Мотоблок. Виды и работа. Применение и как выбор. Особенности
Мотоблок – это универсальное самоходное рабочее транспортное средство на базе одноосного шасси, выполняющее функции малогабаритного трактора. Эта техника также называется пешеходным или одноосным трактором. Она широко используется в сельском хозяйстве и для выполнения различных коммунальных работ по благоустройству территории.
Что из себя представляет мотоблок
Мотоблоки представляют собой самоходное транспортное средство, которое оснащается бензиновым или дизельным двигателем. Он устанавливается на легкое шасси, имеющее одну ось с двумя колесами. Управление средством осуществляется двумя длинными ручками, которые необходимо постоянно удерживать в руках. При применении мотоблока, на оператора оказывается значительная физическая нагрузка, поскольку осуществление поворотов обеспечивается в результате применения силы. Кроме этого, при переездах для поддержания равновесия мотоблока на двух колесах необходимо надавливать или приподнимать его за рукояти.
Запуск двигателя мотоблока осуществляется шнурком, по тому же принципу, что и бензопилы, или элетростаретером. Техника оснащается коробкой передач, которая позволяет регулировать скорость движения. Колеса вращаются как вперед, так и назад.
К достоинствам данного оборудования можно отнести:
- Низкую цену в сравнении с мини-трактором.
- Отличную маневренность.
- Низкий расход горючего.
- Минимальное уплотнение почвы при работе.
- Недорогой ремонт.
- Сравнительно дешевое навесное оборудование.
Данная техника является практически универсальной, поскольку с ее помощью можно выполнять подавляющее большинство работ в сельском и коммунальном хозяйстве. Это обеспечивается благодаря особой конструкции, которая позволяет устанавливать различное навесное оборудование.
На мотоблок можно поставить:
- Роторную или сегментную косилку.
- Грабли.
- Плуг.
- Культиватор.
- Картофелесажалку.
- Картофелекопалку.
- Фрезу.
- Пульверизатор.
- Разбрасыватель удобрений.
- Прицеп.
- Снегоочиститель и пр.
Стоит обратить внимание на то, что далеко не каждая разновидность мотоблока является полностью универсальной. Чтобы можно было установить определенное навесное оборудование, необходимо чтобы техника обладала достаточной мощностью. В связи с этим перед покупкой определенной модели необходимо ознакомиться не только с ее характеристиками, но и техническими требованиями навесного оборудования, которое планируется на нее устанавливать. На рынке предлагаются как очень мощные мотоблоки, так и довольно слабые, которые предназначены для узкоспециализированных несложных работ.
Разновидности техники в зависимости от мощности и габаритов
В зависимости от мощности и габаритов мотоблоки разделяют на три категории:
- Легкие.
- Средние.
- Тяжелые.
Каждая разновидность имеет свои достоинства и недостатки, В связи с этим сложно сказать, какой тип мотоблока лучше. Все зависит только от индивидуальных требований, которые будут выставляться к технике в дальнейшем.
Легкие
Будут достаточными для обработки небольшого участка площадью до 20 соток. Это самые дешевые агрегаты, которые весят немного и не занимают полезное пространство в гараже или в другом месте, где они хранятся. Подобная техника оснащается слабым двигателем, поэтому не может выполнять сложные задачи. При сильной нагрузке, которая оказывается при работе в плотной земле, колеса мотоблока просто проворачиваются, поскольку легкое шасси не может утащить погруженное в почву оборудование, по причине своего малого веса.
Такая техника очень маневренная, поэтому ее удобно использовать для прополки сорняка между узкими рядами различных огородных и садовых растений. На такой мотоблок можно поставить плуг, рыхлитель или грабли. При этом следует учитывать, что на твердой почве такая техника вряд ли сможет потащить плуг. В большинстве случаев подобные виды используют для того, чтобы подготовить участок фрезами перед вспашкой, окучить растения или провести прополку.
Легкие аппараты зачастую оснащаются двухтактным бензиновым двигателем. В связи с этим горючее в бак заливается вместе с маслом, которое нужно добавлять в строгой пропорции. По этой причине возникает ряд затруднений, поскольку нужно будет держать при себе измерительную тару, чтобы подготовить правильную горючую смесь. Иногда техника с двухтактным двигателем имеет более совершенную конструкцию, когда предусмотрен специальный бачок для заправки маслом. Агрегат самостоятельно подготавливает смесь и впрыскивает в камеру сгорания двигателя бензин с маслом, что намного удобнее, чем ручное замешивание топлива.
Средние
Мотоблоки среднего класса стоят дороже легких, но при этом имеют более широкие возможности. К ним уже можно подсоединять прицеп, чтобы перевозить различные грузы, в том числе и урожай с участка. Такой техникой можно пахать землю плугом, а также она вполне справится с картофелесажалкой и картофелекопалкой. Она обладает достаточной мощностью для выполнения практически любых задач и вполне справится с участками до 50 соток.
Нужно учесть, что хотя это оборудование практически полностью универсально, но все же его технические характеристики не рассчитаны для работы в промышленных масштабах. Первым недостатком данных устройств является воздушное охлаждение, поэтому при многочасовой работе двигатель сильно прогревается. Если нужно обрабатывать небольшой участок, это не проблема, но для сада в несколько гектаров, такого аппарата будет недостаточной.
Тяжелый мотоблок
Самый дорогой и затратный в обслуживании. Они оснащаются мощными двигателями, которые имеют значительный расход горючего. При этом данная техника сможет выполнить абсолютно любые задачи, на которые вообще способны мотоблоки. Она сможет возить прицепы с грузами в несколько тонн, также с ее помощью можно убирать большое количество снега. К таким мотоблокам подсоединяются дровоколы и веткоизмельчители. Они справятся с опрыскивателями, щетками для подметания и широкими косилками для травы.
Выбирая тяжелый мотоблок, следует учитывать, что он габаритный, поэтому потребует места в гараже не меньше чем половина легкового автомобиля. У данных аппаратов водяное охлаждение, поэтому их обслуживание более трудоемкое, поскольку требуется не только контролировать уровень смазки в двигателе и горючего в баке, но и следить за радиатором, чтобы он всегда был заполнен.
Какой двигатель лучше
Мотоблоки могут оснащаться бензиновым или дизельным двигателем. Бензиновый может быть двухтактный или четырехтактный. Самыми популярными являются дизельные мотоблоки. Это обусловлено тем, что такой тип двигателя имеет высокий КПД. Себестоимость использования дизельной техники ниже, чем бензиновой в связи с экономичностью потребления горючего.
Бензиновые моторы намного легче, чем дизельные. В связи с этим если требуется легкий мотоблок, способный быстро маневрировать между узкими рядами высаженных растений, то бензиновый будет более предпочтителен. Особенно это проявится, если техника перевозится на автомобильном прицепе и ее погрузкой, и выгрузкой занимается один человек.
Двигатели на бензине гораздо легче запускаются. Их можно завести даже в мороз, что нельзя сказать о дизельных моделях. При этом выбирая последние можно экономить на горючем, что особенно важно, если техника работает много и постоянно. Отдавая предпочтения дизелю, следует понимать, что мотоблок будет сильно вибрировать, что неприятно для рук и суставов.
Количество передач
Важным критерием при выборе мотоблока является количество передач. Простые машины имеют всего 2 скорости. Одна обеспечивает движение техники вперед, а вторая – назад. В этом случае регулировка оборотов колес осуществляется только с помощью ручки газа. Это очень неудобно, поскольку фактически мотоблок движется одинаково, что во время работы, что при переезде.
У средних мотоблоков обычно имеется 3 передачи. Две едут вперед, а одна назад. На первой осуществляется выполнение тяжелой работы, а вторая используется для переезда. Более низкая передача понижает крутящий момент двигателя, поэтому риск того что техника остановится во время работы в результате увеличения нагрузки минимизируется. У тяжелых мотоблоков обычно имеется 3-4 передачи вперед. На повышенной передаче техника двигается со скоростью около 10 км в час.
Вал отбора мощности
Представляет собой выступающий из корпуса мотоблока хвостовик, предназначенный для подсоединения различного навесного оборудования, которое имеет механизм вращения. Вал является обязательным для обеспечения работы косилки, картофелекопалки со встряхиваемым механизмом, помпы и пульверизатора. Он передает вращательное движение на прицепное оборудование от двигателя. Фактически мотор крутит колеса и сам вал.
Легкие мотоблоки не оснащаются валом, поэтому технологически не могут работать с многими разновидностями навесного оборудования. Вал может находиться в передней или задней части мотоблока. В связи с этим подбирая навесное оборудование нужно ориентироваться по данному факту, поскольку провести подключение передней навески к выступающему позади валу невозможно.
У большинства мотоблоков не имеется отдельного переключателя для включения вала. Он вращается постоянно, как только запускается двигатель. Выступающий хвостовик вала закрывается крышкой, которая прикручивается болтами, поэтому если нет необходимости в использовании отбора мощности, исключается вероятность несчастного случая в результате наматывания одежды на вращающийся механизм. У более дорогостоящих моделей имеется специальный рычаг для включения и отключения вала.
Многие мотоблоки китайского производства не имеют вала, а оснащаются вращающимся шкивом с ременной передачей. Это тоже вполне неплохая конструкция, которая эффективно передает мощность вращения двигателя на навесное оборудование.
Похожие темы:
Как выбрать мотоблок | ВО САДУ И В ОГОРОДЕ
Мотоблок традиционно используется владельцами больших участков, фермерами и дачниками. Мотоблок – устройство, которое облегчает процесс посадки, ухода и сбора урожая. Но для того, чтобы приобрести хороший агрегат, нужно подойти к процессу выбора основательно. Как же выбрать мотоблок?
выбор мотоблока
Основные функции мотоблока
Чтобы понять, какой мотоблок купить, нужно ориентировать в его основных функциях, среди которых следующие:
- обработка почвы;
- взрывание почвы;
- уборка газона;
- уборка снега;
- перевозка грузов;
- вспашка;
- окучивание;
- копка.
С использованием навесного оборудования функциональность мотоблока значительно расширяется. Любой мотоблок, в отличие от культиватора, предполагает использование навесного оборудования (плуг, окучник, косилка, аэратор). С их помощью мотоблок становится незаменимым в процессе обработки большой территории.
Как выбрать мотоблок: разнообразие видов
Чтобы купить наиболее подходящую модель, нужно руководствоваться объемом работ. Для этих целей есть три варианта мотоблока:
1. Легкие. Это небольшие по размеру и мощности мотоблоки, которые подойдут для небольшого приусадебного участка. Они особо не отличаются от тяжелого культиватора. Мощность составляет около 74 л.с., вес – не более 60 кг. Решает основные задачи в саду и огороде. Подходит для обработки до 60 соток. Имеет ширину захвата до 90 см, поэтому считается универсальным устройством.
2. Средние. Более уверенные агрегаты, которые обладают большей мощностью (7 л.с.) и весом до 100 кг. Имеют 2 скорости (вперед и назад), благодаря которым позволяют обрабатывать более затрудненные участки почвы. Большая масса дает возможность глубоко обрабатывать землю. Более маневренный и устойчивый аппарат. Используется для обработки почвы до 1 га.
3. Тяжелые. Наиболее мощные агрегаты с высокой мощностью (16 л.с.) и весом более 100 кг. Относятся к профессиональным, предназначены для обработки большой площади сельскохозяйственных угодий (5 и более га). Достаточно тяжелые, поэтому необходима определенная физическая подготовка.
Как выбрать мотоблок: важные характеристики
Покупка мотоблока сопровождается изучением многих деталей, среди которых следующие:
1. Двигатель. От мощности и производителя двигателя зависит эффективность работы. Чем выше мощность, тем лучше. Но немаловажным фактором является производитель двигателя. Обращаем внимание на Sadko, Subaru, Briggs&Stratton. Эти компании зарекомендовали себя на рынке. Выбирая между дизельным и бензиновым, лучше отдать предпочтение бензиновому, он потребляет меньше.
2. Наличие скоростей. Минимальный набор функций: скорость вперед/назад. Для мотоблока это очень важно. Эффективность обработки сухой почвы увеличивается в 2 раза.
3. Колеса. Для мотоблока лучше отдать предпочтение металлическим, литым колесам. Хорошо, если колеса съемные, таким образом, мотоблок проще транспортировать.
4. Ширина захвата. Мотоблок используется для большой площади, поэтому целесообразно покупать агрегат с широкой шириной захвата: от 90 см. Встречаются и более узкие (60 см), но в них нет смысла, по крайней мере, для такого производительного агрегата.
5. Наличие навесного оборудования в комплекте. Отдельно покупать навесное оборудование будет дорого. Если в комплекте идет хотя бы минимальный набор оборудования, покупка стоит денег.
6. Цена.
Хороший мотоблок с высокой мощностью не может стоить дешевле 450 долларов. При покупке нужно отталкиваться от этого показателя. Более низкая цена скажется на качестве изделия или же его мощности будет маловато для выполнения основных задач.
Мотоблок – достаточно тяжелая техника, поэтому если вы пенсионер, то, скорее всего, она будет для вас тяжелым, лучше обратить внимание на более легкие культиваторы. Чтобы агрегат справлялся со всеми необходимыми задачами на земельном участке, следует учесть все параметры выбора.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Поделитесь с друзьями в социальных сетях!
Сайт некоммерческий, развивается на личные средства автора и ваши пожертвования. Вы можете оказать помощь!
(Даже небольшой суммой, можно ввести любую) (картой, с сотового тел, яндекс деньгами — выберите нужное)Спасибо!
Приглашаю Вас в группу на Subscribe.ru для дачников, садоводов: «Загородные хобби» Все о загородной жизни: дача, сад, огород, цветы, отдых, рыбалка, охота, туризм, природа
Как выбрать мотоблок для огорода: какой агрегат лучше?
Дачники, всерьез занимающиеся садом и огородом, не могут обойтись без определенной техники, ведь руками качественно землю не обработаешь, да и здоровье от этого пострадает. Первым и главным помощником может стать мотоблок. Это дорогая техника, но то количество функций, которые она способна выполнять, за год оправдывают покупку с лихвой. Остается выяснить, как выбрать мотоблок, и на какие его качества обращать внимание в первую очередь.
В некоторых магазинах вся техника для работы с землей представлена как мотоблоки разной мощности и веса. Поэтому часто в этой категории попадаются и мотокультиваторы, которые называют сверхлегкими мотоблоками. На самом деле, это два разных агрегата, и при выборе техники для собственного огорода следует определяться, что для вас выгоднее.
Мотокультиватор – это механизированное орудие труда, у которого на ведущей оси стоит фреза, способная обрабатывать только верхний слой земли. Более подробно эту технику мы рассматривали в отдельной статье «Как выбрать культиватор для дачи: на что смотреть перед приобретением?». Функция культиватора ограничивается только обработкой верхнего слоя земли, в то время как мотоблок может заменять большую часть садовой техники.
Таким образом мотоблок – разновидность мини-трактора. Его насадки работают за счет колесной тяги, а человек лишь управляет техникой, идя за ней. И по мощности, и по способностям мотоблоки намного сильнее мотокультиваторов и укомплектовываются большим числом навесного оборудования. Именно эти агрегаты мы и разберем подробнее.
Мечтая о мотоблоке, дачники в основном рассчитывают с его помощью обрабатывать землю. Но у данной техники гораздо больше функций.
Земельные работы
Естественно, основными функциями мотоблока являются земельные работы, а конкретнее -вспашка, боронование, окучивание, нарезание рядов и т.д.:
- Вспашка. Пашут землю с помощью плуга, который навешивают на агрегат, причем мощные модели способны поднимать целину. Эта функция особенно пригодится начинающим садоводам и огородникам, которым надо сначала довести землю до нормального состояния, чтобы потом на ней что-то посадить. Мотоблок, в отличие от мотокультиватора, поднимает глубинные слои почвы, перелопачивая и перемешивая грунт, и тем самым насыщает землю кислородом, делает ее более воздушной. В такой почве и уровень влажности, и циркуляция воздуха намного лучше, чем в перекопанной под лопату.
- Боронование. Боронование проводят отдельной насадкой с зубьями. Цель этой работы – разрушить корку на поверхности почвы, которая образуется в результате высыхания верхней части почвы под солнцем. Из-за корки нарушается доступ кислорода к корневой системе огородных культур, и не сохраняется в почве влага. К тому же с помощью боронования эффективно удаляются сорняки.
- Окучивание. Для хозяев, которые высаживают на дачах картофель (сотки 4-5), мотоблок окажется полезным как окучник. Специальная насадка поможет приподнять борозды, чтобы дать клубням возможность лучше вентилироваться, и избавит их от излишней влаги. Окучивание полезно и клубнике, особенно если она выращивается в низине, где повышенная влага вызывает поражение ягод серой гнилью.
- Копка и посадка огородных культур. С помощью таких насадок как картофелесажалка и картофелевыкапыватель мотоблок облегчит вам посадку и уборку «второго хлеба». В объем бункера входит примерно три ведра посадочного картофеля, засыпать который может либо сам пахарь, либо его помощник. Для посадки семян, зубчиков чеснока и лука используется сеялка.
Значительно упростить применение мотоблока можно с помощью адаптера. О том как сделать его самостоятельно, читайте в материале: https://diz-cafe.com/tech/adapter-dlya-motobloka-svoimi-rukami.html
Боронование проводят, пока картофель еще едва показался на поверхности земли, чтобы помочь ему пробиться через подсохший верхний слой почвы
Картофелесажатели вмещают в себя разное количество посадочного материала, но наиболее распространен вариант, в который засыпают около 3 ведер
Сеялкой удобно садить под осень зерновые культуры, которыми обычно удобряют почву и избавляют ее от сорняков. Весной зеленые ростки запахиваются
Уход за газоном и цветниками
Кроме земляных работ, мотоблок способен выполнять уход за газоном. Для этого к нему идет в комплектации роторная косилка, которая стрижет траву не хуже триммера, захватывая сразу около метра газона. А если докупить еще и насадку аэратор, то ваш газон получит дополнительное питание кислородом и будет расти гуще.
С помощью насадки ” газонные грабли” можно собирать скошенную траву и одновременно прошевеливать почву, чтобы дать больший доступ кислорода к корням
Полезной добавкой можно назвать измельчитель, который перемелет весь огородный мусор для закладки компоста.
Измельчитель можно использовать для создания зеленого компоста из растительных отходов, а также перемалывать срезанные ветви деревьев и кустарников
Для полива огорода и цветников к мотоблоку подключается мотопомпа.
Зимние хлопоты
Зимой мотоблок тоже не будет простаивать. Он превращается в снегоуборочную машину, благодаря специальным приспособлениям:
- щеткам, которые вычищают дорожки от мягкого, только выпавшего снега;
- снегоуборочной лопате с ножами, которая срезает и удаляет слежавшийся снег;
- снегосбрасывателю, который выгребает лопастями снег на глубину около 20 см и выбрасывает его за пределы дорожки.
О том, как модернизировать мотоблок в снегоуборщик, подробнее можно узнать из материала: https://diz-cafe.com/tech/kak-peredelat-motoblok-v-snegouborshhik.html
Перевозка грузов
Для полного счастья обладателю мотоблока надо купить еще и прицеп. Тогда можно будет гордо усесться на собственную технику и разъезжать по огороду, собирая мусор, срезанные ветви либо развозя навоз, удобрения, мешки с картофелем и пр. С помощью прицепа можно даже привозить мешки с цементом из ближайшего строительного магазина либо собирать камни на придорожных полях для возведения забора. Таким образом вы снизите нагрузку на собственную спину и руки, доверив перевозку грузов технике.
Прицеп делает из мотоблока полноценный мини-трактор, на котором можно сидеть и перевозить по участку разные тяжелые грузы
Все вышеперечисленные насадки, кроме культиватора и колес, не идут с мотоблоком в комплекте. Их приобретают отдельно, с учетом мощности техники. И чем больше «лошадиных силенок» в агрегате, тем больше функций он может выполнять.
Прицеп для мотоблока можно изготовить самостоятельно, об этом читайте: https://diz-cafe.com/tech/pricep-dlya-motobloka-svoimi-rukami.html
Определяясь, какой мотоблок выбрать, учитывают три аспекта:
- какую площадь земли ему придется обрабатывать;
- тип почвы на участке;
- количество работ, которые должна выполнять техника.
Расчет производительности агрегата
Мощность мотоблоков начинается от 3,5 л.с., а заканчивается 10 л.с. Более сильные агрегаты встречаются редко. При подборе мощности следует ориентироваться на объем земли, который придется обрабатывать.
- Если участок до 15 соток, то достаточно 3,5-4 «силенок». В этом случае ширина захвата – около 60 см.
- Для обработки участков в 20-30 соток берут технику с мощностью в 4,5-5 л.с. и шириной захвата в 80 см.
- Для земельного надела в полгектара стоит приобрести модель в 6-7 л.с. и шириной захвата в 90 см.
- Для гектара и более – до 10 л.с. и шириной захвата – метр.
- От четырех гектаров землю лучше обрабатывать трактором, так как и для мотоблока, и для его хозяина такой объем слишком тяжел.
При этом учитывайте, что расход топлива будет расти пропорционально производительности.
Зависимость массы мотоблока от типа почвы
Почва на участке играет существенную роль в подборе техники. Для тяжелых глинистых грунтов и разработки целины слабомощные агрегаты не годятся. Во-первых, их мощностей не хватит для перелопачивания такой земли, и двигатель будет работать с высокими перегрузками. Соответственно, и вылетит быстро. Во-вторых, маломощная техника весит меньше, а значит, не обеспечит глубокого захвата грунта и будет пробуксовывать при вспашке.
Ориентируются следующим образом:
- если почва легкая, выработанная, то можно купить модель до 70 кг весом. Такие мотоблоки идут с 3, 5 – 6 л.с;
- на глинистых почвах эффективно работают агрегаты от 95 кг весом;
- для разработки целины понадобится мини-трактор в 120-150 кг. Причем у него должны идти в комплекте металлические колеса, которые именуют грунтозацепами.
Дизельные мотоблоки славятся более быстрой частотой вращения и тем самым эффективнее дробят почву, но ремонт бензиновых двигателей проще, да и при минусовых температурах на солярке не поедешь.
Также будет полезен материал о том, как сделать мотоблок своими руками на примере конструкции от Валентина Архипова: https://diz-cafe.com/tech/motoblok-svoimi-rukami.html
Грунтозацепы, или металлические колеса, за счет лопастей плотно вгрызаются в почву и не дают мотоблоку пробуксовывать при вспашке целинных и тяжелых земель
От каких элементов зависит функциональность мотоблока?
До того как выбрать мотоблок для огорода, надо изучить его конструкцию, чтобы убедиться, что на эту модель вы сможете навесить все желаемое оборудование.
- Так, если пользоваться мотоблоком для перевозки грузов, то техника должна иметь большие пневматические колеса (от 450 мм).
- Для силовых насадок (водяной помпы, снегоотбрасывателя, косилки) требуется вал отбора мощности. Есть модели, в которых такие насадки просто некуда цеплять.
- Для зимнего использования обязательно должен быть бензиновый мотор, причем известной фирмы, чтобы заводился с первого раза.
- Полезным элементом является электростартер, благодаря которому мотоблок легче заводится.
Желательные элементы:
- регулировка рукояток;
- разблокировка дифференциала;
- аварийная ручка для срочной остановки.
Если стоит выбор между отечественной и иностранной техникой, то дешевле обойдутся «родные» агрегаты. К тому же они не столь чувствительны к качеству топлива. Зато из-за некачественной сборки часто требуют ремонта комплектующих. У иностранных производителей подобные проблемы встречаются редко.
Мотоблок — Википедия
Оператор, работающий с мотоблоком «Садовод» Тяжёлый мотоблок с зубчатой трансмиссией и полуприцепомМотоблок — универсальное мобильное энергетическое средство на базе одноосного шасси, разновидность малогабаритного трактора. Слово мотоблок вошло в употребление в русском языке лишь в 1980-е годы, во многом благодаря журналу «Моделист-Конструктор». Оно заменило неудобные в употреблении термины, используемые ранее: пешеходный трактор, малогабаритный пешеходный трактор, одноосный трактор. Оператор, управляющий мотоблоком, шагает вслед за машиной по обрабатываемой почве, держа машину за ручки управления (реже сидит на прицепленном орудии).
По способу агрегатирования с орудием различают колёсные мотоблоки и мотокультиваторы (мотоорудия). Однако, жёсткой классификации нет и машины обладающие признаками мотокультиватора могут называться «мотоблоком» (например, мотокультиватор Крот), а машины обладающие признаками мотоблока могут называться «культиватор» (например, мотоблок Caiman Quatro Junior).[1]
У колёсного мотоблока работа орудия осуществляется за счет тягового усилия, создаваемого колёсной или гусеничной ходовой частью, а у мотокультиватора орудие (фреза, пропольник) устанавливается на ведущую ось вместо колёс. Многие мотоблоки допускают различные схемы агрегатирования, но, как правило, для лёгких мотоблоков базовой комплектацией является фрезерный мотокультиватор, а для тяжелых — колёсный плуг.
Мотоблок с ремённо-зубчато-цепной трансмиссией и отбором мощности на орудиеПервые прототипы лёгкого двухколёсного трактора для ручной вспашки появились ещё в начале XX века. Один из первых патентов был выдан швейцарскому подданному Конраду фон Мейенбургу (Konrad von Meyenburg) в 1912 году, который впоследствии продал права на него германской фирме Siemens-Schuckertwerke, наладившей выпуск мотокультиваторов под маркой Siemens Bodenfräse (дословно — «фреза для почвы»). Среди них были как совсем небольшие, так и весьма крупные модели, по размерам и мощности приближающиеся к настоящим тракторам. С 1934 года подразделение, занимавшееся выпуском культиваторов, было выкуплено фирмой Bungartz, продолжившей производство под своей маркой.
В 1920-х — 30-х годах аналогичные конструкции стали появляться в других развитых странах — швейцарский SIMAR, английский British Anzani Iron Horse, американский Beeman Tractor и другие — однако пик их популярности пришёлся на послевоенные годы.
Мотоблок состоит из двигателя, трансмиссии, ходовой части, системы агрегатирования и системы управления.
Двигатель[править | править код]
На мотоблоках применяются бензиновые и дизельные двигатели (на старых моделях — двухтактные, на новых — четырёхтактные). Двигатели мотоблоков снабжаются автоматическими регуляторами частоты вращения, упрощающими работу оператора. Диапазон номинальной мощности двигателей у лёгких мотоблоков составляет 1—5 л. с., а у тяжёлых 4—10 л. с. Более мощные двигатели на мотоблоках применяются редко.
Трансмиссия[править | править код]
Трансмиссии мотоблоков отличаются большим разнообразием технических решений:
- Зубчатые трансмиссии — классическая тракторная трансмиссия. Содержит только зубчатые передачи (цилиндрические и конические). Применяются на тяжёлых мотоблоках. Обычно имеют несколько ступеней и реверс. Муфта сцепления как правило имеет отдельный орган управления. Коленчатый вал двигателя расположен горизонтально, перпендикулярно оси ведущих колёс. Такие мотоблоки обычно имеют вал отбора мощности.
- Зубчато-червячные трансмиссии. Применяются на лёгких мотоблоках. Состоят из двух редукторов — верхнего зубчатого и нижнего червячного. Коленчатый вал двигателя расположен вертикально. Обычно имеют центробежную автоматическую муфту сцепления а иногда ещё и разобщительную муфту. Могут иметь вал или шкив отбора мощности для привода косилки от первичного вала зубчатого редуктора. Такие передачи наиболее компактны.
- Ременно-зубчато-цепные. Двигатель вращает входной вал редуктора посредством ременной передачи, одновременно выполняющей роль сцепления. Зубчатая и цепная передачи как правило выполнены в едином картере. Применение цепной передачи позволяет увеличить агротехнический просвет. Коленчатый вал двигателя расположен горизонтально, параллельно оси ведущих колёс. Для возможности отбора мощности ведущий шкив имеет дополнительный ручей. Иногда ременная передача выполняет роль вариатора и/или реверса. Зубчатый редуктор может быть одноступенчатым или двухступенчатым.
- Гидрообъёмные — позволяют плавно регулировать скорость движения мотоблока и его тяговое усилие. Облегчают управление. Начали получать распространение с 2010-х годов.
Система агрегатирования[править | править код]
Система агрегатирования мотоблока предназначена для его сопряжения с орудиями. У мотокультиваторов орудия устанавливаются на ведущую ось, а у колёсных мотоблоков — закрепляются на специальном кронштейне. Ряд мотоблоков имеют систему отбора мощности для привода активных рабочих органов навесного орудия.
Система управления[править | править код]
Так как при работе с мотоблоком оператор шагает по земле, все органы управления должны приводиться в действие только руками оператора. Обычно мотоблок имеет рулевые штанги, с помощью которых оператор удерживает и направляет его. На рулевых штангах располагают часто используемые органы управления двигателем и трансмиссией. Редко используемые органы управления (воздушной заслонкой карбюратора, включения вала отбора мощности и пр.) располагаются на соответствующих узлах и агрегатах. На левой рулевой штанге обычно располагают органы управления муфтой сцепления, а на правой — органы управления двигателем («ручка газа»). Лёгкие мотоблоки и мотокультиваторы не имеют тормозов, а на тяжелых мотоблоках управление тормозом обычно выведено на правую штангу.
Мотоблоки применяются для сплошной (вспашка) и междурядной (окучивание) обработки почвы на небольших участках (сады, теплицы, клумбы), для скашивания травы, уборки снега, привода стационарных машин, перевозки грузов на небольшие расстояния (с использованием буксируемых полуприцепов).
Лёгкие мотоблоки и культиваторы обычно комплектуются только фрезами и, иногда, окучником.
Мотоблоки среднего класса комплектуются съёмными колёсами и почвообрабатывающими фрезами, плугом, бороной, окучником, косилкой, полуприцепом.
Тяжёлые мотоблоки имеют несменные колёса. Комплектуются плугом, фрезой, приводимой от вала отбора мощности, косилкой, бороной, культиватором, снегоочистителем, бульдозерным отвалом, граблями, полуприцепом, становясь техническим устройством для перевозки людей и/или грузов.
Необходимый набор орудий потребитель приобретает отдельно от мотоблока.
Удаление сорняков
Уборка картофеля
Уборка картофеля
-
Вспашка почвы
Боронование почвы
Тележка для мотоблока[править | править код]
Широко распространенным сменным орудием для мотоблока является грузовая тележка (полуприцеп). Для использования с тележкой пригодны мотоблоки среднего и тяжёлого классов. Необходимо учитывать, что такой агрегат неэффективен, так как ведущие колёса мотоблока практически не нагружаются, в то время как ведомые колёса тележки воспринимают основной вес. Следовательно, тягового усилия мотоблока может не хватить для преодоления подъёма или для движения по тяжёлой грунтовой дороге. Так же некоторые тележки для мотоблоков делаются активными .По этой причине мотоблок с тележкой пригоден лишь для перемещения грузов на небольшие расстояния по твёрдому грунту (внутризаводские перевозки, перевозки на приусадебных участках, перевозки грузов в или из близнаходящихся населённых пунктов).
Размер обрабатываемого участка | Мощность двигателя | Ширина захвата |
---|---|---|
до 20 соток | 3,5 л. с. | 60 см |
до 60 соток | 4,0 л. с. | 80 см |
до 1 гектара | 5,0—6,0 л. с. | 90 см |
1—4 гектара | 9,0—12,0 л. с. | 100 см |
> 4 гектаров | Использование мотоблока неэффективно | Использование мотоблока неэффективно |
Работа с мотоблоком сопряжена с опасностью получения оператором травмы. Поэтому современные мотоблоки имеют ряд элементов, обеспечивающих безопасность эксплуатации:
- кожухи над фрезами, защищающие оператора от выброса различных предметов (камней, комков земли).
- упругая подвеска штанг управления, защищающая оператора от вибраций двигателя.
- автоматическое выключение трансмиссии при отпускании оператором рукоятки управления.
Дополнительную опасность в мотоблоках, имеющих передачу заднего хода представляет наезд машины на оператора при работе задним ходом. Особенно опасно падение оператора при движении мотоблока задним ходом. В целях предотвращения указанной ситуации некоторые производители сознательно ограничивают максимальную скорость заднего хода значениями не более 0,3 м/с.
Распространенность мотоблоков в мире и региональные особенности[править | править код]
Мотоблоки находят применение в крестьянском и фермерском хозяйстве практически во всем мире. Однако их распространенность и конструктивные особенности определяются региональной спецификой.
Китай и страны Юго-Восточной Азии[править | править код]
Китайский тяжелый мотоблок с грузовой тележкой Крестьянин с мотоблоком в ТаиландеКитай — мировой лидер по производству и применению мотоблоков. Данный тип техники начал развиваться в стране сразу после Второй мировой войны. В Китае распространены тяжелые дизельные мотоблоки, которые широко применяются в крестьянских и фермерских хозяйствах вместо легких тракторов. Это связано с меньшей стоимостью мотоблока по сравнению с трактором и большей его эффективностью при работе на слабых и увлажненных почвах при возделывании риса, а также высокой маневренностью, необходимой при работе на чайных плантациях и во фруктовых садах. Доля мотоблоков в общем объёме механизации сельского хозяйства в Китае очень велика. Мотоблоки широко применяются и в роли одноосного тягача для буксировки и привода небольших строительных и дорожных машин: кранов, грузоподъёмностью до 2 тонн, миниэкскаваторов, минискреперов. Такая техника весьма эффективна в стесенных условиях китайских городов. Широко используются мотоблоки и в качестве легкого грузового транспорта в городах и сельской местности.
Аналогичная практика применения мотоблоков местного или китайского производства распространена во всей Юго-Восточной Азии.
Китайские мотоблоки, в основном, имеют литой прочный корпус трансмиссии, колёсный ход, одноцилиндровый дизельный двигатель с горизонтальным расположением цилиндра и испарительным или термосифонным водяным охлаждением. Мощность двигателя, обычно от 6 до 22 л. с. Так как мотоблок используется как тяговое средство, его конструкцию не облегчают. Типичная масса китайского мотоблока — от 100 до 600 кг. Трансмиссии механические. Передача от двигателя к сцеплению ременная. К мотоблокам в Китае выпускается большое количество как пассивных, так и активных орудий (с приводом от двигателя).
Северная Америка[править | править код]
В Северной Америке мотоблоки распространены мало. Это связано с региональной спецификой сельского хозяйства и уклада жизни. В США и Канаде мотоблоков почти нет: в профессиональном сельском хозяйстве и на фермах для выполнения работ малых объёмов используется малогабаритные тракторы. Личное подсобное хозяйство в этих странах не распространено. В Мексике мотоблоки (в основном китайского производства) применяются фермерами, но объём работ, выполняемый ими, небольшой.
Южная Америка и страны Карибского бассейна[править | править код]
В этих странах мотоблоки находят весьма широкое применение по тем же причинам, что и в Китае. Встречаются агрегаты собственного производства или китайские. Дизельные мотоблоки обычно заправляют рапсовым маслом или биотопливом.
Австралия[править | править код]
Информации о применении мотоблоков в Австралии достаточно мало.
Африка[править | править код]
В сельском хозяйстве многих стран Африки мотоблок — основной тип механизации по причине их существенно меньшей стоимости по сравнению с тракторами. Распространены, в основном, китайские мотоблоки.
Европа[править | править код]
В профессиональном сельском хозяйстве мотоблоки широко применяются при тепличном возделывании культур. Применяются и коммунальными службами при уходе за клумбами, скверами, парками. В Европе распространены легкие мотокультиваторы с бензиновыми двигателями. Дизельных моделей почти нет. Европейские мотоблоки, как правило, не имеют отбора мощности, а комплектация их сменными орудиями не предусматривается.
Центральная Азия (кроме СНГ)[править | править код]
Долгие годы в сельском хозяйстве Центральной Азии мотоблоки встречались редко. Но примерно с 2005 года тяжелые мотоблоки китайского производства стали получать распространение и в этом регионе.
Россия и страны СНГ[править | править код]
В России и странах СНГ мотоблоки в основном распространены в личном подсобном хозяйстве как сельских жителей, так и дачников. Первые, обычно, предпочитают тяжелые универсальные модели, а последние — лёгкие мотокультиваторы. С помощью мотоблоков осуществляется пахота почвы, возделывание картофеля, заготовка сена. Применяются и для перевозки грузов. В профессиональном сельском хозяйстве и строительстве не применяются в России, на Украине и в Белоруссии, но стали очень популярны в Киргизии и Узбекистане. Также могут использоваться в качестве транспорта в сельской местности (перевозка 1-2 пассажиров, грузов).
Мотоблоки [применение, технические характеристики, производители]
Фермерство — это обширный вид деятельности, включающий разнообразные работы, как уход за скотом, за своим участком, а также за огородом и садом. Если у вас небольшая территория, то вы можете с легкостью справляться собственными силами. Если же участок имеет средние размеры, то без специальной техники здесь уже не обойтись.
Технологии не стоят на месте, и сегодня в продаже появилось огромное количество разнообразного оборудования для обработки земли, которое значительно облегчает работу фермеров. Сюда относятся мотоблоки, мотокультиваторы и мини тракторы. В этой статье мы расскажем о том, как выбрать мотоблок для дачи, какой мотоблок лучше, устройство мотоблока, и раскроем все вопросы об огородной и садовой техники.
Чем отличается мотоблок от мотокультиватора?
Еще совсем недавно у дачников даже не возникало вопроса о том, как выбрать мотоблок для огорода. Такая техника попросту не выпускалась. Колхозы же использовали мощное колесо-гусеничное оборудование, а в технике малой механизации попросту не нуждались.
Сегодня же можно купить недорогой и надежный агрегат, который поможет выполнить любые работы на вашем участке, и при этом сохранит ваше здоровье. Каждый фермер знает, что такая работа изнуряет и выматывает, и организм уж точно не скажет в итоге спасибо.
Как выбрать хороший мотоблок? Для начала нужно понять, чем отличается мотоблок от мотокультиватора. На рынке два этих устройства ставят в одну категорию, просто мотокультиваторы относят к сверхлегким мотоблокам. На самом деле это не совсем так. Мотокультиватор направлен обрабатывать верхний слой земли. То есть по сути этот прибор выполняет функции культиватора и все. Мотоблок же способен заменить любую нужную технику для дома, сада и огорода. Он состоит из мощного двигателя, и разного прицепного оборудования.
Все о мотоблоках: что может такая техника?
Если вы не знаете, зачем нужен мотоблок, тогда данный раздел вам поможет прояснить ситуацию. Фермеры, покупая данные устройства, рассчитывают в основном обрабатывать землю. Однако они имеет куда большие возможности. К ним можно подобрать разное навесное оборудование.
Профессиональный мотоблок может выполнять такие функции:
- Земельные работы. Сюда, в свою очередь, относятся следующие работы:
- посадка и выкапывание растений. Для мотоблока вы можете подобрать разные виды навесной техники. Для посадки картофеля — картофелесажалки, а для его выкапывания — картофелекопалки. Работать с такими устройствами одно удовольствие, ведь они весь урожай аккуратно распределят в грядках, а потом, без повреждений, выкопают;
- боронование. Данная работа необходима для того, чтобы разрушить верхний слой земли, который застыл от воздействия солнца. Из-за этого кислород плохо поступает к корням растений, и плохо удерживается влага. Также при помощи боронования можно избавиться от сорняков;
- вспашка. Если вы начинающий огородник или садовод, вам нужно сначала привести землю в порядок перед тем, как что-то на ней сажать. Вспашка переворачивает глубинные слои земли, перемешивая их, насыщая кислородом. Такая почва получается воздушной. Здесь будет достаточный уровень кислорода и циркуляция влажности, что важно для будущего урожая;
- окучивание. Если у вас огород более 4-5 соток, то данная работа вам нужна во время выращивания картофеля. Окучивание позволяет приподнять борозды, перевернуть землю, улучшить вентиляцию у корней, и избавиться от лишней влаги. Также окучник нужен для выращивания клубники, когда излишняя влага может повредить урожай серой плесенью;
- Уход за газонами и клумбами. Для больших газонов и клумб необходим тщательный уход. Для этих целей лучше выбрать легкое оборудование. В комплектации для мотоблоков есть роторная косилка, способная быстро и качественно срезать всю отросшую траву. Есть еще такой прибор, как аэратор, насыщающий растения кислородом, необходимым для более активного роста. Еще одно устройство — измельчитель, который соберет весь растительный мусор и перемелет его для закладки компоста. С помощью мотопомпы вы сможете полить огород или сад;
- Зимние работы. Если вы считаете, что хороший мотоблок предназначен лишь для работ в теплое время года, то вы ошибаетесь. Зимой вы сможете убирать снег, дробить лед и расчищать дорожки специальными щетками;
- Перевозка грузов. Перевозка урожая — это тоже достаточно сложная работа. Для этих целей есть специальные прицепы, которые, к тому же, вы можете использовать и для перевозки мусора с вашего участка, и для уборки снега, и во время строительных работ.
Применение мотоблоков
Выбор мотоблока — это дело тонкое. Перед тем, как совершить покупку, вам нужно определиться с некоторыми вопросами. Ведь данное оборудование различается не только производителями, марками, но и своими параметрами. Бывают такие виды мотоблоков, которые различаются по мощности, весу и количеству, а также по своему прямому предназначению. Если вы выберете не ту машину, которая нужна именно вашему случаю, тогда в итоге вы можете столкнуться с рядом проблем.
Перед покупкой обращайте внимание на то, из какого материала изготовлена та или иная его часть. Все материалы должны быть качественными, металл — прочным и надежным, не быть подверженным образованию коррозии.
Очень важно и то, чтобы вы могли к машине купить любые составляющие, а также навесное оборудование. Ведь мотоблоки все чаще самостоятельно переделывают в мини трактора.
Какие бывают мотоблоки по сфере применения:
- для дачи. Чтобы определиться, какой самый лучший вариант будет для вас, нужно сразу решить, для чего именно вы будете его использовать, как много ему нужно будет выполнить работы и как быстро. Ведь дача — это сезонные работы, следовательно, и оборудование нужно выбирать соответствующее. Для обрабатываемого участка в 15 соток можно подобрать легкий агрегат, который отличается компактными размерами. Он рассчитан на легкие работы маленьких объемов. Потребление топлива в данном случае будет минимальным, а навесного оборудования будет мало. Это не самое дорогое оборудование, а прослужит у вас оно очень долго, так как нагрузки будут минимальны и всего пару раз в год — когда будет проводиться обработка почвы мотоблоком до посадки и во время сбора урожая;
- для дома. Для ведения домашнего хозяйства нужно выбирать уже немного другие машины. Выбранный агрегат относится к среднему классу и должен быть рассчитан на работу практически каждый день. Здесь нужно оборудование более мощное, большое, с большим захватом земли. Такие машины способны обработать 20-30 соток за небольшой промежуток времени;
- для целины. Ответ на вопрос о том, какой лучший мотоблок для целины, — это однозначно тяжелый агрегат. Два других вида просто не справятся с таким объемом работ. Тяжелые приборы способны справиться с любой почвой, вне зависимости от ее запущенности и вязкости. Часто используются для перевозки грузов больших масс, так как двигатель рассчитан на большие нагрузки. Идеальны для переделывания в мини трактор. Оснащаются практически любым навесным оборудованием.
Разновидности мотоблоков
Вы решились на покупку, вы определились для каких именно целей он вам нужен. Теперь мотоблок мы выбираем уже исходя из его характеристик. Начнем с мощности агрегата. Чтобы определиться с мощностью, нужно ответить на такие вопросы:
- какой объем работ будет выполнять мотоблок?
- какая почва на вашем участке?
- какой размер вашего участка?
Профессиональные мотоблоки имеют мощность, начиная с 3,5 л.с. и до 10 л.с. Есть и более мощные агрегаты, но они встречаются реже. При выборе учитывайте площадь вашего земельного участка. Так, если он имеет размер в 20-30 соток, то техника должна иметь мощность в 4,5-5 л.с. Для гектара и больше — до 10 л.с.
Масса машины должна зависеть от типа почвы. Тяжелые глинистые почвы не потянут легкие агрегаты. Двигатель будет работать на полную мощность и будет перегружаться, а вес оборудования не обеспечить надежного сцепления с землей, следовательно, оно будет пробуксовывать.
Если почва легкая, покупайте легкие агрегаты до 70 килограммов. Если почва глинистая, подойдут машины до 90 килограммов. Для разработки целины выбирайте мини трактор с грунтозацепами и весом более 120 килограмм.
Также мотоблоки различаются по виду двигателя:
- бензиновые. Имеют высокую мощность и производительность. Они не шумные, легкие в управлении и достаточно экологичны. Являются одними из самых востребованных на сегодняшний день. Однако следует учитывать стоимость бензина, а она в наше время очень высокая;
- дизельные. Очень мощные, выдерживают большие нагрузки, способны обрабатывать большие территории, но при этом это очень шумные агрегаты. Дизель сегодня стоит очень дешево, но сами дизельные агрегаты стоят дороже бензиновых;
- с валом отбора мощности. Универсальная техника, обеспечивающая механизацию ручного труда. Справится с легкой работой, как уход за газонами, перевозка мусора на мотоблоке, и других коммунальных нужд.
Характеристики и функциональность мотоблока зависят от таких моментов:
- Если вы не знаете, что выбрать электростартер или ручной запуск мотоблока, выбирайте первый;
- Если вы будете перевозить грузы, машина должна иметь большие пневматические колеса, обеспечивающие надежность и устойчивость;
- Для использования в зимнее время мотор должен быть бензиновый, чтобы он заводился сразу же;
- Силовые насадки, как водяная помпа или косилка, требуют наличие вала отбора мощности. Просто имеются модели, на которые прицепить такое устройство невозможно.
Трудно однозначно ответить о том, какие самые лучшие машины для обработки земли. Каждый из них состоит из определенного оборудования. Важно перед покупкой читать всю инструкцию к каждому мотоблоку, которая и поможет определиться с выбором.
Производители мотоблоков
Сегодня в продаже имеется большой выбор разнообразных производителей мотоблоков — от отечественных до иностранных. Каждый из них состоит из деталей разного качества. Конечно, если вы хотите современный, очень мощный, надежный, высококачественный прибор, выбирайте популярные торговые марки из других стран. Однако он будет стоить очень дорого.
Многие предпочитают китайское оборудование. Не стоит думать о том, что они не качественные. Многие комплектующие произведены в других странах, и сегодня китайские агрегаты отличаются высоким качеством, производительностью, надежностью и долговечностью, но цена их при этом очень низкая.
Есть и российское оборудование, которое тоже себя зарекомендовало с наилучшей стороны. Сюда относятся агрегаты от торговых марок стран СНГ, как «Нева», «Беларус», «Угра», «Агат», и другие.
Иностранные — Texas, Husqvarna, Caiman, Patriot, Hyundai, Daewoo, и другие.
Заключение
Многие покупают достаточно недорогие мотоблоки, а потом переделывают и усовершенствуют их уже под себя своими руками. Схема мотоблока, который вы можете получить в итоге, в большом разнообразии находится в сети Интернет. Схема электропроводки поможет вам разобраться в том, как устроен тот или иной прибор, и как его можно с легкостью улучшить.
Сложно однозначно ответить на вопрос о том, какой агрегат лучший. Все зависит от ваших желаний и требований к нему. Работа мотоблока направлена на то, чтобы помочь вам быстрее и легче справляться с любыми сельскохозяйственными работами, а также во время ухода за участком дома или дачи.
устройство и характеристики мотоблока и навыки работы с ним. Как завести? Как заменить свечи и как работает аккумулятор? Как им пользоваться и зачем нужен модуль для мотоблока?
Мотоблок является самым известным и востребованным видом малой сельскохозяйственной техники и широко используется для решения различных агротехнических задач. Популярность агрегата обусловлена его универсальностью, простотой в использовании и высокими эксплуатационными характеристиками.
Технические характеристики
Главными техническими параметрами мотоблоков являются мощность, тип двигателя, ширина захвата, глубина вспашки и расход топлива.
- Мощность мотора современных моделей варьируется от 3,5 до 15 л. с. Маломощные образцы с двигателями от четырех до шести лошадиных сил используются для сезонных работ на небольших приусадебных участках размеров от 10 до 50 соток. На маленьких дачных огородах площадью 6 соток мотоблоки обычно не используются, и уступают место мотокультиваторам. Модели с мощностью двигателя 6-7 л. с. отлично справляются с полями от 40 соток до 1 га, а образцы тяжёлого класса с моторами по 8-15 л. с. используются на плантациях от 1 до 4 га.
При обработке более масштабных территорий использование мотоблоков считается неэффективным, и в таких случаях требуется помощь мини-трактора.
- Следующим важным рабочим параметром является тип двигателя. Как было сказано выше, бензиновые модели устанавливаются на мотоблоки мощностью до 10 л. с., а дизельные – от 8 до 15 л. с. При этом дизельные агрегаты обладают значительно большим моторесурсом и используются для выполнения тяжёлых земляных работ.
- Не менее значимым техническим показателем является ширина захвата навесного оборудования, которая напрямую влияет на общую производительность мотоблока. Так, модели мощностью в 2,57 кВт способны захватывать по 60 см поверхности, образцы с мотором 2,94-3,6 кВт – 80 см, агрегаты 3,68-4,41 кВт – до 90 см, и тяжеловесы с двигателями от 6,62 до 8,83 кВт – захватывают 100 см.
- Глубина захвата также зависит от мощности двигателя и варьируется от 20 см у маломощных моделей до 35 см у серьёзных образцов.
- Расход топлива разнится в зависимости от модели и в среднем составляет 0,9-1,5 кг/час.
Устройство и принцип работы
Мотоблок представляет собой мобильное колёсное устройство, работающее на базе одноосного шасси, по своей функциональности сравнимое с мини-трактором. Название мотоблок было дано ему в середине 80-х годов прошлого века, притом что до этого технику называли одноосным пешеходным трактором. Старый термин был обусловлен особенностью управления агрегатом, в процессе которого оператор вынужден шагать за ним вслед и держать машину за специальные рукоятки.
За время своего существования агрегат не претерпел каких бы то ни было серьёзных изменений, став промежуточным звеном между мини-трактором и мотокультиватором, вобрав в себя лучшие эксплуатационные характеристики обоих видов.
Современный рынок представляет широкий ассортимент мотоблоков от разных производителей, однако, их конструкция не имеет принципиальных различий. Все агрегаты устроены примерно одинаково и включают в себя двигатель, ходовую часть, трансмиссию и систему управления.
- Двигатель. Современные мотоблоки оснащены двигателями внутреннего сгорания, причём в более лёгких моделях используют бензиновые четырехтактные движки, в то время как образцы тяжёлого класса оборудуются мощными дизельными моторами. Однако на более ранних моделях можно встретить и двухтактные двигатели, но в силу их возраста встречается такие образцы достаточно редко. Моторы, в свою очередь, оснащены системами воздушного охлаждения, зажигания, топливными фильтрами, карбюратором и системой смазки.
Механизм запуска практически во всех моделях представлен двумя видами стартера – ручным и электрическим. Это позволяет завести двигатель в любых температурных условиях, а также после длительного простоя агрегата.
- Трансмиссия, передающая крутящий момент на колёса, служит для изменения скорости агрегата, и состоит из редуктора, дифференциала, сцепления и коробки переключения скоростей. Последняя, в свою очередь, может иметь до шести передних и двух задних передач. Практически все машины оснащены валом отбора мощности, при помощи которого крутящий момент передаётся на вращающиеся элементы навесного оборудования. Дифференциал устанавливается преимущественно на тяжёлых машинах и обеспечивает вращение левого и правого колёс с разной скоростью. Это бывает необходимо при обработке сложных участков и вспашке целинных земель.
Дифференциалы моста часто оснащаются системой блокировки, при включении которой оба колеса начинают вращаться с одинаковой скоростью. Это позволяет мотоблоку преодолевать высокие препятствия и осуществлять транспортировку грузов по бездорожью.
- Ходовая часть мотоблоков представлена крепкой стальной рамой, на которой крепятся основные узлы и колёсные диски. Большинство агрегатов оснащены широкими пневматическими колёсами и дополнительно укомплектованы грунтозацепами. Последние представляют собой металлические обода с глубоким агрессивным протектором. Грунтозацепы предназначены для увеличения веса мотоблока, а также для улучшения его сцепления с землёй во время выполнения тяжёлых земляных работ, например, вспашке.
- Органы управления представлены совокупностью систем, позволяющих изменить направление движения и скорость мотоблока, и включают в себя руль с расположенным на нём рычагом переключения передач, ручками сцепления и газа, а также кнопкой экстренного тормоза. Рычаги управления карбюраторной заслонкой и валом отбора мощности расположены на соответствующих узлах и также хорошо доступны. Сам руль во многих моделях может регулироваться по высоте и глубине выноса, что позволяет настроить мотоблок под свой рост.
Как подготовить к работе?
Сразу после покупки мотоблок нуждается в грамотной подготовке, от правильного проведения которой зависит успех дальнейшей эксплуатации агрегата. Перед тем как завести агрегат, необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации. Обычно там пошагово прописывается каждый этап подготовки к запуску и сам запуск. Однако если агрегат был приобретён с рук и сопроводительная документация на него отсутствует, то для того, следует воспользоваться рядом простых рекомендаций.
Итак, перед первым пуском необходимо протянуть все резьбовые соединения агрегата, проверить уровень масла в бачке и залить бензин в топливный бак. Несмотря на то что большинство современных моделей мотоблоков работает на бензине марки А-92, 95-й бензин в них также с успехом заливается. Исключение составляют двухтактные бензиновые моторы, установленные на старых мотоблоках. В качестве топлива они используют бензин, разведённый моторным маслом в пропорции 4: 1.
Что касается дизельных двигателей, то в летний период следует заливать летнюю солярку, а зимой – зимнюю.
Если этим требованием пренебречь и запустить двигатель при отрицательной температуре на летней солярке, то через короткий отрезок времени топливо загустеет и забьёт топливопровод. Если мотоблок уже не новый, нелишним будет проверить, в каком состоянии находятся свечи зажигания и при обнаружении прогоревших экземпляров их следует немедленно заменить. После того как подготовительные мероприятия будут завершены, мотоблок устанавливают на ровную поверхность, регулируют высоту и вынос руля, а также проверяют плавность хода рычагов газа и сцепления.
Как правильно заводить?
Запуск бензинового и дизельного двигателей выполняется по-разному, поэтому прежде чем к нему приступить, необходимо ознакомиться с некоторыми правилами.
- Бензиновый мотоблок запускают следующим образом: рычаг подсоса устанавливают в положение «Запуск» (Choke), открывают бензиновый кран и 3-5 раз прокачивают с помощью ручного стартера. Затем включают зажигание и ещё раз дёргают за трос стартера. Как только двигатель заработает, рычаг подсоса переводят в режим «Работа» (Run). Если же мотоблок оснащён электрическим стартером, то для его запуска достаточно просто включить зажигание. Электростартер автоматически начинает закачку бензина в карбюратор и никаких дополнительных действий со стороны оператора не требует.
- Дизельные моторы запускаются немного сложнее, что обусловлено склонностью системы к завоздушиванию, а солярки к перемерзанию. Поэтому при запуске дизеля в зимнее время в бак следует заливать топливо соответствующей плотности. Для того чтобы удалить воздух из системы, существует два способа. В первом случае можно 5-7 раз поработать ручным стартером и подобным образом прокачать систему. Если это не помогает, то следует прибегнуть ко второму, более трудоёмкому, но эффективному методу.
Для этого открывают кран подачи солярки, затем поочерёдно раскручивают все соединения топливопровода. Как только в раскрученном соединении появляется солярка, его закручивают и двигаются дальше до самой форсунки. Затем открывают все топливные краны, устанавливают газ в среднее положение и, удерживая пальцами декомпрессор, выжимают его и пару-тройку раз прокачивают. После этого декомпрессор немного оттягивают и постепенно возвращают в начальное положение. Далее на него ещё раз нажимают и сразу же дёргают ручной стартер.
Если всё сделано правильно, то двигатель должен завестись.
Инструкция по эксплуатации
Чтобы мотоблок прослужил как можно дольше, а работа с ним была простой и комфортной, необходимо соблюдать ряд рекомендаций.
- Обкатку нового мотоблока производят в течение 25 часов, после чего доливают масло в редуктор и полностью меняют смазку в картере. Очередную замену масла выполняют через каждые 50 часов работы.
- Через каждые 100 ч эксплуатации мотоблок очищают от грязи и пыли, меняют масло в редукторе и устанавливают новые ремни, а каждые 300 часов производят смазку тросиков дросселя и сцепления.
- Установка дополнительных модулей, таких как плуг, помпа, фреза, картофелекопалка или косилка должна выполняться при выключенном двигателе и на ровной площадке.
- При пробуксовке колёс на тяжёлых грунтах и глинистых почвах необходимо навешивать на агрегат дополнительные грузы, а при работе с плугом на целине – противовес.
- Управлять мотоблоком лицам моложе 18 лет категорически запрещено.
- Для продления срока службы аккумулятора мотоблока, хранить его нужно при температуре не ниже 10 градусов. В противном случае плотность электролита снижается, а износ пластин, напротив, возрастает.
- Периодически следует проверять воздушный фильтр и натяжение приводного ремня, а также протягивать гайки, которые под воздействием вибрации ослабевают.
- При появлении постороннего стука в двигателе либо при обнаружении других неполадок пользоваться мотоблоком запрещается.
При отсутствии определённых технических знаний и навыков выполнять самостоятельный ремонт сложных узлов и агрегатов не рекомендуется.
О том, как правильно обкатать мотоблок, смотрите в следующем видео.
Функции мотоблока и его разновидность
Мотоблок – это приспособление, которое с помощью различных дополнительных насадок и оборудования, может выполнять разнообразных работы сельского хозяйства. Часто можно услышать, что мотоблок может только вспахивать землю. Это мысль неверная, ведь данная машина имеет гораздо шире ассортимент своих возможностей. Мотоблоки Нева купить и не пожалеть. Этот производитель отвечает за качество, не ставя при этом космические цены.
Функции мотоблока
Мотоблок – многофункциональное устройство. За счет навесного оборудования он может выполнять такие работы:
- Вспашка земли. Земля намного качественнее вспахивается мотоблоком, чем лопатой либо мотокультиватором за счет того, что поднимает и перемешивает не только верхние, но и те слои грунта, что находятся глубже.
- Боронование. Мотоблок хорошо справляется с удалением сорняков и вспашкой верхнего слоя почвы, что под солнцем засохла.
- Окучивание. Данный агрегат с помощью дополнительного оборудования способен окучивать и вентилировать клубни.
- Сбор урожая и его посадка. В магазинах представлены навесные агрегаты для мотоблока, с помощью которых в разы быстрее происходит сбор картофеля и его посев. Также можно найти схожие приспособления для посева практически любой огородной культуры.
- Перевозка. Дополнив мотоблок прицепом, можно сделать с него небольшую повозку. Да, скорость будет не высокой, но грузы он перевозит достаточно большого веса.
Разделение мотоблоков по мощности
Главной характеристикой мотоблока является его мощность. За этой спецификой он делится на:
- легкий,
- средний,
- тяжелый.
Двигатель легкого мотоблока достигает максимум 5 лошадиных сил, в то время как двигатель среднего уже немного больше – 8 лошадиных сил. А тяжелый мотоблок похож на небольшой трактор с весом больше 100 кг, его мощность достигает 10 лошадиных сил.