Шляпы канотье – Шляпа Канотье — Что Это Такое, Французский Головной Убор Канотье, Соломенная Шляпа

Канотье — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Канотье с чёрной лентой

Канотье́ (фр. canotier — «гребец») — французская соломенная шляпа жёсткой формы с цилиндрической тульёй и прямыми, довольно узкими полями. Впервые её стали носить в 1890—1900-е годы молодые люди, увлекавшиеся греблей, и гондольеры, чтобы защититься от солнца. С начала XX века в течение нескольких десятилетий канотье было популярным мужским головным убором и модным аксессуаром.

В России на рубеже веков канотье носили молодые интеллектуальные дамы в туго затянутых в талии расширяющихся книзу юбках и блузках с пышными рукавами. За своё изящество и хрупкость, как у ламповых стёкол, таким образом одетых дам прозвали «лампочками»[1]. Среди почитательниц канотье была Коко Шанель, предпочитавшая его вычурным головным уборам, популярным в то время среди французского высшего общества.

Канотье исчезло из массового обихода в России конце 1930-х годов. В настоящее время его иногда носят от солнца как мужчины, так и женщины: лёгкий материал, невесомость и относительно небольшие размеры делают эту шляпу отличным стильным летним аксессуаром в сочетании с «дуэтом» в морском стиле из брюк клёш и белого в полоску верха.

  1. Кирсанова Раиса Мардуховна. Канотье // Костюм в русской художественной культуре 18 — первой половины 20 вв. / под ред. Т.Г. Морозовой, В.Д. Синюкова. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. — С. 117. — 383 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-85270-144-0.
  • Кирсанова Раиса Мардуховна. Канотье // Костюм в русской художественной культуре 18 — первой половины 20 вв. / под ред. Т.Г. Морозовой, В.Д. Синюкова. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. — С. 117. — 383 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-85270-144-0.

Канотье, федора, слауч и другие варианты летних шляп

Ловите подробную инструкцию с картинками и описанием интересных деталей, которые позволят запросто узнать модель.

На волне популярности соломенных шляп предлагаем разобраться в конструктивных особенностях, которые отличают разные их вариации. Кстати, сегодня даже производители, описывая товар в онлайн-магазинах, нередко путают модели, выдавая слегка модифицированную флоппи за федору, а широкополую гаучо — за канотье.

Проблема кроется в том, что современные подиумные решения порой так сильно отличаются от классических, что угадать модель может только профессиональный историк моды. Предлагаем прокачать навык!

 

Фантазия современных дизайнеров часто меняет модели шляп до неузнаваемости.

Фото
Christian Vierig/Getty Images Entertainment/Getty Images

 

Для начала разберемся, какие конструктивные детали имеет шляпа, ведь именно по их особенностям и различаются модели. Традиционно этот головной убор состоит из двух частей: тульи и полей. Часто место стыка этих деталей внутри закрывается бэндом — полоской ткани, которая впитывает влагу, а снаружи декорируется шляпной лентой. Наличие или отсутствие этих элементов также может указывать на модель головного убора.

 

Шляпа Reserved

Фото
архивы пресс-служб

 

Поля создают мягкую волну у лица

Фото
архивы пресс-служб

Поля: широкие и мягкие.

Тулья: чаще всего округлая.

Флоппи — классическая модель женской шляпы. Она может изготавливаться из фетра или соломки. Отличают головной убор мягкие поля, которые, провисая под собственной тяжестью, создают волну (floppy — с англ. «свободно висящий, небрежный»). В этом сезоне вариации флоппи могут иметь по-настоящему необъятные поля, делая такие шляпы скорее арт-объектами, нежели функциональными элементами гардероба.

 

Пэрис Хилтон в шляпе флоппи

Фото
Jean Baptiste Lacroix/WireImage/Getty Images

Кстати, женщин Эдвардианской эпохи (1901–1910 гг.), которой мы и обязаны появлением таких моделей, современные подиумные изыски едва смогли бы удивить. Известно, что в 1900-х годах размеры полей дамских шляп были настолько огромными, что против особенно рьяных модниц даже подавались судебные иски. Так как в помещениях женщины шляп не снимали, фантазийные головные уборы создавали серьезные неудобства в экипажах, театрах и других общественных местах.

 

Шляпа Stradivarius

Фото
архивы пресс-служб

 

Поля свисают, закрывая лицо

Фото
архивы пресс-служб

Поля: опущены вниз в форме полусферы.

Тулья: чаще округлая.

Шляпу флоппи чаще всего путают с моделью, которая была популярна в 1930-е годы, — слауч. Ее ввела в моду голливудская дива Грета Гарбо, известная своей любовью к созданию загадочных образов. Что может быть более таинственно, чем женщина, скрывающая лицо под полями шляпки… Разумеется, это было весьма неудобно, поэтому вскоре появилась асимметричная вариация слауча, открывающая одну часть лица. Таинственности не убавилось, зато функционал головного убора заметно расширился.

 

Грета Гарбо в классической шляпке слауч из фетра

Фото
Clarence Sinclair Bull/Moviepix/Getty Images

Чтобы отличить слауч от прочих моделей, нужно смотреть на поля. В отличие от флоппи, которая свисает небрежно, эта модель висит весьма решительно. Slouch с английского переводится как «опускать, свисать». Поскольку при гипертрофированно больших полях такая шляпа не будет давать никакого обзора, размеры ее, скорее всего, будут средними. Хотя, конечно, на подиуме реально увидеть все, что угодно. В дизайнерской вариации поля слауча могут быть закреплены, но они всегда должны лежать жестче, чем у флоппи.

 

Шляпа ZARA

Фото
архивы пресс-служб

 

Три ложбинки на тулье и мягкие поля

Фото
архивы пресс-служб

Поля: среднего размера, мягкие, иногда немного загнуты вверх.

Тулья: вогнутая, обязательно с тремя ложбинками.

Эта шляпа является одной из наиболее часто встречающихся (как в женском, так и в мужском арсенале), при этом именно ее постоянно путают с другими моделями. Однако у этой шляпы есть ряд отличительных особенностей, зная которые ее легко можно отличить от прочих. Во-первых, тулья федоры всегда имеет три ложбинки: одну по центру и две небольшие по краям. Во-вторых, ее поля никогда не бывают слишком большими или маленькими. Это традиционная шляпа с мягкими полями среднего размера, которые могут слегка загибаться наверх (в отличие от «ковбойки», у которой они загнуты сильно). Часто поля остаются спущенными.

 

Меган Маркл выбрала федору с узкими полями

Фото
Karwai Tang/Getty Images Entertainment/Getty Images

Как все классические английские шляпы, федора украшается по шву (на месте стыка элементов конструкции) лентой, размер которой пропорционален ширине полей: чем они уже, тем изящнее должен выглядеть декор. Традиционный цвет черный, но сегодня могут встречаться самые разнообразные колористические решения.

 

Шляпа Reserved

Фото
архивы пресс-служб

 

Миниатюрная версия федоры

Фото
архивы пресс-служб

Поля: узкие и загнутые наверх.

Тулья: трапециевидная с одной или тремя ложбинками.

Если говорить просто, то трилби — это уменьшенная версия федоры. У нее также есть ложбинки на тулье, но чаще всего более заметна та, которая расположена по центру. Поля трилби узкие и частично загнуты вверх. Иногда заворачивается задняя часть, а передняя напоминает козырек. История шляпы также отсылает нас в XIX век. Как и федора, трилби обязана своей популярностью театру, ведь в то время именно сценические костюмы служили для модников вдохновением и были примером. Так, в 1895 году один из героев спектакля по роману Джорджа Дюморье вышел на сцену в шляпе, которая сразу же полюбилась богеме. Постановка под названием «Трильби» и дала имя новой модели головного убора.

Стетсон (или «ковбойская» шляпа)

 

Шляпа Stradivarius

Фото
архивы пресс-служб

 

Напоминает большую и более «суровую» федору

Фото
архивы пресс-служб

Поля: жесткие и загнуты вверх.

Тулья: трапециевидная с ложбинками (часто с одной большой по центру).

С какой моделью также нередко путают федору? Разумеется, с ковбойской шляпой. При этом даже невооруженного взгляда достаточно для того, чтобы понять: между этими головными уборами пропасть отличий. Начинать нужно с тульи, так как чаще всего с толку сбивает именно наличие похожей ложбинки. Но здесь кроется главный маркер: у «ковбойки» чаще всего имеется одна большая ложбинка или, если их три, то остальные едва заметны. Традиционно тулья выглядит сильно вогнутой.

 

Чем жестче материал ляпы, тем решительнее ее поля будут стремиться вверх

Фото
Presley Ann/Getty Images Entertainment/Getty Images

Обратить внимание нужно также на размер и жесткость конструкции. Федора имеет мягкие поля, за счет чего они могут слегка изгибаться по бокам или сзади. Ковбойская же шляпа более сурова, ее поля объемные и прочно загнуты наверх. Разумеется, у современных соломенных моделей эта особенность может нивелироваться, но просматриваться тенденция все-таки должна. Также отличить головной убор американских пастухов от шляпы английских джентльменов (и леди) можно по отсутствию традиционной ленты на стыке с тульей. Ковбойка в этом месте тоже может декорироваться, но чаще всего тесьмой с этническими мотивами.

В США традиционный головной убор ковбоев называют «шляпой Стетсона» по имени шляпника, который запустил его массовое производство.

Мало кто знает, что привычное нам название «ковбойка» в США не является обиходным. Дело в том, что фабричным производством подобных моделей, которое было организовано в 1870-е годы, американцы обязаны шляпнику Джону Стетсону. Именно его трудами модель стала узнаваема во всем мире. Официально сегодня она называется «шляпой Стетсона».

 

Шляпа Lime

Фото
архивы пресс-служб

 

Гаучо с элементами канотье (более высокая тулья)

Фото
архивы пресс-служб

Поля: прямые и жесткие.

Тулья: полуцилиндрическая, плоская (редко имеет ложбинку залом по всему краю).

Кроме североамериканских индейцев, головной убор которых нам известен очень хорошо, есть еще и другие индейцы — южноамериканские. Разумеется, им тоже приходилось во время выпаса стад искать способы прятаться от палящего солнца. Благодаря этому сегодня в арсенале модников есть стильная и необычная шляпа — гаучо. Название происходит от одноименной субэтнической группы, проживающей на территории Аргентины, Уругвая и Бразилии.

 

Карли Клосс выбрала традиционную черную гаучо

Фото
Christian Vierig/Getty Images Entertainment/Getty Images

Отличительные черты шляпы гаучо: плоская и не слишком высокая тулья в сочетании с прямыми полями. Иногда на тулье делались заломы, напоминающие ложбинки «шляпы Стетсона». Размер полей был оптимальным для того, чтобы защищать от солнца, не мешая обзору. Чаще всего шляпа гаучо производилась из текстиля и была черной. Однако сегодня на подиуме мы можем видеть самые разнообразные фантазии на тему данного головного убора, которые отличаются и высотой тульи, и шириной полей, и материалом. А вот цвет очень часто остается традиционным.

 

Шляпа H&M

Фото
архивы пресс-служб

 

Высокая цилиндрическая тулья и жесткие коротки поля

Фото
Christian Vierig/Getty Images Entertainment/Getty Images

Поля: прямые, жесткие и узкие.

Тулья: полуцилиндрическая, плоская (выше, чем у гаучо).

Шляпу гаучо запросто можно спутать с модной сегодня моделью канотье. В чем же их отличия? Главным образом в размере и пропорциях конструкции. У шляпки канотье такая же плоская тулья, но она заметно выше, чем у гаучо. Поля этой модели тоже прямые, но они гораздо уже. Шляпка традиционно выполняется из соломки и украшается по тулье широкой лентой.

 

В черном цвете ее легко перепутать с гаучо. Отличительные черты — более высокая тулья и укороченные поля.

Фото
Hanna Lassen/Getty Images Entertainment/Getty Images

Сегодня также немало разнообразных вариантов канотье, и эксперименты чаще всего ставятся в области размера полей. Свои традиционные черты эта шляпа не утрачивает до тех пор, пока просматривается плоская тулья (без ложбинок). Если у широкополой шляпы верх цилиндрический, но совсем невысокий, скорее всего, мы имеем дело не с канотье, а с фантазиями на тему латиноамериканской «ковбойки».

 

Панама Mango

Фото
архивы пресс-служб

 

Хлопчатобумажная версия традиционной шляпы жителей Эквадора

Фото
архивы пресс-служб

Поля: свисающие, прямые, средней жесткости (во многом напоминают поля слауча).

Тулья: округлая или плоская.

Возможно, вы удивитесь, но панама — это полноценная соломенная шляпа. В нашем обиходе этим словом чаще всего называют головной убор со спущенными полями (наподобие слауча), сделанный из жесткой хлопчатобумажной ткани. На деле, же первые модели панам делились исключительно из соломки и были традиционным головным убором жителей Эквадора. В США и Европе эти шляпы стали популярны во время строительства Панамского канала.

 

Вариация на тему панамы из соломки, ZARA

Фото
архивы пресс-служб

Сегодня встретить соломенную панаму не так просто. На подиуме можно увидеть вариации на тему, однако чаще всего они отличаются какими-то конструктивными деталями. Пожалуй, главной отличительной чертой настоящей панамы будет нарочитая небрежность изготовления, так как эти шляпы на Эквадоре изготавливались вручную. Отсылками к классике жанра можно считать шляпы с округлой тульей, мягкими полями и необработанным краем. Ну и конечно, в распоряжении модников масса вариаций привычных нам панам, которые дизайнеры в этом сезоне отчаянно полюбили.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

Шляпа канотье своими руками

Канотье! И сразу кружит голову водевиль …, Буба Касторский, шансонье Морис Шевалье, вспоминается Коко Шанель. Ведь с ее подачи шляпа канотье перекочевала из мужского гардероба в женский и до сих пор предлагается дизайнерами на модных подиумах.

Канотье́ (фр. canotier — гребец) — французская соломенная шляпа жёсткой формы с цилиндрической тульёй и прямыми полями. Впервые её стали носить в конце 2-й половины XIX века молодые люди, увлекавшиеся греблей, так как отлично защищала от солнца. С начала XX века в течение нескольких десятилетий канотье была популярным мужским головным убором и модным аксессуаром.


 

Старик Хоттабыч в канотье, а как шить тюбетейку здесь.

У современной шляпы канотье поля возможны различной ширины, как широкие, так и узкие. Появились различные украшения на тулье: это могут быть  разноцветные ленты, цветы, камни. Канотье делаются в различных исполнениях: солома — это,  конечно, классика жанра, но бывают шляпки  из ткани, кружева, вуали.

Наконец, перейдем непосредственно к тому, зачем вы пришли на эту страницу: как и из чего сделать шляпу канотье?

Из листа очень плотного, но тонкого картона вырезаем поля шляпы. Здесь дана выкройка примерно на 57 размер. Небольшое замечание: всегда вырезайте заготовки для шляпы на один размер больше нужного вам. Как говорится, из большого маленькое всегда можно сделать… С изнанки в готовую шляпу (для  уменьшения шляпы  в размере) можно вставить резинку, поролон.

Т.е. периметр внутреннего овала равен объему головы плюс 1-1.5 см.

Вырезаем из картона полосу для тульи шляпы: длина равна периметру внутреннего овала на вышеприведенной выкройке плюс пару сантиметров для нахлеста; высота тульи 8 см. Днище шляпы равно по размеру вырезанному овалу.

Технология сборки этой шляпы несколько отличается от пошива  шляпы с широкими полями, но все же загляните на страницу с широкополой шляпой.

Пришиваем на швейной машинке полоску белого ситца к картонной заготовке для днища и к прямоугольнику для тульи (только с одной стороны).

Вставляем тулью, отворачиваем ситцевую ленту на поля и приклеиваем ее.

Так же приклеиваем днище.

 

Вид изнутри

Вырезаем по выкройкам, но с припусками на швы, ткань для обтяжки шляпы. У нас это довольно плотный трикотаж.

По верху тульи наносим клей (у меня любимый клей — «Момент-кристал» прозрачный), натягиваем трикотаж на верх шляпы. Клей наносится только по контуру деталей!

Тулью оклеиваем полосой ситца.

 

Обтягиваем трикотажем поля — опять же, клеем мажем только торцевые части картона, т.к. клей может дать неровность и просвечивать.

 

Ткань натягиваем, аккуратно  и идеально разглаживаем

 

Когда все приклеится, срезаем лишнюю ткань с края полей шляпы

Край трикотажа, которым обтягиваем нижнюю часть полей, нужно загнуть внутрь шляпы. Для этого края ткани надсекаем и приклеиваем. Теперь небольшая хитрость — чтобы процесс приклеивания прошел успешней, вставляем в шляпу надутый воздушный шарик и оставляем все сооружение сохнуть.

 

Обшиваем тулью. Причем, если ткань хорошо натянута, то место соединения тульи и полей можно не пришивать (можно слегка закрепить клеем)

 

Пришиваем, а местами приклеиваем бязевый или ситцевый подклад внутрь шляпы

По периметру полей приклеиваем шелковую белую косую бейку

Еще одна маленькая театральная хитрость: для того, чтобы не высокая шляпа канотье прочнее держалась на голове, приклеиваем внутрь шляпы по всему периметру ленту-липучку. И это еще не вся хитрость: если шляпа для девушки (много волос, прическа и пр.), то приклеиваем мягкую часть липучки, а если шляпа готовится для мужчины, то можно приклеить ту часть липучки, которая с крючками.

Все, на шляпу осталось пришить ленту нужного цвета. Шляпа канотье готова.

Не пугайтесь, что в мастер-классе мы шили белую шляпу, а в готовом виде на фотографии у нас черная. Мы ее не перекрашивали; мы делали одновременно две шляпы — белую и черную, но белая шляпа так быстро нашла своего владельца, что не успели сделать фото готовой работы.

На фото артистка театра «Ангажемент» г. Тюмени Яна Швеина в готовой шляпе канотье:



Шляпки канотье на модных подиумах:

Источник: собственная информация сайта «РукоТворчество»

Головные уборы от «А до Я», или Большой Шляпный Словарь

«А»

Академическая квадратная шапочка — торжественный головной убор выпускников высших учебных заведений, следующих британской модели образования. Академическая шапочка представляет собой квадратную доску с кисточкой по центру, прикрепленную к небольшой шапочке традиционно черного цвета с желтой или золотой кисточкой.

Головные уборы от

«Б»

Бандана — небольшая косынка или платок, изначально банданы имели чисто практическое значение, использовались американскими ковбоями во время перегона скота. Бандана обвязывалась вокруг шеи и, при необходимости, ею закрывали лицо чтобы защититься от пыли. Сейчас бандана традиционный атрибут байкеров.

Как пример — пиратская бандана.

Головные уборы от

Башлык — военный, казачий головной убор. Представляет собой суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора для предохранения «от холода, дождя и солнечного зноя». Имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи.

Головные уборы от

Бейсболка — кепка которую первоначально носили бейсболисты. До появления бейсболки головным убором бейсболиста была соломенная шляпа-канотье и жокейская кепка.

Головные уборы от

Берет — мягкий объемный головной убор без козырька, известен еще со времен средневековья. Берет широко используется в вооруженных силах. Женский берет может быть фетровым, шитым или вязаным. Также берет — головной убор художника 🙂

Головные уборы от

Бескозырка — головной убор матросов, армии и флота многих стран. Бескозырка представляет собой фуражную шляпу без козырька.

Головные уборы от

Боливар — разновидность цилиндра с широкими прямыми полями.

Упоминается в романе в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» (1823—1831).

Покамест в утреннем уборе,

Надев широкий боливар

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Не прозвонит ему обед.

Головные уборы от

Бомбер — молодежная модель зимнего головного убора с длинными ушами и отделкой из овчины.

Головные уборы от

Боярка — меховая мужская шапка старинного русского фасона. Состоит из мехового верха, бархатного колпака и шёлковой подкладки. Меховой верх изготовлялся из соболя, бобра или белька, а также из овчины.

Боярку носил Ф.И. Шаляпин, в ней же его изобразил на своей картине Б.М. Кустодиев.

Головные уборы от

Бретонская кепка — вид фуражки из шерсти. Традиционно считается головным убором моряков, потому что бретонская кепка была частью униформы французских матросов. Название происходит от слова «Бретань» — так называется историческая область Франции, занимающая полуостров на северо-западе страны.

В России бретонскую кепку называли «картузом», ее носили как военные, так и обычные люди.

Головные уборы от

Буденовка — головной убор красноармейца в виде шлема. По задумке авторов головного убора (по некоторым источникам автором эскиза буденовки является художник Кустодиев), форма буденовки повторяет форму стального шлема русского война 15в., подчеркивая героизм и величие.

Головные уборы от

«В»

Венок — сплетенные в тугое кольцо цветы или листья. Круглая форма венка и живая составляющая символизирует вечность, постоянство, бесконечную жизнь, связь с божественной природой. Возможно, именно поэтому венок во многих культурах стал символом царской власти (от него и произошла корона). В славянских землях венок приобрел еще и смысл любви.

Головные уборы от

Вуалетка — небольшая шляпка с вуалью, больше похожая на аксессуар, чем на шляпку, обычно крепится к прическе на заколках или шляпной резиночке.

Головные уборы от

Вуаль — тонкая прозрачная сетка, которая крепится к женским шляпкам.

Головные уборы от

«Г»

Галеро — кардинальская шляпа, очень большая плоская красная шляпа с широкими полями, по сторонам полей шляпы свисают по 15 кисточек. Галеро является геральдическим отличием сана кардинала.

Головные уборы от

Гангстерская шляпа — фетровая шляпа с полями, имеет три вмятины на тулье (сверху и по бокам), по сути это та же шляпа федора (см. ниже «федора»), которая очень полюбилась гангстерам.

Головные уборы от

Гоголь — мутоновая шапка в виде пилотки, имеющая глубокий продольный замин. Была популярна в среде русской интеллигенции начала XX века.

Головные уборы от

«Д»

Двууголка — шляпа Наполеона, двурогая шляпа пришедшая на смену более громоздкой треуголке. Вплоть до Первой мировой войны двууголка была частью парадной одежды офицеров и чиновников, в том числе и в России.

Головные уборы от

Диадема — головное украшение в виде венца (венка). Диадема не замыкается в кольцо, в некоторых случаях диадема не имеет венца, а прикрепляется к прическе.

Головные уборы от

«Е»

Ермолка — традиционный еврейский мужской головной убор. Круглая шапочка, плотно прилегающая к голове; маленькая шапочка, носимая под верхней шляпой евреями.

Головные уборы от

«Ж»

Жокейка — плотно облегающая голову шапка-шлем с козырьком. Жокейка головной убор конного наездника.

Головные уборы от

«З»

Шляпа-Зонт – головной убор в виде зонта, крепко держится на голове, защищает от дождя.

Головные уборы от

«И»

Индейский головной убор — представляющий собой венец из орлиных перьев. Традиционный головной убор индейцев, надеваемый по торжественным случаям, реже их надевали на охоту.

Головные уборы от

«К»

Камилавка — головной убор в Православной церкви красного, фиолетового или чёрного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра.

Головные уборы от

Канотье — французская соломенная шляпа жёсткой формы с цилиндрической тульёй и прямыми полями. С начала XX века в течение нескольких десятилетий был популярным мужским головным убором и модным аксессуаром.

Головные уборы от

Капелло Романо — буквально «римская шляпа» или сатурно (итал. saturno; потому что шляпа своим видом напоминает планету Сатурн) — круглая шляпа с широкими полями и полусферической тульёй, носимая католическим духовенством.

Головные уборы от

Капор — женский головной убор, соединяющий в себе черты чепца и шляпы. У капора высокая шляпная тулья (для убранных на затылок волос) и обрамляющие лицо широкие жёсткие поля, сужающиеся к затылку.

Головные уборы от

Капюшон — откидной головной убор, пришитый или пристегиваемый к вороту верхней одежды.

Головные уборы от

Картуз — разновидность фуражки. Картузы широко использовались в европейских армиях 15-17 века. Позднее картузы вошли в использование и среди гражданского населения. (Также см. выше «Бретонская кепка»)

Головные уборы от

Каска — защитный шлем военнослужащих, а также средство защиты головы у категорий лиц, действующих в опасных условиях (шахтёры, строители, спелеологи, спасатели, спортсмены, парашютисты, мотоциклисты и так далее).

Головные уборы от

Каскетка — легкая фуражка, средство индивидуальной защиты для строительства и ремонта, которая не предназначена для защиты от травм.

Также каскеткой называют женский головной убор, закрывающий уши, но открывающий затылок (в виде объемного ободка, закрывающего уши).

Головные уборы от Головные уборы от

Кепи — вид фуражки с небольшим прямым горизонтальным козырьком.

Головные уборы от

Кепка — вид фуражки с твердым донышком и длинным, широким, прямым козырьком.

Головные уборы от

Клобук – головной убор монаха. Состоит из камилавки (цилиндра с обрезанными полями) и «намётки» — чёрного покрывала (из шёлка или других материалов чёрных тонов).

Головные уборы от

Клош — дамская шляпка в форме колокольчика, которая вошла в моду еще в 1920-х годах. Название произошло от французского слова cloche — колокольчик. Клош — небольшая шляпка с маленькими опущенными полями.

Головные уборы от

Ковбойская шляпа — фетровая, кожаная или соломенная шляпа, с высокой округлой тульёй, вогнутой сверху, и с широкими, подогнутыми вверх по бокам, полями. Является атрибутом американских ковбоев и ранчеров, а также исполнителей музыки кантри.

Головные уборы от

Кокошник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.

Головные уборы от

Колпак — головной убор конусообразной или округлой формы. Есть разные виды этого головного убора: Шутовской или дурацкий колпак (прежде надевавшийся шутами, иногда с бубенчиками). Также колпак может быть поварским.

Как пример — колпак Санта Клауса.

Головные уборы от

Конфедератка — национальный польский головной убор с четырёхугольным верхом. За четырехугольный верх иногда и «академическую шапочку» называют конфедераткой.

Головные уборы от

Корона — головной убор, являющийся символом монархической власти. Короны производились из различных драгоценных металлов (чаще из золота или из серебра) и украшались драгоценными и полудрагоценными камнями.

Головные уборы от

Косынка — она же платок, представляющая собой кусок ткани в форме равнобедренного треугольника. Распространен практически по всему миру. Является национальным головным убором русских, украинцев и некоторых других народов.

Головные уборы от

Котелок — европейская мужская шляпа полусферической формы с небольшими полями из твёрдого войлока.

Головные уборы от

Кубанка — невысокая меховая шапка цилиндрической формы с плоским верхом — форменный головной убор казачьих войск. До II мировой войны была популярным мужским головным убором на Кубани, а в 80-е годы XX века вошла в моду как женская зимняя шапка.

Головные уборы от

«Л»

Лыжная шапочка — шитый из эластичной ткани или вязаный головной убор (шапка), плотно облегающий голову, часто с помпоном.

Головные уборы от

«М»

Маска — головной убор закрывающий не только голову, но и лицо. Шапка-маска (еще имеет название балаклава) предназначена для альпинистов, любителей зимней охоты и рыбалки или для людей, которые проводят длительное время зимой на улице.

Головные уборы от

Менингитка — маленькая нарядная шляпка модная в 50е годы, шляпка была настолько мала, что совсем не согревала голову.

Головные уборы от

Митра — головной убор, часть облачения христианских священнослужителей.

Головные уборы от

«Н»

Накомарник — надеваемая на голову и лицо шляпа с сеткой для защиты от комаров, мелких мух, мошки и других летающих насекомых.

Головные уборы от

«О»

Ободок (или обруч) — это аксессуар для волос в виде полукольца, которым закрепляют волосы.

Головные уборы от

Охотничья шляпа — основная особенность этой шляпы — два козырька, спереди и сзади, и два боковых отложных «уха». Козырьки защищают лицо и шею от солнца. Уши шляпы могут либо отгибаться и связываться под подбородком, чтобы защитить владельца от холодной погоды и сильного ветра, или же завязываться наверху, чтобы не мешать. Клетчатый рисунок ткани служит камуфляжем.

Охотничья шляпа также известна как шляпа Шерлока Холмса.

Головные уборы от

«П»

Панама — лёгкая шляпа с упругими полями; соломенная или шитая из легких натуральных тканей.

Головные уборы от

Папаха — мужской меховой (из овчины или каракуля) головной убор, элемент военной формы. Шапка распространена у многих славянских народов, в России у казаков. Также папаха распространённа у народов Кавказа и Средней Азии.

Головные уборы от

Парик — искусственные или настоящие волосы, которые надеваются на голову как шапка, создавая ту причёску, под которую он сделан.

Головные уборы от

Пилотка — головной убор в виде сплюснутой с боков лёгкой шапочки. Пилотка может быть элементом военной форменной одежды, различной униформы.

Головные уборы от

Платок — кусок ткани, обычно квадратный или треугольный, используемый в качестве головного убора.

«Девушка в платке» А.Г. Венецианова

Головные уборы от

Порк-пай (или Свиной пирог) — шляпа, похожая на миску: невысокая почти цилиндрическая тулья с ложбинкой, напоминающей защип пирога (pork pie – свиной пирог)…

Головные уборы от

«Р»

Рыбацкая шляпа — панама оливкового цвета с рыболовными крючками и приманками, подвешенными на ремешке вокруг шляпы.

Головные уборы от

«С»

Слауч — так некогда называлась популярная женская шляпа из фетра с загнутыми вниз полями и округлой невысокой тульей.

Головные уборы от

Соломенная шляпка — любая шляпа выплетенная из соломы с широкими полями. Такой головной убор предназначен для защиты от солнца и возможного солнечного удара.

Головные уборы от

Сомбреро — широкополая шляпа с высокой конусообразной тульёй и обычно с закруглёнными вверх краями полей. Часть мексиканского национального костюма.

Головные уборы от

«Т»

Таблетка — небольшая женская шляпка без полей с круглой или овальной цилиндрической тульей.

Головные уборы от

Твидовая шляпа — шляпа, шитая из шерстяной ткани — твида. Твидовая ткань мягкая на ощупь, с небольшим ворсом, обычно саржевого (диагонального) переплетения, бывает меланжевая, чаще с цветными узелками.

Головные уборы от

Тиара — корона, изначально тиара была головным убором папы Римского.

Головные уборы от

Тирольская шляпа — традиционный головной убор в альпийском регионе Тироле, который ранее занимал часть Северной Италии и Австрии. Шляпа с трапециевидной тульей, мягкой продольной складкой сверху и узкими полями, прямыми спереди и подвернутыми с задней стороны.

Головные уборы от

Ток — головной убор без полей, напоминает шляпу таблетку, но имеет более высокую тулью.

Головные уборы от

Треуголка — шляпа с полями, загнутыми так, что они образуют три угла. Получила распространение во второй половине XVII века и была популярна до конца XVIII века, пока не была заменена двууголкой.

Головные уборы от

Трилби — это разновидность шляпы федоры, имеющая более узкие поля и невысокую трапециевидную тулью с одной ложбинкой по центру и двумя по бокам.

Головные уборы от

Тюбетейка — круглая или квадратная, островерхая или плоская, мужская или женская лёгкая шапочка, надеваемая прямо на голову; получила название от тюркского слова тобе/тюбе, означающего макушку головы или верхушку горы. Тюбетейка — неотъемлемая часть узбекского национального костюма, обычно украшена вышивкой, бисером.

Головные уборы от

Тюрбан — см. ниже «Чалма».

«У»

Ушанка — зимняя меховая (первоначально — мужская) шапка, широко распространённый головной убор в России.

Головные уборы от

«Ф»

Фата — легкое женское головное покрывало; свадебный головной убор.

Головные уборы от

Федора — шляпа, имеющая поля средней ширины и трапециевидную тулью с одной ложбинкой по центру и двумя по бокам. Классическая федора изготавливается из мягкого фетра.

Головные уборы от

Феска — головной убор в Османской империи, представляет собой шерстяной колпак красного цвета с голубой или черной, шелковой, серебром или золотом перевитой кистью.

Головные уборы от

Фетровая шляпа — головной убор любой формы с полями, изготовленный из фетра.

Головные уборы от

Финка — плоская круглая разновидность зимней шапки с меховым спускающимся околышем (назатыльником), прикрывающим уши и шею.

Головные уборы от

Флоппи — широкополая шляпа. Это может быть как пляжный вариант из крашеной или натуральной соломы, так и шляпа с широкими полями выполненная из фетра.

Головные уборы от

Фуражка — головной убор с твердым козырьком и устойчивым околышем. Являлся форменным головным убором в вооружённых силах и ведомствах различных государств.

Головные уборы от

«Х»

Хиджаб — в исламе это любая одежда (от головы до ног), однако в западном мире под хиджабом понимают традиционный исламский женский головной платок.

Головные уборы от

Хомбург — мужская шляпа из фетра с высоко загнутыми полями и лентой по тулье, на тулье имеется одна продольная ложбинка по центру.

Головные уборы от

«Ц»

Цилиндр — мужской головной убор, представляющий собой высокую шляпу с плоским верхом и небольшими полями. Цилиндры в качестве повседневного головного убора были распространены на протяжении XIX века.

Головные уборы от

«Ч»

Чалма — головной убор в виде куска ткани, обмотанного вокруг головы, распространенный среди ряда народов Северной Африки, Аравийского полуострова, Индии и Азии.

Головные уборы от

Чепец — женский и детский (чепчик) головной убор в виде капора, закрывающий волосы; может иметь завязки под подбородком.

Головные уборы от

«Ш»

Шапокляк — (фр. chapeau claque) — (chapeau) шапо — шляпа и (claque) кляк — шлепок, удар ладонью; мужской головной убор, разновидность цилиндра, его особенностью является то, что его можно было складывать.

Головные уборы от

Шапочка — плотно облегающий голову вязаный или трикотажный головной убор. С недавних пор в моду вошли шапочки с вуалью.

Головные уборы от

Широкополая шляпа — головной убор с широкими полями, мягкими или жесткими. Тулья может иметь любую высоту и форму.

Головные уборы от

Шлем — предмет защитного оснащения военнослужащих, предназначенный для защиты головы от повреждений, наносимых, преимущественно, холодным оружием, позднее огнестрельным.

Головные уборы от

Шляпа Шерлока Холмса — см. выше «Охотничья шляпа».

Головные уборы от

«Э»

Эквадорская панама — лёгкая шляпа с упругими полями из особого сорта соломы — токилья. Панама — национальный головной убор Эквадора.

Эквадорские панамы плетутся из листьев пальмы Carludovica Palmata, которая растет только в прибрежных горных районах Эквадора.

Головные уборы от

«Ю»

Шляпа юриста, см. выше «Академическая шапочка».

«Я»

Японский головной убор, Каса (kasa) — конусообразная шляпа. Возник в Японии в глубокой древности из-за муссонного климата с долгими сезонами дождей. Касу плетут из соломы, бамбука, камыша, осоки. Существует множество самых разных типов и форм таких шляп. Традиционно каса ассоциируется с самураями.

Головные уборы от

Всё дело в дамской шляпе. Часть 2. — Fresh

Во второй части повествования о шляпах вам, представится, возможность узнать какие виды традиционных шляп существуют. Это азы моды, которые помогут ориентироваться в выборе шляп при формировании своего гардероба.

Шляпка «Канотье»

«Канотье́» _– С 1880-х канотье носили любители гребли на каноэ, отсюда происходят испанское и французское название (фр. canotier – гребец, любитель гребли). Английское наименование этой шляпы – boater (лодочник).

Классическая канотье — это летняя соломенная шляпа с плоской тульей и, перпендикулярно к ней прилегающими, прямыми узкими полями. Однако существуют и другие варианты: с более широкими полями, с небольшим козырьком и т.п. Обязательным украшением этого головного убора служит лента, изначально синего цвета – как полоска на тельняшке моряка.

В самом начале истории шляпки «Канотье» это был чисто мужской аксессуар. В начале 20 века ее носили мужчины на крикетных матчах, пикниках, лодочных прогулках. С легкой руки Коко Шанель ее стали носить и женщины. В настоящее время встречается в качестве шляпы от солнца, как у мужчин, так и у женщин.


В Англии до сих пор такой головной убор, является форменной шляпой учеников некоторых частных школ.



Если хотите придать внешности больше шика и добиться неотразимости, комбинируйте канотье с юбкой-мини прямого фасона или шортами с завышенной талией, блузкой и туфлями на каблуке. Носят такой головной убор, немного сдвинув в сторону или вперед. В наше время шляпка может быть выполнена в разной цветовой гамме.



Шляпа «Федора»

Это шляпа из мягкого фетра, обвитая один раз лентой. Свое название она получила после премьеры одноименной нашумевшей пьесы Викториана Сарду 1882 года. Пьеса была написана специально для Сары Бернар, которая и стала родоначальницей нового стиля.

«Федору» также иногда называют «snapbrim» («переломленное поле»), потому что заднюю часть поля этой шляпы принято заламывать кверху, а переднюю – опускать на глаза.

В 1920-х «Федору» полюбили гангстеры. Мягкая женская шляпа отлично подходила для строгих пиджаков новых предпринимателей — куда лучше, чем существовавшие тогда котелки и цилиндры. Массовый интерес к гангстерам проявился после выхода в 1932 году фильма «Лицо со шрамом», (сюжет фильма несколько раз экранизировали спустя годы), Гангстеры в картине были представлены стильными мужчинами в элегантных костюмах и строгих шляпах. Так появился особый гангстерский стиль.

Современная женская модель «Федора» может выглядеть несколько иначе: поля у нее теперь могут быть короче, или наоборот, шире, и материал может быть любым (твид, замша, кожа и т.д., не только фетр).


Эта шляпа является во всех смыслах универсальной. Она помогает быть стильной и современной. На основе такого модного аксессуара можно создать много образов. Надо только понять, какую функциональную нагрузку будет выполнять эта шляпа. Если изделие предназначено в качестве головного убора для холодного времени года, то нужно позаботиться о том, чтобы шляпа сочеталась с другими предметами верхней одежды, например с обувью. Если хотите носить такой фасон в теплое время года, приобретайте шляпу в мягких и пастельные тонах (это для дам среднего возраста), а молодёжь может щеголять и в классическом черном цвете. «Федора» отлично смотрится и с брюками, и с платьями, и с туфлями на каблуках.

Шляпка «Трилби».

«Трилби» – разновидность «Федоры» с более короткими и заостренными узкими полями, которая появилась спустя лет двадцать после «Федоры».

Свое название шляпка получила в честь ирландской натурщицы из романа «Трибли» Жоржа Дюморье. Популярна, шляпа стала, после выхода фильма «Трилби», по одноименному роману, написанному в 1895 году. Аристократы полюбили ее. Спустя три — четыре десятилетия шляпа стала популярна среди всех социальных слоев и во многих странах.


По традиции, это шляпа для скачек, то есть для любителей наблюдать за скачками. Такому шляпному этикету придерживаются пожилые аристократы. Мужчины высшего света до сих пор носят этот головной убор с твидовыми костюмами.

Молодёжь аристократии не столь щепетильна, используя не совсем классические «Трибли», и часто носит ее в спортивном стиле.



В наши дни ее используют в своем гардеробе оба пола. Отличие женских моделей, только в более разнообразной цветовой палитре.

Шляпка «Стетсон»

«Стетсон»- классическая ковбойская шляпа с высокой вогнутой тульей и с широкими, загнутыми вверх полями. Весь дикий запад щеголял в ней с 1865 года. Основателем стал англичанин Джон Баттерсон Стетсон, он создал эту шляпу своими руками, позже основал собственную компанию, которая и сейчас известна во всем мире.



В наши дни ее продолжают носить представители сильного пола, а так же она любима у представительниц женской половины от юных девушек до леди средних лет.


Основными элементами гардероба, всегда соответствующими ковбойской шляпе являются джинсы, джинсовые шорты, бриджи, а также кожаные штаны, куртки и сапоги. Это традиционное сочетание. Однако мода давно перестала придерживаться строгих правил. И сейчас ковбойская шляпа прекрасно сочетается с юбками, платьями, сарафанами, топами, сандалиями, летними сапогами.

Шляпа «Хомбург»

«Хомбург» шляпа (от нем. Homburg; шляпа «Энтони Иден», англ. Anthony Eden hat) – Своим названием это шляпа обязана городу Бад Хомбург в Германии, где и появился этот аксессуар. Шляпа с трапециевидной тульей, имеющей глубокую продольную ложбинку, и неширокими жесткими полями, загнутыми вверх с боковых сторон. В традиционном варианте имеет шелковую ленту по тулье.

В 1886 году принц Великобритании и Ирландии — Эдуард VII посетил этот город. Ему приглянулись эти шляпы, в которые было одеты большинство местных мужчин. Это местный шляпный мастер Филип Мекель придумал и изготавливал их. Мастеру заказали такую шляпу для царской особы английского двора. Так этот фасон шляпы шагнул не только в другие города, а и в другие страны, вытеснив котелки и цилиндры. Спустя некоторое время «Хомбург» стал неотъемлемой частью мужского костюма чиновников высшего звена, как в Европейских странах, так и в Америке.


Эркюль Пуаро (Hercule Poirot) – образ великого сыщика, сверх педанта в быту, созданный Агатой Кристи, очень любил носить «Хомбург».


Современная шляпка отличается от своего начального вида. Тулья стала чуть ниже, а поля уже. Лента на шляпе не имеет строгого размера и цвет ленты, как и цвет всей шляпы, может быть любым.

«Хомбург» традиционно считается мужским аксессуаром, но никто не запрещает женщинам воспользоваться им. Главное помнить, эта шляпа для ветреной и дождливой погоды, ее следует носить с кашемировым пальто темных тонов, или с палантином, шалями, платками, сотканными из пашмина (разновидность самого дорогого кашемира).

Шляпка «Таблетка»

«Таблетка» — маленькая круглая или овальная шляпка без полей. Крепится к прическе при помощи шпилек, шляпной булавки или резинки. Часто дополняется вуалью или искусственными цветами, которые должны выгодно оттенять цвет глаз владелицы.




Прообразом шляпки-таблетки является головной убор правителей Древнего Египта, в котором некоторые из них были изображены на античных монетах. Также родственным ей является головной убор военных древнего Рима похожей формы с подбородным ремешком.

По одной версии превращение из мужской шапки в женский легкий кокетливый аксессуар произошло от модницы – Греты Гарбо. По другой версии шляпка «таблетка» стала популярна благодаря Эльзе Скиапарелли — парижский модельер и дизайнер, одна из создательниц понятия «прет-а-порте». В 30 х годах модельер представила публики свою коллекцию непривычных дамских аксессуаров, в их числе была маленькая шапочка, напоминающая своей формой таблетку.



А вот Жаклин Кеннеди (по первому браку Кеннеди, первая леди США с 1961 по 1963 год) любила крупные «таблетки» больше похожие на коробки из-под печенья. Наряду с перчатками супруга президента ввела их в моду своего окружения на многие годы. Согласно официальным источникам Жаклин появилась в шляпке « таблетке» 20 января 1961 года в день инаугурации 35-го президента США Джона Кеннеди, она надела ее по совету своего дизайнера Олега Кассини.


Сегодня Шляпу «таблетку» с успехом используют в вечерних, коктейльных нарядах, популярна она в свадебных салонах. Также ее можно носить с брючным костюмом и платьем, в том числе платьем-футляром.





Продолжение следует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *