Храм усекновения главы иоанна предтечи коломенское – Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове г. Москвы

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове г. Москвы

В связи с 25-летием внесения храма Вознесения в Коломенском в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, на официальном интернет-портале Русской Православной Церкви «Церковный вестник» опубликована интересная статья о храме Вознесения Господня в Коломенском: «Великое наследие Петрока Малого».

Статья снабжена кратким отзывом и.о. настоятеля Патриариаршего подворья в Коломенском игумена Алексия (Иванова), который находится в самом конце статьи.

Кстати, 25-летие наступило именно сегодня — 17 декабря.

Просмотрено 8 раз

Запись опубликована автором ezykov в рубрике Без рубрики.
1 декабря воскресениеНеделя 24-я по Пятидесятнице.
Мученика Платона (302 или 306).
Мучеников Романа диакона и отрока Варула (303).
Собор святых Эстонской земли.

 8:00 Божественная литургия в храме

вмч. Георгия Победоносца

3 декабря вторникПредпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Преподобного Григория Декаполита (816).

18:00 Всенощное бдение в храме Усекновения

Читать далее →

Просмотрено 311 раз

Запись опубликована автором ezykov в рубрике Расписание богослужений с метками расписание, Рождество.
2 ноября
суббота
Димитриевская родительская суббота.
Великомученика Артемия (362).
Праведного отрока Артемия Веркольского (1545).

   8:00 Панихида и Божественная литургия в храме Усекновения
18:00 Всенощное бдение в храме Усекновения

3 ноября
воскресение
Неделя 20-я по Пятидесятнице.
Преподобного Илариона Великого (371–372).
Преподобного Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XI).
Преподобномученицы Пелагии (1944).

 8:00 Божественная литургия в храме вмч. Георгия Победоносца

Читать далее →

Просмотрено 402 раз

Запись опубликована автором ezykov в рубрике Расписание богослужений с метками расписание, храмовый праздник.
5 октября субботаПророка Ионы (VIII в. до Р. Х.).
Блаженной Параскевы Дивеевской (1915).
Собор Тульских святых.

    8:00 Утреня и божественная литургия в храме Усекновения
   18:00 Всенощное бдение в храме Усекновения

6 октября воскресениеНеделя 16-я по Пятидесятнице.
Зачатие честно
́го, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Престольный праздник.
Прославление святителя Иннокентия, митрополита Московского
(1977).

 8:00 Божественная литургия в храме Усекновения

Читать далее →

Просмотрено 556 раз

Запись опубликована автором ezykov в рубрике Новости, Расписание богослужений с метками престольный праздник, расписание, храмовый праздник.
1 сентября воскресениеНеделя 11-я по Пятидесятнице.
Мученика Андрея Стратилата и с ним 2593-х мучеников (284‑305).
Собор Московских святых.
Донской иконы Божией Матери (празднество установлено в память избавления Москвы от татар в 1591 г.) и
именуемой «Прибавление ума».

8:00 Божественная литургия в храме

Вознесения

7 сентября субботаПеренесение мощей апостола Варфоломея (VI).
Апостола от 70-ти Тита, епископа Критского (I). Преподобномученика Моисея (1931).

    8:00 Утреня и божественная литургия в храме Усекновения
   18:00 Всенощное бдение в храме Усекновения

Читать далее →

Просмотрено 801 раз

Запись опубликована автором ezykov в рубрике Новости, Расписание богослужений с метками престольный праздник, расписание.
24 августа субботаМученика архидиакона Евпла (304).
Преподобномучеников Феодора и Василия Печерских,
в Ближних пещерах (1098).
Преподобного Феодора, князя Острожского, Печерского, в Дальних пещерах (ок. 1483).

     8:00 Утреня и божественная литургия в храме

Усекновения
   18:00 Всенощное бдение в храме Усекновения

25 августа воскресениеНеделя 10-я по Пятидесятнице.
Мучеников Фотия и Аникиты и многих с ними (305–306).
Преподобномучеников Белогорских 27-и (1918).
Священномученика Александра, епископа Команского (III).

 8:00 Божественная литургия в храме Вознесения

Читать далее →

Просмотрено 155 раз

Запись опубликована автором ezykov в рубрике Новости, Расписание богослужений с метками расписание.

6 июля

суббота

Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.).
Собор Владимирских святых.

 

8:00 Божественная литургия в храме св. блгв. Царевича Алексия при ПНИ №34
18:00 Всенощное бдение в храме Усекновения

7 июля

воскре-сение

Неделя 3-я по Пятидесятнице.
РОЖДЕСТВО ЧЕСТНО́ГО СЛАВНОГО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА.
Храмовый праздник.

 8:00 Божественная литургия в храме Усекновения

Читать далее →

Просмотрено 793 раз

Запись опубликована автором ezykov в рубрике Второе обретение Державной, Державная икона, Расписание богослужений с метками Архиерейское богослужение, Державная икона Божией Матери, Коломенское, престольный праздник, расписание, Событие для Москвы, храм Вознесения.
1 июня субботаСвященномучеников Патрикия, епископа Прусского, и
с ним трех пресвитеров: Акакия, Менандра и Полиена (ок. 100).
Благоверного великого князя Димитрия Донского
(1389) и великой княгини Евдокии, в инокинях Евфросинии (1407).

8:00 Божественная литургия в храме св. блгв. Царевича Алексия при ПНИ №34
18:00 Всенощное бдение в храме Усекновения

2 июня воскресениеНеделя 6-я по Пасхе, о слепом.
Обре́тение мощей святителя Московского Алексия, всея России чудотворца (1431).

 8:00 Божественная литургия в храме Вознесения

Читать далее →

Просмотрено 785 раз

Запись опубликована автором ezykov в рубрике Расписание богослужений с метками Архиерейское богослужение, престольный праздник, расписание, храм Вознесения.

dyakovo.moseparh.ru

Прогулки по Коломенскому. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Голосов овраг.

Продолжим нашу прогулку и то лишь потому, что обещала выложить Галине. Даже один человек, получивший удовольствие стоит затраченных трудов!

Восхитительная Предтеченская церковь, относящаяся к XVI веку и почитаемая архитектурной предшественницей храма Покрова на Рву, что на Красной площади, хранит в себе множество загадок. По традиционному мнению, она была основана Василием III в 1529 году как моленный и обетный храм о рождении наследника, которого великий князь ожидал более 20 лет и ради которого решился на беспримерный в то время шаг – официальный развод с первой женой, Соломонией Сабуровой. Ее насильно постригли в московском Рождественском монастыре, и она, по легенде, прокляла за это и бывшего супруга, и его новый брак, и все его потомство. Но и во втором браке Василия III с Еленой Глинской детей не было несколько лет. Зимой 1528/1529 года состоялась поездка великокняжеской четы по монастырям с молением о даровании наследника, но супруги не получали просимого, пока не обратились в молитвах к преподобному Пафнутию Боровскому.

Это картина художника передвижника К. Маковского (1872 г.)

Моленные храмы святому Иоанну Предтече великий князь Василий III стал строить задолго до рождения у него сына. Их посвящение было связано с тезоименитством Ивана Калиты – родоначальника московских великих князей: так Василий III молился о даровании наследника, которого обещал наречь Иоанном в честь его великого предка. После рождения в 1530 году сына, действительно нареченного Иоанном, храмы святого Иоанна Предтечи строились уже в честь его именин.

Вход ворота на территорию церкви.

А так они выглядели в 1930 году.

Традиционно считается, что в 1529 году Василий III в ознаменование молитвы о сыне построил многопрестольный Предтеченский храм в Коломенском. Главный престол посвящен Иоанну Крестителю, что символизировало желание государя иметь наследника, тезоименитого Ивану Калите.

Моление о зачатии выразилось в посвящении одного из приделов праведной Анне – матери Пресвятой Богородицы. Другой придел посвящен апостолу Фоме, сначала не поверившему в Воскресение Христа, что символизировало осознание государем, не имевшего потомства, греховности неверия и сомнений.

Посвящение еще одного придела митрополиту Петру, покровителю рода Калиты, знаменовало молитву о ниспослании чуда. Следующий престол был освящен в честь равноапостольных Константина Великого и его матери Елены, что символизировало молитву к небесной покровительнице Елены Глинской. Этот храм также явился предтечей собора Василия Блаженного — и по архитектурной форме, и по внутреннему убранству.

25 августа 1530 года (ст. ст.), в канун памяти Усекновения главы святого Иоанна Крестителя, родился долгожданный наследник, будущий первый русский царь Иван Грозный. В честь рождения сына Василий III повелел в следующем, 1531-м, году выстроить в Москве несколько Предтеченских храмов, в том числе и знаменитый Иоанновский монастырь на Кулишках. Главным же из этих благодарственных церквей стал храм Вознесения в Коломенском, освященный в 1532 году.

Эти три фотграфии с голубым небом сделаны не мной. Однако загадки Предтеченского храма на этом только начинаются. Это несомненно памятная церковь, то есть возведенная в ознаменование какого-то события, но какого – теперь историки сомневаются в однозначном ответе. Современные версии ученых делятся на вышеизложенную раннюю – храм был построен как моление Василия III о рождении наследника, и позднюю – храм был построен самим Иоанном Грозным, возлюбившим Коломенское не менее своего отца, и посвящен его небесному покровителю.

Он мог появиться в память венчания Иоанна Васильевича на престол в 1547 году, хотя в честь этого события в Москве была выстроена Петроверигская церковь на Маросейке, (венчание состоялось в праздник Поклонения веригам апостола Петра), от которой ныне осталось лишь название Петроверигского переулка.

В числе других поводов к возведению Предтеченского храма в Коломенском называют и взятие Казани в 1552 году, и моление о даровании наследника – царевича Иоанна Иоанновича, и благодарение за его рождение, и даже покаяние за его убийство. Еще одно древнее предание гласит, будто Предтеченский храм выстроили те же зодчие Барма и Постник, которые возвели собор Покрова на Рву (или Собора Василия Блаженного), что не только опровергает знаменитую легенду об ослеплении мастеров, но и придает ей иное звучание: на вопрос царя, могут ли они выстроить храм лучше, они ответили, что могут – и выстроили новое чудо в Коломенском. (Если только Предтеченский храм действительно был возведен в 1550-х годах.)

Но все же большинство ученых склоняется к традиционной версии о временном приоритете Предтеченской церкви над Вознесенской и о том, что она стала предшественницей Покровского собора, своего рода архитектурным экспериментом, где впервые вокруг центрального храма были объединены несколько придельных церквей. Если же правы сторонники поздней версии, то Предтеченская церковь была домовым храмом семьи Иоанна Грозного.

Позже Василий Третий, услышав в коломенском тереме о том, что его молодая жена Елена Глинская разрешилась долгожданным наследником, будущим Иваном Грозным, распорядился в честь радостного события возвести здесь дивный белокаменный шатровый храм Вознесения, ставший своеобразной визитной карточкой государева двора. Храм достоин отдельного рассказа.


Но помимо споров о дате постройки храма он окутан еще и другими легендами, согласно некоторым, холм, на котором стоит храм, испещрен ходами и в нем может быть спрятана, не найденная до сей поры, загадочная библиотека Ивана Грозного.Эту легенду связывают с тем, что Иван Грозный любил Коломенское и этот храм, отмечал тут свои именины и в последний раз побывал здесь незадолго до своей смерти, выезжая из Москвы с большими обозами. А ещё хочу показать в каком состоянии был храм, пока его не отреставрировали.

Северный предел 1930 г.

Южный предел тех же годов.

Это фото 1890 года.

Реставрация. Храм в лесах.

И вот какой красавец стоит сегодня. Рядом с каждой церковью есть кладбище. Тут оно тоже присутствует старинное, но его начали восстанавливать.

Здесь каждый камень дышит историей.

Время стерло даже надписи.

 

Тут вроде написано 1845 год.

Хромография по рисунку Мартынова. На Дьяковском кладбище.

Ладно. Выходим за ограду храма и почти сразу попадаем на красивейшую лестницу.

 

Наверное, я не сильно ошибусь, если скажу, что именно на территории нынешнего Коломенского жили самые первые москвичи: на холме над красивой речкой еще 2,5 тыс. лет назад возникло городище Дьяково, давшее имя целой археологической культуре.

Так что коренными жителями будущей столицы был непонятно кто: возможно, балты, современники Рима и Афин, возможно, угры, канувшие в Лету задолго до появления в этих местах славян. В окрестностях Голосова оврага археологи нашли остатки древних поселений датирующихся 1 веком до нашей эры и существовавших еще до прихода славян в эти места. Дьяково городище, находящееся неподалеку – самое древнее поселение на территории Москвы.

 

Овраги, прорезающие территорию музея-заповедника, также облагорожены: ручьи текут по специально проложенным и облицованным камнем руслам, родники загнаны в подземные трубы и вода теперь набирается из краников, а через овраги перекинуты извилистые красные мостики, поражающие воображение высотой и изощренностью.

Первый овраг называется Дворцовым, Голосовым или Волосовым (Велесовым) и назван так, скорее всего, еще в древние времена племенами, жившими здесь и поклоняющимися древним языческим богам в честь бога Велеса, покровителя животных, владыкой подземного мира. Нынешнее название «Голосов» – производное от Волосов. То есть, названный по имени Волоса (Велеса) – языческого славянского бога  подземного царства и потустороннего мира. Камни в Коломенском, лежащие на дне, служили жертвенниками этому божеству. Причем для расположения святилища именно здесь есть все основания – прямо под оврагом расположен очень глубокий подземный разлом, обнаружены следы деятельности древних вулканов.

С крутого берега вниз можно спуститься по деревянным лестницам.

Овраг простирается над крупным геологическим разломом, пересекающим электромагнитное поле земли ровно поперек. На дне оврага лежит множество камней, два из которых, принесенных сюда еще ледником наделяются магическими свойствами.

 

Основная масса камней (а весят они порядка 4-5 тонн каждый) погружена в землю, а на поверхности только небольшая их часть. Один из камней зовется «Гусем» и считается мужским камнем, второй камень «Девий» якобы помогает бесплодным женщинам обрести ребенка. Насколько помогают камни доподлинно неизвестно, но ученые, проводившие замеры электромагнитных полей в овраге утверждают, что показатели в районе камней превышены в 27 раз.


По второй легенде, уже христианского толка, овраг образовался на месте битвы Георгия Победоносца со змеем и отражает как раз контуры тела того самого чудовища, родники на дне оврага — места, по которым ступали копыта коня Георгия (кстати вода в них в любое время года около 4 градусов и зимой родники не замерзают), а камни — окаменевшие останки коня, погибшего во время схватки. Камень «Гусь» — его голова, «Девий» — туловище.

«Гусь камень»

«Девий камень».

Валуны эти и делают Коломенское Стоунхенджем – ибо овеяны легендами и преданиями. «Гусь камень» обладает волшебной силой и лечит любые болезни, а Девичий почитается аж с языческих времен, обитатели этих мест почитали его как божество.

Если набрать водицы из местного родничка и в молчании испить ее, сидя на камне, настырно думая о каком-нибудь желании, то оно непременно должно исполниться.


Есть и второй овраг,  Дьяковский, с еще более крутыми склонами. Он более «дикий». В нем до сей поры еще растут редкие для московского региона цветы и травы, деревья и кустарники. Так вот эти овраги не совсем обычны. Вокруг них витает множество легенд.
Встретили мы дерево, все сплошь увешанное цветными ленточками из разных подручных материалов – язычество в Коломенском не задушишь, не убьешь.

Около 2007 года в прессе появились сюжеты, связанные с Голосовым оврагом, факты со ссылкой на подтверждающие их архивные документы.

Вот одна запись из летописи. Утверждается  появление в начале XVII века отряда татарских всадников во главе с сотником войска Девлет Гирея, который действительно ходил походом на Москву, но… за пятьдесят с лишним лет до появления этих всадников. Они были схвачены царскими стрельцами и татары из отряда были подвергнуты пыткам и показали, что во время сражения, произошедшего за 50 лет до их появления в Коломенском, они пытались скрыться от преследования в Голосовом овраге и встретились в нём со странным зеленоватым туманом.

Другая история говорит о встрече советского милиционера в 30-х годах XX века ночью в овраге с неизвестным волосатым человекоподобным существом гигантского размера. Увидев его, милиционер вытащил пистолет, но существо скрылось. Милиционер также рассказывал про странный туман.

Ещё одна загадочная история, о которой сообщалось в газете «Московские Ведомости» от 9 июля 1832 года — это исчезновение двух крестьян, которые ещё до войны с Наполеоном ночью отправились из деревни Дьяково в деревню Садовники (обе находились на территории современного Коломенского) через овраг и попали в тот же зеленоватый туман. По пути они присели отдохнуть на Девин камень. Вышли из оврага они через 21 год…

А мы начинаем подниматься из оврага, перейдя его, наверх.

Кстати, следите за мобильниками – они частенько разряжаются в овраге.

Ну и напоследок предлагаю прогуляляться по знаменитым фруктовым садам Коломенского, известным с XVII века, где мелкота и сегодня активно объедает вишню, а осенью жители собирают яблоки и груши.

О том, какими именно были сады в Коломенском и каковы были порядки заведенного в нем садоводства, можно судить и по древним памятникам русской письменности и по народным песням. Коломенские, как и вообще наши старинные, сады были по преимуществу плодовые.

 

В старину такие сады существовали не только за городом, но и в самой столице, потому что в каждом феодальном хозяйстве сады составляли почти такую же неизбежную принадлежность, как и служебные постройки или колодезь.

Без сада или огорода, и, в конечном счете, и усадебный двор не был двором. И это вполне понятно, потому что в условиях натурального хозяйства важнейшая забота феодала, купца, владельца промышленного предприятия была направлена на то, чтобы все было припасено  у себя дома.

Этот хозяйственный взгляд на садоводство очень четко отразился в известном «Домострое», в котором садоводству отведена особая статья под заглавием «Огород и сад как водити».

Это я контрабандой залезла в чужой двор.

Сто лет спустя «Уложение» царя Алексея Михайловича (1649 г.) также касается вопросов садоводства, причем статьи 221 и 222 этого кодекса говорят о высоких штрафах и других взысканиях за кражу плодов или порчу садов и огородов. При таком значении этой хозяйственной отрасли в быту того времени садоводство дворцовых сел, каким было Коломенское, несомненно, имело широкиеразмеры.

Это ряды яблонь.

То ли жительница, то ли яблок набрала…

Очень тнмно, потому что пасмурно, да еще и сам сад даёт тень.

Это я постаралась найти другую фотографию. Вот такое оно Коломенское. Разное и захватывающее. Но и это еще не конец. Впереди нас ожидает необыкновенная по красоте  церковь Вознесения Господня и Государев двор. А может и не ожидает.

chagnavstretchy.mirtesen.ru

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове или Архитектурная жемчужина Коломенского

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове
Всего 52 фото

Наверное, именно этот Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове является для меня одним из немногих особенных архитектурных сооружений православной архитектуры, который хочется постоянно изучать, рассматривать, фотографировать и, вообще, наслаждаться его красотой и совершенством форм, в которые вложены одухотворенные замыслы и чувства его создателей. Что удивительно, несмотря на его весомое место среди архитектурных шедевров XVI века, достоверных и точных сведений об этом храме совсем немного, а точнее, много самых разных версий, часто противоречащих друг другу. Конечно, очень хотелось бы знать точно, кто его построил, по чьему «повелению» и духовный и светский контекст, связанный с этим архитектурным шедевром. Но, по большому счету, это не столь уж и важно, а важно то, что церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове уцелела в огне революционных пожаров и воинствующего безбожия. И, сейчас мы можем любоваться этим архитектурным чудом на высоком берегу Москвы-реки в музее-заповеднике Коломенское.


Я хорошо помню, когда холм, на котором возведена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, был полностью, плотно и, почти, до середины его высоты заполнен захоронениями села Дьяково. Это было причудливое и захватывающее зрелище – великое множество старинных белокаменных надгробий вокруг храма создавали удивительное ощущения причастности к истории нашей страны и погружали тебя в размышления о бренности этого мира и собственном предназначении. К сожалению, в 1980-м году это старинное средневековое кладбище как и само село Дьяково были уничтожены к Олимпиаде-80 и уже в который раз был утерян очередной совершенно потрясающий уголок памяти и истории Старой Москвы.


Главной своей задачей, которую я поставил в этот раз — не акцентировать внимание на версиях — кто построил этот удивительный храм, по какому поводу, полемике узких специалистов, а дать читателю некоторую возможность насладиться красотой храма, его внутренней силой, заложенными в его стремительные и небесные формы замыслами царственных заказчиков и талантливых зодчих, воплотивших эти самые замыслы; попытаться подать образ церкви Усекновения с самых разных ракурсов, в разное время года, и именно так, как я его вижу. Таким образом, я сделаю скромную попытку дать читателю и созерцателю чувственный образ этой удивительной церкви. Конечно, в материале будет, по возможности и необходимости, изложена и наиболее полная информация о храме Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове, так, что в зависимости от целей, поставленных уже перед читателем, он сможет узнать как об истории этой церкви, так и совершить прогулку в эту древнюю часть Коломенского, куда, иногда, бывает довольно утомительно добираться.


Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи расположен на территории музея-заповедника Коломенское, в бывшем селе Дьякове, на возвышенности правого берега реки Москвы, где в XVI веке располагалась царская резиденция.
02.
Коломенское

Добраться до Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи лучше от ст. метро Каширская – по пути вы осмотрите реконструированный дворец царя Алексея Михайловича…
03.
Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

…и реликтовые овражные места Коломенского, захватывающие дух, где у подножия высокого берега Москва-реки селились многочисленные племена наших предков еще задолго до рождества Христова.
04.
Коломенское

05.
Коломенское - 24 мм

Это вид на северо-восток от холма, где как раз и находится Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.
06.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Вот мы и подошли к ограде, ограничивающей территорию бывшего кладбища села Дьяково.
07.
Дьяковское кладбище

А вот и он — красавец — Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Пожалуй, начнем рассказ об этой удивительной церкви.
08.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове

09.
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Храм представляет собой симметричную группу из пяти восьмигранных, изолированных друг от друга столпов, обладающих самостоятельными входами и алтарями. Центральный столп, посвященный Усекновению главы Иоанна Предтечи, по габаритам вдвое больше остальных и выделен с востока алтарной апсидой.
10.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове

11.
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Четыре придельных столпа соединены между собой галереями, а одной гранью примыкают к центральной башне. В них были размещены престолы Зачатия праведной Анны, Зачатия Иоанна Предтечи, Двенадцати апостолов и Московских святителей — Петра, Алексия и Ионы.
12.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове

По центру галереи, между двумя маленькими главками, обращёнными на запад, расположена двух пролётная звонница, завершённая щипцом. Ярусы столпов украшены филенками, а к шлемовидным куполам ведут ряды полукруглых и треугольных кокошников.
13.
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове

14.
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском

Это главный западный портал храма.
15.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове

16.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Верхняя часть центрального столпа имеет ряд особенностей. Над двумя рядами треугольных кокошников возвышается восьмерик, на котором расположен объём из крупных полуцилиндров, увенчанных подобием антаблемента. Над каждым полуцилиндром расположены цилиндры меньшего размера, далее следует невысокий барабан с филенками, завершающийся шлемовидным куполом. Возможно, его форма ранее была несколько иной.

Сейчас мы обходим храм — это вид с севера.
17.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове

18.
Северная сторона храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в с. Дьяково

19.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове

20.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове

21.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Большие круглые окна центрального восьмерика ориентированы по сторонам света и прорезают полукруги нижнего ряда кокошников. На той же вертикальной оси помещены порталы галерей, окна и порталы восьмерика и щелевые окна завершения, с трудом различимые между полуцилиндрами. В обрамлении оконных проёмов храма и абрисе верхнего ряда кокошников центрального восьмерика различим мотив вимперга, использованного для наружнего декора церкви Вознесения в Коломенском.
22.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Приделы храма
23.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Благодаря связующей роли галерей и единству декора, многоярусный храм, состоящий из близко поставленных уменьшающихся кверху восьмериков, воспринимается как мощный монолит с центрическим решением композиции.
24.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Русские искусствоведы в дьяковской церкви видели первую в русском зодчестве многопридельную столпообразную церковь — композиционного предшественника собора Покрова на Рву. Считается, что он родился на стыке двух эволюционных рядов — собственно шатровых храмов (церковь Вознесения в Коломенском, храм Преображения в селе Остров) и столпообразных церквей «иже под колоколы» (колокольня Ивана Великого) или чудом уцелевшего столпообразного собора святителя митрополита Петра в Высоко-Петровском монастыре.
25.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Я намеренно не раз снимал эту церковь именно весной или поздней осенью потому как летом — густая зелень не дает всецело охватить масштабы этого удивительного храма. Однако, без летних снимков было бы грустновато, поэтому вот и они — летом и в золотую коломенскую осень.
26.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Немного о датировках сооружения храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове.

Ф.Ф. Рихтер, при реставрации храма в XIX веке, обратил внимание на сведения клировой летописи и связал его постройку с зачатием либо рождением в 1530 году долгожданного престолонаследника — будущего Ивана IV.

К.К. Романов в 1925 году поднял вопрос о передатировке церкви, связав строительство обетной церкви с летописным известием о том, что в 1531 году была выстроена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Старом Ваганькове.

Поскольку в дальнейшем её следы теряются, В.В. Кавельмахер предположил, что ваганьковская церковь сгорела во время пожара 1547 года, а её престолы были перенесены во вновь построенный храм в Дьякове. Надгробные плиты 1534 и 1535 годов, использованные при постройке церкви (очевидно, взятые с близлежащего кладбища), косвенно указывают на то, что она строилась после 1535 года.
27.
Церковь  Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском

А.И. Некрасов пытался приурочить её возведение к венчанию Ивана IV на царство в 1547 году.

М.А. Ильин склонялся к дате 1553-54 гг., считая церковь моленной о рождении наследника, Ивана Ивановича.

А.Л. Баталов в 1998 году высказался за то, что дьяковская церковь представляет собой упрощённую реплику Покровского собора и последний — вовсе не усложнение и развитие столпообразной групповой композиции, впервые применённой в Дьякове.
28.
Церковь  Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском

По мнению А.Л. Баталова, вторичные итальянизмы дьяковской церкви не согласуются с художественным языком русской архитектуры конца 1540-х и 1550-х годов со свойственной тому времени тенденцией к намеренной архаизации (соборы Симонова, Авраамиева, Брусенского монастырей, Медведевой пустыни).
29.
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском

Согласно А.Л. Баталову, жёстко геометризованный декор сближает данный памятник с произведениями придворной школы 1560-х и 1570-х годов, к которым он относит многостолпный Борисоглебский собор в Старице, Сретенский собор Московского кремля, приделы Благовещенского собора.
30.
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском

Однако, войдем в церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
31.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Знаменитый купол храма. Признаков знаменитой солярной свастикообразной спирали уже нет.
32.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове

«На внутренней поверхности главы собора изображена пламеневидная свастика, как и внутри главы Покровского шатра. В древнерусских храмах этот знак пламеневидной спиральной свастики в XVI веке иногда заменяет образ Христа на своде главы и символизирует духовное открытие человеческой души к небу и вечное движение к Богу» — пишет Елена Лебедева. Вот как это выглядело ранее. Жаль, что этот символ уже сейчас не виден после реставрационных работ.
33.
Фрагменты первоначальной росписи на купольном своде центрального столпа

Фото ниже — реконструкция М.П.Кудрявцева. Середина XVI века. Грандиозно выглядел храм, не правда ли?

Здесь возникает вопрос — почему шлемовидная глава церкви и главы приделов выглядят сейчас неестественно «приплюснутыми»? Объяснений «сходу» я не нашел, но могу предположить, что шатер церкви Усекновения снесли ввиду того, что церковь Вознесения к некому моменту стала играть более важную роль нежели дьяковская…, а без этой реконструкции — она бы перетягивала к себе внимание зрителя от Вознесенской…
34.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Кое-что о тайнах и легендах, связанных с этим местом, где находится Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Церковь расположена на высоком холме, где заканчивается Голосов овраг и его ручей впадает в Москва-реку. Это таинственное место с полным набором легенд и мистических историй Старой Москвы. Голосов овраг считается реликтовым и, по некоторым сведениям, именно под ним находится крупный геологический разлом, благодаря которому, по многим сведениям, и происходили известные мистические события, на которых мы и остановимся.
35.
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском

В 1621 году, недалеко от дворца Михаила Федоровича, неожиданно появился отряд татарской конницы Девлет-Гирея. Основные силы Девлет-Гирея были разбиты еще в 1571 году и с тех пор ни одного набега не было на московскую землю. Татар пленили. Михаил Федорович приказал учинить пристрастный допрос. Оказалось, что татары, спасаясь от преследовавших их русских ратников, скрылись в Голосовом овраге и прошли сквозь зеленоватый туман и вышли из него, по их словам через несколько минут… Их вооружение и экипировка отличались от того, которое применяли их современники и, действительно напоминало вооружение XVI века…
36.
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском

В XIX веке также отмечались «исчезновения» двух крестьян близлежащих деревень с появлением в том же возрасте через двадцать лет. По их словам, они также видели туман, белый коридор «белесоватого цвета» и волосатых людей в тумане, что пытались им помочь вернуться. Что интересно, полиция, проводя следственный эксперимент, зафиксировала появление вышеупомянутого «тумана» и исчезновение одного из «путешественников во времени», который назад уже так и не вернулся окончательно. Неоднократно в районе Голосового оврага видели волосатых человекообразных существ огромного роста, проще говоря, снежных людей. Задокументированных свидетельств было очень много, в том числе, и в советское время.
37.
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове

«Голосов овраг» (возможно Велесов), издревле являлся «нечистым местом», считавшимся переходом в потусторонний мир. Здесь находятся два древних камня, также, возможно, являвшихся священными для широко распространенной в этих местах Дьяковской культуры (VIII до н.э.). Дьяковская культура с VII веку исчезает, а славянские племена вытесняют или ассимилируют эту культуру к VII-XI вв. — к этому времени племена балтов, так и фино-угорские племена.

Вода ручья, который уже тысячелетиями течет по Голосову оврагу, считается целебной, ручей не замерзает в любую морозную погоду (его температура всегда составляет 4 градуса по Цельсию).

Далее пять «бытовых» фоток 2010 года, чтобы хоть как-то проиллюстрировать текст о Голосовом овраге…
38.
Голосов овраг. Коломенское.

Здесь два специфических камня – один, как-бы покрытый окаменевшими пузырями – Девичий-камень (женский), и камень с относительно ровной поверхностью – Гусь-камень (оба находятся на склоне оврага, и Гусь-камень ниже по расположению, чем Девичий).

Девичий камень.
39.
Девичий Камень. Коломенское.

40.

vladimirdar.livejournal.com

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи построена на высоком правом берегу Москвы-реки в Коломенском. Уникальное строение является памятником архитектуры XVI века. История этого удивительного и малоизученного строения началась во время правления Ивана Грозного, но точная дата его создания неизвестна — споры о ней не утихают до сих пор.

Однако, принято считать, что храм, главный престол которого был освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, был возведен в 1547 году в селе Дьяково, в год коронации Ивана IV на царство.

Более четырех веков храм восхищает своей гармоничностью и красотой. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове пережила период революции, воин и к счастью, не была взорвана во времена гонения на религию. И сейчас у нас есть возможность восхищаться этим памятником истории и архитектуры времен Ивана Грозного.

Облик церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи напоминает Покровский собор на Красной площади в Москве, всем известный как собор Василия Блаженного. Вполне вероятно, что храм в селе Дьяково был сооружен по аналогии с Покровским храмом. Другие ученые считают, что первым был возведен именно храм в селе Дьяково.

Вероятно, автором этих сооружений был один и тот же архитектор и построила оба храма бригада Постника Яковлева из Пскова.

На первый взгляд храм выглядит монолитным сооружением. Вместе с тем, он состоит из пяти восьмигранных строений. Центральный столп имеет высоту в 34,5 метра, а четыре другие, примыкающие к нему одной гранью, в два раза ниже, их высота – 17 метров. Эти маленькие церковки соединены галереями-папертями, что придает всему сооружению целостный и завершенный вид. Таким образом, вокруг центрального объема, увенчанного шлемовидной главкой, можно обойти по закрытой галерее с четырьмя маленькими башенками.

Обратите внимание на два столпа, обращенных к северу. Здесь на уровне боковых глав устроена звонница. Главным украшением фасадов являются треугольные и полукруглые кокошники, а также филенки (квадратные углубления в стенах).

В главном куполе церкви Иоанна Предтечи реставраторы открыли очень интересное спиралеобразное украшение, выложенное из кирпичей — мозаичный символ солнца в виде вертящегося диска с волнистыми лучами, аналогичный украшению на своде Покровского собора. Это также является подтверждением схожести этих храмов. Такой рисунок часто заменял изображение Христа и символизировал духовное открытие человеческой души небу и Богу. К сожалению, во время последней реставрации этот символ был закрашен.

Храм находится рядом с Голосовым оврагом, считающимся местом загадочным, овеянным легендами. Дело в том, что здесь проходит геологический разлом и существует мощное электромагнитное поле. Возможно, по этой причине описываются случаи исчезновения людей и переход их в другое время.

Кроме того, Коломенское – одно из мест, где может быть спрятана библиотека Ивана Грозного. Напомним, что существует более 60 версий ее нахождения. Есть предположение, что она закопана в Голосовом овраге или в церкви Иоанна Предтечи.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи – это действующий храм, по выходным дням и в праздники в нем проводятся богослужения.

www.msk-guide.ru

Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Коломенском

табличка на храме

Самый загадочный православный храм

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи что в Коломенском является, пожалуй, одним из самых загадочных и таинственных православных храмов.  Официальное название этого храма Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Но в села Дьякова не существует уже много десятилетий, а церковь осталась, и название тоже сохранилось историческое.

Необычно в этой церкви все, начиная от загадок связанных с ее строительством и заканчивая местоположением и внутренним убранством.

Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи расположен на возвышенности правого берега реки Москвы, где в XVI веке располагалась царская резиденция. Сейчас это территория музея заповедника Коломенское. Как мне кажется, это самая труднодоступная действующая церковь на территории Москвы. Сюда не попасть, если идешь куда-то по делам. Она расположена в глубине парка, довольно далеко от метро.

Немного истории.

Сразу стоит сказать, что история возникновения и строительства этого храма окутана тайнами и предположениями. Даже общепринятая версия официально является лишь наиболее вероятной. Итак, относится эта церковь к 16 веку, то есть ко времени правления Ивана Грозного. Официально считается, что она была основана Василием III в 1529 году как моленный и обетный храм о рождении наследника. Дело в том, что у великого князя Василия долгое время не было наследников, он ждал своего первенца более 20 лет. Это послужило причиной развода его с первой женой, Соломонией Сабуровой. История это довольно мрачная и заслуживает отдельного рассказа, но речь сейчас не об этом. Во втором браке князя с Еленой Глинской детей у них тоже не было несколько лет.  И вот зимой 1528/1529 года состоялась поездка великокняжеской четы по монастырям с молением о даровании наследника, но супруги не получали просимого, пока не обратились в молитвах к преподобному Пафнутию Боровскому.

Храмы посвященный святому Иоанну Предтече великий князь Василий III начал строить задолго до рождения у него сына. Это было связано с тезоименитством Ивана Калиты – родоначальника московских великих князей. Василий III молился, таким образом, о даровании наследника, которого обещал перед Господом наречь Иоанном в честь его великого предка. После рождения в 1530 году его сына, храмы святого Иоанна Предтечи строились уже в честь его именин. Свой обет он, естественно, выполнил.

Считается, что в 1529 году Василий III в ознаменование молитвы о сыне построил многопрестольный Предтеченский храм в Коломенском. Главный престол посвящен Иоанну Крестителю, что символизировало желание государя иметь наследника, тезоименитого Ивану Калите.

И вот, 25 августа 1530 года (по старому стилю), в день памяти Усекновения главы святого Иоанна Крестителя, родился долгожданный наследник, будущий первый русский царь Иван Грозный. В честь рождения сына Василий III повелел в следующем, 1531-м, году выстроить в Москве несколько Предтеченских храмов, в их числе и всем известный Иоанновский монастырь на Кулишках. Главным же из этих благодарственных церквей стал храм Вознесения в Коломенском, освященный в 1532 году.

Архитектурное исполнение.

общий вид храма усекновения главы иоанна предтечиНеобычность этой церкви во всем. Совершенно не типично для того времени оформление в виде башенок-бочонков, опоясывающих центральный столп.

Продолжительное моление великого князя отразилось на архитектуре и устройстве храма.  Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи что в Коломенском имеет пять пределов.

Один из приделов посвящен праведной Анне – матери Пресвятой Богородицы. Так было выражено моление князя о зачатии наследника.

Другой придел посвящен апостолу Фоме. Здесь тоже скрыт глубокий смысл. Как мы знаем из Библии именно Фома из всех апостолов не поверил сразу в Воскресение Христа. Таким образом великий князь выразил свое покаяние в греховности сомнения и неверия.

Еще один придел посвящен митрополиту Петру, покровителю рода Калиты. Это знаменовало молитву о ниспослании чуда.

И еще один престол был освящен в честь равноапостольных Константина Великого и его матери Елены. Это символизировало молитву к небесной покровительнице Елены Глинской, второй жены князя.

Да и сам этот храм явился предтечей собора Василия Блаженного. Архитектурная форма, убранство – здесь можно провести много аналогий.

По архитектурной структуре храма трудно сказать что-то новое. Повторю лишь описание его найденное на просторах интернета.

«В целом храм представляет собой симметричную группу из пяти восьмигранных, изолированных друг от друга столпов, обладающих самостоятельными входами и алтарями. Центральный столп, посвященный Усекновению главы Иоанна Предтечи, по габаритам вдвое больше остальных и выделен с востока алтарной апсидой.

Четыре придельных столпа соединены между собой галереями, а одной гранью примыкают к центральной башне. В них были размещены престолы центральный престол Иоанна Предтечи и престолы праведной Анны, апостола Фомы, Московского митрополита Петра, и равноапостольных Константина и Елены.

По центру галереи, между двумя маленькими главками, обращёнными на запад, расположена двух пролётная звонница, завершённая щипцом. Ярусы столпов украшены филенками, а к шлемовидным куполам ведут ряды полукруглых и треугольных кокошников.

Вверхняя часть центрального столпа имеет ряд особенностей. Над двумя рядами треугольных кокошников возвышается восьмерик, на котором расположен объём из крупных полуцилиндров, увенчанных подобием антаблемента. Над каждым полуцилиндром расположены цилиндры меньшего размера, далее следует невысокий барабан с филенками, завершающийся шлемовидным куполом. Возможно, его форма ранее была несколько иной

Вот такое описание внешнего вида этого храма гуляет по сети и в целом оно довольно точное.

Хочется лишь отметить, что в этом храме довольно много скрытого символизма. Взять, например самое очевидное, — восьмиугольные башни. Что зашифровано в этой форме? Вообще восьмерка символизирует собой бесконечность. Или непрерывный процесс мироздания. Все выходит из «ничто» и в «ничто» обращается.  Таким образом, восьмиконечная звезда, образованная сечением пределов храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи символизирует бесконечный процесс творения. По сути это и есть Вифлеемская Звезда, появление которой ознаменовало рождение Христа.

Загадки храма

главный входСамой известной загадкой этого храма является первоначальная роспись на купольном своде центрального столпа. Это изображение круга со спиралями из кирпичиков, выполненное красным цветом. Значение его до сих пор не раскрыто.

Официальное объяснение следующее: «На внутренней поверхности главы собора изображена пламеневидная свастика, как и внутри главы Покровского шатра. В древнерусских храмах этот знак пламеневидной спиральной свастики в XVI веке иногда заменяет образ Христа на своде главы и символизирует духовное открытие человеческой души к небу и вечное движение к Богу». Но это конечно ерунда. Просто необходимо объяснить этот символ хоть как-то более-менее правдоподобно. Но сейчас вопрос с ним решен окончательно. Его просто закрасили во время реставрационных работ.

Есть так же множество других легенд и загадок, связанных с этим храмом. Считается что холм на котором стоит храм испещрен ходами и в нем может быть спрятана библиотека Ивана Грозного. Эта легенда связана с тем, что Иван Грозный любил Коломенское и этот храм, отмечал тут свои именины и в последний раз побывал здесь незадолго до своей смерти, выезжая из Москвы с большими обозами. Сохранились свидетельства, что в 1564 году Грозный вывез библиотеку в Коломенское. Археолог Игнатий Стеллецкий, энтузиаст поисков библиотеки, в конце 1930-х годов проводил здесь масштабные раскопки, на 7 метров углубившись в холм, на котором была возведена церковь. Это угрожало обрушением здания, и уничтожало старинное кладбище при церкви, на котором продолжали хоронить умерших местных жителей. Из-за многочисленных протестов раскопки якобы остановили, хотя Стеллецкому удалось обнаружить в глубине холма древнюю известковую кладку. Начавшаяся вскоре война окончательно положила конец археологическим изысканиям под Предтеченской церковью. Официально считается, что библиотека Ивана Грозного так и не найдена, но работ там проводилось много, а информацией о таких находках с широкими массами не делятся. Так что здесь могут быть лишь догадки.

Еще одна тайна и загадка просто не укладывается в голове. Дело в том, что еще при строительстве во времена Ивана Грозного полы в храме были выложены из надгробных плит. Для шестнадцатого века это просто нонсенс. Для этого наверняка была очень веская причина. Но сегодня узнать ее уже не возможно.

К 1980-м годам церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи была заброшена. Кладбище при ней закрыли. Она разрушалась под воздействием непогоды и вандалов, забредавших в это уединенное место. Храм возвратили верующим и заново освятили лишь в 1992 году. В настоящее время церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи является действующей. В ходе реставрации 2009 года она была полностью восстановлена.

Да и само место положение этого храма очень не простое. Ведь изначально холм на котором он стоит назывался «Чертов городок» и по легенде там располагалось языческое капище.

Вместе с холмом, на котором расположено село Дьяково, он образует пару высоких холмов, разделенных глубоким оврагом. Этот овраг называется Голосов или Волосов, и про него есть у меня отдельная статья. В общем такое вот не простое место.

Сейчас официально Богослужения проходят регулярно по расписанию, а возобновились они 10 сентября 1992 г. При храме действует воскресная школа для детей, проводятся огласительные беседы. К храму приписан больничный храм царевича Алексия при городской психиатрической больнице № 15.

врата на территорию кладбища

Но, не смотря на это, все не так просто как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что попасть внутрь храма не так легко. Конечно, во время Богослужения он открыт, но вот в остальное время туда не пускают. Это вообще не типично для православных церквей. А Богослужения в нем проводятся достаточно редко, только по выходным, да и то не каждую неделю. Что там происходит в остальное время за закрытыми дверями можно только догадываться. А двери кстати там двойные. Внешняя дверь деревянная, а за ней железная, и открывают их служители по очереди. 

www.astralhelp.ru

Уединенный храм (церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи) в Коломенском-Дьяково


Сыну и наследнику великого князя московского Василия III, будущему первому русскому царю Ивану Грозному суждено было рано потерять отца и вступить на московский престол в трехлетнем возрасте. Около мальчика-правителя сразу начались безобразные интриги и борьба за власть и доступ к казне между его родными и приближенными. Воспитанию ребенка и даже простому уходу за ним никто внимания не уделял. После смерти матери (отравленной придворными заговорщиками) семилетнему Ивану пришлось совсем туго; позже он вспоминал, что часто сидел голодным, потому что никто не заботился, чтобы его с братом вовремя кормили.

Нас с братом Георгием начали воспитывать как иностранцев или как нищих. Какой нужды не натерпелись мы в одежде и в пище. Ни в чем нам воли не было, ни в чем не поступали с нами, как следует поступать с детьми. <…> Что сказать о казне родительской? Все расхитили лукавым умыслом, будто детям боярским на жалование, а между тем все себе взяли; из казны отца нашего и деда наковали себе сосудов золотых и серебряных, написали на них имена своих родителей, как будто бы это было наследованное добро… Потом на города и села наскочили и без милости пограбили жителей, а какие пакости от них были соседям, и исчислить нельзя; подчиненных всех сделали себе рабами, а рабов своих сделали вельможами; думали, что правят и строят, а вместо этого везде были только неправды и нестроения, мзду безмерную отовсюду брали, все говорили и делали по мзде.
Из письма Ивана Грозного к князю Андрею Курбскому

ив.грозн.молод
Иван Грозный в молодости

Но чем старше становился Иван, тем активнее он забирал власть в свои руки. В шестнадцать лет он втайне от бояр задумал венчаться на царство, чтобы «утвердиться в самодержавстве» и стать не просто великим князем Московским, а царем вся Руси, подчеркивая свою богоподобность («царь – аки Бог»). В этом юный Иван видел следование традициям Византии с ее боговенчанными императорами, укрепление государства, веры и собственных властных позиций. Венчание Иоанна Васильевича на царство состоялось в январе 1547 года.
Поскольку подмосковное Коломенское считалось любимой резиденцией государя, именно здесь решено было поставить своеобразный монумент в память о столь знаменательном событии. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове (которое уже тогда считалось частью Коломенского), был возведен в честь венчания на царство первого русского царя.
Этот уникальный храм сохранился. Кроме московского храма Покрова на Рву, более известного под названием собор Василия Блаженного, Предтеченский оказался единственным многостолпным русским храмом шестнадцатого столетия, уцелевшим до наших дней. Существует предание, что его возведением занимались те же русские зодчие Барма и Посник (в современном написании – Постник) Яковлев, которые построили и храм Покрова на Рву. Церковь в Коломенском стала своеобразной «пробой пера» для мастеров и послужила прообразом их самой знаменитой постройки.


Вид на Коломенское с левого берега Москвы-реки

В шестнадцатом столетии сходство двух храмов было еще более заметным. Величественный храм на Красной площади изначально не отличался тем многоцветьем в оформлении, к которому мы привыкли – разнообразные цвета появились лишь в ХVII – ХIХ веках. А по замыслу зодчих он был красно-белым. Так же оформлена была и церковь в Дьякове. Это можно увидеть на картине Н.Е. Маковского «Вид церкви села Дьяково в Коломенском близ Москвы»*, написанной в 1872 году. В наше время церковь стала полностью белоснежной. Ее белые стены гармонируют с великолепной церковью Вознесения, составляя единый архитектурный ансамбль.


Николай Маковский

Но, в отличие от церкви Вознесения, которая издали заметна каждому, кто приближается к Коломенскому, Предтеченская церковь «прячется» в стороне, в лесу. Гуляя по лесу, можно обнаружить деревянную лестницу; она ведет на холм, на вершине которого стоит храм, а подножие огибает ручей, не замерзающий даже в сильные морозы. Открывается Предтеченская церковь только тем, кто поднялся до верхних ступеней лестницы.
Уединенный храм стал одной из главных точек поиска знаменитой библиотеки Ивана Грозного, «Либерии», над загадкой местонахождения которой ученые бьются много десятилетий. Сохранились свидетельства, что в 1564 году Грозный вывез библиотеку в Коломенское. Археолог Игнатий Стеллецкий, энтузиаст поисков библиотеки, в конце 1930-х годов проводил здесь масштабные раскопки, на 7 метров углубившись в холм, на котором была возведена церковь. Это угрожало обрушением здания, и уничтожало старинное кладбище при церкви, на котором продолжали хоронить умерших местных жителей. Из-за многочисленных протестов раскопки остановили, хотя Стеллецкому удалось обнаружить в глубине холма древнюю известковую кладку. Начавшаяся вскоре война окончательно положила конец археологическим изысканиям под Предтеченской церковью.
В храме частично сохранились старые росписи, открытые при реставрации в 1960-е годы. Правда, их символика и колорит оказались настолько загадочными, что исследователи до сих пор не определились с толкованием. Например, много вопросов вызывает обнаруженное в центральной части храма изображение круга со спиралями из кирпичиков, выполненное в красном цвете – подобных символов не находили в других церквях, и разгадать значение этого образа до сих пор не удается.
Еще одним сюрпризом стало то, что полы в храме, еще во времена Ивана Грозного, были выложены из… надгробных плит. Для шестнадцатого столетия это кажется удивительным неуважением к памяти умерших, кощунством и святотатством; подобные вещи стали привычными лишь в ХХ веке, в послереволюционной Москве.

К 1980-м годам Предтеченская церковь была заброшена и всеми забыта; кладбище при ней закрыли. Она разрушалась под воздействием непогоды и вандалов, забредавших в это уединенное место. В 1988 году известный певец Игорь Тальков, гуляя в Коломенском, оказался возле полуразрушенной Предтеченской церкви и подобрал с земли сброшенный с нее крест. Крест был покорежен и изуродован; как человек верующий, Тальков решил спасти святыню от уничтожения и принес тяжелый крест к себе домой, полагая вернуть его, если в церкви начнется реставрация. Но сделать этого не успел из-за своей ранней, трагической гибели. После смерти Талькова его поклонники обратили внимание на случай с крестом, описанный певцом в автобиографической книге «Монолог», и стали искать мистические связи с судьбой певца, говоря о его «крестном пути» и «крестной муке»…

В 1988 году рано утром… я гулял в районе Коломенского и… увидел лежащий на земле крест, недалеко от полуразрушенного Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи. Он, видимо, был сброшен с купола церкви.., изувечен и погнут у основания, наверное, от удара о землю. На несчастном изуродованном кресте уже оставили свои «автографы» «Петя и Ваня» в виде «иксов» и «игреков», но от этого он не переставал быть символом Бога Живого. У меня сжалось сердце при виде подобного кощунства, и я решил отнести крест к себе домой. Возможности сделать это немедленно не было, поскольку крест был огромен, и человека, обладающего подобной ношей, ротозеи могли принять за вора. В поисках потайного места я вошел внутрь Храма Иоанна Предтечи, двери которого были распахнуты настежь. Хаос в Храме потряс меня: пол был загажен, у заплесневелых стен явно вырисовывались следы его «прихожан» в виде консервных банок, пустых бутылок и остатков кильки в томатном соусе. Божья обитель служила притоном для местных алкоголиков. Оставить там крест было бы святотатством, и мне пришлось искать другое место. Я набрел на заброшенную монашескую келью и положил в нее крест, решив вернуться за ним ночью. Вернулся вместе с другом. <…>
Забрав крест, мы вернулись домой. С тех пор он является не только священным символом, но и «термометром» отношения ко мне людей. Иногда общаясь с людьми, которые называют себя моими друзьями и с которыми я делю порою и стол и кров, в моей душе вдруг появляется отчуждение. <…>
Теперь ясно, что это была не просто находка. Это был мой крест! Недаром я нес его на себе два километра по темному ночному пути от места его поругания под крышу своего дома, вернув ему прежнюю святость омовением святой водой. Тогда я подумал: возможно, крест был послан мне в защиту от лжедрузей и предателей. Одни перестали бывать у меня дома, узнав об этой истории, другие чувствовали себя плохо, побывав у меня в гостях… А верну я этот сброшенный крест в церковь Иоанна Предтечи только тогда, когда та епархия… вспомнит о своих обязанностях и приступит наконец к восстановлению Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, как приступила Россия к реставрации душ человеческих, у последней черты вспомнив о Боге.
Игорь Тальков. «Монолог».

Храм возвратили верующим и заново освятили в 1992 году. В настоящее время церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи является действующей. В ходе реставрации 2009 года она была полностью восстановлена.


* Картина находится в собрании Государственной Третьяковской галереи.

eho-2013.livejournal.com

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском


Сыну и наследнику великого князя московского Василия III, будущему первому русскому царю Ивану Грозному суждено было рано потерять отца и вступить на московский престол в трехлетнем возрасте. Около мальчика-правителя сразу начались безобразные интриги и борьба за власть и доступ к казне между его родными и приближенными. Воспитанию ребенка и даже простому уходу за ним никто внимания не уделял. После смерти матери (отравленной придворными заговорщиками) семилетнему Ивану пришлось совсем туго; позже он вспоминал, что часто сидел голодным, потому что никто не заботился, чтобы его с братом вовремя кормили.

Нас с братом Георгием начали воспитывать как иностранцев или как нищих. Какой нужды не натерпелись мы в одежде и в пище. Ни в чем нам воли не было, ни в чем не поступали с нами, как следует поступать с детьми. <…> Что сказать о казне родительской? Все расхитили лукавым умыслом, будто детям боярским на жалование, а между тем все себе взяли; из казны отца нашего и деда наковали себе сосудов золотых и серебряных, написали на них имена своих родителей, как будто бы это было наследованное добро… Потом на города и села наскочили и без милости пограбили жителей, а какие пакости от них были соседям, и исчислить нельзя; подчиненных всех сделали себе рабами, а рабов своих сделали вельможами; думали, что правят и строят, а вместо этого везде были только неправды и нестроения, мзду безмерную отовсюду брали, все говорили и делали по мзде.
Из письма Ивана Грозного к князю Андрею Курбскому

ив.грозн.молод
Иван Грозный в молодости

Но чем старше становился Иван, тем активнее он забирал власть в свои руки. В шестнадцать лет он втайне от бояр задумал венчаться на царство, чтобы «утвердиться в самодержавстве» и стать не просто великим князем Московским, а царем вся Руси, подчеркивая свою богоподобность («царь – аки Бог»). В этом юный Иван видел следование традициям Византии с ее боговенчанными императорами, укрепление государства, веры и собственных властных позиций. Венчание Иоанна Васильевича на царство состоялось в январе 1547 года.
Поскольку подмосковное Коломенское считалось любимой резиденцией государя, именно здесь решено было поставить своеобразный монумент в память о столь знаменательном событии. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове (которое уже тогда считалось частью Коломенского), был возведен в честь венчания на царство первого русского царя.
Этот уникальный храм сохранился. Кроме московского храма Покрова на Рву, более известного под названием собор Василия Блаженного, Предтеченский оказался единственным многостолпным русским храмом шестнадцатого столетия, уцелевшим до наших дней. Существует предание, что его возведением занимались те же русские зодчие Барма и Посник (в современном написании – Постник) Яковлев, которые построили и храм Покрова на Рву. Церковь в Коломенском стала своеобразной «пробой пера» для мастеров и послужила прообразом их самой знаменитой постройки.


Вид на Коломенское с левого берега Москвы-реки

В шестнадцатом столетии сходство двух храмов было еще более заметным. Величественный храм на Красной площади изначально не отличался тем многоцветьем в оформлении, к которому мы привыкли – разнообразные цвета появились лишь в ХVII – ХIХ веках. А по замыслу зодчих он был красно-белым. Так же оформлена была и церковь в Дьякове. Это можно увидеть на картине Н.Е. Маковского «Вид церкви села Дьяково в Коломенском близ Москвы»*, написанной в 1872 году. В наше время церковь стала полностью белоснежной. Ее белые стены гармонируют с великолепной церковью Вознесения, составляя единый архитектурный ансамбль.


Николай Маковский

Но, в отличие от церкви Вознесения, которая издали заметна каждому, кто приближается к Коломенскому, Предтеченская церковь «прячется» в стороне, в лесу. Гуляя по лесу, можно обнаружить деревянную лестницу; она ведет на холм, на вершине которого стоит храм, а подножие огибает ручей, не замерзающий даже в сильные морозы. Открывается Предтеченская церковь только тем, кто поднялся до верхних ступеней лестницы.
Уединенный храм стал одной из главных точек поиска знаменитой библиотеки Ивана Грозного, «Либерии», над загадкой местонахождения которой ученые бьются много десятилетий. Сохранились свидетельства, что в 1564 году Грозный вывез библиотеку в Коломенское. Археолог Игнатий Стеллецкий, энтузиаст поисков библиотеки, в конце 1930-х годов проводил здесь масштабные раскопки, на 7 метров углубившись в холм, на котором была возведена церковь. Это угрожало обрушением здания, и уничтожало старинное кладбище при церкви, на котором продолжали хоронить умерших местных жителей. Из-за многочисленных протестов раскопки остановили, хотя Стеллецкому удалось обнаружить в глубине холма древнюю известковую кладку. Начавшаяся вскоре война окончательно положила конец археологическим изысканиям под Предтеченской церковью.
В храме частично сохранились старые росписи, открытые при реставрации в 1960-е годы. Правда, их символика и колорит оказались настолько загадочными, что исследователи до сих пор не определились с толкованием. Например, много вопросов вызывает обнаруженное в центральной части храма изображение круга со спиралями из кирпичиков, выполненное в красном цвете – подобных символов не находили в других церквях, и разгадать значение этого образа до сих пор не удается.
Еще одним сюрпризом стало то, что полы в храме, еще во времена Ивана Грозного, были выложены из… надгробных плит. Для шестнадцатого столетия это кажется удивительным неуважением к памяти умерших, кощунством и святотатством; подобные вещи стали привычными лишь в ХХ веке, в послереволюционной Москве.

К 1980-м годам Предтеченская церковь была заброшена и всеми забыта; кладбище при ней закрыли. Она разрушалась под воздействием непогоды и вандалов, забредавших в это уединенное место. В 1988 году известный певец Игорь Тальков, гуляя в Коломенском, оказался возле полуразрушенной Предтеченской церкви и подобрал с земли сброшенный с нее крест. Крест был покорежен и изуродован; как человек верующий, Тальков решил спасти святыню от уничтожения и принес тяжелый крест к себе домой, полагая вернуть его, если в церкви начнется реставрация. Но сделать этого не успел из-за своей ранней, трагической гибели. После смерти Талькова его поклонники обратили внимание на случай с крестом, описанный певцом в автобиографической книге «Монолог», и стали искать мистические связи с судьбой певца, говоря о его «крестном пути» и «крестной муке»…

В 1988 году рано утром… я гулял в районе Коломенского и… увидел лежащий на земле крест, недалеко от полуразрушенного Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи. Он, видимо, был сброшен с купола церкви.., изувечен и погнут у основания, наверное, от удара о землю. На несчастном изуродованном кресте уже оставили свои «автографы» «Петя и Ваня» в виде «иксов» и «игреков», но от этого он не переставал быть символом Бога Живого. У меня сжалось сердце при виде подобного кощунства, и я решил отнести крест к себе домой. Возможности сделать это немедленно не было, поскольку крест был огромен, и человека, обладающего подобной ношей, ротозеи могли принять за вора. В поисках потайного места я вошел внутрь Храма Иоанна Предтечи, двери которого были распахнуты настежь. Хаос в Храме потряс меня: пол был загажен, у заплесневелых стен явно вырисовывались следы его «прихожан» в виде консервных банок, пустых бутылок и остатков кильки в томатном соусе. Божья обитель служила притоном для местных алкоголиков. Оставить там крест было бы святотатством, и мне пришлось искать другое место. Я набрел на заброшенную монашескую келью и положил в нее крест, решив вернуться за ним ночью. Вернулся вместе с другом. <…>
Забрав крест, мы вернулись домой. С тех пор он является не только священным символом, но и «термометром» отношения ко мне людей. Иногда общаясь с людьми, которые называют себя моими друзьями и с которыми я делю порою и стол и кров, в моей душе вдруг появляется отчуждение. <…>
Теперь ясно, что это была не просто находка. Это был мой крест! Недаром я нес его на себе два километра по темному ночному пути от места его поругания под крышу своего дома, вернув ему прежнюю святость омовением святой водой. Тогда я подумал: возможно, крест был послан мне в защиту от лжедрузей и предателей. Одни перестали бывать у меня дома, узнав об этой истории, другие чувствовали себя плохо, побывав у меня в гостях… А верну я этот сброшенный крест в церковь Иоанна Предтечи только тогда, когда та епархия… вспомнит о своих обязанностях и приступит наконец к восстановлению Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, как приступила Россия к реставрации душ человеческих, у последней черты вспомнив о Боге.
Игорь Тальков. «Монолог».

Храм возвратили верующим и заново освятили в 1992 году. В настоящее время церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи является действующей. В ходе реставрации 2009 года она была полностью восстановлена.


* Картина находится в собрании Государственной Третьяковской галереи.

avdy-san.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *