Русская архитектура в конце 18 начале 19 века кратко – Основные стили и направления в живописи, скульптуре и архитектуре XIX веке

стили и направления, история, памятники архитектуры :: SYL.ru

Архитектура 19 века в России характеризовалась большим разнообразием. Ей был присущ не один, а несколько стилей. Как правило, искусствоведы делят ее на два этапа – классический и русский. Особенно ярко указанные стили архитектуры 19 века отразились в таких городах, как Москва и Петербург. В них творили множество гениальных зодчих той эпохи. Познакомимся с историей архитектуры 19 века поближе.

Уход от барокко

Прежде чем говорить о русской архитектуре 19 века, рассмотрим один из стилей, с которого она началась. Барочную архитектуру в России в конце XVIII века сменяет классицизм. Этот термин происходит от латинского слова «образцовый». Классицизм является художественным (в том числе и архитектурным) европейским стилем, сложившимся во Франции в XVII веке.

В его основу положены идеи рационализма. С точки зрения приверженцев этого стиля, произведение искусства, строение должно опираться на строгие каноны, подчеркивая тем самым логичность и стройность всего мироздания. Интересным для классицизма является лишь вечное, незыблемое. В любом явлении он стремится выделить его типологические, существенные черты и отбросить индивидуальные, случайные признаки.

Архитектурный классицизм

Таврический дворец

Для архитектурного классицизма основной чертой является обращение к формам, характерным для античного зодчества, рассматриваемым как эталон простоты, строгости, гармонии, логичности. В целом он отличается регулярной планировкой, четкостью формы, которая является объемной. В его основе лежит ордер, близкий к античности по формам и пропорциям. А также классицизму присущи симметричные композиции, сдержанность декора, регулярность в городской планировке.

Смольный институт

Центрами классицизма в России были Москва и Петербург. Его яркими представители — Джакомо Кваренги и Иван Старов. Типичными классицистическими зданиями являются Таврический дворец в Петербурге, Троицкий собор, находящийся в Александро-Невской лавре, архитектором которых был Старов. По проекту Кваренги были построены Александровский дворец, Смольный институт, Академия наук. Творения этого архитектора являются символом петербургского классицизма.

Трансформация в ампир

Исаковский собор

Архитектура первой половины 19 века в России характеризуется постепенным переходом от классицизма к ампиру. Ампир (по-французски значит «имперский») — это стиль, относящийся к позднему, или высокому, классицизму. Он также появился во Франции в годы, когда у власти был Наполеон I, и получил свое развитие на протяжении первых тридцати лет XIX века, после чего сменился историзмом.

В России этот стиль возник во время царствования императора Александра I. Как известно, начиная с XIX века в России наблюдалось увлечение культурой Франции. Как это нередко делали русские монархи, Александр I «выписал» из Франции начинающего архитектора Огюста Монферрана. Ему царь поручил возведение Исаакиевского собора в Петербурге. В дальнейшем Монферран стал одним из отцов так называемого русского ампира.

Петербургское и московское направления

Русский ампир разделился на два направления: московский и петербургский. Это деление являлось не столько территориальным, сколько характеризующимся в зависимости от степени его отхода от классицизма. Наибольшим этот отрыв был у петербургских архитекторов. Наиболее видными его представителями являлись:

  • Андрей Воронихин.
  • Андреян Захаров.
  • Василий Стасов.
  • Жан Томон.
  • Карл Росси.

Среди архитекторов Москвы к крупнейшим мастерам рассматриваемого периода относятся:

  • Осип Бове.
  • Доменико Жилярди.
  • Афанасий Григорьев.

Среди скульпторов можно выделить Феодосия Щедрина и Ивана Матроса. В российской архитектуре ампир был ведущим стилем до 1830-40-х годов. Интересно, что его возрождение, хотя и в несколько иных формах, произошло в СССР. Это направление, пришедшееся на 1930-50-е гг. ХХ в., стало называться «сталинским ампиром».

Королевский стиль

Ампир часто относят к так называемым королевским стилям, что обусловлено его театральностью при оформлении как внутренних помещений, так и внешней отделки. Его особенностью является обязательное присутствие колонн, лепных карнизов, пилястров, прочих классических элементов. К этому добавляются мотивы, отражающие почти без изменений такие образцы деталей античной скульптуры, как сфинксы, грифоны, львиные лапы.

В ампире элементы располагаются в строгом порядке при наличии симметрии и равновесия. Данному стилю присущи:

  • массивные, монументальные формы;
  • военная символика;
  • богатый декор;
  • влияние древнеримских и древнегреческих художественных форм.

Художественным замыслом данного стиля было подчеркнуть и воплотить идеи могущества самодержавной власти, государства, военной силы.

Корифеи Петербурга

Большой театр в С.Петербурге

Появление и развитие ампира в архитектуре 19 века в России тесно связано с именем архитектора Воронихина Андрея Никифоровича. Одно из его лучших произведений – это петербургский Казанский собор. Его мощные колоннады полуовалом обрамляют площадь, обращенную к Невскому проспекту. Другое знаменитое его творение – здание Горного института. Оно выделяется огромным портиком с дорической колоннадой, которая выступает на фоне брутальных стен фасада. По бокам портик украшают скульптурные группы.

Известными творениями в стиле ампир Жана де Томона, французского архитектора, являются Большой театр в Петербурге и здание биржи. Непосредственно перед сооружением мастером были установлены две ростральных колонны, которые символизируют четыре великих русских реки, таких как Волга, Волхов, Днепр и Нева. Ростральной называется колонна, украшением которой служат ростры – скульптурные изображения корабельных носов.

Признанным шедевром архитектуры 19 века в стиле ампир является комплекс зданий, относящихся к Адмиралтейству, архитектора Захарова Андреяна Дмитриевича. Уже существовавшее здание было обновлено с учетом воплощения темы морской славы и могущества флота. Оно превратилось в грандиозное сооружение с фасадом протяженностью около 400 метров, с величественным архитектурным обликом и подчеркнутым центральным положением в городе.

Русский стиль

Храм Христа в Москве

В архитектуре второй половины 19 века наблюдается всплеск интереса, направленного на произведения древнерусского зодчества. В результате складывается комплекс, состоящий из нескольких архитектурных стилей, который определяется несколькими способами. Основное его название «русский стиль», но также его именуют и «псевдорусским», и «неорусским», и «русско-византийским». В этом направлении происходит заимствование некоторых архитектурных форм, характерных для древнерусского и византийского зодчества, но уже на новом технологическом уровне.

В качестве основателя «русско-византийского стиля» искусствоведы рассматривают Тона Константина Андреевича. Его главнейшими творениями являются храм Христа Спасителя, а также Большой Кремлевский дворец. Во внешней отделке последнего сооружения воплощены мотивы Теремного дворца. Окна у него изготовлены в традициях русского зодчества, их украшают резные наличники, снабженные двойными арками и гирькой в их середине.

Кроме указанных сооружений, к работам Тона принадлежат московская Оружейная палата, кафедральные соборы в Ельце, Томске, Красноярске, Ростове-на-Дону.

Особенности русско-византийского стиля

В архитектуре 19 века русско-византийское направление развивалось при активной поддержке российского правительства. Ведь этот стиль являлся воплощением идеи официального православия. Русско-византийская архитектура характеризуется заимствованием некоторых приемов композиции и мотивов, использованных в византийских храмах.

Византия заимствовала архитектурные формы из античности, но постепенно изменила их, выработав тип церковных сооружений, сильно отличающийся от базилик древних христиан. Главная его черта – использование купола, покрывающего среднюю часть здания, с применением приема так называемых парусов.

Внутреннее оформление византийских храмов не блистало богатством и не отличалось сложностью деталей. Но при этом их стены в нижней части были облицованы мрамором дорогих сортов, а в верхней украшались позолотой. Своды были покрыты мозаикой и фресками.

Снаружи сооружение состояло из двух ярусов удлиненных окон с закругленным верхом. Окна в некоторых случаях группировались по два или по три, и каждая из групп отделялась от других колонкой и обрамлялась фальшивой аркой. Помимо окон в стенах, делались отверстия у основания купола с целью лучшего освещения.

Псевдорусский стиль

Терем в Абрамцеве

В архитектуре 19 века наблюдается период увлечения такими небольшими декоративными формами, характерными для XVI века, как крыльцо, шатер, кокошник, кирпичный орнамент. В подобном стиле работают архитекторы Горностаев, Резанов и другие.

В 70-х годах XIX века идеи народников пробуждают в художественных кругах большой интерес к культуре русского народа, к зодчеству крестьян и архитектуре XVI-XVII веков. К одним из самых ярких строений, выполненных в псевдорусском стиле этого периода, относят Терем архитектора Ивана Ропета, находящийся в подмосковном Абрамцеве, и построенную Виктором Гартманом типографию Мамонтова в Москве.

Типография в Москве

В конце XIX — начале XX века происходит развитие неорусского стиля. Находясь в поисках простоты и монументальности, архитекторы обратились в сторону древнейших памятников Новгорода и Пскова, а также к традициям русского Севера. Этот стиль в Санкт-Петербурге воплотился, главным образом, в постройках церковного назначения, выполненных:

  • Владимиром Покровским.
  • Степаном Кричинским.
  • Андреем Аплаксиным.
  • Германом Гриммом.

Но в неорусском стиле строились также и дома, например, доходный дом Купермана, возведенный по проекту архитектора Лишневского А. Л. на улице Плуталовой.

Архитектура 19 века в России: стили, история, архитекторы и памятники

Архитектура 19 века в России ознаменовала себя тем, что русский классицизм уступает место направлению под названием эклектика или историзм. Суть нового стиля заключается в неком подражании древнерусскому искусству, ренессансу, готике и барокко. Наиболее знаменитыми архитектурными сооружениями того времени являются: Большой Кремлевский дворец, а также храм Христа Спасителя, которые были построенные в русско-византийском стиле К. Тоном.

 

Русская архитектура 19 века представлена многочисленными фабриками, вокзалами и пассажами. Каждое сооружение поражает новизной композиции, новыми функциями, использованием различных конструкций из металла и стекла. Долгие годы, с легкой руки архитекторов, которые работают в стиле модерн, понятие архитектура в России 19 века ставились под сомнение.

 

Однако сейчас, художественные достоинства XIX века рассмотрены и пересмотрены по-новому. Благодаря исследованиям Борисовой и Кириченко изменилось в лучшую сторону отношение к этому архитектурному направлению. 

Архитектура 19 века в России представленапроизведениями, которым отличаются уникальным качеством исполнения деталей, огромным разнообразием художественных элементов и семантической насыщенностью композиций. Отметим также, что именно архитектура 19 века в России определила облик большей части городов страны.

 

Содержание:
  1. Архитектура России первой половины 19 века;
  2. Архитектура России второй половины 19 века.

 

Архитектура 19 века в России

 

Архитектура России первой половины 19 века 

Первая половина XIX в. в России прошла в обстановке всеобщего подъема, связан он был с Отечественной войной 1812 г. Именно это событие во многом определило как будет развиваться архитектура первой половины 19 века.

Перед архитекторами того времени стояли четкие задачи решения градостроительных задач. В Петербурге завершают планирование основных площадей: Дворцовой и Сенатской. Великими мастерами создаются прекрасные ансамбли города. Особенно интенсивно идет восстановление Москвы после пожара 1812 г.

Идеалом для многих зодчих становится античность в ее греческом варианте; не отстает также гражданственная героика. Широко используется тосканский (или дорический) ордер, который восхищает своей суровостью и лаконизмом. Основные элементы ордера укрупняются, подчеркивается мощь гладких стен, арок и колоннад.

Главную роль в общем облике сооружения играет скульптура, которая выражает определенное смысловое значение. Архитектура первой половины 19 века удивляет цветовым решением. Архитекторы высокого классицизма выделяют два цвета: обычно колонны и лепные статуи создают белые, а фон чаще всего – желтый или серый.

Среди архитектурных построек главное место по-прежнему занимают общественные сооружения различного характера: театры, учебные заведения, значительно реже ведется постройка дворцов и храмов. Крупнейшими архитекторами этого времени являются:

А.Н. Воронихин, Ф.И. Тома де Томон, А. Д. Захаров, К. И. Росси, В. П. Стасов и многие другие

 

Читай также:

Архитектура 18 века в России

 

Архитектура 19 века

 

Архитектура России второй половины 19 века 

Архитектура второй половины 19 векав России пережила сильные потрясения. Господствовавший реализм означал, что требуется определенная условность и идеализация. Поэтому интересных и по-настоящему смелых идей архитекторы предложить не смогли. Однако все же попробовали найти источник вдохновения у истоков и в традициях, попытались отобрать лучшее и создать оригинальный стиль. Однако практически получилось, что элементы разных стилей смешивались в одном здании. Такое условное подражание прошлой эпохи называется эклектизмом. Этим направлением и ознаменована архитектура второй половины 19 века.

Архитектура 19 в России

Статьи по теме:

Интересное о мире

М. Козловский. Памятник А. Суворову на Марсовом поле. 1801 г. Суворов предстал в облике Марса, одетого в латы, шлем и плащ. На постаменте памятника — аллегорические фигуры гениев Славы и Мира. На щите надпись: «Князь Италийский, граф Суворов Рымникский»

М. Козловский. Памятник А. Суворову на Марсовом поле. 1801 г.
Суворов предстал в облике Марса, одетого в латы, шлем и плащ.
На постаменте памятника — аллегорические фигуры гениев Славы и Мира. На щите надпись: «Князь Италийский, граф Суворов
Рымникский»

Русская архитектура первой половины XIX века

Первая четверть XIX в. в России — время размаха градостроительства. В архитектуре главным становится возведение гражданских и административных зданий. Архитектура неразрывно связана со скульптурой. Синтез искусств — одно из проявлений единого стилевого начала, каким для русского искусства являлся высокий классицизм, иначе именуемый русским ампиром, мастерами которого были А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси, В.П. Стасов.

Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814), сын крепостного, учился живописи в Москве. После того, как его хозяин А.С. Строганов дал ему вольную, Воронихин самостоятельно изучает архитектуру.

А.Н. Воронихин. Горный институт. 1806-1808 гг.

А.Н. Воронихин. Горный институт. 1806-1808 гг.

А.Н. Воронихин. Казанский собор. Апсида и южный портик

А.Н. Воронихин. Казанский собор. Апсида и южный портик

Главное творение Воронихина — Казанский собор в Петербурге. Задача, стоявшая перед архитектором, была сложной. Кафедральный собор Петербурга должен был иметь колоннаду, как перед собором св. Петра в Риме. Воронихин расположил колоннаду со стороны бокового фасада, обращенного к Невскому проспекту, предполагалось, что с другой стороны будет такая же колоннада, но этот замысел не был осуществлен.
Собор украшали разнообразные скульптурные композиции, над которыми трудились крупнейшие русские скульпторы той поры — Прокофьев, Мартос, Щедрин. После войны с Наполеоном храм стал памятником воинской доблести: здесь похоронен Кутузов, в 30-е гг. перед собором установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли.

М. Козловский. Барельеф «Прощание Регула»

М. Козловский. Барельеф «Прощание Регула»

Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811) после окончания Академии художеств и пансионерской поездки во Францию преподавал в Академии. В 1805 г. Захаров был назначен «главным адмиралтейств архитектором». В 1806 г. он начинает реконструкцию Адмиралтейства, совмещавшего административные здания, доки и производственные корпуса. Главный фасад длиной 406 м разделен на пять основных частей: центральную башню, два крыла и два корпуса между ними. Захаров сохранил золоченый шпиль башни, обогатив ее декоративное обрамление. Скульптурное убранство в аллегорической форме отражает идею России как морской державы. Так, рельефный фриз аттика посвящен «Заведению флота в России», над аркой входа помещены фигуры, скрестившие знамена — аллегории побед русского флота. На высоких пьедесталах парные группы нимф, держащих сферы, — аллегории кругосветных морских походов. В композиции здания применен дорический, а в башне ионический ордер.

А. Захаров Адмиралтейство. Главный фасад. 1806-1823 гг.

А. Захаров Адмиралтейство. Главный фасад. 1806-1823 гг.

В начале века ряд зданий, определивших архитектурный облик Петербурга, создал швейцарец Тома де
Томон (1760-1813). Одним из них была Биржа на стрелке Васильевского острова. Корпус здания поднят на высокий цоколь.
После победоносной войны с Наполеоном в сожженной оккупантами Москве развернулось активное строительство, крупные строительные работы велись в это время и в Петербурге. Под руководством О.И. Бове (1784-1834) в Кремле были восстановлены башни и части стены, взорванные французами при отступлении. В зодчестве усилились торжественность и триумфальность. Развернулась ансамблевая застройка, применение монументальной скульптуры.

Крупнейшим представителем ампира был Карл Иванович Росси (1775-1849), который возвел здание Главного штаба, центром которого стала триумфальная арка. Одновременно зодчий приступил к созданию ансамбля Михайловского дворца. Росси исходил из традиционной для русской архитектуры планировочной схемы: главный корпус и служебные флигеля образуют единое целое с парадным двором. Позади располагался обширный парк. Дворец замкнул перспективу улицей, идущей к Невскому проспекту. Во второй половине 20-х гг. Росси создал ансамбль Александринского театра, найдя удачное расположение театра по отношению к Невскому проспекту. Последним большим ансамблем Росси стали объединенные аркой, перекинутой над Галерной улицей, корпуса Синода и Сената, отвечающие композиции Адмиралтейства, находящегося по другую сторону площади.

Тома де Томон. Биржа. 1804-1811 гг.

Тома де Томон. Биржа. 1804-1811 гг.

В.П. Стасов (1769-1848) перестроил Конюшенный двор на набережной Мойки в Петербурге, создал на Марсовом поле Казармы Павловского полка. Центр нового фасада, обращенного к Марсовому полю, украшала торжественная колоннада дорического ордера. В 30-е гг. Стасов участвовал в восстановлении после пожара интерьеров Зимнего дворца.

Огюст Рикар де Монферран (1786-1858). Важнейшим событием стало возведение Исаакиевского собора по проекту О. Монферрана, которое длилось с 1818 по 1842 г. Высота здания — 101,5 м, длина с портиками — 111 м, диаметр купола — 21,8 м. Снаружи здание окружают 112 гранитных колонн высотой 17 м. Собор построен в стиле классицизма с элементами барокко и ренессанса, что проявилось в скульптурном декоре. Фронтоны храма украшены горельефами, на углах крыши здания установлены фигуры коленопреклоненных ангелов, на фронтонах — евангелисты. Всего собор украшает 350 статуй и рельефов, отлитых из бронзы. Могучий колокол, весивший 29,8 тонн, издавал звук, слышимый на окраинах города. Внутреннее убранство собора поражало великолепием. Стены облицованы белым итальянским мрамором, панно исполнены из зеленого, красного мрамора, многоцветной яшмы, красного порфира. В интерьер помещены мозаичные и
живописные картины К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни, В.К. Шебуева и других русских и иностранных художников. Святыней собора была икона нерукотворного Образа Спасителя, принадлежавшая Петру I.

О. Монферран. Исаакиевский собор. 1818-1858 гг.

О. Монферран. Исаакиевский собор. 1818-1858 гг.

О. Монферран. Исакиевский собор. Подкупольное пространство

О. Монферран. Исакиевский собор. Подкупольное пространство

Скульптура классицизма

Расцвет скульптуры был связан с общественно-политическим подъемом в России. Крупнейшим мастером, представителем классицизма, произведения которого находились в Архангельске, Одессе, Таганроге, был Иван Петрович Мартос (1754- 1835). Выдающимся произведением Мартоса стал памятник Минину и Пожарскому, над которым скульптор начал работу в 1804 г. Установленный на Красной площади памятник представляет Кузьму Минина, указывающего на Москву, и поднимающегося со своего ложа раненого князя Пожарского. Для Казанского собора в Петербурге Мартос создал монументальный горельеф «Источение Моисеем воды в пустыне» на аттике колоннады собора, а также фигуру архангела и статую Иоанна Крестителя. В поздний период творчества Мартос исполнил памятник Ришелье в Одессе и М.В. Ломоносову в Архангельске.

К. Росси. Арка здания Главного штаба и министерств на Дворцовой площади. 1819-1829 гг.

К. Росси. Арка здания Главного штаба и министерств на Дворцовой площади. 1819-1829 гг.

К. Росси. Арка здания Главного штаба и министерств на Дворцовой площади. Фрагмент

К. Росси. Арка здания Главного штаба и министерств на Дворцовой площади. Фрагмент

К. Росси. Дворцовая площадь. 1819-1829 гг.

К. Росси. Дворцовая площадь. 1819-1829 гг.

Среди скульпторов, осуществлявших связь с архитектурой — В.И. Демут-Малиновский (1779- 1846) и С.С. Пименов (1784—1833), которые работали над скульптурами для Казанского собора вместе с Воронихиным. Пименов выполнил скульптуру Александра Невского, а Демут-Малиновский — статую Андрея Первозванного. Для Адмиралтейства скульпторы создали три колоссальные фигуры, олицетворявшие страны света. С 1817 г. скульпторы начинают сотрудничать с К.И. Росси, создав скульптуры арки Генерального штаба. Арку венчала выполненная из листовой меди композиция «Победа», центральной фигурой которой была крылатая Слава, стоящая в колеснице с поднятой эмблемой государства. И.И. Теребенев (1780-1815) выполнил скульптуры для Адмиралтейства, в том числе 22-метровый горельеф «Заведение флота в России», помещенный на аттике нижнего куба башни Адмиралтейства.

В.П. Стасов. Казармы Павловского полка. Центральная часть главного фасада. 1817-1823 гг.

В.П. Стасов. Казармы Павловского полка. Центральная часть главного фасада. 1817-1823 гг.

Б.И. Орловский (1796-1837) создал памятники фельдмаршалу Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором.
В малых формах скульптуры работал Ф.П. Толстой (1783-1873), который создал серию выполненных из гипса, фарфора, бронзы, чугуна медальонов, посвященных событиям Отечественной войны 1812 г. и военным действиям 1813-1814 годов. Большая часть медальонов представляет аллегорические композиции. В 1814-1816 гг. Толстой выполнил четыре барельефа со сценами из «Одиссеи» Гомера.

Б.И. Орловский. Памятник фельдмаршалу М.И. Кутузову перед Казанским собором. 1832 гг.

Б.И. Орловский. Памятник фельдмаршалу М.И. Кутузову перед Казанским собором. 1832 гг.

Ф.П. Толстой. Народное, ополчение 1812 г. Медальон. 1816 г. Изображена сидящая на троне женщина, олицетворяющая Россию. Она вручает дворянину, купцу и крестьянину мечи

Ф.П. Толстой. Народное, ополчение 1812 г. Медальон. 1816 г.
Изображена сидящая на троне женщина, олицетворяющая Россию. Она вручает дворянину, купцу и крестьянину мечи

Архитектура XIX века в России

Русский классицизм в XIX веке уступает место эклетике или историзму. Новый стиль состоял в подражании готике, барокко, ренессансу и древнерусскому искусству. Большой Кремлевский дворец и храм Христа Спасителя, построенные в русско-византийском стиле, архитектором К. Тоном, явились наиболее знаменательными архитектурными сооружениями той эпохи.

Замечание 1

Для архитекторов открылось новое направление – функциональные здания: фабрики и заводы, железнодорожные вокзалы, огромные магазины.

Строения поражают новизной, изобилуют стеклом и металлом, началось использование бетона.

Российская архитектура первой половины XIX века

Отечественная война 1812 года и последовавший после ее всеобщий подъем во многом определил развитие архитектуры России в первой половине XIX века. Во всю Москва восстанавливается после пожара 1812 года, в Петербурге завершают строительство Сенатской и Дворцовой площадей. Античность становится идеалом для многих архитекторов той эпохи, элементы зданий укрупняются, мощь колоннад, арок и стен особо подчеркиваются.

Архитектура в первой половине XIX века удивляла цветовыми решениями, фон зданий в основном был желтым или серым, колонны и статуи – белым. Постройки театров, учебных заведений, по-прежнему занимали главенствующую позицию среди архитектурных сооружений. Дворцы и храмы строились значительно реже.

Крупнейшие архитекторы первой половины XIX века:

  • Жан-Франсуа Тома де Томон
  • К.И. Росси
  • В.П. Стасов
  • А.Н. Воронихин
  • А.Д. Захаров

Жан-Франсуа Тома де Томон (1 (12) апреля 1760 г.- 23 августа (4 сентября) 1813 года)

В 1799 году прибыл в Петербург по приглашению князя А.М. Голицына, где преподавал в Академии художеств. Император Александр I в 1801 году пожелал увеличить Санкт-Петербургский Большой театр. Задачу с успехом реализовал Том де Томон в 1805 году, за что получил титул придворного архитектора. Также в работах Жан-Франсуа значатся проектирование и строительство ансамбля стрелки Васильевского острова и здание Биржы на Васильевском острове.

Рисунок 1. Строительство здания Биржи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К.И. Росси (29 декабря 1775 г. (9 января 1776 г.) – 18 (30) апреля 1849 г.

В 1809 году перестроил Путевой дворец княгини Екатерины Павловны в Твери. По возвращению в Санкт-Петербург в 1815 году реконструирует Аничков дворец, библиотеку и павильоны в Павловском дворце Санкт-Петербурга. Благодаря Росси Санкт-Петербург обрел новый облик, создавая неповторимые городские ансамбли.

Воплощение мастерства Росси реализовано в ансамблях Михайловского дворца, Сенатской площади со зданиями Синода и Сената, Александрийской площади со зданием одноименного театра и многое другое.

В.И. Стасов (24 июля (4 августа) 1769 г. – 24 августа (5 сентября) 1848 г.)

В 1819 году на Васильевском острове было построено здание Академии наук, Ямской рынок на Разъезжей улице, в 1821 году Павловские казармы на Марсовом поле, Спасо-Преображенский и Троице-Измайловский соборы в 1829 и 1835 годах соответственно. Торжественность и величие форм отличало Стасова от своих современников.

А.Н. Воронихин (17 (28) октября 1759 г. – 21 февраля (5 марта) 1814 года.)

Академик архитектуры, получивший звание в 1800 году за проект колоннад в Петергофе стал автором одного из крупнейшего храма в России – собора в честь иконы Казанской Божией Матери в Петербурге. Здание Горного института, дом Государственного казначейства – так же заслуга талантливого архитектора.

Рисунок 2. Здание Горного института в Петербурге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

А.Д. Захаров (8 (19) августа 1761 года – 27 августа (8 сентября) 1811 г.)

Помимо выполнения различных проектов в Гатчине и перестройки Васильевского острова Захаров был назначен главным архитектором здания Адмиралтейства. Выполняя работы с 1806 по 1811 года Захарову удалось при сохранении существующего плана создать новое, величественное здание, общей протяженностью 407 метров.

Российская архитектура второй половины XIX века

Во второй половине XIX века архитектура России пережила сильнейшие потрясения. Смелых и по-настоящему стоящих идей архитекторы предложить не могли. Элементы различных стилей и эпох стали смешиваться в одних и тех же постройках. Стало развиваться новое направление – эклектизм или подражание прошлым эпохам. В зарубежной терминологии направление называли романтизм, или историзм.

Эклектизм разделяется на два этапа развития:

  • Николаевский (1830-1860 года),
  • Александровский (1870-1890 года).

Замечание 2

Николаевская эклектика целиком и полностью состояла из предшествующих ей стилей – рококо и барокко. Александровская определялась изящным и живым стилем модерн.

Этапы разделяли одна из самых важных реформ в России – отмена крепостного права.

Свободная лепка фасада, создание вогнутых и выступающих плоскостей – необарокко, еще одно направление в эклектизме в архитектуре. В данном направлении сохранялась симметрия элементов относительно центральных осей.

Крупнейшие архитекторы России второй половины XIX века:

  • К.А. Тон
  • И.А. Монегетти
  • Н. Шохин
  • А.И Резанов

К.А. Тон (26 октября (6 ноября) 1794 г. – 25 января (6 февраля) 1881 г.)

Основоположник русско-византийского стиля и храмового зодчества. Среди самых известных творений архитектора Большой кремлевский дворец и храм Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя наиболее яркий пример применения эклектики в архитектуре, с 36 колоннами по внешнему контуру, 60 окнами, 20 арками и 12 наружными дверями. Купола с позолотой, с сужением кверху.

И.А. Монегетти (5 (17) января 1819 г. – 10 (22) мая 1878 г.)

Выполнил проекты на набережных реки Мойки – особняк М.В. Воронцовой и Обводного канала – особняк Т.Дылева.

Н.А. Шохин (23 августа 1819 г. – 7 декабря 1895 г.)

В основном проектировал перестройки существующих зданий в Москве.

А.И. Резанов (10 августа 1817 г. – 18 ноября 1887 г.)

Работал над проектом дворца князя Владимира Александровича в Санкт-Петербурге, Свято-троицкого собора Серафимо-Дивеевского монастыря, парк Михайловской дачи в Петергофе.

Замечание 3

Начало XX века сменило эпоху электизма развитием «неорусского стиля», модерна и неоклассицизма.

ЕГЭ. Культура. Архитектура 19 века

 

Архитектура 19 века

 

 

 

Исторический музей, Шервуд В.И., Москва, 1881

Особенности :

  • Влияние на развитие архитектуры политических событий, строительство зданий и сооружений в честь великих побед.

  • Основной стиль — классицизм.

  • В 1-ой трети 19 века много задний было построено в стиле ампир: монументальность, синтез архитектуры и скульптуры.

  • После 1830-х годов архитектура приобрела более функционально-утилитарный характер. Строилось много доходных домов, которые вытесняли  дворянские особняки.

  • Основное внимание уделялось строительству общественно-гражданских и административных  зданий,

  • Создавались крупные архитектурные ансамбли с их единством и гармоничностью.

 

 

  • Существенную роль играл цвет, здания в основном двуцветные- красные и белые, белые колонны, лепнина.

  • К концу 19 века усиливались черты величавости, праздничной торжественности.

  • Использовались новые стили и формы, но и оставалась верность русским национальным традициям.

 

Захаров А.Д.(1761-1811)

Адмиралтейство , Захаров А.Д., стиль ампир,Санкт-Петрбург, 1811

 

Бове О.И.(1784-1834)

Манеж, Бове О.И., построен в честь пятилетия в Отечественной войне 1812 года, Москва, 1817

 Большой театр, Бове О.И. Москва, 1824

Триумфальные ворота в Москве, Бове О.И., 1834( в честь победы в 1812)

 

 

Воронихин А.Н.(1759-1814)

Казанский собор, Воронихин А.Н., 1811. Санкт-Петербург

Горный институт в Санкт-Петербурге. Воронихин А.Н.Стиль: класстцизм.1806-1811

 

Жилярди Д.И.(1785-1845)

Здание Опекунского Совета, Жилярди Д.И.( совместно с Григорьевым А.Г.),Москва, 1826

 

 Монферран О.(1786-1858)

Исаакиевский Собор, Монферран О., 1858 ,Санкт-Петербург.

Александрийская колонна, Монферран О., 834

Стиль: ЭКЛЕКТИКА ( в основном- ампир)

 

 Тон К.А.(1794- 1881)

Храм Христа Спасителя, Тон К.А., Москва, 1837-1883.

Русско-византийский стиль . Построен храм в честь победы в Отечественной войне 1812 года

Большой Кремлёвский дворец, Тон К.А., Москва, 1838-1849

Оружейная палата, Ток К.А., Москва, 1851

Николаевский вокзал ( Московский), Тот К.А., Санкт-Петербург, 1847

 

Николаевский ( Ленинградский ) вокзал, Тон К.А., Москва, 1845-1852

 

 

Шервуд В.И.(1832-1897)

Исторический музей, Шервуд В.И., Москва, 1881

 

И.А.Монигетти. (1819-1878)

Политехнический музей в Москве , Монигетти И.А., 1875 год

 

 Д.Н.Чичагов (1835-1894)

Государственная Дума, Чичагов Д.Н., 1892( в советское время здесь находился музей В.И.Ленина до 1993, сейчас это Государственный исторический музей).Москва.

 

 

Н.И.Поздеев (1855-1893)

Дом купца Н.В.Игумнова, Поздеев Н.И., 1893 (русский стиль). Москва.

 

Александровский пассаж, Поздеев Н.И., Казань, 1880-1883.

Часовня Александра Невского. Поздеев Н.И., Ярославль, 1889- 1892.

 

Росси К.И.

 

Александринский театр. Он же — Российский государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге. Основан в 1756г. Архитектор – К.И.России , 1832г.

С 1832 г. театр назывался Александрийским — в честь супруги Николая 1- Александры Фёдоровны. С 1920- театр носит мя А.С.Пушкина.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 1895г.

 

Григорьев А.Г. (1782- 1868)

Дом Хрущёвых (сегодня это музей Пушкина А.С.), Григорьев А.Г., 1815-1817, Москва

Дом Станицких (музей Л.Н.Толстого), Григорьев А .Г.1817-1822, Москва.(перестроен в 1895 Соловьёвым С.У, музей с 1920)

 

Храм Большое Вознесение у Никитских  Ворот, Григорьев А.Г., Москва.

Стасов В.П. ( 17869-1848)

Павловские казармы на марсовом поле, Стасов В.П., Санкт-Петербург, 1817-1821

Собор Измайловского полка, Стасов В.П., Санкт-Петербург, 1828-1835

Нарвские Триумфальные ворота, Стасов В.П., 1827-1834,Санкт-Петербург.

Триумфальная арка, Стасов В.П.,1834-1838, Москва.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

5. Русская культура 19 века Архитектура и скульптура.

Конец 18 и начало 19 века – это эпоха классицизма в русском зодчестве, наложившая яркий отпечаток на архитектурный облик обеих столиц и других городов.

Классицизм – европейское культурно-эстетическое движение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию.

Постройки в стиле классицизма отличаются ясностью, уравновешенностью, чётким и спокойным ритмом, выветренностью пропорций. Главными законами архитектурной композиции были симметрия, подчёркивание центра, общая гармония частей и целого.

Парадный вход в здание располагался в центре и оформлялся в виде портика (выступающей в перёд части здания с колоннами и фронтоном). Колонны должны были по цвету отличаться от стен. Обычно колонны были белыми, стены – жёлтыми.

Ещё в середине 18 века Петербург был городом одиночных архитектурных ансамблей, утопал в зелени усадеб и был во многом похож на старую Москву. Затем началась регулярная застройка города вдоль прорезавших его проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых проспектов и ансамблей, поражающих своей уравновешенностью, единством и гармоничностью.

Работа по упорядочению центра Петербурга началась с возведения Адмиралтейства по проекту Андреяна Дмитриевича Захарова (1761-1811). В громадном здании архитектор выделил центральную башню. Её динамичный вертикальный ритм как бы отталкивается от массивного кубического основания, переходит в меньший куб с лёгкой колоннадой, и затем стремительно взлетает золоченая игла с корабликом. Торжественно-мажорный ритм Адмиралтейства задал тон всей архитектуре города на Ниве, а кораблик стал его символом.

Принципиальное значение имело возведение в начале 19 века здания Биржи на стрелке васильевского острова. Именно это здание должно было объединить ансамбли, сложившиеся вокруг самого широкого участка русла Невы. Проектирование Биржи и оформление стрелки было поручено французскому архитектору Тома де Томону. В доработке проекта участвовал А. Д. Захаров. Творческое сооружение архитекторов привело к блестящему решению задачи. Зеркало Невы объединило систему Петропавловская крепость – стрелка васильевского острова – Дворцовая набережная. Объём здания Биржи сравнительно не велик, но мощь его архитектурных форм в сочетании с ростральными колоннами позволила ему уверенно противостоять обширному пространству водной глади. Тема господства над водной стихией была развита и в дополняющей ансамбль монументальной скульптуре. Могучие фигуры, олицетворяющие главные реки России, были созданы скульпторами С.С. Пименовым, И.И. Теребеневым, В.И. Демут-Малиновским.

Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид цельного архитектурного ансамбля с постройкой в 1801-1811 гг. Казанского собора. Автор проекта Андрей Никифорович Воронихин, сын крепостного крестьянина, взял за образец собор св. Петра в Риме, творение великого Микеланджело. Использовав его мотивы, Воронихин создал оригинальное архитектурное произведение. площадь перед Казанским собором, с двух сторон охваченная его колоннадой, стала одним из средоточий общественной жизни города. Во второй половине 19 века здесь проводились митинги и демонстрации. В собор перенесли прах М.И. Кутузова. Перед собором были поставлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, выполненные Б.И. Орловским.

В 40-50-е годы 19 века проспект украсили бронзовые скульптуры Петра Карловича Клодта «Укротители коней», установленные на устоях Аничкова моста через Фонтанку. Скульптуры Клодта в аллегорической форме раскрывали тему борьбы человека со стихийными силами природы и победы над ними. Ещё одна работа Клодта – памятник Николаю 1 на Исаакиевской площади в Петербурге. Лошадь пританцовывает, император неподвижен – явный контраст с расположенным невдалеке памятником Петру 1.

Сорок лет, с 1818 по 1858 год, строился Исаакиевский собор в Петербурге – самое большое здание, возведённое в России в первой половине 19 века. Внутри собора одновременно могут находится 13 тысяч человек. Проект был разработан французским архитектором Огюстом Монферраном. В оформлении внешнего вида и внутреннего убранства принимали участие скульптор П.К. Клодт и художник К.П. Брюллов. Собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. Величественное здание собора производит сильное впечатление. И все же авторов проекта и заказчиков нельзя не упрекнуть в определённой гигантомании, которая свидетельствовала о вступлении классицизма в период кризиса.

По проекту Монферрана была возведена и 47-метровая колонна из гранитного монолита на Дворцовой площади (1829-1834) – памятник Александру ! и одновременно – монумент в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Фигура ангела, держащего крест, была выполнена Б.И. Орловским.

Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси, другими русскими и иностранными архитекторами, — это шедевр мирового зодчества.

Московский классицизм был характерен отдельными зданиями, а не ансамблями. Трудно было создать архитектурные ансамбли на изогнутых улицах с населениями разных эпох. Даже пожар 1812 года не переломил традиционное разностилье московских улиц, живописную хаотичность застройки. В палитру этого разностилья классицизм внёс свои яркие краски.

После пожара в Москве были возведены такие выдающиеся по красоте здания, как Большой театр (архитектор О.И. Бове), Манеж (тот же архитектор), Опекунский совет на Солянке (архитектор Д.И. Жилярди). На красной площади был воздвигнут памятник Манину и Пожарскому – произведение Ивана Петровича Мартоса. Следуя традициям классицизма, скульптор облачил своих героев в античные одежды.

В целом московский классицизм не отличался такой величавой монументальностью, как петербургский. Для Москвы были характерны небольшие особняки усадебного типа. Московский классицизм более свободен, порою трогательно наивен и более приближен к человеку. Один из лучших московских особняков классического стиля – дом Лопухиных на Пречистенке (ныне музей Л.Н. Толстого). Строил его архитектор А.Г. Григорьев, выходец из крепостных крестьян.

Провинциальный классицизм в целом был ближе к московскому. В провинции выдвинулся ряд крупных архитекторов. Так, например, ученик Воронихина М.П. Коринфский, уроженец Арзамаса строил в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске и в своём родном городе.

В Сибири в начале 19 века всё ещё возводились здания в стиле барокко. Черты его видны в Московских воротах Иркутска, в Воскресенском соборе в Томске. Но затем классицизм пришёл и в Сибирь. Один из первых и лучших его памятников – «Белый дом» в Иркутске, построенный купцами Сибиряковыми и в последствии ставший генерал-губернаторской резиденцией. В Омске по проекту известного архитектора Василия Петровича Стасова был возведён Никольский казачий собор. В нём хранилось знамя Ермака.

В 30-е года 19 века классицизм вступил в пору кризиса. Современников стало угнетать однообразие зданий с колоннами.

В то время в Петербурге развернулось строительство доходных (многоквартирных) домов. В них требовалось несколько подъездов, но по канонам классицизма можно было сделать только один главный вход – в центре здания. В нижних этажах доходных домов стали размещаться магазины, но их широкие витрины никак не сочетались с нормами классицизма. И он ушёл, сметённый критикой современников и настоятельными требованиями жизни.

Творческая мысль архитекторов остановилась на принципе «умного выбора». Считалось, что здание должно быть построено в том стиле, который более отвечает его назначению. В конечном итоге всё определялось желанием заказчика и вкусом архитектора. Помещики начали строить свои усадьбы в стиле средневековой готики. В городах появились аристократические особняки в стиле необарокко (нового барокко). Наступил новый период эклектики (смешения стилей).

В 1839-1852 годах по проекту немецкого архитектора Лео Кленце в Петербурге было построено здание Нового Эрмитаж. Спокойное равновесие его частей, декоративное оформление в новогреческом стиле, мощные гранитные атланты у входа – всё это создавало впечатляющий образ музея – хранилища шедевром мирового искусства.

Для одного из сыновей Николая 1 в 1853-1861 году в Петербурге был возведён дворец, названный Николаевским (ныне Дворец труда). архитектор А.И. Штакеншнейдер использовал мотивы итальянского Ренессанса. Особенно сильное впечатление производит внутренний вид этого дворца. Стремительный разбег маршей парадной лестницы подчёркнут тёмной решёткой перил па светлом фоне. Изящные колонны легко несут опирающиеся на них своды. Из более ранних произведений Штакеншнейдера наиболее известны Мариинский дворец и дворец князей Белосельских-Белозерских. Многочисленны его сооружения под Петербургом, особенно вокруг Петергофа. А ещё раньше он был помощником Манферрана при возведении Исаакиевского собора.

Константин Андреевич Тон в своём творчестве попытался возродить традиции древнерусской архитектуры. Он строил пятиглавые церкви с узкими арочными окнами, использовал декор русского и византийского происхождения. Всё это подчинялось строгим пропорциям и симметрии классицизма, с которыми тон не мог расстаться. Работы Тона понравились Николаю 1. архитектор получил два крупных заказа для Москвы. В 1838-1849 гг. под его руководством был построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя. Строительство храма, задуманного в память избавления России от наполеоновского нашествия, растянулось на долгие годы. Его торжественное освящение состоялось1883 году. В храме были установлены мраморные доски с именами убитых и раненых офицеров, сообщалось о числе погибших солдат в каждом сражении, были увековечены имена людей, пожертвовавших свои сбережения на дело победы. Величественная стометровая громада органично вписалась в силуэт Москвы.

Архитектура России 19 века: plastikaokon — LiveJournal

Значимые для общества события находят отражение во всех областях искусства, в том числе и в архитектуре. В этом материале мы расскажем о том, как перемены в российском обществе 19 века нашли отражение в архитектурных памятниках.

В начале 19 века в градостроительстве главенствовал поздний классицизм, также названный ампиром. Подробнее об этом триумфальном стиле мы уже рассказывали в нашей предыдущей статье. Напомним основные моменты.

В стиле позднего классицизма были построены такие значительные архитектурные и скульптурные сооружения, как Исаакиевский и Казанский соборы в Санкт-Петербурге, Триумфальная арка в Москве и ряд других. Здания отражали настроения в Российской Империи после триумфальной победы над Наполеоном в 1812 году. Так, Казанский собор, построенный архитектором Воронихиным, стал памятником воинской доблести: в нем был похоронен Кутузов, а в 30-е года 19 века перед собором установили памятники Барклаю де Толли и Кутузову.

В сожженой французскими захватчиками Москве после войны также произошел архитектурный подъем: Москва активно застраивалась. Под руководством архитектора Бове в Кремле были восстановлены башни и часть стен, взорванных в войну. Кроме того, именно Бове создал ансамбль Театральной площади, построил здание Большого театра и реконструировал Красную Площадь, избавив ее от мелких построек.

Начиная со второй трети 19 века архитекторы постепенно отходят от классицизма, обратив внимание на древнерусское и византийское наследие. Этому же способствовали и усилившиеся патриотические настроения в обществе, и широкая правительственная поддержка — русско-визайнтийский стиль воплощал преемственность православия от Византии к России. Первые постройки, выполненные в русско-византийском стиле (его также называют псевдорусским стилем), были религиозными. Этот факт возвращает нас в прошлое: первые памятники архитектуры в готическом, ренессансном и барочном стиле также были выполнены по заказу церкви.

Русско-византийская архитектура заимствовала ряд композиционных приемов и декоративных элементов, принятых в византийской архитектурной традиции. Наиболее ярко это отразилась в знаковых работах архитектора Константина Андреевича Тона. Ему принадлежит авторство храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты. 

В Византийском же стиле был построен более поздний памятник архитектуры, Морской собор в Кронштадте. Отличительная особенность зданий этого стиля — внутренний объем храма не разделяется крестовыми сводами или пилонам, а образует единый церковный зал, создающий ощущение просторности и способный вмещать несколько тысяч человек.

В начале 1870-х годов славянофильские настроения в обществе пробудили интерес к древнерусскому зодчеству, народной культуре, а также к русской архитектуре 16-17 веков. Сначала это направление псевдорусского стиля нашло отражение в проектах небольших деревянных домов, как, например, Погодинская изба в Москве. Затем оно распространилось и на монументальное каменное зодчество. В это время здания, построенные из кирпича или белого камня, обильно декорировали в традициях русского народного зодчества. Современные постройки стали украшать широкие колонны, узкие окна-бойницы, массивная ковка, многоцветные изразцы и растительный орнамент.

Наболее ярко это проявилось в работах архитекторов Александра Померанцева, который создал Верхие торговые ряды — сейчас это здание ГУМа, Владимира Шервуда, авторству которого принадлежит здание Исторического музея, а также Савинское подворье архитектора Ивана Кузнецова.

Конец 19 и самое начало 20 веков поставили перед российским обществом множество вопросов о том, как действовать в стремительно меняющемся мире. Попытались найти ответы и архитекторы, по-своему переняв различные стили архитектуры — модерн, неоготику, неоклассицизм и эклектику. Но об этом мы расскажем в наших следующих статьях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *