Как правильно затачивать карандаш?
Казалось бы, так просто научиться правильно затачивать карандаши, тем более мягкие, у которых часто ломаются грифели: достаточно иметь в наличии только механическую, ручную точилку или навороченные электрические точилки для карандаша. На самом деле точилки хороши лишь для нетребовательных пользователей — школьников, студентов непрофильных ВУЗов или когда требуется острый конец, а графит чрезмерно твердый.
Те, кому нужна качественная заточка, используют острый нож или бритвенное лезвие, а для заострения графита карандаша использую наждачную бумагу. Профи знают, что лучше всего начать с удаления деревянной части карандаша, где нет надписей — чтобы не перепутать твердый и мягкий карандаш.
Так, при использовании карандаша с большой степенью твердости срезают 10–12 миллиметров деревянной оправы, а на мягких карандашах деревянная часть стачивается намного короче, так как при избыточном удалении оправы существует риск повредить грифель.
Как для повара важна правильная и подходящая под кухонные нужды заточка японских ножей, так и для художника степень остроты заточки важна для выполнения различных штрихов и линий. Существует три основных вида заточки. Выбор каждого обусловлен характером линии, которую предполагается проводить этим карандашом.
Первый вид — заточка конусом — наиболее простой, предназначен для обычной работы — бытовой, офисной, школьно-оформительской. Нужный по форме и длине грифель карандаша получается обыкновенной точилкой.
Второй вид — лопаточкой, это широкий и резкий кончик. Чтобы достичь такой формы, следует удалить деревянную оправу, оставив нетронутым и открытым длинный участок графита. Графитовый конец затачивают очень легко на наждачной бумаге, пока он не станет тупым, а затем с одной стороны отглаживают конец, превращая его в тупую в сечении «лопатку». Теперь, в зависимости от того, как будет располагаться карандаш в руке, он будет способен проводить как тонкие, так и толстые линии.
Третий вид — резцовый кончик, им часто пользуются художники, которым необходим быстрый переход от тонких, едва заметных штрихов-наметок к уверенной полной линии. Острие затачивают на наждачной бумаге так, чтобы получился острый край. Карандаш с такой заточкой может проводить и тонкие, и широкие линии, кроме того с ним возможны манипуляции при проведении линий разной ширины на разных отрезках.
О заточке карандашей
Казалось бы такой пустяк — заточка карандаша, но от этого зависит результат наших трудов. Поэтому присмотримся к этому вопросу повнимательнее.
Во-первых, практически всегда карандаш должен быть остро заточен. Почему? Давайте проэкспериментируем. Возьмем 2 карандаша: остро заточенный и затупившийся и нарисуем контур:
Острозаточенный (слева) и затупленный (справа) карандаши
Контур от рисования острым и тупым карандашами
На первый взгляд справа контур лучше, т.к. ярче и толще. Что ж, если это все, что мы хотим нарисовать, то и дальше рисуем только тупым карандашом Но, как правило, для получения рисунка используют штриховку затененных областей.
Штриховка острым и тупым карандашами
Элемент перекрестной штриховки — появляется мазня от тупого карандаша
Даже слева контур рисунка до сих пор бросается в глаза и не смотрится, как единое целое со штриховкой, но это исправимо в процессе работы над рисунком. Контур же справа смотрится вообще отдельно от остального. К тому же при попытке штриховки теней появляется, даже на этом самом начальном этапе, мазня.
Теперь посмотрим на эти рисунки поближе:
Контур и штриховка тупым карандашом
Контур и штриховка заточенным карандашом
Выводы вы сделаете сами, поэкспериментировав со своими карандашами. Хочу только сказать, что и у тупого карандаша есть своя сфера применения. Я пользуюсь мягким (порядка 6B) тупым карандашом, когда хочу сделать растушеванную тень в плитках зен-арта.
Теперь собственно о заточке…
- Точить можно вручную. Это удобно делать канцелярским ножом, т.к. легко держать лезвие всегда острым (затупилось — заменяем на запасное). Плюсы ручной заточки:
- Медитативность этого занятия, если вам надо отключиться от этого мира и настроиться на рисование.
- Можно получить разную нужную форму кончика карандаша (лопатка, конус, фигурная).
Ручная заточка карандаша канцелярским ножом
При ручной заточке карандаша нож следует вести как бы вдоль карандаша, лишь слегка врезаясь в древесину. Стружку снимают понемногу, за несколько раз с каждой стороны, слегка подкручивая карандаш.
- Заточка при помощи ручной точилки мне как-то не нравится. Лезвие у таких точилок быстро тупится и начинает «обгрызать» карандаш зажевывая древесину и ломая стержень.
Ручная точилка двух диаметров для обычных и увеличенных карандашей (например детские цветные карандаши)
Но и тут можно найти положительные качества инструмента. При помощи такой точилки можно быстро получить острый кончик у грифеля цангового карандаша.
- Заточка с помощью механической точилки — это хороший дежурный вариант для получения острых конусовидно заточенных карандашей. А так как чаще всего они и нужны, то, приобретя такую точилку, вы сэкономите себе время и нервы (когда у карандаша плохая древесина).
Механическая точилка
- Механические карандаши (они же цанговые) разной толщины казалось бы в заточке не нуждаются, но… Если карандаш рассчитан на стержень 0,5 мм или 0,7 мм, то конечно его точить не надо, но есть карандаши рассчитанные на стержень 2 мм и 6 мм. В этом случае опять берем в руки канцелярский нож или наждачную точилку (см на рисунке ниже).
Виды механических карандашей
Наждачная точилка (наждачка)
Наждачные точилки можно купить в виде кусочка тонкой фанеры с пристеплеренными полосками наждака, но, как вы видите на рисунке выше, я сделала свой изрядно более дешевый вариант, который для меня имеет дополнительное удобство тем, что его можно вешать на крючек. Делается такая «наждачка» из листа наждачной бумаги типа «нулевка», т.е. зерно наждачной бумаги должно быть самым мелким, вполне годится и наждачная бумага китайского производства на бумажной основе. Лист режем на одинаковые полоски шириной около 2 см, а длиной — 10-12 см (в зависимости от размеров листа наждачной бумаги), собираем полоски в стопку и скрепляем с одной стороны канцелярским зажимом (как на фото). Наждачная точилка готова.
Небольшие рекомендации перед завершением статьи. Перед работой готовим хотя бы по паре остро заточенных карандашей разной твердости, которые вы предполагаете использовать. Для начала это: H (используем для наметки и светлой штриховки, т.е немного, значит можно и одним обойтись), HB (основной объем прорисовки, значит лучше заготовить не два, а три карандаша), 2B — 4B (для штриховки самых темных областей и в силу мягкости и в силу большего нажатия стирается быстрее, чем HB, значит тоже готовим три карандаша). Конечно кроме карандашей нам потребуются и другие инструменты и материалы, но об это в следующих статьях.
Заточка и закалка лезвия точилки для карандашей
Работоспособность точилки для карандашей зависит от характеристик ее лезвия. Если оно сделано из плохой стали или закалено неправильно, то его кромка быстро изнашивается. Вот привер никудышной работы:
Срез получился слегка кривой, стержень немного обломлен.
Ситуацию можно исправить, поддав лезвие термообработки, а потом наточив. Это кропотливая работа, возможно даже нецелесообразная для обычной точилки, но она даст отличный опыт, который может пригодиться при изготовлении или улучшении ножей.
Материалы и инструменты:
- крестовая отвертка;
- плоскогубцы;
- подсолнечное масло;
- точильные камни;
- полировальная паста;
- держатель угла заточки.
Термообработка и заточка лезвия точилки
Секрет идеального режущего инструмента помимо хорошей стали лежит в его правильной термообработке. Лезвие нужно поддать нормализации, закалке и отпуску. Нормализация сделает структуру металла однородной и снимет внутреннее напряжение. Закалка придаст твердость, что нужно для сохранения заточки. Отпуск вернет твердому лезвию пластичность, чтобы оно не сломалось.
Из точилки нужно снять лезвие, и на отвертке поместить его над огнем.
Поскольку оно очень тонкое, то горения газа достаточно, чтобы раскалить сталь до малинового цвета. После этого лезвие убирается с огня и оставляется остывать на воздухе. Это позволит нормализовать металл. Если лезвие имеет заводские дефекты, его можно немного проковать, пока оно горячее.
Остывшее лезвие снова разогревается, но уже не до малинового оттенка, а до появления светло-оранжевого цвета.
Как только оно достаточно нагреется, то бросается в воду комнатной температуры для закалки.
Далее закаленное лезвие нужно поддать низкому отпуску. Для этого оно на 1 час бросается в разогретое на сковородке до 200 градусов Цельсия растительное масло.
Важно на протяжении всего часа поддерживать именно такую температуру. Если нет термометра для контроля, то можно просто бросать лезвие в емкость с маслом в духовке с терморегулятором.
Лезвие шлифуется с водой на точильном камне с зерном «2000».
Далее оно зажимается в держателе угла и затачивается на этом же камне по направлению вдоль кромки.
Постепенно нужно переходить на абразив с более мелким зерном. В примере используются камни «6000», «8000», «12000» и «30000».
В конце лезвие можно обработать полировальной пастой, чтобы оно стало как зеркало.
Подданное правильной термообработки и заточенное до зеркального блеска лезвие сможет идеально стачивать карандаши. Бумагу режет отлично.
Устанавливаем лезвие в точилку.
Твердый металл режущей кромки будет резать очень долго без надобности повторной правки.
Карандаши теперь точатся просто идеально.
Такой точилки теперь хватит на долгие-долгие годы.
Смотрите видео
КАК ЗАТОЧИТЬ КАРАНДАШ — Школа рисунка, курсы живописи, уроки скульптуры
Карандаш не предназначен для тонального заполнения больших пространств, что легко осуществимо при работе кистью, однако на ограниченной площади карандашом можно добиться прелестных переходов тона и игры цвета, что дает карандашу превосходство над другими изобразительными средствами. Чтобы максимально использовать все возможности карандаша, нужно заточить грифель таким образом, чтобы острие было скошено, если, конечно, скос можно назвать острием. Скос получается, если, держа карандаш в естественном положении для письма или рисования, стереть его, водя кончиком по куску бумаги, как показано на рисунке 1. Если вы хотите этого добиться, то карандаш не должен изменять положения, пока ширина штриха не станет равной диаметру грифеля. У мягких грифелей больший диаметр, поэтому и штрихи получаются более широкими. Карандаш, заточенный таким образом, кардинально отличается от карандаша, острие которого заточено в форме лопатки и которым очень неудобно пользоваться.
Если в процессе работы над рисунком вы отложите карандаш, а затем начнете рисовать снова, то для получения одинакового штриха нужно, чтобы карандаш в руке принял то же положение, что и раньше, а скошенное острие под тем же углом соприкасалось с бумагой. Поэтому к доске для рисования всегда должен быть прикреплен клочок бумаги для пробы карандаша. Точно так же на отдельном куске бумаги пробуется кисточка с акварелью, чтобы убедиться, что на ней именно тот цвет, который нужен.
Если проложить несколько листов бумаги между твердой доской и рисунком, то полученная упругая поверхность позволит острию карандаша чуть глубже резаться в бумагу и приведет к более четким штрихам. У штрихов будут явно выраженные края. Это важное условие для работы в технике широкого штриха, как очень точно ее называют. Другое название этой техники — карандашная живопись.
Овладение техникой широкого штриха требует практики. Нужно заполнить множество листов, тренируясь и экспериментируя со штрихом, чтобы поскорее приблизиться к достижению цели. Скошенное острие карандаша, которое используется в технике широкого штриха, может создавать и резкие тонкие линии, если карандаш повернуть.
Как правильно точить карандаши | artlab.club
Чернографитные карандаши
В зависимости от задач карандаши требуют разной заточки. Если нужно что-то написать или набросать эскиз — точилки вполне достаточно. Главное, чтобы она была острой, я свои постоянно меняю и выкидываю старые. Существует поверье, что точилка ломает грифель внутри карандаша, однако я на своем опыте проверила что нет, если она достаточно острая и точить аккуратно. Лучше всего не крутить карандаш в точилке, а проворачивать ее вокруг карандаша — так давление на грифель будет меньше. Неплохо отзываются об электрических точилках, но тут увы я не могу чего-то сказать, поскольку ей не пользовалась. Насколько я видела, большинство зарубежных художников пользуется электроточилками.Если нужно рисовать на мольберте или вертикальной поверхности — тут уже понадобится канцелярский нож. Идеальная заточка для такого положения: длинный грифель (около 1 см), длинный конус заточки (2-3 см) и острый кончик. Это делается для того, чтобы при рисовании более горизонтально у карандашей была вариативность линии и дерево не царапало лист.
Заточка ножом требует сноровки и аккуратности, нужно еще учитывать, что не все карандаши сейчас с хорошей древесиной и что мягкие карандаши точить чуть сложнее. Однако немного практики и затачивать будет совсем легко, главное помните, что точить нужно всегда от себя)
В процессе можно заострять кончик карандаша наждачной бумагой. Писать и рисовать вертикально таким карандашом неудобно да и не требуется.
Цветные карандаши
Здесь тоже сложно обойтись без точилки, но есть одно «но». Лучше всего использовать точилку для широких карандашей, чтобы конус получался маленьким. Когда мы рисуем или раскрашиваем цветными карандашами, из-за нажима на карандаши с острым кончиком грифель как бы вибрирует внутри корпуса и ломается. Так получаются карандаши со сломанным грифелем, которые ни разу не падали. У такого способа правда есть недостаток — точить придется чаще.Монолитные карандаши
Самый идеальный тип, почти не требующий заточки. Прелесть монолитов в том, что поворачивая их в процессе рисования, можно автоматически затачивать карандаш, не теряя при этом пигмента. Ну или как вариант пользоваться наждачкой. Есть специальные для художников, либо нулевка из строительного магазина тоже вариант. У меня вот такая, мне нравится, единственное может некоторым показаться немного грубой.Напоследок веселое видео как делать НЕ надо)
Ну вот и все хитрости, надеюсь они помогут сохранить ваши карандаши целыми и позволят делать красивые рисунки.
Насколько сильно можно «точить» карандаши — АРТ-ковш
Когда-то давно у меня была целая коллекция карандашей-коротышей. Несколько лет собирала их, чтобы сделать гирлянду (как в кабине у дальнобойщиков флаги висят), да потом карандаши постарели, запылились и улетели в мусорку.
Недавно, рисуя, ну очень нужен был чёрный пастельный карандаш, поэтому пыталась его максимально использовать. Остался 2-сантиметровый коротыш, подточить больше его уже стало невозможным. Так выглядел коротыш-Derwent, чёрный пастельный карандаш:
По аналогии исписала серый карандаш, но этот остался не таким коротким, чуть больше 3 сантиметров (пока лежит, при рисовании ещё можно использовать):
В дорогом наборе немецких цветных карандашей Лира вторая половина белого карандаша оказалась некачественной — никаким способом заточить карандаш этот мне не удалось, сыпался и крошился, сам грифель растрескавшийся был. В итоге поняла, что я его потеряла, поэтому просто уже из праздного любопытства затачивала его, чтобы посмотреть, до каких пор он поместится в точилку. Помещался до границы цвета, то есть до краски. При заточке немного сточила краску и всё, больше провернуть его в точилке не удалось. На фото постаралась крупно захватить «косячный» стержень:
Может я многого хочу, но для недешёвого набора — неприятно, особенно если это белый карандаш, которым надо «растягивать» цвета. Ещё из того же набора, а именно я сейчас говорю про набор 12 цветов LYRA Rembrandt Polycolor, оказался не очень хорошо сделан один из карандашей — волокна дерева как-то оказались наискось. При заточке точилкой карандаш просто разламывался на щепки. Досадное немного обстоятельство.
Чтобы ваши карандаши служили долго, всегда используйте только острую точилку или канцелярский нож.
Почему? Читайте дальше 🙂
Как видно — ну уж очень был нужен белый пастельный карандаш…
Рядом лежит огрызок угольного карандаша Derwent Thinted Charcoal — эти препарированию поддаются хуже, покрытие сильнее скользит в пальцах, да и канцелярский нож ломает грифель. Однако, фото на память решила сделать — настолько маленького карандаша у меня ещё не было.
«Держателем» для карандаша выступал огрызок тубы шариковой ручки:
Вот именно поэтому я настоятельно рекомендую выжимать максимум из ваших карандашей!
Как наточить лопату в домашних условиях не хуже заводской заточки?
Традиционная заточка напильником и ее особенности
Многие не доверяет традиционному «дедушкиному» методу заточки, который существует уже не одну сотню лет. Тем не менее, ручной напильник имеет очень много «плюсов» в процессе обработки садового инструмента. Рассмотрим подробнее, почему его использовать выгоднее.
- Отличное качество кромки. Вам не удастся достичь точно такой же ровности при использовании электроинструмента, особенно, если он имеет повышенные обороты вращения круга. Вы сможете регулировать толщину снятия металла и сделать равномерную обработку не только режущей фронтальной часть, но и боковых плоскостей.
- Нет перегревания металла. Пожалуй, это одно из самых важных преимуществ, так как обычная болгарка или электрический наждак нагревают металлическую поверхность до температуры +200 и выше градусов, изменяя физико-механические свойства материала. При малейшем сопротивлении он будет стираться или тупиться, что сделает невозможной обработку твердой почвы.
- Можно взять с собой «в дорогу». Подправить лопату можно непосредственно на рабочем месте, если планируются масштабные работы далеко от источника электроэнергии или тисков.
А самое главное то, что напильник можно найти в мастерской любого хозяина, поэтому не придется тратить большое количество денег на приобретение электрического наждака или любого другого аппарата. Рассмотрим пошагово, как правильно заточить лопату.
Шаг 1Закрепляем рабочую поверхность.
Первым делом нужно зафиксировать лезвие так, чтобы оно не двигалось при солидном физическом воздействии. Лучше всего использовать тески, только без фанатизма – сильно не затягивайте, чтобы не деформировать штамповку – они достаточно хрупкие.
Шаг 2Обрабатываем «грубым» напильником.
Теперь необходимо взять крупнозернистый напильник и пройтись им по внутренней стороне кромки. Нельзя затачивать тыльную сторону лопаты (та, на которой держатель выходит), обрабатываем только лицевую. Затачивать предпочтительнее в сторону держателя, то есть ход напильника начинается в направлении от кромки к держателю.
Шаг 3Ювелирная подгонка.
Теперь необходимо поработать обычным, мелким напильником, которым подогнать лезвие до толщины не менее 0.5 мм, причем под углом не более 40 градусов, чтобы металл быстро не стирался. Заточка лопаты должна проводиться до момента, когда все лезвие будет толщиной не более 0.5 мм по самому краю, а до этого нужно обрабатывать его мелкозернистым напильником.
Шаг 4Снятие острых участков.
Теперь берем квадратный напильник и проводим им несколько раз по самому острию, чтобы снять тонкие участки, которые затупятся при первом же соприкосновении с землей. 5-10 проводов будет достаточно, после этого несколько раз провести под углом 40 градусов, чтобы снять возможную стружку.
Как заточить лопату напильником мы разобрались, теперь можно идти и испытывать полученные знания на практике. Но есть и другие способы обработать садовый инструмент, которые имеют свои преимущества и недостатки, рассмотрим их подробнее.
Как правильно наточить лопату болгаркой и стоит ли это делать?
Современный инструмент позволяет максимально автоматизировать «дедушкин» метод, но стоит ли его использовать и все ли так гладко как кажется? Наиболее подходящий и быстрый вариант – обработать шлифовальной машинкой. При помощи стандартного режущего диска можно за 1 минуту подогнать все лезвие до необходимой толщины. Это, пожалуй самый большой и единственный «плюс» этого инструмента. Недостатков намного больше:
- Перегрев металла. Он становится очень мягким и легко тупится в ходе выполнения работ на грядке, вам придется подгонять его снова и снова, каждую неделю или даже каждые 2-3 дня. Необходимо учесть еще тот факт, что истирание самой лопаты будет очень быстрым и при большой интенсивности ее использования можно за 1 сезон уничтожить инструмент. Не рекомендуется применять к садовому инструменту, в первую очередь – к садовы м тяпкам.
- Неравномерная толщина кромки. Подогнать все под одну толщину практически невозможно, особенно при больших оборотах. Таким образом, срез будет иметь плохое качество, держатель будет «тянуть» куда-то в одну сторону. Работать намного тяжелее и неудобнее.
- Большое количество сколов и заусениц, необходимо будет подгонять напильником, чтобы избежать травматизма при транспортировке инструмента и последующей работе.
Если вы решили отдать предпочтение этому методу и сделать ставку именно на скорость заточки, а не на ее качество и долговечность, тогда нужно надежно закрепить лопату в тесках и приступать к выполнению заточки. Вращение диска болгарки должно быть только в сторону держателя при фронтальной обработке лезвия. Обрабатывается только лицевая сторона (фронтальная часть лопаты), направление – снизу вверх (задняя часть затачивается только у совков ой лопаты).Так можно будет уменьшить усилие (насколько это возможно при обработке шлифовальной машинкой) при работе на грядке и срезании больших сорняков и плотной земли.
Как наточить лопату при помощи наждака и что нужно знать
Электрический наждак представляет собой оптимальное соотношение скорости работы и качества выполненной заточки. Наилучший вариант – с возможностью регулировки скорости вращения. Еще лучше будет, если абразивный круг будет иметь большой вес, чтобы можно было равномерно осуществлять работы без учета колебания абразива (как в случае с болгаркой, когда практически нельзя предугадать толщину снятого слоя металла). Для того, чтобы качественно заточить кромку лопаты по советам опытных мастеров, нужно следовать этой пошаговой инструкции.
Шаг 1Закрепляем инструмент.
Так как тески использовать не получится в этом случае, надо максимально ограничить колебание лопаты в процессе выполнения данной операции. Сделать это можно при помощи специальной металлической планки, которая устанавливается практически на всех электрических точильных аппаратах. Если такой нет – найти упор для держателя.
Шаг 2Черновой вариант.
Необходимо снять 0.2-0.5 мм, чтобы удалить все загрязнения, устранить возможные механические дефекты. Далее затачиваем все как обычно, только угол меняем за счет передвижения самого инструмента вверх/вниз, а не абразива, как это было прежде. Минимальная толщина лезвия – 0.5 мм. Рекомендуется периодически поливать металл водой, чтобы охладить его. Может появиться некрасивый цвет при заточке, зато физико-механические характеристики металла не изменятся.
Шаг 3Подгонка.
Каждый, кто знает, как точить лопату скажет, что без подгонки дела не будет. Как бы вы не затачивали кромку, ее нужно будет довести обычным напильником, устранить возможные сколы и слишком заточенные участки, чтобы лопата служила верой и правдой солидный промежуток времени. Если этого не сделать – ее придется отправлять в «сервис» через несколько дней при работе на сложных почвах.
Мы рассмотрели несколько методов заточки, теперь вы можете выбрать подходящий именно вам и отправляться за практическим опытом в мастерскую!