Коэффициент разрыхления – Показатели разрыхления грунтов и пород для пересчета объема, замеренного в отвале или насыпи, в объем, соответствующий естественной плотности грунта или породы единые нормы и расценки на строительные монтажные и ремонтно-строительные работы сборник е2- земляные работы- выпуск 1- механизированные и ручные земляные работы (утв- постановлением Госстроя СССР госкомтруда СССР ВЦСПС от 05-12-86 4351229-50 Госстроя СССР от 03-07-87 131) (ред от 18-12-90) (2020). Актуально в 2019 году

Ориентировочные показатели изменения объемного веса породы (плотности), коэффициента разрыхления и угла естественного откоса дробленной породы при взрывных работах. Усадка грунта.

Ориентировочные показатели изменения объемного веса породы (плотности), коэффициента разрыхления и угла естественного откоса дробленной породы при взрывных работах. Усадка грунта.

источник: ГОССТРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОЮЗДОРПРОЕКТ, Сборник вспомогательных материалов для разработки пособия по рекультивации земель, нарушаемых в процессе разработки карьеров и строительства автомобильных дорог Москва, 2000

Порода

Объемный вес, т/м3

Коэффициент разрыхления, объемный

Угол естественного откоса дробленной

породы после взрыва, град.

до взрыва

после взрыва

Песок

1,6-1,95

1,3-1,8

1,1-1,2

30-35

Глина

1,2-2,1

0,9-1,6

1,3-1,4

30-45

Песчаники

1,8-2,5

1,5-2,1

1,2-1,5

60-70

Сланцы

2,3-2,6

1,3-1,9

1,4-1,6

60-80

Известняки

1,5-2,7

1,0-2,0

1,2-1,5

60-70

Уголь

1,2-1,4

0,8-1,0

1,2-1,5

60-70

Изверженные породы

2,6-2,9

1,0-1,6

1,8-2,5

60-70

Железные руды

3,1-4,0

2,4-3,0.

1,3-1.8

60-70

Коэффициент разрыхления горных пород при экскаваторных работах в зависимости от плотности грунта. В ковше, в вагоне, в отвале. Максимально возможные значения коэффициента наполнения ковша экскаваторов для различных пород. Усадка грунта.


ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:

БОНУСЫ ИНЖЕНЕРАМ!:

МЫ В СОЦ.СЕТЯХ:

Навигация по справочнику TehTab.ru:  главная страница  / / Техническая информация / / Материалы — свойства, обозначения / / Грунты, земля, песок и другие породы. Показатели разрыхления, усадки и плотности грунтов и пород. Усадка и разрыхление, нагрузки. Углы откоса, отвала. Высоты уступов, отвалов.  / / Коэффициент разрыхления горных пород при экскаваторных работах в зависимости от плотности грунта. В ковше, в вагоне, в отвале. Максимально возможные значения коэффициента наполнения ковша экскаваторов для различных пород. Усадка грунта.

Коэффициент разрыхления горных пород при экскаваторных работах в зависимости от плотности грунта. В ковше, в вагоне, в отвале. Максимально возможные значения коэффициента наполнения ковша экскаваторов для различных пород. Усадка грунта.

источник: ГОССТРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОЮЗДОРПРОЕКТ, Сборник вспомогательных материалов для разработки пособия по рекультивации земель, нарушаемых в процессе разработки карьеров и строительства автомобильных дорог Москва, 2000

Породы

Объемный вес породы
в плотном теле, т/м3

Коэффициент разрыхления, объемный

в ковше экскаватора

в вагоне

в отвале (насыпи)

Легкие

1,5-1,7

1,2

1,15

1,1

Средние

1,8

1,5

1,3

1,15

Тяжелые

1,9-2,8

1,9

1,5

1,25

 

Таблица. Максимально возможные значения коэффициента наполнения ковша экскаваторов для различных пород.

Порода

При работе

прямой лопатой

драглайном

Песок и гравий сухие, щебень и
хорошо взорванные скальные
породы

0,95-1,02

0,80-0,90

Песок и гравий влажные

1,15-1,28

1,10-1,20

Суглинок сухой

1,05-1,12

0,80-1,00

Суглинок влажный

1,20-1,32

1,15-1,25

Глина средняя сухая

1,08-1,18

0,98-1,06

Глина тяжелая сухая

1,00-1,10

0,95-1,00

Глина тяжелая влажная

1,25-1.40

1,10-1,20

Плохо взорванные скальные породы

0,75-0,80

0,55-0,80

↓Поиск на сайте TehTab.ru — Введите свой запрос в форму

Коэффициенты разрыхления горной породы, наполнения ковша экскаватора (погрузчика) и экскавации (по ЕНВ 1989г.)

Таблица V‑8

Категория пород по крепости

Расчетная средняя плотность горной массы, кг/ м³

Коэффициенты

разрыхления горной массы

наполнения ковша

экскавации

прямая лопата драглайн прямая лопата драглайн
I 1600 1,15 1,05 1,00 0,91 0,87
II 1800 1,25 1,05 1,00 0,84 0,80
III 2000 1,35 0,95 0,90 0,70 0,67
IV 2500 1,50 0,90 0,85 0,60 0,57
V 3500 1,60 0,90   0,56  

 

2.2.4. Коэффициенты разрыхления скальных пород при экскавационных работах для экскаваторов с ковшом вместимостью 5-12,5 м³

Таблица V‑9

Содержание (%) фракций, мм

Коэффициент разрыхления

0-200 200-400 400-600 600-800 800-1000 1000-1200 1200-1400 в ковше экскаватора в транспортном сосуде
65 17 10 6 2 0 0 1,38 1,27
60 14 6 14 1 2 3 1,44 1,28
55 14 5 8 8 2 8 1,49 1,30
60 5 11 4 4 6 10 1,53 1,40
38 15 3 6 16 6 16 1,63 1,41
40 10 11 5 19 2 13 1,66 1,44
35 11 6 12 9 12 15 1,71 1,46
30 9 11 8 12 9 21 1,79 1,45
19 11 11 6 17 11 25 1,93 1,50
14 7 4 15 14 17 29 1,98 1,60

 

2.2.5. Коэффициенты разрыхления скальных пород при экскавационных работах для экскаваторов с ковшом вместимостью более 20м³

Таблица V‑10

Содержание (%) фракций, мм

Коэффициент разрыхления

0-250 250-500 500-750 750-1000 1000-1250 1250-1500 1500-1800 в ковше экскаватора * в транспортном сосуде*
65 17 10 6 2 0 0 1,27 — 1,38 1,25 — 1,27
60 14 6 14 1 2 3 1,28 — 1,44 1,25 — 1,28
50 14 5 8 8 2 8 1,33 — 1,49 1,28 — 1,30
60 5 11 4 4 6 10 ­1,42 — 1,53 1,33 — 1,40
38 15 3 8 16 6 16 1,48 — 1,63 1,33 — 1,41
40 10 11 5 19 2 13 1,52 — 1,66 1,35 — 1,44
35 11 6 12 9 12 15 1,54 — 1,71 1,35 — 1,46
30 9 11 8 12 9 21 1,59 — 1,79 1,35 — 1,45
19 11 11 6 17 11 25 1,72 — 1,93 1,42 — 1,50
14 7 4 15 14 17 29 1,76 — 1,98 1,50 — 1,60

 

2.2.6. Коэффициенты заполнения ковша**

Таблица V‑11

Разрыхленный материал Коэффициент заполнения %
Смесь влажных сыпучих материалов 95-100
Однородный сыпучий материал до 3мм 95-100
3-9мм 90-95
12-20мм 85-90
24мм и более 85-90
Взорванная скальная порода:  
сильно измельченная 80-95
средне измельченная 75-90
слабо измельченная 60-75
Прочие:  
Скальная порода 100-120
Влажный суглинок 100-110
Грунт, валуны, корни 80-100
Сцементированный материал 85-95

 

Угол естественного откоса и естественная плотность складирования материалов (насыпные веса сыпучих и кусковых материалов)

Таблица V‑12

Материал

Естественная плотность, кг/м³

Угол естественного откоса

Градусы Отношение
Уголь мелкий 750 30 – 45 1,7:1 – 1,0:1
Уголь бурый 650 – 780 35 – 50 1,4:1 – 0,9:1
Кокс 350 – 450 35 – 50 1,4:1 – 1,0:1
Руда 1700 – 3500 30 – 45 1,7:1 – 1,0:1
Земля 600 – 1200 30 – 45 1,7:1 – 1,0:1
Глина 900 – 2400 30 – 45 1,7:1 – 1,0:1
Песок 1600 –2100 30 – 45 1,7:1 – 1,0:1
Мергель 1250 30 – 45 1,7:1 – 1,0:1
Щебень 1300 – 1600 30 – 45 1,7:1 – 1,0:1

 

 

Соотношение коэффициентов «набухание – пористость — коэффициенты загрузки»

Таблица V‑13

Набухание (%) Пористость (%) Коэффициент загрузки
5 4,8 0,952
10 9,1 0,909
15 13,0 0,870
20 16,7 0,833
25 20,0 0,800
30 23,1 0,769
35 25,9 0,741
40 28,6 0,714
45 31,0 0,690
50 33,3 0,667
55 35,5 0,445
60 37,5 0,625
65 39,4 0,606
70 41,2 0,588
75 42,9 0,571
80 44,4 0,556
85 45,9 0,541
90 47,4 0,526
95 48,7 0,513
100 50,0 0,500

 

Раздел.3. Дорожно-транспортные факторы

Автодороги и их классификация

Эффективность использования карьерного автотранспорта в значительной мере зависит от дорожных условий. Тип покрытия дороги и ее геометрические параметры (ширина проезжей части, уклон и т.д.) определяют не только безопасность движения автомобилей, но и возможность их движения с максимальным использованием тяговых и динамических качеств.

Схемы дорог и движение автотранспорта определяются условиями разработки месторождения, направлением и расстоянием транспортирования вскрышных пород и полезных ископаемых. Трасса вскрывающих выработок в плане, обеспечивающая транспортную связь вскрышных и добывающих уступов с технологическим комплексом на поверхности, представлена в виде прямых, спиральных, петлевых и комбинированных съездов. Трасса в профиле состоит из подъемов (уклонов), горизонтальных участков, радиусов сопряжения наклонных и горизонтальных участков.

 

Рисунок V‑1. Схемы движения автотранспорта

 

Наибольший подъем, на котором конкретный вид транспорта в грузовом направлении движется со скоростью, соответствующей установившемуся движению, называют руководящим.

При выборе руководящего (расчетного) уклона учитывается глубина карьера, интенсивность движения, тяговые свойства автотранспорта, климатические особенности района. Большие уклоны позволяют сократить объемы горных работ, однако при этом снижается скорость движения автомобилей.

Рациональное расстояние транспортирования при автотранспорте, как правило, не превышает 3- 4 км. Уклоны автодорог составляют — 4 – 6° (70 –100 ‰). Радиусы поворота на дорогах – 40 – 50 м. Глубина карьеров 200 – 300 м. В случаях, когда участки дорог с предельным значением уклонов являются затяжными, через каждые 600 м устраивают участки длинной на менее 50 м с уклоном не более 20‰. При совпадении подъема с кривой продольный профиль смягчают, при радиусах 50 – 60 м – на 15 – 20 %.

Проектирование и строительство автодорог всех типов производятся в соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП 2.05.07-85).

Показатели разрыхления грунтов и пород для пересчета объема, замеренного в отвале или насыпи, в объем, соответствующий естественной плотности грунта или породы единые нормы и расценки на строительные монтажные и ремонтно-строительные работы сборник е2- земляные работы- выпуск 1- механизированные и ручные земляные работы (утв- постановлением Госстроя СССР госкомтруда СССР ВЦСПС от 05-12-86 4351229-50 Госстроя СССР от 03-07-87 131) (ред от 18-12-90) (2020). Актуально в 2019 году

размер шрифта

ЕДИНЫЕ НОРМЫ И РАСЦЕНКИ НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ МОНТАЖНЫЕ И РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ СБОРНИК Е2- ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ- ВЫПУСК 1-… Актуально в 2018 году

При разработке грунта в отвалах или насыпях пересчет объема грунта, замеренного в отвале или насыпи, в объем грунта, соответствующий объему в состоянии естественной плотности, производится по следующим правилам:

для грунтов, пролежавших в отвале свыше четырех месяцев или подвергавшихся механическому уплотнению, при объеме работ свыше 1000 м3-с учетом фактического разрыхления грунта, устанавливаемого на основании заключения полевой грунтовой лаборатории, а при отсутствии лаборатории — на основании акта, утверждаемого начальником участка;

для грунтов, пролежавших в отвале свыше четырех месяцев или подвергавшихся механическому уплотнению, при объеме работ до 1000 м3- по показателям графы «Остаточное разрыхление грунтов в % таблицы показателей»;

для грунтов, пролежавших в отвале менее четырех месяцев и не подвергавшихся механическому уплотнению, — по показателям графы «Первоначальное увеличение объема грунта после разработки в % таблицы показателей».

Показатели разрыхления грунтов и пород

Наименование грунтаПервоначальное увеличение объема грунта после разработки, %Остаточное разрыхление грунта, %
1. Глина ломовая28-326-9
2. »мягкая жирная24-304-7
3. »сланцевая28-326-9
4. Гравийно-галечные грунты16-205-8
5. Растительный грунт20-253-4
6. Лесс мягкий18-243-6
7. »твердый24-304-7
8. Мергель33-3711-15
9. Опока33-3711-15
10. Песок10-152-5
11. Разборно-скальные грунты30-4515-20
12. Скальные грунты45-5020-30
13. Солончак и солонец мягкие20-263-6
14. Солончак и солонец твердые28-325-9
15. Суглинок легкий и лессовидный18-243-6
16. »тяжелый24-305-8
17. Супесь12-173-5
18. Торф24-308-10
19. Чернозем и каштановый грунт22-285-7
20. Шлак14-188-10

Пример. По обмеру в отвале тяжелого суглинка, пролежавшего 1 мес без механического уплотнения, установлен объем 1867 м3. Согласно таблице, первоначальное увеличение суглинка принято 27 % (как среднее между 24 и 30 %). Объем грунта в состоянии естественной плотности будет равен 1867 &te; 100/(100 + 27) = 1470 м3.

Приложение 3

Определение наиболее экономичного варианта транспорта для карьера с глубиной 160 м, страница 3

Показатели

БелАЗ-75191

БелАЗ-7512

БелАЗ-75131

1. Грузоподъёмность, т.

110

120

130

2. Масса автомобиля, т.

85,5

90

105

3. Вместимость кузова, м³:

                    геометрическая

                    «с шапкой»

41

56

47

62

51

77

4. Колёсная формула

4*4

4*4

4*4

5.Габариты, м:

                      длина

                      ширина

                      высота

11,25

6,1

5,13

11,25

6,1

5,28

6. Мощность двигателя, кВт

809

956

1194

7. Модель двигателя

8РАЧ-185

8ДМ-1АМ

КТА-50С

8. Минимальный радиус поворота, м

12,0

16,0

9. Трансмиссия

Эл.-мех.

Эл.-мех.

Эл.-мех.

10. Коэффициент тары технический

0,78

0,75

0,81

11. Коэффициент тары действительный

0,81

0,86

0,8

Определение фактической массы вскрыши,

загружаемой в автосамосвал

Масса груза в кузове автосамосвала (на примере БелАЗ-7512) определяется в соответствии с нормами технологического проектирования [7, п. 5.27], с учётом плотности разрыхлённой горной массы, коэффициента разрыхления пород и вместимости кузова автосамосвала. Коэффициент разрыхления пород в зависимости от плотности в целине приведены в табл.2.2. 

Таблица 2.2

Коэффициент разрыхления пород

Плотность пород в целике, т/м³

1,5-1,8

1,9-2,2

2,3-2,5

Коэффициент разрыхления

1,15-1,25

1,30-1,43

1,45-1,50

Определение  фактической массы груза, загруженного в автосамосвал, производится по методике [6, с.44], в соответствии с которой в кузове может поместиться только целое число ковшей экскаватора:

§  По ёмкости кузова

N/к  = 1,2 Vном / (Vк Кнк Ку  ) ,              (1)

§  По грузоподъёмности

N//к  = (qном Крк ) / (Vк Kнк ρц ) ,          (2)

где 1,2 – коэффициент, учитывающий загрузку “с шапкой”;

Vном — геометрический объём кузова автосамосвала, м³;

Vк —  геометрический объём ковша, м³;

Кнк и Крк   — соответственно коэффициенты наполнения ковша и разрыхления породы в ковше;

qном — номинальная грузоподъёмность автосамосвала, т;

ρц — плотность породы в целике, т/м3;

Ку — коэффициент уплотнения породы в кузове по сравнению с её состоянием в ковше.

За расчётное значение принимается плотность породы в целике  ρц = 2,35 т/м³ (плотность невыветренных песчаников на участке №1).

Ку=0,95, Кнк=0,85, Крк=1,35 — значения коэффициентов приняты в соответствии с рекомендациями [6, с. 44].

Подставив численные значения в формулы, получим:

N/к  = (1,2 * 47) / (10*0,85*0,94) = 7,06     ковшей;

N//к= (120*1,35) / (10*0,85*2,35) = 8,11   ковшей;

Принимается из N/к и N//к меньшее число и округляется до целого N=7. При округлении необходимо руководствоваться правилом округления дроби менее 0,75 в меньшую сторону [6, с. 44.].

Фактическая грузоподъёмность qф (т) определяется по формуле [6, с.44]

qф = (Nк Vк Кнк ρц ) / Крк ,  т ;

Коэффициент использования грузоподъёмности

Кг = Nк  / N//к ;

qф = (7*10*0,85*2,35) / 1,35 = 104 т;

Кг = 7 / 8,11 = 0,86;

Коэфициент использования тары действительный

Ктд = qт / qф;

Ктд = 90 / 104 = 0,87.

Аналогичным способом определяются вышеуказанные показатели для остальных моделей автосамосвалов. Полученные значения сведены в табл. 2.3

Таблица 2.3

Значения рассчитанных показателей

Показатели

БелАЗ — 75191

БелАЗ — 7512

БелАЗ – 75131

1. Фактическая масса груза, т

89

104

104

2. Коэффициент использования тары 

    действительный

0,96

0,87

1,01

3. Коэффициент использования

    грузоподъёмности

0,81

0,86

0,8

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *