Архитектурные объекты России — список с фото, названиями и описаниями. Интересные архитектурные объекты России на портале «Культура.РФ»
Показать всеАзовАлтайский крайБарнаулВеликий НовгородВладимирВладимирская областьКалугаКалужская областьКраснодарКраснодарский крайКунгурЛенинградская областьЛипецкая областьМоскваМосковская областьНовгородская областьНовочеркасскОренбургОренбургская областьПермский крайПушкинРеспублика БурятияРостовская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСмоленскСмоленская областьСтавропольСтавропольский крайУлан-УдэХимкиЧелябинскЧелябинская область
Показать всеПавел АбросимовДмитрий АксамитовКаро АлабянНина АлёшинаВиктор АндреевЛеонас АранаускасВасилий БаженовБорис БархинМихаил БарщЛеонид БаталовАндрей БелогрудЯков БелопольскийАвгустин БетанкурКарл БланкБорис БлохинОсип БовеАлександр БорецкийИоганн Фридрих БраунштейнВинченцо БреннаАндрей БуровНадежда БыковаМихаил БыковскийЖан-Батист-Мишель Валлен-ДеламотАлександр ВеснинВиктор ВеснинЛеонид ВеснинАлександр ВистАлександр ВласовАндрей ВоронихинНиколай ВоскресенскийЕфим ВулыхАлександр ГегеллоВладимир ГельфрейхНиколай ГербельМоисей ГинзбургИлья ГолосовПантелеймон ГолосовГеоргий ГольцАфанасий ГригорьевАлександр ДмитриевАлексей ДушкинВиктор ЕгеревИван ЕготовДоменико ЖилярдиИван ЖолтовскийИван ЗарудныйАндреян ЗахаровМихаил ЗемцовЮрий ИоновБорис ИофанАльберт КавосМатвей КазаковРодион КазаковЧарлз КамеронАлександр КаминскийФранческо КампорезиЛев Карбонье д’АрситДжакомо КваренгиАндрей КвасовЛев КербельГаэтано КиавериЕвгений КиреевАлександр КокориновФилипп КокориновНиколай КоллиХристофор КонрадИван КоробовВладимир КринскийДавид КричевскийГеоргий КрутиковВладимир КубасовИван КузнецовНиколай ЛадовскийАркадий ЛангманЛе КорбюзьеЕвгений ЛевинсонИван ЛеонидовЯков ЛихтенбергЯков ЛукинНиколай ЛьвовГлеб МакаревичПетр МакуловГеорг МаттарновиКонстантин МельниковЭрих МендельсонБурхард МинихМихаил МинкусАндрей МихайловАшот МндоянцОгюст МонферранАркадий МордвиновВладимир МунцЕлизвой НазаровВсеволод НасоновПетр НикитинАлександр НикольскийФеликс НовиковВячеслав ОлтаржевскийЛеонид ПавловБорис ПалуйЕвгений ПаскальИгорь ПокровскийЛеонид ПоляковАнатолий ПолянскийМихаил ПосохинМихаил РасторгуевБартоломео Карло РастреллиФранческо Бартоломео РастреллиАнтонио РинальдиФёдор РихтерАлександр РодченкоКарл РоссиАндрей РостковскийЛев РудневАлексей РухлядевНаталья СамойловаСамвел СафарянРоман СемерджиевВасилий СимбирцевГригорий СимоновМихаил СинявскийЕвгений СтамоИван СтаровВасилий СтасовВалентин СтрогийИван ТарановЖан Тома де ТомонКонстантин ТонДжузеппе ТрезиниДоменико ТрезиниПьетро Антонио ТрезиниНой ТроцкийБорис ТхорДмитрий УхтомскийЮрий ФельтенИван ФоминИгорь ФоминФранческо ФонтанаВладимир ХавинМихаил ХажакянАлександр ХряковЗураб ЦеретелиСавва ЧевакинскийСергей ЧернышёвДмитрий ЧечулинТеодор ШвертфегерГотфрид Иоганн ШедельМодест ШепилевскийФедор ШестаковАндреас ШлютерПавел ШтеллерИоганн Якоб ШумахерВладимир ШуховНиколай ЩепетильниковВладимир ЩукоАлексей Щусев
Российские архитекторы за границей
Октябрьская революция и Гражданская война стали мощным катализатором российской эмиграции. «Культура.РФ» рассказывает о самых известных работах отечественных архитекторов, которые покинули Россию и построили успешную карьеру вдали от родины — в Белграде, Париже и даже Шанхае.
Николай Краснов
Дворец Дюльбер, Крым. Фотография: selectvisit.com
Национальный парламент, Белград. Фотография: Михаил Марковский / фотобанк «Лори»
Ливадийский дворец, Ялта. Фотография: Anna P. / фотобанк «Лори»
Одним из самых известных зданий архитектора Николая Краснова стал Ливадийский дворец неподалеку от Ялты, построенный им для императорской семьи в 1911 году. Всего же в Крыму Краснов возвел более 60 построек — многочисленные виллы, дворцы и особняки: дворец Дюльбер и эклектичный дворец Феликса Юсупова в Кореизе, дворец Харакс в Гаспре и другие дома. Занимая пост главного архитектора Ялты, Краснов также внес большой вклад в планирование новых городских улиц, реконструкцию набережных и благоустройство бульваров. С началом Гражданской войны архитектор с семьей был вынужден эмигрировать — сначала он отправился в Константинополь, затем на Мальту, пока, наконец, не осел в Белграде. За 17 лет жизни в этом городе Краснов возвел там здания Национального парламента, Министерства финансов, Министерства леса и рудников и многие другие.
Валерий Сташевский
Иверская часовня, Белград. Фотография: venagid.ru
Главное здание Офицерской воздухоплавательной школы, Санкт-Петербург. Фотография: aviv.ru
Церковь Святой Троицы, Белград. Фотография: venagid.ru
Еще одним русским архитектором, украсившим архитектуру Белграда, стал Валерий Сташевский. В России он построил Офицерскую автомобильную школу и Офицерскую воздухоплавательную школу в Петербурге, а после переезда в Белград Сташевский спроектировал более сотни зданий: церковь Святой Троицы, Иверскую часовню на Новом кладбище, Дом русских военных инвалидов и множество других. После Второй мировой войны Сташевский эмигрировал вновь, на этот раз в Марокко, где вскоре умер.
Николай Исцеленнов
Звонница Сергиевского подворья, Париж. Фотография: saint-serge.fr
Николо-Александровский храм Императорского Православного Палестинского общества, Санкт-Петербург. Фотография: ippo.ru
Церковь Общества трезвости, Санкт-Петербург. Фотография: hram-varshavka.ru
До эмиграции русский архитектор Николай Исцеленнов успел построить на родине не так много — Николо-Александровский храм Императорского Православного Палестинского общества в Петербурге и церковь Общества Трезвости. В 1920 году Исцеленнов с матерью дошел пешком от Петербурга до Хельсинки по льду Финского залива, оттуда позже переехал в Берлин, затем в Прагу и, наконец, в 1925 году обосновался в Париже. Среди европейских построек архитектора — церковь Святого Иова Многострадального в Брюсселе, храм во имя благоверного князя Александра Невского и святого Серафима Саровского в Льеже, а также звонница Сергиевского подворья в Париже.
Владимир Брандт
Храм Успения Божьей Матери на Ольшанском кладбище, Прага. Фотография: praga-praha.ru
Храм Успения Божьей Матери на Ольшанском кладбище, Прага. Фотография: praga-praha.ru
Храм Успения Божьей Матери на Ольшанском кладбище, Прага. Фотография: praga-praha.ru
Дед архитектора Владимир Брандта Федор Брандт был основателем зоологического музея в Петербурге, а отец Александр Брандт — профессором ветеринарии. Сам же архитектор до эмиграции в Германию в 1918 году занимался проектированием павильонов и аквариумов в Харьковском зоопарке. Главным памятником, созданным Брандтом на европейской земле, стал храм Успения Божией Матери на Ольшанском кладбище в Праге — одна из главных православных церквей города. Брандт принял участие и во внутренней росписи храма, а эскизы фресок для храма подготовил известный художник Иван Билибин.
Василий Баумгартен
Русский дом, Белград. Фотография: go-serbia.ru
Генеральный штаб, Белград. Фотография: beogradskonasledje.rs
Генеральный штаб, Белград. Фотография: pokatashkin.com
До Первой мировой войны архитектор Василий Баумгартен строил частные дома в Павловске и Петербурге, участвовал в возведении военных полигонов и преподавал инженерное искусство. В 1920 году он эмигрировал — сначала в Стамбул, а затем в Белград. Его главными югославскими постройками стали Русский дом и Генеральный штаб. После Второй мировой войны Баумгартен снова сменил страну — на этот раз уехал в Аргентину. Правда, о его архитектурной карьере в Южной Америке никаких сведений не сохранилось.
Роман Верховской
Храм Святого Владимира, Джаксон. Фотография: culturelandshaft.com
Церковь Святой Троицы, Джорджанвиль. Фотография: pravme.ru
Памятник русской славы, Белград. Фотография: culturelandshaft.com
Роман Верховской не успел оставить масштабного архитектурного наследия на родине: он окончил Императорскую Академию художеств в 1911 году и едва поступил на должность архитектора канцелярии российского правительства, как началась Первая мировая война, на фронт которой он ушел добровольцем. Затем он воевал уже в Гражданской войне на стороне армии белых. К архитектурной работе Верховской вернулся уже в эмиграции — сначала в Белграде, где он возвел Памятник русской славы, а затем в США, где занимал пост архитектора Митрополии Русской православной церкви заграницей в Северной Америке. В Америке Верховской спроектировал в общей сложности 26 храмов, среди которых церковь Святой Троицы в одноименном монастыре в Джорданвилле и храм Святого Владимира в Джаксоне.
Андрей Белобородов
Аничков дворец. Санкт-Петербург. Фотография: Екатерина Овсянникова / фотобанк «Лори»
Обложка программы благотворительного «Голубого бала» для русских эмигрантов в Королевском Альберт-холле, Лондон. 1920. Изображение: nasledie-rus.ru
Юсуповский дворец, Санкт-Петербург. Александр Алексеев / фотобанк «Лори»
Поклонник классического искусства архитектор Андрей Белобородов до революции занимался оформлением интерьеров, в частности он работал над Аничковым и Юсуповским дворцами. В лондонской эмиграции Белобородову пригодились его прошлые связи: Феликс Юсупов доверил ему декорировать «Голубой бал» в Альберт-холле для российских беженцев. Впоследствии Белобородов переехал во Францию, где его самой важной работой стала реконструкция разрушенного старинного замка Коленкур, а потом архитектор отправился в Италию. В Риме он построил виллу местного мецената Мориса Сандоза и создал проект дома художника Джорджио де Кирико, который, к сожалению, не смог реализовать.
Эдгар Норверт
Дом Евангелической женской больницы, Санкт-Петербург. Фотография: peterburg.center
Академия физической культуры, Варшава. Фотография: studentpol.pl
Казанский вокзал, Москва. Фотография: Алёшина Оксана / фотобанк «Лори»
До революции архитектор Эдгар Норверт плодотворно работал в России: помогал Алексею Щусеву в строительстве Казанского вокзала в Москве, спроектировал дом Евангелической женской больницы в Петербурге, Городской театр в Саратове, дом Дворянского собрания в Витебске. С 1924 года Норверт жил в Польше, где смог построить успешную карьеру. Ему принадлежат проекты Академии физической культуры в Варшаве, дом отдыха офицеров в Трускавце и других зданий.
Александр Ярон
Министерство путей сообщения, Нанкин. Фотография: artrz.ru
Свято-Николаевский храм-памятник Венценосным мученикам, Шанхай. Фотография: artrz.ru
Таллинская батарейная тюрьма (ранее — крепость Петра Великого). Фотография: lj-top.ru
До 1918 года Александр Ярон активно работал в Ревеле (современном Таллине), который был тогда еще частью Российской империи. Архитектор принимал участие в строительстве крепости Петра Великого, проектировал маяки Балтийского моря, а также возводил частные дома, банки и конторы. Октябрьская революция и последовавшая за ней Гражданская война перевернули жизнь Ярона — за адмиралом Колчаком Ярон последовал во Владивосток, откуда после поражения Белого движения эмигрировал в Шанхай. Там он смог стать востребованным архитектором: проектировал частные дома, отели, церкви. Среди самых известных китайских построек Ярона — Свято-Николаевский храм-памятник Венценосным мученикам в Шанхае и здание Министерства путей сообщения в Нанкине.
Юлиан Дюпон
Дом Софьи Ждановой, Одесса. Фотография: artrz.ru
Монумент на горе Чегар у города Ниш, Сербия. Фотография: artrz.ru
Общественный банк Сергея Живаго, Рязань. Фотография: artrz.ru
Выпускник петербургской Академии художеств Юлиан Дюпон много строил на Юге Российской империи (ансамбль имения Павла Родзянко в Екатеринославской губернии, доходные дома в Одессе и другие проекты) и в Рязани (комплекс военного городка Болховского полка). После революции Дюпон эмигрировал в Югославию, где получил архитектурную лицензию и стал активно строить частные и общественные здания, например Учительский дом и дом Леона Хазена.
Автор: Лидия Утёмова
Русская архитектура за рубежом: 5 известных зданий
Собор Александра Невского в Софии
1904–1912, архитектор Александр Померанцев
В конце XIX — начале XX века Российская империя распространяла на подконтрольные территории не только политическое влияние, но и религиозное. Проводниками этого влияния становились архитекторы. Так в Болгарии, Литве и Польше появились крупные православные храмы и соборы. Для россиян самый узнаваемый из них — Собор Александра Невского в Софии. Это визитная карточка болгарской столицы и самая крупная религиозная постройка в Болгарии: она вмещает 5 тысяч человек.
По итогам Русско-турецкой войны 1877–1878 годов Болгария получила автономию в составе Османской империи благодаря российскому императору и его армии. В память об этом в 1879 году решили возвести собор, но из-за смерти автора первого проекта Ивана Богомолова строительство начали только в 1904 году. Для здания выбрали самую высокую точку в центре города. Хотя храм должен был напоминать о России, в его убранстве есть и болгарские мотивы. Например, дубовые двери главного входа украшены резьбой в старом болгарском стиле. Внутри собора 82 иконы и больше 200 фресок: их писали болгарские и русские художники.
Здание парламента Сербии в Белграде
1907–1936, архитектор Николай Краснов
После начала Гражданской войны в России многие архитекторы эмигрировали. Они продолжили работать за рубежом: в основном конструировали православные церкви, которые до сих пор стоят в Брюсселе, Праге, Париже и Нью-Йорке. Но храмами и соборами всё не ограничилось. Например, архитектор Николай Краснов построил в сербском Белграде несколько правительственных зданий. Самое заметное из них — здание Народной скупщины (парламента) Сербии.
До революции Николай Краснов был архитектором Николая II и построил для императора Ливадийский дворец в Ялте. После расстрела царской семьи он не мог оставаться в России и отправился сначала в Константинополь, затем на Мальту, и, наконец, в 1922 году перебрался в Белград. Там он устроился в министерство строительства и спроектировал несколько ключевых для столицы зданий: парламента, министерства финансов (сейчас там находится правительство Сербии), министерства леса и рудников (сейчас это МИД), госархива.
Здание парламента до Николая Краснова проектировали три архитектора, но за 20 лет они не продвинулись дальше первого этажа. Краснов завершил проект за два года, продумал интерьер здания и разбил возле скупщины парк. Кстати, главную скульптуру в этом парке сделал другой русский эмигрант — Роман Верховской.
Народная скупщина построена в стиле необарокко. Над зданием возвышается светло-зелёный купол, по бокам — ещё два поменьше. Главный вход выполнен в виде портика с колоннами. Внутри стены здания украшены лепниной и фресками, полы и лестницы сделаны из белого мрамора, в нишах возле лестниц расположены бронзовые статуи, которые символизируют образование и юстицию.
Русский павильон на Венецианской биеннале
1914, архитектор Алексей Щусев
Венецианская биеннале — одна из крупнейших выставок мирового искусства. Россия участвует в ней с момента создания в 1895 году. В начале XX века интерес европейцев к России рос, и в 1914 году этот успех закрепили строительством русского павильона в Венеции. Он стал первым выставочным пространством страны за рубежом.
Архитектор Алексей Щусев создал павильон-терем в неорусском стиле. Здание демонстрировало своеобразие русской архитектуры: деревянные ворота в технике сквозной резьбы, стеклянная крыша с двуглавым орлом, виньетки на фасаде. С 1914 года русская экспозиция на биеннале располагается в этом здании.
Проект Русского павильона в Венеции. Фасад со стороны лагуны и боковой фасад. 1913. Бумага на картоне, тушь, акварель. 67,5 х 46,4 см. Частное собрание, публикуется впервые. Иллюстрация из книги «Русский павильон в Венеции. А. В. Щусев».Русские и советские архитекторы создавали и другие павильоны для международных выставок. В 1925 году павильон СССР для парижской выставки построили конструктивисты Мельников и Родченко. В 1937 году там же представили павильон Иофана, увенчанный скульптурой «Рабочий и колхозница». Павильон со скульптурой Мухиной вернули в Россию и установили на ВДНХ, библиотеку из павильона Родченко можно увидеть в реконструкции, а вот русский дом в Венеции сохранился. За сто лет его много раз переделывали, но посмотреть на него можно до сих пор.
Дворец культуры и науки в Варшаве
1952–1955, архитектор Лев Руднев
Здания МГУ, МИДа и еще пяти высоток 40-х — 50-х годов стали стали символом «сталинского ампира». Мода на массивные здания с башнями и шпилями распространилась на дружественные СССР страны. Высотки появились в Китае, Монголии, Германии, Румынии, Чехии. Где-то их возводили местные архитекторы, а где-то — советские. Например, польский Дворец культуры и науки сконструировал советский архитектор Лев Руднев — автор проекта главного здания МГУ.
Он не хотел делать простую копию московских высоток и привнес в здание польский колорит. В оформлении башни он сделал отсылки к ратуше в Кракове, а декоративные элементы перекликаются с краковскими Суконными рядами XIII века. Это здание — самое высокое в Польше. Его высота составляет 187,68 м, а вместе со шпилем — 237 м.
Музей архитектурного рисунка в Берлине
2011–2013, архитекторы Сергей Чобан, Екатерина Рыкова
В конце XX — начале XXI веков постройки русских архитекторов за рубежом перестают быть идеологическими. Архитекторы из России доказывают, что могут создавать интернациональные проекты без национального колорита. Основатель бюро SPEECH Сергей Чобан с середины 90-х живет в Берлине и возвел в городе несколько заметных зданий: штаб-квартиру Coca-Cola, гостинично-деловой комплекс DomAquarée и торговый центр Mall of Berlin.
Музей архитектурного рисунка стал для Сергея личным проектом. Он не только построил этот здание, но и основал сам музей: в основе экспозиции — его коллекция архитектурной графики. В ней есть работы Джованни Баттисты (Giovanni Battista), Карла Шинкеля (Karl Schinkel), Захи Хадид (Zaha Hadid). Бетонный фасад здания тоже украшен архитектурными эскизами — рисунками итальянца Пьетро Гонзаго (Pietro Gonzago).
Здание построено в виде пяти блоков, которые напоминают стоящие друг на друге коробки. Окна в музее практически отсутствуют: это помогает поддерживать в помещениях необходимую температуру и влажность для хранения графики.
Автор текста: Екатерина Мареева
Elle Decoration
Хёрст Шкулёв Паблишинг
Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)
Русская архитектура — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
Киевская Русь
Принятие христианства в 988 году коренным образом повлияло на развитие древнерусского искусства и архитектуры.
Зодчество Древней Руси складывается на основе каменной архитектуры Византии, однако известно, что первые христианские церкви были сделаны из дерева.Первым произведением монументальной архитектуры принято считать Десятинную церковь в Киеве (989), построенную князем Владимиром рядом с княжеским теремом. По преданию, церковь была воздвигнута на месте мученической кончины первых русских святых Федора и Иоанна. В строительстве участвовали греки, о чем сказано в летописи: «Володимер помысли создати церковь Пресвятыя Богородица и послав преведе мастеры от Грек». В основе строительства лежала крестово-купольная система: прямоугольник, разделенный опорами на нефы (коридоры). Перекрытием служили цилиндрические своды, расположенные в форме креста. Купол держался на барабане, который опирался на подпружные арки. В XII после землетрясения церковь подверглась реставрации, что изменило ее внешний облик. Церковь была разрушена в 1240 году ордой хана Батыя.Главным архитектурным сооружением Киевской Руси считается Софийский собор, построенный в XI веке князем Ярославом Мудрым. Это был пятинефный 13-главый собор, украшенный мозаиками и фресками, выполненными византийскими мастерами, и по праву признанными шедеврами древнерусского искусства. Двухъярусная галерея окружала с трех сторон собор, а снаружи одноярусная. На рубеже XVII–XVIII веков собор был перестроен в стиле украинского барокко, однако мозаичный интерьер и фрагменты росписей остались в сохранности.Владимиро-Суздальская архитектура
Архитектура Новгорода и Пскова
Величайшим памятником архитектуры считается собор Святой Софии, возведенный внутри кремлевских стен Великого Новгорода, созданный в период с 1045 по 1050 год на месте старого храма. Он был пятинефным, с тремя галереями, в которых располагалось несколько престолов. Стены храма были покрыты фресками, фрагменты которых сохранились до сих пор.В облике Софийского собора уже прослеживаются общие черты, свойственные новгородской архитектурной школе: монументальность строения, сдержанность и строгость декора, простота архитектурного образа.
В XII веке создаются мощные и величественные соборы: Николо-Дворищенский (1113), собор Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117) и Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119).В эпоху феодальной раздробленности (конец XII века) строятся храмы иного типа, уже не такие значительные по масштабу. Известная постройка этого периода — церковь Спаса на Нередице, построенная из местного известняка. Во время Великой отечественной войны памятник был разрушен из-за воздушной атаки, но благодаря подробным описаниям был восстановлен в 1956–1958 годах. Известны копии древних фресок церкви, сделанные художником Н. А. Мартыновым в XIX веке.
Расцвет Новгородской республики приходится на вторую половину XIV века. Знаменательный памятник этого периода — церковь Федора Стратилата на Ручью. В основе здания куб с четырьмя столбами, увенчанный куполом. Фасады украшены декоративными элементами: нишами и арками. Считается, что ниши фасадов ранее были расписаны фресками, что не характерно для северной архитектуры. Пристройка и колокольня, примыкающие к храму, построены в XVII веке. Роспись стен храма сохранилась фрагментарно, однако является ценным о бразцом средневековой русской живописи.
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице знаменита своими фресками кисти Феофана Грека. Храм был построен на средства жителей улицы на месте деревянной церкви. Этот храм отличает изящество и устремленность ввысь из-за фасадных стен, которые имеют треугольную форму, так как крышу позднее сделали восьмискатной. Наружные стены обильно украшены декором: разделены на прясла, оформлены арками и бровками, стрельчатыми и полукруглыми окнами, декорированы каменными или же вырезанными крестами.Самыми ранними архитектурными постройками Пскова считается Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (XII век). Его архитектура уникальна среди прочих образцов: в основе здание имеет равноконечный крест. Роспись собора была осуществлена греческими мастерами и имеет особую художественную ценность. Ее покрыли штукатуркой в XVII веке и заново раскрыли в 1958 году. Собор сейчас выглядит гораздо приземистей, чем изначально за счет значительного культурного слоя. Окна собора были переделаны в XVII–XVIII веках, неизменными остались лишь окна барабана.Собор Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря (1311) сооружен по типу собора Мирожского монастыря, имеющего в своей основе крест. Его росписи датируются первой половиной XIV века и они уникальны в своем роде.Возвышение Русского царства стало толчком его политического и экономического развития, и как следствие, появились новые формы в архитектуре.
Шатровая архитектура — основное отличие зодчества Московского царства. Здания выполнялись в форме шатра, однако до сих пор учеными ведутся споры откуда пришел этот тип. Большинство сходится на том, что шатровая архитектура перешла из форм деревянного зодчества. Основным отличием этого стиля было то, что храмы не имели внутри себя опор, все строение держалось на фундаменте.
Церковь Вознесения в селе Коломенское — первый каменный храм в шатровом стиле, построенный в 1528–1532 годах в честь рождения долгожданного сына Василия III — Иоанна Грозного. Архитектором был, предположительно, итальянец П. Ф. Ганнибал, однако есть и свидетельства о том, что автором был русский мастер Петрок Малый. Храм построен в виде шатровой башни, которая укреплена пилонами. Вся конструкция окружена галереей и в плане имеет равноконечный крест.Символом Москвы и памятником этого периода является храм Василия Блаженного (собор Покрова на Рву). Собор возвели по приказу царя в память о взятии Казани в 1555–1561 годах. Построенный псковским зодчим Бармой Яковлевым, который имел прозвище Постник, он был выполнен в форме креста, где по центру расположена основная шатровая церковь. Есть и другая версия, что авторами собора были два архитектора Барма и Постник. Собор в своей структуре имеет десять отдельных храмов, построенных на одном фундаменте. Все престолы освящены в память о значимых датах при взятии Казани. Десятый предел Василия Блаженного был пристроен позже и дал окончательное название с обору. В XVII веке к собору была пристроена шатровая колокольня.Шатровый стиль оказался неблизок русской архитектуре, вскоре строить подобным образом было и вовсе запрещено. К концу XVI века Москва стремительно разрасталась, сооружались церкви и монастыри в которых строились монументальные пятиглавые храмы, символизирующие мощь царской Руси: Смоленский собор в Новодевичьем монастыре, Успенский Собор в Троице-Сергиевой лавре, а также главные соборы многих провинциальных городов.Благодаря политике Российского государства, в этот период было построено значительное множество фортификационных сооружений и укреплены старые.
Помимо церковных строений, активно развивается гражданская архитектура: появляется знаменитая Александровская слобода, опричный двор, палаты Романовых в Зарядье, Теремной дворец, Старый английский двор, Воскресенские ворота Московского Кремля и прочие каменные и деревянные постройки.Пережив междоусобицы и разгром Смутного времени, Русское государство было ослаблено и не имело средств на внушительные постройки. Инициативу по созданию новых сооружений взяли на себя купцы и бояре. Таким образом, появилась череда небольших церквей с обильным декором. Примером такого русского узорочья может служить Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1652), один из последних памятников шатрового стиля. Патриарх Никон издал указ, запрещающий церковные постройки в этом стиле, так как они не соответствуют византийским образцам.После запрета шатра, архитекторы стали применять тип бесстолпного храма — восьмерик на четверике, а шатер заменять рядом кокошников, тем самым, сделав узорочье основным стилем Москвы начала XVII века. Яркими примерами могут служить: храм Святой Троицы в Никитниках (1653), церковь Святой Троицы в Останкине (1692), храм Николая Чудотворца в Хамовниках (1682) церковь Святого Николая «Большой крест» у Ильинских ворот, уничтоженная в 1934 году. Храмам этого типа свойственна изящность, декоративность и устремленность ввысь.
Новое архитектурное направление развивалось и в других городах помимо Москвы. Например, церковь Иоанна Предтечи в Ярославле, ансамбль Ростовского Кремля.Русская архитектура рубежа XVII–XVIII веков испытывала влияние западного барокко. Первые здания, построенные в этом стиле, были в поместьях Нарышкиных под Москвой, что и дало название этому стилю — «нарышкинское барокко». По сути это был синтез элементов исконно русского зодчества и западно-европейских мотивов, проникших через Украину.Первыми и знаковыми постройками были церковь Покрова в Филях (1693–1696), Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке (ныне разрушенная), Спасская церковь в Уборах (1694–1697), Знаменская церковь в Дубровицах (1690–1697). Это краснокирпичные храмы с белокаменным обильным декором. Колокольни теперь располагались на самом фасаде, а не рядом с церковью, как это было принято ранее.
Монастыри также предстали в новом барочном облике: Крутицкое подворье, Новодевичий и Донской монастыри.Светская архитектура также стремилась идти в ногу со временем, примером чего может служить Сухарева башня в Москве. Самыми известными архитекторами Московского барокко были Яков Бухвостов (Троицкая церковь в Троице-Лыково) и Петр Потапов (церковь Успения на Покровке).Деревянное зодчество Русского Севера также заслуж ивает немалого внимания. Церкви строились полностью из дерева без применения молотка и гвоздей. В основе деревянной архитектуры лежит русская изба. Из-за сложности выполнения купола из дерева зодчие применяли конструкцию шатра. Особый интерес представляет 24-купольная Покровская церковь в Вытегре, сожженая в 1963 году и 22-купольная церковь Преображения в Кижах 1714 года.
Основание Санкт-Петербурга стало новой главой в истории русской архитектуры. Петр I планировал создать новую столицу, ориентируясь на голландской и немецкий стиль архитектуры, который, появившись в России стал называться петровское барокко. Центральным его памятником является Петропавловский собор архитектора Доминико Трезини. Как и всей петровской архитектуре, ему свойствены простота, лаконичность и сдержанность форм. Здание собора, построено по типу базилики: вытянутое пространство с запада на восток. На западном фасаде возвышается колокольня с остроконечным шпилем.Дворец Меньшикова — знаменательное творение петровской эпохи, авторами проекта которого были известные архитекторы Д. М. Фонтана (1710–1712), И. Г. Шедель (1713–1727), Д. Трезини, Ж.-Б. Леблон, Б. К. Растрелли (1717–1719) и др. Здесь устраивались приемы, ассамблеи и торжества. Дворец был роскошно оформлен и представлял собой типичный пример русского барокко: фасады завершены аттиком, оформлены пилястрами и затейливыми фронтонами.Зимний дворец Петра I представлял собой небольшое двухэтажное здание, скромно декорированное пилястрами и треугольными фронтонами на окнах, крытое черепицей. Он был неоднократно перестроен и частично сохранился в здании ныне существующего Эрмитажного театра.
Растрелли был автором проектов Зимнего дворца, Петергофа, Смольного собора и Екатерининского дворца в Царском селе. Его произведения значительны, монументальны и богато украшены всевозможными декоративными деталями, скульптурой и яркой позолотой.В Москве также появились постройки в стиле барокко, знаменитыми авторами которых были Д. В. Ухтомский (проект колокольни Троице-Сергиевой лавры, Красных ворот) и И. Ф. Мичурин (колокольня церкви Параскевы Пятницы, ныне уничтоженная).В царствование Екатерины II барокко сменил стиль классицизм. Уволив Растрелли, императрица покровительствовала иностранным архитекторам.Архитектурный облик Москвы в екатерининскую эпоху создавали архитекторы В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. Знаменитый Дом Пашкова (1774–1776) Баженова возвышается на холме напротив Кремля. Авторству Казакова принадлежит Большой Царицынский дворец в уникальном готическом стиле и Сенатский дворец в Кремле.Начало XIX ознаменовалось господством стиля ампир, что означает «имперский». Его отличает театральность, упорядоченность и симметрия. В Петербурге ампир наиболее показательно проявил себя в Казанском соборе (1801–1811) творения А. Н. Воронихина. Ориентируясь на собор св. Петра в Риме, архитектор создал величественное здание с мощной колоннадой, раскрывающейся в сторону Невского проспекта.По проекту А. Д. Захарова было создано здание Адмиралтейства (1806–1823), которое воплощает в себе идею русской морской славы. Центр композиции — башня с высоким шпилем, окруженная рядом колонн, ставшая главным символом города и его архитектурным центром.Исаакиевский собор (1818–1858) по проекту О. Монферана был возведен на месте предыдущего собора для придания городу более торжественного вида. Собор имеет внушительные размеры, окружен четырьмя портиками и несет на себе мощный купол. Интерьер оформлен мозаичными панно, авторами которого были известные художники александровской эпохи. Стены облицованы мрамором.Карло Росси — известный представитель Петербургского ампира — прославился авторством проектов зданий Сената и Синода.В Москве в честь победы над Наполеоном создается Большой театр. Изначально автором проекта был А. А. Михайлов, но О. И. Бове внес некоторые изменения в план здания. Манеж, созданный Бове был построен в честь 5-летия победы. В 2004 году претерпел значительные изменения из-за реконструкции после пожара.Благодаря Николаю I, давшему большую свободу архитектуре, стиль ампир сменился эклектикой, которая проявилась использованием элементов архитектуры прошлых столетий. Так появляется неорусский, неовизантийский, неоготический, неоренессанс, необарокко, неомавританский и др. стили. В конце XIX века возрастает интерес к отечественной истории и культуре. Именно поэтому в России особенно популярен был неорусский стиль, воплощением которого является Храм Христа Спасителя в Москве (1860), построенный в память о победе над Наполеоном по проекту К. А. Тона. Он же был архитектором Большого Кремлевского дворца, в декоре которого использовал элементы и эпохи Возрождения, и древнерусские: наличники с разорванными фронтонами, пилястры, трехскатную крышу и т. д.Неорусский стиль прекрасно взаимодействовал с другими направлениями архитектуры вплоть до прихода модерна.
Яркие примеры этого стиля находятся под Москвой в усадьбе Абрамцево — терем И. П. Роптера, в Москве — типография Мамонтова, построенная по проекту В. А. Гартмана. Прекрасным образцом является Дом Игумнова на Якиманке Н. К. Поздеева (1888–1895), здание Верхних Торговых рядов А. Н. Померанцева.Церковная архитектура заимствовала традиции Псковского и Новгородского зодчества, однако многие черты сближают ее с модерном: церковь Спаса Нерукотворного в Клязьме, в Санкт-Петербурге Николо-Александровский храм (уничтожен в 1934), Никольский старообрядческий храм в Москве (1914), Покровский собор Марфо-Мариинской обители (1908-1912) А. В. Щусева. Храм Спаса на Крови (1803–1907) в Петербурге был построен на месте гибели императора Александра II и выполнен в традициях русского зодчества XVII века: богатый кирпичный декор, кокошники, шатровая колокольня, многоглавость и живописность.В конце века в архитектуре начинает преобладать модерн, наиболее ярко проявившийся в Москве. Этот стиль был востребованным до начала Первой мировой войны. Наиболее выдающийся архитектор этой эпохи — Ф. О. Шехтель. По его проекту был построен знаменитый особняк С. П. Рябушинского. Архитектор отказался от прямых линий, используя биоморфные мотивы, причудливые формы, декор из мозаики и глазурованного кирпича.Л. Н. Кекушев — еще один известный мастер модерна. Ему принадлежат особняк А. И. Кекушевой на Остоженке, гостиница «Метрополь». Фасады гостиницы спроектировал В. Ф. Валькот, автор проекта особняков Гутхейля (1903) и Якунчиковой (1900) в Пречистинском переулке.
В 1910-х годах модерн уступил место палладианству – синтезу ампира и архитектуры Высокого Возрождения с учетом развития современных строительных технологий. Яркими примерами неоклассики может служить дом Антоновой в Петербурге (1913) В. В. Шауба, Дом с башнями (1913–1915), Музей изящных искусств в Москве, ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина (1912) Р. И. Клейна.Как и изобразительное искусство, архитектура послереволюционного периода отказывается от классических форм. Башня Татлина — символ архитектуры авангарда. Это неосуществленный проект монументальной постройки, посвященной III Интернационалу, который представляет собой металлические спирали, расположенные друг над другом, обвивающиеся вокруг центральной оси. По подобному принципу создана и осуществлена Шуховская башня на Шаболовке (1922).
Массовая реконструкция городов (генеральные планы) — была важнейшей задачей архитектуры революции, в первую очередь, это касалось Москвы и Петрограда. Большинство предложений так и осталось на бумаге, однако началось массовая застройка жилыми домами для рабочих.
Развитие технологий сделало конструктивизм лидирующим направлением в архитектуре. Братья Веснины создали первый проект конструктивистского здания — Дома труда в Москве — передающего пролетарские и индустриальные идеи об аскетизме и простоте внешних форм. Расцвет конструктивизма приходится на 1930-е годы, создается новый тип общественных зданий: дворец культуры ЗиЛа братьев Весниных, общежитие-коммуна Текстильного института И. Николаева. Мировое признание получил К. С. Мельников, однако в 1936 году он был признан советской общественностью непригодным за формализм. Дом Мельникова (1927–1929) — одноквартирный дом, памятник архитектуры авангарда, был экспериментальным проектом. Автор хотел воплотить идею круглого здания, которую впоследствии можно было бы использовать при строении других построек. Также известен проект Мельникова — Дом Культуры им. С. М. Зуева — красноречивый памятник конструктивизма.Теоретиком рационализма был А. К. Красовский. Этому стилю свойственны лаконичность и строгость, в его основе был интерес к человеческому восприятию внешних форм. Н. А. Ладовский был лидером этого направления и основал объединенные мастерские (обмас) при ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские, созданные в Москве в 1920 году). Единомышленники Ладовского организовали Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА).
Еще в 20-х годах, было развернуто широкое строительство трех-, пятиэтажных домов по типовым секциям. Жилой комплекс на Шаболовке, построенный по проекту АСНОВА, при использовании типовых секций имеет художественную индивидуальность и выразительность.
В 1930 году архитектором Щусевым был возведен мавзолей Ленина на месте деревянной постройки. Новое здание было в виде ступенчатой композиции из железобетона с кирпичными стенами, облицованными гранитом.Международный конкурс на строительство Дворца Советов в Москве стал отправной точкой новой тоталитарной эстетики. Сформировавшаяся сталинская архитектура отличалась монументальностью, стремлением к классическим формам. Среди построек довоенного периода можно выделить Дом на Набережной, корпус санатория «Барвиха» Б. М. Иофана. По проекту Чечулина были построены: комплекс зданий на Триумфальной площади, КЗ Чайковского, станции метро Комсомольская, Динамо, Охотный ряд, Киевская.После 1945 года началось активное восстановление объектов, разрушенных во время войны, однако в то же время возводились и новые здания: семь «сталинских высоток» были построены в значимых точках Москвы. Это Здание Московского университета (1948–1953) по проекту Л. В. Руднева, жилой комплекс на Котельнической набережной Д. Н. Чечулина и А. К. Ростковского, гостиница «Украина», гостиница «Ленинградская», Здание на площади у Красных ворот, Министерство иностранных дел и жилой дом на Кудринской площади.Другим примером сталинского монументализма является выставочный центр в Москве, созданный для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) в 1954 году — ныне ВДНХ. Каждый из павильонов оформлялся в стиле его страны-представителя.
Станции метро Москвы и Санкт-Петербурга — также яркие примеры архитектуры этой эпохи. Они построены в 1940-х и 1950-х годах. Каждая из них знаменита своей уникальностью и монументальностью, богатым декором, необычным дизайном.
Жилые дома строились с использованием классических элементов: колонны, пилястры, фронтоны и др.
РедактироватьСоветская архитектура 1955–1985 годов. Хрущевско-Брежневский период
После смерти Сталина, столкнувшись с медленными темпами сооружения зданий, ЦК КПСС издает постановление о разработке новых технологий строительства и отказа от «декоративных излишков» в архитектуре. Новые здания были простых форм и лишены декора, их роль сводилась к функциональности и отражению технического прогресса. Примером может служить Государственный Кремлевский дворец (1960) М. В. Посохина, Останкинская телебашня (1963–1967) Н. В. Никитина. Дома-книжки на Новом Арбате, построенные по желанию Хрущева соответствовать Америке, значительно повредили исторический облик Москвы.Засилье коммунальных квартир и плохие условия жизни граждан привели к разработке типового проекта жилого пятиэтажного дома. Автором проекта был В. П. Лагутенко, который предлагал использовать при строительстве дешевый, и как в будущем выяснилось, недолговечный материал. «Хрущевки» стали строиться повсеместно, и именно они способствовали появлению понятия «спальный район».
Правление Брежнева отмечено большей свободой и разнообразием в выборе архитектурных форм. Дом советов РСФСР, ныне Белый Дом (1965–1979), по проекту Чечулина имеет схожие черты со зданиями сталинского периода.После распада Советского Союза перестал осуществляться государственный контроль за архитектурой. По мере того, как государство финансово укреплялось, в 2000-х годах стали появляться небоскребы, считавшиеся в советские годы наследием Запада. Так появился знаменитый бизнес-центр «Москва-Сити».
Жилой комплекс-небоскреб «Дом на Мосфильмовской» представляет собой двухсотметровую башню и дом-пластину, которые соединены небольшим корпусом.
Разработку многих проектов зачастую доверяют западным архитектором. Норман Фостер — автор около десяти амбициозных проектов, которые во многом изменили бы облик Москвы. Ни один проект не был осуществлен.Возникает также неоклассика сталинской архитектуры — жилой комплекс «Триумф-Палас».
Один из примеров продуманной архитектуры — жилой комплекс «Гранатный, 6». Здание продолжает традиции архитектуры ХХ века, при этом используется каменная резьба на фасадах в древнерусском и византийском стиле.
Традиция массовой застройки жилых домов сегодня активно продолжается, однако стоимость проектов современного типового жилья зачастую не соответствует его качеству.
- Самин Д. К. «Византийский стиль» в архитектуре России. 2005
- «Где найдешь Москву другую?..» Воспоминания архитектора В. А. Бакарева. М., 2011
- «Город храмов и палат». Архитектурные памятники Москвы — свидетели событий 1812 года. М., 2010
- 100 великих архитекторов. 2000
- 100 великих архитекторов. М., 2009
- Архитектурные ансамбли Москвы ХV – нач. ХХ вв. Принципы художественного единства. (Под ред. Т. Ф.Саваренской). — М., 1997.
- Баталов А. Л. Московское каменное зодчество конца ХVI в. Проблемы художественного мышления эпохи. — М., 1996.
- Бирюкова Н. В. История архитектуры. Издательство: ИНФРА — М., 2009.
- Борисова Е. А. Русская архитектура в эпоху романтизма. — Спб.: Государственный институт искусствознания, 1997. — 320 с. — ISBN 5-86007-083-7
- Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века. — М.: Наука, 1979. — 320 с.
- Борисова Е. А., Каждан Т. П. Русская архитектура конца XIX — начала XX века. — М.: Наука, 1971. — 239 с.
- Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. Альбом. — М.: Советский художник, 1990. — 360 с. — ISBN 5-269-00028-8
- Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский неоклассицизм. — М.: Галарт, 1998. — 80 с. — ISBN 5-269-00960-6
- Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. — М., 1994.
- Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры. М.: Центрпол», 2003.
- В. А. Пилявский, Т. А. Славина, А. А. Тиц, Ю. С. Ушаков, Г. В. Заушкевич, Ю. Р. Савельев История русской архитектуры / Под ред. Н. Н. Днепрова, Г. Г. Яцевича. — 2-е изд доп. и перабот.. — СПб.: Стройиздат СПб, 1994. — 600 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-274-00728-7
- Всеобщая история архитектуры — тт. I-ХII. — М., 1966–1977.
- Иконников А. В. Искусство, среда, время. — М., 1985.
- Иконников А. В. Историзм в архитектуре. — М., 1997.
- Каганов Г. 3. Санкт-Петербург: образы пространства. — М., 1995.
- Казаков Ю. Н. Архитектура мегаполиса. Россия, Европа, США. Феномен интеграции и глобализации.Москва, 2007
- Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830–1910-х годов. — М.: Искусство, 1978. — 400 с.
- Крашенников А. Ф. Архитекторы Российской империи с начала ХVIII века до 1917 года. Том 1. «А», М., 2008
- Лисовский В. Г. Архитектура России. Поиски национального стиля. Изд.: Белый Город, Москва, 2009
- Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество / ЦНИИ теории и истории архитектуры. — М.: «Искусство», 1986. — 311 с.
- Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество: Гражд. зодчество. — М.: «Искусство», 1983. — 287 с.: ил.
- Петров Д. А., Седов В. В. Каменное строительство в Новгородской земле последней четверти XVI в.
- Рескин Дж. The Seven Lamps of Architecture (Семь светочей архитектуры).1989
- Современная советская архитектура 1955–1980: учебник для вузов. Под ред. Н. П. Былинкина и А. В. Рябушина. — М., 1985.
- Ткачев В. Н. История архитектуры. М.: Высшая школа, 1987.
- Ухналев А. Е. Дворцы Санкт-Петербурга. 2003.
Архитектура в России
В Россию барокко пришло в 18 веке и достигло расцвета в середине века, то есть уже тогда, когда в Европе уже наметился переход к классицизму. Как и другие стили, барокко в России приобрел некоторую самобытность, благодаря чему появились такие понятия, как московское или нарышкинское барокко, русское барокко.
В архитектуре России классицизм проявил себя в период, начиная с конца 18 века и, наиболее ярко, в веке 19-м. В сравнении с трудоемкими в плане возведения объектами стиля барокко и рококо, объекты в стиле классицизм возводились проще и быстрее, но при этом выглядели не менее монументально, своим видом подчеркивали мощь …
Московское нарышкинское барокко
Само понятие «нарышкинское или московское барокко» довольно условно. Не смотря на то, что общепризнанного архитектурного стиля с таким названием не существует, знатоки …
Архитектура Великого Новгорода
Архитектура Великого Новгорода неразрывно связана с историей города и историей страны в целом. Жители города издревле считались искусными плотниками, возводившими шедевры архитектуры …
Архитектура Ижевска
Город Ижевск создавался на основе поселений вокруг Ижевского завода в конце 18 века и большинство архитектурных достопримечательностей относится к периоду 19 века, …
Архитектура России 17 века
17 век стал для России веком серьезных потрясений и больших перемен. Все это не могло не сказаться на развитии культуры. Менялось отношение …
Архитектура Ростова-на-Дону
Развитие архитектуры Ростова-на-Дону начинается с момента возникновения города. В современном городе можно четко отследить все архитектурные стили, которые были свойственны периоду, начиная …
Архитектура России 16 века
16 век в Российской архитектуре богат на события. В это столетие продолжается активное градостроительство, что явилось следствием активной внешней и внутренней политики …
Архитектура Тулы
Тула – типичный провинциальный город, интересный своей прекрасно сохранившейся архитектурой, относящейся к различным эпохам. Самой древней и известной постройкой города, дошедшей до …
Архитектура 18 века в России
18 век в архитектуре и градостроительстве России считается важным и знаковым. Он характеризуется тремя направлениями – барокко, рококо и классицизмом, проявившимися последовательно …