Характерные черты готический стиль – Готический стиль в интерьере — характерные черты, правила оформления: фото интерьера в Готическом стиле

Готическая архитектура во Франции — Википедия

Готическая архитектура во Франции — архитектурный стиль, который был широко распространен на территории современной Франции с 40-х годов XII века до начала XVI века[1], когда ему на смену пришёл Ренессанс. Зародившись в королевском домене в центре страны, готический стиль быстро распространился на территорию всей Франции и за её пределы. Мастерство архитекторов достигло своего пика в середине XIII века, после чего развитие шло путём применения прикладных ремесел, в частности, обработки камня.

Готика как французский стиль (francigenum opus) стала образцом для подражания на территории большинства стран Западной и Центральной Европы, в которых она приобретала черты, характерные для их архитектурных традиций.

Отдельные архитектурные памятники в готическом стиле или же исторические ансамбли, включающие готические сооружения, главным образом, соборы, были включены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО во Франции.

История возникновения готики во Франции[править | править код]

Политический контекст[править | править код]

Территориальная раздробленность Франции в 1180 г. Голубым цветом выделена территория королевского домена

В начале XII века территория современной Франции была раздроблена на несколько феодальных образований — графства и герцогства. Только небольшая часть нынешней территории, район современного региона Иль-де-Франс, управлялась королями из династии Капетингов и уже называлась Францией. Власть короля по сравнению с властью соседствующих с ним графов и герцогов была невелика. Единственной, но очень важной отличительной чертой королевской власти являлся её сакральный характер. Считалось, что короли наделяются властью исключительно Богом при исполнении обряда миропомазания. По легенде, святая ампула с миррой была принесена ангелом с небес при крещении Хлодвига I в 496 г. Миропомазание стало неотъемлемым обрядом при короновании всех французских королей начиная с Карла Лысого в 869 г. до событий, сопровождавших Великую Французскую революцию. Эта особенность королевской власти и станет той движущей силой, благодаря которой новому стилю архитектуры будут подражать на всей территории нынешней Франции и большей часть Европы в период высокого и позднего средневековья.

Роль собора в средневековом городе[править | править код]

Собор был центром городской жизни в эпоху Средневековья. По воскресеньям в нём проходили мессы и религиозные церемонии. В остальные дни недели там велись деловые переговоры между купцами, шли заседания городской общины, имели место встречи простых горожан и, даже, детские игры. Собор играл большую роль в образовании, поскольку витражи представляли собой целые книги по религии, истории, ремеслам. Церкви служили убежищем для подозреваемых в преступлениях, которые хотели быть судимы по епископским законам, а не городским судом. Кроме решающей роли в общественной жизни города, собор играл не меньшую роль в его планировке. Ни одно здание не должно было соперничать с ними по высоте. Таким образом, собор определял силуэт города и, как правило, был виден издалека. Все улицы расходились от паперти, причем, чем ближе к собору, тем плотность улиц и домов увеличивалась. К концу средневековья паперти многих соборов были полностью застроены.

Место собора в городской среде

Истоки готики[править | править код]

В начале XII века в Европе господствовала романская архитектура с присущими ей толстыми стенами, тяжеловесными полуциркульными арками и сводами. В то же время при строительстве церковных сооружений отдельных регионов использовались стрельчатые арки и реберные своды — важнейшие элементы готической архитектуры. Реберный крестовый свод был известен ещё в эпоху раннего средневековья в Азии и активно использовался в Нормандии. В романской архитектуре ребра свода носили только декоративную функцию и не играли роли несущей конструкции. Стрельчатая арка же была широко распространена в Бургундии.

Западный фасад базилики Сен-Дени. Современное состояние

Около 1135 года архиепископ Санса решил построить новый собор на месте старого, романского. При этом были одновременно использованы реберный свод и стрельчатая арка. Примерно в это же время аббат Сугерий, советник Людовика VI и Людовика VII, решил реконструировать церковь вверенного ему аббатства Сен-Дени на севере от Парижа. Это аббатство служило королевской усыпальницей французских королей и в ней хранились мощи Святого Дионисия, первого епископа Парижа. Целью реконструкции было поднять престиж власти французского короля и распространить его влияние за пределы королевских владений путём напоминания соседям о сакральном характере его власти.

Реконструкция началась с обновления западного фасада по схеме, заимствованной из Нормандии: нижний ярус, состоящий из трех порталов, средний ярус со световым проемом, и верхний ярус — две башни. Эта схема впоследствии станет классической для больших соборов на территории Франции. В 1140 году, после завершения строительства нового западного фасада, началось обновление хора с использованием нового стиля, заимствованного из собора в Сансе. Решено было создать деамбулаторий с венцом капелл, причем капеллы не были изолированы от друг друга, а перекрывались крестовыми реберными сводами, поддерживаемыми общими тонкими колоннами. В стенах же были проделаны широкие окна, украшенные витражами. Обновленная церковь была освящена в 1144 году. После этого события новый стиль начали заимствовать при строительстве и реконструкции соборов и церквей в регионах, соседствующих с Иль-де-Франс.

Основные этапы развития готической архитектуры[править | править код]

Ранняя готика— XII в[править | править код]

Высокая готика — XIII в[править | править код]

Поздняя готика — XIV—XV в[править | править код]

К окончанию правления Людовика Святого Франция считалась самым могущественным государством в Европе. Готическое искусство достигло своего пика, были установлены стандарты композиции, конструкции, строительных приемов церковных зданий, поэтому сократилось поле для экспериментов. Структура зданий практически не меняется, или, даже, наблюдаются некоторые упрощения. Во время Столетней войны церковное строительство замедлилось, а после её окончания строительство набирает новых оборотов: были завершены многие недостроенные сооружения, были перестроены многие старые в более современном стиле и начато строительство новых.

Начало периода поздней готики трактуется по-разному: от окончания правления Людовика Святого (1270 г.), от начала Столетней войны (1337 г.). В любом случае, новые здания, сравнимые с соборами высокой готики (исключение — собор в Орлеане) не закладываются, идет медленное завершение ранее начатых (соборы в Осере, Эврё, собор и церковь Сент-Уан в Руане) с использованием отдельных достижений лучистого стиля.

Возрождение славы готической архитектуры начинается с окончанием войны и появлением так называемого «пламенеющего стиля» поздней готики. Отдельные его элементы видны в часовнях собора Амьена уже в последней трети XIV века. Термин «пламенеющая готика» возник благодаря характерной форме кривых в виде пламени или рыбьего пузыря в оформлении окон, щипцов, поверхностей стен.

Основные особенности этого периода:

  • богатый декор
  • усложнение формы свода
  • колонны аркады не прерываются капителями и плавно переходят в нервюры свода
  • упрощение конструкции (двухуровневое членение стен без трифория или трехуровневое с глухим трифорием)

Характерные черты поздней готики

  • Неф базилики Сен-Николя-де-Пор не имеет трифория

  • Окно-роза и щипец собора в Мо в пламенеющем стиле

  • «Пламенеющий» внешний декор трансепта собора в Бове

  • Богатый декор и сложные своды интерьера церкви Сен-Пьер в Кане

  • Свод капеллы Святого духа в Рю, Пикардия

  • Колонны нефа базилики Сен-Николя-де-Пор не имеют капители

Закладка новых церковных сооружений было нередким событием после окончания Столетней войны. Масштабными сооружениями, полностью начатыми и законченными в эпоху бурного развития пламенеющего стиля, можно назвать базилики Нотр-Дам де л’Эпин в Шампани и Сен-Николя-де-Пор в Лотарингии, церковь Сен-Вульфран Абвиля, в Пикардии. Особенно интересным фактом является то, что первые две построены вне больших городов. Несмотря на то, что при строительстве все три сооружения задумывались как церкви, они имеют размеры и планы больших классических соборов. Наиболее показательным примером в этом смысле является базилика Сен-Николя-де-Пор, которая является пятинефной. Такой масштаб связан с тем, что эта церковь должна была быть символом сохранения независимости герцогства Лотарингия после окончания Бургундских войн.

Среди больших соборов ранней и классической готики, окончание строительства которых пришлось в эпоху господства пламенеющего стиля, стоит также отметить западный фасад собора Сен-Гатьен в Туре и целый «парад пламенеющих трансептов» соборов Бове, Санса, Санлиса, Осера, Лиможа, Эврё. В это же время был заложен собор в Нанте, строительство которого было закончено лишь в конце XIX века.

Характерный для этого периода внешний декор получают даже такие шедевры высокой готики как соборы в Шартре (северная башня) и Амьене (окно-роза и обе башни западного фасада), Сент-Шапель в Париже (окно-роза).

Но все же во всей своей красе пламенеющий стиль проявился, прежде всего, в небольших приходских церквях и капеллах. Это можно объяснить тем, что изысканный декор более выгодно смотрится именно в таких, небольших по масштабу сооружениях, а не в огромных соборах, где он может потеряться. Такие сооружения часто имеют оригинальную композицию фасада, отличную от классических соборов (например, церковь аббатства Св. Троицы в Вандоме, церковь Сен-Маклу в Руане, Сент-Шапель в Венсенском замке), сложное строение сводов и опор (например, приходская церковь Сен-Северен и капелла особняка Клюни в Париже).

Примеры позднеготических сооружений

  • Западный фасад собора Сент-Этьен в Туле

  • Южный трансепт собора в Сансе

  • Южный трансепт собора в Санлисе

  • Южный трансепт собора Сент-Этьен в Лиможе

  • Западный фасад церкви Сен-Вульфран в Абвиле

  • Западный фасад собора Сен-Гатьен в Туре

  • Капелла Венсенского замка

  • Церковь аббатства Св. Троицы в Вандоме

  • Капелла Святого духа в Рю

  • Церковь Сен-Маклу в Руане (1437-1517)

Готика и ренессанс[править | править код]

Классическое представление о французском готическом соборе[править | править код]

Нормандская готика[править | править код]

Готика Нормандии (влияние которой в большей степени распространяется и на соседнюю Бретань) широко использовала достижения Иль-де-Франса, однако оставалась верной достижениям своей романской архитектуры. Так, нормандские соборы используют толстые романские стены, которые расчленяются на несколько слоев и могут быть дополнительно украшены. Типичное вертикальное сечение стен состоит из аркады (часто двойная), галереи и верхнего ряда окон. Западные фасады подчиняются схеме нормандского «гармоничного» фасада. Вместо окна-розы на западном фасаде часто используются стрельчатые окна, как и в английской готике. Башни над средокрестием являются непременным атрибутом нормандских соборов.

Среди самых известных готических сооружений Нормандии следует отметить церковь Сент-Этьен в Кане, основанная Вильгельмом Завоевателем, соборы Нотр-Дам в Кутансе, Эврё, Байё; Собор Нотр-Дам, аббатство Сент-Уан и церковь Сен-Маклу в Руане.

Примеры готических сооружений Нормандии

  • Западный фасад собора в Кутансе со стрельчатым окном

  • Западный фасад собора в Руане со шпилем на башне над средокрестием

  • Хор собора в Байё с профилированными стенами

  • Двойная аркада хора собора в Кутансе

  • Хор и башня над средокрестием собора в Кутансе

  • Башня над средокрестием собора в Байё ночью

Меридиональная готика[править | править код]

Готическая архитектура южнофранцузских земель (фр. gothique méridional) появилась на территории современного региона Юг-Пиренеи и части региона Лангедок-Руссильон в XIII веке. Центром распространения стиля являлась Тулуза, поэтому этот стиль часто называют тулузским (фр. gothique toulousain) или лангедокским (фр. gothique languedocien).

Сооружения в этом стиле характеризуются строгостью и мощью своей конструкции. Чаще всего это однонефные очень широкие зальные церкви, без трансепта, с узкими (но часто высокими) оконными проемами, что соответствует традициям романской архитектуры этого региона. Отсутствие аркбутанов компенсируется наличием мощных контрфорсов, между которыми располагаются узкие капеллы. По внешнему виду здания больше напоминают укрепленные оборонительные сооружения, чем церкви. Внешний декор небогат, что объясняется тем, что в качестве основного строительного материала часто использовался кирпич. Колокола располагаются либо на шестигранной многоярусной колокольне башенного типа, либо в звоннице стенового типа на главном фасаде. Обширные плоские поверхности интерьера с небольшим количеством световых отверстий обычно украшались росписью или фресками. Важнейшим сооружением в лангедокском стиле является собор Сент-Сесиль в Альби, который должен был продемонстрировать всю мощь католической церкви после окончания альбигойских войн и уничтожения катарской ереси.

Примеры готических сооружений юга Франции

  • Тулуза. Церковь Нотр-Дам дю Тор со звонницей стенового типа

  • Собор Сент-Сесиль в Альби

  • Шестигранная колокольня церкви якобинцев в Тулузе

  • Укрепленный фасад собора Нотр-Дам в Родезе

  • Интерьер собора Сент-Сесиль. Поздняя готика. Росписи в стиле Ренессанс

  • Зведчатый свод церкви якобинцев в Тулузе. Поздняя готика

  • Портик собора Сент-Сесиль в Альби. Поздняя готика

Стиль Плантагенетов[править | править код]
Нефы собора в Пуатье имеют одинаковую высоту и перекрыты выпуклыми сводами

Стиль Плантагенетов был распространен, главным образом, на территории нижнего течения Луары от Анжера на севере до Пуатье на юге. Название стиля связано с одноимённой династией, корни которой восходят к графству Анжуйскому. Главной особенностью стиля является конструкция сводов, которые, в отличие от сравнительно плоских северофранцузских готических крестовых сводов, имеют выпуклую форму, больше похожую на купол. Так, например, замковый камень свода нефа собора в Анжере на 3,5 м выше пяты свода. Такая система является результатом влияния готики на романскую архитектуру западной Франции. В плане такие сооружения являются однонефными или трехнефными с нефами одинаковой высоты. Толстые романские стены позволяют отказаться от аркбутанов, вся нагрузка идет на контрфорсы, однако это же не позволяет подобным сооружениям выиграть в высоте и освещении. Этот факт и стал той причиной, по которой этот стиль быль вытеснен готикой Иль-де-Франса. Кроме уже упомянутого нефа собора в Анжере, в стиле Плантагенетов построен нефы соборов Сен-Жюльен в Ле-Мане и Сент-Андре в Бордо, собор Святых Петра и Павла в Пуатье (кроме западного фасада) и другие.

(ДПИ) Декоративно прикладное искусство готического стиля[править | править код]

  • ГОТИКА (неопр.). Медиаэнциклопедия ИЗО.

Готический стиль в архитектуре Средневековья. Архитектурные стили: готический стиль :: SYL.ru

Готический стиль в архитектуре – это уникальное направление искусства, характерное для эпохи Средних Веков.

Возникновение

Романский стиль начал изживать себя. В это время возникли первые предпосылки к необычному новому искусству. Название «готика», «готическая архитектура» происходит от слова «готы» — варварские племена, имеющие германские корни.

готический стиль в архитектуреЛюди эпохи Возрождения с изысканными манерами были возмущены тем, что искусство принимает облик, далекий от античных канонов. Они называли новый стиль готическим, то есть варварским. Под такое определение попало практически все искусство времен Средневековья.

Данное направление некоторое время существовало вместе со старым веянием, поэтому достаточно сложно отделить их разными хронологическими границами. Зато можно выделить черты готического стиля в архитектуре, которые не были похожи на романские.

Когда в двенадцатом веке романское искусство находилось на самом пике своего развития, начало зарождаться новое течение. Даже формы, линии и тематика произведений существенно отличалась от всего, что было ранее.

Готический стиль в архитектуре разделяют на несколько этапов:

  • ранняя готика;

  • высокий, или зрелый, вид оказался на пределе своих возможностей в 13 веке;

  • пламенеющий, или поздний, достиг расцвета в 14-15 веках.

Основное месторасположение стиля

Готика была популярной там, где христианская церковь доминировала над светской жизнью. Благодаря новому виду архитектуры появлялись храмы, костелы, монастыри, церкви.

готический стиль в архитектуре средневековьяЗародилась она в небольшой французской провинции под названием Иль де Франс. Одновременно ее открыли для себя архитекторы Швейцарии и Бельгии. А вот в Германии, откуда и получило свое название это искусство, оно появилось позже остальных. Там процветали другие архитектурные стили. Готический стиль стал гордостью Германии.

Первая проба

С началом двенадцатого века появляются и основные свойственные данному направлению черты в архитектуре различных соборов. Так, если посмотреть на аббатство Сен-Дени недалеко от Парижа, можно увидеть необычную арку. Именно это построение олицетворяет собой весь готический стиль в архитектуре западной Европы. Руководил стройкой некий аббат Сугерий.

Церковник приказал убрать при постройке несколько внутренних стен. Аббатство тут же стало казаться более объемным, торжественным и масштабным.

Наследие

Хоть готический стиль в архитектуре и концентрируется в основном на индивидуальных переживаниях человека, он также взял многое и от своего предшественника. Романская архитектура передала свои лавры данному стилю и отошла на второй план.

Главным объектом готики стал собор как симбиоз живописи, архитектуры, и скульптуры. Если раньше архитекторы предпочитали создавать церкви с круглыми окнами, толстыми стенами во множество опор и небольшими внутренними помещениями, то с приходом данного стиля все изменилось. Новое течение несло в себе пространство и свет. Зачастую окна были украшенные витражами с христианскими сюжетами. Появились высокие колонны, башни, продолговатые арки и фасады с резьбой.

готический стиль в архитектуре франции и германииГоризонтальный романский стиль оставил место для вертикальных полос готики.

Собор

Средние века всегда отождествляются с развитием христианства. Церковь получила власть не только в религиозной, но и в светской жизни. Она начала управлять государствами, сажать на престол угодных себе монархов.

Обучение грамоте велось по церковным книгам. Единственной литературой была религиозная. Музыка также связывалась напрямую с христианством. Готический стиль в архитектуре Средневековья взаимодействовал со всеми видами искусства.

Собор стал центральным местом любого города. Его посещали прихожане, в нем обучались, здесь жили нищие, и даже разыгрывались театральные постановки. В источниках нередко упоминается, что и правительство заседало в церковных помещениях.

Изначально готический стиль для собора имел для себя цель существенно расширить пространство, сделать его более светлым. После того как во Франции такой монастырь был создан, мода начала быстро расходиться по Европе.

Насильно навязанные в крестовых походах ценности новой религии распространили готический стиль в архитектуре и в Сирии, и на Родосе, и на Кипре. А монархи, посаженные на престол Папой, увидели в острых формах божественное проведение и начали активно использовать их в Испании, Англии, и Германии.

Характеристика готического стиля в архитектуре

От других стилей готическую архитектуру отличает наличие устойчивого каркаса. Главной частью такого остова становятся арки в форме стрел, своды, идущие вверх в форме дуг и крестов.

Здание готического стиля, как правило, состоит из:

  • травея – вытянутых ячеек прямоугольной конструкции:

  • четырех арок:

  • 4-х столбов;

  • остова свода, что формируется из упомянутых выше арок и столбов и имеет крестообразную форму;

  • аркбутанов – арок, которые служат для опоры здания;

  • контрфорсов – устойчивых столбов снаружи помещения, часто украшенных резьбой или шипами;

  • окон в арочном стиле, с мозаикой, как отчетливо показывает готический стиль в архитектуре Франции и Германии.

готика готическая архитектура В то время как в романском классическом искусстве церковь отделена от окружающего мира, готика стремится к взаимодействию между природой снаружи и жизнью собора внутри.

Светская архитектура по-новому

Учитывая то, что в Темные времена церковь и религия в общем были нераздельны с повседневной жизнью людей того времени, мода на готический стиль в архитектуре средневековья распространилась повсюду.

Вслед за соборами начали строиться ратуши с теми же характерными чертами, а также жилые дома, замки, особняки за городом.

Французские готические шедевры

Основателем этого стиля стал монах из аббатства Сен-Дени, который решил создать абсолютно новое здание. Его прозвали крестным отцом готики, а церковь стали показывать в качестве примера остальным архитекторам.

В четырнадцатом веке в столице Франции возник еще один яркий образец готической архитектуры, ставший известным во всем мире — Собор Парижской Богоматери, католический оплот веры в центре города, который сохранил в себе все особенности готического стиля в архитектуре и до наших дней.

Святыню построили там, где раньше римляне чествовали бога Юпитера. С давних времен место было важным религиозным центром.

В новую церковь закладывали первый камень Папа Александр Третий, а также Людовик Седьмой. Проектировал собор известный архитектор Морис де Сюлли.

Тем не менее основатель Нотр-Дама так и не увидел своего детища. Ведь собор был построен только после ста лет непрерывной работы.

Согласно официальной задумке, храм должен был поместить десять тысяч горожан, которые проживали в то время в Париже. И стать прибежищем и спасением в момент опасности.

После стольких лет строительства город вырос в несколько раз. Когда его доделали, собор стал центром всего Парижа. У входа тут же образовались базары, ярмарки, начали выступать уличные артисты. Цвет парижской знати собирался у него и обсуждал новые веяния моды.

готический стиль в архитектуре западной европыЗдесь укрывались во время революций и войн.

Обустройства собора Нотр-Дам

Каркас собора соединен множеством тонких столбов с помощью арки. Внутри стены протягиваются высоко и смыкаются незаметно для невооруженного взгляда. Продолговатые окна покрыты цветным витражным стеклом. В зале царит полумрак. Лучи, которые все же проходят через стекла, освещают сотни скульптур из серебра, воска, мрамора. В них замерли обычные люди, короли, служители церкви в разнообразных позах.

Вместо стен церкви как будто бы просто поместили каркас из десятков столбов. Между ними размещаются цветные картины.

В соборе пять нефов. Третий из них гораздо больше, чем другие. Его высота достигает тридцати пяти метров.

Если измерять в современных мерках, то в таком соборе можно без проблем поместить двенадцатиэтажный жилой дом.

Два последних нефа пересекаются и зрительно образуют между собой крест. Он символизирует жизнь и страдания Иисуса Христа.

На постройку собора шли деньги из общественной казны. Парижане копили их, жертвовали после каждой воскресной службы.

Собор сильно пострадал в новое время. Так, первоначальные витражи можно увидеть только на западном и южном фасаде. Скульптуры видны в хоре, на фасадах здания.

Германия

Готический стиль в архитектуре был назван в честь племен, проживающих на немецкой территории. Именно в этой стране он пережил свой расцвет. Главными достопримечательностями готической архитектуры в Германии можно назвать:

1. Кельнский собор. Этот храм начал строиться еще в тринадцатом веке. Тем не менее закончили работу над ним лишь в девятнадцатом столетии, в тысяча восемьсот восьмидесятом году. Его стиль напоминает Амьенский собор.

У башен острые окончания. Средний неф высокий, в то время как остальные четыре приблизительно одних пропорций. Декор для собора очень легкий и изящный.

В то же время заметны скованные сухие пропорции.

характеристика готического стиля в архитектуреЗападное отделение церкви закончили строить в девятнадцатом веке.

2. Собор в Вормсе, построенный в тринадцатом веке по приказу местного управителя.

3. Нотр-Дам в Ульме.

4. Собор в Наумбурге.

Итальянская готика

Италия долгое время предпочитала сохранять приверженность к античным традициям, к романскому стилю, а потом и к барокко и рококо.

Но и эту страну не могло не вдохновить новое на то время средневековое веяние. Ведь именно в Италии находилась резиденция Папы.

Самым ярким образцом готической архитектуры можно считать Палац Дожей в Венеции. Смешавшись с культурными традициями этого города, он приобрел свои уникальные характеристики, сохранив признаки готического стиля в архитектуре.

В Венеции строители пропустили в своих чертежах тот конструктивизм, который царил в этом направлении. Они сосредоточились на декорировании.

Фасад Дворца уникален своими составляющими. Так, на нижнем этаже выстроены колонны из белого мрамора. Они образуют между собой арки стрельчатого вида.

Само здание словно оседает сверху над колоннами и придавливает их к земле. А второй этаж сформирован с помощью большой лоджии по всему периметру здания, на котором так же расставлены опоры, более элегантные и вытянутые, с необычной резьбой. Этот рисунок протягивается и к третьему этажу, стены которого, кажется, лишены тех окон, которые характерны готической архитектуре. Вместо многочисленных рам на фасаде появился орнамент в геометрических фигурах.

В этом готически-итальянском стиле соединились роскошь культуры Византии и европейская строгость. Набожность и любовь к жизни.

признаки готического стиля в архитектуреДругие итальянские примеры готического стиля в архитектуре:
  • Дворец в Милане, который начал строиться еще в четырнадцатом веке, а был достроен в девятнадцатом;

  • Палаццо d’Oro (или палаццо Санта-София) в Венеции.

Готический стиль в интерьере: изящество средневековья

Готический стиль в интерьере пользуется незаслуженной славой мрачного и мистического направления. Большинство людей брезгливо морщатся при его упоминании, считая, что интерьеры, созданные под влиянием готики чрезмерно драматичные и пугающие. Однако понятие готического стиля гораздо шире, чем кажется на первый взгляд.

Характерные черты стиля готика в интерьере

Латинское слово «готика» использовалось архитекторами для того, чтобы подчеркнуть величие строений. Готический стиль, зародившись в XII веке во Франции, всего за одно столетие охватил практически всю Западную и Центральную Европу, и лишь в XIV веке его стали использовать в Восточной Европе.

Готическая архитектура смотрится очень фундаментально и благородноГотическая архитектура смотрится очень фундаментально и благородно

Готическая архитектура смотрится очень фундаментально и благородно

Основной особенностью этого направления является то, что его сложно воспроизвести в маленьких помещениях. Готика – это стиль, требующий простора и высоких потоков, поэтому лучше всего он будет смотреться в загородных домах и квартирах с удачной планировкой.

Это интересно! Готический стиль формировался не одно столетие. В него вплетались культурные особенности и традиции многих стран, поэтому интерьеры, созданные по канонам этого направления, могут разительно отличаться друг от друга.

Готический стиль, как средневековое направление, подразумевает использование грубых материалов для отделки. В основном это древесина и камень, прошедшие минимальную обработку. Их обязательно стоит использовать для того, чтобы добиться необходимой стилизации интерьера. В качестве альтернативы можно применять современные отделочные материалы, которые максимально точно воспроизводят текстуру и внешний вид натурального камня и дерева.

Дизайнерский интерьер в готическом стилеДизайнерский интерьер в готическом стиле

Дизайнерский интерьер в готическом стиле

Характерной чертой направления стали и различные фрески и настенные росписи, которые обильно украшали средневековые дома. Мы понимаем, что проблематично в современной квартире воссоздать подобные художественные элементы, поэтому дадим совет: обратите своё внимание на изображения в технике граффити. Талантливые мастера смогут искусно расписать стены в вашем доме в соответствии с заданной тематикой.

Удачное сочетание готической архитектуры и классического интерьераУдачное сочетание готической архитектуры и классического интерьера

Удачное сочетание готической архитектуры и классического интерьера

Для готики свойственно использование металла в качестве элементов отделки различных предметов. Этот материал встречается повсюду: из него изготавливают фурнитуру, кованые оконные решётки, мебель, светильники и декоративные предметы. Готический стиль невозможно представить и без витражей. Большие окна являются прекрасным «полотном» для создания необычных картин из разноцветных стёклышек.

Роскошное витражное окно в стиле готикаРоскошное витражное окно в стиле готика

Роскошное витражное окно в стиле готика

Архитектурные особенности готического стиля

Архитектурной особенностью готического стиля являются большие стрельчатые окна. Внешний вид оконных проёмов средневековые архитекторы позаимствовали из восточной архитектуры, где была популярна форма в виде стрельчатой арки.

Однако подобные окна требуют использования особого вида перекрытий из-за того, что основная нагрузка приходится не на всю стену, а лишь на отдельные опорные конструкции. Это привело к тому, что в готической архитектуре появился ещё один характерный элемент – крестовый стрельчатый свод. Такой потолок при всем своём величии смотрится весьма изящно за счёт того, что опорами ему служат аккуратные тонкие балки.

Дизайн в стиле готика со стрельчатым сводом и окнами в форме стрельчатых арокДизайн в стиле готика со стрельчатым сводом и окнами в форме стрельчатых арок

Дизайн в стиле готика со стрельчатым сводом и окнами в форме стрельчатых арок

Как и в случае с античным стилем, для готики характерно оформление помещений с помощью колонн, колоннад и арок. В Средние века они служили не только в качестве декораций, но и в качестве изысканного способа зонирования пространства. Что касается украшения стен и потолков, то в готике используются различные барельефы, молдинги, а также особые элементы, присущие лишь этому направлению – «рыбьи кости» – выступающие из стен балки, которые упираются в потолок.

Архитектурные готические элементы "рыбьи кости"Архитектурные готические элементы "рыбьи кости"

Архитектурные готические элементы «рыбьи кости»

Несомненно, для такого рода архитектурных особенностей требуется огромная площадь, но для того чтобы воплотить в интерьере квартиры готический стиль достаточно обойтись доступными вещами, например, фальш-колоннами, полиуретановой или гипсовой лепниной и аккуратными сосновыми балками, затонированными подходящим лаком или краской.

Роль фокусной точки в большинстве интерьеров в готическом стиле выполняет камин. Портал украшают традиционными узорами, основу которых чаще всего составляют растительные мотивы и изображения мифических животных. Необязательно оформлять камин фигурами горгулий и единорогов, достаточно лишь грамотно стилизовать его и вписать в имеющийся дизайн.

Камин удивительной расцветки в интерьере в стиле готикаКамин удивительной расцветки в интерьере в стиле готика

Камин удивительной расцветки в интерьере в стиле готика

Цветовая гамма и особенности отделки в готическом стиле

Дизайн интерьера в готическом стиле предполагает насыщенную цветовую гамму и плотные цвета. Выбор палитры оттенков напрямую зависит от желаемого результата. Если вам необходимо получить драматичный и несколько мистический эффект, используйте в качестве основных цветов тёмные тона, например, коричневый, чёрный, антрацитовый, густо-фиолетовый, бордовый, тёмно-зелёный.

Готический стиль традиционно ассоциируют с тёмной цветовой гаммойГотический стиль традиционно ассоциируют с тёмной цветовой гаммой

Готический стиль традиционно ассоциируют с тёмной цветовой гаммой

Однако подобная цветовая гамма лучше всего подойдёт для стилизации интерьеров в общественных заведениях, ведь вкупе с характерными готическими элементами получается фактически театральная обстановка. В квартире такое оформление быстро надоест и загадочная готика превратится в удручающий дизайн. Для повседневной жизни лучше подобрать нейтральную палитру оттенков, которая станет фоном для акцентов насыщенного цвета.

Готика гармонично сочетается с современными предметами и светлыми цветамиГотика гармонично сочетается с современными предметами и светлыми цветами

Готика гармонично сочетается с современными предметами и светлыми цветами

Отделка в готическом стиле весьма строгая. Поверхность стен либо оштукатурена, либо выполнена из камня или деревянных панелей. Максимум, что можно допустить – это гобелены. Приветствуется зонирование помещения с помощью отделки: в разных зонах стены выполнены из разных материалов. Подбирая варианты для оформления обычного плоского потолка, остановите свой выбор на кессонном потолке или потолке с балками.

Модный дизайн интерьера в готическом стилеМодный дизайн интерьера в готическом стиле

Модный дизайн интерьера в готическом стиле

Что касается напольного покрытия, то здесь можно пофантазировать, ведь ограничением будет исключительно бюджет, заложенный на ремонт. Оптимальный вариант – деревянные полы из тёмных пород или керамическая плитка. Но если вам не хватает роскоши, вы можете приобрести напольное покрытие из натурального камня.

Оформляем интерьер в готическом стиле

Каким бы величественным и фундаментальным ни выглядел дизайн интерьера в готическом стиле, он обязан оставаться гармоничным. Отделка, мебель и аксессуары должны составлять единый ансамбль.

Сочетание современных трендов и готического стиля в интерьере кухниСочетание современных трендов и готического стиля в интерьере кухни

Сочетание современных трендов и готического стиля в интерьере кухни

Готика тяготеет к рукотворным изделиям, поэтому в интерьере доминируют вещи, созданные искусными мастерами. Если это мебель, то она выглядит очень добротно и основательно. Ее изготавливают из натурального дерева и украшают резьбой, которая должна перекликаться с общим оформлением. Характерные черты изделий, выполненных в готическом стиле – изящные резные ножки, высокие спинки у стульев и массивные изголовья кроватей, внушительных размеров столы и шкафы.

Коротко о стилях: Готика

Готика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы.

Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.

Происхождение термина

Однако варварского в этом стиле ничего не оказалось: напротив, он отличается большим изяществом, гармоничностью и соблюдением логических законов. Более правильное название было бы «стрельчатый», т.к. стрельчатая форма дуги составляет существенную принадлежность готического искусства. И, действительно, во Франции, на месте рождения этого стиля, французы дали ему вполне соответствующее наименование — «стиль оживаль» (от ogive — стрелка).

Три основных периода:
— Раннеготический XII-XIII века.
— Высокая готика — 1300-1420 гг. (условно)
— Поздняя готика — XV век (1420-1500 гг.) часто называют «Пламенеющая»

Got_1

Архитектура

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Got_2

Изобразительное искусство

Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.

В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.

Got_4

Живопись. Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее — наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.

На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416).

Got_9

Got_8

Мода

Got_5

Got_6

Got_3

 

Интерьер

Дрессуар — посудный шкаф, изделие мебели поздней готики. Нередко покрывался росписью.

Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах (в античности для этих целей использовали исключительно сундук). Таким образом, к концу эпохи Средневековья появляются прототипы основных современных предметов мебели: шкафа, кровати, кресла. Одним из наиболее распространённых приемов изготовления мебели была рамочно-филёнчатая вязка. В качестве материала на севере и западе Европы использовали преимущественно местные породы древесины — дуб, орех, а на юге (Тироль) и на востоке — ель и сосну, а также лиственницу, европейский кедр, можжевельник.

Got_7

Что посмотреть?

Got_10

Готический стиль | Энциклопедия моды

Фото в готическом стилеГотический стиль – стиль одежды, используемый, преимущественно, юношами и девушками, относящимися к субкультуре «готов». В основном он копирует европейскую моду XVII-XVIII веков, так называемую «неоготику». Принципиальной чертой готического стиля является тотальное преобладание черного цвета.

Как ни странно, готическая мода в том виде, в котором она представлена соответствующей субкультурой в наши дни, имеет довольно мало общего с собственно готической одеждой, появившейся в Европе в Средние века. Ее временной отрезок – приблизительно XII-XVI века.

Отчасти за появление этого стиля можно «назначить ответственными» крестовые походы: они позволили знати того времени повидать мир, а значит, увидеть нечто новое, в том числе и технологию и способы изготовления одежды.

Готический стиль одежды в Средние века

Фото в готическом стилеГотическая одежда берет свое начало в военных доспехах рыцарей. Модернизация привычной моды началась именно с военного убранства. Тяжелые кольчуги сменились более легкими доспехами из прочной стали, всю прелесть которой воевавшие смогли оценить на Востоке.

Вслед за новым образом военной формы стала меняться и одежда. Романская эпоха предполагала свободный крой, иначе называемый «рубашкообразным». Пришедший на смену готический стиль не только прочно ввел в моду сложные, обтягивающие наряды, но еще и подарил миру практически все известные варианты кроя.
Фото в готическом стилеСчитается, что в XVI веке готический костюм приобрел свои окончательные очертания. Мужское платье в готическом стиле стало коротким. В женском наряде произошло четкое деление платья на лиф и юбку, искусственно делавшуюся широкой за счет тканевой вставки. Лиф же имел треугольный вырез на груди и спине, длинные рукава как бы заострялись к концу.

Готическая одежда как бы стремится вверх, подобно архитектурным сооружениям того же времени: острые стоячие воротники, манжеты  рукавов и сами рукава, остроносые ботинки почти в точности повторяют зубчатость соборов. Женский силуэт того времени более всего похож на латинскую букву S, вследствие чего получает название «готической кривой».

Появление субкультуры в ХХ веке

Всплеск интереса к готическому стилю в прошлом веке пришелся на конец 70-х годов. В это время сходит на нет бешеная популярность панка – как стиля в музыке, так и стиля в одежде. Как известно, панк – это символ анархии, революционных настроений, царивших среди молодежи того времени. Но революция не удалась: поменять мироустройство не так-то просто, а жизнь по принципу «живи быстро, умри молодым» подходит только тем, кому по-настоящему нечего терять. Так неудавшаяся революция стала причиной резкой смены настроения с бунтарского на упадническое. Бескомпромиссную анархию заменил отрешенный декаданс.

Фото в готическом стиле Фото в готическом стиле Фото в готическом стиле

Поначалу новоявленные готы мало чем отличались от панков. Все те же странные прически, обилие аксессуаров, черный цвет и странная одежда. Однако новые музыкальные группы делали стену, отделяющую одну субкультуру от другой, все более прочной. Главным кумиром первых «неоготов» стал легендарный коллектив «Joy Division».

Постепенно облик субкультуры стал выкристаллизовываться довольно четко. Внешность готов весьма верно отражала их мировоззренческую сущность. Черный цвет являл собой своеобразный траур: траур по этой жизни, полной боли и страданий. К тому же, готы чувствовали тягу ко всему потустороннему: загробная жизнь с ее мифическими тайнами неудержимо влекла молодых грустных романтиков. Так они стали выбирать кладбища в качестве мест для регулярных прогулок.

Викторианская Англия оказалась отнюдь не единственным аспектом, оказавшим влияние на моду данной культуры. Немало в стиль принес и садомазохизм, а точнее – его атрибуты: кожа, шипы, ошейники и т.п. BDSM считался нормой для готической субкультуры, т.к. являл собой телесное выражение страданий.

Фото в готическом стиле Фото в готическом стиле Фотографии готического стиля Фотографии готического стиля

Готы делятся на множество подтипов: антикварные, ренессансные, викторианские, кибер-готы, глиттерготы, корпоративные готы, вампиры и многие другие. Всех их объединяет подчеркнутая аристократичность стиля, тяга к искусству и общие депрессивные настроения.

Одежда

Традиционный готический наряд представляет собой довольно экстравагантную одежду черного цвета. Кожа, кружево, шелк, бархат – всем этим материалам отдается предпочтение. Кроме того, в одежде может присутствовать люрекс, тафта, органза, парча, винил.

Девушки-готы традиционно носят корсеты, придающие силуэту стройность и соблазнительные очертания. Корсеты носятся поверх одежды: рубашек, платьев. Вполне уместны для этого стиля кожаные штаны, юбки миди или макси. Впрочем, мини-юбки тоже не возбраняются. В качестве верхней одежды девушки выбирают длинные кожаные или матерчатые плащи.

Фотографии готического стиля Фотографии готического стиля

Мужчины-готы отличаются ярко выраженной женственностью, поэтому их одежда может довольно точно повторять женские наряды. Конечно, платья и корсеты все равно остаются прерогативой исключительно прекрасного пола, но вот ношение юбок мужчинами готическая субкультура вполне допускает. В остальном же это все те же кожаные штаны, черные рубашки и балахоны, Фотографии готического стилядлинные плащи.

Обувь

И девушки, и юноши готической субкультуры предпочитают носить тяжелые высокие ботинки наподобие «гриндерсов». Приветствуется обувь на высокой платформе, притом носить ее могут как юноши, так и девушки. Прекрасный пол может дополнять наряд туфлями, сапогами и полусапожками на каблуках. Цвет обуви, разумеется, черный.

Особенности готического стиля

Характерной особенностью готического стиля. является использование аксессуаров только из серебра, в крайнем случае – белого золота. Иногда готы и вовсе используют недорогие сплавы недрагоценных металлов. Традиционно белый цвет в аксессуарах символизирует собой холодный, мертвенный свет Луны. Он отлично подчеркивает траурность готического одеяния и бледность лица.

Фотографии готического стиляДрагоценные камни в аксессуарах практически не используются. Возможно, это объясняется тем, что в ювелирных изделиях гораздо чаще встречается сочетание желтого золота с драгоценными камнями, а оно, как уже было сказано, для готов неприемлемо. Впрочем, и сами драгоценные камни по цветовой гамме мало подходят к готическому одеянию. Исключение могут составить разве что сапфир и бриллиант.

Зато полудрагоценные камни встречаются в аксессуарах готического стиля достаточно часто. Холодный топаз, черные опал, агат и нефрит, горный хрусталь – одним словом, все камни, имеющие черную, белую или, по крайней мере, холодную окраску. Не менее популярны в качестве готических аксессуаров изделия из жемчуга, натурального (морского и речного) или искусственного.

Подвески, серьги, кулоны и кольца обычно имеют определенную символику. Так, в готической культуре очень популярен египетский символ анк (анх), именуемый также «египетским крестом». Толкования его значений очень многочисленны.  Кроме того, среди готических аксессуаров можно встретить распятия, кельтские кресты и орнаменты, фигурки кошек, драконов.

Кое-что из атрибутики «осталось» от панков: кожаные браслеты и ошейники, украшенные металлическими шипами.

Девушки-готы очень любят использовать для своих нарядов элегантные шляпки с черной вуалью, а также ажурные кружевные перчатки.

Фотографии готического стиля Фотографии готического стиля Фотографии готического стиля

Прически

Разумеется, готический стиль предполагает черный цвет волос. Однако если юноша или девушка от природы обладают светлой шевелюрой, им вовсе не обязательно перекрашиваться: блонд тоже допустим, только лучше ему быть не золотистым, а пепельным. У обоих полов приветствуется наличие длинных волос.

Как правило, готическая прическа – это идеально гладкие и прямые волосы, распущенные по плечам, без каких-либо украшений и аксессуаров.

Макияж

Макияж составляет довольно важную часть готического образа. Самое главное – это подчеркнуть белизну кожи. Чаще всего готы делают это при помощи обыкновенной пудры.

Фотографии готического стиля Фотографии готического стиля

Как и весь образ в общем, готический макияж довольно монохромный: глаза подведены черным карандашом, реже – накрашены темными тенями. Допустимо использование темных оттенков помады, обязательно матовых. Ногти традиционно красятся темным лаком, преимущественно черным.

В готической субкультуре макияж считается нормой как для девушек, так и для юношей.

Как создать образ в готическом стиле?

Одеться в готическом стиле довольно просто, будь то повседневный образ или костюм для вечеринки по поводу Хэлоуина. Однако выглядеть как гот и быть готом – это абсолютно разные вещи, ведь данная субкультура предполагает целый образ жизни, которому следуют ее представители. Итак, создать правильный костюм в готическом стиле вам помогут следующие рекомендации:

  • Фотографии готического стиляПостарайтесь носить исключительно черную одежду. Если черный цвет не очень вам по вкусу, то темно-малиновый станет неплохой альтернативой. Добавьте к образу кружева, оборки и кожу. Черные кожаные брюки, кружевной топ и потрепанная черная рубашка будут отлично смотреться вместе. Добавьте к ним черные сапоги без каблука и готический образ готов! Прекрасным вариантом для женщин станут черные и красные корсеты в сочетании с рваными джинсами, юбками и черными сетчатыми колготками. Также можете добавить черные перчатки, которые придадут внешнему виду колоритности.
  • Мужчины-готы, как правило, носят черные рваные футболки, рубашки и лонгсливы, сочетая их с черными брюками.
  • В качестве обуви подойдут высокие черные армейские ботинки, которые хороши как для мужчин, так и для женщин.
  • Аксессуары для готического образа: всевозможные кресты, подвески с пауками, черепами и драконами, серебристые цепи и массивные кольца. Шею украсьте ошейником с шипами. Также уместен будет пирсинг лица: проколите нос, губу, бровь, сделайте множество проколов в ушах. Можно использовать также и ювелирные украшения, но лучше отказаться от украшений со стразами и прочими элементами гламурного стиля.
  • И мужчины, и женщины-готы выбирают большие черные рюкзаки, украшенные шипами или нашивками. Они могут быть сделаны из кожи или ткани, испачканы краской или немного порваны.
  • Макияж гота всегда включает в себя обильную подводку глаз черным лайнером или использование черных теней. Черная помада или блеск для губ уместны и в женских, и в мужских образах. Откажитесь от использования румян и постарайтесь не загорать, чтобы тон кожи был максимально бледным.
  • Образ гота немыслим без черного лака для ногтей. Он может быть нанесет в несколько слоев, неаккуратность приветствуется. Если со временем маникюр частично слезет, то ваш образ будет еще более колоритным.
  • Займитесь волосами. Покрасьте их в черный или темно-красный цвет, а лучше используйте краску сразу нескольких темных тонов. Волосы должны быть немного грязными.

Готический стиль в архитектуре / Блог архитектора Новикова

Готический стиль в архитектуре зародился в Европе в зрелом и позднем средневековье (12-15 века). Готика сменила архитектуру Романского стиля и в свою очередь уступила место архитектуре Ренессанса.

Термин «готика», «готическая архитектура» происходит от слова «готы» — варварские племена с севера. Термин возник позже (в Новое время) как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами и подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от античного искусства Древнего Рима.

В эту эпоху средневековья роль Церкви в жизни общества достигало максимального влияния. Церковь занималась не только религиозными делами, но активно вмешивалась в политику, экономику, образование, искусство. В те времена развитие науки полностью было сосредоточено в рамках Церкви. Поэтому готический стиль изначально зародился именно в церковном строительстве, а уже после перешёл и на светскую архитектуру.

Собор в средневековье был центральным местом любого города. Его регулярно посещали множество прихожан, в нём обучались, здесь жили нищие, и даже разыгрывались театральные постановки. В источниках нередко упоминается, что и правительство заседало в церковных помещениях. Изначально готический стиль для собора имел для себя цель существенно расширить пространство, сделать его более светлым.

Новые требования жизни с одной стороны и развитие науки и техники с другой стороны, стали предпосылками к появлению технически сложного готического тиля. Решающим фактором стало открытие нового способа распределения нагрузки: вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определённых точках, и если их поддержать именно в этих местах, другим элементам постройки уже не обязательно быть несущими. Так возник готический каркас:

Отличием от предшествующих стилей стало то, что свод перестали опирать на сплошные толстые стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами, вынесенными наружу здания.

Такая конструктивная схема была открыта ранее — в предшествующую эпоху Романского стиля. Но более монументальный готический стиль привнёс свои новые особенности, которые отражены на данной схеме:

Эти конструктивные решения позволяли не только экономить строительные материалы, но и сделать внутреннее пространство храма более просторным, отказавшись от загромождавших и затемнявших его колонн. Готические храмы задумывались таким образом, чтобы они были способны вместить в себя жителей всего города одновременно. Пространство между колоннами заполнялось тонкими стенами, покрытыми резьбой, или цветными витражами в стрельчатых арочных проёмах. Увеличение площади остекления  улучшило освещённость нефа.

Всё это сделало возможным также и радикальное увеличение высоты зданий в сравнении с предшествующим Романским стилем.

Конструктивные и художественные элементы готического стиля:

контрфорс — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию;

аркбутан — наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов на опорный столб (контрфорс), расположенный за пределами основного объёма здания;

пинакль — декоративная копьевидная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана, чтобы предотвратить её сдвиг. Для данной цели пинакли нередко утяжеляли свинцом;

нервюры (фр. nervure жилка, прожилка) выступающее ребро каркасного крестового свода.
Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный свод также называют веерным. Система нервюр образует каркас, облегчающий кладку свода.

Готические своды Сен-Шапель часовни-реликварии на территории бывшего Королевского дворца на острове Сите в Париже:

Своды готического собора:

масверк готический декоративний каркасный орнамент, все элементы которого построены при помощи циркуля. Состоит из стилизованных трилистников либо четырёхлистников, кругов и их фрагментов. Выполняется глубоким рельефом на деревянных либо каменных конструкциях.

● Вимперг (нем. Vimperg) высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий. Поле вимперга украшалось ажурной или рельефной резьбой; по краям вимперг обрамлялся каменными пластическими деталями и увенчивался крестоцветом (флероном).

Трифорий   невысокая декоративная галерея в средневековых соборах Западной Европы, расположенная в толще стены над арками, отделяющими боковые нефы от среднего.

__________________________________________________________________________________________

Родиной готической архитектуры является Франция. Крёстным отцом готического стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий, который в 1135-44 гг. перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени. Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога. Вскоре вслед за Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165).

Базилика аббатства Сен-Дени в Париже:

Собор Парижской Богоматери в Париже:

В каждой европейской стране готика имела свои особенности, но в целом можно выделить три периода развития этого стиля, характерные для всех:

Ранняя готика. Главные отличительные признаки:

● Высокие стрельчатые окна без масверка (Франция), с масверком и без крипты (Германия)

● Фасады 2-х башенные с круглыми окнами (розасами). Розас и фасад Нотр-Дама в  Париже становятся образцами многочисленных кафедральных соборов

● Масверк, круглое готическое окно и вимперги высшей утонченности

● Важные росписи по стеклу

● Членение стен 4-х зонное

● Круглые колонны с 4 тонкими служебными колоннами

● Богатая орнаментика капителей

● Исключительно стрельчатые арки

 Зрелая готика. Главные отличительные признаки:

● Вместо стен устанавливаются витражи с росписью. После замены односкатных крыш боковых нефов шатровыми и вальмовыми крышами удается снабжать задними окнами и трифории (Кельн). окна верхних проемов круглые

● Членение стен 3-х зонное

● Тонкие разделяющие стены

● Стремление ввысь, которое требует двойных (Шартр 36 м, Бове 48 м) и тройных аркбутанов

● Колонны составные (пучкообразные)

● Арки полуциркульные

● Свод 4-частный

● Крыши башен ажурные

 Поздняя готика. Главные отличительные признаки:

● Низкие верхние оконные проёмы или уменьшение размеров окон, а так же круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом

● Более высокие аркады

● Более декоративно насыщенная (стиль Изабелла с 1475, стиль Платереско соединение восточных и мавританских влияний)

● Ажурный орнамент в виде рыбьего пузыря (каф. собор Амьена 1366-1373)

● Средний неф выше боковых и меньше разделительных элементов между нефами. В Германии поперечный неф вовсе отсутствует

● Колонны приобретают более упрощенный профиль. круглые столбы устанавливаются далеко один от другого

● Капитель на служебных колоннах отсутствует или есть на отдельных колоннах

● Арки больших размеров килевидная (уже ренессансная)

● Звездчатый или сетчатый свод и свод с замковыми нервюрами с грушевидным профилем

● Трифорий отсутствует

● Крыши с куполами.

Собор в Севильи (Испания):

Источники:

ru.wikipedia.org

arch-simple.ru

www.syl.rul

Готический стиль в интерьере — характерные черты, правила оформления: фото интерьера в Готическом стиле

Характерные черты и особенности Готического стиля

Из всех известных стилей для оформления интерьеров Готический стиль является одним из наиболее интересных и уникальных. Его начало было положено в Средние века в период правления королевы Виктории в Великобритании. Существует мнение, что этот стиль мрачный и подходит только для замкнутых в себе людей. Оно совершенно ошибочно, ведь готика в интерьере — это элегантность аристократизм и богатая цветовая палитра.

Четкие очертания данного стиля в дизайне сформировались в Европе в период XII-XV веков, чему предшествовали революционные изменения религиозных направлений, искусства и социально-политического устоя. Даже сейчас можно увидеть величественные произведения архитекторов тех времен в виде старинных замков в Западной Европе. Готика прекрасно подчеркивает статусность и сочетает в себе:

  • строгость;
  • сдержанность;
  • богатство форм, цветов;
  • большое количество декора.

За долгий период существования Готический стиль в интерьере подвергался различным изменением и пришел в наше время в обновленном виде. Так в нем появилось больше светлых оттенков, что дает возможность делать более разнообразный дизайн.

Также он адаптировался под городские квартиры и небольшие загородные коттеджи несмотря на то, что любит много пространства. Современные гостиницы, отели и рестораны нередко используют данный стиль для оформления залов и номеров, чтобы гости могли с головой окунуться в эпоху рыцарей.

Готика в интерьере является высоко эстетическим стилем, в работе над ним используются исключительно натуральные материалы (дерево, мрамор, стекло, меха животных). Они позволяют передать дух Викторианской эпохи и создать неповторимую атмосферу в доме. Особенностями Готического стиля являются:

  • Цветовая гамма. Период средневековья окутан тайнами и мистикой, поэтому характерными для стиля являются именно темные оттенки: коричневый, бордовый, черный, синий, темно-зеленый, пурпурный, фиолетовый.
  • Витражи. Данный вид декоративно-прикладного искусства уже в Средние века считался признаком достатка и влиятельности в обществе. Витражами украшали преимущественно окна, большие и аркообразные. В современной интерпретации Готического стиля они уместны на стеклянных вставках межкомнатных дверей, шкафов, настенных панелях.
  • Усиленное освещение. Цветовая палитра готики обычно темная, поэтому для подчеркивания всех преимуществ интерьера требуется много света. Традиционно, это большая кованая люстра и при необходимости настенные светильники, выполненные в том же стиле.
  • Удобная мебель. Меблированные предметы дизайна должны не только быть выполнены из натуральных материалов, но и дарить комфорт. Именно поэтому столы, стулья, диваны массивные и довольно большие и грубые, но не лишенные художественной резьбы и ковки на выступающих спинках, подлокотниках и других частях.
  • Обильный декор. Готику выгодно подчеркивают шторами из плотной ткани, коваными светильниками, стеклянными вазами и металлической посудой, гобеленами с историческими изображениями, картинами и предметами рыцарской доблести.

В Готическом стиле много узоров на стенах, шторах, обивке мебели. Большие зеркала в массивных рамах с декоративным оформлением выгодно расширяют пространство, подчеркивая симметрию дизайна. Украшая витражами окна, удается создать интересную игру света в комнате. Такое особое освещение никак не может сделать интерьер мрачным или скучным.

Материалы и отделка

Для оформления интерьеров в Средние века использовалось преимущественно дерево, железо и шкуры животных, поскольку именно они были широко доступными. В 2018 году дизайнеры продолжают эту тенденцию, но вносят небольшие поправки. Так в готике удачно заиграли массивные стеклянные столы, вместо деревянных. Стекло также активно используют для изготовления элементов декора — ваз, посуды, пепельниц, статуэток и другого.

Готический пол выполнен из дерева или натурального камня (мрамор, гранит). Потолок обычно украшают деревянными балками. Стены можно декорировать по-разному: фактурными обоями, имитирующими каменную кладку, штукатуркой, краской, текстилем. Главное, чтобы не было контрастного перехода между стенами и потолком.Также приветствуется украшение рельефным и скульптурным ажуром.

Сегодня выстилание пола мрамором, а оформление стен красным деревом или камнями может стать очень затратным вложением, однако рынок строительных материалов предоставляет прекрасные альтернативные покрытия, имитирующие текстиль, древесину, натуральный камень с высокой реалистичностью.

Фактурная штукатурка для внутренней отделки стен может стать достойной заменой как для камня, так и для дерева. Итальянский производитель настенных декоративных красок и штукатурок San Marco предлагает экологичные и безопасные материалы для внутренней отделки, которые обладают теми же свойствами. Создать неповторимый Готический стиль в интерьере в квартире или доме могут помочь:

  • Grimani — декоративная краска с эффектом металлик имеет хорошее сцепление с обрабатываемой поверхностью и идеально впишется в готику. Цвет «олово» лучше всего подойдет для тематической стилизации помещения, он в меру темный, но активно играет со светом за счет металлических переливов.
  • Marcopolo Luxury — декоративная краска с песком, создает на стене неповторимые песчаные вихри.
  • Concret Art — фактурная штукатурка, позволяющая создавать различные эффекты, например, состаренный бетон или опалубку. Оформление на стенах будет смотреться креативно и в меру грубо для Готического стиля. Штукатурку можно наносить, используя разные техники.
  • Acrisyl Decora — фасадная штукатурка, имитирующая натуральный гранит. Материал обладает повышенной прочностью, а потому идеально подойдет для оформления открытых двориков, веранд, балконов в Готическом стиле.
  • Marmo Antico — декоративное покрытие с максимальной реалистичностью имитирует состаренный мрамор.

«Если вы используете штукатурку с эффектом старины, то наиболее удачным дополнением станут исторические гобелены и фрески, а однотонную краску благородного цвета удачно подчеркнет настенная роспись.»


Мебель и детали декора

Массивная, но изящная деревянная мебель из темных пород лучше всего характеризует готику. Для кровати характерно высокое изголовье и художественная резьба, для стульев — завышенная спинка с узорами и резные ножки. Нередко предметы мебели в данном стиле украшают кованными металлическими деталями. Обивка отличается красивой вышивкой, узорами с большим количеством завитушек. Обычно она более светлых оттенков, чем стены, что делает интерьер более мягкими и утонченным.


«Для сохранения единого стиля уместно использование кованных элементов на всех предметах мебели, а также на зеркалах и люстрах.»

Стиль Готика в интерьере хоть и появился в рыцарские времена, но не лишен приятного глазу декора. Традиционно комнаты украшают большими зеркалами, фресками, бронзовыми вазами, кубками, посудой, необычной скульптурой из дерева или металла, картинами с исторической тематикой. Как вариант, можно дополнить интерьер яркой текстильной драпировкой.

Фотографии Готического стиля

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *