Особенности храмовой архитектуры древней руси: Архитектура Древней Руси – Архитектура Древней Руси: кратко и со вкусом

2. Древнерусское храмовое зодчество.

  1. Историко-культурное значение принятия христианства.

Культура Древней Руси — явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство — это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» — сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета — X — первая половина XIII в. (домонгольский период). Отметим прежде всего влияние крещения Руси на историко-культурный процесс. Христианство стало государственной религией Киевской Руси в 988г., в княжение Владимира I Святого (980—1015). Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности. Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений. Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое положение в тогдашнем мире. Наконец, о духовном и культурном значении принятия христианства. Оно огромно. На Русь из Болгарии и Византии.пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования. Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.

С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах с Византией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосуда с надписью, сделанной кириллицей — азбукой, созданной просветителями славянства Кириллом и Мефодием на рубеже X—XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу. До нас дошли древнейшие рукописные книги — «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI—XIII вв. в обращении находилось 130—140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новгороде и др. Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» — она, как полагали, не имела самобытной литературы. Это не так. Древнерусская литература представлена различными жанрами (летописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из известных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений. Древнейшая из дошедших до нас летописей — «Повесть временных лет» — создана около 1113г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить и как Русская земля стала есть», — уже говорят о масштабе личности создателя летописи, его литературных способностях. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».

Русское Средневековье начинается с крещения Руси. Трудно переоценить значение этого события. Вместе с христианством Русь приняла от Византии определенные основы культуры. В частности, новым государственным и идеологическим задачам стала отвечать каменная архитектура, образцы которой были взяты из Византии. Там был создан тип крестово-купольного храма, основа которого — прямоугольное помещение с четырьмя или более столбами в середине, членящими внутреннее пространство на девять частей. Центр храма — подкупольное пространство, куда свет проникает через окна в барабане. К подкупольному пространству примыкают ячейки, перекрытые цилиндрическими сводами, образующие крестообразную основу плана. Угловые части перекрываются куполами или цилиндрическими сводами. Все центральное пространство в плане образует крест. Купол появляется в Византии в юстинианский период, еще до крестовокупольности (София Константинопольская). Там же складывается система купола на парусах. С восточной стороны к зданию примыкают три граненые или полукруглые апсиды. В средней помещается алтарь. В западной части находится помещение второго яруса — хоры. Поперечное пространство в западной части называется притвором, нартексом.

Однако, опираясь на традиции византийского искусства, русские мастера создали собственное национальное искусство, свои формы храмов, стенные росписи и иконопись, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии.

Сразу после крещения Руси Владимир начинает строительство храмов, и это преобразовывало весь строй городского пространства. Город и храм составляли единство, сакральную территорию, отмежеванную мощными укреплениями от хаоса языческого мира.

Киевские храмы строились из плинфы (плоский кирпич), светло-желтой и очень тонкой.

Возведенная в 989-996 годах Десятинная церковь (храм Успения Богородицы, не сохранилась) — первый известный нам русский каменный храм — вместе с княжеским двором была архитектурным центром Киева. Она являлась своеобразным символом церковной политики Владимира, частью ансамбля дворцовых зданий, воздвигнутого на Старокиевском холме. Основу церкви составляло здание с тремя апсидами с восточной стороны. Внутри его свод поддерживали три пары каменных столбов. С трех сторон с церкви примыкали галереи, расширенные в западной части. Здание было сложено из блоков, состоящих из тонких квадратных кирпичей, скрепленных раствором извести. Для отделки дверей применялся лекальный кирпич с закругленными углами. Церковь была украшена покрытой росписью штукатуркой и изразцами различной формы, сложенными в орнаментальные композиции. К северу и югу от церкви были открыты развалины больших дворцов. Образцом Десятинной церкви послужила Фаросская церковь Святой Богородицы Большого дворца в Константинополе, построенная Василием I Македонянином — основателем династии, к которой принадлежала жена Владимира и ее братья. Таким образом, Успенская церковь символически соединяла Киев с династической и церковной традицией Византии.

Активное храмовое строительство ведется в это время и в Чернигове. Обосновавшийся там Мстислав задумал придать Чернигову великолепие столицы. Он начинает строительство пышного дворцового комплекса, центром которого задуман огромный по тем временам Спасо-Преображенский собор. Это пятиглавый трехнефный трехапсидный крестово-купольный храм, возведенный приглашенными из Византии архитекторами; интерьер задумывался богато украшенным фресками, мозаикой, привозными мраморными колоннами, резными шиферными плитами. Собор предназначался для митрополита Руси. Планы Мстислава грозили Киеву утратой его главенствующего положения.

В ответ на это Ярослав разворачивает в Киеве строительство, значительно превосходящее черниговские масштабы. Это касается и перепланировки города, и создания мощных укреплений (на гражданском строительстве мы здесь не останавливаемся), и не в последнюю очередь возведения храмов. По словам С. Цветкова, «если Мстислав в своем стермлении превзойти дворцовый комплекс Владимира состязался, в сущности, с прошлым, то Ярослав созидал будущее… Обновленному городу Ярослав дал новое сердце, как в топографическом, так и в духовном смысле».

Речь идет о Софии Киевской (начало XII в.; по другим данным, строительство окончено в 1037 г.), призванной затмить величие Спасского собора в Чернигове. Это был пятинефный, пятиапсидный 13-купольный храм. Центральный купол, опирающийся на барабан, прорезанный 12 окнами, и 4 меньшие по размеру главы вокруг него освещают центральное пространство и главный алтарь, а самые маленькие боковые 8 глав — боковые пространства и огромные хоры. Храм был обнесен двухэтажной галереей. До нас он дошел перестроенным до неузнаваемости в формах украинского барокко, но представление об его архитектуре можно получить по похожей на него Софии Новгородской, а также Софии Полоцкой (середина XI в.).Примерно в то же время строятся еще две каменные церкви, меньших размеров — Святого Георгия и надвратная Благовещенская над Золотыми воротами.

Особенности храмовой архитектуры

Византийское влияние в архитектуре

С принятием христианства на Руси началось каменное строительство храмовых сооружений.

Замечание 1

Храмы строились по византийским образцам: крестово-купольный тип, при котором прямоугольное помещение в основе делилось посередине столбами (от четырех и больше). Внутренне пространство, таким образом, оказывалось разделенным на девять частей, центром храма являлся купол. У восточной стены к храму примыкали три апсиды, по форме граненые или полукруглые, центральная апсида соответствовала алтарю.

Настенная роспись и иконопись также пришла на Русь из Византии. Но подобно храмовому строительству, эти виды искусства довольно скоро стали видоизменяться, являя собой особый, Древнерусский тип зодчества.

Киевская храмовая архитектура

Первый каменный храм появился в Киеве сразу после крещения князя Владимира, его постройка началась в $989$ году, это была Десятинная церковь, которая до наших дней не сохранилась. Эта церковь стала наравне с княжеским двором архитектурным центром города. Десятинная церковь строилась по образцу Фаросской церкви Святой Богородицы Большого дворца в Константинополе. Храмы в Киеве строились из плинфы.

Определение 1

Плинфа – тонкий плоский обожженный кирпич, светло-желтого цвета.

Мстислав Удалой развернул активное каменное строительство в Чернигове дабы затмить Киев. Центром дворцового комплекса стал Спасо-Преображенский собор, для своего времени просто огромный. Возводили храм византийские архитекторы. Храм был построен пятикупольный, с тремя апсидами, по форме крестово-купольный. Интерьер церкви также задумывался пышный – с фресками, мраморными колоннами, мозаикой. По задумке Мстислава в этом храме должен был проводить богослужения митрополит.

В это же время, а точнее – в $1037$ году, Ярослав Владимирович заложил постройку уникального для своего времени храма – Софии Киевской.

Замечание 2

Храм насчитывает $13$ куполов, пять апсид, пять нефов. В настоящее время он выглядит совершенно иначе, нежели при постройке.

Монументальное строение затмило черниговский храм. Вообще Ярослав стремился скопировать Константинополь: построил свои Золотые ворота и храм Святой Софии, это способствовало как духовному обогащению, так и укреплению Киева как политического центра. В период феодальной раздробленности, а в особенности после разрушения города монголами в $1240$ Киев пришел в упадок. Храмовое строительство южных городов развивалось по примеру киевских традиций.

Новгородская храмовая архитектура

Отличительные черты новгородских храмов:

  • На раннем этапе монументальность
  • Простота в украшении
  • Кубическая форма
  • $5$ или $1$ купол

В Новгороде был также по примеру Киева выстроен храм Софии, сыном Ярослава Мудрого Владимиром. Строительство закончилось в $1050$ году.

Замечание 3

Однако новгородский храм отличается от киевского лаконичностью и строгостью как снаружи, так и внутри – не было ни мрамора, ни мозаик.

Материал также был другой – известняк, которым Новгородская земля была богата. Собор Софии имеет пять куполов и $5$ нефов. Ранние храмы Новгорода монументальны и сложны по конструкции.

В период Новгородской республики появилось огромное количество храмов, они строились уже небольшими, но с сохранением черт новгородской школы. К концу $XII$ века относятся церковь Петра и Павла на Синичьей горе, церковь Спаса на Нередице. Храмы этого периода были однокупольные, кубической формы, четырехстолпный и с тремя апсидами. Расцвет Новгородской архитектуры пришелся на $XIV$ век.

Владимиро-Суздальские храмы

Особенности северо-восточных храмов:

  • Белокаменные
  • Сочетали византийские и южнорусские традиции с элементами западноевропейской архитектуры
  • Богатая белокаменная резьба

Андрей Боголюбский выстроил Успенский Собор во Владимире, также при нем построен шедевр древнерусской архитектуры – церковь Покрова на Нерли. Наибольшего расцвета архитектура Северо-Востока Руси достигла при Всеволоде Большое Гнездо – он расширил Успенский собор, выстроил Дмитриевский собор, с богатейшей белокаменной резьбой.

Архитектура Киевской Руси — кратко

Первые постройки из камня

Архитектуру называют душой народа воплощенной в камне. Архитектура Руси долгое время представляла собой только деревянные здания. Дерево недолговечный материал, поэтому, до наших дней дошли только традиции деревянного древнерусского зодчества.  

Объекты из кирпича и камня стали строить после принятия христианства. В 989 году в Киев по просьбе князя Владимира прибыли греческие зодчие и начали постройку первой церкви из кирпича. Церковь Успения Святой Богородицы называли Десятинной, из-за того, что князь делил свою прибыль на десять частей и одну из них отдавал на строительство. Храм был построен в соответствии с византийскими канонами: здание состояло из 3-х нефов – вытянутых помещений, 3-х апсидов – выступов примыкающих к основному зданию, 6-ти столбов и 3-х галерей. Церковь была построена из плинфы – небольшого обожженного кирпича. Внутреннее убранство было богато украшено мрамором, фресками и мозаикой.

Особенности храмового строительства Киевской Руси

В XI веке, во времена правления Мстислава и Ярослава, началось возведение грандиозного сооружения – Софийского собора. Собор состоял из пяти нефов, пяти апсидов и окружался двумя галереями. Строительство основывалось на архитектурных правилах Византии. Композиция храма была составлена из уступов, постепенно возвышающихся по направлению к куполу. Любопытно, что у собора было 13 глав, это считалось характерной чертой славянской дохристианской композиции. Многоглавость храмов сыграла в будущем большую роль, она стала одной из главных черт русской архитектуры. Внутри, храм поражал роскошью золота, огромных по занимаемой площади мозаик и фресок. Софийский Собор задумывался как главный памятник архитектурного искусства Киевской Руси, провозглашающий власть новой религии и государства. 

В 1158 году князь Андрей Боголюбский занялся постройкой городских укреплений города Владимира. Главным элементом укрепления задумывались Золотые ворота – громадная башня из камня с аркой и небольшой церковью наверху. Попасть в ворота можно было, только преодолев ров с водой, по опускающемуся подвесному мосту.

Постепенно Киев утрачивает свое значение, и храмы строятся уже в других городах. В начале XII века был построен Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, отличающейся загадочной красотой. Владимирские зодчие увлеклись поиском новых форм строительства. Прекрасные результаты этого поиска можно увидеть в белокаменном Георгиевском Соборе. Храм был скромных размеров, с четырьмя столпами и одной головой. Несмотря на размер, здание казалось сказочным, благодаря необычно заостренным формам верхушек и богатой резьбе стен.

Преобладающие черты русского зодчества Киевской Руси

Новгородская архитектура в период Киевской Руси отличалась от владимирской. Здесь предпочитали строить из грубых плит серого известняка и кирпича, придавая храмам округлые формы.

Историкам до сих пор неизвестно, по какой причине строители Северо-восточной части Руси не использовали более дешевый и удобный материал – плинфу. Вместо этого они брали труднообрабатываемый известняк.

Храмы, возводившиеся далеко за пределами Южной Руси, имели больше оригинальных черт русской архитектуры. У местных мастеров появлялись свои необычные приемы и методы, используемые при строительстве.

Основные черты архитектуры Киевской Руси – это строительство по уставам константинопольских учителей. Не все храмы штукатурились, многие оставались первозданного розового цвета: именно такой получалась смесь раствора и плинфы. На стенах обычно присутствовали греческие узоры – меандры. После принятия новой религии устанавливается базовый тип культовых сооружений – крестовокупольный. Византийские архитектурные черты в руках русских строителей в период Киевской Руси сформировали особый стиль, безошибочно узнаваемый сегодня.


Храмовая архитектура России. — Реферат Рефератович

Реферат по учебной дисциплине «Культурология»

на тему: «Храмовая архитектура России».

 

    План

1. Введение.

2. Становление храмового зодчества на Руси.

3. Стили храмовой архитектуры. Византийский, крестово-купольный, деревянный и др.

4. Современная храмовая архитектура. Смешение стилей.

5. Заключение.

6. Список литературы.

    1. Введение.

    Уникальность русского храмового искусства неоспорима. Храмовое зодчество Руси является свидетельством борьбы русского народа за свою национальную самоидентичность и самостоятельность. Ключевым фактором, повлиявшим на зарождение храмовой архитектуры, стало масштабное событие – принятие христианства на Руси в 988 году. Поскольку христианство пришло в Россию из Византии, то вполне логичным явилось то обстоятельство, что оттуда были позаимствованы не только обряды и атрибуты, но и архитектурная концепция.  Тем не менее, впоследствии русское зодчество приобрело поистине неповторимое звучание, и на сегодняшний день в русской храмовой архитектуре насчитывается несколько оригинальных стилей.

    Храмовое искусство России прошло трудный и извилистый путь: от сложной композиции крестово-купольных храмов к более упрощённой архитектонике; от простоты и скромности одноглавых церквей к помпезности эклектичных строений. Но и сегодня, когда многие ценности прошлого оказались утраченными, жемчужины русского зодчества продолжают оставаться образцом гениального архитектурного мышления и, если брать шире, – символом истинной России.

     2. Становление храмового зодчества на Руси.

    Зарождение церковного зодчества произошло на основе византийского искусства. Первые храмы на территории нашей страны были построены специально приглашёнными мастерами из Византии. Однако опора на традиции этого государства не помешала русским зодчим сотворить новое искусство, базирующееся на национальных корнях и имеющее принципиальные отличия от искусства византийского.

    Строительство храмов началось сразу после принятия Русью крещения по указанию князя Владимира. Это был повсеместный процесс, позволивший превратить города в единое пространство, проникнутое духом святости. В это же время велась ожесточённая борьба с язычеством и языческими капищами, которые разрушались, а на их месте появлялись православные храмы.

    Всё активнее стремились русские зодчие отыскать новые пути развития храмовой архитектуры, уйти от византийских образцов, как от раз и навсегда установленных. Особенное новаторство мастеров Руси проявилось в области пластики. Древнерусские церкви появлялись на свет уже со своим собственным лицом. Изобретением русских зодчих стала многоглавость церквей. Ничего подобного не знала ни Византия, ни Рим, ни вся Европа. Так выражалось особенное отношение русских людей к Богу, как будто в ответ на это получивших от Него не менее особенный дар. Этот дар навсегда воплотился в древних и средневековых образцах русской архитектуры. Подтверждением мощного таланта русских зодчих стали неповторимые храмы с четырьмя столбами и тремя нефами (впрочем, были и другие варианты), возникшие по всей Руси. Однако и скромные одноглавые церкви не меркли на их фоне: они были отражением другой стороны уникального дара русских мастеров.

     В период феодальной раздробленности русское зодчество получило иной импульс для развития, так как каждое княжество желало иметь хороших мастеров. Вступая в негласное соревнование между собой, княжества и крупные города привлекали к себе лучших зодчих. В результате на свет появлялись новые храмы, носящие в себе черты неповторимости. Так на Руси сформировались архитектурные школы, каждая из которых характеризовалась удивительной самобытностью. 

     Все храмы на уровне символа отражали суть христианского учения. Сложилось несколько типов православных храмов на Руси, что выражалось их формой: корабля, креста, круга, восьмиконечной звезды. Были храмы и смешанного типа, которые при этом не теряли свою красоту.

    Наиболее древним является храм-корабль. Сходство с кораблём ему придаёт специальное архитектурное решение: его крупные элементы расположены в одну линию (имеются в виду сам храм, его колокольня и трапезная). Он символизирует собой корабль, плывущий к Богу.

    Существовали и другие символы: восьмиконечной звезды (восходит к Вифлеемской звезде), круга (означал бесконечность), креста (олицетворял фундамент Церкви). Немало случаев, когда храмы соединяли в себе несколько символов.

    В таких условиях и на фоне таких событий, как: Крещение Руси; следование, а затем и освобождение от византийских традиций; татаро-монгольское нашествие; феодальная раздробленность формировалось, развивалось, затухало и вновь крепло древнерусское зодчество.

     3. Стили храмовой архитектуры. Византийский, крестово-купольный, деревянный и др.

   По византийским образцам начали строиться русские храмы, формироваться архитектурные стили. Так в Киевской Руси появились храмы в византийском стиле, названные крестово-купольными. Крестово-купольный храм представлял собой прямоугольное строение, разделённое внутри несколькими столбами на девять частей. В смысловом плане особое место отводилось пространству под куполом. Это был центр храма, освещаемый естественным цветом благодаря куполу. Название стиля «крестово-купольный» возникает из-за наличия в поэтике храма двух ключевых элементов – уже упомянутого купола и образующегося внутри него крестообразной основы. Всё это носит, конечно, сакральное значение, указывающее на храм как на дом Божий.

   Архитектура крестово-купольного храма характеризуется также апсидами (обычно их три – полукруглые и гранёные). В центральной апсиде расположен алтарь. В западной части расположен притвор – особое поперечное пространство перед входом в храм. 

    Материалом для крестово-купольных храмов служил камень (наследие Византии). Однако первый храм, построенный вскоре после Крещения Руси, – в 989 – 996 годах, был деревянным. Речь идёт о Десятинной церкви, разрушенной во время нашествия хана Батыя.

    Значительным этапом для развития древнерусского зодчества стало правление Ярослава Мудрого (1019 – 1054). Именно тогда в Киеве вырос один из самых красивых храмов Руси – Софийский собор, ставший в городе главным. Это был грандиозный тринадцатикупольный храм, которые символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Масштабность постройки усиливало наличие в архитектурном ансамбле пяти нефов. При Ярославе Мудром в честь святой Софии храмы были построены и в других городах – Полоцке и Новгороде.

   Следует отметить, что пятинефные крестово-купольные храмы были скорее исключением из правил. Наиболее распространёнными являлись храмы с тремя нефами и определённым количеством столбов внутри: четыре, шесть или восемь. Этим традициям следовали и другие города, славящиеся своей храмовой архитектурой. Это Москва, Владимир, Чернигов, Смоленск, Великий Новгород, Псков и многие другие. Можно сказать, что каждый город имел свои отличительные особенности в храмовой архитектуре.

    Так, Смоленская школа, в которую входят также киевский и черниговский стили, как и полоцкий, характеризуются отказом от канонов Византии. Им свойственна дерзость в художественном плане, динамизм и напряжённость, стремление к многоярусности и монументальному воплощению. Таков храм Иоанна Богослова и многие другие.

   Имеет смысл сказать отдельно и о черниговском стиле, который можно назвать одновременно и торжественным и изысканным. Используя кладку из кирпича, черниговские зодчие укладывали её ровными слоями. Далее они подвергали стены тщательному декорированию, поскольку в Чернигове очень высоко было развито ремесло. Одна из отличительных особенностей черниговских храмов – полуколонны с капителями. Яркий тому пример – Борисоглебский собор.

    Новгородский стиль обогатил русскую культуру строгими и величавыми храмами, вся сущность которых – и внешняя, и внутренняя – устремлены ввысь, к небу. Они динамичны и одухотворены. Изобилие фресок лишь усиливает это впечатление. Церковь Спаса на Нередице является великолепной демонстрацией Новгородской школы храмовой архитектуры.

    Полоцкий стиль приближен к византийскому стилю. Это объясняется тем, что местные мастера обучались зодчеству непосредственно в Византии. Они использовали в своей работе особенный способ кладки – со скрытым рядом. Шедевром полоцкого зодчества считается Спасо-Преображенский собор Спасо-Ефросиниевского монастыря, в котором гениально соединились готические и чисто национальные черты, благодаря революционному архитектурному решению.

    Владимиро-Суздальский стиль можно назвать доминирующим стилем до татаро-монгольского нашествия. Церковь Покрова на Нерли – лучшее творение этой школы. Скромность и вместе с тем высокая одухотворённость присущи этому храму. Совершенство, законченность архитектурной мысли, строгость, гармония внешнего и внутреннего образа характеризуют Покровскую церковь. Она выявляет высочайший уровень Владимиро-Суздальских мастеров.

   Храмы, относящиеся к псковскому стилю, также отличаются скромностью, строгой геометричностью. Чаще всего это однокупольные церкви, со стенами, покрытыми белой штукатуркой. Обязательным являлось наличие звонницы. Прекрасны сохранившиеся храмы Пскова — Петра и Павла с Буя, Николая со Усохи и другие.

    Серьёзным препятствием для развития архитектуры стало татаро-монгольское нашествие. Однако после завершения этого периода древнерусское зодчество буквально возродилось из пепла и совершило новый гениальный взлёт. Этот этап примечателен ещё и тем, что на передовые позиции выходят Москва и Тверь с её белокаменными соборами. Впрочем, и Москва тяготела к белому цвету, ведь не случайно столица получила к своему названию эпитет «белокаменная».  Успенский, Георгиевский собор, соборы Пресвятой Богородицы, монастырские комплексы, храмы, входящие в ансамбль Кремля – всё это лишь часть достижений московских зодчих. Москва, имеющая славу, где церквей «сорок сороков», действительно стала лидером в этом направлении.

    Величайшим достоянием нашей культуры является деревянное зодчество, появившееся в северных районах страны, где много лесов. В деревянном зодчестве выделяется два направления: прямоугольные и шатровые храмы.   Прямоугольные церкви представляли собой деревянный сруб с куполом.    Шатровые храмы – это постройки без столбов внутри, то есть возведённые по принципу шатра. Необходимо заметить, что шатровые храмы строились также из камня.

    Подготовка дерева к строительству была очень сложным и трудоёмким процессом, но усилия и время, затраченные на это, стоили того: деревянные храмы, не скреплённые ни одним гвоздём, выдержали испытания многими веками.

    Сначала появились самые простые деревянные храмы – по сути, обычные избы, только с небольшим куполом и крестом. Они получили название «клетские». Желание зодчих усовершенствовать храм привело их к мысли сделать его выше, более похожим на своих каменных собратьев. В результате у клетских храмов появились новые элементы – подклет, закомары и другие, которые позволили деревянному храму эволюционировать. Были случаи, когда крыши деревянной церкви придавали форму бочки, но такой храм сохранился в единичном виде. Это Благовещенская церковь в Архангельске.

    Вскоре русские мастера начали строить многошатровые деревянные храмы, ставшие уникальным явлением в мировой культуре. Сложность конструкции, архитектурное совершенство и необыкновенная красота – все эти черты самым лучшим образом отразились в Преображенской церкви, расположенной на Кижах, что является одним из центров деревянного зодчества. Церковь в Кижах оправдывает расхожее мнение об архитектуре как о застывшей музыке – настолько великолепен облик этого многоярусного строения, в котором господствует именно русский национальный дух.

    Каменные шатровые храмы я

Композиционные особенности храмов Киевской Руси

Деревянная архитектура Киевской Руси

Почти все архитектурные формы, существовавшие на территории Древней Руси, вырабатывались в ходе совершенствования и эволюции деревянной архитектуры, это происходило задолго до появления каменных сооружений. Дерево являлось наиболее доступным и востребованным строительным материалом, ведь леса покрывали большую часть территорий Киевской Руси, а также все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского и Московского княжеств. Таким образом, материал, доступный широким слоям населения определил вектор развития строительной отрасли Киевской Руси.

Надо сказать, что дерево оставалось основным строительным материалом даже тогда, когда получили широкое распространение каменные строительные материалы. В этой связи именно в деревянной архитектуре Киевской Руси вырабатывались многие архитектурные приемы и композиции, они отвечали природно-климатическим особенностям и художественным предпочтениям народа. Эти факторы в последствии оказали влияние и на каменную архитектуру.

Рисунок 1. Десятинная церковь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Все типы построек, соответствующие русскому бытовому укладу, первоначально были сформированы в дереве. Многие из них и вовсе возводились только из дерева вплоть до XIX века (например, бани, амбары, жилые дома).

Замечание 1

В связи с хорошими физическими характеристиками, такими как теплоемкость и влажность, дерево использовалось и при возведении городских жилых зданий.

Однако, дерево обладает двумя отрицательными качествами – недолговечностью и горючестью. Именно эти недостатки не позволяют сегодня заглянуть в древнейшие периоды архитектуры Киевской Руси. Облик большей части деревянных храмов мы можем восстановить лишь предположительно, основываясь на различные исторические данные, такие как:

  • летописи;
  • писцовые книги;
  • иконы;
  • миниатюры.

Эволюция каменного строительства

В 989 году князь Владимир начал монументальное каменное строительство. Приглашенные византийские зодчие возвели соборный храм Успения Богородицы, его строительство было завершено в 996 году. Князь Владимир осознавал идеологическую важность сооружения первого каменного собора на Руси, поэтому на его строительство отвел десятую часть своего дохода. Это и дало название будущей церкви – Десятинная.

Замечание 2

Известно, что образцом для данного сооружения стала церковь Богоматери Большого Императорского дворца в Константинополе, именуемая Фаросской. Современники называли Десятинную церковь сооружением, превосходящим Соломонов храм.

Церковь была разрушена в 1240 году войсками Батыя. По ее останкам специалисты могут сказать, как сооружение выглядело в те времена. Это было трехнефное крестово-купольное здание с сильно развитой западной частью. Известно, что позднее к зданию были пристроены галереи. Церковь была возведена из плоского кирпича (плинфы) светло-желтого цвета. Такие кирпичи были очень тонкими, они имели толщину всего 2,5 – 3 сантиметра. Во внутреннем облике Десятинная церковь отличалась сложной многофункциональной организацией пространства, которая не была свойственна деревянным постройкам того времени. При раскопках были найдены многочисленные мраморные детали внутреннего декора, фрагменты мозаичного пола, осколки керамических плиток и куски штукатурки со следами фресковых росписей. Эти находки позволяют сделать вывод, что Десятинная церковь на тот момент в своем богатстве отделки не уступала византийским храмам.

Известные храмовые сооружения Киевской Руси

Самым древним сохранившимся храмом Киевской Руси считается Преображенский собор в Чернигове. Он был заложен в середине XI века по поручению князя Мстислава Владимировича. Стены сооружения возводились из плинфы с вкраплениями необработанных каменных блоков. Кладка с «утопленными рядами» образовывала полосы на поверхности стены. Неоштукатуренные стены придавали храму неповторимую легкость и нарядность. Пятиглавый храм имел развитую алтарную часть и нартекс – притвор, из-за этого в плане здание казалось вытянутым, прямоугольным.

Рисунок 2. Собор Святой Софии в Киеве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Одним из примечательных элементов Спасо-Преображенского собора являются тройные аркады, которые располагаются в двух ярусах подкупольного пространства между боковыми колоннами. Такие аркады – древний архитектурный прием, который применялся в византийской архитектуре с V века нашей эры. В нижних аркадах храма использовались необычные византийские колонны. В архитектуре Спасо-Преображенского собора в Чернигове наиболее четко отражается мудрое наследие Византии.

Новый этап в храмовой архитектуре Киевской Руси связывается с устроительством Ярослава Мудрого. Согласно летописям, в 1037 году в Киеве начинается строительство собора Святой Софии. Возведением этого сооружения Ярослав хотел подчеркнуть свое равенство с византийскими правителями. Огромный собор состоял из пяти нефов с большими хорами – «палатами», они были светлыми и широкими. Храм имел необычный взлет в самом центре перед алтарем, где сияли древние мозаики на мерцающем золотом фоне. Известно, что в XI веке собор Святой Софии был тринадцатикупольным, но после реконструкции количество куполов было уменьшено. 13 таких конструкций символизировали Иисуса Христа и 12 его апостолов. Четыре ближайшие главы к центру напоминали о четырех евангелистах – Марке, Матвее, Луке и Иоанне. Подкупольное пространство главного помещения представляло собой крест, описанный арками.

Против центральной апсиды собора, на уровне хоров была предусмотрена фреска с изображением семьи Ярослава Мудрого и Христа. До наших дней дошла лишь небольшая часть данной композиции. В этом месте во время богослужений находился князь со своими приближенными. Такая его позиция визуально возносила князя над простыми смертными. На хорах собора князь принимал важных гостей и обсуждал важные государственные дела. В соборе было несколько специальных помещений, которые предназначались для переписи и хранения книг.

Архитектура 12 века на Руси [Зодчество, Древнерусская]

Основные статьи: Архитектура Киевской Руси, Культура Руси 12 века

Содержание (план)

Архитектура Владимиро-суздальского княжества 12 века

«Мы, русские, по преимуществу народ зод­чих», — говорил известный искусствовед Игорь Грабарь. Архитек­турный гений наших далёких предков с особой силой проявился в несравненных по красоте белокаменных храмах Владимиро-Суздальского княжества.

До сих пор остаётся загадкой, что заставило строителей Севе­ро-Восточной Руси отказаться от обычного для построек Киевской Руси материала — широкого плоского кирпича и перейти к более сложному в обработке белому камню — известняку. Полагают, что первыми учителями для северян были строители из Галича.

Занятый борьбой на юге, Юрий Долгорукий не мог уделять много времени и сил владимиро-суздальскому зодчеству. Иное дело — Андрей Боголюбский. Желая уподобиться библейскому царю Соломону, он строил много и охотно, не жалея средств для пышного убранства своих сооружений. Меняется как внешний вид, так и сам дух архитектуры. На смену простым и суровым храмам Долгорукого приходят утончённые, изысканные церкви Боголюбского. Их фасады расцветают белокаменной резьбой. Здесь и волнами бегущие по сте­нам лёгкие арки, и стройные колонки с капителями в виде диковин­ных животных и птиц, и таинственные женские маски.

В источниках есть сведения, что Андрей приглашал зодчих «из немец». Действительно, многие элементы владимиро-суздаль­ского зодчества находят параллели в романской архитектуре Ита­лии и Германии.

Стремясь хотя бы отчасти достичь бессмертия, выдающие­ся правители всех времён воздвигали в память о себе огромные сооружения. Не был исключением и Всеволод Большое Гнездо. Среди прочих построек Всеволода во Владимире следует упомя­нуть высокую белокаменную стену вокруг центра города (детинец), собор Рождественского монастыря (1192-1196) и собор Успенского Княгинина монастыря (1200-1202). К сожалению, все эти сооруже­ния не сохранились до наших дней.

Владимирский успенский собор

Юрий Долгорукий в 1150 г. выдал свою дочь Ольгу замуж за галицкого князя Ярослава Осмомысла. Примерно в эти же годы в Галиче был построен белокаменный Успенский собор. По распоряжению Всеволода Большое Гнездо в 1185-1189 гг. осуществлялась грандиоз­ная перестройка владимирского Успенского собора, в результате которой храм был сильно расширен и увенчан пятью главами вме­сто одной.

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

В 1152-1157 первый белокаменный храм — Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском — сооружался во владениях Юрия Долгорукого. Этот древний храм хорошо сохранился до нашего времени. Он сложен из аккуратных квадров белого известняка, который до­ставляли сюда водным путём из каменоломен возле городка Стари­ца на Волге.

Стройный силуэт собора возвышался над теснившимися вокруг чёрными избами. Казалось, огромный лебедь опустился из заоблач­ной выси на древнюю вечевую площадь Переславля. Ещё миг — и он снова взлетит туда, где кружит, ожидая его, белоснежная стая…

Золотые ворота

Андрей Боголюбский начал строить ещё одну линию город­ских укреплений своей новой столицы — Владимира. Её ключевым элементом стали Золотые ворота (1158-1164). (В перестроенном виде они сохранились до наших дней.) Это была огромная камен­ная башня с аркой для проезда и стройной одноглавой церковью на вершине. По бокам к ней примыкали высокие земляные валы, по гребню которых стояли деревянные крепостные стены. Перед воротами был выкопан глубокий ров, заполненный водой. Попасть в город можно было только через узкий подвесной мост, который в случае опасности немедленно поднимался.

Золотые ворота имели не только оборонительное значение. Створки ворот были обиты позолоченной медью и сверкали на солн­це. Глядя на них, каждый приезжий должен был подумать о том, в какой богатый и могущественный город он прибыл.

Своими многочисленными каменными постройками князь Андрей стремился представить Владимир как новую столицу Руси. В этом от­ношении его Золотые ворота не только достойно оформляли главный въезд в город, но и напоминали о Золотых воротах Царьграда и Киева.

Собор Успения Божией Матери

Главным храмом Владимира стал построенный Андреем Бого­любским в 1158-1160 гг. собор Успения Божией Матери. (Он тоже дошёл до нас в сильно перестроенном виде.) Поставленный на са­мой кромке высокого берега Клязьмы, Успенский собор был виден издалека. Его фасады украшали фигуры из позолоченной меди и красочные фрески. В ясную погоду собор сверкал на солнце как ги­гантская золотая корона, усыпанная драгоценными камнями.

Резиденция Боголюбово

Настоящим городом выглядела загородная резиденция князя Андрея — Боголюбово. Здесь было несколько каменных зданий: двухэтажный княжеский дворец, придворный храм Рождества Бо­городицы, церковь Святого Леонтия Ростовского, высокие стены и величественные ворота, над которыми помещалась небольшая цер­ковь во имя апостола Андрея Первозванного. Все эти сооружения были прекрасны не только снаружи, но и внутри. Так, дворцовая церковь имела сверкающие как зеркало полы из красной меди, рас­писанные под мрамор круглые колонны с позолоченными капителя­ми, покрытые цветной глазурью керамические плитки, устилавшие полы на хорах, и множество драгоценной утвари. Гордясь творени­ем, Андрей порою лично приводил в храм своих гостей и наслаж­дался их неподдельным восхищением красотой убранства.

В настоящее время от былого великолепия Боголюбова сохра­нился лишь один драгоценный фрагмент: двухъярусная белокамен­ная галерея, соединявшая дворец с собором, и лестничная башня, возле которой был убит заговорщиками князь Андрей. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Церковь Покрова на Нерли

Подобно музыке, архитектура обладает способностью рассеивать мрачные мысли, переплавлять их в светлую и тихую печаль. В этом ещё раз убеждаешься, когда, покинув Боголюбово, уходишь по про­сёлочной дороге через поле к одиноко стоящему на небольшой возвы­шенности стройному белокаменному храму. Это знаменитая церковь Покрова на Нерли, построенная по заказу Андрея Боголюбского око­ло 1165 г. Историки искусства считают её высшим достижением всей владимиро-суздальской архитектурной школы.

Дмитриев­ский собор

Придворный Дмитриев­ский собор, сооружённый в 1194-1197 гг., стал одним из памятников Всеволоду Большое Гнездо. Его отличает спокойная гармония архитектурных форм, а также многочисленные и разно­образные резные композиции на фасадах. Здесь и библейские персо­нажи, и христианские святые, и фантастические животные, и даже скульптурный портрет самого князя Всеволода с сыновьями.

Архитектура Новгородской республики 12 века

Архитектура Новгорода в XII в. совсем не похожа на владимирскую. Вместо тщательно обработанных со­оружений из белого камня здесь строят небольшие храмы из грубо отёсанных плит местного серого известняка, чередующихся с ряда­ми кирпичной кладки. В результате поверхность стены выглядит неровной, слегка округлой, а сам храм становится чем-то похожим на гигантский белый гриб.

Такие постройки соответствовали вкусам и возможностям нов­городских бояр. Стремясь расширить круг своих заказчиков, зодчие ищут способы дальнейшего удешевления храмов. Они уменьшают размеры апсид и сокращают их количество, опускают углы основ­ного четверика.

Картинки (фото, рисунки)

  • Дмитриевский собор во Владимире. XII в.
  • Храм Покрова на Нерли. XII в.
  • Золотые ворота Владимира. Реконструкция первоначального вида. XII в.
  • Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. XII в.
На этой странице материал по темам:
  • Зодчество на руси 12-13 века с картинками

  • Архитектура киевской руси кратко

  • Храм покрова на нерли построен из белого известняка

  • Русская архитектура 12 века

  • Храм древнерусского зодчества 12 века

Вопросы к этой статье:
  • Сравните особенности архитектуры 12 века Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств и Новгородской земли.

Архитектура и живопись Древней Руси. Религиозная живопись Древней Руси

Развитие живописи и архитектурного храмового стиля России берут своё начало в глубине веков. В 988 году Киевская Русь вместе с принятием христианства получила огромное культурное наследие Византийской Империи, сочетающей в себе черты сверкающей пышности Востока и аскетическую простоту Запада. В процессе синтеза этого многостороннего художественного стиля и специфического самобытного искусства сформировались архитектура и живопись Древней Руси.

живопись древней руси

Исторические предпосылки развития самобытного стиля архитектуры и живописи Древней Руси

Живопись Древней Руси как памятник дохристианской культуры неизвестна современным учёным, а скульптура этой эпохи представлена всего несколькими деревянными изваяниями идолов. Так же ситуация обстоит и с архитектурными памятниками дохристианской Руси, скорее всего, по причине того, что они были созданы из дерева и не сохранились на сегодняшний день.

Живопись на Руси начала переживать своё бурное развитие в 10 веке, когда после внедрения в использование на территории Руси славянской азбуки Кириллом и Мефодием стал возможен обмен опытом между русскими и византийскими мастерами, которых приглашал после 988 года в русские города князь Владимир.

В начале 11 века ситуация в политической и социальной сферах древнерусского государства сложилась таким образом, что языческая религиозная составляющая начала насильно выводиться правящим сословием из всех сфер общественной жизни. Таким образом, архитектура и живопись Древней Руси начали своё развитие именно из влившегося в эту среду византийского наследия.

Предпосылки развития стилевых особенностей архитектуры

Архитектура и живопись Древней Руси как целостный стилевой ансамбль появились под непосредственным влиянием архитектуры Византии, которая синтезировала формы античных храмовых построек, постепенно сформировав известный с 10 века тип крестово-купольного храма, сильно отличавшийся от раннехристианских базилик. Перенося купола на полукруглые жёсткие рёбра четырёхугольного основания храма, применяя новейшую разработанную «парусную» систему поддержки купола и облегчения его давления на стены, византийские архитекторы добились максимального расширения внутренного пространства храма и создали качественно новый тип христианской храмовой постройки.

Описанные выше особенности проектирования относятся к храмам, в основании которых лежит так называемый «греческий крест», представляющий собой пять квадратов, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга.

Намного позже — в 19 веке — в России сформируется так называемый «псевдовизантийский» стиль храмовых построек, в которых купола приземистой формы расположены на низких барабанах, опоясанных оконной аркадой, а внутреннее пространство храма представляет единую площадь, не разделённую пилонами и крестовыми сводами.

архитектура и живопись древней руси

Предпосылки развития стилевых особенностей живописи

Живопись Древней Руси как самостоятельный тип художественного декорирования храмов оформилась после того, как на эту территорию после крещения Руси привезли свой иконописный опыт приглашённые византийские мастера. Поэтому многочисленные настенные росписи и фрески первых христианских храмов домонгольского периода неразличимы по русскому и византийскому происхождению.

В теоретическом плане прекрасно иллюстрирует иконопись, живопись Древней Руси Успенский Собор Киево-Печёрской Лавры, работы в котором принадлежат кисти византийских мастеров. Сам храм не сохранился, однако о его внутреннем декорировании известно по описанию, зафиксированном в 17 веке. Приглашённые иконописцы остались в монастыре и положили начало обучению своему ремеслу. Преподобные Алипий и Григорий были первыми русскими мастерами, вышедшими из этой иконописной школы.

Таким образом, искусство, иконопись, живопись Древней Руси ведёт свою теоретическую и методическую преемственность от древних знаний восточных мастеров.

Специфика архитектурно-строительного типа жилых и храмовых построек Древней Руси

Культура Древней Руси, живопись, иконопись и архитектура которой представляют собой единый ансамбль, мало затронула архитектуру общественных и жилых построек, которые продолжали выполняться либо типовыми теремными зданиями, либо крепостями. Византийские архитектурные нормы не предполагали какой-либо практической защиты комплекса зданий или каждого из них в отдельности от атак неприятеля. Искусство Древней Руси, живопись и архитектуру которого можно показать на примере псковских и тверских монастырских построек, ориентировано на их конструктивную защищенность, облегченность купольных частей здания с максимальньным утолщением несущих конструкций.

живопись на руси

Культовая древнерусская живопись

Культура Древней Руси, живопись которой прогрессировала под всесторонним влиянием византийского искусства, окончательно оформилась к концу 15 века, вобрав в себя все его самые яркие специфические качества и ассимилировавшись с самобытными художественными древнерусскими техниками. И хотя некоторые виды изобразительного искусства, такие как художественное шитье и резьба по дереву, были известны древнерусским мастерам, наиболее широкое распространение и развитие в лоне культового искусства они получили именно после прихода на Русь христианства.

Православная культура Древней Руси, живопись которой представлена не только храмовыми фресками и иконописью, но и лицевым шитьем и резьбой, отражающими символы веры и использовавшимися в быту мирскими людьми, оставила отпечаток на внутреннем убранстве зданий и декорировании их фасадных частей.

Разнообразие и состав красок

Монастыри и иконописные мастерские Древней Руси были местом сосредоточения научных достижений и экспериментов в области химии, так как в них вручную из различных ингридиентов изготавливались краски.

В миниатюрной живописи на пергаменте и иконописи мастера применяли преимущественно одни и те же краски. Ими являлись киноварь, лазурит, охра, свинцовые белила и другие. Таким образом верной своим практическим навыкам осталась живопись Древней Руси: древняя живопись Византии не смогла полностью заместить местные способы получения красок.

Однако в каждой конкретной технике живописи были и есть свои излюбленные приёмы и методы — как изготовления самой краски, так и способов её нанесения на поверхность.

культура древней руси живопись

Согласно новогородскому иконописному подлиннику 16 века, наибольшим предпочтением у мастеров пользовались киновари, лазори, белила, празелень. В подлиннике также впервые появились названия этих цветов — жёлтая, красная, чёрная, зелёная.

Белила, как самая популярная краска, чаще всего употреблялась в колористических смесях, служила для нанесения пробелов и «разбеливания» других красок. Белила изготавливались в Кашине, Вологде, Ярославле. Метод их изготовления заключался в окислении свинцовых полосок уксусной кислотой с дальнейшей промывкой получившегося белого колера.

Основным компонентом «лицевого письма» в иконописи по сей день является охра.

Живопись Древней Руси, также как и её византийский эталон, предполагала использование разнообразного колористического материала в написании святых обликов.

Одной из основных широкоиспользуемых красок была киноварь — сернистый сульфид ртути. Киноварь добывалась на известнейшем в Европе русском Никитинском месторождении. Изготовление краски происходило в процессе растирания киновари с водой, с последующим растворением в ней сопутствующего в руде колчедана и пирита. Киноварь могла быть заменена более дешёвым суриком, получаемым путём обжига свинцовых белил.

Лазорь, как и белила, предназначалась для написания пробелов и получения тонов других цветов. В прошлом основным источником лазурита были месторождения Афганистана. Однако с 16 века появилось большое количество способов получения синего пигмента из ляпис-лазури.

Наряду с этими основными красками, в русской иконописи использовались бакан, червлень, празелень, зелень, ярь-медянка, крутик («синило»), голубец, санкирь (коричневатые тона), багор, рефть, дичь. Терминология древнего живописца обозначала все краски различными словами.

Художественная манера древнерусской иконописи

В каждом территориально-целостном государственном объединении происходит определённая консолидация художественно-эстетических норм, которые в дальнейшем утрачивают некоторую связь с эталонным образцом. Такой обособленной и саморазвивающейся сферой национально-культурного проявления является и живопись Древней руси. Древняя живопись больше других областей искусства подвержена техническому и визуальному изменению, поэтому отдельно стоит сказать об её особенностях, тесно связанных с архитектурой и методами письма.

Монгольское нашествие разрушило большую часть иконописных и фресковых памятников Древней Руси, подорвав и приостановив процесс написания новых произведений. Однако определённую картину прошлого возможно восстановить по сохранившимся документам и скудным археологическим памятникам.

живопись древней руси кратко

Из них известно, что в эпоху домонгольского нашествия монументальная живопись Древней Руси оказывала значительное влияние на иконопись своими техническими приёмами — лаконичностью композиционного построения и сумрачным сдержанным колоритом — однако уже к 13 веку этот колорит начинает сменяться яркими тёплыми цветами. Таким образом, византийская техника иконописи к 13 веку проходит процесс преломления и ассимиляции с такими древнерусскими национальными художественными приёмами, как свежесть и яркость цветовой гаммы, ритмический композиционный строй и непосредственность цветового выражения.

В эту эпоху трудятся самые известные мастера, донёсшие до современности живопись Древней Руси — кратко этот список можно представить митрополитом Московским Петром, архиепископом Ростовским Феодором, преподобными Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным.

Особенности древнерусской фресковой живописи

Фресковая живопись на Руси не существовала до прихода христианства и была полностью заимствована из византийской культуры, в процессе ассимиляции и развития несколько видоизменив имеющиеся византийские приёмы и техники.

Для начала стоит сказать, что культура Древней Руси, живопись которой до того существовала в виде мозаики, видоизменила использование штукатурных подготовительных материалов, применяя подмозаичное известняковое основание под фреску, и к концу 14 века произошёл переход от древних византийских техник письма и изготовления материалов — к новым исконно русским приёмам фресковой живописи.

Среди в корне изменившихся процессов изготовления оснований и красок можно выделить появление штукатурки, созданной исключительно на основе чистого известняка, прежде разбавляемой для прочности кварцевым песком и мраморной крошкой. В случае русской живописи штукатурное фресковое основание — левкас — изготавливалось путём длительного выдерживания извести в смеси с растительными маслами и клеем.

монументальная живопись древней руси

Древнерусское лицевое шитьё

После 988 года, с приходом византийскийх традиций в живопись Древней Руси, древняя живопись получила широкое распространение в области культовой обрядовой области, особенно в лицевом шитье.

Немало этому способствовали царицыны мастерские, функционировавшие под покровительством великих княгинь Софьи Палеолога, Соломонии Сабуровой, цариц Анастасии Романовой и Ирины Годуновой.

Лицевое шитьё как религиозная живопись Древней Руси имеет очень много общих композиционных и графических черт с иконой. Однако лицевое шитьё — это коллективный труд, с чётким распределением ролей создателей. Иконописец изображал на полотне лик, надписи и фрагменты одежды, травник — растения. Задний фон вышивался нейтральным цветом; лицо и руки — шёлковыми нитями телесных тонов, в том числе, стяжки располагались по линиям вдоль контуров лица; одежда и окружающие предметы вышивались либо золотыми и серебряными нитями, либо разноцветным шёлком.

Для большей прочности под вышиваемое полотно подкладывался холст или сукно, под которое крепилась вторая подкладка из мягкой ткани.

Особенно сложной являлась двухстороння вышивка на хоругви и знамёна. В этом случае шёлковые и золотые нити протыкались насквозь.

Лицевая вышивка имеет обширное применение — большие пелёна и воздухи украшали храм, подкладывались под иконы, застилали алтарь, применялись на знамёнах. Во многих случаях полотна с ликами святых крепились на ворота храма или дворца, а также внутри приёмных залов.

живопись древней руси древняя живопись

Территориальная вариативность древнерусского искусства

Культура Древней руси — живопись, иконопись, архитектура — имеет некоторую территориальную вариантивность, затрагивающую как декорированность храмов, так и архитектурно-строительные особенности зданий.

Например, искусство Древней Руси, живопись которой подразумевает использование в качестве украшений внутреннего убранства храмов либо мозаики, либо фрески, прекрасно раскрывается на примере собора Софии Киевской. Здесь наблюдается свободное сочетание и мозаичной, и фресковой живописи, при обследовании храма выявилось два слоя грунта. В церкви Преображения села Большие Вяземы все штукатурные основания выполнены из чистой извести без наполнителей. А в Спасском соборе Спасо-Андрониевского монастыря в качестве связующего звена штукатурного левкаса выявлен кровяной альбумин.

Таким образом, можно заключить, что особенность и неповторимость древнерусского искусства заключается в его территориальной ориентированности и индивидуально-личностных предпочтениях и умениях русских художников передавать цвет и характер идеи согласно его национальным нормам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *