Свод это в архитектуре – Каркасная система готической архитектуры — это… Что такое Каркасная система готической архитектуры?

Свод — это… Что такое Свод?

  • свод — свод, а …   Русский орфографический словарь

  • СВОД — СВОД, свода, муж. 1. только ед. Действие по гл. свести в 1, 3, 9, 10, 11, 15, 16 и 17 знач. сводить2. Свод коровы со двора. Приступить к своду поступивших данных. 2. Сведенные в одно целое и расположенные в известном порядке тексты, факты, данные …   Толковый словарь Ушакова

  • свод — свод, взвод Криволинейное перекрытие, передающее на основание не только нагрузку, но и распор. Ист.: Плужников, 1995 • • • Перекрытие с криволинейными очертаниями. Ист.: Юсупов, 1994 См. также : ступенчатый свод, бочарный свод, коробовый свод …   Словарь храмового зодчества

  • Свод — строительная конструкция криволинейной формы, служащая для перекрытия помещения. Различают части свода: ПЯТА опорная часть свода. ЗАМОК верхняя часть свода. ШЕЛЫГА линия, проходящая в замковой части свода и соединяющая его верхние точки. ПРОЛЕТ… …   Строительный словарь

  • свод — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? свода, чему? своду, (вижу) что? свод, чем? сводом, о чём? о своде; мн. что? своды, (нет) чего? сводов, чему? сводам, (вижу) что? своды, чем? сводами, о чём? о сводах   собрание правил, законов …   Толковый словарь Дмитриева

  • свод — а; м. 1. к Свести сводить (7 9, 16 зн.). С. леса. С. полков в дивизию. С. косяков в табуны. 2. Сведённые в одно целое и расположенные в определённом порядке сведения, материалы, тексты, документы. С. законов. Международный с. морских сигналов. С …   Энциклопедический словарь

  • СВОД — СВОД, а, муж. 1. см. свести. 2. Сведённые в одно целое и расположенные в известном порядке сведения, материалы, тексты. С. законов. Летописный с. 3. Дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры какого н. сооружения, а также внутренняя… …   Толковый словарь Ожегова

  • СВОД

    — Открытые двери в Силиконовую долину (англ. Silicon Valley Open Doors (SVOD)) ежегодная инвестиционно технологическая конференция, проходящая в Силиконовой долине (Калифорния, США). Цели конференции [1, 2]: 1. Продемонстрировать американским и… …   Википедия

  • свод — гражданский брак, невенчанный (Даль, сводить) См …   Словарь синонимов

  • Свод — архит. пространств. конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геом. форму выпуклой криволинейной поверхности. Осн. виды С.: цилиндрич. (1), крестовый (2), сомкнутый (3), зеркальный (4), купольный (парусный) (5). Известен с глубокой …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Своды в архитектуре

    Во времена, когда античная архитектура только начинала свое становление, свод был одним из основных архитектурных элементов. Простейший вид свода – две наклонные стены, соединенные в верхней точке каменной плитой, называвшейся замковым камнем. Крыши, построенные таким способом, имели вид конька. После того, как мастера научились строить купольные своды их стали применять обширно в архитектуре, здания приобрели новый вид. Современные своды из стеклофибробетона намного легче и надежнее.

    Бочарный, или цилиндрический свод, был изогнут по всей своей длине. Он стал первым вариантом свода, и появился еще за 800 лет до н.э.

    Цилиндрический свод ↑

    Свод собора не был цельным, а состоял из нескольких сводов. Этим он отличается от аналогичного элемента в небольших базиликах

    ↑ Своды соборов
    Перед постройкой непосредственного самой внешней части свода, возводят деревянные опоры – «скелет» свода. Они распределят вес каменной части, которая затем будет поддерживать сама себя.

    Возведение цилиндрического свода ↑

    Для распределения веса здания и его элементов, использовали контрфорсы. Во время развития готики их иногда помещали снаружи здания в виде «летучих контрфорсов».

    ↑ Контрфорсы
    Ребра крестового свода

    Пересекающиеся под прямыми углами цилиндрические своды образуют ребра. Если такие ребра помещаются на каменные опоры, получается крестовый свод.

          
    Ребра крестового свода ↑

    Крестовые своды могут быть различных типов – от самого простого, в форме креста, до свода, структура которого похожа внешне на многогранники..

     ↑ Схемы крестового свода
    Во время готики самым сложным типом был звездчатый свод. Часть ребер, давшая название этому типу свода, использовалась только в декоративных целях.                                      

    Звездчатый свод ↑

    На пересечении нескольких балок, особенно в центральной части свода, помещались каменные блоки, покрытые узорами и резьбой.                 

     ↑ Рельефные украшения балок
    Для расположения украшений обычно выбирали именно ребра, так как они выступали от остальной части свода, служа поддерживающим его элементом.                                     

    Украшения ребер свода ↑

    Готический стиль принес в архитектуру своды со свисающими вниз каменными подвесками различной формы.                                                 

     ↑ Свод с подвеской

    Цилиндрический свод — Википедия

    Цилиндрический свод (полуциркульный) — свод с полуокружностью в сечении, одинаковом на всём протяжении.

    Простейший и самый распространённый свод, опирается на параллельно расположенные опоры, в поперечном сечении образует полукруг.

    Как все архитектурные сооружения на основе арки, цилиндрический свод создаёт особое распределение нагрузки на стены под собой. Существует несколько механизмов поглощения этой нагрузки. Один из самых простых — создание прочных толстых стен, это примитивный, а зачастую недопустимый способ. Другой, более элегантный способ — это построение двух или более параллельных циркульных сводов, чтобы нагрузки от каждого из них взаимно исключали друг друга. Такой метод чаще всего применялся в храмовой архитектуре, где несколько сводчатых нефов проходили параллельно по всей длине здания. Однако внешние стены крайних сводов всё равно должны были быть достаточно прочными или подкрепляться контрфорсом. Третий, наиболее элегантный, способ распределения боковой тяги — пересечение двух циркульных сводов под прямым углом, что создаст конструкцию крестового свода.

    Цилиндрические своды известны со времён Месопотамии и Египта и часто использовались в античной архитектуре. Они также использовались для замены Большой Клоаки системой подземной канализации. Другие ранние постройки с цилиндрическими сводами встречаются в Северной Европе, Турции, Марокко и других регионах. В Центральной Европе цилиндрический свод являлся неотъемлемым архитектурным элементом таких каменных сооружений, как монастыри, замки, башенные дома. Этот тип перекрытия чаще всего встречается в подвалах, склепах, длинных коридорах, монастырях и больших залах.

    Основные типы цилиндрических сводов[править | править код]

    Полуциркульные — коробовый свод, образованный полуокружностью.
    Стрельчатые — свод, образованный свод, образованный последовательностью стрельчатых арок.
    Коробовый —
    (camber arch, hyperbolisch-parabolides Dach — разновидность цилиндрического свода, служит для перекрытия больших, обширных помещений.
    Эллиптические — цилиндрический свод с направляющей в форме эллиптической кривой.
    Параболические — свод, образованный последовательностью параболических арок.
    Savona Cathedral barrel vault.jpg

    Несмотря на то, что цилиндрические своды использовались в Месопотамии и Египте, эти конструкции были не слишком популярны в ранних цивилизациях. Впервые значительное распространение они получили в Персии и Риме. Вероятно, такая техника возникла из необходимости возведения каменных зданий из кирпичей или каменных блоков в областях, где древесина в больших количествах не была доступна. Самый ранний полуциркульный свод был обнаружен под Шумерским зиккуратом в Вавилонии, датированный около 4000 г. до н. э., который был построен из обожжённого кирпича и глиняного раствора. Самые ранние полуциркульные своды в Египте находятся в Реваньяхе и Дендере, построенные примерно в 3500 г. до н. э. в эпоху Додинастического Египта. Они были построены из высушенного на солнце кирпича тремя кольцами, переходящими в гробницы, в таком случае пролёты составляли всего два метра. В раннее время цилиндрический свод главным образом был использован для подземных сооружений, а также для канализации. Однако несколько зданий Рамессеума также были построены таким образом. Недавние археологические раскопки в Моргантине (в провинции Энна) показали, что наземные цилиндрические своды были также известны и использовались в Эллинистической Сицилии в III в. до н. э., что указывает на то, что эта техника была также известна древним грекам.

    Древние римляне, по большей части унаследовавшие традицию цилиндрических сводов из Этрусской Цивилизации и Ближнего Востока, и персы были первыми, кто широко использовал технологию полуциркульного свода в крупномасштабных проектах. Они также были первыми, кто использовал строительные леса, помогающие им в строительстве помещений, не виданной прежде величины. Со временем римские архитекторы стали предпочитать крестовый свод, более сложный в возведении, но не требующих большой толщины стен для опоры, а следовательно, позволял создавать более просторные помещения.

    После падения Римской Империи, некоторые крупные здания были достроены в течение нескольких столетий. В ранний Романский период архитекторы вернулись к технологии цилиндрического свода при возведении больших соборов. Их интерьеры были достаточно тёмными из-за прочных, толстых стен, поддерживающих свод. Одним их самых больших и знаменитых храмов, перекрытых огромным цилиндрическим сводом, был храм аббатства Клюни, построенный между XI и XII вв.

    В XIII и XIV веках, с наступлением Готики, цилиндрические своды практически не использовались, в начале чаще всего были использованы крестовые своды, усиленные каменными рёбрами. Позднее были разработаны различные типы богато украшенных и сложных сводов.

    С появлением Барокко и возрастанием интереса к античному искусству и архитектуре циркульный свод повторно вошёл в моду, причём в довольно широких масштабах. Он использовался в строительстве таких масштабных сооружений, как Базилика Базилика Сант-Андреа (Батиста Альберти), Сан-Джо́рджо-Маджо́ре (Андреа Палладио), и, наверное, в самом известном, Собор Святого Петра в Риме, где пролёт составлял 27 метров в ширину.

    • Beverston Castle, Британия , крипта под южной башней западной части.
    • Кафедральный собор Кортона, Тоскана
    • Замок Данноттар, Шотландия
    • Вилла Адриана, Тиволи, Италия, начало 2го века нашей эры
    • Мавзолей Галлы Плацидии, Равенна, Италия (около 500 г. н. э.)
    • Muchalls Castle, Шотландия, склеп и длинный зал
    • Myres Castle, Шотландия, подвалы
    • Real Monasterio de Nuestra Senora de Rueda, Испания, клуатр монастыря (12 век)
    • Капелла Скровеньи, Падуя, Венето, Италия (1303 г.)
    • Сикстинская капелла, Ватикан
    • Ватиканский грот, Ватикан
    • Williamson Tunnels, Ливерпуль, Англия (начало 19 века)

    В викторианской и современной архитектуре представлены многочисленные примеры конструкций цилиндрических сводов, в том числе:

    • Белфаст, Северная Ирландия, мэрия Банкетный зал с потолком в виде цилиндрического свода 1896—1906, Площадь Донегал
    • The 925 Building, Кливленд, Огайо, конструкция 1924 года
    • Художественный музей Кимбелла в Форт-Уорте, штат Техас, США, шириной 174 фута.
    • Мельбурн, Австралия, Торговый центр Chase, изготовленный из поликарбоната
    • Новая библиотека университета Индианы
    • В. И. Плужников. Термины российского архитектурного наследия, словарь-глоссарий (1995)
    • Реставрация памятников архитектуры. Подъяпольский С. С., Бессонов Г. Б., Беляев Л. А., Постникова Т. М. М., 2000
    • Иллюстрированный словарь архитектурных терминов : учебный словарь / Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высшего проф. образования «Таганрогский гос. пед. ин-т»; авт.-сост. Т. В. Смолина; под ред. Г. Г. Инфантовой

    Каркасная система готической архитектуры — Википедия

    Руинированный собор аббатства Сен-Жан де Винь, Суассон, демонстрирует обнажённый каркас фасада готического здания

    Каркасная система готической архитектуры — совокупность конструктивных строительных приёмов, появившаяся в готике, которая позволила изменить распределение нагрузки в здании и заметно облегчить его стены и перекрытия. Благодаря данному изобретению, архитекторы средневековья смогли значительно увеличить площадь и высоту возводимых сооружений.

    Основными элементами конструкции являются контрфорсы, аркбутаны и нервюры.

    Два варианта распределения нагрузок: романика и готика

    Главной и в первую очередь бросающейся в глаза чертой готических соборов является их ажурная структура, представляющая собой резкий контраст массивным конструкциям предшествующей романской архитектуры.

    Распределение нагрузки[править | править код]

    Техническим прорывом архитекторов готики явилось их открытие нового способа распределения нагрузки. (Любое свободностоящее здание испытывает два вида нагрузок: от собственного веса (включая перекрытия) и погодные (ветер, дождь, снег). Затем оно передаёт их вниз по стенам — к фундаменту, нейтрализуя затем в земле. Именно поэтому каменные здания строятся более основательно, чем деревянные, так как камень, будучи тяжелее древесины, подвергается большей угрозе обрушения в случае ошибки в расчётах). В романской архитектуре, отчасти являющейся наследницей древнеримской, несущими частями здания были все стены целиком. Если архитектор желал увеличить размер свода, то таким образом увеличивался и его вес, и стену приходилось утолщать, чтобы она могла выдержать вес такого свода.

    Решающей для развития готики стала догадка, что вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определённых точках, и если их поддержать именно в этих местах, другим элементам постройки уже не обязательно быть несущими. Так возник готический каркас — хотя предпосылки для него появились несколько ранее: «Исторически этот конструктивный приём возник из усовершенствования романского крестового свода. Уже романские зодчие в некоторых случаях выкладывали швы между распалубками крестовых сводов выступающими наружу камнями. Однако такие швы имели тогда чисто декоративное значение; свод по-прежнему оставался тяжёлым и массивным»[1].

    Отличия в работе конструкций
    РоманикаГотика
    Нагрузку передают стены по всей длине собораНагрузку передают элементы каркасной конструкции, равномерно распределённые по периметру здания
    Колонны не имеют особенного значенияКолонны вместе с контрфорсами и аркбутанами — главные несущие элементы здания
    Толстые массивные стены, толщиной в несколько метров, несут нагрузкуТонкие стены, возведённые между колоннами, являются ненесущими перегородками
    Небольшие объёмы зданияСобор может иметь колоссальный размер
    Потолки не очень высокиеСводы очень высокие
    Окна небольшие, так как прорезают несущую стену и не должны уменьшать её несущую способностьОкна могут занимать весь простенок между колоннами, вместо перегородки
    Все помещения разграничены между собой массивными стенами, простенками и колоннамиПомещения визуально объединены в одно целое благодаря тонкости опорных колонн

    Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым (см. ниже), давление этого свода передаётся нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.

    Bonne-Esperance Cloitre est.JPG

    «Нервюрный свод был значительно легче романского: уменьшались и вертикальное давление, и боковой распор. Нервюрный свод своими пятами опирался на столбы-устои, а не на стены; распор его был наглядно выявлен и строго локализован, и строителю было ясно, где и как этот распор должен быть „погашен“. Кроме того, нервюрный свод обладал известной гибкостью. Усадка грунта, катастрофическая для романских сводов, была для него относительно безопасна. Наконец, нервюрный свод имел ещё и то преимущество, что позволял перекрывать пространства неправильной формы»[1].

    Таким образом, конструкция сильно облегчается за счёт перераспределения нагрузок. Прежде несущая, толстая стена превратилась в простую лёгкую «оболочку», чья толщина больше не влияла на несущую способность здания. Из толстостенного здания собор превратился в тонкостенный, но зато «подпёртый» по всему периметру надёжными и элегантными «подпорками».

    Кроме того, готика отказалась от полуциркульной, обычной арки, заменяя её везде, где только можно стрельчатой. Использование стрельчатой арки в сводах позволяло уменьшить их боковой распор, направляя значительную часть давления прямо на опору — причём, чем выше и заострённее арка, тем меньше она создаёт боковой распор на стены и опоры. Массивный свод заменился ребристым сводом, эти рёбра—нервюры диагонально перекрещивались и воспринимали нагрузку. Пространство между ними заполнялось простой запалубкой — лёгкой кладкой кирпича или камня.

    Полученные преимущества[править | править код]

    • Большая экономия строительного материала
    • Увеличение высоты здания, а также освещённости его внутреннего пространства
    • Объединение внутреннего пространства в одно целое
    • Сокращение сроков строительства
    Разрез готического собора.svg Розетка — замковый камень нервюрного свода
    • Аркбутан — это наружная каменная упорная арка, которая передаёт распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания — контрфорсы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли. В ранний период развития готики встречаются аркбутаны, скрытые под крыши, но они мешали освещать соборы, поэтому вскоре они были выведены наружу, и стали открытыми для обозрения извне. Аркбутаны бывают двухпролётные, двухъярусные, и комбинирующие оба этих варианта.
    • Контрфорс — в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействует распору сводов. В средневековой архитектуре догадались не прислонять его к стене здания, а вынести его наружу, на расстояние в несколько метров, соединив со зданием перекинутыми арками — аркбутанами. Этого было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. Внешняя поверхность контрфорса могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной.
    • Пинакль — остроконечная башенка, которой нагружали вершину контрфорса в месте примыкания к нему аркбутана. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий.
    Реймсский собор: столб-устой «пучок колонн», капитель «пята свода» и опёртые на неё нервюры
    • Столб-устой — мог быть простого сечения, или же представлять собой «пучок колонн».
    • Нервюра — ребро арки свода, выступающее из кладки и профилированное. Система нервюр образует каркас, поддерживающий облегчённую кладку свода. Делятся на:
      • Щековые арки — четыре арки по периметру квадратной ячейки в основании свода.
      • Ожива — диагональная арка. Почти всегда полуциркульная.
      • Тьерсерон — дополнительная нервюра, идущая от опоры и поддерживающие посередине лиерны.
      • Лиерна — дополнительная нервюра, идущая от точки пересечения ожив к щелыге щековых арок.
      • Контрлиерны — поперечные нервюры, связывающие между собой основные (то есть оживы, лиерны и тьерсероны).
      • Запалубка — в нервюрном своде заполнение между нервюрами.
      • Замковый камень (розетка)
    Разрез готического собора.svg Стрельчатый крестовый свод

    Важнейшим элементом, изобретение которого дало толчок прочим достижениям инженерной мысли готики, стал нервюрный крестовый свод. Он же стал основной конструктивной единицей при сооружении соборов. Основной признак готического свода — чётко выраженные профилированные диагональные рёбра, составляющие основной рабочий каркас, воспринимающий основные нагрузки.

    Предыстория его возникновения такова — сначала путём пересечения под прямым углом двух цилиндрических сводов возник крестовый. В нём, в отличие от цилиндрического, нагрузка уходит не на две боковые стены, а распределяется на угловые опоры. Вес подобных сводов, тем не менее, был очень велик. В поисках способа облегчения свода строители стали усиливать каркасные арки, которые образовывались на пересечениях крестовых сводов. Затем заполнение между ними становилось всё тоньше и тоньше, пока свод не стал полностью каркасным.

    Подобные каркасные арки получили название нервюр (фр. nervure — жилка, ребро, складка).

    Разрез готического собора.svg Фото нервюрного свода снизу: 4 щековые арки и две диагонально пересекающиеся. Разрез готического собора.svg

    Нервюрные своды представляли собой квадратные в плане ячейки. Они связывали между собой опоры пролётов нефа. Со временем сложилась т. н. связанная система — на каждый квадрат широкого главного нефа приходилось по два меньших, боковых. Эта система обеспечивала большую прочность и особый ритм внутреннего пространства храма[2].

    Фото звёздчатого свода снизу

    Каркас простейшего нервюрного свода состоит из 4 арок по периметру квадрата — щековых арок, и 2 диагонально пересекающихся — ожив. При полуциркульном профиле щековые арки оказываются ниже диагональных, что заставляло выкладывать заполнение между ними сложной формы. С введением стрельчатой арки согласовывать высоту стало очень легко — щековые арки стали делать стрельчатыми (будто сложенными в щелыге — хребте свода), а оживы сохранили полуциркульную форму. Распалубки опираются на нервюры, что позволяет сосредоточить давление только на угловых опорах. Эти распалубки выкладывались как самостоятельные малые своды, опиравшиеся на диагональные рёбра.

    Звёздчатый свод — форма крестового готического свода. Имеет вспомогательные рёбра — тьерсероны и лиерны. В каркасе чётко выделяются основные диагональные рёбра крестового свода.

    По мере развития стиля и технологии архитекторы стали вводить всё больше дополнительных деталей. Так, иногда они устанавливали дополнительные нервюры, идущие от точки пересечения ожив к стреле щековых арок — т. н. лиерны. Затем они устанавливали промежуточные нервюры, поддерживающие лиерны посередине — тьерсероны. Кроме того, они иногда связывали основные нервюры между собой поперечными нервюрами, так называемыми контрлиернами.

    Таким образом, количество нервюр увеличивалось от шести арок до 10, 12 и т. д.

    В начальный период развития готической архитектуры пространство (квадрат или прямоугольник в плане), перекрытое одним крестовым сводом, представляет собой (так же как и в романской архитектуре) самостоятельную пространственную единицу. Поздняя готика отказывается от трактовки пространства как составного и постепенно приходит к пониманию его как единого целого. Этого удалось достигнуть путём усложнения крестового свода введением дополнительных рёбер, которые дробили свод на более мелкие части[3].

    Варианты нервюрных сводов[править | править код]

    Схемы разнообразных вариантов нервюрного свода Капелла Клюни: нервюры свода, опёртые на пяты,
    находящиеся в стенах, а не на колоннах.

    В готических соборах можно найти множество вариантов переплетения нервюр, многие из которых не имеют названия. Несколько основных типов:

    Название[4]ИллюстрацияОпределение
    Крестовый свод
    (quadripartite rib vault)
    Простейший вариант нервюрного свода, имеющий 6 арок и 4 поля запалубки
    Шестичастный свод
    (sexpartite rib vault)
    Усложнённый вариант крестового свода, благодаря введению дополнительной нервюры, делящий свод на 6 запалубок
    Звёздчатый свод
    (lierne vault, Stellar vault)
    Chester cathedral nave.jpgСледующая ступень усложнения, благодаря введению лиерн, число которых может увеличиваться. Расположение нервюр приобретает очертания звезды.
    Веерный свод
    (fan vault)
    Создаётся нервюрами, исходящими из одного угла, имеющими одинаковую кривизну, составляющими равные между собой углы и образующими воронкообразную поверхность, напоминающую веер. Типичен для Англии («распластанная готика»).
    Сетчатый свод
    (netvault)
    Нервюры создают сетку рёбер с ячейками, примерно одинаковыми по размеру.

    Ложный свод — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Схема ложного свода

    Ложный свод — приём кладки в архитектуре, при котором образуется подобие сужающегося, сводчатого потолка.

    Настоящий свод (слева) и ложный свод (справа)

    В отличие от настоящего свода, впервые появившегося в Древнем Риме, при котором бо́льшая часть камней висит в воздухе, подпираемая соседними и замыкаемая замковым камнем наверху, в ложном своде все камни кладки лежат друг на друге, слоями, так, что их центры тяжести не выходят за пределы вертикальной проекции кладки. То есть в ложном своде исключён риск общего обрушения при извлечении или разрушении любого из камней.

    Ложный свод в отличие от настоящего не даёт бокового распора[1].

    Средиземноморье[править | править код]

    Самые ранние ступенчатые своды находятся в погребальной камере пирамиды Снофру в Медуме и в Большой галерее пирамиды Хеопса. В Среднем царстве такими крышами часто перекрывали мастабы, в Новом царстве по этому принципу сооружали ложные арки, хотя количество ступенчатых сводов в этот период сильно уступает их числу в эпоху Древнего царства[2].

    Ложный свод встречается в подземных склепах культур Средиземноморья, например в сирийском древнем городе Эбла, в израильских Тель-Хацор и Мегиддо[3].

    Строительная техника возведения ложных сводов хеттов и микенцев имеет схожие черты, причём сооружения хеттов возведены на 300 лет раньше микенских[4]. Главным примером построек с ложным сводом в Микенах является толосовое захоронение Сокровищница Атрея. Мост Аркадико (англ.) в Греции считается самым древним из сохранившихся арочных мостов в мире (около 1300—1200 годы до н. э.) и являлся частью военной дороги, пригодной для колесничих, между городами Тиринф и Эпидавр. У Элефтернского моста (англ.) на острове Крит нетипичная ширина пролёта — 4 м[5].

    Мезоамерика[править | править код]

    Ложный свод встречается во многих городах майя, в постройках предклассической эры. К началу классической эры (ок. 250 год н. э.) ложный свод становится практически повсеместным элементом конструкций Петенского бассейна[6].

    Юго-Восточная Азия[править | править код]

    В индийском штате Орисса храмы в Бхубанешваре построены с ложными сводами. Эта техника до индо-исламской архитектуры использовалась в постройке храма Муктешвара (ок. 950 год н. э.) и не претерпела с тех пор радикальных изменений[7].

    Ложный свод использовался в храмах Индонезии в VIII—XV веках. Яркий пример: Боробудур с характерным T-образным замковым камнем наверху.

    Все строения Ангкора IX—XII веков используют ложный свод.

    Такие крыши создавались следующим образом: после того как стены камеры или коридора достигали нужной высоты, каждый последующий слой камня или кирпичей укладывался с таким расчетом, чтобы он слегка выступал над предыдущим. Работу заканчивали, когда противоположные концы кладки соединялись друг с другом или между ними оставалось расстояние, которое можно было легко перекрыть одним блоком[2].

    • Принцип строительства
    • Kragbogen1rp.jpg
    • Kragbogen2rp.jpg
    • Kragbogen3rp.jpg
    1. ↑ Свод (неопр.). Архитектура и Проектирование | Справочник. arx.novosibdom.ru. Дата обращения 23 марта 2018.
    2. 1 2 Кларк Сомерс, Рекс Энгельбах. Строительство и архитектура в Древнем Египте / перевод: Ламанова Елена. — Центрполиграф, 2009. — 320 с. — (Загадки древнего Египта). — ISBN 978-5-9524-4351-8.
    3. Suzanne Richard. Near Eastern Archaeology: A Reader. — Eisenbrauns, 2003. — С. 108-109. — 506 с. — ISBN 9781575060835.
    4. Çiğdem Maner. Ç. Maner, Corbelled Vaults in Hittite and Mycenaean Fortification Architecture, in SOMA 2012 (англ.). — Oxford: Archaeopress, 2013.
    5. Athanassios Nakassis. The Bridges of Ancient Eleutherna // The Annual of the British School at Athens. — 2000. — Т. 95. — С. 353–365.
    6. Coe, Michael D. The Maya. — 4th ed. fully rev. — New York, N.Y.: Thames and Hudson, 1987. — С. 65. — 200 pages с. — ISBN 050027455X.
    7. Michael Edwardes. Indian Temples and Palaces. — London: Hamlyn, 1969. — С. 95.

    Свод Википедия

    Свод (от «сводить» — соединять, смыкать) — в архитектуре тип перекрытия или покрытия пространства (помещения), ограниченного стенами, балками или столбами — конструкция, которая образуется наклонными поверхностями (прямолинейными или криволинейными).

    Своды позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор, используются преимущественно в круглых, многоугольных или эллиптических в плане помещениях.

    Конструктивная работа[ | ]

    Barrel vault top force.jpg

    Своды, как правило, испытывают нагрузку от собственного веса, плюс от находящихся выше конструктивных элементов здания и атмосферных воздействий. Под нагрузкой свод работает преимущественно на сжатие. Возникшее вертикальное усилие сжатия своды передают на свои опоры. Во многих типах сводов возникает дополнительное усилие — горизонтальное, т. е. они начинают работать ещё и на распор. Горизонтальный распор может быть минимальным или же погашаться в теле кольцевой затяжки или иной заложенной в теле свода арматуры.

    Своды подразделяют на:

    • Повышенные — отношение стрелы свода или подъема к пролету свода более 1/2.
    • Пониженные — отношение стрелы свода к пролету колеблется от 1/4 до 1/2.
    • Плоские — отношение меньше 1/4.

    В России теорией равновесия сводов активно занимались знаменитые учёные, такие как академик Петербургской Академии наук С. Е. Гурьев[1].

    Эволюция сводчатых перекрытий[ | ]

    Barrel vault top force.jpg Арочно-купольная система перекрытий (Пон-дю-Гар — римский мост и акведук I в. н.э. в районе Нима, Франция): нагрузка распределяется не смыкающимися под прямым углом балками и стойками, а скругленными арками

    Конструкции сводов, т.е. арочно-купольная система перекрытий явилась следующим шагом в развитии архитектуры. Ей предшествовала

    Своды как элемент архитектуры | Деловой квартал

    Своды стали ключевым архитектурным элементом еще до римского периода.

    В своей простейшей форме они состояли из двух параллельных стен, которые кверху постепенно наклонялись одна к другой, соединяясь в верхней точке центральным замковым камнем. Сила веса свода направлена не только вниз, но и наружу, В тех случаях, когда свод располагался над землей, вес должен был передаваться на землю через стены и, при необходимости, через контр­форсы. Своды были необходимой частью огромных базилик классической архитектуры и достигли расцвета в кафе­дральных соборах Средневековья, которые, казалось, не подчинялись силе земного притяжения.

    Контрфорсы

    Контрфорсы развились как конструкции, передающие вес свода на землю в зданиях, не имевших массивных стен. В наиболее утонченной готической архитектуре контрфорсы могли даже быть расположены отдельно от основного здания и легких остекленных стен. Такие «летучие контрфор­сы» использованы в показанном на фото Кёльнском соборе.

    Кёльнском собор

    Цилиндрический свод

    Цилиндрический или бочарный, – вогнутый, одинаковый по всей длине свод. Этот свод явля­ется основным и самым древним и появился в IX в. до Р. X. Цилиндрические своды возводят на основе деревянной скелетной формы, которую разбирают после того, как камни образуют полную арку, поддерживающую саму себя.

    Цилиндрический свод

    Своды соборов

    В отличие от единственного свода базилики, огромный объем готического собора покрывает сложная сеть сводов.

    Ребра крестового свода

    Когда два цилиндрических свода пересекаются под прямым углом, они образуют выступы, или ребра, – как в показанной на рисунке шведской церкви XI века. В тех случаях, когда эти ребра лежат на каменных опорах, образуется крестовый свод.

    Форма этих сводов различна: от простого креста до сложной системы первичных, или коньковых ребер, вторичных ребер, или тьерсеронах, и третичных, или звездчатых ребер.

    Ребра крестового свода

    Пересечения балок, особенно распо­ложенные в центре секции свода, часто украшены высту­пающими камнями, покрытыми искусной резьбой.

    Звездчатый свод

    Один из самых сложных готических сводов – звездчатый. Звездчатые ребра, выполнявшие, в основном, декоратив­ную функцию, использо­ваны здесь как дополнение к конструктивным. Вместе они образуют сетчатый узор свода.

    Звездчатый свод

    Свод с подвеской

    Один из поздних вариантов готического свода, с подвесками, которые кажутся висящими воздухе, а на самом деле являются продолжением замкового камня свода.

    Свод с подвеской

    Каменные ребра поддерживали расположенную между ними кладку и именно здесь располагали украшения свода.

    Смотрите также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *