Рисунок наличников 5 класс: Рисунок окна с узорами 5 класс – Как нарисовать наличники на окна 5 класс поэтапно – Как нарисовать наличники на окна 5 класс поэтапно – Наличники на окна – фото вариантов, шаблоны. Как сделать деревянные резные наличники своими руками? – «Строим Дом» – Строительство и ремонт домов под ключ

«Мир русской избы. Ставни и наличники» (5 класс)

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по изобразительному искусству на тему: «Мир русской избы. Ставни и наличники» (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд 5 класс учитель ИЗО Польховская Оксана Владимировна Ставни и наличники «Мир р Описание слайда:

5 класс учитель ИЗО Польховская Оксана Владимировна Ставни и наличники «Мир русской избы»

2 слайд
Фасад – лицевая сторона дома. Окно – символ человеческого бытия. Описание слайда:

Фасад – лицевая сторона дома. Окно – символ человеческого бытия.

3 слайд Око (очи) окно Око- тоже, что и глаз Описание слайда:

Око (очи) окно Око- тоже, что и глаз

4 слайд Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. О
Описание слайда:

Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизнь с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден был декор окон.

5 слайд До XX века окна в русских избах не открывались. Проветривали избу через дверь Описание слайда:

До XX века окна в русских избах не открывались. Проветривали избу через дверь и дымник. Ставни защищали избы от непогоды и лихих людей. Закрытое ставнями окно днем могло служить «зеркалом».

6 слайд Деревянное кружево – богатство России Описание слайда:

Деревянное кружево – богатство России

7 слайд Наличник — декоративное обрамление оконного или дверного проёма в виде наклад Описание слайда:

Наличник — декоративное обрамление оконного или дверного проёма в виде накладных фигурных планок, выполненный из дерева и обильно украшенный резьбой.

8 слайд Наличник – украшение окна В узорном убранстве можно увидеть символические об Описание слайда:

Наличник – украшение окна В узорном убранстве можно увидеть символические образы солнца, растений, птиц, животных, фантастических существ, которые олицетворяли землю, небо и водную стихию.

9 слайд Лев. Фрагмент доски для наличника.
Описание слайда:

Лев. Фрагмент доски для наличника.

10 слайд Лев. Фрагмент доски для наличника. Описание слайда: 11 слайд Лев. Фрагмент доски для наличника. Описание слайда: 12 слайд Глухая резьба
Описание слайда:

Глухая резьба

13 слайд Пропильная резьба Описание слайда:

Пропильная резьба

14 слайд Накладная резьба Описание слайда:

Накладная резьба

15 слайд Верхняя часть наличника – кокошник Элементы декора окон (пропильная и накладн
Описание слайда:

Верхняя часть наличника – кокошник Элементы декора окон (пропильная и накладная резьба): Солнце Розетка Трилистник Завиток Ветка

16 слайд Элементы декора (глухая резьба): Солнце Розетка Ветка Звездочка Ромбики Завиток Описание слайда:

Элементы декора (глухая резьба): Солнце Розетка Ветка Звездочка Ромбики Завиток

17 слайд
Нижняя часть наличника - фартук Описание слайда:

Нижняя часть наличника — фартук

18 слайд Ставни - закрывающее окно дощатое полотно. Ставни делают резными или расписны Описание слайда:

Ставни — закрывающее окно дощатое полотно. Ставни делают резными или расписными. Главная задача ставень — уберечь внутренние помещения от сквозняков и непогоды.

19 слайд
Основные части наличника Описание слайда:

Основные части наличника

20 слайд Современные наличники и ставни Описание слайда:

Современные наличники и ставни

21 слайд Современные наличники и ставни
Описание слайда:
22 слайд Современные наличники и ставни Описание слайда: 23 слайд Современные наличники и ставни Описание слайда: 24 слайд Современные наличники и ставни
Описание слайда: 25 слайд Современные наличники и ставни Описание слайда: 26 слайд Современные наличники и ставни Описание слайда: 27 слайд Современные наличники и ставни Описание слайда: 28 слайд г. Кунгур с.Троицк Кунгурский район Описание слайда:

г. Кунгур с.Троицк Кунгурский район

29 слайд  г. Пермь г. Ныроб Описание слайда:

г. Пермь г. Ныроб

30 слайд  с. Покча Чердынского района Описание слайда:

с. Покча Чердынского района

31 слайд  г. Чердынь В Добрянке Описание слайда:

г. Чердынь В Добрянке

32 слайд  г. Чердынь В Добрянке Описание слайда: 33 слайд  г. Чердынь В Добрянке Описание слайда: 34 слайд Практическая работа «Окно деревенского дома» Нарисуй окно (ставни, наличники) Описание слайда:

Практическая работа «Окно деревенского дома» Нарисуй окно (ставни, наличники) используя линейку. Придумай свой рисунок и укрась ставни и наличники.

Практическая работа «Окно деревенского дома» Нарисуй окно (ставни, наличники)

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Практическая работа «Окно деревенского дома» Нарисуй окно (ставни, наличники)

Курс повышения квалификации

Практическая работа «Окно деревенского дома» Нарисуй окно (ставни, наличники)

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Краткое описание документа:

Данная презентация может пригодиться на уроках изобразительного искусства в 5 классе при изучении Русской культуры по программе Неменского Б.М. Существует очень много вариантов презентаций по этой теме, я же хочу предложить свой вариант. Прошу не судить строго, но мне мой вариант очень нравится для проведения уроков.

Общая информация

Номер материала: ДБ-924972

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме: «Убранство русской избы» 5 класс

Слайд 1

«Убранство русской избы»

Слайд 2

Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом

Слайд 3

Наличник – украшение окна В узорном убранстве можно увидеть символические образы солнца, растений, птиц, животных, фантастических существ, которые олицетворяли землю, небо и водную стихию

Слайд 4

О чём могут рассказать « резные кружева»? В окружающем нас, привычном мире не обращаешь внимания на магические знаки, а они повсюду. Узоры подарены нам нашими далёкими предками. И узоры эти умеют говорить, если мы научимся их слушать. Каждый символ, знак и узор в наличнике несёт свой смысл и энергетику. Наличник, сделанный в исконной традиции, может привлекать и усиливать те энергии, которые способствуют ладу в семье, оберегает дом от пожаров, а жителей от дурного глаза. Наличники оберегали хозяев от злых духов, которые, как считалось , могли просочиться в оконные щели. Поэтому предки с помощью резных кружев символически выстраивали целую вселенную, как они её видели. Почитание предков, знание традиций своего народа, чувство ответственности за будущее своих детей и называется памятью. Резчики старательно повторяли мотивы из века в век, уже, наверное, и не вспоминая об истинном смысле знаков.

Слайд 5

Рассмотрим некоторые символы наличников. Ведь орнамент, который встречается у древних славян, можно условно разделить на группы: — солярные символы (символы солнца) — символы воды — символы земли — символы обереги — символы пожелания — символы, передающие информацию о хозяевах

Слайд 6

№ Символ ( знак ) Где располагаются, что обозначают эти знаки Функции, которые несёт знак 1 солнце На причелинах , воротах, наличниках окон, дверях с улицы. Символизирует радость и благополучие 2 Водяные знаки Карнизы под крышей, причелины , нижний край окна плодоносящие 3 Квадраты и ромбы с полосами или точками Карнизы, причелины , Наличники, ворота. Плодородие, урожай, Достаток. 4 Крест (сквозные отверстия) Карнизы, причелины, Наличники, ворота. Охранительные функции 5 Зооморфные знаки петух Прчелины, ворота, крыша Знак огня и света. Призывал солнце, Очищал от нечистых Духов. 6 утка Верхняя часть наличников, причелины, ворота , под крышей учавствовала в создании земли и жизни на ней. Символ рождения Новой жизни. 7 Растительный Орнамент. Над окном, по краям окон, как стволы деревьев. Центр мироздания. Символ жизни. 8 Цветы со стеблями и Листьями. Причелины, наличники, Ворота. Дети солнца. Символ добра, Счастья. 9 Геометрические орнаменты Наличники, ворота, причелины, под крышей. Несли функции своего символа. Значение орнаментов и узоров на наличника

Слайд 7

Солнце. Солнышко на наличнике это очень хорошо. Это символ жизни, светлых богов, а ещё образ Бога дающего ( даждь бога) Даждь бога так же изображают в виде фигурки коня, что так же что так же подчёркивает почитание в доме Кона (основного закона во всём). Все солярные знаки связаны с приобретением и приумножением как материальных, так и духовных благ и считается очень сильными, мужскими знаками. Солнце изображалось в разных видах, и не всегда это был круг. Часто встречаются его изображение в виде ромба с исходящими из центра лучами. Часто символы, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, сопровождают их солярные спутники — конь и птица, которые, согласно мифологии, являются «носителями». В наличниках советского времени, а в особенности в послевоенной период, солярный знак превратился в цветочек, либо его заменяла пятиконечная звезда. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками.

Слайд 8

Солярные знаки. Вода Несёт в себе сакральный смысл очищения. От неё зависит урожай и благосостояние семьи . Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам это всё знаки воды дарующей жизнь. Земля. Ромбики с точками внутри перекрещивающиеся двойные полосы так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле. Поле ромб или квадрат, разделённый внутри на 4 части в целом ромб или квадрат с точкой в середине – это то, что может родить. Знаки аграрной магии самые простые, одни из самых распространённых. Возможны бесчисленные вариации с ромбами, квадратами и точками.

Слайд 9

Женщина- берегиня . Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах; иногда она определяется очень чётко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае её можно узнать центральная симметрия фигурки голова , раскинутые руки и ноги. Растительный орнамент. Это символ нарождающейся жизни и плодородия. Растительный орнамент из переплетающихся побегов и ветвей символизирует мировое древо. Птица . огненно- солярная символика, может быть также перевозчиком или символом души, пара птиц – символ брака. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно. Именно поэтому они так к себе манят.

Слайд 11

Вариант изображения наличника

Слайд 12

Нарисовать окно с наличником, применив узоры народного творчества.

Шаблоны для резных наличников на окна и двери – от рисунка к трафарету

Самобытность резных наличников для окон и дверей поражает своей одухотворенностью. Если вас не пугает столярное дело и есть желание сделать деревянные наличники своими руками, то остается придумать композицию для обрамления.

Ниже приведены эскизы резных наличников в небольшом размере и в посредственном качестве. Зато, эти шаблоны можно скачать бесплатно. Главное идея, а шаблон можно сделать нужного размера.

Как сделать шаблоны для резных наличников (трафарет)

Оптимальные и простые способы, как изготовить шаблоны для вырезания.

С помощью графического редактора

Существует множество программ для обработки изображений (фотошоп и тд).

Ксерокопирование

Если разбираться с программами нет желания, можно сделать ксерокопию рисунка и сразу задать нужный размер копии (увеличить, уменьшить, сжать, расширить). Или отсканировать и распечатать эскиз на принтере в нужном формате.

Вручную — масштабирование по клеткам

В конце концов, можно сделать шаблон вручную, используя технологию масштабирования (копирование) по клеткам (линейное масштабирование).

Путем масштабирования по клеткам можно менять пропорции рисунков. Например, исходная форма не нравится, и вы хотите ее изменить. Для этого, при переносе рисунка сохраните одну из сторон в исходном размере, а вторую в новом квадрате увеличьте.

Масштабирование по клеткамИзменение пропорций рисунка при масштабировании по клеткам

От чертежа к шаблону

Шаблон для наличниковШаблон для наличников изготавливают из картона, размером в натуральную величину. Под каждый элемент, узор и орнамент делают отдельный шаблон.

Получившийся шаблон укладывают на доску и обводят контур карандашом.

Свеление отверстийМожно сразу наметить места для отверстий. Внутри узора, в местах где будет разворот при резьбе высверливаются отверстия. Сначала выпиливаются внутренние узоры, а потом внешний орнамент.

Резьба наличников

Еще один способ нанести рисунок на заготовку – копирование.

Метод предполагает использование копировальной бумаги. На доску укладывается лист копировальной бумаги, а сверху рисунок. Чертеж закрепляется канцелярскими кнопками. Карандашом обводится контур, который копируется на древесину.

Шаблон-трафарет для резных наличников

Теперь вы знаете как сделать шаблон-трафарет для резных наличников.

Шаблоны резных наличников на окна — фотогалерея

Шаблон наличников на окна — 1Шаблон наличников на окна — 2Шаблон наличников на окна — 3Шаблон наличников на окна — 4Шаблон наличников на окна — 5Шаблон наличников на окна — 6Шаблон наличников на окна — 7Шаблон наличников на окна — 8Шаблон наличников на окна — 9Шаблон наличников на окна — 10Шаблон наличников на окна — 11Шаблон наличников на окна — 12Шаблон наличников на окна — 13Шаблон наличников на окна — 14Шаблон наличников на окна — 15Шаблон наличников на окна — 16Шаблон наличников на окна — 17Шаблон наличников на окна — 18Шаблон наличников на окна — 19Шаблон наличников на окна — 20Шаблон наличников на окна — 21Шаблон наличников на окна — 22Шаблон наличников на окна — 23Шаблон наличников на окна — 24Шаблон наличников на окна — 25Шаблон наличников на окна — 26

Эскиз наличников на окна — петухЭскиз наличников на окна в виде петушка на шпилеЭскиз наличников на окна — лошадьЭскиз наличников на окна — коньЭскиз наличников на окна — корабликЭскиз наличников на окна — бабочкаЭскиз наличников на окна — листочекЭскиз наличников на окна — лист кленовыйЭскиз наличников на окна — узор с рыбкой (правая)Эскиз наличников на окна — узор с рыбой (левая)Эскиз наличников на окна — узор с птичкой (левая)Эскиз наличников на окна — узор с птицей (правая)Эскиз наличников на окна — голубиЭскиз наличников на окна — орнамент с золотой рыбкойЭскиз наличников на окна — жолудиЭскиз наличников на окна — цветыЭскиз наличников на окна — цветочкиЭскиз наличников на окна — розыЭскиз наличников на окна — орнамент из плетущихся листочков (правая)Эскиз наличников на окна — орнамент из плетущихся листочков (левая)Эскиз наличников на окна — орнамент из плетущихся листочков-2Эскиз наличников на окна — орнамент из плетущихся листочков-3Эскиз наличников на окна — орнамент с виноградомЭскиз наличников на окна — орнамент с цветамиЭскиз наличников на окна — растенияЭскиз наличников на окна — подсолнухиЭскиз наличников на окна — красивый орнаментЭскиз наличников на окна — красивый узор

Узор резных наличников на окна — 1Узор резных наличников на окна — 2Узор резных наличников на окна — 3Узор резных наличников на окна — 4Узор резных наличников на окна — 5Узор резных наличников на окна — 6Узор резных наличников на окна — 7Узор резных наличников на окна — 8Узор резных наличников на окна — 9Узор резных наличников на окна — 10Узор резных наличников на окна — 11Узор резных наличников на окна — 12Узор резных наличников на окна — 13Узор резных наличников на окна — 14Узор резных наличников на окна — 15Узор резных наличников на окна — 16Орнамент резных наличников на окна и двериРезные узоры для наличников на окна — 1Резные узоры для наличников на окна — 2Резные узоры для наличников на окна — 3Резные узоры для наличников на окна — 4Резные узоры для наличников на окна — 5Резные узоры для наличников на окна — 6

Презентация на тему «Таинственные узоры наличников»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд ТАИНСТВЕННЫЕ УЗОРЫ НАЛИЧНИКОВ Описание слайда:

ТАИНСТВЕННЫЕ УЗОРЫ НАЛИЧНИКОВ

2 слайд ТАИНСТВЕННЫЕ УЗОРЫ НАЛИЧНИКОВ Описание слайда: 3 слайд Цель исследования : изучение роли узора оконных наличников. Описание слайда:

Цель исследования : изучение роли узора оконных наличников.

4 слайд Задачи работы: изучить историю возникновения окон и наличников узнать значени Описание слайда:

Задачи работы: изучить историю возникновения окон и наличников узнать значения узоров наличников создать классификацию узоров наличников п.Верхнечусовские Городки создать фотоальбом наличников нашего поселка для музея школы

5 слайд Объект исследования: узоры оконных наличников Предмет: значение узоров налич Описание слайда:

Объект исследования: узоры оконных наличников Предмет: значение узоров наличника

6 слайд Гипотеза Узоры наличников носят не только декоративный, но и символический ха Описание слайда:

Гипотеза Узоры наличников носят не только декоративный, но и символический характер

7 слайд Методы исследования: анализ литературы работа с энциклопедиями наблюдение опрос Описание слайда:

Методы исследования: анализ литературы работа с энциклопедиями наблюдение опрос

8 слайд Практическая значимость работы Работа может быть использована на уроках изобр Описание слайда:

Практическая значимость работы Работа может быть использована на уроках изобразительного искусства технологии краеведения истории

9 слайд Волоковое окошко Окно прорубалось в двух смежных бревнах. Изнутри закрывалось Описание слайда:

Волоковое окошко Окно прорубалось в двух смежных бревнах. Изнутри закрывалось дощечкой-задвижкой. Окно было маленькое, чтобы его открыть, нужно было отодвинуть задвижку. Считается, что от слова «волочить» и пошло название волоковое окно.

10 слайд Волоковое окошко Окно прорубалось в двух смежных бревнах. Изнутри закрывалось Описание слайда: 11 слайд Музей деревянного зодчества на Щёлоковском хуторе в Нижнем Новгороде. Дом Паш Описание слайда:

Музей деревянного зодчества на Щёлоковском хуторе в Нижнем Новгороде. Дом Пашковой, середина 19 века. Красное окно — окно с рамой, обрамлённой косяками. Название «красное» оно получило не только из-за того, что обычно эти окна были украшены деревянной резьбой, но также и потому, что через такие окна в дом проникало много света.

12 слайд Красное окно Описание слайда:

Красное окно

13 слайд Уральская изба. 18 век. Описание слайда:

Уральская изба. 18 век.

14 слайд Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля «Наличник – накладное ук Описание слайда:

Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля «Наличник – накладное украшение на лицо предмета, строения или утвари; накладная планка в виде рамы вокруг дверей и окон».

15 слайд Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля «Наличник – накладное ук Описание слайда: 16 слайд СЮЖЕТЫ НАЛИЧНИКОВ Описание слайда:

СЮЖЕТЫ НАЛИЧНИКОВ

17 слайд СЮЖЕТЫ НАЛИЧНИКОВ Описание слайда:

СЮЖЕТЫ НАЛИЧНИКОВ

18 слайд СЮЖЕТЫ НАЛИЧНИКОВ Описание слайда: 19 слайд Фигурка с раскинутыми руками и ногами - фигурка женщины, дарующей жизнь, один Описание слайда:

Фигурка с раскинутыми руками и ногами — фигурка женщины, дарующей жизнь, один из самых частых образов, занимающих важное место, как на старых вышивках, так и на резных наличниках. Берегиня

20 слайд Восходящее и заходящее солнце Еще один важный символ магических знаков наших Описание слайда:

Восходящее и заходящее солнце Еще один важный символ магических знаков наших предков — это солнце. Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками.

21 слайд Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по ег Описание слайда:

Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам — это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле. Знаки воды

22 слайд Знак плодородия Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы - Описание слайда:

Знак плодородия Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы — так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.

23 слайд Звериные мотивы А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках! Дух Описание слайда:

Звериные мотивы А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках! Дух захватывает от коней и птиц, змей и драконов. Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян.

24 слайд Звериные мотивы Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связа Описание слайда:

Звериные мотивы Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия.

25 слайд Звериные мотивы Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связа Описание слайда: 26 слайд Звериные мотивы Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связа Описание слайда: 27 слайд Звериные мотивы Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связа Описание слайда: 28 слайд Солнышко Описание слайда:

Солнышко

29 слайд Берегиня Описание слайда:

Берегиня

30 слайд Растительный орнамент Описание слайда:

Растительный орнамент

31 слайд Доска Описание слайда:

Доска

32 слайд Бараньи рога Описание слайда:

Бараньи рога

33 слайд Звериный стиль Описание слайда:

Звериный стиль

34 слайд Птички Описание слайда:

Птички

35 слайд Современный орнамент Описание слайда:

Современный орнамент

36 слайд Современный орнамент Описание слайда:

Современный орнамент

37 слайд Спасибо за внимание! Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Спасибо за внимание!

Курс повышения квалификации

Спасибо за внимание!

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-238111

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) на тему: Конспект урока и презентация по ФГОС «Декор русской избы. 5 класс»

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………1-3 стр.
  2. Основная часть. Конспект урока «Декор русской избы» 5 класс………4-9 стр.
  3. Заключение…………………………………………………………………10 стр.
  4. Список используемой литературы………………………………………..11 стр.

Пояснительная записка

 Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей дом представлял собой особый мир, и его строительству предавалось огромное значение. Мною был собран материал и разработан сценарий урока об избе как русском традиционном жилище, единстве ее конструкции и декора.

Актуальность урока:

 Знание истории своего народа, его быта необходимо, так как это часть истории, которую нельзя забывать; это «лицо» русского народа, это то, что отличает нас от других народов и определяет нашу уникальность и самобытность. 

Цель: создание сценария урока «Декор русской избы»

Задачи: 

1. познакомиться с истоками народного искусства;

2. провести анализ научной литературы

3. выявить традиции строительства и декора русской избы;

4. написать сценарий «Декор русской избы»;

5. разработать презентацию «Русский дом»+ кроссворд, дидактические материалы, пособия.

 Материалы данного урока позволят детям приобщиться к истокам культуры своего народа, ощутить себя участниками развития человечества, открывать в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.

Цель: закрепить у учащихся знания по теме «Убранство русской избы» как понятием традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора; воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре; способствовать развитию творческой и познавательной активности; способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель+ черные маркеры).

Планируемые результаты:

Предметные: понимать специфику образного языка ДПИ; использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции; выполнять эскизы деталей экстерьера русской избы; уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Личностные: 

— уважительно относиться к культуре народного искусства;

— понимать роль культуры и искусства в жизни человека;

— уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

— уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

— уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные:

 Познавательные УУД:

— овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

— стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

— овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

— использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов по теме.

Регулятивные УУД:

— уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

— находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

— уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

— уметь организовать место занятий.

Конспект урока «Декор русской избы» 5 класс

Тип урока: урок закрепления ранее изученного материала

Оборудование: для учителя – методические таблицы с изображением элементов русского дома, изображение русской избы с закрытым окном, таблицы с изображением растительных, геометрических и зооморфных орнаментов, презентация «Русский дом» + кроссворд; для учащихся – шаблоны наличников, затонированных акварелью, черные маркеры разной толщины.

Музыкальный ряд:

План занятий:

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть. Беседа по теме урока.
  1. Повторение и закрепление материала предыдущего урока.
  2. Кроссворд «Русский дом»
  1. Самостоятельная работа учащихся.
  2. Подведение итогов.

Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие учителя, проверка готовности к уроку)
  2. Беседа по теме урока. Показ презентации «Русский дом»

Учитель: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать в мир русской старины!

(звучит музыка, учитель читает стихотворение)

За далекими морями,

бескрайними лесами

На своей родной земле

Жили люди на селе.

А село то не простое:

На горе оно стоит,

Рядом поле золотое

Снизу реченька бежит.

За околицей леса,

Там живут медведь, лиса.

Вдоль реки стоят дома,

Смотрят на дорогу.

Украшает их сама

Матушка-Природа.

Подарила для избы

Лес из ели и сосны,

Дуб, осину: что смогла –

Все природа отдала.

Оглядись и ты вокруг,

Что увидишь, милый друг?

Учитель: 

— Ребята, вы, наверное, уже догадались о чем пойдет речь на нашем уроке?

Дети: 

— О русском доме, избе.

Учитель: 

— Правильно, о русском доме. Сегодня на уроке вместе с вами мы снова окажемся в мире русской старины, где вам предстоит выступить в роли мастеров декоративно-прикладного искусства.

— А как на Руси строили дома?

Дети:

— Дома строили прочными, крепкими.

Учитель: 

— Русский крестьянин ставил свой дом прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и, чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался!

Пятистенка пред тобой

Словно терем расписной,

Ты в ворота постучи

И в калиточку войди.

Вот мы и вошли в калитку и оказались перед домом.

Ребята, вам наверное интересно узнать, кто живет в этом доме, кто его хозяин? Скоро вы это узнаете. Но вот окошко в доме закрыто. На окошке висит замок, а ключиком к разгадке будут ваши правильные ответы на мои вопросы. Именно они помогут открыть вам окно.

КРОССВОРД «РУССКИЙ ДОМ»

— Как назывался русский традиционный дом?

Дети: 

— ИЗБА

— Ребята, а какой материал использовали при строительстве русской избы?

Дети: 

— ДЕРЕВО

Учитель: 

— Избы рубили из дерева. Отсюда и название «деревня». Русские люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.

Посмотри-ка ты на дом

И найди окошки в нем.

Вот и красное окно,

Все украшено оно.

Учитель:

— Как назывались резные доски, которые украшали окна?

Дети: 

-НАЛИЧНИКИ

Учитель:

— Окна – глаза дома. А какая резная доска расположилась над окнами? Назовите ее?

Дети:

— ЛОБОВАЯ ДОСКА

Учитель:

А причелины свисают

Плотно бревна закрывают.

Закрывая, защищают чудо -…?

— Ребята, кто из вас помнит название узорной доски, которая располагается в центре крыши?

Дети:

— ПОЛОТЕНЦЕ

Учитель:

— Взгляните на крышу. Ее венчает бревно-охлупень в форме головы коня. Как оно называется?

Дети:

— КОНЕК КРЫШИ

Учитель:

 — Хорошо украшен дом

И от зла обережен.

Узорные доски не только придавали дому нарядный, праздничный вид. Но оберегали и защищали его.

— Молодцы, ребята, справились с заданием, правильно разгадали кроссворд.

(учитель снимает замок и открывает окно)

В теремочке-терему

Дочка мастера живет,

Мастерицею слывет

Василиса-краса

Ниже пояса коса,

Сарафанчик может сшить,

Гордо павою ходить.

— Посмотрите, какой нарядный дом у Василисы. А все ли в ее доме украшено? Ничего не забыл мастер при создании этого дома?

Дети:

— Окно не украшено наличником.

Учитель:

— Правильно, на окне нет наличника.

— А сейчас вы распишите наличники для дома Василисы. Работать вы будете по двое. У вас на партах лежат таблицы, на которых изображены различные геометрические знаки. Давайте вспомним, как они называются и что они обозначают?

Дети:

— СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ

Учитель: 

— Узоры могут быть разные: растительные, геометрические, зооморфные — они могут изображать фантастических существ (русалок, львов, сказочных птиц и др.)

Вспомните о значении симметрии при изображении узора, который украсит ваше окно.

(музыкальный фон)

Самостоятельная работа детей

Учитель: 

— Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Молодцы, ребята! Славно потрудились.

Вы сегодня выступили в роли народных умельцев, расписывая наличники для дома Василисы. Вы поняли, что конструировать и создавать декор сложная, но творческая и радостная работа. Вы, как старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.

Учитель вывешивает детские работы на доску, самый лучший наличник, по мнению класса, украшает окно дома.

Учитель:

— Сегодня на уроке вы соприкоснулись с традициями наших предков при украшении своего дома. Увидели и почувствовали красоту, тепло и уют традиционного русского дома.

— А что общего между современным домом, где мы живем и жилищем наших предков?

Дети:

— Мы любим свой дом, украшаем его.

Учитель:

— Вы правы. Люди всегда украшали свое жилище, принося в него гармонию и красоту. В доме царит тепло и уют семейного очага. Дом оберегает и защищает семью, которая живет в нем. Ведь недаром наши предки говорили: «МОЙ ДОМ — МОЯ КРЕПОСТЬ»

Заключение


Дом – это жилая постройка, но дом – это и Родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды. С дома начиналась жизнь человека, он приобщался к дому, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем.
Изучая тему «Убранство русской избы», понимаешь, что прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому.
Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома – это внутренний мир человека, его мировоззрение на жизнь, которое передается нам из поколения в поколение.
В настоящее время все вытесняется прагматическим, утилитарным подходом, но мы все равно стараемся соблюдать обряды русского народа, которым насчитывается уже много веков. Изба является важной частью русской национальной культуры и фольклора, упоминается в пословицах и поговорках, в русских народных сказках.

Имена мастеров

Гении

Старого зодчества —

Люди неясной судьбы!

Как твое имя и отчество,

Проектировщик избы,

Чьею рукою набросана

Скромная смета ее?

С бревен состругано, стесано

Славное имя твое!

Что же не врезал ты имени

Хоть в завитушки резьбы?

Господи, сохрани меня!

Разве я жду похвальбы:

Вот вам изба, божий рай – и все!

Что вам до наших имен?

Скромничаешь, притворяешься,

Зодчий забытых времен,

Сруба творец пятистенного,

Окон его слюдяных,

Ты, предваривший Баженова,

Братьев его Весниных!

                                                  Леонид Мартынов

Список используемой литературы

1. А. Терещенко Быт русского народа. М., 1997.

2. И.Е. Забелин. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. М., 1900

3. М.Г. Рабинович. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., 1988

4. М.Г. Рабинович. Очерки этнографии русского феодального города. М., 1978.

5. П.А. Раппопорт. Зодчество Древней Руси. Л., 1986

6. П.А. Раппопорт Древнерусское жилище. Л., 1975

7. Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным: репринтное воспроизведение издания 1880 г. М., 1990.

8. С.К. Шамбинаго, «Древнерусское жилище по былинам», Юбилейный сборник в честь В.Ф. Миллера. М., 1900

9. Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор», М, 1992.

 

Конспект урока № 3 ИЗО 5 класс «Убранство крестьянской избы»

Бардикова А.Г.—————————————-Гимназия № 52 г.Луганск

Изобразительное искусство класс 5

Урок № 3 дата 21.09.

Тема: Древние корни народного искусства.

Убранство крестьянской избы

Цели обучающие: знакомить со структурой, декором крестьянского жилища, отдельными его деталями, символическим значением, содержательным смыслом знаков-образов; учить применять знания в своей конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Развивающие: развивать ассоциативное мышление, фантазию, художественный кругозор, способности воспринимать особенности декоративно-прикладного искусства, приобретать опыт работы в различных видах художественно — творческой деятельности, с разными художественными материалами.

Воспитательные: обогащать нравственный опыт, воспитывать эстетические чувства, интерес к декоративному искусству, уважение к наследию своего народа, своей семьи и к её жилищу.

Оборудование: компьютер, видеоматериал «Устройство древнерусской избы», презентация «Убранство крестьянской избы»;

Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение, 2015, с.20-29

Материалы: тетради, альбомы, цветные карандаши, акварель, гуашь, кисти, палитры, баночки для воды, тряпочки, уголь, сангина, клеёнки;

Методы: беседа, наглядно-визуальный, наглядно-слуховой, практическая работа

ХОД УРОКА

І. Организация класса.

Учитель приветствует детей, проверяет подготовку к уроку, отмечает отсутствующих.

П. Актуализация чувственного опыта опорных знаний.

Вопросы:

  1. Что значили символы для наших предков.

  2. Назовите символы, которые использовали для украшения предметов древние мастера.

  3. Какой смысл был вложен в эти изображения.

II. Новый материал

Среди полей, в окружении лесов, на холмистых берегах рек – древнейших водных дорог стоят потемневшие от времени величавые избы. Мир вам, села, просыпающиеся на рассвете…

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом,

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом. В Федотов

Северные избы смотрятся величавыми хоромами. Совсем другое дело – избы средней полосы России. В сравнении с северными они выглядят более приземистыми, низкорослыми, однако в них есть своя особенная красота и стать.

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род. Крестьянский дом называли родным, родимым, как называют дорогого человека. Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду понятий, как жизнь, добро, родная земля.

Что значило построить дом? Возводя его, человек как бы отгораживался от большого пространства стенами, крышей, присваивал себе малую его часть. В строение своего жилища человек стремился привнести порядок, образно осмыслить его, что значило отобразить, наполнить образами, это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься. А семьи на Руси были большие, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Вместе легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить.

Изба это русский деревянный срубный дом (преимущественно сельский, но до XVII-XVIII вв. и городской). Свои наблюдения за движение солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе передней верхней части избы, которая называлась фронто’н.

Какие же виды домов существовали?

  1. Дом «брус» — дом, покрытый двускатной симметричной крышей,

  2. Дом «кошель» — изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей.

  3. Дом «глаголь» — дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г».

Очень интересен строй крестьянской избы, в котором сокрыта тайна целых поколений.

Крыша – верхняя часть дома связывались в народных представлениях с небом, клеть (крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью и полом) – с землей, а подкле’т (подполье) – с подземным миром. Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом.

Первым свет встречает деревянный конек на крышей конь – ‘охлупень. Он напряг свои мускулы и, окунувшись в голубеющий простор, стремится вперед. Давний обычай украшать верха изб резными коньками полон символического смысла. Жилье, над которым возвышается конь, превращается в колесницу, мчащуюся навстречу дневному светилу. Конь — охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал солнце, движущееся по небу. Конь с широким размахом крыльев — крыши словно парит над землей как птица, которая заботливо накрыла большими крыльями дом-гнездо, где обитают люди. Кажется, что конь-птица охраняет домашний очаг. Конь в поэтических представлениях народа был олицетворением силы, добра и красоты, он символизировал солнце, движущееся по небу.

Прорезным узорочьем украшены крылья крыши. Доска-полотенце – украшает спереди верхнюю часть избы; доски-приче’лины– спускаются по краю крыши. На них изображались символы солнца (круглые розетки), символы земли (круг с ромбом внутри, ромбы, прямоугольники).

Солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце, на конце причелины с левой стороны – утреннее восходящее, а с правой вечернее заходящее солнце.

В богатом убранстве причелин множество зигзагов, различных выступов. Их дополняют небольшие отверстия, похожие на капли, символизирующих живительную влагу, пролившуюся на землю из небесных запасов, находящихся вые солнца и луны. Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды, т.н. «небесных хлябей».

Нарядно украшались избы и других регионов. Особенно нарядными были фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами растительных орнаментов природных форм данной местности, где жили люди. На лобовой доске, которая идет по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, изображения фантастических существ: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы.

Дом смотрел на мир окнами – очами. Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден был декор окон. Наличники с пышным навершием выглядели как драгоценная оправа, украшались знаками-оберегами, а конструкция оконных рам изготавливалась в виде креста (являясь защитой, символизировала четыре стороны света и солнце). Наличник составляет единое целое с растительным орнаментом, в который вплетены изображения животных и птиц, еле различимые, так обобщенно и декоративно они решены. А нижнюю часть наличника населяют фантастические существа: здесь русалка–берегиня – символ водной стихии, устрашающие гривастые львы-собаки. Сказочно-диковинные образы олицетворяли нижний, подземный мир, который представлялся человеку таинственным и загадочным.

В узорном убранстве изб можно увидеть символические образы солнца, птиц, растений, животных, фантастических существ, которые олицетворяли небесную сферу, землю и водную стихию. Все, чего касалась рука талантливого народного мастера, приобретало праздничную нарядность. Можно себе представить, как преображался крестьянский дом в солнечный день. Свет создавал волшебную игру светотени, оживляя поверхность тенями, превращая рукотворную красоту в настоящую драгоценность.

ІУ. Практическая работа.

1.Выполни графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома. Представь, что ты строишь дом для своей семьи и поэтому он должен быть украшен необыкновенно красиво. Прежде чем начинать работу, еще раз внимательно рассмотри облик избы, её декоративные элементы. Подумай и реши, какую деталь дома ты будешь украшать: причелину, полотенце, наличник, лобовую доску или целиком фронтон. Если это наличник, вначале продумай его форму, подчеркни массивный верх. Выполни рисунок наличника для дома, в котором могла бы жить твоя семья. Сделай его нарядным, вплетая в узор знакомые образы с богатой резьбой, смело вводи в композицию солярные знаки, знаки воды, обобщенные изображения животных, птиц, растений – главное украшение избы.

Постарайся сохранить симметрию композиции.

Работу можно выполнить сангиной и углем, восковыми мелками и акварелью. Крупные элементы узорочья избы можно сделать из картона и использовать в оформлении школьного фольклорного праздника.

2. Рассмотри крестьянскую избу, элементы её декоративного оформления с точки зрения единства конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

3. Начни в книгах, журналах, Интернете традиционные жилища северных народов, народов Средней Азии, Закавказья. Постарайся увидеть и объяснить, что между ними общего и в чем различия.

У. Итог урока.

Демонстрация детских работ.

— Вопросы:

1. Зачем люди украшали и продолжают украшать свои жилища?

2. О чём может поведать трёхчастная структура северной крестьянской избы (крыша, клеть, подклет), её декор? Как это связано с мировосприятием наших предков?

3. Чем отличается деревянная резьба на избах Русского Севера от резьбы на избах Поволжья?

III.Практическая работа

Задание: Нарисуйте образ своей избы, помня о значении каждого отдельного элемента

IV. Подведение итогов.

Ребята показывают свои работы, рассказывают о символизме, используемом ими в работе.

V. Домашнее задание

наши работы Наличники — Преподаватели ИЗО, объединяйтесь! — LiveJournal

В школе у нас тема в 6 классе по программе Неменского это 5 класс «украшение русской избы» Увидела я в прошлом году здесь в ЖЖ наличники ,

( artnika_v )которые делали дети одной студии и мне это очень понравилось загорелась я сделать подобное вот ,что получилось
Наличники аппликация
1. Сложить лист а4 пополам .Разрезать по линии сгиба ,получились 2 куска бумаги
2.сложить лист пополам вдоль .надрезать не до конца
3. Вырезать окошко .Это рама Из вырезанного прямоугольника отрезать две полоски длинную и покороче .Это перекладины для рам .
4.делаем снежинку пополам складываем квадрат складываем пополам и пополам получился треугольник вырезать уголки как снежинки
5.разворачиваем получилась снежинка .Разрезаем пополам по линии сгиба -получились два треугольника украшение сверху снизу для окна
6.вырезаем две полоски ,складываем гармошкой.
Надрезаем Уголки
7. Приклеиваем раму перекладинки .
8сверхуснизу украшение сбоку

это Маня и Дуся ,увидев красоту учеников тоже пожелали сделать непременно с кошкой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *