Культура руси 10 13 века архитектура: Культура Руси X–XIII вв.: архитектура, литература, зодчество – Архитектура Руси 10 -13 века Говорят

Культура Руси X–XIII вв.: архитектура, литература, зодчество

Становление и развитие древнерусской культуры было неразрывно связано с теми же историческими факторами и условиями, которые оказывали влияние на формирование государственности, развитие хозяйства Руси, политической и духовной жизни общества. Богатейшее культурное наследие восточных славян, их верования, опыт, обычаи и традиции – все это органично соединилось с элементами культуры соседних стран, племен и народов. Русь не копировала и не заимствовала безоглядно чужое наследие, она синтезировала его со своими культурными традициями. Открытость и синтетичность русской культуры во многом определили ее своеобразие и неповторимость.

Устное народное творчество продолжало развиваться и после появления письменной литературы. Русский эпос XI – начала XII в. обогащается сюжетами, посвященными борьбе с половцами. Образ Владимира Мономаха, инициатора борьбы с кочевниками, слился с образом Владимира Святославича. К середине XII – началу XIII в. относится появление новгородских былин о “госте” Садко, богатом купце, происходящем из древнего боярского рода, а также цикл сказаний о князе Романе, прототипом которого являлся знаменитый Роман Мстиславич Галицкий.

Древняя Русь знала письменность еще до официального принятия христианства. Об этом свидетельствуют многочисленные письменные источники, такие как договор князя Олега с Византией, и археологические находки. Приблизительно в первой половине I тысячелетия н. э. возникло примитивное пиктографическое письмо (“черты” и “резы”). Позднее для записи сложных текстов славяне использовали так называемую протокириллицу. Создание славянской азбуки связано с именами христианских миссионеров братьев Кирилла (Константина) и Мефодия. Во второй половине IX в. Кириллом была создана глаголица – глаголический алфавит, а на рубеже IX–X вв. на основе греческого письма и элементов глаголицы возникла кириллица – более легкий и удобный алфавит, который и стал единственным у восточных славян.

Крещение Руси в конце X в. способствовало быстрому развитию письменности и распространению грамотности. Славянский язык, понятный всему населению, использовался в качестве языка церковной службы, а вследствие этого произошло и его становление как литературного. (В отличие от католических стран Западной Европы, где языком церковной службы была латынь, и поэтому раннесредневековая литература преимущественно была латиноязычной.) Из Византии, Болгарии, Сербии на Русь стали привозить богослужебные книги и религиозную литературу. Появилась переводная греческая литература церковного и светского содержания – византийские исторические сочинения, описания путешествий, жизнеописания святых и др. Первые из дошедших до нас рукописных русских книг относятся к XI в. Древнейшими из них являются “Остромирово евангелие”

, написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 г., и два “Изборника” князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг. Высочайший уровень мастерства, с которым исполнены эти книги, свидетельствует о существовании уже к этому времени традиций изготовления рукописных книг.

Христианизация Руси дала мощный толчок распространению грамотности. “Книжными мужами” были князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл.

Высокообразованные люди встречались в среде духовенства, в кругу богатых горожан и купечества. Не редкостью была грамотность и в среде простолюдинов. Об этом свидетельствуют надписи на ремесленных изделиях, стенах церквей (граффити), наконец, берестяные грамоты, впервые обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде в 1951 г., а затем и в других городах (Смоленске, Пскове, Твери, Москве, Старой Руссе). Широкое распространение писем и других документов на бересте свидетельствует о довольно высоком уровне образованности значительного слоя древнерусского населения, особенно в городах и их пригородах.

На основе богатых традиций устного народного творчества возникла древнерусская литература. Одним из ее основных жанров стало летописание – погодное изложение событий. Летописи являются ценнейшими памятниками всей духовной культуры средневекового общества. Составление летописей преследовало вполне определенные политические цели, являлось делом государственным. Летописец не только описывал исторические события, он должен был дать им оценку, отвечающую интересам князя-заказчика.

По мнению ряда ученых, начало летописания относится к концу X в. Но древнейшая дошедшая до нас летопись, основанная на более ранних летописных записях, датируется 1113 г. Она вошла в историю под названием “Повесть временных лет” и, как принято считать, была создана

монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Отвечая на поставленные в самом начале повествования вопросы (“Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть”), автор разворачивает широкое полотно русской истории, которая понимается как составная часть истории всемирной (под всемирной в те времена подразумевалась история библейская и римско-византийская). “Повесть” отличается сложностью состава и многообразием включенных в нее материалов, она вобрала в себя тексты договоров, как бы иллюстрирующие записи событий, пересказы народных преданий, исторические повести, жития, богословские трактаты и др. Позднее

Повесть временных лет”, в свою очередь, вошла в состав других летописных сводов. С XII в. в истории русского летописания начинается новый период. Если раньше центрами летописания были Киев и Новгород, то теперь, после раздробления Русской земли на множество разновеликих княжеств, летописи создаются в Чернигове, Смоленске, Полоцке, Владимире, Ростове, Галиче, Рязани и других городах, обретая более локальный, местный характер.

Одним из древнейших памятников древнерусской литературы является знаменитое “Слово о Законе и Благодати” княжеского священника в Берестове и будущего первого киевского митрополита из русских Илариона (40-е гг. XI в.). Содержанием “Слова” стало обоснование государственно-идеологической концепции Древней Руси, определение места Руси среди других народов и государств, ее вклада в распространение христианства. Идеи произведения Илариона нашли развитие в литературно-публицистическом памятнике второй половины XI в. “Памяти и похвале Владимиру”, написанном монахом Иаковом, а также в “Сказании о Борисе и Глебе” – о первых русских святых и покровителях Руси.

В начале XII столетия в древнерусской культуре формируются новые литературные жанры. Таковыми являются

поучения ж хождения (путевые заметки). Наиболее яркими примерами служат “Поучение детям”, составленное на склоне лет киевским великим князем Владимиром Мономахом, а также созданное одним из его сподвижников, игуменом Даниилом, знаменитое “Хождение”, описывающее его путешествие по святым местам через Константинополь и о. Крит в Иерусалим.

В конце XII в. было создано самое знаменитое из поэтических произведений древнерусской литературы – “Слово о полку Игореве”. Основой сюжета этого небольшого светского произведения стало описание неудачного похода против половцев новгород-северского князя Игоря Святославича (1185). Неизвестный автор “Слова” принадлежал, видимо, к дружинной знати одного из южнорусских удельных княжеств. Главной идеей “Слова” стала необходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности. При этом автор не являлся сторонником государственного объединения Русской земли, его призыв направлен к согласию в действиях, к прекращению междоусобий и княжеских распрей. Видимо, эти идеи автора “Слова о полку Игореве” не нашли отклика в тогдашнем обществе. Косвенным свидетельством тому служит судьба рукописи “Слова” – оно сохранилось в единственном списке (который погиб во время пожара 1812 г. в Москве).

Гораздо более распространено на Руси было другое замечательное произведение, сохранившееся в двух основных редакциях, – “Слово”, или “Моление”, Даниила Заточника (конец XII – первая четверть XIII в.). Оно написано в форме обращения к князю от имени автора – обедневшего княжеского слуги, возможно, дружинника, попавшего в опалу. Убежденный сторонник сильной княжеской власти, Даниил рисует идеальный образ князя – защитника своих подданных, способного оградить их от произвола “сильных людей”, преодолеть внутренние распри и обеспечить безопасность от внешних врагов. Яркость языка, мастерская рифмованная игра словами, обилие пословиц, афористичность, остросатирические выпады против бояр и духовенства обеспечили этому талантливому произведению большую популярность на долгое время.

Высокого уровня достигла на Руси архитектура. К сожалению, памятники древнерусского деревянного зодчества до наших дней не сохранились. Немного дошло и каменных сооружений, поскольку значительная их часть была разрушена во время Батыева нашествия. Монументальное каменное строительство началось на Руси в конце Хв., после принятия христианства. Принципы каменного строительства были заимствованы русскими зодчими из Византии. Первая каменная постройка – Десятинная церковь в Киеве (конец X в., разрушена в 1240 г.) была возведена греческими мастерами. Раскопки позволили выяснить, что это было мощное сооружение из тонкого кирпича, украшенное резным мрамором, мозаикой, глазурованными керамическими плитами, фресками.

При Ярославе Мудром (вероятно, ок. 1037) византийскими и русскими мастерами был возведен в Киеве Софийский собор, сохранившийся до наших дней (правда, не в своем первозданном виде, а значительно перестроенным снаружи). Софийский собор – замечательный памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Киевская София уже значительно отличается от византийских образцов ступенчатой композицией храма, наличием тринадцати венчающих ее куполов, в чем сказались, вероятно, традиции русского деревянного зодчества. Внутренние помещения храма украшены мозаиками и фресками, часть которых, видимо, создана русскими мастерами, или, во всяком случае, написана на русские сюжеты.

Вслед за Киевской Софией был возведен Софийский собор в Новгороде (1045–1050). И хотя существует явная преемственность между этими двумя архитектурными памятниками, в облике Новгородской Софии уже угадываются черты будущего новгородского архитектурного стиля. Храм в Новгороде строже киевского, он увенчан пятью куполами, в интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, более суровые и спокойные.

С XII в. начался новый этап в развитии русской архитектуры. Зодчество XII–XIII вв. отличает меньшая монументальность зданий, поиск новых простых и в то же время изящных форм, строгость, даже скупость отделки. Кроме того, при сохранении общих черт архитектуры в разных центрах Руси вырабатываются местные стилевые особенности. В целом же для зодчества этого периода характерно сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля. Особенно интересные постройки этого периода сохранились в Новгороде и в городах Владимиро-Суздальской земли.

В Новгороде сокращается княжеское строительство, заказчиками церквей стали выступать бояре, купцы, жители той или иной улицы. Последняя из княжеских новгородских церквей – скромный и изящный храм Спаса на Нередице (1198), уничтоженный в годы Великой Отечественной войны и затем восстановленный.

Русское средневековое зодчество – одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. В полной мере это относится и к монументальному зодчеству древнейшего, домонгольского периода. Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв. была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в первую очередь живопись и скульптуру. От этой поры до наших дней сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры.
Грозы, пронесшиеся над Русью, к сожалению, стерли с лица земли многие памятники зодчества. Более трех четвертей древнерусских монументальных построек домонгольского периода не сохранилось и известно нам лишь по раскопкам, а иногда даже по одним только упоминаниям их в письменных источниках. Конечно, это очень затрудняло изучение истории древнерусского зодчества. Тем не менее за три последних десятилетия в данной области достигнуты очень большие успехи. Они обусловлены несколькими причинами. Прежде всего следует отметить методологический подход, предусматривающий анализ развития зодчества в неразрывной связи с социально-экономической и политической историей Руси, с развитием русской культуры. Не менее важно и то, что благодаря широкому размаху архитектурно-археологических исследований значительно увеличилось количество памятников, привлекаемых к изучению.

Реставрационные работы, проведенные на многих из них, позволили приблизиться к пониманию первоначального облика сооружений, который за долгие годы существования и эксплуатации, как правило, оказывался искаженным. Очень важно также, что памятники зодчества рассматривают теперь комплексно, учитывая в равной степени и исторический, и художественный, и строительно-технический аспекты.
В результате достигнутых успехов появилась возможность понять пути развития древнерусского зодчества с гораздо большей, чем ранее, полнотой. Не все в этом процессе еще вполне ясно, многие памятники до сих пор еще не изучены, но общая картина тем не менее вырисовывается сейчас уже достаточно определенно.

Приложение.

Культура древней Руси X-XIII века (стр. 1 из 5)

Ивановский филиал ГОУВПО “РГТЭУ”

Контрольная работа

по Отечественной истории

на тему: Культура древней Руси X-XIIIвека

Иваново 2008

Введение

В период складывания и расцвета феодализма на Руси (X -XVII вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и региона имело свои самобытные черты и испытывало влияние соседних земель и государств.

Особенно ощутимым было влияние Византии с момента принятия Русью христианства (988 г.). Вместе с христианством Русь восприняло традиции античной, прежде всего греческой, культуры.

Важно отметить, что русское искусство периода средневековья формировалось в борьбе двух укладов — патриархального и феодального, и двух религий язычества и христианства. И как следы патриархального образа жизни еще долго прослеживается в искусстве феодальной Руси, так и язычества напоминало о себе почти во всех его видах.

Процесс изживания язычества был стихийным, но все-таки делались попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступной людям. Не случайно церкви строились на местах языческих капищ; в нее проникли элементы народного обожествления природы, а некоторым святым стали приписывать роль старых богов.

Восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, восприняла определенные основы языка культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко национальные формы. «Мы взяли из Византии евангелие и традицию,- писал А. С. Пушкин. Конечно, как всякое искусство эпохи средневековья, искусства Древней Руси следует определенным каноном, прослеживающимся и в архитектурных формах, и в иконографии – в живописи. Созданы были даже образцы –«прописи,» «подлинники,» лицевые и толковые (в первых показывалась, как надо писать, во вторых это «толковалось,» рассказывалось), но и следуя каноном, и вопреки им умело проявить себя богатая творческая личность художника. Опираясь на вековые традиции восточно-европейского искусства, русские мастера сумели создать собственное национальное искусство, обогатить европейскую культуру новыми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка.

В домонгольскую пору политическим и культурным центром русской земли был Киев – «мать городов русских,» как назвали его в древности современники, сравнивая по красоте и значимости с Константинополем.

Росту могущества Киева способствовало его географическое положение на пересечении торговых путей из Скандинавских стран на юг, в Царь-град, с запада, из Германии, до Хорезма. При князе Владимире и его сыне Ярославе Киевская Русь стало сильным государством, неизвестном ранее восточным славянам. Русское воинство держало в страхе и византийцев, и хазар. Западные славяне искали с Русью дружбы, германские императоры заключали союзы. Русские князья выдавали своих дочерей замуж за иностранных государей. Так укрепилось международное положение Киевской Руси.

Архитектура

Говорят, что архитектура — это душа народа, воплощённая в камне. К Руси это относится с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и её языческие молельни крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражали свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции сияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Подобного перехода не знала Западная Европа, издревле строившая и храмы, и жилища из камня.

“1Дню русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличиеразного рода пристроек — клетей, переходов, сеней.” Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным дрвением русских деревянных строений. Эта традиция живет и до настоящей поры.

Мир Византии, мир христианства привнес на Русь новый строительный опыт и традиции. Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово-купального храма греков. Квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу, примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец греческие мастера, прибывавшие на Русь начиная со времени Владимира, а также работавшие с ними русские умельцы применяли к традициям русской деревянной архитектуры, привычной для русского глаза и милой сердцу. Если первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь конца X в., были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций. На основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать глав нового храма.

Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества.

Софийский собор, созданный в пору утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что строительство — это тоже политика. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне,— константинопольскому Софийскому собору. В XI в. выросли Софийские соборы в других крупных центрах Руси — Новгороде, Полоцке, и каждый из них претендовал на свой, независимый от Киева престол, как и Чернигов, где был сооружен монументальный Спасопреображенский собор.

По всей Руси были построены многокупольные храмы с толстыми стенами, маленькими оконцами — свидетельства мощи и красоты.

В XII в., по образному выражению одного искусствоведа, по всей Руси прошагали русские однокупольные храмы-богатыри, сменившие прежние пирамиды. Купол возносился вверх на мощном, массивном квадрате. Таким стал Дмитровский собор во Владимире-на-Клязьме, собор святого Георгия в Юрьеве-Польском.

Большого расцвета архитектура достигла в годы правления Андрея Боголюбского. С его именем связаны постройки Успенского собора во Владимире, красиво расположенного на крутом берегу Клязьмы белокаменного дворца в селе Боголюбове, Золотых ворот во Владимире — мощного белокаменного куба, увенчанного златоглавой церковью. При нем же было создано чудо русской архитектуры -речь храм Покрова на Нерли. Князь построил церковь неподалеку от своих палат после кончины любимого сына Изяслава. Эта небольшая однокупольная церковь стала поэмой из камня, в которой гармонично сочетаются скромная красота, тихая грусть, просветленная созерцательность архитектурных линий.

Брат Андрея Всеволод продолжал строительную деятельность. Его мастера оставили потомству замечательный Дмитровский собор во Владимире — величественный и одновременно скромный.

В XII— начале XIII в. строились храмы в Новгороде и Смоленске, Чернигове и Галиче, Пскове и Новгороде-Волынском. Характерной чертой русской архитектуры стала украшающая сооружения резьба по камню. Удивительное это искусство мы видим на стенах соборов во Владимире-Суздальской Руси, в Новгороде, других русских городах.

Другой чертой, роднящей всю русскую архитектуру той поры, было органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом. Посмотрите на церкви той поры, и вы поймёте, о чём идёт.

Просвещение, письменность, книжное дело

Появление письменности было обусловлено внутренними потребностями общества на определенной стадии его развития: усложнением социально-экономических отношений и формированием государства. Это означало качественный скачок в развитии культуры, так как письменность является важнейшим средством закрепления и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения достижений культуры.

Существование у восточных славян письменности в дохристианский период не вызывает сомнения. Об этом свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки. По ним можно составить общую картину становления славянской письменности.

В сказаниях черноризца Храбра «О письменах» (конец IX — начало X в.) сообщается, что «прежде убо словене не имеху книг, но чертами и резами чьтаху и гадаху». Возникновение этого примитивного пиктографического письма («черты и резы») исследователи относят к первой половине I тысячелетия н. э. Область применения его была ограниченной. Это были, видимо, простейшие счетные знаки в форме черточек и зарубок, родовые и личные знаки собственности, знаки для гадания, календарные знаки, служившие для датировки сроков начала различных сельскохозяйственных работ, языческих праздников и т. п. Такое письмо было непригодно для записи сложных текстов, потребность в которой появилась с зарождением первых славянских государств. Славяне стали использовать для записи родной речи греческие буквы, но «без устроения», т. е. не приспособив греческий алфавит к особенностям фонетики славянских языков (протокириллица).

Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монаховмиссионеров Кирилла и Мефодия. Но древнейшие памятники славянской письменности знают два алфавита — кириллицу и глаголицу. В науке долго шли споры о том, какая из этих азбук появилась раньше, создателями какой из них были знаменитые «солунские братья» (из Солуни, современный город Салоники). В настоящее время можно считать установленным, что Кириллом во второй половине IX в. был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX—Хвв. на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название кириллица. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

Культура Руси 10-13 века

Культура Руси x-начала XIII веков.

До политической раздробленности культура Руси ориентировалась на Запад, многое было рецептированно из Византии. Культура складывалась как внутри самой Руси, так и под влиянием соседних государств. Как и на сегодняшний день тяжелее всего развивались в культурном плане села и деревни.

Большое влияние на изменение в культуре Руси оказало принятие христианства, но язычество так целиком и не уходило еще долгие годы. Мы помним, что и на сегодня мы отмечаем праздники, которые являются по своей сути языческими.

Быт народа.

Распространена была ювелирная техника по золоту и серебру (браслеты, серьги, пряжки, диадемы, даже посуда отделывалась драгоценными камнями и металлами). Красивейшей была резьба по дереву. Пиры с медом и вином у князей и дружинников. Забавой считалась соколиная, ястребиная, псовая охота. Устраивались скачки.

Русские очень любили баню.

Вид культуры

Дата/имя автора

Основное содержание

Особенности

Письменность, грамотность, школы

XI век, получают распространение переводные сочинения

«Александрия» — жизнь Александра Македонского

«Девгениево деяние» — о подвигах воина Дигениса

Изборник Святослава 1073 г. – сборник народных нравоучительных рассуждений.

Противени – копии документов.

Толмач – переводчик.

Пергамент — обработанная телячья или баранья кожа для письма.

Письменность – Х век

Археолог Д. В. Авдусин в 1949 г. нашел глиняный сосуд Х века с надписью «горушна» — пряность

Находка дает понять, что письменность на Руси была уже в Х веке. В IX веке была составлена кириллица – первая русская азбука (Кирилл и Мефодий).

Грамотность – XI век

Школы открывались при церквях и монастырях уже при Владимире I и Ярославе Мудром.

Сестра Владимира Мономаха – Янка, открыла школу для девочек из богатых семей при женском монастыре.

Распространены школы были только в городах, но на тот период времени в них могли учиться все слои населения.

Граффити надписи, выцарапанные на стенах церквей. Это были размышления о жизни, жалобы и молитвы.

Летописи

Конец Х века

Первая летопись (от Рюрика до Владимира Святого, не сохранилась)

Летопись – погодное изложение событий.

Летопись – государственное дело, появилась сразу после введения на Руси Христианства. Писали и переписывали летописи, как правило, церковнослужители.

Эпоха Ярослава Мудрого и Софии в Киеве

Вторая летопись (включила первую + некоторые новые материалы, не сохранилась)

60-70-е XI век — Иларион

Писал ее под именем монаха Никона

90-е XI века

Следующий свод появился во времена Святополка

XII век (1113 год) – монах Нестор

«Повесть временных лет» — первая дошедшая до нас летопись, поэтому ее и принято считать первой на Руси.

Была необычной летописью, она приобретала философско-религиозную окраску и включала в себя, помимо красочного описания событий, рассуждения летописца

Архитектура

Х век

Десятинная церковь

Построена греческими мастерами, первая русская церковь. деревянная

XI век

Храм Святой Софии в Киеве

Храм Святой Софии в Новгороде

Храм Святой Софии в Полоцке

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Золотые Ворота в Киеве

Все строения имеют крестово-купольную форму, пришедшую на Русь из Византии после крещения, также как и само каменное строительство.

XII век

Успенский собор во Владимире (1160 г.)

Белокаменный дворец в Боголюбове

Золотые ворота во Владимире

Храм Покрова на Нерли (1165, однокупольный)

Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г.)

Церковь Спасо-Нередицы под Новгородом (1198 г.)

Дмитриевский собор во Владимире (1197 г.)

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове

Спасо-Преображенский собор Ефросиньевского монастыря в Полоцке (1159, зодчий Иоанн)

Языческая (деревянное строительство):

1) многоярусность строений;

2) увенчанность строений башенками и теремами;

3) художественная резьба по дереву;

4) наличие пристроек (клетей).

Схема однокупольного, одноярусного храма.

Христианская (каменное строительство) – церкви крестово-купольные:

1) в основе квадрат расчлененный 4-мя столбами;

2) прямоугольные ячейки, примыкающие к подкупольному пространству, образуют архитектурный крест.

Другой чертой русской архитектуры того времени стало сочетание сооружений с природным ландшафтом.

Зодчество – архитектура.

Литература

40-е XI век , Иларион

«Слово о законе и благодати»

Изложено место Руси в мировой истории. Первый литературный автор.

Фольклор

Слово «О полку Игореве» — неудачный поход Игоря Святославича на половцев в 1185 году.

«Сказание о Борисе и Глебе»

«Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси»

Фольклор – устное народное творчество.

XI век, монах Иаков

«Память и похвала Владимиру»

Необходимо понимать, что Сказание, Хождение, Чтение, Житие – это жанры Древнерусской литературы.

XI век, монах Нестор

«Чтение о житии Бориса и Глеба»

XII век, Владимир Мономах

«Поучение детям» — книга о том, каким должен быть настоящий князь.

XII век, игумен Даниил

«Хождение игумена Даниила в святые места»

Даниил Заточник

«Слово» и «Моление»

XII век, митрополит Климентий Смолятич

«Послание» священнику Фоме

XII век, епископ Кирилл

«Притча о человеческой душе»

Начало XIII века

Киево-Печерский Патерик

История основания Киево-Печерского монастыря и первых монахах

Живопись

Фресковая и мозаичная живопись

Софийский Собор в Киеве

Михайловский Златоверхий монастырь — мозаика

Фреска – резьба по сырой штукатурке.

Мозаика – изображение, собранное из стеклянных цветных кусочков.

Иконопись XII-XIII

«Ангел златые власы»

«Спас нерукотворный»

«Успение Богородицы»

«Ярославская оранта»

Известен был иконописец Алимпий

К. П. Брюллов (1799-1852 гг.)

«Последний день Помпеи»

«Явление Мессии» — Богородица

узыка

фольклор

Лютни, гусли – инструменты

Скоморохи, певцы, танцоры

Языческие традиции

Песни, сказания, былины, пословицы, поговорки

Древнерусская культура X — начала XIII века

Древнерусская культура X – начала XIII века

Культура Древней Руси — явление уникальное. По словам исследователей, «древнерусское искусство — это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» — сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета — X — первая половина XIII в. (домонгольский период).

Отметим прежде всего влияние крещения Руси на историко-культурный процесс. Христианство стало государственной религией Киевской Руси в 988г., в княжение Владимира I Святого (980—1015). Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности. Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений.

Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое положение в тогдашнем мире.

Наконец, о духовном и культурном значении принятия христианства. Оно огромно. На Русь из Болгарии и Византии.пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования. Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.

Языческая древность сохранилась прежде всего в устном народном творчестве — фольклоре (загадки, заговоры, заклинания, пословицы, сказки, песни). Особое место в исторической памяти народа занимали былины — героические сказания о защитниках родной земли от врагов. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев). К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы постойтетко за славный стольный Киев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.

С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах с Византией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосуда с надписью, сделанной кириллицей — азбукой, созданной просветителями славянства Кириллом и Мефодием на рубеже X—XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу. До нас дошли древнейшие рукописные книги — «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI—XIII вв. в обращении находилось 130—140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новгороде и др.

Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» — она, как полагали, не имела самобытной литературы. Это не так. Древнерусская литература представлена различными жанрами (летописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из известных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений.

Древнейшая из дошедших до нас летописей — «Повесть временных лет» — создана около 1113г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», — уже говорят о масштабе личности создателя летописи, его литературных способностях. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».

Из произведений ораторско-публицистического жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским по происхождению митрополитом, в середине XI в. Это размышления о власти, о месте Руси в Европе. Замечательно «Поучение» Владимира Мономаха, написанное для сыновей. Князь должен быть мудр, милосерден, справедлив, образован, снисходителен и тверд в защите слабых. Силы и доблести, верного служения стране требовал от князя Даниил Заточник, автор блестящего по языку и литературной форме «Моления».

К согласию и примирению князей призывал и неизвестный автор величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Реальное событие — поражение северского князя Игоря от половцев (1185—1187) — стало лишь поводом к созданию «Слова», изумляющего богатством языка, стройностью композиции, силой образного строя. Автор видит Русскую землю с огромной высоты, охватывает мысленным взором огромные пространства, как бы «летит умом под облаками», «рыщет через поля на горы» (Д. С. Лихачев). Опасность угрожает Руси, и князья должны забыть распри, чтобы спасти ее от погибели.

Искусство Древней Руси — это в первую очередь архитектура и живопись. Византийские традиции каменного зодчества пришли с христианством. Величайшие постройки XI—XII вв. (погибшая в 1240 г. Десятинная церковь, соборы, посвященные Святой Софии, в Киеве, Новгороде, Чернигове, Полоцке) следовали византийским традициям. На четырех массивных столбах в центре здания, соединенных арками, покоится цилиндрический барабан. На нем прочно стоит полусфера купола. Следуя четырем ветвям креста, к ним примыкают остальные части храма, завершающиеся сводами, иногда — куполами. В алтарной части — полукруглые выступы, апсиды. Это и есть разработанная византийцами крестово-купольная композиция церковного здания. Внутренние, нередко и внешние стены храма расписаны фресками (живопись по сырой штукатурке) или покрыты мозаикой. Особое место занимают иконы — живописные образы Христа, Богоматери, святых. Первые иконы пришли на Русь из Византии, но русские мастера быстро овладели строгими законами иконописи. Почитая традиции и старательно учась у византийских учителей, русские зодчие и живописцы проявляли удивительную творческую свободу: древнерусская архитектура и иконопись более открыты миру, жизнерадостны, декоративны, чем византийские. К середине XII в. стали очевидны и различия художественных школ Владимиро-Суздальской, Новгородской, южнорусских земель. Радостные, легкие, пышно украшенные владимирские храмы (Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др.) контрастируют с приземистыми, основательными, массивными церквями Новгорода (церкви Спаса на Нередице, Параскевы Пятницы на Торгу и др.). Новгородские иконы «Ангел Златые Власы», «Знамение» отличаются от написанных владимиро-суздальскими мастерами икон «Дмитрий Солунский» или «Боголюбская Божья Матерь».

К числу величайших достижений древнерусской культуры относится и художественное ремесло, или узорочье, как его называли на Руси. Золотые украшения, покрытые эмалью, изделия из серебра, выполненные в техниках скани, зерни или черни, узорчатый декор оружия — все это свидетельствует о высоком мастерстве и вкусе древнерусских ремесленников.

Справочный материал для подготовки к ЕГЭ по истории «Культура Древней Руси в X-XIIIвв.

Культура Древней Руси XXIII вв.

Культура Киевской Руси формировалась не в результате механического соединения элементов различных культур, а в результате их синтеза. Основу этого синтеза составили языческая культура восточнославянских племён и христианская культура Византии.

Кhello_html_23a6b26d.png
ак уже было отмечено, культура Киевской Руси включает не только христианские (византийские) традиции, но и более древние — языческие. Их неотъемлемой частью является устное творчество (фольклор), значительное место в котором занимала обрядовая поэзия – песни, заговоры, заклинания, плачи-причитания. Большое количество сведений сохранилось о былинах, в которых нашли отражение конкретные исторические факты и персонажи. Наиболее известным является героический былинный цикл, воспевающий народных героев, защитников Руси — Илью Муромца, Добрыню Никитича (его прототипом является дядя Владимира Святославича по матери, бывший его наставником), Алешу Поповича и др.

В. М. Васнецов. «Богатыри» (1881—1898 ). Слева — направо: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович.

Крещение Руси в X в. способствовало быстрому развитию письменности и распространению грамотности. Славянский язык, понятный всему населению, использовался в качестве языка церковной службы (в отличие от стран Западной Европы, где таким языком был латинский), вследствие чего произошло его становление и как литературного.

Письменность на Руси появилась еще до принятия христианства. Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой письменностью, но в силу своей сложности она была доступна лишь избранным. Кроме того, языческая культура ориентировалась преимущественно на устную традицию.

Создание славянской азбуки связано с именами христианских миссионеров — братьев Кирилла и Мефодия. Во второй половине IX века Кириллом была создана глаголица — глаголический алфавит, а на рубеже IX-X веков возникла кириллица — более лёгкий и удобный алфавит, который и стал единственным у восточных славян. При этом происхождение глаголицы неясно, однако, есть предположение, что в ее основу положены крест, треугольник и круг – важнейшие символы христианской культуры. В основе кириллицы лежит византийское уставное письмо.

Повседневные хозяйственные записи велись на бересте «писалом» — костяной или металлической палочкой, острым концом которой процарапывали текст, а широким стирали написанное. Княжеские грамоты и книги писали на пергаменте (особым способом выделанной коже животных) чернилами при помощи перьев. Многие книги украшались миниатюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью. Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным.

Вскоре после крещения Руси Владимир I организовал в Киеве школу для юношей, а его сын Ярослав открыл такую же школу в Новгороде. Кроме того, Ярослав Мудрый в стенах Софийского собора в Киеве собрал первую на Руси библиотеку, многие книги в которой были переведены и стали доступны русскому населению также благодаря этому великому князю. В конце XI в. сестра Владимира Мономаха Янка открыла при монастыре в Киеве первую женскую школу. Грамотными были примерно 10 % горожан; крестьянство же с его патриархальным бытом в ведении записей не нуждалось.

Вся древнерусская литература делится на переводную греческую и оригинальную. Оригинальная литература представлена следующими основными жанрами:

  • летописание — погодное изложение событий, как правило, отвечающее интересам князя-заказчика;

  • житие — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых;

  • слово (поучение, речь) — произведение, относящееся к жанру красноречия; на Руси получили распространение две разновидности этого жанра — торжественное красноречие и нравоучительное красноречие;

  • хождение — разновидность литературы путешествий, главное назначение — рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о природе, климате, обычаях других стран.

Древние авторы стремились, в первую очередь, передать читателям образцы, нормы поведения, показать коварство дьявола и могущество святости. Да и читатели тех лет не ждали острых поворотов сюжета, а каждый раз переживали встречу с простыми истинами, стереотипными представлениями и ясными характерами. Однако стоит отметить, что ¾ старинных текстов – это все-таки христианские священные (Ветхий и Новый Завет) и богослужебные книги, а не авторские произведения.

Это первая, дошедшая до нас, рукописная книга нашего государства. Свое название она получила по имени новгородского посадника Остромира, который и заказал её писцу.

XI

Слово о Законе и Благодати

Представляет собой торжественную речь митрополита Иллариона. Тема «Слова» — тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одной нации. Многие историки видят в этом жесте желание Руси продемонстрировать автономию от Константинополя.

XI

Житие Феодосия Печерского

Памятник древнерусской литературы, написанный преподобным Нестором. Рассказывает о жизни игумена Киево-Печерского монастыря преподобного Феодосия, начиная от его рождения, прихода в монастырь до игуменства и смерти.

XI

Изборники

Это — собрание различных по характеру, небольших произведений в одной рукописи (иногда число их доходило до 900), избранных из разных источников («избор от мног отец и мног книг»). Самыми древними образцами изборников на Руси явились Изборники Святослава, связанные с именем киевского князя Святослава Ярославича.

Рубеж XI-XII веков

Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба

Памятник древнерусской литературы, также написанный Нестором. «Чтение» посвящено истории убийства князей Бориса и Глеба и, по мнению ряда исследователей, легло в основу «Сказания о Борисе и Глебе».

XII

Мстиславово Евангелие

Эта книга была изготовлена по поручению новгородского князя Мстислава Великого для церкви Благовещения на Городище.

XII

Слово о полку Игореве

Представляет собой известнейший памятник древней русской литературы, описывает неудачный поход русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. Главной идеей слова стала необходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности.

XII

Поучение детям Владимира Мономаха

Своеобразный наказ, завещание, которое Владимир Мономах предназначал для своих детей. «Поучение» — это первая в нашей истории настоящая, очень подробная автобиография, помимо прочего представляющая собой выдающийся памятник древнерусской религиозно-философской мысли. Произведение состоит из трёх частей: собственно «Поучения», «Автобиографии» и письма князю Олегу Святославичу.

XII

Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли

Описывает знаменитое путешествие игумена Даниила, одного из сподвижников Мономаха, по святым местам через Константинополь и о. Крит в Иерусалим.

XII

Повесть временных лет

Наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Автор летописи — монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях с библейских времён в вводной части и до 1117 г.

Рубеж XII-XIII веков

Слово или Моление Даниила Заточника

Обращение Даниила Заточника, обедневшего княжеского слуги, к князю. Убежденный сторонник сильной княжеской власти, Даниил рисует идеальный образ князя — защитника своих поданных, способного преодолеть внутренние распри и обеспечить безопасность от внешних врагов.

В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально использовалось дерево. В конце X в. князь Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникают и новые способы строительства. С самого начала церковное искусство здесь имеет византийский характер. Возводятся в основном крестово-купольные храмы.

  • Кhello_html_m37362209.png
    hello_html_m1de5de5e.png
    рестово-купольный храм
    — архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V—VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма.

В классическом варианте представляет собой прямоугольный объем, центр которого разделен 4 столпами на 9 ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой на подпружных арках возвышается барабан с куполом.

Основные строительные материалы.

  • Плинфа — характерный для византийского и древнерусского домонгольского зодчества тонкий обожжённый кирпич. Плинфяной либо смешанной была строительная техника Киева, Новгорода, Пскова, Полоцка, Смоленска, Чернигова, Переяславля Южного, Владимира Волынского.

hello_html_38e99b34.png

  • Бhello_html_156651b5.png
    елый камень
    — один из основных строительных материалов в Древней Руси, выражавший государственную мощь. В домонгольское время 95 % зданий Владимиро-Суздальской земли и 100 % зданий Галицкого княжества были построены из белого камня. Наиболее известны такие «знаковые» белокаменные храмы, как Успенский собор во Владимире и церковь Покрова на Нерли. Важно отметить, что белый камень, как строительный материал, проигрывал плинфе по многим показателям, так как был в 10 раз дороже, да и белый цвет камня тоже не являлся его преимуществом: плинфяные стены оштукатуривались и белились, а белокаменные здания уже через несколько лет после постройки становились грязно-серыми от дыма печей и частых пожаров, а практика их очистки появилась только в XIX веке. Однако именно данный строительный материал способствовал поднятию государственного авторитета Руси среди ведущих европейских держав.

В XII в., в соответствии с внутренними условиями, складывались местные архитектурные школы.

Так, Владимиро-Суздальское зодчество отличается ярко выраженными декоративными тенденциями. Его отличительной особенностью является ажурная каменная резьба на фасадах церквей.

Отличительными чертами новгородского и псковского архитектурного стиля были строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. Особое внимание на этих землях уделяли строительству крепостей.

В конце XII-начале XIII вв. наиболее интенсивным было строительство Смоленска, который по количеству памятников домонгольского периода занимает третье место после Киева и Новгорода. Смоленские постройки отличает высокое качество кирпичной кладки.

Главные памятники архитектуры.

hello_html_76e12d12.png

Десятинная церковь, Киев, X в.

Десятинная церковь является первой каменной церковью Киевской Руси, которая была возведена византийскими и русскими мастерами в честь Рождества Богородицы (другое название-церковь Успения Пресвятой Богородицы). Князь Владимир выделил на содержание и строительство храма десятую часть своих доходов – десятину, отсюда и произошло название «Десятинная».

hello_html_11ec1f46.png

Софийский собор, Киев, XI в.

Построенный во времена великого князя Ярослава Мудрого собор стал главным христианским храмом, забрав первенство у Десятинной церкви. Своим появлением Софийский собор ознаменовал закрепление могущественного государства христианской Руси и стал его духовным, культурным и политическим центром. Здесь возводили на престол великих князей, посвящали на митрополию, заключали политические соглашения, принимали иностранных послов, переписывали книги и собирали вече. Кроме того, собор, а также его территория были местом погребения. Здесь были устроены, например, княжеские усыпальницы Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко.

hello_html_m495a36.png

Золотые ворота, Киев, XI в.

Ворота предназначались для церемониального въезда в столицу и располагались в южной части города. Это — главные ворота города, одни из трёх крупных городских ворот, сооружённых при Ярославе Мудром. Представляют собой крепостную башню с широким проездом. Строили их в технике смешанной кладки, известной ещё со времен Древнего Рима: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы. Венчала Ворота надвратная церковь Благовещенья, чтобы каждый путник, подъезжающий к Киеву, мог видеть, что это христианский град.

hello_html_m27048afa.png

Киево-Печерская лавра, Киев, XI в.

Один из первых по времени основания монастырей в Киевской Руси. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием. В Ближних и Дальних пещерах Лавры покоятся нетленные мощи угодников Божьих, также в Лавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра Аркадьевича Столыпина).

hello_html_m2ce83819.png

Софийский собор, Новгород, XI в.

София Новгородская по своему облику очень близка к любимому детищу Ярослава Мудрого — Софии Киевской. София Новгородская построена в 1045—1050 гг. под явным воздействием одноименного киевского храма, но ее величавая лаконичность, стройный массив, монолитность тесно поставленного пятиглавия — это уже свое, новгородское. На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу, и, пока он не слетит с креста, город будет им храним.

hello_html_618b4d5.png

Церковь Спаса на Нередице, Новгород, XII в.

Построена около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьях. Храм одноглавый, кубического типа. Фресковые росписи занимали когда — то всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России, активно изучались и описывались от начала века до 30-х годов XX века. В период ВОВ всемирно известный памятник погиб, но в 2004 г. его реставрировали.

hello_html_18b9c8a1.png

Успенский собор, Владимир, XII в.

Первоначальный белокаменный собор, ставший впоследствии главным храмом Северо-Восточной Руси, был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. После пожара 1185 года Всеволод Большое Гнездо значительно расширил собор. В начале XV века для украшения храма были приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Их фрески, дошедшие до наших дней со значительными утратами, сегодня являются драгоценной достопримечательностью владимирского Успенского собора.

hello_html_e859c9f.png

Дмитриевский собор, Владимир, XII в.

Воздвигнут Всеволодом Большое Гнездо в честь великомученика Дмитрия Солунского. Строился для княжеской семьи и не был рассчитан на большую массу молящихся. Из-за обилия белокаменной резьбы, покрывающей стены собора, его называют «драгоценным ларцом», «каменным ковром» или даже «каменной поэмой».

hello_html_75a2143b.png

Церковь Покрова на Нерли, Владимирская область, XII в.

Белокаменный храм во Владимирской области, в полутора километрах от села Боголюбово, — выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена на рукотворном холме в низине, на заливном лугу. Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Таким образом, церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей. Ее основателем является Андрей Боголюбский, создавший церковь в память о своем погибшем сыне — Изяславе Андреевиче.

hello_html_d60c468.png

Георгиевский собор, г. Юрьев-Польский, Владимирская область, XIII в.

Небольшой владимирский городок Юрьев-Польский основал и назвал в свою честь в 1152 году князь Юрий Долгорукий. И именно здесь на территории древнего детинца (кремля), на фундаменте старой и обветшалой церкви, его внуком,  Святославом Всеволодовичем был воздвигнут знаменитый Георгиевский собор. Камни с искусно вырезанными на них рельефными изображениями людей, зверей, птиц и растений были выложены так, что составляли цельные картины.

Монументальная живопись (мозаика и фреска).

Мозаики и фрески соборов Древней Руси были призваны играть важную роль: они являются как бы «Библией для неграмотных». Росписи храмов объясняли неофитам сущность христианской религии и морали, излагали события Ветхого и Нового Завета.

  • Сhello_html_md094c03.png
    офийский собор в Киеве. Групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрагмент фрески.
    На рисунке изображены Ярослав Мудрый с макетом Софийского собора в руке, жена Ярослава княгиня Ирина. Они идут к фигуре Христа, у которого, возможно, стояли князь Владимир и Ольга — основоположники христианства на Руси. За Ярославом и Ириной в торжественной процессии шли сыновья и дочери. От этой большой композиции сохранились четыре фигуры на южной стене центрального нефа и две на северной.

  • Софийский собор в Киеве. Спас Вседержитель (Пантократор). Мозаика. Мозаика «Спаса Вседержителя» в зеркале центрального купола Софии Киевской — самый монументальный образ в искусстве Руси XI века. Диаметр медальона, в который он заключен, более четырех метров. «Вседержитель» (греч. παντοκρατωρ — всевластный) является одним из главных канонических типов изображения Христа, где Он представлен как Царь Небесный и Судия на предстоящем Страшном Суде. Сын Божий изображается в возрасте своего проповедничества и в той одежде, которую он носил в своей земной жизни — в хитоне и гиматии. Христос восседает на троне, правой рукой Он делает благословляющий жест, а левой держит книгу с законом Божьим.

hello_html_m29dd444c.png

  • Сhello_html_27b7d037.png
    офийский собор в Киеве.
    Богоматерь Оранта (Стена Нерушимая). Мозаика. Богоматерь изображена в полный рост молящейся с воздетыми руками на украшенном драгоценными камнями пульпите — императорском помосте. На поясе висит лентион (полотенце), которым, по народному верованию, Сострадательница Божия отирает неисчислимые слезы простого люда. В восточном христианстве образу «Оранты» придавалась градозащитная функция, истоки которой лежат в церковном песнопении, отсюда и эпитет «нерушимая стена».

  • Софийский собор в Киеве. «Евхаристия»- символическая сцена причащения апостолов. Мозаика. В центре композиции — престол, вдоль которого стоят ангелы с Рипидами (опахалами). Возле них дважды изображена фигура Христа. Он причащает хлебом (слева) и вином (справа) апостолов, которые торжественно подходят к нему с обеих сторон.

hello_html_m59566e1.png

  • Дмитриевский собор во Владимире. «Страшный суд». Фреска. Работа византийских и русских мастеров. Лики апостолов и ангелов, написанные русскими художниками, отличают мягкость, доброта, задушевность, в них нет напряженного психологизма греческих икон.

hello_html_m8e2a80d.jpg

Станковая живопись (иконы).

  • «Владимирская Божья Матерь» — икона Богородицы, одна из самых чтимых реликвий Русской Церкви; является чудотворной. По церковному преданию, икону написал евангелист Лука на доске стола, за которым трапезничал Господь Бог Иисус Христос с Марией и Иосифом. Иконографически Владимирская икона относится к типу Умиление. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка.

hello_html_m3bfbab01.png

  • «Боголюбская Богоматерь» — почитаемая Русской православной церковью икона Богородицы, написанная в XII веке по повелению Андрея Боголюбского в память о явлении ему Богородицы. Икона изображает Богородицу без Младенца, в рост, в молении перед Господом, показанном в небесном сегменте. В руках Пресвятой Богородицы — свиток с молитвой.

hello_html_44ecc0c5.jpg

  • «Дмитрий Солунский» — икона великомученика Димитрия, написанная, по преданию, на его гробовой доске, является образцом владимиро-суздальской школы живописи. Святой Дмитрий Солунский изображен с мечом в руках, как герой, воплотивший воинский идеал, который столь культивировался в Средневековье. Но вместе с тем на иконе изображен и мученик за веру Христову. На языке иконописи об этом говорят красные «жертвенные» цвета в одеяниях святого и благословляющий Спас, посылающий своему воину ангела с мученический венцом славы. Изначально, впрочем, летящего ангела не было — это добавление XVI века.

hello_html_m4f037a58.jpg

  • «Ангел Златые власы» — древнейшая икона из собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Датируется второй половиной XII века. Большинство специалистов относят её к новгородской школе иконописи. Характерной особенностью этой иконографии являются волосы Ангела, выполненные сусальным золотом, отчего эта иконография и получила такое название.

hello_html_m286e47ee.png

  • «Спас Нерукотворный» — новгородская икона коллекции Третьяковской галереи, древнейшая из сохранившихся икон данного иконографического типа. Датируется второй половиной XII века. На Руси существовала традиция, по которой икона «Спас Нерукотворный» являлась первый самостоятельным образом, который доверяли писать иконописцу, прошедшему ученичество.

hello_html_258aab1c.jpg

Высокого развития в это время уже достигло литейное и кузнечное дело, а также ювелирное искусство. Древнерусские «златокузнецы», используя сложнейшие ювелирные технологии — скань, зернь, перегородчатую эмаль,- создавали красивейшие украшения, ценившиеся во многих странах.

  • Чернь-это придание поверхности металла темного, иногда совсем черного, оттенка.

hello_html_m6db64a.png

  • Финифть — это русское название эмали, применяемой при художественной росписи металлических изделий. Искусство украшения финифтью пришло в Россию из Византии еще в X веке одновременно с принятием христианства и достигло своего совершенства на Руси в XVI — XVII веках.

hello_html_m7ea5a98f.jpg

  • Перегородчатая эмаль — техника нанесения эмали, при которой рисунок обозначается тонкими проволочками, напаянными на пластину, а затем образовавшиеся ячейки заполняют эмалями разных цветов, и изделие обжигают.

hello_html_m1608d503.jpg

Урок 15: Культура Руси в XII-XIII веках

План урока:

Особенности культурного развития

Научные знания

Литература

Зодчество

Живопись

Влияние золотоордынского ига на культуру Древней Руси

 

Особенности культурного развития

Раздробленность, оказавшая значительное негативное влияние на политическое устройство русских княжеств, развитию культуры Руси не помешала. Появляются новые ремесленные центры, зарождаются местные культурные традиции. Основными центрами культуры Руси 13 века становятся Великий Новгород, Псков, Владимир-на-Клязьме и Галич.

В культуре нижегородских и псковских земель явственно проявляется влияние вече, бояр и городской жизни. Ремесленные изделия, созданные во Владимире и Суздале, отличает пышность и величие. Целью их было прославление власти князя. Главными особенностями развития культуры Руси рассматриваемого периода являются:

  1. Преобладание в культуре Киевской Руси религиозного мировоззрения. Издается в основном церковная литература. Книги переводятся с греческого языка, хранятся они при церквях и монастырях. Церковные праздники свято соблюдаются.
  2. Появление в культуре Древней Руси новых примет и традиций.
  3. Ознакомление с европейским научным опытом и развитие собственных представлений о природе окружающих вещей.
  4. Возникновение новых литературных стилей.

Период феодальной раздробленности становится временем расцвета самобытной русской культуры на Руси.

1
Источник

 

Научные знания

Религиозная литература продолжает пользоваться повышенным спросом, но переводчики XII-XIII вв. все чаще интересуются не только церковными, но и научными текстами. Так появляются переводы книг, содержащих ценную информацию об устройстве мира и человека. Переписываются книги медицинской тематики, труды по истории и географии. Распространению новых знаний и науки в Древней Руси все еще мешает божественное представление о мире. Но накопленные материалы способствовали развитию научных знаний в Древней Руси в будущем. Из переведенных книг люди узнали, что о природных явлениях, ранее принимавшихся за выражение воли Бога.

Новые знания по математике, географии, физике и химии применяются в архитектуре и живописи. Эти области науки в 12 веке пользуются повышенным спросом.

Средневековая наука Руси ни в чем не уступает европейской.

В XII-XIII вв. устанавливаются новые торговые связи. Это способствует накоплению информации о географическом устройстве мира. Образованные люди знают, что вокруг них простирается огромный мир. Путешественники подробно описывают свои странствия по Европе, Китаю, Индии, Ближнем Востоке и даже Египте. Богомольцы рассказывают о красотах Царьграда и Иерусалима.

2
Источник

Благодаря развитию науки в Древней Руси появились первые профессиональные лекари. Известнейшим лекарем стал монах Киево-Печерского монастыря Агапит.

 

Литература

В XII-XIII вв. основными памятниками литературы Древней Руси остаются летописи, продолжает развиваться местное летописание. Центр летописания и литературы на Руси перемещается из Новгорода и Киева на окраины. Каждый князь считает почетным иметь при своем дворе летописца, что повышает интерес народа к созданным ими произведениям. Местные летописцы описывали в основном события, очевидцами которых являлись, но были и исключения. Так, стремление владимирских князей приобрести главенствующее положение на Руси, отражалось и в летописях. Летописцы пытаются представить историю Владимирского княжества в рамках общей истории Руси. В созданных ими летописях владимирский князь представляется законным приемником князя киевского.

Значительно отличались произведения литературы Древней Руси киевского периода от тех шедевров, которые были созданы в эпоху раздробленности. Отличия проявлялись также и на местном уровне. Так, основной новгородских летописей стали события городской жизни, летописцы писали о простых людях, боярах и купцах, о князе и его семье рассказывалось немного. Летописи Новгорода написаны в светской манере, слог деловой, простой, церковные термины отсутствуют.

Летописцы Галицко-волынского княжества больше внимания уделяют приданию поэтичности своим произведениям. Главная тема летописей – борьба между князьями и непокорными боярами.

В литературе Киевской Руси возникают новые направления и жанры. У простых людей особую популярность приобрели поучения. Известнейшим памятником литературы Руси становится «Поучение детям» Владимира Мономаха. В этом произведении поднимаются важные для Руси вопросы объединения, важности соблюдения традиций. Рассказывая о своей жизни, князь пытается убедить читателя в важности семейных ценностей, праведной жизни и почтения к старшим. По примеру Владимира Мономаха поучения начали писать и другие князья.

3
Источник

 

Слово о полку Игореве

Значительное место в литературе Руси 10-13 века занимает «Слово о полку Игореве». Сам термин «Слово» чаще всего употребляется в заглавии различных сочинений. Изначально такие сочинения предназначались для произнесения в храме и впоследствии стали основой для церковной проповеди. Примером является «Киево-Печерский патерик», бывшим сборником повествований о жизни в монастыре. Он стал первым, созданным именно на Руси патериком. В произведении описана жизнь русских людей и отражен настоящий быт монастыря, занимавшего значительное место в развитии древнерусской культуры.

«Слово о полке Игореве» является самым успешным из светских произведений такого рода. Оно написано в 80-е гг. XII в. и описывает переживания, которые терзали сердца русских людей после неудачного похода новгородско-северского князя Игоря на половцев. Поход был совершен в 1185 г., но память о нем еще долго хранилась среди потомков. «Слово…» является выражением стремления народа к единению. Форма изложения – стихотворная, поэтическая.

4
Источник

Автор произведения «Слово о полку Игореве» остался неизвестен, но сделанная им попытка осмыслить судьбу Руси в рамках существующей раздробленности, имела огромное значение. Причину гибели князя и его войска он видит в усобице. «Слово о полку…» призывает к прекращению борьбы между князьями. В произведении «Слово о полку Игореве» рассказывается о величии единого государства и беде, которая постигает всех стремящихся к распрям и раздорам, великийх князьях, ратующих за единство страны. Использование в «Слове…» образов исторических персонажей было редкостью для того времени. Чаще всего авторы приводили в качестве примеров события из Библии или римско-византийской истории.

Не менее значимым произведением светской литературы второй половины XII в. является «Слово Даниила Заточника». Автор его происходит из Северо-Восточной Руси, он дворянин, служивший при дворе Андрея Боголюбского, но попавший в немилость[1] и пытающийся посредством «Слова…» объяснить князю мотивы своих поступков и вновь заслужить его расположение.

В начале XIII в. появляется вторая редакция «Слова…». Новое произведение называется «Моление Даниила Заточника». Автор обращается к переяславскому князю Ярославу Влалимировичу, рассказывает о своем понимании сути жизни, хорошем правителе и о том, каким должен стать человек. Хороший князь обязан беспокоиться о подданных, защищать слабых. Человек должен быть подобен библейскому Самсону по силе, а в храбрости и благородстве не уступать Александру Македонскому, иметь ум Иосифа, мудрость Соломона и быть хитрым, как Давид.

Появление «Слов…» и «Моления…» являются показателем высокого уровня культуры Древней Руси.

 

Зодчество

Раздробленность не оказала отрицательного влияния на зодчество Древней Руси. В небольших княжествах появляются собственные мастеровые и различные умельцы, с помощью которых создаются настоящие архитектурные шедевры. Увеличивается количество каменных построек. Отличительной особенностью церковного зодчества Древней Руси является стремление архитекторов поразить обывателя не масштабностью, а простыми и красивыми образами, изящной отделкой. Типичным строением стало здание (храм) в виде куба с напоминающей шлем верхушкой.

Строительство на Руси рассматриваемого периода поручалось исключительно местным мастерам. В Новгороде, Пскове, Владимире и Суздале появились собственные художественные школы. В больших городах воздвигли новые каменные церкви. Каменное церковное зодчество Древней Руси в Ладоге представлено новым величественным храмом на берегу Волхова (церковь Святого Георгия). Выстроен храм неизвестными зодчими, отличался простотой и изяществом.

5
Источник

Выдающимся памятником каменного зодчества Древней Руси XII в. стал храм Спаса на Нередице, воздвигнутый вблизи Новгорода. Храм украшала фреска, изображавшая князя Ярослава (отец А. Невского).

Расцвет каменного зодчества Киевской Руси наблюдается во Владимире. Здесь были воздвигнуты величественные соборы, украшавшиеся иконами и росписями. По приказу Андрея Боголюбского выстроили Успенский собор. Стоял он на берегу Клязьмы и был самой высокой каменной постройкой того времени (32 метра). Изнутри храм украшали фрески, полы были выложены разноцветными плитками, а двери оббиты медью и покрыты позолотой.


6
Источник

Настоящим произведением каменного и деревянного зодчества на Руси стала церковь Покрова на Нерли, строительство которой началось в память о любимом сыне князя Андрея. Он повелел заложить храм вблизи своих палат. Согласно пожеланию князя зодчие воздвигли небольшую однокупольную церковь, изысканность архитектурных линий которой прекрасно сочеталась с окружающей природой.


7
Источник

В XII в. на Руси появляются не только каменные храмы, но и замки. Так, в 1158 г. началось строительство резиденции Андрея Боголюбского. Она включала двухэтажный каменный дворец, церковь, переходы и башни. Замок строили из белого камня. Украшали его прекрасные скульптуры.

Новые памятники зодчества Древней Руси появились во владимирской земле и при приемниках князя. Так, Всеволод Большое Гнездо распорядился заложить Дмитриевский собор. Он был однокупольным, стены собора покрыли каменной резьбой, изнутри расписали фресками.

 

Живопись

Живопись Киевской Руси в XII-XIII вв. по-прежнему имеет религиозный характер, но в ней появляются и отдельные бытовые сюжеты. Искусство живописи пришло на Русь из Византии, но русские художники стараются выработать свой стиль, внести в иконописные образцы новизну, церковные каноны написания икон перестают соблюдаться с прежней строгостью. Так, новгородские живописцы используют красные, синие и зеленые краски, делают лица святых менее строгими.

Фресковая живопись Древней Руси, на примере Владимиро-Суздальской земли, также отличается яркостью и самобытностью. В лицах святых легко узнаются обычные люди, иногда иконы и вовсе пишутся с лица заказавших их князей. На полотнах появляются сцены из реальной жизни, что заметно отличает живопись Руси от византийской и греческой.

Русские мастера в совершенстве овладели искусством создания уникальных композиций, научились передавать всю волнующую каждого человека гаму чувств и эмоций. Известнейшей иконой того времени, дошедшей до наших дней, стала «Богоматерь Владимирская». Она была создана в Константинополе неизвестными мастерами и послужила образчиком[2] для русских живописцев. Впоследствии икона не раз спасала русские земли от вражеских нашествий.

Интереснейшим направлением живописи Древней Руси становится книжная миниатюра. Заглавные буквы в книгах приобретают самые причудливые формы, для их украшения используются фигуративные и растительные мотивы.


8
Источник

 

Влияние золотоордынского ига на культуру Древней Руси

Нашествие Батыя на Русь и установление монголо-татарского ига негативно отразилось на развитии страны. Присутствие татар оказало негативное влияние на культуру Древней Руси. Повсеместно прекратилось строительство храмов, имеющиеся деревянные и даже каменные здания были разрушены. В огне пожаров погибли прекраснейшие творения русских и зарубежных иконописцев, ценные книги. Лучших мастеров пленили и увели в рабство, многие ремесла были надолго позабыты. Прекратили свое существования библиотеки, перестали работать школы, больше не писалось летописей.

Для восстановления утраченных ценностей не хватало средств и грамотных людей. Передававшиеся ранее от отца к сыну секреты мастерства были навсегда утрачены, прервались целые династии искусных каменщиков, резчиков по дереву, мозаичных дел мастеров. Культурные связи с европейскими государствами были разрушены. Такового было влияние орды на культуру Руси.

Таким образом, русская культура в XII-XIII вв. переживает период подъема. Строятся новые каменные храмы и замки, развивается фресковая живопись, появляются красивейшие скульптурные композиции. Основной темой литературных произведений становится объединение русских земель. После нашествия монголов происходит упадок культуры, исчезают многие направления в искусстве. Последствия негативного влияния ига на культуру Руси проявлялись спустя столетия после освобождения.

 

Словарь

1. Немилость – утрата расположения конкретного лица

2. Образчик — образец

 

Культура Древней Руси (стр. 1 из 3)

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Культурология»

по теме: «Культура Древней Руси»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2. ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА

3. АРХИТЕКТУРА

4. ЖИВОПИСЬ

5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Культура Древней Руси – явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство – это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» – сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета – X-первая половина XIII в. (домонгольский период).

Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Знакомство с культурой Киевской Руси и русских княжеств эпохи феодальной раздробленности убеждает нас в ошибочности существовавшего некогда мнения об исконной отсталости Руси.

Русская средневековая культура Х-XIII вв. заслужила высокую оценку как современников, так и потомков. Восточные географы указывали пути к русским городам, восхищались искусством русских оружейников, готовивших особенную сталь (Бируни). Западные хронисты называли Киев украшением Востока и соперником Константинополя (Адам Бременский). Ученый пресвитер Теофил из Падерборна в своей технической энциклопедии XI в. восхищался изделиями русских златокузнецов – тончайшими эмалями на золоте и чернью на серебре. В списке стран, мастера которых прославили свои земли тем или иным видом искусства, Теофил поставил Русь на почетном месте – впереди нее только Греция. Утонченный византиец Иоанн Тцетцес был настолько очарован русской резьбой по кости, что воспел в стихах присланную ему пиксиду (резную коробочку), сравнивая русского мастера с легендарным Дедалом.

Устное народное творчество включает пословицы и поговорки, песни и сказания, частушки и заговоры. Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. В «Слове о полку Игореве» упоминается легендарный сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «сами князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах – лютне и гуслях. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. В некоторых церковных сочинениях, направленных против славянского языческого искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный театр. Известно, что при дворе князя Владимира во время пиров присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители на струнных инструментах.

Важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор – песни, сказания, былины, пословицы, афоризмы. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когда невест похищали, «умыкали», в более поздних – когда их выкупали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и родителей на брак.

Особое место в исторической памяти народа занимали былины – героические сказания о защитниках родной земли от врагов, зафиксированные на бумаге в XIX в. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев). К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы постойте-тко за славный стольный Киев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.

С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах с Византией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосуда с надписью, сделанной кириллицей – азбукой, созданной просветителями славянства Кириллом и Мефодием на рубеже X-XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу. До нас дошли древнейшие рукописные книги – «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI-XIII вв. в обращении находилось 130-140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новгороде и др.

Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» – она, как полагали, не имела самобытной литературы. Это не так. Древнерусская литература представлена различными жанрами (летописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из известных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений.

В XI-XII вв. на Руси появляется летописание. В летописях описывается не только последовательность происходивших событий, но и содержатся библейские тексты, фиксируются документы, приводятся комментарии составителей летописей. Древнейшая из дошедших до нас летописей – «Повесть временных лет» – создана около 1113 г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», – уже говорят о масштабе личности создателя летописи, его литературных способностях. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».

Другим жанром древнерусской литературы является житие. Житие (агиография) повествует о святой жизни церковнослужителя или светского лица, возведенного в ранг святого. Житие требовало от своего автора твердого следования установленным правилам. Житие композиционно делилось на три части: введение, центральную часть, заключение. Во введении автор должен был обязательно извиняться за недостаточное умение в писании. А заключение посвящалось восхвалению героя жития. В центральной части описывается непосредственно биография святого. Житие относится к дореалистичному жанру, т.к. описываются только положительные свойства героя. Отрицательные опускаются. В результате получается « приторный» образ святого. В данном случае житие близко подходит к иконописи. Летописцу Нестору приписывают, по преданию, авторство жития, посвящённого убиенным Борису и Глебу, а также основателю Киево-Печерской лавры – игумену Феодосию.

Из произведений ораторско-публицистического жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским по происхождению митрополитом, в середине XI в. Это размышления о власти, о месте Руси в Европе. Замечательно «Поучение» Владимира Мономаха, написанное для сыновей. Князь должен быть мудр, милосерден, справедлив, образован, снисходителен и тверд в защите слабых. Силы и доблести, верного служения стране требовал от князя Даниил Заточник, автор блестящего по языку и литературной форме «Моления».

К согласию и примирению князей призывал и неизвестный автор величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Реальное событие – поражение северского князя Игоря от половцев (1185- 1187) – стало лишь поводом к созданию «Слова», изумляющего богатством языка, стройностью композиции, силой образного строя. Автор видит «Русскую землю с огромной высоты, охватывает мысленным взором огромные пространства. Опасность угрожает Руси, и князья должны забыть распри, чтобы спасти ее от погибели.

Существенным отличием русской культуры от культуры большинства стран Востока и Запада является применение родного языка. Арабский язык для многих неарабских стран и латинский язык для ряда стран Западной Европы были чуждыми языками, монополия которых привела к тому, что народный язык государств той эпохи нам почти неизвестен. Русский же литературный язык применялся везде – в делопроизводстве, дипломатической переписке, частных письмах, в художественной и научной литературе. Единство народного и государственного языка было большим культурным преимуществом Руси перед славянскими и германскими странами, в которых господствовал латинский государственный язык. Там невозможна была столь широкая грамотность, так как быть грамотным означало знать латынь. Для русских же посадских людей достаточно было знать азбуку, чтобы сразу письменно выражать свои мысли; этим и объясняется широкое применение на Руси письменности на бересте и на «досках» (очевидно, навощенных).

Серьезным вкладом в историю мировой культуры является русская средневековая архитектура. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *