Технология старинной кирпичной кладки. На Руси кирпичную кладку
Кирпич уже давно используется в строительстве. На Руси кирпичную кладку можно было увидеть уже в IV веке нашей эры. Правда, тогда из кирпича строили не дома, а храмы или крепости. В те времена кирпич изготавливали, как и сейчас, из глины, но если сейчас ее обжигают в печи, то тогда она сушилась на солнце. Кирпичную кладку использовали для строительства сооружений в Египте, Америке и Мексике. Состав кирпича, используемого разными народами, разнился, что оказывало влияние и на его внешний вид. Максимально приближенный к современному кирпичу строительный материал появился в XV веке. Большой вклад в этот процесс внес Петр I. При его правлении открылись заводы, специализирующиеся на производстве кирпича. Они были оснащены печами, используемыми для обжига производимого материала.
Разница между современной и старинной кладкой состоит не только в используемом растворе, составе и форме кирпича, но и в способе его укладывания. Современный кирпич имеет ровную форму. Это не характерно для старинного материала, изготовленного в XV-XVII веке. Это обусловлено тем, что раньше кирпич изготавливали вручную. Добиться ровных форм при этом не было возможным. Сегодня же все автоматизировано. При необходимости можно добиться идеально ровных и гладких форм.
В XVII веке в производстве кирпича появилось нововведение. Завод-производитель начал маркировать свою продукцию. В качестве маркировки использовали клеймо с изображением животного. Столетие спустя клеймо видоизменилось. Теперь маркировка состояла из одной буквы. Еще через некоторое время на клейме появились дополнительные буквы. Теперь можно было увидеть клеймо с двумя либо тремя буквами. Изображение оставляли на торце каждого кирпича, но аббревиатура из трех букв там не помещалась, поэтому клеймо начали ставить на самой широкой части.
Раньше не было понятия кладки. Вместо этого использовали термин «перевязка». Каждая грань кирпича имела свое название. Часть, содержащая клеймо, называли постелью. Грань, которая имеет самую маленькую площадь, называли тычком. Ну и средняя по размерам грань носила название «ложок». Если рассматривать способ перевязки в древней Руси, то мастера чередовали тычок и ложок. Направление кладки было горизонтальным. Если постройка, которая сооружалась, имела криволинейную форму, то мастера использовали способ кладки, оставляющий постороннему взору только тычки. Достаточно много зданий было выстроено в этой технике. Она получила название тычковой. Есть еще одна техника, которая использовалась достаточно редко, – цепная. Она предполагает чередование средней части кирпича и маленькой, которое происходило в горизонтальном направлении. Для кладки печей использовали ложковую технику. Из названия можно сделать вывод, что открытой для глаз оставалась только ложковая часть кирпича.
Раствор, используемый для кладки
До конца XIX века для приготовления раствора не использовали цемент. Вместо этого брали три элемента: известь, песок и белый камень. Известь использовалась жирная, а песок крупный (чаще всего горный). Альтернативой белому камню выступала черепица или кирпич. Благодаря такому составу раствор не только выступал хорошим связующим материалом, но и имел подходящий основному материалу цвет.
После укладки кирпича нужно было облагородить швы. Популярностью пользовались два способа обработки швов: затирка и подрезка. Первый способ предполагал заполнение швов известью, которую тщательно затирали. В конечном итоге получали гладкую и ровную поверхность. Обработка швов подрезкой предполагала наличие небольших зазоров в местах стыков кирпичей. Нередко при строительстве одного здания использовали оба способа обработки швов.
Немного позже начали использовать еще одну технику обработки швов – под скребку. Если присмотреться к такой стене, то можно увидеть как обработанные, так и не обработанные швы. Самой редко встречающейся техникой является прорезка. Сегодня можно самостоятельно сделать эффект старинной кладки. Для этого понадобится обзавестись:
• долотом и молотком;
• парой листов наждачной бумаги;
• кислотой, используемой в строительстве;
• паяльной лампой или акриловой краской черного цвета;
• воском, парафином и губкой, мхом.
Если все готово, можно приступить к работе. В первую очередь обрабатываем наждачной бумагой с крупными зернами стену. Теперь, используя долото и молоток, надбиваем края нескольких кирпичей. Следующий шаг – обжечь поверхность, которую необходимо состарить. Для этого нужно использовать паяльную лампу. Можно обойтись и без нее. Акриловая краска черного цвета поможет добиться желаемого результата. Осталось набить мох в щели и затереть швы землей. Для повышения влагостойкости стены обработайте ее смесью скипидара, разогретого воска и парафина.
Возможно Вам будет интересно:
Песок для кладки кирпича
Цемент для кладки кирпича
О кирпичах и кирпичной кладке недавнего прошлого
Не говорю, что там кто-то глупый, так как мы все тут не с целью отстаивать точку зрения, мы все тут с целью расширять кругозор. Просто, во-первых, мы — капля в море. Во-вторых, понять и принять сразу это невозможно. Осознание приходит, когда всё сойдётся в одну точку.
К примеру:
Поехали вы смотреть так называемую брестскую крепость. Погода чудная. Слабый ветерок. Приятные лица ваших спутников. И тут — бах! — вас кирпичом по голове:
«Какая шикарная кладка! Какие башенки! Арки! Какие выступы башенок из стены! Какой изумительный шедевр, который уже которой войной пытаются сравнять с землёй, а он всё стоит да стоит упрёком современным мастерам. Кирпич-то весь заводской. Если современный уже на поддонах крошится, то этот стоит веками, выдержав кучу договорных войн и революций.
«Это же были, наверное, заводы получше наших. А как туда глину доставляли? Как-то не верится, что с болота крестьяне везли на бричках с лошадьми. И как такой бред вообще мог прийти историкам в голову? На каком основании? У историков хоть один аргумент есть, который можно противопоставить тому, что сейчас видят мои глаза? Нет, вроде же одни только сочинения да писанина! А если вспомнить, как заводы должны быть устроены, и ведь старинные, судя по качеству кирпича, намного лучше были современных. Да уж, наши мастера так сегодня не строят! Всё криво да косо. Зато брестская кладка — один лишь блеск, как всё тютелька в тютельку! Чтоб похуже этого сегодня выстроить, современные используют лазерную отметку, а ведь сколько на планете крупнейших Звёзд с целый город, где погрешности нет даже на миллиметр НА ВСЁ СТРОЕНИЕ! Проведя линию от одной части города к другой части — идеально ровная!
О ужас, что мои глаза видят — ведь же кирпичная кладка стоит-то на цементе! Протереть надо глаза, ведь мне говорили, что раньше клали на известь, — да нет! ПОХОЖЕ БОЛЬШЕ НА ЦЕМЕНТ! Причём качественнее современного и стоит веками, ведь современный трескается. Дамбы, которым пять веков, стоят и до сих пор в употреблении, современные же ломаются через 30–50 лет! Яйца добавляли? Да кто это вообще придумал, когда сегодня строители именно так и наказывают заказчиков, которые не расплатились, — именно в стену замуровывают яйцо, оно тухлым становится, и вонь после этого на всё помещение стоит!»
И вот после этого, как всё сойдётся у вас в одну точку, вы не сможете ни «Викингов» смотреть, ни историков слушать, потому что там ни одного слова правды нет. Нам эти историки вместе с политиками пускай ответят, почему, когда находят под землёй деревянный забор, то легко останавливают строительство мафиозного супермаркета и начинают раскопки, а вот как наткнутся экскаватором на кирпичные здания, уходящие на много этажей под землю, то сразу — испуг, и стремятся поскорее всё зарыть?
Зато носы заносят выше, чем их поставили: «Вот мы бережно к истории и всё сохранили». ЕЩЁ РАЗ ГОВОРЮ: КАК ОНИ К ИСТОРИИ БЕРЕЖНО ОТНОСЯТСЯ, можно понять, к примеру, по публикациям таких статей, как «История шахт Донбасса гниёт в подвалах», где целые архивы брошены на произвол, и никаким историкам отчего-то не нужны! А зачем правду сохранять, когда можно насочинять в будущем о варварах и отсталости?
Я терпелив — подожду полтора года, когда эти статьи поймёт широкая публика. Тут, как ни крутись, мы — простые люди, и трудимся за «спасибо», в отличие от наших оппонентов, которые каждому сочинителю, каждому актёру, каждому продюсеру и прочим, и прочим, платят неслабый гонорар за постановку вранья. У них в руках массовое СМИ. У них пиар и возможность лживые фильмы возить на кинопрокат по разным выдуманным странам. У нас этого ничего нет.
Главная война — это не мировые, не революции; главная война — за умы людей. От того так они торопятся, ведь эту войну они начинают проигрывать, несмотря на всё превосходство над нами в материальном плане. Очень приятно, что всё больше и больше появляется людей, которые начинают вникать в тему, как, к примеру, комментарий под старинными кадрами:«Как портной утверждаю, что люди одеты по фигуре. Ткани… дорогие, крой — на каждую персону». Сегодня многие ли люди могут позволить шить одежду под себя? На рынке что-то приблизительное на тяп-ляп выберем и довольны; это мы развились или деградировали? Пишут уже и каменщики, и плотники, и кровельщики, и прочие, и прочие, а значит процесс уже серьёзно запущен.
В те времена искусство было абсолютно во всём! Даже столб и тот — произведение искусства! Эх, сошли мы с дорожки развития с этими капиталистами.
Комментарий Анатолия Кузьмина в Ютубе:
«Какие цементные заводы в 17 веке, дружище? Пиллау была отстроена к 1 670 году. До цемента ещё больше полутора столетий. А вообще, некоторые старинные сооружения впечатляют , здесь согласен». Уважаемый Анатолий, в умах официальных учёных, школьных учителей, СМИ, телевизора, политиков это так и есть. Да вот только сама цементная кладка Пиллау об этом ни слухом, ни духом! Там либо цемент, либо что-то гораздо интереснее:
Что это, глина?
Здесь мы видим и стену под наклоном (в Пиллау таковых немало). Понятно, что наклоны такие сегодняшние каменщики не делают, и выдержать НА ВСЮ ДЛИНУ СТЕНЫ не так-то и легко.
Видите? И чему верить — школьным учебникам или своим глазам?
А здесь обратите внимание, какие виртуозные закругления. Какой инструмент сегодня используется, чтоб построить кирпичный дом? Водяной уровень или нивелир, чтоб высота совпадала по периметру. Обычный уровень для ровных стен. Теперь смотрите сюда:
Стены Пиллау не по уровню, а под разными наклонами.
Какой инструмент нужен, чтоб идеальный наклон выдержать с полкилометра? Я уже молчу, что он по периметру ВСЕЙ Звезды идеальный.
Теперь давайте рассмотрим так называемую Бобруйскую крепость
Что, говорят нам правду о нашем прошлом? Какая грандиозная кладка! Вы на швы гляньте — что-то я уже сомневаюсь в цементе, насколько практичный раствор идёт по швам!
Попадалась ли вам статья по мегалитам «размягчения камня»? Так вот, как по месту можно размягчать кирпич? Или каждую кирпичину изготавливали по отдельности ДЛЯ ВСЕЙ ЗВЕЗДЫ? Вам ещё хочется бредовых «Викингов» смотреть? Где весь технологический процесс в литературе? Где промышленная база? Почему об этом молчат все историки и политики, кого бы мы ни выбирали? Зато идиоты патриотические носятся с картинками по комментариям: «США создали много русскоязычных ресурсов, чтоб вести информационную войну»; как наше правительство, министерство оболванивания, СМИ ведут против Руси войну, Вашингтону остаётся только нервно курить в сторонке! «Наше» правительство — это самые главные русофобы, так как вместо большой Руси нам подпихивают какие-то придуманные РоСии, Украины, БелоРуСии, Польши, Турции, Молдавии, Югославии и другие земли!
Изощрялись умельцы над кирпичом, как хотели. Обратите внимание на ровные швы целого кирпича с обрезанным:
Чем резали — лобзиками по дереву? Сегодня и турбинкой, чтоб так обрезать, как на фотографии, тютелька в тютельку, надо изрядно попотеть. А тут не один кирпич, а все стены: от закруглённых арок с закруглёнными кирпичами, от гармошек до разных плавных переходов, разносторонних поворотов и ступенек потолка.
Под Бобруйском до сих пор находят случайно экскаваторами на разных глубинах кирпичные туннели, уходящие на многоэтажно вглубь. Власти крестятся и божатся, что будут исследовать. В итоге обратно зарывают — а зачем исследовать, если министерство оболванивания куда интереснее пишет сочинения истории?
Паразиты выдумали чепуху, что эти Звёзды — деревянные, и что их строили для войны. Насколько они деревянные, мы уже убедились. А вот для войны… Как вы думаете, почему самые целые в Европе и Америке под строгим контролем НАТО? Почему в Белой Руси Брестскую крепость и Бобруйскую вместо изучения отдали под дислокацию военных? Почему на Звезду в Америке поставили статую богини войны, которую назвали «Свободой»?
Закончу комментариями друзей. От Ксю Величкевич:
«Я часто задумываюсь над этим. Но вопросов больше, чем ответов. И тут срабатывает человеческий фактор под названием «здравствуй, дерево». Начнём с легендарных тоннелей под городом, которые так усердно охраняют люди из организации «мы помогаем богу следить за вами», — плана нет, как утверждают исследователи. Мне интересно, какие строения строят без плана??? Ну я не беру в пример дачный туалет. Немцы, уходя, якобы забрали их с собой, эта информация от разных людей. Каким чудным образом их забрали? Всё оставили, а планы забрали? Куда смотрело КГБ и тому подобные органы? Странно, папка Барбаросса есть, а плана нет. Забыли, или не до того было — много краденого вывозили. Строил якобы Бисмарк форты и тоннели, это же сколько нужно рабочих рук, и сколько времени убить на проект. Лично моё предположение, что они были построены раньше и просто расчищены, и план составлялся по мере расчистки!»
И вот, кстати, дополнение к теме единого стиля — фото кирхи, она заброшена и разваливается на части:
«”Пиллау” легендарна и красива. А Бальга, Инстербург, Георгенбург… Они шикарны в своём разрушенном величии… Я их видела своими глазами. Они просто поражают, как такое могли построить в Средневековье? Лопатами и мотыгами… А, забыла, руки же ещё есть и ноги, если что, можно пнуть кирпич… Вы видели фото замков до войны? А гравюры средневековые этих же замков? Отличия есть, и при этом существенные. Я тоже не эксперт, но меня удивляет, как не видно то, что очевидно…
Вот фото подвалов замка Инстербург, сделанные на мой телефон. Говорят, что подвалы засыпали советские войска, чтоб никто не лазил. Эти подвалы — многоуровневые, и насколько уходят вниз — непонятно. Некоторые говорят, что подвалы начали засыпать ещё при немцах из-за ненадобности».
Ещё один комментарий:
«Может ошибаюсь, но любое масштабное строительство предполагает проведение геологической разведки в месте будущего строительства. Состав грунта, пустоты, подвижки, усадки, и т. д., и т. п. Судя по стойкости сооружений, в те времена эта наука была на высоте. От точности привязки я вообще офигеваю. Убедить меня в том, что измерения проводились верёвочкой или по теням, ну никак не получится».
Старинная кирпичная кладка и способы сделать кладку “старой” (фото)
Для того чтобы определить, к какому времени относится старая кирпичная кладка, нужно знать “кирпичную историю”.
Схема армирования кирпичной кладки.
История кладки
Кирпичная кладка была известна еще в Египте и Месопотамии. Кирпичи тогда делали из речной глины, грязи и смолы и высушивали на солнце. Обжигать в печи их стали позже. Египтяне носили кирпичи на коромысле, а то, насколько ровная была кладка, определяли треугольником.
В древней Мексике и Америке самым распространенным строительным материалом был саман. В его составе историки нашли пористую известковую глину, кварц и смолу. Мексиканские пирамиды тоже были построены древними ацтеками из самана и до сих пор не разрушились.
В отличие от современных кирпичей, саманные кирпичи были плоскими и квадратными, а прямоугольного вида сырцовые кирпичи археологи впервые нашли в кладках храмов этрусков в Древнем Риме.
Схема четырехрядной кладки в 2 кирпича.
На Руси стали строить из кирпича храмы, крепости и терема примерно c 4 века нашей эры.
В 11-12 веках использовали плинфы – тяжелые тонкие плиты, в 15 веке уже появляется кирпич в виде бруска, названный “аристотелев”, по имени итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, построившего Кремль. Старинные кладки Собора Василия Блаженного, Казанского и Новгородского кремля также сооружены из “аристотелева” кирпича.
При Петре I появились первые кирпичные заводы, а в 19 веке – первая печь для обжига кирпичей.
Признаки старинной укладки
Процесс изготовления кирпичной кладки во все времена означал уложение кирпичей в особом порядке с помощью строительного раствора, поэтому признаки старинной кирпичной кладки устанавливают:
- по характеристике кирпичей;
- по способу их уложения;
- по особенностям состава и нанесения строительного раствора.
Характеристика кирпичей
Схемы устройства убежных и вертикальных штраб.
До 18 века кирпичи были неровные, с деформированными ребрами и гранями, так как производились вручную, но с появлением машинного производства в 40-х годах 19 века стали гладкими и ровными.
Со времен Петра Первого до начала 18 века размер кирпича составлял 14 см ширины, 28 см длины и 7 см толщины. потом, почти полтора столетия, наблюдается нестабильность размеров, и с 40-х годов 19 века размеры кирпичей приближаются к современным.
Начиная с 17 века, на кирпичи наносят клейма, которые чаще всего представляли собой 4-угольную рамку с указанием завода-изготовителя или его хозяина (хозяев). Поначалу на клеймах изображали животных (орлов, львов, единорогов), с конца 17 века на клейма стали наносить одну букву, а с середины 18 века – 2 или 3 буквы.
Ставили клейма сначала на тычке (то есть на торцевой, самой маленькой по площади стороне кирпича), а когда клейма стали большими (потому что на них приходилось помещать 2 или 3 буквы), их начали ставить на больших по площади частях кирпича.
Наиболее известные клейма 19 века – “КИТ” (заводы Китайцевых), “БАИ” (завод Байдуковой), “ФиШ” (Федотов и Шейдаков).
Способы уложения старинных кирпичей (техника старинной кладки или способы перевязки).
Чтобы разобрать способы перевязки, нужно знать, как называются грани кирпича. Наименьшая по площади грань кирпича называется тычок, наибольшая – постель, а средняя – ложок.
Для старорусской кладки (другие названия этой кладки “тычок-ложок” – польская, верстовая готическая) характерно чередование ложков и тычков в горизонтальных рядах. Этим способом были построены Голицынская больница и церковь Мученика Никиты на улице Старая Басманная в Москве.
Тычковая техника перевязки – это техника, при которой на поверхности кладки видны только тычки. В 17-18 веках тычковая техника применялась только в криволинейных сооружениях, а к 19 веку этой техникой уже строили целые здания (например, известные в Москве Провиантские склады).
Цепная техника старинной кладки – это чередование горизонтальных рядов ложков с рядами тычков, причем располагаются тычки друг под другом. Цепной перевязкой в 19 веке пользовались очень редко. В Москве ею построены здания Измайловского острова.
Крестовая техника похожа на цепную, но тычки располагаются не друг под другом, а под ложками.
Ложковой перевязкой выкладывались печные трубы, где все ряды (если посмотреть на готовую кладку) состоят из ложков.
Особенности состава раствора
Схема начальной кладки стен.
Для приготовления строительного раствора 18-го и первой половины 19 веков применяли жирную известь и горный (реже речной) крупный песок, добавляли толченую черепицу, белый камень или кирпич. Эти добавки нужны были для придания раствору определенной окраски, фактуры и для улучшения связующих свойств раствора.
С конца 19 века начинают применять цемент и более сложный (по прочностным характеристикам) строительный раствор.
Особенности нанесения
Старинная кирпичная кладка предполагала несколько способов нанесения строительного раствора (или обработки швов).
Затирка – самый древний способ обработки швов, использовался до начала 18 века, когда известью наполняли пространство между рядами кирпичей и затирали до гладкой поверхности так, что швы не были видны.
С середины 18 века стали применять прямую одностороннюю подрезку – способ, при котором кладка в отдельных местах имеет небольшие заглубления.
В провинциях иногда применяли смешанный способ, когда внутреннюю поверхность кладки обрабатывали затиркой, а внешнюю – подрезкой. Некоторые сооружения, обработанные смешанным способом, до сих пор существуют в Калуге.
Подскребка стала известна с середины 19 века. Это способ, когда наряду с обработанными швами встречаются необработанные.
Прорезка – очень редко встречающийся шов, в частности, его можно увидеть на старинных кладках московского Арбата и в городе Осташков.
В последнее время стало модным, чтобы кладка стены загородного дома или камина выглядела старой.
Как же самому состарить кирпич и сделать модную “старую” кладку?
Способы искусственного старения
Для того чтобы самостоятельно состарить кирпич, приготовьте:
- долото и молоток;
- крупнозернистую наждачную бумагу;
- строительную кислоту;
- парафин;
- воск;
- лампу паяльную;
- губку;
- мох;
- акриловые краски.
Последовательность работ.
- Потрите крупнозернистой наждачной бумагой часть стены, которую вы хотите состарить.
- Долотом и молотком отбейте край нескольких кирпичей.
- Паяльной лампой или акриловыми красками черного и коричневого цветов “обуглите” всю поверхность кирпичной кладки. При работе с паяльной лампой, пожалуйста, соблюдайте технику безопасности!
- В щели “старой” кладки набейте мох (да, да, самый обычный мох из ближайшей лесопосадки).
- Землей затрите швы.
- Чтобы защитить кладку от влаги и придать ей еще более старый и матовый вид, разогрейте воск, скипидар и парафин и этой смесью протрите поверхность стены.
Если вы не хотите “заморачиваться”, просто зайдите в строительный магазин и купите специальный состав для “кладки под старину”. В специализированных магазинах можно приобрести кирпичи, имитирующие старые камни. “Старые кирпичи” используют не только в целых кладках, но и в декоративных элементах.
как делали в старину своими руками, кирпичная кладка, видео-инструкция, фото и цена
Хотите, чтобы дом снаружи выглядел неподражаемо? Или подбираете оригинальные варианты облицовки внутри помещения? Тогда используйте старинный кирпич с клеймом, который великолепно подходит не только для жилых помещений, но и для различных общественных зданий.
Старый кирпич с именем производителя
Например, он отлично будет смотреться в следующих заведениях:
- кафе;
- ресторанах;
- арт-кафе и т.д.
Данный материал отличается поразительными эстетическими свойствами, а его фактура, проявление узора и неподражаемый цвет как будто невольно заставляют перенести на пару сотен лет назад.
Оригинальная отделка – гарантия вашего успеха
Искусство оригинального дизайна интерьера – сродни волшебству. И чтобы действительно наполнить помещение неповторимой атмосферой, необходимо проявить индивидуальность. Сегодня одним из наиболее модных и востребованных, и в любой ситуации оригинальных направлений, является старинная кирпичная кладка.
Получить такой строительный материал можно несколькими способами:
- резать старый кирпич;
- разбирать старые, заброшенные строения;
- изготавливать новый кирпич, искусственно состаривая его.
Первые два способа можно реализовать самостоятельно, если у вас есть на примете старое здание, которое подлежит разбору, а вы обладаете всеми правами на него. Естественно, разбирать здание нужно крайне осторожно, чтобы не повредить материал.
Для второго способа необходимо определенное оборудование. Да и стоимость получения кирпича будет намного выше.
Действительно старинный экземпляр
Но какой бы способ получения данного строительного материала вы не выбрали, можете быть уверены, что в ваш интерьер он принесет:
- уникальный уют старины;
- наполнит комнату свежим и неизбитым подходом в оформлении.
Как раньше изготавливали кирпич
Стоит отметить, что даже если вы используете в строительстве материалы, которые были изготовлены много лет тому назад, можете быть уверены в их качестве и надежности.
Сегодня ни для кого не секрет, как делали кирпич в старину. Процесс был довольно простым и подвластным фактически каждому.
Чтобы сделать материал своими руками, выполнялись следующие шаги:
- применялись глина и ил со дна реки или другого водоема;
- в полученную смесь добавляли немного воды;
- также использовались солома или сено;
- все это формировалось и подсушивалось.
Конечно, именно такой строительный кирпич до наших дней фактически не дожил. Поскольку он все-таки с трудом переносит путешествия сквозь века.
Оригинальное клеймо
Если говорить о тех старинных строительных материалах, которые сегодня принято использовать при оформлении помещений различного типа, то необходимо отметить, что их производство было намного сложнее и, все-таки, технологичнее.
В частности, подразумевается следующее:
- тщательно отобранные ингредиенты;
- точное соблюдение пропорций;
- обжиг при определенной температуре строго необходимое время.
Каждый средневековый производитель считал своим долгом наносить клеймо на собственную продукцию, что подтверждало качество производства. Ведь если производитель уверен в долговечности и надежности материала, он не побоится нанести на него свое имя или название фабрики.
Вот почему старинные кирпичи с клеймом и сегодня являются достаточно надежными, а также пользуются определенной популярностью.
Современные методы производства
Естественно, настоящего, натурального, как принято говорить, аутентичного кирпича из средневековья сегодня не так уж и много. Тем более, наиболее качественные экземпляр представлены в строениях, которые никак нельзя разобрать или снести, поскольку они внесены в перечень памятников архитектуры (см.также статью Состаренный кирпич: когда старое лучше нового).
Поэтому в настоящее время некоторые фабрики производят современный кирпич под старину, который по своим внешним и эстетическим свойствам ничем не отличается от действительно средневекового. Кстати, это видно не только на фото, но и в реальности.
Главное требование при производстве данного материала – использовать только ручную формовку.
Такой подход позволяет добиться:
- правильной формы;
- необходимой структуры;
- требуемой фактуры поверхности.
Старый кирпич в интерьере
К сожалению, сегодня в нашей стране производить настоящий кирпич под старину практически невозможно. Это обусловлено тем, что в отечественных широтах нет необходимых сортов глины. Если же изготавливать строительный материал из других сортов, то он окажется не долговечным и некачественным.
Среди наиболее известных западных производителей такого кирпича, выделяются следующие фабрики и заводы:
- Roben;
- Feldhaus;
- Deppe;
- Nelissen;
- Terca.
Конечно же, цена такого строительного материала довольно высока, но если учитывать эффект, которого удается достичь, при его использовании в дизайне интерьера, она вполне обоснована.
Несмотря на описанные выше проблемы с производством в отечественных случаях, есть и русские компании, которые предлагают своим клиентам приобрести материал, из которого получается великолепная старинная кирпичная кладка.
Особенности укладки
Если вас интересует инструкция, как именно происходит укладка данного строительного материал, то, возможно, мы вас разочаруем, но каких-то особых и уникальных методик не существует.
Естественно, как и любой другой строительный материал данного типа, например, тот же двойной силикатный кирпич м 150, старый требует к себе внимания.
С ним работать нужно аккуратно, выдерживая уровень:
- горизонтальный;
- вертикальный.
Такой кирпич очень любят коллекционеры
Совет. Раствор рекомендуется использовать обычный – в пропорциях один к трем или один к четырем (одна часть цемента и три или четыре части песка). Этого достаточно для качественной кладки. Конечно же, кирпич не стоит бросать и стучать по нему изо всех сил.
В заключение
Как видим, подобрать кирпич, изготовленный в старинном стиле вполне реально. Главное, правильно его использовать (Узнайте также чем покрасить кирпич).
То есть, применять именно для облицовки и оформления помещения. А не в качестве материала, для возведения несущих стен и конструкций. Такой материал позволит добиться невероятного эффекта.
Мы уверены, наша статья помогла вам лучше понять специфику использования данного материала. В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.
Утраченные допотопные технологии. 500-летние здания из красного кирпича — Альтернативный взгляд Salik.biz
Забудьте всё, что вы знаете об изготовлении кирпича из учебников и современных технологий. Как вы считаете, здание, построенное из современного кирпича 21 века, может простоять пятьсот лет?
Ну ладно, — триста лет, хотя бы? И я не знаю. А вот, старинные здания и дворцы из древнего красного кирпича стоят уже больше пятьсот лет.
— Salik.bizИстория производства кирпича на Руси
Официальная история говорит о том, что кирпич на Руси появился в 4 веке, а уже в 15 веке – его форма стала похожа на современный кирпич.
Кирпич в стене здания. Клеймо 1879 год. Ему досталось, но он не рассыпается!
Из него строили всё: амбары, дома, дворцы и соборы.
Вильнюс. Собор Св.Анны. Собору — 500 лет!
Рекламное видео:При Петре Первом, согласно своду правил был утверждён единый размер для изготовленного кирпича 240х140х70, но только для казённых заводов. Было обязательным условие — клеймить производителем свои кирпичи.
Проверяли качество очень просто: сваливали все кирпичи с возов в кучу, если разбивалось больше трёх штук, — всю партию браковали. На все кирпичи 19 века уже были нанесены клейма завода-изготовителя. Старинные мастера гордились своим изделием, брак не допускался.
Кирпичи с клеймами.
И это был колоссальный масштаб его изготовления, — он несравним, с количеством кирпича, который изготавливает современное производство, при нашем уровне технологии.
В чём заключается сложность качественного кирпича
Чтобы изготовить кирпич, нужно произвести подсушку кирпича-сырца около двух суток для удаления влаги, затем его обжигают около суток. Кирпич начинает спекаться при температуре от + 900-1100 градусов по Цельсию.
После выдержки в печи, его медленно охлаждают, около двухсот часов до температуры воздуха окружающей среды. На выходе – получаются шедевры кирпичного искусства.
Не вдаваясь в тонкости всех технологических деталей производства — весь процесс занимает около недели! Учитывая объём строительства древними, мы даже части этого не строим.
А теперь о технологиях
Предположим, кирпичи для дворцов пятнадцатого века, обжигали рабы и крестьяне. Тогда — это точно были мастера своего дела, знавшие до мельчайших тонкостей технологический процесс.
Старинная печь для обжига глиняных изделий.
И какие у них были заводы с печами! Про температуру обжига не забыли — от 900 до 1110 градусов, и так несколько дней.
И вообще, печь должна работать круглосуточно, учитывая потребляемый объём кирпича для строительства зданий. На угле печи топили, или деревом?
Может, всё-таки было атмосферное электричество и накопители этой энергии? Не газ же, предки использовали, для обжига кирпичей. У них цивилизация развивалась другим путём.
Сколько столетий ещё простоит древний кирпич
Какое глобальное заблуждение в том, что наша цивилизация шагнула технологически далеко вперёд! После войны, доходило до того, что разбитые здания разбирали по старым целехоньким кирпичам и возводили из них шедевры.
Например, главпочтамт в Минске. Его построили в 1953 году из старинного кирпича, который собирали по всему городу из разрушенных старинных зданий.
Под всеми старинными городами находятся тоннели, которые выложены красным кирпичом. Этим тоннелям больше пятьсот лет, — кирпичи в них, как новенькие. Речь о кирпиче, который гораздо старше своего собрата на три века.
Россия. Бийск. Допотопное здание из красного кирпича.
Это древний кирпич, который раньше назывался плинфа. Его сразу не берёт отбойник, подобным кирпичом выложены тоннели под городами.
Старинная канализация под городом.
Кирпич рождается из союза всех четырёх стихий: земли, воды, воздуха и огня. Великолепный строительный материал. Наши предки умели делать его практически вечным.
Так выглядит кирпичная кладка устья подземной реки Неглинная, которая протекает под городом Москва.
Секреты изготовления такого кирпича давно утрачены. Его поразительная крепость, совместно с цементирующим раствором, который его скрепил на века, и сейчас является предметом обсуждений мастеров.
Кирпич: 8 тысяч лет истории: lifestroi — LiveJournal
Как и дерево, камень издревле являлся основным строительным материалом. В каменном веке из обломков скал и валунов разной формы пещерный человек создавал строения различного назначения; до наших дней дошли менгиры, дольмены и кромлехи – каменные конструкции, использование которых носило религиозный характер. Жилища и укрепления того времени возводились из неотесанного природного камня, обломки которого накладывались без всякого порядка друг на друга. Пространство между элементами стены заполняли каменной крошкой; такие стены строились без применения раствора, что делало сооружение непрочным.
Самая старая находка, свидетельствующая о востребованности кирпичного строительства, датируется 8 тысячелетием до нашей эры. Эти кирпичи найдены на Среднем Востоке, и анализ их структуры показал, что изготавливались они из глины, грязи и смолы; бруски формировались вручную и высушивались на солнце.
Первые кирпичи были необожженными: сушка под жарким солнцем делала глину твердой, как камень. Первопроходцами в деле обжига кирпичей стали египтяне: на в изобилии сохранившихся фресках времен фараонов мы можем наблюдать, как происходил процесс изготовления кирпича и строительство из него.
Кстати, что интересно, разница между древнееегипетской стройкой и современной невелика, — разве что для переноски кирпичей использовалось коромысло, а правильность кирпичной кладки проверялась треугольником. Принцип возведения сооружений с тех пор мало изменился.
На западе в древние времена был востребован саманный кирпич: его изготавливали из пористой известковой глины с добавками минералов – кварца, смолы и пр., и эти сформированные «кирпичики» высушивали под солнцем.
Древний кирпич был плоским, а по форме напоминал квадрат. Древняя Пирамида Солнца была создана ацтеками как раз из саманного кирпича и дожила до наших дней, сохранив прекрасный внешний вид.
Примерно три тысячи лет назад произошло знаковое для строительства событие – каменную кладку строители начали скреплять раствором. Раствор изготавливался на основе известняка и применялся не только для возведения оборонительных сооружений, но и в жилом строительстве. Приблизительно в это же время стали появляться новые строительные материалы на основе глины: сырцовый кирпич из высушенной на солнце глины и глинобитные камни, изготовленные из глины и соломы.
Широко практиковалось строительство из сырого кирпича: под давлением конструкции элементы кладки слипались между собой, образуя монолитную поверхность.
На основе применения сырцового кирпича появилась технология обжига глиняных кирпичей; их клали с применением прочных растворов. Обожженный кирпич представлял собой плоские керамические плиты прямоугольной формы, размерами 31-65 см. в длину и толщиной до 10 см. Первое появление такого кирпича на территории бывшего СССР было отмечено в Причерноморье, в I-II веках до н.э.
Во времена расцвета Киевской Руси керамический кирпич, также известный как плинф, получил повсеместное распространение. Был он довольно тонкий, до 5 см: плинф большей толщины получить было затруднительно по причине весьма примитивного способа напольного обжига. В X-XII веках основная масса каменных построек на Руси возводилась из грубо обработанного природного камня; кирпич использовался только в некоторых сооружения для выравнивания кладки.
По мере развития технологии кирпичного производства кладка из глиняного кирпича с применением известкового раствора получает все большее распространение. Отличалась тогдашняя кладка большой толщиной шва: раствор для кладки изготавливался с применением толченого кирпича и отличался высокой прочностью.
До XVI в вместе с развитием технологии кирпичного строительства повсеместно продолжалось совершенствование способов кладки из тесаного природного камня.
Но к началу XVII в кирпич прочно вошел в обиход, став ведущим материалом для строительства жилых домов. Размеры кирпича уже в это время практически приблизились к современным, но различались от производителя к производителю. Уже тогда и строители, и фабриканты стали задумываться о необходимости разработки единого стандарта размеров для кирпича.
Тогдашнее производство кирпича в набивных формах было довольно кустарным, но прогресс на месте не стоял, и к началу XIX в качество кирпича заметно выросло: он получил более правильную форму, а также единообразную толщину.
Во второй половине XIX в удалось добиться выпуска единообразного сырцового кирпича: появился свод правил для казенных заводов, регламентирующий размер не сырого кирпича, а уже обожженного изделия.
«Казенный» кирпич имел размер 267х133х67 мм., и фабриканты ставили на него свое клеймо – в виде название завода либо инициалов его владельца.
Увы, форма его была неидеальной, и в процессе кладке каменщикам приходилось «играть» на толщине швов между кирпичными рядами, чтобы кладка была более-менее ровной.
Спустя почти целое столетие в Советском Союзе был установлен стандарт на кирпич, который актуален и сегодня. Благодаря развитию технической мысли, в частности, способов обжига, — с тех пор мы пользуемся кирпичом единого вида и формы, размеры которого всегда одинаковы – 250х120х65 мм.
К сожалению, от технологий производства сильно отставали способы каменной кладки: еще в 20-х годах прошлого века работа каменщика была нерациональной настолько, что требовала несоразмерных результату трудозатрат.
Например, для обеспечения эстетичной перевязки швов по вертикали в то время делали предварительную кладку насухо, без применения раствора, — так каменщик «примерялся». В 30-х годах считалось необходимым также заполнение раствором вертикальных швов каменной кладки, — что гарантировало непродуваемость: работа эта была кропотливой, и требовала много времени и сил. Но к середине прошлого века были разработаны новые способы укладки кирпича, которые позволяли уменьшить трудозатраты за счет осуществления перевязки швов без предварительной сухой кладки и делали излишним заполнение вертикальных швов.
Интересен способ подноса кирпичей: его осуществляли «козоносы», рабочие, которые перемещали кирпич в специальной емкости с ножками, которая крепилась на спину.
Кладка, кстати, выполнялась каменщиком без привлечения подсобных рабочих: мастер одновременно правой рукой набрасывал на стену раствор, а левой – брал кирпич с подмостков.
Несмотря на низкий уровень развития технологий каменной кладки до середины века, некоторые тогдашние приемы пользуются успехом и поныне. В частности, чтобы разбить кладку по высоте, использовались специальные рейки, равные высоте этажа; на них наносилась разметка перемычек – оконных, подоконных, дверных и пр. Верх пола первого этажа соответствовал нулевой отметке, а дальше на каждом этаже по этой же рейке из кладки на четверть от собственной длины выпускался отдельный кирпич: от него велась разметка следующего этажа, и так далее. По окончании кладки выступающие четверти срубались.
Современный способ кладки заимствован из Америки; на основе опыта тамошних каменщиков в Советском Союзе была разработана система раскладки кирпичей в местах пересечений стен, в которой использование неполномерных элементов было минимальным.
В советское время технология кирпичной кладки была рационализирована: появились более удобные инструменты, в частности, в инвентарь каменщика вместо маленького мастерка вошла кельма – лопатка с большим полотном.
В середине прошлого века в технологии кладки для подачи, нанесения и разравнивания раствора стала применяться ковш-лопата.
Именно советские специалисты справились с главным недостатком кирпичного домостроения – сезонностью: до 40-х годов кирпичная кладка по всему миру могла выполняться только при условии положительной температуры окружающей среды, что тормозило скорость строительства. Но благодаря использованию подогретого раствора, противоморозных добавок, пластификаторов и появлению холодоустойчивых растворов, кирпичная кладка как в России, так и во всем мире может осуществляться круглый год.
Начиная с 50-х годов прошлого века технологии кирпичной кладки остались практически неизменными. Да, появляются новые растворы и добавки, повышающие эксплуатационные характеристики кирпичного дома, — но способ самой кладки, а также применяемые инструменты, используются те же, что и более полувека назад.
Читайте также интересное в блоге:
Очаровательная старая Москва
Как перестраивалась Москва
Сталинские высотки — символ, украшающий столицу
Яффо — самый древний город на земле
Цфат – город алхимиков, мистиков и потрясающей архитектуры
Как Эйфелеву башню на металлолом продали
История одного мошенничества: самый маленький небоскреб
Архитектурные путешествия: в гостях у итальянского хоббита
Архитектурные путешествия: необычная Португалия
Архитектурные путешествия: лучшие городские лестницы
Архитектурные путешествия: Саленто
Постоянная рубрика хенд-мейд:
Дом за 7 часов
Как превратить старый хлам в полезные вещи?
Хенд-мейд: настольная лампа руками ребенка
Хенд-мейд: простой абажур своими руками
Подписаться в три клика на обновления моего блога в жж — невероятно просто, но зато читать каждый день невероятно приятно! Я именно тот блогер, которого очень не хватает топу:)
Также можно подписаться в твиттере и в вк.
как состарить кирпич своими руками
Кирпич под старину можно сделать самостоятельно в квартире или частном доме. Если вы пытаетесь использовать при ремонте помещения натуральные материалы, то часто возникает вопрос, как сделать в гостиной старый кирпич. Около 50 лет назад в США появилась новая тенденция, она изменила привычный стиль оформления интерьера.
Под жилые помещения стали отводить чердаки, это были уже не использовавшиеся производственные площади. Стены внутри домов не были покрыты обоями, краской и другими отделочными материалами. Владельцы новых квартир не стали покрывать кладку растворами. Именно с принятия такого решения стал формироваться новый стиль. Он предполагал наличие стен из кирпича и дорогие предметы интерьера.
Элементы старинной кладки имеют особый внешний вид. На поверхности вы найдете трещины, вероятно, отсутствие нескольких кирпичей. Есть и другие признаки того, что здание простояло годы. Необходимо добиться такого эффекта в домашних условиях. Для этого вам понадобятся разные инструменты.
Как состарить кирпичную стену? Приготовьте для этого паяльную лампу. Отколоть фрагменты от кирпича можно, воспользовавшись зубилом и молотком. Поверхности большой площади проще всего обработать перфоратором. Создать потертости очень просто: достаточно потереть отделочный кирпич наждачной бумагой. Такая облицовка из состаренного кирпича будет очень эффектна.
Это основные инструменты, но вы можете расширить список тех, что имеются под рукой. Для того чтобы состарить кладку, вы можете использовать любые предметы, имеющие острый конец. Ими легко повредить плитку. Смотрите, чтобы состаривание кладки подходило к общему стилю интерьера. Имитировать кирпичную кладку сегодня очень просто. Достаточно наклеить на стену декоративный кирпич. Вам не придется возводить стену, покупать красный кирпич. Конструкция из гипсокартона позволит сэкономить пространство в здании.
В качестве альтернативы вы можете использовать еще 1 метод, который основан на применении пескоструйной обработки. Это гораздо более эффективное решение, которое требует меньше усилий при проведении ремонтных работ. Однако сложность этого метода в том, что соответствующее оборудование есть не у всех. Таким образом, лучше всего использовать первый метод, который основан на использовании перечисленных выше инструментов.
Как состарить кладку?
Начиная работу, помните о том, что материал должен быть состарен неравномерно. Именно так происходит естественное разрушение кладки.
Обратите внимание на особенности материала. Если вы решили использовать шлифовальную машину, удалите с кирпича верхний слой. Так вы получите основание повышенной шероховатости. Далее переходите к работе с молотком и зубилом, с их помощью легко убрать избыток раствора в швах кладки. Кроме того, в разных местах и с разной силой удара сбейте угловые кромки кирпичей.
Как состарить кирпич своими руками? Приступая к следующему этапу, необходимо помнить о том, что стены при естественном старении начинают разрушаться со швов между элементами кладки. Необходимо обратить особое внимание на их углубление, это делается с помощью перфоратора. Стоит отметить, что все действия необходимо выполнять хаотично.
Вы можете очень быстро отделать свой дом, создать уникальный интерьер. Если предстоят работы по состариванию капитальной стены, то вполне допустимо сбить лицевой кирпич так, чтобы его толщина была уменьшена на 50%. Конструкции не будет нанесен ущерб, ее прочность останется прежней. Усилится лишь эффект старины. Вы можете так состарить кирпичную кладку, с искусственной плиткой этого делать нельзя.
Паяльная лампа пригодится для создания темных пятен. Эти участки потом обрабатывают, используя наждачную бумагу. Этого позволяет получить облицовочный состаренный кирпич ровного тона. Наждачку можно заменить болгаркой.
После выполнения всех шагов дополнительно пройдите по поверхности стен грубой наждачной бумагой, она добавит потертостей. Острые углы и края, которые образовались во время работы, немного зашлифуйте.
Основная трудность заключается в обработке кладки болгаркой. Необходимо следить за тем, чтобы старение кирпичной кладки было сделано в достаточной мере.
Степень износа поверхности определяется собственника жилья. Еще одна хитрость для тех, кто увлечен идеей придать стенам в помещении состаренный вид. Как состарить кирпичную кладку? Нанесите штукатурку на поверхность, а затем сбейте кладку, создавая неровности. В результате этого часть штукатурки отлетит, а некоторые части приобретут вид естественно состаренных стен.
После этого по кладке стоит дополнительно пройтись болгаркой или наждачной бумагой. Это поможет сделать сколы и трещины, создать эффект состаренного кирпича.
Как работать с цветом?
Обдумывая план того, как состарить кирпич облицовочный, вы должны принять во внимание, что естественный процесс старения находит свое отражение в цвете. Для проведения работ потребуется ролик. Приготовьте губку, купите краску. Она должна быть нескольких цветов, тогда вы получите желаемый оттенок.
На старой кладке шов между кирпичами будет более темным. Для получения ожидаемого эффекта вы можете использовать краску, имеющую подходящий оттенок. Нанесите ее губкой, так окрашивание будет фрагментарным. Купите облицовочный кирпич, вы все сделаете своими силами с минимальными затратами.
Заключение
Если вы хотите искусственно состарить кирпичную кладку, работа может быть сделана своими руками. Проще всего сделать потертости при помощи пескоструйной обработки. Если оборудования нет, тогда используйте ручные методы. Обратите внимание на цвет раствора в пространстве между швами, его необходимо сделать более темным.
//www.youtube.com/watch?v=VSmjK05esPI