Композиция в дизайне это – Основы композиции в дизайне

Основы композиции в дизайне

Мы подготовили для вас статью об основах композиции в дизайне. 

Что такое композиция?

В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое.

Геометрический и композиционный центр.

Мы строим композицию на плоскости. Будь то фотография, лист бумаги или монитор компьютера. Если через эту плоскость провести две диагональные линии, точка их пересечения укажет на геометрический центр нашей будущей композиции. Любой предмет, вписанный в этот центр, будет чувствовать себя вполне уверенно.

001.jpg
(совпадение геометрического и композиционного центров)

Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения.

Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать.
Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.

Композиционный центр может быть выделен:
— контрастом света и тени
— контрастом цвета
— размером
— формой

002.jpg

Основные понятия и правила композиции.

Диагональные линии в композиции:

003.jpg

График на рисунке слева означает рост. График на рисунке справа означает падение. Так уж сложилось. И, соответственно, в композиции диагональная линия, проведенная от левого нижнего угла к правому верхнему воспринимается лучше, чем линия, проведенная от левого верхнего угла к правому нижнему.

Замкнутая и открытая композиция:

В замкнутой композиции основные направления линий стремятся к центру. Такая композиция подойдет для передачи чего-то устойчивого, неподвижного.
Элементы в ней не стремятся за рамки плоскости, а как бы замыкаются в центре композиции. А взгляд с любой точки композиции стремиться к этому центру. Для ее достижения можно использовать компактное расположение элементов в центре композиции, обрамление. Расположение элементов таким образом, чтобы все они указывали на центр композиции.

Открытая композиция, в которой направления линий исходят от центра, дает нам возможность продолжить мысленно картину и увести ее за рамки плоскости. Она подходит для передачи открытого пространства, движения.

004.jpg

Правило золотого сечения:

Гармония — это слаженность. Единое целое, в котором все элементы дополняют друг друга. Некий единый механизм.
Нет ничего более гармоничного, чем сама природа. Поэтому и понимание гармонии приходит к нам от нее. А в природе огромное количество зрительных образов подчиняется двум правилам: симметрии и правилу золотого сечения.

Что такое симметрия понятно. А что такое золотое сечение?

Золотое сечение можно получить, если разделить отрезок на две неравные части таким образом, чтобы отношение всего отрезка к большей части равнялось отношению большей части отрезка к меньшей. Это выглядит так:

005.jpg

Части этого отрезка примерно равны 5/8 и 3/8 от всего отрезка. То есть, по правилу золотого сечения зрительные центры в изображении будут располагаться так:

006.jpg

 
Правило трех третей:

007.jpg

В этом рисунке не соблюдено правило золотого сечения, но создается ощущение гармонии. Если разделить плоскость, на которой находятся наши геометрические фигуры на девять равных частей, мы увидим, что элементы расположены на точках пересечения разделяющих линий, а горизонтальная полоса совпадает с нижней разделительной линией. В этом случае действует правило трех третей. Это упрощенный вариант правила золотого сечения.

008.jpg

Динамика и статика в изображении, движение, ритм.

Динамичная композиция — композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.

Статичная композиция (статика в композиции) — создает впечатление неподвижности.

009.jpg

Изображение слева выглядит статичным. На картинке справа создается иллюзия движения. Почему? Потому что мы прекрасно знаем из своего опыта, что будет с круглым предметом, если наклонить поверхность, на которой он находится. И воспринимаем этот предмет даже на картинке движущимся.

Таким образом, для передачи движения в композиции можно использовать диагональные линии.

Так же можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение.

010.jpg

Статика в композиции достигается отсутствием диагональных линий, свободного места перед объектом и наличием вертикальных линий.

Ритм — один из ключевых моментов в искусстве. Он может сделать композицию спокойной или нервной, агрессивной или умиротворяющей. Ритм обусловлен повторением.

Ритм в изобразительном искусстве может создаваться повторением цвета, объектов, пятен света и тени.

011.jpg

012.jpg

Симметрия и асимметрия в композиции, достижение равновесия.

Симметрия:

В природе большое количество зрительных образов подчиняется закону симметрии. Именно поэтому симметрия легко воспринимается нами и в композиции. В изобразительном искусстве симметрия достигается таким расположением объектов, что одна часть композиции, как будто являются зеркальным отражением другой. Ось симметрии проходит через геометрический центр. Симметричная композиция служит для передачи покоя, устойчивости, надежности, иногда, величества. Однако создавать изображение абсолютно симметричным не стоит. Ведь в природе не бывает ничего идеального.

013.jpg

Симметрия — это самый простой способ добиться равновесия в композиции. Однако, не единственный.

Асимметрия, достижение равновесия:

Чтобы понять, что такое равновесие можно представить механические весы.

014.jpg

В данном случае работает закон симметрии. Слева и справа на весах на одинаковом расстоянии симметрично расположены два предмета одинаковой формы и размера. Они создают равновесие.

Асимметрия нарушит это равновесие. И если один из объектов будет больше, то он по-просту перевесит меньший.

015.jpg

Однако возможно уравновесить эти объекты, добавив в композицию что-нибудь, в качестве противовеса. Асимметрия при этом сохранится:

016.jpg

Так же добиться равновесия при асимметрии можно будет, перевесив больший предмет ближе к центру:

017.jpg

Достижение равновесия является одним из самых значимых этапов при построении ассиметричной композиции. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.

Заключение.

Правила композиции не являются обязательными для соблюдения. Даже наоборот. Некоторые правила противоречат один другому. Однако, прежде чем нарушать какое-либо правило, его надо знать и уметь им пользоваться. Помните, если Вы нарушаете правила, Вы должны четко осознавать, ДЛЯ ЧЕГО Вы это делаете.

Ссылка на источник

sveres.ru

Основы композиции в дизайне | Журнал Ярмарки Мастеров

Довольно часто встречаю статьи о законах композиции, но постоянно там чего-то не хватает, то есть это либо основные принципы, либо рассказ о каком-то одном законе и так далее. Я постаралась собрать все доступные знания о композиционном построении и рассказать о них доступным языком, не углубляясь в психологию, цвето- и световосприятие.

В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое.

Композиционный и геометрический центр.

Вне зависимости от того строите ли вы композицию на бумаге, через фотообъектив или на мониторе компьютера, две диагональные линии при проведении из угла в угол, дадут точку пересечения — геометрический центр композиции. Любой предмет вписанный в этот центр будет смотреться гармонично.

Основы композиции в дизайне, фото № 1

Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения. Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать. Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.

Иногда композиционный центр нарочно смещают, например, для придания композиции динамики.

Основы композиции в дизайне, фото № 2

Способы выделения композиционного центра.

Основы композиции в дизайне, фото № 3

Динамика и статика.

Слева статика, мы видим прочно стоящую композицию с надежным основанием. Справа динамика, композиция наклонена относительно линии горизонта, композиционный центр смещен.

Основы композиции в дизайне, фото № 4

Благодаря нашему удивительному ассоциативному мышлению, разные динамические композиции вызывают разные ассоциации. Например, мячик справа вот-вот скатится, а слева уже скатился по перекладине.

Основы композиции в дизайне, фото № 5

Симметрия и асимметрия в композиции. Равновесие.

С симметричной композицией, как правило, не возникает проблем, статична она или динамична, нам «удобно» на нее смотреть, она понятна. Различают несколько видов симметрии: зеркальная, осевая, вращательная (поворотная), центральная и скользящая симметрия.

Основы композиции в дизайне, фото № 6

В случае с асимметрией необходимо правильно уравновешивать композицию. Для большинства людей равновесие — это психологическая необходимость для правильного восприятия всего образа в целом. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.

Основы композиции в дизайне, фото № 7

Хорошая композиция не позволяет произвести какие-то добавления или, наоборот, что-нибудь убрать, так как это в свою очередь приведет к глубоким изменениям ее характера.

Метр и ритм.

В графическом дизайне существует понятие метрических и ритмических композиционных рядов, на практике этими законами композиции пользуются почти каждый мастер.

Ритм — важное средство организации элементов формы, которое реализуется как многократное закономерное чередование элементов ряда с целью их упорядочивания.
Чувство ритма — это врожденное чувство людей. Ритм легко воспринимается и воспроизводится. Первобытный человек ощущал цикличность природных явлений и жизненных процессов, их ритмы. Это оказало существенное влияние на формирование первых орнаментальных образов.

Принято выделять метрические, ритмические и метроритмические ряды в зависимости от характера и количества изменений.

Основы композиции в дизайне, фото № 8

Метрический ряд — закономерное повторение равных элементов через равные промежутки. Метрический ряд сообщает целому статический характер. Метрический ряд может быть простым и сложным. Простой метрический ряд основывается на повторении одного элемента через равные интервалы. Сложный метрический ряд возникает при сочетании нескольких простых метрических рядов, то есть когда развивается несколько метрических повторов.

Основы композиции в дизайне, фото № 9

Ритмический ряд — закономерное повторение, которое основано на изменении элементов ряда, интервалов между ними или тех и других одновременно. Поэтому выделяют также простой и сложный ритмический ряд. Ритмический ряд сообщает целому динамический характер за счет возможного характера изменений (нарастание или убывание интервалов между элементами, нарастание или убывание размеров элементов, изменение цвета и так далее). Для построения ритмического ряда необходимо 4-5 элементов, так как еще 3 элемента не создают впечатления закономерного повтора.

Основы композиции в дизайне, фото № 10

Метро-ретмический ряд характеризуется наличием нескольких простых рядов, которые складываются в композицию.

Основы композиции в дизайне, фото № 11

Перспективное сокращение.

Существует очень интересный способ составления композиции путем привязок к угловой или фронтальной перспективе. Мы рассмотрим на примерах несложных перспектив. В отличии от аксонометрии размеры предмета в перспективе не вычисляются, используют один реальный размер, который является отправной точкой.

Фронтальная перспектива рассчитана на фиксированную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта. Предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления от переднего плана.

Основы композиции в дизайне, фото № 12

Угловая перспектива всегда имеет 2 точки схода, все плоскости стремятся к этим точкам.

Основы композиции в дизайне, фото № 13

Все остальное разнообразие перспектив изображения являются производными от двух основных угловой и фронтальной, к ним относятся: линейная обратная перспектива, сферическая перспектива, плафонная перспектива, билатеральная перспектива, аспектива и перцептивная перспектива. Особое место хочется уделить воздушной (тональной) перспективе. Она характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета. Цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются, таким образом, глубина кажется более светлой, чем передний план.

Основы композиции в дизайне, фото № 14

___________________________________________________________________________________________

Я намеренно не упоминала такой способ построения композиции, как Золотое сечение, на мой взгляд, золотое сечение — отдельная большая тема, и познакомиться с ней вкратце просто не получится. На Ярмарке Мастеров и так множество прекрасных статей о золотом сечении, например «Золотое сечение. Божественная пропорция» (автор — Даша Самаркина).

__________________________________________________________________________________________

В заключении хочется добавить, что законы композиции не обязательно строго исполнять, они часто противоречат друг другу, но прежде чем их нарушать, стоит научиться ими пользоваться.

Спасибо за внимание!

От автора: все композиционые схемы и примеры (на сером фоне) отрисованы лично мной, пожалуйста при использовании этого материала не забывайте ссылаться на авторство. Спасибо.

Использованные материалы: Выразительность графических и семантических средств в орнаменте. Литвинович Е.И.;
Основы композиции в дизайне. Tanya Flower; Перспектива — Виды перспективы. Шедевры Омска.

www.livemaster.ru

10 правил композиции, без которых не обходится ни один дизайнер

У вас может быть самая замечательная графика в мире, но если композиция оставляет желать лучшего, ваш дизайн не удался.

Таким образом, очевидно, что композиция имеет большое значение. Но что такое композиция? Грубо говоря, это пространство, где отдельные элементы должны превратиться в одно целое, и где изображения, текст, графика и цвета формируются в единый дизайн, в котором все сочетается между собой.

Удачная композиция предполагает, что вы упорядочили элементы и правильно их распределили, и это не только выглядит красиво внешне, но также эффективно с функциональной точки зрения. Поэтому давайте пробежимся по основным советам, уловкам и техникам, которые в считанные минуты сделают из вас гуру композиции.

1. Акцентируйте внимание на главном

Как нам когда-то говорили в школе, распределение акцента — это очень важно. Ключевым элементом любой хорошей композиции является фокус, так как он помогает зрителю в первую очередь сконцентрироваться на самых важных деталях дизайна.

Выбирая точку фокусировки, помните, что главная цель любого дизайна — это коммуникация. Пытаетесь ли вы поделиться какой-то идеей, информацией, или просто чувствами или эмоциями, ваш дизайн будет передавать определенную историю, поэтому необходимо выбрать такой фокус, который поможет сделать это максимально эффективно.

Среди методов привлечения внимания можно отметить масштаб, контраст и указатели, и более подробно о них мы поговорим позже. А сейчас давайте проанализируем приведенный пример.

Это дизайн Мэттью Метца для ритейлера «Nordstrom», поэтому самым важным элементом здесь является модель и ее одежда. Так, модель поместили в центр, а размещенный особым образом текст и отсутствие цветовой палитры помогают сфокусироваться на ее лице и одежде. И затем указатели привлекают внимание к информации, приведенной несколько ниже.

Мэттью Метц

На постере Шоны Линн Панцужен в центре внимания также находится сидящий мужчина. Фокус осуществляется с помощью центрального расположения фотографии, где вокруг человека используется графика, привлекающая к нему внимание.

Шона Линн Панцужен

2. Направляйте взгляд читателя с помощью указателей

Так же, как вы указываете человеку на что-то, что хотели бы ему показать, направляйте взгляд зрителей с помощью определенного расположения линий и различных фигур. Так вы сможете добиться правильного восприятия вашего дизайна.

Скорее всего, вы уже знакомы с одним из самых распространенных видов указателей — схематичных. В схемах используются линии, которые направляют взгляд с одного пункта на другой в достаточно очевидном порядке. Взгляните на эту открытку с приглашением на свидание, выпущенную Paper and Parcel. Дизайнер решил использовать схематичные указатели для передачи информации в интерактивном и необычном виде.

Paper and Parcel

Кроме того, они могут указывать на какие-то связующие элементы текста или небольшие кусочки информации. Как уже говорилось, сначала вы должны сфокусироваться на главном объекте; но куда вы будете смотреть после? Правильно разместив указатели, вы не только сможете контролировать внимание на основных элементах, но и направлять взгляд вашего зрителя по всему дизайну.

Давайте, к примеру, посмотрим на постер от Design By Day, где используются четкие указательные линии, которые сначала направляют вас к основному элементу (названию), а затем к разным сегментам текста.

Design By Day

Разумеется, нет смысла использовать такие очевидные указатели в каждом дизайне, но это не значит, что нет другого выхода. Найдите какие-то фигуры и линии в используемых изображениях и графических элементах и применяйте их для того, чтобы задавать направление взгляду зрителя.

Подобное можно наблюдать на постере 1 Trick Pony, где правая рука мужчины используется для «переадресации» взгляда от изображения к логотипу, и затем к нижней части изображения. Таким образом, формы изображения могут послужить указателями.

1 Trick Pony

3. Масштаб и иерархия

Масштаб и визуальная иерархия — это одни из тех креативных основ, которые могут либо испортить ваш дизайн, либо сделать из него конфетку. Поэтому так важно уметь правильно их применять для создания удачной композиции.

Если говорить вкратце, иерархия — это структурирование элементов в порядке важности. Так, более важный объект вашего дизайна вы можете сделать крупнее и ярче, а вторичные элементы — меньше и бледнее.

Особенно важно учитывать иерархию при написании текста. Для более подробной информации по вопросу иерархии в типографике вы можете обратиться к статье «Почему в каждом дизайне необходимо иметь три уровня типографической иерархии».

Почему в каждом дизайне необходимо иметь три уровня типографической иерархии

Масштаб часто используется для связности элементов иерархии. Крупный масштаб привлекает внимание к определенным объектам, подчеркивая их значимость для правильной коммуникации.

Например, в дизайне этого постера Джессики Свендсен в качестве самого крупного элемента используется увеличенное изображение, что позволяет привлечь максимальное внимание к данному объекту. Заголовок представляет собой самый крупный текстовый элемент, являясь важнейшим элементом информации в данном контексте, в то время как остальная часть текста написана в гораздо меньшем масштабе. Таким образом, масштаб идентифицирует главные объекты дизайна и сохраняет типографическую иерархию.

Джессика Свендсен

Масштаб также является невероятно полезным инструментом, когда речь заходит о создании пропорций и чувства размера. Вы можете сделать так, что некоторые вещи будут казаться максимально детализированными, замысловатыми и маленькими, а можете сделать их большими и даже громоздкими.

Взгляните на постер Скотта Хэнсена, где он использует силуэты двух людей, кажущихся очень маленькими по сравнению с необъятным пространством, которое окружает их. Этот прием определенно помогает прочувствовать все величие и масштабы данной сцены.

Скотт Хэнсен

Создавая контраст между маленьким и крупным элементом в композиции, вы можете добиться самых разнообразных эффектов.

4. Соблюдайте баланс между элементами

Баланс — это довольно важная вещь с точки зрения многих аспектов. И, разумеется, ваш дизайн не является исключением.

Но как же соблюсти этот самый баланс в рамках собственного дизайна? Давайте быстренько пробежимся по двум основным типам баланса и приемам его соблюдения.

Во-первых, существует симметричный баланс. Суть его очевидна — баланс дизайна достигается за счет симметрии. Отражая определенные элементы по обеим сторонам (право-лево, верх-низ), вы добиваетесь абсолютной сбалансированности.

Вот пример симметричного баланса. В приглашении на свадьбу Дженнифер Уик использует симметричную композицию, где текст и графика размещены зеркально. Благодаря симметрии приглашение смотрится элегантным, аккуратным и сбалансированным.


Дженнифер Уик

Второй тип, который, вероятно, встречается гораздо чаще — это асимметричный баланс. Его название также говорит само за себя — баланс достигается путем асимметричного расположения элементов.

Вот пример удачного использования асимметричного баланса. В своем постере Munchy Potato целенаправленно распределил окружности разного размера по разным областям пространства, добившись таким образом асимметрии.

Munchy Potato

В приведенном выше примере три центральных окружности являются самыми крупными элементами дизайна, но, тем не менее, они сбалансированы благодаря правильно подобранному шрифту, графике и использованию небольшой текстурной окружности в нижнем углу постера.

Для развития навыков создания асимметричного баланса необходимо думать о каждом элементе как о единице, имеющей свой «вес». Объекты поменьше, соответственно, должны «весить» меньше, а насыщенные текстурами элементы должны «весить» больше, чем однородные. Какой бы ни была цель вашего дизайна, необходимо всегда достигать равновесия среди используемых объектов.

5. Используйте элементы, которые дополняют друг друга

Вы, должно быть, слышали о взаимодополняющих цветах, но слышали ли вы о взаимодополняющих элементах дизайна? Один из ключевых элементов удачной и эффективной композиции — это тщательный, целенаправленный подбор каждого объекта дизайна, в котором все должно превращаться в единое целое.

Типичная ошибка при создании композиции — это использование изображений, которые не дополняют друг друга. Поэтому, когда вы решаете использовать несколько изображений, всегда проверяйте, оказывают ли они должное воздействие на зрителя, и существует ли между ними необходимая связь. Вот несколько способов достижения этого эффекта.

Используйте снимки из одной фотосессии. Это невероятно легкий способ удостовериться, что изображения будут связными, учитывая, что они сделаны в одном стиле и принадлежат к одному направлению. Например, дизайнеры Jekyll & Hyde и Елена Бонаноми используют данный прием в одном из разворотов журнала Must.

Jekyll & Hyde и Елена Бонаноми

Изображения должны быть в одной цветовой гамме. В настоящее время существует широкий выбор разнообразных фильтров и инструментов для редактирования фотографий, которые помогут вам сделать так, что выбранные изображения будут принадлежать к одной цветовой гамме, и, следовательно, будут взаимосвязанными. A is a Name сделал свой постер полностью черно-белым, чтобы добиться цветовой связи между объектами.

A is a Name

Выбирайте похожие снимки. Старайтесь комбинировать изображения со сходными параметрами и стилем. Например, если одна из фотографий сделана в минималистическом стиле, необходимо использовать подобные снимки. Ниже приведено дизайнерское решение Feint, где во всех подобранных изображениях можно наблюдать определенные «неровности» — разнообразные текстуры, древесные мотивы и холодные оттенки.

Создание хорошего макета также предполагает правильное сочетание текста и графики, где эти элементы взаимодополняют друг друга. Каждый шрифт в различном окружении имеет определенные оттенки и ассоциации — к примеру, четкий, курсивный шрифт с множеством завитков может ассоциироваться с элегантностью и утонченностью. Поэтому старайтесь подбирать шрифт в зависимости от собственных целей и замысла.

Взгляните на постер Адама Хилла для «праздника в честь запутанных отношений между татуировками и старым добрым рок-н-роллом», где мы наблюдаем сочетание традиционных винтажных изображений с заголовком в полужирном курсиве и основного текста, также написанного полужирным шрифтом и с засечками. Шрифт же, использующий тонкие изящные буквы без засечек, вряд ли бы подошел грубоватой рок-н-ролльной графике, и вероятно, не произвел должного эффекта.

Адам Хилл

6. Увеличьте (или уменьшите) контраст

Контраст — это невероятно полезный помощник, как для выделения каких-то элементов вашего дизайна, так и для их скрытия. Усиливая контраст, или используя высококонтрастную палитру, вы можете привлечь внимание к определенному объекту. В то же время, уменьшив контраст, вы можете добиться эффекта прозрачности для каких-то элементов, сделав их менее заметными.

В приведенном примере Теболт Джулиан использует высококонтрастные цвета для своеобразного обрамления и выделения центральных изображений, а также полужирный шрифт для привлечения внимания к ключевой информации. Однако он также прибегает к более легкому и тонкому шрифту, благодаря которому другие элементы становятся вторичными.

Теболт Джулиан

В то время как в предыдущем дизайне резонирующий цвет используется для привлечения внимания, в следующем примере он служит для скрытия определенного элемента.

Мелани Скотт Винсент в своем постере помещает желтую скрепку на желтый фон, тем самым сводя контраст между задником и объектом к минимуму. В обычном случае вам бы посоветовали так не делать, но здесь такой прием лишь усиливает эффект названия мероприятия «Каждый день проходим мимо».

Таким образом, контраст также может применяться как для «скрытия» тех или иных элементов дизайна, так и для привлечения к ним внимания. Поэтому используйте этот инструмент, опираясь на ваши цели и пожелания к дизайну.

7. Повторяйте элементы дизайна

Повторяйте за мной: «Повторение сопутствует успешной композиции».

Для поддержания согласованности и последовательности в вашем макете, старайтесь использовать какие-то определенные элементы из одной секции в других местах. Скажем, можно несколько раз использовать один и тот же шрифт или графический мотив. Постарайтесь с помощью перетекающих из одной секции в другую элементов придать вашему дизайну связность.

Повтор элементов — это ключевой фактор при многостраничных макетах. Этот прием позволяет страницам перетекать из одной в другую, создавая между ними параллельную связь.

В качестве примера рассмотрим дизайны для журналов, разработанные Мауро Де Донатис и Елизаветой Ухабиной. Здесь композиция каждого разворота одинаковая, разница лишь в содержимом, цветовом оформлении и используемых изображениях. Повтор композиции позволяет читателям привыкнуть к формату и быстрее обрабатывать информацию.

Мауро Де Донатис и Клизавета Ухабина

Здесь вы сможете найти больше примеров, фишек и трюков для создания многостраничных макетов.

Помимо этого, повтор может также стать ключевым фактором при разработке композиции для всего одной страницы. Повторно используя графические элементы, вы можете поддерживать связность в дизайне (как пример — постер Джессики Хише).

Здесь повторяются некоторые стили шрифтов, графика и линейность, что помогает связать между собой элементы и добиться желаемого эффекта. Если бы автор дизайна вдруг решила использовать где-нибудь в середине какие-нибудь чертежные розовые элементы с полужирными линиями, ни о какой связности не могло бы быть и речи. Но она решила использовать для текста маленький размер, минимизировала цветовую гамму и сохранила графические элементы в изящной простоте, поэтому дизайн вышел удачным.

Джессика Хише

При разработке дизайна записывайте всю информацию об используемых шрифтах, линиях, цветах и т.д., и старайтесь использовать их повторно для объединения вашего макета в единое целое.

8. Не забывайте о белом пространстве

Чтобы обидеть белое пространство, достаточно назвать его «пустым местом». Пустота предполагает, что она должна быть чем-то заполнена, и поэтому она не «выполняет свою работу» должным образом. Но это не одно и то же.

Когда белое пространство используется целенаправленно, оно помогает повысить четкость и ясность вашего дизайна: когда более нагруженные и замысловатые части композиции сбалансированы белым пространством, ваш дизайн начинает дышать.

Например, взгляните на дизайн , выполненный Cocorrina. Белое пространство помогает достигнуть баланса между картинкой, текстурой и текстом, что придает дизайну изысканность и чистоту.

Cocorrina

Итак, как же лучше использовать белое пространство?

Уменьшите масштаб графических элементов. Благодаря этому, вы сможете создать больше белого пространства вокруг центральных элементов, и при этом не выйдете за рамки изначального дизайна. Для наглядности взгляните на дизайн открытки с кулинарным рецептом от Serafini Creative, где основные элементы целенаправленно уменьшены для создания прекрасного обрамления из белого пространства.

Serafini Creative

Не пытайтесь заполнить все белое пространство. Как уже было сказано, белое пространство — это не пустое место, оно служит определенным целям, поэтому не пытайтесь заполнить каждый его кусочек.

В качестве примера можно привести дизайн веб-сайта от Creative Web Themes, где для презентации товара используется одно изображение, заголовок с полужирным начертанием, две небольшие линии текста и ссылка на дальнейшую информацию. Благодаря такому простому плану и большому количеству белого пространства каждый элемент имеет собственную территорию и может «дышать», что позволяет дизайну выглядеть опрятно и оказывать должный эффект на зрителя.

Creative Web Themes

При создании дизайна всегда спрашивайте себя, все ли элементы на 100% необходимы. Нужен ли весь этот текст, обязателен ли ярко-голубой заголовок, нужны ли все 3 изображения? Удаляя лишние частички из макета, вы можете создать более точный дизайн, который будет только выигрывать за счет белого пространства.

9. Выстраивайте элементы дизайна

При создании композиции, включающей множество объектов, не стоит хаотично размещать их на странице, ведь выстраивание элементов — это быстрый и легкий способ превратить ваш дизайн в конфетку.

Не получается выстраивать объекты? Canva поможет избавиться от этой проблемы буквально за секунду с помощью специального автоматического и очень удобного инструмента. Просто перетаскивайте тот или иной элемент по странице, а Canva выровняет его с другими объектами дизайна и автоматически поставит его на нужное место. Волшебство!

Взгляните на этот идеально выстроенный дизайн из журнала, созданный Huck. Благодаря четкому построению элементов дизайн выглядит отчетливо и точно, он очень удобен при чтении и приятен с эстетической точки зрения.

Huck

Последовательное и четкое выравнивание элементов поможет вам также выстроить определенный порядок среди многих объектов. Так, если вы используете большое количество изображений, текста и/или графических элементов, выравнивание должно стать вашим лучшим другом.

Особенно важно умение применять выравнивание при работе с текстом. Существует множество способов это сделать, но одним из лучших остается выравнивание по левому краю, так как для большинства зрителей этот вариант наиболее удобен для чтения и понимания прочитанного.

20 правил дизайна, которые нельзя нарушать

10. Разделите дизайн на трети

Правило третей — это простой метод, с помощью которого дизайнеры могут разделить макет на 9 равных частей. Там, где пересекаются вертикальные и горизонтальные линии, находятся точки фокусировки.

Дизайнер Уилльям Бичи решил поиграть с этим правилом в своих работах (пример ниже). Его дизайн выглядит эффектно и привлекает внимание за счет того, что на каждом пересечении находится определенная точка фокусировки. Бичи также отмечает, что «Когда вы помещаете объекты не в центр дизайна, а на его периферию, картинка становится живой и интересной».

Go Media

Использование правила третей поможет усовершенствовать композицию вашего дизайна, так как это один из наиболее быстрых и простых способов размещения и структурирования элементов.

Взгляните на дизайн Гаджана Ваматева для National Geographic и подумайте, как здесь применяется правило одной трети. Скорее всего, вы заметили, что линии (если бы они были) пересекались бы на точке фокусировки каждого из изображений: двух путешественниках на первой картинке, и большой птице — на второй. Линии бы также пересекались на текстовых рамках, привлекая внимание к тексту и предложению прочитать дальнейшую информацию.

Гаджан Ваматева

Если вы хотите использовать правило третей в своем дизайне, желательно начать с сетки. Сетка позволит выстроить элементы более последовательно и видеть, как должны располагаться точки фокусировки на макете. Вы можете посмотреть обучение, где рассказывается, как использовать инструмент разметки в Canva, что поможет структурировать и упорядочить ваш дизайн.

Как использовать разметку в Canva

Если после долгих часов работы над дизайном он вам наконец покажется эффективным, постарайтесь разделить его мысленно на части и увидеть глубинную структуру. Есть ли там деление на трети? Или он строится на основе другой разметки? Так или иначе, вы можете просматривать различные примеры разметки и черпать вдохновение из них.

Обращение к читателю

При создании композиции следует обращать внимание на многие вещи. Если вы еще начинающий дизайнер, вам скорее всего придется приложить немало усилий и потратить много времени на попытки систематизирования и перемасштабирования объектов, затем снова на их переразметку и т.д., но это нормально.

А у вас есть какие-нибудь хитрости для работы с композицией? Или, возможно, вы знаете примеры каких-нибудь дизайнов с высокоэффективной композицией? В любом случае, не стесняйтесь делиться своими мыслями и идеями по этому поводу в комментариях!

deadsign.ru

1.Дизайн и композиция в дизайне. Основные виды дизайна. Новые виды дизайна. Композиция в дизайне.

Дизайн и композиция в дизайне. Дизайн — вид проектной, междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Важнейшие два компонента дизайна: функциональность и эстетичность.

Основные виды дизайна:

1)Графический дизайн. Объектом проектирования являются: шрифты, пиктограммы, фирменный стиль, различные визуальные коммуникации и т.д. Это работа на плоскости.

2)Промышленный дизайн. Объектом проектирования являются: машины, приборы, оборудование, мебель, посуда, одежда. Здесь уже идет работа с объемом.

3)Архитектурный дизайн. Объектом являются: сооружения и их комплексы, включая дизайн интерьера. Идет работа с пространством.

4)Дизайн архитектурной среды. Объектом проектирования является сложно-динамическая система среды обитания человека, оптимальная предметно-пространственная организация и образность различных средовых объектов

Новые виды дизайна. Выделяют две группы:

1)Дизайн сферы: экодизайн, эргодизайн (главное условие — отвечать эргономическим требованиям, т.е. удобству пользования), футуродизайн (дизайн проектов будущего, которые по каким-либо причинам не могут быть применены в настоящем), прикладной дизайн, экспозиционный дизайн (выставки), инженерный дизайн (различные технические сооружения, например мосты).

2)Дизайн, нацеленный на результат работ: артдизайн (единичные объекты дизайна, как объект искусства), компьютерный дизайн и web-дизайн.

Важно!Прежде чем приступать к дизайну объекта, нужно определить его формальные качества: особенности внешнего вида, структурные связи предметов, назначение объекта. После чего определяется содержание работы, и только после этого возможно начинать работу над формой.

Композиция в дизайне. Это построение (структура) произведения, дизайна, расположение и связь его частей, обусловленных их компоновкой, отвечающих назначению и технической идее произведения и его художественно-образному замыслу, отражающему эмоционально-чувственные ожидания потребителя дизайнерского продукта.

Сущность работы над композицией заключается в расширении художественной стороны изделия, достижения комплексного единства и упорядоченности путем использования композиционных средств.

2. Композиция в дизайне. Сущность понятия «композиция». Сущность понятия «гармония». Сущность понятия «формальность». Формальная композиция.

Композиция в дизайне. Это построение (структура) произведения, дизайна, расположение и связь его частей, обусловленных их компоновкой, отвечающих назначению и технической идее произведения и его художественно-образному замыслу, отражающему эмоционально-чувственные ожидания потребителя дизайнерского продукта.

Сущность работы над композицией заключается в расширении художественной стороны изделия, достижения комплексного единства и упорядоченности путем использования композиционных средств.

Сущность понятия «композиция». Композиция — это связь различных частей в единое целое, в соответствии с какой либо идеей. Эти части, вместе взятые, составляют определенную форму. Термин «композиция» применяется в двух аспектах: 1) это целенаправленное построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. 2) это важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению гармоничное единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому, выступая как атрибут художественного произведения.

Сущность понятия «гармония». Гармония, в переводе с греческого, это созвучие, согласие, противоположность хаосу. Гармония означает высокий уровень упорядоченности и отвечает эстетическим критериям совершенства и красоты. Относительно композиции, гармония понимается как ее формальная характеристика.

Сущность понятия «формальность».Формальная композиция. Форма взаимосвязана с содержанием, но возможно отделение формы от содержания путем замены реалистичных объектов формальными (или абстрактными), но так, чтобы формальная композиция выражала идею и художественно-образный замысел через:

-характеристики и свойства элементов композиции

-через структурную организацию элементов композиции

studfile.net

Основы композиции в дизайне. Что такое композиция?

b_59d65551ad3e0.jpg

Автор

Композиция — это правильное расположение элементов изображения, основанное на анализе восприятия человеком зрительной информации.

В любой композиции есть центр внимания, он может совпадать с фактическим центром, то есть тем, который находится посередине холста, листа бумаги, монитора и т.д., а может с ним и не совпадать, однако, он всегда должен совпадать с композиционным центром.

— Что такое композиционный центр?

Это точка внимания, акцент зрительского внимания. Вот несколько примеров того, как можно захватить внимание зрителя:

b_59d6558696df5.jpg

Внимание сразу захватывает второй прямоугольник, поскольку он имеет отличный от всех остальных оттенок. Это же прослеживается и на более сложных примерах:

b_59d655cf3159c.jpg

Обратите внимание, как глаз непроизвольно цепляется за изображение двух детей в центре, их лица и одежда намного более яркие, чем окружение вокруг, также они находятся в геометрическом центре, что удваивает силу притяжения внимания.

b_59d655e81b8fa.jpgВыделение цветом

b_59d655fbcf352.jpg

— Художник делает акцент на женщине, конечно, часть внимания на долю секунды забирает дерево слева, но оно там только для того, чтобы «уравновесить» композицию. Художник понимал, что оно может забрать слишком много внимания на себя, поэтому подобрал оттенок чуть менее яркий, чем платье девушки.

b_59d6562759629.jpg Выделение размером

b_59d6565090549.jpg

— Здесь пример не самый простой, т.к. целью художника была не фиксация взгляда, а его движение(слева и к горизонту), но тем не менее, «читать» картину мы начинаем с левого, самого большого корабля, именно он приковывает первые взгляды.

b_59d656628765e.jpg Выделение формой

b_59d656746aafc.jpg

— Сложный объект, состоящий из множества элементов на фоне самой просто геометрии — круга.

Надеюсь, это была информативная статья, я аккумулировал в ней самый базис, основы, которые позже станут прочным фундаментом для более глубокого понимания визуального восприятия человека.

Понравилось? — Подпишись на мой канал о дизайне и искусстве в Telegram, чтобы не пропустить новые статьи: https://t.me/boomcolor

spark.ru

Композиция в дизайне. Элементы композиции. Законы композиции

Задумывались ли вы над тем, почему на одни произведения искусства нам приятно смотреть, а на другие нет? Причина этого — удачная или неудачная композиция изображенных элементов. Именно от нее зависит то, как воспринимается картина, статуя или даже целое здание. Хотя на первый взгляд кажется, что это непросто — предусмотреть все, на самом деле создание композиции, которая будет приятна взору, — дело не такое уж сложное. Однако для этого нужно знать о законах, принципах и других ее составляющих. Давайте узнаем обо всем этом.

Что такое дизайн и каковы его особенности?

Прежде чем рассмотреть особенности композиции, стоит узнать о таком понятии, как дизайн. Хотя это слово часто используется в современном лексиконе, далеко не всякий знает о его значении.

композиция в дизайне

Так именуется вид художественно-технической деятельности, направленной на формирование гармонической предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные, а также духовные потребности личности.

При создании композиции в дизайне всегда во главу угла ставятся два его компонента — практичность (функциональность) и эстетичность (внешняя красота).

Виды

Сам по себе дизайн очень многогранен. При этом все же можно выделить несколько его основных видов:

  • Графический — нацелен на создание шрифтов, пиктограмм, фирменного стиля, разнообразных визуальных коммуникаций и т. д. Все изображения такого рода создаются на плоскости.
  • Промышленный — специализируется на разработке машин, приборов, оборудования, мебели, посуды, одежды. В данном случае работа осуществляется не на плоскости, а с объемом.
  • Архитектурный — нацелен на разработку и постройку сооружений и их комплексов (в том числе интерьера). Творец в этой среде работает с пространством.
  • Дизайн архитектурной среды. Наиболее сложный, так как нацелен на разработку сложно-динамической системы среды обитания людей.
  • Дизайн сферы — это один из новых видов. К нему относится экодизайн, футуродизайн и т. п.
  • Дизайн, нацеленный на результат работ. К этому виду относятся web-дизайн, компьютерный и артдизайн.

Что такое композиция и зачем она нужна?

Данное слово произошло от латинского compositio и означает гармоническое сочетание различных элементов произведения таким образом, чтобы они создавали впечатление единого целого.

принципы композиции в дизайне

Композиция в дизайне — это расположение и связь частей изделия, обусловленных их компоновкой. Она должна соответствовать их назначению, а также художественно-образному замыслу создателя, который отражает вероятные ожидания конечного потребителя проектируемого продукта.

Немного сложно, не так ли? Говоря более простым языком, изучаемое явление — это создания такого произведения, которое понравится заказчику. Исходя из этого объяснения, понятно и назначение композиции в дизайне — привлечь внимание потенциального покупателя.

Хорошо, хотя и немного жестко объясняет его цель герой фильма «Глянец»: «Дело художника — почувствовать то, что продается… Что не продается, то не искусство!»

Геометрический и композиционный центр: в чем разница?

Итак, из чего же состоит композиция? В первую очередь, создавая ее, необходимо найти композиционный центр. Его цель — привлечь внимание зрителей ко всему произведению. Фактически именно эта деталь является тем якорем, который должен «зацепить» увидевшего готовое изделие.

Помимо композиционного, в любой работе выделяется также геометрический центр, который фактически является его срединой.

геометрический центр композиции

Для лучшего восприятия произведения, конечно, лучше, когда эти два центра совпадают, однако так бывает не всегда.

Существует ряд способов акцентировать внимание именно на композиционном центре, даже если он расположен не посредине:

  • Выделение его с помощью цвета.
  • Выделение с помощью отличающейся формы от других элементов композиции.
  • Выделение особым освещением.
  • Выделения за счет контрастного размера по сравнению с другими деталями.

Элементы композиции

Существуют различные классификации композиционных элементов. Большинство специалистов сходятся в том, что основных из них три:

  • Точка — это графический акцент на плоскости.
  • Линия — по форме характеризуется протяжностью или развитием на плоскости в одном координатном направлении (в длину).
  • Пятно — в отличие от вышеупомянутых элементов, оно обычно заполняет большую часть графической плоскости.

Основные виды композиции

Как правило, выделяют тройку базовых видов композиции.

  • Фронтальная — подразумевает заполнение изображением всей плоскости. Как правило, используется при создании орнаментов, ковров, мозаики и т. п.
  • Объемная — относится к трехмерным видам искусств (архитектура, скульптура, керамика). В большинстве случаев, чтобы рассмотреть изделие такого рода, необходимо обойти его с разных сторон, поскольку оно не может быть охвачено взглядом полностью с одного ракурса.
  • Объемно-пространственная композиция в дизайне — состоит из нескольких объемных работ, расположенных в пространстве с определенными интервалами.

Композиционные законы

Хотя каждый творец руководствуется собственным вкусом (или желанием заказчика) при создании дизайна, существуют определенные законы композиции, которые все равно приходится соблюдать, причем далеко не всегда понимая это. Дело в том, что они были выделены на основе многолетних наблюдений психологов за способностью человеческого мозга воспринимать те или иные комбинации элементов.

Итак, существует три закона композиции:

  • Цельность и единство. Благодаря им произведение воспринимается как единое целое, несмотря на многочисленное количество деталей. Этот закон базируется на двух составляющих — неделимости композиции (невозможность воспринимать ее как совокупность отдельных составляющих) и необходимости связи и согласованности между элементами композиции (для этого важно отслеживать, насколько все детали «дружат» между собою и не являются ли они оторванными друг от друга). Специфичность данного закона заключается в том, что он распространяется лишь на область композиции в дизайне произведений искусства.
  • Равновесие. Это такое состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают так называемую зрительную устойчивость. В основном данное состояние сводится к балансу по выразительности. Равновесие в изделии может быть статическим (изображение кажется устойчиво неподвижным) и динамическим (его составляющие производят впечатление движения).
симметрия в композиции
  • Соподчинение. Это подчинение всех композиционных деталей единому авторскому замыслу. Фактически данный закон подразумевает создание иерархии в произведении. Согласно ей, выделяется доминанта (центр композиции), которой и подчиняются все остальные элементы.

Средства

Рассматривая особенности композиции, нельзя обойти вниманием и такой вопрос, как средства для ее создания. Ведь именно они помогают творцу максимально точно передать свою мысль в произведении. Для многих людей искусства средства более известны как принципы композиции в дизайне.

Парадоксально, но когда все они соблюдены, понять их сложно. Зато если в готовой работе нарушен хоть один — это сразу же бросается в глаза. Давайте же рассмотрим их, чтобы знать, на что стоит обращать внимание не только при создании шедевров, но и при рассмотрении и анализе их.

  • Контраст — это резкое различие элементов, противопоставление их по определенным критериям (светлый и темный, длинный и короткий и т. п.). Таким способом усиливается выразительность готовой работы. Контраст бывает как одномерным, так и многомерным.
законы композиции геометрические фигуры
  • Нюанс — незначительные различия между элементами в композиции в рамках одной и той же категории. Выделяют одномерный и многомерный нюансы.
  • Тождество. Так называется повторение элементов одинаковых, схожих по своим качествам. Таким как размер, форма или тон. Тождество явля­ется признаком статичности всей комбинации.
  • Симметрия/асимметрия. Симметрия — это равномерность распределения деталей относительно геометрического центра. Она бывает зеркальной, осевой, зеркально-осевой и винтовой. Асимметрия — это отсутствие симметрии. Хотя наш мозг ориентирован на равномерные изображения (нарушение этого баланса им воспринимается не так хорошо), иногда асимметричные решения оказываются более чем впечатляющими.
  • Ритм. Хотя кажется, что подобное явление характерно только для музыки, однако и для искусства композиции оно является важным средством. В данной сфере под ритмом подразумевается чередование различных элементов в определенной последовательности. Одним из важнейших является повторяемость деталей (форм), а также интервалов меж ними. Такие повторы бывают равномерными, убывающими и нарастающими.
ритм в композиции
  • Модульность — это универсальное средство дизайна, однако до сих пор нет четкого определения понятию «модуль». В общем, так принято именовать величину, принимаемую за основу расчета какого-либо предмета.
  • Пропорциональность — согласованность, стройность, а также соразмерность в сочетании чего-то. Она часто воспринимается как соразмерность. Это средство применяется в архитектуре или искусстве.
законы композиции нарушение равновесия
  • Масштабность является важнейшей из средств архитектурной композиции. Она определяет соотношение размеров чего-то (частей, членений, деталей сооружения), которое позволяется создать гармоничное сочетание их с размерами человека и окружающими его предметами. Данное средство базируется на двух принципах: человеческий индивидуум — это мера всех вещей; масштаб определяется при помощи соотношения отдельно взятых частей и целого.

Физические свойства формы

При создании композиции всегда стоит помнить, что все изображенные предметы обладают определенными пространственными свойствами:

  • Геометрический вид. Он определяется соотношением размеров геометрических фигур согласно трем координатам пространства, а также характером поверхности формы. Выделяются три вида формы: объемная, плоская, линейная.
  • Величина — это свойство, которое оценивается по отношению к человеческим размерам или другим формам.
  • Положение. Геометрические фигуры могут быть расположены в отношении друг друга или зрителя, как ближе, так и дальше, выше, ниже, слева или справа. Также формы способны располагаться по отношению к другим на одном или сразу нескольких уровнях.
  • Цвет — является одним из самых важных свойств, способных вызывать различные зрительные ощущения в соответствии со спектральным составом отражаемого/излучаемого ими света. Он обладает такими характеристиками, как тон (оттенки), насыщенность (степень яркости/блеклости) и светлота (отражающая способность цветовой поверхности). Обычно цвета принято делить на теплые (от желтого до красного ) и холодные (от зеленого до фиолетового). Подобное разделение связано с энергетическим спектральным балансом: теплые оттенки несут большую часть энергии, а холодные — значительно меньшую. Как доказали ученые, цвет активно воздействует на человеческую психику. Он может вызывать разнообразные эмоции и переживания (радовать, огорчать, бодрить, угнетать). Именно поэтому так важна хорошо продуманная цветовая композиция в дизайне любого изделия.
цветовая композиция в дизайне
  • Светотень — свойство, которое характеризуется распределением темных и светлых участков на поверхности фигуры. Она облегчает восприятие объема и рельефа наблюдателем, а также способна зрительно обобщить или расчленить объем или поверхность предмета. Кстати, рельеф предмета и его трехмерность воспринимаются таковыми именно благодаря градациям и переходам от более освещенных участков к менее.
  • Фактура — создает зрительный образ композиции и является одним из основных источников получения осязательной информации. Кстати, именно различие фактур дает возможность отличать на черно-белом изображении схожие между собою вещества: металл и воду, снег и бумагу и т. п. При планировании изделия выбор фактуры его столь же важен, как и выбор материала. Ведь одно и то же вещество способно смотреться весьма по-разному при различной обработке.
  • Текстура. Она играет такую же важную роль в процессе восприятия готовой композиции, как и фактура. Ведь с ее помощью удается определить признаки структуры материала, из которого предмет изготовлен. Чаще всего подобное свойство характерно для дерева, кожи, а также ткани. Текстуры очень часто выступают в роль декоративного элемента при проработке проекта. Удачное сочетание фактуры с текстурой прежде всего применяется для передачи естественного качества материала, раскрытия его эстетического своеобразия. В том случае, когда фактура или текстура вещества выразительные — их воздействие на зрителя способно быть более эффективным, чем влияние самой формы изделия. При этом чрезмерная броскость их иногда способна вызвать обратный эффект.

Шрифты в композиции

Помимо всего вышеперечисленного, весьма важную роль в создании оригинального дизайна чего-то играют надписи (шрифты).

Они постоянно используются для оформления мемориальных досок, вывесок, надписей на упаковках или этикетках промышленных товаров и т. п.

Нередки случаи, когда шрифтовая композиция в дизайне играет не только роль источника информации, но и обеспечивает эстетическое качество среды обитания человека.

шрифтовая композиция в дизайне

В зависимости от назначения выделяются такие категории шрифтов:

  • Изящные.
  • Массивные.
  • Строгие.
  • Живописные.

Основными эстетическими критериями при выборе того или иного вида букв является гармоничность их пропорций, красота рисунка каждой из них, читаемость, четкость и соразмерность. Для достижения подобных целей ежегодно создаются десятки новых шрифтов, которые призваны удовлетворить растущие запросы к оригинальному дизайну.

fb.ru

1. Основы композиции. Вводная творческая работа (тестирование). — База знаний

Курс дизайна в Юниум. Длительность — 2 полугодия (1 год).
Курс дизайна в Ю — это второй этап в траектории развития творческого направления в Юниум, а для кого-то может стать отправной точкой в творческом развитии.Тем, кто только собирается учиться рисовать, стоит начинать именно отсюда. На занятиях можно ознакомиться с популярными художественными приемами, изучить законы построения изображения и освоить базовые законы рисования, при этом протестировав  разные материалы и техники, определиться с дальнейшими творческими планами. Но задания будут полезны и тем, кто уже имеет опыт создания рисунков — курс позволит обновить базовые знания и отработать все необходимые навыки на разнообразных упражнениях.

 

Нас будут ждать новые интересные темы, разные задания, работа в группах, небольшие проекты в завершении учебного года. Не обойтись и без творческих работ и небольших тестирований для понимания уровня развития в рамках курса и возможности его скорректировать.

Цель сегодняшнего занятия: За занятие изучить основные законы композиции и применить их на практике, создав творческую работу на формате А4.

Что нас ждет сегодня:

  1. Входная творческая работа (упражнение №2)
  2. Небольшое творческое тестирование.

Для того, чтобы понять, кто на каком уровне пришел на занятия в Юниум и составить индивидуальную траекторию развития внутри нашего курса.

Основы композиции.

Композиция — это расположение предметов в листе: какие предметы будут в работе, каких размеров, как они расположены друг относительно друга, и на каком формате. «Форматом» в живописи называют размеры и пропорции сторон того листа, холста и другой основы, на которой вы будете писать.

Композиция далеко не всегда символический, литературный рассказ. Она и не должна обязательно быть таковым. Часто композиция создана просто для удовольствия. Художнику может приносить удовольствие смотреть на ту композицию, что он создал. Он может создавать композицию только ради этого. Это похоже на музыку: иногда голосом пропевают слова, стараясь донести какой-то смысл, идею, а иногда — просто поют без слов, ради музыки. Если Вы научитесь чувствовать «музыку» картины, не ища в ней литературу, Вы откроете для себя живопись с новой стороны.

Умение составлять композиции- это тоже искусство. И также для овладения искусством компоновки- как способа создавать композицию, потребуется развитие композиционного видения, чутья, развитие чувства прекрасного. А основа прекрасного- это как вы думаете что? Конечно, вы уже поняли, это- гармония.

Как создать композицию?

  1. Определить задачи и цели
  2. Изучить натурную постановку и определить точку зрения
  3. Определить масштаб и характер предмета и правильно расположить лист бумаги
  4. Разместить и уравновесить предметы на плоскости листа
  5. Определить центр композиции . Вводим два понятия в рисунке- композиционный центр и зрительный центр: Зрительный центр — центр картинной плоскости. Композиционный центр это какой- либо основной главный предмет, вокруг которого располагаются второстепенные или вспомогательные предметы.  В зависимости от характера объекта изображения композиционный и зрительный центры должны быть или на незначительном расстоянии друг от друга, или совмещаться. Так достигается композиционная целостность. Именно по этому нужно выбирать правильно точку зрения, потому как главный предмет будет перемещаться относительно второстепенных при обзоре. Что касается предметов с падающими тенями, то композиционный центр в этом случае располагается примерно посередине, между предметом и тенью, в зависимости от освещенности предмета, контраста, и направления самой тени. При компоновке отдельных предметов с незначительными падающими тенями композиционный центр попадает на середину предмета.
  6. Построить предметы с учетом перспективы, пропорции и передача характера
  7. Выявление объема предметов

Завершение и обобщение работы над рисунком Задание №1

Составление небольших композиций в 6-ти квадратах размеров 10*10 см. Используется при этом геометрические фигуры  трех цветов (штриховка).

Законы композиции.

Закон целостности.

Целостность как явление, объединяющее элементы, части в единое целое, проявляется везде в природе и обществе и выступает как диалектический закон. Благодаря соблюдению первого закона композиции — закона целостности — произведение искусства воспринимается как единое и неделимое целое.

Сущность закона можно раскрыть, проанализировав основные его черты или свойства. Главная черта закона целостности — неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.

 

Закон контрастов.

Закон контрастов — один из основных законов композиции. Термин «контраст» обозначает резкую разницу, противоположность сторон.

Если не будет противоположностей, не будет контрастов, то не будет их борьбы и единства. Таким образом, без контрастов не может быть борьбы, а стало быть, и движения, изменения, развития. Значит, контрасты в глобальном значении этого понятия — это одно из главных, неотъемлемых условий зарождения, существования, развития материи, а значит, самой жизни.

Поскольку действие контрастов проявляется в законах и природы, и общества, то, безусловно, и во всех областях общественного сознания. В искусстве (в том числе и изобразительном), как одной из форм общественного сознания, также находит свое отражение действие контрастов.

Основными контрастами в изобразительном искусстве являются тоновой (светлотный) и цветовой природные контрасты. На их основе возникают и действуют другие виды контрастов — контрасты линий, форм, размеров, характеров, состояний, а также контрасты, связанные с идеями (контрасты идей, положений), контрасты в построении сюжета (контрасты в нахождении конструктивной идеи) и т. д. Контрасты являются законом композиции, они выражают собой борьбу противоположностей.Без контрастов нельзя создать не только произведения искусства, но даже простое. изображение. Без контрастов изображение сольется с фоном.Контрасты создают выразительность произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой композиции.Контрасты в композиции выступают как композиционная сила не только с точки зрения «механики» построения, т. е. построения композиции как какой-то структуры, но и с точки зрения творческого процесса создания художественных образов: большая часть творческого процесса создания художником произведения связана с определением характера контрастов.

Закон подчинённости

Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу обязывает художника создавать свое произведение цельным по замыслу и воздействию на зрителя. В работе над произведением художник через композицию выражает то, что его заинтересовало, увлекло, показывает свое отношение к изображаемому, его понимание, т. е. дает нравственную и эстетическую оценку. Таким образом, все, что изображает художник, в особенности по воображению, становится художественным явлением лишь тогда, когда оно одухотворено идейным замыслом, реализованным через композицию. В противном случае это будет ремесленное, фотографическое копирование объектов реальной действительности. Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии.

Закон воздействия

Полностью закон формулируется как закон воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости. Предмет, изображенный на однородном поле близко к «раме», в результате привычки у зрителя к ощущению глубины картины (антиципации), вызванной наличием «рамы», воспринимается лежащим близко к плоскости «рамы» или даже частично слитым с ней. Предмет, расположенный не близко к «раме», и особенно в центральной зоне картины, воспринимается лежащим в глубине. Ровное плоское поле благодаря наличию «рамы» становится пространством, перспективно и метрически еще совершенно неопределенной.

Упражнение №2.

На формате А4 создать иллюстрацию. Эта работа должна иллюстрировать определенный момент фильма/кино/сериала/ТВ-передачи.

Этапы выполнения задания:

  • Мозговой штурм (определяемся с идеей)
  • Эскизирование (разработка 3 — 5 идей на небольших форматах)
  • Промежуточный просмотр, советы от ребят и преподавателя
  • Корректировка и работа в цвете

Тестирование общее, на знания, которые есть (5 минут). 

Отвечая на эти вопросы, не думай о правильности ответа. Здесь важно преподавателю понять, что ты уже знаешь на момент начала обучения, чтобы понять, каким образом строить твою траекторию развития внутри курса.

  1. Какие есть основные цвета, из которых смешиваются все остальные?
  2. Чем отличается натюрморт от пейзажа?
  3. Сколько голов укладывается в рост среднестатического взрослого человека?
  4. На твой взгляд, что такое стилизация?
  5. Чем отличается рисование мульт.персонажа от наброска человека с натуры?

 

 

learn.unium.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *