Правила как себя вести в театре – памятка для детей, как правильно вести себя, нормы театрального и музыкального этикета, культура и этика

Нужно знать! Театральный этикет — Правильное поведение в театре: культура и традиции

В Санкт-Петербурге — самые замечательные и знаменитые театры, в которых можно душевно провести время и получить истинное вдохновение. Театр всегда называли храмом искусства. А пойдём мы в него, будучи одетым в чём попало, и будем ли мы там устанавливать свои порядки, т.е. вести себя так, как нам хочется? Ведь «со своим уставом в чужой монастырь не ходят».

Так дело обстоит и с театром. Не нужно путать поход в театр с вылазкой на природу, — это не тот поход на полянку для жарки шашлыков или в лес по грибы, джинсы не подойдут. И, конечно же, пойти в театр не означает посетить кинотеатр, куда можно идти с вёдрами попкорна.

Визит в театр должен стать — праздником, и несмотря на эклектичность нашего времени, в театре незабвенно и неизменно царит классика. Актёры дарят своим зрителям свои лучшие порывы и воодушевление, вкладывая частички своих сердец и душ в каждую постановку.

И разве зритель имеет право быть неблагодарным? Если не соблюдать этикет, прийти в коже и кроссах, и вести себя в театре так, как душа просит, типа, эх, королевства маловато — разгуляться ей негде, то никакие высокопарные словесные почести, «Браво» и «Бис» не принесут артисту абсолютно никакой радости. После такого даже самые дорогие горы цветов и подарков не нужны артисту, который однозначно скажет: «Не верю».

Ничего не сможет так скрасить встречу и сблизить зрителя с актёром как взаимное уважение и понимание, а главное, — любовь к Его величеству — Театру. При соблюдении этикета создаётся особо трепетная атмосфера в театре, где сверху витают Музы, воодушевляя каждого артиста и преподнося в дар каждому зрителю — истинное наслаждение.

А чтобы произошло это великое театральное таинство, потребуется всего-навсего соблюдение некоторых несложных правил. Показать свою культуру и чтить традиции театрального Петербурга, который известен испокон веков своей высокой духовностью и богатейшим культурным наследием, это уж в городе на Неве сами высшие силы велят. Итак, вперёд, изучаем этикет и нас ждёт — восхитительный поход в Театр!

«Театр начинается с вешалки»

Эта фраза так же, как и упомянутая выше: «Не верю!» принадлежит великому русскому театра

Правила поведения в обществе: в театре, музее, на приеме, красной дорожке

1. ТЕАТР

Оденьтесь подобающе

То есть праздничней, чем в офис, но не слишком вычурно. Цилиндр, жабо и трость оставьте для более торжественного события – свадьбы бывшей жены, похорон тещи или Дня ВДВ. Темный костюм, белая рубашка, галстук и чистая обувь – лучшая униформа театрала. Ну и пальто с петелькой – как символ заботы о гардеробщике на случай, если закончатся вешалки. И не крутите потом номерок на пальце. При отсутствии навыков сочинского таксиста-виртуоза вы обязательно его выроните. Или еще хуже – в кого-нибудь им запустите.

2

Будьте осторожнее с парфюмом

От приятного аромата до невыносимой вони один пшик. Какой бы селективной ни была ваша парфюмерия, пара неуклюжих движений – и от вас уже не элегантно пахнет сандалом, а разит освежителем воздуха с истекшим сроком годности тропиков. Не пользуйтесь туалетной водой сразу перед входом в зал, чтобы не истязать обоняние пары десятков приличных дам и господ, к их несчастью рассевшихся неподалеку от вас.

3

Проходите на свое место лицом к сидящим

Если вы пришли с дамой, оттаптыв­ать ноги усевшимся заранее более расторопным театралам вам следует первым. В идеале, конечно, лучше вообще не опаздывать. Хотя и здесь есть исключение: если у вас ложа, можете спокойно доесть свой бутерброд с красной рыбой и вой­ти после того, как в зале погаснет свет. В конце концов, кто вам это запретит?

4

Уберите технику

Отключите смартфон, планшет, пейджер, тонометр, переведите кардиостимулятор в беззвучный режим и обезвредьте все, что может жужжать, пиликать и светиться. Каждый знает, что неприлично писать сообщения и тем более разговаривать по телефону во время спектак­ля. Но почему-то этот каждый считает­, что как раз ему именно сейчас важнее всего ответить на звонок – прямо посреди сцены оргии, когда актеры максимально обнажают свой талант. В средневековом театре за такое бы отрубали головы вместе с бабочкой. Пусть вопрос жизни и смерти подождет до антракта.

5

Вручайте цветы­ и подарки лично

Бросить букет так, чтобы он четко попал в руки нужному человеку, – не важно, благодарите вы кого-то из артистов или восхищены трудом рабочего сцены, – почти невозможно без подготовки. Вряд ли вы заряжаете розы с пяти метров при встрече с девушкой. Так же и в театре лучше не надеяться на садово-парковую аэродинамику. Рассчитайте силы и задайте правильную траекторию.

6

Ведите себя спокойно

Джентльмен всегда усидчив и собран. Не суетитесь, не обмахивайтесь программкой, не устраивайте битву за подлокотники на двух флангах сразу, не расставляйте широко ноги – пусть даже между ними удобно встраивается бутылка с шампанским, припасенная для батальной сцены. Старайтесь не рассматривать людей в бинокль. Особенно в офицерский (зачем вы его вообще взяли с собой?). И заранее договоритесь со спутницей, чтобы она перевернула вас на другой бок, когда вы начнете храпеть. Кстати, ваш подлокотник – только правый.

7. МУЗЕЙ

Не перебивайте экскурсовода

Даже если вы поминутно знаете, как и куда художник накладывал мазок. Даже если вы когда-то окончили курсы по истории искусств при ТЮЗе. Даже если с закрытыми глазами и с кляпом во рту сможете провести экскурсию по всем этажам музея, включая подсобки. И даже если вы самый умный и образованный человек по версии издания «Красивые люди». Экскурсовод и без вас запнется и все напутает. А если вы далеки от искусства так же, как Петросян от Степаненко, не кричите на весь зал: «Что за мазня! Да мой сын рисует лучше!» Особенно если у вас дочь.

8

Следите за детьми

Лучший детский утренник – тот, который не состоялся. Худшее событие для взрослых – то, на которое приходится идти с ребенком. Если человеку меньше шестнадцати лет, он источник повышенной опасности и потенциальный организатор непредсказуемой белиберды. Будьте бдительны, старайтесь его увлечь. Если не найдете специального аниматора, контролируйте его активность, чтобы он ничего не разбил. Ни себе, ни окружающим.

9

Узнайте про выставку, на которую идете

Так вам будет проще ничего не понять. Ведь именно для этого и проходят биеннале словацкого молодежного искусства. В помещении лучше не пинайте мусор, разваленный посреди зала, где проходит выставка современного арта. Это, скорее всего, экспонат. И символизирует эта композиция не что иное, как целостность объединения авторов, которая результировалась в ансамбль, инновативный не только своей формой, но в первую очередь способом организации работы креативной команды.

10. КРАСНАЯ ДОРОЖКА

Подбирайте­ спутницу по росту и габаритам

Так устроено природой, что спутник не может быть больше планеты. Как и спутница. Иначе на фотографиях в светской хронике вы будете смотреться попрос­ту комично. Ведь даже если вы не актер, не продюсер и не светский бездельник, есть шанс, что вас сниму­т.

11

Следите за собой

И за тем, чтобы ничего не торчало и не оголялось. Конечно, нагое коленце выкидывают по большей части женщины, но и у мужчин молния на брюках может разверзнуться в самый неподходящий момент. Одежда должна быть подобрана заранее и протестирована в условиях, приближенных к боевым.

12

Снимите темны­е очки и выбросьте­ папиросу

Не пытайтесь быть брутальнее, чем вы есть. Выньте руки из карманов. Они были зашиты специально для того, чтобы в них ничего не проникало. И в эти три с половиной минуты не прикасайтесь к смартфону – пролайкаете фото позже в более привычной обстановке (из уборной).

13

Будьте уверены в себе

Если вы не Егор Крид и даже не Ольга Бузова, появление на красной, зеленой, белой или какой бы то ни было дорожке – это сильный стресс. Особенно если вы окажетесь на ней вместе с Кридом и Бузовой. Держитесь спокойно и старайтесь, чтобы ваши эмоции были максимально естественными. Насколько это возможно, конечно. Уронить мыло в тюремном душе не так досадно, как лицо – на глазах у толпы. И держите себя в руках, даже если что-то пошло не так. Не толкайтесь, не хамите, не ругайтесь матом на мужчин, не отпускайте сальные комплименты дамам.

14. ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ

Следуйте элементарным правилам этикета

Чтобы восстановить их в памяти – перечитайте GQ. Не зря же лучшие редакторские умы все это время и по сей день (а сегодня уже среда) старались сделать вашу жизнь приличнее и увлекательнее. Для начала хорошо бы поздороваться с хозяином приема. Ну и не забывайте о том, что ковырять в ухе нужно десертной ложкой, а вытирать рот – только краем скатерти.

15

Будьте осторожны с алкоголем

Пронырливые и ловкие официанты постоянно будут наполнять ваш бокал. Это грозит тем, что рано или поздно платок, торчащий из кармана вашего пиджака, обмякнет сильнее, чем следовало, – а вашу свежесть с трудом можно будет назвать первой. Старайтесь сохранять рассудок, облик и тугой узел на галстуке как можно дольше. Не стесняйтесь есть и старайтесь не мешать вино с абсентом. Странно, что он вообще здесь оказался.

16

Не будьте навязчивы

Не погружайтесь в подробности истории о том, как вы закалывали порося, не цитируйте великих полководцев, не умничайте и шутите только в том случае, если уверены, что будет смешно. Не обсуждайте работу и важные дела, не пытайтесь решить свои проблемы или предлагать себя в качестве помощника. Не пускайтесь в рассуждения о политике, религии и тонкостях гастроскопии во время ретроградного Меркурия. В любом светском разговоре важна релевантность. Это вроде тоже кто-то из великих сказал.

17

Не нагнетайте

Слишком много людей, слишком долго не начинается официальная часть, слишком затянута официальная часть, слишком теплый абсент… Да откуда он здесь?! В общем, не стоит жаловаться и делать такой вид, будто вас заставили прий­ти. Банкет – дело тонкое. Где-то нужно подождать, где-то потерпеть. Не набирайте у бара по несколько бокалов сразу: официантка с Октоберфеста сейчас не ваша ролевая модель.

18

Умейте ждать

На больших приемах блюда могут не выносить по сорок минут. Имейте это в виду и не ждите пощады в виде гастрономических субсидий на время ожидания, присев за стол. Съели закуску – пейте, общайтесь, ждите. Оказались за столом первым – не налегайте сразу на закуски и не наваливайте остатки про запас во внутренний карман пиджака. Находиться за столом – это большое искусство преодоления. Как заставить себя беседовать с незнакомыми соседями по скатерти? Как пересилить желание выложить на нее смартфон и постоянно в нем что-то свайпить, тэпить и тачить? Как удержаться от слишком частых перекуров? Решение каждой из этих проблем давно подробно описано в научно-фантастическом романе-антиуто­пии «Никак». Но джентльмен остается джентльменом даже в неравном бою с холодцом под белое сухое.

19

Обращайте внимание на дресс-код

Чем строже правила, тем интереснее их интерпретировать. Сочетать спортивные брюки с фрачным пиджаком не стоит, но можно немного поэкспериментировать. Однако, чтобы позволить себе хотя бы легкое отступление от дресс-кода, нужно для начала как минимум научиться отличать black tie от black star. Первое – это когда нужен смокинг, второе – когда можно без смокинга, но бороду, будь добр, подбери нужной расцветки.

20

Уходите вовремя

Не будьте залежавшимся товаром на прилавке праздности. ­Засидеться – гораздо хуже, чем явиться позже назначенного. Мир не жалует открытых и доступных. И еще менее щадит подгулявших и не знающих меры. Цените себя и свое время. О, красное вино еще осталось?!

Вероятно, вам также будет интересно:

20 правил выживания в первый год брака

19 правил поведения за рулем

19 правил поведения при встрече с законом

Фото: Иллюстрации: Mitt Roshin

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.

Правила этикета при посещении театра

Если вы собрались в театр, то, прежде всего, подумайте об одежде. Одежда, предназначенная для похода в театр, должна отличаться от повседневной, а, кроме того, если вы собираетесь в театр с мужчиной, то желательно заранее согласовать форму одежды, чтобы гармонично дополнять друг друга.

Перед тем как отправиться в театр, не следует употреблять чеснок: этот запах неистребим. Вообще, сильных запахов следует избегать, потому что резкий и сильный запах даже очень дорогих и хороших, с вашей точки зрения, духов может вызвать у соседей в лучшем случае головокружение, а в худшем — приступ у соседа-астматика. А представьте, что будет, если в замкнутом пространстве зала смешаются десятки ароматов? Поэтому духами нужно пользоваться в меру.

В будний день, если вы знаете, что вам не представится возможность съездить домой и переодеться перед спектаклем, на работу следует отправляться чуть более празднично одетыми. Женщины могут преобразить свой деловой костюм и сделать его более нарядным, дополнив всевозможными аксессуарами. Мужчинам достаточно надеть темный костюм, светлую рубашку и галстук.

Особенно нарядной должна быть одежда, если вы идете на вечерний спектакль по особому приглашению. В таком случае дамам положено надевать вечерние туалеты, а кавалерам — смокинги.

В театр нужно приходить заранее, чтобы успеть раздеться, сдать верхнюю одежду в гардероб, окинуть себя взглядом у зеркала или, если требуется что-то поправить, привести себя в порядок в туалетной комнате.

Правила хорошего тона разрешают женщине приглашать мужчину в театр, но в любом случае билеты и номерки всегда должны быть у мужчины.

Первой в театр входит женщина, причем мужчина открывает перед ней дверь. Мужчина (или приглашающий, если в театр идет целая компания) держит билеты в руке с тем, чтобы предъявить их контролеру, и пропускает приглашенных в фойе перед собой.

Войдя в фойе, мужчины снимают головные уборы, а при выходе надевают их только в дверях. В гардеробе мужчина помогает спутнице снять пальто, плащ, и только потом раздевается сам. Сдав верхнюю одежду в гардероб, номерки мужчина оставляет у себя. Номерок кладет в карман, чтобы не уронить его и не потерять.

Мужчинам не следует разглядывать свою спутницу в тот момент, когда она приводит себя в порядок перед зеркалом. Дамам перед спектаклем не следует освежать свои духи. Бестактно разглядывать себя в зеркалах, прогуливаясь по фойе театра во время антракта, а также заниматься своим туалетом в зрительном зале.

Предлагать даме сладости и прохладительные напитки входит в обязанности кавалера. Однако едят и пьют в буфете, а не в фойе.

Также перед спектаклем мужчина должен купить даме программу. При этом не нужно уточнять, нужна она ей или нет. И программа, и бинокль у каждого должны быть свои, чтобы не мешать соседу, одалживая все это у него.

В партере, амфитеатре, бельэтаже нужно занимать свои места не, позже третьего звонка. Если ваши места в середине ряда, то нужно сесть заранее, чтобы потом не беспокоить уже сидящих с края. Если ваши места расположены с края, то, можно чуть-чуть задержаться, чтобы потом не вставать много раз, пропуская сидящих в середине.

В зрительный зал мужчина входит первым. Показав билеты капельдинеру, он пропускает женщину, которая идет к своему месту первой. Если же служащий театра не провожает зрителей к местам, кавалер идет чуть впереди, показывая дорогу. К своему месту нужно проходить лицом к сидящим и просить извинения за беспокойство. Но так принято только в европейских странах, в американских театрах принято проходить вдоль ряда лицом к сцене.

Если проход между рядами достаточно широк, то сидящему вставать не обязательно. Если же проход узкий, вежливость предписывает встать и пропустить проходящего.

Мужчина помогает сесть даме, опуская сиденье кресла, затем садится сам. Усаживаясь, дама может лишь слегка придержать свое платье. Поднимать его, заворачивать недопустимо, поэтому разумнее надевать в театр туалеты из немнущихся тканей.

Если в театр пришли две пары, то первым по ряду идет мужчина, за ним — женщины, замыкает шествие второй мужчина. Так и садятся: женщины посередине, мужчины — по краям, причем обычно женщины рассаживаются так, чтобы не сидеть рядом со своими спутниками.

Если театр посещает более многочисленное общество, то первым между рядами проходит мужчина, а за ним — женщины и мужчины через одного, последним проходит также мужчина. Таким образом, женщины не рискуют оказаться рядом с незнакомыми людьми. Если вы пригласили друзей в театр, то о порядке рассадки можно договориться заранее. На боковые места, расположенные рядом с проходом, садится мужчина.

В европейских театрах принято, чтобы дама располагалась справа от кавалера. Но если место дамы оказывается у прохода и ее могут задеть или толкнуть, если с ее места хуже видна сцена, если перед дамой широкая спина или пышная прическа другого зрителя, — кавалер обязан предложить даме свое, более удобное место. Право дамы выбирать: принять его любезное предложение или, поблагодарив, вежливо отказаться. И. в том, и в другом случае она не нарушает правил приличия.

Опаздывать в театр неприлично. В ложу можно входить, когда гаснет свет. В ложах передние места предоставляются дамам. Мужчина никогда не должен допускать, чтобы дама, даже незнакомая, сидела в ложе позади него. Если дамы входят в ложу, где мужчина занимает переднее место, он должен предложить свое место одной из них.

В случае отказа со стороны женщины, он должен настоятельно просить ее об этом. Если она отвечает отказом вторично, то настаивать больше не следует. Если же дама приняла это любезное предложение, то она должна расположиться так, чтобы дать возможность сидящим во втором ряду мужчинам видеть сцену.

Женщина, если ее туалет дополняет шляпа, должна спросить сидящих сзади, не мешает ли им ее головной убор. Если в ответ услышит: «Да, немного», головной убор следует снять. Если она забыла спросить об этом, вполне допустимо сидящему за ней зрителю вежливо попросить снять шляпу. Такую просьбу выполнять нужно безоговорочно. Когда женщина снимает головной убор, сидящий позади благодарит. Еще больше неудобств доставляют иногда дамские прически — бывает, из-за них не видно сцены. Поэтому, собираясь в театр, женщине нужно и учитывать этот момент.

На чужое место не принято садиться, так как, во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которые вынуждены будут выяснять с вами отношения, во-вторых, вам самим будет неловко, когда вас, на глазах всего зала, будут «прогонять».

Если же вы сами обнаружили, что ваши места заняты — предъявите свои билеты и учтиво попросите освободить ваши места. Если же произошла ошибка и на одно место были выписаны два билета, то обращаются к капельдинеру или другому служащему театра, который обязан решить эту проблему.

Если вы встретили в театре знакомого и захотели сесть вместе, можно предложить своему ближайшему соседу поменяться местами, но только на равноценное или лучшее место. Если ваши места менее выгодные, обращаться с такой просьбой нельзя.

Увидев издали знакомого, неприлично привлекать его внимание размахиванием рук и криками. Принято обмениваться поклонами. Рукопожатием не обмениваются, чтобы не беспокоить зрителей. Разговоров и выкриков при этом также не допускается. Все делают в полтона и не через головы сидящих. Если к даме подходит знакомый — она не обязана знакомить его со спутником. Мужчины просто обмениваются поклонами.

Если знакомый подходит к мужчине, то он должен встать. Обмен приветствиями не обязывает представлять гостя своей спутнице. При более длительной беседе учтивость обязывает это сделать.

Не принято входить в зрительный зал до окончания первого акта. В Европе после первого акта в партер не пускают. Если вы все-таки вошли, то можно сесть только на крайние места, если они свободны. Можно просто стоять у входа до конца акта, если при этом вы никому не мешаете. Пробираться на свои места в середине действия недопустимо.

Служащие театра в этом случае обычно отправляют опоздавших на балкон, где сесть можно только на свободные крайние места. Если в числе опоздавших есть дама, мужчине, сидящему недалеко от входа, следует уступить женщине свое место, но только, если это не потревожит окружающих.

Во время действия нельзя мешать окружающим, громко разговаривать. Нельзя высказывать свои замечания вслух во время действия, ни к кому конкретно не обращаясь. Смех, аплодисменты уместны, как реакция на смешные реплики или ситуации в комедийных спектаклях.

Недопустимо подпевать исполнителям или оркестру, отбивать такт ногами, барабанить пальцами или дирижировать. Не принято во время спектакля вслух обсуждать недостатки чужого поведения. Если кто — то мешает вам своими разговорами или действиями, можно попросить вести себя потише. Делать замечания или отчитывать — не стоит.

Сидеть в театре принято прямо, спокойно и не менять позу каждые пять минут, так как те, кто сидят за вами, вынуждены будут также менять свое положение, чтобы видеть происходящее на сцене.

В театре принято полностью садиться на сиденье, чтобы спина касалась спинки кресла. Укладываться в кресле, как в шезлонге, полулежа, по меньшей мере, некрасиво. Не следует класть руки на оба подлокотника кресла: ваш сосед тоже захочет облокотиться. Нельзя опираться на спинку переднего кресла и упираться в него ногами. Не рекомендуется закидывать ногу на ногу (можете задеть и испачкать соседа), сидеть, широко раздвинув ноги.

Не разглядывайте в бинокль других зрителей. Не кладите вещи (сумки, программки, бинокли) на барьер балкона, они могут упасть на сидящих в партере. Не используйте программки вместо веера. В ходе представления неприлично щелкать замком сумки, разворачивать обертку конфет и т. д.

Неприлично во время спектакля постоянно спрашивать у соседа фамилии актеров, находящихся на сцене, или просить программу. Звонки во время спектакля отвлекают от представления не только зрителей, но и актеров. Отключите сотовый телефон!

Обмен впечатлениями об исполнении номеров концерта отложите до антракта или до аплодисментов, во время которых вы сможете в нескольких словах обменяться мнениями с собеседниками. Даже если спектакль неудачен, громкие негативные суждения на этот счет — дурной тон.

Недопустимо покидать зрительный зал во время спектакля. Уйти можно во время антракта. Свое мнение о чьем-либо туалете, о выдающейся особе, присутствующей в театре, об артистах также принято высказывать в антракте приглушенным тоном.

В антракте можно выйти в вестибюль. Курят в специально отведенных для этого местах. Если дама хочет остаться во время антракта на месте, кавалер остается с ней. Если ему необходимо выйти, он, извинившись, ненадолго покидает ее.

Если женщина не выражает твердого намерения просидеть весь перерыв, то мужчина должен предложить ей прогуляться. Можно прогуляться по фойе. Здесь соблюдаются те же правила приветствий, что и на улице. Встретив знакомых, можно обменяться впечатлениями, но негромко.

Разглядывать людей, прогуливающихся по фойе, бестактно. Можно навестить своих друзей, сидящих в других ложах. Можно отправиться в буфет. Если кавалер с дамой, он обязан сопровождать ее туда и заботиться о ней.

Награда актерам — аплодисменты зрителей, поэтому если вам нравится — не скрывайте своих эмоций. Аплодисменты — выражение признательности зрителей за доставленное удовольствие. Свист, крики, топанье ногами недопустимы в театре.

Аплодировать принято:

— после поднятия занавеса

— перед началом оперы или балета

— при появлении дирижера за пультом

— при выходе на сцену известного актера или певца

— после некоторых известных реплик, больших монологов в классических пьесах

— после трудных арий или блестящего исполнения сложных

— мест в опере или балете

— после окончания каждого акта, всей пьесы, каждого концертного номера

— в начале исполнения, если исполнитель начинает петь (танцевать) по просьбе зрителей

— на симфонических концертах аплодируют не после каждой части, а после исполнения всего многочастного произведения (если вы не уверены, что это конец, не спешите хлопать, следите за дирижером: когда он поворачивается лицом к залу и начинает раскланиваться, тогда и наступает момент для аплодисментов)

— в театре сатиры, комедии — после особенно удачной шутки, остроумной реплики или замечания

— в цирке — после захватывающего дух выступления артиста, перед его выходом на манеж и после окончания номера

— на концерте солиста при исполнении целого цикла песен — после каждой песни, а на концерте джазового оркестра — после понравившегося сольного выступления, независимо от того, продолжает играть оркестр или нет.

Если спектакль оставил вас равнодушным, просто поблагодарите артистов за работу аплодисментами. Если спектакль понравился — восторг можно выразить долгими аплодисментами и вызовом артистов на сцену. Если исполнение особенно понравилось, можно попросить артиста исполнить «на бис» то или иное произведение. Делается это при помощи длительных аплодисментов, выкриков: «Браво!», «Бис!».

«Бис!» кричат только после тех спектаклей, где можно повторить арию или танец. В драматическом театре вряд ли уместно просить актера сыграть понравившийся вам отрывок из пьесы.

Один из способов выразить восхищение мастерством актера — преподнести цветы по окончании спектакля. В такой букет, как правило, вкладывается открытка с поздравлениями или визитка дарящего. Букет отдается работнику театра, который, согласно пожеланиям, либо вручает букет на сцене, либо ставит его в гримерной артиста. Посылать анонимные букеты всегда считается неприличным.

Не следует торопиться в гардероб до тех пор, пока не закончилось действие, и актеры не вышли поклониться. Обязательно поблагодарите актеров за их искусство и дождитесь, когда закроется занавес. Только после этого вы можете спокойно отправиться в гардероб. Чтобы не тратить время на стояние в очереди, можно переждать толчею в фойе, обсуждая увиденное. Если в силу каких-либо обстоятельств нужно раньше уйти из театра, то последний акт смотрят на балконе, затем, никого не потревожив, уходят.

После спектакля кавалер обязан проводить даму домой. Молодой человек, встретив в театре знакомую девушку, должен предложить проводить ее, если за ней после спектакля никто не пришел. Если есть желание и возможность, обсудить спектакль можно за ужином в каком-нибудь уютном ресторанчике.

Правила поведения в театре — дресс-код, театральный этикет, памятка для детей

Сколько театров в нашей стране! Несмотря на пару телевизоров в каждой квартире, на десятки телевизионных программ, на возможности, предоставленные Интернетом – включил, сиди, смотри – количество театров не уменьшается, наоборот, с каждым годом увеличивается.

И не канула в Лету фраза: «У вас нет лишнего билетика?» И не исчезли очереди в театральные кассы, особенно перед праздниками, детскими каникулами или в те дни, когда театр объявляет скидку. И каждый вечер заполняются тысячи театральных залов от Москвы, как говорится, до окраин.

Театр жил, жив и будет жить! А вместе с ним театральный этикет и правила поведения в театре.

Правила поведения в театре

Дресс-код в театр

Лет 200 назад почтеннейшая театральная публика, занимающая места в партере и ложах, была разряжена во всё самое лучшее, самое новое, самое яркое. В бинокли рассматривались не только актёры. На сцене шло действо, а в зале – демонстрация богатства, нарядов и украшений.

Со временем в театр был допущен разночинный народ, привилегии стёрлись, и, с учётом удобства для артистов и зрителей, театральный дресс код перестал быть официальным.

Дресс-код – форма одежды, предписанные нормы в гардеробе для того или иного мероприятия. Дресс-код бывает служебным и событийным. К первому типу относятся школьная и студенческая форма, а также деловой стиль в одежде. Дресс-код второго типа зависит от времени и торжественности мероприятия и всегда указывается в официальном приглашении.

Одежда

В театре применение дресс-кода возможно на закрытых театральных премьерах или вручении театральной премии. Приглашённые мужчины должны надеть чёрные смокинги, белые рубашки и чёрные галстук или бабочку. А женщины надевают длинные вечерние платья и туфли на каблуке. Вот и все обязательные случаи «правильной одежды» (так переводится сочетание «дресс-код»). Современные требования к туалетам, в которых можно прийти на спектакль, довольно демократичны. Допустимы и торжественные наряды для классической оперы или балета, и джинсы с кроссовками для экстравагантного модного спектакля.

Главное качество театрального платья – не привлекать к себе внимания. Поэтому:

на нём нет больших декольте и разрезов;

оно не прозрачно, не блестит, не сверкает;

цвет ткани спокойный и сдержанный;

длиной от колена до щиколотки;

элегантно, удобно, красиво.

Не бросается в глаза и мужской костюм. Классический вариант с галстуком или джинсы с пиджаком не должны быть яркими, мятыми, рваными.

О требованиях к одежде можно узнать на официальных сайтах театральных площадок. Большой театр в Москве, например, не пропустит в зал зрителя в шортах. Мариинский театр и другие театры Санкт-Петербурга – в пачкающей (грязной) одежде.

Причёски

Театральный этикет гласит – всем должно быть удобно. Это относится и к причёскам зрителей. Считается дурным вкусом приходить в театр с длинными распущенными волосами, цепляющимися не только за спинки кресел, но и за одежду зрителей. Пышная причёска, как и высокие начёсы у женщин мешают смотреть спектакль тем, кто сидит позади.

Театральный этикет гласит – всем должно быть удобно. Это относится и к причёскам зрителей.

С короткими волосами проблем нет. Оптимальный вариант для длинноволосых – аккуратная невысокая укладка с использованием заколок.

Обувь

Голос артиста нужно беречь не только от холода, но и от пыли, поднимающейся с пола. По этой причине в театрах лежат ковровые дорожки, а перед входом установлены автоматы, очищающие обувь зрителей от грязи, снега, песка. Нет автоматов? Есть обувная губка. Нет губки? Есть сменная обувь. А уличная – складывается в пакет и сдаётся в гардероб вместе с пальто.

Обувь должна быть удобной, комфортной для ног в течение всего времени просмотра спектакля, который может идти от 2 до 6 часов. Так же, как и одежда, она не должна быть яркой и сверкающей.

Неприемлемы для театра:

  • шлёпанцы,
  • пляжные тапочки,
  • вьетнамки,
  • футбольные шиповки.

Аксессуары

Украшения из драгоценных камней и меховые палантины редко встретишь в современных театрах. А вот скромные золотые колечки, серёжки, браслеты, качественная бижутерия часто подчёркивают индивидуальность своих хозяев.

С помощью шейных платков и шарфов костюм вышедшего из офиса менеджера можно в считанные секунды превратить в элегантную и праздничную одежду.

У опытных театралок в руках всегда маленькая сумочка-клатч.

Этикет для противоположных полов

Мужчина, который пришёл в театр с дамой, должен обеспечить ей максимальное удобство. Поэтому именно он:

  • открывает перед дамой все двери и предъявляет билеты на входе;
  • помогает спутнице снять пальто, а потом снимает своё, и наоборот при уходе;
  • к сохраняемым билетам добавляет гардеробные номерки;
  • предлагает даме посетить театральный буфет;
  • покупает ей программку;
  • ведёт к местам в зале, как проводник, чуть впереди;
  • усаживает свою спутницу справа от себя;
  • не оставляет свою даму одну ни перед спектаклем, ни в антракте.

Если в театр идёт компания, мужчины занимают крайние места, а женщины садятся в середине.

Ну а женщина:

  • благосклонно принимает оказываемые мужчиной услуги;
  • соглашается с предложением или отказывается от посещения буфета;
  • если ей не нравится место, меняется с мужчиной местами.

Приходить лучше заранее

Настоящие театралы приходят в театр минут за 30 до начала. Полчаса времени перед спектаклем позволяют:

  • спокойно раздеться, если надо, переобуться;
  • найти туалетную комнату, поправить причёску и макияж;
  • прогуляться по фойе и холлам театра, посмотреть фотографии труппы и выставки;
  • узнать, где находится буфет, и попробовать театральный кофе с классическим бутербродом;
  • купить у капельдинера программку и выяснить, с какой стороны лучше пройти к своему месту;
  • если места находятся в середине ряда, занять их пораньше, чтобы не заставлять вставать большое количество зрителей.

Поведение в гардеробе

Воспитанный зритель, прежде, чем снять пальто, осмотрится и определит, где ему лучше раздеться. В маленьких театрах гардероб один. В более крупных их несколько.

Вещи аккуратно передаются через барьер гардеробщику. В гардероб сдаются и имеющиеся на руках громоздкие сумки и пакеты.

С шуршащим пакетом, каким бы он ни был красивым и маленьким, в зал театра не пропустят.

Если нужен бинокль, его берут за определённую плату в гардеробе. Кстати, это прекрасная возможность получить свои вещи после спектакля без очереди.

В фойе

В каждой гардеробной секции всегда расположены зеркала. В них можно взглянуть на себя, чтобы определить, всё ли в порядке. Долго стоять перед ними не стоит, чтобы не мешать прибывающему потоку зрителей.

Фойе перед гардеробом предназначено для удобного раздевания. На его скамейки можно присесть, чтобы сменить обувь, или поставить сумку, положить одежду в ожидании, например, своей спутницы.

Рядом с гардеробным фойе всегда располагаются другие фойе, с выставками или удобными креслами для беседы.

Как зайти в зрительный зал

Бывает так, что двери в зрительный зал закрыты, хотя времени до начала спектакля осталось немного. Такие ситуации происходят при непредвиденных обстоятельствах: неожиданной замене актёра, сбоях в работе техники. Театр – искусство живое. В закрытые двери зала ломиться не стоит. По знаку ведущего спектакль режиссёра они откроются капельдинером. Он же подскажет, где находятся места, указанные на билете.

КАК ЗАЙТИ В ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ

В зал входят спокойно, не создавая помех для других зрителей. Люди, пришедшие в театр большой компанией, идут к своим местам парами или по одному. Не нужно надолго останавливаться по центру прохода, для того, чтобы уточнить ряд и место. Не возбраняется вежливо спросить о ряде и цифре на кресле у сидящих зрителей. Проходя к своему месту, расположенному в середине ряда, поворачиваются лицом к зрителям, спиной к сцене.

Как вести себя в зрительном зале

  • Заняв своё место допустимо спокойно оглядеть сцену и зал.
  • Увиденным знакомым не стоит махать руками и кричать, лучше просто кивнуть и улыбнуться, отложив разговор до антракта.
  • Если знакомые оказались в одном ряду, и возникло обоюдное желание сесть вместе, можно предложить зрителям-соседям свои более комфортные места.
  • До начала спектакля разрешается переговариваться со спутниками, не раздражая соседей громкой речью и смехом.
  • В случае отсутствия программки спектакля невежливо просить её у соседей.
  • Не ожидая предупреждения стоит выключить телефон или перевести его в режим вибрации.
  • Все жевательные манипуляции нужно закончить до третьего звонка и лучше в буфете, а не в зрительном зале.
  • А вот кашляющему зрителю, пришедшему в театр, настоятельно рекомендуется подготовить леденцы для рассасывания во избежание приступа сухого кашля.

Если вдруг опоздали

Бывают ситуации, когда зритель приходит в театр с опозданием. Если это произошло до того, как был дан третий звонок, есть шанс успеть занять свои места. В этом случае надо слушать капельдинера и чётко выполнять его указания. Только после информации от всех дежурных по секторам, что зритель в зале, раздаётся последний третий звонок.

Если же спектакль начался, опоздавшие зрители увидят его первое отделение с балкона или верхнего яруса. В худшем случае – стоя, в лучшем – с крайних свободных мест партера. Свои места согласно купленным билетам можно будет занять после первого акта.

Правило третьего звонка

Все театры соблюдают правило, обеспечивающее отсутствие помех во время спектакля актёрам и зрителям. Правило прописано на сайтах театров и театральных билетах:

Вход после третьего звонка в зал маленьких театров или в партер, амфитеатр, бельэтаж больших – не разрешается! 

Как сидеть в кресле

Места, на которых сидит зритель в театре, бывают разные:

— обычные стулья или кресла;

— лавки или банкетки без спинок;

— полукруглые деревянные или мягкие скамьи со спинками и без подлокотников;

— специальные театральные кресла с откидными сиденьями.

Независимо от вида пользоваться ими надо так же, как и стулом в гостях:

— не сидеть нога на ногу,

— не качаться на краешке,

— не разваливаться, вытянув ноги,

— не облокачиваться о спинку сиденья переднего ряда,

— не крутиться, разглядывая через бинокль зрителей в зале,

— не закидывать ноги на подлокотник.

 

Если театральное кресло имеет общие с другими зрителями подлокотники, хозяину места принадлежит тот, что находится справа.

Соблюдайте тишину в зале

Дан третий звонок, гаснет свет в зале, открывается занавес. И начинается то, чем театр отличается от кино – неповторимый процесс творчества, в котором сиюминутная игра актёра зависит не только от реплик партнёров, но и от атмосферы, царящей в зале. Поэтому зрителя просят перед спектаклем выключить телефон, поэтому запрещены фото- и киносъёмки, поэтому нельзя ёрзать в кресле, кашлять, шуршать конфетными фантиками. Внимательная тишина в зале способствует полному раскрытию актёрского таланта и удовольствию зрителей.

Этикет во время антракта

Обсуждать спектакль и игру артистов начинают в антракте. В это же время можно посетить буфет, выйти на свежий воздух (не забыв при этом билет), встретиться со знакомыми, которых увидели в зале перед спектаклем.

До начала спектакля, а ещё лучше до похода в театр, следует уточнить его длительность и количество запланированных антрактов. Есть спектакли, где антракта нет. Есть спектакли, чаще всего это опера, где антрактов несколько.

Ну а если (бывает и такое) первое действие спектакля не понравилось, в антракте можно уйти из театра, не доставив неудобства зрителям и не обидев актёрскую труппу.

Когда можно аплодировать

Аплодисменты – оценка работы актёра, режиссёра и всех, кто работал над спектаклем. Поэтому аплодисментами можно высказывать своё одобрение

  • после удачной сцены, арии, танца;
  • после окончания первого действия;
  • по окончании спектакля.

Проявляют своё восхищение и криками «Браво!» А вот «бисировать», то есть просить повторить выступление, можно только на музыкальных представлениях: балете, опере, мюзикле или концерте.

Если представление вызвало неподдельный восторг, аплодировать можно долго и стоя, в знак глубочайшего уважения к спектаклю и всем его создателям.

По окончанию спектакля

В момент последних аплодисментов артистам вручаются цветы. В каждом театре свои правила их вручения. В больших театрах корзины и букеты передаются капельдинеру, который относит их за кулисы и вручает артисту на последних поклонах. В небольших театрах зритель дарит букеты сам, подойдя к сцене. Вручение букета сопровождается словами благодарности за прекрасную игру.

Пока артисты получают букеты и аплодисменты, покидать зал невежливо. В случае необходимости уйти раньше, стоит в антракте поменять место на то, что ближе к выходу. Если спешить некуда, из зрительного зала выходят спокойно. Самая длинная очередь в театральный гардероб рассасывается в течение 5-7 минут. Можно это время посвятить обсуждению спектакля на одном из диванчиков театрального фойе или постоять в очереди, подключив к обмену мнениями других зрителей.

Правила поведения в театре для детей – памятка

Хорошо, что сейчас на билетах ставится возраст, на который ориентирован спектакль. Поэтому дети на взрослых спектаклях встречаются редко, да и взрослые не пойдут на спектакль от 6+. По многолетним наблюдениям лучший возраст для восприятия театрального действа начинается не раньше 5 лет. 

Хотя в угоду мамам и папам, считающим своё чадо умным не по возрасту, появились театры, ориентированные на зрителя от года до 3 лет. Это ещё не спектакли, а скорее игровые развивающие программы по сюжетам сказок для малышей. Здесь ещё рано говорить о правилах поведения. Главное для ребёнка – мама рядом, значит всё хорошо.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТЕАТРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ – ПАМЯТКА

С трёх лет детей можно повести на кукольное представление, если оно ориентировано на этот возраст.  Не зря в детских садах на утренниках для детей до 5 лет нет Деда Мороза и Бабы Яги. А вот с 5 лет начинается настоящий театр.  Почти все театры имеют в своём репертуаре детские спектакли, обычно проводимые в первой половине дня.

Памятка для взрослых, которые впервые хотят отвести своего ребёнка в театр

  • Не покупайте билет на спектакль, не подходящий по возрасту Вашему ребёнку. Ему будет непонятен спектакль, созданный режиссёром для другой возрастной категории. Скучающий ребёнок – самый неблагодарный зритель, вызывающий раздражение и у тех, кто пришёл смотреть спектакль и у тех, кто его создал.
  • Если Вы хотите воспитать настоящего театрала, превратите поход в театр в праздник. Сообщите о предстоящем спектакле, как о чудесном подарке. Подберите наряд, в котором ребёнок пойдёт в театр. Отмечайте в календаре оставшиеся до спектакля дни. Все эти небольшие дела останутся в памяти ребёнка, закрепив уважительное и внимательное отношение к посещению театра.
  • Хорошо, если разговор о правилах поведения в театре для детей, произойдёт у Вас с ребёнком  в домашней обстановке. Спокойная беседа позволит задать ребёнку все интересующие его вопросы, а Вы сможете подробно на них ответить.
  • После посещения театра поговорите с ребёнком о спектакле, похвалите его достойное поведение, обратите внимание на ситуации, где он или кто-то из детей-зрителей вёл себя неправильно.
  • Не забывайте обсуждать с ребёнком каждое последующее посещение театра. 

После такой подготовки ребёнок сам расскажет о том, как должны вести себя дети в театре.

памятка для детей о том, как правильно вести себя и особенности театрального этикета

Правила поведения в театре: особенности этикета

Издавна театр являлся любимым видом досуга. Поход в театр был подобен празднику, для этого случая прекрасные дамы и их кавалеры надевали свои лучшие наряды.

В театре соблюдали соответствующие правила поведения, и часть из них не теряет актуальность в наши дни. Театр – это кладезь культуры и поэтому соблюдение этикета при нахождении там особенно важно.

Правила поведения в театре: особенности этикета

Особенности

Театр – особое место для ценителей искусства. У каждого народа существуют свои театральные традиции. Любовь к этому виду искусства заключается не только в частом посещении спектаклей, но и в соблюдении правил этикета.

Прежде всего, перед посещением не стоит употреблять продукты с резким запахом. Например, блюда с луком или чесноком.

Правила поведения в театре: особенности этикета Правила поведения в театре: особенности этикета

Помимо этого, важно помнить: пользоваться парфюмом непосредственно перед началом театрального акта категорически не рекомендуется. Даже самые дорогие и качественные духи способны вызвать головную боль или аллергию у окружающих людей, находящихся в закрытом помещении.

Правила поведения в театре: особенности этикета Правила поведения в театре: особенности этикета

Накануне выхода в театр обязательно подумайте о своем гардеробе. Одежда не должна быть повседневной. В случае если женщина запланировала посетить мероприятие в паре со спутником, то лучше всего накануне обговорить варианты одежды. Стили и цвета должны гармонично сочетаться, это позволит выглядеть парой.

Правила поведения в театре: особенности этикета

Как принято одеваться?

К выбору гардероба для светского события нужно подойти очень щепетильно.

В современном мире дамам уже необязательно надевать вечернее платье в пол, а кавалерам смокинг. Мужчины могут остановить свой выбор на строгом костюме темного цвета, подобрав к нему галстук и белую рубашку. А женщинам можно дополнить образ различными модными аксессуарами. Главное правило – не переусердствовать и выглядеть уместно.

Правила поведения в театре: особенности этикета Правила поведения в театре: особенности этикета

Спортивная одежда недопустима для посещения культурных мест. Ярко-розовые сарафаны и юбки с цветочным принтом также не подойдут для выхода в свет. Беспроигрышно выглядит однотонное платье.

Для мужчин позволительно посещать театр в офисной одежде, если она подразумевает под собой брюки, пиджак и рубашку нейтральных цветов. Наличие галстука в этом случае совсем необязательно.

Длительное время джинсовая одежда для посещения культурных событий считалась дурным тоном. Теперь же, когда из джинсовой ткани шьют не только рабочую одежду, но и красивые изделия классического покроя, появление в театральном зале в джинсовой одежде допускается, но по-прежнему одобряется не всеми.

Правила поведения в театре: особенности этикета Правила поведения в театре: особенности этикета

В день премьерного показа театральной постановки стоит появиться в наиболее праздничном одеянии.

Как правильно вести себя взрослым?

Чтобы праздник от посещения спектакля не портить ни себе, ни собравшейся публике, необходимо соблюдать театральный этикет. Культура поведения в театре во многом схожа с культурой официальных приемов.

Правила поведения в театре: особенности этикета Правила поведения в театре: особенности этикета

До спектакля

Приезжать на представление стоит, как минимум за четверть часа до начала программы. Если вы опоздали, то необходимо подождать антракт и потом занять свое кресло.

Когда мужчина направляется в цитадель искусства совместно со спутницей, то ему нужно запомнить несколько важных правил.

Мужчина заходит в помещение, предъявляя билеты или пригласительные для контроля. После проверки билеты сохраняет у себя до окончания постановки.

Правила поведения в театре: особенности этикета

Не секрет, что театр всегда начинается с вешалки. Соблюдая нормы этикета, мужчина должен помочь спутнице снять верхнюю одежду, после этого снять свое пальто. Номерки, полученные у гардеробщицы, джентльмен обычно сохраняет в кармане своего пиджака.

Задерживаться у зеркала и поправлять прическу считается неприличным. Если необходимо поправить макияж, то лучше пройти в уборную.

Правила поведения в театре: особенности этикета Правила поведения в театре: особенности этикета

Прежде, чем ступить в зал обязательно отключают телефоны, чтобы не отвлекать соседей и актеров.

Мужчина должен входить в зал сначала сам, затем его дама. После чего показывает своей спутнице путь к положенным местам. Продвигаясь вдоль ряда, негромко извинитесь за доставленное неудобство перед людьми, сидящими в этом ряду. Кавалер садится в кресло только после того, как женщина займет свое. Чаще всего мужчина садится слева от дамы.

Согласно правилам театрального этикета, занимать кресла нужно до третьего звонка.

Если выбранные места оказались в центре зала, то стоит постараться занять их заблаговременно, чтобы не отвлекать зрителей, находящихся у края ряда. Бывают ситуации, когда человек обнаруживает, что его кресло по ошибке занято. В этом случае необходимо предъявить свой билет и интеллигентно попросить уступить место.

Сидеть вальяжно, расставив ноги, упираться в спинку впереди стоящего кресла и занимать сразу два подлокотника категорически не допускается.

Правила поведения в театре: особенности этикета Правила поведения в театре: особенности этикета

Во время

Во время игры артистов нельзя мешать присутствующим разговорами, шуршать пакетами или оберткой от конфет.

Не стоит обсуждать выступление актеров и поведение присутствующих людей. Не забывайте, что следить за порядком и делать замечание шумным зрителям – это обязанность театральных служащих.

Театральный бинокль предназначен только для наблюдения за игрой на сцене, поэтому никогда не рассматривайте в него окружающих людей.

Правила поведения в театре: особенности этикета

Даже если в зрительном зале очень жарко, не используйте программку в качестве веера. Если вы неважно себя чувствуете, то лучше перенести на другой день посещение театра. Ведь кашель и насморк будут доставлять большой дискомфорт публике.

Выход из зала в середине спектакля считается моветоном. Постарайтесь дождаться антракта.

Правила поведения в театре: особенности этикета Правила поведения в театре: особенности этикета

В антракте кто-то предпочитает подождать следующее действие, не выходя из зала, а кто-то прогуляться к буфету. В перерыве между театральными действиями допускается обмен впечатлениями, но делать это лучше в полголоса, практически шепотом. Если женщина во время антракта решила быть в зале, то джентльмен должен остаться с ней. Если возникла необходимость выйти, то мужчине положено извиниться и только после этого на какое-то время отлучиться.

Не нужно забывать про аплодисменты. Ведь это лучшая награда и благодарность для артистов.

Аплодировать положено после того, как поднимут занавес, после сложных партий, при выходе знаменитого актера, а также после завершения каждого действия.

Правила поведения в театре: особенности этикета Правила поведения в театре: особенности этикета

Если театральная сценка не произвела ожидаемого впечатления, то все равно важно отблагодарить актеров своими аплодисментами. Если же спектакль понравился, то эмоции выражают длительными аплодисментами и овациями. Нередко после впечатляющей театральной постановки восторженные зрители просят артистов выступить «на бис» и повторить танец или арию. Это уместно в музыкальном и оперном театре.

Правила поведения в театре: особенности этикета

После окончания

Выразить благодарность деятелям искусств можно, подарив цветы после окончания спектакля. К букету дозволяется добавить поздравительную открытку с пожеланиями. Букет цветов передается сотруднику театра, который вручает его артисту на сцене либо относит в гримерную комнату. Преподносить букеты от анонимных дарителей является не совсем приличным жестом и нарушением этики.

Правила поведения в театре: особенности этикета

Не нужно спешить в гардероб до окончания действия и выхода артистов на поклон. Всегда следует дожидаться момента, когда занавес опустится и только после этого можно покидать зрительный зал.

Если вы знаете, что из-за определенных обстоятельств вам нужно будет покинуть театр раньше окончания постановки, то последнее театральное действие смотрят с балкона. Таким образом, вы уйдете, никому не помешав.

Правила поведения в театре: особенности этикета

Нередко после завершения спектакля у гардероба образуется большая очередь. Чтобы время в ожидании своей одежды прошло с пользой, можно отправиться в фойе и там дождаться свою очередь, беседуя о прошедшем мероприятии. Получив одежду, мужчина изначально надевает пальто, следом подает даме плащ или шубу. После спектакля галантный кавалер должен сопроводить спутницу домой.

Правила поведения в театре: особенности этикета

Памятка для детей

В настоящее время очень часто в театрах ставят представления для самых маленьких зрителей. Посещать их разрешено всем малышам, начиная с двухлетнего возраста. Детей этой возрастной категории впечатляют зажигательные танцы и красивые костюмы артистов. Безусловно, нормы поведения во время культурных мероприятий распространяются больше на взрослых людей, но они должны передавать их своим детям. У малышей и подростков, посещающих театр, быстрее развивается эстетический вкус.

Правила поведения в театре: особенности этикета

Перед посещением спектакля обязательно нужно рассказать детям о театре.

Всегда важно учитывать режим дня ребенка. Приобретать билеты желательно на то время, когда малыш будет выспавшийся и сытый.

Маленький зритель во время выступления актеров может непредсказуемо отреагировать на сказочного героя. Поэтому родители должны быть готовы, что ребенок может заплакать и придется спешно покинуть зал, чтобы не мешать артистам и зрителям.

Теперь подробнее изучим правила поведения в театре детей школьного возраста. Как правило, группу детей на культурных походах сопровождает учитель. Он должен грамотно организовать детей и являться для них авторитетом.

Правила поведения в театре: особенности этикета

Дети, как и взрослые, в театр должны одеваться празднично. Одежда должна быть опрятной и конечно выглаженной.

В театр приезжают заранее, для этого с запасом времени в 30-40 минут необходимо выехать из дома или школы. Попав в здание, проходят в гардероб и сдают верхнюю одежду. Полученный номерок обязательно убирают в карман, чтобы не потерять.

В зрительный зал нужно входить без шума и по очереди. Рассаживаясь своим по местам, не беспокоить присутствующих в помещении людей.

Правила поведения в театре: особенности этикета Правила поведения в театре: особенности этикета

Во время театральной сценки категорически запрещено кричать, размахивать руками. Покидать зал только можно только после окончания спектакля и закрытия занавеса.

Только после согласования руководителя разрешается идти к гардеробу. Трогать картины или памятники, находящиеся на территории здания, нельзя.

Правила поведения в театре: особенности этикета

Эти же этические нормы распространяются и на детей, пришедших в театр с друзьями или с членами семьи. Вышеуказанная памятка позволит вашим детям быть вежливыми и воспитанными при знакомстве с миром искусства.

Правила поведения в театре: особенности этикета Правила поведения в театре: особенности этикета

Чего не нужно делать?

В таких местах, как музыкальный, драматический и оперный театр нельзя совершать определенные действия, которые противоречат правилам этикета.

Перед началом представления отключите телефон или установите бесшумный режим. Иначе внезапный телефонный звонок поставит вас в неловкое положение перед другими зрителями.

Правила поведения в театре: особенности этикета Правила поведения в театре: особенности этикета

Не берите еду в зрительный зал. Ведь в антракте можно посетить буфет, чтобы утолить голод.

Не берите в зал объемные вещи, они должны оставаться в гардеробной. При себе дозволительно иметь театральную программку и бинокль, дополнительно для женщин – маленькую сумочку в руках.

Правила поведения в театре: особенности этикета

Никогда не беседуйте с соседом во время спектакля. Своими эмоциями лучше поделиться в антракте или после окончания постановки.

Не используйте театральный бинокль, чтобы рассматривать присутствующих в зале людей. Не нужно класть на край балкона посторонние предметы. Ведь при одном неловком движении они упадут на зрителей, сидящих в партере.

Никогда не бросайте цветы на сцену.

Правила поведения в театре: особенности этикета

О том, как правильно вести себя в театре, смотрите в следующем видео.

Театральный этикет: Вы идете в театр

Театральная постановка – праздник, который дарят своим зрителям актеры. Однако, посещение театра предусматривает соблюдение некоторых несложных правил. Ведя себя культурно, человек полностью насладится представлением и не испортит впечатление окружающим. Что же такое театральный этикет?

Посещение театра

Что надеть, идя в театр

Согласно этикету выходного дня, посещать театральные мероприятия рекомендуется в нарядной одежде. Дамы надевают выходное платье, джентльмены – костюм темного цвета, светлую рубашку, галстук. Премьерный показа – особое мероприятие, посещая которое мужчине подойдет смокинг или фрак, даме – вечернее платье, украшения.

Внимание! Для театра недопустим откровенный наряд, а также футболка, шорты.

Приходим вовремя

Существует важное правило этикета: на спектакль или другое театральное представление необходимо приходить заранее – минут за 25 до его начала. Это время понадобиться, чтобы спокойно раздеться, поправить прическу, купить программку, занять свое место.

В гардеробе

Мужчина должен помочь даме снять верхнюю одежду, только потом он раздевается сам. Передавайте громоздкую верхнюю одежду в гардероб таким образом, чтобы работнице театра было удобно взять ее через барьер. Зимой желательно, чтобы леди позаботились о сменной обуви. Сапоги также можно оставить в гардеробе.

Важно! Номерки кавалер кладет в карман. Не следует носить их на пальце.

Не стоит тащить в театр большие сумки и рюкзаки. Это не вокзал, поэтому с таким багажом вас могут не пропустить во внутрь.

В фойе

Перед началом спектакля

Зеркала, висящие на стенах в фойе не предназначены для любования своим шикарным туалетом и «наведения марафета». Для этих целей имеется специальная комната, где каждая леди сможет поправить наряд, прическу, припудрить носик и подрисовать губки.

До начала спектакля желательно купить программку, которая содержит краткий сюжет представления, а также взять напрокат бинокль. Учтите, что просить программку либо бинокль у других людей – считается дурным тоном.

Этикет гласит: старайтесь вести себя вежливо и доброжелательно ко всем окружающим на протяжении своего нахождения в театре. В этом случае – вы унесете с собой приятные впечатления.

В зрительном зале

Этикет в зрительном зале

  • Увидев знакомых, не нужно кричать, либо махать им руками. Вполне хватит улыбки и кивка головой.
  • Если вы желаете сесть рядом со своими друзьями, которых вы встретили в театре, поинтересуйтесь у их соседей по креслам, согласны ли они поменяться с вами местами. Важное условие – вы должны предложить равноценное место или более удобное.
  • Правила поведения в театре гласят – запрещено приходить в зал с шоколадом, бутербродами, яблоками, напитками. Если вы проголодались – сходите на перерыве в буфет. Однако, нужно успеть покинуть его до третьего звонка. Место в ложе можно занять после того, как погаснет освещение.
  • Никто не должен оставаться в головном уборе, чтобы не загораживать людям, сидящим сзади, обзор сцены.
  • Объемные высокие прически, а также очень резкие духи в данном месте недопустимы.
  • Пользуйтесь парфюмом в меру, ведь в зале могут находиться люди, которые весьма чувствительны к запахам.

Запомните! Неприлично разглядывать присутствующих в бинокль.

Как зайти в зрительный зал

Правила поведения в театре гласят – мужчина должен войти в зал первый и показать спутнице дорогу. Проходить по своему ряду нужно лицом к зрителям, тихо извиняясь за причиненное беспокойство.

Подойдя к своих местам, кавалер ждет, когда женщина выберет более удобное место, только потом он садится сам. Если на концерт пришли две пары, то кавалеры должны занять крайние сидения, предоставив спутницам места посередине – с лучшим видом на сцену. Если дама пришла в театр сама или с подругой, то за помощью можно обратиться к дежурной по залу. О том, как нужно вести себя во время спектакля – будет рассказано ниже.

Если вы опоздали

Что делать, если вы опоздали? Обратиться к дежурной по залу, которая найдет для вас свободное место, либо попросит пройти на балкон. После окончания первого акта вы можете занять место, согласно купленному билету.

Учтите! Работники театра имеют полное право не пускать в зал опоздавших. Однако, если им разрешили войти, они должны это сделать тихо, присев сзади на первое свободное место.

Чтобы досадные мелочи не оставили нехороший осадок – ведите себя в театре культурно, не мешайте просмотру спектакля другим зрителям. Относитесь с должным уважением ко всем окружающим.

Как сидеть в кресле

По правилам театрального этикета – сидя в кресле не следует:

  • класть одну ногу на другую;
  • сидеть на краешке кресла;
  • облокачиваться на спинку переднего сидения.

Также не нужно разваливаться в кресле. Не забывайте, что ваш подлокотник – правый.

Важно! Дурной тон – злоупотреблять нежностями. Например, сидеть, склонив голову друг к другу. Так вы загородите вид на сцену людям, сидящим сзади.

Тишина в зале

Тишина в зале

Позаботьтесь о соблюдении тишины во время представления. До начала спектакля необходимо выключить мобильный телефон или переведите его в беззвучный режим. Нельзя постукивать ногами в такт музыке, стучать рукой по подлокотникам кресла. Не нужно разговаривать или перешептываться. Все это отвлекает не только соседей, но и мешает актерам войти в роль. Обсуждать представление и игру актеров принято во время антракта.

Внимание! Нельзя шуршать обертками от конфет либо открывать шипучие напитки, пить их, кушать какую-либо еду. Для этих целей существует буфет, где во время перерыва можно перекусить.

Если вы простудились, лучше пропустите спектакль, так как чихание и покашливание будут мешать всем зрителям. Если посреди представления возникла проблема с самочувствием, следует принести извинения соседям и незаметно покинуть зал. В других ситуациях покидать зал разрешается только во время перерыва.

Во время антракта

Когда закончится первый акт спектакля, то можно отправиться в буфет либо прогуляться по фойе, чтобы посмотреть настенные фотографии известных артистов. Мужчина должен сопровождать свою даму либо быть рядом, если ее желание – остаться на своем месте. Если мужчине нужно выйти, то можно это сделать, извинившись перед своей спутницей. Желательно не оставлять ее надолго.

На заметку! Если спектакль вам не понравился, покиньте театр в антракте, чтобы не причинять неудобств соседям, внимательно следящими за происходящим на сцене.

Аплодисменты и цветы — театральный этикет

Аплодисменты

Проявлять восхищение игрой артистов принято только в определенные моменты. Нужно запомнить, что неуместное хлопанье мешает целостному восприятию представления. Выражайте эмоции негромкими аплодисментами без свиста и топанья.

Аплодисменты уместны:
  1. В конце каждого акта.
  2. При удачных сценах или ариях (в опере).
  3. По завершении представления.

Выразить благодарность артистам за работу помогут продолжительные овации. Высшая степень восхищения – восклицания «Браво!». За самые понравившиеся номера можно вызывать «на бис» – не более 3-х раз. Но не стоит злоупотреблять этим, чтобы не утомлять артистов.

По правилам хорошего тона – некультурно бросать цветы к ногам актеров или для вручения выскакивать на сцену. Букет для любимого актера следует дарить лично в руки, в проходе у авансцены либо передавать через работников театра, приложив открытку или визитную карточку.

Совет! Идите в театр в хорошем расположении духа. Ведь доброжелательный зрительный зал создает благоприятную атмосферу для игры актера.

По окончании спектакля

По правилам этикета, запрещено срываться с места, когда представление еще не закончилось. Это все равно что, находясь у кого-то в гостях, убежать без прощания. Зачастую артисты по несколько раз выходят на поклон. Разве им приятно будет увидеть спины своих зрителей, спешно покидающих зал? Лучше поблагодарить актерский состав аплодисментами.

Не летите пулей в гардероб после представления. Спокойно спуститесь в фойе. Можно прогуляться по холлу и подождать, пока очередь не уменьшится. После спектакля кавалер обязан провести свою даму домой. Мужчина также может пригласить ее в уютное кафе или ресторан, чтобы в приятной обстановке обсудить пьесу. Время, проведенное на стоянке такси можно также использовать на обсуждение увиденного.

Таким образом, ведите себя искренне, вежливо, культурно в театре, и он подарит вам настоящий праздник и душевную теплоту!

памятка для детей, как правильно вести себя, нормы театрального и музыкального этикета, культура и этика

Театральные сцены поражают своей зрелищностью, красотой. Живая актерская игра вызывает бурю эмоций, погружая в атмосферу мастерски созданного представления. Одним из самых распространенных способов приобщения к культуре считается посещение театров, где существует свой этикет поведения.

Как правильно себя вести?

По значимости театральное представление сопоставимо с торжественным или официальным приемом, поэтому требует соблюдения определенных норм этики общения, поведения. Во все времена существовали свои поведенческие нормы. Сейчас требования к ним немного упростились. Однако это не означает, что их можно игнорировать.

При посещении театрального заведения рекомендуется вести себя сдержанно. Не стоит громко разговаривать, создавать скученность, прилюдно приводить себя в порядок. Для этого существуют дамские комнаты. По любым вопросам можно обращаться к служащим театра. Делать это нужно с особой вежливостью, уважением.

Чтобы не быть «белой вороной» и получить максимум удовольствия от просмотренного спектакля, необходимо соблюдать принятые обществом негласные каноны. Они позволят поддержать атмосферу праздника и своеобразного таинства действия.

Театральная этика уделяет внимание внешнему виду, правилам нахождения в здании театра, в зрительном зале, по окончанию представления. Особая роль отводится нормам поведения детей, за которые ответственны их родители.

Требования к внешнему виду

Первое впечатление создается по внешнему виду. Важен стиль, цветовая гамма, манера носить одежду, прическа.

  • Внешний вид должен быть опрятным. Совсем необязательно надевать шикарные платья или смокинги. Скромный аккуратный образ вполне уместен. Допускаются украшения.
  • Мужчинам лучше прийти в классическом костюме с рубашкой неброских тонов. Не рекомендуется использовать спортивный стиль одежды.
  • Следует уделить внимание обуви, не только ее модели, но и чистоте. Кроссовки, конечно, удобнее, но для театрального мероприятия лучше выбрать классический стиль.
  • Волосы должны быть аккуратно уложены. Они могут спадать с плеч или быть собранными в пучок. При использовании заколок, лучше отдавать предпочтение элегантным неброским цветам и дизайну.
  • Мужчины также должны быть аккуратно причесаны, выбриты. Одной из модных тенденций является ношение бороды. В этом случае она должна выглядеть ухоженной.
  • Можно использовать парфюм.

Однако важно не переборщить с духами или туалетной водой. Иначе это может создать чувство дискомфорта у сидящих рядом людей. К тому же следует учитывать наличие возможной аллергии на запахи.

Выбор места

Среди основных канонов выделяют следующие.

  1. В театр нельзя опаздывать. Нужно приходить за 15-20 минут до того, как прозвенит последний звонок. Иначе на представление могут не пустить. При опоздании нельзя пробираться сквозь проходы между сиденьями. Рекомендуется тихонечко присесть на ближайшее свободное место. Занять свои места можно будет во время перерыва.
  2. Занимать места следует до того момента, как прозвенит третий звонок. Нельзя занимать понравившиеся чужие сиденья. Если же место, указанное в билете будет занято, следует вежливо попросить сидящих людей освободить его.
  3. Проходить к своим местам нужно аккуратно, стараясь не задеть других зрителей. Лицо должно быть обращено по направлению к сидящему человеку. В случае если проход очень узкий, сидящим зрителям нужно привстать и дать возможность пройти другим.
  4. Заняв свое место, не рекомендуется занимать оба подлокотника, близко придвигаться, загораживая сцену. Все это способно создавать чувство нервозности, дискомфорта у окружающих.

Несоблюдение правил этикета может вызвать ответную реакцию в виде негодования. Чтобы замечания не испортили остаток вечера, нужно быть внимательным к другим.

На спектакле или представлении

К основным правилам поведения, будь то на обычном представлении, оперном или музыкальном, можно отнести следующие.

  • Следует соблюдать полнейшую тишину. Нельзя выкрикивать что-то с места, обсуждать актеров, шуршать сумками, чихать, громко кашлять. Мобильные телефоны необходимо выключить или убрать звук. Это отвлекает не только окружающих, но также самих актеров.
  • Не допускается спать во время представления.
  • Не рекомендуется принимать пищу. Есть следует во время перерыва в специальных местах, например, в кафе или баре.
  • Неприлично покидать зал во время театрального действия, даже если оно наскучило.

  • Если для просмотра спектакля выдан бинокль, то не рекомендуется через него рассматривать других зрителей.
  • Не стоит бурно выражать свои эмоции. Аплодисменты важны в уместное время. Лучше, если они будут сдержанными.
  • Дарить цветы следует по окончании всего действия. Для этого не нужно идти прямиком на сцену. Букеты передают в проходе между сценой и первым рядом или через сотрудников театра.
  • В конце представления актеры несколько раз выходят к зрителям, кланяясь. Поэтому сразу после завершения действия не надо быстрее бежать забирать одежду.

Этикет для противоположных полов

Театральное заведение – это место, где приветствуется соблюдение этикета между мужчиной и женщиной.

  • При входе в здание мужчина должен опережать женщину. Он открывает дверь своей спутнице.
  • В гардеробе мужчина помогает раздеться женщине, только потом снимает свое пальто или куртку. Номерки остаются также в кармане у спутника. Он же их передает гардеробщику по окончании театрального представления. Покидая театр, наоборот, сначала одевается мужчина, а потом он помогает одеться своей девушке.
  • При входе в зал, где будет проходить спектакль, билеты дает контролеру мужчина. Они должны храниться у него.
  • К местам, указанным в билетах, мужчина проходит первым, показывая путь своей спутнице.
  • Найдя нужные сиденья, мужчина должен подождать, когда устроится женщина, а затем сесть самому.
  • Если во время перерыва женщина остается в зале, то мужчине рекомендуется остаться рядом с ней. Если же ему все-таки необходимо выйти, то он может это сделать, предварительно извинившись.

Соблюдение этических норм позволяет произвести положительное впечатление на спутницу, вызвать симпатию, доверие.

Памятка для детей

Дети являются самыми требовательными зрителями. Они тонко чувствуют атмосферу неискренности. Для каждого возраста характерно свое восприятие окружающего мира, поведенческие особенности. Но, несмотря на это, детям с раннего возраста необходимо прививать правила этикета, которые помогут им стать успешными в жизни.

Перед первым посещением театрального заведения ребенку важно кратко, в общих чертах, объяснить, что это за место, зачем туда приходят, какие есть правила поведения.

  • Во время театрального действия надо сидеть ровно на своем сиденье, стараясь не задевать соседей.
  • Запрещается бегать, прыгать. А во время спектакля не допускается даже ходить.
  • Нужно соблюдать полную тишину. Нельзя кричать, громко смеяться, говорить.
  • Нельзя есть, разбрасывая крошки, мусор.
  • Неприлично выходить во время театрального представления.
  • Нельзя играть в игры на телефоне, даже если то, что происходит на сцене, кажется неинтересным.

Решив посетить театральное мероприятие с ребенком, необходимо заранее выяснить продолжительность театрального представления, и правильно оценить способность малыша высидеть до конца.

О том, как вести себя в театре, смотрите в следующем видео.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *