По его приказу на руси стали возводить храмы кто это – Презентация к уроку (история, 3 класс) по теме: презентация к уроку окружающий мир Моё Отечество 3 класс «Времена Древней Руси»

Устроено с умом: почему на Руси строили храмы во имя Божественной мудрости | Статьи

14 сентября 1052 года был освящен старейший из сохранившихся на Руси каменных храмов — собор Святой Софии в Новгороде. Вторую четверть XI века — время правления Ярослава Владимировича — можно назвать переломной эпохой в истории Руси. Его отец князь Владимир Святославович провозгласил свою страну христианской державой, но на деле Русь в основном оставалась языческой. И наследнику князя-крестителя Ярославу пришлось приложить немалые усилия, чтобы православие по-настоящему вошло в души славян. Одним из этапов этого пути стало создание великолепных каменных храмов в честь Святой Софии в трех главных городах Руси — Киеве, Новгороде и Полоцке. «Известия» — о старейшем храме северо-восточной России, Софии Новгородской.

Новые времена

Князь Владимир Святославович в памяти исторической и народной всё же остался скорее последним варяжским конунгом, нежели православным государем. И его былинный альтер-эго Красно Солнышко пирует с дружиной и заезжими богатырями, совершенно не заботясь о христианском смирении и воздержании. Ярослав же — иное дело. Несмотря на то что в его биографии историки находят множество белых пятен, он воспринимается уже как благочестивый православный монарх, строитель храмов и основатель монастырей, покровитель книжных наук и искусств, создатель Церковного устава и «Русской правды» — первого свода законов. Ярослав породнился с доброй половиной европейских дворов, выдавая замуж своих дочерей и подыскивая заморских жен многочисленным сыновьям. В официальной истории Российской империи ему было отведено место создателя православной державы, что впоследствии было подчеркнуто появившемся в середине XIX веке прозвищем Мудрый.

123

Фото: commons.wikimedia.org

Князь Ярослав Мудрый. Портрет из Царского титулярника, XVII век

Ярослав мечтал превратить Киев в новую столицу мирового православия, наследницу Иерусалима и Константинополя. Но для этого город должен был обладать соответствующими атрибутами. Отсюда и строительство Золотых ворот, и учреждение монастырей Георгиевского и Ирининского, точно как в Царьграде. Любой путник, вошедший в Золотые ворота столицы Византии, проходил между этими монастырями и приходил к главному храму города — Святой Софии. У Ярослава выбора не оставалось — нужно было строить аналогичный собор в Киеве.

Премудрость Божия

Софию Константинопольскую по приказу императора Юстиниана построили великие зодчие Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Это было самое грандиозное и великолепное здание на земле, производившее неизгладимое впечатление на людей и тем подтверждавшее величие православия и могущество византийского императора. На Руси тогда еще не строили больших каменных зданий. К тому же сооружение храма требовало знания церковного канона. Поэтому Ярослав вынужден был обратиться за помощью к грекам.

Интересно, что к началу XI века деревянные церкви в честь Софии — Премудрости Господней уже существовали и в Киеве, и в Новгороде. Первую построила Ольга, о чем говорится в Иоакимовской летописи. Про вторую мы знаем из текста Первой новгородской летописи:

Автор цитаты

«Постави владыка епископ Иоаким первую церковь деревянную дубовую святыя Софии, имущу верх 13; и стояла 60 лет. И поднялася от огня в лето 1049 марта в 4 день»

Киевский храм был сожжен в 1017 году во время княжеской междоусобицы, вспыхнувшей после смерти Владимира. Считается, что сожгли его поляки Болеслава Храброго — союзника Святополка, боровшегося против Ярослава. Столкновения между братьями продолжались еще много лет, из-за чего Ярослав, даже став официально Великим князем Киевским, предпочитал жить в Новгороде. Лишь в 1036 году, после смерти брата Мстислава, он окончательно вернулся в Киев. Тогда-то князь и пригласил византийских мастеров.

Софийский собор в Киеве

Фото: commons.wikimedia.org/Rbrechko

Мы не знаем, кто они были по происхождению — сведений об этом не сохранилось. Достоверно известно, что с 1036 по 1044 год иноземные мастера строят в Киеве несколько зданий, прежде всего Золотые ворота и Софию Киевскую. А потом отправляются на север, в Новгород, чтобы там возвести еще один храм в честь Премудрости Господней.

Новгородским князем в это время был старший сын Ярослава Владимир. В летописи за 1045 год сказано, что князем Владимиром и прибывшими из Киева каменщиками

Автор цитаты

«заложена бысть святая София Новегорода», а в 1050 году «священа бысть церкви София в Новегороде месяца сентября 14 на Воздвижение Честнаго Креста, повелением великого князя Ярослава Владимировича Киевского и Всея Руси и сына его князя Владимира Ярославича»

Всего через 20 дней после освящения храма совсем еще молодой князь Владимир, которому едва перевалило за 30, скоропостижно скончался. Он стал первым, кого похоронили в Софийском соборе.

Большинство ученых считают, что инициатором строительства Новгородской Софии был не Владимир, а его отец Ярослав. По летописным сведениям, он с супругой Ириной (Ингигерда — дочь первого христианского короля Швеции Олафа Шётконунга) даже приехал на закладку храма, хотя путь от Киева до Новгорода неблизкий. «Смотри, Соломон, я превзошел тебя!» — сказал, по преданию, Юстиниан, заходя впервые в Софию Константинопольскую. Ярослав не соревновался с предшественниками в величине и богатстве храма, зато он основывал уже вторую Софию и, видимо, уже держал в голове третью, которую та же бригада будет строить в Полоцке.

Божественная мудрость (именно так Σοφία переводится с греческого) распространялась по Руси, а князь Ярослав и его отец Владимир-креститель вставали в один ряд с великими христианскими монархами и библейскими пророками. Ведь не случайно сподвижник Ярослава митрополит Иларион в своем «Слове о законе и благодати» описывает крещение Руси именно как приход Премудрости Божией, то есть Софии.

Вид на Софийский собор в Великом Новгороде

Фото: ТАСС/Максим Григорьев

Автор цитаты

«Итак, властители народов, если вы услаждаетесь престолами и скипетрами, то почтите премудрость, чтобы вам царствовать вовеки… Множество мудрых — спасение миру, и царь разумный — благосостояние народа»

Соломон называет Божественную мудрость «художницей всего», «дыханием силы Божией и чистым излиянием славы Вседержителя», «образом благости Его». Это продолжение идеи античного Логоса или талмудического Руах ха-Кодеш (Святого Духа). В православии к XI веку закрепилась точка зрения, связывавшая Софию с Христом и Приснодевой. Классической формулировкой стала «Премудрость созда Себе дом», где под домом понималась Богоматерь, а под Премудростью — воплощенный Бог-Сын.

Где София — там Новгород

Мысль, заложенная в архитектуре новгородского храма, по сей день остается загадкой. Киевская София отражала византийские традиции и имела 13 глав: центральная, самая большая, ассоциировалась со Спасителем, а двенадцать других — с апостолами. Четыре купола вокруг центрального — в память о евангелистах Матфее, Марке, Луке и Иоанне. Свод киевского храма, как и обоих его собратьев, держался на 12 колоннах, как православие стояло на плечах учеников христовых. Деревянная новгородская София тоже имела 13 куполов, но в каменной — шесть куполов!

Идея пяти, возвышающихся над собором, вполне традиционна: Спаситель и евангелисты, а символика шестого, установленного над лестничной башней, непонятна. Письменных сведений не сохранилось, устной традиции — тоже, поэтому ученые и богословы спорят уже почти тысячу лет. Возможно, это был какой-то замысел самого Ярослава и касался он всех трех храмов Софии, поскольку построенный теми же византийскими мастерами храм в Полоцке тоже был необычным — он имел семь глав! То есть суммарно новгородский и полоцкий храмы по числу куполов были равны киевскому.

Купола Софийского собора в Великом Новгороде

Фото: commons.wikimedia.org

Новгородский храм удивительно строг и гармоничен. В нем лишь отдаленно чувствуется влияние византийской традиции, но вместе с тем прослеживается суровая простота русского Севера. Не случайно его пропорции и форма лягут в основу церковного строительного канона, который тогда только начинал формироваться на Руси. Для постройки стен храма использовались местный известняк, гранитные валуны, плинфа. Штукатурки на внешних стенах храма изначально не было.

По словам замечательного новгородского реставратора Григория Штендера, всю жизнь посвятившего изучению и воссозданию облика древних храмов, «каменные стены представляли гигантскую цветную мозаику из фиолетово-серых, зеленых и желтых тончайших оттенков камней, оправленных в розовую основу гладко заполированного раствора, кирпичных орнаментов и цветных покрасок, создававших общий жизнерадостный настрой, свойственный народному искусству». Кирпич применялся для создания самых сложных мест: апсид, арочных сводов, барабанов, лопаток и т.д. Купола собора первоначально имели более простую шлемовидную форму. Они были черными (центральный позолочен в XV веке), что дополнительно придавало храму аскетизм и строгость.

Внутреннее убранство Софийского собора в Великом Новгороде

Фото: РИА Новости/Сергей Мамонтов

Внутри стены храма были покрыты цемянковым раствором (известковый раствор с примесью толченого кирпича, что придавало ему нежный розовый оттенок) и почти полностью расписаны. Некоторые фрески XI века сохранилась поныне (в основном на Мартириевой паперти), но большая часть была утрачена и заменена на новые. Сохранились и удивительные граффити — надписи на стенах, которые в разное время делали простые люди. Их более 800.

Магдебургские (Корсунские) врата Софийского собора в Великом Новгороде

Фото: РИА Новости/Сергей Мамонтов

Отдельного внимания заслуживают Магдебургские врата, которые также называют Корсунскими, Плоцкими или Сигтунскими. Покрытые великолепными рельефными изображениями сцен из Евангелия, врата в течение нескольких веков служили торжественным входом в собор.

Происхождение их доподлинно неизвестно, но, по традиционной версии, они были сделаны в 1153 году в городе Магдебурге, а в собор попали как военный трофей новгородцев, ходивших в 1187 году на шведскую столицу Сигтуну. Впрочем, некоторые исследователи считают их изделием не западноевропейских, а византийских или даже новгородских мастеров.

Легенды святой Софии

За тысячу лет храм многое пережил, и часть его богатой истории приобрела легендарный, порой даже мистический характер. Например, существует легенда об иконе Пресвятой Богородицы «Знамение», на которой изображена Дева Мария с поднятыми к небесам руками и с младенцем Иисусом на груди. В 1169 году войска суздальского князя Андрея Боголюбского окружили Новгород. Враги были сильнее, и защитники города с величайшим трудом отбивали атаки. Но их становилось всё меньше, и новгородцам оставалось уповать на чудо.

Настоятель Софийского собора Иоанн много дней безустанно взывал к Господу о помощи. И вдруг он услышал голос, который велел ему взять из храма икону Богородицы и вынести ее на крепостную стену. Иоанн немедленно пошел за ней, и в этот момент сами собой зазвонили соборные колокола. Икону установили на стене ликом к противникам, которые стали обстреливать процессию из луков. И одна стрела попала в изображение Девы Марии. Тогда

икона сама обратилась лицевой стороной к Новгороду, и из нее потекли слезы… А на осаждающих город суздальцев нашел морок, они ослепли и стали избивать своих же товарищей. В ужасе и смятении враг бежал. Документальных подтверждений легенда не имеет, но следы от стрел на иконе есть.

123

Фото: commons.wikimedia.org

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение»

Еще одна легенда связана со временами Ивана Грозного, наверное, самыми страшными для новгородцев. Тогда царь отдал город на разграбление своим опричникам, и Волхов стал красным от крови. В разгар ужасной расправы на крест храма сел голубь и, увидев страшную картину, окаменел от страха. А вскоре к одному из местных монахов во сне снизошла Богородица и сказала, что голубь послан Новгороду в знак защиты.

«Пока голубь будет на кресте Святой Софии, быть и городу в безопасности». Голубь и сегодня сидит на кресте — но в ХХ веке покинул его на несколько десятилетий.

15 августа 1941 года фашистские войска заняли Новгород. После артобстрелов крест с голубем был поврежден и повис на крепежных тросах, немецкий комендант города распорядился снять его совсем. Ценности из собора планово вывозились в Германию, а солдаты вермахта и испанской «Голубой дивизии» растаскивали золотую обшивку купола на сувениры. «Освободители от ига большевизма» вели себя как настоящие варвары, подчистую разграбив собор. Крест с голубем был отправлен в Испанию как трофей, после войны следы его затерялись. Лишь в 2002 году выяснилось, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. После встречи президента России и короля Испании двумя годами спустя реликвия была торжественно возвращена на родину.

Испанцам была подарена точная копия, изготовленная по заказу администрации области, — всё же бывшие оккупанты относились к священному символу со всем возможным уважением.

Голубь на кресте центрального купола Софийского собора в Великом Новгороде

Фото: commons.wikimedia.org

Почитание Божественной мудрости не прижилось на Руси, оказавшись слишком сложным для простых людей, и вскоре было вытеснено более понятным культом Богоматери. Князь Андрей Боголюбский, когда переедет во Владимир и сделает его новой столицей, рядом с традиционными Золотыми воротами поставит уже не храм Софии, а кафедральный Успенский собор. И лишь новгородская София будет напоминать нам о благих мечтах князя, которого вовсе не случайно называли Мудрым.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

iz.ru

Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси

Святой равноапостольный Владимир — язычник, принявший Христа всем сердцем и полностью изменивший свою жизнь; князь-завоеватель, обративший Русь в православную веру; прототип былинного персонажа — Владимира Красное Солнышко; святой, в честь которого в нашей стране построено множество храмов. Мы расскажем о жизни великого князя и о Крещении Руси.

 

Святой равноапостольный князь Владимир

Святой равноапостольный князь Владимир

Князь Владимир I Святославич— внук великой княгини Ольги (прославленная Церковью как равноапостольная святая) и сын великого князя Святослава Игоревича.

Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.

Именно равноапостольный князь Владимир, во святом крещении Василий, — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель.

Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей. Цари и князья, просвещавшие свой народ светом Христовым, часто прославляются именно как равноапостольные. Например, великая княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, которая стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру.

Когда празднуется память святого равноапостольного Владимира

Память святого равноапостольного князя Владимира празднуется в день его смерти — 28 июля по новому стилю (15 июля по старому стилю, или по Юлианскому календарю).

Годы правления князя Владимира Святославича

Князь Владимир Святославич правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он  княжил в Новогороде, потом, с 978 и до 1015-го (год смерти), в Киеве, столице Киевской Руси.

Князь Владимир — язычник

Будущий креститель Руси родился в браке великого князя Святослава Игоревича с Малушей, которая была родом из древлян. Древляне — то самое племя, которому великая княгиня Ольга жестоко мстила за убийство своего мужа, князя Игоря. По преданию, Малуша была ключницей княгини Ольги.

В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол. В народе он прославился как завоеватель земель. В 980 году он отвоевал Киев у собственного брата — Ярополка. Кроме того, Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, ятвягов, радимичей; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.

До принятия святого крещения князь Владимир был язычником. Его бабушка, княгиня Ольга, не передала свою новую веру — христианство — сыну и внуку. Поэтому великому князю Владимиру Святославичу предстояло пройти по ее стопам — обрести Христа после долгих лет греховной жизни и духовных исканий.

В период язычества у Владимира было несколько жен и множество наложниц в разных городах. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Как пишет летопись, «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам… И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера. Уже после принятия христианства и Крещения Руси будущий равноапостольный святой воздвиг на месте гибели мучеников знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Крещение князя Владимира Святославича

Многие историки считают, что великий князь Владимирвыбрал православное христианство среди нескольких других религий. Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений. Болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков. Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия. Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевского Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.

Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».

Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. А у Византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина. В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».

Крещение Руси

Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.

После крещения князь Владимир вернулся в Киев и привез с собой из заморских земель православных священников. Первыми они крестили в новую веру сыновей Владимира Святославича, потом бояр. Источник, где их крестили, стал называться Крещатиком.

Великий князь начал активно бороться с язычеством. По его приказу рубили идолов, которых он сам еще недавно установил в столице Руси. Капище в центре Киева представляло собой композицию из статуй шести главных богов славянского языческого пантеона: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Как говорит предание, фигуру Перуна привязали к конскому хвосту и сбросили в реку Днепр.

По инициативе князя-христианина священнослужители рассказывали народу о Христе и Евангелии. Итогом проповеди стал приказ Владимира Святославича всем гражданам явиться в Киев, на берег Днепра, чтобы принять святое крещение. Это событие стало первым в череде массовых крещений на Руси.

Далее крестился Новгород. Затем последовали Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Смоленск, Псков, Луцк и другие города. Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

В советской историографии всегда находилось место для иронии по поводу якобы насильного и формального массового крещения Руси, но упрямые исторические факты говорят об обратном. Для такого массового события оно было невероятно мирным и практически сразу было глубоко воспринято в народной жизни.

Монеты князя Владимира

Во время своего правления князь Владимир, по примеру Византии, начал чеканить монеты — впервые на Руси. Их делали из золота и серебра, и назывались они, соответственно, «златник» и «сребреник». На монетах изображался князь, сидящий на престоле, и было написано: «Владимѣръ на столѣ», что в переводе значит «Владимир на престоле».

Основание города Владимира

Историки расходятся во мнении, кто основал город Владимир (Владимир на Клязьме). По одной версии, город основал в 990 году сам великий князь Владимир Святославич. По другой, в 1108 году — князь Владимир Мономах.

В пользу основания города святым равноапостольным князем Владимиром говорят упоминания о нем в нескольких летописях. Это Супрасльская, Густынская, Ермолинская и некоторые другие летописи.

Десятинная церковь — церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве

Десятинную церковь в Киеве построили по указу святого равноапостольного князя Владимира. «Повесть временных лет» пишет: «Лето 6497 (989 г.) помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы, и послав, преведе мастеры от Грек. И наченшю же созидати, и яко сконча, украси иконами».

Выходцы из Византии строили церковь 7 лет. В 996-м году ее освятили в честь Божией Матери. Великий князь определил на содержание храма десятую часть своих доходов, поэтому церковь получила название Десятинной.

В храм перенесли мощи великой княгини Ольги, бабушки князя Владимира Святославича. Здесь же позже святой Владимир похоронил свою жену Анну.

В 1240 году монголы под предводительством Батыя разрушили Киев. От Десятинного храма остались южный придел и кусок стены. Развалины простояли нетронутыми четыре века, и лишь в 1636-м году митрополит Петр Могила решил «Десятинную церковь Пресвятой Девы, находящуюся у ворот киевских, выкопать из мрака и открыть дневному свету». В храме возобновились богослужения.

Именно митрополит Петр Могила обнаружил среди развалин два саркофага, а в них — останки двух людей. В течение нескольких столетий они почитались как принадлежавшие князю Владимиру и княгине Анне, сейчас же полностью утрачены.

В 1828 на месте первой Десятинной церкви начали возводить новую, по проекту архитектора Василия Стасова. Построили храм за 14 лет, но простоять ему было суждено недолго. В 1936-ом здание разобрали на кирпичи. В 1938—39 годах научная группа Института истории материальной культуры АН СССР провела раскопки и нашла фрагменты фрескового и мозаичного украшения древнего храма, каменные гробницы и остатки фундамента.
Современные археологи продолжают раскопки на месте Десятинной церкви.

Владимир Красное Солнышко

Владимир Красное Солнышко — именно так, по преданию, называли в народе святого равноапостольного князя Владимира. Как считают исследователи, этот былинный образ — скорее, собирательный, то есть его нельзя в полной мере отнести ни к одной исторической персоне.

В былинах Владимир Красное Солнышко — это глава всех богатырей, но при этом сам не богатырь. Возможно, великий князь, или же вовсе мифический персонаж — Дажьбог, бог солнца у славян-язычников.

Кроме былин, мы встречаем упоминания о Владимире Красном Солнышке в так называемой Голубиной книге (восточно-славянский народный духовный стих конца XV — начала XVI века). Там его зовут Володарь, Володимер, Володимир Сыславич, Володумор.

Смерть и мощи святого равноапостольного Владимира

Великий князь Владимир скончался после болезни 15 июля 1015 года (28 июля по новому стилю). Его похоронили в основанной им Десятинной церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Саркофаги Владимира и его супруги Анны были изготовлены из мрамора и стояли в центре храма.

В 1240 году Десятинная церковь была разрушена монголами. В 1632—36 годах в Киеве начали разбирать руины древнего храма и обнаружили мраморные гробницы. Мощи святого равноапостольного Владимира и его жены извлекли и вновь похоронили. Спустя два столетия, в 1826 году, исследователи снова вскрыли могилы и раздали мощи в киевские и московские храмы. Сейчас останки супругов утрачены, и современные исследователи и вовсе сомневаются, что в XVII веке среди руин нашли саркофаги именно Владимира и Анны.

Прославление князя Владимира в лике святых

Точная дата канонизации святого равноапостольного Владимира ученым не известна. Некоторые исследователи предполагают, что почитать Владимира Святославича как святого начали вместе с его сыновьями — святыми Борисом и Глебом. Другие специалисты считают, что житийные рассказы об обращении Владимира в христианство появились сразу после его смерти. Как бы то ни было, к середине XII века он еще не был официально канонизирован.

Но уже XIV веке все Прологи и богослужебные книги упоминают о дне памяти святого равноапостольного Владимира — 15 июля (28 июля по новому стилю). Скорее всего, канонизация состоялась во второй половине XIII века.

Ключевым событием в развитии церковного почитания святого Владимира стали торжества по случаю 900-летия Крещения Руси в 1888 году. Тогда же были построены несколько Князь-Владимирских храмов, например, Владимирский собор в Киеве.

Икона святого равноапостольного Владимира

Иконография святого равноапостольного Владимира — традиционная для всех равноапостольных святых. Равноапостольные — те святые, которые служили Господу, просвещая людей светом Христовым. Например (если речь идет о святых князьях и царях), обращали в христианство граждан страны, в которой царствовали. Эти святые уподобляются апостолам — за распространение Евангелия. Это и святая Мария Магдалина; и император Константин и его мать царица Елена; и святая Нина, просветительница Грузии; и великая княгиня Ольга; и князь Владимир, крестивший Русь.

Равноапостольного князя Владимира традиционно изображают на иконах стоящим. В правой руке у него — крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке — свиток или меч.

Еще один традиционный образ святого Владимира — вместе со святой равноапостольной Ольгой, первой правительницей на Руси, принявшей христианство.

Тропарь равноапостольному великому князю Владимиру

глас 4

Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола седя матере градов, богоспасаемаго Киева: испытуя же и посылая к Царскому граду уведети православную веру, обрел еси безценный бисер – Христа, избравшаго тя, яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Темже празднуем твое успение, людие твои суще, моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых.

Кондак равноапостольному великому князю Владимиру

глас 8

Подобствовав великому апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире, вся яко младенческая мудрования, яже о идолех тщания, оставль, яко муж совершенный, украсился еси Божественнаго Крещения багряницею, и ныне, Спасу Христу в веселии предстоя, моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых.

Молитва первая святому равноапостольному князю Владимиру

О великий угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный, равноапостольный княже Владимире! Ты отринул еси зловерие и нечестие языческое, уверовал еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и, восприяв Святое Крещение, просветил еси светом Божественныя веры и благочестия всю страну Русскую. Славяще убо и благодаряще Премилосердаго Творца и Спасителя нашего, славим, благодарим и тя, просветителю наш и отче, яко тобою познахом спасительную веру Христову и крестихомся во Имя Пресвятыя и Пребожественныя Троицы: тою верою избавихомся от праведнаго осуждения Божия, вечнаго рабства диаволя и адова мучительства: тою верою восприяхом благодать всыновления Богу и надежду наследования Небеснаго блаженства. Ты еси первый вождь наш к Начальнику и Совершителю нашего вечнаго спасения Господу Иисусу Христу; ты еси теплый молитвенник и ходатай о стране Русской, о воинстве и о всех людех. Не может язык наш изобразити величие и высоту благодеяний, тобою излиянных на землю нашу, отцев и праотцев наших и на нас, недостойных. О всеблагий отче и просветителю наш! Призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас, по милости Своей, да всадит в сердце наше спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, благосерде, Человеколюбца Господа, да пробавит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла, да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо же Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в стране нашей во всех концех ея, да упразднятся вся ереси и расколы, да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святому равноапостольному князю Владимиру

О великий угодниче Божий, равноапостольный княже Владимире! Призри на немощи наши и умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша покаяние и спасительный страх Божий, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже оставити нам стези нечестия и на путь спасения обратитися, неуклонно же заповеди Божия творити и уставы Святыя Церкве соблюдати. Моли, благосерде, Человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою: да избавит нас от смертоносных болезней и от всякаго зла, да сохранит и спасет рабов Божиих (имена) от всех козней и наветов вражиих и да все мы сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков.

Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге

Собор святого равноапостольного князя Владимира находится в Санкт-Петербурге на улице Блохина, 26.

В самом начале XVIII века, сразу после основания города, на этом месте построили деревянный храм, предшественник Князь-Владимирского собора. Это была трехпрестольная мазанковая церковь. Главный престол освятили в честь Успения Богородицы; богослужения совершали в присутствии императора Петра I. По царскому указу, церковь получила статус собора.

В 1740 году рядом с Успенским собором начали строить одноглавый каменный храм, но через два года, когда на престол взошла Елизаветы Петровна, строительство заморозили. Проект переделали — в 1766-ом по чертежам архитектора Ринальди начали возводить пятиглавый собор с трехъярусной колокольней. К 1772 году строительство прервал пожар — огонь уничтожил старинный деревянный Успенский собор и повредил строящийся каменный. Закончили строительство лишь 1 октября 1789 года. Собор освятили в честь святого равноапостольного князя Владимира.

В 1940—2001 годах в Князь-Владимирском соборе хранилась икона Казанской Божией Матери. Сейчас она возвращена в Казанский собор.

Владимирский собор в Киеве

Владимирский собор был построен в Киеве по просьбе митрополита Киевского и Галицкого Филарета, с которой он в 1852 году обратился к императору Николаю I. Храм строился на благотворительные пожертвования по проекту архитектора Ивана Штрома.

Сбор пожертвований шел очень медленно, но когда в 1857 году проектом заинтересовался новый император Александр II, дело сдвинулось с мертвой точки. Смету переделали: храм решили строить меньшего размера и по другому проекту — архитектора Александра Беретти. Первый камень в фундамент собора заложили в 1862-ом, в день празднования памяти святого равноапостольного князя Владимира.

В 1866 году, когда здание было почти готово — оставалось установить купола, стены вдруг дали трещины. Работы заморозили и создали специальный технический комитет из ведущих киевских архитекторов. Из Петербурга прибыл Иван Штром, автор первоначального проекта собора. Он нашел ошибки в чертежах.

В итоге строящемуся собору снова поменяли архитектора. Владимир Николаев закончил двадцатилетнее строительство в 1882 году. Для росписей Свято-Владимирского собора пригласили Виктора Васнецова, Михаила Нестерова и других художников. Освятили храм в 1896 году, в присутствии императора Николая II и его семьи.

В годы советской власти собор не разрушили, но с 1929-го разместили в нем Музей антирелигиозной пропаганды. В период немецкой оккупации в Великую Отечественную войну Свято-Владимирский собор оставался действующим. Сейчас он принадлежит неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Московский Епархиальный дом с храмом святого князя Владимира

Московский Епархиальный дом находится практически на Садовом кольце в Лиховом переулке, 6.

Это здание, построенное новомучеником святым митрополитом Владимиром в 1901 году для целей народного просвещения, в 1917–1918 годах использовалось для проведения заседаний исторического Поместного Собора Русской Православной Церкви, в нем располагались Епархиальная библиотека, музей, а с 1918 года Богословский институт.

В 1920-е годы Епархиальный дом был закрыт, разграблен, передан центральной студии документальных фильмов и изуродован перестройкой. В 2003 году мемориальное здание было незаконно продано в частные руки в результате ложного банкротства.

Возвращение здания государству стало возможным благодаря объединенным поистине героическим усилиям сотрудников госадминистрации, юристов и членов Попечительского совета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). Было проведено более 30 арбитражных судов, выплачено более 2 млн. долларов.

В настоящее время получено распоряжение Росимущества и заключен договор о праве ПСТГУ на безвозмездное пользование зданием. К 1000-летию со дня кончины св. князя Владимира, которое будет отмечаться в 2015 году, здание должно быть полностью отреставрировано. Это единственный большой (есть еще только приделы и домовые храмы) Владимирский храм в Москве.

Рекомендовано для использования на уроках ОПК. 

На анонсе – Крещение Владимира. Фреска В. М. Васнецова. Источник ru.wikipedia.org

 

foma.ru

Почему главные храмы Руси — Успенские?

28 августа Православная Церковь празднует один из главных праздников – Успение Пресвятой Богородицы. Замечено, что на Руси именно в честь Успения освящено больше всего соборов и храмов. Почему именно это событие в жизни Богоматери так повлияло на русское храмостроительство нам рассказала кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры Культурологии ПСТГУ Наталья Эдуардовна Юферева  успенский собор

Фото www .wikipedia.org/wiki

– На мой взгляд, объяснение этого феномена может лежать в двух плоскостях: в культурной традиции и в религиозном сознании.

Что касается культурной традиции, то она закладывается с самого начала христианского храмостроительства на Руси. Первый каменный храм (так называемая Десятинная церковь) был посвящен Богородице, правда, нет сведений, какому именно Богородичному празднику, но само посвящение уже показательно: оно говорит об особом отношении русского народа к заступничеству Божьей Матери. Главный храм Киевской Руси именуется Софийским собором (по аналогии с главным Византийским храмом – Софией Константинопольской). Во втором по величине городе Киевской Руси, Новгороде, в XI веке тоже строится Софийский собор. И тут я люблю задавать студентам каверзный вопрос: а когда в этих Софийских соборах отмечаются престольные праздники? Каких только ответов я не слышала! За несколько лет единственная студентка случайно ответила правильно: «Может быть, в какие-то Богородичные праздники? Успение или Рождество Богородицы…»* (См. примечание редакции).

Софийский собор

Софийский собор, Новгород wikipedia.org/wiki

Действительно, престольные праздники в русских Софийских соборах приходятся на Богородичные – на Рождество Богородицы в Киеве и на Ее Успение в Новгороде. И это очень важно для понимания традиции храмовых посвящений на Руси. Ведь когда князь Андрей Боголюбский задумал перенести столицу из Киева во Владимир-на-Клязьме, что он сделал? Прежде всего, построил каменный Успенский собор как будущий кафедральный собор Руси. Его мечте о стольном граде Владимире не суждено было сбыться, однако, когда русской столицей стал один из городов Владимиро-Суздальского княжества (Москва), то был возведен именно Успенский собор как главный храм Московской Руси. Преемственность посвящения между домонгольским «почти кафедральным» собором и кафедральным собором объединенного русского государства налицо. В новом государстве уже не стало разделения на княжества, а вместе с тем (в культурном аспекте) – и на художественные школы (иконописные, архитектурные). Все и вся подчинялись теперь Москве, она задавала политический, культурный, идеологический тон. И вот, по всем градам и весям стали строить большие соборы и малые храмы, посвящая их Успению Божьей Матери – по образу и подобию Успенского собора Московского Кремля. Мне кажется, именно в этом стремлении к подобию (характерному для средневекового сознания вообще) кроется культурная суть традиции посвящения русских храмов Успению Божьей Матери.

Успенский собор

«Успенский собор Владимир 2011» , Фото Glavkom NN – собственная работа. http://ru.wikipedia.org/wiki/

Что же касается религиозного аспекта феномена столь широкого распространения Успенских храмов на Руси, то разгадка, думаю, находится в словах тропаря самого праздника: «…во Успении мира не оставила еси, Богородице». Суть того явления, о котором я хочу сказать, шире сугубо христианских представлений. В человеке заложено сознание, что именно усопший может оказать в нашем земном существовании какую-то особенную помощь – сверхъестественную, какую не смог бы оказать живой. На этом православная молитва к святым и даже иногда к своим умершим родственникам, о которых мы думаем, что они угодили Богу и имеют теперь перед Ним молитвенное дерзновение… Может быть, именно отсюда у русского народа такое особое отношение к празднику Успения Божьей Матери как к моменту некоего преображения Богородицы в Заступницу рода христианского. Ведь только во Успении Своем Пречистая и получает сверхъестественную возможность помогать всем и каждому на этой земле, кто обращается к Ней в молитве.

успенский собор

Успенский собор г Ярославля. Фото ww.flikr.com, Alexxx Malev

* Прим. ред – В православии Софийские храмы всегда посвящались Господу Иисусу Христу – Премудрости (Софии) Бога-Отца. В России после XVII века с Софией стала отождествляться Пресвятая Богородица. Таким образом, в русском православии сложилась традиция, когда храмы были посвящены Господу, но главные (престольные) торжества в них отмечались в Богородичные праздники.  

Фото на заставке: www.fliсkr.com, thisisbossi

foma.ru

Ответы на обучающий тест Московская русь

Укажите фамилии руководителей Второго ополчения, освободившего Москву от польских интервентов.

Минин Пожарский

Укажите, какой новый титул принял царь Алексей Михайлович.

Царь, Государь, Великий князь всея Великия и Малыя России самодержец

Укажите фамилию человека, выдававшего себя за Лжедмитрия I. Отрепьев

Укажите,в чье правление в России было введено новое обложение — подворное.

Федор Алексеевич 

Назовите фамилию нового русского царя Михаила Федоровича,избранного на Земском соборе 1613г. Романов 

По церквям разослали «память»: отныне креститься тремя перстами, земные поклоны заменить поясными. С каким событием русской истории связаны эти нововведения? -раскол

Назовите феодальное военнослужилое сословие в России.

Дворяне 

Назовите имя патриархаинициатора Смоленской войны России сПольшей.

-Филарет

Назовите новый вид промышленного производствапоявившийся в XVII в. –мануфактуры

Назовите село близ Тихвина, где в 1617 гбыл подписан мир между Россией и Швецией. –Столбово

Назовите литературное название стрелецкого бунта в Москве в 1682 г. : Хованщина

.Назовите фамилию руководителя русского войска вовремя Крымских походов в 1687 и 1689 гг. : Голицын.

Укажите, какое название получило восстание 1662 г. в Москве. — Медный бунт.

)В царствование какого русского государя происходила война под предводительством С. Разина: Алексей Михайлович

Назовите форму правленияпри которой верховная власть вгосударстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. –абсолютизм

)Укажите год свержения Русью ордынского ига:1480 

Из приведенных ниже дат подчеркните дату окончательного закрепощения крестьян: 1649

Назовите фамилию первой жены царя Алексея Михайловича.

Милославская

Укажите название одного из направлений внутри православной церкви в конце XV в., представители которого считали, что душу спасти можно только добрыми личными делами, а также монахам нельзя владеть населенными крестьянами землями и сами монахи должны непрестанно трудиться, добывая пропитание личным трудом. -Нестяжатели

Укажите собирательное название противников церковной реформы середины XVII в. -старообрядцы 

Укажите, кто являлся выразителем идей меркантилизма в России в XVII в. -А.Л. Ордин-Нащокин

К концу XVII в. население России насчитывало 10,5 млн. человек.

Назовите фамилию инициатора огромного налога насоль, что привело к восстанию 1648 г. в Москве. — Чистый.

Назовите фамилию сибирского казакарусского землепроходца,совершившего походы по Камчатке и Курилам. –Атласов

Назовите фамилию сторонника царевны Софьиглавы Стрелецкого приказа. Шакловитый

Приведите название временного правителя государства вместо монарха. –регент

Приведите название мирного договора между Россией и Речью Посполитойзаключенного в 1686 г. -вечный мир 

Назовите село близ Троице-Сергиева монастыря, где в 1618 г. было заключено перемирие между Россией и Речью Посполитой. -Деулино

  1. кто ввел новое обложение — подворное. : В 1676 г. с целью упорядочить и упростить взимание налогов по всему государству была проведена всеобщая перепись населения и введено вместо налога с земли подворное обложение.(Федор Алексеевич) 2.Руководители Второго ополчения, освободившего Москву от польских интервентов. : Второе ополчение возглавили Минин и князь Пожарский. 3.Первая жена царя Алексея Михайловича.: В 1648 г. царь Алексей Михайлович женился на М.И. Милославской. От этого брака он имел 13 детей. 4.Укажите, в какой духовный сан был возведен отец царя Михаила Федоровича. : Федор Никитич Романов был пострижен в монахи при царе Борисе Годунове. При самозванцах его положение несколько упрочилось. В 1619г., возвратившись из польского плена, он стал патриархом. 5.Основа вооруженных сил Руси в правление Ивана III состояла из: Основой вооруженных сил России в правление Ивана III стала дворянская конница. 6.собирательное название противников церковной реформы середины XVIIв : Часть верующих, не признавшая реформ русской православной церкви середины XVII в. и сторонники старых русских обрядов, получили название старообрядцев. 7.К концу XVII население России насчитывало : К концу ХVII в. население России насчитывало 10,5 млн. чел. и занимало по числу жителей четвертое место среди европейских государств после Франции, Германии, Италии и Англии. 8.Назовите новый вид промышленного производства, появившийся в XVII в.: В XVII в. рост ремесел, превращение значительной его части в мелкое товарное производство, использование наемного труда, специализация отдельных районов страны создали условия для развития мануфактурного производства. 9.Укажите, что в первую очередь препятствовало развитию сельского хозяйства в России в XVII в. : Именно в XVII в крестьянин был окончательно прикреплен к земле, которая находилась в полном владении бояр, дворян, монастырей, царской семьи или государства, что не стимулировало производительность труда крестьянина. 10.че-то там про крещение тремя перстнями и про поклоны: Сделавшись патриархом в 1652г., Никон начал проводить церковную реформу. Догматы церкви остались неприкосновенными, вводились только уточнения и единообразие церковных обрядов. 11.перемирие между Россией и Речью Посполитой 1618 село близ Троице-Сергиева монастыря: После неудачного похода польского королевича Владислава на Москву в 1617-1618 гг. с целью получить русский престол, Россия заключила с Речью Посполитой Деулинское перемирие на 14 лет и 6 месяцев. 12.мирный договора между Россией и Речью Посполитой в 1686 г.: В 1686 г. Польша подписала в Москве «вечный мир» с Россией. За Россией закреплялись Левобережная Украина и Киев. От конфронтации страны перешли к мирным, союзным отношениям. 13.Приведите название временного правителя государства вместо монарха : Регент (В 1682 г. из-за малолетства царей Петра I и Ивана V регентшей стала царевна Софья. Она правила страной до 1689 г.) 14.Назовите литературное название стрелецкого бунта в Москве в 1682 г. : Хованщина (Во главе восстания стрельцов 1682 г. оказались отец и сын Хованские. Они возглавили некоторые правительственные учреждения.) 15.Назовите фамилию руководителя русского войска во время Крымских походов в 1687 и 1689 гг. : Голицын

16. Укажите период самых бурных географических открытий в истории России. 30 — 40-е гг. XVII в 17. Укажите, какой город был главным внешнеторговым портом России в XVII в. архангельск 18. Укажите название промышленных предприятий, возникших в России в XVII в. мануфактуры 19. Укажите (арабскими цифрами) год заседания последнего полномасштабного Земского собора в истории России. 1653 20. Укажите имя политического и религиозного деятеля, совместно правившего с царём Михаилом Федоровичем Романовым в период 1619-1633гг.:  филарет 21. Укажите фамилии руководителей второго ополчения в период Смуты. минин и пожарский

1)Какой новый титул принял царь Алексей Михайловичв 1654г. Царь, Государь, Великий князь всея Великия и Малыя России самодержец 2)Приведите название политики Ивана Грозного,направленной на борьбу с боярскойизменой (реальной или предполагаемой). Опричнина 3)Укажите,какой важный вопрос рассматривал Земскийсобор 1653г.принятие Левобережной Украины в российское подданство 4)Из приведенных ниже дат подчеркните датуокончательного закрепощения крестьян:1649 5)Укажите год свержения Русью ордынского ига:1480 6)Назовите имя русского патриарха, с 1652г. проводившего церковные реформы. Никон 7)Назовите новый вид пром. производства, появившийсяв XVII в. мануфактурное 8)Партиарх,инициатор Смоленской войны с польшей.Филарет 9)Кто был инициатором налога на соль (1646 г.,1648 — восстание) Н.И. Чистый 10)Укажите,что в первую очередь препятствовало развитию сельского хозяйства в Россиив XVII в. крепостное право (Продолжить) 11)восстание в Москве 1662 Медный бунт 12)Приведите название временного правителя государствавместо монарха.регент 13)Укажите фамилии руководителей Второго ополчения,освободившего Москву от польских интервентов. Минин и Пожарский 14)Укажите,в какой духовный сан был возведен отеццаря Михаила Федоровича. Патриарх 15)Укажите,в чье правление в России было введено новое обложение — подворное. Федор Алексеевич 16)Укажите год принятия русскими правителямицарского титула. 1547 17)Назовите форму правления, при которой верховнаявласть в государстве полностью ибезраздельно принадлежит монарху.Абсолютная монархия 18)Укажите собирательное название противников церковной реформы середины XVII в.старообрядцы 19)Укажите,кто являлся выразителем идей меркантилизмав России в XVII в. А.Л. Ордин-Нащокин 20)К концу XVII в. население России насчитывало:10,5млн чел 21)Приведите название мирного договора между Россиейи Речью Посполитой, заключенного в 1686г. Вечный мир 22)Назовите село близ Троице-Сергиева монастыря,где в 1618 г. было заключено перемирие между Россией и Речью Посполитой. Деулино 23)Назовите село близ Тихвина, где в 1617 г. был подписан мир между Россией и Швецией. Столбово 24)Основа вооруженных сил Руси в правление ИванаIII состояла из: дворянской конницы 25)Укажите название одного из направлений внутри православной церкви в конце XV в.,представители которого считали, чтодушу спасти можно только добрыми личными делами, а также монахам нельзя владеть населенными крестьянами землями и самимонахи должны непрестанно трудиться,добывая пропитание личным трудом.Нестяжатели 26)Назовите фамилию нового русского царя МихаилаФедоровича, избранного на Земском соборе1613г. Романов 27)Кто в период Смуты выдавал себя за ЛжедмитрияI Отрепьев 28)Назовите феодальное военно-служилое сословие в России. Дворяне 29)Назовите фамилию руководителя русского войска во время Крымских походов в 1687 и 1689 гг.Голицын 30)В царствование какого русского государя происходила война под предводительством С. Разина: Алексей Михайлович 31)Назовите литературное название стрелецкогобунта в Москве в 1682 г. Хованщина 32)Назовите фамилию сторонника царевны Софьи, главы Стрелецкого приказа. Шакловитый 33)Назовите фамилию первой жены царя Алексея Михайловича. Мария Ильинишна Милославская 34)Назовите феодальное военно-служилое сословие в России. Дворяне

1)Укажите, в какой духовный сан был возведен отец царя Михаила Федоровича. — патриарх 2)политики Ивана Грозного, направленной на борьбу с боярской изменой -Опричнина 3)Укажите фамилии руководителей Второго ополчения, освободившего Москву от польских интервентов -Минин Пожарский 4)Назовите новый вид промышленного производства, появившийся в XVII в. -мануфактуры 5)К концу XVII в. население России насчитывало: -10,5 6)Укажите, кто являлся выразителем идей меркантилизма в России в XVII в. -А.Л. Ордин-Нащокин 7)По церквям разослали «память»: отныне креститься тремя перстами, земные поклоны заменить поясными. С каким событием русской истории связаны эти нововведения? -раскол 8)Укажите собирательное название противников церковной реформы середины XVII в. -старообрядцы 9)Приведите название временного правителя государства вместо монарха. -регент 10)Назовите фамилию руководителя русского войска во время Крымских походов в 1687 и 1689 гг. -Голицын 11)Укажите, какое название получило восстание 1662 г. в Москве. -Медный бунт 12)Назовите село близ Троице-Сергиева монастыря, где в 1618 г. было заключено перемирие между Россией и Речью Посполитой. -Деулино 13)Приведите название мирного договора между Россией и Речью Посполитой, заключенного в 1686 г. -вечный мир 14)Основа вооруженных сил Руси в правление Ивана III состояла из: =хз 15)Укажите год свержения Русью ордынского ига: -1480 16)Назовите фамилию нового русского царя Михаила Федоровича, избранного на Земском соборе 1613г. -Романовэ 17)Земский собор 1953 -В 1653г. Земский собор вынес решение о принятии Левобережной Украины в российское подданство. После этого деятельность Земских соборов прекращается. 18)Назовите имя патриарха, инициатора Смоленской войны России с Польшей. -Филарет 19)Назовите имя русского патриарха, с 1652г. проводившего церковные реформы. -Никон 20)Укажите, что в первую очередь препятствовало развитию сельского хозяйства в России в XVII в. -крепостное право 21)Назовите фамилию инициатора огромного налога на соль, что привело к восстанию 1648 г. в Москве. -Н.И. Чистый был известен в народе как взяточник, инициатор огромного налога на соль, введенного за несколько лет до восстания 1648 г. и отмененного за полгода до него. Он был убит в ходе бунта. 22)Назовите феодальное военно-служилое сословие в России. -дворяне 23)Назовите фамилию сторонника царевны Софьи, главы Стрелецкого приказа. — 1689 г. перевес сил оказался на стороне Петра I. Стрельцы Софью не поддержали. Петр потребовал выдачи Ф. Шакловитого. Он был выдан и казнен. 24)В царствование какого русского государя происходила война под предводительством С. Разина: -В 1670 г. С. Разин начал антиправительственный поход на Волгу. Восстание охватило огромную территорию. В конце 1670 г. войско Разина было разбито. Он сам был выдан правительству и казнен в 1671 г. 25)Назовите литературное название стрелецкого бунта в Москве в 1682 г. -Медный бунт 26)Назовите фамилию сибирского казака, русского землепроходца, совершившего походы по Камчатке и Курилам. -Атласов 27)Назовите село близ Тихвина, где в 1617 г. был подписан мир между Россией и Швецией. -Столбово 28)Укажите, какой новый титул принял царь Алексей Михайлович. -Царь, Государь, Великий князь всея Великия и Малыя России самодержец 29)Назовите фамилию первой жены царя Алексея Михайловича. -В 1648 г. царь Алексей Михайлович женился на М.И. Милославской. 30)Укажите год принятия русскими правителями царского титула. -1547 31)Назовите форму правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. -абсолютизм 32)Укажите название одного из направлений внутри православной церкви в конце XV в., представители которого считали, что душу спасти можно только добрыми личными делами, а также монахам нельзя владеть населенными крестьянами землями и сами монахи должны непрестанно трудиться, добывая пропитание личным трудом. -Нестяжатели

studfile.net

Приказы как органы власти на Руси

Приказы как органы власти на Руси

Приказ в Москве. 

Картина Янова А.С.1880-е годы.

Серпуховской художественно-исторический музей.

Органы власти на Руси за столетия претерпели большие изменения. Сначала это была дружина князя, затем появилась Боярская дума Следующими возникли приказы. Что входило в ведение приказов,  какие были приказы, кто их ввёл на Руси? Ответим на эти вопросы.

Приказы

Приказы — это органы государственной власти на Руси . Учреждена была приказная система власти Иваном Грозным по реформе центрального управления в 155о году. Однако появились приказы значительно раньше.

Из истории названия

Откуда пошло такое название? Объяснение очень простое: царь « приказывал» боярину ведать той или иной сферой общества или отдельной областью страны. Отсюда и появилось название — приказы.

 

 

Из истории возникновения приказов

  • Первые приказы появились при Иване 3, было это примерно в 1512году. Тогда были следующие приказы: разрядный. Казённый, конюшенный, постельный, холопий, житный и приказ Большого двора( заведовал землями самого князя Московского).Отдельные приказы заведовали делами в присоединённых территориях , а также в самом государстве.

  • Василий 3- отец Ивана Грозного — ввёл новые должности, поэтому были созданы и специальные приказы для них. Это: ловчий, оружничий, кравчий. Это произошло в 1509, 1511 и 1514 годах соответственно.

  • Наконец, при Иване Грозном в Судебнике, принятом в 1550 году приказная система сформировалась окончательно. Все последующие цари добавляли новые приказы, объединяли несколько или упраздняли некоторые совсем.

  • Приказы заменены коллегиями были Петром Первым в, однако некоторые приказы остались и просуществовали довольно долго. Например, в 1730 был восстановлен Сибирский приказ ( до 1755). Полностью приказы исчезли в правление Екатерины II в 1775 году,  но и то некоторые учреждения продолжали называться приказами (например, Приказ общественного призрения), правда, круг полномочий у них был иным.

Таким образом, приказы довольно долго существовали  в России.

 

Другие названия приказов:

палаты, избы, дворцы, избы, дворы, трети, четверти.

Данные названия, хотя и синонимы, однако имеют некоторые различия.

Избы — органы власти  , имеющие меньше полномочий, чем приказы.

Дворы и дворцы ведали только хозяйственными делами.

Интересна история названий « треть» и « четверть». При Иване III государство  делилось на три части. Значит,  трети — органы власти, ведавшие делами в каждой из этих трёх частей. То же произошло и со слово « четверть». Только это было при Иване IV- страну поделили на 4 части.

Приказы в России

Приказ

Какими делами ведал

Челобитный

1571- 1685 гг. Челобитная — это прошение индивидуальное или коллективное, обращённое к царю(« челом били», то есть низко кланялись, чело- лоб).

Посольский

1549-1720. ведало отношениями с другими странами, хотя имело и ряд других полномочий.

Поместный

Ведало всем землевладением в государстве. Упразднён в 1719г.

Стрелецкий

Создан в период реформ в 1555-1556 голах, ведал стрелецким войском и городовыми казаками.

Пушкарский

Имел военно- административные и судебные функции , связанные с делами в войсках.

Бронный

Обязанности — изготовление вооружения для войска: шлемы. сабли, луки, самострелы и др.

Разбойный

С 1571 года до 1701. ведал разбойными делами, грабежами, убийствами, тюрьмами.

Печатный

Удостоверял подлинность грамот, указов. Любых письменных актов путём приложения к государственной печати, занимался сбором Печатных пошлин. Просуществовал до 1763 г.

Холопий

В 1681 году объединён с Судным приказом.

Сокольничий

С 1550г. Ведал придворной соколиной охотой. При Алексее Михайловиче этим стал заниматься приказ тайных дел.

Земские приказы

Ведал управлением Москвой и некоторыми другим и городами, наведением в них порядка.

Галицкая четверть

Ведала финансами  и судом на данной территории. С 1606-1667, затем вошла в Посольский приказ.

Устюжская четверть

Ведала финансами  и судом на данной территории.

Новая четверть

С 1597. Ведала финансами  и судом на данной территории.

Казанский приказ

50-60-е годы 16 века. Управлял делами на юго-востоке страны. Ликвидирован в 1708 г. в связи с образованием Казанской губернии.

Сибирский приказ

Ведал делами присоединённой Сибири , создан Фёдором Иоанновичем. С 1637 по 1773 г.

Патриарший казённый приказ

В 1589 году при Фёдоре Иоанновиче было установлено на Руси патриаршество. В связи с эти и появился приказ, ведавший делами церкви.

Приказ каменных дел.

Учреждён при Борисе Годунов. Ведал он строительством в городах.

Дворцовый

При Михаиле Фёдоровиче,

Судный

При Михаиле Фёдоровиче, судебный орган с 1593 года.

Аптекарский

При Михаиле Фёдоровиче, в ведомстве находились аптекари, доктора, лекари, лекарства. До 1716 года( медицинская коллегия0.

Приказ тайных дел

При Алексее Михайловиче, в 1563 году, закрыт при Фёдоре Алексеевиче. Ведал следственными делами по особа важным государственным делам.

Хлебный

С 1663-1679, ведал царскими пашнями , соединён с приказом Большого дворца.

Панихидный

Цель приказа- повиновение лиц царской фамилии . С 1663-1686гг.

Рейтарский

Орган военного управления, ведал рейтарами, то есть конными войсками, часто наёмными , сборами, выдачей жалования. С 1649 по 1701. Далее – Приказ Военных дел, с 1711- Главная военная канцелярия.

Приказ строения богаделен

Закрыт в 1680, при Фёдоре Алексеевиче.

Монастырский

С 1649 года, ведал судебными делами духовенства. Упразднён в 1725 году, стал Камер-конторой святейшего Синода.

 

Таков  далеко не полный перечень приказов, существовавших в России.

Состав приказов

  • Во главе приказа стоял окольничий, назначаемый царём из бояр.

  • Одна часть служащих занималась принятием решений — судьи.

  • Другие занимались  письменной частью это дьяки и подьячие, о есть дьяк- это начальник канцелярии приказа, подьячий- его помощник, заместитель.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

poznaemvmeste.ru

Доклад на тему Храмы России (описание для детей)

Как любая религия христианство имеет специальные места, где верующие могут собраться вместе, совершать богослужения, молитвы, совершаются обряды, принятые религией. Храм  – это прежде всего культурное сооружение, которые стали возводить на Руси после крещения, совершённое в 988 году по приказу князя Владимира.

Благодаря этому появился стиль русского храмового зодчества. Это стиль постройки и оформления русских храмов. На данный момент в России существует большое множество храмов, где каждый по-своему уникален и красив. Название храмов посвящены какому-либо событию, обозначенному в библии или святом писании как великое благо или православному святому или иконе, благодаря которой и был построен храм или собор. Рассмотрим несколько примеров:

Успенский собор в городе Владимир. Это белокаменный храм, сохранившийся с времён Татаро-монгольского ига. Он имеет колокольню и три золотых купола.

Собор Василия Блаженного в Москве. Собор находится в самом центре Москвы и был построен по приказу Ивана 4 (Грозного). А честь взятия многих городов царем. На данный момент храм является символом города и России в целом. Его купала не покрыты золотом, как многие другие храмы в стране, а сделаны в форме луковицы и разукрашены в два цвета каждый. При этом ни один купол в храме не повторяется. О постройке храма ходят легенды, ведь зодчие архитекторы менялись несколько раз.

Церковь покрова на Нерли предстает как классический вариант храма 10 века. Построена она была в 1165 года на берегу реки Нерли. В оформлении храма не присутствует ярких и пафосных деталей. Стены его побелены, а купол темно-серого цвета. По его внешнему виду сразу ясно, что люди приходили в это место молится и отдыхать душой. Этот храм прекрасно сочетается с окружающей природой.

Русские храмы способны удивлять своей красотой и масштабностью. Но при большом разнообразии архитектурных построек православных христиан они все несут в себе единую цель – обрести место для отображения любви и благодарности богу, а так же для осуществления молитв и обрядов.

Сообщение 2

Храм как центр церковного существования появился давно. Именно красота и богатство храма, куда приехал князь Владимир, выбирая веру, и послужили толчком. Князю очень понравилось само служение, величие и пышность.

После Крещения Руси уже на следующий год и в Киеве стали строить первую церковь. По приказу князя Владимира ее назвали «Пресвятой богородицы». Уже в те времена было принято жертвовать на храмы, кто что может. Поэтому князь чтобы подать пример жертвует церкви «десятину», с тех пор ее иногда называют «Десятинная церковь». К сожалению, церковь разрушили монголо-татары, и она так простояла до девятнадцатого века. Храм Успения Пресвятой Богородицы не просто первая церковь, поставленная на Руси, она послужила еще и примером архитектурного строительства для остальных храмов и монастырей, которые впоследствии строились.

С тех самых пор строить храмы было делом почетным и первостепенным. Первое что появлялось на месте будущего поселения это Храм. Его строили всегда на видном месте. Благодаря трепетному отношению к храмостроительству появилось много памятников-храмов. Это настоящие шедевры архитектурного искусства.

Позже появилась в Дядькове церковь «Неопалимая Купина». Такого второго храма не существует. Дело в том, что иконостас сделан полностью из хрусталя. И хотя в революционные годы он был разрушен, его попытались восстановить в 90 годах.

Древними и уникальными считаются храмы Архыза. Так же на северном Кавказе была обнаружена первая крещальня.

Самыми древними считаются церкви, построенные еще до нашествия татаро-монгол. Во Владимирской области Церковь Покрова на Нерли, там же Собор Рождества Богородицы Свято-Боголюбского монастыря именно здесь был убит Андрей Боголюбский. В городе Владимире стоит Успенский собор, а знаменит он тем, что в нем находятся фрески, которые расписывал сам Рублев. Дмитриевский собор, возведенный в 12 веке в честь великомученика Дмитрия Солунского.

Это еще не все древние храмы, находящиеся на Руси их много, к сожалению, не все дожили до сегодняшнего дня. Многие пришлось восстанавливать по чертежам и эскизам. О храмах можно рассказывать долго. Русский народ искренне почитает святых и великомучеников. Народ посещает храмы не только молиться и любоваться красотой православных храмов, но и благодарить святых за помощь.

4, 5, 6, 8 класс

Картинка к сообщению Храмы России

Храмы России

Популярные сегодня сообщения и доклады

  • Доклад на тему Экологические проблемы сообщение

    Самая масштабная проблема в мире — это экология. Ежедневно население Земли увеличивается на 250 тысяч, что подразумевает под собой увеличение качества жизни человечества. Изобретение машин, б

  • Доклад Сказки Пушкина (сообщение)

    Произведения Александра Сергеевича Пушкина известны не только в России, но и во всём мире. Во многом свою популярность он получил из-за разнообразия в своих работах: он писал как серьёзные ро

  • Доклад Балет сообщение (2, 5, 7, 8 класс)

    Искусство танца всегда завораживало и приводило в восторг зрителей, а танцорам приносило чувство самовыражения и удовлетворения. Одним из самых изысканных видов танца считается балет.

  • Доклад Круглые черви 7 класс биология сообщение

    На нашей планете существует огромное множество живых организмов, что находятся в полном симбиозе с планетой и её биологической средой

  • Сообщение доклад Дымковская игрушка 2, 3, 4, 5 класс

    Одним из самых старинных промыслов в России считают дымковскую игрушку. Возник он на рубеже 15-16 веков недалеко от небольшого городка Вятки, в слободе Дымково. Там всегда весело и дружно отм

  • Доклад-сообщение Права ребенка

    В стране достаточно остро стоит проблема зашиты детей. Растет детская преступность, увеличивается количество детей, лишенных родительской заботы. Общественность не сразу пришло к вывод

doklad-i-referat.ru

История России срочно 6 класс

Выберите правильный ответ. 1. Славянскую азбуку создали: а) Святополк, Ярослав б) Борис и Глеб *в) Кирилл, Мефодий г) Василий Великий, Иоанн Златоуст 2.Древнейшая, дошедшая до нас летопись: а) Русская Правда б) «Слово о Законе и Благодати» *в) «Повесть временных лет» г) «Александрия» 3.Первыми литературными произведениями на Руси были: а) хроники *б) изборники в) жития г) летописи 4.Большое влияние на древнерусскую литературу оказала: а) Италияв) Скандинавия *б) Византияг) Болгария 5.В Древней Руси учить в школах стали при князе: а) Святославе Владимировиче б) Владимире Святом в) Святополке *г) Ярославе Мудром 6.Главными элементами мужской древнерусской одежды были: *а) рубаха, порты в) кожухи, епанчи б) зипуны г) византийский костюм

А вы в Зимбабве, Хараре живете? Доступа к библиотекам нету за сотни километров? А интернет на что? Или все-таки во всем виновата лень?!

<a href=»/» rel=»nofollow» title=»15907216:##:1OjIQmv»>[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>

а сам решит не как

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *