что это такое, как работает
Во многих населённых пунктах качество электроэнергии оставляет желать лучшего. Напряжение в сети изменчиво или вовсе скачет, это затрудняет или делает невозможным работу многих электрических приборов. В таких условиях идеальным выбором будет использование стабилизатора напряжения. Но, иногда складываются условия, при которых требуется исключить прибор из цепи электроснабжения. В этом потребителям помогает полезная функция Bypass.
Принцип работы стабилизатора напряжения
Основное назначение стабилизатора – позволить потребителю не беспокоиться о безопасности своих электрических приборов. Современные устройства делают это автоматически и различаются только способами нормализации электрической энергии.
По сути, это преобразователи, позволяющие получить стабильное электроснабжение, не зависящее от колебаний входящего напряжения и изменений нагрузки. Колебания напряжения в сети вызываются многими причинами. Проявляются как:
- Завышенное напряжение;
- Пониженное;
- Скачки, независимые от нагрузки;
- Скачки, в зависимости от нагрузки у потребителя.
Во всех случаях стабилизатор обязан обеспечить электроснабжение, соответствующее норме.
Внимание, мощность стабилизатора должна превышать на 25-30% суммарную мощность оборудования в обслуживаемом помещении. Только тогда можно гарантировать нормальную работу прибора.
Основным принципом действия стабилизаторов любого типа, является отслеживание величины входящего напряжения и корректировка его различными способами до необходимого уровня. Как только на клеммы стабилизатора поступает напряжение, происходит его сравнение с заданной величиной. Для бытовой сети, это 220 вольт. В следующий момент устройство понимает, в какую сторону необходима корректировка. Затем, различными способами, происходит нормализация параметров. Такой цикл занимает миллисекунды и осуществляется постоянно. Скорость срабатывания прибора обеспечивает стабильность подающейся потребителю электроэнергии.
Но, периодически возникают условия, когда необходимо подать энергию напрямую из внешней сети. В этих случаях на помощь приходит особый режим работы — Bypass.
Зачем нужен режим байпас
Независимо от типа и мощности стабилизатора, может возникнуть необходимость исключить его из сети электроснабжения дома. Однако потребность в электроэнергии всё равно остаётся, а переключать провода и возиться с клеммами не очень удобно. В этом случае на помощь приходит режим под названием Bypass. В переводе с английского, bypass означает обход или транзит. Байпас даёт возможность изолировать стабилизатор и позволяет, не утруждаясь, запитать домашнюю сеть от внешнего источника.
Отключение регулятора может быть вызвано разными причинами, такими как ремонтные работы, необходимость кратковременного подключения мощных электроприборов и прочими.
Методы переключения в байпас
Переключение стабилизатора в режим байпаса можно осуществить внешним и внутренним переключателем. Они в свою очередь могут быть механическими или электронными.
Внешние устанавливаются по желанию потребителя. Использовать их очень удобно, если возникает потребность полностью обесточить и изъять устройство, например, для ремонта.
Самое простое внешнее переключение осуществляется встраиваемым в электрический щиток трёх позиционным кулачковым переключателем. Это механическое устройство позволяет одним щелчком производить переключение режима работы стабилизатора. Иногда регуляторы электроэнергии помещают в специально изготовленные для них шкафы. Их размещают в помещениях потребителя или на электрической опоре, рядом с участком. Такие шкафы могут изначально оснащаться внешними переключателями электронного или механического типа.
Внешним переключателем можно дополнить сеть стабилизатора любого типа, независимо от комплектации.
Важно не забывать после окончания ремонтных работ переводить переключатель на рабочий режим работы стабилизатора.
Механический способ
Встроенный механический переключатель работает аналогично внешнему. Переключение осуществляется тумблером или рукояткой. Такими переключателями оборудуют регуляторы мощностью от 3 кВА. Стабилизаторы меньшей мощности обычно изготавливают переносными, и оснащают обходными розетками. Режимы работы переключателей и розеток обозначают как «Стабилизация» и «Байпас».
Механические переключатели просты и надёжны. Поэтому уже давно и успешно используются в электрических схемах.
Внимание! В режим байпас, стабилизатор можно переводить, только отключив его от сети. Производители специально располагают выключатели рядом, тонко намекая на их взаимосвязь. Т.е. сначала необходимо выключить тумблер или кнопку «Сеть», и только потом включить режим байпас. До этого, следует убедиться, что не работают двигатели холодильника, кондиционера, стиральной машины и прочих достаточно мощных потребителей. Если двигатели в работе, желательно дождаться их остановки.
Отключение режима байпас производится в обратной последовательности.
Электронный способ
Электронное переключение осуществляется двумя способами – ручным и автоматически.
В ручном режиме, при нажатии на кнопку «Байпас», электрический сигнал поступает на реле или полупроводники. И уже ими включается режим обхода стабилизатора. При таком варианте переключения следует руководствоваться рекомендациями для механического способа.
В автоматическом режиме электронный способ переключения в режим байпас осуществляется процессором с помощью реле либо полупроводников. Автоматически электричество может запускаться в обход регулятора по двум причинам — это критические ситуации либо стабильное напряжение на протяжении длительного времени. В обоих случаях стабилизатор контролирует входящее напряжение.
Экстремальные ситуации могут быть вызваны перегрузкой или поломкой стабилизирующего устройства. Перегрузка обычно возникает из-за неисправности электроприборов либо подключения к домашней сети дополнительного мощного оборудования. При этом режим байпас включится, только если входящее напряжение соответствует норме. Если в этот момент напряжение внешней сети нестабильно, то стабилизатор просто отключит подачу электричества. Возвращение нормальных параметров (снижение нагрузки) автоматически вызовет переключение на режим стабилизации.
У некоторых регуляторов возможен автоматический перевод в обход, при стабильном напряжении подающей сети. В этой ситуации стабилизация электроэнергии не требуется. После переключения устройство контролирует параметры электрической энергии и включает режим стабилизации при необходимости.
Электронное переключение позволяет стабилизатору быстро реагировать в экстремальных ситуациях и исключает влияние человеческого фактора.
Для чего нужно использование байпаса
Необходимость использование байпаса возникает не очень часто. Тем не менее, к таким ситуациям нужно быть готовым и знать когда может случиться такая необходимость. Переключение в режим обхода стабилизирующего устройства может быть вызвано рядом причин, таких как:
- Продолжительное и стабильное напряжение в питающей сети. Нормальный режим электроснабжения позволяет исключить стабилизатор из работы, тем самым увеличив срок его жизни.
- Необходимость профилактических работ в самом устройстве.
- Напряжение на входе очень низкое либо слишком нестабильное. Стабилизатор не может справиться со своими обязанностями. В этом случае достаточно обеспечить хотя бы освещение и устройство можно временно отключить.
- Мощность временно подключаемого оборудования больше возможностей стабилизатора (сварочные работы, мощный насос и т.п.), а входящее напряжение стабильно.
- Необходимость проведения строительных работ с большим выделением пыли и влаги. В этом случае регулятор лучше не использовать и закрыть материалом, исключающем его загрязнение.
- Выход из строя стабилизатора.
В иных случаях использование режима байпас нежелательно.
В качестве заключения можно сказать, что возможность переключения в режим байпас является необходимой опцией стабилизатора. С его помощью можно легко и быстро обеспечить подачу электропитания в обход устройства. При выборе стабилизатора, из двух равных, лучше выбрать модель с байпасом.
Байпас в системе отопления — что это такое, и для чего он нужен – Stroim24.info
От автора: здравствуйте, дорогие друзья! Если вы впервые занялись обустройством отопления и начали искать информацию по этому поводу, то уже убедились, что существует множество неизвестных ранее нюансов, которые необходимо учесть. Например, некоторые не могут сразу разобраться с тем, какие именно элементы конструкции необходимо устанавливать.
Источник: https://kermi.center
Конечно, с основными составляющими все понятно: нагревательный котел, трубы, радиаторы — все это в той или иной степени вам знакомо. А вот по поводу других элементов могут возникнуть вопросы. К примеру, байпас в системе отопления что это такое? Зачем его устанавливать и как это сделать? Ответы на эти вопросы вы найдете в сегодняшней статье.
Что такое байпас
Байпасный обвод — это элемент системы отопления, который значительно облегчает процесс эксплуатации и обслуживания трубопровода. Он представляет собой отрезок трубы, который закрепляется таким образом, чтобы у теплоносителя был дополнительный маршрут для тока.
Как правило, байпасы размещаются в тех местах, где подключено какое-либо оборудование: радиаторы, котлы, насосы и так далее. При этом на отделяемое изделие устанавливаются запорные вентили. При их перекрытии теплоноситель вынужденно пойдет по альтернативному пути — через байпасный обвод.
Для чего нужен дополнительный маршрут? Тут стоит сразу сказать, что подобные обходные пути предусматриваются на однотрубной системе отопления. Принцип работы этой схемы заключается в том, что радиаторы подключаются к контуру последовательно, друг за другом. Теплоноситель, выходя из котла, должен пройти через каждый из них, чтобы дойти до самого последнего, и уже оттуда вернуться в нагревательный бак.
Но представьте, что на каком-то участке такого трубопровода возникла неполадка. Например, потекло место соединения одного из радиаторов с подающей трубой. Понятно, что самое естественное действие в такой ситуации — отключить от системы вышедшее из строя оборудование и произвести его ремонт.
Но проблема в том, что при последовательном подключении радиаторов перекрытие подачи воды в один из них автоматически отключает и все остальные, расположенные далее по контуру. И хорошо еще, если дело происходит в относительно теплое время года.
А вот посреди зимы подобные ситуации чреваты не только легким дискомфортом для проживающих в доме людей. Теплоноситель в остановленной системе отопления в условиях окружающей отрицательной температуры сначала остынет, а затем замерзнет.
Как все вы знаете, при превращении в лед вода расширяется. Поскольку это будет происходить внутри труб, эти элементы системы могут деформироваться, особенно в местах соединений. В итоге при повторном запуске отопления вы можете получить прорыв трубопровода и полное нарушение работоспособности отопления.
Понятно, что подобные ситуации лучше предотвратить, чем исправлять. И вот тут в дело вступает байпас, который может стать настоящим спасением. При отключении одного из радиаторов теплоноситель просто пойдет по байпасному обводу. Тем самым ток воды в системе не будет прекращен. А значит, и описанных выше последствий можно не бояться.
Впрочем, обходной путь может пригодиться не только при вынужденном ремонте. Иногда бывает так, что батареи отопления чрезмерно горячи. Это частая ситуация во многоквартирных домах, поскольку централизованная система не может подстроиться под каждую оттепель. В результате в квартире становится очень жарко.
Тут-то и пригождается возможность перекрыть один из радиаторов. Во-первых, при использовании байпаса, как уже говорилось выше, не будет нанесено ущерба другим батареям. Во-вторых, не будет факторов, повышающих давление внутри системы, поскольку ток теплоносителя не нарушится.
В общем, от установки байпаса сплошные плюсы. Но немаловажно знать подробно, какие бывают разновидности этого элемента, и как производится их установка в систему отопления.
Разновидности байпасов
По своей функциональности все байпасные обводы делятся на три разновидности:
- нерегулируемые;
- регулируемые посредством ручного управления;
- регулируемые автоматически.
Все типы отличаются друг от друга как конструкцией, так и принципом работы.
Нерегулируемый байпас
Самый простой вариант — это нерегулируемый байпасный обвод. Он представляет собой просто отрезок трубы, вмонтированный в трубопровод, без каких-либо дополнительных регулирующих элементов. Проход теплоносителя по этому участку никак не управляется. Как правило, такой метод обустройства обводящего маршрута применяется совместно с подключением радиаторов к системе отопления.
Байпас может быть установлен как в вертикальном, так и в горизонтальном положении. При монтаже очень важно учитывать фактор гидравлического сопротивления. В каком пути оно ниже, по тому маршруту и пойдет жидкость. Отсюда следуют следующие правила:
- если байпасный обвод установлен вертикально, то его диаметр должен быть меньше, чем у главной трубы. В противном случае теплоноситель всегда будет циркулировать именно по байпасу, игнорируя радиатор отопления;
- если байпасный обвод имеет горизонтальное расположение, то диаметр этого отрезка трубы должен быть таким же, что и у главной магистрали. Но при этом патрубок, который отходит к батарее отопления, должен иметь меньший диаметр. Это связано с тем, что горячий теплоноситель упорно стремится пойти вверх, в соответствии с законами физики.
Регулируемый байпас с ручным управлением
Регулируемый вручную байпасный обвод представляет собой все ту же трубу, но в этом случае на ней установлен запорный шаровый кран. В открытом режиме такой байпас не оказывает влияния на диаметр внутреннего просвета магистрали. Следовательно, не создается и излишнего гидравлического сопротивления току теплоносителя. Поэтому такой вариант обводящего маршрута является оптимальным.
Кроме того, применение шарового крана дает возможность регулировать объем нагретой воды, проходящей по обходному пути. Вентиль можно закрыть либо полностью, либо частично. При абсолютно перекрытом шаровом кране весь поток теплоносителя устремляется в радиатор, и наоборот.
При принятии решения об установке байпасного обвода с ручной регулировкой необходимо учесть два момента:
- монтаж такого элемента можно производить только в автономной системе отопления, то есть в частном доме. Дело в том, что такая система может перекрыть ток теплоносителя не только в конкретном помещении, но и у соседей, если речь идет о многоквартирном здании с централизованным отоплением. Поэтому у жильцов просто не должно быть возможности этого сделать, то есть устанавливать шаровый кран на байпасный обвод в данном случае запрещено;
- шаровые краны имеют свойство забиваться накипью и различными отложениями. Это происходит в том случае, когда оборудование не используется в течение длительного времени. Результатом станет нарушение работоспособности изделия — в тот момент, когда вам понадобится перекрыть или открыть ток теплоносителя, вы просто не сможете это сделать. Чтобы подобной ситуации не возникало, шаровый кран необходимо периодически шевелить — то есть закрывать и открывать. Это поможет сохранить работоспособность оборудования на должном уровне.
Байпасный обвод с ручным управлением может устанавливаться как рядом с радиаторами, так и в качестве элемента обвязки циркуляционного насоса. Но не забывайте, что оба варианта допустимы лишь при использовании в частном доме.
Автоматически регулируемый байпас
Автоматический байпасный обвод устанавливается в качестве элемента обвязки циркуляционного насоса. Тут следует сразу прояснить вот какой момент. Циркуляция теплоносителя в системе отопления может осуществляться двумя методами:
- естественный. Движение теплоносителя от котла по магистрали осуществляется за счет гравитационных сил, а также разницы в плотности горячей и холодной воды. Принцип работы таков: трубопровод монтируется под небольшим уклоном в сторону радиаторов. Это помогает теплоносителю добраться до цели за счет обычной гравитации. Далее в радиаторах жидкость остывает, уходит обратно в котел и за счет более высокой плотности вытесняет оттуда порцию нагретой воды соответствующего объема. У такой системы есть несколько недостатков. Например, скорость тока теплоносителя не слишком высока, поскольку давление в системе невелико. Поэтому жидкость, доходя до последнего радиатора отопления, успевает изрядно остыть. Это приводит к неравномерному прогреву помещений в доме — чем дальше от котла находится комната, тем холоднее в ней будут батареи. Кроме того, длина отопительного контура в данном случае ограничена примерно тридцатью метрами, а количество установленных на него батарей — пятью штуками. Подобное ограничение вызвано все той же низкой скоростью. В случае большей длины контура теплоноситель дойдет до крайней точки маршрута, будучи уже совершенно остывшим. Этот недостаток делает естественную систему циркуляции не самым лучшим вариантом обустройства системы отопления;
- принудительный. В данном случае за движение теплоносителя отвечает циркуляционный насос, который гонит нагревшуюся жидкость в магистраль под определенным давлением. Естественно, такой подход дает куда лучший эффект, чем в случае с естественным методом. Скорость потока находится на высоком уровне, благодаря чему теплоноситель успевает обойти весь контур без особых теплопотерь. Поэтому все комнаты в доме прогреваются абсолютно одинаково, особенно при лучевой схеме разводки — более подробно о ней вы можете узнать из других статей на нашем строительном портале. Кроме того, благодаря высокому уровню давления в магистрали длина контура и количество радиаторов ничем не ограничены. Если, например, система с естественной циркуляцией справится только с домом очень небольших размеров, то принудительный метод помогает отапливать здания любой площади. Все зависит только от мощности циркуляционного насоса.
Как вы понимаете, принудительная система циркуляции является оптимальной. Но тут есть подвох. Для работы циркуляционного насоса необходима бесперебойная подача электроэнергии. Если в доме внезапно отключается электричество — а подобное, согласитесь, случается не так уж редко, особенно в небольших поселках — то оборудование просто прекращает действовать. Соответственно, останавливается работа и всей отопительной системы.
Конечно, для оперативного решения подобных ситуаций можно заранее приобрести и подключить резервный генератор. Но все мы знаем про законы подлости — оборудование может не сработать в самый ответственный момент. Да и мощности его может не хватить надолго, а ведь кто знает, сколько времени займет ремонт линии электропередачи.
Вот на такие случаи и необходимо предусмотреть обходной маршрут для теплоносителя, чтобы система циркуляции автоматически переключалась с принудительной на естественную. Именно в этом состоит назначение данной разновидности байпаса.
Когда насос работает, байпасный обвод перекрыт, поэтому теплоноситель идет через циркуляционное оборудование. В случае прекращения подачи электроэнергии подающее устройство останавливается, и жидкость устремляется в отопительную магистраль по обходному маршруту.
Роль байпаса в системе теплых полов
Если вы решили установить в доме систему водяных теплых полов, то без байпасного обвода не обойтись. он является обязательным элементом смесительного узла.
Дело в том, что нагрев теплоносителя в отопительном баке происходит до достижения температуры около 80 градусов. Если настолько горячая жидкость пойдет в пол, вы просто не сможете по нему ходить, поскольку он будет обжигать. Соответственно, необходимо как-то регулировать температурный показатель.
Здесь на помощь приходит трехходовой клапан. Он отделяет количество теплоносителя, необходимое для прогрева системы теплого пола до 45 градусов, не более. Остальная жидкость уходит по байпасному отводу. При этом в нее подмешивается уже охлажденная вода, и все это дело дружно возвращается в котел для дальнейшего подогрева.
Монтаж байпасного обвода
С чисто технической стороны монтаж байпаса осуществляется так же, как и присоединение любого другого участка трубы. Это зависит от того, из какого материала сделан трубопровод. Например, в случае с металлопластиком или полипропиленовыми трубами установка осуществляется с помощью фитингов — в первом случае они либо скручиваются друг с другом, либо прессуются, во втором — припаиваются. Если же речь идет о стальных трубах, то работы происходят с применением сварочного аппарата.
При установке необходимо соблюдать несколько требований. О каждом о них уже упоминалось выше, но лучше свести все в одну систему:
- диаметр байпаса должен быть меньше, чем диаметр основной магистрали отопления;
- байпасный обвод устанавливается максимально близко к батарее отопления;
- во многоквартирных домах устанавливать на байпас запорные краны строго запрещено, в этой ситуации возможен монтаж только нерегулируемого обвода.
Для процедуры монтажа вам понадобятся фитинги-тройники, патрубки и запорные краны (если предусмотрен их монтаж). На входном патрубке ставится либо шаровой кран, либо вентиль, либо сочетание шарового и автоматического устройства. На выходной патрубок монтируется запорное устройство — кран или вентиль.
В процессе сборки важно полностью исключить возможность протечки. Необходим полный контроль над герметизацией стыков. Если монтаж производится с помощью резьбовых соединений, то уплотните их с помощью ФУМ-ленты. Для этого лучше применить метод сухой скрутки.
Сначала соединяете части фитинга, считая при этом, сколько оборотов получилось сделать. Затем раскручиваете соединение, наматываете на резьбу два слоя ФУМ-ленты и скручиваете обратно. При этом количество оборотов должно быть точно таким же, как и во время «примерки». Конечно, накручивание будет происходить более туго, но именно это вам и нужно. Подобный подход поможет обеспечить герметичность места соединения.
Дорогие друзья, теперь вы точно знаете, что такое байпас, и нужен ли он в вашей конкретной ситуации. Успехов вам в обустройстве системы отопления, и тепла вашему дому! До новых встреч!
Поделитесь с друзьями в соц.сетях
Google+
Telegram
Vkontakte
Байпас в системе отопления: как работает, для чего нужен
Что такое байпас, можно объяснить довольно просто, — это отрезок трубопровода системы водоснабжения или отопления, устанавливаемый в ключевых местах контура. Таким простым инженерным решением облегчается ремонт и обслуживание трубопроводной арматуры, насосов, повышается экономичность работы и качество обогрева помещений. При помощи байпаса можно отключить рабочий элемент системы, вернее, пустить в обход него поток теплоносителя.
Устройство байпаса
Байпас еще называют байпасным обводом, то есть, трубопроводом для перенаправления потока рабочей среды в обход определенной точки отопительной системы, где находится радиатор отопления, насос, разветвление и т.п. Обводная труба одним концом подсоединяется к входящей трубе контура, другим — к отводящей. Перед входом байпаса на участке до элемента системы монтируется запорная арматура: кран, вентиль, задвижка. Поток носителя перекрывается или полностью, или выполняется регулировка количества его поступления на прибор.
Обходные трубы сначала применяли с целью проведения ремонтов или обслуживания трубопроводных магистралей без полной остановки функционирования. В последствии это простое решение стало обязательным условием при монтаже однотрубных систем и стало называться байпасом. В двухтрубных контурах в устройстве совсем нет потребности.
Какие бывают виды байпасов
Запорную арматуру устанавливают не только после входного или перед выходным отверстием обвода, но и на нем. Относительно этой особенности, а также в зависимости от типа запорных механизмов, обходы разделяют на три вида:
- С механическим (ручным) управлением.
- Статичные (нерегулируемые).
- Автоматические.
Каждой разновидности свойственны свои конструкционные особенности, а также способы использования.
В вертикальных схемах разводки труб конструкции байпасов состоят из подсоединенных патрубков с тройниками, распределяющими потоки по нескольким отопительным радиаторам.
Нерегулируемый байпас
Если на обводной трубе или перед входной трубой отопительного прибора нет никаких элементов запорной арматуры, то такой байпас — неуправляемый. В таких случаях конструкция трубопровода сделана по упрощенной схеме, но предусматривающей установку в будущем дополнительных приборов отопления. После их установки уже будут задействованы байпасы. Когда проектируются новые трубопроводные системы, то подразумевается отсутствие регулирующей запорной арматуры, и расчеты производятся только с условием свободного перемещения рабочей среды без гидравлических сил.
При дальнейшей эксплуатации вносятся корректировки в расчеты. В зависимости от предназначения того или иного участка, на схемах статичных обводов устанавливают допустимые значения гидравлических давлений. В соответствии с расчетными данными подбирается оборудование с требуемыми характеристиками.
Проходное сечение обходной вертикальной трубы всегда меньше внутреннего диаметра основных магистральных разветвлений. Это необходимо для того, чтобы свободный поток теплоносителя под действием тяжести не уходил целиком в ближе расположенную обводную трубу. Если диаметры будут одинаковы, тогда большая часть рабочей среды по обходной трубе не будет доходить до отопительного прибора, а будет циркулировать перед ним.
Другие физические законы используются в горизонтальных разводках отопительных систем. Здесь расчеты делаются на стремлении горячей среды из-за меньшего удельного веса подниматься вверх. Диаметры обводных контуров в нижних разводках должны быть такие, как и сечения основных магистральных труб, а диаметры отводов к отопительным приборам — меньше. Так в регулируемых элементах системы напор увеличивается, теплоноситель распределяется по контуру более равномерно.
Байпас с ручным регулированием
Ручное управление потоком по обходной трубе осуществляется шаровыми кранами. Применяется именно такая конструкция запорного механизма, так как в открытом проходном отверстии крана не создается никаких помех, влияющих даже на незначительные флуктуации гидравлического давления. Дополнительное гидравлическое сопротивление негативно влияет на точность регулировки температурного режима. При полностью закрытом кране весь теплоноситель проходит через обвод. Это называется основным путем хода рабочей среды по системе.
На заметку: поверхностям шаровых механизмов кранов, если они не используются длительное время, свойственно прикипать одна к другой, поэтому краны нужно периодически проворачивать, даже без необходимости.
Байпасы с кранами ручной регулировки делают, как правило, в индивидуальных отопительных системах частных домов. Если запорные устройства будут установлены на обводных перемычках в многоэтажных жилых домах, то возникает риск неосторожного перекрытия поступления воды соседним потребителям. Регулируемые вручную — также применяются для обвязки гидравлических насосов в однотрубных отопительных системах.
Автоматический байпас
Обводные трубы с автоматической трубопроводной арматурой применяют для обвязки гидравлических насосов со свободным перемещением рабочей среды без перекачивающих агрегатов. В них нагнетающие насосы могут быть установлены в качестве ускорителя потока в многоэтажных зданиях для уменьшения теплопотери и увеличения КПД для более равномерного прогрева помещений.
При автоматическом управлении потоками их перенаправление происходит в зависимости от установленных температурных значений носителя без участия человеческого фактора. При работающем насосе вода проходит только через него, в это время электрический обвод перекрыт. Если насос перестает работать (при отсутствии электричества или вследствие неисправности), тогда рабочая среда проходит по обходной трубе. Поток частично или полностью перекрывают обездвиженные лопасти агрегата.
Байпасы с автоматическим управлением подразделяются на два типа:
- Клапанные;
- Инжекционные.
В автоматических байпасах с клапанным распределением носителя шаровые краны врезают в обходные трубы. Так удается уменьшать гидравлическое сопротивление, чтобы обеспечить максимально свободное перемещение рабочей среды самотеком.
Работающий насос повышает давление, вследствие чего увеличивается и скорость перемещения теплоносителя, который не успев остыть устремляется обратно в магистраль. Далее, с минимальными потерями температуры, он беспрепятственно перемещается по контуру для заполнения других отопительных элементов. Чтобы не допустить обратного тока жидкости, применяются обратные клапаны.
В механизме обратного клапана есть стальной шарик, который при обратном движении рабочей среды плотно прижат в седле регулирующего устройства, а при прямом ее движении оставляет проходное отверстие открытым.
Включенный насос создает давление, и теплоноситель поджимает шарик к седлу, перекрывая прямую линию. Если насос выключается, то рабочая среда начинает проходить через обводные трубы. Следует учитывать, что клапанные обводы чувствительны к загрязнениям носителя (окалинам, ржавчине, хлопьям накипи), поэтому в них необходимо использовать фильтры. В числе трубопроводной арматуры есть специальные врезные отстойники со сменными фильтрующими элементами и сливными кранами.
Инжекционные байпасы функционируют по схеме действия гидроэлеватора. В трубу главной магистрали врезают насосный узел таким образом, чтобы входная и выходная труба байпаса имели продолжение внутри основной трубы водопроводной магистрали.
Давление от включенного насоса проталкивает часть жидкости в диффузор входной трубы, таким образом ускоряется ее циркуляция через агрегат. На выходном патрубке внутренний диаметр сужается, образуя своеобразное сопло, из которого теплоноситель с ускорением возвращается в главную трубу. С напорной струей увлекается остальная рабочая среда; ей передается кинетическая энергия напора. Ускоряется весь поток в основной линии, и вода в магистрали продолжает движение, но уже с ускорением. Обратные токи в таких случаях не исключаются. При выключенном насосе рабочая среда движется через обвод непринудительно.
В тепломагистралях с инжекционными байпасами импульс перемещению жидкости передается от энергии напора. Здесь также запорное оборудование требует поддержания чистоты рабочей среды при помощи фильтров.
Назначение байпасных участков
В обводных трубопроводах сохраняется циркуляция теплоносителя в случаях выхода из строя насосного агрегата, или во время отсутствия электроснабжения. Любой отопительный элемент, находящийся под управлением байпасом, можно отключить или вовсе отсоединить от общей магистрали, направив поток по обходной трубе путем закрытия кранов на входном и выходном патрубках. Таким образом при плановом обслуживании отопительной системы, нет необходимости ее отключать и полностью сливать жидкость.
В индивидуальных отопительных системах частных домов обводы используются для:
- врезки дополнительных радиаторов
- обвязки циркуляционных насосов
- при обустройстве теплых полов для подсоединения распределительного коллектора
- создания малого контура в системе отопления твердотопливным котлом.
При обвязке циркуляционного насоса обвод выполняет функцию основного трубопровода. Поэтому именно в обходную трубу врезают запорную арматуру, а не на входных или выходных патрубках. Только таким способом монтажа можно исключить рециркуляцию носителя.
Обводы для радиаторов отопления
Обходные трубы применяют исключительно в однотрубных системах, так как в коллекторных разводках и двухтрубных системах радиаторные батареи подсоединяются к подающей магистрали параллельно, и на них теплоноситель поступает с одинаковой температурой. На работоспособность всей системы не будет влиять нарушение функционала какого-либо одного отопительного контура, если установлены отсекающие краны.
В последовательно подключенных радиаторных батареях в однотрубной системе вода быстрее охлаждается в процессе прохождения по всем контурам. На выходе она будет тем холоднее, чем больше теплоотдача радиатора. Но, если в однотрубной системе байпасов нет, тогда ближние к основной магистрали батареи будут принимать максимум тепла (будут чрезмерно горячими), а последние — лишь слегка нагретыми. Соединенные перемычкой обратная и подающая трубы разделяют на две части поток рабочей среды, один из которых отдает тепло в помещение, а второй, сохраняя температуру, поступает через обходную трубу к следующей батарее. С байпасами вся цепь радиаторов будет работать равномерно с одинаковой температурой как на ближнем к основной магистрали отопительном приборе, так и на дальнем.
Байпас в обвязке насоса
Подключение циркуляционных насосов в байпасы целесообразно в системах с самотечным перемещением рабочей среды. В схеме предусматривается разгонный коллектор, используются определенные диаметры труб, соблюдаются углы наклона. Благодаря насосам, повышается эффективность работы при отоплении домов в северных регионах, где температура окружающей среды может опускаться ниже 30°С. Однако здесь следует учитывать то обстоятельство, что принудительных системах отопления эффективность обогрева будет сведена практически к нулю, если насос выйдет из строя или отключат централизованную подачу электроэнергии. Чтобы исключить таких случаях проблему с отоплением, лучше сразу позаботиться об автономной системе энергообеспечения, а сами насосы устанавливать не на байпасах, а на основной магистрали.
Подключенный насос на обводе предотвращает противоток теплоносителя и его перемещение по замкнутому кругу, поддерживая таким образом его высокую температуру. Но даже при наличии в обводе насоса, в него необходимо врезать обратный клапан, который также предотвратит конвекционное реверсное перемещение рабочей среды. В инжекционном, обратное движение теплоносителя исключается.
Гидравлический насос можно установить на байпас самостоятельно, но в продаже есть и готовые насосные узлы. Разводка труб делается так, как позволяет свободное место.
Байпас в разводке систем теплых полов
Байпас в системе теплого пола, это часть его смесительного узла. Обводная труба работает постоянно, благодаря чему обеспечивается прави
Схема байпас (Bypass) – «обход»
Байпас. Bypass. Обход.
Bypass (By-pass) – англ.
Байпас – это режим питания нагрузки сетевым напряжением в обход основной схемы системы бесперебойного питания (СБП). Например, в обход ИБП, стабилизатора или дизель-генератора. Часто байпасом называют саму обходную защитную линию (цепь) и её сопутствующие коммутационные устройства.
Переход устройства в режим байпас может выполняться автоматически или вручную. ИБП со схемой On-Line автоматически переходят в режим байпас при перегрузке выходных цепей или при возникновении внутренних неисправностей. Таким образом, нагрузка защищается не только от сбоев в питающей электросети, но и от неполадок в самом ИБП. Возможность ручного перевода устройства в режим байпас предусмотрена на случай проведения его технического обслуживания без отключения нагрузки.
|
Байпасы можно разделить на внутренние (технологически встроенные в оборудование) и внешние. Основные типы встроенных байпасов: статический (симисторный, симисторно-релейный), релейный и ручной (рубильник, автомат).
В системах на базе дизель-генераторных установок (ДГУ) с автоматическими панелями переключения нагрузки (АППН) обычно используются внешние схемы байпас.
Такие устройства, как стабилизаторы напряжения большой мощности также могут иметь встроенные обходные цепи, но чаще всего их байпас выполнен в виде отдельного кабинета, то есть внешнего блока.
В источниках бесперебойного питания (ИБП) используются как внутренние (встроенные) так и внешние схемы байпас. Из встроенных наилучшими характеристиками обладает так называемый статический байпас. У него нулевое время переключения инвертор – байпас и обратно. Статическим байпасом оснащены все ИБП средней мощности (симисорная или симисторно-релейная схема байпас) и большой мощности (симисторная схема байпас). В ИБП малой мощности чаще всего используют релейный байпас. Помимо статического байпас все мощные ИБП и большинство ИБП средней мощности имеют ручной байпас.
По способам исполнения внешние схемы байпас можно разделить на следующие типы:
- Фирменные заводские шкафы байпас, выпускаемые заводами-изготовителями ИБП, стабилизаторов и др. СБП и поставляемые опционально за дополнительную плату. Такой фирменный шкаф байпас также является неотъемлемой частью параллельной системы ИБП.
- Стандартные автоматы ввода резерва (АВР) на контакторах или полупроводниках (статические переключатели, статические АВР), а также байпасные шкафы сторонних производителей.
- Самостоятельно собранные схемы байпас при строгом соблюдении требований завода-изготовителя оборудования.
При этом могут использоваться любые виды коммутационных устройств: рубильники, автоматы, статические переключатели и др.
По скорости переключения схемы байпас можно классифицировать на два основные типа:
- С нулевым временем переключения.
- С ненулевым времененм переключения.
По степени защиты от обратного напряжения схемы байпас бывают следующих видов:
- «Безопасный» байпас – для включения которого и перехода обратно состояние (режим работы) основного оборудования СБП не имеет значения.
- «Опасный» байпас – для включения которого и возврата обратно необходим строгий контроль режима работы основного оборудования СБП. В этом случае существует опасность выхода оборудования из строя при неквалифицированных действиях персонала (пониженная «дуракоустойчивость»). Такой байпас характерен для промышленных систем с нулевым временем переключения.
По наличию гальванической развязки вход/выход схемы Bypass можно существуют следующие типы:
- Байпас с гальванической изоляцией между входом и выходом.
- Байпас без гальванической изоляции.
По фазности (по количеству полюсов)
- 1п (однополюсный) – 1-фазный
- 2п (двухполюсный) – 1-фаза + нейтраль
- 3п (трехполюсный) – 3-фазный
- 4п (четырехполюсный) – 3-фазы + нейтраль
См. также раздел «ИБП трехфазный».
Внимание!
Во избежании аварии, установка, сборка, эксплуатация систем Bypass должна производиться авторизованным персоналом при строгом соблюдении требований завода-производителя основного оборудования СБП (ИБП, ДГУ, стабилизатор напряжения и др.) с учетом специфики их работы. Необходимо также соблюдать нормативы местных требований (ПУЭ).
Дополнительные материалы для специалистов: статья «Схемы байпас: основные типы и сферы их применения»
что это такое и какова польза от его присутствия
Качественная система отопления в доме очень важна в условиях отечественного климата. Установка отопительной системы позволяет поддерживать температуру на заданном уровне, даже если за окном мороз или осенняя слякоть. С каждым годом на рынке появляются все новые системы для обогрева жилищ, отличающиеся более высокой эффективностью и усовершенствованной конструкцией. Но практически в каждом варианте этого оборудования присутствует байпас. Что это такое и зачем нужен этот узел?Байпас выступает как основной элемент регулировки температуры в батареях. Этот узел представляет собой перемычку, которая сделана в виде трубы. Установка производится между прямой и обратной трубами отопительной магистрали. Посредством байпаса осуществляется регулировка теплоносителя в радиаторах. При выборе байпаса очень важно понимать особенности его работы и то, насколько он подойдет к вашей системе отопления.
Байпас: что это такое?
Основное назначение этого элемента отопительной магистрали – возвращение в стояк батареи лишнего теплоносителя. Проще говоря, посредством этого элемента обеспечивает транспортировка воды до регулирующей запорной арматуры.
- При отсутствии этого устройства намного труднее осуществлять ремонт батареи в периоды, когда система находится в рабочем состоянии.
- Установка этого элемента позволяет обеспечить работоспособность отопительной магистрали в периоды отсутствия электричества (если ваша отопительная система связана с электрокотлом).
Если в доме произошло отключение электроэнергии, то необходимо перекрыть краны, посредством которых осуществляется подача теплоносителя в насос, а потом открывается кран на центральной трубе. Если в отопительной магистрали использовать байпас с клапанами, вам не придется перекрывать краны вручную. Этот процесс будет происходить в автоматическом режиме.
Разновидности байпаса:
- с обратным клапаном;
- без клапана.
Байпасы, которые снабжены обратным клапаном, используются для циркуляционного насоса в отопительной магистрали. Их применяют, когда в этом возникает необходимость. При включении насоса происходит открывание клапана, и, в условиях повышенного давления, происходит пропуск теплоносителя. При выключении насоса происходит закрытие клапана. Отметим, что клапан закрывается в автоматическом режиме. Если получилось так, что на байпас попала окалина, то это может привести к тому, что он потеряет работоспособность.
Используя в составе отопительных магистралей байпас без клапана, можно выполнять работы в одной части системы без необходимости её полного отключения. Установка насосного оборудования без клапана позволяет осуществить подключение к системе отопления в том месте, где отсутствовал радиатор.
Автоматический байпас
Если вы решили установить в свою систему отопления автоматический байпас, то необходимо выбирать этот элемент с тем расчетом, чтобы он был на один размер меньше, чем труба стояка. Если не придерживаться этого правила, после установки прекратится циркуляция теплоносителя. Это произойдет по причине того, что гидравлическое сопротивление батареи будет больше, чем в байпасе.Отметим, что установка автоматической модели должна производиться вместе с циркуляционным насосом. В такой связке они работают в автономном режиме даже в тех случаях, когда происходит отключение электроэнергии. Их работа осуществляется за счет естественной циркуляции.
Установка байпаса
Установку байпаса в отопительной магистрали лучше не проводить своими силами. Эти работы должны выполнять квалифицированные специалисты. Они смогут качественно установить этот элемент системы отопления. После установки мастера выполнят проверку системы на брак, а если имеются дефекты и протекание, то устранят их.
Установка байпаса должна производиться как можно ближе к радиатору и, одновременно, как можно дальше от стояка. Если в этом есть необходимость, то после установки байпаса можно смонтировать дополнительный кран. Благодаря ему будет обеспечена полноценная циркуляция теплоносителя при помощи радиатора, а не за счет байпаса.
Помимо основных функций этот элемент еще может выступать в качестве терморегулятора. С его помощью можно осуществлять регулировку уровня горячей воды. Установка прибора выполняется в направлении движения теплоносителя.
При выполнении монтажных работ сначала производится установка фильтра. Затем выполняется монтаж обратного клапана. И, в самом конце работы, производится установка циркуляционного насоса. Если вы твердо решили выполнить установку байпаса, то не стоит покупать самые дешевые устройства. Прежде всего, этот элемент системы отопления должен быть качественным и надежным. Обратите внимание на следующие параметры:
- товар был сертифицированным – продавец должен предоставить сертификат соответствия;
- поры в местах сварных швов должны отсутствовать;
- при откручивании соединений с резьбой не должно возникать затруднений.
Байпас в системе отопления
На участках отопительной системы, где диаметр труб сужается и сокращается скорость потока, можно установить шаровые вентили. Если говорить об их конструкции, основными элементами в ней являются корпус и металлический шар. Последний имеет отверстие определенного диаметра. Установка такого вентиля исключает снижение просвета при его открытии.
Если шаровой вентиль потерял работоспособность, его сразу нужно заменить на новый, поскольку ремонту он не подлежит. В том случае, если шаровые вентили эксплуатируются в течение продолжительного срока, может произойти их закипание. Во избежание этого в течение всего времени использования необходимо проворачивать эти элементы арматуры.
Сокращение затрат на электричество благодаря байпасу
Установка байпаса нужна не только для того, чтобы система отопления полноценно работала, но и для снижения затрат на электричество. Если провести сравнение работы системы отопления проточного и замыкающего типа, то последняя будет отдавать теплоносителя на 33% меньше, а у радиатора теплоотдача уменьшится на 10%.Используя байпас в системе отопления, можно значительно сократить затраты на электричество и при этом обеспечить теплую атмосферу в частном доме.
Особенности использования байпаса
В конструкции современных систем отопления имеется встроенный насос, который может работать и без байпаса, но все же устройство в частных домах таких систем отопления дает владельцу определенные преимущества:
- обеспечивается эффективное распределение воды по радиаторам. Необходимость в насосе возникает в том случае, если отопительная магистраль включает большое количество батарей, а трубы имеют большую протяженность;
- неточность уклона труб во время прокладки никак не влияет на параметры работы таких систем отопления;
- скопление воздуха в системе отопления не оказывает отрицательного влияния на ее работу.
Ранее системы отопления в частных домах монтировались без насоса. Сейчас можно в такую систему установить насос и обеспечить повышение качества работы без замены остального оборудования.
Плюсы применения байпаса
Присутствие в составе систем отопления байпаса помогает справиться со многими проблемами в процессе эксплуатации:
- ошибками, которые были допущены при устройстве системы;
- отсутствием нормальной циркуляции теплоносителя в системе отопления.
Установка перемычки возможна на радиаторы, но в этом случае использовать их можно только в однотрубной системе отопления. Монтаж байпаса выполняется между проводящей и обратной трубой. После этого появится возможность регулировки нагревания радиатора.
Заключение
Если вы обустраиваете систему отопления в собственном доме, следует подумать об установке байпаса. Он является важным элементом и должен присутствовать в каждом доме. Устройство помогает регулировать температуру радиатора отопления. Также оно позволяет удалить из батареи излишнее количество теплоносителя в стояк.Если возникла необходимость в ремонте участка системы отопления, то без этого элемента просто не обойтись. Приобрести байпас можно в любом магазине. А вот его установку следует доверить профессионалам. Они смогут выполнить качественный монтаж и проверить работоспособность системы по завершении установочных работ.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!Байпас в системе отопления что это такое?
Байпас в системе отопления что это такое?
Байпас (от англ. bypass — обводный канал, обход) – элемент системы отопления, основным назначением которого является проведение ремонта или замены циркуляционного насоса/радиатора без прекращения циркуляции теплоносителя по отопительному контуру. Для проведения ремонта нет надобности останавливать работу систему.
Байпас для циркуляционного насоса
Байпасный узел представляет собой участок трубы, расположенный параллельно подающего или обратного трубопровода, на котором, находятся: 2 шаровых крана; сетчатый фильтр-грязеулоситель и циркуляционный насос. При этом основной трубопровод может оснащаться двумя разновидностями запорной арматурой:
- Шаровым краном, при перекрытии которого поток теплоносителя направляется по байпасу. Кран открывается, если необходимо провести ремонт/замену насоса или прочистку сетчатого фильтра без прекращения работы системы отопления;
- Байпасным клапаном. При работающем циркуляционном насосе, клапан автоматически запирает «основной» трубопровод и движение теплоносителя осуществляется через байпас. В качестве запирающего элемента выступает резиновый шарик, который под давлением потока теплоносителя запирает канал трубопровода.
Байпас с циркуляционным насосом часто используется для улучшения систем отопления с естественной циркуляцией. Байпасный узел превращает естественную систему отопления в «естественно-принудительную». Объединение двух систем в одну делает ее энергонезависимой, т.к. в случае отключения электричества, теплоноситель будет двигаться самотечным путем (благодаря разной плотности теплоносителя на подаче и обратке, холодная, более плотная вода на обратке будет давить на менее плотную разогретую воду на подаче).
Байпас без запорной арматуры.
Существуют клапанные и инжекционные байпасы:
- Инжекционный байпас. Имеет компактные размеры, предназначен для монтажа в ограниченном пространстве.
- Клапанный байпас. Узел стандартных размеров, когда насос, краны и фильтр расположены в одну линию.
Важно! Не разрешается устанавливать байпас с насосом в отопительную систему, где теплогенератором является котел с уже встроенным циркуляционным насосом.
Байпас на радиаторе отопления
Назначением байпасной линии является ремонт/замена приборов отопления без прекращения циркуляции теплоносителя, а также регулирование температуры в помещении путем установки на радиатор терморегулирующей арматуры. При перекрытии запорной арматуры на входе и выходе отопительного прибора, теплоноситель будет продолжать движение через байпасную линию.
Байпасная линия что это такое?
Как правило, диаметр байпаса на размер меньше основного трубопровода. Это делается для того, чтобы большая часть теплоносителя проходила через радиатор, а не через байпас. В противном случае, если сделать байпас радиатора такого же размера, что и основной трубопровод, теплоноситель, двигаясь по пути наименьшего сопротивления будет проходить через байпас, оставляя радиатор недостаточно нагретым.
Помимо этого, байпасная линия не должна устанавливаться слишком далеко от радиатора, т.к. это может привести к тому, что основная часть теплоносителя будет проходить через байпас, практически не заходя в сам прибор отопления.
Байпас на радиаторе отопления устанавливается только в однотрубных системах отопления. В двухтрубных системах он просто не нужен, т.к. теплоноситель, проходя через каждый радиатор сразу поступает в обратную магистраль, а не в подающую, как в однотрубных системах.
Подключение радиаторов с байпасом в однотрубной системе отопления.
Существует несколько вариантов подключения радиатора с байпасом:
- Диагональное подключение. Теплоноситель заходит через верхний вход, диагонально пересекает радиатор и выходит через нижний выход. При этом байпасная линия расположена снизу;
- Боковое подключение. Байпасная труба находиться сбоку. Следует помнить, что если устанавливается многосекционный радиатор (более 7 секций), то при боковом подключении последние секции могут прогреваться слабо. Для решения этой проблемы необходимо использовать диагональное подключение, либо установить удлинитель потока;
- Нижнее подключение. Байпасная труба также расположена снизу.
Однако, даже если на радиаторе стоят шаровые краны с широким сечением проходного канала, все равно не разрешается установка запорной арматуры на байпас, т.к. существует вероятность случайного перекрытия циркуляции теплоносителя по стояку. К примеру может произойти следующая ситуация: в комнате прохладно, мы перекрываем кран на байпасе, в результате чего весь теплоноситель проходит по радиатору; далее в комнате становится слишком жарко, мы перекрывает кран на радиаторе, забыв при этом открыть кран на байпасе, в следствии чего, циркуляция теплоносителя в доме полностью прекращается.
В случае, если есть основания полагать, что система отопления многоквартирного дома работает не идеально, то рекомендуется поменять радиаторы на более мощные, с большим количеством секций. Помимо этого, вместо ручного регулирующего клапана, проходной канал которого заужен, рекомендуется установить на радиатор шаровые краны, которые пропускает гораздо больше теплоносителя, в результате радиатор будет лучше прогреваться.
Видео
что такое, что это, байпас для циркуляционного отопления, для чего нужен, установка, как сделать на радиаторе отопления
Содержание:
Сложно представить себе комфортное проживание в доме или квартире без функциональной отопительной системы. Чтобы отопление было максимально эффективным и удобным, его необходимо не только правильно смонтировать, но и правильно настроить. В современных системах используется байпас – устройство, располагаемое между отопительными контурами. Благодаря байпасу, конструктивно представляющему собой небольшую перемычку, обеспечивается регулировка подачи теплоносителя. В данной статье речь пойдет о том, для чего нужен байпас в системе отопления, и как он работает.
Что это такое и для чего нужен
Основная функция байпаса заключается в возврате излишков теплоносителя в стояк из отопительных приборов. Регулировка интенсивности отопления осуществляется вручную или посредством автоматического терморегулятора. В результате получается так, что это байпас в отоплении обеспечивает одновременное прохождение теплоносителя и по регулирующей, и по запорной арматуре.
При отсутствии байпаса становится невозможным ремонт или замена батарей без остановки всей системы. Если байпас на отопление установлен, то отдельный отопительный прибор можно отключить от контура и потратить необходимое на ремонт количество времени. Кроме того, рассматриваемый конструктивный элемент заметно упрощает слив воды из системы и ее заполнение.
Еще одна функция, которая становится возможной за счет байпаса – обеспечение работы отопления с принудительной циркуляцией даже в том случае, когда электричество отключено. В этом случае попросту открывается кран центральной трубы, причем установленный автоматический байпас позволит системе работать автономно, без вмешательства со стороны.
Виды байпасов на отопление
Существует два основных вида байпасов, подходящих для использования в разных отопительных системах:
- Байпас с обратным клапаном. Такое устройство рассчитано на использование в связке с циркуляционными насосами. При нормальном функционировании системы клапан находится в открытом состоянии и пропускает теплоноситель, а когда насос выключается, клапан байпаса закрывается.
- Байпас без клапана. Устройства без клапанов позволяют ремонтировать отдельный участок отопления или врезать новый радиатор без выключения всей системы.
Для выбора подходящего вида нужно не только знать, что такое байпас в системе отопления, но и учитывать особенности его эксплуатации. Например, автоматические устройства очень боятся ржавчины и химических примесей, присутствующих в теплоносителе низкого качества. Зато при отключении электроэнергии такие байпасы позволяют системе продолжать работу.
Чтобы байпас мог выполнять свои функции, его диаметр должен быть на один размер меньше размера основной трубы. Все дело в гидравлическом сопротивлении – если диаметр байпаса совпадает с размерами основной трубы, то сопротивление в батарее будет слишком высоким, поэтому теплоноситель не сможет циркулировать.
Установка байпаса в системе отопления
Конечно, самым правильным вариантом действий будет заказ услуг у хороших специалистов, которые не только установят байпас, но и протестируют отопительную систему на предмет наличия различных дефектов и повреждений – но знание о том, как сделать байпас самостоятельно, лишним не будет.
Установка байпаса в системе отопления сама по себе не выглядит очень сложной, но есть некоторые моменты, требующие особого внимания. Так, байпас должен располагаться на минимальном расстоянии от радиатора и на максимальном от стояка. При необходимости на устройство можно смонтировать дополнительный кран, позволяющий теплоносителю циркулировать в системе без участия байпаса. Читайте также: «Как установить байпас в систему отопления – варианты и правила установки».
Наличие врезанного в контур байпаса позволяет влиять на интенсивность отопления. Устанавливать байпас на отопление с насосом нужно так, чтобы он был направлен по ходу тока теплоносителя. В первую очередь монтируется фильтр, потом обратный клапан, а последним устанавливаемым элементом является циркуляционный насос. Для врезки байпаса в стояк нужно обязательно использовать запорные клапаны.
При выборе байпасов необходимо обязательно обратить внимание на следующие факторы:
- Наличие соответствующих сертификатов;
- Соответствие устройств всем техническим и санитарным нормам;
- Байпас для циркуляционного насоса нужно осмотреть визуально – в местах сварного соединения они не должны иметь пор, а резьбовые соединения должны откручиваться без каких-либо усилий.
В участках системы, где имеется сужение диаметра трубы, использовать можно только шаровые вентили, позволяющие избежать уменьшения просвета при их открытии. Правда, такие устройства не поддаются ремонту, да и со временем намертво прикипают к месту установки, поэтому их приходится регулярно проворачивать.
Эксплуатация байпаса для циркуляционного насоса
Использование байпасов в отопительной системе имеет не только сугубо функциональное назначение, но и позволяет сэкономить на электричестве. В системе, не оборудованной данными устройствами, радиаторы получают почти на треть меньше теплоносителя, поэтому их теплоотдача в итоге оказывается ниже примерно на 10%.
Конечно, в современных системах, оснащенных встроенным насосом, особой необходимости в байпасе нет – теплоноситель и так равномерно распределяется по всем отопительным приборам, независимо от протяженности трубопровода, трубы можно укладывать без особого внимания к соблюдению уклона, да и воздушные пробки такой конструкции не страшны.
Для старых отопительных систем байпас попросту незаменим, поскольку он может решить несколько проблем, имеющих критическое значение:
- Во-первых, байпас нивелирует большинство ошибок, допущенных при монтаже отопления;
- Во-вторых, использование байпаса обеспечивает хорошую циркуляцию теплоносителя в системе.
Байпасы можно устанавливать и на батареи, но только в однотрубных отопительных системах – в таком случае байпас на радиаторе отопления располагается между прямым и обратным контуром для регулировки степени его нагрева. Такая установка позволит воспользоваться всеми преимуществами байпасов.
Восстановление старых отопительных систем
Для восстановления функциональности старой отопительной системы потребуются следующие элементы:
- Циркуляционный насос;
- Байпас;
- Пара шаровых кранов или обратный клапан.
Технология монтажа конструкции довольно проста. Параллельно трубе устанавливается байпас, к нему крепится циркуляционный насос, с обеих сторон которого располагаются оба крана. Наличие кранов не влияет на интенсивность прохождения теплоносителя через трубопровод, но при возникновении неполадок эти элементы придется полностью менять.
Вместо кранов можно установить обратный клапан, который позволяет системе работать в полностью автономном режиме. Недостатком такого клапана является подверженность воздействию низкокачественного теплоносителя – шаровые краны в этом плане выглядят гораздо более надежными. Для защиты элементов системы от загрязненной воды лучше всего воспользоваться специальным насосом, очищающий теплоноситель от различных примесей.
Заключение
Байпас в системе отопления – это довольно полезное устройство, позволяющее оптимизировать работу системы и снизить затраты на электроэнергию. Несмотря на простоту конструкции, байпас выполняет ряд полезных задач, поэтому его стоит устанавливать при первой же возможности.