Правила поведения в общественном транспорте, ГБОУ Школа № 763, Москва
При пользовании общественным транспортом необходимо соблюдать ряд правил
Правила поведения в общественном транспорте
➤ При входе в городской транспорт не расталкивай всех локтями, пропускай женщин, пожилых людей и девочек (если ты мальчик) вперед, помоги им подняться в салон.
➤ Не останавливайся у входа (если ты не выходишь на следующей остановке), а пройди в середину салона.
➤ Воспитанный человек уступает место пожилым людям, малышам, женщинам с тяжелыми сумками.
➤ В общественном транспорте не стряхивают снег или капли дождя с одежды, не едят, не входят с мороженным в руках и, конечно, не курят.
➤ В салоне не причесываются, не чистят ногти, не ковыряют в носу, зубах, ушах…
➤ Газету читают в сложенном виде, не разворачивая; не заглядывают в книгу или газету соседа. А глазки скажут тебе «спасибо!», если ты вообще откажешься от привычки читать во время движения.
➤ Не разглядывай в упор пассажиров, не опирайся на них всем телом.
➤ Входя в транспорт, нужно снимать рюкзаки и сумки-ранцы, чтобы не задеть (иногда даже запачкать) людей.
➤ Если тебе трудно держать торт или цветы, когда ты едешь стоя, можно вежливо попросить сидящих подержать их.
➤ Находясь в салоне, не следует громко смеяться и разговаривать, обсуждать свои проблемы, спорить во всеуслышанье с друзьями. Тем более непозволительно оскорблять людей, сделавших вам замечание.
➤ Родители должны следить за тем, чтобы дети не пачкали ногами одежду окружающих и сиденья.
➤ Не занимай места для пассажиров багажом или пакетами, крупные вещи лучше перевозить не в часы пик. А громоздкие острые предметы (например, лыжи) перевозят хорошо упакованными.
➤ Хозяевам животных: кошек, птиц, мелких грызунов желательно перевозить в специальных клетках; собак — обязательно в наморднике.
➤ К выходу надо готовиться заранее (особенно, если много пассажиров). Спрашивай у стоящих впереди: «Вы выходите на следующей остановке?» Не оттесняй молча людей прокладывая себе дорогу, а, извиняясь, попроси разрешения тебе пройти.
➤ Если женщина (девушка) едет с мужчиной (молодым человеком), то он первый проходит к выходу и первым выходит, помогая сойти спутнице. В любом виде транспорта будь внимательным и предупредительным такие слова, как «Будьте добры», «Благодарю Вас» придадут тебе уверенность в любой ситуации и создадут у окружающих мнение о тебе как о человеке воспитанном и доброжелательном.
© Источник: детский портал «Солнышко»
Правила поведения в общественном транспорте -Информация -Новости
Немалая доля травмированных приходится на пассажиров в общественном транспорте, а связанно это не столько со столкновением транспортных средств, сколько с банальным несоблюдением правил безопасности самими пассажирами. В Правилах дорожного движения сказано: «Пассажир — это лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит в транспортное средство или выходит из него». Многие думают: «Правила дорожного движения касаются водителей и пешеходов. А я — пассажир, меня везут, значит, за меня отвечает водитель». Но это не совсем так, у каждого имеются свои обязанности. Нередко пассажиры травмируются, торопясь «заскочить» в автобус или трамвай, или быстрее выйти на остановке. Также они часто падают в салоне, поскольку не держатся за поручни, тем самым нанося травмы не только себе, но и другим пассажирам.-Не садитесь в переполненный транспорт.
— Прежде чем зайти, нужно выпустить тех, кто выходит из транспорта.
— Во избежание быть зажатым дверями не пытайтесь сесть в последний момент перед отправкой общественного транспорта.
— Не препятствуйте автоматическому закрытию дверей. Водитель, будучи уверен, что двери закрыты, может начать движение. В результате пассажир может оказаться зажатым между створками дверей.
— Не прислоняйтесь к дверям: они могут открыться на ходу, не высовывайте головы и руки в окна.
— Не стойте на подножках транспортных средств.
— Внутри общественного транспорта держитесь за поручни на случай экстренного торможения или остановки. Лучшая точка опоры — поручень над головой, причем стоять лучше лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать.
— Уступайте места пожилым людям, инвалидам и женщинам с детьми.
— После остановки и открытия дверей, когда пассажиры начинают выходить, не толкайтесь и не суетитесь. Помогите выйти пожилым пассажирам, инвалидам и малышам.
— Выйдя из общественного транспорта, отойдите в сторону, чтобы не мешать выходу других пассажиров. Помните: нарушая правила пользования общественным транспортом, вы ставите под угрозу свою жизнь, и жизнь других пассажиров! Будьте взаимовежливы.Правила поведения пассажиров в общественном транспорте – что нельзя делать в автобусе
Поиск ЛекцийКультура поведения в транспорте
Своеобразные правила этикета существуют и для городского транспорта:
- Ожидая свой автобус, соблюдайте порядок очереди.
- Если вы едете вместе с другом или знакомым, или разговариваете по телефону, старайтесь делать это как можно более тихо и ненавязчиво.
- Не кушайте ничего в транспорте.
- Помогайте в маршрутках и автобусах передавать деньги за проезд. И оплачивайте его за себя, конечно же.
- Помните, что вы в транспорте — не единственный пассажир, ведите себя аккуратно, не толкайтесь, не наступайте никому на ноги.
- Не проталкивайтесь к выходу напролом, спросите, не выходит ли кто на вашей остановке. Если же об этом спрашивают вас – ответьте и пропустите человека, чтобы смог пройти мимо.
- Не занимайте в общественном транспорте сиденья, предназначенные для инвалидов, пожилых и пассажиров с детьми, уступайте им и обычные места.
Прием пищи занимает большую и важную часть нашей жизни, поэтому еще одни правила, без которых высокая культура поведения человека невозможна — это правила поведения за столом.
Культура поведения в школеОтдельно поговорим о правилах поведения детей школьного возраста. Культура поведения и взаимоотношений в этом случае предполагает, что школьники должны с уважением относиться к учителям и ко всем работникам школы. При любых обстоятельствах должны сохраняться отношения «учитель – ученик», даже в общении с младшим преподавательским составом. В личную жизнь учителей и других учеников дети не вмешиваются.
При встрече с учителем школьники здороваются первыми. Нельзя забывать про культуру речи: в ней не должно быть жаргонизмов, нецензурной лексики, грубых и оскорбительных выражений; повышать тон на учителя тоже не стоит.
Ученики не должны создавать беспорядки на школьной территории, бегать, кричать, ввязываться в споры и драки с другими учениками, применять физическую силу.
Порча школьного имущества и высокая культура поведения тоже несовместимы, так что ребенок должен понимать, что рисовать на школьной мебели, плеваться, приклеивать жвачки – это плохо. Соответственно, дети должны соблюдать порядок, поддерживать чистоту и не мусорить в школе.
Приходить на урок ученики должны опрятно одетыми, не опаздывая, а лучше всего – минут за двадцать до начала первого по расписанию урока, особенно в зимний период, чтобы успеть переобуться в сменную обувь и приготовиться к занятиям.
К началу урока дети должны сидеть на своих местах. Когда в классную комнату заходит учитель, дети встают, чтобы его поприветствовать, и ждут, пока он им ответит, подав сигнал сесть.
Культура поведения на уроке предусматривает внимание и тишину со стороны учащихся. Дети должны понимать, что учебное время предназначено, собственно, для обучения, а отдохнуть и поболтать всегда можно на переменке. Отвечать на вопросы учителя или задать вопрос ему самому ребенок может, подняв руку и дождавшись учительской реакции.
Ученикам нельзя покидать территорию школы в учебное время без ведома учителей. На уроке, если учащемуся нужно выйти, он поднимает руку и просит разрешения у учителя.
Обучая правилам этикета учащихся, однако, не забудьте подумать и о себе, то есть о том, хорошо ли вы поработали над собственной культурой поведения на работе и достаточно ли близко вы знакомы с деловым этикетом.
А с помощью этого видео вы можете поработать над еще одной частью культуры поведения – дорожной! Начинающим и опытным автомобилистам на заметку.
2. Формирование культуры межнационального общения является сложным, многоаспектным, длительным процессом утверждения в образе мышления, чувствах и поведении людей таких гуманных норм, как благожелательность, дружелюбие, терпимость, взаимопонимание, взаимность в отношениях между людьми разных национальностей. Однако без этого невозможно существование современных полиэтнических сообществ.
Культура межнационального общения — это система характерных для личности нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности, которые осуществляются в целях взаимодействия, углубления взаимопонимания и взаимовлияния культур между людьми разных национальностей. Межнациональное общение является сложным, структурированным понятием. Оценить его сформированность можно по наличию следующих компонентов: национальное самосознание; ориентация на общечеловеческие ценности; интерес к истории, литературе, культуре, науке других народов; отношение к представителям иного народа и его культуре, проявляющееся в содержание культуры межнационального общения личности включает в себя следующее. Человек должен знать:
- историю и культуру своего этноса;
- национальную культуру этносов, с которыми осуществляется процесс общения;
- нормы и правила поведения при взаимодействии людей разных национальностей;
- нормы, принципы и требования общей гуманистической этики;
- знание национальных и межнациональных отношений в стране и регионе;
- знания о правах человека и народов, о межэтнических и межконфессиональных конфликтах и причинах их возникновения.
Человек должен воспитать в себе:
- уважение ко всем народам;
- способность к сопереживанию каких-либо событий с любыми людьми независимо от их национальной принадлежности;
- способность к рефлексии;
- способность противостоять национальной ограниченности и национальному недоверию;
- тактичность;
- терпимость к инакомыслию.
Человеку необходимо иметь:
- оценочные суждения о проблемах, происходящих в мире, стане, регионе и о поступках отдельных людей, связанных с национальной сферой;
- позитивные убеждения в вопросе межнациональных отношений; Человек должен
- быть готовым и уметь контактировать с представителями других национальностей, с учетом национальной специфики участников контакта;
- осуществлять совместную успешную деятельность;
- уметь преодолевать межнациональные конфликтные ситуации;
- быть дружелюбным, поддерживать дружеские отношения с людьми других национальностей, оказывать взаимовыручку между людьми разных национальностей;
- содействовать расширению взаимосвязей своей нации с народами страны.
Логика развития общечеловеческой культуры не совпадает с логикой развития интернациональной культуры. Если можно допустить, что общечеловеческое – это вне- и надклассовое, то интернациональное не должно быть вне- или наднациональным, поскольку такое понимание легко превращается в антинациональное. Более точным является понятие «межнациональное», но, поскольку речь идет о культуре, еще более точным было бы понятие «вненациональное».
Национальный характер культуры каждого народа имеет глубокие корни, которые, в сущности, выступает корнями его самосознания. Даже самоназвания многих народов племен и народов означают в переводе «люди» или «настоящие люди». То есть свою культуру каждой народ считает не просто родной, а человеческой по преимуществу. И это так же по-человечески естественно, как естественно каждому из людей в глубине души считать человеком, прежде всего, себя.
этому интернационализация культуры есть развитие общечеловеческого содержания в каждой национальной культуре при сохранении традиционных для каждого народа формы и способа выражения данного содержания. Интернационализм в культуре – это признание за каждым народом права быть самим собой и терпимость в отношении его национального своеобразия. Интернационализация культуры обусловлена тем, что в самых глубинных основаниях культуры любого народа всегда содержатся сходные для всех национальных культур элементы. Их называют культурными универсалиями. Это нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.
Существование культурных универсалий обусловлены тем, что любые культуры суть разные воплощения «человечности», то есть того, что составляет природу человека. Ведь культура и есть то, что делает человека – человеком, а группу людей – человеческим сообществом. Никакая культура не была бы культурой, если бы она не содержала в себе нормы, определяющие подлинно человеческие способы поведения. Закрепленные в культурных универсалиях общечеловеческие ценности и идеалы обеспечивают выживание и совершенствование человечества.
ВОзникающее ныне культурное единство человечества, связанное с процессом глобализации, принципиально изменяет механизмы, определяющие до сих пор судьбу отдельных культур. Всемирная история выходит на многомерный диалог культур. Степень усвоения той или иной национальной культурой мировых достижений можно рассмотреть как критерии ее развития. В этом смысле следует говорить не только о разнообразии культур, но и о разнице между более и менее развитыми культурами. Однако чем больше втягиваются отсталые культуры в мировой культурный процесс, тем скорее поднимается ее уровень развития. Выравнивание уровней развития культур — одна из характерных черт современной эпохи.
3. современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самопознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обуславливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного окружения.
Образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, обучающийся осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.
Формирование культуры межнационального общения — длительный и многогранный процесс, который связан с формирования культуры межличностных отношений. На бытовом уровне дети постоянно впитывают, осваивают традиции и обычаи своих соседей, в школе изучают историю других народов, постигают общность нашего социально-исторического развития. И дети, и взрослые накапливают опыт межнационального общения в совместной деятельности, в повседневных контактах. Это помогает преодолеть национальное самовозвеличивание, чувство национальной исключительности. Задача педагогов — сформировать у школьников уважение к чести и достоинству каждого народа и каждого человека, убедить их в том, что нет народа лучше или хуже другого. Главное — в самом человеке: каков он, а не к какой национальности принадлежит. Достоинства людей — их личные, а не национальные черты, недостатки человека принадлежат к данному человеку, а не народу.
В сегодняшних условиях возрастает важность формирования культуры межнационального общения подрастающего поколения.
Культура межнационального общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Очевидно, что в основе культуры межнационального общения лежат принципы гуманизма, доверия, равноправия и сотрудничества.
Культура межнационального общения — это многофункциональное явление, имеющее интегративную характеристику. Она имеет следующие структурные компоненты:
· когнитивный — знание и понимание норм, принципов и требований общей гуманистической этики — таких, как долг, ответственность, честь, добро, справедливость, совесть и др.; проблем теории и практики межнациональных отношений;
· мотивационный — желание освоить историю и культуру своей нации, а также других народов; интерес к общению с другими людьми, представителями других национальностей;
· эмоционально-коммуникативный — способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке; самокритичность, толерантность;
· поведенческо-деятельностный — владение своими эмоциями, умение объективно оценивать ситуацию, непримиримость к нарушению прав человека любой национальности и веры.Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).
Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».
Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме.
Проблема культуры общения — одна из самых острых в образовательном процессе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
Этикет в общественном транспорте: 15 правил
«Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современном образовании..
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения преподавателя и обучающегося сущность, которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии — способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
У студентов важно воспитывать такие качества, как политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, умение идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека независимо от его национальности. Эти качества формируются в процессе деятельности и общения, направленных на созидание, заботу о людях, вызывающих потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствующих проявлению внимания и сочувствия к людям.
На всех этапах работы с коллективом, где представлены разные национальности, независимо от возраста обучающихся педагогу необходимо продумать практические меры, чтобы студентам легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения всего коллектива, использовать его возможности для противодействия вредным националистическим влияниям.
Большую ценность для обучающихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы педагог не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в учебной и внеклассной работе (во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т. д.).
Целесообразно привлечение к воспитательной работе ветеранов, общение с которыми можно назвать настоящей школой патриотизма и интернационализма. Это могут быть не только участники Великой Отечественной войны, но и совсем молодые люди, за плечами которых Афганистан, Чечня и другие «горячие точки». Приближенность к реальным судьбам людей позволит более гибко и всесторонне обсуждать межнациональные проблемы. Первостепенное значение здесь имеет воспитание толерантности и веротерпимости.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Это качество является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека.
В рамках педагогического влияния на межнациональное общение необходимо говорить о воспитании межнациональной толерантности, потому что она проявляется в отношениях между представителями разных национальностей и предполагает способность видеть и строить межнациональные отношения с учетом соблюдения интересов и прав взаимодействующих сторон.
Национальная толерантность трактуется как специфическая черта национального характера, духа народов, неотъемлемый элемент структуры менталитета, ориентирующий на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо фактор в межнациональных отношениях. Таким образом, межнациональная толерантность – это свойство личности, которое проявляется в терпимости к представителям другой национальности (этнической группы) с учетом ее менталитета, культуры, своеобразия самовыражения.
Методика воспитания культуры межнационального общения базируется на знании учителем особенностей детей, отношений между ними. При организации работы по воспитанию культуры межнационального общения педагогам необходимо знать и учитывать: а) индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; б) национальный состав коллектива учащихся; в) проблемы в отношениях между детьми, их причины; г) культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях. Изучив и проанализировав ситуацию, педагоги ведут поиск эффективных форм воспитания у школьников культуры межнационального общения, определяют конкретное содержание этой работы
Педагогу следует исходить из того, что культура межнациональных отношений является общечеловеческой ценностью и базируется на общечеловеческой нравственности. Ее основу составляют формирование гуманных отношений между людьми независимо от их национальности, воспитание уважения к культуре, искусству разных народов, к чужому языку. Эту работу можно проводить в учебное и внеурочное время, через всю систему отношений в коллективе класса, любого образовательного учреждения. Но патриотизм и интернационализм нельзя воспитывать на словах, путем призывов и лозунгов. Важно создавать организации, ведущей целью которых является гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей. Эти организации самостоятельно разрабатывают программы возрождения родного языка, изучения истории и культуры народа.
Эффективным средством воспитания может быть этнографический музей, созданный в результате совместной поисковой работы педагогов, обучающихся и родителей с целью воспитания памяти о нашем прошлом, нравственных ценностях, формирования представлений о быте, культуре, образе жизни своего народа, воспитания бережного отношения к предметам старины. Студенты не только собирают и изучают этнографический материал, знакомятся с историей, культурой и искусством народа, но и сами изготавливают копии предметов быта, шьют и демонстрируют модели национальной одежды, организуют народные гулянья и праздники, вовлекая в них и родителей.
©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Учебно-методическое пособие: Поведение школьников в общественном транспорте
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 315
ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СТАТЬЯ
«Поведение школьников в общественном транспорте»
Подготовила:
Воспитатель ГПД
Артемьева Н.Д.
Санкт-Петербург 2019
Поведение школьников в общественном транспорте
Поведение – это зеркало, в котором
каждый демонстрирует свой облик
И. Гете
Общественные места — это места большого скопления людей.
Известные нам общественные места — школа, транспорт, магазин, театр, кинотеатр.
Чтобы сохранить здоровье и обезопасить себя от окружающих, следует соблюдать правила поведения в общественных местах. Нашим девизом могут быть строки стихотворения:
Я по городу иду,
Я в беду не попаду,
Потому, что твердо знаю —
Правила я выполняю.
Что за правила такие?
Очень, в общем — то простые –
С ними будет жизнь прекрасна,
Весела и безопасна.
Многие ребята спрашивают, откуда вообще появились разные правила поведения? Никто этих правил из головы не выдумывал. Они создавались в народе постепенно, и возникли отнюдь не случайно.
Запомните правила поведения в транспорте.
Какие правила надо соблюдать в общественном транспорте?
— На остановке никогда нельзя стоять у кромки тротуара. Вас нечаянно могут толкнуть, и Вы окажетесь под колесами.
— Подходить для посадки к двери можно только после полной остановки транспорта.
— Не садитесь в транспорт в последний момент, Вас могут прищемить дверями. Может быть, Вы не успеете на этот автобус или трамвай, зато будете в безопасности.
— Посадка в транспорт требует внимания и осторожности.
— Перед посадкой в транспорт необходимо дождаться пока пассажиры выйдут из него, поэтому не надо стоять прямо у входа.
— В салон автобуса следует заходить спокойно в порядке очереди, никого не расталкивая.
— Если в транспорте нет или не достаточно места надо дождаться другого транспорта.
— Мужчина входит за женщиной, а при выходе – мужчина первым выходит, подавая женщине руку.
— Возле дверей лучше не стоять. Там Вас будут постоянно задевать те, кто выходит; а открывающаяся дверь могут и прищемить.
— Нельзя отвлекать водителя во время движения.
— Во время движения нужно сидеть, а если нет мест, то необходимо обязательно держаться за поручни. Иначе можно упасть и сильно удариться!
— При поездке в маршрутном такси стоять ЗАПРЕЩЕНО!
— В транспорте принято уступать места пассажирам с детьми, инвалидам, пожилым людям и беременным женщинам. (Если человек отказывается – не стоит настаивать, иногда люди не любят признавать себя слабыми.)
— Не допускать, чтобы дети высовывали руки, голову и другие части тела в открытые форточки транспортного средства. Объясните им, что это опасно.
— В общественном транспорте не стряхивают снег или капли дождя с одежды.
— Нельзя есть мороженое, пирожные или другие продукты, которые могут испачкать пассажиров или сидение.
— В транспорте не причесываются, не чистят ногти, не ковыряют в носу, зубах, ушах.
— Входя в транспорт, нужно снимать рюкзаки и сумки-ранцы, чтобы не задеть (иногда даже запачкать) людей.
— Находясь в транспорте, не следует громко смеяться и разговаривать, обсуждать свои проблемы, спорить во всеуслышание с друзьями. Громкий разговор считается дурным тоном. Непозволительно оскорблять людей, сделавших вам замечание.
— Неприлично заглядывать в читаемую другим пассажиром книгу или газету.
— Нельзя толкаться, наступать другим пассажирам на ноги, опираться на людей.
— Если Вы кого-то толкнули или наступили на ногу (даже если это произошло не по Вашей вине) следует обязательно извиниться.
— Ни в коем случае нельзя: покидать автобус, выпрыгивая на ходу.
— Нельзя стоять на ступеньках, мешая закрытию дверей.
Запомните!
— В вещах, оставленных в салоне, может оказаться взрывное устройство. Притрагиваться к ним нельзя ни в коем случае!
— Терроризм очень опасен для людей. Террористы очень жестоки и могут устроить взрыв в пассажирском транспорте. Если Вы заметили, что кто-то оставил под сиденьем сумку или коробку и вышел на остановке, немедленно сообщите об этом взрослым, кондуктору или водителю.
Чтобы не создавать угрозу своему здоровью и здоровью окружающих, в транспорте надо соблюдать общепринятые правила поведения.
Когда пассажир соблюдает правила – он в безопасности!
Ваше путешествие – короткое или дальнее, будет Вам лишь в радость.
Правила поведения в общественном транспорте. Культура пассажира :: BusinessMan.ru
Правила поведения в общественном транспорте крайне важны потому, что порой дорога на работу или домой может занимать и по 1 часу. В месяц это получается 40 ч. Довольно немало. То, как будет проведено это время, может коренным образом повлиять на наши нервные клетки. Так что лучше всего людям испытывать взаимное уважение и обезопасить друг друга от плохого настроения.
Главное – оставаться людьми
Правила поведения во всех видах общественного транспорта напрямую связаны с этикетом. Как бы ни хотелось это отрицать, но на генном уровне мы все – животные, только недавно по меркам планетарного развития вылезшие из джунглей. Однако человечество учится обуздывать свою дикую природу, поскольку интеллект подсказывает следствие тех или иных действий. Именно для этого и существуют правила. Пассажира в общественном транспорте подстерегает опасность стать жертвой чьего либо плохого настроения, нарваться на грубость или хамство. Можно с уверенностью сказать, что вам доводилось наблюдать за чьим-то скандалом, уходящим далеко за рамки логики, переходящим на личности и повышенные тона.
Не стоит забывать о том, что мы все-таки люди и должны действовать логично, соблюдать нормы приличий. Правила поведения в общественном транспорте как раз предписывают правильные модели того, как нужно себя вести, и обозначают те проявления, которые стоит оставить вне человеческого общества.
Многие даже пользуются случаем сорваться в автобусе. Небольшого толчка хватает, чтобы закатить скандал. Причиной взрыва может быть даже не это маленькое неудобство, а тот стресс, что накопился в вас до этого.
Всплески негатива
На незнакомого человека сорваться проще и последствий меньше, чем если бы вы высказали все, что думаете, начальству или родственникам. Так что в основном в троллейбусах и трамваях раздражение достигает своего пика и происходит взрыв.
Как правило, осадок на душе после этого не из приятных. Ощущается несправедливость по отношению к себе, нервы натягиваются до критического состояния.
В обязанности пассажиров входит корректное и адекватное поведение. Некоторым хочется самоутвердиться, поставив кого-то на место. Все знают, что нужно уступать место пожилым людям. Но и сами пассажиры преклонного возраста порой подходят к вопросу не совсем верно. Вместо того чтобы просто попросить молодого человека (который ничего не обязан юридически, и лишь моральные нормы способствуют доброму делу) встать, начинают звучать фразы о наглости молодежи, оскорбления.
Это тоже в своем роде неудовлетворенная потребность в уважении и желание утвердиться за чужой счет. Быть может, юноша бы и ничего против не имел и встал бы с лёгкостью, но когда просьба превращается в упрек и поучения жизни, тут уже ни у кого терпения не хватает. Правила безопасного поведения в общественном транспорте сводятся к положениям, которые мы разберем в следующих разделах статьи.
Уважение к старшим
Поговорим о том, как необходимо себя вести по отношению к людям, которые нуждаются в помощи. Когда вы заходите в транспортное средство, следует дать пожилым людям пройти первыми. Тому же принципу нужно уделить внимание, когда рядом дети, женщины и инвалиды. Первыми обычно выходят из транспорта, а потом уже заходят новые люди. Пассажиры в общественном транспорте, особенно это касается молодых парней, также должны помогать пожилым людям, беременным женщинам и молодым матерям.
Уступайте место
Правила поведения в общественном транспорте предусматривают то, что пожилые люди, женщины, дети и инвалиды имеют первоочередное право на сидячие места. Разумеется, это не прописано ни в одном из законов, но считается правильным с моральной точки зрения.
Не вставайте резко, пусть человек поймет ваши намерения. Пригласите его присесть. Если место уступают вам, обязательно поблагодарите человека, поскольку он совершает доброе дело и проявляет хорошее к вам отношение. Очень важно не только отстаивать права пассажиров, но и помнить о своем моральном долге перед теми, кто оказывает любезность вам.
Водитель, который не уехал, видя, как вы бежите к маршрутке, тоже заслуживает благодарности. Хватит простого человеческого «Спасибо», чтобы он понял, как вы признательны, и в будущем наверняка поступит также. Ведь, не получая благодарности, человек начнет терять интерес к добрым делам.
Умейте вежливо просить
Правила поведения в общественном транспорте для школьников заостряют внимание на том, что нужно уступать место женщинам, пожилым людям и инвалидам. Если подростки этого не делают, не нужно разводить дискуссии на тему их безответственности, плохого воспитания, изъянов подрастающего поколения и прочего.
Достаточно просто попросить школьника уступить место. Как правило, ребята не противятся, мысля по принципу «Попросят – встану, не будут просить – посижу». Так что ждать инициативы от того, кому она не выгодна, несколько самонадеянно. Однако ничто не мешает вам самим ее проявить.
Находясь под пристальными взглядами людей в автобусе, ребенок вряд ли будет задираться и бороться до первой крови за свое место, он спокойно встанет. Городской транспорт не то место, где хотят полюбоваться на ваши негативные эмоции. За этим лучше сходить в кабинет психолога. Другие люди тоже устают, у них свои проблемы. Весьма вероятно, что в ответ на ваш негатив последуют реки отрицательных эмоций со всех сторон, в которых вы просто захлебнетесь. Так что подумайте несколько раз перед тем, как пробить эту дамбу и дать ее водам смыть все живое на своем пути.
Возможно, плохие манеры проявляет кто-то из окружающих. Не стоит облачаться в карателя и учить его жизни либо вовсе настигать физической расправой. Таким образом вы уйдете не очень далеко от него в развитии.
Еда подождет
Правила поведения в общественном транспорте запрещают проведение трапезы в движущемся средстве передвижения. Если водитель резко затормозит, комок пищи может попасть не в то горло и вы пожалеете о том, что не дотерпели до дома с перекусом.
Также это негигиенично. Рассыпаются крошки как на вашу одежду, так и на окружающих.
Отдельная тема – это наведение марафета в автобусе или маршрутке. Только диву даешься, как дамы научились красить глаза и не попадать в них кисточкой на крутых поворотах. Затея довольно рискованная, сколь велика ни была бы сноровка, так что с этим тоже лучше повременить до остановки.
Оставайтесь спокойны
Обязанности пассажиров включают мирное и спокойное поведение. Если кто-то из едущих рядом с этим не согласен и решил затеять словесную дуэль на глазах у всего автобуса, не кидайтесь в огонь схватки, ведь, возможно, он переключится на вас.
Споры возникают либо с водителем, либо между старыми и молодыми пассажирами. Обычно в транспорте находится один или несколько голосов разума, который без лишних эмоций говорит: «Господа, ваше поведение нелогично. Если у вас есть нерешенные вопросы, займитесь ими на остановке». Именно такая безэмоциональная подача, за которую крайне тяжело зацепиться для нового скандала, заставляет спорящих угомониться и умолкнуть. Этим человеком можете стать именно вы.
Уважайте чужое личное пространство
Городской транспорт открыт для самых разных людей. Молодых и пожилых, стройных и полных. Вот с последними у окружающих периодически появляются разногласия. Мужчины любят широко расставлять ноги таким образом, что выходят далеко за границы своего места, мешая окружающим. Некоторые не проходят в середину салона и стоят у дверей, отчего другие не могут пройти. На замечания обычно следует ответ: «Не трамвай – объедешь». Это тоже, как вы понимаете, не очень-то вежливо.
Нужно быть компактнее
Перевозка пассажиров и багажа предписывает такое поведение, которое не будет мешать окружающим. То есть при наличии поклажи стоит обеспечить ее компактность. Когда вы стоите, сумки стоит снимать и опускать вниз. Это не только освободит место, но еще и убережет вас от карманников. То же касается рюкзака, чтобы не задевать других людей. Дайте другим пройти, когда им это требуется.
В том случае, если скоро ваша остановка, позаботьтесь заранее о том, чтобы быть поближе к двери. Будет крайне неудобно делать это в последний момент. Если вы встретились с некоторым осложнением в виде стоящих впереди людей, вежливо попросите их позволить вам пройти.
Меньше слов
При осуществлении звонка по телефону не нужно ставить всю маршрутку в известность о том, что происходит в вашей жизни. Возможен случай, когда вы видите в салоне своего друга. Тоже не стоит перекрикиваться с ним через весь автобус. Не мешайте остальным пассажирам. Громкие крики могут сделать их поездку не комфортной. Не стоит обсуждать личных тем, сидя в троллейбусе или трамвае. Вы ведь не хотите, чтобы о них знал весь город.
Если вы ездите на работу или учебу в то же время, что и подавляющая часть населения, вам придется пройти через все неудобства часа пик. Но если есть возможность выбрать время, лучше подождите час или два и езжайте тогда, когда путешествие будет более спокойным и комфортным.
Если транспортное средство забито и у вас нет возможности пройти в глубь салона, а люди производят выход и посадку на каждой остановке, выходите наружу, чтобы позволить этому произойти. Затем заходите обратно.
Отвлекитесь
Можете заниматься чтением газет и книг таким образом, чтобы это никому не мешало. Хотя тоже стоит подумать, ведь такой способ себя развлечь во время поездки вредит зрению. Можете использовать свой смартфон или «читалку». Многих спасают аудиокниги, тогда глаза не страдают вовсе.
Иной раз молодежь играет в “спящую красавицу”, пытаясь обезопасить себя таким образом от просьбы уступить место. Если вам требуется сиденье, не стесняйтесь и будите такого человека, ничего страшного с ним не произойдет. Не нужно бояться попросить о помощи. Несмотря на нервную обстановку, в транспорте по-прежнему много нормальных, адекватных людей. В случае нужды они помогут вам. Так дайте же окружающим знать о необходимости помощи.
Все вышеперечисленное касается и метро. При пользовании эскалатором стойте справа. Находитесь на достаточном расстоянии от перрона.
Придерживаясь этих несложных правил, вы сохраните хорошее настроение как себе, так и окружающим. Порой в жизни приходится испытывать неудобства. Но как раз то, насколько хорошо вы к ним приспосабливаетесь и переносите, характеризует вас как человека. Так будьте же людьми.
Материал (5 класс) по теме: ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
(расскажите об этом детям).
- При входе в городской транспорт не расталкивай всех локтями, пропускай женщин, пожилых людей и девочек (если ты мальчик) вперед, помоги им подняться в салон.
- Не останавливайся у входа (если ты не выходишь на следующей остановке), а пройди в середину салона.
- Воспитанный человек уступает место пожилым людям, малышам, женщинам с тяжелыми сумками.
- В общественном транспорте не стряхивают снег или капли дождя с одежды, не едят, не входят с мороженым в руках и, конечно, не курят.
- В салоне не причесываются, не чистят ногти, не ковыряют в носу, зубах, ушах…
- Газету читают в сложенном виде, не разворачивая; не заглядывают в книгу или газету соседа. А глазки скажут тебе «спасибо!», если ты вообще откажешься от привычки читать во время движения.
- Не разглядывай в упор пассажиров, не опирайся на них всем телом.
- Входя в транспорт, нужно снимать рюкзаки и сумки-ранцы, чтобы не задеть (иногда даже запачкать) людей.
- Если тебе трудно держать торт или цветы, когда ты едешь стоя, можно вежливо попросить сидящих подержать их.
- Находясь в салоне, не следует громко смеяться и разговаривать, обсуждать свои проблемы, спорить во всеуслышание с друзьями. Тем более непозволительно оскорблять людей, сделавших вам замечание.
- Родители должны следить за тем, чтобы дети не пачкали ногами одежду окружающих и сиденья.
- Не занимай места для пассажиров багажом или пакетами, крупные вещи лучше перевозить не в часы пик. А громоздкие острые предметы (например, лыжи) перевозят хорошо упакованными.
- Хозяевам животных: кошек, птиц, мелких грызунов желательно перевозить в специальных клетках; собак — обязательно в наморднике.
- К выходу надо готовиться заранее (особенно, если много пассажиров). Спрашивай у стоящих впереди: «Вы выходите на следующей остановке?» Не оттесняй, молча людей прокладывая себе дорогу, а, извиняясь, попроси разрешения тебе пройти.
- Если женщина (девушка) едет с мужчиной (молодым человеком), то он первый проходит к выходу и первым выходит, помогая сойти спутнице.
В любом виде транспорта будь внимательным и предупредительным такие слова, как «Будьте добры», «Благодарю Вас» придадут тебе уверенность в любой ситуации и создадут у окружающих мнение о тебе как о человеке воспитанном и доброжелательном.
этикет для детей и других пассажиров в поезде дальнего следования, как вести себя в машине
Вопрос о том, какими должны быть правила поведения в общественном транспорте, к сожалению, задает себе далеко не каждый. Отправляясь в дальнюю поездку, например на поезде, или устраивая грандиозный выезд детей на классную экскурсию, большинство людей не задумывается о том, что существуют специально разработанные правила поведения при пользовании различными видами транспорта.
Особенности
Согласно правилам дорожного движения транспортное средство – источник повышенной опасности. Школьный автобус, электропоезд или просто легковой автомобиль, помимо комфорта и удобства во время перемещения из точки А в точку Б, в любой момент могут попасть в аварийную ситуацию или создать ее другим участникам движения. При этом часто причиной возникновения нештатной ситуации являются сами пассажиры, а точнее, их поведение. И неважно, что перед нами – 20-местная маршрутка или ж/д состав из десяти вагонов.
Все мы с детства помним таблички с надписями «Не стойте у края платформы», «Разговаривать с водителем во время движения запрещается», «Стойте справа, проходите слева» и тому подобные. В детском возрасте такие надписи воспринимаются как нечто скучное, нудное и совсем необязательное к исполнению, особенно, если взрослые не видят. Можно прокатиться на подножке трамвая, сходу заскочить в отъезжающий поезд или перебежать дорогу прямо перед идущим потоком машин. И ведь ничего же не будет, сто раз так делали. На сто первый раз, к сожалению, могут наступить необратимые последствия.
Человеческий фактор, пожалуй, одна из наиболее распространенных причин возникновения нештатных ситуаций на общественном транспорте.
Поведение пассажиров может и, к сожалению, часто провоцирует различные аварии, в том числе – с жертвами. Нередко в таких случаях причинами, толкнувшими пассажиров на грубое нарушение правил пользования общественным транспортом, является элементарное незнание этих правил либо пренебрежение ими.
Печально известные «зацеперы» вызывают, помимо осуждения, сострадание и даже понимание: молодежь пытается обратить на себя внимание, что вполне объяснимо, особенно в условиях дефицита внимания со стороны взрослых. Однако машинистам электропоездов и обходчикам путей трудно понять и простить экзальтированных подростков.
В нашей стране история правил поведения в общественном транспорте начинается еще в позапрошлом, девятнадцатом веке, являясь одной из важнейших составляющих общественной безопасности. Современные транспортные средства, предназначенные для удобного и быстрого перемещения в пространстве, требуют соблюдения простых и в то же время обязательных к исполнению правил.
Только следование этим правилам может в значительной степени гарантировать безопасность жизнедеятельности на общественном транспорте.
Основные правила
Перечислять правила пользования, например, метрополитеном или фуникулером (это тоже вид общественного транспорта) не имеет смысла, тем более незачем знать все вышеозначенные правила наизусть. Однако следование основным нормам поведения в общественном транспорте позволит не только избежать неприятных, в том числе экстремальных ситуаций, но и вести себя вежливо по отношению к окружающим.
Ниже перечислены основные рекомендации к поведению пассажиров общественного транспорта:
- Будьте внимательны. Пассажиров общественного транспорта лучше всего характеризует понятие «броуновское движение», особенно это касается метрополитена. Следование информационным табличкам, а также выполнение указаний сотрудников транспорта не являются чьей-то прихотью, но позволяют обеспечивать правильную логистику и должные меры безопасности. Внимательным нужно быть не только, когда вы едете за рулем собственной машины: даже в спального вагоне поезда дальнего следования могут возникнуть различные непредвиденные ситуации. Всегда нужно помнить: общественный транспорт является источником повышенной опасности.
- Будьте вежливы. Культура транспортного поведения – не миф, а реальность, с которой мы сталкиваемся каждый день. Взаимная вежливость и терпеливое отношение к окружающим позволяет избежать многих неприятных ситуаций и значительно облегчает работу служащих и работников транспорта, в первую очередь сотрудников правоохранительных органов. Общественный транспорт потому так и называется, что принадлежит всем одинаково, а не лично вам и только на том основании, что вы заплатили за проезд.
- Следуйте элементарной логике. В подъехавшем к остановке трамвае открылись двери, и народ радостно повалил внутрь, пихаясь и толкаясь, словно это последний трамвай в ближайшие несколько дней. Правило лифта (тоже, кстати, вид пассажирского транспорта) работает везде, где есть двери: сначала выходят, потом заходят. Если в вагоне метро или салоне наземного транспорта нет места, не следует впихиваться, создавая неудобства себе и окружающим, а просто подождать следующий транспорт.
- В авиационном секторе пассажирских перевозок правила значительно жестче, чем в остальных. И это нормально. Пользуясь самолетом или вертолетом, следует быть особенно внимательными, с пониманием относиться к работе пилотов и других работников авиатранспорта. А соблюдать правила поведения во время полета и при нахождении в аэропорте – неукоснительно и также с пониманием.
Этикет в зарубежных странах
Вопреки распространенному до сих пор стереотипу «у них там все замечательно, а у нас тут все ужасно», правила поведения в общественном транспорте в европейских странах не сильно отличаются от российских. В самой Европе существует значительная разница в поведении в общественном транспорте различных стран. Скажем, в Италии или во Франции молодежь может позволить себе спокойно шуметь в общественном транспорте, не переходя при этом известной черты дозволенного, а в северных европейских странах поведение пассажиров можно назвать более сдержанным или даже флегматичным.
Основное отличие европейских пассажиров от наших, отечественных заключается, как это ни тривиально, в более ответственном отношении к правилам поведения в общественном транспорте.
Во всех видах муниципального и частного пассажирского транспорта можно увидеть памятки пассажирам; правда, далеко не всегда эти памятки дублируются на английском языке, даже если дело происходит в историческом центре крупного европейского города.
Общие нормы поведения в городском транспорте, как уже говорилось, во многом схожи с нашими, а существующие различия можно кратко свести к следующим пунктам:
- европейцы «в среднем по больнице» более тщательно следуют правилам и предписаниям;
- в европейском городе вам чаще всего не будут настойчиво предлагать помощь или громко высказывать недовольство вашим невежеством или незнанием правил;
- европейцы в целом относятся к иностранцам более снисходительно, в частности, это проявляется в том, что вам, скорее всего, подробно объяснят, как лучше попасть в нужное вам место.
В европейских странах гораздо серьезнее относятся к контролю за автомобильными перевозками, в том числе пассажирскими. В поездках на метро или троллейбусе, пригородном поезде и тем более на авиатранспорте осуществляется серьезный контроль как оплаты проезда и провоза багажа, так и соблюдения мер безопасности. Конечно, невозможно предугадать возникновение ЧС на сто процентов, но профилактике происшествий на транспорте в Европе уделяется внимания ничуть не меньше, чем в нашей стране.
И лучше пять раз переспросить и уточнить, правильно ли вы поступаете, чем впоследствии попасть в неприятную ситуацию.
О том, как правильно вести себя в общественном транспорте, смотрите в видеоролике ниже.