«Какой первый каменный храм Руси? » – Яндекс.Знатоки
Первым каменным храмом на Руси считается Успения Пресвятой Богородицы, больше известная как Десятинная церковь в Киеве. Мы не знаем, как она выглядела на самом деле. Но сохранившиеся фундаментные рвы позволяют предположить, какой была планировка, и дают простор для фантазии в вариантах внешнего виде.
Вот одна из реконструкций.
Начало строительства – около 989 г., строилась по заказу князя Владимира (того самого, Красно Солнышко, провозгласившего Русь Православной). До этого построек из камня, тем более такого размера, который был нужен заказчику, на Руси не было вообще. Соответственно строить из камня русские зодчие пока не умели, и в Киев были привезены греческие кадры. Не только строители – Анастас Корсунянин, один из «корсунских попов», открывших Владимиру ворота осажденного города, прибыл в столицу Владимира и стал первым настоятелем Десятинной церкви.
Те же летописи сообщают, что построена была церковь на месте гибели русских первомучеников Феодора и его сына Иоанна (они были убиты язычниками незадолго до крещения Руси). Их мученический подвиг был одной из причин, по которым князь Владимир решил принять христианство.
Так это было или не так, мы уже не узнаем. Но факт остается фактом – Десятинная церковь – это самый первый каменный храм в Древней Руси. «Прототипом» для нее была Великая София Константинопольская, а более поздними «копиями» — большинство русских храмов.
Название «десятинная» прижилось больше, чем посвящение Успению Богородицы. Настолько на протяжении сотен лет впечатлило людей решение Владимира строить и содержать храм на 10% от всех княжеских доходов.
В этой церкви хранились мощи Св. Климента, папы Римского. Тут была усыпальница, где похоронили княгиню Анну, супругу Владимира. Сюда же были перенесены останки княгини Ольги.
В XII веке сначала храм перестроили после землетрясения, потом он был разграблен войсками князя Мстислава. В 1203 г. снова разграблен – войсками князя Рюрика. А в 1240 храм был окончательно разрушен, в дни взятия города войсками Батыя.
yandex.ru
Каменное строительство на Руси.: fraukorps — LiveJournal
Восточные славяне предпочитали строить свои дома и сооружения из дерева из-за обилия лесных угодий в местах своего проживания, камень не считался удобным строительным материалом. Дерево является очень лёгким в обработке, имеет относительно небольшой вес, хороший теплоизолятор, но по причине своей горючести, лёгкой повреждаемости грибами и насекомыми, невысокой прочности, наши предки начали использовать камень в качестве защитных построек. Первое применение камня для строительства в древней Руси на основании археологических раскопок относится к VIII веку, а первые сообщения из летописей дают нам сведения о крепостных стенах только с XI века, ими были обнесены города Тарту (1030), Киев (1037) и Новгород (1044). Каменные ограждения строили из кирпича и камня, толщина стен достигала 6 м, высота – 10,7 м. Высота назначалась в соответствии с важностью населённого пункта, а толщина должна была соответствовать мощи стенобитных машин. Наряду со стенами в ограждении ставились башни, имевшие форму четырёхугольную или круглую. Диаметр круглых составлял 21,3-36,2 м (от 10 до 17 саженей), высота до 32 м (15 саженей), верх башен был всегда открытым, поэтому крыши, которые мы видим на современных башнях кремлей, появились позже. Ворота делались размером от 2 на 2 до 2 на 3 сажени, то есть шириной 4,26 м и высотой 4,26-6,39 м.
Для скрепления каменных башен и стен применялся известковый раствор, который пришёл к нам из Византии, а саму кладку вели с деревянных лесов. Первый «СНиП» на строительные работы был издан в XI веке и назывался «Строительный устав», к этому времени существовали отдельные мастеровитые люди, которые занимались сооружением городских стен – городники, мостов и переправ – мостники. Мосты поначалу делали тоже из дерева, каменные сооружались возле кремлей.
Первые церкви построенные на Руси были сооружены византийскими строителями, которые отличались от современных гастарбайтеров наличием навыков и обучали в процессе работ русских строителей. По этой причине кладка X и XI веков идёт по византийскому образцу, в которой ряды бутового камня чередовались с плоским квадратным кирпичом-плинфой, швы делались толщиной в кирпич, в известковый раствор примешивали цемянку (толчёный кирпич). Одним из примеров такой кладки выступает Софийский собор в Киеве. Здание стоит на ленточном бутовом фундаменте неглубокого заложения (70 сантиметров), кладка чередующаяся, 4-5 рядов плинфы размером 365х312х45 мм и один ряд камня на известково-песчаном растворе с цемянкой, кирпич через один ряд углублялся в стену, поэтому швы кажутся втрое толще рядов. Арки, своды и купола выполнены из кирпича на известковом растворе, покрытие кровли выполнялось из свинцовых листов. Для облегчения кладки и акустических целей в стенах заложены глиняные горшки-голосники.
С X по XII века стены большинства зданий выполнялись в своего рода опалубке, с двух сторон укладывался камень чередующийся плинфой, а внутрь засыпался битый кирпич и рваный камень, который заливался известковым раствором, такая кладка обрела название бутовой. Здесь прослеживается желание сэкономить на дефицитных материалах и облегчить тяжёлую и кропотливую работу, подтверждением этому служит дальнейшее упрощение и уход от византийских приёмов строительства. Тёсаный камень и кирпич были новыми и редкими материалами, для их производства требовалось время и месторождения, а кладка больших стен требовала огромных затрат труда из-за веса камней и необходимости соблюдать порядовку.
Фото 2. Дмитриевский собор во Владимире. Год постройки 1191.
В XIII веке в Киевском, Полоцком и Черниговском княжествах каменные конструкции из-за недостатка природного камня заменяют на кирпичные, что способствует появлению новых архитектурных элементов кладки. Сам кирпич из квадратного меняют на более удобный прямоугольный, начинается производство фигурного кирпича для фасадов. В Новгороде и Пскове кирпич не получает распространения, всё строительство ведётся из камня. В Ростово-Суздальском княжестве поначалу сохраняется техника времён Киевской Руси, но самые выдающиеся памятники белокаменного строительства это Владимиро-Суздальские церкви и соборы XII века, которые входят в число памятников Золотого кольца России. Так Успенский собор, изображённый в заголовке статьи, построенный во Владимире в 1158-1160 годах, выполнен полубутовой кладкой, наружные стенки сделаны из тщательно отёсаного местного известняка со швами в 2-3 мм, внутреннее пространство заполнено рваным камнем и залито известковым раствором, стены украшены резными орнаментами.
Фото 3. Белокаменная резьба Дмитриевского собора. Видны швы между отдельными камнями наружной кладки.
В то же самое время кроме кирпичной и бутовой кладки появляется кладка «в коробку», когда в ограждённое бревенчатой опалубкой место заливали раствор, это стало прообразом бутобетонных конструкций. В XIII и XIV веках в результате монгольского нашествия, каменное строительство не прекращается только в Новгороде и Пскове, в остальных русских землях имеется промежуток приостановления строительства, а возобновление сопровождается заимствованием лучших образцов Владимиро-Суздальского княжества.
Продолжение истории конструкций здесь: Каменное строительство в России. Часть 1.
fraukorps.livejournal.com
Каменное строительство в России. Часть 1.: fraukorps — LiveJournal
Это продолжение материала, начало читайте здесь: Каменное строительство на Руси.
С XV века в каменном строительстве начинает расти роль кирпича, его форма и размеры везде различны, в Новгороде применяют полуплинфу размерами 280х230х75 миллиметров, в Москве «государев» кирпич, который производят на государственных заводах, он прямоугольный 312х134х89 миллиметров (7х3х2 вершка), было и множество других размеров принятых производителями 323х189х106, 557х289х156. Прямоугольная форма позволяла делать разную перевязку швов для большей прочности кладки и её выразительности при выполнении архитектурных деталей. В XVI и XVII веках естественный камень начинает вытесняться кирпичом, при этом преобладают три вида кладки: цепная, тычковая и крестовая.
Рисунок 1. Кирпичная кладка стен XVII века: а) тычковая, б) цепная, в) крестовая.
Каменные сооружения в России продолжают сохранять своё преимущественное значение как религиозные и оборонные, а часто и оба сразу. В XV веке заново перестроен Московский Кремль, цоколь выполнен из тёсаного камня, а стены кирпичные, внутренние пространства выполнены забутовкой из рваного камня, общая длина крепостной кладки составила 2,25 км, высотой до 16,46 м, по углам и сторонам установлены 18 башен. Также в Москве строятся оборонительные монастыри Донской, Ново-Девичий, Данилов, Симонов, Ново-Спасский. Стены Новгорода бывшие каменными, в XV веке были усилены обкладкой кирпичом с обеих сторон. В 1492 году на правом берегу реки Наровы (теперь Нарва), псковичами выстроена крепость Иван-город с мощными стенами толщиной 3-5 метров и 10 башнями, строительные работы были выполнены за 3 месяца. Весь XVI век эта крепость испытывала на себе удары поляков, шведов и немцев, переходила из рук в руки, разрушалась и восстанавливалась вновь. На вологодчине построен и усилен Кирилло-Белозёрский монастырь, который в 1612 году успешно выдержал осаду польско-литовских войск. Как видно из этих примеров, крепости и монастыри имели охранное значение на торговых путях нашего государства и способствовали его возвышению.
Фото 2. Благовещенский собор Кремля.
Кроме оборонительных сооружений строятся культовые, самые значительные в Москве. Первые из них исполняются по образцу Владимиро-Суздальских соборов, а позже приобретают свои особенности. В XV-XVI веках возведены Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы, Грановитая палата, Колокольня Ивана Великого, служившая главной дозорной и сигнальной башней, а главное, имеющий мировую известность, Храм Василия Блаженного, который воздвигнут в 1555-1560 годах во время царствования Ивана IV Грозного в честь победы над Казанским ханством. Этот храм имел множество новшеств по тем временам, например плоские кирпичные перекрытия (прежде они делались сводчатыми или арочными), разнообразие форм кирпичного декорирования собранных в одном здании, уникальная отделка фасадов, интерьеров и купольных глав. В 1584 году при Иване IV создан Приказ каменных дел – учреждение, которое управляло государственной строительной промышленностью, с этого момента вводится тот самый «государев» кирпич, описанный ранее.
В тот исторический промежуток строительство вели специальные артели, руководили которыми зодчие с большим опытом выполненных работ, артели имели комплексный состав из строителей разных направлений, численность при этом доходила до 200-300 человек. Чертежи до XVI века отсутствовали вовсе, существовало только устное, а затем письменное определение задания со ссылками на существующий образец, которым было уже построенное здание. Даже после появления чертежей на них редко указывали размеры, а рисунок выполняли без масштаба, чертёж становится обязательным только с XVII века, при этом объекты оборонного значения проектировались Пушкарским приказом (это не документ, а ещё одно государственное учреждение со штатом чертёжников). Строительство без расчётов конструкций часто приводило к скорому разрушению, из новгородских летописей известно, что церкви сооружаемые в XV-XVI веках за пару месяцев могли быстро прийти в негодность после возведения.
При производстве каменных работ использовались простейшие инструменты, кладку вели по шнуру, отвесу и уровню, кирпич ровняли правилом. Подъём тяжестей делали воротами, блоками и деревянными винтовыми домкратами, работы на высоте вели с деревянных лесов. При изготовлении сводов и для укрепления стен применялись деревянные или металлические связи, первое использование металла было выполнено в Успенском соборе Владимира в 1158 году.
Фото 3. Собор Успения Пресвятой Богородицы в Астрахани. Строительство 1699-1710 годы.
Последние именитые постройки классической древнерусской каменной архитектуры в XVII веке это в первую очередь храмы Успения: в Москве на Покровке, в Астрахани, в Рязанском кремле, а также дворец в Лефортово и Крутицкий теремок в Москве. С этого момента религиозные строения отходят на задний план и каменное строительство начинает приобретать современные черты, строгость форм и линий, появляется стандартизация.
fraukorps.livejournal.com
КАМЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. Часть первая. — НАШЕ НАСЛЕДИЕ — ЖЖ
продолжение публикации книги Н. И. Фальковскогоhitrovka: КАМЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО (1 часть). в интернете публикуется впервые.
источник: Фальковский Н. И. — Москва в истории техники. — М.: Московский рабочий, 1950, Стр. 190—217.Рисунок 97. Церковь Спаса на Бору. Рисунок М. Ф. Казакова. 1760-е годы.
Каменное строительство в Москве началось (не считая белокаменного храма 1272 года в Даниловском монастыре) сооружением с 4 августа 1326 года храма Успения Богоматери в Кремле. Вся постройка его продолжалась год. В 1329 году была заложена вторая каменная церковь во имя Иоанна Лествичника. Этот небольшой храм был сооружен в течение 3 месяцев. Третья церковь (в честь спадения вериг апостола Петра) выстроена в том же году за 2 месяца. В 1330 году (или 1329 году) заложен на месте деревянной церкви храм Спаса на Бору (рис. 97). А в 1333 году построена пятая каменная церковь архангела Михаила 1.
Хотя все они были невелики, но самый факт постройки пяти храмов за семь лет характеризует быстрое внедрение нового материала в московское строительство и свидетельствует о наличии своих мастеров и каменщиков. Это подтверждается постройкой Кремля в 1366—1367 годах. Во второй половине XV века начинается кирпичное жилое строительство.
Так как каменная палата митрополита Ионы в пожар 1473 года сгорела, то митрополит Геронтий устроил новую палату и ворота из обожжённого кирпича. Работы велись целый год. Палата эта покоилась на четырех белокаменных подклетах. Что касается ворот, то, как летописец говорит, Геронтий «нарядил» (украсил) ворота.
Кирпич являлся новшеством и не скоро вытеснил прежний строительный материал. Когда в 1493 году указанный двор опять погорел, митрополит Зосима поставил на нём дом из трех комнат (три кельи), каменный, с подклетами 2.
________________________________________
1. И. Забелин. История города Москвы, ч. 1, стр. 71—77. М. 1905. А. П. Новицкий. Церковная архитектура москвы. «Москва в её прошлом и настоящем», вып. III, стр. 97—110, без года.
2. И. Забелин. История города Москвы, ч. I, стр. 490—491, 609—610. М. 1905.
________________________________________
Великий князь Иван Васильевич, сооружая себе в конце XV столетия новый дворец, сделал его также из камня. Тогда же были построены и каменные палаты длиною в 30 саженей, шириною в 8 саженей с крыльцом в 3 сажени для великой княгини 1.
К этому периоду относится и начало строительства в Москве каменных жилых зданий частными лицами (палаты купца Тарокана в 1470 году в Кремле у Фроловских ворот).
В развитии строительного дела в Москве и вообще на Руси особое значение имело сооружение нового Успенского собора. За время своего существования с 1327 года он выдержал многочисленные пожары, землетрясение (1445 года) и во второй половине XV века был уже в ветхом состоянии.
Опасаясь падения сводов («уже древни толстыми каморы подпираху»), митрополит Филипп замыслил воздвигнуть новый великий храм по образцу собора Андрея Боголюбского во Владимире. Туда для изучения дела были посланы мастера Ивашка Кривцов да Мышкин. Устроили сбор серебра со всех попов и монастырей. Когда его собралось много, тогда бояре и гости стали жертвовать на создание церкви часть своего имущества, «Предстательство» (попечение) о постройке было возложено на Василия Ермолина и Ивана Голову. Но между ними начались споры, повидимому, на технической почве, как можно полагать из последующих событий. Ермолин отошел от дела. Им стали заправлять Иван Голова со своим отцом Владимиром Ховриным.
В апреле 1472 года приступили к строительным работам. Произвели разбивку плана нового собора вокруг старого, причем размеры в длину и ширину были на 1 1/2 сажени больше, чем во Владимирском соборе. Предполагалось соответственно увеличить и высоту.
Выкопали рвы, забили сваи «по обычаю своему», заложили основание из каменной кладки, стали воздвигать стены. Уже при этом обнаружилось, что «не разумеша силы в том деле». Прежде всего делали жидкий раствор извести с песком «ино не клеевито», т. е. схватывание происходило плохо. Кроме того, кладку вели из тёсаного камня в один ряд по обеим сторонам стен, а середину заполняли бутом, булыжником, небольшими камнями и поливали их сверху известью. Получалось «некрепко дело». Под весом несхватившихся камней и извести наружная кладка сдвигалась, и прямолинейность стены нарушалась 2.
Когда высота стен достигла человеческого роста, стали разбирать прежний собор.
К маю 1474 года возвели стены на 1 1/2 сажени выше, чем во Владимирском соборе Богородицы. Устроили хоры над передними дверьми. Начали делать своды. Но тут случилось несчастье: рухнула северная стена. Основной причиной, как установили вызванные из Пскова церковные мастера, был слабый раствор извести: «жидко растворяху, ино не клеевито». Но имели значение и неудовлетворительный способ кладки стен и то, что внутри упавшей стены была сделана лестница на хоры, т. е. и без того непрочная стена была еще ослаблена и не выдержала нагрузки. Падение ее вызвало обрушение хоров и повреждение всего здания: появились большие щели.
________________________________________
1. ПСРЛ, VI, 194—195.
2. Там же, 198.
________________________________________
Характерно, что псковичи похвалили работу московских каменщиков, которые «гладко делали».
Несчастье обошлось без человеческих жертв, так как произошло оно в первом часу ночи, когда людей никого не было. Имело же оно и положительные результаты.
Был тщательно изучен опыт лучшего строительства русских мастеров Пскова, Новгорода, Владимира. Решили учесть также иностранный опыт. Великий князь отправил своего посла Семена Толбузина в Венецию, чтобы отыскать мастера церковного. В 1475 году был привезён Аристотель Фиораванти 1.
Осмотрев разрушенную постройку, он похвалил гладкость стен и тоже признал, что известь не клеевита, а камень нетвёрд. Было реешено сломать неудачное сооружение и делать собор вновь.
Рисунок 98. Разрушение стен собора (реконструкция).Для разбивания стен установили треногу из брёвен. К ней подвесили на канате дубовый брус, окованный с одного конца железным обручем. Раскачивая брус и ударяя по стенам, легко их разбивали (рис. 98). Летописец отмечает, что книжники называли этот дубовый брус бараном и говорили, что в книгах написано, как подобным образом Тит разбил Иерусалим. Это характеризует, отметим кстати, большую начитанность русских людей того времени.
По ходу работ в места, где кладка была частично удалена, подставляли деревянные подпорки. Затем вблизи них сделали костер; дерево сгорело, и стены упали. Разломка стен продолжалась меньше недели, и то работа тормозилась уборкой камня. Ещё более горячо взялись за стройку.
Для грандиозной постройки решили вновь копать рвы глубиной в 2 и более сажени и в них забить дубовые сваи. Тем временем изучили собор во Владимире 2.
Сооружение стали делать из кирпича нового типа. Известь было приказано замешивать густо, мотыгами; при этом к утру она засыхала настолько, что ножом не удавалось расковырять.
________________________________________
1. ПСРЛ, VI, 16.
2. Там же, 199.
________________________________________
Уже в первое лето был сделан фундамент. При этом ровный камень клали я в середину. Густой раствор известкового теста мазали железными лопатками, т. е. была организована правильная кладка.
Рисунок 99. План Успенского собора.Внутри собора строители заложили 4 круглых столба и в алтаре 2 четырехугольных кирпичных (рис. 99). Вся работа велась по циркулю (в кружало) и по линейке (в правило).
В 1476 году стены были выведены до киотов. Внутри стен мастера положили ровно, как по линейке («яко правила»), железные стяжки («всуцепы»), которые закреплялись: в кладке шкворнями («на вретенах»—на веретенах). Вместе с тем железные связи были сделаны и между столбами, где в наших церквах клали, как пишет летописец, «брусие дубовое») 1.
________________________________________
1. ПСРЛ, VI, 205.
________________________________________
В 1477 году стены были подняты на такую высоту, что доставка наверх строительных материалов стала трудной. Поэтому строители применили полиспаст. По летописи, «колесо створи и вверх камение не ношаше, но ужищем цепляше и взвлекаше и верху цепляше малые колесца, еже плотники векшею зовут» 1.
При строительстве широкое применение нашли: устройство арок по кружалам с применением циркуля, использование внутренних железных стяжек, новый тип кирпича, более прочный известковый раствор, сплошная кладка с хорошей перевязкой стен, облицовка их камнем. Вообще были учтены советы псковских мастеров и древний опыт лучших владимирских мастеров.
Организация и техника работ по строительству Успенского собора в Москве стояли на весьма высоком уровне и во всяком случае не уступали западноевропейским образцам. Это становится совершенно ясным, если сравнить этот изумительный шедевр московского зодчества даже с тем, что описывает лучший архитектурный трактат того времени (напечатан в 1485 году) «Десять книг о зодчестве» Леона-Баттиста Альберта 2. Характерны самые темпы строительства. Десятки и сотни лет строились такие соборы, как Кельнский, Миланский. Сооружение Успенского собора продолжалось три года.
Собор был закончен в 1478 году, когда были устроены четыре верха и около большой средней главы «казну сотвори». Своды вывели в один кирпич. Для всхода наверх сделали лестницу 3. Роспись собора была выполнена в 1482 году мастерами Денисием Тимофеевым, Ярцем и Коней 4.
Летописец прекрасно охарактеризовал главные особенности этого храма: «бысть же та церковь чюдна вельми, величеством и высотою и светлостью и пространством, якова же не бывала на Руси, опроче Владимирския церкви» 5.
Правильно отмечен здесь и Успенский собор во Владимире, который вместе с соборами Новгорода являлся для строителей образцом древнего русского зодчества. Заслугой московских архитекторов является именно то, что они сумели воплотить в этом прекрасном сооружении черты русской национальной самобытности и создать величественный храм в стиле архитектуры ранней Москвы.
В это время строились и другие церкви. В 1479 году псковские мастера построили церковь Иоанна Златоуста в монастыре того же имени. В 1484—1485 годах они же воздвигли церковь Ризположения у двора великого князя. В 1484 году вместо старого разобранного храма Благовещения закладывается новый каменный храм, законченный в 1489 году 6.
Сооружаются и гражданские здания. В 1483 году чудовский архимандрит разрушил старую и построил новую каменную трапезу. Великий князь тогда же заложил «казну» вблизи подклета храма Благовещения и кирпичную палату «с казнами». В 1485 году заложили «великий погреб на казенном дворе». Кирпичные палаты построили в том же году Василей Образец и Голова Володимвров сын.
________________________________________
1. ПСРЛ, VI, 206—207.
2. Альберта. Десять книг о зодчестве, стр. 192. BAA. М. 1935.
3. ПСРЛ, VI, 221.
4. Там же, 233.
5. Там же, 19.
6. Там же, 235, 237.
________________________________________
Одним из наиболее выдающихся гражданских зданий XV века является Грановитая палата (название от граней на наружных стенах, называлась также Большой Золотой). Она построена в 1487—1491 годах для торжественных приёмов, свадеб, угощения посольств, происходивших в ней впоследствии многократно. В этих целях она имела особый ход и большие сени. Здание возобновлялось в 1547 году после пожара 1.
Высота Грановитой палаты — 8 саженей 1 аршин, длина вместе со Святыми сенями — 17 1/2 сажени, ширина — 10 саженей 2 аршина. Толщина стен палаты — 2 1/4 аршина. Святые сени (название от икон, которыми они расписаны) длиной 11 саженей 1 аршин, шириной 4 1/2 сажени 2.
В палату вело Красное крыльцо длиной в 12 саженей 1 аршин, высотой до верхней террасы в 9 саженей 8 вершков. Оно имело 43 ступени при трёх маршах. Все большое помещение палаты (24 м X 23 м) перекрыто четырьмя крестовыми сводами, которые опираются на стены и квадратный опорный столб посреди палаты. Расписывал её «изограф» Симон Ушаков.
Соответственно своему государственному назначению Грановитая палата, её двери, окна богато разукрашены изящной резьбой, орнаментами.
Как пишет очевидец, «в каменом дворце, Золотой палате печь устроена под землею с душниками для нагревания комнат» (калориферное отопление).
Рисунок 100. Храм Вознесения в селе Коломенском, 1532 г.В 1532 году под Москвой в селе Коломенском построена первая каменная шатровая церковь Вознесения. В плане она имеет крестообразную форму, которая затем переходит в световой восьмигранник. Последний завершается кирпичным шатром, суживающимся кверху (рис. 100) . Вот как оценивает это сооружение И. Грабарь: «Смелая мысль — поставить на крещатый низ обширный восьмерик — могла возникнуть лишь при взгляде на торжественный строительный приём, исполненный из дерева, где он так прост и лёгок… Исполнить такую затею в кирпиче и камне трудно, и нужно удивляться, как решительно и смело зодчий Коломенского храма справился с ней» 5.
Храм, имея высоту в 58 м, превышает ряд известных западноевропейских соборов, в том числе и Собор Парижской Богоматери (35 м) и не намного ниже его башни (69 м).
Непревзойденным апофеозом русского строительного искусства XVI веке является Покровский собор на рву (храм Василия Блаженного). Он сооружён Иваном Грозным в 1554—1560 годах в память покорения Казанского и Астраханского царств и является ярким выражением торжества и славы могущественного Русского государства.
Как указывает летописец: «поставлен бысть храм каменный преудивлен, различными образцы и многие переводы, на одном основании девять престолов». Здесь сжато изложены все особенности сооружения 6. На общем основании, подклете, построено девять церквей, при чем все они различны по архитектурному оформлению. В целом же создан «преудивительный храм».
________________________________________
1. А. Вельтман. Достопамятности московского Кремля, стр. 46—47. М. 1843.
2. М. Гастев. Статистическое описание Москвы, стр. 47—50. М. 1841.
3. Дневник Маскевича. «Сказание современников о Дмитрие Самозванце», ч. II, стр. 50. СПБ. 1859.
4. А. И. Некрасов. Очерки по истории древнерусского зодчества XI—XVII вв., стр. 251. М. 1936.
5. И. Грабарь. История русского искусства, т. II, стр. 60. М., без года.
6. Там же, т. II, стр. 38—56.
________________________________________
Рисунок 101-102. Храм Василия Блаженного. Верхний и нижний этажи (м. гастев 1841 г.).И действительно, основание его представляет один сплошной монолит с небольшими пустотами; при нём (рис. 101—102) находится церковь Василия Блаженного (1) с приделом Рождества Богородицы (3), колокольня (5) с девятью колоколами и лестница (6). Кроме папертей (10, 11, 14) я печи для отопления (13) остальные помещения представляют подвалы. Характерны для сооружения толстые стены, лестница в стене, большое количество закоулков, в которых легко было сделать склады, тайники для различных целей, В общем основание церкви представляло надежное предмостное фортификационное сооружение.
Верхний этаж, кроме самого Покровского собора (1), включает еще восемь различных церквей, расположенных вокруг него (2—9). Кругом имеются ходы, галлереи, площадки и паперти (10, 11).
Рисунок 103. Храм Василия Блаженного и столп Ивана великого в XVII в.Храмы построены в виде столпов глубокого национального и самобытного стиля. Главный престол Покрова Богородицы имеет высоту от пола до купола 47 меров и заканчивается шатровым верхом. Остальные главы разнообразны по своим формам, отделке и украшениям (рис. 103). Но всё в целом поражает гармонией отдельных деталей с общим архитектурным замыслом, соразмерностью пропорций, богатством неистощимой творческой фантазии, величественностью и красотой 1.
Всё лучшее, своеобразное, что веками вырастало из глубин русского духа и выливалось в строительстве в виде узорчатых деревянных палат и домов, высоких шатров, многогранных церковных столпов, кокошников, узорчатой росписи, — всё это запечатлено в камне и кирпиче в храме Василия Блаженного.
Рисунок 104. Строительные работы (миниатюра из Царственной книги).Строили его русские мастера Барма и Посник с товарищами. Второй, Посник Яковлев, был умелый церковный мастер и горододелец, который сооружал также каменные стены в покоренной Казани 2. Но кроме этих двух мастеров, которые «быша примудрии и удобни таковому чюдному делу», в нём принимали участие многие другие русские люди. В храме этом применены железо-кирпичные конструкции — прообраз железобетона. О методе производства строительных работ можно судить (рис. 104) по построению г. Стародуба в 1536 году. Замечательной особенностью московского зодчества являются его исключительные для того времени темпы: ведь соборы в Западной Европе, как указывалось ранее, строились десятки и даже сотни лет.
________________________________________
1. А. И. Некрасов. Очерки по истории древнерусского зодчества XI—XVII вв., стр. 265. М. 1936.
2. Доп. к АИ, т. I, стр. 136. СПБ. 1846.
________________________________________
При Иване IV среди других сооружений надстроены четыре придела над папертями Благовещенского собора (1563—1564 годы). Он был заложен в 1397 году, расписан известным русским иконописцем Андреем Рублевым в 1405 году. Перестроен в 1484—1489 годы вновь о девяти верхах с позолоченными главами и кровлей 1. В 1565 году выстроено прекрасное здание Посольского приказа 2, изображенное на рисунке 182, вблизи колокольни Ивана Великого.
«Столп» (колокольня) Ивана Великого, надстроенный царём Борисом в 1600 году, представляет выдающееся по своей высоте сооружение. Его вершина (с крестом) составляет 38 1/2 сажени (82 метра), а над уровнем реки Москвы—57 саженей 1 аршин 5 3/4 вершка (122, 6 м) 3.
Господствуя над всей Москвой, «Иван Великий» является военным наблюдательным пунктом, колокольней кремлевских соборов, благовест которой широко разносился по столице. Колокольня включает в себе небольшую церковь Иоанна Лествичника, «что под колоколы». Рядом находится звонница, сооруженная Петром Малым в 1532—1543 годы, и «Филаретовская пристройка» — в 1624 году.
Рисунок 105. Кремлёвские соборы в 1843 г.Эта центральная в Кремле группа сооружений (рис. 105) является как бы символом древней Москвы, рвущейся ввысь и вместе с тем крепко связанной с родной русской землёй.
________________________________________
1. А. Вельтман. Достопамятности московского Кремля, стр. 28. М. 1843.
2. И. Забелин. История города Москвы, стр. 157. М. 1905.
3. М. Гастев. Статистическое описание Москвы, стр. 46. М. 1841.
По другим (неправильным) данным, высота колокольни — 43 сажени 2 1/2 аршина, а с крестом — 46 саженей 1 1/2 аршина (99 м). См. «Москва, или исторический путеводитель», ч. II, стр. 39. М. 1831.
________________________________________
Иван Великий вызывал изумление у иностранцев. О колокольне Ивана Великого Самуил Маскевич писал: «Церковь св. Иоанна замечательна по высокой каменной колокольне, с коей далеко видно во все стороны столицы. На ней двадцать два больших колокола, в числе их многие не уступают величиною нашему Краковскому Сигизмунду; висят в три ряда одни над другими, меньших же колоколов более тридцати. Непонятно, как сия башня может держать на себе такую тяжесть… Чтоб размахнуть иной язык (колокола) требуется человек восемь и десять» 1.
А. Олеарий говорит: «Посреди Кремлёвской площади стоит высочайшая колокольня — &l
nashenasledie.livejournal.com
история, особенности, стили и развитие
Архитектура — это душа народа, воплощенная в камне.
Древнерусская архитектура, начиная с Х века и до конца XVII века, была тесно связана с церковью и православием. Первые христианские храмы начали появились на Руси еще в X в., а первым русским городом, который принял крещение, стал Киев. Русь имела традиционный материал – дерево. Сначала практически все постройки были деревянными. Однако из-за многочисленных пожаров, сгорали тысячи деревянных зданий, возведенных русскими. В это время так же начинает закладываться каменное строительство.
Таким образом, монументальная архитектура — это наиболее сохранившийся вид Древнерусского искусства, объектами которого были различные дворцы, оборонительные сооружения и, конечно же, церкви.
История архитектуры Древней Руси с X по XII века
В первый период, который проходил в X — XII вв. зодчество на Руси за основу взяло архитектурный стиль Византии, в связи с эти самые древние русские постройки напоминали византийские храмы. Первые храмы на территории Древней Руси были построены специально приглашенными, византийскими архитекторами. Архитектуру Древней Руси наиболее ярко представляют такие архитектурные постройки, как Десятинная Церковь (не сохранилась до нашего времени, так как была разрушена во время нашествия татаро-монгол) и Киевский Собор Святой Софии, Борисоглебский Собор в Чернигове, Софийский Собор в Великом Новгороде, и другие.
Сразу после крещения Руси князь Владимир пригласил византийских мастеров для создания 25 — главой церкви Успения Богородицы (Десятинную). До постройки Софийского собора она являлась главным храмом Киева.
Собор Святой Софии в Киеве — знаменитый храм древней Руси, построенный в 1037 г. В своей конструкции собор имеет 5 продольных проходов (нефов) и 12 крестообразных столбов, на которые опираются своды. Своды киевской Софии увенчаны 13 главами, которые ритмично возвышаются к небу. В плане здания они образуют фигуру креста, в центре которого возвышается большой купол. Такая конструкция храмов получила название крестово-купольной. Она была перенята у Византии.
Практически все сооружения не смогли дойти до нас в первозданном виде из-за многочисленных татаро-монгольских нашествий. То, что мы сейчас можем наблюдать — это лишь современные реконструкции.
Второй период (вторая половина XII в. — начало XIII в.)
Со второй половины XII в. и до начала XIII в. выделяют «золотой век» древнерусского зодчества. Большинство храмов и соборов начинают возводить из нового особого материала — белого камня. Этот камень заменил плинфу — это обожженный кирпич, который начали использовать в Византии. До сих пор неизвестно, что заставило зодчих этого периода заменить плинфу на новый материал. Белый камень стали широко использовать в строительстве, из него были построены Владимирский Успенский Собор и Церковь Покрова на Нерли.
Особенности архитектуры древней Руси в этот период:
- Одноглавые кубические храмы.
- Строгое декоративное оформление.
- В основе лежит крестово-купольный храм.
Владимирский успенский собор был построен при Юрии Долгоруком около 1150 года в Галиче.
Всем известная церковь Покрова на Нерли, построенная по заказу Андрея Боголюбского около 1165 г., считается высшим достижением всей владимиро-суздальской архитектурной школы.
К сожалению, из-за того, что многие постройки были разрушены, точно сказать о том, какой характер носили внецерковные постройки практически невозможно. Однако и исторически верно восстановленные Золотые Ворота в Киеве, и Владимирские Золотые Ворота показывают то, что тенденции светской архитектуры полностью совпадали с развитием церковного зодчества.
Третий период (вторая половина XIII в. — начало XV в.)
Этот период характеризуют многочисленные нашествия со всех сторон. Это «темный век» в истории древнерусского государства. Монументальное строительство было практически прекращено. С конца XIII века в избежавшей разорения на Руси вновь возрождается каменное зодчество, прежде всего, военное.
Возводятся каменные городские укрепления Новгорода и Пскова, крепости на мысах или на островах. Так же в этот период появляется храм нового образца — восьмискатный храм. Ярким представителем этого типа является Новгородская церковь Спаса на Ильине.
Со временем Москва постепенно превращалась в крупный политический центр. Это привело к развитию архитектуры Московского княжества. Московская школа сформировалась к концу XVI века.
Подъем зодчества в Москве приходится на период правления Ивана III — конец XV века. В 1475 — 1479 годах был построен Московский Успенский собор, архитектором которого стал итальянский зодчий Аристотель Фиораванти.
В Троице-Сергиевом монастыре в 1423 г. возводится Троицкий собор, в 1424 в Андрониковой монастыре — Спасский собор. Внешне эти церкви сильно различаются, но, несмотря на это, в церквях Московского княжества есть нечто общее — им свойственны четкость и пропорциональность, стройность, динамичность. Многие зодчие делали упор на пирамидальную композицию храма.
Стиль архитектуры
За несколько столетий выработался общий стиль архитектуры древней Руси:
- Пирамидальность конструкции.
- Вертикальность форм.
- Особый национальный тип купола, напоминающая форму лука.
- Купол покрывался золотом.
- Многоглавие (традиционно закрепилось пятиглавие).
- Белый цвет храма.
Архитектурные школы
На протяжении истории Древней Руси создавались различные архитектурные школы такие как Киевская, Новгородская, Владимиро-Суздальская и Московская архитектурные школы.
Византия, мир христианства сильно повлияли на развитие архитектуры Древней Руси. Под этим влиянием на Русь пришел строительный опыт, который помог сформировать свои традиции. Русь переняла множество архитектурных традиций, однако в скором времени выработала собственный стиль, который ярко проявился в самых знаменитых памятниках древнерусской архитектуры.
Первые постройки из камня были заложены в период правления князя Владимира Великого. Нигде в Европе в это время искусство не было столь развито, как в Византии, поэтому она имела огромное влияние на искусство всего мира и, конечно же, Древней Руси.
Заключение
Однако в полной мере понять и насладиться архитектурой Древней Руси нам не удастся, так как из-за многочисленных набегов монголо-татар и других многочисленных войн большинство архитектурных памятников было разрушено. Так что сейчас мы сможем увидеть лишь реконструкции.
fb.ru
Древнерусские храмы
В основе архитектуры православных храмов в эпоху Древней Руси лежала крестово — купольная система. История постройки прочных монументальных крестово — купольных храмов из камня берет свое начало с возведения Десятинной церкви в Киеве, строительство которой длилось семь лет ( с 989 по 996 годы).
Десятинная церковь в Киеве
Изначально технология постройки каменных храмов и типология их архитектуры заимствовалась древнерусскими зодчими из византийских традиционных канонов. К тому же, после важного исторического события — Крещения Руси, первые храмы были построены приглашенными из Византии мастерами.
Такие постройки можно смело называть выдающимися образцами византийской стилистики архитектуры, однако с самого начала в этих христианских культовых сооружениях стали проявляться собственные оригинальные черты. Их появление было обусловлено особенностями местных условий и пожеланий заказчиков.
Спустя год после крещения Руси в 988 году было начато строительство Десятинной церкви, которая сначала была построена из древесины. Впоследствии эта жемчужина древнерусской архитектуры была разрушена во времена нашествия хана Батыя.
Во времена правления великого киевского князя Ярослава Мудрого развернулось масштабное строительство христианских храмов. Именно в эту эпоху был построен Софийский собор, размеры которого не имели себе равных не только на Руси, но и в самой Византии.
С древнейших времен Киев называют матерью городов русских. Официальной датой рождения города считается 1037 год, хотя первые поселения появились на берегу Днепра на пять столетий раньше.
После победы русичей над печенегами во времена правления Ярослава Мудрого, Киев приобретает значение главного города Древнерусского государства. И это главенство закрепляется возведением Софийского собора, который был построен в 1037 — 1044 годы.
София Киевская выполняла роль главного храма всей Древней Руси, население которой только что приняло крещение. Поэтому грандиозные габариты и красота сооружения должны были потрясать воображение и восхищать каждого, кто видел Софийский собор.
Софийский собор в Киеве
Тринадцатиглавый, пятинефный крестовокупольный храм отличался массивностью и тяжеловесностью форм, придававших ему торжественность и значительность. Экстерьер собора уникален — простая кирпичная кладка без штукатурки подчеркивает строгость и величие сооружения.
Внутреннее оформление интерьера было богатым и искусно выполненным лучшими мастерами своего времени. Изнутри все стены и своды храма были покрыты красочными фресками и мозаиками на христианскую тематику.
Мария Оранта — мозаика Софийского собора.
Собор выполнял роль не только культового, но и главного общественного здания Древней Руси. Здесь принимали иноземных послов и давали право на княжение новгородским, суздальским и ростовским князьям.
По образцу и подобию Софии Киевской строился и второй образец древнерусской крестово — купольной архитектуры —
Впоследствии стены были побелены штукатуркой, что в сочетании с золотыми куполами придавало постройке еще большую живописность.
Софийский собор в Великом Новгороде
Новгородский Софийский собор дышит богатырской силой. Этот храм выполнял роль главной святыни Новгородской республики. Новгородцы очень гордились своей Софией, почитали собор и говорили: » Где София, там и Новгород».
В XII столетии Софийский собор стал символом независимого от Киева и остальных городов Новгородского княжества. В Новгороде было свое выборное правление — вече. На собрания вече людей созывал вечевой колокол Софийского собора. Впоследствии Новгород покорился московскому князю Ивану III, и вечевой колокол был снят и увезен в Москву.
В 1066 году была построена третий храм — семикупольный пятинефный Софийский собор в Полоцке. Строительство трех однотипных храмов на территории нынешней России, Украины и Беларуси являлось показателем политического и культурного единства трех главных частей древнерусского государства.
Полоцкая София
В XII столетии на Руси самым сильным было Владимиро — Суздальское княжество. Его правители — князья, стремясь закрепить свое могущество, строили величественные дворцы и храмы, которые должны были сохранить славу о них на века.
Богородице — Рождественский собор, построенный в XI веке ( Суздаль).
Основателем города Владимира в 1108 году был внук киевского князя Ярослава Мудрого Владимир Мономах. Дела отца продолжил его сын и преемник Юрий Долгорукий, которого прозвали так за стремление расширить территорию своего княжества и подчинить себе Киев.
Во времена княжения Юрия были заложены наиболее значительные города Владимиро — Суздальской земли: Юрьев — Польский, Звенигород, Москва, Дмитров, Переяславль — Залесский. На сегодняшний день все они являются городами — памятниками, составляющими славу и гордость мастеров древнерусского зодчества.
Наибольшего расцвета Владимиро — Суздальское княжество достигло в эпоху правления Андрея Боголюбского — сына Юрия Долгорукого. За неполные 20 лет своего княжения Андрей стал инициатором постройки множества прекрасных архитектурных сооружений, которыми мы продолжаем восхищаться и в наши дни.
Согласно данным из летописных источников, в период с 1158 по 1164 годы были построены Золотые ворота во Владимире, а также златоглавый Успенский собор, который стал символом богатства и силы могущественного князя Андрея.
Успенский собор во Владимире
Настоящим шедевром стала маленькая и изящная церковь Покрова на Нерли. Она была построена князем Боголюбским в честь погибшего сына. Утонченные формы храма вызывают восхищение искусством зодчих Древней Руси.
Церковь Покрова на Нерли
Технология строительства
Главным строительным материалом Владимиро — Суздальской земли был белый камень. Из него вырубали блоки размером 50 на 50 см. Стены храмов выкладывались из двух рядов таких блоков, а пространство между ними заполнялось щебнем и заливалось связующим раствором.
Подобный способ возведения стен позволял сделать не только придать кладке дополнительную прочность, но и использовать меньшее количество белого камня, который считался дефицитным материалом из — за сложности добычи. На сегодняшний день белого камня осталось совсем мало.
Резьба по камню
Белый камень хорошо поддается обработке. Зодчие Древней Руси использовали это качество материала для украшения фасадов своих построек. Резьба по камню в XII — XIII столетиях была очень популярным приемом декорирования стен храмов.
В качестве яркого образца резного каменного декора выступает Дмитриевский собор во Владимире
Дмитриевский собор во Владимире
Декор храмов
Неотъемлемой частью украшения русских храмов являлись иконы — живописные изображения святых. Самой почитаемой была икона Богоматери с младенцем на руках. Одним из совершеннейших произведений мирового искусства по праву считается икона Владимирской Богоматери, написанная в XI — XII веках.
Икона Владимирской Божьей Матери
Огромную художественную ценность представляют также иконы, фрески и мозаики, выполненные известными мастерами во многих других церквях. Среди них фрески Дионисия, иконы Андрея Рублева, керамические изразцы Степана Полубеса. Наиболее значительные произведения этих великих мастеров на сегодняшний день хранятся в Третьяковской галерее и других музеях.
Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре
Изразцы на стенах храма — творение Степана Полубеса.
design-fly.ru
На Руси строили дома из дерева на каменной архитектуре древних русских городов — Альтернативный взгляд Salik.biz
Как-то у всех сложилось мнение, что строительство на Руси всегда было деревянным. Приводят в пример сохранившиеся деревянные дома в ажурном убранстве, стоящие в российских глубинках.
Картины художников 19-20 веков отображают красивое деревянное зодчество. Да, соглашаются все — Русь всегда была деревянной. А так ли это? Кому верить?
Каменная архитектура Руси
В своё время, вероятно, северным землям Руси очень крепко досталось, в отличие от западного края. Людям пришлось выстраивать всё вновь, ставя срубы на прочных основаниях из белого камня.
Археологи, копнув глубже 6-10 метров, обнаруживают фундаменты домов из белого камня. Множество старинных, сохранившихся домов, дворцов были построены из камня и кирпича (плинфы)— эти постройки датируют 11-12 веками.
Владимир. Дмитриевский собор. 12 век.
Рекламное видео:Все древнейшие строения на территории Руси были выполнены из белого камня. Те, что сохранились, по сию пору, стоят и поражают воображение своей основательностью, красотой и качеством. Пример такого строительства — белокаменный собор во Владимире.
— Salik.bizОткуда пошло выражение — деревянное зодчество
А, как же, русские деревянные терема? Да, было время в истории Руси.
*Деревянное кружево* русских северных теремов.Утратив прежние технологии каменного строительства, начали строить деревянные дома. Их огромное количество в северных городах страны. Там, где дома массово пострадали от глобальных разрушений.
Ажурная отделка наличников дома и каменная кладка под деревянной красотой прочно спаялись временем.
Ставили теперь красивые деревянные терема на отлично сохранившиеся каменные фундаменты разрушенных зданий, а то и вовсе на утопленные в грунте крепкие основания каменных этажей домов.
Придавали деревянной архитектуре особый русский колорит прежних каменных теремов. Вот, отсюда и возник миф о деревянной Руси.
Такое соединённое строительство во многих городах — эти исторические свидетельства стоят, в виде деревянных домов, которые надстроены поверх прочных каменных фундаментов.
Вот такой парадокс. Выложили фундамент идеальной кладкой из белого камня, — и пошли лес валить, чтобы дом поднять.
Постепенно, стали прививать мысль народу, что так было и всегда было. Это не так! У всех на слуху выражение: Москва белокаменная. С чего бы это так? Да, потому что, Москва вся была построена из белого камня.
Все старинные города на Руси: Ярославль, Углич, Владимир, Кострома, и почти все города Московского княжества были выстроены из камня и плинфы (красный кирпич различной формы).
Чтобы люди не задавали лишних вопросов: откуда добывали камень, а может о древних технологиях строительства, — историки и придумали миф о деревянной Руси.
salik.biz