Макраме история: Искусство макраме: история возникновения и развития – Макраме — Википедия

Искусство макраме: история возникновения и развития

Многие помнят плетеных сов, которые глядели на нас со стен, и ажурные заплетенные покрывала, которыми накрывали пирамиды из подушек на кровати наши бабушки. У кого-то висят цветы в плетеных горшках, а кто-то и сам с большим удовольствием занимается плетением изделий в технике макраме. Но откуда же взялось это искусство?

Техника узелкового плетения уходит далеко вглубь веков и первоначально использовалась в сугубо практическом смысле. Собственно, как только появились первые веревки, вслед за ними появилась и необходимость как-то скреплять их вместе или крепить к чему-либо. Тогда и возникли узлы. Различного вида узлы использовались разными народами на протяжении всей истории. Узлы помогали в работе, служили амулетами, оберегами, лечили, использовались в магических ритуалах, запрещались, разрешались и, наконец, использовались в качестве украшений и декора.

Древняя цивилизация инков использовала узелковое письмо – кипу. С помощью кипу инки передавали сообщения, вели счет, записывали послания и указы.

Искусство макраме: история возникновения и развития, фото № 1

В древнем Китае, до перехода на иероглифы, тоже было узелковое письмо. Китайские «узелки счастья» до сих пор широко распространены. Упомянутый в греческой мифологии Гордиев узел, стал нарицательным. Выражение «разрубить гордиев узел», говорить об успешном выходе из трудной ситуации. Вообще узлы, как тот или иной способ передачи информации, использовались многими народами. На Руси ворожеи вязали ведовские и обережные узлы – наузы.

Искусство макраме: история возникновения и развития, фото № 2

С развитием мореходства происходит и развитие узелкового плетения. Существует не менее 100 различных морских узлов, которые используются и по сей день. Моряки, подолгу проводящие свое время в море, плели из морских узлов различные украшения, чтобы скоротать время. Считается, что жители Китая, Индии и Испании переняли от них искусство плетения узлов где-то в 14 веке.

Искусство макраме: история возникновения и развития, фото № 3

Примерно в это время макраме увлекает и жителей Италии. Появляются различные школы, а в Турине Валентина Кавандоли начинает обучать этому искусству детей и, впоследствии, создает новый вид плотного плетения, который сейчас так и называют «кавандоли» или гобеленовое плетение. Затем этот вид рукоделия продвигается дальше в Европу. 17-18 век богат на плетеные изделия, которые присутствовали как в одежде, так и в повседневном быту. Высший свет Англии обязательно имел в элементах одежды украшения из плетеных золотых нитей.

Именоваться словом «макраме» данный вид рукоделия стал в 19 веке. Кто-то приписывает происхождение слова арабскому, а кто-то турецкому языку. Но в обоих языках значение сходно, присутствует и бахрома, и кружево. На это время приходится и новая волна популярности макраме. Французы выпускают «Энциклопедию женских рукоделий» с целым разделом о макраме. С конца 19 начала 20 века макраме приходит и в Россию, начиная свой путь с Прибалтики и постепенно завоевывая места в сердцах русских рукодельниц.

Так переменно, то затухая, то вновь возносясь на пик популярности, макраме добралось до нашего века. В последнее время вновь заметна волна интереса к этому древнему виду рукоделия. Панно и шали, шапочки и покрывала, кошельки и сумки, салфетки, ковры, гамаки, абажуры и шторы – вот далеко не полный список того, что можно сделать в технике макраме. Отдельно стоит упомянуть такое явление, как микромакраме. Эта техника, взяв основной принцип узелкового плетения, основывается на использовании тонкой нити и искусственных или натуральных камней, бисера, бусин и другой фурнитуры. Она позволяет создавать потрясающие по красоте украшения, предметы быта и даже картины.

В итоге, пройдя путь от бытового и магического применения, макраме из обычного узла превратилось в произведение искусства. И каждый из вас при желании может украсить свою жизнь изделиями из него либо своими руками, либо обратившись за помощью к мастеру.

Искусство макраме: история возникновения и развития, фото № 4

Искусство макраме: история возникновения и развития, фото № 5

Искусство макраме: история возникновения и развития, фото № 6

Макраме — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 декабря 2014; проверки требуют 37 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 декабря 2014; проверки требуют 37 правок.

Макраме́ (фр. Macramé, от араб. مقرمة‎ «тесьма, бахрома, кружево» или с тур. — «шарф или салфетка с бахромой») — техника узелкового плетения. Разновидность прикладного искусства.

Декоративная решетка на окне из макраме Макраме в элементах одежды

Материалы для плетения могут быть самыми разными: пеньковая или льняная верёвки, бумажная бечёвка, кордовая или шёлковая леска, льняные, хлопчатобумажные, шёлковые или синтетические нити, плоская тесьма, сизаль. Главное — правильно подобрать узлы.

Требования к материалу для плетения макраме[править | править код]

Плетение макраме

Материал для плетения макраме должен быть прочным, в меру скрученным и податливым. Если хотите получить четкий рельефный узор, то материал для плетения макраме нужно туго скручивать.

Нити во время плетения макраме можно удлинять. Ведь не всегда можно отрезать необходимую длину нити. Можно поступить и по другому. Нужно поменять местами длинную и короткую нити. Но лучше всего прикреплять один конец нити к другому с помощью узлов. При этом лишние концы нити можно легко срезать. Очень просто соединять капроновые нити, так как они плавятся.

  • Струбцины небольших размеров, для крепления к столу.
  • Поролоновая подушка или кусок пенопласта (для плетения изделий неправильной формы), прикрепляемые к столу или спинке стула.
  • Металлические кольца для изготовления кашпо и абажуров.
  • Сост. Ашастина Е. Н. Ажурная вязь макраме. — СПб.: Издательство «Литера», 1998. — ISBN 5-86617-003-5.

История плетения Макраме

Макраме (фр. Macramé, от арабск. —  тесьма, бахрома, кружево или от турецк. — шарф или салфетка с бахромой) —  техника узелкового плетения. 

С ее помощью люди издавна обогащали свой интерьер и создавали прекрасные украшения и предметы гардероба.

Салфетки, панно, абажуры, кашпо, сделанные своими руками, придадут Вашему дому неповторимый уют, а плетеные украшения, сумочки, пояса подчеркнут Вашу индивидуальность.

Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности, еще с первого завязывания узлов на каменном топоре и первой циновке. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII—IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции. 

В наше время насчитывается 6 видов узелкового плетения, и сотни всевозможных узлов. В древние времена узелки также применялись для узелкового письма, а также проведения сложных математических расчетов. Древние китайцы использовали узелки в качестве напоминалок, своего рода, органайзер.

 Также им был изобретен прообраз калькулятора — «суаньпан» — бусинки, нанизанные на прутки. Еще одно название имеет похожая на эту конструкция — «абак» (древние счеты). Узелковое письмо использовалось многими народами не ьолько для передачи символов, но и для счета. Жители Перу использовали узелковое письмо кипу на протяжении многих лет, а индейцы Северной Америки применяли письмо из узлов — вампум, что означало «нити с нанизанными на них раковинами». Из раковин разных цветов с помощью узлов создавался узор, имевший определенный символ, например, красный топор на черном фоне символизиоровал начало войны, белый цвет — счастье, благополучие, мир.

У японцев тоже есть свое плетение — кумихимо, что «плетение веревок» (kumi — плетение, складывание вместе, himo — веревка, шнурок). До сих пор существуют символичные японские узлы, завязывание которых остается искусством, передающимсчя из поколения в поколение. 

Во времена Киевской Руси узелки применялись во многих ремеслах, таких как канатник, ременник, мошенник, броздочник и т.д. Декоративное плетение на Руси называлось

узорочьем, с его помощью изготавливались всевозможные украшения, предметы декора, обереги, легкая обувь, головные уборы, упряжь лошадей и многое другое. 

Когда плетение узлов приравняли к языческим обрядам, его стали запрещать и объявили преступным, колдовским. Узлы-амулеты находились под запретом, а люди, в основном, знахари, изготавливающие этим способом обереги подвергались гонениям.

В Древней Греции очень любили устраивать различные соревнования во время народных гуляний. Для того чтобы проявить смекалку и ловкость, жители Греции завязывали и развязывали очень сложный узел, известный сейчас как «турецкий». Некоторые историки считают, что это и есть тот самый легендарный Гордиев узел, который, не сумев распутать, Александр Македонский разрубил мечом, дабы заполучить, обещанную по легенде, власть над Азией.

В Древней Скандинавии кожаными шнурами оплетали оружие, шлемы, плели ремни и обувь. Вот так современные немецкие мастера воссоздают скандинавские клинки с плетеной рукояткой: 

Развитию макраме очень помог парусный флот. Издавна моряки в своем деле использовали веревку и узел для изготовления сетей, соединения двух веревок в одну,  оплетения различных конструкций для прочности, украшения рулевых колёс. Известно около четырёх тысяч морских узлов. Сейчас морские узлы используются альпинистами для навязывания страховки и т.д. Известно, что первый альпинист покорил горную вершину, имея лишь веревку и знание узловой техники. Многие морские узлы благодаря своей красоте и оригинальности перешли в художественное ремесло — макраме. Получаемые узоры отличаются не только красотой, но и прочностью. Недаром один из основных узлов макраме — двойной плоский — в древности называли Геркулесовым узлом.

Морские узлы, Морской музей в Хайфе

Особую известность узелковое плетение приобрело в Италии в средние века. Мастера изготавливали великолепные кружева, которыми украшали одежду, балдахины, покрывала, занавеси.

Из Италии в XVII веке, прародитель макраме продолжил свой путь по странам Северной Америки и Северной Европы. Самое большое признание новое веяние моды получило в Англии. Узелковое кружево из золотых нитей было непременным атрибутом одежды духовенства и членов королевской семьи.

Техника «Кавандоли» более известна как «гобеленовое плетение». В 15 веке в одной из итальянских школ, в городе Турине, открылась школа по макраме. Она называлась «Дом солнца». В ней преподавала Валентина Кавандоли, обучая детей 5-6 лет плести кошельки и сумочки. Именно она придумала плотное плетение в два и более цветов, которое теперь так и называется – Кавандоли. Гобеленовым это плетение называют за сходство фактуры получаемого полотна с настоящим тканым гобеленом. Полотно Кавандоли выглядит тем красивее и эффективнее, чем меньшей толщины нити используются в плетении.

Гобелен XV века, Дама с единорогом

Привычное нам название «макраме», узелковое плетение получило только в XIX веке, получило множество различных течений, оставив в своей основе узлы, известные нашим предкам еще сотни лет назад. Сегодня эта техника набирает популярность, ведь с появлением новых материалов узоры макраме выглядят очнеь красиво, симметрично, а изделия радуют своей неповторимостью и самобытнгостью. Предлагаем и Вам окунуться в мир узелкового плетения и овладеть его навыками в совершенстве, чтобы в дальнейшей создавать эксклюзивные декоративные изделия для Вас и Ваших близких своими руками!


Запутанные истории: 35 идей макраме в интерьере

Все мы хотим уютный и красивый дом, который стал бы нашим пристанищем после продолжительного рабочего дня, а также прекрасным местом для отдыха и досуга. Вариантов осуществления такого желания существует огромное множество, но многие дизайнеры сходятся в том, что именно техника макраме может стать прекрасным дополнением и акцентом в вашем доме. Почему? Давайте разберемся вместе:

1) элементы ручной работы всегда привносят уют и особую теплую атмосферу дома;

2) макраме – неотъемлемый элемент таких столь популярных стилей, как бохо, этно, винтаж, лофт и сканди;

3) вы можете создать такой «уют» своими руками;

4) у макраме широкий спектр использования (это не только декор, но и практичный элемент интерьера).

С аргументами «за» разобрались, а теперь я предлагаю вам 35 идей по использованию макраме в вашем доме.

Панно

«Картина на стене» звучит слишком банально? Тогда вы можете подобрать необычный рисунок макраме для вашего дома

Ширмы

Сейчас не так часто встречаются ширмы, поэтому почему бы их не использовать этот необычный элемент для зонирования помещения?

Перегородки

Перегородка в технике макраме добавит свет и свободу передвижения в доме

Шторы

Макраме, вместо кусков ткани выглядит куда интереснее, не так ли?

Мебель

Такая мебель словно переносит вас в домик на побережье

Элементы декора

Пледы, коврики, декоративные подушки и подвесные кашпо… Чего только не придумаешь с макраме?!

Какие идеи понравились вам больше всего? Делитесь своими находками в комментариях!

Если публикация была вам полезна, ставьте «Нравится» и оценивайте её по звездной шкале 🙂

Желаю вам творческого вдохновения во всех начинаниях!

История макраме

Макраме – древнейший вид рукоделия. Техника этого искусства заключается в узелковом плетении.

История возникновения искусства макраме, началась с того момента как завязался самый первый узелок. Следующим этапом развития плетения становятся сети из трав и шерсти животных.

Изготовление сетей претерпевало различные изменения, древние люди начинали от изобретения простейших безузловых сетей, и со временем трансформировали её в крученую. Такое плетение применяется и в наше время для плетения крышек от корзин.

В племенах древних инков присутствовала узелковая письменность. Узлы использовались для передачи и сохранения информации. Также с их помощью производились довольно сложные, для того времени математические расчёты. Китайцы использовали узелки в качестве памяток. Женщины северных народов, украшали плетёными изделиями свои жилища и одежду.

Во времена Киевской Руси около сорока видов ремёсел имели самое непосредственное отношению к узлоплетению: канатник, кнутник, ременник, мошенник, броздочник т.п.

С помощью узорочья, так называлось декоративное плетение на Руси, изготавливались головные уборы, лёгкая обувь, сумки для стрел, упряжь для лошадей и многое другое.

Со временем плетение узлов на Руси приравняли к языческим обрядам. Этот вид рукоделия приобрёл статус преступного, колдовского. Узлы-амулеты находились под строжайшим запретом.

В Риме тоже не обошлось без запретительных правил, так сенаторам было воспрещено использовать в одежде какие-либо завязки. Но все эти табу, имели недолгое существование.

В Древней Греции очень любили устраивать различные соревнования во время народных гуляний. Для того чтобы проявить смекалку и ловкость, жители Греции завязывали и развязывали очень сложный узел, известный сейчас как «турецкий». Некоторые историки считают, что это и есть тот самый легендарный гордиев узел, который, не сумев распутать, Александр Македонский разрубил мечом, дабы заполучить, обещанную по легенде, власть над Азией.

Но наиболее значимую лепту, приблизительно в IX веке внесли моряки парусного флота. В силу своей профессии они должны уметь, как раньше, так и посей день, завязывать разнообразные узлы. Известно не менее четырёх тысяч морских узлов. В свободное время, обязанность переросла в развлечение, и они оплетали всё подряд: фляги, бутылки, рукоятки ножей и т.п. В XIV веке, жители Китая, Испании и Индии переняли от мореходов, бороздивших просторы океанов и морей, технику морского плетения. Большинство морских узлов используется и сегодня в технике макраме благодаря своей красоте и крепости.

Особую известность новое увлечение приобрело в Италии. Были открыты школы, в которых дети обучались искусству плетения. Мастера изготавливали великолепные кружева, которыми украшали одежду, балдахины, покрывала, занавеси.

Из Италии в XVII веке, прародитель макраме продолжил свой путь по странам Северной Америки и Северной Европы. Самое большое признание новое веяние моды получило в Англии. Узелковое кружево из золотых нитей было непременным атрибутом одежды духовенства и членов королевской семьи.

Привычное для нашего слуха название «макраме», это вид рукоделия получил лишь в XIX веке. Само слово «макраме» имеет арабские корни и означает «кружево» или «бахрома».

Для плетения того времени использовались шёлковые нити и шнурки, шерсть, золотая канитель.

Мастера макраме стали сочетают плетёные изделия с различными декоративными элементами, например, янтарём, бусинами, жемчугом, деревом.

В настоящее время, особый модный шик приобрели вещи, сделанные своими руками. Искусство макраме переживает новую волну признания, множество людей сделали его своим хобби.

Появились настоящие мастера своего дела, которые превратили модное увлечение в профессиональную деятельность.

Что же плетут в технике макраме? «Классические», то есть повсеместно распространенные изделия — это кашпо (для подвешивания комнатных цветов), панно (украшение интерьера), пояса, очешники, кошельки и сумки, корзины, игрушки (в технике объемного макраме), межкомнатные шторы, салфетки и подставки под горячее, коврики, шали, оплетенные сосуды (вазы и бутылки)…
Отдельно следует упомянуть о микромакраме — это плетение из тонких нитей, которое используется для создания одежды, украшений (кулонов, колье, браслетов, сережек, подвесок, брошей), брелоков, закладок для книг, цветов, тесьмы, бахромы, и даже целых картин.


Шторы в технике макраме. Работы Галины Последович, г. Бобруйск

Модели одежды, выполненные в технике макраме. Автор Юлия Куц, г.Тюмень

Похожие материалы:

Новые статьи:


Макраме. История возникновения. | Colors.life

Макраме – это древнейший вид рукоделия, пришедший к нам сквозь толщу веков.
Техника этого искусства заключается в узелковом плетении. Само слово «макраме» имеет арабские корни и означает «кружево» или «бахрома».
В технике макраме изготавливают множество прекраснейших вещей, с помощью которых можно украсить интерьер. Кашпо, абажуры, панно, скатерти, салфетки, подставки, занавеси и многие другие предметы, придадут декору изысканность и неповторимость. Предметы гардероба также не останутся без внимания. Пояса, сумки, кошельки, кулоны, шарфы и шали, выполненные рукодельницами, добавят вашему стилю благородности и утончённости.
История возникновения искусства макраме, началась с того момента как завязался самый первый узелок. Следующим этапом развития плетения становятся сети из трав и шерсти животных. Изготовление сетей претерпевало различные изменения, древние люди начинали от изобретения простейших безузловых сетей, и со временем трансформировали её в крученую. Такое плетение применяется и в наше время для плетения крышек от корзин.
В племенах древних инков присутствовала узелковая письменность. Узлы использовались для передачи и сохранения информации. Также с их помощью производились довольно сложные, для того времени математические расчёты. Китайцы использовали узелки в качестве памяток. Женщины северных народов, украшали плетёными изделиями свои жилища и одежду.
Во времена Киевской Руси около сорока видов ремёсел имели самое непосредственное отношению к узлоплетению: канатник, кнутник, ременник, мошенник, броздочник т.п.
С помощью узорочья, так называлось декоративное плетение на Руси, изготавливались головные уборы, лёгкая обувь, сумки для стрел, упряжь для лошадей и многое другое.

Реклама

Со временем плетение узлов на Руси приравняли к языческим обрядам. Этот вид рукоделия приобрёл статус преступного, колдовского. Узлы-амулеты находились под строжайшим запретом.
В Риме тоже не обошлось без запретительных правил, так сенаторам было воспрещено использовать в одежде какие-либо завязки. Но все эти табу, имели недолгое существование.
В Древней Греции очень любили устраивать различные соревнования во время народных гуляний. Для того чтобы проявить смекалку и ловкость, жители Греции завязывали и развязывали очень сложный узел, известный сейчас как «турецкий». Некоторые историки считают, что это и есть тот самый легендарный гордиев узел, который, не сумев распутать, Александр Македонский разрубил мечом, дабы заполучить, обещанную по легенде, власть над Азией.
Но наиболее значимую лепту, приблизительно в IX веке внесли моряки парусного флота. В силу своей профессии они должны уметь, как раньше, так и посей день, завязывать разнообразные узлы. Известно не менее четырёх тысяч морских узлов. В свободное время, обязанность переросла в развлечение, и они оплетали всё подряд: фляги, бутылки, рукоятки ножей и т.п. В XIV веке, жители Китая, Испании и Индии переняли от мореходов, бороздивших просторы океанов и морей, технику морского плетения. Большинство морских узлов используется и сегодня в технике макраме благодаря своей красоте и крепости.
Особую известность новое увлечение приобрело в Италии. Были открыты школы, в которых дети обучались искусству плетения. Мастера изготавливали великолепные кружева, которыми украшали одежду, балдахины, покрывала, занавеси.
Из Италии в XVII веке, прародитель макраме продолжил свой путь по странам Северной Америки и Северной Европы. Самое большое признание новое веяние моды получило в Англии. Узелковое кружево из золотых нитей было непременным атрибутом одежды духовенства и членов королевской семьи.

Привычное для нашего слуха название «макраме», это вид рукоделия получил лишь в XIX веке.
Для плетения того времени использовались шёлковые нити и шнурки, шерсть, золотая канитель.
Мастера макраме стали сочетают плетёные изделия с различными декоративными элементами, например, янтарём, бусинами, жемчугом, деревом.
В настоящее время, особый модный шик приобрели вещи, сделанные своими руками. Искусство макраме переживает новую волну признания, множество людей сделали его своим хобби.
Появились настоящие мастера своего дела, которые превратили модное увлечение в профессиональную деятельность.
Макраме всегда будет пользоваться популярностью и это довольно легко объяснить. Научиться узлоплетению может каждый, кто имеет хоть немного терпения и усидчивости. Да и особых инструментов в этом виде рукоделия не нужно: маленькая подушечка и булавки. Материалом послужит любая понравившаяся нить, тесьма, верёвка.
Изделия выполненные в технике макраме, никого не оставят равнодушным своим изяществом и красотой, а лёгкость выполнения подвигнет вас на создание своими руками прекрасных и неповторимых вещей. И как знать, может и вам понравится новое увлечение, расстаться с которым вы не сможете никогда.

История макраме

Макраме (от арабск. — тесьма, бахрома, кружево или от турецк. — шарф или салфетка с бахромой) — техника узелкового плетения.

Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII—IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.

Изделия макраме отражали в своих полотнах и художники. Одним из первых это сделал Сандро Ботичелли. В картине «Поклонение волхвов» (1476-1477гг.) на одном из персонажей надета шапочка макраме.

В 17 веке макраме из Италии распространилось в Северную Европу и Северную Америку. Тогда же оно стало очень популярным в Англии.

В те времена многие модницы Европы украшали свои одежды узелковым кружевом.

Искусством плетения во все времена владели очень немногие мастера. Они создавали прекрасные образцы плетеных изделий: шторы, покрывала, чехлы для музыкальных инструментов. Кружево, которое они плели из золотых нитей, украшало одежды лиц духовного и королевского сана.

Как бы надолго ни забывалось искусство плетения, оно возрождалось с новой силой и не только приобретало новые черты, но и меняло свое название. В разные времена искусство плетения называлось: квадратное плетение, узелковое кружево, узелковая бахрома. И только в 19 веке этот вид рукоделия, ремесла и искусства стали называть макраме. В переводе с турецкого «макрама»это шарф или салфетка с бахромой, в переводе с арабского «миграмах»это бахрома или шарф, украшенный плетеным кружевом.

Новая волна возрождения макраме началась в 19 веке. Образцы плетеных изделий того времени, хранящиеся в различных музеях мира, выполнены в основном на основе горизонтального узла (репсового или двойного) во всех вариациях: ромбы, цепочки, уголки, клеточки. Для плетения тогда применяли разнообразные материалы: шелковые и хлопчатобумажные нити, шелковый шнурок, золотую канитель, шерсть.

С двадцатых годов нашего века макраме вновь возрождается и входит в моду. Плетеными изделиями — коврами, салфетками, абажурами, ширмами, а позже и шторами, кашпо — стали украшать комнаты. Плетеные панно начали комбинировать с ткачеством. Макраме нашло широкое применение и при создании таких предметов, как качалка, гамак, беседка. Сейчас возможности макраме еще более расширились.

По-прежнему используя макраме для украшения одежды и интерьера комнат, к нему постепенно стали обращаться и при оформлении общественных помещений. Так, в интерьере кафе «Пасиматимас» в Каунасе (художник В.Барткувене) использовано сочетание макраме и ткачества. На стенах там размещены декоративные элементы, выполненные из веревки. Плетеные светильники удачно сочетаются с преобладающим теплым коричневым цветом помещения. Основным же элементом оформления является панно-макраме.

В одном из Дворцов культуры Красноярска окна украшены шторами макраме.

При оформлении спектакля «Дон Кихот» декораторы музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в Москве использовали технику макраме.


В последние годы на выставках декоративно-прикладного искусства в нашей стране всегда бывают представлены работы макраме, выполненные и профессионалами, и художниками-любителями. Так, художник по гобелену Т. Мязина показала работу в технике макраме «Размышления о подсолнухе» (Зональная подмосковная выставка, 1980г.) и «Березовая роща» (Всероссийская выставка «По родной стране», 1982г.). Эти работы проникнуты теплотой и любовью к нашей родной земле.

Украинский художник Д. А. Захарченко работает в основном как график, но последнее время он обратился к текстилю. Настенные украшения, сделанные им из простого материала — пеньковой веревки, не только создают уют и являются эффектным дополнением к интерьеру, но и вносят какую-то неповторимость. Д. А. Захарченко оформил в технике макраме сцену Дома композиторов в Киеве.

В работах прибалтийских мастеров широко представлены настенные панно, в которых главным образом присутствуют элементы геометрического орнамента. При создании своих композиций художники Прибалтики опираются на традиции народного искусства. При этом в плетении они предпочитают натуральный цвет пеньки, а если и подкрашивают материал, то только в глухие и пастельные тона. Используя макраме для выполнения нагрудных украшений, прибалтийские мастера часто применяют янтарь.

Популярность макраме в нашей стране росла постепенно. Началась она в семидесятые годы в Прибалтике и уже оттуда распространилась по всей стране. Отвечая на вопросы читателей: «Что такое макраме?», газета » Советская культура» предоставила слово профессору, народному художнику Латвийской ССР Р. К. Хеймрату — известному мастеру гобелена, участнику крупных советских и зарубежных выставок, создателю национальной школы латвийского гобелена.

Бытует мнение, что истоки декоративного искусства плетения следует искать в древнем Китае и Японии. Но археологические находки в других странах подтверждают распространение узелкового плетения и в других частях мира, например, в египетских гробницах найдены образцы узелкового плетения, которым более 4-х тысяч лет.

В истории человечества поразному завязанные узлы играли еще одну важную роль, они являлись способом накопления и передачи информации из поколения в поколение. В древней культуре инков существовала развитая система узелковой письменности, а в археологических раскопках найдены и четки в виде ожерелья из узелков. Систему письменности можно было расшифровать по форме, размерам, цвету и по взаимному сочетанию узлов. Аналогичный вид применения этой техники найден в древнем Китае и у индейцев Северной Америки. По сей день сохранился обычай: чтобы не забыть — завязать узелок на память.

За свою историю макраме неоднократно претерпевало забвение, но неизменно возрождалось, привнося новые приемы, новые материалы и способы применения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *