Искусство икебаны: национальная гордость японцев
Искусство икебаны – одна из наиболее старинных и при этом наиболее красивых традиций жителей Японии. Это древнее искусство, которое сами японцы считают истинной гордостью своего народа, зародилось в Киото, а столь необычное слово «икебана» в переводе с языка жителей «страны восходящего солнца» означает не что иное, как «живой цветок». Наименование довольно удачно передаёт общий смысл этого традиционного японского искусства, заключающегося в создании изысканных цветочных композиций, обладающих определённым смыслом и в целом образующих видение гармонии в мире. Ещё иногда наименование этого восточного искусства трактуют как «второе рождение цветов», но не в смысле продления жизни растения, а в качестве придания ему особого смысла, «новой реальности» бытия.
От буддийского ритуала к искусству гармонии
Если поискать корни японских традиций искусства икебаны, то окажется, что пришло оно в Японию из Китая, вместе с культом хризантемы, ставшей цветком японских императоров, а его основоположниками считаются буддийские монахи. Изначально икебана была частью религиозного подношения Будде. За многие века эта традиция видоизменилась и обогатилась культурными обычаями самих японцев.
Искусство икебаны живёт по своим специфическим законам и требует от тех, кто желает им овладеть, не только наличия профессиональных знаний, но и особого умения находить утончённые грани прекрасного для создания гармоничного букета. Японцы считают, что, как для написания музыки нужен тонкий музыкальный слух, так и для создания икебаны нужно идеальное зрение – в значительной мере, внутреннее, духовное.
Символичность икебаны
Искусство создания икебаны базируется на главном мотиве большинства сказок мира: противостоянии света и тьмы. За основу композиции обычно брались 2 ветки, которые отождествляли небо и землю, и лишь примерно в 7 веке в икебане появляется третий элемент, ставший символом самого человека и его гармоничного взаимодействия с природой. В основе композиции лежит треугольник, который японцы считают образцом идеальной гармонии. При её создании учитывается множество нюансов: начиная с формы и цвета вазы и заканчивая освещением и местом, где будет располагаться композиция, — всё влияет на гармонию. Икебана может быть настолько символична, что сочетание её элементов может читаться как самое настоящее стихотворение, а любование самой композицией в значительной мере можно приравнять к духовной медитации.
Эволюция японских традиций в икебане
Первым известным мастером икебаны был буддийский монах, живший в небольшой хижине у озера – «икенобо», от наименования которой и произошло название первой, наиболее древней школы этого восточного искусства. Монах составлял довольно скромные композиции для храма, используя лишь 3 ветви или цветка. Первые цветочные композиции были огромны, достигая до 1,5 м высоты. Их называли «рикка», что значит «стоящие цветы». В таких композициях каждый элемент обладал определённым сакральным смыслом и своим особым наименованием.
Ближе к 9-10 векам икебаны становятся не только храмовым украшением, но проникают и в обычные дома японцев, а сами композиции обретают большую лёгкость, изящность и естественность. Это эпоха, когда в Японии во всём царит культ прекрасного. В 12-14 вв. вместе с самурайской аскетой икебана окончательно лишается своей прежней пышности и вычурности, а с приходом в Японию буддийской философии дзэн становится и частью пути постижения Истины, соответствуя Пути Цветка. В этот период искусством икебаны занимаются монахи и мудрецы при дворцах правителей, а композиции становятся максимально лаконичными.
Истинной ценностью периода 17-19 вв. становятся простые человеческие радости и искусство наслаждения жизнью, что не могло не найти отражение в создание икебан, когда это древнее японское искусство достигло своего настоящего расцвета. Гармоничная красота мира занимает первое место в икебане, отодвигая на второй план весь символизм. С этого момента искусство икебаны распространяется в широких массах: его включают в состав общеобразовательных программ, появляются миниатюрные разновидности рикки — сэйка и сека, возникает множество новых школ икебаны. В конце 19 в. появилось такое направление как морибана, позволяющее отображать красоту и гармонию природы в невысоком сосуде с водой, которое стало основным направлением школы Охара. Не смотря на распространение влияния западных традиций, искусство икебаны оказалось ими не затронуто, оставшись исключительно восточной традицией без веяний Запада.
Современное искусство икебаны
Сейчас в Японии насчитывается более 200 школ икебаны, а само искусство «живых цветов» вышло далеко за рамки религиозных традиций, став немаловажной частью культурной жизни общества. Школа Икенобо входит в число 3-х наиболее популярных в Японии школ икебаны. В ней сохранены традиции наиболее древнего вида — рикка. Школа Согэцу – наиболее молодая, её основатель сделал искусство икебаны свободным от условностей. Европейцы считают икебану лёгким и интересным развлечением, но в самой Японии икебана остаётся особым ритуальным действом, требующим особой осмысленности, длительного обучения и не мене длительного процесса составления каждой композиции. Это не только частица национальной культуры японского народа, но и особая восточная модель мироздания.
Искусство икебаны, прошедшее длительный путь от древних веков до современности, подвластно любому человеку, в любом возрасте, но, как считают сами японцы, создавая композицию икебаны, необходимо отдать ей частицу своей души, чтобы добиться особой гармонии красоты и смысла.
на Ваш сайт.
Икебана: yael_shoshany — LiveJournal
Задолбали бесконечные перепосты кошачьих харь в соцсетях . Хочется экзотики!
Итак — ИКЕБАННА или ИКЭБАНА, ЯПОНСКОЕ ИСКУССТВО ОРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ.
Правила хорошего тона в японском обществе не позволяют смотреть собеседнику прямо в глаза — это может быть сочтено как непочтительность или назойливое любопытство. Поэтому лучшим способом установления контакта и является икэбана.
Легенда о рождении икэбаны проста и совершенна, как хайку. Однажды буддийские монахи собрали ветки и листья, сорванные грозой, и поднесли их к ногам статуи Будды со словами: «Будь милостив ко всем. Помоги оживить то, что сломала гроза». По-видимому, Будда благосклонно принял это подношение и просьбу, поскольку оно перешло в обычай.
Икебана переводится как «вторая жизнь цветов», или «воскрешение растений», и учит «искусству умирания». Поэтому ее можно сравнить с молитвой, но не из слов, а из знаков.
В идее икебаны лежат три линии, символизирующие Небо, Человека и Землю.
Главная линия — это стебель, обозначающий Небо, часто называемый первичным, или син. Именно этот стебель образует основу букета, поэтому он должен быть достаточно прочным.
Рядом с ним помещается второй стебель — символ Человека, называемый соэ. Он помещается таким образом, чтобы создать впечатление роста в сторону. Соэ должен быть равен примерно двум третям высоты син.
Третий стебель- тай символизирующий Землю, самый короткий. Его помещают спереди или немного сдвигают в сторону, противоположную той, куда наклоняются два первых. Этот стебель составляет две трети высоты соэ. Все стебли закрепляются в кэндзане так, чтобы производить впечатление кроны единого ствола. Кэндзан это держатель-наколка, предназначенный для фиксации растений в икебане. Кэндзан обеспечивает устойчивость стеблей и веток и их требуемое взаимное расположение. Состоит из тяжёлого металлического основания с множеством вертикальных игл, между которыми вставляется растительный материал. Кэндзан с закрепленными в нем растениями обычно помещается в вазу с водой; его при этом стараются скрыть от наблюдателя.
Появление алюминиевой проволоки во многом упростило процесс создания композиций икебаны. Обмотав цветок, ветку или лист тонкой проволокой, можно легко сгибать его во всех направлениях. Но истинные профессионалы работают без применения подобных трюков. К композиции можно добавлять различную зелень, стебли трав, однако позиция основных трех стеблей неизменно сохраняется.
Перед составлением букета важно точно определить форму вазы. Размер композиции целиком зависит от ее диаметра и глубины. Длина первого стебля подбирается по формуле: глубина — полтора диаметра вазы. Длина второго и третьего стеблей составляет соответственно по две трети от предыдущего.
При создании икебаны особое внимание уделяется динамичности: аранжировка должна отражать развитие во времени, его течение или же связь с определенным временем года.
С этой точки зрения подбирается и соответствующий материал: полностью распустившиеся цветы, засохшие листья выражают прошлое, наполовину распустившиеся цветы или зеленые листья — настоящее, бутоны, набухшие почки — будущее. Время года также имеет свою символику: весна — энергичные изгибы , лето — распустившиеся лепестки, листья, стебли, осень — редко поставленные тонкие ветки, зима — оголенные ветки.
ЕСТЬ РАЗНЫЕ ШКОЛЫ И СТИЛИ ИКЕБАНЫ:
ТАТЕБАНА
(что означает «прямостоящие цветы»).
Такая композиция состоит из прямо поставленных в вазу цветов. Данный стиль был связан с обычаем «кугэ», который заключался в подношениях к изображению Будды. Наряду с подсвечником и сосудом для сжигания благовоний, ваза с прямо поставленными в нее цветами была одним из трех ключевых элементов в композициях мицугусоку, которые ставились непосредственно перед изображением Будды. Сейчас такие композиции можно увидеть только лишь в буддийских храмах — это самый древний стиль икебана. В середине XV века с появлением архитектурного стиля жилых помещений под названием сеин-дзукури, татебана была украшением ниши токонома в комнате для занятий.
Со временем татебана превращается в самостоятельную композицию рикка,
РИККА
Итак, стиль рикка получил свое развитие из композиции татебана. И в начале XVI века становится одним из лучших украшений дворцов и замков, которые как раз в это время начинают возводиться в Японии повсеместно
ТЯБАНА
Стиль под названием тябана появился в XVI веке, и решающую роль в этом сыграла чайная церемония. Главной особенностью данного стиля является простота и сезонность материала, используемого в работах. Композиции тябана устанавливаются в скромные бамбуковые, керамические или плетеные вазы и, как правило, в них присутствуют либо один цветок, либо одна ветка, призванные олицетворять собой красоту садов, лесов, полей.
РАННЕЕ НАГЭИРЭ
Дословно название этого стиля можно перевести как «цветы, вброшенные в высокую вазу». Как можно догадаться из названия, композиции этого стиля характеризуются непроизвольностью и естественностью. Сочетание этого относительно несложного стиля с гораздо более сложным стилем рикка в XVIII веке дал начало стилю сека, который в конце XIX века стал символом искусства современной икебаны
СЕКА СЕФУТАЙ
Композиции стиля сека подчеркивают естественную красоту растения. Ведь в природе растение каждый день, так или иначе, сталкивается с различными испытаниями: как-то — ветер, засуха, дождь, снег, буря, и все это неизбежно оставляет на растениях свой отпечаток. Именно в этих взаимодействиях с природой и проявляется внутренний характер того или иного растения. В связи с этим в композициях сека встречаются пожелтевшие листья, листья, изъеденные насекомыми, листья, надломленные ветром — во всем этом заключено природное очарование растений.
Как вы уже поняли, СЕКА СЕФУТАЙ не старается сделать растения красивее, нежели они есть в природе, поскольку понятия «красота» и «природа» для них являются практически синонимами.
СЕКА СИМПУТАЙ
Симпутай — это современная разновидность сека, разработанная в 1977 году. Создание симпутай было продиктовано желанием приспособить стиль сека к современным реалиям. В сегодняшних японских домах уже редко можно встретить ниши токонома, которые идеально подходят для классических композиций икебана, а соломенные татами, бумага и дерево все чаще заменяются стеклом, пластиком, различными синтетическими материалами, в связи с этим икебана должна вписаться в современный интерьер, научиться гармонировать с новыми материалами.
НАГЭИРЭ
Нагэирэ ( другое название — хэйка) — икебана в высоких вазах с узкой горловиной, растения устанавливаются, опираясь на край ваз. Если требуются установить ветки и стебли в другом положении, то применяют несложные деревянные подпорки.
МОРИБАНА
в переводе означает «нагроможденные цветы».
-Школа Охара, основанная в 1897 году, привнесла в икебану новый стиль — морибана. Отличие стиля морибаны — растения устанавливаются в плоских низких вазах с использованием металлических наколок (кэндзанов). В этой композиции много зеленого цвета, растений и листьев. Основная мысль – такая композиция копия сада ли поля. Морибана разнится с другими стилями икебаны: она не такая классическая, более сжата и даже сосуды для ее устройство используют другие. Это самый простой из стилей.
ДЗИЮКА- СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ
Появился под влиянием современного искусства. Отличие этого стиля — применение в икебане не только цветов и растений. Используются камни, ткани, металл, пластик и другие виды неживого материала. Его создатель Софу Тэсигахара — художник-новатор, скульптор, которого на Западе называли Пикассо цветов. В 1927 году он разработал Школу Согэцу (яп. 草月 — «трава и луна») — наиболее современную из школ икебаны.
СОВРЕМЕННАЯ ИКЕБАНА, которой стали украшать не только помещения, но и выставлять на улицах, парках, метро, МОЖЕТ БЫТЬ БЕСКОНЕЧНО РАЗНООБРАЗНОЙ :
— Натуралистической, когда растительный материал используется в том виде, в каком он растет в природе.
— Символической, когда растения, несут разнообразную символику.
— Геометрической (круг, треугольник, квадрат и т.д.) с использованием символики цвета.
— Абстрактной — как образец современного искусства, где большое внимание уделяется форме, цвету, фактуре материла.
— Сюрреалистической, которая представляет фантазийные работы, не связанные с реальным миром
Обычно композиция ИКЕБАНЫ создается лицом к мастеру, так как в процессе он беседует с природой. Если кто-либо, придя в гости, захочет полюбоваться букетом, он должен стать на колени в метре от токонома(Токонома альков или ниша в стене традиционного японского жилища) слегка наклониться и, рассматривая букет снизу, медленно переводить взор к его вершине. Смотреть на букет сбоку или заглядывать внутрь вазы считается неприличным. Если хочется рассмотреть основание букета, то об этом следует спросить хозяина. Когда гость направляется к букету, хозяин и хозяйка садятся рядом с токонома, обращаясь лицом к гостю. Последний всегда высказывает восхищение, хозяева обычно с поклоном отвечают: «Нам стыдно за нашу скромную поделку».
Ну и напоследок исторический анекдот: Мастер Сэнно Рикю однажды поместил пионы в сосуд, сделанный из колена бамбука. При изготовлении этой вазы бамбук треснул, из трещины медленно капала вода. В ответ на недоуменные вопросы учеников, ошеломленных красотой икэбаны и не знающих, можно ли признать ее совершенной, поскольку сосуд в ней надтреснут, Сэнно Рикю ответил: «И моя жизнь тоже дала трещину». Ну никак не могу допереть, почему ЭТА ВАЗА впоследствии стала одним из национальных сокровищ Японии.
Искусство Икебана — как оно появилось и в чем его секрет?
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Фитодизайн, флористика, декорирование интерьера – для нас это новомодные слова, однако они обозначают то, чем успешно занимаются японцы уже не один век. Предлагаем вам сегодня прикоснуться к прекрасному и поговорить про искусство икебана.
Статья ниже кратко, но емко расскажет, что это такое, как возник данный вид искусства и как он менялся с течением времени, перетекая из одной школы в другую. Изучив статью, вы научитесь разбираться в основных элементах и стилях икебаны, а еще узнаете красивую легенду, которая заставляет поверить в волшебство.
Содержание:
Что это такое
История возникновения
Особенности искусства
Школы
Стили
Современность
Заключение
Что это такое
Неудивительно, что слово «икебана» восходит к японскому языку, ведь это настоящий вид искусства, которым гордится вся Япония. Оно состоит из двух корней:
- «ике», или «икеру» – переводится как «живой»;
- «бана», или «хана» – в переводе означает «цветы».
«Живые цветы» – отличное название для этих произведений искусства, потому что даже срезанные цветы, искусно скомпанованные в букет, выглядят как живые. Нередко название также переводят как «вторая жизнь цветов», подразумевая, что они рождаются в новой реальности и несут в себе глубинный смысл.
Икебана – это искусство составления цветочных композиций и их удачного размещения в пространстве. Оно дарит гармонию в доме и завершает интерьер природными акцентами.
Для составления композиций могут использоваться разные материалы, в большинстве своем природные:
- растения;
- ветки;
- цветы;
- плоды;
- листья
- сухая трава;
- земля;
- песок;
- камни;
- стекло;
- вода;
- пластик – используется в наше время все чаще.
Композиции устанавливаются в специальных вазах, многообразие которых поражает и расширяется вместе с эволюцией искусства. В истории икебаны было много новаторов, которые предлагали все новые и новые идеи составления японских букетов.
Истинные мастера осваивают искусство уже очень много лет. Они учатся видеть красоту в каждом бутоне или ветке и отражать в букете, чтобы ее смог увидеть каждый. Икебана может состоять всего из одного цветка или листочка – но при этом в ней отразится вся глубина жизни, которую он символизирует.
Просто и изящно – вот главная характеристика икебаны, сотворенной гениальным мастером.
История возникновения
О появлении искусства икебана гласит одна легенда. Однажды по Японии прошелся сильный ураган с грозой, который снес на своем пути все и разрушил деревья и кусты вокруг. Тогда буддийские монахи, возложив к статуе Будды веточку поломанного дерева, обратились к Учителю в надежде на то, что он поможет восстановить разрушенную растительность.
Удивительно, но спустя немного времени благоухание цветов вновь распространилось по опустошенным территориям, кусты распустили бутоны, а сады зацвели, вновь даря красоту окружающим. Так буддийские монахи начали частенько сооружать икебаны, чтобы сады никогда не переставали цвести.
Мнения историков по поводу того, когда появилась первая икебана, сильно расходятся. Принято считать, что на японские земли она пришла из Китая, и, как хризантема – символ императорской власти – распространилась по всей стране, точнее, по буддийской ее стороне. Изначально композиции изготавливали монахи, ими украшали храмы и даровали Будде как подношение.
Позже, в IX-X столетиях, композиции вышли за пределы храмов и распространились в домах обычных японцев. Приобретая более естественные, изящные формы, они стали неотъемлемой частью интерьера и принесли с собой гармонию.
Икебана на чайной церемонии в Древней Японии
К XII-XIV столетиям искусство переняли аскетичные самураи, поэтому сделали его более простым, скромным. Примерно в это же время в Японии развилась школа дзен-буддизма, поэтому букеты, символизируя путь к истине, напрочь лишились какого-либо шика, хотя остались все такими же красивыми и символичными.
Все изменилось в XVII-XIX веках, когда главными жизненными ценностями стали обычные радости и любование самой жизнью. Былой символизм в композиции стал не таким важным, как ощущение гармонии, которое дарили икебаны того времени.
Интересно, что любая гейша в Японии должна овладеть искусством создания икебаны.
Особенности искусства
Жители Страны восходящего солнца приравнивают создание цветочных композиций к высокому искусству. Как, например, музыкант должен обладать идеальным слухом, создатель икебаны должен иметь безупречный вкус и отличное зрение.
В составлении композиции большую роль играют линии, цвет и форма. Например, с помощью горизонтальных линий передается равнодушие, отстраненность, а диагональных — воодушевление, радость.
«Теплые» цвета — например, желтый, оранжевый — передают позитивный настрой, доброжелательные чувства, а вот синие, голубые — сдержанность, холодность. Зеленый же цвет считается нейтральным и используется для «связки» других цветов между собой. Часто мастера играют на контрасте цветов, что позволяет влиять на настроение и эмоции людей.
Как мы уже знаем, икебаны тесно связаны с буддийской философией, а также с религией синто, и поэтому в основе лежит символизм – противостояние злых и добрых сил, земных и небесных. В связи с этим композиции символично выполнялись из двух веточек.
Позднее, приблизительно в VII столетии, к двум элементам добавился третий, который олицетворял человека. Так условной схемой построения икебаны стал треугольник – гармоничная форма в японском понимании.
Сегодня внимание уделяется не только самой композиции, но и тому, какое место она занимает в интерьере, какую имеет форму или цветовую гамму, какой на нее падает свет. Такое повышенное внимание оправдано – ведь некоторые японцы считают процесс созерцания икебаны настоящей медитативной практикой.
Школы
Всего существует не одна сотня школ икебана, но за все время существования наиболее известны и влиятельны три из них:
Из всех других сформированных школ она была первой. Свое название она получила благодаря основателю – Икэнобо Сэнкэй, который жил в домике у озера в Киото в XV столетии. Он был монахом и составлял храмовые композиции, которые были довольно скромными внешне, но достигали отнюдь не скромных размеров – до двух метров. В школе Икэнобо использовались в основном стили рикка и сёка.
Школа появилась в последние годы XIX века и подарила искусству новый стиль – морибана. Его особенность заключается в том, что основа композиций – низкие вазы, наполненные водой, с плоским дном.
Морибана
Название школы переводится как «трава и луна».
Согэцу была основана в третьем десятилетии минувшего века. Школа увидела свет благодаря выдающемуся человеку искусства Софу Тэсигахара.
Он первым начал использовать в японских букетах наряду с природными материалами искусственные: металлические, тканевые, пластиковые изделия. С этого момента икебаны покинули пределы обычных домов и помещений, выставляясь теперь в парковых зонах, на тротуарах и даже в метро.
Икебана в метро Киото
Стили
Конкретные школы всегда предпочитали определенные стили создания, хотя сейчас нет жестких рамок, и мастера могут творить, вдохновляясь сразу несколькими стилями.
Связан с появлением школы Икэнобо – он использовался в храмовой отделке. Из-за впечатляющих размеров использовались стволы деревьев: широкие стебли бамбука, массив сосны. Над изготовлением одной композиции трудилось одновременно несколько мастеров.
Его название переводится как «стоящие цветы». Причем эти цветы символизируют мощь природы: реки, скалы, горы, леса, водопады, поля – создателям удивительным образом удавалось воссоздавать пейзажи. Однако процесс изготовления был очень трудоемким, поэтому этот стиль постепенно вытеснился более компактными композициями.
По сути, это все тот же старый добрый стиль рикка, но в миниатюре. Если первый полюбился монахам, императорам, аристократам и прочим представителям «голубых кровей», то стиль сёка можно было встретить даже в домах обычных людей.
Он сформировался с наступлением XVIII столетия и держался на трех столпах: воплощении всего мира, Земли и человечества.
- Нагэирэ, или хэйка
Особенность этого стиля в том, что композиции составляются в высоких вазочках. Стебли и цветы держит узкое горлышко, а иногда – специальные подпорки. Нагэирэ не просто передает великолепие природы, он подчеркивает изящество самих растений.
Про этот стиль мы уже писали чуть выше. Он стала распространяться на рубеже XIX и XX столетий. В основе композиции – плоская низкая посуда, на дно которой нередко добавляют воду.
Если морибана довольно объемная, ее, кроме этого, закрепляют особыми держателями.
В стиле морибана стала использоваться растительность, привезенная из западных стран.
Самый современный на сегодняшний день стиль, который отдает сюрреализмом. В ход идут самые разные материалы – от природных даров до синтетических материалов. Вазы, да и сама композиция, могут принимать очень смелые формы.
Современность
В прошлом веке нескрываемый интерес к искусству икебана появился также у представителей Запада. Они пытались воссоздавать шедевры, привносить что-то новое, использовать собственные материалы. Однако этот вид искусства в Японии и на Западе отличается главным – подходом.
Если европейцы относятся к нему как к хобби, некоему развлечению и способу прикоснуться к загадочной культуре Востока, то сами японцы подходят к созданию со всей серьезностью. Для них это особый ритуал, который требует сил, времени и обязательно – частички души.
Сегодня в Стране восходящего солнца насчитывается больше трехсот крупных школ – а это порядка 15 миллионов людей, которые искренне влюблены в искусство икебана.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, статья оказалась полезной и вы узнали из нее много нового.
Мы будем благодарны, если вы поддержите наш блог — поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях.
Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на сайт, чтобы поучать новые интересные посты себе на почту!
ИКЕБАНА КУЛЬТУРНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ЯПОНИИ
ИКЕБАНА КУЛЬТУРНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ЯПОНИИ
«Есть притча о мастере чайной церемонии Сэн-
но Рикю, сад которого славился на всю Японию
цветами повилики. Взглянуть на них решил
даже сам сёгун Тоётоми Хидэёси. Придя, одна-
обнаружил, что все цветы срезаны. Уже на-
чавший гневаться, повелитель вошел в комнату
для чайной церемонии и тут увидел икебану из
одного единственного стебля повилики. Рикю
принес в жертву все цветы своего сада, чтобы
подчеркнуть их красоту водном, самом луч-
шем.
»
Храм Роккаку-до (яп. 六角堂 ‘Rokkaku-dō’) (шестиугольный павильон), официальное название name Тёхо-дзи (яп. 頂法寺 Chōhō-ji) — буддийский храм в центральном районе Киото. Поколения руководителей школы Икенобо служили главными священниками этого храма, и храм известен как «место рождения икебаны».
Старинное изображение Роккаку-до
Rokkakudo — начало культуры Ikebana в Японии
«Икебана» происходит от японского ikeru (生け る, размещать, расставлять, жизнь, рождение») и hana (花, «Цветок»). Существуют следующие переводы: «дать жизнь цветам» и «расставить цветы».
Икебана Римпа
История икебаны (живые цветы) чрезвычайно увлекательна, потому что она рассказывает нам многое о японской культуре и о том, как различные картины мышления можно увидеть в искусстве. Икебана также известной под названием кадо (华 道, «Путь цветов».
В Европе и Северной Америке цветочная композиция основана на декоративных формах, а культурный аспект и эстетические каноны не важны, как в Японии. Это не означает, что цветочная композиция не очень красива в Европе и Северной Америке. Напротив, оба стиля имеют свою естественную красоту, а индивидуализм можно ощущать больше в Европе и Северной Америке, потому что к икебане применяются определенные эстетические правила.
Икебана делает акцент на линейных если можно так выразиться уровнях, в отличие от цветочной композиции в Европе и Северной Америке, которая фокусируется на цветовых схемах сочетания цветков, количества и потрясающей красоты их самих, которые сразу же бросаются в глаза. Японская икебана включает вазу, листья, ветви и стебли, которые достигают гармонии с цветами при их компановке. Это само по себе символизирует другой образ мышления, потому что это-ваза-стебли и цветы- представляет человечество, землю и небо.
История икебаны чрезвычайно увлекательна, потому что она подчеркивает важность этой формы искусства в Японии.
В шестом веке религиозная роль икебаны имела большое значение. В этот период икебана была ритуалом в буддийских храмах. Ветви и цветы указывали на твердую веру, потому что они указывали на небо. Этот факт явно обозначил эстетический и религиозный смысл икебаны в ранний период.
«В пятнадцатом веке появился новый стиль, называемый Риккой (стоящие цветы), но в наше время эта форма искусства мало практиковалась. Рикка акцентировала внимание на природе. Икебана Римпа Здесь придавалось большое значение времени и пространству; и рикка легко вписывалась в рамки менталитета Японии того времени. Эта декоративная техника была очень популярна на церемониях и была сохранена для праздничных и церемониальных целей.
Стиль Рикка получил свое развитие из алтарной композиции Татебана, которая ставилась в Буддийских храмах в составе Мицугусоку (подсвечник, курильница, ваза с цветами). В эпоху Муромати, благодаря мастерам школы Икэнобо, Рикка становится одним из главных украшений замков и дворцов.
Икебана стиля Рикка – это хорошо сбалансированная, сложная, объемная композиция, состоящая из девяти основных элементов, олицетворяющая красоту природного ландшафта.
Традиционная Рикка – это самый сложный стиль, который опирается на строгие законы и схемы, в котором каждый элемент должен быть выполнен из определенного материала, соответствовать сезону и располагаться в конкретном месте композиции.
Икебана резко изменилась в пятнадцатом веке из-за новшеств Асикага Ёсимаса (1436—1490). Правил в 1449—1474 гг. как восьмой сёгун Асикага. Ёсимаса покровительствовал искусствам и другим культурным мероприятиям Он произвел революцию в искусстве икебаны. Это относится к его любви к простоте. В новых домах появилась область, называемая токонома.
«Токонома (яп. 床の間) — альков или ниша в стене традиционного японского жилища, является одной из 4 основных составляющих элементов главного помещения японского аристократического дома.» Она стала важной. Причина этого заключается в том, что область токонома была областью для размещения цветочных композиций и произведений искусства, которая создала бы приятную атмосферу.
В то же время правила икебаны стали более умеренными и не столь жесткими. Поэтому икебана стала более эгалитарной, теперь люди всех классов могли создавать и видеть икебану .
В следующем столетии (17) произошла еще одна перемена в цветочной композиции в Японии, когда был введен более простой стиль. Этот стиль называется Икэбана стиля Нагэирэ (непреднамеренно, непринужденно поставленные цветы) и стал частью чайной церемонии. Как и название, цветы были устроены без каких-либо ограничений, и внешний вид естественен. Ча-бана (чайные цветы) также является еще одним названием этой концепции из-за ассоциации с японской чайной церемонией.
Школа Охара основана в 1897 году привнесла в икебану новый стиль — морибана. Отличие стиля морибаны — растение устанавливаются на плоских низких вазах с использованием металлических наколок (кензанах). Этот стиль был Создан Уншин Охара. это икебана, где материалы расположены так, как будто они складываются в плоские контейнеры с широкой поверхностью воды. Он включает в себя цветовую схему морибаны, которая выражает красоту цвета, и пейзаж Морибана, в котором представлена красота природных пейзажей.
Современная икебана применяется с 1930-х годов и далее, и этот стиль известен под именем zen’ei ikebana . В отличие от более классического стиля эта форма более выразительна и основана на влиянии новых образцов мысли, поступающих в Японию. Многие изменения икебаны также можно рассматривать по причинам, связанным с выполнением этой художественной формы, потому что в прошлом, наряду с чайной церемонией и каллиграфией, все три формы искусства были связаны с гендерными ролями и подготовкой японских женщин к будущему браку. Конечно, в современный период икебана по-прежнему остается традиционной формой искусства в Японии. Однако она соединяется с современным мышлением, и люди изучают эту форму искусства по многим причинам.
Конструктивную основу первых икебан составляли две основные ветки, символизирующие свети и тьму, противостояние земли и неба, инь (陰, ин) и ян (陽, ё:). Затем был добавлен и третий элемент, символизирующий человека. Для храмовых цветочных подношений, получивших название кугэ (供 花), использовали бутоны, цветы и листья лотоса, священного цветка в буддизме. Сначала растения помещали в корзинки и невысокие сосуды. Позднее стали использовать китайские бронзовые парные вазы, которые ставились по краям алтаря.
В X веке в храмах, помимо лотосов, появились и другие цветы, но сохранялась строгая регламентация формы, которую составляли три основных элемента, символизирующие Небо, Человека и Землю. Были определены и пропорции — высота главного элемента (Неба) составляла полторы высоты вазы, а два меньших элемента симметрично ставились по бокам. Появилась композиция из курильницы в центре, подсвечника со свечой и вазы с цветами по бокам, получившая название мицугусоку ( 三 три элемента.
В эпоху Хэйан (710-794) в придворной среде стали популярны цветочные соревнования, хана-авасэ (花合(わ)せ). Для них выбирали самые красивые и необычные цветы, травы, ветки деревьев, которые становились затем темами для поэтического состязания. Эти элегантные развлечения позже дали начало танабата хана-авасэ (七夕花合わせ)- состязаниям в составлении цветочных композиций вовремя фестиваля Танабата, которые проводились с конца XIII в. до конца XVI в. Эти композиции стали выставляться в храмах и святилищах для показа широкой публике.
Стиль Рикки, Школа Икенобо
Пример икэбаны, в частности школа Согецу в Японии художницы Байко.
Эти цветочные композиции больше похожи на органические скульптуры, состоящие из живых цветов, стеблей и ветвей, организующие сыпучие работы трехмерного искусства.
Вышеприведенный фрагмент показывает прекрасный баланс положительного и отрицательного пространства, создавая определенные фокусные точки с белыми и фиолетовыми цветами.
И в Икебане ниже, воплощена сила жизни и роста, так как цветок и лист, кажется, поднимаются вверх волнистые к небу.
Стили икебаны
Стили икебаны
Икебана – восточное искусство составления композиций из цветов. Его название в переводе на русский означает «дать цветам новую жизнь». В наше время это древнее искусство известно далеко за пределами Японии и широко используется флористами всего мира.
За многовековую историю (примерно с 6-го века) в искусстве икебаны возникло несколько стилей со своими принципами, правилами и законами: татебана, рикка, нагеирэбана, чабана, сёка и морибана.
Татебана – самый древний и почитаемый стиль икебаны, послуживший основой для всего последующего развития этого искусства. Цветочные композиции в этом стиле широко использовалась в религиозных обрядах. Наряду с подсвечником и сосудом для благовоний их традиционно устанавливали возле статуи Будды в качестве подношения божеству и напоминания о недолговечности красоты и бренности жизни.
Главный принцип стиля татебана – строго вертикальное расположение растений в вазе. Кроме того установлено было строго нечетное количество элементов в композиции и символичное сочетание трех сил (земли, неба и человека), состоящих в гармонии. Последние два правила стали законом и для всех остальных стилей икебаны.
Рикка (стоячие цветы) – стиль икебаны, отличающийся помпезностью, официозом и театральностью. Его появлению способствовало распространение буддизма в Японии. Для проведения религиозных обрядов потребовались символы и украшения. В соответствии с постулатами рикка растения, устремленные к небу, должны были олицетворять величие природы и торжество учения Будды. Для рикка характерны пышные букеты из больших ветвей в дорогих бронзовых вазах. Композиции в этом стиле украшали храмы, дворцы и богатые дома.
Нагеирэбана или нагеирэ (цветы, брошенные в воду) – стиль икебаны, возникший в Японии в противовес строгому стилю рикка. Его основной идеей стало естественное расположение цветов в вазе с опорой стеблей на края сосуда. Композиции нагеирэбана могли быть прямостоячими, наклонными, лежачими, свисающими и настенными. Благодаря своей демократичности, они быстро завоевали популярность у жителей Японии.
Чабана (чайные цветы) – стиль, появившийся в связи с распространением чайной церемонии. Композиции в этом стиле предназначены для установки в чайном павильоне. Они символизируют душевный покой.
Для чабана характерен минимализм, присущий философии дзен (большое заключается в малом). Растения должны быть простыми и выглядеть естественно. Для создания композиции достаточно всего одного вида цветов. Все растения, как живые существа, нужно поддерживать в тонусе, обеспечивая доступ воды. Посуда нужна скромная однотонная без яркого блеска.
Поскольку чайные церемонии часто проходят в темное время суток, в чабане нельзя использовать цветы желтого цвета. В полумраке они становятся плохо видны.
Сёка – трехцветочный ассиметричный стиль. Он сложнее нагеирэбана, но не такой строгий как рикка.
В соответствии с сёка три ветки устанавливают в вазу таким образом, чтобы линии, соединяющие их вершины, образовали разносторонний треугольник, символизирующий гармонию во вселенной. Главная ветвь ставится в центре, а боковые – слева и справа с наклоном назад и вперед. Центральная ветвь в 1,5-3 раза выше вазы, а боковые соответственно в 1,5 и 2 раза ниже центральной. Все стебли должны выходить из одного места и на высоте 10 см от края сосуда расходиться в стороны, не касаясь при этом стенок вазы. Растения не могут переплетаться между собой и должны быть отчетливо видны в композиции.
Морибана – самый молодой стиль икебаны, вобравший в себя элементы рикки и нагеирэбаны и сформировавшийся под влиянием европейской цивилизации. Его главная особенность – использование низких плоских ваз, идеально подходящих для современного городского интерьера. Аранжировка морибана – это изображенный в миниатюре природный пейзаж. Полевые цветы и зелень для такой композиции подходят как нельзя кстати.
Автор статьи Ученный Агроном Степанов Максим.
Икебана 生 花
Икебана — это японский вид искусства, занимающийся аранжировкой цветов. Икебана — это создание цветочных композиций, поэтому ее также называют искусством («путь цветов»). Вместе с кодо (ладан) и чадо (чай), кадо образует так называемые «три классических японских искусства утонченности». Икебана буквально означает «живые цветы».
Мастера икебаны из Японии точно знают, что цвета и оттенки растений в букете являются не самым главным элементом. Гораздо важнее и значимее линии, при помощи которых цветочная композиция приобретает высоту, глубину и ширину.Икебана — не единственная форма искусства, которая фокусируется на цветах. Но, в отличие, например, от западного цветочного искусства, Икебана фокусируется не на качестве самих цветов, а на создании красивой «композиции». Так что это больше о цветочной композиции в целом, а не о самих цветах. Форма искусства существует уже почти тысячу лет и основана на буддийских ритуалах. С момента создания формы были разработаны бесчисленные различные стили, также называемые школами, каждый из которых имеет свои собственные характерные и уникальные характеристики.
Что используется в икебане?
Как говорилось ранее, Икебана — это не только сами цветы. Вот почему много разных материалов, растений и других вещей используются для цветочных композиций. В основе икебаны лежат цветы, ваза, листья, стебли и ветви. Вокруг него можно разместить мох, фрукты, опавшие листья, травы, почки или другие природные материалы. Использование материалов зависит от сезона. Летом вы видите, например, цветочные композиции с яркими цветами и фруктами и бутонами, а осенью вы видите цветочную композицию с мертвыми листьями и мхами.
Каждый цветок и лист имеют свое значение
Мастера икебаны из Японии точно знают, что цвета и оттенки растений в букете являются не самым главным элементом. Гораздо важнее и значимее линии, при помощи которых цветочная композиция приобретает высоту, глубину и ширину.Каждый цветок и лист в икебане имеет свое значение. Возьмите, к примеру, цветок лотоса или бамбук. Лотос означает подлинность и чистоту, бамбук — устойчивость. Используя различные цветы в цветочной композиции, выражается множество значений и чувств для достижения определенного баланса.
В отличие от западной культуры, цвет в икебане не очень важен. В Японии важна форма, а не цвет. Подумайте о форме и размере вазы или форме определенного листа. Создание цветочной композиции также учитывает человека, который его увидит. Во время цветочной композиции вазу ставят на высоте, на которой цветочная композиция должна быть видна. Кроме того, соляная кислота или серная кислота используется во время аранжировки цветов. Таким образом, цветы хранятся хорошо.
Основной инструмент, необходимый для практики икебаны:
- специальные икебаны ножниц
- разные японские вазы
- разные цветы, растения, листья или другие органические материалы
Конечно, мы уже знали, что японцы без ума от природы после просмотра всех прекрасных японских садов.
История Икебаны
Сочетание цветов и оттенков – это тоже целая наука, потому что цвет способен менять настроение человека в лучшую или худшую сторону, вызывать разные чувства и влиять на общее состояние.Растения всегда играли важную роль в японской культуре. Растения и цветы — важная часть оригинальной японской религии, называемой синто. Считалось, что растения могут достигнуть духов предков. В настоящее время вы можете увидеть это в основном в новогодние праздники: многие японцы ставят новогоднюю икебану у своих входных дверей, чтобы приветствовать разных духов. И, конечно, период сакуры, который вызывает много эмоций у простых японцев.
Восьмое столетие.
В VI веке буддийские монахи подносили букеты цветов на алтарь божества.
Однако, только в восьмом столетии начали делать икебану. В японской поэзии также было много разговоров о цветах и растениях. Причиной этого является рост буддизма в Японии. Они возлагали цветы на буддийские жертвенники. Вначале это делалось случайным образом, но с годами люди фактически начали расставлять цветы. Так были созданы первые «стили» икебаны.
В 15 х веках икебана превратилась в искусстве
Долгое время аранжировка цветов не рассматривалась как вид искусства. Это произошло в 15 х веках. Ашикага Йошимаса, тогдашний «сёгун», был большим поклонником аранжировки цветов и признал икебану искусством. Он даже придумал несколько правил, которые люди должны были соблюдать адепты при оформлении цветов!
После этого периода развитие в области японских видов искусства набирает обороты. Повсюду были разработаны новые стили, каждый со своими характерными чертами. Самыми важными из них были рикка и нейегерабана. Рикка была очень формальной и жесткой, в то время как neigerabana была более органичной и более естественной. Первоначально Икебана была на самом деле риккой, но более неформальная нейгерабана становилась все более популярной. Это в конечном итоге привело к расколу: neigerabana отделился и стал собственным видом искусства.
Кстати, Икебана была предназначена не только для художников. Нет, многие стремились овладеть этой формой цветочной композиции. Это было также очень популярно среди японских офицеров и генералов. Они видели в этом идеальный способ прояснить свои мысли во время войны.
Сегодня
Сегодня эту форму аранжировки цветов практикуют тысячи людей во всем мире. В одной только Японии существует более тысячи школ, где преподается этот вид искусства.
Линиями, расположенными в различных направлениях, можно усилить и выделить определенную тему, показать истинное назначение данной икебаны.Изучите искусство Икебаны
Если кто-то хочет овладеть этим видом японского искусства, ему нужно будет обучаться в одной из школ. Во главе этих школ стоит имотото или сенсей (учитель-гроссмейстер). Эта роль часто передается от родителя к ребенку. Я думаю изучить икебану на любительском уровне можно и по интернету. Это, конечно, не тот случай, когда после нескольких уроков вы сразу знаете, как это сделать. Чтобы понять это искусство, нужны годы, и даже тогда вы продолжаете развиваться.
Идея, лежащая в основе цветочной композиции
Недаром Икебана — одна из самых известных и любимых форм классического искусства Японии. Люди не просто делают это как хобби. За этим стоит гораздо более глубокая идея. В основном это создание внутреннего мира и содействие самореализации. Вы учитесь смотреть на природу по-другому, создавая маленький кусочек природы самостоятельно. Простота процесса означает, что для этого требуются годы дисциплины, понимания и практики.
Просмотры: 617
Поделиться ссылкой:
Похожее
Япония — родина флористики (икебана)
Очень динамично развивающейся ветвью современного дизайна сейчас является фитодизайн интерьера с наработанными техниками и правилами создания фитокомпозиций. Родиной флористики считается Япония. Страна, в которой цветы и умение составлять из них изысканные композиции (икебана) считаются неотъемлемой частью культуры. Много веков назад в Киото буддийские монахи научились оживлять цветы, создавая из них и прочих природных материалов удивительные композиции. С этой традицией связана такая легенда. Однажды, после особенно жестокой грозы, уничтожившей много цветущих садов, монахи воззвали к милосердию Будды, возложив к подножию его статуи сломанные цветы и ветки деревьев. Монахи умоляли Будду воскресить то, что уничтожила непогода. И вскоре сады оправились от разрушений, деревья вновь стали плодоносить, распустились цветы. С тех пор в буддистских храмах стали специально устанавливать эффектные асимметричные композиции, которые получили название икебана, что переводится как “оживление цветов”.
Икебана – это японское искусство составления композиций из цветов, также известное как «kado» (“путь цветов”).
В отличие от обилия цветов, типичных для композиций западных стран, японская композиция цветов базируется на линиях прутов и/или листьев, украшенных небольшим количеством цветов. Контейнер – также является ключевым элементом композиции. Структура японской цветочной композиции базируется на разностороннем треугольнике, очерченном тремя главными точками, обычно прутьями, в некоторых школах символизирующих небеса, землю и человека.
Икебаной, одним из традиционных искусств Японии, занимались в течение более чем 600 лет. Это искусство развилось из ритуала буддистов, связывающих цветы с духами мертвых. К середине пятнадцатого столетия, с появлением первых классических стилей, Икебана достигла статуса художественной формы, независимой от ее религиозного происхождения, хотя она и продолжала сохранять сильный символический и философский подтекст. Первые преподаватели и студенты были священниками и благородными членами общества. Однако, поскольку то время прошло, много различных школ возникло на основе старой, изменились стили, и Икебана стала реальной для всех уровней японского общества.
Влияние Буддизма
Зарождение искусства Икебаны может быть прослежено к 6-му столетию, началу Буддизма в Японии. Часть поклонения предполагало возложение цветов на алтарь в честь Будды. В Индии, месте зарождения Буддизма, цветы возлагались не регулярно, а иногда только лепестки рассыпались вокруг. Однако к 10-му столетию японцы возлагали свои подношения в контейнеры. Возложения на алтарь были ответственностью только священников храма.
Происхождение Икебаны: Икенобо
Икенобо – это самая старая школа икебаны, основанная священником Буддистом – Икенобо Сенкеи в 15-м столетии. Он, как думают, создал стиль «рикка» (постоянные цветы). Этот стиль был развит как выражение буддистами красоты природы, с семью отделениями, представляющими холмы, водопады, долины и другие виды природы, расположенные формализованным способом. Среди священников и аристократов этот стиль становился все более утонченным до конца 17-го столетия, в то время как растущий класс торговцев развивал более простой стиль, названный «seika» или «shoka». «Шока» использует только три главных отделения, известных как тен(небеса), чи (земля) и дзин (человек) и предназначен для того, чтобы показать красоту растения непосредственно. Другая старая форма икебаны – «nageire» – используетяя в чайной церемонии.
Первая из современных школ была сформирована, когда Охара Неголень откололась от школы Икенобо в конце 19-го столетия. Школа Охара обычно делает «moribana» (сложенные сверху цветы) в мелком, плоском контейнере. Школа была открыта, когда западная культура сильно начала влиять на Японию, и стиль морибана часто использовал западные растения. Но это был все еще формальный стиль. Влияние художественных движений начала 20-го столетия привело к развитию композиций «jiyuka». Несмотря на все изменения, икебана была все еще только искусством для высших сословий.
В 1930-х годах и затем больше в послевоенный период, интерес к икебане стал намного более широко распространенным. Открывались школы икебаны, которые привлекали людей всех социальных классов. В течение занятий, многие жены американских служащих подняли искусство и позже помогли ему распространиться за границу. Во главе с Тешигахарой Софуой, основателем в 1927 году школы «Sogetsu», дзэн-эйбана или авангардная икебана ввела все виды новых материалов, типа пластмассы и стали.
Сегодня, существует приблизительно 3 000 школ икебаны в Японии и более тысячи во всем мире. Школа Икенобо имеет приблизительно 60 000 преподавателей во всем мире. Икебаной занимаются примерно до 15 миллионов человек в Японии, главным образом молодые женщины.
Развитие стилей
Образцы и стили развивались так, что к концу 15-го столетия, композиции были достаточно простыми, так что они стали доступны обычными людьми, а не только императорскому семейству и его слугам. Таким образом, началось развитие художественной формы с установленными требованиями. Тексты говорят, что самой старой была «Sendensho», компиляция, охватывающая годы с 1443 до 1536.
По прошествии времени Икебана стала основной эмблемой традиционных фестивалей, и выставки Икебаны стали периодически проводиться во всем мире. Были написаны правила, и материалы должны были быть объединены определенными способами. В этих ранних формах высокий центральный вертикальный стебель должен был сопровождаться двумя более короткими стеблями; три стебля, как и раньше, представляют собой небеса, человека и землю. Определенные японские названия для них отличались в разных школах Икебаны. В 1545 году школа Икенобо, теперь всемирно известная, сформулировала принципы композиции «rikka», предполагающие семь основных отделений, используемых в этом типе композиции.
В течение периода Момойама в Японии, 1560-1600 года, было построено много великолепных замков. В течение того же самого периода дворяне и королевские слуги делали в них большие декоративные цветочные композиции в стиле «rikka».
Икебана в домашнем интерьере
В Вашем доме икебана создаст атмосферу востока, подарит умиротворенность и покой. Икебана это не только сочетание японской философии и эстетики: оригинальные композиции из цветов могут быть и просто очень красивым дополнением к домашнему интерьеру.
Икебану можно составлять как из живых цветов, так и из сухоцветов, корней и веток. В японских интерьерах сегодня более популярны композиции из сухих цветов. Большинство растений и в “сухом виде” выделяют фитонциды и антисептические вещества, благотворно влияя на микроклимат в вашем доме или офисе.
В настоящее время можно встретить большое количество цветочных салонов и студий, предлагающих икебаны. Понравившийся букет вы можете выбрать по каталогу, и получить с доставкой на дом. Любители цветочных украшений могут составить икебану сами. Главное правило здесь – простота и изящность. Необходимые материалы – вазу, цветы (ветки и листья), а также специальную подставку “кендзан”, в которой фиксируются растения, можно приобрести в любом достаточно крупном цветочном магазине.
Важно помнить, что сухим цветам нужна забота ничуть не меньше чем живым. При правильном уходе композиция будет сохранять парадный вид долгие годы. Икебана из сухоцветов требовательна к влажности помещения, ее лучше не располагать на солнце. Если влажность воздуха менее 40%, то сухие цветы становятся слишком хрупкими. Икебану ни в коем случае нельзя ставить на отопительную батарею или подоконник. Пыль с икебаны осторожно стряхивают перьевым веничком, а также сдувают феном со слабым напором холодного воздуха.