Ориентировочные показатели изменения объемного веса породы (плотности), коэффициента разрыхления и угла естественного откоса дробленной породы при взрывных работах. Усадка грунта. источник: ГОССТРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОЮЗДОРПРОЕКТ, Сборник вспомогательных материалов для разработки пособия по рекультивации земель, нарушаемых в процессе разработки карьеров и строительства автомобильных дорог Москва, 2000
|
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ: БОНУСЫ ИНЖЕНЕРАМ!: МЫ В СОЦ.СЕТЯХ: | Навигация по справочнику TehTab.ru: ![]()
|
Коэффициенты разрыхления горной породы, наполнения ковша экскаватора (погрузчика) и экскавации (по ЕНВ 1989г.)
Таблица V‑8
Категория пород по крепости | Расчетная средняя плотность горной массы, кг/ м³ | Коэффициенты | ||||
разрыхления горной массы | наполнения ковша | экскавации | ||||
прямая лопата | драглайн | прямая лопата | драглайн | |||
I | 1600 | 1,15 | 1,05 | 1,00 | 0,91 | 0,87 |
II | 1800 | 1,25 | 1,05 | 1,00 | 0,84 | 0,80 |
III | 2000 | 1,35 | 0,95 | 0,90 | 0,70 | 0,67 |
IV | 2500 | 1,50 | 0,90 | 0,85 | 0,60 | 0,57 |
V | 3500 | 1,60 | 0,90 | 0,56 |
2.2.4. Коэффициенты разрыхления скальных пород при экскавационных работах для экскаваторов с ковшом вместимостью 5-12,5 м³
Таблица V‑9
Содержание (%) фракций, мм | Коэффициент разрыхления | |||||||
0-200 | 200-400 | 400-600 | 600-800 | 800-1000 | 1000-1200 | 1200-1400 | в ковше экскаватора | в транспортном сосуде |
65 | 17 | 10 | 6 | 2 | 0 | 0 | 1,38 | 1,27 |
60 | 14 | 6 | 14 | 1 | 2 | 3 | 1,44 | 1,28 |
55 | 14 | 5 | 8 | 8 | 2 | 8 | 1,49 | 1,30 |
60 | 5 | 11 | 4 | 4 | 6 | 10 | 1,53 | 1,40 |
38 | 15 | 3 | 6 | 16 | 6 | 16 | 1,63 | 1,41 |
40 | 10 | 11 | 5 | 19 | 2 | 13 | 1,66 | 1,44 |
35 | 11 | 6 | 12 | 9 | 12 | 15 | 1,71 | 1,46 |
30 | 9 | 11 | 8 | 12 | 9 | 21 | 1,79 | 1,45 |
19 | 11 | 11 | 6 | 17 | 11 | 25 | 1,93 | 1,50 |
14 | 7 | 4 | 15 | 14 | 17 | 29 | 1,98 | 1,60 |
2.2.5. Коэффициенты разрыхления скальных пород при экскавационных работах для экскаваторов с ковшом вместимостью более 20м³
Таблица V‑10
Содержание (%) фракций, мм | Коэффициент разрыхления | |||||||
0-250 | 250-500 | 500-750 | 750-1000 | 1000-1250 | 1250-1500 | 1500-1800 | в ковше экскаватора * | в транспортном сосуде* |
65 | 17 | 10 | 6 | 2 | 0 | 0 | 1,27 — 1,38 | 1,25 — 1,27 |
60 | 14 | 6 | 14 | 1 | 2 | 3 | 1,28 — 1,44 | 1,25 — 1,28 |
50 | 14 | 5 | 8 | 8 | 2 | 8 | 1,33 — 1,49 | 1,28 — 1,30 |
60 | 5 | 11 | 4 | 4 | 6 | 10 | 1,42 — 1,53 | 1,33 — 1,40 |
38 | 15 | 3 | 8 | 16 | 6 | 16 | 1,48 — 1,63 | 1,33 — 1,41 |
40 | 10 | 11 | 5 | 19 | 2 | 13 | 1,52 — 1,66 | 1,35 — 1,44 |
35 | 11 | 6 | 12 | 9 | 12 | 15 | 1,54 — 1,71 | 1,35 — 1,46 |
30 | 9 | 11 | 8 | 12 | 9 | 21 | 1,59 — 1,79 | 1,35 — 1,45 |
19 | 11 | 11 | 6 | 17 | 11 | 25 | 1,72 — 1,93 | 1,42 — 1,50 |
14 | 7 | 4 | 15 | 14 | 17 | 29 | 1,76 — 1,98 | 1,50 — 1,60 |
2.2.6. Коэффициенты заполнения ковша**
Таблица V‑11
Разрыхленный материал | Коэффициент заполнения % |
Смесь влажных сыпучих материалов | 95-100 |
Однородный сыпучий материал до 3мм | 95-100 |
3-9мм | 90-95 |
12-20мм | 85-90 |
24мм и более | 85-90 |
Взорванная скальная порода: | |
сильно измельченная | 80-95 |
средне измельченная | 75-90 |
слабо измельченная | 60-75 |
Прочие: | |
Скальная порода | 100-120 |
Влажный суглинок | 100-110 |
Грунт, валуны, корни | 80-100 |
Сцементированный материал | 85-95 |
Угол естественного откоса и естественная плотность складирования материалов (насыпные веса сыпучих и кусковых материалов)
Таблица V‑12
Материал | Естественная плотность, кг/м³ | Угол естественного откоса | |
Градусы | Отношение | ||
Уголь мелкий | 750 | 30 – 45 | 1,7:1 – 1,0:1 |
Уголь бурый | 650 – 780 | 35 – 50 | 1,4:1 – 0,9:1 |
Кокс | 350 – 450 | 35 – 50 | 1,4:1 – 1,0:1 |
Руда | 1700 – 3500 | 30 – 45 | 1,7:1 – 1,0:1 |
Земля | 600 – 1200 | 30 – 45 | 1,7:1 – 1,0:1 |
Глина | 900 – 2400 | 30 – 45 | 1,7:1 – 1,0:1 |
Песок | 1600 –2100 | 30 – 45 | 1,7:1 – 1,0:1 |
Мергель | 1250 | 30 – 45 | 1,7:1 – 1,0:1 |
Щебень | 1300 – 1600 | 30 – 45 | 1,7:1 – 1,0:1 |
Соотношение коэффициентов «набухание – пористость — коэффициенты загрузки»
Таблица V‑13
Набухание (%) | Пористость (%) | Коэффициент загрузки |
5 | 4,8 | 0,952 |
10 | 9,1 | 0,909 |
15 | 13,0 | 0,870 |
20 | 16,7 | 0,833 |
25 | 20,0 | 0,800 |
30 | 23,1 | 0,769 |
35 | 25,9 | 0,741 |
40 | 28,6 | 0,714 |
45 | 31,0 | 0,690 |
50 | 33,3 | 0,667 |
55 | 35,5 | 0,445 |
60 | 37,5 | 0,625 |
65 | 39,4 | 0,606 |
70 | 41,2 | 0,588 |
75 | 42,9 | 0,571 |
80 | 44,4 | 0,556 |
85 | 45,9 | 0,541 |
90 | 47,4 | 0,526 |
95 | 48,7 | 0,513 |
100 | 50,0 | 0,500 |
Раздел.3. Дорожно-транспортные факторы
Автодороги и их классификация
Эффективность использования карьерного автотранспорта в значительной мере зависит от дорожных условий. Тип покрытия дороги и ее геометрические параметры (ширина проезжей части, уклон и т.д.) определяют не только безопасность движения автомобилей, но и возможность их движения с максимальным использованием тяговых и динамических качеств.
Схемы дорог и движение автотранспорта определяются условиями разработки месторождения, направлением и расстоянием транспортирования вскрышных пород и полезных ископаемых. Трасса вскрывающих выработок в плане, обеспечивающая транспортную связь вскрышных и добывающих уступов с технологическим комплексом на поверхности, представлена в виде прямых, спиральных, петлевых и комбинированных съездов. Трасса в профиле состоит из подъемов (уклонов), горизонтальных участков, радиусов сопряжения наклонных и горизонтальных участков.
Рисунок V‑1. Схемы движения автотранспорта
Наибольший подъем, на котором конкретный вид транспорта в грузовом направлении движется со скоростью, соответствующей установившемуся движению, называют руководящим.
При выборе руководящего (расчетного) уклона учитывается глубина карьера, интенсивность движения, тяговые свойства автотранспорта, климатические особенности района. Большие уклоны позволяют сократить объемы горных работ, однако при этом снижается скорость движения автомобилей.
Рациональное расстояние транспортирования при автотранспорте, как правило, не превышает 3- 4 км. Уклоны автодорог составляют — 4 – 6° (70 –100 ‰). Радиусы поворота на дорогах – 40 – 50 м. Глубина карьеров 200 – 300 м. В случаях, когда участки дорог с предельным значением уклонов являются затяжными, через каждые 600 м устраивают участки длинной на менее 50 м с уклоном не более 20‰. При совпадении подъема с кривой продольный профиль смягчают, при радиусах 50 – 60 м – на 15 – 20 %.
Проектирование и строительство автодорог всех типов производятся в соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП 2.05.07-85).
Показатели разрыхления грунтов и пород для пересчета объема, замеренного в отвале или насыпи, в объем, соответствующий естественной плотности грунта или породы единые нормы и расценки на строительные монтажные и ремонтно-строительные работы сборник е2- земляные работы- выпуск 1- механизированные и ручные земляные работы (утв- постановлением Госстроя СССР госкомтруда СССР ВЦСПС от 05-12-86 4351229-50 Госстроя СССР от 03-07-87 131) (ред от 18-12-90) (2020). Актуально в 2019 году
размер шрифта
ЕДИНЫЕ НОРМЫ И РАСЦЕНКИ НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ МОНТАЖНЫЕ И РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ СБОРНИК Е2- ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ- ВЫПУСК 1-… Актуально в 2018 году
При разработке грунта в отвалах или насыпях пересчет объема грунта, замеренного в отвале или насыпи, в объем грунта, соответствующий объему в состоянии естественной плотности, производится по следующим правилам:
для грунтов, пролежавших в отвале свыше четырех месяцев или подвергавшихся механическому уплотнению, при объеме работ свыше 1000 м3-с учетом фактического разрыхления грунта, устанавливаемого на основании заключения полевой грунтовой лаборатории, а при отсутствии лаборатории — на основании акта, утверждаемого начальником участка;
для грунтов, пролежавших в отвале свыше четырех месяцев или подвергавшихся механическому уплотнению, при объеме работ до 1000 м3- по показателям графы «Остаточное разрыхление грунтов в % таблицы показателей»;
для грунтов, пролежавших в отвале менее четырех месяцев и не подвергавшихся механическому уплотнению, — по показателям графы «Первоначальное увеличение объема грунта после разработки в % таблицы показателей».
Показатели разрыхления грунтов и пород
Наименование грунта | Первоначальное увеличение объема грунта после разработки, % | Остаточное разрыхление грунта, % | |||
1. Глина ломовая | 28-32 | 6-9 | |||
2. » | мягкая жирная | 24-30 | 4-7 | ||
3. » | сланцевая | 28-32 | 6-9 | ||
4. Гравийно-галечные грунты | 16-20 | 5-8 | |||
5. Растительный грунт | 20-25 | 3-4 | |||
6. Лесс мягкий | 18-24 | 3-6 | |||
7. » | твердый | 24-30 | 4-7 | ||
8. Мергель | 33-37 | 11-15 | |||
9. Опока | 33-37 | 11-15 | |||
10. Песок | 10-15 | 2-5 | |||
11. Разборно-скальные грунты | 30-45 | 15-20 | |||
12. Скальные грунты | 45-50 | 20-30 | |||
13. Солончак и солонец мягкие | 20-26 | 3-6 | |||
14. Солончак и солонец твердые | 28-32 | 5-9 | |||
15. Суглинок легкий и лессовидный | 18-24 | 3-6 | |||
16. » | тяжелый | 24-30 | 5-8 | ||
17. Супесь | 12-17 | 3-5 | |||
18. Торф | 24-30 | 8-10 | |||
19. Чернозем и каштановый грунт | 22-28 | 5-7 | |||
20. Шлак | 14-18 | 8-10 |
Пример. По обмеру в отвале тяжелого суглинка, пролежавшего 1 мес без механического уплотнения, установлен объем 1867 м3. Согласно таблице, первоначальное увеличение суглинка принято 27 % (как среднее между 24 и 30 %). Объем грунта в состоянии естественной плотности будет равен 1867 &te; 100/(100 + 27) = 1470 м3.
Приложение 3
—Определение наиболее экономичного варианта транспорта для карьера с глубиной 160 м, страница 3
Показатели | БелАЗ-75191 | БелАЗ-7512 | БелАЗ-75131 |
1. Грузоподъёмность, т. | 110 | 120 | 130 |
2. Масса автомобиля, т. | 85,5 | 90 | 105 |
3. Вместимость кузова, м³: геометрическая «с шапкой» | 41 56 | 47 62 | 51 77 |
4. Колёсная формула | 4*4 | 4*4 | 4*4 |
5.Габариты, м: длина ширина высота | 11,25 6,1 5,13 | 11,25 6,1 5,28 | — — — |
6. Мощность двигателя, кВт | 809 | 956 | 1194 |
7. Модель двигателя | 8РАЧ-185 | 8ДМ-1АМ | КТА-50С |
8. Минимальный радиус поворота, м | 12,0 | 16,0 | — |
9. Трансмиссия | Эл.-мех. | Эл.-мех. | Эл.-мех. |
10. Коэффициент тары технический | 0,78 | 0,75 | 0,81 |
11. Коэффициент тары действительный | 0,81 | 0,86 | 0,8 |
Определение фактической массы вскрыши,
загружаемой в автосамосвал
Масса груза в кузове автосамосвала (на примере БелАЗ-7512) определяется в соответствии с нормами технологического проектирования [7, п. 5.27], с учётом плотности разрыхлённой горной массы, коэффициента разрыхления пород и вместимости кузова автосамосвала. Коэффициент разрыхления пород в зависимости от плотности в целине приведены в табл.2.2.
Таблица 2.2
Коэффициент разрыхления пород
Плотность пород в целике, т/м³ | 1,5-1,8 | 1,9-2,2 | 2,3-2,5 |
Коэффициент разрыхления | 1,15-1,25 | 1,30-1,43 | 1,45-1,50 |
Определение фактической массы груза, загруженного в автосамосвал, производится по методике [6, с.44], в соответствии с которой в кузове может поместиться только целое число ковшей экскаватора:
§ По ёмкости кузова
N/к = 1,2 Vном / (Vк Кнк Ку ) , (1)
§ По грузоподъёмности
N//к = (qном Крк ) / (Vк Kнк ρц ) , (2)
где 1,2 – коэффициент, учитывающий загрузку “с шапкой”;
Vном — геометрический объём кузова автосамосвала, м³;
Vк — геометрический объём ковша, м³;
Кнк и Крк — соответственно коэффициенты наполнения ковша и разрыхления породы в ковше;
qном — номинальная грузоподъёмность автосамосвала, т;
ρц — плотность породы в целике, т/м3;
Ку — коэффициент уплотнения породы в кузове по сравнению с её состоянием в ковше.
За расчётное значение принимается плотность породы в целике ρц = 2,35 т/м³ (плотность невыветренных песчаников на участке №1).
Ку=0,95, Кнк=0,85, Крк=1,35 — значения коэффициентов приняты в соответствии с рекомендациями [6, с. 44].
Подставив численные значения в формулы, получим:
N/к = (1,2 * 47) / (10*0,85*0,94) = 7,06 ковшей;
N//к= (120*1,35) / (10*0,85*2,35) = 8,11 ковшей;
Принимается из N/к и N//к меньшее число и округляется до целого N=7. При округлении необходимо руководствоваться правилом округления дроби менее 0,75 в меньшую сторону [6, с. 44.].
Фактическая грузоподъёмность qф (т) определяется по формуле [6, с.44]
qф = (Nк Vк Кнк ρц ) / Крк , т ;
Коэффициент использования грузоподъёмности
Кг = Nк / N//к ;
qф = (7*10*0,85*2,35) / 1,35 = 104 т;
Кг = 7 / 8,11 = 0,86;
Коэфициент использования тары действительный
Ктд = qт / qф;
Ктд = 90 / 104 = 0,87.
Аналогичным способом определяются вышеуказанные показатели для остальных моделей автосамосвалов. Полученные значения сведены в табл. 2.3
Таблица 2.3
Значения рассчитанных показателей
Показатели | БелАЗ — 75191 | БелАЗ — 7512 | БелАЗ – 75131 |
1. Фактическая масса груза, т | 89 | 104 | 104 |
2. Коэффициент использования тары действительный | 0,96 | 0,87 | 1,01 |
3. Коэффициент использования грузоподъёмности | 0,81 | 0,86 | 0,8 |