Важнейшие архитектурные сооружения древней руси: Список древнерусских архитектурных сооружений домонгольского периода – Attention Required! | Cloudflare

Церковь и культура. Архитектурные сооружения Древней Руси

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Французский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Французский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Технология
    • Испанский язык
    • Казахский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья

Архитектура Древней Руси

Цели урока:

  • Обучающая: охарактеризовать особенности русской средневековой архитектуры, сложившейся в результате слияния славянских и византийских традиций.
  • Развивающая: формирование навыков самостоятельной работы при подготовке выступлений, умения критически анализировать полученную информацию.
  • Воспитательная: способствовать воспитанию чувства сопричастности к истории Родины.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: эвристическая беседа, иллюстрация, видеометод, выступления учащихся.

Оснащение урока: мультимедийный компьютер, экран, проектор, презентации PowerPoint (Приложение 1, Приложение 2).

«О, светло светлая и украсно украшена земля Русская! и многими красотами удивлена еси: … городы великими, селы дивными… домы церковными… Всего еси исполнена земля Русская!…»

«Слово о погибели Русской земли».

Структура урока:

I. Организационный момент.
II. Проверка выполнения домашнего задания: фронтальный опрос (устно, при помощи Приложения1).
III. Изучение нового материала:

  1. Влияние христианства на формирование древнерусской культуры.
  2. Архитектурные памятники Древней Руси:
    1. архитектура Киева;
    2. архитектура Великого Новгорода;
    3. архитектура Владимиро-Суздальского княжества;

IV. Закрепление изученного материала.
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель объявляет тему урока, цели и задачи урока.

Работа в тетрадях: запись темы урока. (Приложение2, слайд № 1)

II
. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос с использованием презентации PowerPoint (Приложение1).

Подсчет полученных баллов за правильные ответы:

Оценочная шкала:
Вопросы №№ 2, 3, 6, 9, 10, 12 – 1 балл
Вопросы №№ 1, 4, 5, 7, 8, 11 – 2 балла

Итоги и оценки.

III. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя: Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте обсудим, что же означает слово «культура»?

Учащиеся высказывают свои мнения, учитель комментирует их высказывания.

Работа в тетрадях: запись определения термина «культура»: это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе трудовой деятельности.

Учитель: Культура Древнерусского государства развивалась под большим влиянием византийских традиций. Будучи примерными учениками византийцев, древнерусские зодчие, живописцы и литераторы сумели создать на славянской основе самобытную культуру, которая в своих традициях и формах просуществовала до конца XVII века. Наиболее ярко это слияние проявилось в древнерусской архитектуре.

Архитектурное строительство приобрело на Руси особый размах с принятием христианства в 988 г. К XI в. в связи с ростом городов стало вестись каменное строительство, во многом опирающееся на византийские традиции. Широкое распространение на Руси получил крестово-купольный тип храма, разделенный на три или пять нефов. Параллельно с каменным зодчеством развивались формы деревянной архитектуры. К сожалению, многочисленные пожары уничтожили эти интереснейшие памятники, а поэтому об архитектуре Древней Руси мы можем судить лишь по сохранившимся каменным постройкам.

Сегодня на уроке мы познакомимся с архитектурными памятниками, различных городов Древней Руси, которые сохранились до наших дней.

Далее выступают учащиеся с заранее подготовленными докладами.

1-й учащийся: Доклад на тему «Архитектура Древнего Киева».

Во времена правления Ярослава Мудрого (1019 – 1054 гг.) Древнерусское государство с центром в Киеве достигло особого расцвета. Около 400 церквей, как утверждал один из путешественников, посетивших Киев, украшали город. Златоверхие теремные башенки, крепостные вышки, церковные шатры и главы красиво выступали на фоне густой зелени холмов, возвышавшихся вдоль Днепра. (Приложение 2, слайд №2)

Земляные насыпные валы с каменными стенами длиной около 4 км опоясывали Киев. Главным входом в город с юго-запада были знаменитые Золотые ворота, обращенные к византийскому Константинополю — Царьграду. Эти ворота первыми встречали посланников из Византийской империи. Остановившись перед ними, нельзя было не задуматься: если ворота таковы, то каков же сам город?

Парадный въезд в Киев представлял собой гигантское архитектурное сооружение — сводчатый массив, сложенный из кирпича и камня. Две параллельные стены, перекрытые сводом, образовывали проход глубиной в 25 м. Надвратная церковь Благовещения с золоченым куполом венчала сооружение. Две массивные створки центральных ворот были окованы позолоченной медью, ярко сверкавшей на солнце. Вероятнее всего, это и определило их название. В нижней части Золотых ворот, под церковью, находились хранилища для ценностей. (Приложение2, слайд №3)

Самым известным храмовым сооружением Киева стал собор Святой Софии. Внешний облик собора в последующие времена претерпел значительные изменения, но и сегодня поражает необыкновенной красотой и величием. Ему нет аналогов ни в архитектуре Византии, ни в других государствах средневекового Востока и Запада. (Приложение2, слайд №4)

Первоначально Софийский собор — это пятинефный крестово-купольный храм с тринадцатью асимметрично расположенными главами. Центральный, самый большой купол выражал идею учения Христа, а остальные символизировали двенадцать его учеников. Снаружи собор окружали открытые одноэтажные галереи, на которых позднее были надстроены галереи второго этажа. Стены храма были выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем (плинфой), чередующимися с розовой цемянкой — раствором извести, песка и толченого кирпича. Сочетание серого и красного цветов с розоватым оттенком придавало фасаду собора нарядный вид.

Величественны были и внутренние помещения собора. Обилие пролетов, арок, украшающих пространство храма, создавало впечатление монументальности и пышности его внутреннего убранства. Многочисленные красочные фрески и искрящиеся золотом мозаики, покрывающие сверху донизу подкупольное пространство, стены, своды и столбы, придавали храму особую парадность и торжественность. (Приложение2, слайд №5)

Выступление учащегося обсуждается и комментируется учителем и учениками.

Учитель: Архитектурные памятники древнерусских городов, имея схожие черты, в то же время немало различаются как во внешнем облике, так и во внутреннем убранстве. Наиболее ярко эти различия видны при сравнении киевских и новгородских храмов.

2-й учащийся: Доклад на тему «Архитектура Великого Новгорода».

Новгородцы строили добротно, основательно, на века. Церкви и храмы выглядят приземистыми и подчеркнуто строгими: они, как говорится, не столько ладно скроены, сколько крепко сшиты. Изящное, хрупкое и изысканное не вызывало симпатий новгородских мастеров. Напротив, они стремились к суровой величавости и простоте.

Русским людям и иностранным купцам, подплывающим по реке Волхов к Великому Новгороду, прежде всего открывался вид на Софию Новгородскую, построенную вслед за Софией Киевской. При всей схожести планировки с Киевской Софией, София Новгородская имела свои характерные особенности. Вместо тринадцати куполов ее венчали пять глав, тесно сгруппированные в центре и напоминающие по форме шлемы русских богатырей. Большой средний купол был высоко вознесен над собором. Стены храма снаружи были лишены каких-либо декоративных деталей. Их неровные поверхности, прорезанные окнами в виде узких щелей без обрамления, воспринимались как сплошная, непроницаемая каменная масса. Побеленные в XII в. они придали зданию целостный и завершенный характер и еще раз подчеркнули его массивность и прочность. (Приложение2, слайд №6)

Внешний облик собора отличался простотой, строгостью и асимметрией форм. Эти же особенности были присущи внутреннему убранству храма. Здесь нет богатых мозаик и мрамора. Вместо колонн, тройных арок в соборе применили двухарочные пролеты, четырех- и восьмигранные столбы. Стены и своды покрыты удивительными по красоте фресками.

Выступление учащегося обсуждается и комментируется учителем и учениками.

Учитель: Рассказ об архитектуре Древней Руси был бы неполным, если бы мы не упомянули о памятниках зодчества Владимиро-Суздальского княжества. Залесский край с его древними городами — Владимиром, Суздалем, Ростовом — давно привлекал киевских князей. Леса здесь изобиловали зверем, реки — рыбой, луга — сочной травой. Река Нерль, впадавшая в Клязьму, связывала здешние черноземные земли с Окой и Волгой. В 1108 г. внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах (1053—1125) построил на высоком берегу Клязьмы «град Владимеръ Залешьский».

3-й учащийся: Доклад на тему «Архитектура Владимиро-Суздальского княжества».

С XII—XIII вв. Владимиро-Суздальское княжество — крупнейший архитектурный центр Руси. Строили здесь в основном из тесаного белого камня. Четырехстолпные храмы увенчивались одной главой, возвышающейся на высоком барабане с выступающими апсидами. Стены храмов были разделены на три части лопатками (пилястрами), каждая из которых завершалась закомарами.

Центром Владимира, самым крупным его сооружением стал Успенский собор. Являясь главным храмом владимиро-суздальских князей, он буквально царил над остальными постройками города. По художественному воплощению собор не уступал Новгородской Софии, но достигалось это с помощью иных архитектурных средств. В нем больше движения, динамики, его фасады богато украшены, купола далеко расставлены друг от друга. Дивный по красоте храм наглядно демонстрировал сказочное богатство русских князей. (Приложение2, слайд №7)

Наружная отделка храма поражает роскошью и изысканностью. Фасады, разделенные пилястрами, кажутся шире и наряднее. Сравнительно узкие, спрятанные в глубине стены окна подчеркивают стройность и высоту собора. Посередине фасада проходит широкая ажурная лента, состоящая из маленьких колонок, соединенных арками.

Внутри собора — многоцветные фрески по стенам, узорные полы из майоликовых плиток, обилие облачений из заморских тканей, золото и серебро иконных окладов — все поражало пышностью и великолепием. Центральное место в храме занимала икона Владимирской Богоматери, создававшая особую атмосферу благоговения. Этот признанный шедевр византийской живописи был привезен Андреем Боголюбским (ок. 1111—1174 гг.) из Киева.

Недалеко от Владимира, на берегу реки Нерли, среди заливных лугов, стоит белокаменный храм Покрова Богородицы (1165) — гордость русского зодчества, одна из его вершин, гимн красоте и гармонии человека и природы. Этот храм сравнивают с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени, называют это удивительное сооружение «поэмой из камня», «чудом русского искусства» (И. Э. Грабарь). (Приложение2, слайд №8)

Вглядитесь в благородные пропорции храма, отражающегося более восьми веков в водах небольшой речки Нерли. В его простых формах зодчим удалось передать легкость, изящество и стройность устремленного ввысь собора. Церковь построена в традициях четырехстолпного храма с членением наружных стен на три неравные апсиды. Средняя апсида шире остальных: она подчеркивает доминирующее значение купольной главы. Фасады богато украшены резьбой. Главный декоративный мотив — арка на двух стройных колонках, резьбой также покрыта поверхность барабана, поддерживающего купол. Каменные узоры придают зданию особую красоту и очарование.

Выступление учащегося обсуждается и комментируется учителем и учениками.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомились с величайшими памятниками древнерусского зодчества, Сохранившиеся памятники и сегодня поражают мастерством и художественным вкусом, высоким уровнем строительной техники. Они вызывают восхищение простотой и благородством форм, оригинальным решением архитектурных задач, богатством внутренней отделки. Глядя на эти удивительные храмы вспоминается известный афоризм: «Мы сами обретаем вечность пред этой дивной красотой».

IV. Закрепление изученного материала.

Учащимся предлагаются следующие вопросы и задания:

  1. Какое воздействие на развитие древнерусской культуры, в частности архитектуры, оказало крещение Руси?
  2. Перечислить важнейшие архитектурные сооружения Древней Руси. Какой из памятников зодчества произвел на вас наибольшее впечатление?
  3. Известный искусствовед, художник и реставратор И. Э. Грабарь так характеризовал архитектуру Новгорода: «Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца — доброго вояки, не очень отесанного, мужиковатого, но себе на уме... в его зодчестве такие же как сам он, простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, которое, с его точки зрения, «ни к чему», могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца — сила, и красота его — красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще». Согласны ли вы с такой оценкой искусствоведа?

Приведите конкретные примеры памятников древнерусской архитектуры, которые подтверждали бы мнение И.Э. Грабаря. (Приложение2, слайды №№ 9, 10)

V. Подводятся итоги по достижению целей урока; выставляются оценки наиболее активным учащимся.

VI. Домашнее задание.

Литература:

  1. Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. «Россия и мир» 10 кл. М. 2006.
  2. Данилова Г.И. «МХК. От истоков до XVII века» 10 кл. М. 2004.
  3. Игнатов А.В.. Методическое пособие. М. 2005.

Архитектурный облик Древней Руси. 10-й класс

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: изучение нового материала.

Объем урока: 90 минут

Цель: сформировать представления об особенностях архитектуры Древней Руси XII–XIV вв.

Задачи:

  • продолжить знакомство с древнерусской архитектурой на примере архитектуры Новгородского, Владимиро-Суздальского, и Московского княжеств;
  • познакомить с древнерусскими крестово-купольными типами храмов, с наиболее выдающимися памятниками;
  • использовать метод сравнения для определения общих черт и различий в зодчестве данного периода;
  • познакомить с творчеством древнерусских иконописцев;
  • воспитывать уважения к культурному наследию нашей страны.

Оснащение урока: Учебник МХК 10 класс Г.И.Даниловой. Компьютер, экран, проектор или интерактивная доска. Презентация к уроку, методические рекомендации по использованию презентации – см. Приложение.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Мотивация на изучение новой темы. Постановка проблемы урока.

Во второй половине 12 в. в жизни Древнерусского государства происходят изменения, которые в дальнейшем определяют судьбу русской культуры на много веков вперед. На Руси наступает период феодальной раздробленности.

Что это означает? Киевская Русь распадется на 14 княжеств.

Что характерно для этого периода? (войны)

Прочитайте эпиграф: “Чутьё пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм – словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно,

что наводят на мысль о совершенно исключительной, архитектурной одарённости русского народа”. И.Э.Грабарь, искусствовед

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Верно. Мы будем говорить о древнерусском зодчестве, которое и сегодня поражает мастерством и художественным вкусом. Познакомимся с историей создания шедевров архитектуры, сопоставляя её с историей древнерусского государства. Выяснить архитектурные особенности храмов каждого княжества и выяснить, есть ли между ними принципиальные отличия (если есть, то какие) или все они построены по общему принципу.

4. Формирование новых знаний

Сегодня мы рассмотрим архитектуру трех наиболее развитых княжеств того времени: Новгородского, Владимиро-Суздальского и Московского.

В ходе лекции, ученики заполняют таблицу в тетради:

Новгородское княжество Владимро-Суздальское княжество Московское княжество
Название храма, его архитектурные особенности.
     

5 слайд Архитектурное строительство приобрело на Руси особый размах с принятием христианства в 988 г. К XI веку в связи с ростом городов стало вестись каменное строительство. Во всех городах началось строительство храмов и соборов, сначала по подобию византийских, а потом на их основе были выработаны собственные архитектурные традиции.

6-7 слайд Веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры. Широкое распространение в это время на Руси получил крестово-купольный тип храма. Основу крестово-купольного храма составляет квадрат, расчленённый четырьмя опорами – на три нефа и заканчивающийся на востоке апсидой, на плане образует крест.

8-11 слайд Рассматриваются типы храмов: шатровые, ярусные, церкви-ротонды, храмы-корабли.

12-15 слайд Многоглавие храмов

16-19 слайд Символика цвета купола

20-26 слайд Архитектурный словарь. Рассматриваются элементы внешнего убранства храма: апсида, закомара, барабан, купол, портал, аркатурный пояс.

27 слайд Искусство великого Новгорода. В культуре Великого Новгорода, отделившегося от Киева, проявились черты самобытности. На его искусстве лежал отпечаток строгости и простоты. Лучшие новгородские мастера умели создавать подлинные шедевры архитектуры и изобразительного искусства.

28 слайд С середины 12 в. в Новгороде почти прекращается княжеское строительство и возникает множество небольших приходских храмов. Ярким образцом памятников новгородского зодчества последней трети XII века считается церковь Спаса Преображения на Нередице.

29 слайд Облик церкви сдержан и строг. Один купол, три нефа, с востока три алтарные апсиды, две апсиды резко пониженные. Единственное украшение – аркатурный (в виде арки) пояс под куполом с восемью прорезанными узкими окнами.

30-31 слайд Мировую известность церкви принесли фрески, выполненные в необычном светлом колорите: сочетание жёлто-красной охры, нежно-зелёного и синего цветов. Белый цвет положен на лики святых крупными, рельефными мазками. В годы Великой Отечественной войны в результате фашистских обстрелов церковь была разрушена и многие фрески не сохранились. Сохранились лишь росписи алтарной части и нижних участков стен.

32-34 слайд Церковь Рождества Богородицы построена на месте языческого святилища в Перыне в XIII в. Создается новый тип церкви, ставший определяющим для новгородской архитектуры XIV-XVвв. В последующих постройках менялись пропорции, форма покрытия, декор, но сам тип новгородских сооружений на протяжении 200 лет оставался неизменным.

35-38 слайд Новгородская школа иконописи. В конце 13 века формируется новгородская школа иконописи. Её расцвет пришёлся на вторую половину 14в – начало 15 века. Множество икон погибло в огне средневековых пожаров и во время ВОВ.

Тесное творческое содружество связывало новгородских мастеров с византийскими художниками, среди которых особенно выделялся Феофан Грек. Он поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице.

Краски изобилуют оттенками тонов. Формы моделирует при помощи света используя белила и блики, что более точно передаёт объём.

Первой известной русской работой Феофана была роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, построенной в 1374 г. Согласно Третьей Новгородской летописи мастер расписал храм в 1378 г. по заказу боярина Василия Даниловича и горожан Ильиной улицы. Главное содержание росписи – явление божественного света в мир и преображение творения божественными энергиями.

Живопись Феофана отличается свободой композиции, индивидуальными чертами изображаемых персонажей, необычайной выразительностью. Фрески Феофана выглядят суровыми и грозными. Феофан оказал большое влияние на новгородскую живопись.

39-40 слайд С середины XII крупнейшим центром Руси становится Владимиро – Суздальское княжество. В основе архитектурного творчества этого периода лежала идея объединении Руси под властью Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского. Разворачивается широкомасштабное строительство новых городов. Помимо древних городов - Ростова, Суздаля, Ярославля, выдвигаются новые: Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Москва и особенно Владимир. Здесь создаются выдающиеся памятники искусства. Многие из которых сохранились до наших дней.

41 слайд Ведется строительство новой столицы княжества – г.Владимира. Боголюбский возвёл укрепления и определил градостроительную структуру, в которой главное место отвёл возведению Успенского собора. При Андрее Боголюбском, владимиро-суздальская архитектура достигла наибольшего расцвета. Храмы строили из белого тесаного камня на известковом растворе, увенчивались одной главой, возвышающейся на высоком барабане. Архитектуру этого периода отличали простота декора, строгость пропорций, симметрия.

42-43 слайды Успенский собор стал крупнейшей постройкой новой столицы, центром ее архитектурного ансамбля. Расположенный на высоком берегу Клязьмы, он господствовал над городом и его окрестностями, а золотой купол собора было видно на многие версты вокруг.

По высоте Успенский собор во Владимире превосходил Софийские соборы Киева и Великого Новгорода. Сложен из белого камня-известняка, а его центральная глава покрыта “червонным золотом”, за что он получил наименование “Златоверхого”. Вначале был одноглавым, а в последствии 5-и-главым. Высота храма в 2 раза превышает его ширину.

44 слайд Центральное место в Успенском соборе занимала византийская икона Владимирской Богоматери. От первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты орнаментальной живописи, в которой угадывается высокий профессионализм выполнявших ее художников.

45-46 слайд Одновременно с храмом началось строительство резиденции владимирских князей в Боголюбово, неподалёку от которой был возведён белокаменный Храм Покрова Пресвятой Богородицы на реке Нерли, 1165г. Церковь Покрова на Нерли - шедевр мирового зодчества, вершина творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Её называют "белой лебедью" русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой.

47 -50 слайд С помощью удачно выбранных форм, пропорций и деталей зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать впечатление невесомости, устремленность в высь. Впервые в оформление фасадов были использованы архитектурные сооружения – рельефы в виде женских и львиных масок, а также три сюжетные композиции, по одной на каждом фасаде. В центре каждого фасада находится рельефная фигура знаменитого библейского царя Давида-псалмопевца. Зачарованные его музыкой, присмирели львы, птицы

Искусство Древней Руси 12-13 веков

Во второй половине 12 в. самым могущественным на Руси стало Владимиро-Суздальское княжество. Его князья, опираясь на торговцев и ремесленников, на дружинников и мелких земельных собственников, стремились ограничить влияние крупного боярства и боролись за единую княжескую власть.

Притязания владимирско-суздальских князей на первенствующее положение на Руси и их действительное могущество были одной из причин интенсивного архитектурного строительства. Естественным было обращение к традициям киевского зодчества, в котором ярко выражена, идея сильной княжеской власти. Однако во Владимиро-Суздальском княжестве были созданы самобытные, отличающиеся от киевских типы храмов — центральный городской собор и более скромная домашняя церковь для князя и его близких. Владимиро-суздальское зодчество выделяется также обилием скульптурного рельефа. Связанный, возможно, с искусством Галицко-Волынского княжества, скульптурный декор владимиро-суздальских памятников отличается яркой оригинальностью и своими корнями уходит в древнейшие слои народного искусства.

При князе Юрии Долгоруком были сооружены церковь Бориса и Глеба в Кидекше (1152) и Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152).

Обе церкви очень просты в плане: это четырехстолпные однокупольные сооружения с тремя сильно выступающими полуцилиндрами абсид. Четкость основных объемов особенно ощущается в Спасо-Преображенском соборе, суровом и строгом. Несмотря на легкость обозрения отдельных объемов — грузных абсид, гладких, ничем не украшенных и лишь прорезанных вытянутыми вверх окнами стен фасадов и могучего барабана, увенчанного шлемовидным куполом, весь храм, напоминающий вросший в землю куб, отличается необыкновенной цельностью. Впечатление нерасторжимости отдельных частей усиливается материалом и техникой его обработки. Собор сложен из идеально подогнанных друг к другу квадров белого камня, что делает его еще более монолитным.

Расцвет владимиро-суздальской архитектуры связан с именем Андрея Боголюбского. Князь основал свою резиденцию в Боголюбове, близ Владимира, там был воздвигнут обширный дворцовый комплекс, соединенный с храмом (общий облик которого реконструирован Н. Н. Ворониным). Сохранившаяся стройная лестничная башня в Боголюбове дает представление о характере архитектуры княжеского дворца той поры.

Огромное строительство было развернуто Андреем во Владимире. Старый город Мономаха был расширен и обнесен крепостной стеной. От его древних рубленых стен с каменными и деревянными башнями сохранились остатки земляных валов и белокаменные западные Золотые ворота (1164) — великолепный памятник крепостного зодчества 12 в.. Расположенный на высоком берегу Клязьмы, древний Владимир производил живописное впечатление. В его стенах находились княжеский дворец, епископский двор, большой посад, многочисленные храмы. Весь комплекс деревянных и каменных гражданских построек, белокаменных церквей и могучих крепостных башен венчал величественный Успенский собор, который был задуман князем как общерусский храм, подобный Киевской Софии. Облик Успенского собора (1158 - 1161) сильно изменился после пожара 1185 г.; в 1185-1189 гг. он был расширен Всеволодом, который, однако, сохранил древние стены и лишь велел обстроить их новыми; в результате собор вместо трехнефного стал пятинефным .

Первоначально это был шестистолпный храм с одной главой. Стройность и ясность пропорций сообщали ему спокойное величие и гармонию. Внутреннее пространство было легко обозримо, несмотря на шесть крестчатых столбов. В западной части помещались хоры; с них открывалось не только обширное подкупольное пространство, но и алтарное помещение, перед которым находилась невысокая преграда. Вход на хоры был, по-видимому, через лестничные башни; кроме того, хоры, вероятно, соединялись переходами с дворцом и епископским двором.

Зодчие князя Андрея богато украсили собор. У основания арок, ведущих в южный и северный нефы, находились парные фигуры лежащих львов; капители столбов были покрыты резьбой; скульптурные фигуры оживляли фасады храма. На старых фасадах (в настоящее время внутренние стены крайних нефов) можно и теперь видеть изящный аркатурно-колончатый фриз с консолями и простыми капителями. Своды и стены внутри храма были покрыты фресковой росписью, полы устланы майоликовой плиткой, церковная утварь сияла золотом и серебром.

Успенский собор уже в первоначальном виде свидетельствовал об успешном использовании многих элементов романской архитектуры (перспективные порталы, аркатурный фриз, кубические капители, обильное применение резного камня). Однако не эти элементы, обогащавшие архитектурную выразительность храма, определяли его основную систему, которая основывалась на традициях древнерусского зодчества 11- первой половины 12 в.

Перед строителями стояла трудная задача, когда они взялись за восстановление Успенского собора после пожара. Сделав его пятинефным, они вынуждены были вынести абсиды и расширить их, а также возвести по углам собора еще четыре купола, меньшие по размеру, чем центральный. Эти изменения сообщили храму статичность, но придали еще большую величавость и торжественность. Массивные стены зодчие украсили аркатурным поясом с колонками.

Присущие Успенскому собору ясность пропорций и изумительное чувство ритма в применении архитектурных деталей и скульптурного рельефа выступают с еще большей отчетливостью в церкви Покрова на Нерли (1165)и Дмитриевском соборе во Владимире (1194-1197).

Знакомство с этими великолепными зданиями и их сравнение показывают, какой большой путь был пройден владимиро-суздальской архитектурой со времени Юрия Долгорукого, а также дает почувствовать различие храмов, созданных Андреем Боголюбским и несколькими десятилетиями позднее — Всеволодом III.

Церковь Покрова на Нерли - один из самых поэтических памятников древнерусского зодчества. Сооруженная князем Андреем, по преданию, в память горячо любимого сына, она находится вне пределов города и княжеской резиденции. Выделяясь своей ослепительной белизной из окружающего пейзажа, а зимой, словно драгоценный кристалл, сверкая на снежном фоне, она неразрывно связана с этим пейзажем.(Изыскания последних лет дали Н.Н.Воронину возможность выяснить важные технические особенности сооружения храма и предположительно восстановить его первоначальный облик. Строители учли неблагоприятное местоположение церкви, которая во время весенних разливов подвергается разрушающему воздействию воды, и воздвигли ее на глубоком и мощном белокаменном фундаменте, представляющем своеобразный стилобат. Но самое главное заключалось в том, что, по-видимому, к церкви с трех сторон (северной, западной и южной) примыкала открытая галерея, подобная той, которая в свое время окружала Киевскую Софию и многие другие храмы 11 - первой половины 12 в. В таком случае композиция церкви Покрова на Нерли отличалась ступенчатостью, пирамидальностью, характерной для многих храмов той эпохи.)

Но, конечно, высокое художественное совершенство церкви определяется не только нерасторжимой связью с природой. Зодчий обладал огромной творческой фантазией и удивительным чувством целого. Чуть вытянутая вверх, что подчеркивается пилястрами, легким арочным фризом и полуколонками, украшающими абсиды, церковь пленяет своим изяществом. В ней нет и следа грузности и тяжеловесности, свойственных собору Спасо-Преображения в Переславле-Залесском. Стройный, вытянутый вверх барабан не только не давит на храм, но, напротив, подчеркивает его устремленность ввысь, придает ему еще большую воздушность. В сущности, именно этим объясняются и сужение прясел южного и северного фасада, примыкающих к абсиде (Тот же прием используется впоследствии в новгородской архитектуре второй половины 12 в. (церковь Георгия в Старой Ладоге, церковь Петра и Павла на Синичьей горе в Новгороде), но он нисколько не облегчает храмов, а, наоборот, усиливает их грузность и массивность.), и богато профилированные порталы, и маскировка узких щелевидных оконных проемов с помощью дробного профиля, и ажурный скульптурный декор, с большим тактом примененный в украшении фасадов. Необыкновенно легок и светел интерьер церкви. Столбы здесь совсем не создают ощущение тесноты; своим взлетом они подчеркивают «открытый» характер внутреннего пространства.

Необходимо указать на то, что декоративное оформление церкви Покрова подчинено определенным архитектурным мотивам. Так, вертикали белокаменных стен, четко выделяющихся на фоне голубого неба или зелени деревьев, много раз повторяются в вертикалях лопаток, колонок, вытянутых окон, а полукружие купола имеет соответствие в полукружиях закомар, порталов, оконных проемов и т. д. Хотя по своим стилистическим признакам церковь Покрова и Дмитриевский собор близки друг к другу, они обладают неповторимым своеобразием, которое объясняется не только тем, что первая из них является скромным поминальным храмом, а собор, включенный в городской ансамбль, рассчитан на соседство с величественным Успенским собором. Их различие - это различие определенных этапов владимиро-суздальского зодчества.

Дмитриевский собор кажется по сравнению с церковью Покрова более внушительным и монументальным. Правильный куб основного объема сообщает ему устойчивость. Боковые прясла фасадов равны по ширине, абсиды более решительно выступают из общего массива. Вертикальные членения здесь не подчеркнуты с такой силой, как в церкви Покрова. Горизонталь же аркатурного фриза с тесно стоящими колонками выступает отчетливее.

Торжественность и пышность внешнего облика Дмитриевского собора усиливаются богатейшим скульптурным убранством, которое благодаря сложной игре света и тени делает собор еще более массивным и внушительным.

Летопись рассказывает, что для сооружения храмов и дворцов во Владимире и Боголюбове князья созвали мастеров со всех земель, но несомненно, что над рельефами работали местные мастера, которые и впоследствии славились как искусные резчики по дереву.

Скупо, но выразительно скульптурное убранство храма Покрова на Нерли; в Дмитриевском соборе оно гораздо богаче. Стены от аркатурного фриза до завершения закомар, а также простенки барабана покрыты рельефами. Оживляя поверхность, создавая удивительную игру светотени, они даже на дальнем расстоянии прекрасно подчеркивают конструктивную ясность храма. В то же время скульптурным украшениям свойствен определенный и четкий ритм, несмотря на различные формы и размеры отдельных изображений. Такая упорядоченность достигается фризообразным расположением рельефов, а также их симметрией. Издали похожие на кружево скульптурные композиции вблизи обретают определенный смысл и содержание. На одном из прясел северной стены можно видеть изображение Всеволода III на троне с сыном Владимиром на руках и склонившихся к нему остальных его четырех сыновей. На прясле южного фасада изображен «Полет на небо Александра Македонского». Так же как и первая композиция, он прославляет княжескую власть. Однако не эта идея лежит в основе скульптурного декора Дмитриевского собора - главным здесь является жизнеутверждающее начало, прославление всего живущего «мира». Это резко отличает рельефы Дмитриевского собора от современного византийского искусства и от романского искусства Западной Европы.

Во всех средних пряслах трех фасадов главенствует фигура библейского царя Давида, играющего на арфе. Псалмопевца окружают святые, охотники, мчащиеся всадники, борцы и т. д. Но больше всего здесь фантастических животных — грифонов, барсов, львов с «процветшими» хвостами и других сказочных зверей и птиц, а также изображений деревьев. Скульпторы, украшавшие храм, как будто задались целью изобразить все, что их окружало в жизни, что казалось им важным и значительным. В результате составился многоголосый хор, славящий жизнь и все сущее.

Вопреки догматам церкви скульпторы переосмысляли библейскую историю в духе народных верований и представлений. Не случайно в рельефах рядом с фигурами Давида, Всеволода, Александра Македонского оказались фантастические образы животных. Аналогии последним легко найти в языческом искусстве славян, которые в свою очередь восприняли многие мотивы, близкие искусству Древнего Востока. Народная основа рельефов не исчерпывается только внешними аналогиями, она проявляется и в том, что образный строй композиций проникнут выраженным в наивно-поэтической форме чувством единства всего живущего.

Народность владимиро-суздальских рельефов сказывается и в их плоскостной трактовке, говорящей об исконных традициях резьбы по дереву. Важно также указать, что в дальнейшем, на протяжении столетий, многие из этих сюжетов продолжали жить в народном ремесле, хотя их магический смысл был забыт. Еще недавно на крестьянских избах в северных областях можно было встретить украшения, удивительно близкие по мотивам владимиро-суздальским рельефам.

Время Андрея Боголюбского и Всеволода III явилось вершиной в развитии владимиро-суздальской архитектуры. В первой половине 13 в. владимиро-суздальское искусство уже значительно отличалось от искусства 12 столетия. Даже лучшие архитектурные памятники 13 в. не обладают прежней выразительностью, величием и ясностью. Это относится, например, к Георгиевскому собору в Юрьеве-Польском (1230-1234). Чрезмерным представляется и скульптурное убранство его стен, хотя сама техника обработки камня здесь выше, а скульптурные образы обретают тонкость и сложность, незнакомые резчикам 12 в.

Среди замечательных памятников живописи Владимиро-Суздальского княжества выделяются фрагменты росписи Дмитриевского собора конца 12 в. В частично сохранившемся «Страшном суде» (на сводах западной части храма) образы апостолов, ангелов, праведников отличаются психологической глубиной и сложностью. Они говорят о внутреннем родстве фресок Дмитриевского собора с такими выдающимися произведениями византийского искусства, как икона Владимирской Богоматери с ее глубиной внутренней жизни и силой чувства.

Фрагменты росписи Дмитриевского собора с несомненностью свидетельствуют о том, что здесь работали художники-греки. Это еще раз говорит о широте художественных связей Владимиро-Суздальского княжества.

Монументальная икона Дмитрия Солунского (конец 12- начало 13 в.) предположительно связана с Всеволодом III, патроном которого считался Дмитрий Солунский. Она должна была напоминать о законности и могуществе княжеской власти. В этой иконе Дмитрий Солунский — не суровый воин-подвижник, а властитель, на которого бог руками ангела возлагает княжескую корону. Его меч — символ светской власти, твердой и непоколебимой. В соответствии с изменением характера образа святого-воина изменился весь его облик. В спокойной позе восседает Дмитрий Солунский в богатой, украшенной драгоценными камнями и золотом одежде на вышитой жемчугом подушке роскошного трона. Если бы не жест правой руки, вынимающей из ножен меч, поза воина была бы совсем неподвижна, как неподвижно его лицо. Идея сильной княжеской власти в значительной мере лишает образ «святости», но это не ведет к отказу от отвлеченности иконного письма. Главными художественными средствами здесь стали силуэт и соотношение локальных красочных пятен. Хотя колорит иконы еще очень приглушен, декоративность цвета начинает выступать очень отчетливо и сообщает художественному образу внутреннее напряжение. Иным становится и линейный ритм. Рисунок в иконе спокоен, плавен, строится на определенных и легко заметных повторах. Так, могучая дуга спинки трона и плавное очертание плеч святого-воина повторяются в круглящихся линиях складок. Характерен также принцип симметрии, которому следует художник. Таким образом возникает устойчивое равновесие масс и замкнутость формы, достигается внутренняя целостность и значительность художественного образа.

Дальнейшее развитие владимиро-суздальской живописи можно представить по ярославским памятникам. В 13 в. Ярославль стал большим художественным центром. Здесь шло интенсивное строительство, здесь работали талантливые живописцы. Именно к ярославской школе относится монументальная икона Знамения (первая половина 13 в., так называемая Ярославская Оранта. В иконе господствует строгая симметрия, благодаря которой поза Богоматери кажется особенно неподвижной и величественной, но в целом ее образ не отличается непреклонностью. Ее фигура гораздо более стройна, чем фигура Оранты в Киевской Софии. Жест ее воздетых рук, повторенный Христом, не устрашает, а привлекает. Древнерусский человек воспринимал ее как заступницу. Этому характеру образа соответствует и яркий, сияющий колорит иконы. Темно-вишневые, красные, зеленые, белые тона в сочетании с золотом фона образуют звучный и радостный цветовой аккорд.

Ярославские иконы, созданные на протяжении 13 и в начале 14 в. («Архангел Михаил», «Толгская Богоматерь», обе в Третьяковской галерее), свидетельствуют о все более решительном отступлении художников от византийских иконографических схем.

Суздальские мастера прикладного искусства создали в 20-30-х гг. 13 в. уникальный памятник — великолепные двери суздальского собора. Обитые снаружи медными листами, они несут на себе 56 клейм с различными изображениями, выполненными оригинальным способом огневого золочения ( Медные листы, прикрепленные к дверям, сначала покрывали черным лаком, потом острым инструментом прочерчивали рисунок, который травили кислотой. Затем листы покрывали ртутью и золотом и нагревали. В результате золото накрепко соединялось с медью листа. Техника огневого золочения получила широкое распространение на Руси. Ею были выполнены, например, интереснейшие композиции Васильевских дверей новгородского Софийского собора (1336 г., в настоящее время находятся в г. Александрове).). Южные двери посвящены «деяниям ангелов», которые издавна были «покровителями» князей. Западные украшены сценами из Нового завета.

Суздальские врата богато орнаментированы, здесь встречаются изображения фантастических животных, знакомые уже по владимиро-суздальским рельефам. Орнаментация, легкая и изящная, близка к произведениям ювелирного искусства, которое получило богатое развитие во Владимиро-Суздальском княжестве. Археологи нашли немало украшений, говорящих об изысканном вкусе местных ремесленников — эмальеров, позолотчиков, резчиков. Следует упомянуть замечательные браслеты с позолотой из Владимирского клада (12-13 вв.), где орнаментальные мотивы заключены в рамки, воспроизводящие архитектурные формы. Тончайшим мастерством отличается шлем Ярослава Всеволодовича, найденный на поле битвы 1216 г. Его украшения — фигуры архангела Михаила и святого Феодора, растительные узоры и изображения грифонов - выполнены рельефной чеканкой.

Архитектура и изобразительное искусство Владимиро-Суздальского княжества сыграли большую роль в развитии древнерусского искусства. Они явились образцом для зодчих и живописцев Москвы, искусство которой начало развиваться в 14 столетии.

Говоря об искусстве домонгольской поры, необходимо упомянуть еще о некоторых художественных центрах. Интенсивное строительство происходило в 11 и 12 вв. в Полоцке, где во второй половине 11 в. был сооружен Софийский собор, создатели которого исходили из киевской традиции, хотя здесь налицо значительное упрощение форм. Гораздо более оригинален собор Спасо-Евфросиниевского монастыря (сооружен до 1159 г.), автором которого был зодчий Иоанн. Архитектор подверг традиционную систему крестово-купольного храма значительной переработке, подчеркнув динамичный характер композиции. Храм приобрел башнеобразный характер, типичный для многих построек последующих столетий.

Архитектура Смоленска, ставшего самостоятельным в 12 в., дошла до нас в весьма фрагментарном виде. Лучше всего сохранился храм Михаила Архангела (1191-1194), бывший придворной церковью князя Давида. По внешним объемам он напоминает Спасо-Евфросиниевский собор в Полоцке, но усложнен внешними притворами и боковыми абсидами, а также мощными пучками пилястр, подчеркивающими вертикальный ритм всего сооружения.

Весьма большим своеобразием отличалось зодчество Галицко-Волынской земли, которая приобрела особое значение во второй половине 12 и в 13 в. Галицкое княжество, более чем какие-либо другие русские земли, было связано с Западом что отразилось в его искусстве.

В результате археологических раскопок выяснилось, что фасады храмов (в частности, храмов в Гродно и в Холме) отличались большой декоративностью. Они были покрыты майоликой и натуральным камнем, что придавало им необычный на Руси вид. Тесно связан с киевским зодчеством сооруженный в 1160 г. Успенский собор во Владимире-Волынском. Он отличается компактностью форм и выразительностью декоративных украшений (аркатурный фриз), близких зодчеству романского Запада.

Живопись Галицко-Волынской земли известна очень плохо, сохранилось лишь несколько рукописей, украшенных миниатюрами местных мастеров.

Особенности архитектуры древнерусского государства - История архитектуры

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII - середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
    • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
    • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
    • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
    • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
    • Архитектура древнего Рима
    • Этрусская архитектура
    • Архитектура Римской республики
    • Римская республика. Общественные сооружения
    • Римская республика. Инженерные сооружения
    • Римская республика. Жилые сооружения
    • Римская республика. Виллы
    • Архитектура Римской империи
    • Римская империя. Градостроительство
    • Римская империя. Общественные сооружения
    • Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
    • Римская империя. Инженерные сооружения
    • Римская империя. Жилые сооружения
    • Римская империя. Погребальные сооружения
    • Ордер
    • Декор
    • Декор 2
    • Композиция
    • Роль римской архитектуры
    • Раннехристианская архитектура
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *