Типы русских деревянных храмов — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Церковь Ризоположения из села Бородава — древнейший на территории России сохранившийся деревянный памятник с точной датировкой.[2] Фотография мая 2009 года. Согласно последним исследованиям, главки у церкви Ризоположения отсутствовали.[1]Древнеру́сские деревя́нные хра́мы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана исключительно на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»).
Музей народного деревянного зодчества Витославлицы Клетская церковь Троицы (1672—1676)![](/800/600/https/upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5a/Khokhlovka.jpg/200px-Khokhlovka.jpg)
Клетский храм — один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями. Наиболее древние из них, к которым, в частности, относится церковь Ризоположения из села Бородава, имели безгвоздевую конструкцию скатов крыш и не имели главок. «Безглавые храмы» на Руси существовали вплоть до XVII века
До XX века были наиболее распространёнными. Их архитектура имела много общего с жилыми строениями. Составлялись из нескольких прирубленных друг к другу клетей: алтаря, моленного зала, трапезной, приделов, притворов, папертей и колокольни. Число срубов по оси Восток-Запад могло быть большим. Тогда храмы назывались рублеными «стаей» (церковь в селе Скородум). Основные объёмы храмов рубились в обло с остатком, алтари — в лапу.
Ранее считалось, что самый древний сохранившийся деревянный памятник на территории России — церковь Воскрешения Лазаря, ныне находящаяся в Кижах, которая возможно была построена во второй половине XIV века, однако исчерпывающие доказательства её возраста отсутствуют и современные специалисты датируют её в диапазоне XIV—XVI веков (официально датируется XV веком) [3]. Самый древний сохранившийся деревянный памятник на территории России с точной датировкой — Церковь Ризоположения из села Бородава (1485 год), перенесённая в город Кириллов на территорию Кирилло-Белозерского монастыря[2]. Один из наиболее древних из сохранившихся храмов — церковь Святовго Георгия в селе Юксовичи (деревня Родионово), датированная 1493 годом[4]. Все три храма имеют клетский тип.
Примеры:
Варианты шатрового храма:
- шатровый восьмерик с прирубами («восьмерик от земли»), создающий образ храма-башни,
- восьмерик на крестообразном в плане основании,
- восьмерик на четверике, когда прямоугольное в плане здание выше переходит в восьмиугольный сруб-восьмерик, перекрытый шатром,
- шатёр венчает не восьмерик, а сруб, имеющий шесть, реже — десять сторон.
Примеры:
Многошатровый храм представляет собой сочетание столпов — восьмигранного и нескольких восьмериков на четверике.
Примеры:
- Церковь Воскресения (1673, не сохранилась) в селе Селецкое Архангельской области[6].
- Троицкая церковь в погосте Ненокса (1727) Архангельской области
- Владимирская церковь (1757) в селе Подпорожье Архангельской области[6].
В XVII — XVIII веках силуэт церквей усложняется введением большего числа ярусов, прирубов к центральному объёму. Постановка церкви на подклет позволяет пристраивать крыльцо, лестницы, галереи[6].
Ярусный храм — нарастание уменьшающихся четвериков или восьмериков.
Примеры:
- церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1653) (она же Старо-Вознесенская церковь) в Торжке Тверской области,
- церковь Рождества Иоанна Предтечи (1697) Ши́ркова погоста Тверской области, где высота здания, равная почти 45 метрам, подчёркнута сокращением четвериков и остротой клинчатых восьмискатных кровель[6],
- церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1731) из села Старые Ключищи Кстовского района, в 1970-х перевезена в Нижний Новгород, в музей деревянного зодчества на Щёлоковском хуторе,
- церковь Ильи Пророка на Цыпинском погосте (1755) Вологодской области,
- Петропавловская церковь (Ратонаволок) (1722). Архангельская область, Холмогорский район.
![](/800/600/https/upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0e/Kizhi_churches.jpg/200px-Kizhi_churches.jpg)
Последним этапом развития русского храмового деревянного зодчества стали многоглавые (более 5) храмы, в основе объёмного построения которых лежат ярусный принцип и восьмерик с четырьмя прирубами[6].
Примеры:
- История русского искусства: в 3 т.: Т. 1: Искусство X — первой половины XIX века. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изобраз. искусство, 1991. — 508 с. ISBN 5-85200-124-4
Портал:Храмы России — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
![](/800/600/https/upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4f/Mosque_On_Hill_In_Nakhodka.jpg/350px-Mosque_On_Hill_In_Nakhodka.jpg)
- Знаменитый Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, более известный как Храм Василия Блаженного, составлен из восьми отдельных церквей, каждая их которых расположена под своим отдельным куполом. Из-за этого вместимость собора гораздо меньше, чем могла бы быть при наличии единого внутреннего пространства.
- Фасад Казанского собора в Санкт-Петербурге, выходящий в виде круглой колоннады на Невский проспект, на самом деле является боковым. Вход в собор осуществляется с Казанской улицы, и таким образом композиция собора получается асимметричной. Вызвано это тем, что по православным канонам алтарь должен находиться на востоке, а фасад Казанского собора, выходящий на Невский, является северным. При этом по изначальному проекту архитектор А. Н. Воронихин планировал сделать такую же круглую колоннаду и с другой стороны собора.
- Собор Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге является мемориальным. Он построен на месте смертельного ранения императора Александра II. Место, куда упал раненый император, заключено в сень. Поэтому собор выдаётся в сторону канала Грибоедова на 8 метров, благодаря чему может быть виден издалека.
В этом разделе Вы можете оставлять запросы на статьи о храмах России
Недостающие статьи:
- Если вы внесли свой вклад в развитие портала и статей о храмах России, впишите себя в список участников
нет подкатегорий
Деревянные храмы Руси (преимущественно): 2dar — LiveJournal
Нет, «не перекошены древние стены». В целом состояние деревяных храмов на северо-востоке Ленобласти сейчас хорошее. Помимо пейзажей в 7-м выезде «Открывая Ленобласть» много было и церквей, преимущественно деревянных. Среди них и самый древний храм построенный в 15 веке и оставшийся до сих пор на своём месте (не переместили его в музей), что вообще исключительно! А ещё они очень красивые и живописные.Ансамбль Согинского погоста.
Но, чтобы дальше не отвлекаться сразу расскажу про две кирпичные религиозные постройки. Цельную и заброшку.
[Spoiler (click to open)]
Храм Собора Пресвятой Богородицы в деревне Рогожа у реки Сясь. Возвели ещё при Пушкине — в 1834-35 годах на деньги крупного бизнесмена (купца) из Петербурга взамен сгоревшей деревянной.
2
Каменный храм Казанской иконы Божией Матери в деревне Шустручей. Построил её в 1870 году один петербургский мелкий бизнесмен (мещанин), а сейчас пока не восстановили. В принципе ничего особого интересного и уникального с этими церквями не происходило.
3
Далее уже в полном соответствии с заголовком. В хронологическом порядке.
1493 год.
Церковь Георгия Победоносца в деревне Родионово. Вот это уже довольно древняя история (по нашим меркам). Церковь считается одой из трёх самых древних деревянных церквей России и единственная оставшаяся на своём историческом месте (две другие были перевезены в музеи: это церковь Воскрешения Лазаря Муромского в Кижи и самая древняя 1485 года постройки Церковь Ризоположения из села Бородава перемещённая в город Кириллов). Это церковь клетского типа. На церкви стоит дата 1493 год, но это отчасти лукавство.
4
От времён Ивана Грозного остался только внутренний перестроенный сруб, который в 1632 году обложили пристройками. Интересно, что полная реставрация храма произошла при Брежневе в 1970-х годах. Тогда, возможно после открытия музея в Кижах, наблюдался всплеск интереса к деревянному русскому зодчеству и многие постройки были отреставрированы в те года. Но, да внутри есть доски, брёвна, двери которым больше 500 лет!
5
1696 год.
Церковь Николая Чудотворца и Ильи Пророка в деревне Согиницы.
6
Церковь Николая Чудотворца. Видно, что это шатровый храм на восьмерике с колокольней.
7
А церковь Ильи Пророка клетского типа. Датируется постройка приблизительно 1850 годом. Вместе они образуют ансамбль Согинского погоста.
8
1695 год
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Гимрека. К ней примыкает трапезная, а вход в комплекс решен как двусходное крыльцо.
9
Считается типичным образцам распространенных в Обонежье шатровых храмов.
10
Вся церковь украшена деревянной резьбой.
11
1783 год.
Церковь Дмитрия Солунского Мироточивого в деревне Щелейки Буквально этой весной завершили реставрацию! Прежняя проходила опять же в 70-х годах при Брежневе, тогда восстановили многие исторические элементы — те же лемихи.
12
13
Памятник в некотором роде уникальный — 5 глав с колокольней.
14
Церковь Воскресения Христова в деревне Курпово. То что видно на фото имеет отношение к периоду 1827-1831 году — это годы ремонта, когда сруб 1630 года постройки перекрыли куполом в стиле классицизма. А в 1874-77 вообще произошёл случай вандализма 19 века. Сейчас периодически можно услышать, как исторические здания обшиваются сайдингом или навесными панелями. Вот тогда поступили точно так же — обшили сруб досками (был бы тогда сайдинг, точно бы обшили им). Тогда же пристроили и теплую трапезную с 8-угольной колокольней.
15
А постройка-то уникальна тем, что это единственный известный деревянный храм, имеющий в плане «десятерик». А ещё в послевоенное советское время это был единственный действующий храм в Лодейнопольском и Подпорожском районах.
16
Рекомендую к прочтению — Одна из старейших в мире деревянных церквей в Норвегии 1180 год.
Организаторы проекта «Открывая Ленобласть»: газета Metro и Сообщество Питерских блогеров
При поддержке Администрации Ленинградской области и Дорожного радио
Генеральный партнер: Сбербанк
Инновационный партнер: Технопарк «Политехнический» и Motionpix
Телеком-партнер: компания МТС
Официальные партнеры: web-студия PetrogradWeb и Петровский автоцентр, компания Danone.
Информационные партнеры: социальная сеть Одноклассники, Ленинградская областная торгово-промышленная палата, Kudago, Карповка, Комитет по туризму в Ленинградской области, Bigpikcha.Ru, Наши походы.
Древние храмы России XI — XII век.: mama_zima2013 — LiveJournal
Древние храмы XI — XII относятся к домонгольскому периоду истории России. Одним из самых старых храмов является Спасо — Преображенский собор, находящийся в г. Переславль — Залесский Ярославской области. Храм начал строить Юрий Долгорукий в 1152, а завершил строительство Андрей Боголюбский в 1160. Этот собор — единственный из храмов того времени, почти не изменивший своего облика за столетья.http://hramy.ru/regions/r76/pereslreg/pereslavl/kreml/spaspreob.htm.
Собор Бориса и Глеба в Кидекше — древнейший храм Суздальского района. Он был построен в 1152 при Юрии Долгоруком. Село Кидекша как укрепленное поселение существовало еще до того, как был построен собор Бориса и Глеба.
По преданию здесь было становище святых князей Бориса и Глеба, так говорится в «Степенной книге». Именно поэтому собор был освящен в честь великомучеников Бориса и Глеба.
http://hramy.ru/regions/r33/suzdalreg/kideksha/borgleb.htm.
Собор Покрова на Нерли — белокаменный храм, построенный Андреем Боголюбским в память о погибшем сыне Изяславе Андреевиче. Постройка датируется 1165 годом, но есть источники, говорящие о дате постройки — 1158.
Церковь Покрова построена на рукотворном холме, раньше в этом месте Нерль впадала в Клязьму.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%9D%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8.
Одна из древнейших церквей — храм св. Георгия, находящийся в городе Старая Ладога, был заложен по разным версиям в конце XI века или в 1164году. По одним данным церковь была заложена еще при Ярославе Мудром в конце XI века, по другим — время закладки относится к правлению его внука, Мстислава Мудрого. Но, вполне возможно, что храм построили в честь победы жителей Старой Ладоги и Новгорода над шведами в 1164 году.
http://www.archmuseum.ru/?p=479
Во Владимирской, Суздальской, Ленинградской , Новгородской, Смоленской областях существуют древнейшие храмы домонгольского периода истории России. См. ссылку:
http://hramy.ru/rare/domongol.htm.
Храм Михаила Архангела, Преображения, Успения Пресвятой Богородицы, Преображения Господня.
В подборке портала «Культура.РФ» — старинные храмы, которые остаются образцами традиционного деревянного зодчества Руси.
![Храм Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря в Вологде (Богородицкий храм; Успенский храм)](/800/600/https/b1.culture.ru/c/56264.400x292.jpg)
Храм Успения Пресвятой Богородицы — один из древнейших шатровых храмов, сохранившихся до наших дней. Построен при основании Александро-Куштского монастыря ХV века в глухой болотистой местности, на берегу реки Кушты. Век спустя соборная церковь обители Александра Куштского сгорела и была отстроена заново. А в середине ХХ века высокий сруб, увенчанный шатром и небольшой главкой, перевезли в один из самых больших монастырей Русского Севера — Спасо-Прилуцкую обитель.
![Храм Лазаря Праведного Воскрешения из Муромского монастыря в Медвежьегорском районе Карелии](/800/600/https/b1.culture.ru/c/55863.400x292.jpg)
Первая постройка Муромского монастыря на берегу Онежского озера — церковь Воскрешения Лазаря Муромского. По преданию, основал обитель инок Лазарь, проживший 105 лет. Храм принадлежит к числу наиболее простых церквей клетского типа. Четырехстенный сруб сближает строение с крестьянской избой. В храме сохранились иконы и росписи ХVI века, написанные на липовых досках. В 1961 году церковь Воскрешения Лазаря стала частью Кижского музея и расположилась чуть поодаль живописных храмов Кижского погоста.
![Храм Преображения Господня на Кижском Погосте в Карелии](/800/600/https/b1.culture.ru/c/56051.400x292.jpg)
Величественный 22-главый храм-терем. Церковь Преображения Господня — главное украшение архитектурного ансамбля Кижского погоста и объект всемирного наследия. Она построена три столетия назад на месте одноименной церкви, сгоревшей от удара молнии в конце ХVII века. Имя создателя история не сохранила, но местные сказания говорят, что 37-метровое чудо деревянного зодчества принадлежит топору плотника Нестора. А по легенде, срубил мастер церковь без единого гвоздя. Но гвозди все же есть — в церковных куполах.
![Храм Преображения Господня из Козлятьево в Музее деревянного зодчества в Суздале](/800/600/https/b1.culture.ru/c/56297.400x292.jpg)
Еще одна деревянная церковь — храм Преображения села Козлятьево Владимирской области. Построен 260 лет назад на средства дочери местного помещика Евдокии Поливановой, которая впоследствии жила в Новодевичьем монастыре Москвы. Многоярусный деревянный храм спустя два столетия после постройки был перевезен в Суздаль и стал главным экспонатом Музея деревянного зодчества. Ветхое строение было отреставрировано, но при этом сохранило остатки первоначальной наивной росписи масляными красками.
![Храм Успения Пресвятой Богородицы в Варзуге Мурманской области](/800/600/https/b1.culture.ru/c/96879.400x292.jpg)
Храм ХVII века, возведенный в годы церковной реформы в классическом шатровом стиле, невзирая на запрет патриарха Никона. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Варзуге Мурманской области построена мастером Климентом по принципу золотого сечения и имеет в основании форму креста. Искусствоведы и историки отмечают особый «дивно-стройный и певучий облик» храма, напоминающего зажженную свечу. В ХХ веке церковь лишилась своих колоколов и части уникальных икон, пострадавших от неправильного хранения, но сам храм к началу ХХI века был полностью восстановлен.
![Храм Собора Пресвятой Богородицы из Холма в Костроме](/800/600/https/b1.culture.ru/c/56206.400x292.jpg)
Церковь Собора Пресвятой Богородицы у села Холм Костромской области. Храм ХVI века впервые попал в описания 70 лет назад: сразу после войны его исследовала экспедиция Академии архитектуры СССР. История создания редкой ярусной пятиглавой церкви с подклетом сохранила имена братьев-плотников, ее построивших, — Карп и Папила. В 60-х годах ХХ века строение перевезли в Кострому, в один из старейших музеев-заповедников под открытым небом — «Костромская слобода». Храм расположился у стен Ипатьевского монастыря.
![Храм Михаила Архангела из Крестовоздвиженского Слободского монастыря в Слободском Кировской обл.](/800/600/https/b1.culture.ru/c/56222.400x292.jpg)
Церковь — бывшая проездная башня монастыря. Храм Михаила Архангела города Слободского Кировской области — памятник оборонного зодчества России ХVII века. Сруб из массивных бревен, на которых можно насчитать более 200 годовых колец, предназначался не только для церковной службы, но и для защиты от врагов. В истории храма есть необычная страница — поездка в Париж на Международную выставку 1970 года. После возвращения на старое место в храме открылась экспозиция уникальных деревянных храмовых фигур.
Ведические Храмы Руси сохранились до наших дней!
Информация о том, что история славянских народов уходит корнями в глубину многих тысячелетий, звучит сегодня все чаще и чаще. Это подтверждается как новыми археологическими находками, так и современные методами исследования. Но возникает закономерный вопрос: почему почти не обнаружено следов древнейших храмов наших Предков? Ведь остались же величественные строения – материальные свидетельства существования древнегреческой, египетской, индийской и многих других цивилизаций. Где же древнеславянские храмы, пирамиды и другие внушительные сооружения? Неужели так ничего и не сохранилось?
Начнем с того, что древнейшие (и при этом наиболее хорошо сохранившиеся) постройки на территории как Греции, так и Древнего Рима принадлежат пеласгам и этрускам, а это, как известно, славянские народы. О них мы уже рассказывали в наших статьях, как и о том, что культура большей части цивилизаций древности сложилась при непосредственном участии славян-ариев.
К слову, на территории нынешней России обнаружены мегалитические храмы-обсерватории, а также солнечно-лунные календари, насчитывающие около 20 тысячелетий, и пирамидальные комплексы, которые гораздо старше знаменитых египетских пирамид. Но разве сохранилось что-нибудь, подобное Парфенону или древнеиндийской архитектуре, которую многие справедливо называют симфонией из камня?
Будем надеяться, что сохранилось. Ведь найден же был (сравнительно недавно) город-храм Аркаим, которому около 5 тысячелетий. Обнаруживают сегодня и подводные, и подземные пещерные города, о существовании которых до этого даже не догадывались. Известно одно – храмы славяне возводили многие тысячи лет тому назад, причем самые разные – от строений, поражающих своими размерами и богатством убранства, до капищ и святилищ, скрытых в священных дубовых рощах.
О величественных древнеславянских храмах рассказывает такое множество источников, что в их существовании не приходится сомневаться. Некоторые из них все еще радовали глаз немногим менее тысячи лет тому назад, при этом находясь в окружении христианских стран. Но даже короли этих стран приезжали с дарами в славянские цитадели, чтобы поклониться могущественным Богам наших Предков.
Перечислим вкратце свидетельства наиболее авторитетных авторов своего времени.
Итак, епископ Оттон Бамбергский, посетив в 1124 и 1127 славянское Поморье, был восхищен не только изобилием и плодородием этих земель, но и великолепием местных храмов. Описывая один из них, находящийся в Щетине (нынешнем Щецине), Оттон подчеркивает, что вся постройка, посвященная Триглаву, «выделялась украшениями и удивительной искусностью; она имела скульптурные украшения как снаружи, так и внутри. Изображения людей, птиц и животных были сделаны так естественно, что казалось, будто они живут и дышат. И что надо отметить как наиболее редкостное: краски этих изображений, находящихся снаружи здания, не темнели и не смывались ни дождём, ни снегом — такими их сделала искусность художников…».
О знаменитом храме Световида в Арконе (нынешний остров Руян) оставил свидетельства датский летописец Саксон Грамматик (1140 -1208), отметив, что он был «прекрасной работы», стены его были украшены картинами, а внутри находился зал с пурпурной стеной и столбы с «прекрасными завесами». Подробнее об этом храме можно прочесть в нашей статье, посвященной Арконе.
Сохранились описания еще одного храма Световида (судя по всему, находившегося в Холмогорах). Он был довольно большой (окружностью в 1460 шагов), сложен из светло-серого камня, его кровлю поддерживали яшмовые столбы. Интересно, что количество окон равнялось 360. Помимо медного позолоченного изваяния Световида, стоящего в центре, были тут и мраморные скульптуры других Богов.
Храмы у славян стояли не только в каждом городе, но и в любом селе. Многие из них (по свидетельству современников) считались богатейшими в Европе. И все они были частицами древнейшей ведической культуры Руси, которая складывалась на протяжении десятков и даже сотен тысячелетий.
С этой культурой связано и старинное предание о Храме Солнца, возведенном у Алатырской горы: «Был построен храм на семи верстах, на восьмидесяти возведен столбах — высоко-высоко в поднебесье. А вкруг храма посажен Ирийский сад, огорожен тыном серебряным, и на каждом столбе по свечечке, что вовеки не угасают” («Книга Коляды” IV б).
Арабский путешественник и географ 10 века Аль-Массуди тоже рассказывал о солнечном храме-обсерватории:
«В славянских краях были здания, почитаемые ими. Между другими было у них здание на горе, о которой писали философы, что она одна из высоких гор в мире. Об этом здании существует рассказ о качестве его постройки (…) об отверстиях, сделанных в верхней его части (…) для наблюдения за восходом Солнца, о положенных туда драгоценных камнях и знаках (…), которые указывают на будущие события…»
Сохранились в арабских хрониках описания храмовых стен, сделанных из «красного коралла и зеленого смарагда» (изумруда), большого купола, под которым находилась статуя Бога, выполненная из хризолита, яхонта, сердолика, хрусталя и золота, а напротив – такая же искусная статуя Богини.
Ранние хроники и предания перекликаются с легендами о Северной Прародине славян-ариев – Даарии (Арктиде. Гиперборее). Это тут стоял древнейший на Земле Асгард (а мы знаем также и об Асгарде Небесном). После переселения из Даарии был построен Асгард Ирийский (на месте нынешнего Омска). Именно в этих местах обнаружены подземные ходы, насчитывающие от 10 до 15 тысячелетий. Подобные города и храмы возводились по всему легендарному Беловодью, по всей Рассении – территориях, на которых расселились славяне-арии.
Вообще же, согласно славянскому мировоззрению, Храм – это культовое сооружение, которое излучает Сияющую Радость Мироздания. Входящая в это слово руна ХА означает созидающую положительную силу. Заметим, что для постройки таких сооружений выбирались особые «сильные» места, где земные недра излучают мощную энергию. Храмы нашими Предками использовались для концентрации этой энергии, они настраивали человека на созидание, развитие.
Эти храмовые постройки были разными по своему предназначению, а значит, и по форме.
Так, Вышнее Капище (Храм Четырех Врат) было посвящено Великому Триглаву и Единому Небесному Богу-Творцу – Роду-Породителю. Этот храм имел форму пятиугольника, а купол всегда был закручен по спирали (как на нынешнем Соборе Василия Блаженного в Москве).
Капище Перуна (Храм Семи Врат) имело вид восьмиугольника, строго ориентированного по сторонам света. Отличительная черта Храма – 9 куполов. Восемь залов окружают центральный столпообразный, он самый высокий, именно под куполом этого зала стояло изваяние Бога Перуна. Эта девятикупольная система постройки также была использована при взведении Храма Василия Блаженного.
Пятивратное Капище (Храм Жизни) было посвящено Роду Небесному. Оно отличалось трехкупольной структурой и прямоугольной формой. На куполах было по 16 спиралей, изображения солярных знаков.
Храм Предков (Дидово Капище) отличалось округлой формой, подобные храмы ставились рядом с погостами или местами сражений.
Капище Света (Белый Храм) имело форму многоуровневой пирамиды. Тут мудрые жрицы помогали женщинам выносить ребенка и разрешиться от бремени, тут же воспитывались младенцы, оставшиеся без матери.
Храмы Мудрости хранили в себе знания, заключенные в древних Ведах. Все подобные храмы, посвященные Светлым Богам, имели только трехкупольную структуру.
Это, конечно, лишь часть того многообразия, которое было свойственно ведической культуре Руси.
Множество старинных храмов, сохранившихся до наших дней, несут черты этой древнейшей культуры. И это не случайно, ведь некоторые из них были возведены еще в те времена, когда Веды все еще оставались основой жизни славян и русичей. Эти храмы пытались перестраивать, закрашивали древнейшие фрески, узоры. Но невозможно скрыть явное. Поэтому и сегодня мы можем увидеть на стенах и куполах старинных храмов как славянские солярные и другие небесные знаки, так и изображения русалок (Птиц-Дев), и даже лики древних Богов наших Предков.
Это изображение Дажьбога пытаются сегодня выдать за портрет Александра Македонского, почему-то летающего на грифонах.
Дмитровский собор во Владимире
А это древние славянские Девы-Птицы.
Сергиев Посад,Свято-Троицкая Лавра
А вот такие знаки можно встретить на куполах целого ряда храмов.
Этим храмам повезло больше, чем другим. Огромное их количество было разрушено, а старинные манускрипты, скульптура, мозаичные изразцы, панно и другие изображения безжалостно уничтожены.
Конечно, что-то из этого древнего наследия удалось сохранить. Ведь даже сам Никон (по свидетельству Никоновской летописи) спасал древнеславянские ведические книги, понимая, какая это сокровищница Мудрости. В далеких скитах, недосягаемые для внешнего мира, хранятся эти источники Знаний. Но, может, благодаря именно этим сокрытым до поры Знаниям, мы сегодня вновь открываем для себя страницы нашего прошлого – древнейшую ведическую культуру Руси. Рано или поздно это должно было случиться, ведь именно тут, на Русской Земле, надо искать истоки большинства легенд, преданий, да и самих Вед.
Поделиться
![Ведические храмы 11.jpg Ведические храмы 11.jpg](/800/600/https/slavmir.tv/upload/iblock/b87/vedicheskie_khramy_rusi_sokhranilis_do_nashikh_dney_.jpg)
хРамы дохристианской Руси — Через прошлое в будущее… — LiveJournal
Как думаете, какими были храмы наших Великих предков до принятия христианства и, осталось ли от них ныне, хоть что нибудь? Как это не парадоксально звучит — да!
Образец такого храма пройдя через века и поныне гордо возвышается в самом сердце столицы России, на Красной площади:
Обратите внимание на форму его куполов:
Практически все купола храма на одном фото (кликабельно):
К сожалению, переход на сервис Panaramio по клику даёт только превьюшку, поэтому для более детального рассмотрения куполов идём вот сюда.
Каждый из одинадцати куполов Храма, который, безо всякого преувеличения, можно называть Храмом Любви и Жизни
означает символ всего лишь одного из состояний Создателя, одиннадцати общих заКОНов мироздания, одиннадцати ипостасей Одного Единого Бога, одиннадцати состояний материи во времени и пространстве.
После смерти Ивана Грозного, память которого поныне стараются всячески очернить и окончательного воцарения христианства, каждый купол получил название-новодел в честь того либо иного христианского Святого, что в дальнейшем, тщательно отражалось во всех письменных источниках.
Какие настоящие имена дарованные их создателями носил каждый купол, ныне сокрытая и тщательно охраняемая тайна, о которой всем пока остаётся только догадываться.
Однако здесь обнаруживается косвенная подсказка. Количество куполов соответствует количеству главных славянских богов!
Попробуйте самостоятельно определить, какой купол символизирует богиню Ладу, а какой, например, Перуна.
На самом деле, если отбросить языческую составляющую, имена славянских богов, всего лишь имена различных ипостасей Одного, имена различных энергий и потенциалов, которые являются движителями всего сущего как на земле, так и в далёких глубинах бескрайнего космоса.
А теперь заглянем внутрь Храма:
Взгляните на венец в центре купола, это же Солнышко! Символ всего Живого и один из главных символов Создателя!
Даже с учётом последующих изменений на схеме Храма (кликабельно) ясно прослеживается его первоначальная основа в виде символа четырёх стихий, четырёх столпов всего сущего.
С момента создания и на протяжении столетий силами лучших художников и мастеров-иконописцев первоначальное убранство Храма тщательно убиралось в соответствие с канонами религии, однако на многое, даже у великих мастеров просто не поднялась рука.
Что же занимало когда то место этих икон!?
Достоверно можно предположить одно: символы смерти, в виде золочёных крестов, ныне победно венчающие купола этого дивного Храма появились гораздо позднее, и очевидно раньше их украшало нечто совершенно иное. То что является символом Жизни, о чём буквально кричат чудом уцелевшие стены!
А как вам вот такой купол!? Видели ли вы когда такое где либо ещё?
Парадоксально, но фотографий внутреннего убранства очень мало, особенно отдельных деталей, даже сейчас их приходится выскребать буквально по крохам:
Очень похоже, что над белой птицей явно с большим трудом расположили христианский символ-новодел!(кликабельно).
Если кто либо из вас является счастливым обладателем личной коллекции фотографий Храма, особенно, подробных внутренних деталей убранства и оформления куполов, автор и все, кто интересуется подлинной историей Великой Руси будут ему чрезвычайно признательны. Ссылки на интересные фото приветствуются в комментариях.
Перенесёмся к истории создания:
Историю вранья о том, как маньяк и садист Грозный повелел лишить его создателей зрения лично я помню ещё со школьной скамьи. При этом то, что Барма в течение долгих лет после создания Храма занимался строительством Казанского кремля в школе нам, естественно, никто не рассказывал и узнал я об этом, уже по прошествии десятилетий.
Очевидно и то, что Храм, в нынешнем его виде, является объектом трепетного интереса со стороны Православия, к формированию псевдоистории которого приложили руку как церковные иерархи, которые постарались уничтожить всякое упоминание о первозданном убранстве Храма, так и вездесущие масоны, авторству которых, очевидно, и принадлежит вся неполживая грязь относительно личности Грозного, а также сказка про Василия Блаженного, под именем которого Великий Храм известен подавляющему большинству нашей страны. Очевидно наряду с процессом постепенной замены первозданного содержимого храма, который не прекращается и сегодня, эта сказка была придумана лишь для того, что бы на уровне истории прятать концы вводу.
Уж что что, а здесь масоны великие мастера, однако и у них порой случаются промашки. Неудивительно. Создателя обмануть сложно, а те силы, для которых их организация лишь перчатка, расположены совсем на другой стороне.
Примечателен и тот факт, что совместное использование Храма Государственным музеем и РПЦ со стороны последней начиная с 1991 года проводится в весьма ограниченном виде. Казалось бы самый центр Родины, её сердце. Исключительное место, с точки зрения одного из главных религиозных символов, — ан нет.
Богослужения в Храме и по сей день проводятся весьма ограниченно. Существует множество обыденных объяснений подобному феномену, как религиозных, так и исключительно обывательских.
Однако разгадка лежит на самой поверхности.
Храм изначально предназначался для Создателя, общению с ним и через него. А это совершенно иная сущность, нежели та, которой служат нынешние златоглавые вместилища эгрегора Сэта-Амона под чудовищным прикрытием светлого имени Христа.
И простым изменением внутреннего убранства и содержания, предназначение Храма можно лишь спрятать, но отнюдь не сломать.
Кстати, для Сэта, иначе говоря Чернобога, золото является одной из визитных карточек. Если отбросить древнеегипетский символизм и абстрагироваться от славянской мифологии, то ипостась Сэта в материальном мире есть ни что иное, как золото.
Да да, тот самый «благородный» металл. Который отнюдь не напрасно называют кровавым или проклятым.
Примеров, где ради служения золоту или деньгам, человек впадает в безумие и ради этого безумия готов заложить всё, что угодно включая собственную душу, думаю, отыщется у каждого.
И когда золочение куполов объясняют чисто утилитарными целями, буквально «красиво, и не ржавеет», я только грустно улыбаюсь.
В завершение хотелось бы затронуть незаслуженно стёртые причины создания одного из Великих Храмов Жизни и, очевидно, главного вдохновителя Идеи Храма.
Один из редких образов где Ивана Грозного, который мне удалось обнаружить и где его рисуют не как психопата-изувера, с надменным непереносимым взглядом властолюбца, выглядит вот так:
Согласитесь, по сравнению вот с этим персонажем, который в своё время был повсеместно натыкан во всех учебниках истории разница довольно разительна:
Вот это, что то уже более ближе, я готов принять на веру, что Храм за спиной был построен по воле именно такого Человека:
Так в чём же заключалась главная Идея Храма? Официальная наука скрепя сердце признала, что Храм построен по велению Ивана Васильевича Грозного в память о взятии Казани и присоединении Казанского ханства. Причём «взятие» даже близко не отражает сути тех процессов, о которых остаётся судить лишь по скудным и зачастую противоречивым источникам.
Известно лишь, что с тех пор «завоёванные» татары, как равные браться много раз плечом к плечу стояли с русскими людьми, защищая родные земли, где всего лишь один из наиболее известных эпизодов, Битва при Бородино.
И воевали татары далеко не как «завоёванные», свою доблесть и геройство доказали конкретными делами, татарский народный эпос содержит в себе множество ярчайших народного героизма против общих врагов.
То есть налицо не «взятие и присоединение», где правят не знающие пощады огонь и меч, а, в первую очередь, именно объединение двух великих братских народов.
Это ли не великий подвиг, который явил собой повод для того, что бы на века увековечить его память Величайшим Храмом?
Так что же за Идею хотел донести один из последних Великих исконно Русских правителей, хранитель наследия и знаний ныне забытых предков?
Думаю, суть её очень проста:
Сколько бы ни было у людей богов, и как бы они их не называли, все имена их лишь малая часть того, что зовётся Создатель и символ которого, навсегда остался на вратах Великого Храма Жизни.
АПД (langobard): Про Ивана Грозного (ЕГЭ-история, 2013 год).
«Иван Грозный стоял на самой низкой ступени человеческого развития».
«Среди опричников Иван Грозный имел авторитет. Остальные относились к нему, как к психу».
«Иван Грозный не позволял народу вести девиантный образ жизни».
«При Иване Грозном на Болотной площади рубили головы, а не орали, что попало».
«Сталин мог бы выиграть Ливонскую войну. Иван Грозный все-таки был не Сталин».
«Иван Грозный любил духовность, что не мешало ему поджаривать новгородцев на кострищах».
«При Иване Грозном никого не спас бы и философский пароход».
«Иван IV с детства не любил людей, из-за чего случались массовые казни».
«Лучшие умы отрубил палач Скуратов»
Лучший раб — глупый раб…