Постройки древнерусские: Архитектура Древней Руси: кратко и со вкусом

Древнерусское зодчество — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Древнерусское зодчество — зодчество, получившее распространение в восточнославянских княжествах с момента первичного зарождения русской государственности в IX веке до Батыева нашествия.

До конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии.

Общая характеристика

Городские и сельские постройки

Храмы, церкви и монастыри

Большие церкви Древней Руси, возведенные до принятия христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Древнерусского государства утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева.

Первой каменной церковью Древнерусского государства была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема. В первой половине XII века церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Крепостные и оборонительные постройки

Валы Переславского кремля в Переславле-Залесском

В истории Древней Руси укрепления играли огромную роль. Они постоянно менялись и совершенствовались в зависимости от исторической обстановки и характера вражеских нападений. Значительное влияние на архитектуру оборонительных сооружений оказывали развитие военной тактики и осадных средств[1]. С развитием экономики и производительности на Руси росло число укреплений. Их возведением занимались те же мастера, которые создавали как здания, ставшие памятниками культуры, так и обычные жилые постройки.

Большинство укреплений и крепостей в Древнерусском государстве были деревянными. По мнению историка Тихомирова, в условиях отсутствия огнестрельного оружия и слабого применения осадных орудий, такая защита была вполне достаточной[2]. Для русских укреплений того времени характерны такие части как ров, городские стены, забрала и насыпной вал. Крепости, как правило, строились на естественном возвышении, чаще всего на мысу при впадении одной реки в другую. Такое положение послужило причиной, по которой во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами». Иногда оборонительные сооружения строили у крутых и обрывистых оврагов, делавшими их недоступными с разных сторон[3]. В лесистых и болотистых местностях Северной Руси крепости располагались на невысоких холмах. В качестве прикрытий для них использовались топкие низины и болота. Для таких крепостей типичен высокий вал, как например в Дмитрове

[3].

Основным видом городских укреплений были городские стены[4]. Они устанавливались на валах и состояли из городниц — деревянных срубов, наполненных землёй. В некоторых крепостях срубы оставляли пустыми, приспосабливая под жилье и хозяйственные нужды[4]. На верху стен имелась широкая площадка, внешнюю сторону которой прикрывали «забрала» или «заборола». В них были устроены щели для стрельбы по противнику — «скважни». Стены укреплялись «вежами» — башнями, иногда на каменном фундаменте. Также в стенах располагались ворота, количество которых зависело от размера крепости или города[5]. При этом термин «отворити ворота» означал сдачу города. В столицах княжеств присутствовало стремление к обозначению больших парадных ворот, как например Золотые ворота в Киеве или Владимире, бывшие монументальными постройками башенного характера

[5]. В угрожаемых местах крепостные стены дополнялись рвом, мосты через который строили на столбах[6].

Крупные города и крепости состояли из внутренней крепости, детинца и внешних укреплений. По мере разрастания города за крепостные стены создавались новые стены, образующие новый пояс укреплений, именуемых острогом. Поддержка и обновление городских стен были важной частью жизни древнерусского города. Этим заведовал специально назначаемый человек — «городник», а население платило пошлину — «городное»[7].

См. также

Примечания

  1. ↑ ДР ГЗС, 1985, с. 167.
  2. Тихомиров М. Н., 1956, с. 233.
  3. 1 2 Тихомиров М. Н., 1956, с. 234.
  4. 1 2 ДР ГЗС, 1985, с. 168.
  5. 1 2 Тихомиров М. Н., 1956, с. 236.
  6. Тихомиров М. Н., 1956, с. 237.
  7. Тихомиров М. Н., 1956, с. 241.

Литература

  • Древняя Русь. Город, замок, село. — М.: Наука, 1985. — 429 с.
  • Заграевский С. В. Типологическое формирование и базовая классификация древнерусского церковного зодчества. — Саарбрюккен, 2015. — 150 с. — ISBN 978-3-659-80841-8.
  • Куза А. В. Малые города Древней Руси. — М.: Наука, 1989. — 168 с. — ISBN 5-02009473-0.
  • Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. — СПб.: Стройиздат, С-Петербургское отделение, 1993. — 289 с. — ISBN 5-274-00981-6.
  • Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. — Л.: Наука, 1986. — 160 с.
  • Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1948.
  • Рыбаков Б. А. Декоративно-прикладное искусство Руси X-XIII веков. — Аврора, 1971. — 118 с.
  • Тихомиров М. Н. Древнерусские города. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. — С. 233.
  • Фёдоров Г. Б. По следам древних культур. Древняя Русь. — М.: Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1953. — 403 с.
  • Фроянов И. Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. — 269 с.

Ссылки


Древнерусское деревянное зодчество

Бревенчатая рубленая изба – своего рода символ Руси. Именно в ней проводило свою жизнь от рождения и до смерти бесчисленное количество поколений русичей, начиная от самых древних времен и заканчивая временами не столь отдаленными.

Использование деревьев в качестве основного материала для строительства жилья было обусловлено особенностью растительного мира нашей страны и ее климатическими условиями. Леса занимали большую часть территории, поэтому дерево было всегда под рукой.

А поскольку оно обладало отличными технологическими и теплоизоляционными свойствами, не было особой нужды использовать другой материал. К тому же «теплое» и «нежное» дерево обладает благоприятным воздействием на здоровье людей и создает в жилищах комфортный и целебный микроклимат. Древние славяне хорошо знали об этом.

История деревянного строительства на Руси

Летописи не донесли до нас свидетельств жилищного строительства древних славянских племен из времен до Рождества Христова. Но ученые считают, что бревенчатые избы возводились нашими предками еще во II тысячелетии до н.э.

А вот начиная с середины I-го тысячелетия имеется уже достаточно данных о рубленом бревенчатом строительстве на Руси. В IV-V веках в лесных районах оно использовалось повсеместно. Избой называлось отапливаемое деревянное жилище, в котором проживало все семейство – отцы, сыновья, деды и внуки.

Жилое строение было объединено общей крышей с хозяйственными постройками, что давало возможность выполнять работы, не выходя из дома. В X-XII веках с ростом городов начался подъем деревянного зодчества. Жилая изба в IX-XI веках была преимущественно квадратным строением со стороной 4-5 м.

Богатые и знатные люди возводили для себя великолепные хоромы из дерева с украшенными резьбой наличниками и позолоченными вышками теремов. Многие дома из бревна были настоящими произведениями русского строительного искусства. Примером может служить «теремной» дворец княгини Ольги, который получил свое название из-за оригинальных вышек, имевших шатровый верх.

После принятия нашими предками христианства широкое распространение получило храмовое строительство, хотя храмы из дерева в Киеве возводились и до крещения Руси. К большому сожалению, образцов деревянного строительства эпохи Киевской Руси до нашего времени практически не сохранилось.

Инструменты, использовавшиеся при строительстве

Основным инструментом русских плотников до недавнего времени был топор. В качестве вспомогательных использовались долото и скобель. Пилой наши предки предпочитали не пользоваться, хотя она тоже имелась в наличие. И этому есть свои причины.

Рассекая бревно, топор уплотняет древесину в месте сруба, перекрывая канальцы в волокнах, по которым перемещается влага. В гладкий срез от топора вода проникает с трудом, это защищает концы бревен от увлажнения. Пила же, напротив, разлохмачивает волокна, увеличивая их всасывающую способность.

Древние славяне предпочитали строить дома одним топором. Отсюда и выражения «сруб», «срубить избу», сруб дома из бревна. Гвоздями тоже старались не пользоваться, поскольку древесина в месте контакта с ними увлажняется и загнивает.

Технология строительства

Облик, планировка и размеры бревенчатых изб менялись с течением времени – от простых небольших лесных хижин с одним помещением, до красивых и комфортных строений с множеством комнат и резными украшениями. Неизменным оставался лишь основной элемент бревенчатой избы – сруб, который представлял собой остов избы, сложенный из ошкуренных бревен.

Для плотного прилегания бревен друг к другу на одном из них делалось овальное углубление, которое прилегало к округлой поверхности другого бревна. Современные плотники углубление вырезают в верхнем бревне – это не дает влаге проникать в стык.

А вот древние мастера почему-то делали наоборот – вырубали углубление в нижнем венце. Пазы конопатились болотным мхом, который кроме хорошей теплоизоляции обеспечивал также антибактериальную защиту. Срубы возводились на месте строительства или в лесу при заготовке бревен.

При разборке и перевозке лесного сруба расположение всех бревен помечалось зарубками – чтобы не перепутать венцы при окончательной сборке. Основным элементом сруба являются углы. Способов их соединений существовало множество. Причем в разных районах это делалось по-разному.

Археологи установили, что в древнерусском деревянном зодчестве использовалось до 50-ти способов врубки. Русские плотники обладали большим мастерством в строительстве бревенчатых изб. Они возводили дома без единого гвоздя, одним топором.

Работа была настолько искусной, что при взгляде со стороны создавалось впечатление, будто бревна пропущены друг сквозь друга. Особенно славились мастера из Пскова, Твери и Новгорода. Обшивка сруба тесом в Древней Руси не использовалась. Этот технология пришла в Россию только в XVI веке.

Архитектура Древней Руси: архитектурный облик с 9 по 16 века

История архитектуры Древней Руси берет свое начало с создания Киевского государства. Завершился этот этап лишь с возникновением в 18 веке Российском империи. Период с 9 по 16 век был очень ярким, на него пришелся расцвет архитектурного зодчества, его замедление в связи с нападением татаро-монгольского ига и последующее восстановление.

Русская церковь Русская церковь Храм города Суздаль

Особенности архитектуры Древней Руси

Архитектура Древней Руси имела свои особенности, обусловленные принятием православного христианства.

Влияние православия на архитектуру Древней Руси

Если Западная Европа издревле строила храмы из камня, то языческая Русь всегда характеризовалась архитектурой деревянной. Каменная архитектура напрямую связана с распространением православного христианства. Храмы строились по образу крестово-купольных церквей греков.

Православие оказало влияние и на внутреннюю архитектуру храмов. Единство интерьеров достигалось в них путем построения низких алтарных перегородок, позволяющих молящимся видеть верхнюю часть алтарной части церкви. Этот нюанс был заимствован из византийских традиций.

Архитектурные стили Древней Руси

В истории архитектуры понятие стиля появилось лишь в 18 веке. История Древнерусского зодчества насчитывает 7 веков и является уникальной, поскольку в ней нет механического, бездумного копирования архитектуры зданий соседних и западных государств.

Каждый из периодов ее развития сложный и многообразный.

Архитектура Древней Руси по векам

Население Древней РусиНаселение Древней Руси

Зодчество Древней Руси после ее крещения развивалось довольно стремительно. Каждый век имел свои отличительные черты.

Архитектура с 9 по 12 века

Можно выделить 4 архитектурных школы древнерусской культуры, сформировавшихся в период с 9 по 12 век:

  • киево-черниговскую;
  • галицкую;
  • новгородско-псковскую;
  • владимиро-суздальскую.

Мастера, пришедшие на русские земли из греко-восточных стран, начали активно возводить крестово-купольные храмы. Они отличались крестообразно расположенными цилиндрическими сводами, более тонкими, по сравнению с современными, стенами, сложно профилированными окнами. Ряд сооружений в 10 веке был построен с участием болгар.

Киев 11 века был укреплен мастерами по всем канонам оборонительного искусства. Это значит, что архитектура того времени отображала политическую силу существующего государства. Главная улица Киева замыкалась крепостной башней с широкими проездами, именуемой Золотыми Воротами. Они были предназначены для торжественного въезда в столицу правителями с южной стороны.  Тем не менее, это строение оказалось сильно разрушено во время монгольского нашествия.

Архитектура с 10 по 13 века

В период с 10 по 13 век внимание к себе привлекли владимиро-суздальские храмы, а именно Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Юрьев-Польский являлся столицей небольшого княжества, заправлял им Святослав, сын Всеволода Большое Гнездо.

Во имя Святого Георгия Победоносца был построен одноглавый четырехстолпный храм. Он отличался небольшими размерами, но привлекал внимание необычной отделкой фасадов. Все его тело покрывает легкая резьба по камню. Строительство этого храма завершилось за 3 года до нашествия на Северо-Восточную Русь полчищ Батыя.

Также можно выделить белокаменную церковь Святого Пантелеймона, построенную в начале 13 века. До наших дней она дошла в сильно разрушенном виде, но сохранила красоту декоративных арок. В ее строительстве были задействованы мастера из Галича.

Киев же мог похвастаться Собором Святой Софии. Именно там происходили торжественные церемонии возведения на княжеский престол. Изначально этот собор задумывался не как обычная церковь для совершения богослужений, а как главный храм всего Киевского государства. Технически он характеризуется как пятинефный, пятиапсидный, 13-купольный храм.

Духовная суть архитектурного замысла Собора Святой Софии заключается в приобщении населения к православному миру. Близким по исполнению к этому храму является Софийский собор в Новгороде. Его строили те же мастера. Формы новгородского храма более лаконичные, он 5-купольный и обладает лишь одной лестничной башней.

Архитектура 14 века

С конца 13 — начала 14 века началось возрождение каменного военного зодчества. Были построены каменные укрепления Новгорода и Пскова, стены существующих крепостей усилились внушительными башнями над воротами и по всему периметру укреплений.

Православные храмы строились на деньги обеспеченных слоев населения, знати и бояр. Построенная в 14 веке Церковь Федора Стратилата стала классическим образцом Новгородского стиля. Ее фасад был украшен декоративными нишами с ручными росписями и вылепленными крестами.

В середине 14 века Псков сумел окончательно обособиться от Новгорода. Поскольку псковская территория была расположена на окраине государства, усиленное развитие получило оборонное зодчество. С целью поднять обороноспособность этих земель была построена крепость Изборск. Также и в самом Пскове появился каменный Кремль, периметр стен которого составлял 9 км. Все постройки, воздвигнутые в Пскове в 14 веке, можно охарактеризовать как лаконичные и суровые.

Также стоит отметить построенные Иваном Калитой Успенский и Архангельские соборы, церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору.

Архитектура 15 века

Ко второй половине 15 века Московское княжество уже стало общепризнанным политическим центром государства., по этой причине важное значение приобрело развитие архитектуры именно на этой территории.

К работе над архитектурным образом столицы были привлечены признанные зодчие Новгорода, Пскова, Владимира. Также участие принимали итальянские мастера. Например, всемирно известный архитектор и инженер Аристотель Фиораванти отправился во Владимир для изучения Успенского собора. Под его руководством началось возведение Каменного Успенского собора.

Архитектура 16 века

Вот несколько основных особенностей русской архитектуры 16 века:

  • на смену деревянному строительству пришло строительство каменное;
  • возводились и укреплялись фортификационные сооружения, т.е. военные крепости;
  • белый кирпич использовался наравне с красным;
  • начались работы по перестройке Московского Кремля, его стены были значительно укреплены;
  • началось строительство шатровых храмов и продолжилось возведение в провинции пятиглавых крестов-купольных храмов;
  • был основан Приказ каменных дел – орган управления, ведающий каменным делом;
  • работы осуществлялись с помощью подъемных механизмов.

16 век ознаменовался завершением объединения разрозненных русских земель при Василии III и трансформацией Руси в централизованное государство. Это был расцвет русского национального зодчества.

Символом архитектурного совершенства этой эпохи можно назвать Храм Вознесения в Коломенском. Это первый каменный шатровый храм и шедевр мировой архитектуры. С 19994г. здание входит в Всемирное наследие ЮНЕСКО.

Архитектура Древней Руси по областям

В каждой области Древней Руси архитектура развивалась по индивидуальному сценарию.

Новгородская архитектура

Новгородская архитектурная школа начала свое формирование в середине 11 века. Ее отличительные черты – отсутствие излишних декоративных элементов, простота, монументальность. Новгородский Софийский собор, церковь Петра и Павла на Синичьей горе и церковь Уверения Фомы на Мячине отличаются тяжеловесностью форм.

Максимальная влиятельность Новгородской республики пришлась на вторую половину 14 века. Тогда же был отмечен расцвет зодчества на этой территории. Самым ярким представителем архитектуры этого периода является православный храм церковь Федора Стратилата на Ручью. Это одноглавая четырехстолпная постройка кубического типа.

Наиболее близкой к новгородской архитектуре была архитектура псковская. При этом постройки в Пскове имели свои отличительные черты.

Киевская архитектура

Сразу после крещения Руси князь Владимир старался укрепить свое единовластие. На месте языческих капищ начали сооружаться деревянные церкви. Каменные храмы воздвигались с помощью византийских мастеров.

Дальнейшее развитие каменному зодчеству дал Ярослав Мудрый. При его правлении был построен Софийский собор, первоначально представлявший собой пятинефный крестово-купольный храм. Стоительством занимались киевские и византийские зодчие. Позднее, в 18 веке, храм был перестроен в стиле украинского барокко.

Владимиро суздальская архитектура

Владимиро-Суздальское зодчество обладает уникальными особенностями. Оно не просто продолжает традиции византийской архитектуры, но и дополняет их западноевропейскими идеями.

Европейская каменная техника была использована еще при Юрии Долгоруком. Самые известные белокаменные постройки того времени – Церковь Бориса и Глеба в Кидекше и Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском.

Владимиро-Суздальская архитектура продолжила активно развиваться и при Андрее Боголюбском, сыне Юрия Долгорукого. Памятники архитектуры этого периода – Золотые ворота, Успенский собор во Владимире и Церковь Покрова на Нерли.

Пик Владимиро-Суздальского зодчества пришелся на 12 век, времена правления Всеволода Большого Гнезда. Им был возведен Дмитриевский собор, шедевр белокаменной резьбы.

Нашествие Батыя на Русь в середине 13 века положило конец белокаменному зодчеству на этих землях.

Архитектура Московского княжества

Архитектура на территории Московского княжества начала активно развиваться в период его превращения в политический центр государства. Московские зодчие переняли традиции Владимиро-Суздальского княжества, и уже к концу 15 века сформировалась собственная московская архитектурная школа.

Во времена правления великого князя Московского Ивана III Васильевича архитектура пережила сильный подъем, связанный с политическими и экономическими успехами княжества. Тогда был построены следующие памятники архитектуры:

  • Успенский собор;
  • Благовещенский собор;
  • Архангельский собор;
  • Грановитая палата в Кремле.

В начале 16 века были возведены кремли в Туле, Коломне, Зарайске, Можайске и Серпухове.

Архитектура Древней Руси по типу строений

Отдельное внимание стоит уделить разным типам строений. С древнейших времен на Руси всегда преобладало деревянное строительство. Это было легко объяснить обилием и дешевизной лесов, нехваткой строительного камня. Каменное строительство преобладало в церковном зодчестве и было связано с крещением Руси.

Деревянная архитектура

Русское деревянное зодчество – направление традиционной архитектуры в Древней Руси. Основой деревянной архитектуры выступает сруб – сооружение, стены которого собраны из необтесанных бревен.

Традиционным примером такой постройки служит обычная крестьянская изба. Были построены и деревянные церкви. Их архитектурная выразительность достигалась за счет внушительной высоты и сложного силуэта верхних частей.

Крыши жилых деревянных строений крыли пучками соломы. Сверху их прижимали жердями и дополнительно укрепляли досками из осины. Более дорогостоящим считалось покрытие крыши из обтесанных досок. При строительстве крестьянских изб работники орудовали только топором, отсюда пошло разговорное выражение «срубить избу».

Самые первые православные храмы из дерева, построенные сразу после крещения Руси, относились к клетскому типу построек и по своей сути представляли конструкцию из 3-5 разновысотных срубов, покрытых самостоятельными кровлями.

Поскольку дерево является недолговечным материалом, до современной эпохи дошло не так много памятников деревянного зодчества, а те, что дошли, находятся в неудовлетворительном состоянии.

Храмовая архитектура

В храмовой архитектуре Древней Руси преобладал крестово-купольный тип храма. История строения таких сооружений началась с воздвижения Десятинной церкви в Киеве.

Первоначальные техники каменного строительства Древняя Русь позаимствовала у Византийской империи, и первые каменные храмы были возведены при участии приглашенных мастеров.

Подавляющая часть древнерусских крестово-купольных храмов является трехнефной. Классифицировать их можно и по числу внутренних столбов. Есть четырехстолпные, шестистолпные и восьмистолпные храмы.

Из периода 9-16 века неплохо сохранился восьмистолпный Свято-Преображенский собор Чернигова, Успенский собор Киево-Печерского монастыря, возведенный при участиии греческих архитекторов. К трехнефным соборам относится и ряд храмов Великого Новгорода.

Монголо-татарское нашествие на Русь сумело прервать активное строительство практически во всех областях государства. Следующий период расцвета храмового строительства начался в Московском княжестве.

Шатровая архитектура

Также в русском храмовом зодчестве получили распространение шатровые храмы. Вместо классического купола здание такого храма увенчивается шатром.

Шатровые храмы могли быть как деревянными, так и каменными. Каменные шатровые постройки начали возводиться к концу 16 века.

Шатер – довольно распространенная в деревянном зодчестве форма завершения церкви, поскольку передать форму купола из деревянного материала очень затруднительно, а конструкция шатра намного проще: несколько бревен соединяются в верхней части и облицовываются досками или лемехом. Шатровые храмы выделялись на фоне сел и городов своими вытянутыми силуэтами.

Каменные шатровые церкви являются уникальным творением архитектуры. По указам царей, они возводились в царских селах и имениях знати. Широкое распространение они получили к завершению 16 века.

Таблица важнейших архитектурных сооружений Древней Руси

Вот краткий перечень наиболее значимых древнерусских архитектурных сооружений периода с 9 по 16 век.

НазваниеМесто нахожденияГод возведения
Софийский соборКиевпериод с 1017 по 1022
Золотые воротаКиев1037
Успенский собор Киевско-Печерского монастыряКиев1073-1089, реконструкция после ВОВ
Михайловский соборКиев1070-1088
Троицкая надвратная церковьКиев1106
Церковь Спаса на БерестовеКиевконец 11-начало 12 века
Церковь Успения Богородины ПирогощиКиев1131-1136
Трехсвятительская церковьКиев1182-1183
Кирилловская церковьКиев1136-1140
Васильевская церковьОвруч1190
Успенский соборКанев1144
Спасо-Преображенский соборЧернигов1 половина 11 века
Борисоглебский соборЧерниговпериод с 1097 по 1123, нет точной даты
Храм святой Параскевы ПятницыЧерниговначало 13 века
Ильинская церковьЧерниговпредположительно 1069
Церковь Святого МихаилаОстерконец 11-начало 12 века
Спасо-Преображенская церковьПолоцксередина 12 века
Церковь Михаила Архангела на ПристаниСмоленск1180-1197
Храм Иоанна Богослова на ВаряжкахСмоленск1176-1180
Петропавловская церковь на ГородянкеСмоленск1146
Богородице-Рождественский соборСуздаль1005, реконструкция в 1222
Церковь Покрова на НерлиБоголюбово1165-1166
Палаты Андрея БоголюбскогоБоголюбово1158
Успенский Княгинин МонастырьВладимир1200-1202
Дмитриевский соборВладимир1194-1197
Золотые воротаВладимир1158-1164
Успенский собор во ВладимиреВладимир1158-1160
Церковь Святого ГеоргияСтарая Ладога1165
Старорусский Спасо-Преображенский мужской монастырьСтарая Русса1198
Спасо-Преображенский соборПсков1156
Собор Иоанна ПредтечиПсков1130
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на ТоргуВеликий Новгород1135
Церковь Петра и Павла на Синичьей гореВеликий Новгород1185-1192
Церковь Спаса на НередицеВеликий Новгород1198
Перынский Рождества Богородицы мужской скитВеликий Новгород1220
Церковь Благовещения в АркажахВеликий Новгород1179
Собор Рождества БогородицыВеликий Новгород1117-1122
Николо-Дворищенский соборВеликий Новгород1113

Архитектурный облик Древней Руси – видео

Древнерусское зодчество — Википедия с видео // WIKI 2

Церковь Покрова на Нерли (Покров на Нерли, XII век), выдающийся памятник владимиро-суздальской школы зодчества

Древнерусское зодчество — зодчество, получившее распространение в восточнославянских княжествах с момента первичного зарождения русской государственности в IX веке до Батыева нашествия.

До конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. Значительные навыки в области деревянного зодчества (см. русское деревянное зодчество) обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3

    Просмотров:

    2 024

    1 578

    756

  • ✪ Алексей Паевский: «Древнерусская архитектура до монгольского нашествия»

  • ✪ Экскурсия по храму праведного Иоанна Русского

  • ✪ РУССКОЕ ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО XIV-XX ВВ. АРХИТЕКТУРНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Содержание

Общая характеристика

Строительство Новгорода, Радзивилловская летопись

Городские и сельские постройки

Храмы и монастыри

Большие храмы Древней Руси, возведённые до принятия христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Древнерусского государства утвердился под влиянием византийского. Ранние православные храмы были главным образом сделаны из дерева.

Первым каменным храмом Древнерусского государства был Храм Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, известный также как Десятинная церковь, строительство которого относят к 989 году. Храм строился в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема. В первой половине XII века храм перенёс значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Крепостные и оборонительные постройки

Валы Переславского кремля в Переславле-Залесском

В истории Древней Руси укрепления играли огромную роль. Они постоянно менялись и совершенствовались в зависимости от исторической обстановки и характера вражеских нападений. Значительное влияние на архитектуру оборонительных сооружений оказывали развитие военной тактики и осадных средств[1]. С развитием экономики и производительности на Руси росло число укреплений. Их возведением занимались те же мастера, которые создавали как здания, ставшие памятниками культуры, так и обычные жилые постройки.

Большинство укреплений и крепостей в Древнерусском государстве были деревянными. По мнению историка Тихомирова, в условиях отсутствия огнестрельного оружия и слабого применения осадных орудий, такая защита была вполне достаточной[2]. Для русских укреплений того времени характерны такие части как ров, городские стены, забрала и насыпной вал. Крепости, как правило, строились на естественном возвышении, чаще всего на мысу при впадении одной реки в другую. Такое положение послужило причиной, по которой во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами». Иногда оборонительные сооружения строили у крутых и обрывистых оврагов, делавшими их недоступными с разных сторон[3]. В лесистых и болотистых местностях Северной Руси крепости располагались на невысоких холмах. В качестве прикрытий для них использовались топкие низины и болота. Для таких крепостей типичен высокий вал, как например в Дмитрове[3].

Псковский Кром (Кремль)

Основным видом городских укреплений были городские стены[4]. Они устанавливались на валах и состояли из городниц — деревянных срубов, наполненных землёй. В некоторых крепостях срубы оставляли пустыми, приспосабливая под жилье и хозяйственные нужды[4]. На верху стен имелась широкая площадка, внешнюю сторону которой прикрывали «забрала» или «заборола». В них были устроены щели для стрельбы по противнику — «скважни». Стены укреплялись «вежами» — башнями, иногда на каменном фундаменте. Также в стенах располагались ворота, количество которых зависело от размера крепости или города[5]. При этом термин «отворити ворота» означал сдачу города. В столицах княжеств присутствовало стремление к обозначению больших парадных ворот, как например Золотые ворота в Киеве или Владимире, бывшие монументальными постройками башенного характера[5]. В угрожаемых местах крепостные стены дополнялись рвом, мосты через который строили на столбах[6].

Крупные города и крепости состояли из внутренней крепости, детинца и внешних укреплений. По мере разрастания города за крепостные стены создавались новые стены, образующие новый пояс укреплений, именуемых острогом. Поддержка и обновление городских стен были важной частью жизни древнерусского города. Этим заведовал специально назначаемый человек — «городник», а население платило пошлину — «городное»[7].

См. также

Примечания

  1. ↑ ДР ГЗС, 1985, с. 167.
  2. Тихомиров М. Н., 1956, с. 233.
  3. 1 2 Тихомиров М. Н., 1956, с. 234.
  4. 1 2 ДР ГЗС, 1985, с. 168.
  5. 1 2 Тихомиров М. Н., 1956, с. 236.
  6. Тихомиров М. Н., 1956, с. 237.
  7. Тихомиров М. Н., 1956, с. 241.

Литература

  • Древняя Русь. Город, замок, село. — М.: Наука, 1985. — 429 с.
  • Заграевский С. В. Типологическое формирование и базовая классификация древнерусского церковного зодчества. — Саарбрюккен, 2015. — 150 с. — ISBN 978-3-659-80841-8.
  • Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество. — Петроград : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1916. — 408 с. Переиздание: Красовский М. В. Энциклопедия русской архитектуры : Деревянное зодчество. — СПб. : Сатисъ Держава, 2005. — 384 с.
  • Куза А. В. Малые города Древней Руси. — М.: Наука, 1989. — 168 с. — ISBN 5-02009473-0.
  • Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. — СПб.: Стройиздат, С-Петербургское отделение, 1993. — 289 с. — ISBN 5-274-00981-6.
  • Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. — Л.: Наука, 1986. — 160 с.
  • Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1948.
  • Рыбаков Б. А. Декоративно-прикладное искусство Руси X-XIII веков. — Аврора, 1971. — 118 с.
  • Тихомиров М. Н. Древнерусские города. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. — С. 233.
  • Фёдоров Г. Б. По следам древних культур. Древняя Русь. — М.: Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1953. — 403 с.

Ссылки

Псковский Кром (Кремль) Эта страница в последний раз была отредактирована 10 марта 2020 в 10:15.

Постройки Древней Руси — Ратоборцы

Во второй части обзора мы расскажем о том, что представляли собой жилые и хозяйственные постройки Древней Руси IX — XI вв., и каковы были их конструктивные особенности.

Постройки.

В целом, Новгородскую застройку середины Х — первой половины XI вв. Н. Н. Фараджева характеризует следующим образом. Четырехстенные срубы-хозяйственные постройки, ставились без фундаментных площадок и не отапливались. Более половины из них имели повышенный уровень пола: настилы полов были уложены на двухъярусные лаги или на переводины, закрепленные посредством сквозных врубок. Жилые четырехстенные и пятистенные срубы ставились в основном на фундаментных площадках. Настилы полов опирались на уложенные на землю лаги (Фараджева, 2010. С. 14).
«Полуземляночные» постройки (вместе с наземными) существуют в IX — XI вв. к югу от Верхнего Поднепровья в лесостепной зоне и в степной зоне. Диапазон их типов чрезвычайно широк. От сильно углубленных (более 1 м) построек небольшой площади с покрытыми дерном крышами (как на Новотроицком городище), до двухэтажных крупных построек, где котлован под жилищем служит в основном подклетом, хотя в него и спущены нижние венцы постройки (городище Липино). Поэтому термин «полуземлянки» очень условен и не должен вызывать представлений об архаичности таких сооружений — речь идет об обычных древнерусских традициях домостроительства; просто к югу от лесной зоны часть построек устанавливалась в углубленных в землю котлованах.

В Среднем Поднепровье в домостроительстве использовалась и срубная, и каркасно-столбовая техника, когда доски или плахи устанавливались в выбитые в каркасных опорах пазы. Причем, удается проследить даже какие-то локальные или этнические особенности домостроительства: так, носители роменской культуры использовали чаще каркасно-столбовую технику с установкой двойных опорных столбов, а носители волынцевской культуры ставили по одной опоре и предпочитали срубные постройки (Ковалевский, 2002).

Южнорусская домостроительная традиция в рамках проекта «Один в прошлом» нас интересует не так сильно. Потому подробно я на ней останавливаться не буду — просто приведу в самом конце этого обзора несколько реконструкций по памятникам Среднего Поднепровья и Левобережья Днепра.

Длинные или «большие» дома.

Классические северные избы-пятистенки, хорошо известные по материалам Новгорода, по мнению А. Н. Кирпичникова «произошли» от скандинавских длинных домов (Кирпичников, 2003. С. 71 — 72). Однако прослеживается и обратное влияние: считается, что срубная техника строительства пришла в Скандинавию из Древней Руси: «В Норвегии стало аксиомой, что данная техника проникла туда из Руси в течение или в конце эпохи викингов». (Стальсберг, 2001. С. 99).
Однако, такой тип построек был известен и местному населению Восточной Европы, как в «эпоху викингов», так и до нее. У населения дьяковской культуры «длинные дома» бытовали в первой половине I тыс. н. э. Это были крупные сооружения под двускатной крышей, державшейся на центральных столбах, разделенные на отдельные «отсеки» с открытыми очагами. Похожие постройки известны и у носителей культуры длинных курганов: достаточно крупные (5×7 м) постройки (срубные или каркасно-столбовые) с двускатной крышей, держащейся на двух рядах столбов, установленных по длинной оси посредине помещения, и с открытым очагом в центре дома. Доски пола укладывали прямо на землю.

Длинные дома Старой Ладоги.

На территории Древней Руси «большие» или длинные дома наиболее полно изучены в Старой Ладоге. Рассмотрим постройку конца IX в., раскопанную В. И. Равдоникасом и Е. А. Рябининым в 1950 — 1981 гг.

По внешним границам постройки зафиксированы длинные и массивные бревна обноски, окружавшие с трех сторон срубное жилое помещение. Северное бревно обноски имеет на концах чашевидные вырубы, в которые уложены затесанные снизу края перпендикулярных бревен; с наружной стороны обвязка дополнительно укреплена вбитыми кольями (вспомним описание фундаментных площадок по Новгороду у Н. Н. Фараджевой).

Основу постройки составляет отапливаемое жилое помещение размером 10,7Х7,45 м (площадь 77,5 кв. м). Внутри сруба выявлены остатки столбов, расположенных в 4 ряда. В центре сруба находилось отопительное сооружение — скорее всего печь, а не открытый каменный очаг. Сохранилось основание отопительного сооружения в виде прямоугольной платформы из плотной утрамбованной глины размером 3×1,3×0,25 м. Это основание с 4-х сторон обнесено каркасом из досок. Никаких валунных камней (характерных для открытых очагов) при разборе отопительного устройства не встречено.

Пол был покрыт сплошным дощатым настилом, примыкающим вплотную к опалубке печи (доски пола сохранились в центральной и угловых частях сруба).

С южной стороны жилого сруба находился вход в постройку — он отмечен дощатым настилом, примыкавшим с наружной стороны к стене жилища. В центре этого настила у входа находилась платформа из утрамбованной необожженной глины, продолжение которой зафиксировано внутри помещения. Эта подсыпка образовывала площадку высотой до середины второго венца и служила основой для деревянного приступка у входа. Дверной проем начинался с третьего венца и находился на одной линии с топкой печи.

С севера к отапливаемому помещению примыкала пристройка, основу которой составляли западное и восточное бревна обноски. На поверхности бревен обноски сохранились многочисленные пазы и вырубки, предназначенные для установки вертикальных тесанных столбов с продольными пазами для наборных стенок. Таким образом, между бревнами обноски и жилым срубом с западной и восточной стороны были сформированы закрытые продольные боковые галереи, по которым и осуществлялся доступ к хозяйственной северной пристройке. Это был закрытый со всех сторон жилищно-хозяйственный комплекс, состоявший из жилого сруба с очагом, пристройки с фронтальным бревенчатым покрытием и боковых галерей, перекрытых общей крышей.

С боковых сторон во внешних галереях зафиксированы характерные врубки для балок, на которые опирались тетивы лестниц. На основании этого Е. А. Рябинин в своей реконструкции длинного дома предполагает наличие верхней внутренней галереи в рамках жилого сруба («второго этажа»).

Крыша, судя по всему, была не дерновая, а дощатая с гидроизоляцией из длинных лент бересты. (Рябинин, 2002. С. 15 — 30).

Таким образом, в описанном длинном доме фактически совмещены две технологии — каркасная и срубная конструкции.

Старая Ладога. «Большой дом». Сводный план.

Архитектурно-археологическая реконструкция «большого дома» из Старой Ладоги с обозначением разрезов.

Реконструкция «большого дома» из Старой Ладоги. Разрез I-I.

Реконструкция «большого дома» из Старой Ладоги. Разрез II-II.

Реконструкция «большого дома» из Старой Ладоги. Разрез III-III.

Реконструкция «большого дома» из Старой Ладоги. Общий вид.

В заключение предлагаю небольшую подборку реконструкций жилых построек IX — XI вв. Среднего Поднепровья и Левобережья Днепра.

Новотроицкое городище (по И. И. Ляпушкину).

Донецкое городище (по О. Н. Енуковой).

Григоровка (по В. А. Петрашенко).

Горбово (по А. В. Григорьеву).

Шуклинское городище (по О. Н. Енуковой).

Большое Горнальское городище (по О. Н. Енуковой).

Городище Липино (по О. Н. Енуковой).

Литература:

  1. Древняя Русь. Город, замок, село. М. 1985.
  2. Кирпичников А. Н. Ладога в первые века ее истории // Кирпичников А. Н., Сарабьянов Б. Д. Старая Ладога. Древняя столица Руси. СПб. 2003.
  3. Ковалевский В. Н. Славянские жилища VIII — первой половины XI вв. в Днепро-Донском лесостепном междуречье. АКД. Воронеж. 2002.
  4. Енукова О. Н. Домостроительство населения междуречья Сейма и Псла в IX — XIII вв. Курск. 2007.
  5. Рябинин Е. А. Новые данные о «больших домах» Старой Ладоги (по материалам Земляного городища и раскопа на Варяжской улице) // Старая Ладога и проблемы археологии Северной Руси. СПб. 2002.
  6. Стальсберг А. Археологические свидетельства об отношениях между Норвегией и древней Русью в эпоху викингов: возможности и ограничения археологического изучения // Древнейшие государства Восточной Европы. 1999. М. 2001.
  7. Фараджева Н. Н. Пятистенные срубные постройки древнего Новгорода. Проблемы их сложения и эволюции // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Новгород. 1998. Вып. 12.
  8. Фараджева Н. Н. Фундаментные конструкции деревянных построек Людина конца средневекового Новгорода // Хорошие дни. Памяти А. С. Хорошева. М. 2009.
  9. Фараджева Н. Н. Постройки Людина конца средневекового Новгорода. АКД. М. 2010.
  10. Фурасьев А. Г. Климат Северо-Запада России в период славянской колонизации VIII — X вв. // Старая Ладога и проблемы археологии Северной Руси. СПб. 2002.
  11. Шенников А. А. Средневековые жилые дома на Руси и в Скандинавии. // Славяно-русские древности. Выпуск 1. Историко-археологическое изучение Древней Руси. Л., 1988. С. 113-114.

Какие постройки делали из дерева в Древней Руси?. Кто есть кто в истории России

Какие постройки делали из дерева в Древней Руси?

В течение долгого времени полагали, что основной постройкой, которую возводили из дерева древнерусские строители, была изба.

Но письменные документы и археологические раскопки показали, что в древнерусских селениях применялось более двадцати различных типов деревянных построек.

Главным типом жилища считалась изба. Но вокруг нее располагалось множество подсобных помещений: клети, медуши, погреба, стаи (хлевы), житницы и многочисленные навесы. Даже в самой избе выделялось множество частей различного назначения, каждая из которых строилась по своей технологии.

Как основу брали сруб, в котором вырубались дверные и оконные проемы. Чтобы сохранить тепло и защититься от сырости, сруб ставили на каменные или деревянные столбы. Внизу настилали прочный деревянный пол.

В северных районах изба строилась из двух этажей. На первом этаже находилась кухня и клети – небольшие помещения, в которых хранились припасы и имущество. Второй этаж использовался как жилое помещение. В нем выделялись отапливаемые горницы и неотапливаемые светлицы.

К XII веку древнерусские мастера умели класть несколько типов печей: большие, с внутренней камерой и маленькие опечки. Последние представляли собой небольшую каменную конструкцию, стоявшую на массивной деревянной подставке. Деревянные конструкции защищались от перегрева с помощью пода, изготавливавшегося из толстостенного кирпича.

В помещениях, использовавшихся для работы (мастерских, клетях) печи не строились. Тепло давали освещавшие помещение лучины и дыхание самих работающих. Исключение составляли гончарные мастерские. Но там делались печи особой конструкции, предназначенные для обжига, а не для отопления.

Важной составляющей древнерусского жилья были сени: в зимнее время они защищали избу от охлаждения, летом использовались как дополнительное рабочее помещение.

В Новгороде археологи раскопали усадьбу Олесея Гречина, жившего на рубеже XII–XIII веков. Она состояла из трехсрубного жилого дома, окруженного четырьмя хозяйственными постройками и просторной мастерской, где художник принимал заказчиков и торговал готовой продукцией.

Все помещения сообщались между собой крытыми галереями и переходами, что позволяло домочадцам и подмастерьям переходить в обычной одежде из одного места в другое даже в зимнее время года.

Особый интерес вызывают рабочие клети. Каждая из них имела тщательно продуманную планировку, точно соответствовавшую ее назначению. В столярных клетях изготавливали доски для икон. Обычно для работ привлекались почти все обитатели дома, поэтому клети не делились на отдельные помещения.

В клети, где отливались керамические заготовки и приготовлялись краски, мастера сидели в небольших закутах. Поэтому клеть разделялась на множество отдельных помещений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Правило строительства древнерусских городов. Русь открывает себя

Правило строительства древнерусских городов

Они обычно строились по следующему плану: кремль ставился на реке, а снаружи него – три (или больше) кольца церквей, храмов, монастырей, причём кольца в каком-то месте обязательно соприкасались друг с другом. По сути дела эти кольца вместе с кремлём составляли спираль. Если вы поставите карандаш на линию кремля и начнёте её вести по кругу, то шаг за шагом вы пройдёте все окружности, не отрывая карандаша от бумаги. И наоборот, поставив ручку на внешнее кольцо, вы, вращаясь вдоль окружностей колец, придёте к кремлю. Сила так и должна течь, не прерываясь нигде, свиваясь и развиваясь.

Монастыри, храмы и церкви строились не абы как, а со смыслом: каждая церковь, каждый монастырь и храм отвечали за свой участок кольца, неся охранные функции и наполняя его живой Силой.

Что означают кремль и кольца, составленные из церквей, монастырей и храмов? Они повторяют строение человека. Кремль – это тело, а кольца – тонкие тела. Это – матрешка.

Река, на которой стоит кремль, олицетворяет Силу Жизни Великого Змея Велеса/Волоса (см. [14]).

Именно Сила Жизни, которая находится в мужчине и его члене, каждый раз «соблазняет» женщину отведать плоды с древа жизни. В современном христианстве Сила Жизни представлена Духом Святым. «Соблазнившись» на своё прямое предназначение и познав мужчину, женщина рожает, и ребёнок, живя в нашем земном мире, начинает познавать добро и зло. Познав, он соединяется с Богом, то есть возвращается в рай. Наши предки создавали рай на земле, меняя разделённое внутри сознание на целостное. Целое и есть Бог.

Река для наших предков олицетворяла Силу Жизни Великого Змея Велеса, она и вьётся змейкой. В летописях написано, что русские клялись Велесом. А до середины XVII века, до реформы патриархом Никоном православия, язычество и христианство составляли одно целое, я нашёл этому множество доказательств. Именно поэтому река, как символ Силы Жизни Велеса, кремль и кольца монастырей, храмов и церквей вместе составляют одно завершенное архитектурное целое. Весь ансамбль строился так, чтобы достичь определённой цели: пробуждения человека. Запомните и проверьте сами: всё, что строили наши предки, имело целью изменение сознания человека, превращение его в целостное, Божественное.

Сам кремль – это место, которое стоит на кромке между мирами. Так показывает анализ этого слова: (см. словарь Даля). Главное назначение любого кремля было помочь умереть «я»/эго, чтобы мужчина смог превратиться в дваждырождённого, в любовь. Женщине не нужно было это делать, её изначальная суть и так сострадание и любовь. Иначе говоря, кремль – это было место, где животное начало мужчины (мужчина изначально зверь внутри) превращалось в любовь через смерть «я». Наше «я» ведь принадлежит материальному миру и включает в себя многое от животного, звериного начала.

У колец вокруг кремля было ещё и другое назначение, кроме того, чтобы питать живой силой обитателей кремля и помогать умереть их «я». С помощью этих колец наращивалось мясо, так сказать: они помогали развиваться городу, составляя его основу и также напитывая его живой силой. Поэтому эти кольца можно смело называть «кольца жизни».

Современные города лишены живой силы старинных городов, именно потому, что они строятся по другому плану.

Как вы увидите ниже, когда мы будем рассматривать схемы разных городов, во многих городах эти кольца разорваны, поскольку церкви и храмы были разрушены. Их рушили в начале царствования Романовых, их рушили и при Екатерине Второй, их любили разрушать большевики в течение всего времени своего правления. Жизненно необходимо для наших древних городов, чтобы все эти церкви были восстановлены на прежних местах и снова стали использоваться по прямому назначению. Государство и народ выиграют намного больше, потратившись на постройку этих церквей, то есть на восстановление колец жизни. Они помогут расти и развиваться нашим городам.

А теперь снова вернёмся к Суздалю и рассмотрим его строение (см. рис. 25 и 26). Как я и писал выше, в центре находится стоящий на реке Нерль кремль. Далее мы видим составленную из церквей и храмов вилу внутри неправильного кольца вала. Вилой наши предки обозначали единство и двойственность жизни на земле, а саму жизнь на земле называли виной. Вокруг кремля мы видим три составленных из храмов, монастырей и церквей кольца – кольца жизни.

Вообще же в Суздале намного больше колец.

Рис. 25. Кольца жизни в г. Суздале

Рис. 26. Кольца жизни в г. Суздале и река

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

самых высоких и старых зданий в Москве — Блог дружелюбных местных экспертов

Москва богата историей и культурой. Не менее интересна и архитектура Москвы. Более 100 высотных домов Москвы высотой от 100 до 374 метров. Более 10 самых старых построек 1420-х годов (самые старые). Наконец, сотни уникальных и известных зданий, которыми Москва может гордиться, — величественные памятники и архитектурные жемчужины разных времен и стилей.

Вот лишь часть того, что мы можем показать вам во время нашего тура по Москве.

Топ 3 самых старых зданий в Москве Россия

  • Спасо-Андроников монастырь — старейшее строение Москвы. Согласно летописям, первая деревянная церковь была возведена вместе с другими постройками монастыря в 1357 году, но пожар 1368 года сжег ее. На его месте был построен новый каменный собор, который через шестьдесят лет, между 1420 и 1425 годами, был перестроен и дошел до наших дней почти нетронутым.Роспись церкви выполнили русские легенды о иконах Андрей Рублев и Даниил Черный (Черный).
  • Успенский собор в Кремле был построен в 1326–1327 годах и был первым каменным храмом в Москве того времени. Но спустя сто лет состояние храма уже не соответствовало статусу главного храма России. Строительство нового собора началось 30 апреля 1471 года по заказу русских архитекторов Кривцова и Мышкина. Завершить работы помешала трагедия: землетрясение 20 мая 1474 года разрушило стены храма.

Иван III (Иван Великий) пригласил итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, который начал строительство с нуля. Новый собор был освящен 12 августа 1479 года. Он связан со многими ключевыми событиями в истории России. Например, в 1547 году здесь был коронован царь Иван IV (Иван Грозный, внук Ивана Великого), а со времен Петра II Успенский собор был местом коронации каждого нового российского императора, несмотря на то, что столица была переехал в г.-Петербург (с 1712 г. по Октябрь 1918 г.).

Успенский собор высотой 55 метров был самым высоким зданием в Старой Москве с 1479 по 1508 год.

Moscow buildings

Знаменитые здания Москвы

  • Грановитая палата — старейшее из сохранившихся известных зданий Москвы, использовавшихся для государственных нужд. Грановитая палата была построена в 1487–1491 годах по проекту Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Здесь проходили заседания Боярской думы и Земского собора, властных структур Древней Руси в то время.Удивительно, но царские дети могли наблюдать за великолепными приемами иностранных делегаций через специальную решетку в своей секретной комнате «Смотрильная камера». Сегодня Грановитая палата является частью резиденции президента России.
Moscow churches

Самые старые здания Москвы

Топ-3 самых высоких зданий Москвы

  • Башня Федерации самый высокий небоскреб Европы , состоящий из двух башен.

Восточная башня — 95-этажное строение высотой 373 года.7 м, завершено в 2015 году.
The West Tower — 62-этажное строение высотой 242,4 метра.
Общая площадь Башни «Федерация» составляет 442 915,2 кв.м.
В комплексе «Башня Федерация» 67 лифтов.

  • OKO Towers — комплекс зданий в Москва-Сити, разделенный на 2 части. Северная башня — первая башня, имеющая 49 этажей и высоту 245 метров. Южная башня — вторая башня с 85 этажами и высотой 354 метра. Строительство закончилось в 2015 году.ОКО Южная Башня — второй по высоте небоскреб в Европе и России.
  • Mercury City Tower — третий по высоте небоскреб в России и Европе.

Башня «Меркурий Сити Тауэр» высотой 338,8 метра была самым высоким небоскребом в Европе до 25 сентября 2014 года. Башня «Меркурий Сити», построенная на территории Московского международного делового центра, превосходила по высоте лондонский небоскреб «Осколок». »(306 м), которая в течение 4 месяцев имела статус самого высокого здания в Европе.Mercury City оказался почти на 33 метра выше своего лондонского конкурента.

Построенный 75 этажей над землей и 5 подземных этажей, общая площадь небоскреба составляет 180 000 кв.м, из которых 86 000 м² — офисные помещения класса A + и 20 000 м² — жилые апартаменты класса люкс.

Moscow in autumn

Архитектура Москвы

Список был бы неполным без самой оригинальной и уникальной архитектуры столицы России!

В Москве есть все: космополитический динамизм Нью-Йорка, очарование Парижа и история Рима.Неудивительно, что у Москвы есть прозвище «Третий Рим».

Наш гид по Москве Анна может вам многое показать! Присоединяйтесь к нам в наших турах по Москве.

Топ 8 самых оригинальных и необычных построек Москвы

Москва-Здания

Самые популярные сообщения

.

Семь самых старых зданий Москвы

  • Россия
    • Санкт-Петербург
    • Москва
    • Иркутск
    • Владивосток
  • Варшава
  • Киев
  • Бишкек
  • США
  • и т. Д.
Входит в семейство сайтов SRAS
  • О музейных исследованиях за рубежом
    • О нас
    • Об авторах
  • О группе сайтов
    • SRAS: обучение за рубежом или онлайн
    • GeoHistory: геополитика, история, новости
    • PopKult: Популярная культура
    • Музейное дело: музейное дело, высокая культура, градостроительство
    • Студенты за рубежом: Путеводители
  • Связаться
    • Электронная почта
    • Facebook
    • Твиттер
    • Instagram
    • YouTube
Museum Studies Abroad
  • Музеи
    • Путеводители по городу-музею
      • Санкт-Петербург
      • Москва
      • Владивосток
      • Бишкек
      • Иркутск
      • Киев
    • Музеи искусств
    • Этнографические музеи
    • Исторические музеи
    • Дом-музей
    • Научные музеи
  • Городские пейзажи
    • Архитектура
    • История
    • Памятники
    • Консервация
    • Общественные места
  • Арт
    • Пленка
    • Литература
    • Обращения
    • Музыка
    • Другое
    • Живопись
    • Производительность
    • Фотография
    • Печать
    • Скульптура
    • Книги и ресурсы об искусстве
  • О компании
    • О нас
    • Наши авторы
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *