Отличия классицизма от барокко – Чем отличается барокко от классицизма

Барокко и классицизм: общие черты, отличия, сравнение

Барокко и классицизм – это наиболее популярные стили XVIII века, которые не просто сосуществовали, а напрямую конкурировали в одну эпоху. Барокко и классицизм имеют множество схожих черт и очень тесную связь, однако и различий между ними вполне достаточно, потому не запутаться и уверенно отличить один архитектурный стиль от второго не так легко. Для этого необходимо обладать хорошими знаниями о каждом из данных направлений.

Что такое барокко?

Чтобы разобраться в том, чем отличается классицизм от барокко, рассмотрим сначала второй стиль. Барокко появилось в Италии в XVIII веке и быстро распространилось по многим европейским странам, в том числе, оно пришло в молодую Российскую империю и именно в этом стиле строились многие сооружения, дома, дворцы и соборы в совсем новом Санкт-Петербурге.

Барокко в первую очередь отличается тем, что стиль призван продемонстрировать богатство, роскошь, достаток владельцев здания или престиж государства, если его используют для строительства дворцов и соборов. Для него характерна повышенная эмоциональность, высокий динамизм. Он как бы отражает в себе то, что сама суть жизнь заключается в движении и борьбе человека с переменчивыми условиями, с внешними влияниями и стихиями. Его отличают экспрессия, иррационализм и даже мистика, в дизайне и архитектуре активно используются декоративные элементы и всевозможные украшения.

Чем отличается стиль барокко от классицизма в архитектуре и интерьере?

Архитектура в стиле барокко – это вычурные и сложные формы, подчеркнутая напыщенность, праздничность и парадность. Такие здания всегда хорошо заметны, они отлично выделяются на фоне других строений своей яркостью, монументальностью, обилием украшений, пилястр, колонн и других классических архитектурных элементов. Для этого стиля характерна монументальность, огромные размеры возводимых зданий, хотя в этом есть и прямое сходство классицизма и барокко.

Отличия

Для украшения зданий используют не только распространенные архитектурные элементы. Архитекторы тщательно продумывают объект таким образом, чтобы на его фасадах всегда происходила игра света с тенью, что создает великолепные, изменчивые образы сооружения днем и ночью при искусственном освещении.

При сравнении барокко и классицизма обязательно нужно затронуть тему и интерьеров зданий. Для барокко характерна максимальная пышность, отражение величия и огромные пространства с сочными, яркими декоративными элементами и деталями. В обстановке преимущественно отдается предпочтение изогнутым линиям и лакированным поверхностям, многочисленным инкрустациям и максимально богатым отделочным материалам. В оформлении применяют: золото и золоченый декор, мрамор, кость, мозаику и т. д. Орнамент преимущественно сложный, витиеватый, зачастую отражающий мотивы флоры и фауны.

То же самое касается и мебели, которая одновременно характеризуется массивностью и дороговизной, а с другой – сложными и изящными формами, а также обилием всевозможных украшений.

Характерные особенности классицизма

Классицизм зародился в качестве художественного стиля в Западной Европе, после чего он распространился далеко за пределы картин и стал активно применяться в архитектуре и дизайне.

Классицизм во многом основывается на античную традицию, берет в ней множество элементов и общее направление. Для него характерно утонченное спокойствие, лаконичная ясность, благородство и простота. В архитектуре, дизайне и изобразительном искусстве классицизма хорошо заметно стремление творца к идеальности и рационализму во всем. Желание создать нечто полностью согласованное, единообразное и целостное.

В чем отличие стиля классицизма от стиля барокко?

Различие барокко и классицизма в архитектуре заключается в том, что классицизм – это максимальная четкая планировка, использование в строительстве строгих форм, равновесных частей и элементов, а также максимально гармоничных пропорций. При этом творцы делают ставку на упорядоченность и функциональность, в отличие от барокко, где в центре всегда масштабность и роскошь.

Барокко и класицизм в архитектуре

Барокко и классицизм в архитектуре

При этом классицизм и барокко в архитектуре – это масштабные и монументальные стили, которые при одном взгляде на сооружение создают ощущение величия, великолепия и красоты.

Общие черты стиля барокко и классицизма заметны и в интерьерах различных зданий и сооружений. В первую очередь, оба стиля предполагают использование для отделки самых качественных и дорогих материалов. При этом в классицизме стараются обойтись без излишеств, сдержанно использовать декоративные элементы и гармоничную цветовую палитру. Орнамент также строгий и геометрически правильный, зачастую с распространенными античными мотивами.

Отличия барокко от классицизма можно найти и в мебели. Если в барокко она массивная и максимально эстетичная, то в классическом стиле стараются выбрать обстановку максимально функциональную и конструктивную.

Чем отличается барокко от классицизма – вывод

Отличия барокко от классицизма в архитектуре можно найти практически во всем. Барокко – это красота, пышность, буйство и динамичность, тогда как для классического стиля больше подходит строгость и равновесность, но та же масштабность. Если барокко – это блеск и даже напыщенность, то классицизм более сдержанный стиль, который предполагает применение простых линий и правильных геометрических форм.

inthi.ru

Классицизм и барокко: сравнение направлений искусства

Искусство 17-18-го веков сформировало два удивительных стиля — классицизм и барокко. Эти два крупнейших общеевропейских стиля существовали бок о бок на протяжении двух веков. Несмотря на очевидные различия, они тесно взаимодействовали друг с другом. За время своего развития, классицизм и барокко нашли себя не только в мировой и российской архитектуре, но также в скульптуре, литературе, интерьере и художественном искусстве. Сравнение классицизма и барокко, двух стилей, ярких, эпатажных и неповторимых, рассмотрим далее.

История классицизма

Классицизм в переводе с латинского — «образцовый». Запоминающиеся направление в европейской культуре возникло в 17-м в. Это была эпоха укрепления монархии, все должно быть идеально и в то же время роскошно, что прослеживается в безупречных фигурах античного мира.

Основателем стиля классицизм стала Франция, где летал дух свободы и совершенства человека как духовного, так и физического. Строгие, идеальные силуэты в архитектурных ансамблях, античные сюжеты в живописи и скульптурах, богатое, но сдержанное убранство интерьеров. Все это — черты классицизма.

Пантеон Франция

В России этот стиль закрепился при Екатерине II, ее желание европеизировать страну сыграло ключевую роль в постройке знаменитых памятников архитектуры того времени.

Классицизм — это классика, гармония человека и природы, простая и лаконичная в своем направлении. Стиль, где нужно соблюдать определенные правила, очень быстро нашел себя в дворцовой культуре в Германии, Италии, Англии и России.

История барокко

Барокко значит — «распущенный», «склонный к излишествам». Основателем этого помпезного стиля стала Италия. Конец 16-го в. — эпоха Возрождения, укрепления католической власти, яркая, смелая и величественная, она должна была производить впечатление. Все отличительные элементы барокко нашли воплощение в католических городах Италии.

Однако европейские страны также взяли для себя некие атрибуты и элементы «распущенного» итальянского стиля. Англия, Франция, Россия использовали новое веянье культуры в своей архитектуре и интерьере, дабы подчеркнуть свой блеск и уникальность.

баррокко церковь

Стиль, ориентированный на создание иллюзии богатства и роскоши церкви, а также итальянской знати, впоследствии нашел отражение во всех странах Европы, Америки и России. И остался бессмертным спутником католической церкви.

Два стиля на протяжении веков идут рядом друг с другом. Однако они имеют явные различия в истории и целях создания, в воплощении в искусстве.

Сравнение классицизма и барокко

НаправлениеКлассицизмБарокко
Общее

За образец берется античное искусство. Простота, утонченность, понятные и лаконичные образы. Идеальная рациональность. Строгость, единые образы, равновесие деталей

За образец берется роскошь и помпезность, демонстративное богатство. Сильные контрасты, театральность. Яркая экспрессивность

В искусстве

Объемные уравновешенные композиции, четкость линий, античные идеалы в искусстве. Понятный сюжет, сдержанные эмоции

Стремительное развитие действий. Сильные, яркие эмоции. Восторженные образы. Замысловатый сюжет
В архитектуреСтрогие четкие формы. Масштабность. Величие. Гармоничные пропорции, монументальность. Строгая простотаСложные криволинейные формы. Праздничная напыщенность. Масштабные колоннады, искажение пропорций строений. Цветовые контрасты, большие окна
В интерьереДорогие, сдержанные материалы. Спокойные цвета, богатая простота. Преобладание геометрических форм. Античные орнаментыБогатые, разнообразные материалы в декоре. Яркие сочетания, золото, мрамор, лак. Сложные орнаменты. Роспись на потолке, крупногабаритная мебель

Классицизм и барокко наглядно

Основные черты барокко и классицизма роскошь и сдержанное богатство. Оба стиля нашли свое отражение в дорогих произведениях искусства и ярких архитектурных сооружениях. Рассмотрим самые известные объекты двух разных стилей одного периода времени.

Классицизм — это, конечно, площадь Восстания и Пантеон в Париже. Исаакиевский и Казанский соборы в Петербурге. Большой театр в Варшаве. Знаменитая картина Жака-Луи Давида «Переход Наполеона через Альпы» — совершенно отражает стиль классицизма в живописи. «Психея, разбуженная поцелуем Амура» — самая известная статуя в классицизме. Архитектурный ансамбль «Аполлон и нимфы» — невероятный по своей красоте пример классического стиля.

Аполон и Нимфы

Тогда как барокко известен нам по Смольному собору в Санкт-Петербурге, Оперному театру в Одессе и, конечно, же Католическому храму в Ватикане. Рубенс и Караваджо — самые узнаваемые живописцы в стиле барокко. А итальянец Лоренцо Бернини раскрывает нам всю выразительность барокко в своих потрясающих скульптурах.

Классицизм и барокко в архитектуре

Как мы можем видеть из описаний и сравнений двух стилей, различия барокко и классицизма очевидны. В последнем — это обращение прежде всего к античному зодчеству, в барокко — к роскоши католических храмов.

Классицизм и барокко в архитектуре, сравнение на примере двух выдающихся памятников

Базилика дель Санта Кроче, Италия — типичный пример итальянского барокко. Отличительные особенности — пышный декор и множество статуй на фасаде. Скульптуры, балконы, колонны, сложная форма здания. Центр венчает огромное круглое окно — уже выход за стандарты типичной архитектуры. Кариатиды и атланты, причудливые формы — все это отличительные черты барокко.

Базилика дель Санта Кроче

Классицизм — это Большой театр в Москве. На его примере мы можем увидеть характерные черты в архитектуре этого стиля. Простота и лаконичность. Монументальность и строгость. Четкие формы, колонны. Маленькие окна стандартной формы. Сдержанный рисунок лепки на фасаде с типичными узорами античного мира. Четкая геометрическая форма строения. Приятный неброский однородный цвет всего здания.

Большой театр

Архитектура барокко и классицизма в сравнении очень различны. С первого взгляда можно отличить их друг от друга: вычурность барокко бросается в глаза, безусловно, это сложные архитектурные произведения. Тогда как здания в стиле классицизма настолько имеют четкие пропорции и строгий вид, что невольно заставляют задуматься о своем величии и монументальности.

Классицизм и барокко в живописи

Выходцы из одной временной эпохи, классицизм и барокко, тем не менее, имеют отличительные черты в искусстве.

Микеланджело — один из самых известных итальянских художников, который задал новый стиль в живописи — барокко. Это преимущественно религиозные сюжеты, яркие образы, эмоциональные сцены из жизни обычных людей. Контраст цветов, свет и полумрак, много предметов быта, реалистичность эмоций. Последователи этого стиля в искусстве — Аннибале Карраччи и Гвидо Рени.

Классицизм не менее живописен, но за основу берется античная Греция. Рафаэль, Джулио Романо на своих полотнах изображают идеальные физические формы божественных персонажей. Холодные мифические сюжеты завораживают своей лаконичностью, ничего лишнего, до мелочей продуманная композиция и пространство вокруг действующих лиц.

Клятва Горациев

Можно выделить главные элементы в сравнении направлений искусства классицизма и барокко. Во-первых, это реальная эмоциональность барокко, сила сюжета и красочность образов, и во-вторых, сдержанная красота античной мифологии, понятная и лаконичная в своем проявлении.

Сравнение классицизма и барокко в интерьере

Помимо выдающихся произведений искусства и невероятных памятников архитектуры, барокко и классицизм нашли отражение и в интерьере домов и комнат. Далее — сравнение классицизма и барокко в убранстве помещений.

Свои основные черты эти два стиля привнесли и в интерьер. Прежде всего это дорого. В обоих случаях — это роскошь и богатство. А дальше можно говорить о цветовых решениях. Барокко — это всегда ярко, всегда золото, мрамор, лакированные поверхности. Множество дополнительных предметов, сложная форма мебели и причудливые узоры балдахинов и обивки кресел. Безусловно, это та красота, в которую хочется погрузиться, каждый предмет, которой хочется изучать. Восхищение и помпезность, то, что так любят короли.

баррокко в интерьере

Классицизм в этом плане играет на контрасте с барокко. Сдержанные пастельные цвета, гармонирующие между собой. Спокойный, но не менее величественный интерьер создан, скорее, успокаивать, нежили будоражить. Преимущественно светлые тона, четкость линий, правильность предметов. Функциональность атрибутов интерьера, не лишенная, тем не менее, своего очарования.

Классицизм и барокко в России

В Россию эти два стиля пришли в 18-м в. Царская Россия была в тесном контакте с европейскими государствами и не хотела отставать в возможности продемонстрировать свое величие.

Барокко и классицизм в архитектуре России воплотил, преимущественно, Растрелли. Именно он занимался реконструкцией и возведением основных зданий Петербурга в то время. Естественно, стили были русифицированы, переняв основные принципы двух направлений, традиционное русское зодчество было сохранено. Смольный монастырь, пожалуй, самый яркий представитель барокко в Петербурге, тогда как «изюминкой» классицизма является, естественно, Казанский собор. У истоков этого стиля в России стояли архитекторы В. Баженов, М. Казаков, И. Старов, возведенные по их проектам церкви и дома можно увидеть в Москве.

Барокко и классицизм в русской архитектуре играют большую роль. Как в историческом проявлении — основание Петербурга, новая Москва, так и в борьбе за равенство русских писателей-классицистов.

Сейчас невозможно представить наши города без Эрмитажа, Академии наук и Таврического дворца.

Классицизм и барокко в наше время

В современном мире архитекторы часто обращаются к барокко и классицизму, сравнивая и смешивая эти стили. Времена королей и императоров прошли, а любовь к роскоши и величию осталась. Сейчас можно увидеть уже современные замки в стиле барокко где-нибудь на Рублевке или дачу очередного олигарха в стиле классицизма в поселке Нирвана под Петербургом.

Барокко в современной архитектуре

В отеле «Трезини» вы можете погрузиться в роскошь царей, а в ресторане «Ампир» отведать блюда современных королей. Но это уже сегодняшняя роскошь, хотя доступна она по-прежнему не каждому.

fb.ru

Чем отличается барокко от классицизма?

в Полезные советы 06.07.2016 433 Просмотров

В искусстве и архитектуре XVIII столетия преобладали два фундаментальных стиля – барокко и классицизм. Они не случайно довольно долго сосуществовали рядом, в одну эпоху. Нельзя не отметить их тесную взаимосвязь, хотя и характерных, присущих лишь конкретному направлению особенностей тоже наберется немало.

В чем же отличие барокко и классицизма и как при взгляде на картину или здание определить, к какому же стилю они относятся?

Что такое барокко и классицизм

  • Барокко – художественный стиль, зародившийся в Италии и распространенный в европейском искусстве до середины XVIII века.
  • Классицизм – художественный стиль, характерный для искусства Европы и особенно ярко проявившийся во второй половине XVIII века.

Сравнение барокко и классицизма

В чем же разница между барокко и классицизмом?

Барокко и классицизм – направления-антагонисты, хотя у них есть и немало общих черт, ведь формировались они в одну эпоху.

Характерные черты стиляБароккоКлассицизм
Общие

 

Призван продемонстрировать роскошь и богатство. Повышенная эмоциональность. Динамизм. Сущность жизни – в движении и в борьбе переменчивых стихий. Иррационализм, мистика, экспрессия. Подчеркнутая театральность, декоративность, экзальтация.Воплощение лучших образцов античности. Спокойствие и утонченность. Ясность и лаконичность. Благородная простота. Стремление к идеальности. Рационализм. Следование принципам порядка, единообразия, согласованности.
В архитектуреВычурность и сложность форм. Парадность и напыщенность. Популярность пространственных иллюзий, искажающих пропорции здания. Гигантские размеры. Игра света и тени.Ощущение величия. Четкая планировка, масштабность и строгость форм. Равновесие частей, гармоничность пропорций. Регулярность планировки. Функциональность, упорядоченность.
В интерьереПышность, величие, сочность, пространственный размах. Преобладание изогнутых линий, лакировки. Обилие декора и инкрустаций. Богатство отделки (золото, мрамор, мозаика, кость). Изощренный витиеватый орнамент.Мебель очень массивна и сложна по форме, изобилует украшениями. Четкие геометрические формы. Сдержанность в декоре. Использование в отделке дорогих материалов, но без излишеств. Простота линий, гармоничность цветовых сочетаний. Орнамент с античными мотивами, строгий и геометричный.Максимальная функциональность и конструктивность мебели.
В искусствеДинамизм композиций. Интерес к триумфам, экстатическим проявлениям натуры. Грандиозность, драматическое напряжение.Уравновешенная композиция, логическое развертывание сюжетной линии. Отсутствие проявления ярких эмоций.

Отличие барокко от классицизма заключается в следующем:

  1. Барокко отличается буйством и динамичностью форм. Для классицизма характерны стройность и равновесие всех деталей.
  2. Барокко ставит во главу угла роскошь, пышность, блеск, напыщенность, богатство отделки. Классицизм ценит сдержанность и простоту линий, декор используется очень аккуратно.
  3. В барокко используются пространственные иллюзии, искажающие пропорции и придающие масштабность. Классицизм зиждется на гармоничности пропорций, берущих начало в античной традиции.
Чем отличается? 2016-07-06

imgist.ru

Отличие барокко от классицизма. Ампир, классицизм, барокко и другие стили: общие черты и отличия

Барокко и классицизм

дворец версаль культура художественный

В XVII веке в условиях активного развития экономики и искусств Франция приобрела статус образцовой страны абсолютистских форм правления и практичной экономической политики. Благодаря движению Контрреформации Рим в культурном пространстве территориально раздробленной Италии обрел новое значение. В результате этого получило сильный импульс строительство культовых зданий. Начавшийся в этих условиях в конце XVII века новый этап строительства способствовал тому, что немецкие князья ориентировались в своих потребностях на иностранные образцы. В большой степени они испытали влияние французского абсолютизма Людовика XIV. Каждый феодал — как ни мала была принадлежавшая ему территория — копировал свою резиденцию с Версаля, этой жемчужины монарших владений.

Несмотря на то, что для европейской архитектуры XVII — XVIII веков не характерно единообразие и целостность, её принято объединять общим понятием «барокко». Княжеские замки и культовые здания стали первоочередными объектами при строительстве и олицетворяли собой сопротивление Реформации. В 1730-х годах стало заметно ощущаться влияние Просвещения, что незамедлительно нашло отражение в усилении интимности сооружений. Любимым местом пребывания князей стали небольшие элегантные замки в окружении парков. Это является одной из самых ярких отличительных черт барокко.

Новый стиль призвал на помощь при ведении градостроительных мероприятий красоту окружающей среды, или проще говоря — пейзаж. Пейзаж стал одним из главных компонентов городского ансамбля. Площадь, утратив свое функциональное и демократическое содержание, стала парадной частью города, его украшением. Архитектуру барокко отличает грандиозность, пышность и динамика, зрелищность и сильный контраст масштабов и ритмов.

Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобрели некоторую живописность и динамичность. Они словно врастали в окружающее их пространство. Интерьеры барокко были украшены многоцветной скульптурой, лепниной, резьбой; зеркала и росписи были необходимы для иллюзорного расширения пространства, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся над зрителем сводов.

В живописи и скульптуре барокко главенствующее положение принадлежало декоративным многоплановым композициям религиозного, мифологического или аллегорического характера, а также парадным портретам. При изображении человека предпочтительными были состояния напряжения, экзальтации и повышенного драматизма.

artviolin.ru

Различия барокко и классицизма. Классицизм и барокко: отличительные особенности

Искусство 17-18-го веков сформировало два удивительных стиля — классицизм и барокко. Эти два крупнейших общеевропейских стиля существовали бок о бок на протяжении двух веков. Несмотря на очевидные различия, они тесно взаимодействовали друг с другом. За время своего развития, классицизм и барокко нашли себя не только в мировой и российской архитектуре, но также в скульптуре, литературе, интерьере и художественном искусстве. Сравнение классицизма и барокко, двух стилей, ярких, эпатажных и неповторимых, рассмотрим далее.

История классицизма

Классицизм в переводе с латинского — «образцовый». Запоминающиеся направление в европейской культуре возникло в 17-м в. Это была эпоха укрепления монархии, все должно быть идеально и в то же время роскошно, что прослеживается в безупречных фигурах античного мира.

Основателем стиля классицизм стала Франция, где летал дух свободы и совершенства человека как духовного, так и физического. Строгие, идеальные силуэты в архитектурных ансамблях, античные сюжеты в живописи и скульптурах, богатое, но сдержанное убранство интерьеров. Все это — черты классицизма.

В России этот стиль закрепился при Екатерине II, ее желание европеизировать страну сыграло ключевую роль в постройке знаменитых памятников архитектуры того времени.

Классицизм — это классика, гармония человека и природы, простая и лаконичная в своем направлении. Стиль, где нужно соблюдать определенные правила, очень быстро нашел себя в дворцовой культуре в Германии, Италии, Англии и России.

История барокко

Барокко значит — «распущенный», «склонный к излишествам». Основателем этого помпезного стиля стала Италия. Конец 16-го в. — эпоха Возрождения, укрепления католической власти, яркая, смелая и величественная, она должна была производить впечатление. Все отличительные элементы барокко нашли воплощение в католических городах Италии.

Однако европейские страны также взяли для себя некие атрибуты и элементы «распущенного» итальянского стиля. Англия, Франция, Россия использовали новое веянье культуры в своей архитектуре и интерьере, дабы подчеркнуть свой блеск и уникальность.

Стиль, ориентированный на создание иллюзии богатства и роскоши церкви, а также итальянской знати, впоследствии нашел отражение во всех странах Европы, Америки и России. И остался бессмертным спутником католической церкви.

Сравнение и классицизма

Два стиля на протяжении веков идут рядом друг с другом. Однако они имеют явные различия в истории и целях создания, в воплощении в искусстве.

Сравнение классицизма и барокко

НаправлениеКлассицизмБарокко
Общее

За образец берется античное искусство. Простота, утонченность, понятные и лаконичные образы. Идеальная рациональность. Строгость, единые образы, равновесие деталей

За образец берется роскошь и помпезность, демонстративное богатство. Сильные контрасты, театральность. Яркая экспрессивность

В искусстве

Объемные уравновешенные композиции, четкость линий, античные идеалы в искусстве. Понятный сюжет, сдержанные эмоции

Стремительное развитие действий. Сильные, яркие эмоции. Восторженные образы. Замысловатый сюжет
В архитектуреСтрогие четкие формы. Масштабность. Величие. Гармоничные пропорции, монументальность. Строгая простотаСложные криволинейные формы. Праздничная напыщенность. Масштабные колоннады, искажение пропорций строений. Цветовые контрасты, большие окна
В интерьереДорогие, сдержанные материалы. Спокойные цвета, богатая простота. Преобладание геометрических форм. Античные орнаментыБогатые, разнообразные материалы в декоре. Яркие сочетания, золото, мрамор, лак. Сложные орнаменты. Роспись на потолке, крупногабаритная мебель

Классицизм и барокко наглядно

Основные черты барокко и классицизма роскошь и сдержанное богатство. Оба стиля нашли свое отражение в дорогих произведениях искусства и ярких архитектурных сооружениях. Рассмотрим самые известные объекты двух разных стилей одного периода времени.

Классицизм — это, конечно, площадь Восстания и Пантеон в Париже. Исаакиевский и Казанский соборы в Петербурге. Большой театр в Варшаве. Знаменитая картина Жака-Луи Давида «Переход Наполеона через Альпы» — совершенно отражает стиль классицизма в живописи. «Психея, разбуженная поцелуем Амура» — самая известная статуя в классицизме. «Аполлон и нимфы» — невероятный по своей красоте пример классического стиля.

Тогда как барокко известен нам по Смольному собору в Санкт-Петербурге, Оперному театру в Одессе и, конечно, же Католическому храму в Ватикане. Рубенс и Караваджо — самые узнаваемые живописцы в стиле барокко. А итальянец раскрывает нам всю выразительность барокко в своих потрясающих скульптурах.

Классицизм и барокко в архитектуре

Как мы можем видеть из описаний и сравнений двух стилей, различия барокко и классицизма очевидны. В последнем — это обращение прежде всего к античному зодчеству, в барокко — к роскоши католических храмов.

Классицизм и барокко в архитектуре, сравнение на примере двух выдающихся памятников

Базилика дель Санта Кроче, Италия — типичный пример итальянского барокко. Отличительные особенности — пышный декор и множество статуй на фасаде. Скульптуры, балконы, колонны, сложная форма здания. Центр венчает огромное круглое окно — уже выход за стандарты типичной архитектуры. Кариатиды и атланты, причудливые формы — все это отличительные черты барокко.

Классицизм — это Большой театр в Москве. На его примере мы можем увидеть характерные черты в архитектуре этого стиля. Простота и лаконичность. Монументальность и строгость. Четкие формы, колонны. Маленькие окна стандартной формы. Сдержанный рисунок лепки на фасаде с типичными узорами античного мира. Четкая геометрическая форма строения. Приятный неброский однородный цвет всего здания.

Архитектура барокко и классицизма в сравнении очень различны. С первого взгляда можно отличить их друг от друга: вычурность барокко бросается в глаза, безусловно, это сложные архитектурные произведения. Тогда как здания в стиле классицизма настолько имеют четкие пропорции и строгий вид, что невольно заставляют задуматься о своем величии и монументальности.

Классицизм и барокко в живописи

Выходцы из одной временной эпохи, классицизм и барокко, тем не менее, имеют отличительные черты в искусстве.

Микеланджело — один из самых известных итальянских художников, который задал новый стиль в живописи — барокко. Это преимущественно религиозные сюжеты, яркие образы, эмоциональные сцены из жизни обычных людей. Контраст цветов, свет и полумрак, много предметов быта, реалистичность эмоций. Последователи этого стиля в искусстве — и Гвидо Рени.

Классицизм не менее живописен, но за основу берется античная Греция. Рафаэль, Джулио Романо на своих полотнах изображают идеальные физические

craft-m.ru

Отличия барокко от классицизма. — Студопедия.Нет

Тема:. Музыкальная культура эпохи барокко. Г.Ф.Гендель. И.С.Бах. Музыкой барокко называют период в развитии европейской классической музыки приблизительно между 1600 и 1760 годами. Барочная музыка появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке эпохи классицизма. Термин «барокко» предположительно происходит от португальского perola barroca — жемчужина причудливой формы, не имеющая оси симметрии. Следует заметить, что термин «барокко» применительно к музыке появился относительно недавно. Впервые его использовал музыковед Курт Закс в 1919 году, затем термин появился лишь в 1940 году в статье Манфреда Букофцера. И до самых 1960-х годов в академических кругах не утихал спор, правомочно ли применение единого термина к сочинениям таких разных композиторов, как Якопо Пери, Антонио Вивальди, Клаудио Монтеверди, Жан Батист Люлли, Доменико Скарлатти и Иоганн Себастьян Бах; но термин «барокко»  прижилось и сейчас повсеместно используется для обозначения широкого спектра музыки. Искусство барокко неодинарнои несколько противоречиво: Одна сторона искусства барокко отражает внешнюю сторону явлений, тяготеет к пышности, декоративности, сложности форм, колористическим контрастам.Примерами могут служить карины Рубенса, Тинторетто, архитектура Бернини,изощренная полифоническая техника композитрорв венецианской школы А. Вилларта, Андреа и Джованни Габриели, пышное музыкально-сценическое великолепие оперных постановок Ф. Кавалли, М.А. Чести. Другая сторона искусства барокко отражает интерес к внутреннему содержимому явлений, стремится выразить сложность мира и отношение человека к действительности. (в отличие от искусства Возрождения , в котором человек предстает гармонии сокружающим миром).Поэтому искусству барокко присущи также драматизм и патетика, динамика и экспрессия, например трагические поэмы о любви и смерти — мадригалы Джезуальдо ди Веноза.

Отличия барокко от Ренессанса

Музыка барокко взяла от Ренессанса практику использования полифонии и контрапункта, однако несколько в ином ключе: одной из важнейших ступеней в переходе от Ренессанса к барокко было становление полифонии свободного стиля — инструментальнй полифонии, отличного от полифонии строгого стиля — вокальной полифонии a capella.

Основоймузыки барокко, написанной в свободном полифоническом стиле, стала тональная система мажора и минора (в отличие от системы диатонических ладов музыки эпохи Возрождения).

Мелодика свободного стиля отличается прежде всего инструментальной природой (расширяется диапазон звучания голосов, применяются ходы на самые широкие интервалы).

 Мелодикапочти всегда зависит от гармонии.

Музыкальный язык эпохи барокко стал более сложным и изощренным по сравнению с эпохой Ренессанса, эволюционизировала музыкальнаянотация, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений, утвердился новый музыкальный жанр – опера, который возникна рубеже XVI-XVII вв. (Флорентийская камерата).Появились новые музыкальные термины и концепции, большинство из которых используются до сих пор. В эпоху барокко родились такие гениальные произведения, как мессы Иоганна Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди и т. д. Кстати, Следует заметить, что термин «барокко» применительно к музыке появился относительно недавно. Впервые его использовал музыковед Курт Закс в 1919 году, затем термин появился лишь в 1940 году в статье Манфреда Букофцера. И до самых 1960-х годов в академических кругах не утихал спор, правомочно ли применение единого термина к сочинениям таких разных композиторов, как Якопо Пери, Антонио Вивальди, К. Монтеверди, Ж. Б. Люлли, Доменико Скарлатти и И. С. Бах; но слово прижилось и сейчас повсеместно используется для обозначения широкого спектра музыки.

Музыкальные жанры эпохи барокко.

Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах.

Опера, появившаяся в период позднего Возрождения, стала одной из главных музыкальных форм эпохибарокко. Можно вспомнить произведения таких мастеров жанра, как Алессандро Скарлатти (1660—1725), Генделя, Клаудио Монтеверди и других. Жанр оратории достиг пика своего развития в работах И. С. Баха и Г. Ф.Генделя;

В операх и ораториях часто использовались схожие музыкальные формы-например, арии.

Композиторы продолжали работать также в таких жанрах духовной музыки, как месса и кантата.Имуделили внимание множество протестантских композиторов, в том числе Иоганн Бах.

Развились такие виртуозные жанры как токката и фуга.

Инструментальные сонаты и сюиты были написаны как для отдельных инструментов, так и для камерных оркестров.

Появился жанр концерта в обеих своих формах:

1)для одного инструмента с оркестром;

2)жанр «кончерто гроссо»(большой концерт), в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем.

Появился также жанр французской , итальянской увертюры а такжесюитыс характерным контрастным сопоставлением быстрых и медленных частей.

Произведения для клавишных инструментов  довольно часто писались композиторами для собственного развлечения или в качестве обучающего материала. Такими работами являются зрелые сочинения И. С. Баха, общепризнанные интеллектуальными шедеврами эпохи барокко: «Хорошо темперированный клавир», «Вариации Гольдберга» и «Искусство фуги».

Отличия барокко от классицизма.

В эпоху классицизма, которая последовала за эпохой барокко, роль полифонического многоголосиия  уменьшилась и на первое место вышло гомофонное многоголосие (от греч. «хомос» — «один», и «фоне» — «звук», «голос»)

 В отличие от полифонии, где все голоса равноправны, в гомофонном многоголосиивыделяется один, исполняющий главную тему, а остальные играют роль аккомпанемента(сопровождения). Аккомпанемент представляет собой, как правило, систему аккордов (гармоний). Отсюда и название нового способа сочинения музыки – гомофонно-гармонический.

В музыке стало меньше орнаментации, украшений. Произведения стали более стройными, чёткими по структуре, особенно те, которые написаны в сонатной форме.

В эпоху барокко в музыкальном произведении каждая из частей концентрировалась на выражении и раскрытии одного, ярко прорисованного чувства,что решалось с помощью изложения одной темы, которая изменялась (варьировалась)на протяжении всейчасти, а в эпоху классицизмав одной части произведения раскрывалось множество эмоций, которые выражались с помощью изложения и развития двух и более различных по образному содержанию тем.  

studopedia.net

Классицизм, ампир и барокко

 

Здание в стиле классицизм: Национальрат (Nationalrat), Национальный совет — нижняя палата парламента Австрии. Вена. 1874 -1884 гг. Здание построено по проекту архитектора Теофила Хансена. Сооружение должно было напоминать античную Грецию – «колыбель демократии».

Часто принято сравнивать стили в архитектуре, которые тесно переплелись в зодчестве европейских стран: ампир, барокко, рококо, классицизм.

Каждый из этих стилей возникал на гребне той или иной эпохи, их предваряли те или иные события, являющимися ключевыми в развитии цивилизации. Стили разнились своим подходом к оформлению сооружений, основываясь на особых философиях, характерных для определенного исторического периода.

Ампир и барокко

Ампир и барокко кажутся совершенно разными стилями, однако в них есть нечто общее – подчеркнутая театральность, декоративность. Барокко возникло в 16 веке под влиянием реформистского движения, ослаблении влияния католической церкви, укрепления светской власти.

Барокко отражает стремление к богатству и роскоши и их внешнему выражению. Родиной стиля стала Италия, где барокко появилось в результате развития Ренессанса. Из Италии стиль распространился по Европе, где властвовал до 18 века. В некоторых странах барокко в силу разных причин развивалось замедленными темпами: так в Германии и Австрии из-за Тридцатилетней войны крупное строительство практически не велось, и стиль стал проявляться в архитектуре только во второй половине 17 века.

Архитектура в стиле барокко каждой европейской страны имела собственные отличительные черты, основанные на национальных традициях. В Италии и Испании барочная стилистика сохранялась и в фасадах здания, и во внутреннем убранстве помещений. Во Франции было заметно различие между внешним и внутренним декором – здесь барокко больше проявлялось в отделке помещений, чем в наружном оформлении зданий (в отделке фасадов более явно ощущалось присутствии классических форм). Английская архитектура того периода больше напоминала классицизм с элементами барокко.

Церковь святой Сусанны в стиле барокко в Риме. Арх. Карло Мадерна (Maderna; 1556—1629).

Барокко – торжественный и пышный стиль, отразивший прогрессивные настроения общества, философию единства мира, его сложности и многообразия, постоянного развития и движения. Архитектуре барокко свойственна динамичность, контрастность масштабов отдельных частей здания, сочетания света и тени.

Для барокко характерны сложные, переходящие друг в друга формы, криволинейность, связь с окружающим пространством, что позволило составлять городские ансамбли, композиционно соединенные с парками, площадями.

Так же как и барокко, ампир театрален и декоративен, однако этот стиль имеет совсем иную основу.

Стиль, утвердившийся во Франции времен правления Наполеона Бонапарта и просуществовавший до его падения и восстановления власти Бурбонов, за свою недолгую историю сумел снискать себе поклонников в России.

Наполеон приветствовал и даже насаждал ампир как стиль, возвеличивавший его имперские амбиции. Ампир был призван утвердить патриотизм французов и подтвердить правомерность захватнических войн. Ампир основывался на классических формах Древнего Рима и проводил параллели между правлением Наполеона и знаменитых римских императоров. В результате угодничества архитекторов, приближенных к императору, стиль становился демонстративным, нес оттенок театральности, декоративности.

Сооружение в стиле ампир – Триумфальная арка на площади Карузель. (Arc de Triomphe de Carroussel) Арх-ры Ш. Персье и П. Фонтен.

Классицизм и ампир

Нередко классицизм и ампир ставят в один ряд, называя ампир – конечным, завершающим этапом классицизма. Однако, и философия, и пути развития этих стилей отличаются друг от друга.

Классицизм и ампир в архитектуре, действительно, основываются на классике и античных формах, однако, подход к этому заимствованию различен. Классицизм возник во второй половине 18 века на волне развития нового класса – буржуазии.

Новоявленных буржуа раздражала расточительность и легкомысленность дворянства, которое, в свою очередь, презрительно относилось к «выскочкам», не имевшим древних аристократических корней. На базе этого противостояния зародился стиль, основанный на простых, четких формах, строгий и ясный.

Способствовало его развитию и то, что в 18 веке были произведены раскопки античных городов Помпеи и Геркуланума, погребенных под слоем пепла после извержения Везувия. Теперь шедевры прошлого могли воочию увидеть архитекторы и художники. Первой страной, где в моду вошел классицизм, стала Франция, отсюда стиль распространился и на другие страны Европы.

В архитектуре классицизма основой стало греческое искусство, его простые строгие формы, симметрия, ритмичность, четкие пропорции. Популярной стала ордерная система, которая стала украшением многих европейских зданий. В орнаментах классицизма присутствовали античные элементы: меандр, листья аканта, дуба, розетки, медальоны, пальметты.

Сооружение в стиле классицизм. Вилла Ротонда. Арх. А. Палладио. Виченца (Италия). 1580-1591 гг.

В отличие от классицизма ампир заимствовал из античности элементы, присущие в основном Древнему Риму: воинственные символы: стрелы, топоры, военные эмблемы, гербы, лавровые листы и т.д.

Декор памятника Николая Первого в стиле ампир: изображения полкового Георгиевского штандарта образца 1817 года, принадлежавшего конногвардейцам.

Скульптурные композиции составлялись на основе военных сюжетов – сражений, преклонения перед победителями, фигуры воинов, статуй воинственных древнегреческих богов. Идеалы классицизма во французском ампире под давлением наполеоновского двора было пересмотрено, античное наследие стали воспринимать по-новому.

Благодаря такому восприятию появились триумфальные арки, под которыми должны были проходить победившие в завоевательных войнах войска Наполеона. Идеологическое влияние на создание стиля ампир невыгодно отличает его от других стилей. Однако, благодаря ампиру и его влиянию на искусство не только Франции, но и в России, мы можем любоваться величайшими по своему размаху творениями знаменитых зодчих.

В разных исторических стилях – ампире, барокко, классицизме встречаются общие черты, и иногда трудно провести четкую границу между одним стилем и другим. Сравнение стилей может проводиться только на базе историко-региональных особенностей той или иной страны, философской идеи, которую вкладывали архитекторы в свои произведения.

автор: Марина Калабухова

www.facade-project.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *