Модерн это в живописи – что это такое, в живописи, архитектуре, литературе, искусстве, представители модерна, художники модернисты, модернистские течения

Модерн в живописи

Модерн (происходит от французского слова «moderne», что означает «современный», «сверхновый», «новейший») — стиль в европейском и американском искусстве, зародившийся в конце 19 — начале 20 века.
МодернК концу 19 века во всех европейских странах основным стилем в живописи был эклектизм, то есть художники практически не создавали ничего нового, а лишь брали за основу уже существующие произведения других стилей. Многие мастера того времени не могли мириться с таким положением и постоянно находились в поиске новых стилей. Так, в восьмидесятых годах 19 века некоторые дизайнеры и художники предприняли первые попытки создания нового стиля в живописи, который кардинально отличался от эклектизма. Например, У. Моррис в своих произведениях начал использовать растительные орнаменты, художник А. Макмердо, который занимался книжной графикой, отошел от геометрических фигур и отдал предпочтение плавным, волнистым орнаментам.

Постепенно новый стиль начал приобретать популярность среди европейских и американских художников. В начала двадцатого века появились первые произведения в стиле модерн. В основном это были предметы прикладного искусства – книжная графика, роспись по керамике, создание интерьеров и так далее.

Главная особенность стиля модерн – отсутствие геометрических фигур с острыми углами. Художники отдали предпочтение растительным орнаментам с их плавными, изящными линиями, замысловатыми узорами, необычными формами. Для живописи модерна присущ синтез «ковровых» орнаментальных фонов и почти натуралистической ощутимости фигур и деталей. Ярчайшими представителями стиля модерн в изобразительном искусстве были: А. де Тулуз-Лотрек, П. Гоген, Э. Мунк, О. Бёрдсли, Ф. Валлоттон, объединение французских художников «Наби».

Наибольшую популярность модерн приобрел в первом десятилетии двадцатого века. Художники, принимавшие участие во всемирной выставке в Париже в 1900 году получили мировое признание. Но уже в завершении первой четверти двадцатого века модерн потерял свое первоначальное значение и популярность. Вскоре модерн прекратил свое существование как самостоятельный стиль, распавшись на несколько других новых стилей.

Поделиться ссылкой

Стиль модерн в искусстве 20 века

Модерн в искусстве

В переводе с французского языка слово «модерн» означает «современный». В американском и европейском изобразительном искусстве это направление зародилось в период кризиса культуры конца XIX — начала XX в. Конкретизировать время зарождения нового течения не представляется возможным. Никто точно не знает, где и когда оно зародилось, когда перестало существовать и перестало ли?

Модерн представляет собой искусственно созданный художественный стиль, призванный подчеркнуть индивидуальность автора и отличающийся своей декоративностью и театральностью. В разных странах это направление получило свои названия. Например, в Испании его ласково называют модерниссимо, в Италии — либерти, в Польше — сецессией, а в Австрии — Сецессионом. Немцы именовали его молодым стилем (югендстиль), а французы — ар нуво.

Основные идеи «современного» направления

Основной идеей модерна можно считать объединение всех видов искусств. Инициаторы этого стиля считали, что только так можно спасти мир. Красота как самоцель — вот что отличает приверженцев этого направления. Причем понятие красоты здесь проявляется в сложных асимметричных переплетениях четких контурных линий и практически монохромных плоскостей. Во всех элементах композиции прослеживается единый орнаментальный стилизованный ритм, свободная планировка.

Противопоставление личности обществу, отрицание рационализма, неприятие окружающей действительности и состояние безысходности стали основой для формирования таких направлений модернизма, как авангардизм, фовизм, экспрессионизм, футуризм, дадаизм, кубизм, сюрреализм, абстракционизм и т. д. Все эти формы выходили за пределы традиционного понимания живописи. Модернисты возвышали изобразительное искусство над реальностью, провозглашая иррационализм. По сей день идеи модерна пользуются большим успехом у художников, эпатирующих окружающих своей неповторимой индивидуальностью и свободолюбием.

Широко известны такие художники-модернисты, как В. М. Васнецов, Н. К. Рерих, В. А. Серов, Л. С. Бакст, А. Я. Головин, С. В. Малютин, П. Гоген, П, Боннар, Г. Климт, У. Моррис, М. Дени и Э. Мунк.

Творчество русских художников-модернистов

Ярчайший представитель русского изобразительного искусства этого периода — Виктор Михайлович Васнецов (1848— 1926 гг.) — знаменит своими монументально-эпическими полотнами, картинами на темы русских сказок и былин.

Свое художественное образование Васнецов получал параллельно с обучением в духовной семинарии. С 1867 по 1868 г. он учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников. Академическое образование получил в Петербургской академии художеств. Его наставниками и учителями стали Э. Андриоли, И. Н. Крамской, П. В. Басин, В. П. Верещагин и П. П. Чистяков.

Впервые имя Васнецова зазвучало в 1874 г., когда на выставке в Петербурге был показан целый ряд его жанровых картин, наполненных характерным пониманием и остротой выражения чаяний жителей России.

Виктор Васнецов - Богатыри (1881—1898, Третьяковская галерея, Москва)

Самым знаменитым произведением Виктора Васнецова, бесспорно, является полотно «Богатыри», написанное в 1881—1898 гг. и передающее силу и крепкую уверенность русского народа. Эта картина имеет огромную художественную ценность. Декоративное оформление цветовых сочетаний, орнаментальные мотивы и прекрасное чувство формы позволили художнику придать своим произведениям поистине народный характер.

Владимирский собор в Киеве, расписанный Васнецовым в 1885—1896 гг., по сей день является памятником изобразительного искусства мирового значения.

Художник и путешественник, археолог и писатель Николай Константинович Рерих (Рерих) (1874—1947 гг.), живший во многих странах мира с 1874 по 1947 г., очень красочно и декоративно передавал природу и историю в своих прекрасных картинах, полных таинственности и мистицизма. Картины живописца отличаются контрастностью, контурным рисунком и весьма напряженной эмоциональностью.

Н. К. Рерих известен не только как художник и путешественник, но и как общественный деятель. Например, в 1954 г. по его инициативе в Гааге был заключен Международный пакт по охране культурных ценностей. Таким образом, Рерих внес огромный вклад не только в мировую сокровищницу, но и в историю развития искусства.

Следующий, не менее известный живописец этого периода — Валентин Александрович Серов (1865— 1911 гг.) — родился и вырос в интеллигентной семье. Первыми учителями этого «художника от Бога» (как его называли позднее) стали корифеи русского изобразительного искусства И. Е. Репин и П. П. Чистяков.

Произведения В. А. Серова раннего периода отличаются богатством колори та и композиционном свежестью. Впоследствии в его работах можно наблюдать гораздо больший лаконизм и «подчеркнутую остроту характеристик».

Валентин Серов - Девочка с персиками (1887, Третьяковская галерея, Москва)

Наиболее известна одна из ранних работ Валентина Серова — «Девочка с персиками», написанная в 1887 г. На ее примере можно увидеть, как с помощью окружающего интерьера художник старается передать черты характера человека, изображаемого им на портрете. В тот период В. А. Серову было только 23 года, но звание истинного мастера он уже тогда носил по праву.

Весь творческий путь Валентина Александровича представляет собой поиск новых путей выражения художественного образа. Он создает целый ряд портретов артистов и музыкантов, писателей, художников и аристократов, пишет карикатуры на Николая И, изображает пейзажи, основной темой которых стала русская деревня.

Графические иллюстрации Серова к басням И. А. Крылова считаются высшим до стижением анималистики XIX в. В своих несколько юмористических рисунках художник очень тонко подмечает те человеческие качества, которые высмеивает в баснях Крылов.

Особое отношение у Серова к великой Петровской эпохе. В 1907 г. он написал небольшую, но очень значительную картину .«Петр Исполненная в свинцовосерых тонах, она поражает зрителей своей строгостью и динамичностью.

Еще один замечательный живописец Лев Самойлович Бакст (настоящая фамилия Розенберг) (1868 — 1924 гг.) — известен своими стилизованными античными и восточными картинами, графическими работами, и театральными декорациями. Лев  Самойлович был одним из организаторов объединения художников под названием «Мир искусства», Кроме того, огромную славу ему принесла работа по созданию декораций к балетам «Клеопатра», «Шахерезада», «Карнавал» и многим другими.

Выдающимся художником конца XIX начала XX вв. по праву считается и Александр Яковлевич Головин (1863—1 1930 гг.), чье творческое наследие характеризуется декоративным богатством, тонкостью стилистики и, по словам В. Э. Мейерхольда, «чистой театральностью». Большую значимость имеют театральные портреты, пейзажи и натюрморты живописца. Он является одним из лучших оформителей спектакля «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, поставленного в Александрийском театре в 1917 г.

В театральной труппе С. П. Дягилева Головина считали одним из ведущих художников. С 1900 г. он работал в Большом театре, а вскоре стал главным декоратором императорских театров. Случилось это после того, как Головин великолепно выполнил декорации к спектаклям «Ледяной дом» и «Псковитянка».

Александр Яковлевич Головин входил в состав объединения «Мир искусства», был действительным членом Академии художеств.

Известным живописцем, графиком и портретистом по праву считается Сергей Васильевич Малютин (1859— |1937 гг.). Он создал целую галерею портретов деятелей русской культуры, иллюстрации к книгам и жанровые сцены («По этапу», 1890 г.). Самыми крупными его достижениями являются иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», поэме «Руслан и Людмила» и другим произведениям Александра Сергеевича Пушкина.

Работы зарубежных художников-модернистов

Знаменитым представителем модерна во Франции считается Пьер Боннар. Основным мотивом его декоративно лирических работ стали пейзажи и бытовые сцены.

Не менее известен и другой французский художник — Морис Дени — один из основателей группы французских живописцев «Наби». Этот представитель модерна и символизма прославился своими плоскостными стилизованными картинами и иллюстрациями.

Австрийский художник Густав Климт знаменит своими плоскостными орнаментами, пейзажами и портретами, выполненными в мозаичной манере.

Одним из основоположников модерна считается знаменитый английский художник-самоучка Уильям Моррис, критикующий существующую социальную обстановку. В своем творчестве он противопоставлял себя окружающему миру, наполненному техникой. В 1881 г. вышла его статья «Несколько кратких советов по поводу составления узоров», послужившая толчком для развития нового течения в живописи.

Уильям Моррис - Прекрасная Изольда

Уильям Моррис — Прекрасная Изольда

С 1895 г. в Лондоне начал выходить журнал Морриса «The studio», пропагандировавший театрально-декоративную стилизацию и довольно быстро завоевавший огромную популярность. Кроме того, Уильям Моррис был превосходным писателем и теоретиком, изучающим каноны искусства. Наибольшую известность имеет его поэма «Земной рай», написанная в 1870 г.

Стиль модерн в искусстве

Модерн в искусстве — это художественное направление, процветавшее в период между 1890 и 1910 годами по всей Европе и США. Для него характерно использование длинной, извилистой линии. Чаще всего элементы этого стиля использовались в архитектуре, проектах интерьера, ювелирных изделиях и дизайне стекла, плакатах и ​​иллюстрациях. Это была целенаправленная попытка создать новый стиль, свободный от подражательного историзма, который доминировал в большей части искусства и дизайна 19-го века.

Название

Как утверждает история искусств, модерн появился сначала в Англии и вскоре распространился на европейский континент. Там он был известен под разными названиями: югендштиль (Jugendstil) в Германии, сецессион (Sezessionstil) в Австрии, флорель или либерти (Floreale или Liberty) в Италии и модернизмо или модерниста (Modernismo или Modernista) в Испании, во Франции он получил название ар-нуво (art nouveau). Термин «модерн» был придуман галереей в Париже, которая выставляла большую часть работ этого направления.

В Англии непосредственными предшественниками стиля стали эстетизм иллюстратора Обри Бердсли, который много внимания уделял выразительным качествам органичных линий и движения, представленным в работе «Искусство и ремесло» Уильяма Морриса, который установил важность жизненного стиля в прикладном искусстве. На европейском континенте на развитие стиля модерн также влияли эксперименты с выразительностью линий художников Пола Гогена и Анри де Тулуз-Лотрека. Частично развитие этого направления было вдохновлено модой на японские гравюры укие-э.

орнамент в стиле модерн

Известные представители

Было много художников и дизайнеров, которые представляли стиль модерн в европейском искусстве и искусстве Америки. Среди наиболее известных был шотландский архитектор и дизайнер Чарльз Ренни Макинтош. Он специализировался преимущественно на геометрической линии и особенно повлиял на австрийский модерн. Бельгийские архитекторы Генри ван де Вельде и Виктор Орта своими чрезвычайно извилистыми и деликатными структурами оказали влияние на французского архитектора Гектора Гимара, еще одну важную фигуру в этом художественном направлении.

К этому списку стоит добавить американского производителя стекла Луиса Комфорта Тиффани, производителя французской мебели и дизайнера металлоконструкций Луи Мажореля, чешского графического дизайнера-художника Альфонс Муху, французского дизайнера стекла Рене Лалика, американского архитектора Луиса Генри Салливана, который использовал изделия ар-нуво, чтобы украсить свои традиционно структурированные здания, испанского архитектора и скульптора Антонио Гауди, возможно, самого оригинального художника, который вышел за рамки привычного, чтобы превратить здания в извилистые, ярко окрашенные органичные конструкции.

Дальнейшее развитие

После 1910 года модерн в искусстве 20 века казался старомодным и ограниченным и, как правило, использовался как декоративный стиль. Однако в 1960-х годах его реабилитировали, в частности, благодаря крупным выставкам, организованным в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1959 г.) и в Национальном музее современного искусства (1960 г.), масштабной ретроспективе Бердсли, проведенной в Музее Виктории и Альберта в Лондоне в 1966 году.

Выставки повысили статус этого художественного направления, которое часто рассматривалось критиками как проходящая тенденция, до уровня других крупных направлений современного искусства конца XIX века. Затем направление возродились в стилях поп-арт и оп-арт. Цветочные органичные линии в стиле модерн были возрождены как новый психоделический стиль в моде и в типографии, его использовали на обложках альбомов рок- и поп-музыкантов и в коммерческой рекламе.

лампа в стиле модерн

Создание направления

Этот современный стиль считался попыткой создать международное направление в искусстве, основанное на декоративных элементах. Как направление в искусстве, модерн был разработан энергичным и блестящим поколением дизайнеров и художников, которые стремились создать художественную форму, соответствующую современности.

Во многих отношениях это был ответ на промышленную революцию. Технологический прогресс был встречен художниками, которые освоили эстетические возможности использования новых материалов в их произведениях. Впервые стиль модерн в искусстве появился в 1893 году, когда Виктор Орта в качестве декоративного элемента в домах буржуа в Брюсселе представил железо и литье.

Художники, работавшие в этом направлении, разделяли убеждение, что все искусства должны работать в гармонии, чтобы создать «общее произведение»: здания, текстиль, мебель, ювелирные изделия, одежда — все должно соответствовать принципам модерна.

интерьер в стиле модерн

Что отличает ар-нуво от других стилей

Как направление в искусстве, модерн характеризуется использованием извилистых, длинных органических линий наряду с умеренными и темными цветами. Наиболее часто используемые цвета – желтый, горчичный, темно-красный, оливковый, коричневый и некоторые фиолетовые и синие оттенки.

Другие особенности представлены гиперболами, параболами и обычными лепными украшениями, которые как будто оживают и вырастают в форме растений. Украшение как структурный символ считается частью растущей силы природы. Художники создают органичный и прозрачный мир с цветочными элементами, включая тюльпаны, подсолнухи, васильки и т. д. в сочетании с линиями и простыми волнистыми поверхностями.

Основные области, в которых проявился стиль ар-нуво

Стиль модерн в искусстве считался «тотальным», это означает, что он включает в себя иерархию различных видов, таких как:

  • Архитектура.
  • Дизайн интерьера.
  • Декоративное искусство, включая мебель.
  • Текстиль.
  • Ювелирные изделия.
  • Серебро.
  • Освещение и другие предметы интерьера.
  • Различные виды изобразительного искусства.
  • Плакаты и иллюстрации.

Архитектура

В архитектуре стиль модерн в первую очередь демонстрирует синтез орнамента и структуры. Этот тип характеризовался либеральным сочетанием материалов, таких как стекло, железо, керамика и кирпичная кладка. Как особый стиль искусства модерн в архитектуре использовался в создании интерьеров, в которых колонны становились толстыми лозами с расширяющимися усиками, а окна — отверстиями, которые пропускали воздух и свет, дополняя цельный образ. Этот подход был прямо противоположным традиционным архитектурным ценностям и ясности структуры.

Здания в стиле модерн имеют следующие особенности: асимметричные формы, изогнутое стекло, широкое использование арки и изогнутых форм, мозаика, растительные украшения, витражи и японские мотивы.

Классическим примером является Casa Mila — жилой дом, построенный Гауди для семьи Мила (1905-1907), показывающий, как разные части органически связаны с базовым планом.

Одним из высших качеств архитектуры в стиле модерн является использование теории структуры для раскрытия строительных элементов здания. Очень часто железо становится видимым элементом фасада, чаще всего выполняя декоративную функцию.

Стекло в основном используется в сочетании с железом. Стеклянная стена также получила значительное независимое развитие в эпоху модерна. Большое предпочтение оказывалось и лестницам. Стеклянные и железные, их все чаще использовали в проектах знаменитые архитекторы.

Дизайнеры в стиле модерн выбрали и модернизировали некоторые абстрактные элементы стиля рококо, а также выступали за использование очень стилизованных органических форм в качестве источника вдохновения в своих произведениях. Таким образом, в архитектуре появились многочисленные элементы в форме травы, насекомых, водорослей и тому подобного.

здание А. Гауди

Печать в стиле модерн

Типографские изделия являются ключевыми в понимании этого направления искусства. Например, литография «Тропон» Анри ван де Вельде (1898) показывает отличительные цветовые варианты печати в стиле ар-нуво: сочетание бледно зеленого цвета, яркой охры и оранжевого. Цвета были объединены с буквами слова «тропон». Простая композиция сочетает в себе новый стиль выбора цвета с извилистыми линиями.

Двухмерные элементы в стиле модерн использовались в различных популярных формах, таких как плакаты, рекламные объявления, этикетки и журналы. Стиль считался экстравагантным благодаря использованию изогнутых линий («удар кнутом») и часто цветочным мотивом. Но, возможно, коммерческое применение стиля придавало ему особую привлекательность.

Многие прекрасные плакаты в стиле модерн сохранились до сегодняшнего дня, потому что их часто использовали в качестве объектов коллекционирования. Технологический прогресс в литографической печати позволил широко использовать цветную печать. Это, в свою очередь, сделало графический стиль модерна широкодоступным. Рекламные плакаты издавались большими тиражами, чтобы можно было продавать больше копий коллекционерам.

Тенденции в живописи

В попытке проанализировать роль, которую играет ар-нуво в эволюции живописи, следует начать с заявления о том, что его появление явилось реакцией, направленной против импрессионизма (за исключением немецкой культуры). По сути, этот стиль представлял собой протест против развития поверхности и линии. В изобразительном искусстве модерн, фактически, означал конец иллюзионистской концепции формы.

Изображения имеют большое значение для контекста посредством того, как линии передают атмосферу картины или отражают значимость декоративных элементов. Это течение можно также воспринимать как предшественника экспрессионизма. В то же время в стиле ар-нуво подчеркивается не только декоративная сторона, но и уникальная ценность в живописи в целом.

Г. Климт. Женщина в золотом

Изделия из стекла

Модерн в декоративном искусстве представлен в разных областях. Стекольное производство было одной из тех областей, где он нашел большую возможность для выражения. В качестве примера можно представить работы Луиса Комфорта Тиффани в Нью-Йорке, Эмиля Галле и братьев Даума в Нанси, Франция, Чарльза Ренни Макинтоша в Глазго.

Ювелирные изделия периода ар-нуво

Основным источником вдохновения для ювелирных изделий в стиле ар-нуво была природа. Работы были дополнены новыми уровнями виртуозности в эмалировании и внедрением новых материалов, таких как полудрагоценные камни и опалы.

Художники-ювелиры также нашли вдохновение в японском искусстве, они продемонстрировали более специализированный подход в использовании японских навыков металлообработки, создали новые темы и по-новому подошли к изображению орнамента.

украшения в стиле модерн

Влияние на современный дизайн

Хотя это художественное направление стремительно теряло свою популярность (после 1910 года эпоха модерна в искусстве завершилась), его значение в прикладном искусстве и архитектуре остается весьма значимым. Можно сказать, что этот стиль имеет полное право занимать особое место в истории искусства.

Движение в стиле модерн оказало большое влияние на иллюстраторов, художников и развитие торговли печатными изданиями в Соединенных Штатах, включая период возрождения этого художественного направления во время послевоенного движения хиппи 1960-х годов. Даже сегодня некоторые из лучших образцов того времени, выполненных в этом стиле, можно увидеть практически во всей индустрии визуальных коммуникаций — например, портрет Мэрилин Монро для Visages De Renom от нью-йоркского иллюстратора Ле Каца или работы Милтона Глейзера и его студии Push-Pin.

За последние двадцать лет в стиле модерн в искусстве наблюдалось некоторое оживление, обусловленное развитием постмодернизма. Художники во всем мире используют его элементы для вдохновения. Они включают извилистые линии, цветочные элементы, природные особенности и характерные цвета.

Россия

В Российской империи модерн в современном искусстве, пожалуй, был одним из самых влиятельных художественных и архитектурных направлений, которое сформировало появление некоторых городов в том виде, в котором мы привыкли их видеть: Петербурга и, в меньшей степени, Москвы, Нижнего Новгорода и многих других.

В русской архитектуре это направление было первым буржуазным стилем, в большей степени даже купеческим, появившимся на рубеже XIX-XX веков. В этот период такое направление в архитектуре в ходе своего формирования и развития как бы повторяет эволюцию архитектуры России: от барокко, вдохновлявшегося древнерусской архитектурой, до классицизма, преодолевая романтизм и достигая высот классики Возрождения именно в XIX веке, получившем название Золотого века русской культуры.

М. Врубель. Демон сидящий

Первым объединением художников, занимавшимся развитием модерна в русской культуре, стал «Мир искусства». Его представители стремились к модерну и символизму и отдавали приоритет эстетическому началу в искусстве, противопоставляя его остросоциальной направленности, свойственной передвижникам. В разное время это объединение было представлено художниками А. Н. Бенуа, Л. С. Бакстом, Н. К. Рерихом, М. В. Добужинским, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумовой-Лебедевой, К. А. Сомовым и другими. Близкими им по духу были И. Я. Билибин, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, В. А. Серов, М. А. Врубель, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, К. Ф. Юон и другие.

Если направленность творчества некоторых художников, представлявших объединение «Мир искусства», можно рассматривать как чистый эстетизм, то основой творчества Серова, Левитана, Серебряковой была природа. Они стремились выявлять ее красоту, внося ее в жизнь человека. Такого же рода эстетика была свойственна и А. П. Чехову. Архитектора Ф. О. Шехтеля считали одним из самых выдающихся представителей модерна в русском искусстве. Он, как и Левитан, был выпускником Училища живописи, ваяния и зодчества. Именно в это же время шло формирование выдающегося русского писателя, который в то время был студентом медицинского факультета Московского университета.

В ту эпоху появилось много выдающихся деятелей русского искусства. Шехтель занимался строительством частных особняков, одним из самых ярких примеров этого является особняк С. П. Рябушинского в Москве (1900-1902), включая все его внутреннее убранство. Также архитектор занимался возведением доходных домов, зданий торговых фирм, вокзалов, театров, кинематографов. Искусство модерна в России, в том виде, каком оно проявило себя в Москве, называют еще неорусским стилем. Примером этого могут быть фасад Третьяковской галереи, который выполнялся по проекту В. М. Васнецова, выполненный в том же стиле Ярославский вокзал, автором которого был Шехтель, или Казанский вокзал, проект которого создал архитектор А. В. Щусев. Для русского модерна в Петербурге был характерен очевидный поворот в сторону неоклассицизма, что позже отмечалось также и в архитектуре Москвы. Здание Азовско-Донского банка, автором проекта которого был Ф. И. Лидваль, похоже на итальянский дворец эпохи Возрождения. В аналогичном стиле был спроектирован и построен особняк Г. А. Тарасова в Москве на Спиридоновке, который построил архитектор И. В. Жолтовский.

Модерн в русской живописи стал эпохой появления великолепных произведений. Это направление в России в первую очередь было своего рода умонастроением. Новое веяние привело к обновлению выразительных средств, которые использовали такие выдающиеся художники, как Левитан, Серов, Врубель, а в литературе — Чехов, объединивший в своем творчестве классику и модерн. Художники, объединившиеся в «Мир искусства», отходя от передвижничества, стали представителями этого стиля в его самый поэтический период.

Модерн а-ля Франсэ. История модерна в картинках

Модерн а-ля Франсэ. История модерна в картинках, фото № 1

В 1860-1870 годы в вся Европа была увлечена эклектикой, суть которой сводится к смешению художественных стилей предыдущих эпох. Такое положение дел абсолютно не удовлетворяло художников, скульпторов и дизайнеров, находящихся в авангарде современного искусства. Бесконечная «перепевка старых песенок на новый лад» ограничивала полёт фантазии и не соответствовала духу времени. Задачей новаторов и первопроходцев от искусства стало создание нового стиля, в рамках которого любой объект или предмет рассматривался бы не только сам по себе, но и как часть пространства, его неотъемлемый элемент, находящийся во взаимосвязи с другими элементами. Архитектура здания, убранство его интерьеров, дизайн предметов и мебели, должны были быть связаны в единое художественное целое. Этот принцип единства создавал поразительную целостность и художественную завершенность каждого объекта, к которому прикладывали руки и сердце модернисты от архитектуры, живописи, дизайна.

Новый стиль возник почти одновременно в большинстве европейских стран и быстро приобрёл огромную популярность. Над названием долго не думали. Всё гениальное — просто и слово МОДЕРН (означающее в переводе — современный) оказалось вполне подходящим. МОДЕРН стал не просто новым стилем, а гораздо большим — новым мировоззрением, вобравшим в себя и объединившим все виды искусства. В этой парадигме ценность ремесленников и архитекторов, воплощавших эскизы художников в жизнь, была ничуть не меньше, чем самих художников или скульпторов.

Модерн а-ля Франсэ. История модерна в картинках, фото № 2

Своё вдохновение модернисты черпали в природе, отсюда плавность линий, текучесть, вытянутые, изящные формы, обилие растительных орнаментов, стилизованных изображений птиц, фантастических животных, цветов. Лилии и кувшинки, орхидеи и ирисы, стрекозы и бабочки, павлины и ласточки поселились на фасадах европейских модерновых особняков, заполнили гостиные, столовые и будуары. Боже, а как же восхитительны были женщины эпохи модерн — изящная линия шеи и плеч, великолепные волосы и причёски, изумительные шляпки, шикарные платья, расшитые бутонами и птицами…

Дамы эпохи модерна на фотографиях Феликса Надара

Модерн а-ля Франсэ. История модерна в картинках, фото № 3

Фирменным знаком, своеобразным символом МОДЕРНА стал знаменитый гобелен — искусное творение Германа Обриста (немецкий художник — декоратор, скульптор, представитель немецкого модерна). Мастер назвал свою работу «Цикламен» и представил на суд публики. Одному из критиков привиделось, что стебли растения похожи изгибы бича или кнута, яростно обрушивающегося на спину своенравного жеребца. Всем так запала в душу эта метафора, что с тех пор этот рисунок так и стали именовать «ударом бича», а извивающаяся золотая линия стала фирменным росчерком стиля МОДЕРН.

Модерн а-ля Франсэ. История модерна в картинках, фото № 4

Плавные, изгибающееся линии и отсутствие углов + изображения фантастических животных, диковинных птиц и томных женщин с прекрасными распущенными волосами + необычное сочетание дорогих и экзотических материалов + подчёркнутая асимметрия = стиль МОДЕРН .

Но, как гласит народная мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!»
Итак, добро пожаловать во Францию и Бельгию времён расцвета МОДЕРНА!

  • АР НУВО или МОДЕРН а-ля ФРАНСЭ.
    Ар Нуво ( в переводе с французского «l’art nouveau» буквально «новое искусство»). Стиль получил свое название благодаря одноименному парижскому салону, открывшемуся в 1895 г.

Анри ван де Вельде — бельгийский архитектор, выдающийся дизайнер, художник книг и создатель новых форм мебели и фарфора

Анри ван Вельде обладал многогранным талантом. Художник, график, мебельщик, дизайнер и архитектор, он стоял у самых истоков создания стиля АР НУВО. Он прожил 94 года и посвятил большую часть своей жизни преподаванию. На его счету выпуск нескольких поколений дизайнеров «нового стиля». Его собственный особняк «Блуменверф» в местечке Уккеле близ Брюсселя является одним из первых объектов в стиле АР НУВО. Не только архитектура, но и все детали интерьера, в том числе даже одежда обитателей дома, тщательно прорисованы самим хозяином в новом для того времени стиле.

Модерн а-ля Франсэ. История модерна в картинках, фото № 5

Модерн а-ля Франсэ. История модерна в картинках, фото № 6

Виктор Орта — бельгийский архитектор, дизайнер

Бельгийский мастер Виктор Орта также считается в одним из родоначальников АР НУВО в архитектуре. Именно его проектные решения фасадов и интерьеров чаще всего приводят в пример как эталонные для стиля модерн. Его задумки требовали использования передовых подходов в строительстве и он активно изучал и смело применял новые материалы. Он был одним из первопроходцев и разработал новые стандарты использования металлоконструкций и стекла, чем не преминули воспользоваться его соратники и последователи.

Интерьеры особняков Тасселя и Сольве

Модерн а-ля Франсэ. История модерна в картинках, фото № 7

Модерн а-ля Франсэ. История модерна в картинках, фото № 8

Модерн а-ля Франсэ. История модерна в картинках, фото № 9

Эмиль Галле — французский промышленный дизайнер, реформатор художественного стекла

Француз Эмиль Галле тоже был не обделён талантами. Он был энциклопедически образован, увлекался ботаникой, слыл незаурядным химиком, писателем, художником и философом. Однако всемирную славу Эмилю Галле создали его непревзойденные «камейные» вазы и лампы, с которыми он дебютировал на Парижской всемирной выставке 1878 года. Всех так поразили представленные им (язык не поворачивается назвать их просто вещами) произведения искусства, что с этого момента за ним прочно закрепилось звание Мастера, обладающего непревзойдённым умением соединять разнообразные прикладные инновации с образными принципами символизма. Вот лишь несколько из его изобретений:

  • Техника «лунного света» — clair-de-lune
  • Подкраска оксидами кобальта, придающими стеклу сапфировый оттенок непередаваемой красоты
  • Использование многослойного стекла (обработанного красителями, кислотой и резьбой) — образующего полупрозрачную поверхность, напоминающую роскошную камею.
  • Варьируя методы работы с горячей массой, вводя в фактуру фольгу, пузырьки воздуха и нарочитые трещинки, он научился получать «стеклянные маркетри» (его собственный термин) — разновидность мозаики.

С 1884 года он выпускал и так называемые «говорящие» стеклянные изделия (verreries parlantes) с цитатами из Франсуа Вийона, Шарля Бодлера, Стефана Малларме, Поля Верлена и других поэтов.

Галле увлекался не только стеклом, мебель, вышедшая из под его руки изумительна и поражает эффектностью и изяществом.

Модерн а-ля Франсэ. История модерна в картинках, фото № 10

Модерн а-ля Франсэ. История модерна в картинках, фото № 11

Модерн а-ля Франсэ. История модерна в картинках, фото № 12

Модерн а-ля Франсэ. История модерна в картинках, фото № 13

Модерн а-ля Франсэ. История модерна в картинках, фото № 14

Гектор Гимар — один из самых ярких представителей французского модерна в архитектуре.

Воспитанник Школы декоративно-прикладного искусства и Школы изящных искусств Парижа, Гектор Гимар начинал с увлечения неоготикой. Одновременно с этим его привлекают растительные орнаменты и виньетки в духе рококо и возможность использования абсолютно новых материалов — стекла и стали. Осознав потрясающие пластические возможности стали и выразительность сочетания металла и цветного стекла, он, получив заказ на возведение станций Парижского метрополитена, начал экспериментировать. Улицы Парижа украсили странные изогнутые сооружения, похожие на огромные ювелирные украшения или причудливых насекомых. Это была первая попытка европейских архитекторов придать транспортному сооружению художественный облик. Так появился термин «стиль метро» — одно из многочисленных наименований стиля модерн.

Гимар подарил Парижу не только оригинальные станции метро, но и многочисленные здания и зданьица, особняки и особничища, виллы и виллочки. Он удивлял публику не только причудливыми изгибами фасадов, но и оригинальными интерьерами, являющимися закономерным продолжением обтекаемых форм и изогнутых линий внешнего убранства здания. Для своих домов Гимар проектировал и мебель в том же стиле АР НУВО, с присущей направлению плавностью линий и природной «обтекаемостью».

Модерн а-ля Франсэ. История модерна в картинках, фото № 15

Модерн а-ля Франсэ. История модерна в картинках, фото № 16

Модерн а-ля Франсэ. История модерна в картинках, фото № 17

Модерн а-ля Франсэ. История модерна в картинках, фото № 18

Знаментитые станции метро Гектора Гимара в Париже:

Модерн а-ля Франсэ. История модерна в картинках, фото № 19

Модерн а-ля Франсэ. История модерна в картинках, фото № 20

Альфонс Муха, не нуждающийся в особом представлении 🙂

Говоря о французском модерне невозможно обойти молчанием выдающегося чешского художника Альфонса Муху. Он приехал в Париж в конце 1880-х годов будучи уже довольно известным художником и увлёкся парижским театром, примой которого в то время была знаменитая Сара Бернар. Муха начал создавать афиши к её спектаклям и эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником Парижа. Восхищенная Сара Бернар пожелала с ним познакомиться и по её настоянию он получил место главного декоратора театра. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, а также декорации к постановкам, в которых участвовала Бернар. Он делал эскизы и к её костюмам и украшениям.

Модерн а-ля Франсэ. История модерна в картинках, фото № 21

Модерн а-ля Франсэ. История модерна в картинках, фото № 22

Кроме театра у Мухи было и другое увлечение — он рисовал этикетки и виньетки для рекламы товаров. Шампанское и бисквиты, велосипеды и спички удостоились чести быть запечатлёнными кистью мастера! Он с потрясающей лёгкостью вкладывал все эти вещи в руки пышнотелых красавиц, превращая предметы быта в элемент искусства.

Модерн а-ля Франсэ. История модерна в картинках, фото № 23

Анри де Тулуз-Лотрек — выдающийся художник, ярчайший представитель французского АР НУВО, певец и летописец ночной жизни Парижа эпохи модерн.

Тулуз-Лотрек посвятил себя поиску психологической выразительности — каким образом передать неповторимый облик и индивидуальность модели, не прибегая к портретной технике? На помощь ему пришёл его недюжинный талант графика — дерзкая, энергичная линия, в мгновение ока выхватывала самую суть персонажа. Переносясь из бурного водоворота Монмартра на полотно художника, ночная парижская жизнь продолжала безудержно клокотать и бурлить, возбуждая завлекая зрителей.

Модерн а-ля Франсэ. История модерна в картинках, фото № 24

«Лотрек превосходно владеет линией, справляясь с ней с необычайной уверенностью. Он легко изгибает её по повелению момента — эти изгибы остроумны, элегантны, печальны. И они всегда декоративны». Так писал о творчестве Тулуз-Лотрека его современник, художественный критик Франц Журден. Именно эта декоративность прочными узами связывает живописца с движением АР НУВО.

Красочные афиши, рекламы, плакаты в стиле АР НУВО буквально наводнили весь Париж. Конечно, Тулуз-Лотрек с его непревзойдённым мастерством не остался в стороне. Помимо великолепного владения линией, он обладал потрясающей наблюдательностью, острым, проницательным и весьма саркастичным умом. Он изображал ночную жизнь Парижа хлёстко, шаржируя её, выплёскивая свои зрительные впечатления на холст в густой, концентрированной форме. Глядя на его афиши, мы начинаем кожей чувствовать атмосферу знаменитого кабаре Мулен Руж начала 20 века — обольстительную, угарную, полупьяную, откровенную, пронизанную пошлостью и развратом. Разнузданная кадриль, проститутки и содержанки вперемешку со сливками парижского общества, наслаждающимися плотной плотской атмосферой вседозволенности — вот она, изнаночная жизнь Парижа эпохи модерн.

Модерн а-ля Франсэ. История модерна в картинках, фото № 25

В следующей части нас ждёт путешествие в Англию, Шотландию и Ирландию — МОДЕРН СТАЙЛ и МАКИНТОШ или модерн по-джентльменски.

«Олд Лондон», Анна

Модерн | История искусства

Обри Бёрдслей.

В конце XIX века в разных концах Европы почти одновременно возникло желание освободиться от смешения стилей, которые почти в течение полувека царило в архитектуре и прикладном искусстве. В противовес этой эклектике (смешение стилей) были предприняты попытки создать новый самобытный стиль. Эти попытки наиболее успешны были в области архитектуры, внутренней отделки помещений, в прикладном искусстве, в оформлении книги и искусстве плаката, в меньшей мере — в живописи и скульптуре. Первые шаги в создании нового стиля были сделаны в Англии. В разных странах этот стиль назывался по-разному, в русском он назывался «модерн», что значит «современный»

Для стиля модерн характерно стремление к внешней декоративности. Как украшения использовались растительные мотивы, однако, очень преобразованные так, что трудно их узнать. Главная роль отводилась красивым плавным линиям, которые поодиночке и целыми пучками покрывали поверхности. Изогнутые стебли, извивающиеся водоросли, ирисы и всевозможные экзотические тропические цветы изображены словно бы увядающими. Иногда среди растительных мотивов помещены грациозные женские фигуры, крылатые феи и другие существа.

Стиль модерн в архитектуре стремился отвечать практическим потребностям, хотя нередко этому препятствовало нагромождение характерных для модерна украшений. Если, скажем, архитекторы классицизма, проектируя здание, думали прежде всего о внешнем облике здания и лишь затем приступали к распространению внутренних помещений, то в эпоху модерна действовали противоположным образом — здание словно складывали из помещений различной формы и различного назначения. Например, в театральных зданиях пространство над сценой должно быть самым высоким, за ним следует по высоте пространство зрительного зала, а затем уже — прочие помещения. Поэтому театральные здания выглядели, как семейство грибов, столпившихся вокруг главного гриба — сценической коробки. Это сходство еще более увеличивали крыши — выпуклые, мягких очертаний, с их извилистыми краями. В оформлении внутренних помещений царили вытянутые, изящные формы, плавные переходы.

В живописи признаками стиля модерн считаются особая плавность форм, вытянутые фигуры, подчеркнутые контуры, четкие одноцветные поверхности. В живописи модерна эффект глубины имел второстепенное значение, все изображение выглядело плоским, а в иных случаях казалось украшенным аппликациями стенным ковром.

Мягкость и плавность форм модерна повлияли и на скульптуру. Однако, тут особых достижений не было. Зато гораздо более существенным было влияние принципов стиля модерн на графику. Это понятно: ведь и у графики, и у стиля модерн есть общее свойство — плавные линии. Особенно характерные образцы можно найти в оформлении книги и в плакате. Одним из интереснейших мастеров модерна был рано умерший англичанин Обри Бёрдслей (1872 — 1898)

Графика Обри Бёрдслея

Символизм

Разновидностью модерна является символизм. Художник изображает в своих произведениях два рода вещей: реально существующие и видимые глазом предметы, пейзажи, людей и т.п., а также всевозможные необычные, вымышленные существа, предметы. Эти вымышленные сюжеты художник черпает из литературных сказок, мифов, из истории, а больше всего — из собственной фантазии. Как раз в последние два десятилетия XIX века на рубеже веков такое искусство нашло особенно много сторонников. В этих произведениях много неопределенного, неуловимого, едва угадываемого, в них полно неясных намеков, иносказаний и символов — отсюда и название направления — символизм.

Одни символисты создавали печальные, тоскливые или поэтические картины, напоминающие сновидения, другие предпочитали писать мрачные и ужасающие сцены. Символисты обратились к теневым сторонам человеческой души; в их творчестве встречаются персонажи в странных позах, перекошенные маски, застывшие взоры черных глаз на смертельно бледных лицах, знаки роковых предчувствий, жуткие фантастические существа, скелеты, черепа и тому подобные мотивы. 

Очень интересным художником-символистом был француз Пьер Пюви де Шаванн.

Модернизм

Начало искусству «модернизм» положили еще постимпрессионисты. Это искусство не стремится к верной передаче природы, но ставит своей целью самовыражение художника, выражение его чувств и настроений. Современное искусство (искусство XXвека) состоит из ряда течений, которые отличаются по своим целям и выразительным средствам и оказываются нередко прямо противоположны друг другу. Искусству модернизма свойственно одновременное существование различных течений и объединение в группировки художников с общими программами. В то же время встречались художники, которые на протяжении своей жизни принадлежали группировкам или создавали произведения в духе различных течений.

Искусство модернизма отбросило старые привычные традиции и тем самым породило многие проблемы и вызвало горячие споры. У этих новых течений были и пламенные защитники, и ожесточенные противники.

Одно из главных стремлений художников модернизма сводится к подчеркнутому выражению своей индивидуальности.

Наибольшие изменения на протяжении Xx века пережила живопись.

Направления модернизма сменяются с необычайной быстротой.

Фовизм

Первым в нашем столетии течением модернистского искусства считают фовизм. Группа молодых художников во главе с Анри Матиссом стала употреблять чистые, звучные цвета, сильные и размашистые мазки. Это было так чуждо и непривычно для зрителей, что таких художников стали называть «фовистами» (от французского слова «хищник»). Фовисты не ставили перед собой цель точно изображать природу. Они хотели сделать видимыми для глаза такие вещи, которых на самом деле увидеть нельзя, например, те чувства и настроения, которые возникают у художника при созерцании природы. Главным средством выражения они изобрели цвет. Вождем группировки фовистов был Анри Матисс.

Экспрессионизм

Экспрессионизмом называют искусство, которое ставит своей целью подчеркнутое выражение душевных состояний художника, его чувств и настроений. Хотя слово «экспрессион» французское и означает «выражение», впервые название этого течения было употреблено в Германии, где экспрессионизм получил наиболее чистое воплощение.

Немецкий экспрессионизм зародился в начале XX века, т.е. тогда, когда во Франции начинался фовизм. Но в отличие от фовистов немецкие экспрессионисты не стремились к красоте и на некоторых зрителей их творчество оказывало угнетающее впечатление. Экспрессионисты хотели поразить зрителя, пробудить его чувства, научить и направить его. Но в то же время их самих не удовлетворяли существующие в Германии порядки, поэтому у них было постоянное состояние удрученности, разочарования и досады, недовольство всем сущим, неспособности увидеть в мире ничего, кроме зла и уродства. Это, конечно, нашло отражение в их искусстве.

Для выражения своих чувств экспрессионисты использовали либо кричаще яркие краски, либо, наоборот, мрачные, грязноватые тона, резкие и упрощенные формы, сознательное их искажение.

После первой мировой войны художники критиковали в картинах ужасы войны, напуганных людей, раненых, калек, нищих.

Иногда, однако, складывалось впечатление, что экспрессионисты буквально ненавидят людей — такими уродливыми, опустившимися, даже ублюдочными, изображают они своих персонажей. 

Наиболее известны немецкие художники-экспрессионисты — Эрнст Людвиг Кирхнер (1880 — 1938), Эмиль Нольде (1867 — 1956), Отто Дикс (1891 — 1969).

С экспрессионизмом, как художественным течением, покончили пришедшие к власти в Германии в 1933 году нацисты.

Кубизм

В первом десятилетии XX века зародился кубизм — одно из самобытных течений модернизма. Создателями течения были испанец Пабло Пикассо (1881 — 1973) и француз Жорж Брак (1882 — 1963). 

Отчасти примером для них послужила привезенная тогда в Европу негритянская скульптура, важное значение имело также творчество постимпрессиониста Поля Сезанна, у которого они заимствовали идею упрощения предметов до геометрических форм — шара, куба, цилиндра, призмы. Поэтому их творчество в насмешку называли «искусством кубиков». Мир, который они создавали в своих картинах, был граненым и угловатым. 

Главным принципом Пикассо и Брака было то, что художник не должен следовать видимой реальности, но должен сам творить новую реальность, которая подчиняется законам красоты, а не жизни. Они как бы расчленяли реальные предметы и существа на части и затем укладывали эти части по-другому. Они пробовали изображать один и тот же предмет с разных сторон одновременно. Например, человек на портрете мог быть представлен сразу в анфас и в профиль.

Кубисты предпочитали бледные коричневые и серые тона, к которым добавлялись кое-где зеленоватые и тускло-голубые. 

Главным выразительным средством для кубистов были линии и плоскости — часто треугольные. Круг изображаемых предметов был весьма узок: портреты, здания, натюрморты. Если напрячь фантазию, то в изломах линий и пересекающихся плоскостей можно разглядеть столы, вазы, музыкальные инструменты, чаще всего — скрипки и гитары, а также другие предметы четкой геометрической формы.

В поисках новых изобразительных средств кубисты наклеивали на свои картины куски газет, обоев, тканей и т.п. Такие произведения получили название «коллаж», что по-французски означает «наклеивание».

Футуризм

В Италии у кубизма появилось родственное направление — «футуризм» (от итальянского «будущее»). Группа молодых художников, которым надоело бесконечное преклонение в их стране перед искусством прошлого, попытались создать новое, «искусство будущего», как они говорили. Они призывали отвергнуть достижения прошлого и возвеличивать технику и промышленный дух нового времени. Их восхищали железные дороги, опутывающие земной шар, океанские пароходы, удивительные «летательные аппараты», стальные мосты, огромные города, кишащие автомобилями. Однако во всем этом их привлекали илшь внешний облик. 

Футуристы хотели передать в своих произведениях примету нового времени — возросший темп жизни, — располагая на длинном холсте рядом друг с другом, наподобие киноленты, последовательные моменты движения. Футуристы также пытались «изобразить» на картине всевозможные звуки, уличные шумы: для этого они окружали источник звука ярко окрашенными дугами и кругами, которые должны были олицетворять колебания звуковых волн. 

Известными художниками-футуристами были Джакоммо Белла (1871-1958) и Джино Северини (1883-1966).

Футуризм был явлением кратковременным, он просуществовал лишь несколько лет, предшествовавших первой мировой войне.

Сюрреализм

Более долгая жизнь была суждена сюрреализму (от французского «сверхреальное», «сверхестественное»). Это течение неопределенное и оставляющее впечатление болезненного. Реальные существа и предметы выступают здесь в необычных сочетаниях, и поэтому возникают образы, напоминающие фантастические видения или сны. В сюрреализме нет никакого порядка и разумного смысла — все подчиняется случайности сновидения. Появление такого искусства в большой мере было связано с распространенной в начале XX века в медицине точкой зрения, согласно которой в человеческой душе, в подсознании гнездятся первобытные темные силы, которые стремятся подчинить себе сознание и поступки человека. Поэтому некоторые художники пробовали дать выход этим тайным силам, позволить им управлять рукой художника — так, чтобы произведение возникло как бы само собой, без контроля разума. Предшественницей сюрреализма была группировка «Дада» из Швейцарии. Художники, входившие в эту группировку, решительно отвергали старое классическое искусство и пытались сокрушить все, существовавшие до сих пор, законы живописи. Дадаисты, подобно кубистам, пользовались техникой коллажа, т.е. склеиванием разных материалов, и включали в картины случайные предметы.

С сюрреализмом был связан известный художник, который начал писать фантастические картины еще до появления дадаизма. Это живший во Франции, выходец из Беларуси Марк Шагал (1887 — 1985). 

Окончательно сюрреализм сложился к началу 1920-х годов. Многие художники продолжали сочинять дадаистские нелепицы, они выставляли всевозможные готовые предметы, склеивая свои произведения из самых неожиданных материалов, например, из тряпок, окурков и т.п.

Одним из самых известных сюрреалистов был каталонец Сальвадор Дали (1904 — 1989), а также другой выходец из Каталонии — Хоан Миро (р.в 1893 —           ).

Сюрреализм с его склонностью к абсурду был отражением некоторых сторон своей эпохи с ее противоречиями, кризисами, войнами.

Абстракционизм

Одним из самых сложных, самых спорных направлений в свременном искусстве был и остается до сих пор абстракционизм. У широких масс абстракционизм никогда не пользовался признанием. Абстрактная живопись не пытается передать существующее — людей, предметы, пейзажи, события,  хотя для ее создания используются привычные средства живописи: точки, линии, плоскости, цвет. Сочетаниям пятен, линий, цветов они пытаются придать особое значение, отвечающее настроениям и чувствам художника, передающее его отношение к миру. Абстракционисты использовали также одно явление, замеченное еще в эпоху Возрождения, — что по-разному проведенные линии и цветовые созвучия могут вызывать у зрителя определнные настроения. О таком воздействии говорит и то, что мы считаем одни цвета, например, теплыми, а другие — холодными, одни — радостными, другие — мрачными, одни — нежными, другие — грубыми и т.д.

Существует много разновидностей абстрактного искусства под разными названиями. Предшественниками абстракционизма были кубизм, футуризм и дадаизм. Все эти направления уходили от природы, но все же сохраняли с нею хоть слабую связь. А бстракционизм порвал связь с природой окончательно. К абстракционизму почти одновременно пришли художники в Мюнхене, Амстердаме и Москве, это произошло уже в 1910-х годах. Широкое распространение это направление получило в 1930-х годах в Париже, Нью-Йорке, куда эмигрировали, спасаясь от фашизма, многие европейские художники.

Отцом абстракционизма считают русского художника Василия Кандинского (1866-1944).  К некоторым ответвлениям абстракционизма относится творчество русского художника Казимира Малевича (1878-1935). К числу основателей абстракционизма принадлежит также голландец Пит Мондриан (1872-1944).

Абстрактное искусство всегда было непонятно большинству зрителей, поэтому ему на смену пришли направления, которые стремились к большей доступности.

Поп — арт

Одним из сравнительно новых направлений в современном искусстве является поп-арт. Он возник еще в 1950-х годах, но расцет его произошел лет на десять позднее. Возникло новое направление в Соединенных Штатах Америки. Художники стремились сделать искусство понятным широкому зрителю, сделать его популярным — отсюда сокращение «поп» в названии. Однако картины отпугивали публику и критиков своей пошлостью и безысходностью. Поп-художники часто используют фотоснимки, коллажи, готовые предметы, необычные материалы. Картины изображают консервные банкия, бутылки «Кока-колы», рекламные плакаты, увеличенные картинки и т.п.

«Классики» поп-арта — сплошь американцы, самые известные из них —  Роберт Раушенберг и Энди Уорхол (1930-1987).

Наивное искусство

В XX веке все большее внимание стало привлекать одно явление, которое раньше не считали искусством вообще. Это творчество художников-любителей, которое называют наивным или примитивным. Первый наивист, принятый всерьез, был француз Анри Руссо. Большая часть наивистов — это люди, живущие в захолустных городках, деревнях, лишенные возможности учиться живописи, но полные желания творить. Они просто сердечно изображают свои повседневные труды, народные праздники, семейные события, свой родной край, природу, зверей. Даже в технике беспомощных работ наивистов сохранена та свежесть, к которой стремится и высокое искусство.

МОДЕРН (часть 1). Формирование стиля модерн в европейском искусстве


ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ МОДЕРН В ЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ
И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

(МОДЕРН. Часть 1)


    В конце XIX века в Европе зародился новый художественный стиль — модерн (лат. modernus, франц. moderne — новый, современный).
    Знаменательной вехой в истории этого стиля, зародившегося в Бельгии, стало открытие в Париже — тогдашней столице изящных искусств и законодательнице моды, в 1895 году магазина-салона современного искусства с символическим названием «L`Art Nouveau» («новое искусство»).
    Действительно, это оказалось новое искусство, существенным образом отличавшееся от всех предшествующих художественных стилей.
    С одной стороны, модерн стремился вобрать в себя все то, что уже было накоплено человечеством в сфере художественного творчества, а с другой — сказать совершенно новое слово в искусстве, выработать новые формы и образы, создать единый интернациональный стиль. С поставленными задачами модерн справился прекрасно. Он действительно обладал общностью художественного языка, единой системой выразительных средств и приемов.

    Большое значение для развития и утверждения стиля модерн имели организация многочисленных выставок, статьи и рецензии в популярных художественных журналах, появившиеся в городах архитектурные сооружения в новом вкусе.
    Модерн быстро «растворился» в рекламах и афишах, фотографиях и книжных иллюстрациях, в цветных стеклах витражей.


Рекламные плакаты Альфонса Мухи:


    Приметы нового стиля легко узнавались в музыкальных сочинениях и театральных спектаклях. Предметы повседневного быта (мебель, посуда, обои, ткани) и мода того времени наглядно демонстрировали черты стиля модерн.   Теперь отрицать его наличие стало делом бессмысленным и бесполезным.
    Впрочем, как и всегда, нашлось немало критиков, которые дали ему весьма нелицеприятные названия — «новый сладкий стиль», «стиль томной лапши», «стиль ленточный червей».

    В основе нового художественного языка лежала линия — декоративная и динамичная, гибкая и подвижная, передающая энергию жизни. S-образная линия, заимствованная у колышущихся морских волн и водорослей, порхающих бабочек и стрекоз, тянущихся к свету стеблей и цветов лилии и ириса, развевающихся на ветру девичьих волос, определила одну из главных отличительных особенностей стиля модерн — его орнаментальность.


Дом и ателье Виктора Орта
(Брюссель, 1902 г.):


    Бельгийский архитектор Виктор Орта (творчеству которого будет посвящена отдельная часть) дал этой линии выразительное название — «удар бича», а его соотечественник Хенри ван де Велде подчеркивал, что линия модерна отличается «гибкостью и упругостью, способными передать ток рвущейся из природных глубин энергии…».

    Текучая, плавная, непрерывная линия, напоминающая серпантин, заполняла фасады архитектурных сооружений, музыкальные формы, пространство картин или театральной сцены. Орнаментальное начало модерна объединило практически все виды искусства.

    Одним из ярких представителей флорального модерна стал французский архитектор Эктор Гимар (1867 — 1942), создавший свой особый, так называемый стиль Гимара, или «стиль метро», в архитектуре. Его отличали изысканность вьющихся и изогнутых форм, сложная узорность, асимметрия, нарушение естественных пропорций. Линия в его произведениях превращалась в своеобразный элемент организации пространства, лишенного параллельности и симметрии.

    В 1898 году Гимар получил заказ на возведение трех станций парижского метрополитена. Главную цель своего проекта он видел в оформлении наземных павильонов. Впервые достоянием архитектуры стал цветочный декор, ранее использовавшийся лишь для оформления интерьеров. Столбы из железа, раскрашенные темно-зеленым цветом, напоминавшим старую бронзу, служили опорой для входа в метро. Неожиданно возникшие из асфальта металлические сплетения тропических цветов, пучки водяных растений, фонарей в виде ярко-красных тюльпанов поражали воображение зрителей.


Станция метро в Париже,
оформленная Эктором Гимаром (ок.1900 г.):


    Орнаментальность стиля модерн можно объяснить и особым интересом художников к экзотике Востока, и в частности к японскому искусству. Витиеватые, причудливые элементы арабского орнамента: арабески, узоры восточных ковров, силуэты мусульманских минаретов и мечетей, формы сосудов — служили отправной точкой для творчества художников модерна. Из произведений восточного искусства они наследовали идею восточных композиций, красоты и плавности линии, приоритет пустоты  (amor vacui — любовь к пустоте).

    В основе оригинальной и яркой эстетики модерна лежала идея синтеза искусств, стремление к созданию единого стиля в архитектуре, графике, живописи и дизайне. Творчество большинства мастеров модерна отличалось универсальностью. Они умели делать практически все.


Интерьер «Ла Педреры» созданные великим Антони Гауди:

  Характерной приметой стиля модерн стала его функциональность, то есть ориентированность на использование в быту. Перед искусством ставилась задача создания прекрасной и удобной среды, в которой могла бы протекать повседневная жизнь каждого человека. «Искусство для всех» стремилось к применению экономичных материалов: стекла, бетона и металла. Например, стекольные мануфактуры создавали не только единичные высокохудожественные произведения, но и не уступавшие им по качеству массовые, серийные изделия.

    На рубеже XIX — XX веков стиль модерн охватил почти все европейские страны. Он перешагнул и на Американский континент, где получил довольно широкое распространение.
    В каждой из стран он приобрел свое название: «Ар нуво» — во Франции и в Бельгии, «югендстиль» в Германии; «сецессион» — в Австрии, «либерти» — в Италии, «модерн стайл» — в Англии, «модерниссимо» — в Испании, «тиффани» — в США, «модерн» — в России.

    В каждой национальной культуре он оставил яркий и заметный след.
    Вобрав дух своего бурного времени, модерн просуществовал до начала Первой мировой войны, оказав огромное влияние на дальнейшее развитие искусства.
    До середины ХХ века о нем забыли или говорили как о нелепой безвкусице. Но с 1950-х годов оценки были пересмотрены и наступило вторичное открытие модерна.

    Следующая часть будет посвящена модерну в архитектуре и творчеству Виктора Орта.

    Так что, продолжение следует.

    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей

Наверное, каждый слышал такие понятия, как «ар-нуво» и «ар деко». Но много ли тех, кто сможет отличить его от других или назвать стилевую оригинальность? Думаю, что нет. До недавнего времени я тоже не знала, в чем же разница, а теперь я хочу поделиться с вами своими результатами изучения этого красивого стиля, и тем, как легко научиться отличать его от любого другого, к примеру, от «ар деко», который существовал следом после.

Итак, стиль «ар-нуво».

Этот стиль зародился в начале 1880-х годов и длился вплоть до Первой Мировой войны. Дословно название стиля переводится как «новое искусство». Интересно, что в разных странах этот стиль имел свое название (в Австрии — «Весна 1900», а в Италии — «Liberty»).

В основе этого стиля лежит идеология сотворения прекрасного!

Коротко расскажу вам о развитии этого стиля в разных направлениях: архитектуре, дизайне мебели и ювелирном искусстве, а после перечислю выделю ключевые особенности данного стиля и приведу примеры основных представителей по направлениям.

Начну я, пожалуй, с архитектуры. В архитектуре в этот период стали появляться кованые элементы и дерево, углы при постройках начали сглаживаться, появилась плавность линий и витражи. Одни линии «перетекают» в другие, создавая единый образ. На фасадах стали использовать символичные образы, естественные природные формы, например, листья, деревья, цветы.

Архитектура начала перекликаться с дизайном — архитекторы разрабатывали не только дизайн дома, но еще и предметы интерьера в этом стиле. В дизайне интерьеров и дизайне мебели использовались разные виды органической жизни: кожа рептилий, соты, крылья и даже форма человеческой почки! В этот же период и появились всем известные светильники ЛуисаТиффани.

В ювелирном искусстве преобладал образ женщины-цветка и женщины-насекомого (женщина-бабочка или женщина-стрекоза). Чтобы показать и передать цвет, мастера начинают использовать эмаль в своих изделиях.

В текстиле и моде: формы костюма становятся мягкими, и постепенно исчезают корсеты. Для декора использовали цветы, а мягкие складки платья напоминали листья. Появляется ассиметрия в одежде.

Вот ключевые особенности стиля «ар-нуво», по которым вы легко сможете определить этот стиль:

  • отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий;
  • предпочтение орнаментальной волнистости линии природных форм растительного и животного мира;
  • уникальность форм;
  • декоративность как главная характеристика стиля;
  • ценность ручного труда;
  • стремление архитекторов и художников создать единый стиль, в котором все элементы архитектурного объекта, интерьеров были бы связаны в единое целое. Этот же принцип распространялся на моду.

А теперь предлагаю наглядно посмотреть работы основных представителей «ар-нуво» и уловить эти особенности:

Альфонс Муха (изобразительное искусство):

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 1

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 2

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 3

Виктор Орта и Гектор Гимар (архитектура):

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 4

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 5

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 6

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 7

Луи Мажорель и Карло Бугатти (дизайн мебели):

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 8

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 9

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 10

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 11

Рене Лалик и Луис Комфорт Тиффани (декоративно-прикладное и ювелирное искусство):

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 12

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 13

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 14

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 15

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 16

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 17

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 18

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 19

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 20

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 21

Поль Пуаре и Надежда Ламанова (мода):

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 22

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 23

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 24

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 25

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 26

Ювелирный дом «Фуке» и Рене Лалик (в ювелирном искусстве):

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 27

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 28

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 29

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 30

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 31

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 32

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 33

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей, фото № 34

Надеюсь, вы, как и я, вдохновились красотой и изяществом этого стиля, и теперь с легкостью сможете узнать его в различных изделиях и предметах!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *