Народная архитектура россии: Русское деревянное зодчество — Википедия – Народная архитектура — Википедия

Народная архитектура — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

(!)Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Народная архитектура
VelikiVrag-old-huse-1395.jpg
Дом в Нижегородской области, неподалёку от Кстово
Концепция подчинение климатическим и культурным особенностям
Commons-logo.svg
 Медиафайлы на Викискладе

Народная архитектура — неперсонифицированная архитектура, формообразование которой более подчинено природным факторам нежели вкусовым предпочтениям и модным тенденциям. Понятие относится к любой эпохе и любой культуре, включает разновидности жилых, хозяйственных построек. Сельская архитектура является хранителем традиций народной архитектуры[1].

В отличие от профессиональной архитектуры, народное архитектурное творчество не индивидуальное, а коллективное, воплотившее многовековой опыт поколений[2].

Традиционной архитектурой для России является т. н. деревянная архитектура. Она имеет две принципиальные конструктивные системы: срубную и каркасную. В её основе лежит соответственно сруб или клеть с двух- или четырёхскатной крышей. Срубная конструкция образуется горизонтально уложенными брёвнами (венцами). В каркасной системе столбы вместе с горизонтальными тягами-ригелями образуют раму (прочность последней может усиливаться с помощью связей-раскосов), которая заполняется деревом или инертными материалами (глиной, камнем, кирпичом). Храмы перекрываются верхами из четвериков и восьмериков. До XVII века имели распространение срубные оборонительные сооружения — остроги.

С середины XIX века с развитием направления историзма в разных странах начали обращаться к архитектурному наследию минувших эпох, в частности, с ростом национального самосознания, к народной архитектуре. На территории Российской империи художники и архитекторы обратили взоры на древнерусское зодчество, создав псевдорусский и неорусский стили[3]. Надеждин Николай Иванович писал[4]:

Возьмём для примера архитектуру, которая, к сожалению, до сих пор наименее сообразна с условиями народности. Может ли сие искусство ожидать для себя новой, блистательной будущности, оставаясь закованным в чужие, заносные формы? Если скульптуре и живописи может быть дозволено подражание под известными условиями, то архитектура должна быть всегда выражением окружающей природы.

Деревянное золото России: народная архитектура

Деревянное золото России: народная архитектура

 

Недаром говорят, что архитектура — это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего, как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал своё восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой.

Мильчик М., Ушаков Ю.

 

История нашего народа, его борьба с внешним врагом, быт, обычаи и верования, его противостояние суровой природе — все это отражено в памятниках деревянной архитектуры, дошедших до нашего времени. Огромная часть этих памятников — жилье ли, культовые ли сооружения — срублены из дерева мастерами, имена которых в большинстве случаев неизвестны нам, ибо не знатные бояре строили их, а простые смерды, мужики, крестьяне. Сменив соху на топор и долото, рубили они «города», ставили избы, бани или возводили храмы «о тридцати версях», «о двадцати стенах», «великие» и «чудные».

Мехова Г.

 

Кижи [Текст] = Kizhi : [фотоальбом / фотосъёмка С. М. Григорьева и др., сост., авт. текста Б. В. Гнедовский]. — Москва : Советская Россия, 1985. — 93, [1] с. : цв. ил. ; 24 см. — Часть текста: англ. Подписи парал.: рус., англ.

Читальный зал            

В конце XIX века, когда в русском образованном обществе пробудился живой интерес к прошлому, вспомнили о Заонежье. Далекие от центра труднодоступные берега Онежского озера получили широкую известность как хранилище огромных культурных ценностей. Сюда устремились историки, археологи, фольклористы. С тех пор всеобщее внимание привлекают и великолепные сооружения Кижского ансамбля. В 1965-1969 годах был организован архитектурно-этнографический заповедник Кижи , который вскоре приобрел мировую известность. Издание содержит материал по истории возникновения, застройке, реставрации сооружений Кижей: содержится богатый фотоматериал, отражающий природу островов, особенности архитектуры и внутреннего убранства церквей, крестьянских изб, предметов быта. Аннотации к фотоиллюстрациям даны на русском и английском языках. 

 

Витухновская, М. Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник Кижи: путеводитель [Текст] / М. А. Витухновская. – Петрозаводск: Карелия, 1988. –  160 с.: ил.

Абонемент

Есть на земле места, в которых явственно чувствуется дыхание истории, где сходятся воедино «век нынешний и век минувший». Небольшой остров Кижи на Онежском озере несомненно относится к их числу. Здесь, на этом малом пространстве земли, веками жили поколения людей, здесь они трудились и созидали, оставляя нам, потомкам, как бесценное наследство, творения своих рук. Одно из них — знаменитый ансамбль кижских деревянных храмов, чудо архитектурной гармонии и красоты. Другие памятники народного зодчества в Кижах — крестьянские дома, постройки.

 

Бубнов, Е. Русское деревянное зодчество Урала [Текст]  / Е. Н. Бубнов. — Москва : Стройиздат, 1988. — 183 с.: ил. 

Читальный зал            

Цель данной книги — всестороннее ознакомление читателей с русским народным жилищем Урала. Автор стремился дать точные сведения о формировании типов жилых домов и истории заселения Урала. В книге приведены выдержки из старинных письменных источников. Многие ранее неизвестные исследователям памятники народного зодчества показаны на фотографиях и обмерных чертежах. Для более полной картины возникновения и развития жилища сказано о многочисленных уральских заводских поселках. На фоне исторической картины развития жилого дома этого региона показаны также некоторые образцы промышленной, крепостной и культовой архитектуры.

Крестьянские избы даны во всем многообразии их типов, с хозяйственными постройками, воротами, своеобразным декором крыш и окон. Сказано о планировочной структуре усадеб и уральских деревень.

Книга богато иллюстрирована обмерными чертежами и фотографиями

 

Гольдштейн, А.     Зодчество [Текст] : книга для учащихся старших классов / А. Ф. Гольдштейн ; под ред. Ю. С. Яралова.  — Москва : Просвещение, 1979. — 445 с. : ил. — Словарь: с. 399-414.

Читальный зал            

Это книга о рождении, расцвете и смене архитектурных стилей в истории разных народов, о развитии архитектуры с древних времен до наших дней. В ее главах отражены наиболее важные и интересные явления в истории архитектуры. Особое внимание уделено отечественному зодчеству: глава «Архитектура России». Популярное изложение, сопровождаемое большим числом иллюстраций, даст читателю представление о различных стилях, о многообразии зодчества народов мира. Автор не только описывает тот или иной архитектурный стиль, но и объясняет, как он сформировался.

 

Ополовников А. Русь деревянная: образы русского деревянного зодчества [Текст] / А.В. Ополовников, Г.С. Островский; фото А. Ополовникова – Москва : Детская литература, 1981 .- 199 с. – (В мире прекрасного)

Читальный зал, абонемент            

Деревянное зодчество — это прежде всего зодчество народное, созданное его трудом и гением. Зодчество демократическое по своей природе, национальное по форме и реалистическое по творческому методу. В нем отражена художественная и строительная культура многих поколений наших предков. Книга о русской народной архитектуре, о ее памятниках, о драгоценном наследии минувших веков.

 

Ополовников, А. Русское деревянное зодчество: гражданское зодчество [Текст] / А. В. Ополовников; худож. В. Е. Валериус – Москва : Искусство, 1983. – 288 с.

Читальный зал            

Деревянное зодчество — одно из наиболее значительных и выдающихся произведений художественной и строительной культуры русского народа, культуры, уходящей корнями в глубокие недра истории. Настоящая книга посвящена гражданским строениям (жилые дома, бани, амбары, мельницы, промыслово-охотничьи станы, мосты, ограды). В него вошли все наиболее интересные памятники крестьянского зодчества Русского Севера — Архангельской, Мурманской, Вологодской, Ивановской, Калининской областей, Коми и Карелии, Сибири.

 

Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов [Текст] / под общ. ред. Д.С. Лихачева; худож. А. М. Юликов; фото Д.В. Белоуса. – Москва: Искусство, 1980. – 343с.: ил: фото

Читальный зал            

Соловецкий монастырь вошел в историю русской культуры своим знаменитым собранием рукописей, своими каменными строениями XVI и XVII веков — единственным в своем роде комплексом светских инженерных и архитектурных сооружений Древней Руси, своим бесценным собранием икон, ныне рассеянным по многим музеям Советского Союза. Его значение в истории русского Севера с середины XV до начала XVIII века огромно.Уединенный среди Белого моря на пустынном острове, избранном для скитской жизни, монастырь тем не менее распростер свою светскую — военную, феодальную и хозяйственную — власть на огромном пространстве и сыграл выдающуюся роль в феодализации общественно-хозяйственных отношений на русском Севере. Он постепенно распространил свое влияние на западе до границ Швеции, а на крайнем севере до самой Печенги, где соловецким выходцем монахом Трифоном был основан в XVI веке Трифоно-Печенгский монастырь. Соловецкий монастырь завязал культурные и религиозные связи с Афоном, Константинополем, Сербией. Он держал военные гарнизоны в Карелии и оборонял Белое море от вторжений иноземных кораблей вплоть до середины XIX века. Сотрясаемый внутренними противоречиями, он оказался в ре зультате восстания в 1657 — 1676 годах во власти оппозиционных к господствующей церкви старообрядцев и избегших казни разинцев и восемь лет оборонялся против осаждавших его правительственных войск. Он был местом ссылки и заключения для неугодных правительству религиозных и государственных деятелей, сыгравших выдающуюся роль в его культурной жизни.

 

Русские [Текст] / отв. ред. В.А. Александров, И.В. Власова, Н.С. Полищук. — М.: Наука, 2005. — 828 с: ил. — (Народы и культуры). 

Читальный зал            

Предлагаемая читателю монография является первой книгой серии трудов Института этнологии и антропологии РАН «Народы и культуры». В первой ее части дан материал по историческому развитию русского народа — с X в. и до наших дней, по формированию историко-культурных ареалов. Вторая часть содержит сведения о семейном и общественном быте, религиозных верованиях, народной этике. Особое место среди культурных ценностей русского народа занимают памятники народной архитектуры (глава 8 «Русские поселения», глава 9 «Жилая, хозяйственная и общественная застройка»).
В книге использован уникальный материал экспедиционных обследований и архивных изысканий.
 

 

Народы России: энциклопедия [Текст] / гл. ред. В. А. Тишков. – Москва: Большая Российская Энциклопедия, 1994. – 479 с: ил

Читальный зал            

В энциклопедии «Народы России» дается широкая картина культурного многообразия российских народов, формировавшихся многие столетия под влиянием различных факторов. Энциклопедия содержит сведения около 140 народах, населяющих Россию. Книга расскажет о происхождении народов, истории и специфике их расселения на территории Российской федерации, о социально-экономическом и этническом развитии народов, о традиционной культуре и быте. В главе «Русские» много материала о жилище, деревенских домах, деревянных постройках. Энциклопедия составлена авторитетным коллективом ученых во главе с директором Института этнологии и антропологии РАН В.А. Тишковым.

 

Памятники истории и культуры Пермской области: памятники археологии, памятники архитектуры, памятники истории [Текст] / сост. Л. Шатров; ред. В. Мухин; худож. С. Ковалев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Пермь: Пермское книжное издательство, 1976. — 218 с: ил

Читальный зал            

Книга содержит описание памятников археологии и архитектуры, революций, гражданской и Великой Отечественной войн, социалистического строительства, а также тех, которые посвящены знаменитым людям, чьи имена связаны с Прикамьем.

Важное место среди исторических реликвий Пермского края занимают памятники архитектуры. Это уникальные деревянные церкви в сёлах Пянтег и Янидор, построенные в XVI – XVII вв., старинные избы , сооружения соляных промыслов, изумительные архитектурные ансамбли Соликамска и Усолья, создававшиеся в конце XVII – первой половине XIX в. и др.

 

Брумфилд, У. Усолье. Земля Строгановых на Каме: фотоальбом [Текст] / У.К. Брумфилд; [пер. с англ. Т Саранцевой]. – 2-е изд., доп. — Москва: Три квадрата, 2013 .- 144с.: ил.,фото

Читальный зал            

Книга посвящена истории и архитектурному наследию города Усолье и окрестных территорий. Альбом включает авторские фотографии каменных и деревянных домов Усолья, и конечно, величественные пейзажи древнего Пермского края.

 

Страницы истории земли Пермской: Прикамье с древнейших времен до начала XVIII века [Текст]: учеб. пособие / Н.Н.Агафонова, А.М.Белавин, Н.Б. Крыласова; под ред. А.М.Белавина. — Пермь: Книжный мир, 1995. – 176 с.: ил

Читальный зал            

Издание охватывает период первоначального заселения Пермского края человеком, освоение края русскими переселенцами как составной части Российского государства. В Главе 8 « В крестьянской горнице» собрана информация о «хоромах», основном виде застройки как в городе, так и в деревне            

 

Косточкин, В. Чердынь, Соликамск, Усолье  [Текст] / В.В. Косточкин. – Москва: Стройиздат, 1988. – 181 с.:  ил

Читальный зал            

        Книга посвящена архитектурному наследию трех интереснейших городов Верхнего Прикамья, которые до сих пор сохранили не только великолепные произведения архитектурно-строительного искусства, но и самобытный художественный облик своих древних центров, забытых архитектурно-градостроительной наукой. Анализ памятников архитектуры, интересных архитектурных ансамблей, в том числе и деревянных, дан в книге на фоне развития социальных отношений и экономики края, развивавшегося в общем потоке развития страны.

 

Крашенинников, А, Музей в Хохловке [Текст] / А. Крашенников; фото Г. Токмакова. – Пермь: Пермское книжное издательство, 1980. – [1 лист, буклет]: фото

Читальный зал

О Пермском архитектурно-этнографическом музее — заповеднике под открытым небом. Деревянный амбар, сторожевая башня острожка, крестьянская изба, колокольня, пожарка, ветряная мельница, строение соляного промысла и другие постройки образовали на высоком  берегу городок – заповедник.

 

Чагин, Г. Народы Прикамья : очерки этнокультур. развития в XIX-XX вв. [Текст] / Г. Н. Чагин, А. В. Черных ; Адм. Перм. обл. — Пермь : Тип. купца Тарасова, 2002. — 304 с. : ил. — Библиогр.: с. 279. 

 

Чагин, Г. Народы и культуры Урала. XIX XXI вв. [Текст] \ Г.Н.Чагин. – Екатеринбург: Сократ, 2015. – 320.: ил

Читальный зал

Представлены основные историко-этнографические характеристики народов Прикамья. В главе «Культура и быт народов Прикамья» подробно рассказано  о жилых и хозяйственных постройках русских сёл и деревень.

 

Пермский край : фотоальбом [Текст]  / под общ. ред. Б. А. Эренбурга. – Пермь : Сенатор, 2013. – 200 с.: ил

Читальный зал

Фотоальбом «Пермский край» содержит более 250 фотографий исторических и природных достопримечательностей Пермского края, тексты на русском и английском языках. Необычный дизайн, множество больших красочных панорамных снимков городов и заповедных мест позволят ощутить все неповторимое своеобразие нашего региона. Особые главы посвящены Чусовскому этнографическому парку и архитектурно — этнографическому музею Хохловка с удивительными деревянными строениями.

 

Иванов, А. Хребет России. Герои. Заводы. Мастера. Матрица [Текст] / А. Иванов. – Сантк-Петербург: Азбука-классика, 2010. – 272 с.: ил.

Читальный зал

Фотокнига «Хребет России» — комплексный культурный продукт, не имеющий аналогов в современной российской культуре. «Хребтом России» автор книги, писатель Алексей Иванов, называет Урал. В книге — изложенное ярким языком системное описание Урала как социокультурного феномена. Это не просто портрет, а идентификация региона. Объяснение его «внутреннего устройства». Это не учебник краеведения и не путеводитель, а новый жанр, который критики уже назвали иденти. В книге — сто новелл об Урале, около шести сотен фотографий и описание уральского «Золотого Кольца» — «Железный Пояс Урала». На удивительных фотографиях деревянные церкви, соляные лари, амбары, рассолоподъёмные башни, избы, охотничьи заимки как часть культуры нашего края.

 

Прохоренко, А.Архитектура сельского дома: прошлое и настоящее  [Текст] / А. И. Прохоренко. — Москва : Агропромиздат, 1992. — 205 с., ил

Абонемент

Книга посвящена вопросам создания архитектурного облика сельского усадебного дома с учетом традиций народного творчества. Глава 1 «Русское народное жилище» посвящена организации комплекса жилых и хозяйственных построек, архитектурно-художественному облику жилого старинного дома, декоративным элементам и деталям деревянных строений.

 

Белов, В. Лад: очерки о народной эстетике [Текст] / В. И. Белов; фото А. Заболоцкого; худож Н. Крылов. — Москва: Молодая гвардия, 1982. —  293 с : ил

Известный русский писатель рассказывает об эстетике крестьянского труда, о народном фольклоре, быте, художественных промыслах. В книге использованы этнографические материалы Вологодской, Архангельской, Кировской областей.  Глава «Древотесное-камнетесное» — о народной архитектуре: клеть, изба, дом, мельница, часовня, храм…

Музеи народного зодчества России

В музеях деревянного зодчества собраны образцы русской архитектуры XVII–XIX веков. В каком из них удастся подняться на башню острога или попасть в настоящую купеческую усадьбу, а где можно увидеть старинные русские храмы? Отправляемся в виртуальное путешествие и знакомимся с древней архитектурой и традициями разных народов России.

Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай». Фотография: Алексей Гусев / фотобанк «Лори»

Музей-заповедник «Лудорвай» расположен недалеко от Ижевска, в небольшой деревне конца XIX века. Музей традиционной русской и удмуртской архитектуры здесь открыли летом 1986 года. Из разных районов республики привезли образцы деревянного зодчества: хлев, амбар, ветряную мельницу, баню и куалу — семейное святилище. Их разместили на территории бывшего поселения, где сохранилась уличная планировка и некоторые крестьянские дома.

В русском секторе музея находятся дом волостного правления, традиционная деревянная усадьба с дворовыми постройками и изба-читальня, где проводят занятия для детей. В удмуртских усадьбах посетителям рассказывают о быте и традициях южных удмуртов и бесермян — народа, который проживал на северо-западе республики. Здесь можно увидеть повозки, старинную посуду, предметы одежды, тканые ковры и половики. Для гостей «Лудорвая» проводят мастер-классы, тематические и обзорные экскурсии. В музее можно научиться работать на гончарном круге, плести кружева и готовить перепечи — ватрушки с разными начинками.

Дом Копылова в архитектурно-этнографическом музее Вологодской области «Семенково». Фотография: Николай Мухорин / фотобанк «Лори»

В 1979 году на берегу реки Вологды основали архитектурно-этнографический музей «Семенково». Через шесть лет со всей области сюда начали перевозить старинные деревянные храмы и хозяйственные постройки середины XIX — начала ХХ века. Здесь можно увидеть амбары, бани и мельницы, а также ледники — их использовали вместо холодильников. В музей привезли и дома-дворы, в которых жилое помещение и хозяйственный двор расположены под одной двускатной крышей. Старинные здания разместили рядом друг с другом, чтобы достоверно воссоздать облик деревни Русского Севера. Также на территории «Семенково» находится Георгиевская церковь конца XVII века и небольшая часовня Ильи Пророка начала XIX века.

Экспозиция внутри зданий знакомит с крестьянским бытом и исконными промыслами Вологодчины: кружевоплетением, резьбой и росписью по дереву. Гостям музея рассказывают о традиционной народной культуре края, устраивают представления по мотивам русских народных сказок, игры-путешествия и мастер-классы. Здесь можно научиться выпекать и расписывать пряники, мастерить кукол, вырезать по дереву. Также посетители узнают, как приготовить настоящее вологодское масло и сделать минеральные краски.

Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы». Фотография: Сергей Афанасьев / фотобанк «Лори»

В 1964 году в пригороде Архангельска открылся музей «Малые Корелы». В нем собраны памятники деревянного зодчества и народного искусства северных районов страны. Территорию музея разделили на четыре сектора: Каргопольско-Онежский, Двинской, Пинежский и Мезенский. В каждом из них находятся избы, амбары, колодцы и изгороди. В «Малых Корелах» можно увидеть ветряную мельницу-шатровку — такие мельницы в 1697 году привез из Голландии император Петр I.

В музее представлены большие дома-дворы зажиточных каргопольских крестьян и поморов. Здесь посетители увидят холмогорскую кузницу, жилище рыбака, избу промысловика-охотника и дом двинского крестьянина, в котором работал трактир. Гости узнают, какие изделия мастерили северные плотники, как здесь ловили рыбу и выращивали хлеб, вели хозяйство и играли свадьбы. Экскурсоводы расскажут, как сегодня развивают исконно русские промыслы — ткачество, резьбу и роспись по дереву, плетение из бересты и лозы.

К музею «Малые Корелы» также относятся здания в других населенных пунктах: храмовый ансамбль в селе Нёнокса, старинный шатровый храм на реке Лявля, усадьба Куницыной и дом коммерческого собрания на улице-музее Чумбарова-Лучинского в Архангельске.

Архитектурно-этнографический музей народного зодчества «Витославицы». Фотография: Андрей Ижаковский / фотобанк «Лори»

Музей народного зодчества «Витославлицы» находится на месте бывшей усадьбы XIX века, которая принадлежала графине Анне Орловой-Чесменской. Его название связано с селом Витославлицы — оно существовало на территории Новгородской области в XII–XVIII веках.

В 1964 году из приильменской деревни Курицко сюда привезли первый экспонат — церковь Успения Богородицы 1595 года. Ее нижняя часть состоит из бревенчатого сруба, к которому пристроены приделы — части храма, где размещали дополнительный алтарь с престолом для богослужений. Позднее здесь появился самый старый храм «Витославлиц» — Рождества Богородицы. Его построили в 1531 году в деревне Перёдки. Также в музее находится церковь Святого Николая 1767 года. Как говорили о ней в старину, «храм был рублен кораблем» — все главные строения церкви находились на одной линии, из-за чего здание напоминало судно.

Всего в музее под открытым небом находятся 34 памятника деревянного зодчества. Гости музея увидят в «Витославлицах» крестьянские дома, мельницу и амбар XVII–XIX веков, а также хозяйственные постройки — кузницу, гумно, конюшню. Этнографические коллекции рассказывают о быте, обрядах, традициях, религиозных и семейных праздниках крестьян Новгородской области.

Архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня». Фотография: bratsk.bezformata.com

В 1954 году при строительстве плотины Братской ГЭС приангарские поселения, в которых оставались старинные здания, начало затапливать. Больше 20 образцов русского деревянного зодчества рубежа XIX–XX веков удалось спасти — их разобрали и перевезли на окраину Братска. Через 25 лет здесь появился настоящий музей, в котором соседствуют крестьянские избы, эвенкийские чумы, православный храм и шатер шамана.

Всего в «Ангарской деревне» воссоздали 32 деревянных здания. Среди них — купеческий амбар, кузница, водяная мельница и деревенские усадьбы. Здесь находится Михайло-Архангельская церковь — она построена в 1875 году и действует до сих пор. Также в музее можно подняться на сторожевую башню острога, которую возвели еще в начале XVII века.

Посетители музея увидят традиционные жилища таежных кочевников — чумы из жердей и оленьих шкур. Рядом со стоянкой коренного народа Сибири, эвенков, можно познакомиться с археологической находкой, которой около восьми тысяч лет, — валуном с наскальным изображением оленя. В каменном веке часто рисовали животных, рыб и птиц — это сулило удачу в охоте. Артефакт обнаружили в середине 1930-х годов на острове Большой Ушканий.

Автор: Ирина Малахова

Народная архитектура

Сущность народной архитектуры

Определение 1

Под народной архитектурой понимается неперсонифицированная архитектура, формообразование которой подчиняется в первую очередь климатическим особенностям региона и природным факторам, нежели вкусовым предпочтениям и тенденциям в моде.

Понятие народной архитектуры может относиться к любой эпохе и культуре, может включать все разновидности жилых, общественных и хозяйственных сооружений. Считается, что сельская архитектура является хранителем традиций народной архитектуры.

Традиционной для России является деревянная архитектура. Такие здания могут иметь две принципиально разные конструктивные системы – срубные и каркасные. В основе таких систем лежит либо сруб, либо клеть с двух- или четырехскатной кровлей. Срубная конструкция формируется с помощью горизонтально уложенных бревен. В каркасной конструктивной системе деревянные колонны-столбы в комбинации с горизонтальными тягами-балками образуют раму. Примечательно, что прочность и устойчивость такой рамы могут быть увеличены с помощью деревянных связей-раскосов. Храмы, как правило, перекрываются верхами из четвериков или восьмериков. Русские оборонительные сооружения (остроги) до XVII века обычно выполнялись из срубов.

Рисунок 1. Клеть. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В середине XIX века во многих странах начало развиваться направление историзма, в этой связи зодчие нередко обращались к архитектурному наследию минувших лет. В частности, это проявлялось в возобновлении народной архитектуры с ростом народного самосознания. В пределах Российской империи это проявлялось в обращении взоров художников и архитекторов на древнерусское зодчество, так появились псевдорусский и неорусский стили.

Традиционное русское жилище

В конце XIX – начале XX веков широко бытовала русская традиционная культура. Жилище в те времена представляло собой деревянное сооружение, называемое избой. Такой дом строился по срубной или каркасной технологии, как уже отмечалось выше. Примечательно, что в южной части страны нередко строились каменные или глинобитные жилища. В настоящее время изба в традиционном виде почти не встречается, однако её основные элементы сохраняются в архитектуре сельского жилища до сих пор.

Основой русского национального жилища называют клеть. Она представляет собой прямоугольный бревенчатый дом без пристроек (его также называют срубом или хибарой). Как правило, размеры клетей были небольшими – 3 на 2 метра, при этом оконных проемов в них не было. Высотой данная деревянная коробка складывалась обычно в 10-12 бревен и укрывалась соломой.

Традиционную клеть устанавливали как по грунту, так и на столбах, режах и обрубах, которые являлись прообразом современного фундамента. Бревна связывались в замок, один ряд из таких бревен называется венцом. Высота клети обычно измерялась количеством венцов.

Рисунок 2. Изба. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Клеть с печкой – уже изба. Избу топили по-черному. Дым выходил из помещения через деревянную дымницу или через открытые дверные и оконные проемы. У низших слоев населения избы были черными и установленными прямо по грунту. Помимо печи в избе располагали лавки вдоль стен, по центру обычно размещался обеденный стол. Надо сказать, что неотъемлемым элементом избы считался сундук для утвари или одежды. На стенах избы крепились полки. В XIX веке к внутренней мебели такого жилища добавились еще стулья и шкафы.

Замечание 1

Как правило, оконные проемы в избах имели высоту до 8 вершков и были предназначены лишь для выпуска дыма от печи. Они располагались под самым потолком и не имели рам.

Хоромами называли совокупность строений на одном дворе. Строения располагали различными группами, которые объединялись сенями или переходами. Таким образом хоромы формировались из нескольких особняков. Цари или князья жили на верхних этажах таких построек. Первоначально нижние этажи хором назывались порубами, позднее – подклетами. Примечательно, что хоромы строились без какого-либо плана. Сени, крыльца и горницы пристраивались к уже существующим постройкам по мере необходимости, обычно строительство затевали в местах, удобных владельцу. На симметрию здания внимания не обращали. Конструктивные узлы больших хором укреплялись металлическими скобами, наугольниками и подставами.

Деревянная архитектура

Истоки русской деревянной архитектуры восходят к строительным принципам славянских племен. Памятники тех времен и точное их описание до сегодняшних дней не дошли, поэтому о древнерусском деревянном зодчестве можно судить лишь в форме гипотез и предположений. Недолговечность и низкая огнестойкость основного строительного материала наших предков не позволили сохранить ни одной деревянной постройки, срубленной ранее XVI века.

Дерево применялось в качестве основного строительного материала на Руси вплоть до XVII века. Пик развития конструктивных и архитектурных форм деревянного зодчества приходится на XV – XVIII века. При реставрации некоторых храмов Каргополья и Нижне-Новгородского районов специалисты отмечали отсутствие засечек от инструментов на бревнах. Отсутствие рубцов, безусловно, положительно сказалось на сохранности этих построек. Такой стиль работы характеризовался точным расчетом силы удара и подкрутки топора, что приводило к тому, что инструмент не застревал в древесине, а легко отскакивал вверх, срезав щепу.

В XVIII веке начинается постепенное вытеснение древесины более новыми или практичными материалами с безусловным техническим превосходством:

  • огнестойкости;
  • несущей способности;
  • устойчивости к гниению и грибку.

Древесина в эти времена начинает рассматриваться зодчими и архитекторами как материал, к которому приходится прибегать только в случаях, когда применение других материалов невозможно. Интерес к деревянному зодчеству возобновился лишь в XIX веке, когда самыми частыми заказчиками деревянных сооружений были купцы.

Список народных архитекторов Российской Федерации — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 сентября 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 сентября 2019; проверки требует 1 правка.

В статье представлен полный список лиц, которым присвоено почётное звание «Народный архитектор Российской Федерации» (на дату, указанную в основной статье как последнее отмеченное присвоение звания; в алфавитном порядке).

  • Демирханов, Арэг Саркисович — руководитель архитектурной мастерской общества с ограниченной ответственностью «Творческая мастерская архитектора Демирханова», Красноярский край[1]
  • Орехов, Виталий Владимирович — главный архитектор проекта общества с ограниченной ответственностью «Творческая архитектурно-проектная мастерская „Красноярскархпроект“»[2]
  • Белоконь, Александр Николаевич — руководитель архитектурно-проектной мастерской № 1 общества с ограниченной ответственностью «Проектно-строительная компания „ЦНИИПИМОНОЛИТ“», город Москва[3]
  • Бирюков, Игорь Григорьевич — генеральный директор государственного унитарного предприятия города Москвы «Научно-исследовательский и проектный институт гражданского строительства, благоустройства и городского дизайна „Моспроект-3“»[4]
  • Боков Андрей Владимирович — президент Московского отделения Международной академии архитектуры, город Москва[5]
  • Гнедовский, Юрий Петрович — президент Союза архитекторов России, город Москва[6]
  • Григорьев, Юрий Пантелеймонович — директор государственного унитарного предприятия города Москвы «Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования» — первый заместитель главного архитектора города Москвы[7]
  • Кананин, Роман Григорьевич — начальник мастерской № 3 открытого акционерного общества «Моспроект», город Москва[8]
  • Красильников, Владилен Дмитриевич — заместитель председателя общества с ограниченной ответственностью «Товарищество театральных архитекторов», город Москва[9]
  • Кубасов, Владимир Степанович — заместитель генерального директора по архитектурному проектированию акционерного общества «Простар +», город Москва[10]
  • Кудрявцев, Александр Петрович — президент Российской академии архитектуры и строительных наук, город Москва[11]
  • Кузьмин, Александр Викторович — председатель комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы — главный архитектор города[12]
  • Меерсон, Андрей Дмитриевич — начальник мастерской акционерного общества «Моспроект», город Москва[13]
  • Посохин, Михаил Михайлович — генеральный директор государственного унитарного предприятия города Москвы Управления по проектированию общественных зданий и сооружений «Моспроект-2»[14]
  • Солопов, Дмитрий Сергеевич — главный архитектор общества с ограниченной ответственностью «Товарищество театральных архитекторов», город Москва[15]
  • Степанов, Александр Владимирович — проректор учебно-методического объединения, заведующий кафедрой Московского архитектурного института (государственной академии)[16]
  • Степанов, Валерий Владимирович — начальник мастерской № 13 открытого акционерного общества по комплексному проектированию градостроительных ансамблей, жилых районов, уникальных зданий и сооружений «Моспроект»[12]
  • Шумаков, Николай Иванович — главный архитектор акционерного общества «Метрогипротранс»[17]
  1. ↑ Указ Президента Российской Федерации от 27.04.2002 № 421 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: За большие заслуги в области искусства Архивировано 9 мая 2013 года.
  2. ↑ Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2003 года № 1018 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: За большие заслуги в области искусства (недоступная ссылка)
  3. ↑ Указ Президента Российской Федерации от 23 сентября 2005 года № 1125 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: За большие заслуги в области архитектуры (недоступная ссылка)
  4. ↑ Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 2010 года № 809 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: За большие заслуги в области архитектуры и многолетнюю плодотворную деятельность (недоступная ссылка)
  5. ↑ Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2016 № 572 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» (неопр.).
  6. ↑ Указ Президента Российской Федерации от 28 октября 2002 года № 1269 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: За большие заслуги в области искусства Архивировано 22 февраля 2014 года.
  7. ↑ Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 года № 155 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: За большие заслуги в области архитектуры и многолетнюю добросовестную работу Архивировано 2 апреля 2015 года.
  8. ↑ Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 1561 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: За большие заслуги в области архитектуры и многолетнюю плодотворную работу
  9. ↑ Указ Президента Российской Федерации от 22 февраля 2003 года № 236 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: За большие заслуги в области искусства (недоступная ссылка)
  10. 1 2 Указ Президента Российской Федерации от 6 октября 2000 года № 1734 «О присвоении почётного звания „Народный архитектор Российской Федерации“ Бенуа И. Н., Кубасову В. С.», с формулировкой: За выдающийся вклад в развитие архитектуры и сохранение архитектурного наследия России Архивировано 11 августа 2014 года.
  11. ↑ Указ Президента Российской Федерации от 11 июня 2003 года № 669 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: За большие заслуги в области искусства Архивировано 28 февраля 2014 года.
  12. 1 2 Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 2003 года № 1379 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: За большие заслуги в области искусства (недоступная ссылка)
  13. 1 2 Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2001 года № 656 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: За большие заслуги в области искусства (недоступная ссылка)
  14. ↑ Указ Президента Российской Федерации от 24 октября 2003 года № 1232 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: За большие заслуги в области искусства (недоступная ссылка)
  15. ↑ Указ Президента Российской Федерации от 20 декабря 2004 года № 1577 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: За большие заслуги в области архитектуры Архивировано 14 мая 2013 года.
  16. ↑ Указ Президента Российской Федерации от 29 ноября 2003 года № 1416 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: За большие заслуги в области искусства (недоступная ссылка)
  17. ↑ Указ президента Российской Федерации от 28 августа 2019 года
  18. ↑ Указ Президента Российской Федерации от 15 сентября 2003 года № 1071 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: За большие заслуги в области искусства (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 7 февраля 2011. Архивировано 26 апреля 2014 года.

Русское деревянное зодчество. Терема: wowavostok — LiveJournal

В былые времена жильё на Руси строили из многовековых стволов деревьев большой высоты и диаметром более локтя, а то и в аршин. Позже климат и люди оказали пагубное влияние на природу и размер деревьев изменился.

Главным орудием у древнерусского зодчего был топор. Топор в руках мастера , сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен при рубке избы.

Гвозди старались не использовать, потому что вокруг гвоздя дерево начинало быстрее гнить и поэтому применяли деревянные костыли. Уникальный комплекс Русского зодчества — Кижи . Там все строения сделаны без гвоздей.

Основу деревянной постройки на Руси составлял «сруб». Это «связанные» между собой бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли «венцом». Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание — «ряж», который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и  меньше подвергается гниению.

Современные терема ставят на высокий каменный фундамент :

Еще в древней Руси ценилась резьба по дереву  и ею украшали не только царские палаты и терема богатых князей и купцов, но и крестьянские избы ( тех, кто был побогаче) . Умельцы передавали своё мастерство из поколения в поколение. И сегодня кое-где можно увидеть терема , украшенные красивыми наличниками и карнизами:

***

Дом-терем купца Голованова в Томске:

***

Терем нижегородского купца-старообрядца Николая Александровича Бугрова :

Терем был выстроен в 1880-е годы возле его мукомольной мельницы, находившейся у станции Сейма (сегодня это город Володарск). В 2007-2010 гг. была проведена полная реставрация этого великолепного строения :

***

А этот терем — дом купцов Шадриных в Барнауле, построен для них в начале XX века :

^ После пожара 1976 года сгорел интерьер и терем подвергся реконструкции — оконный проём под балконом главного западного фасада заменён дверным проёмом , а в восточной части дома была сооружена лестница на второй этаж. На фото видна вывеска ресторана «Император».

**

Пара современных теремов : 

~~~

***

В 540 км от Москвы, между Судаем и Чухломой, простирается живописный край, раскинувшийся вдоль берега реки Виги. Ещё 25 лет назад здесь находилась деревня Погорелово, 1-ое письменное упоминание о которой относится к началу XVII века. Сегодня всё, что осталось от селения, это лишь название да остовы деревянных срубов.

Но, не иначе как чудом, на небольшой возвышенности ещё стоит один-единственный уцелевший и живой дом. Терем в Погорелово уникален своей эклектичностью — постройка со сложной объемной планировкой, перекликающаяся с лучшими образцами загородных дач в русском стиле, с невероятно богатыми интерьерами парадных комнат, в то же время совершенно практична с деревенской точки зрения — здесь все сделано по уму и все приспособлено для ведения крестьянского хозяйства.

Перевалив возрастом за 100 лет, дом ни разу не подвергался реставрации, тем самым сохранив свой подлинный декор и оригинальную роспись интерьеров.    https://kelohouse.ru/modern36….

***

Терем в селе Асташово (Осташево), Чухломской р-он Костромской области : 

***

В усадьбе лесопромышленника Сергея Никаноровича Беляева находится удивительной красоты терем, расположенный на лесных просторах Поветлужья.

Весь этот роскошный  дом сплошь украшен старорусской резьбой. По праву считается ярким образцом купеческого особняка, в архитектуре которого использованы мотивы русского народного зодчества. https://smittik.livejournal.co…

***

Старое фото руского терема. Обращает на себя внимание солнце под карнизом :

В изданной в 1942 году альбоме, посвящённому деревянному зодчеству , из 70 памятников, отобранных в альбом 1942 года, до нас дошло 27. А туда было отобрано лучшее из лучших. Рядовая деревянная архитектура исчезла на 90% и более. Сейчас не осталось пожалуй во всей стране ни одной деревни которую можно показать нашим детям и сказать — вот она Россия, рубленная в обло, вот ее церкви и часовни, избы богатые и бедные, светлые и курные, овины и гумна, амбары и бани, колодцы и поклонные кресты.» [*].http://44srub.ru/star/star.htm…

РЕКЛАМА

***

А это известный терем на Смоленщине — находится в бывшей усадьбе княгини Марии Тенишевой, в деревне Талашкино Смоленской области : 

***

В усадьбе Коломенское перед глазами посетителей предстаёт (не хочется говорить новодельный) дворец из дерева — Терем царя Алексея Михайловича :

Изначально он был построен в 1672 году , но через 100 лет из-за ветхости был разобран. Сравнительно небольшой срок службы был обусловлен видимо тем, что по приказу царя к строительству приступили немедленно, без специального подготовительного периода и , как сказали бы сейчас, — не выдерживая технологий . Ведь при строительстве русских теремов и изб использовались просмоленные на корню сосна и лиственница, реже — крепкий тяжелый дуб, либо береза.  Каждое намечаемое для строительства дерево заранее готовили стать частью жилища несколько лет. Сначала на выбранном дереве делали топором затесы (ласы) — снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем, еще лет на пять оставляли сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. И вот по стылой осени, пока день еще не начал удлиняться, а земля и деревья еще спят, рубили эту просмоленную сосну. Позже рубить нельзя — гнить начнет. Осину же, и вообще лиственный лес, наоборот, заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость. 

Перед тем как разобрать этот терем-дворец,  по приказу Екатерины II были сделаны все замеры, составлены подробные планы и нарисованы эскизы, а также создан деревянный макет — благодаря этому терем царя Алексея Михайловича в точности восстановлен.

***

***

Не так давно, в 2007 году, в Москве был построен красивейший Измайловский Кремль — среди прочих строений там выделяется Царский терем, выполненный в классическом древнерусском стиле. Это настоящий шедевр сохранённого русского зодчества!

^ Архитектурный ансамбль Измайловского Кремля создан по чертежам и гравюрам царской резиденции XVI — XVII веков, которая находилась в Измайлово 

***

Красота! 

***

И такой маленький деревенский теремок :

***

***

В Нижегородской области в городке Городец на нижней набережной у причала в 2009 году построен целый комплекс рубленных зданий в русском стиле — центр народных Городецких ремесел и промыслов ГОРОД МАСТЕРОВ.

На открытых площадках и в деревянных домах и в постройках, возведенных в лучших традициях русского деревянного зодчества , размещены действующие мастерские народных промыслов и представлены ремёсла и производства — гончарное, ткацкое, Городецкой росписи, вышивки, лоскута, жбанниковской игрушки, лозоплетения . 

***

Прим.

[*].  «В.А.Солоухин. Исчезнувшие русские деревни»-https://cont.ws/@artads/112110…

ИСТОЧНИК

Русская архитектура — Википедия

Ру́сская архитекту́ра следует за традициями, корни которых были установлены ещё в Византии, а затем в Древнерусском государстве. После падения Киева русская архитектурная история продолжалась во Владимиро-Суздальском княжестве, Новгородской и Псковской республиках, Русском царстве, Российской империи, Советском Союзе и современной Российской Федерации.

Средневековая Русь (X—XVII века)

Древнерусское государство (IX—XII века)

Культурное влияние Древнерусского государства прослеживается в архитектурных традициях нескольких современных государств, в том числе и России.

Большие церкви Киевской Руси, построенные после 988 года, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием архитектуры Византии. Ранние православные церкви преимущественно строились из дерева.

Первой каменной церковью Древнерусского государства была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году[1] при Владимире Святославиче. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема.

В первой половине XII века церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке, является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной.

Собор строился константинопольскими строителями при участии киевских мастеров. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Владимиро-суздальская архитектура (XII—XIII века)

Золотые ворота во Владимире. Центральная часть с проездной аркой сохранилась с середины XII века

В период политической раздробленности роль Киева как политического центра начала ослабевать, в удельных центрах появились значительные архитектурные школы. В XII—XIII веках важнейшим культурным центром стало Владимиро-Суздальское княжество. Уникальность владимиро-суздальского зодчества состоит в том, что оно не просто продолжило традиции византийской и южнорусской архитектуры, но и значительно обогатило их западноевропейскими идеями и элементами. При этом вопрос о непосредственном участии средневековых европейских мастеров в белокаменном строительстве на северо-востоке Руси в середине — второй половине XII века остаётся открытым.

Первым европейскую каменную технику в Залесье начал использовать Юрий Долгорукий. При нём были возведены белокаменные постройки во Владимире, Суздале, Юрьеве-Польском, Переславле. До нашего времени дошли две из них — церковь Бориса и Глеба в Кидекше и Спасский собор в Переславле-Залесском. Оба храма датируются 1152 годом.

Во время правления Андрея Боголюбского владимиро-суздальская архитектура получила дальнейшее развитие. В столице княжества Владимире развернулось активное строительство, город был застроен монументальными сооружениями. До настоящего времени сохранились такие памятники архитектуры Владимира, как Успенский собор и Золотые ворота. Одним из самых заметных памятников зодчества владимиро-суздальской школы является церковь Покрова на Нерли.

Своего расцвета архитектура Владимира и Суздаля достигла в конце XII века при брате Боголюбского, первом Великом князе Владимирском Всеволоде Большое Гнездо. Всеволод значительно расширил владимирский Успенский собор и построил Дмитриевский собор — шедевр белокаменной резьбы и самый показательный в архитектурном плане белокаменный храм. При сыновьях Всеволода в 1220—1230-е годы созданы последние крупные памятники Владимиро-Суздальской Руси — Рождественский собор суздальского кремля и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.

Гражданская архитектура Владимиро-Суздальской земли сохранилась мало и фрагментарно. Возможно, самой древней сохранившейся светской постройкой в европейской России стоит считать остатки белокаменной резиденции Андрея Боголюбского в Боголюбове. Комплекс реставрационных и исследовательских работ середины XX века позволил сохранить двухъярусную галерею-переход и нижнюю часть древней башни княжеского дворца. Парадные Золотые ворота, верхний ярус которых представлял собой церковь Положения Риз Богородицы, были значительно перестроены на рубеже XVIII—XIX веков.

Конец белокаменному зодчеству во Владимиро-Суздальской Руси положило татаро-монгольское нашествие и последовавшее за ним иго. В 1992 году семь белокаменных памятников владимиро-суздальской архитектурной школы XII — начала XIII веков были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Новгородско-Псковская архитектура (конец XII—XVI век)

Формирование новгородской архитектурной школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. Уже в данном памятнике заметны отличительные черты новгородской архитектуры — монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности.

Храмы Новгорода эпохи политической раздробленности уже не поражают огромными размерами, однако в них сохраняются основные черты данной архитектурной школы. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. В конце XII века были построены такие храмы как церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на её фундаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем). Заметным памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198). Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и значительных живописных ансамблей России.

Расцвет новгородского зодчества относят ко второй половине XIV века, в эпоху максимального могущества Новгородской республики. Вершиной и эталоном архитектуры данного периода является церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде. Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. Также стоит отметить церковь Спаса Преображения на Ильине улице, знаменитую тем, что в ней одной сохранились фрески кисти Феофана Грека.

Псковская архитектура очень близка к новгородской, тем не менее в зданиях Пскова появилось немало специфических черт. Одним из лучших храмов Пскова периода расцвета стала церковь Сергия с Залужья (1582—1588). Также известны церковь Николы со Усохи (1371), Василия на Горке (1413), Успенья на Пароменье со звонницей (1521), Кузьмы и Демьяна с Примостья (1463).

Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальным зданием являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671—1679 годы торговыми людьми Поганкиными. Здание является своеобразным дворцом-крепостью, его стены, толщиной в два метра, сложены из камней.

Архитектура Московского княжества (XIV—XVI века)

Превращение Москвы в сильный политический центр привело к стремительному развитию архитектуры на территории города и княжества. Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества успешно перенимались московскими зодчими, к концу XVI века уже можно говорить о собственной московской архитектурной школе.

Успенский собор на Городке в Звенигороде — один из полностью сохранившихся белокаменных московских храмов данного периода. Это небольшой крестово-купольный четырёхстолпный храм, увенчанный одним куполом. С восточной стороны храм имеет три алтарные апсиды, западный, южный и северный фасады храма имеют традиционное деление на три вертикальных прясла, завершённых закомарами. Изящество пропорций и красота богатого декоративного убранства выделяют храм из числа других соборов того же времени[2].

Подъём московской архитектуры принято связывать с политическими и экономическими успехами княжества в конце XV века, во времена правления Ивана III. В 1475—1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был построен Московский Успенский собор. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1484—1490 годах псковскими зодчими был построен Благовещенский собор. В 1505—1509 годах под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового был построен близкий к Успенскому Архангельский собор. В это же время получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий — палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487—1496).

В 1485 году началось строительство новых кремлёвских стен и башен, оно закончилось уже при правлении Василия III в 1516 году. К этой эпохе относят также активное строительство других крепостных сооружений — укреплённых монастырей, крепостей, кремлей. Были построены кремли в Туле (1514), Коломне (1525), Зарайске (1531), Можайске (1541), в Серпухове (1556) и т. д.

Архитектура Русского царства (XVI век)

Принятие Иваном Грозным титула «царя» и превращение России в царство было очередным этапом развития русского государства и русской архитектуры в том числе. В архитектуре данного периода продолжаются прошлые традиции, при этом в каменную архитектуру из деревянной проникает форма «шатра», что является заметным отличием в архитектуре нового периода.

Самым известным памятником архитектуры данного периода является Храм Василия Блаженного, строительство которого продолжалось в 1554—1560 годах. Собор входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Храм Василия Блаженного, или Покровский Собор, был построен по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани, автором проекта, по одной из версий, стал псковский зодчий Постник Яковлев. Памятник является одним из самых узнаваемых символов Москвы и России.

Другим известным памятником данного периода является Церковь Вознесения в Коломенском, являющаяся первым каменным шатровым храмом в России. Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым)[3] на правом берегу Москвы-реки. В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.

Несмотря на развитие каменной шатровой архитектуры, продолжают возводиться и храмы старого типа. По типу Московского Успенского собора с пятью куполами были построены: Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1524—1598), Успенский собор Троице-Сергиевой лавры (1559—1585).

Русская архитектура XVII века

Начало XVII века в России ознаменовалось сложным смутным временем, что привело к временному упадку строительства. Монументальные здания прошлого века сменились небольшими, иногда даже «декоративными» постройками. Примером подобного строительства может служить церковь Рождества Богородицы в Путинках, выполненная в характерном для того периода стиле русского узорочья. После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство каменных шатровых храмов на Руси, что сделало церковь одной из последних выстроенных с применением шатра.

В данный период развивается тип бесстолпного храма. Одним из первых храмов такого типа принято считать Малый собор Донского монастыря (1593). Прототипом бесстолпных храмов XVII века является Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1626). Это небольшой храм с единым внутренним пространством, без опорных столбов, перекрытый сомкнутым сводом, увенчанный снаружи ярусами кокошников и световой главкой, с примыкающим в виде отдельного объёма алтарём. Храм поднят на подклет, имеет приделы по бокам и окружён с трёх сторон открытой галереей — сенями. Лучшими примерами памятников середины XVII века также принято считать церковь Троицы Живоначальной в Никитниках в Москве (1653), Троицкую церковь в Останкине (1668). Им присуще изящество пропорций, сочная пластика форм, стройность силуэта и красивая группировка внешних масс.

Развитие архитектуры в XVII веке не ограничивалось Москвой и Подмосковьем. Своеобразный стиль вырабатывался и в других русских городах, в частности, в Ярославле. Одним из наиболее известных ярославских храмов является Церковь Иоанна Предтечи (1687). Прекрасное сочетание массивного храма и колокольни, изящество цветов, прекрасные росписи делают его одним из наиболее выдающихся памятников своего времени. Другим известным памятником ярославской архитектуры является Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1654).

Большое количество оригинальных памятников архитектуры XVII века сохранилось и в Ростове. Наиболее известны Ростовский кремль (1660—1683), а также церкви Ростовского Борисоглебского монастыря. Отдельного внимания заслуживает Церковь Иоанна Богослова Ростовского кремля (1683). Храм внутри не имеет столпов, стены покрыты превосходными фресками. Данная архитектура предвосхищает стиль московского барокко.

Видео по теме

Деревянная архитектура

Деревянная архитектура, безусловно, является древнейшим видом архитектуры на территории России. Самой главной областью применения дерева в качестве строительного материала стало русское национальное жилище, а также хозяйственные и прочие постройки. В культовом строительстве дерево активно вытеснялось камнем, вершин развития деревянная архитектура достигла на Русском Севере.

Северные русские храмы весьма разнообразны по стилям и формам (см. Типы русских деревянных храмов). Одним из самых распространённых архитектурных типов стал шатровый храм. Самой распространённой причиной появления шатра в деревянной архитектуре считается чрезвычайная трудность при исполнении традиционного купола из дерева. Строительство самой ранней из известных шатровых церквей относят к 1501 году, тогда была возведена Климентовская церковь в погосте Уна. Примечательны также такие деревянные шатровые храмы как Успенская церковь в Варзуге, церковь в Панилове Архангельской области, и др.

Одним из наиболее примечательных шатровых храмов является Успенская церковь в Кондопоге (1774). Основной объём церкви — два восьмерика с повалом, поставленные на четверик, с прямоугольным алтарным прирубом и двумя висячими крыльцами. Сохранился иконостас в стиле барокко и иконописный потолок — небо. Небо кондопожской церкви Успения — единственный образец композиции «Божественная литургия» в действующей церкви.

Оригинальным памятником церквей шатрового типа является Воскресенская церковь в Кевроле Архангельской области (1710). Центральный четвериковый объём покрыт шатром на «крещатой бочке» с пятью декоративными главками и окружён прирубами с трёх сторон. Из них северный интересен тем, что он в уменьшенных формах повторяет центральный объём. Внутри сохранился замечательный резной иконостас. В деревянной шатровой архитектуре известны случаи использования нескольких шатровых конструкций. Единственный в мире пятишатровый храм — Троицкая церковь в селе Нёнокса. Помимо шатровых храмов в деревянном зодчестве встречаются и кубоватые храмы, название которых идёт от покрытия «кубом», то есть пузатой четырёхскатной кровлей. Примером подобного строения может служить Преображенская церковь в Турчасово (1786).

Особый интерес представляют также деревянные многоглавые храмы. Одним из самых ранних храмов этого типа считается Храм Покрова Божией Матери под Архангельском (1688). Наиболее известным деревянным многоглавым храмом является Преображенская церковь на острове Кижи. Она увенчана двадцатью двумя главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Также известны девятиглавая Покровская церковь в Кижах, двадцатиглавый храм Вытегорского посада и др.

Деревянное зодчество получило развитие и в дворцовой архитектуре. Наиболее известным её примером является загородный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (1667—1681). Наиболее крупные коллекции деревянного зодчества России находятся в музеях под открытым небом. Помимо известного музея в Кижах существуют также такие музеи как Малые Корелы в Архангельской области, Витославлицы в Новгородской области, деревянная архитектура Сибири представлена в музее Тальцы в Иркутской области, деревянное зодчество Урала — в Нижне-Синячихинском музее-заповеднике деревянного зодчества и народного искусства.

Эпоха Российской империи

Русское барокко

Первый этап развития русского барокко относится ещё к эпохе Русского царства, с 1680-х по 1700-е годы получает развитие московское барокко. Особенностью данного стиля является его тесная связь с уже существовавшими русскими традициями и влияние украинского барокко вкупе с прогрессивными технологиями, пришедшими с Запада.

Основание Санкт-Петербурга дало мощный толчок к развитию архитектуры России, с деятельностью Петра I начинается новый этап в развитии русского барокко — петровское барокко. Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Тем не менее лишь первые памятники архитектуры данного периода, такие как Петропавловский собор в Петербурге, практически избежали русского влияния. Несмотря на обилие иностранных архитекторов в России начинает формироваться новая собственная архитектурная школа.

Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов.

Зимний дворец — один из самых известных памятников елизаветинского барокко

В эпоху правления Елизаветы Петровны в России получает развитие новое направление в русском барокко — елизаветинское барокко. Его появление чаще всего связывают с именем выдающегося архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Отличие данного стиля от петровского заключается в его тесной связи с традициями московского барокко. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях — Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Архитектору свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трёхцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.

Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным.

Классицизм

Здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге

В 1760-х годах на смену барокко в русской архитектуре постепенно приходит классицизм. Яркими центрами русского классицизма стали Санкт-Петербург и Москва. В Петербурге классицизм сложился как завершённый вариант стиля в 1780-х годах, его мастерами были Иван Егорович Старов и Джакомо Кваренги. Таврический дворец работы Старова является одним из наиболее типичных классицистических зданий Петербурга. Центральный двухэтажный корпус дворца с шестиколонным портиком увенчан плоским куполом на невысоком барабане; гладкие плоскости стен прорезаны высокими окнами и завершены антаблементом строгого рисунка с фризом из триглифов. Главный корпус объединён одноэтажными галереями с боковыми двухэтажными корпусами, ограничивающими широкий парадный двор. Среди работ Старова также известны Троицкий собор Александро-Невской лавры (1778—1786), Князь-Владимирский собор и др. Творения итальянского архитектора Джакомо Кваренги стали символом петербургского классицизма. По его проекту были построены такие здания как Александровский дворец (1792—1796), Здание Смольного института (1806), здание Академии наук (1786—1789) и др.

Казанский собор в Санкт-Петербурге

В начале XIX века в классицизме происходят существенные изменения, появляется стиль ампир. Его появление и развитие в России связывают с именами таких архитекторов как Андрей Никифорович Воронихин, Андреян Дмитриевич Захаров и Жан Тома де Томон. Одним из лучших произведений Воронихина является Казанский собор в Петербурге (1801—1811). Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект. Другим известным произведением Воронихина является здание Горного института (1806—1811). Примечательна дорическая колоннада огромного портика на фоне суровых стен фасада, со скульптурными группами по бокам портика.

К существенным творениям французского архитектора Жана Тома де Томона принято относить здание Большого театра в Петербурге (1805), а также здание биржи (1805—1816). Перед зданием архитектор установил две ростральные колонны со скульптурами, символизирующими великие русские реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов.

Шедевром архитектуры классицизма XIX века принято считать построенный по проекту Захарова комплекс зданий Адмиралтейства (1806—1823). Идеей нового облика уже существовавшего тогда здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе. Крупнейшим архитектором Петербурга после Захарова был Василий Петрович Стасов. К числу его лучших произведений относят Спасо-Преображенский собор (1829), Нарвские триумфальные ворота (1827—1834), Троице-Измайловский собор (1828—1835).

Последней крупной фигурой, работавшей в стиле ампир стал российский архитектор Карл Иванович Росси. По его проекту были построены такие здания как Михайловский дворец (1819—1825), Здание Главного штаба (1819—1829), Здание Сената и Синода (1829—1834), Александринский театр (1832).

Московская архитектурная традиция в целом развивалась в тех же рамках, что и петербургская, но имела и ряд особенностей, в первую очередь связанных назначением строившихся зданий. Крупнейшими московскими архитекторами второй половины XVIII века принято считать Василия Ивановича Баженова и Матвея Фёдоровича Казакова, сформировавших архитектурный облик Москвы того времени. Одним из самых известных классицистических зданий Москвы считается Дом Пашкова (1774—1776), предположительно построенный по проекту Баженова. В начале XIX века в московской архитектуре также начинает преобладать ампир. К крупнейшим московским архитекторам данного периода относят Осипа Ивановича Бове, Доменико Жилярди и Афанасия Григорьевича Григорьева.

Русский стиль в архитектуре XIX—XX веков

В середине XIX и начале XX веков возрождение интереса к древнерусскому зодчеству породило семейство архитектурных стилей, часто объединяемых под названием «псевдорусский стиль» (также «русский стиль», «неорусский стиль»), в котором на новом технологическом уровне происходило частичное заимствование архитектурных форм древнерусского и византийского зодчества.

Основателем «русско-византийского стиля» принято считать Константина Андреевича Тона, работавшего в середине XIX века. К числу главнейших его творений принято причислять Храм Христа Спасителя (1860) и Большой Кремлёвский дворец (1838—1849). В наружной отделке дворца использованы мотивы Теремного дворца: окна выполнены в традиции русского зодчества и украшены резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине. Наступает период увлечения мелкой кирпичной орнаментикой, декоративными формами XVI века — крыльцами, шатрами, кокошниками и т. д. Также в этом стиле работают Резанов, Горностаев и др.

В начале 1870-х годов народнические идеи пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII вв. Одними из самых ярких построек псевдорусского стиля 1870-х годов стали «Терем» Ивана Ропета в Абрамцеве под Москвой (1873) и типография Мамонтова в Москве, построенная Виктором Гартманом (1872).

В начале XX века получает развитие «неорусский стиль». В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. В Санкт-Петербурге «неорусский стиль» нашёл применение главным образом в церковных постройках Владимира Покровского, Степана Кричинского, Андрея Аплаксина, Германа Гримма, хотя в этом же стиле строились и некоторые доходные дома (характерный пример — дом Купермана, построенный архитектором А. Л. Лишневским на Плуталовой улице).

Архитектура начала XX века

В начале XX века в архитектуре отражаются тенденции господствовавших в это время архитектурных течений. Помимо русского стиля появляются модерн, неоклассицизм, эклектика и др.

Стиль модерн проникает в Россию из Запада и быстро находит своих сторонников. Наиболее выдающимся российским архитектором, работавшим в стиле модерн является Фёдор Осипович Шехтель. Известнейшая его работа — особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900) — основан на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью. Также известны его работы, выполненные в «неорусском духе», такие как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901) и московский Ярославский вокзал (1902).

Начало творческого пути Ивана Александровича Фомина также пришлось на стиль модерн, однако с 1910-х годов он становится ведущим мастером петербургской неоклассической школы. Большое влияние на развитие нового направления в архитектуре оказал дом-дворец Половцева на Каменном острове в Петербурге, построенный им в стиле русского классицизма. В этот же период он проектирует дом князя Абамелик-Лазарева (набережная реки Мойки, 21), дом Оболенского на озере Сайма и дом А. Г. Гагарина в имении Холомки в Псковск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *