Здания в стиле ампир: Дизайн и орнамент зданий и домов в стиле ампир – Ампир в архитектуре и интерьере

Дизайн и орнамент зданий и домов в стиле ампир

Дизайн в стиле ампир предполагает военную тематику. Пример: оформление Арки Генерального Штаба в Петербурге.

Дизайн в стиле ампир в декоре зданий Петербурга имеет в своей основе классические ордерные системы, отражает стремление к парадности, монументальности.

В стиле ампир возводились колонны в память о военных успехах, триумфальные арки по подобию римских. Здания в стиле ампир выглядят торжественными, строгими и величественными. Для них характерна симметричность и пропорциональность.

Ликторские связки — пучки прутьев с топором в середине, перевязанные ремнем.

Декор зданий в стиле ампир во Франции дополняли эмблемами империи Наполеона (буква N), изображение пчелы, ордена Почетного легиона, орлов с пучками молний.

Фигуры сфинксов и египтян в орнаменте ампира напоминают о египетских походах императора.

В стиле ампир орнамент составлялся на основе военной символики: фригийский колпак являлся символом свободы, ликторская связка

– сила римского права, ветки дуба с листьями означали добродетель, копье – свободного гражданина.

В декоре сооружений участвовали скульптурные композиции с участием фигур из героической мифологии Древнего Рима: богиня победы Виктория, фигуры Славы и др.

Сооружения и здания в стиле ампир

Франция

Вандомская колонна (фр. la colonne Vendôme) 1806—1810 гг. — парижская «колонна Побед».

Сооружена колонна в честь победы Наполеона I под Аустерлицем на Вандомской площади в 1-ом округе Парижa, по декрету Наполеона I от 1 января 1806 года. Высота 43,5 м. Архитектор Ж. Б. Лепер и Ж. Гондуэн.

Материал – бронза неприятельских пушек и увенчана статуей Наполеона. Восемь скульпторов создавали барельеф колонны. Барельефы представляют сюжеты от выхода наполеоновской армии из булонского лагеря до победы при Аустерлице, переговоры Наполеона с князем Долгоруким, возвращением императора во главе гвардии в Париж.

Барельефы Вандомской колонны.

Триумфальная арка на площади Звезды (Шарля де Голля) (arc de triomphe de l’Étoile) — монумент в 8-м округе Парижа на площади Шарля де Голля (Звезды). 1806-1836 гг. Архитектор Хан Шальгрен.

Построена в ознаменование побед армии по указанию Наполеона. Фриз арки на восточном фасаде украшен ампирным орнаментом рельефными изображениями начала похода французской армии и ее возвращением — на западном фасаде. Щиты аттика украшены выгравированными названиями сражений в Европе и Африке. Пилоны арки украшены барельефами «Марсельеза», «Апофеоз», «Сопротивление», «Апофеоз».

Барельеф «Марсельеза» (скульптор Ф.Рюд) на Триумфальной арке на площади Звезды.

Триумфальная арка перед дворцом Тюильри на площади Карузель (L’arc de triomphe du Carrousel) – увековечивала победы Наполеона в 1806—1808 гг. Архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен.

На этот проект зодчих вдохновила античная арка Константина в Риме.

Триумфальная арка Константина (Arcus Constantini, итал. Arco di Costantino) — трёхпролётная арка в Риме.

Построена в 315 году. Посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Высота 21 м, длина 25,7 м и ширина 7,4 м.

Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик кирпичный, облицованный мрамором. В декоре арки элементы снятые с более древних монументов времен Траяна, Адриана и Марка Аврелия . Это единственная в Риме арка, созданная в честь победы в гражданской войне, а не над внешним врагом.

 

Высота триумфальной арки перед дворцом Тюильри 19 м. Сооружение венчает квадрига святого Марка из Венеции.

После падения Наполеона квадригу поменяли на скульптурную композицию, которая символически представляет семейство Бурбонов (скульпторы Франсуа-Фредерик Лемо, Франсуа Жозеф Бозио).

В декоре – рельефы, изображающие Пресбургский мир, триумфальный въезд Наполеона в Мюнхен и в Вену, Аустерлицкое сражение, конгресс в Тильзите и падение Ульма (скульптор Клодион).

Клод Мишель (фр. Claude Michel), Клодио́н (Clodion) 1738-1814 гг. В 1798 году Клодион сопровождал Наполеона в Египетском походе. Его зарисовки древних памятников «Путешествия по Нижнему и Верхнему Египту» вышли в Париже в 1802 году.

Триумфальная арка Константина.

 

Арку украшают геральдические символы, что также характерно для дизайна в стиле ампир. Сюжеты скульптурных композиций подбирал Виван-Денон.

Доминик Виван (Dominique Vivant Denon), барон Денон (baron Denon). 1747 — 1825 гг. Виван внес в ампир древнеегипетские мотивы, В 1804 г. был назначен директором Лувра.

Барельф на Триумфальной арка на площади Каррузель.

Церковь Святой Магдалины на площади Согласия в Париже (фр. l’église de la Madeleine).

Архитектор П. Виньон (1762—1828гг.) При создании церкви за основу был взят периптер – здание, окруженное по всему периметру колоннами.

Храм Мезон Карре в Ниме – (Maison Carrée — «Квадратный дом») —древнеримский храм на территории Франции.

Расположен в Провансе в центре Нима. Церковь была освещена около 1 г. до н. э. Длина храма 25 м, ширина 12 м.


В 1823 г. здание объявлено национальным музеем, в нём размещена экспозиция древнеримского искусства.

Начинал строительство архитектор К. д’Иври при Людвиге XV, и прообразом служила церковь Святого Людовика. После смерти К. д’Иври продолжил строительство архитектор Кутюр, который предложил ее создать по по образу Пантеона.

В 1790 г. строительство было остановлено. В 1806 г. Наполеон велел снести здание, чтобы на его месте П. Виньон создал Зал Славы великой армии.

Церковь была разрушена, но в 1814 г. Людовик XVIII указал восстановить строение в честь Людовика XVI и Марии-Антуанетты.

В 1837 г. парижская администрация планировала сделать здание вокзалом на дороге между Парижем и Сен-Жерменом, однако, этот план не был реализован.

В 1842 г. церковь была освещена. Особенностью здания является отсутствие боковых окон и поперечного нефа (трансепта), свойственного крестообразным купольным храмам. Фронтон церкви украшен скульптурной композицией на тему «Страшный суд» (скульптор Филипп Оноре Лемера).

Последним образцом церкви стал храм Мезон Карре в Ниме. Габариты церкви 108х43 м. По всему периметру здание окружено 52 колоннами коринфского ордера, высотой 19,5 м.

Церковь Святой Магдалины Арх. П. Виньон.

Композиция «Страшный суд» на фронтоне церкви Святой Магдалины скульптор.

Храм Мезон Карре в Ниме.

Здания в стиле ампир в России

Провиантские склады (Зубовский бульвар, 2) 1829-1835 гг. – ныне музейное объединение «Музей истории Москвы».

Провиантские склады (музейное объединение «Музей истории Москвы»). 1829-1835 гг. Арх. Ф. Шестаков. Проектировщик В. Стасов.

Склады – комплекс общественных зданий в стиле ампир. Комплекс включает три корпуса и здание кордергардии во дворе.

Образцовый проект, на основе которого были созданы Провиантские склады в Москве, принадлежит В. Стасову. Он создал его в 1821 г. в Инженерном департаменте в Петербурге, оттуда и был прислан в Москву в 1829 г. Архитектор комплекса Ф. Шестаков.

Ансамбль построен по заказу ведомства Провиантский приказ, отвечавшего за снабжение армии провизией. В 1835 г. здание было окрашено: ограды, решетки, двери, ставни были выкрашены в черный цвет, а крыши, водосточные трубы, желоба — в красный.

Кордергардия (corps de garde) — строение, предназначенное для караульных солдат.

Центральный корпус – каменное прямоугольное здание в два этажа (высота этажа 6 м.), размеры строения 80х30 м. Корпус визуально делится на три части при помощи двух двухъярусных аркад. Входы расположены по всему периметру здания: по три входа на основном фасаде, по одному входу – на торцах.

Среди особенностей: дорический антаблемент, дверные проемы по «египетскому типу» (сужающиеся кверху), Скульптурный декор представлен венками с лентами. Здание кордергардии украшено 6-колонным портиком. Между корпусами по линии площади и улицы установлены строгие металлические ограды с изображением военных символов.

Кордергардия – здесь находились несущие караул солдаты.

Московский Манеж (ул. Моховая, д.1/9)

Официальное название с 1967 г. — Центральный выставочный зал «Манеж». 1817 г. Проект А. Бетанкура. Реставрирован в 2004 г. после пожара. Арх. П. Андреевым.

Московский манеж. ул. Моховая, д.1/9.

А. Бетанкур – инженер-генерал, начальник главного управления путей сообщения и публичных зданий

Московский манеж — здание в стиле ампир — был открыт 30 ноября 1817 г. в честь пятилетия победы в Отечественной войне 1812 г. по проекту А. Бетанкура.

Строительство манежа вел генерал А. Л. Карбонье. В возведении манежа Карбонье помогали главный архитектор строительства Ламони и инженер-поручик А. Я. Кашперов. В 1824-1825 фасады были отделаны О. Бове.

После пожара 2004 г. здание было реконструировано, внешний вид восстановлен, достроен подземный этаж. Сооружение было рассчитано на размещение пехотного полка – около 2 тыс. солдат.

Деревянные балки стропил связывались системой металлических тяг, регулируемыми специальными гайками. Площадь строения – 7425,67 кв.метра.

Сооружение перекрыто кровлей, лежащей на стропилах длиной 44,86 м. без промежуточных опор. Прямоугольное в плане одноэтажное здание имеет и по нынешним временам значительные размеры — длину 166,42 метра, ширину 44,81 метра и высоту около 15 м. К боковым стенам примыкают колонны тосканского ордера, между ними – сводчатые окна.

Дом Селезневой — ныне Музей А.С. Пушкина (Пречистенка, 12).

Дом Селезневой — ныне Музей А.С. Пушкина (Пречистенка, 12), фасады выходят на две улицы.

Дом Селезневой, фасад к улице Пречистинка.

Дом Селезневой, фасад к Хрущевскому  переулку.

Фасад — Главный вход в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

А. Григорьев – архитектор Афанасий Григорьев (1782-1868 гг.), бывший крепостной, получивший вольную в 22 года, ученик Джованни Жилярди и Франческо Кампорези. Работал над воссозданием многих московских зданий после 1812 года вместе с Доменико Жилярди.

Этот дом с дизайном в стиле ампир построен в 1816 г. архитектором А. Григорьевым на месте старого, сгоревшего здания, принадлежащего Федору Сергеевичу Барятинскому.

Новый хозяин – дворянин, участник войны 1812 года Александр Петрович Хрущев. Дом имел два фасада – один выходил на Пречистенку, другой – на Хрущевский переулок.

Здание украшали шесть колонн ионического ордера, между которыми располагались высокие арочные окна.

Фасад декорирован лепными фризами с медальонами. Со стороны парадного входа мезонин с балконом. Боковой фасад украшает портик с восьмью парными колоннами на фоне рельефного панно.

В 1860-х годах усадьба переходит во владение отставному штабс-капитану Дмитрию Степановичу Селезневу, дворянину, на фасаде здания до сих пор находится фамильный герб.

Триумфальная арка Здания Главного штаба, посвящена победе в войне 1812 г., имеет высоту 28 метров и ширину 17 метров, состоит из двух частей.

Раскрытию героической темы в архитектуре триумфальной арки Здания Главного штаба способствуют скульптурные композиции. Арка украшена фигурами летящих Слав, композициями из оружия и воинских доспехов. Венчает арку колесница богини Победы, запряженной шестеркой коней, последних коней придерживают воины.

В центре композиции — аллегорическая статуя Победы, воплощенной в образе крылатой женщины с лавровым венком и эмблемой государства в руках. Скульптурная композиция выполнена из листовой меди скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским, она воплощает величие России после Отечественной войны 1812 года.

У подножия арки на пьедесталах, выступающих из стены, установлены горельефные композиции из воинских доспехов. Между колоннами над пьедесталами располагаются фигуры воинов разных возрастов, олицетворяющие разные поколения, участвующих в Отечественной войне 1812 года.

Выше статуй размещены рельефные изображения воинских доспехов. В пространстве между антаблементом колоннады и архивольтом арки — рельефные изображения летящих Слав (летящие крылатые фигуры с лавровыми венками).

 

Арка 3дания Главного Штаба, 1819-1829 гг. арх. К. Росси.

Барельеф «Слава» на главном фасаде арки Главного штаба. 1828 г. С.С. Пименов.

Триумфальная арка в Москве

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте Москвы.

Триумфальная арка в честь победы над Наполеоном была сооружена в 1814 г. у Тверской заставы (в конце нынешней улицы Горького). Поскольку сооружение было деревянным, оно быстро ветшало, и уже в 1826 г. было решено построить вместо деревянной Триумфальной арки каменную.

Проект нового сооружения разработал архитектор О.Бове. Поскольку было принято решение о перепланировке площади у въезда в Москву, проект пришлось переделывать. Новый вариант, разработанный Бове, был принят в 1829 г. Открытие Триумфальной арки состоялось в 1834 г. В 1936 г. Триумфальная арка, кордегардии, соединяющая их ограда были разобраны.

В 1966 г. Московским Советом депутатов трудящихся было принято решение о восстановлении Триумфальной арки. Над проектом трудился коллектив 7-й мастерской «Моспроекта-3». Руководил проектом В. Либсон, в состав группы реставраторов входили архитекторы Д. Кульчинский и И. Рубен.

Триумфальную арку было решено установить без кордегардий и ограды не как проезжие ворота, а как монумент на Кутузовском проспекте. Основой сооружения стала однопролетная арка с 12-метровыми 16-тонными чугунными колоннами коринфского ордера.

Колонны были отлиты на основе единственной сохранившейся колонны Триумфальной арки О. Бове. Между колоннами стоят литые фигуры бородатых воинов в кольчугах, шлемах, с накидками, напоминающими римские мантии с щитами и копьями в руках.

Один из горельефов Триумфальной арки.

Величественный ампир своим орнаментом с начала своего появления был призван отражать имперские амбиции государства, монарха, правителя или национальную идею страны.

После падения власти основного идеолога стиля – императора Наполеона — он ярко проявился у страны-победительницы – России, а затем вернулся в эпоху сталинской диктатуры, а также отразился в архитектуре другой мощной мировой державы – США.

автор: Марина Калабухова

что это такое, сталинский стиль в архитектуре, русский в интерьере, имперский классицизм, императорский барокко, чем отличается

“Ампир” в переводе с французского языка обозначает «имперский стиль». Он представляет собой движение эпохи Высокого классицизма в области архитектуры и прикладного искусства. Ампир зародился во Франции в годы правления Наполеона I Бонапарта. Активное развитие ампирного стиля наблюдалось в начале 19-го столетия, но после 30-х годов ему на смену пришел стиль эклектика. Цель ампира – воплощение идеологии могущественного государства и представителей власти, акцентирование на силе непобедимой армии.

Особенности

Театральность в интерьере и конструктивной организации зданий относит ампирское направление к «королевским стилям». Главной особенностью построек этого времени является наличие различных классических деталей – пилястров, лепных карнизов, высоких колонн и т.д. Кроме того, в ампире присутствуют репродукции монументов периода античности – лапы львов, мифические сфинксы и прочие композиции этого направления.

В ампире соблюдается симметричность и равновесие форм, все элементы декора распределяются в строгой упорядоченности. Для него характерно декорирование дорогостоящими деталями, присутствие элементов на военную тематику, а также скульптурные и выразительные композиции.

История возникновения

В мире

Ампирский стиль считается последним и завершающим этапом эпохи классицизма, который возник во 2-й половине 18-го столетия. Во Франции начался процесс возрождения классицизма в период правления императора Бонапарта. Отличительной чертой возродившегося движения стал официальный стиль, суть которого отобразилась в его официальном названии.

Ампир получил довольно широкое распространение в странах Европы и развивался в течение первых 30-ти лет 19-го века.

Во Франции имперский стиль отразился в дворцовых интерьерах и мемориальных архитектурных строениях. Для построек в стиле ампир были характерны парадность и торжественность композиций. Самые известные французские зодчие, трудившиеся при дворе императора:

  • Пьер Фонтен.
  • Шарль Персье.

Классицизм в архитектуре Европы

Классицизм в архитектуре Европы

В России

Русский ампир появился во времена правления Александра I Павловича. Тогда было очень модно приглашать иностранных архитекторов, тем более что в начале 19-го столетия в России наблюдалось активное увлечение французской модой и культурой.

Одним из основоположников ампира в русской архитектуре считается Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана. Французский зодчий был приглашен в Россию для строительства крупнейшего православного храма в Санкт-Петербурге – Исаакиевского собора.

Стиль ампир в архитектуре подразделялся на два направления:

  • Московское.
  • Петербургское.

Это деление определилось не только по территориальному признаку. Оно также отличалось по степени отрыва от направления классицизма – московское направление стояло к нему значительно ближе.

Эрмитаж, Санкт-Петербург, РоссияЭрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Самый популярный деятель ампирского направления в Петербурге – Карл Росси. Не менее талантливыми зодчими этой эпохи были:

  • Андрей Воронихин.
  • Доменико Жилярди.
  • Андреян Захаров.
  • Василий Стасов.
  • Остап Бове.

Среди скульпторов имели высокую популярность:

  • Феодосий Щедрин.
  • Иван Матрос.

Стиль ампир в российской скульптуре и архитектуре господствовал всего 10 лет (1830-40 гг). Но в период 1930-50 гг. в Советском Союзе это движение возродилось в несколько перерожденных формах и получило название «сталинский ампир».

На фото представлен Михайловский дворец, спроектированный архитектором Карлом Ивановичем Росси.

Читайте также про стиль Рококо в России.

ампир, сталинский ампир, платье +в стиле ампир, ампир +в архитектуре, стиль ампир +в архитектуре,ампир, сталинский ампир, платье +в стиле ампир, ампир +в архитектуре, стиль ампир +в архитектуре,

Михайловский дворец, Карл Иванович Росси

Сталинский ампир

Стиль русского ампира занимал главенствующие позиции в монументальном и архитектурном искусстве Советского Союза 1940-50 годов. В декоре различных помещений преобладает деревянная мебель массивных форм, бронзовые статуэтки, светильники, а также лепнина под потолками значительной высоты.

Сталинские высотки, расположенные в столице, являют собой символ эпохи сталинского ампира и в частности архитектуры. В Москве к концу 1950-х годов было возведено 7 самых высоких строений того времени.

Стиль сталинского ампира объединяет в себе дизайн интерьера барокко, образы наполеоновской эпохи, классицизма (позднего) и орнаменты ар-деко.

Ярчайшим примером внутреннего интерьера, организованного в этом направлении, является банкетный зал, расположенный в помещении Центрального Московского ипподрома. На фото четко видны строгие черты ампирского стиля в архитектуре здания.

Центральный московский ипподром Центральный московский ипподром

Центральный Московский ипподром

При оформлении интерьера мебели используется резьба. На поверхности шкафов и тумб можно наблюдать рельефы в виде пятиконечных звезд, колосьев и лавровых венков.

Важную роль в сталинском ампире играли люстры, которые не только освещали комнаты, но и отличались представительностью торжественного вида. Их изготавливали из бронзы и украшали подвесками из хрусталя. Для организации декора различных помещений использовались материалы исключительно натурального происхождения – мрамор, бронза, хрусталь, керамика, дерево.

Интерьер

Интерьер в стиле ампир характеризуется четкими линиями форм необычными решениями в вопросе отделки поверхностей. Для него присущи настенные ковры древних мастеров, многочисленные украшения из металла и картины в позолоченных рамах. К главным чертам ампирического направления относятся:

  • Строгие линии.
  • Торжественность форм.
  • Парадность композиций.

Внутреннее оформление зданий в стиле ампир отличается насыщенной цветовой гаммой. Используются яркие оттенки: золотой, синий, голубой, белый или красный. Бронзовые и золотые вкрапления превосходно сочетаются в этой палитре.

предмет мебели в стиле Ампир

предмет мебели в стиле Ампир

К аксессуарам интерьера относятся детали снаряжения военных древнеримской армии:

  • Знаки легионеров, на которых изображены орлы.
  • Стрелы, собранные в пучках.
  • Связки копий, щиты с рельефами.
  • Топоры.

Мебель в стиле ампир

Мебель в стиле ампир

Скульптурное разнообразие наблюдается в гармоничном совмещении мифологических композиций и изображений античности: богиня победы, сфинксы, кариатиды или грифоны.

Мебель

Мебель в стиле ампир характеризуется, как классический рационализм в течении архитектурных и интерьерных веяний. Для изготовления гарнитуров используется орех, а также красное дерево. Мебель, выполненная из березы (карельской), применялась в интерьере российских построек. Украшением поверхностей служат накладки с позолотой или из бронзы. На них изображаются мотивы на военную тематику – шлемы, щиты, скрещенные копья или мечи, венки из лавровых листьев. Спинкам стульев придается изогнутая форма лиры. Стоит отметить, что мебельные гарнитуры эпохи ампира не отличаются комфортабельностью – особое предпочтение отдается внешней пышности и красоте композиций как и в готике.

Софа в стиле ампир

Софа в стиле ампир

Ампирная мода

Формирование ампирной моды началось еще в дореволюционной Франции, а популяризация и активное развитие наблюдалось при Бонапарте. Ампир характеризовался повышенным интересом к идеалам античной эпохи. После 20-х годов 19-го столетия ампир в модных тенденциях плавно перешел в новый викторианский стиль.

Особенности стиля в одежде

ампирская мода

ампирская модаЗаконодательницами женской моды в Париже были:
  • Жозефина Богарне.
  • Тереза Тальен.
  • Мадмуазель Ланж.

Благодаря Терезе Тальен в моду вошли платья в ампирном стиле, которые открывали для посторонних глаз женские ноги от элегантных туфелек и до самых ягодиц. Такая мода получила характерное название «аля-соваж», что в переводе с французского означает «нагая».

Популяризацией этого движения в Англии занималась Эмма Гамильтон – любовница адмирала Британии Нельсона Горацио.

После того как Наполеон взошел на имперский престол, дамские наряды стали более закрытыми, но общий силуэт платья сохранился. В эпоху наполеоновской империи появились громоздкие античные орнаменты, бархат, тяжелый шелк, а длинные шлейфы украшались рельефами золотого шитья. Идея золотого шитья на дамских нарядах была разработана в координации императора.

платья в стиле ампир

платья в стиле ампир

В пошиве платьев использовались хлопчатобумажные и льняные материалы: батист, фуляр, тюль, муслин, креп, кисея или кружево.

Свидетельством высокого положения в обществе были платья светлых цветов. В это время освоили технику отбеливания тканевых материалов.

Женские платья по внешнему виду напоминали рубахи. Над высокой талией под самой грудью красовался пояс в виде широкой ленты. Руки и шея оставались открытыми. Низ платья расшивался узорами из серебряных и золотых нитей, пестрил блесками, синелью и пайетками. Платья для танцев и визитов дополняли буфы на коротких рукавах.

платье в ампирском стиле

платье в ампирском стилеПод наряды, походившие на туники, надевали трико или рубашку телесного цвета (шмиз). Сквозь тонки материи хорошо просматривались упругие женские формы. Ткань иногда смачивали водой, чтобы она соприкасалась с телом. Широкое декольте максимально глубоко открывало шею и грудь.

Глубокий вырез было принято прикрывать, если женщина выходила на улицу. Поверх тонких нарядов надевалось манто с кружевами, застегивающееся спереди одним крючком. В холодное время года использовались рединготы (шерстяное пальто) и спенсеры (теплый короткий жакет).

Неотъемлемым и дорогостоящим аксессуаром была шаль с разноцветными кистями. Декольте прикрывали треугольной или сложенной пополам прямоугольной прозрачной косынкой (фишю). Боа из густых перьев, а также короткие меховые шарфы наблюдались в нарядах замужних женщин.

Носились чулки с декоративной вышивкой (листы дуба и лавра) и стрелками из серебряных нитей. На руки надевали длинные перчатки светлого оттенка (выше локтя).

Обувь шили на плоской подошве, в форме “лодочки” с длинными носами. Для изготовления дамских туфель использовали атлас (голубой, белый или розовый), а также ленты, которые по примеру античных образов обвязывали вокруг ног.

Мужская одежда в стиле ампир особыми излишествами не отличалась. Костюм изготавливался преимущественно в темном цвете и состоял из фрака с воротничком-стойкой, жилета, белой рубашки и светлых панталон. Значительную популярность получили рединготы, высокие шляпы, а также сюртуки.

Особенности стиля в прическах

В своих прическах модницы ампирского стиля подражали греческим и римским образцам – высоко собранные волосы заплетались в косы (также использовалась специальная сеточка). «Узел Психеи» красовался на затылке и представлял собой незамысловатый пучок. Гладкие прически украшались цветами и красочными лентами, а также разделялись пробором. В моду вошли шиньоны, а лоб прелестных дам скрывался под завитой челкой. Дополнительными украшениями для головы служили обручи, диадемы или фероньерки. Особенно популярны были венки из лавровых или дубовых листьев, колосьев и живых цветов.

прически в стиле ампир

прически в стиле ампир

Белорусская плитка Домино: все о производителе, предлагаемой продукции и стоимости.

Дизайн прихожей в хрущевке: какие нужно знать нюансы при проектировании и ремонте вы узнаете в этой статье.

Стиль кантри в интерьере: https://trendsdesign.ru/home/liv/gostinaya-v-stile-kantri.html

Особенности королевского стиля

Выводы

Ампир стал переходным этапом от ренессансной эпохи Возрождения к новым течениям эклектики. В этот период наблюдаются значительные трансформации женских нарядов, которые открывали тело и выставляли напоказ упругие формы. Ампирский стиль затронул область архитектуры и монументального искусства – возводились новые здания, характерной чертой которых было объединение нескольких исторических стилей в общей композиции.

Современные дизайнеры используют за основу идеи гениальных творцов эпохи ампира, создавая уникальные интерьеры в жилых помещениях и зданиях коммерческого направления.

Стиль ампир в интерьере и архитектуре. Особенности, фото, примеры стиля ампир 19 века

Стиль ампир в интерьере

Стиль ампир, ведущими мастерами которого были Персье и Фонтен, тематически основывается на античности с внесением мотивов из помпейских росписей и отчасти — египетского искусства. Элементы пасторальности, характерные для стиля Людовика XVI, исчезают. Тематика ампира в значительной степени связана с героическими, триумфальными мотивами. Применяются гирлянды и венки, императорские орлы, военные римские доспехи, мелкий позднеримский акант, античный геометрический орнамент (меандр и др.), фигуры в античных одеждах, вазы, пальметты, лира, маскароны, рог изобилия, подражание помпейским канделяберным композициям, реже — мотивы фауны; египетские темы: сфинксы, мумии, обелиски. Композиция ампирного орнамента близка к римским образцам. Отмечается зеркальная симметрия. Фон заполняется слабо, орнамент располагается но краям поверхности. Скульптурная обработка в интерьерах уступает место живописной.

Цветовая гамма ампира резко отличается от колористических решений, характерных для XVIII века. Вводятся интенсивные тона: пурпур, малиновый, синий, зеленый, желтый цвета. Широко применяется позолота.

Стиль ампир в интерьере

Для оформления интерьеров вводятся, так же как и в XVIII веке, шелковые ткани, которыми обтягиваются стены (бумажные обои, использовавшиеся и ранее, начинают активно применяться с 1830-х гг.).

В мебели предпочтение отдается красному дереву с бронзовыми позолоченными орнаментальными деталями.

Характерные черты ампирного интерьера были восприняты и в других странах. Очень типичен, в частности, интерьер в стиле ампир в пармской резиденции (Италия).

Достижения Англии в области интерьера связаны с именами братьев Адам, уделявшими внутренней отделке помещений особое внимание. Оформление интерьеров составляет наиболее сильную и значительную сторону их творчества. Культивируемый братьями Адам стиль декоративной обработки помещений складывается из ряда элементов, в числе которых — античный орнамент, помпейская декоративная живопись, современный им французский классицизм. Продолжала также сказываться известная зависимость от Палладио, которую они, впрочем, упорно старались преодолеть. Английский интерьер начала XIX века испытал на себе сильное воздействие со стороны Франции.

Стиль ампир в интерьере

То же самое следует сказать и о немецком интерьере 1-й четверти XIX века. Последний может быть лучше всего охарактеризован городскими жилыми домами. Небольшие уютные комнаты имели гладкие потолки, ограниченные карнизами, гладкие стены, окрашенные краской одного тона: мебель красного дерева; на стенах симметрично развешивались картины, литографии, рисунки в прямоугольных рамах классицистического характера..

В 1820-х годах немецкий вариант ампира стал переходить в стиль бидермайер, в котором классицистическая рациональная стилистическая основа стала «разбавляться» требованиями бытового комфорта и бюргерского уюта.

К началу 1770-х годов значительно меняется облик французской мебели. Она приобретает черты классицизма (стиль Людовика XVI). Формы кресел, комодов, секретеров, столов и других предметов приобретают более четкий, конструктивный характер. Выявляется структура вещи, каждый элемент мебели имеет свои ясно обозначенные границы. Прием «перетекания» форм из одной конструктивной части в другую (например, из ножек в сиденье — в креслах, стульях, или же из ножек в закрытую часть комода) постепенно выходит из употребления. Укрепления частей уже не «стираются» и не маскируются, все большую роль играет прямой угол. Ножки приобретают круглое или квадратное сечение, они становятся прямыми и стройными. Мебель этого времени находится под сильным влиянием античных образцов и современной ей архитектуры.

Стиль ампир в интерьере

Наряду с техникой набора в мебели широко применяется фанеровка. Обращается особое внимание на показ самой структуры, текстуры дерева, которое выводится наружу. Преимущественным вниманием начинает пользоваться красное дерево, но наряду с ним для отделки используются палисандровое дерево, черное и другие. Большие плоскости предметов обрамлялись тонко исполненными бронзовыми накладными деталями — тягами с мотивами гирлянд, лент, пасторальными мотивами. Помимо бронзы в отделке мебели использовались бисквитные и фарфоровые медальоны, органически включавшиеся в композицию предметов.

С течением времени стиль мебели приобретает все большую строгость, а детали все больше связываются с античной орнаментацией — меандром, акантом, лавром, хотя еще часто продолжают встречаться и детали криволинейных, изысканных форм, в частности цветочные мотивы, ленты и другие.

Характерна мебель, создаваемая мастером Жакобом Демальте, в отделку которой вводились тонкие прямые тяги и обрамления из золотистой латуни, накладывавшейся на поверхность красного дерева или вделанной в него (типа каннелюр). Распространение этой мебели в самом конце XVIII века позволило говорить об особом мебельном стиле жакоб. Среди других известных французских мебельщиков следует назвать крупнейшего мастера Ж.-А. Ризенера и Э. Левассера.

Стиль ампир в интерьере

Наиболее распространены были сравнительно низкие предметы — комоды, секретеры, кабинетные бюро, дамские столики и другие.

Стиль ампир в мебели обогащался за счет еще большего подражания, чем раньше, образцам античной мебели, которые становились известными по изображениям на вазах. Способствовали этому процессу походы Наполеона и продолжавшиеся раскопки Помпеи.

Многой сделали для развития ампира архитекторы Персье и Фонтен, издавшие проекты обстановки и убранства, которые получили большую известность.

Наиболее распространенным материалом остается красное дерево, гладкую поверхность которого дополняли детали из золоченой бронзы. Они представляли собой, как было отмечено выше, античные фигуры и рельефы, сфинксы, различного рода гирлянды, пальметты, звезды, розетки и др. Характерно, что стремление к строгости и «представительному» характеру мебели порой побуждало пренебрегать требованиями удобства в угоду декоративности.

Стиль ампир в интерьере

В большом количестве производятся книжные шкафы, дверцы которых обрабатывались решетками, различные по форме и декоративному убранству бюро, серванты, туалетные столики и письменные столы, кресла, стулья.

Мастерами прикладного искусства создаются самые разнообразные изделия из золоченой бронзы — настольные часы, чернильные приборы, канделябры, бра, люстры и другие. Изобразительные элементы и орнаментальные средства в изделиях из бронзы принципиально не отличались от тех, что применялись в мебели. Прославленным мастером-бронзовщиком являлся П. Томир, работавший в самом тесном контакте с Жакобом Демальте и вместе с ним участвовавший в осуществлении проектов Ш. Персье и П. Фонтена. Иной, чем ранее, характер приобретают люстры. Хрустальные подвески выходят из употребления, структурная основа и украшения люстр полностью выполняются из бронзы.

Стиль ампир — Имперский стиль в моде и архитектуры. — Искусство

Вслед за классицизмом в Европе в начале XIX века в моду вошёл стиль ампир. В истории вслед за Древней Грецией могущественным и влиятельным становится Древний Рим, точно также и классицизм сменяется стилем ампир. Классицизм в большей степени был связан с влиянием Древней Греции, а стиль ампир был подвержен влиянию искусства Древнего Рима, а именно Рима периода империи.


 
Эпоха стиля ампир – 1800-1825 годы. Ампир означает имперский, зарождается он во Франции, во времена Наполеона, а именно во времена его успехов, его побед. Ведь ампир – это стиль империи, стиль триумфальных арок, арок, возводимых в честь побед, как в Древнем Риме, так теперь и в Париже.

 
Ампир появится и в ХХ веке, так называемый сталинский ампир. Здания и целые архитектурные ансамбли в стиле сталинского ампира можно найти в Киеве, Москве и Минске. Так в Минске весь проспект Независимости от вокзала до здания БНТУ выдержан в духе сталинского ампира, стиля империи.

 
Казанский Собор построен в стиле ампир, а также сталинская высотка в стиле сталинский ампир.
 

 
Стиль ампир всегда отличается большой пышностью, блеском, помпезностью.
 
Но вернёмся в начало XIX века. Как и в архитектуре, так и в моде стиль ампир получает распространение.

Силуэт костюма эпохи ампир имеет цилиндрическую форму, стремясь к цилиндрическим очертаниям стройной и высокой колонны. Используются однотонная рельефная вышивка, симметричная декоративная отделка, плотные блестящие ткани.

 
В мужской одежде распространённым становится появившийся ещё в эпоху классицизма фрак – шерстяной с высоким воротником-стойкой, обязательно тёмных тонов – чёрный, синий, серый, коричневый.
 
Носили такой фрак со светлым жилетом и такими же светлыми панталонами.
 
Верхний одеждой оставался также появившийся ранее редингот или сюртук. Сюртук постепенно становится основным элементом в мужском деловом костюме. А осенью и зимой носили редингот с двойным, а то и тройным воротником или же пелериной.
 
Причёски – в основном короткие, на головах – шляпы с небольшими и загнутыми по бокам полями.
 
Обувь – туфли и сапоги.

Но особенно сильным было влияние стиля ампир на женскую одежду. Яркой особенностью стиля ампир в женской одежде становится высокая талия, которая делит фигуру в соотношении 1 : 7 и 1 : 6, плюс прямая длинная юбка и узкий лиф.


 
Корсеты столь популярные во времена барокко и вышедшие из моды в эпоху классицизма в период ампира вновь возвращаются. На смену мягким и лёгким тканям приходят плотные, к примеру, плотный шёлк, впрочем, также используются и тонкие прозрачные ткани, но обязательно на плотной, чаще шёлковой подкладке.
 


 
В женском костюме появляется и всё больше и больше декоративных элементов — рюши, оборки, кружева, вышивки. Вышивки часто выполнены однотонной белой гладью с золотой и серебряной нитью, блестящими пайетками.
 

Для самих платьев в стиле ампир также были характерны: шлейф, низкое декольте, короткий рукав-фонарик на широком манжете.

 
В верхней женской одежде в начале XIX века появляются короткие спенсеры, однобортные рединготы из хлопчатобумажных, а также шерстяных тканей, отделанные бархатом, атласом (а зимой — подбитые мехом). Верхняя одежда повторяет силуэт, форму и покрой деталей платья.
 

Головные уборы – капоры самых разнообразных фасонов, а иногда и с вуалью, шляпы типа ток.
 

 
Тока – головной убор, который как раз таки появляется именно в эпоху Наполеона. Это была чёрная бархатная шляпа, украшенная перьями. Такая шляпа изображалась … на гербах, а именно на гербовом щите. Цвет околыша и количество перьев менялось в зависимости от титула хозяина герба. Так, к примеру, тока, изображённая на гербе дворян, имела зелёный околыш и одно перо.

Вскоре такой головной убор без полей и округлой формы стали носить и женщины.


 
 
Именно в начале XIX века, как и в эпоху барокко, большое внимание уделяется причёскам и головным уборам, а именно их пышности и нарядности.
 
Также используются перчатки: длинные лайковые, иногда без пальцев, так называемые митенки.
 
Обувь – туфли, плоские и открытые, кожаные и на низком каблуке.

 
Украшениями к платьям в стиле ампир служили жемчуг (как искусственный, так и натуральный), камеи, диадемы, колье, ожерелья, которые оборачивались вокруг шеи по несколько раз, на руках – браслеты, перстни, браслеты также носились и на ногах, серьги с подвесками.

 

 

Неизменной законодательницей моды в стиле ампир в начале XIX века была супруга Наполеона Бонапарта Жозефина.


 

Сегодня стиль ампир в одежде в основном представлен в платьях и сарафанах. Очень красивы свадебные платья. А вот особенности стиля ампир сегодня такие же, как и в начале XIX века: завышенная линия талии, наличие обязательной ленточки под грудью, а также струящийся силуэт и ощущение лёгкости. Длина также может быть до пят, как и вначале XIX, но может быть и короткой.

 

 
 
Платья в стиле ампир с укороченными юбками придают образу определённую женственность и даже кукольность, наивность. Из-за этой кукольности появилось и название стиля для подобных платьев – стиль baby doll.
 
Свадебные платья в стиле ампир шьются, как и из традиционного для ампира шёлка, та и из шифона. Обувью к таким свадебным платьям служат либо сандалии на плоской подошве, либо туфли на высоком каблуке. Волосы разбиваются на прямой пробор, гладко причёсаны, а на лоб спадают локоны. Если же волосы длинные, то их заплетают в две косы и укладывают в сеточку на затылке.


Плюсом платьев в стиле ампир является то, что они подходят практически всем. Так полным девушкам они помогут подчеркнуть грудь и скрыть полноту, девушкам с мальчишеской фигурой придадут женственности. А низким девушкам, платья в стиле ампир позволят выглядеть более высокими и статными.
 
Вероника Д.   http://www.liveinternet.ru/users/4723908/post230294527/
http://mylitta.ru/510-empire-style.html
http://fashiony.ru/page.php?id_n=12556
http://commons.wikimedia.org

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

Характерные черты стиля ампир в архитектуре и интерьере

Ампир – популярный стиль, возникший в XIX веке и ориентированный на образцы античного искусства.

Характерными чертами ампира является тяжеловесность, четкость форм, роскошность, величественность, богатство.

Это направление отразилось на всех сферах человеческой жизни, но ярче всего прослеживаются характерные черты ампира в архитектуре и дизайне интерьера помещения.

Характерные черты «королевского» стиля ампир

Ампир называется «королевским» стилем, в XIX веке его использовали для передачи величия правительства Франции и значения подвигов наполеоновской армии. Неотъемлемыми атрибутами того времени были колонны, пилястры и консоли.

Если обратиться в далекое прошлое, чтобы узнать, каковы наиболее характерные черты стиля русского ампира, очевидным становится, что это направление известно своей помпезностью, парадностью и торжественностью.

Основными декоративными элементами при возведении ампирных сооружений служили предметы военной римской атрибутики. На многих зданиях, принадлежащих ампирной эпохе, можно увидеть легионерские знаки с орлами, щитами и ликторскими топорами.

Одним из самых ярких примеров архитектурных сооружений во Франции эпохи Наполеона является церковь Ла Мадлен.

Каковы наиболее характерные черты стиля русский ампир в архитектуре и интерьере

Русский ампир немного отличался от европейского, но эти направления, все же, имели одну характерную черту – они стремились отразить патриотизм, воинскую славу и национальный подъем страны.

Самым ярким архитектурным элементом была триумфальная арка. Этому величественному стилю также свойственным является мифологический характер, поэтому на многих зданиях можно увидеть сфинксов, грифонов, кариатидов и богиню победы.

Прослеживаются характерные черты стиля ампир и в интерьере. В нем призвано показывать великолепие, зрелищность и роскошь.

Для этого используются украшения из металла, богатые драпировки, дорогие ткани, во многих помещениях на стенах можно было увидеть картины в оправах с позолотой.

В помещениях располагались всевозможные вазы и предметы посуды, которые выполняли не только декоративную, но и практическую функцию.

Часто помещения декорировались статуэтками, в основном в этих целях использовались бронзовые изделия. Для украшения интерьеров нередко использовали оружие.

Для ампирного интерьера также свойственным является использование таких декоративных элементов, как шпаги в барельефах, золоченые кисти, львиные лапы.

Несмотря на всю напыщенность, характерную для ампирного интерьера, он выглядел легко и просто. Среди мебели отдавалось предпочтение предметам без округлостей, изготовленным из ценных пород древесины, особенно роскошно смотрелись изделия из темно-красного дерева.

Массивность, разнообразие декора, грандиозность – тоже характерные черты ампира в архитектуре XIX века.

Основой для этого направления стала античная архитектура, которая, все же, имела более плавные очертания. С точки зрения геометрии, все формы при возведении зданий должны иметь правильные формы.

Здания в стиле ампир в России и Франции

Во времена правления Наполеона Бонапарта назначение искусства заключалось в прославлении его личности и военных подвигов.

Архитектурные сооружения этого периода приобретают античные формы. При возведении зданий в стиле ампир часто применяется мотив триумфальной арки.

Русский ампир: сооружения в России

Специалисты отмечают, что основными декоративными мотивами при возведении сооружений в стиле ампир, являются атрибуты римской военной истории. Архитекторы используют массивные портики, фронтоны, украшенные барельефами, фигуры орлов, львов, щиты. Несмотря на весь этот военный пафос, для этого архитектурного направления свойственным является романтизм.

Стиль зародился во Франции, но он быстро прижился и в России, правда, отличался большей свободой, мягкостью и пластичностью. Для русского ампира характерным является большее разнообразие и свобода, если сравнить его с этим стилем во Франции.

Здания в стиле ампир в России представлены величественными и роскошными дворцами. Одним из самых выдающихся ампирных памятников архитектуры стало новое здание Адмиралтейства. Его проект был утвержден Александром I в 1805 году. В процессе возведения здания, над которым работал архитектор Андреян Захаров, использовались геометрические формы, гладкие стенные плоскости, четкие, сухие профили, колоссальные колонны.

Возводились и другие величественные здания в Санкт-Петербурге в стиле ампир – Горный институт на набережной Васильевского острова и Биржа на Стрелке.

Здание новой Биржи представляет собой прямоугольник, окруженный со всех сторон монументальной дорической колоннадой. Этот памятник архитектуры напоминает собой античный храм Посейдона, возведенный в Пестуме.

В России возведение памятников архитектуры в величественном ампирном направлении тесно связано с именами таких архитекторов, как Захаров, Воронихин, Том де Томон и Карл Росси.

Несомненно, самым знаменитым и талантливым архитектором, работающим в этом направлении, был Карл Росси. Он является автором ансамбля Дворцовой площади, в котором доминирующая роль отводится сооружению Главного штаба с Триумфальной аркой.

Еще один пример ампирного сооружения – Спасо-Преображенский собор, над возведением которого работал Василий Стасов.

Троице-Измайловский собор, Михайловский дворец, Александрийский театр, Московские и Нарвские Триумфальные ворота тоже принадлежат к ампирному направлению в архитектуре.

В Санкт-Петербурге и Москве стиль проявился своими величественными архитектурными ансамблями, которые принесли им мировую славу. Последним выдающимся ампирным сооружением в Санкт-Петербурге стал Исаакиевский собор.

Здания в стиле сталинского ампира представляют собой традиционное продолжение первого этапа этого роскошного направления в искусстве. Этот стиль соединил в себе элементы нескольких направлений одновременно – барокко, ампира эпохи Наполеона, позднего классицизма и ар-деко. Для зданий сталинского ампира характерными являются такие черты, как помпезность, роскошь, величественность и монументальность.

Яркими примерами зданий сталинского ампира в Москве является Арка Главного входа ВСХВ, Министерство иностранных дел, главное здание МГУ.

В Москве здания в стиле ампир также представлены таким памятником архитектуры, как Храм Троицы Живоначальной.

Также есть здания в стиле ампир и в Челябинске, это кинотеатр им. Пушкина.

Здания в стиле ампир в Париже: яркие примеры

Одним из самых ярких примеров зданий в стиле ампир в Париже стала церковь Мадлен.

Триумфальная арка Каррузель тоже выдержана в этом стилевом направлении, возведена она была в честь наполеоновских побед. Главными архитекторами ампирной эпохи во Франции были Персье и Фонтен.

Компьенский дворец, который исполнял роль одной из резиденций Наполеона Бонапарта, возведен согласно ампирным традициям. Именно в этом здании лучше всего сохранились императорские интерьеры, выдержаны в ампирном духе.

При возведении зданий в этом помпезном стиле в России и за рубежом предполагалось использование всех достижений архитектуры и дизайна, скульптуры и живописи.

Сталинский ампир в архитектуре

Жилой дом на Котельнической набережной. Арх-ры Чечулин, А. К. Ростковский. Курировал строительство Лаврентий Берия. 1937-1952 гг. Высота здания 176 м., 32 этажа.

Сталинский ампир – – лидирующее направление в архитектуре советской России с 1936 по 1955 гг. Этот стиль отражает советскую идеологию, культ личности руководителя государства.

Здания в стиле ампир в Москве помпезны и величественны. Для сталинского ампира в архитектуре характерно использование архитектурных ордеров, барельефы с советской символикой, композиции из скульптурных фигур трудящихся, спортсменов, военных. В оформлении фасадов домов используется мрамор, гранит, бронза.

Ампир в сталинском варианте представлял архитектуру как искусство на основе классики Древнего Рима. Основой стала ордерная архитектура с ее четкими пропорциями и торжественным декором. Добавление советской символики в архитектурный ордер придавало идеологический окрас и подчеркивало оптимистический характер архитектурного подхода, что соответствовало общей направленности социалистического реализма.

Социалистический реализм – идеологический подход к художественному творчеству, внедряемый партийными органами СССР.

Архитектура Москвы, столицы СССР, — по замыслу руководства страны должна была отражать торжество идей социализма. В 1935 году был составлен план реконструкции Москвы, предусматривающий создание архитектурных комплексов, которые были призваны демонстрировать мощи и силу государства рабочих и крестьян.

Так же как социалистический реализм в живописи и литературе новые формы архитектурного проектирования были внедрены в сознание архитекторов и конструкторов. Сталинский ампир в архитектуре возник не в ходе преобразования модных направлений в зодчестве, а путем планомерного и направленного воздействия со стороны государственных структур на деятельность творческой интеллигенции. Власть включила архитекторов, как и других представителей искусства в общегосударственную систему, прославляющую и возвеличивающую Страну Советов.

Элементы ампира особенно ярко проявились в послевоенный период на волне всеобщего ликования. Этот вид ампира отличается от наполеоновского стиля внешним отсутствием единовластного начала. В декоре сооружений московского ампира преобладают символы Советского Союза: серп и молот, пятиконечная звезда, фигуры тружеников села и предприятий.

По предложению Сталина в 1947 г. было принято постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». Предполагалось создать восемь высоток, которые должны были определить образ столицы и отразить общую идеологическую направленность, включив определенный декор в ордерную систему в архитектуре. Выбранное количество сооружений было связано с 800-летием Москвы (восьмое здание так и не было построено – после смерти Сталина его строительство было прекращено).

После 1945 года архитектура стала средством внушения оптимизма, победных идей, уверенности в будущем, и монументальные строения служили наглядной пропагандой. Ярусы и башни высотных зданий на основе классического ордера в архитектуре должны были стать продолжением архитектурных принципов Кремлевского ансамбля.

Крупные скульптурные композиции, высокие шпили, колонны, гранит, мрамор, бронза, позолота, светлая отделочная плитка делают здания в стиле сталинского ампира узнаваемыми и запоминающимися. Они стали доминантой московского ампира. Эти сооружения сталинского ампира рассматривались идеологами советского периода как естественное дополнение к русской природе и характеру народа. Даже то, что сами высотные здания в стиле ампир в Москве очень напоминали аналоги, построенные за несколько десятилетий до этого в США, не смущали архитекторов, которые утверждали, что сходство это только внешнее и поверхностное, и американские строения не несут той идеологической и эмоциональной нагрузки, которые дают московские здания.

Архитектурным образцом высоток в стиле сталинского московского ампира было здание муниципалитета Манхеттена — Манхеттен Мьюнисипэл Билдинг (Manhattan Municipal Building) в Нью Йорке. 1909-1912 гг. Арх. У. Кендалл.

Здание имеет 40 этажей. Высота 177 м. Крышу венчает установленная в 1913г. позолоченная восьмиметровая статуя Гражданской Славы — Сивик Фэйм (Civic Fame) -работы скульптора А. Вейнманом. В левой руке у статуи пятизубцевая корона, олицетворяющая пять округов Нью-Йорка; пять куполов сооружения также представляют округа. В ее правой руке статуи — ветвь лавра и щит — символы победы и величия. На основе этого архитектурного проекта возводились строения в Кливленде — Терминал Тауэр (Terminal Tower), Детройте – Фишер Билдинг (Fisher Building), в Чикаго — Ригли Билдинг (WrigleyBuilding).

Манхеттен Мьюнисипэл Билдинг. Нью Йорк. 1909-1912гг. Арх. У. Кендалл.

 

Эйхенбаум, Борис Михайлович(1886-1959) — российский литературовед. В 50-х годах, присутствуя в Комарово на строительстве дачи одного из деятелей, получившего Сталинскую премию, Б. М. Эйхенбаум произнес: «Ампир во время чумы…»

Завершение периода сталинского ампира в Москве приходится на 1955 г.

В Постановлении ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» сталинский стиль был назван «украшательством» и запрещен.

Широко известное выражение «ампир во время чумы» Б.М.Эйхенбаума* точно отражает соотношение помпезности и величественности зданий и состояние гражданского общества, трагедии эпохи, унесшей миллионы жизней.

 

Примеры сооружений и зданий в стиле сталинский ампир

Арка Главного входа ВСХВ в Москве. Построена в 1939 году по проекту архитектора Л. Полякова. До наших дней не сохранились барельефы на пилонах и на внутренней части.

Арка Главного входа ВСХВ, Москва. 1939 г. Арх. Поляков.

Министерство иностранных дел – здание, типичное для ампира в Москве. (1948-1953гг.) Архитекторы В. Г. Гельфрейх и М. А. Минкус, конструкторы С. Д. Гомберг и Г. М. Лимановский.

Министерство иностранных дел.

Здание имеет 27 этажей. Высота здания 172 м. Фасадом здание в стиле ампир выходит на Бородинский мост. Смоленскую улицу.

Устремленность вверх подчеркивается шатровым навершием крыши, которые стали общей чертой для московских высоток. Фасад облицован керамическими блоками, цоколь отделан красным гранитом.

На основном фасаде – герб СССР. Портал сооружения декорирован лепниной (скульптор Г.Мотовилов). По сторонам портала построены обелиски из темного гранита.

Главное здание МГУ. Москва.1949-1953 гг. Архитекторы: Л. Руднев, П. Абросимов, С. Чернышёв, А. Хряков, инженер-конструктор В. Насонов (архитектор Б. Иофан был смещен с должности главного архитектора). Скульптуры создавались в мастерской В. Мухиной.

Главное здание МГУ. Москва. 1949-1953 гг. Архитекторы: Л. Руднев, П. Абросимов, С. Чернышёв, А. Хряков.

 

За сталинским ампиром стояла твердая позиция руководства страны: сформировать у населения оптимистическое восприятие жизни. Ордерная архитектура являлась необходимым элементом идеологического режима и мифологии. Сталинский ампир, воплощенный в зодчестве, нельзя оценить, не обращая внимания на его утопический характер, который выражался в идеях коммунизма, связывающих идеологию Древнего Рима и советской страны.

Автор: Марина Калабухова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *