Первый каменный шатровый древнерусский храм. Александров. Покровская церковь (1510-е): bdb_2000 — LiveJournal
Покро́вская, ранее Тро́ицкая, це́рковь в бывшей Александровской Слободе, ныне городе Александрове (в дальнейшем будем без оговорок называть эту церковь Троицкой) — шатровый, на погребах и подклетах, трёхапсидный храм начала XVI века. Согласно археологическим открытиям 1990-х годов, церковь была возведена в 1510-х годах, ранее церкви Вознесения в Коломенском (1529—1532 годы). Соответственно, Троицкая церковь — первый каменный шатровый древнерусский храм.
Другие мои публикации про шатровые храмы:
02 Летописной даты памятник не имеет. В источниках церковь Троицы упоминается впервые в 1571 году в свадебном разряде царевича Ивана Ивановича. После польско-литовской интервенции она обозначена среди четырёх церквей разорённого Государева двора. В 1641 году пустующая церковь была отремонтирована и освящена, рядом с ней были заново возведены «царские хоромы» — жилая деревянная часть дворца.
03 В 1680 году церковь Троицы перестраивается в большую монастырскую трапезную церковь. С запада к ней пристраивается двустолпная палата с шатровой колокольней, церковный шатёр перегораживается дополнительным восьмигранным купольным сводом, алтари расширяются, а на юго-восточном углу строится новый придел Фёдора Стратилата (в честь ктитора монастыря царя Фёдора Алексеевича) взамен старого, возле северо-восточного угла, того же посвящения. По окончании строительства Троицкая церковь была переосвящена: её престол был перенесён в соседнюю соборную Покровскую церковь (ныне Троицкий собор), а престол собора — в Троицкую.
04 До 1990-х годов шатровая Троицкая церковь датировалась вторым строительным периодом Слободы — пребыванием в ней Ивана IV (с 1565 по 1582 год; поскольку строительство могло начаться несколько ранее приезда Грозного в Слободу, то в качестве даты ориентировочно принимались 1560—1570-е годы). Основанием для такой датировки был её шатровый верх: традиционно считалось, что первым шатровым храмом была церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1529—1532 годах, и на базе этой теоретической предпосылки Троицкая церковь не могла датироваться первым строительным периодом Слободы — 1510-ми годами (временем пребывания в ней Василия III).
05 В этом виде датировка Троицкой церкви просуществовала до исследований В. В. Кавельмахера. В 1980—1990-е годы он провел беспрецедентную по масштабам серию раскопок и зондажей, выявивших принципиальный факт: Покровский собор, Троицкая церковь, Успенская церковь и церковь Алексея митрополита (ныне Распятская колокольня) в Александровской слободе были возведены в одном строительном периоде. В. В. Кавельмахер показал (и это подтвердили дальнейшие исследования С. В. Заграевского), что этим строительным периодом были 1510-е годы.
06 Соответственно, церковь Троицы была построена Василием III в его резиденции (в дальнейшем Александровскую слободу унаследовал Иван Грозный).
07 Троицкая церковь соответствует типу шатрового храма, близкому к традиционному, с тремя апсидами, с четвериком, завершённым горизонтальной тягой, с кокошниками, перенесёнными на грани восьмерика. Древнее ядро Троицкой церкви состоит из собственно церкви, двойного (с двумя помещениями) белокаменного подклета и заалтарной казённой палаты.
08 Под подклетом находятся два глубоких погреба. При общей растянутости здания в восточном направлении, все его расположенные в три этажа помещения, начиная с погребов, имеют поперечную ориентацию и слегка вытянутый план. Главный фасад здания — южный, некогда обращённый к центру дворца Василия III (возможно, к тронному залу).
09 Церковь Троицы выстроена из большемерного кирпича и белого камня на дубовых осадочных и металлических внутристенных и проёмных связях, на высококачественном известковом растворе. Кладка смешанная, от яруса к ярусу объём белого камня постепенно убывает. В третьем, церковном, ярусе из белого камня целиком (кроме сводов) была выложена только казённая палата и три алтарных апсиды.
10 В отделке же церкви и придела кирпич уже преобладает. Из белого камня здесь выложены только цоколи, лопатки и порталы (не полностью), конструктивные «накрывные» элементы карнизов и кокошников, а также облицованы до половины высоты стены в интерьере. В остальном верхние части здания почти целиком кирпичные.
11 Исключительный интерес представляют росписи шатра храма. Это единственный известный в России сюжетно расписанный шатер XVI в. Роспись отличает совершенство утонченного рисунка, лаконичность художественного языка, неординарный сюжет.
12 Белокаменные в своей основе, «плоскостные» порталы храма принадлежат руке иностранного художника. Южный и северный порталы, а также портал придела Фёдора Стратилата — щипцовые; западный — с полуциркульным верхом.
13 Церковь и палата представляют собой причудливое сочетание двух взаимопроникающих объёмов разной высоты и разной конфигурации (церковь — «верх шатром», палата — «низменной» архитектуры). Несколько «сдавленный» церковный четверик поставлен на высокий белокаменный цоколь и увенчан белокаменным некрепованным карнизом оригинального профиля. Четверик и шатёр инкрустированы кирпичными ковчегами-впадинами.
14 Согласно историко-архитектурным исследованиям 2000-х годов, архитектором Троицкой церкви был Алевиз Новый. Итальянский зодчий строил свои храмы на Руси так, как понимал русскую архитектуру, и применял те общие объёмно-композиционные и декоративные решения, которые видел вокруг себя, не отказываясь при этом от собственного творческого поиска и от базовых приёмов Ренессанса. В связи с этим мы можем предположить, что возведённый Алевизом каменный шатёр над наосом храма Троицы в Александровской слободе был построен под впечатлением общей высотности и «стрельчатости» русских церквей, в том числе и деревянных. Последние благодаря их огромному количеству формировали общий облик древнерусского храмового зодчества не в меньшей (если не в большей) степени, чем немногочисленные каменные храмы, тем более что строительство шло не в «белокаменной» Москве, а в провинции — Александровской слободе. Применение в Троицком храме вместо купола шатра, возможно, было со стороны Алевиза Нового намеренным внесением в каменное зодчество «древодельных» мотивов, чтобы органично увязать в единый архитектурный ансамбль каменные храмы Александровской слободы и преимущественно деревянный (хотя и с многочисленными каменными палатами) дворец Василия III.
15
16 В настоящее время Троицкая церковь входит в комплекс зданий музея-заповедника «Александровская слобода». В храме службы не проводятся, но он открыт для посещения как музейная экспозиция.
Источник текста
Другие мои публикации про шатровые храмы:
Все мои посты сначала выходят в моем журнале: http://bdb-2000.livejournal.comНажмите на эту ссылку и добавьте меня в друзья, чтобы быть в курсе следующих публикаций
bdb-2000.livejournal.com
Первый храм христианской Руси — Троицкий вариант — Наука

Цикл публикаций о сохранившихся «на поверхности» памятниках древнерусской архитектуры домонгольского периода мы начали с самого древнего такого здания на территории России. Но, как кажется, этот цикл будет неполон без рассказа о храме, разрушенном более трех четвертей тысячелетия назад и расположенном на территории другого государства. Речь пойдет о первой «капитальной» постройке древнерусского церковного зодчества — Десятинной церкви, построенной князем Владимиром Святославичем сразу после официального принятия христианства.
Предыстория
Летописи дают нам обрывочные сведения о том, что еще до крещения Руси в Киеве была как минимум одна церковь: в договоре князя Игоря с Византией, который вошел в состав «Повести временных лет», сказано, что часть дружины Игоря и сам князь клялись «на холме, где стоял Перун», а варяги-христиане из его дружины клялись в церкви святого Ильи, причем указано, что был тот храм соборным.
В литературе второй половины ХХ в. можно найти глухие упоминания о том, что археолог Михаил Каргер даже якобы нашел остатки этой церкви на Подоле, и была она каменной — но никаких подробностей, и в каталог древнерусских каменных храмов, о которых есть материальные свидетельства, она не попала. Поэтому официальный перечень памятников древнерусского храмового зодчества мы начинаем с церкви, построенной спустя более 40 лет (я специально педалирую слово «храмового», потому что в Киеве и в Чернигове в Х в. построили еще и несколько каменных теремов, которые могут быть и старше Десятинной, — но от них мало что осталось).
Сначала чуть-чуть о самом слове «зодчество». В Древней Руси под этим словом подразумевали только каменное строительство. «Здати» — строить, создавать, «здо» — глина, из нее изготовляли плинфу — тонкий кирпич, из которого строили первые храмы и дворцы. Кстати, таким образом, «Создатель» буквально означает «вылепивший из глины», если вспомнить, как (согласно Ветхому Завету) творили человека.

Да и летописи разделяли каменное и деревянное строительство: когда употреблялся термин «създа», то совершенно определенно имелась в виду каменная постройка, когда «постави» — деревянная. Так что, с точки зрения древнерусского человека, «деревянное зодчество», музеи которого сейчас существуют в России и на Украине, — оксюморон, как «живой труп».
Первый храм новой веры
Итак, первой постройкой, о которой мы можем сейчас говорить хотя бы вскользь, поскольку ее следы можно увидеть и поныне, стала киевская церковь Богородицы (Десятинная), заложенная князем Владимиром в Киеве около 989 г. и законченная в 996 г.
Почему Десятинная? Просто это был главный храм новой церкви, которой Владимир даровал десятину со своих доходов. Так что уже тогда, буквально через год после официального принятия новой религии, церковь стала понятием экономическим.
Что мы знали об этом храме до недавнего времени? Размеры (по фундаментам, без апсид) — 35 х 37 м. Формат плинфы (древний тонкий кирпич) — 31 х 31 х 2,5 см.
Церковь заложена византийскими мастерами в 989 г., освящена в 996-м. Следует отметить, что в отличие от большинства богородичных храмов на Руси ее посвятили самой Богородице, а не церковному празднику (Рождество Богородицы, Успение и т. д.).
«Штат» храма состоял из священников, которых Владимир привел из захваченной Корсуни — Херсонеса (в самой Византии город назывался Херсон).
Именно в нем похоронили князя Владимира; кроме того, провели весьма диковатую процедуру — выкопали останки братьев Владимира, погибших в ходе борьбы за власть еще до крещения Руси, окрестили оставшиеся кости и тоже погребли в Десятинной церкви. В 1030-х годах храм еще раз по непонятной нам причине освятили. Тогда же Десятинная церковь начинает уходить в тень: сын Владимира Ярослав, позже прозванный Мудрым, возводит самый большой храм домонгольской Руси -Софийский собор.
Увы, во время штурма Батыем Киева в 1240 г. церковь рухнула -то ли нападающие постарались, то ли спасающегося народу набилось столько, что его тяжести храм не выдержал.
История после гибели
В 1630-1640-х годах митрополит Петр Могила устроил в юго-западном углу древнего храма маленькую церковь. Храм простоял до 1828 г., когда вместо него на большей территории древней церкви построили новую по проекту архитектора В.П.Стасова, предварительно проведя раскопки. В 1824 г. их вел археолог К.Н.Лохвицкий, но даже в то время качество его работы признали ужасным, поэтому в 1826 г. Лохвицкого сменил архитектор Н.Е.Ефимов. В 1908-1911 гг. те части Десятинной церкви, что не попали под застройку, раскопал Д.Милеев, раскопки в 1912-1914 гг. продолжил его ученик П.Вельмин. В 1938-1939 гг., после сноса церкви Стасова, не раскопанное Милеевым и Вельминым изучил М.К.Каргер, сводный план раскопок которого стал хрестоматийным.
Увы, даже раскопки М.К.Каргера в 1930-х годах оказались неполными, фиксация их результатов была не очень качественной, сами же они практически уничтожили большую часть сохранившихся руин памятника. Поэтому в основном то, что мы знаем о храме, относится к числу дискуссионной информации. Простой показатель: даже если иметь в виду план церкви, в научный оборот введено более десятка ее реконструкций, не говоря уже о попытках реконструировать внешний облик Богородицы Десятинной.
Начались новые исследования храма. И вынудило начать их странные телодвижения руководство ставшей «незалежной» Украины. Оно начало «воссоздавать» домонгольские храмы.
В Киеве к тому времени уже восстановили три домонгольские церкви: храм Богородицы Пирогощей на Подоле, Михайловский Златоверхий собор и Успенский собор Киево-Печерской лавры. Все эти церкви были разрушены в 30-40-х годах ХХ в., существовали фотографии, обмеры, серьезные археологические исследования. Этого главе государства показалось мало, и в самом начале нового тысячелетия он издал Указ о восстановлении Десятинной церкви. Разумеется, «в первоначальном виде». А то, что никто не знает, как она выглядела, — так это мало кого волновало. Как говорит заместитель директора украинского Института археологии Глеб Ивакин, «что бы ни построили на этом месте, все равно экскурсовод сможет сказать: а на самом деле здесь все было не так».
Совместными усилиями российские и украинские археологи сумели убедить изменить Указ и добились разрешения сначала провести масштабные раскопки памятника, а затем уже по их результатам принять решение, стоит ли строить что-либо на этом месте и тем самым окончательно уничтожить памятник археологии или его музеефицировать.
Раскопки велись с 2005 г. Их помимо Ивакина возглавил руководитель отдела археологии и архитектуры Государственного Эрмитажа, доктор исторических наук Олег Иоаннисян. Эти исследования привели к очень любопытным выводам.
Тщательнейшие обмеры и фиксация всех сохранившихся элементов кладки, сохранившихся следов от деревянных колышков и лежней, уложенных в основание фундамента, позволили установить очень важные факты. Во-первых, можно считать доказанным, что храм этот построили сразу. До сих пор считалось, что ядро памятника было построено в 989-996 гг., а в XI в. его дополнительно обстроили (по крайней мере частично). Оказалось, что все элементы плана храма, от закладки до освящения, сложились в один период, но в процессе строительства замысел и тип постройки поменялись.
Сначала, как и считалось до сих пор, храм строили как крестово-купольный. Так возведены почти все древнерусские храмы до монгольского нашествия, за исключением нескольких построек-ротонд. Но храм для нового христианского государства требовался большой, а в Византии того времени не строили больших крестово-купольных зданий. Когда зодчие поняли, что строили более простую и привычную базилику. Им даже пришлось разобрать часть уже построенного здания; в результате новых раскопок в засыпанном в процессе строительства Десятинной церкви древнем рву обнаружены фрагменты кладки.
Поэтому Десятинная церковь оказалась единственной базиликой в древнерусской архитектуре. Скорее всего, единственной она и останется. Как отметил Иоаннисян, возможно, базиликой могла быть церковь в Тмуторокани 1022 г., но ее руины сохранились еще хуже. Кроме того, как базилику начинали строить Спасский собор в Чернигове XI в., но здесь произошла обратная история: достроили его уже как крестово-купольный храм.

Кроме того, раскопки позволили установить и то, откуда пришли зодчие, построившие храм. Летопись просто указывает: «Мастеры от Грекъ». Но эта запись могла относиться к территории Византийской империи вообще, от Константинополя до Херсонеса. Разумеется, были там и собственно византийские, столичные мастера, но очень многое (устройство пола из поливной керамики, структура деревянных элементов фундамента) указывает на болгарские провинции Византии. Более того, если учесть, что Десятинная церковь оказалась базиликой, то и ближайшие аналогии этому храму в византийской архитектуре конца Х в. тоже находятся в Византии. Последний же аргумент в поддержку этой теории археологи обнаружили в прошлом году. Они нашли две плинфы, на которых еще по сырой глине, до обжига прочерчено две буквы — щ и и. Разумеется, это не русские «щи» — по словам Иоаннесяна, скорее всего, это обозначение какого-то числа или сокращение какого-то слова.
Алексей Паевский
- Афанасьев К.Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. М., 1961, с.170-174.
- Ивакин Г.Ю., Пуцко В.Г. Импостная капитель из киевских находок. — Советская археология, 1980, № 1., с. 293-299.
- Ивакин Г.Ю., Иоаннисян О.М. О новых раскопках Десятинной церкви// Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. М.,2008, т. 1, с 12-19.
- Каргер М.К. Археологические исследования древнего Киева. Киев, 1950, с. 45-140.
- Каргер М.К. Древний Киев. М.; Л.,
- 1961, т. 2, с. 9-59.
- Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца Х — начала XII в. М., 1987.
- Корзухина Г.Ф. К реконструкции Десятинной церкви. — Советская археология, 1957, №2, с. 78.
- Раппопорт П.А. Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников (Свод археологических источников, вып. Е1-47). Л., 1982. С. 7 (№1).
- Холостенко М.В. З юторш зодчества древньоп Руа Х ст.// Археолопя. К. На-укова думка. 1965, т. 19, с. 72.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Связанные статьи
trv-science.ru
Первые каменные храмы Руси. Десятинная церковь
Перейти к контентуГлавное меню:
- Всеобщая история архитектуры
- Первобытнообщинный период
- Первобытнообщинный период
- Рабовладельческое общество
- Рабовладельческое общество
- Карта раздела «Рабовладельческое общество»
- Рабовладельческое общество
- Древний Египет
- Эфиопия
- Эгейский мир
- Двуречье и Месопотамия
- Передняя Азия
- Закавказье
- Иран
- Иран
- Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
- Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
- Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
- Иран. Пасаргады. Дворцы
- Иран. Персеполь. Дворцы
- Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
- Иран. Дворцы Дария
- Иран. Сузы. Дворец Дария
- Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
- Иран. Святилища
- Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
- Парфия
- Парфия. Селевкия, Ктесифон
- Парфия. Хатра
- Парфия. Ашшур, Дура-Европос
- Парфия. Жилые дома
- Парфия. Дворец Хатры
- Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
- Парфия. Культовые сооружения
- Парфия. Фортификация
- Парфия. Гробницы
- Парфия. Общественная архитектура
- Иран. Сасанидское государство
- Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
- Иран. Ктесифон. Фортификация городов
- Иран. Арки, своды, купола
- Иран. Арки, своды, купола 2
- Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
- Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
- Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
- Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
- Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
- Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
- Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
- Иран. Особенности общественного строительства
- Иран. Искусство
- Иран. Искусство 2
- Средняя Азия
- Афганистан
- Юго-Восточная Азия
- Дальний Восток. Китай
- Дальний Восток. Корея
- Дальний Восток. Япония
- Америка. Этапы развития
- Архитектура античного мира
- Архитектура античного мира
- Карта раздела «Архитектура античного мира»
- Архитектура античного мира
- Архитектура древней Греции
- Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII — середина VIII в. до н.э.)
- Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
- Архитектура греческой метрополии
- Архитектура Великой Греции
- Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
- Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
- Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
- Расцвет аттической архитектуры
- Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
- Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
- Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
- Греция Эллинизм. Общественные сооружения
- Греция. Эллинизм. Культовое строительство
- Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
- Архитектура античных государств Северного Причерноморья
- Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
- Архитектура древнего Рима
- Этрусская архитектура
- Архитектура Римской республики
- Римская республика. Общественные сооружения
- Римская республика. Инженерные сооружения
- Римская республика. Жилые сооружения
- Римская республика. Виллы
- Архитектура Римской империи
- Римская империя. Градостроительство
- Римская империя. Общественные сооружения
- Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
- Римская империя. Инженерные сооружения
- Римская империя. Жилые сооружения
- Римская империя. Погребальные сооружения
- Ордер
- Декор
- Декор 2
- Композиция
- Роль римской архитектуры
- Раннехристианская архитектура
- Архитектура Восточной Европы. Средние века
- Архитектура Восточной Европы. Средние века
archisto.info
Самые древние храмы России. Первая часть: православные | Журнал о путешествиях по России
На территории России не так много по-настоящему сохранившихся древних зданий. Центральная часть неоднократно подвергалась военным нашествиям и разрушениям, а восточная стала осваиваться лишь в XVI веке.
Надежда только на церкви. Именно их в любом селе первыми строили из камня среди прочих деревянных домов. И именно у них больше всего было шансов пережить различные катаклизмы.
Рассказываем о самых старинных православных российских храмах, дошедших до наших дней.
Церковь Иоанна Предтечи, Керчь
Самый древний действующий православный храм на современной территории России. Он был построен в те времена, когда Руси еще не существовало.
Керчь. Церковь Иоанна Предтечи. Фото: Наталия Судец/Strana.RuЦерковь построена византийцами, которые господствовали здесь в первое десятилетие нашей эры. Точной даты постройки никто не знает. Датировка основана на греческой надписи на одной из колонн. Она гласит: «Здесь покоится раб Божий Кириак, сын Георгия, внук Виндира. Скончался месяца июня 3, индикта (часа — прим. ред.) 10, в лето от Адама 6265». От Рождества Христова это 752 год. Кроме того, в стенах найдены амфоры VIII–IX веков. Их использовали при строительстве, чтобы облегчить давление и улучшить акустику. Сосуды устанавливались горлом внутрь помещения и назывались «голосниками».
Полосатая красно-белая кладка — узнаваемый элемент византийской архитектуры. Белокаменные блоки чередовались с тонкими «предками кирпичей» — плинфами. Эта техника позволяла сделать стены более прочными.
Церковь Иоанна Предтечи. Фото: Наталия Судец/Strana.RuХрам неплохо сохранился благодаря частым реставрациям и тому, что во времена Крымского ханства использовался как мечеть. Правда, внутри не осталось никакой росписи: мусульмане замазали ее побелкой. При последних работах штукатурка была удалена и проступают кое-какие краски и очертания. Некоторые историки узнают в изображениях стиль Феофана Грека, считая, что они сделаны его учениками в XIV веке.
Колокольня пристроена в XIX веке.
Адрес: Керчь, пер. Димитрова, 2. Вход свободный.
Самый старый из сохранившихся древнерусских соборов и храмов вообще. Самая древняя из каменных построек Руси, дошедшая до наших дней. Князь Мстислав сказал: «где святая София, там Новгород».
Храм Софии Премудрости Божьей был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром в 1045 году. Почти тысячу лет он остается главным кафедральным храмом всей Новгородской земли.
Величественный белокаменный собор строили всего пять лет. Освятил его епископ Лука Жидята то ли в 1050 году, то ли в 1052. В храме пять нефов и три галереи. Такие строились на Руси только в XI веке. Сегодня храм белого цвета, но считается, что первоначально побелен он не был. Только своды были покрыты фресками, а внутренние и внешние стены были неприкрыты.
Великий Новгород. Софийский собор со стороны Магдебургских врат. Фото: Павел Пелевин/Strana.RuНо к росписи приступили не сразу, только в 1109 году. От этих фресок остались фрагменты на центральном куполе. С XI века сохранились изображения святых Константина и Елены в Мартирьевской паперти. У фрески необычная техника: она расписана не по сырой штукатурке, как это принято, а по сухой. Подобных примеров больше нет.
Главный портал храма (Западный вход) украшен бронзовыми вратами XII века. Они приехали из немецкого города Магдебург как военные трофеи. В ячейках изображены сюжеты Ветхого и Нового Заветов, в том числе на редкую тему — сотворение Евы из ребра Адама. На левой створке внизу по центру вместо одного из разделителей видна фигура — это русский мастер Аврам, который чинил и устанавливал врата в соборе, решил «подписать» свою работу. Он действовал по образцу: слева и справа — фигуры его заграничных коллег, создавших портал.
Во время советской власти Софийский собор стал музеем. Но он сильно пострадал в Великую Отечественную войну: с куполов была содрана позолота, похищено убранство, уничтожены фрески и пробиты стены. Церкви он вернулся в 1991 году.
Фрески на стенах Софийского собора. Фото: Антон Агарков/Strana.RuСобор открыт ежедневно с 8 утра до 8 вечера. Он действующий, богослужения проводятся в 10:00 и в 18:00.
Адрес: Великий Новгород, Кремль, 11. Вход свободный.
Церковь Петра и Павла на Городянке, Смоленск
После Софийского собора это самая древняя сохранившаяся церковь Руси, стоящая сама по себе, не в составе монастыря. Собором называют главный храм города или местности. Церковью же — любое здание, в котором проводятся богослужения и читаются молитвы. Софийский собор был призван стать кафедральным и великим. Церковь Петра и Павла была скромным «домашним ухом» для молитв смоленских князей.
Она была построена в честь апостолов Петра и Павла при князе Ростиславе Мстиславовиче, внуке Владимира Мономаха. Традиционно принято считать, что ее возвели в 1146 году. Храм построен из красной тонкой плинфы. Между собой она скреплялась глиной. Стены не оштукатурены, что выделяет ее среди других домонгольских построек. Впрочем, многие историки считают, что именно так выглядело большинство из них.
Смоленск. Церковь Петра и Павла на Городянке. На заднем плане — церковь великомученицы Варвары. Фото: Фотобанк ЛориСкорее всего, церковь была поставлена на территории княжеских охотничьих угодий за Днепром. Возможно, здесь находился и княжий двор. Стояла она на реке Городянке, которая впадает в Днепр и сегодня заключена в подземные трубы.
В Смутное время в 1611 году Смоленск был захвачен польско-литовскими войсками и присоединен к Речи Посполитой, польскому государству. Петропавловская церковь стала католическим костелом. Архиепископ Лев Кревза-Ржевусский учредил здесь свою резиденцию. Для его удобства в 30-х годах XVII века у западного входа храма построили двухэтажные палаты.
Русские вернули Смоленск в 1654 году. Церковь снова стала православной, а дом по соседству был уничтожен. На его месте в 50-х годах XVIII века построена церковь Святой великомученицы Варвары. Тогда же основательно перестроена церковь Петра и Павла.
Во время наполеоновского нашествия в 1812 году она была разграблена. Бушевавший пожар оплавил даже колокола. Ремонт сильно изменил ее облик.
Церковь Петра и Павла в 1975-75 годах. Фото: oitru/pastvu.comТолько в 1962 году к празднованию 1100-летия Смоленска были проведены основательные реставрационные работы, которые очистили церковь от позднейших пристроек и вернули ей первоначальный вид. Церковь действующая.
Адрес: Смоленск, ул. Кашена, 20. Вход свободный.
Церковь Ризоположения из села Бородава, Кириллов
Это самое старое деревянное здание России с известной датировкой. Уточнение важное, потому что у церкви Ризоположения есть серьезная соперница — церковь Воскрешения Лазаря в Кижах. Долгое время именно она считалась самой старшей в России — ее относили к XIV веку. Однако нет никаких документов о точном времени ее постройки.
Кириллов. Церковь Ризоположения из села Бородава. Фото: Официальный сайт Кирилло-Белозерского монастыряЦерковь Ризоположения в этом отношении куда менее загадочна. Ее возраст известен из надписи на холщовом антиминсе. Это отрез материи, в который вшита частичка мощей святого. Он лежал в алтаре на престоле. Надпись на этом антиминсе называет точную дату освящения храма — 1 октября 1485 года.
Дендрохронологические исследования, то есть анализ срубов, показали, что деревья были спилены в 70-е и 80-е годы XV века.
Церковь стояла в селе Бородава на месте впадения одноименной речки в реку Шексну. Сегодня это Вологодская область. Деревянный храм заложил архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф. Он, кстати, был знатного рода, из князей Оболенских, но постригся в монахи после смерти супруги в родах.
Церковь очень простая и скромная, из трех срубов разного размера и высоты: храма, алтаря и трапезной. Последняя была окружена галереей, которую уничтожили при ремонте 1848 года.
Советские годы пощадили ее — она была признана уникальным памятником архитектуры. В 1950 году для сохранности ее решили разобрать и перевезти в Кирилло-Белозерский монастырь в городе Кириллове. Это обитель XIV века, которая с 1924 года стала историко-архитектурным музеем-заповедником. Там о деревянной церкви легче было заботиться. При перевозе ее тщательно отреставрировали. Службы там не проводятся.
Адрес: Кириллов, Кирилло-Белозерский музей-заповедник. Вход платный.
Республика Бурятия. Мурочинский дацан. Фото : Антон Агарков / Strana.ruРассказываем о самых древних храмах на территории современной России, не относящихся к православию: о мечети, кирхе, синагоге и дацане.
strana.ru
Как устроен древнерусский храм • Arzamas
Искусство, История
Как возникла крестово-купольная система, у кого учились древнерусские зодчие, из каких материалов строились храмы, как они устроены внутри и снаружи и, наконец, где можно увидеть хорошо сохранившиеся образцы древнерусской храмовой архитектуры
Автор Сергей Кавтарадзе
1. Как храм устроен внутри
Христианские храмы — наследники ветхозаветных построек. Сакральные сооружения авраамических религий, в том числе православные, до сих пор создаются в соответствии с трехчастной схемой, начало которой положили скиния — походное хранилище ковчега Завета, созданное Моисеем по прямому указанию Господа, — и храм Соломона (подробнее о скинии и храме Соломона можно прочитать в материале «Инструкция от Господа по устройству храма»).
Композиция развивается с запада на восток, от входа — к алтарю. Она символизирует путь, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом. Первое помещение, притвор (в западной традиции — нартекс), означает мир, еще не обновленный, лежащий во грехе. Во время службы здесь стоят верующие, отлученные от причастия и находящиеся под епитимьей, а также оглашенные — только готовящиеся принять крещение. Далее следует основной объем, неф, — символ Ноева ковчега и святилища скинии. Это место, где обретают спасение крещеные миряне, допущенные к причастию. Наконец, самая важная часть храма, доступ в которую для большинства людей ограничен, — алтарь с престолом. Там происходит главное событие литургии — хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа.
2. Как храм выглядит снаружи

Обычно храм составлен из нескольких хорошо различимых элементов. С востока к основному объему примыкает алтарная часть. Снаружи это полукруглые пристройки — апсиды. Таких пристроек может быть одна, три или пять. Сверху, над основным объемом храма, можно видеть один или несколько барабанов — это круглые или многогранные башни с окнами, через которые храм освещается изнутри. Барабаны завершаются полусферическим куполом — но снаружи мы видим не его, а главы Главы православного храма — это покрытие завершающих барабаны куполов. Иногда термин «глава» или «главка» подразумевает также несущий ее барабан. В разговорной речи главы часто называют куполами. различных форм — шлемовидные или луковичные. В отличие от купола, который является важнейшей частью строительной конструкции, главы конструктивную нагрузку не несут: это декоративное покрытие, защищающее перекрытия от дождя или снега. Главы венчаются крестами.
Вход может быть прямо с паперти, площадки перед входом, или через различные пристройки — крыльца, гульбища Гульбище — круговая галерея, поднятая до уровня пола главного яруса храма.. Чтобы прихожане не теснились, к основному помещению пристраивают трапезные. Кроме того, в состав композиции храма могут входить колокольни и звонницы Колокольня — отдельно стоящая или пристроенная к храму многоярусная башня c колоколами и площадкой для звонаря. Звонница — стена, построенная с той же целью. Колокола расположены в специальных сквозных проемах на высоте, а управляются снизу — из храма или с земли..
3. Как устроен иконостас
Высокий иконостас — своего рода экран, демонстрирующий молящимся иную, божественную реальность, — появился в русских храмах сравнительно поздно, в XV веке. До этого применялись низкие алтарные преграды в виде балюстрад или небольших колоннад. Иконостас состоит из нескольких ярусов, или чинов. Если смотреть сверху вниз, то их порядок соответствует очередности событий священной истории. Самый верхний ряд — праотеческий — посвящен тем, кто жил на земле до первого Закона, поведанного Моисею на горе Синай (Адам, Ева, Авель, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам и др.). Ниже, в пророческом чине, изображаются жившие в эпоху Ветхого Завета, то есть от Моисея до Христа (прежде всего Давид, Соломон, Даниил). Следующий чин, праздничный, рассказывает о земной жизни Христа, отраженной в годовом литургическом круге (так называемые двунадесятые праздники, посвященные главным событиям земной жизни Христа и Богородицы: Рождество, Крещение, Сретение и т. д.). Самый важный ряд — тот, где размещен деисус Деисус (греч. δέησις — «прошение, моление») — сакральная иконография как минимум из трех фигур: в центре изображается Христос, по бокам — Богоматерь и Иоанн Креститель, обращающиеся к нему с заступничеством о человечестве. Эта композиция может быть дополнена изображениями апостолов, святых отцов и мучеников, также обращенных к Христу.. Богородица и Иоанн Креститель в молитвенном заступничестве за человечество стоят справа и слева от Спасителя, за ними располагаются апостолы, святые отцы и мученики В современных иконостасах деисусный и праздничный чины часто меняют местами — чтобы зрители могли лучше разглядеть небольшие детализированные образы праздничного ряда.. Наконец, нижний чин иконостаса называется местным. Здесь кроме икон Спасителя и Богородицы помещают образы местночтимых святых и храмовую икону — ту, во имя которой освящена данная церковь. Особый проход в центре иконостаса — двустворчатые Царские врата, символ райских врат. Когда они открыты, божественный свет изливается в пространство всего храма и на всех молящихся.
4. Что находится за иконостасом

Как уже говорилось, иконостас закрывает от взглядов мирян самую важную часть храма — алтарную. Когда открыты Царские врата, за ними можно увидеть престол — освященный стол, покрытый специальными тканями, в том числе антиминсом Антиминс — плат с вшитыми частицами святых мощей., на котором стоят священные предметы для богослужения. Вдоль стены апсиды тянется ступенчатая скамья с горним местом (обычно епископским креслом) посередине. Такая же полукруглая скамья, кафедра, использовалась в Древнем Риме в судебных базиликах. Царские врата — не единственные проходы. Справа и слева от них находятся диаконовские двери. Северная ведет в жертвенник — пространство, где у стены расположен еще один стол, тоже называемый жертвенником. На нем готовят дары для таинства причащения: хлеб и вино, которые становятся телом и кровью Иисуса Христа. За южной дверью помещается диаконник — помещение для хранения церковной утвари и одеяний.
5. О чем рассказывают мозаики и росписи

Если горизонтальная ось храма символизирует духовный путь христианина, то вертикальная — отражает сакральное устройство мира. На самом верху, в куполе центрального барабана, помещается изображение Христа Вседержителя (по-гречески — Пантократора), то есть Владыки мира. В более позднее время, особенно в XVII веке, применялась и другая иконография — «Отечество»: с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Святым Духом. Ниже изображаются пророки и апостолы. Если конструкция храма крестово-купольная (см. ниже), на четырех парусах Паруса, или пандантивы, — архитектурные детали в виде вогнутых с двух сторон треугольников. Паруса переносят вес купола и барабана с подкупольного кольца на точечные опоры. помещают четырех евангелистов, а на опорах Опоры — в архитектурной терминологии любые свободностоящие столбы и колонны. — столпов Церкви: мучеников, святителей и преподобных. На южной, восточной и северной стенах изображены главные события священной истории. На западной, противоположной алтарю, стене, то есть там, где находится выход, — пугающие картины Страшного суда (получается, они служат напоминанием для тех, кто покидает храм). Апсида алтаря, напротив, посвящается самым светлым сторонам христианского вероучения — таинству евхаристии (благодарения, причащения), в котором участвуют апостолы, и Богоматери.
6. Как возникла крестово-купольная система

Первыми строителями и учителями местных мастеров стали византийцы и умельцы из стран, находившихся под влиянием Константинополя. В Восточно-Римской империи (то есть в Византии) к концу первого тысячелетия нашей эры уже сложился тот тип православного храма, который и сегодня является основным в восточнославянских землях, — с вписанным крестом в плане, с куполами под главками, поднятыми на барабанах, и с крестово-купольной конструкцией. Такие храмы восходили к еще более древнему типу зданий — римским базиликам, большим крытым форумам. Именно базилику — продолговатое здание, предназначенное для судебных заседаний, где кресло судьи помещалось в специальной полукруглой пристройке-апсиде, — взяли за образец христиане первых веков, когда им разрешили строительство собственных сакральных сооружений.
7. Как строились древнерусские храмы
Всего за первые сто лет после крещения Киевская Русь вырастила собственных зодчих, умевших обжигать кирпич и выкладывать из него стены, арки и своды. Практически сразу облик храмов — даже тех, что строили греки, — стал отличаться от византийских образцов. Он стал более целостным: элементы византийских церквей жили собственной жизнью, тогда как части древнерусских храмов были неотделимы от общей композиции.
К XII веку в каждом княжестве появились собственные строительные бригады, а сооружения в разных частях Руси получили свои стилевые отличия. Одновременно на Руси (по крайней мере, во Владимиро-Суздальском княжестве) могли работать и западноевропейские артели. В этих случаях конструкция и композиция зданий оставались восточнохристианскими, а вот в декоративном оформлении фасадов легко заметить черты доминировавшего тогда на Западе романского стиля.
Константинопольские мастера научили древнерусских строителей использовать особый кирпич — плинфу, известную еще со времен Древнего Рима. Плинфа — сравнительно тонкая керамическая плита, которую удобно сушить и обжигать. В XII веке с Запада пришла другая древняя технология. Наружные поверхности каждой стены выкладывали из тщательно отесанного известняка, а промежуток заливали раствором с каменным ломом. Так, например, построены белокаменные храмы Владимиро-Суздальского княжества.
Основным же строительным материалом на Руси всегда было дерево, и деревянная архитектура оказала большое влияние на каменную. Некоторые композиционные приемы, ставшие популярными в каменных постройках в XVI–XVII веках, могли восприниматься не как вновь изобретенные или воспринятые из строительной практики других стран, но как продолжение отечественной традиции деревянного зодчества. Среди таких приемов — шатровые перекрытия, а также восьмерик на четверике — эффектное сочетание квадратного в плане объема внизу и установленной на него восьмигранной призмы.
8. Что изменилось после Орды
В русском храмовом зодчестве никогда не отказывались от крестово-купольной системы — в крупных сооружениях она применяется и сейчас. Однако в небольших храмах чаще использовали бесстолпные конструкции, то есть те, в которых своды опираются прямо на стены, а не на колонны или столбы внутри здания. Такие памятники создавались и в домонгольский период, но в XVI и XVII веке их стало гораздо больше. Одно из таких конструктивных решений — шатровые перекрытия, которые придавали православному храму ассоциирующийся с готикой прозападный вид. В 50-х годах XVII века патриарх Никон запретил подобные композиции как не соответствовавшие византийским традициям. Еще один способ обойтись без внутренних опор — завершение квадратного в плане объема похожим на тюбетейку сомкнутым сводом или его производными. На такой свод сверху ставились декоративные главки, чаще всего на глухих, без окон, барабанах.
Чтобы расширить пространство, к церквям стали пристраивать трапезные. Если в монастырях так назывались помещения для приема пищи с небольшими встроенными церквями, то в данном случае к храму, наоборот, прибавлялось дополнительное сооружение, где никто не трапезничал, но название сохранилось.
9. Видим ли мы древнерусские храмы в их первоначальном виде
К сожалению, нет. Практически ни один из древних храмов не дошел до нас в первозданном виде. Многие были разрушены, большинство перестраивались. Менялась кровля, растесывались узкие окна-бойницы, появлялась штукатурка и чужеродный декор. Реставраторы стремятся вернуть этим постройкам первоначальный облик, однако многое приходится додумывать, исходя из известных аналогов и собственных представлений о том, что казалось красивым много веков назад.
На территории современной России полнее всего домонгольская архитектура представлена в Новгородской земле (куда монголы так и не дошли). Прежде всего, это грандиозный храм Святой Софии (1045–1052) и Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119–1130) в самом Новгороде. Сюда же можно отнести Георгиевскую церковь в Старой Ладоге (примерно 1180-е годы) — сегодня это село Ленинградской области. В Пскове неплохо сохранился Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1136–1156). Три небольшие церкви XII века можно увидеть в Смоленске — лучше всего сохранился храм Михаила Архангела (1191–1194).
Наконец, белокаменное зодчество Древней Руси можно увидеть на территориях, принадлежавших Владимиро-Суздальскому княжеству. Из самых ранних — это Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152–1157), Успенский собор во Владимире (1158–1160, обстроен новыми стенами с дополнением угловых барабанов в 1185–1189 годах), дворцовый комплекс с собором Рождества Пресвятой Богородицы в Боголюбово близ Владимира (1158–1165) и построенная неподалеку церковь Покрова на Нерли (1165), а также Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197).
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
АрхивИстория, Искусство
Что смотреть на выставке ассирийского искусства в Эрмитаже
Предсказания оракулов, самый древний эпос, интерьеры дворцов и другие сокровища
arzamas.academy
Первая каменная церковь Руси простояла 244 года

Десятинная церковь в XIX веке / Фото: wikipedia.org
Первый на Руси каменный храм освятили в Киеве 1023 года назад, 12 мая 996 года. Церковь Успения Пресвятой Богородицы стала известна как Десятинная — на то, чтобы её возвести и содержать, князь Владимир Святославич выделял десятую часть собственных доходов.
Церковь начали строить в 989 году на месте, где погибли русские первомученики Феодор Варяг и его сын Иоанн. Возводить её русским мастерам помогали византийцы. Это был шестиярусный крестово-купольный храм, но его точный облик неизвестен. Помимо главного алтаря у церкви имелись ещё два: святого Владимира и святого Николая. Иконы, кресты и утварь привезли из Корсуня (Херсонеса) в 1007 году. Стены украсили мозаиками, фресками, резными мраморными плитами. Интересно, что Церковь освящали два раза: по завершении строительства и в 1039 году при Ярославе Мудром. По одной из версий, при первом освящении не были соблюдены некие каноны.
В Десятинной церкви хранились мощи священномученика Климента, папы Римского Также в ней находилась княжеская усыпальница. В 1011 году здесь захоронили супругу Владимира — византийскую принцессу Анну, а четыре года спустя — и самого князя. Кроме того, в усыпальницу перенесли из Вышгорода останки княгини Ольги.
В 1169 году храм разграбили войска Андрея Боголюбского, в 1203-м — войска Рюрика Ростиславича. Церковь была уничтожена в конце 1240 года, когда хан Батый взял Киев. Согласно преданию, храм рухнул под весом киевлян, пытавшихся спастись от монголов, но скорее всего, это произошло из-за стенобитных орудий.
Впервые раскопки на месте храма прошли по инициативе митрополита Петра Могилы в 30-х годах XVII века. Тогда же над юго-западным углом древнего храма построили небольшую церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Третий храм на месте Десятинной церкви просуществовал с 1842 по 1928 год. Он был возведён в русско-византийском стиле по проекту Василия Стасова. При строительных работах уничтожили до половины сохранявшихся фундаментов храма X века. Советские археологи смогли детально изучить остатки первого храма только после сноса стасовского здания. Во время раскопок 1938-39 годов были найдены фрагменты фрескового и мозаичного украшения, каменные гробницы. Эти находки хранятся в заповеднике «Софийский собор», Национальном музее истории Украины, Государственном Эрмитаже.
www.pnp.ru
Первые каменные храмы Древней Руси
Строители первых русских каменных храмов осваивали и использовали приемы, выработанные византийским зодчеством. При этом обязательным был тип здания с набором основных помещений и конструктивная крестово-купольная система.
Как в плане, так и в вертикальных построениях исходным элементом, своеобразным модулем, служил размер стороны подкупольного квадрата с его производными /диагональ квадрата и кратные его соотношения, Откладывая в определенном порядке эти соотношения, зодчие получали при разбивке здания ширину нефов, место размещения столбов, апсид, наружных и внутренних стен, а также высоту второго яруса, завершений пилонов /пят закомар, шелыг, сводов и пр.
ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ
Рядом с княжеским двором поднялась многоглавая (пять или семь глав) церковь Успения Богоматери, прозванная Десятинной, потому что князь Владимир повелел десятую часть своих доходов отдавать на устроение этого храма. Он был по строен в 991-996 гг. греческими мастерами. В середине XI в. церковь с трёх сторон была обстроена галереями, что характерно для древ нерусских храмов домонгольской эпохи. За образец была принята церковь Большого императорского дворца в Константинополе, также посвящённая Богоматери .Десятинная церковь была возведена из плинфы (плоского квадратного кирпича) в традициях византийского зодчества. Вот только плинфу здесь использовали особую — светложёл тую и необычно тонкую (всего два с половинойтри сантиметра). На протяжении нескольких десятилетий, пока не был построен главный храм Киева — храм Святой Софии, Десятинная церковь оставалась самым значительным и самым почитаемым храмом Руси. В 1240 г., в чёрную годину нашествия Батыя, Десятинная церковь была разрушена.
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИИ СОБОР В ЧЕРНИГОВЕ заложен по приказанию князя Мстислава Вл. в сер. XI в.,за образец он пожелал взять Десятинную церковь. полагают, что собор строи ли константинопольские мастера. возведён из-плинфы и необработанного камня, редкими рядами вкрапленного в кладку. Кирпичи об-разовывали полосы на поверхности стены благодаря особой технике, применявшейся в Константинополе: кладке «с утопленным рядом». Слой раствора скрывал рады плинфы, чуть сдвинутые в глубь стены. Эти так называемые «утопленные ряды» чередовались с обычными. Храмы тогда не штукатурили, и кирпичный орнамент, выполненный с помощью чуть розоватого раствора из-за добавленного в него толчёного кирпича, помимо нарядности придавал храму неповторимую лёгкость. На стенах апсид мастера выкладывали высокие полукруглыеплоские ниши (тремя и двумя ярусами соответственно на центральной и боковых апсидах). В своей основе это был пятиглавый храм типа вписанного креста с развитой алтарной частью и нар тексом ~ притвором, помещением с западной стороны храма. Из-за него храм получался вытянутым, пря моугольным. Нартекс обязательно отделялся от наоса — центральной части храма — стеной, но с арочными проёмами, ведущими соответственно в каждый из нефов. Один из самых красивых элементов архитектуры Спасо-Преображенского собора — тройные аркады, располсзженные втрухярусах подкупольного квадрата между боковыми столбами. В нижних аркадах были использованы необычные для Руси византийские колонны. Сами аркады — очень древний архитектурный мотив, встречающийся в византийских храмах с V в. Вторящие друг другу широкие и торжественные арочные дуги придают пространству храма зрительные единство. Внутреннее пространство- оч.пластично. В покое стен чувствуется перетекание тяжести от одной опоры к другой, перед глазами выстраивается всё сложное многообразие арочных переходов. Русская архитектура начиналась здесь триумфом света, величия и необычайной гармонии. Стены храма задают ритм внутреннему пространству и, построив объём, создают красоту крупных, весомых и как бы круглящихся объёмов. В Спасо-Преображенском соборе явлено в рукотворном творении торжество небесной власти. Мудрое и высокое наследие Византии, может быть, нигде более так не ощущается в архитектуре Древней Руси.
СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ В КИЕВЕ
В конце 30х — начале 50х гг. XI столетия по указанию великого князя киевского был возведён самый величественный и знаменитый из всех рус-ских храмо Церкви в — собор Святой Софии (что значит Премудрости Божьей). византийской художественной традиции. Для собора характерны триумфальность и праздничность, Огромный пятинефный собор с большими хорами»палатами», светлыми и широкими, имел купол с не обычным взлётом в самом центре, перед алтарём, где сияют древ-ние мозаики на мерцающем золотом фоне. В XI в. Софийский собор был тридцатикуполь-ным, но позднее подвергся серьёзной перестройке, и число куполов уменьшилось Пространство под сенью главного купола представляет собой описанный арками огромный крест. Христос Вседержитель располо-жен в куполе горнего Неба, словно в необъятной дали, а в алтаре, на стене централь ной апсиды, — сосредоточенная и строгая фигура Богоматери. Её руки вознесены высоко вверх в непрестанном молении. Если древние фрески едва-едва проступают на стенах собора, то мозаики так же ярки, как и много веков назад. Ими украшены главные части храма.
Билет 8.
Вопр. 1
Браханизм
Религиозная система, предшествовавшая и фактически являющаяся второй стадией формирования хинду-самая. Развивалась преимущественно на территории современной Индии в 1 тысячелетии до н.э.
Брахманизм явился результатом приспособления к ведической религии местных культов индийского автохтонного населения.
Верховные божества — Брахма, Вишну и Шива. Большую роль в культе играли анимистические представления и почитание предков.
В основе философии брахманизма лежат концепции сансары и кармы, исходящие, в свою очередь, из добрахманистско-ведических представлений.
Брахманизм отличает сложный ритуал, обрядовая регламентация жизни. Аскетические подвиги рассматриваются как средство улучшения кармы.
Вопр.2
Основны конфесии христианства
Одна из трех основных мировых религий (наряду с буддизмом и исламом).
История христианства
(история I века н.э. дается в церковном толковании, т.е. с допущением историчности Иисуса Христа)
Христианство возникло в Палестине в I веке н.э. на фоне мистико-мессианских движений иудаизма как религия угнетенных и искавших спасения от жестоких условий в приходе спасителя. Характерной особенностью средиземноморского региона в это время было развитие и широкое распространение эллинизма. На возникновение христианства также повлияли три философские школы — стоическая, эпикурейская и скептическая, в комплексе ориентированные на создание блаженства личной жизни.
Римская империя в этот период простиралась от Евфрата до Атлантического океана и от Северной Африки до Рейна. В этот время и до III в. н.э. в империи распространен и чрезвычайно популярен культ Митры и герметизм.
В 6 г. н.э., после смерти Ирода, недовольные междоусобицами между его сыновьями, римляне передали управление Иудеей императорскому прокуратору.
Христианство первоначально распространилось в еврейской среде в Палестине и странах средиземноморского бассейна, но уже в первые десятилетия существования получило большое количество последователей из других народов.
Во второй половине I века и в первой половине II века христианство представляло из себя ряд общин, состоящих из рабов, вольноотпущенников, ремесленников. Во второй половине II века христианскими писателями уже отмечается наличие в составе общин благородных и состоятельных людей.
Одним из важных элементов перехода христианства на принципиально новый уровень был его разрыв с иудаизмом в II веке. После этого процент евреев в христианских общинах стал неуклонно уменьшаться. В это же время происходит отказ христиан от ветхозаветных законов: соблюдения субботы, обрезания, строгих пищевых ограничений.
Расширение христианства и вовлечение в христианские общины большого количества людей самого разного вероисповедания привело к тому, что христианство этого периода представляло из себя не единую церковь, а огромное количество направлений, группировок, богословских школ. Положение усложнялось большим количеством ересей, количество которых к концу II века церковный историк конца IV века Филастрий определяет числом 156.
Во второй половине III века шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV века из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Естественно, крупные церковные центры создавались в наиболее важных политических центрах империи, прежде всего в столицах.
В начале IV века христианство становится в государственной религией Римской империи. В это время укрепляется церковная организация и происходит официальное оформление церковной иерархии, высшей и наиболее привелигированной частью которой становится епископат.
До V века распространение христианства происходило в основном в географических границах Римской империи, а также в сфере ее влияния — Армении, Эфиопии, Сирии.
Начиная с VII в. христианство сталкивается с исламом и теряет почти всю Африку и Ближний Восток.
Во второй половине I тысячелетия христианство распространилось среди германских и славянских народов.
В 1054 г. произошел раскол единой христианской церкви на католицизм и Восточную церковь, которая, в свою очередь, раздробилась на множество церквей.
В XIII — XIV веках христианство распространяется среди прибалтийских народов. К XIV веку христианство практически полностью завоевало Европу, и начиная с этого времени начало распространяться за пределами Европы, главным образом за счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров. К концу XX века число приверженцев христианства во всем мире превышает 1 миллиард, из них около половины проживает в Европе. Более половины христиан — католики, около трети — протестанты, остальные — православные и приверженцы других восточных церквей.
Идеология христианства
Христианство возникло как религия угнетенных масс, потерявших уверенность в возможности улучшения своей жизни на земле и искавших избавления в приходе мессии. Христианская идея воздаяния обещала страждущим и обездоленным обретение счастья и свободы в царстве божьем.
К IV веку христианство из религий угнетенных превращается в государственную религию Римской империи.
Христианство очень быстро распространилось среди различных этнических и социальных групп Римской империи. Этому способствовали христианский космополитизм и универсализм нравственных принципов, нивелирующие классовые и национальные различия.
На формирование идеологии христианства оказали влияние восточные культы, иудейские мессианские секты и греческая философия.
Бог, согласно христианским догматам, существует в трех лицах (Троица), или ипостасях: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Для христиан Троица является главным объектом веры и поклонения. Отцы церкви утверждают абсолютную непознаваемость сущности Бога человеческим разумом.
Христианская мифология основана на учении о богочеловеке Иисусе Христе, который сошел с неба на землю (воплотившись в образе человека) и принял страдание и смерть с целью искупления первородного греха человечества. После смерти Христос воскрес и вознесся на небо.
В будущем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми.
Христианство (в меньшей степени это касается протестантизма) характерно наличием строгих заповедей и правил, установленных для его приверженцев. Последователи христианства должны выполнять заповеди Христа, безропотно переносить тяготы жизни. Как за соблюдение, так и за несоблюдение всех правил христианам обещано воздаяние в загробном мире. Основной закон христианства — «каждому воздастся по его вере».
В первоначальном христианстве отсутствовали появившиеся позднее представления о Троице, первородном грехе, боговоплощении, крещении, причащении.
Христианская догматика формировалась несколько столетий. Сформированный Никейским и Константинопольским вселенскими соборами символ веры неоднократно дополнялся и исправлялся.
Во все периоды формирования христианской идеологии как между отдельными христианскими объединениями, так и между отдельными теологами велись ожесточенные споры по различным вопросам понимания догматов.
В ходе формирования христианства оно распалось на три основные ветви: католицизм, православие, протестантизм, в каждой из которых началоь формирование собственной, практически не совпадающей с другими ветвями, идеологии.
В настоящее время в христианстве происходят сложные и зачастую противоречивые процессы. С одной стороны, наблюдается социальная и политическая дифференциация различных конфессий. С другой стороны, в христианстве появились серьезные экуменические настроения и движения.
Общая численность приверженцев христианских конфессий (на конец XX века) — около 1400 миллионов человек, из них:
· католики — 850 миллионов
· протестанты — 470 миллионов
· восточные церкви — 150 миллионов
Вопр.3
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
zdamsam.ru