиля было создать эффект переменчивости, движения, перетекания, пронизывающий поверхности.
Рококо в архитектуре Франции
Версаль
Высокое барокко Версаля было дополнено несколькими комнатами с новыми тенденциями стиля.
Одна из них была королевской спальней, фото которой ниже.
Другим хорошим примером стиля рококо является версальский Зал Зеркал. На стене длиной более 73 метров встроены 357 зеркал. Они находятся напротив 17 огромных окон и отражают свет, поступающий из них. Стены и потолок украшают панно и лепнина. С галереи открывается шикарный вид на Версальский парк.
Изначальную роскошь зала нам, увы, не суждено увидеть. Расходы на строительство Версаля опустошили казну. Военные планы короля заставили переплавить серебряную мебель и множество других украшений зала в монеты для содержания армии. Но, несмотря на это, невероятный интерьер потрясает. Этот зал использовался для приёма послов других стран с целью произвести на них впечатление и заставить испытывать уважение к владельцу такого двора. Заметим, что цель достигалась.
Маленькая сцена из жизни королевского двора снята в Зеркальном зале. Придворные спешат услышать решение монарха.
Париж
В 1715 году королевский двор был перенесен в Париж и Рококо архитектура распространилась на город. Она приняла форму городских дворцов, построенных для элитных вечеринок. Проектировались и строились более маленькие комнаты и уютные салоны.
Эти пространства для развлечения указывали на культурный сдвиг: от желания произвести впечатление на гостей — на стремление к большей близости и меньшему величию. Хозяевами мероприятий в этих гостиных преимущественно были женщины. Из-за этого некоторые стали считать стиль женским.
Отель Amelot de GournayРококо не только включал изогнутые фигуры в декоре, но и перенёс плавность в форму комнат. Одним из примеров этого является отель Amelot de Gournay.
Внутренний двор в форме овала, который был очень уникальным по тем временам, показал, что стиль Рококо может использоваться во внешней архитектуре, а не только в интерьере. Дизайн, возможно, был вдохновлен барочным San Carlo alle Quattro Fontane, который также содержит внутренний двор аналогичной формы. Построенное в Риме, Сан Карло было спроектировано известным архитектором Высокого Барокко Борромини.
Стиль Рококо в архитектуре Италии
Примерно в то же время, когда рококо начинался во Франции, в начале 18 века итальянцы стали больше интересоваться работами Франческо Борромини. Некоторые дизайнеры в этот период, такие как Филиппо Джуварра, были под влиянием этого стиля, но стремились сделать его более элегантным, легким и менее репрессивным, чем Высокий барокко. Итальянский Рококо появился с дизайном Испанской лестницы, фасадом Санти Мария делла Керсия и Санти Катериной.
Испанская лестница или Scalinata-di-Trinità-dei-Monti. Рококо в архитектуре ИталииЭтот новый стиль, представленный несколькими архитекторами в Северной Италии, характеризовался выпуклыми изогнутыми формами, терракотовой конструкцией, открытыми структурами и сложными архитектурными композициями. Был сделан акцент на взаимосвязь тени и света.
Посмотрите Лучшие примеры итальянского рококо и убедитесь, что направление это развивалось параллельно с французским.
Рококо архитектура Германии
Sans Souci. Рококо в архитектуре ГерманииПотеряв популярность во Франции к концу 1780-х годов, стиль надолго обосновался в других странах. Наверное, самые причудливые примеры архитектуры рококо были построены в Пруссии. Королевская резиденция в Сан-Суси отлично демонстрирует характерные черты немецкого понимания направления.
Смотрите Примеры Рококо в архитектуре Германии — работы архитектора Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа.
Елизаветинское Рококо в архитектуре Санкт-Петербурга
Екатерининский дворец, расположенный в городе Царское Село (Пушкин), в 30 км к югу от Санкт-Петербурга, который служил летней резиденцией русских царей. Более 100 килограммов золота использовались для украшения сложного лепного фасада и многочисленных статуй, установленных на крыше. Большой вход во дворец охватывают две массивные «окружности» в стиле рококо.
Был полностью перестроен придворным архитектором Елизаветы Петровны Франческо Растрелли в 1757 году. Позже интерьер был обновлён в нео-палладианском стиле.
By Alex ‘Florstein’ Fedorov, CC BY-SA 4.0, Link Екатерининский Дворец
Им же был перестроен Большой дворец в Петергофе (1745-52 гг) по модели Версальского, как пожелала императрица.
Зимний дворец — главный дворец императорской России — призван был прославить могущество империи. Ф.Растрелли закончил его в 1762 году, после чего в нём постоянно (до 1904) года жили цари.
Своеобразие дворцу придают нарядные скульптуры и вазы над карнизом по всему периметру здания. Распространённая в архитектуре Западной Европы замкнутая дворцовая композиция с внутренним двором была оригинально переработана архитектором в «раскрытую».
Эти примеры наиболее типичны для архитектуры рококо в России 18 века.
Заметим, что рококо в Англии представлено несколько по-другому.
Барокко и Рококо: сравнение
Архитектура может выражать силу и драму или легкость и воздушность. Барокко и Рококо демонстрируют эти качества. Хоть Рококо и считают истончившимся барокко, многие искусствоведы выделяют его в отдельный стиль. Давайте рассмотрим сходства и различия между ними.
Причины появления архитектуры барокко и рококо
Барочная архитектура появилась в Италии 16-го века как стиль, разработанный для усиления влияния католической церкви. Вы когда-нибудь стояли перед церковным храмом в восхищении? Или чувствовали свет и праздник? Такие реакции происходят не случайно. Архитектура влияет на психику человека.
Барокко появилось во время рождения протестантства, когда реформаторы уходили из лона католицизма. Реакцией на это было желание Ватикана укреплять статус в обществе. Архитектуру раннего барокко, ориентированную на храмы, принято рассматривать как визуальную форму религиозной пропаганды.
Рококо представлял собой отход от тяжелой эмоции и драмы к более беззаботному, но очень декоративному стилю. Он отверг чрезмерно эмоциональные элементы. Если Барокко пропагандировало силу церкви, то Рококо — светскую высокую моду. Однако, помимо дворцов и усадеб, рококо тоже использовался в некоторых церквях.
Влияние архитектурных стилей
Ponte-Сhiesa di St.Maria della Pace. Пример Барокко- Большие изогнутые стены и
- вытянутые, искаженные архитектурные элементы,
- ниши (углубленные области в стенах для скульптур),
- портики (крытые входные подъезды) и
- колоннообразные аркады (ряды колонн, покрытых крышей)
усиливают взаимодействие света и тени, создавая иллюзию драматичности. Массовые группы элементов, такие как колонны и пилястры (квадратные колонны, которые не являются полностью автономными), делают структуры более впечатляющими и значительными. Барокко часто повторяет архитектурные элементы на разных поверхностях. Интерьеры полны смелых цветов и украшений, много позолоты или очень тонких слоёв золота.
Обратите внимание, как стены, выгибаются на передней части этой барочной церкви в ИталииАрхитектура барокко была глубоко эмоциональной. Все эти тени и кривые создают ощущение движения и производят сильное впечатление.
Переход в рококо
Рококо — это другая сторона «причудливой» архитектуры: лёгкая и беззаботная. Стиль появился для дворцов, вилл, мест развлечения гостей и разнообразных вечеринок с интеллигенцией. Рококо был принят аристократами и распространился там, где растущие аристократические классы хотели демонстрировать свою светскость. Он стал популярным в Европе в 18 веке, особенно в Германии, Польше и России.
Рококо в архитектуре оставил много оригинальных, роскошных, красивых памятников, несмотря на отсутствие рациональности, капризность и обременённость форм.
Вам нравиться стиль рококо в архитектуре? Хотели бы Вы жить в комнате с рокайлевским интерьером? Напишите в комментариях свои мысли по этому поводу.
Ставьте оценку статье, выбрав нужное число звёзд ниже.
Поделитесь с друзьями в социальных сетях.
Архитектурный стиль — Рококо
Появление Рококо:
Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.
Особенности Рококо:
Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perückenstil, Zopfstil).
Примеры:
Павильон Катальная горка, арх. Ринальди, Оранниенбаум, 1762-1774гг.
Китайский домик в Потсдаме.
Китайский дворец, арх. Ринальди, Оранниенбаум, 1762-1768гг.
Амалиенбург под Мюнхеном.
Церковь Франциска Ассизского, арх. Алейжадинью, Оур-Прет.
Архикафедральный собор Святого Юра, Львов, Украина.
Сама изысканность. Архитектура Рококо — знаменитые монументы
Дворец Амалиенборг, Дания
Амалиенборг считается одним из самых красивых дворцов Дании, на протяжении многих лет он остается главной в стране королевской резиденцией. Дворец в стиле рококо был построен в середине 17 столетия, его король Дании преподнес в дар своей супруге Софии Амалии. Первозданный дворец просуществовал совсем недолго, в 1689 году в нем проводили оперный спектакль, во время которого вспыхнул сильный пожар. Огонь практически полностью уничтожил постройку, позднее по распоряжению короля Фредерика Пятого началось возведение новой королевской резиденции. Согласно официальным документам, во время этого пожара погибло более 170 человек.
В настоящее время дворец представляет собой красивый комплекс, состоящий из четырех особняков в стиле рококо, эти особняки расположены вокруг небольшой площади. Дворец Амалиенборг является очень привлекательным туристическим объектом, каждый день ровно в полдень здесь проходит торжественная смена караула, понаблюдать за которой всегда собирается много людей. В центре площади дворцового комплекса располагается красивая статуя Фредерика Пятого, она была установлена здесь еще в 1771 году.
Круглый год прекрасный дворец доступен туристам для посещения, по старинным особнякам проводят интересные экскурсии, во время которых можно любоваться их роскошным оформлением. В королевской резиденции хранится богатая коллекция старинных произведений искусства, антикварной мебели, скульптур и ценных украшений интерьера, над созданием которых трудились лучшие мастера Европы. Далее — Замок Шарлоттенбург
Использование этого авторского материала сайта приветствуется. Ссылка на www.orangesmile.com — обязательна.
Замок Шарлоттенбург, Германия
Прекрасный дворец Шарлоттенбург находится в Берлине, на территории одноименного района. Он был построен в 1699 году по распоряжению королевы Софии Шарлотты – супруги Фридриха I. Первоначально дворец назывался Литценбург, а когда королева умерла, его по распоряжению короля переименовали в Шарлоттенбург. После основания дворец на протяжении многих лет дополнялся новыми постройками и постепенно превратился в довольно масштабное сооружение. Сегодня благодаря своему 48-метровому куполу он является одной из самых узнаваемых достопримечательностей Берлина. Открыть полностьюЦерковь Азамкирхе, Германия
Церковь Святого Иоанна, расположенная в Мюнхене, также известна многим туристам под неофициальным названием Азамкирхе. Ее строительство продолжалось 13 лет и было полностью завершено в 1746 году, сегодня прекрасная церковь является одним из самых красивых в городе памятников в стиле рококо. Изначально эта церковь возводилась как частная, ее строили талантливые местные архитекторы – братья Азам. Им принадлежало несколько домов рядом с церковью, религиозный памятник они построили так, что один из братьев из окна своего дома мог любоваться его алтарем. Открыть полностьюДворец Браницких, Польша
Важнейшим для Польши архитектурным памятником является дворец Браницких, расположенный в Варшаве. Местный состоятельный магнат Стефан Миколай Браницкий приобрел участок земли, на котором располагается дворец, в начале 18 века. В 1740 году началось строительство новой родовой резиденции, которое было завершено в 1753 году. Изначально постройка отличалась роскошным оформлением фасада, прилегающую территорию дворца и его помещения украсили уникальными скульптурами, а одной из главных особенностей дворца стали необычные окна-люкарны. Открыть полностьюТеатр Цивильес, Германия
В Мюнхене у поклонников театрального искусства будет возможность посетить уникальный театр Цивильес, который считается одним из самых красивых рококо-театров Европы. Он носит имя главного придворного архитектора середины 18 века, по проекту которого было построено здание театра, а также произведено его внутреннее оформление. Зал театра и сегодня украшают богатые орнаменты с различными природными и мифологическими мотивами, а еще зал отличается интересным распределением мест. Открыть полностьюДворец Долмбахче, Турция
В Стамбуле на территории округа Бешикташ находится прекрасный дворец Долмбахче, который часто называют самым «нетурецким» в стране. Шикарный дворец с элементами в стиле рококо начали стоить на берегу Босфора еще в 1843 году, его строительство началось по распоряжению султана Абдул-Маждида I. Возведение дворца завершилось в 1856 году, с момента основания он был главной резиденцией султанов. Дворцовый комплекс поражает своими невероятными масштабами, его площадь составляет 250 000 кв. метров. Открыть полностьюЗимний дворец, Россия
Зимний дворец остается одной из самых знаменитых и посещаемых достопримечательностей культурной столицы России. Его начали строить в 1754 году и полностью завершили в 1762 году, над проектом дворца работал легендарный архитектор Растрелли. Примечательно, что самый первый Зимний дворец на его месте был построен еще в 1708 году и менее чем за 50 лет он полностью перестраивался пять раз. С момента основания и вплоть до 1904 года дворец использовался по своему прямому назначению, как официальная зимняя резиденция российских императоров. Открыть полностьюЗамок Линдрехоф, Германия
Прекрасный замок Линдрехоф известен тем, что он стал единственным замком короля Людвига II, который удалось полностью достроить в годы его жизни. Находится замок в окрестностях Гармиш-Партенкирхена, в невероятно красивой природной местности. В настоящее время дворец расположен на территории природного заповедника Аммергебирге, его окружают завораживающие лесные и горные пейзажи. Возведение замка было полностью завершено в 1874 году, тогда как отделочные работы после этого продолжались еще не один десяток лет. Открыть полностьюТеатр Регент, Австралия
На одной из центральных улиц Мельбурна расположен знаменитый театр Регент, который является не только важным для города культурным центром, но и уникальным архитектурным памятником. Открытие театра состоялось в 1929 году, его зал был рассчитан на 3 250 зрителей. Несмотря на первоначальную значимость, уже к 1960 году театр утратил свою популярность и был закрыт, несколько десятков лет здание пребывало в запустении. Лишь в 1996 году его удалось реконструировать, сегодня театр вернул себе былую славу и известен как место постановки легендарных мюзиклов. Открыть полностьюТеатр Sheas Buffalo, США
В Баффало у путешественников тоже будет возможность посетить выдающийся исторический театр, который называется Shea’s и сегодня имеет статус крупного художественного центра. Открытие театра состоялось в 1926 году, сегодня одной из главных его особенностей считается старинный театральный орган, который пребывает в нем со дня открытия и до настоящего времени используется по прямому назначению. Открыть полностьюМузей Царское Село, Россия
Уникальный дворцово-парковый ансамбль Царское село тоже является ярким памятником архитектуры, выполненным в стиле рококо. Самый первый дворец и прочие постройки возводились еще в 18 веке, формирование масштабного архитектурного ансамбля продолжалось несколько десятилетий. Когда-то этот роскошный дворец был загородной царской резиденцией, а после революции 1917 года он перешел в собственность государства и стал работать как музей. Открыть полностьюАббатство Оттобойрен, Германия
Огромный интерес для ценителей старинной архитектуры представляет аббатство Оттобойрен, расположенное в одноименном баварском городке. История основания этого бенедиктинского монастыря относится к 8 веку, согласно историческим данным, его основателем был Благословенный Тото. За сотни лет существования аббатство пережило не один период серьезного упадка, оно неоднократно перестраивалось и переформировывалось. Само здание аббатства сегодня тоже представляет огромный исторический интерес, но многие туристы посещают эти места с другой целью – увидеть роскошную базилику Оттобойрен. Открыть полностьюКостел Святого Мартина, Польша
В Варшаве в самом центре Старого города располагается костел Святого Мартина, он был основан в 18 веке. Старинная церковь представляет собой грандиозное здание с тремя часовнями, самая первая церковь на этом месте была основана еще в 1353 году. В 1744 году началась первая масштабная перестройка церкви, которая проходила под руководством известного итальянского архитектора Джованни Спинолы. Именно в этот период церковь и приобрела свои неповторимые черты в стиле рококо. Открыть полностьюТеатр Святого Джеймса, Новая Зеландия
Театр Святого Джеймса, Новая ЗеландияОписание Театр Святого Джеймса является символичной достопримечательностью не только для Веллингтона, но и для Новой Зеландии в целом. Его открытие состоялось в 1912 году, сегодня прекрасный исторический театр может единовременно принять до 3 000 зрителей. История основания этого театра невероятно интересная, до конца 19 века на его месте располагалась церковь. В 1899 году эти земли выкупил известный артист Джон Фуллер, именно он решил построить на месте старой полуразрушенной церкви театр. Открыть полностью
Вюрцбургская резиденция, Германия
Вюрцбургская резиденция, ГерманияОписание Прекрасная Вюрцбургская резиденция сегодня является достопримечательностью мирового значения, несколько лет назад она была включена в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО. Прекрасный дворец был построен в 18 веке для семьи Шёнборн, в его строительстве и оформлении принимали участие лучшие специалисты Германии, Франции и Италии. Сегодня дворец примечателен тем, что в нем сохранились многие уникальные элементы оформления, среди которых самым ценным считается фреска Джованни Баттиста Тьеполо. Открыть полностью
Русское рококо
Воскресенский собор Смольного монастыря представляет собой соединение рококо, барокко и русского национального зодчества. Архитектор Растрелли. 1748 – 1757 гг.
Русское рококо вошло в моду в годы правления императрицы Елизаветы Петровны (1741—1761гг.) Французские вкусы внедрялись в России во времена ее правления благодаря европейскому воспитанию императрицы. Основоположником стиля русское рококо считают Франческо Бартоломмео Растрелли Младшего (1700—1771 гг.), сына скульптора и архитектора Растрелли Старшего. В середине 18 века с приходом к власти Елизаветы были начаты строительные работы под руководством Растрелли в Петербурге, Петергофе и Царском Селе. Растрелли сумел соединить в своих творениях элементы барокко, классики и модного в то время в Европе рококо. В Летнем дворце Елизаветы Петровны в Петербурге (1741—1744 гг.) созданном Растрелли (на его месте теперь находится Михайловский замок), декор включал рокайли, картуши в сочетании с масками львов с гребешками по краям и другие мотивы, присущие рококо. При этом в сооружении присутствуют архитектурные элементы, характерные и для барокко: повторены многие детали Версаля, например, визуальная неровность стен, созданная с помощью сдвоенных колонн, ризалитов, ваз, статуй.
Летний дворец Елизаветы Петровны со стороны Летнего сада. Картина неизвестного художника. 1750 — 1760-е гг.
Растрелли Младший, соединив модные мотивы с другими стилями, создал особое направление стиля — русское рококо. В произведениях этого архитектора русское рококо получило монументальность, мощь, масштабность. Чаще всего зодчий не только предлагал идею, но и сам рисовал эскизы. По его рисункам работали мастера И. Дункер (Иоганн Дункер — резчик, изготавливающий макеты-образцы), Л. Роллан (Луи Роллан. Louis-Roland –французский скульптор и резчик, работал в России в 1746 г, возглавлял класс «орнаментальной скульптуры» в Академии Художеств), Н.Ф. Жилле (Николя Жиле — французский скульптор). Благодаря тому, что русское барокко, созданное Растрелли, имеет много классических черт, общая композиция зданий не потребовала изменений, даже когда рококо вышло из моды, достаточно было убрать рокайль. В 1758 г. в России начинает работать сторонник русского рококо архитектор Антонио Ринальди (Antonio Rinaldi, 1710 – 1794гг.). Ринальди строит в Ораниенбауме, в крепости Петерштадт, дворец, получивший название «Каменный дом» (сейчас здесь расположен музей «Дворец Петра III»), можно считать одним из образцов русского рококо. Каменный дом напоминает парковый павильон. В плане он является квадратом с одним срезанным по дуге углом. Над центральной дверью расположен балкон с кованой решеткой. Благодаря большим окнам второго этажа здание кажется более высоким, дворец венчает балюстрада. Стены, окна и двери Каменного дома декорированы лепниной в виде вьющегося плюща, цветочных гирлянд.
Дворец Петра III в Ораниенбауме. Архитектор Антонио Ринальди. 1758 — 1762 гг.
Стены кабинета в Каменном доме были обтянуты серебристо-зеленым штофом, в спальне — серебристо-малиновой тканью, будуар был оформлен в голубых тонах с вышивками штофом. В ораниенбаумском Каменном доме китайские лаковые миниатюры украшают все комнаты: Картинный зал, Кабинет, Спальня, Будуар. В строительстве и оформлении дворца вместе с Ринальди принимали участие каменных дел мастер Михаил Кьеза, каменотес Никита Петров, подмастерья Эрих Гампус, Василий Петров, Дмитрий Головка, Василий Зотиков, живописец Федор Данилов. Еще одним зданием, созданным Ринальди в стиле русского рококо, стал Китайский Дворец Екатерины в Ораниенбауме.
Китайский Дворец Екатерины в Ораниенбауме (г. Ломоносов). Архитектор Ринальди. 1762 — 1768 гг.
По причине непродолжительной моды на стиль рококо осталось небольшое количество архитектурных произведений этого стиля как в Европе, так в России. Дворец Петра III и Китайский дворец Екатерины — это единственные сохранившиеся здания в стиле русского рококо – шедевры российской архитектуры.
Автор текста: Марина Калабухова
Основные характеристики стиля Рококо. Архитектура. Интерьер.
Рокайль (фр.rocaille) – начнём с этого слова. Так издавна во Франции называли украшения в виде грубо обработанных камней и раковин, которыми декорировали садовые гроты и фонтаны. Ещё в XVI столетии мастера этого дела были известны как рокайлеры. Позднее этим словом стали обозначать всяческие формы, напоминающие украшения подобного рода. Постепенно слово приобрело специфическое, присущее только ему, понятие: каприз природы, прихоть воображения, нечто необыкновенное, причудливое, вычурное. Отсюда термин rococo. (С.М.Даниель «Рококо.От Ватто до Фрогонара»)Во всемирной истории и истории искусства XVIII-ое столетие отсчитывается с 1715 г., со дня смерти Людовика XIV . В последние годы Короля-Солнца Версаль, некогда утопавший в роскоши и увеселениях, затих. Вместо балов, маскарадов и карточных игр до рассвета теперь устраивались торжественные богослужения и религиозные диспуты. Придворные томились и скучали, замерев в ожидании. Король умер. Правителем Франции – регентом, до совершеннолетия будущего Людовика XV, стал герцог Филип Орлеанский, дядя 9-тилетнего наследника престола, человек яркий, противоречивый, умный, циничный, амбициозный. Начался новый век.
The Reading from Moliere, c.1728. Jean Francois de Troy
Стиль в искусстве, возникший во Франции в первой половине XVIII века, во время правления регента Филиппа Орлеанского – отчасти продолжает черты, унаследованные от барокко, но сильно их видоизменяет. Стиль Рококо возник в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. Рококо — порождение исключительно светской культуры, двора, французской аристократии. Тем не менее, оно сумело не только оставить след в искусстве, но и повлиять на дальнейшее ее развитие.
Антуан Ватто. Вывеска лавки Э.Ф. Жерсена.(1720). |
Жан-Батист Мартен, Версаль в 1722 г.
Герцог Орлеанский не любил официальных церемоний, многолюдных празднеств, презирал этикет, предпочитал проводить время в кругу близких друзей, знал толк в еде и выпивке. Эпикурейский вкус (главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие) регента воплотился в светлых и интимных интерьерах Пале-Рояля, новой парижской резиденции. Убранство в стиле регентства не столько впечатляло, сколько доставляло удовольствие и забавляло. Мягкая манящая мебель с закруглёнными углами вытеснила масивные дубовые шкафы и бюро из чёрного дерева. Новинка нового стиля – шёлковые ширмы, создавали интимные уголки, а небольшие диванчики на двоих обещали приятную беседу, фарфоровая посуда радовала взгляд нежнейшими цветами и изящными формами. Фамильные особняки, как образцы нового вкуса и соответственно обставлялись: появились ванные и туалетные комнаты, овальные кабинеты и столовые в китайском вкусе.
|
Филипп Орлеанский с молодым Луи XV (ок.1718г.) |
Центром формирования новой культуры XVIII века стал не дворцовый парадный интерьер, а салон. Вместо огромных парадных залов барокко появляются небольшие нарядные салоны рококо. Стиль рококо не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности. Архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится о целесообразности форм частей сооружения, а распоряжается ими как угодно, по велению каприза, избегая строгой симметричности.
Скрытые павильоны, китайские домики, укромные гроты. Камерность и уютность помещений рококо создавалась за счет гораздо меньших размеров и особого декорирования. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Цвета приоритетные в этот период — приглушенные, пастельные, разбеленные: жемчужный, серебристый, бледно-охристый, перламутровый, лёгкий голубой и зеленоватый, пастельно-розовый. Сочетание ажурных форм, сложного орнамента и прозрачных, светлых красок порождало праздничное, действительно феерическое зрелище.
Мир миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном искусстве — в мебели, посуде, бронзе, фарфоре, а в архитектуре преимущественно в характере декора, который приобрёл манерно-утончённый, подчёркнуто изящный и усложнённый вид. Важным в интерьере теперь было не пышное и величавое, а приятное и удобное. Здания, сооружаемые в этот период, как правило, строго классические по экстерьеру. Внутри же стены разбиты филенками, нишами, обильно украшены живописью, лепниной, позолотой, мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, фарфором, зеркалами.
Большинство оконных проемов, зеркала и декоративные панно над окнами также имели круглую или овальную форму. Большое внимание уделяется шторам. Поскольку стены обтягивались дорогими привозными тканями, шторы делались из этих же тканей. Рококо — стиль, основанный на детали. Модным словом становится «bagatelle» (фр. пустяк, безделушка). При Людовике XV стены покоев стали покрывать резными узорами небывалого изящества, паутиной орнаментов, расписывать цветочными гирляндами, фигурками птиц, животных, резвых амурчиков, пастушек, причудливо завитых раковин. Камерный стиль – никаких пугающих трофеев, никаких алебард, мушкетов и шпаг. Если стрела – то бога Амура, если птица – голубь, вестник богини Венеры. Легкомысленная эпоха с удовольствием рассматривала себя в зеркале, отражавшим иллюзию вечного праздника. Великолепные венецианские и французские зеркала вешали на стены, помещали на потолках, ставнях, створках комодов. Пол натирался до зеркального блеска.
Мода рокайля оставила свой самый заметный след не в крупных монументальных формах, а в предметах интерьера и аксессуарах. Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен, потолков и мебели.
Сверкающая архитектура эпохи рококо(1).: lovers_of_art — LiveJournal
Рококо (в переводе с французского «рокайль» — «декоративная ракушка») — стиль, который появился в начале XVIII века во Франции. Он стал своеобразным продолжением стиля барокко и развивался вплоть до 60-х годов. Сам термин вошёл в употребление в середине XIX века.
Первые памятники рококо — интерьеры особняка Роганов и дворца Марли (не сохранился).
Характерными чертами рококо являются утончённость, большое количество декоративных элементов, изящество. Практически во всех работах в стиле рококо прослеживается орнаментальность, часто присутствуют мифологические мотивы.
Приходская церковь Святого Николая, Ширниц (Альбек)Австрия.
Ректоратская церковь св. Елизаветы, Клагенфурт.
Гнесау ,Зедлицдорф 34 ,Приходская церковь Храма Богоматери. Роспись потолка.
Этот стиль изначально стал применяться в оформлении интерьеров, позже он вошёл в архитектуру и изобразительное искусство. Элементы этого стиля имитировали естественные, природные текстуры. Вместе с этим для рококо характерен избыток предметов декора и обилие завитков.
Французское рококо: Амалиенбург под Мюнхеном.
XVIII век изменил многое в искусстве. Аристократия, наслаждаясь праздным бездельем, заказывала все более вычурные роскошные дворцы, богато украшенные лепниной и позолотой. Амурчики, святые, кентавры, цветущие розы, растительные мотивы украшали интерьеры богатейших домов Европы, разбавляя сдержанную красоту «приевшегося» барокко.
Фридерицианское рококо маскируется под шинуазри: Китайский домик в Потсдаме.
Рококо – переходный стиль, поэтому он не обладает ярко выраженными индивидуальными чертами, его скорей можно назвать вариацией стиля барокко. Он находил применение в дворцовых и храмовых ансамблях Европы XVIII века.
Целль-на-Циллере, Австрия, церковь Целль
Архитектура рококо характеризовалась отказом от парадности и напыщенности, она стала более лёгкой и игривой. В рококо сочетание и распределение частей сооружения отходят на второй план. На смену логичности форм приходит произвольность, строгой симметричность сменяется вариативностью и обилием орнаментальных деталей.
Елизаветинское рококо: интерьер Китайского дворца в Ораниенбауме.
Но это не означало, что склонность к роскоши прошла – она лишь приняла новую форму. На смену замкам 17 века пришли городские дома с зелеными садами. При этом архитекторы часто отступали от рациональности и жёсткой пропорциональности – они частично сохранялись лишь в фасаде отеля. Внутренняя же планировка изменялась.
Баварское рококо: базилика Фирценхайлиген.
Принцип парадной анфиладности не выдерживался, проявлялась тяга к разнообразию в расположении комнат, к композициям асимметричным, разорванным, лишенным объединяющей оси.
Соколиный дом в Вюрцбурге
Внутреннее пространство получило свободное и рациональное расположение в соответствии с требованиями комфорта. Небольшие по размерам уютные комнаты, предназначенные для повседневного обихода, и залы обособлялись, их делали различными по форме в зависимости от назначения. Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад. Уделялось внимание и удобствам.
Португальское рококо: церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету работы Алейжадинью
Основной элемент декора эпохи рококо называется «рокайль» — он представляет собой орнамент, который выглядит как соединение природных камней с раковинами и листьями растений.
Интерьер Мариенкирхе Штейр
Для орнамента характерны плавные линии и постепенные переходы, что позволяло создавать цельный и гармоничный декоративный фон. Данный элемент часто применялся для оформления интерьеров, садовых беседок и ротонд, для облицовки террас, отделки ворот и фонтанов.
Приходская церковь Святого Сигизмунда в Штробле, Зальцбург (Австрия). Главный алтарь (1760): Ангел у скинии, изготовленный Лоренцем Хёрмблером.
Что касается линий, то прямые линии и плоские поверхности почти исчезают, прикрываются фигурной отделкой. Архитектурные ордеры не встречаются в чистом виде – они видоизменяются и приукрашиваются. Например, постоянно изменяется длина колонн – они то меняют длину и скручиваются.
Интерьер Соборной Церкви Wilhering
Изменениям подвергаются и капители, карнизы становятся двойными, всё чаще можно увидеть расставленные на постаментах вазы и статуи. Как снаружи, так и внутри зданий используются затейливые лепные орнаменты – в основном они напоминают листья растений, цветы и раковины. Несмотря на отсутствие рациональности, в стиле рококо было создано много памятников, отличающихся оригинальностью и живостью.
Рококо в России
В архитектуре элементы французского рококо проявлены в творчестве архитектурного гения эпохи Б. Ф. Растрелли Младшего , соединившего в своем неповторимом индивидуальном стиле элементы рокайля, итальянского барокко, классицизма, красочности и декоративной сочности русского народного искусства. Расцвет его творчества приходится на елизаветинскую эпоху. В определении созданного им уникального стиля в истории искусствознания нет единства, его называют русским рококо, елизаветинским барокко, барочно-рокайльным стилем. Существуют сравнения и с прусским, или фридерицианским, рококо .
Стиль русского рококо сохраняется и в ранние екатерининские годы (время великой княгини Екатерины Алексеевны), причем особенной популярностью пользуется внутристилевое течение шинуазри. Однако, в отличие от Франции, где этот стиль формировался еще с 1720-х годов, в России он оказывается кратковременным, обрываясь с воцарением императрицы Екатерины, предпочитавшей колассицизм и отправившей зодчего Растрелли в 1763 г. в отставку. Как и в странах Западной Европы, но в гораздо большей степени, рококо остается камерным стилем, для личного применения, заметным более в интерьерах и декоре, чем в наружных фасадах.
Практически все здания построены одним мастером, приглашенным великой княгиней Екатериной для строительства своей усадьбы в Ораниенбауме: Антонио Ринальди возводит Китайский дворец в Ораниенбауме, а также другие более мелкие здания в императорских резиденциях под Петербургом. [14].Впрочем, в стиле Ринальди уже явственны черты раннего екатерининского классицизма.
Здания
Летний дворец Елизаветы Петровны в Петербурге (1741-4 гг.), построен Франческо Бартоломмео Растрелли, не сохранился. Имел и барочные, и рокайльные элементы
Павильон «Грот» в усадьбе Кусково (Москва), построенный в 1755—1761 годах под руководством Фёдора Аргунова
Постройки Ринальди:
Дворец Петра III (Каменный дом) в Ораниенбауме
Павильон Катальной горки в Ораниенбауме
Китайская деревня в Александровском парке Царского Села (незакончена при Екатерине, завершена в начале XIX века)
Китайский театр в Царском селе
современное состояние
Китайский дворец Екатерины II в Ораниенбауме
Архитекторы эпохи рококо уделяли довольно много времени созданию архитектурных ансамблей – к их числу можно отнести дворцовый комплекс в Ораниенбауме, построенный для Екатерины II итальянским архитектором Антонио Ринальди.
Строительство длилось с начала 60-х до середины 70-х годов XVIII века. По проекту этого архитектора был разбит парк, включающий элементы природного парка с лужайками и зарослями, живописными аллеями, дорожками и водоемами. Это было личное жильё, которое и строилось не для приемов, а для отдыха.
Стеклярусный кабинет Китайского дворца Ораниенбаума.
стены
паркет
Терраса дворца облицована гранитом, вокруг него стоит ограда с изящной кованой решеткой. Внешний вид дворца отличается лаконичностью: одноэтажный, с большими окнами, стеклянной галереей. Стены с красивыми пилястрами и полуколоннами ещё возвращают в эпоху барокко, но в гораздо более простой форме. Архитектурные элементы обладают мягкостью, а пастельные кремовые и розовые тона здания придают ему спокойствие, свойственный архитектуре рококо.
плафон
плафон
В этом ансамбле можно отметить ещё одно здание в стиле рококо – Китайский дворец, который строился примерно в это же время по проекту Ринальди.
Екатерининский дворец (Пушкин, Россия)
Екатерининский дворец в Царском Селе.
В 1717 году в Царском Селе под руководством Бартоломео Франческо Растрелли начали строительство дворца для императрицы Екатерины I, который получился совсем небольшим. А уже при Елизавете Петровне дворец принял нынешний облик. Теперь это была 325-метровая постройка в стиле русского барокко. На отделку ее фасада и статуй ушло более 100 килограмм золота, а интерьеры украсила дорогая лепнина в стиле рококо.
спящий купидон
декор центральной лестницы
лепнина в стиле рококо
медальоны в декоре центральной лестницы
Украшение интерьера Большого зала Екатерининского дворца.
Ул.Пятницкая,64.г.Москва
Дом Россотрудничества,г.Москва
Дом Сергеевых,Ленинский пр.,14,г.Выборг
Германия
Паломническая церковь Бирнау на Боденском озере, Ульдинген-Мюльхофен
Приходская церковь Святой Троицы в Мессбахе.
ее фасад
ее интерьеры
Равенсбург, Rokokohaus Herrenstraße 24
Собор Девы Марии (Zwiefalten)
Замок Вейтшоххайм
Паломническая церковь Страдавшего от бича Спасителя в деревне Вис (Германия)
Алтарь церкви в Висе. | Фото: flickr.com.
На создание церкви в маленькой деревне у подножья Альп архитектор Доминик Циммерманн (Dominikus Zimmermann) потратил десять лет своей жизни — с 1745 по 1754 гг. Очень скромная снаружи Паломническая церковь в Висе (Wieskirche) является одним из главных образцов баварского рококо. Ее интерьер поражает даже искушённых путешественников.
Элемент скульптурного оформления интерьера Паломнической церкви в Висе. | Фото: ru.wikipedia.org.
Впечатления от резиденции и сада резиденции в Вюрцбурге в апреле 2017 года.
Церковь в Оттобойрене (Германия)
Интерьер базилики в баварском Оттобойрене. | Фото: en.wikipedia.org.
В 1766 году в баварском Оттобойрене (Ottobeuren) завершилось строительство большой церкви (ныне — базилика). Барочное здание внутри оформлено в стиле рококо. Светлый интерьер нагружен декоративными деталями, фресками, лепниной.
Алтарь и романское распятие в церкви Оттобойрена. | Фото: commons.wikimedia.org.
Потолочная фреска в церкви Оттобойрена. | Фото: de.wikipedia.org.
Интерьер приходской церкви Святого Николая в Альтфраунхофене (Лкр. Ландсхут)
Успение Богородицы (Оберхацкофен)
ее алтарь
Церковь Марии Долоросы Мирскофен
Святой Андреас (Хофендорф)
Санкт Леонхард (Обероттербах)
Продолжение следует…