Каменистое зодчество – ГОСТ Р 56891.6-2017 Сохранение объектов культурного наследия. Термины и определения. Часть 6. Каменное зодчество, ГОСТ Р от 25 июля 2017 года №56891.6-2017

Каменное зодчество Древней Руси | База отдыха Дубки в Выксе Нижегородской области

XI век положил начало распространению каменного архитектурного строительства в Древней Руси. Медленное развитие данного направления в зодчестве  объясняется ещё не вполне вытесненным деревянным строительством, а так же затратной трудовой и материальной составляющей в обработке камня. В последующие столетия процесс воздвижения каменных архитектурных построек заметно ускоряется.

Сначала деревянные города обеспечиваются каменными церквями и дворцами, затем, этот материал используется при постройке богатых жилых домов.

С XIV века камень служит основой для сооружения оборонительных стен русских городов. Первые памятные изваяния связаны с эпохой Киевской Руси, затем архитектурные памятники воздвигаются в Новогороде, Владимире, Пскове и Суздали. Москва становится ярким примером преобладания роскошных соборов, дворцовых комплексов — элементов каменного зодчества.

Асимметричность и элементы живых решений становятся особенностью жилых и дворцовых построек светского строительства. Массивные сложные архитектурные примеры, такие, как Большой Кремлёвский дворец Ивана III наделяются большими объёмными палатами, переходами, галереями, что было характерной чертой деревянного зодчества.

Тип кубического храма, который утвердился в каменной архитектуре Древней Руси определялся наличием параллельных нефов с четырьмя, шестью и большим числом опорных крещатых столбов, поддерживающих своды и купола.

Единый образец построек русских церквей того времени всё же отличал одно архитектурное сооружение от другого наличием декоративной обработки, размерами, объёмными формами.

Основная часть архитектурных каменных построек до XVI века характеризуется последовательной и четкой внутренней структурой, что выражалось во внешнем облике конструкции; а так же единством конструктивных решений и объемных композиций.

Всё же, каменные шатровые храмы были исключением. Основное количество церквей XVI и XVII веков строились по типу кубических сооружений — одноглавых или пятиглавых с куполами луковичной формы. Небольшие размеры для церквей были популярными. Нередко основная часть помещения делилась на несколько маленьких комнат с помощью стен, арок и других сооружений.

Постепенно Русское государство завоёвывает культовая архитектура, представляющая их себя два типа построек: наземные и подземные. Оба типа рукотворно или природно создавались из камня и назывались монастырями и храмами.

Яркими примерами подземных монастырей являются Киево-Печерский монастырь, уникальный архитектурный комплекс — Ильинский подземный монастырь в толще Болдиной горы в Чернигове, Печорский монастырь под Изборском Псковской области. Подземные сооружения каменного зодчества были распространены на всей территории Древней Руси.

Для наземных каменных церквей был характерен византийский стиль. В качестве примеров можно привести кафедральный собор Св. Софии в Киеве. Немного позже был сформирован и русский стиль, образцами которого можно считать храм Владимира, расположенный вблизи Москвы. Концептуальные строительные принципы, художественные приемы, техническая манера исполнения — были заимствованы из Византийской империи. С другой стороны, русское начало проявилось во внутренних декорациях: иконах и фресках.

 

Совершенно противоположный стиль каменного зодчества Древней Руси складывается в XII веке и становится образчиком простоты и камерности. Лучшим представителем нового веяния в каменном архитектурном стиле стала церковь Спасо-Преображения на Нередице (1198). Небольшой размер, крестово-купольный тип постройки характеризуются кубическим характером данного сооружения.

Аналогичные постройки отмечаются и в новгородских пригородах, самым распространённым их которых, является архитектурный комплекс Старая Ладога.

С XIII века каменное зодчество на Руси определяет новые направления. Основательный архитектурно-художественный опыт русских земель стимулирует зодчих к разработке деятельно-активных композиций, что выражалось в сочетании местных художественных принципов и архитектурного опыта соседствующих городов и регионов. Данное нововведение привело к опытным необычным творческим воззрениям в каменной архитектуре Древней Руси. Что нашло своё выражение в яркой индивидуальности малочисленных памятников новгородского зодчества XIII в. и, наоборот, удивительной схожести церквей отмеченного периода. Яркий образец храмов указанного времени — небольшая церковь Рождества Христова в Перынском скиту (первая половина XIII в.), запоминающаяся компактностью экспозиций.

В каменной архитектуре Владимиро-Суздальского княжества строительным материалом служил белый камень-известняк. Характерные черты каменного зодчество были проявлены в период правления Андрея Боголюбского. Были сооружены Успенский собор, Золотые ворота, Княжеский замок в Боголюбове, церковь Покрова на Нерли. Отличительными особенностями архитектуры данного территориального направления считаются объёмные пилястры, барельефные образы людей, животных и растений. Нарядность и одновременно строгость данных данных храмов ярко выражена. Дмитриевский собор во Владимире, который был воздвигнут в конце XII-начале XIII в. характеризует каменное зодчество пышными формами, декором, украшениями и затейливой резьбой.

Каменное зодчество Древней Руси обладало природными качествами, свойственными самому русскому народу. Монументальность и величественность, ясные архитектурные композиционные формы в сочетании с наивной простотой, идеи патриотического и гражданского характера, последовательный реализм, — вот, что отличало древнерусское зодчество. Из поколения в поколение зодчие передавали свой опыт подмастерьям, которые перерастали в великих мастеров архитектурного искусства. Каменное зодчество на Руси — основополагающая часть всей историко-художественной культуры нации.


Читать книгу Всё об истории древнерусского зодчества Илья Мельников : онлайн чтение

Каменное зодчество

Несмотря на то, что дошедшая до нас древнерусская каменная архитектура в какой-то мере изменена позднейшими влияниями, она имеет древнюю основу. Большое каменное строительство на Руси началось в Х веке. В архитектуре первых каменных храмов сказывалось влияние Византии, но с самого начала ярко проявились самобытные черты русского каменного зодчества. Так, в основе киевской Софии лежал пятинефный принцип, но в то же время храм отличался большим своеобразием – имел тринадцать куполов над сводами, а не дошедшая до нас Десятинная церковь (первое каменное здание Киева) – имело 25 куполов.

Характерной чертой древнерусского каменного зодчества с самого начала его возникновения являлось умение создателей органически вписывать храмы в окружающий ландшафт. Мастера умело выбирали места для храмов по берегам рек, озер, на возвышениях, чтобы они были маяками для путников. В широкий равнинный пейзаж, пересекаемый мягкими очертаниями холмов, древние русские церкви вписывались как необходимый завершающий вертикальный акцент среди волнистых линий. Церкви не были слишком высокими, ни угловато-остроконечными, им свойственна компактная пластичность и округленность форм. Они не противоречат пейзажу (хотя и господствуют над ним), а объединяются с ним в единое целое.

В XII веке утвердился тип крестово-купольного храма. Он был шести – или четырехстолпный, одноглавый, со шлемовидной главой на высоком барабане и выступающими полуцилиндрическими абсидами с восточной стороны. Другие стены расчленены лопатками (пилястрами) на три части – соответственно разделению внутреннего пространства храма. Каждое деление стены завершается полукружиями коробового свода – закомарами. Закругленные абсиды, волнистая линия закомар, круглый барабан и мягко завершающий его купол исключают угловатость, храм выглядел почти скульптурно. Чудесным произведением древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли. Она одна стоит в поле, на берегу реки, вокруг нет никаких строений, словно огромная белоснежная статуя церковь видна издалека, даже с окраины Владимира.

Очень рано сложились на Руси определенные архитектурные школы: новгородская, киевская, псковская, владимирская и др. Особенностью, например, псковской и новгородской архитектуры было то, что здесь строили крупные здания не из кирпича, а из естественного камня. Во Владимире широко применяли белый тесаный известняк. Редчайшим памятником владимирской архитектуры являются Золотые ворота Владимира, сохранившиеся до нашего времени.

Основными характерными особенностями архитектурного стиля древнерусского зодчества X – XII века являются стройность силуэта, изящество плавно изогнутых линий и строгость внешнего вида в контрасте с пышным убранством интерьера.

В конце XII века начинается новый этап развития древнерусской архитектуры, прерванный в 30 – 40–х годах следующего столетия монголо-татарским нашествием. В этот период большое внимание уделяется внешней отделке зданий. Если в предшествующее время даже такие значимые храмы, как новгородская София, были выложены простым, необработанным камнем без каких-либо особых украшений, то теперь почти повсеместно основное внимание уделяется внешним формам – экстерьеру. В этом состоит особенность нового архитектурного направления. Для него также характерны стройная пирамидальность силуэта здания и чрезвычайно богатая декоративная разработка фасадов.

Вертикальная динамическая устремленность композиции, придававшая архитектурному образу русской церкви характер храма-монумента, проявлялась во всех русских архитектурных школах того времени. Дальнейшему его развитию помешало нашествие. На большей части страны каменное строительство надолго прекращается. Ценнейшие памятники архитектуры разрушаются. Однако древние традиции русской архитектуры сохранились.

После превращения Москвы в столицу государства особенно оживленное строительство идет в Московском Кремле. В 1475 – 1479 годах строится Успенский собор. Здание собора по стилю близко владимирской архитектуре, с характерными для нее узкими щелевидными окнами, куполами-шлемами, строгими, белокаменными стенами с аркатурным поясом. В 1484 – 1489 годах неподалеку от Успенского собора возводится Благовещенский собор, в 1505 – 1509 годах сооружается Архангельский. Удивительным архитектурным памятником этого времени является Грановитая палата, представляющая собой квадратное одностолпное строение с замечательной фресковой живописью. В 1485 году начинается сооружение стен нового Кремля. В центре Кремля высится Иван Великий – церковь-столп со звонницей наверху.

В XVI веке русская архитектура достигает нового расцвета. В это время создаются такие выдающиеся памятники, как храм Вознесения в селе Коломенском (1532 год), Покровский собор на Красной площади, Смоленская крепость и др.

Огромную роль в жизни страны сыграли монастыри. В XIV веке митрополит Алексей, Сергий Радонежский и их ученики перевели монастыри с келиотского устава на общежитейный. В связи с этим в монастырях начинают строиться крупные столовые – трапезные. Площади монастырей разрастаются. Для их охраны возводятся мощные сооружения. В XIV – XV веках возникли крупнейшие монастыри: Троице-Сергиев, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Спас-Ефимьев и др. К концу XVI века в стране насчитывалось до 200 монастырей. Создание многих монастырей связано с деятельностью тех, кто осваивал российские земли.

Одним из выдающихся памятников зодчества является Соловецкий монастырь. Монастырь был мощнейшей крепостью, в течение почти 300 лет прикрывавшей единственный морской путь в Западную Европу. Строительство Соловецкого кремля началось в XV веке, а завершилось к началу XVI-го. Несокрушимость кремля обусловлена, прежде всего, тем, что при его создании было найдено оптимальное решение древней строительной проблемы.

С давнего времени в архитектуре боролись два принципа: стремление использовать естественный камень и попытка заменить его искусственным кирпичом. Кирпич – хрупок, а естественный камень – практически вечен, однако для того чтобы сложить из него крупное сооружение, нужно придать каждому камню ровную поверхность, что требовало огромного труда.

Небольшие пустоты или слабые места в стене вели к разрушению здания. Стены кремля на Соловках сложены из огромных многотонных глыб, но их не обтесывали и не подгоняли. Пространство между глыбами заполняли кирпичом и известью. Стены получились особенно прочными, так как внешняя цементирующая камень корка не была нарушена. Занимая малую площадь, кирпич не разрушался, ему некуда было осыпаться, так как со всех сторон он был зажат многотонными валунами. Так издавна строили и в Новгороде, но таких огромных блоков, как в Соловецком монастыре, нигде не использовали.

В XVI веке внутри Соловецкого кремля возводятся крупнейшие каменные сооружения Руси того времени – Успенская трапезная церковь (1552 – 1557), Спасо-Преображенский собор (1558 – 1566) и многочисленные постройки. Для промысла в монастыре строились одни из первых на Руси каменные производственные помещения. Здание водяной мельницы является древнейшей из сохранившихся построек производственного характера. Через крытую аркаду оно соединялось с помещением сушильни, где перед помолом сушилось зерно.

Очень интересна архитектура этих зданий. Фасад мельницы членится широкими лопатками и завершается под карнизом декоративным фризом – богатым на освещенном фасаде и более скромным – на фасаде, затененном галереей. Торцовые фасады завершались щипцами, и линия карниза здесь соответствовала наклонным линиям двускатной крыши. Таким образом, декоративный пояс карниза изменялся в зависимости от линии кровли и условий освещения при одних и тех же декоративных элементах. Стремление к высокохудожественному совершенству архитектуры скромного хозяйственного сооружения, расположенного на скрытом от посторонних взоров хозяйственном дворе, является важной особенностью, свидетельствующей о тонком художественном чутье народных мастеров.

Тысячелетние традиции деревянной архитектуры не были забыты и в XVI – XVIII веках. В XVI – XVII веках и в каменной архитектуре сформировался своеобразный шатровый стиль, копирующий соответствующие деревянные сооружения. Так, в Москве в Покровском соборе на Красной площади можно увидеть много типичных для деревянной архитектуры деталей. Здесь и крытые переходы, и наружные лестницы, крылечки, и сочетания шатрового и луковичных верхов, и многое другое, определяющее народный вкус.

В Софийском соборе Новгорода также сказалось влияние традиций русской деревянной архитектуры, но в более скрытой форме. В начале XVII века наблюдается некоторый упадок в развитии архитектуры, связанный с иностранной интервенцией и разрухой. Конец XVII века характеризуется новым расцветом русской архитектуры. В это время с Запада в русские города проникают элементы архитектурного стиля барокко (в переводе с итальянского – странный, неправильный), который распространился из Италии во многие страны.

Барокко представляет собой торжественный и пышный стиль, который характеризуется изогнутыми формами и линиями, обилием лепных или резных внешних и внутренних украшений, затейливыми завитками узоров, статуями, лепными виньетками и др. В русской архитектуре влияние барокко сказалось несколько позднее. Сложившийся в конце XVII века стиль нарышкинского или московского барокко вырос на основе местных архитектурных традиций и свидетельствовал лишь об отходе строителей от церковных догм.

В основном эти памятники строились как типичные для Руси ярусные храмы с колоколами. Главной частью таких зданий является восьмерик на четверике с восьмилотковым сомкнутым сводом и колокольней над ними с небольшой главкой. Такие здания были типичны для конца XVII века. Эти церкви-колокольни имели в русской архитектуре давние традиции. К ним относятся Духовская церковь XV века в Троице Сергиевском монастыре, церковь-колокольня в Александрове XVI века и др.

Русские храмы в стиле барокко обычно высокие, с легкими изящными контурами. В XVIII веке русское барокко начинает приобретать западноевропейские черты. В этом стиле начинают строиться петербургские дворцы, а также дворцы в Царском Селе и Петергофе. Великолепие Екатерининского дворца поражает: огромной длинный фасад, скульптуры, яркая позолота на белом и голубом фоне, серебристые крыши и др. Не менее прекрасны и торжественны Зимний дворец и Смольный институт. В стиле барокко строили известные зодчие – Растрелли, Ухтомский, Чевакинский, Квасов и др.

Во второй половине XVIII века в России, как и во многих европейских странах, распространяется новый архитектурный стиль – классицизм. Подобно архитектуре эпохи Возрождения, классицизм возвращается к основным античным ордерам или стилям, существовавшим в Древней Греции – дорическому, ионическому, коринфскому. В принципе ордерная система представляет собой ту же балочно-стоечную конструкцию, которая лежала в основе древнего жилища и дольмена, но более сложная, усовершенствованная и четко разработанная.

В дорическом ордере массивный ствол колонн с вертикальными ложбинами – канелюрами – вырастает прямо из каменного пола – стилобата, вверху колонна завершается круглой подушкой – эхином, поддерживающим более широкую квадратную плиту – абаку. Эхин, абак и примыкающую к ним снизу шейку колонны называют вместе капителью колонны. На капителях лежит поперечное крепление – антаблемент. Он состоит из балки – архитрава, горизонтально лежащей на капителях колонны, фриза, расположенного над архитравом и расчлененного на прямоугольные триглифы и квадратные плоскости – менопы с рельефными изваяниями, и карниза. Выше антаблемента находится фронтон – треугольник, образующийся при двускатном покрытии на торцах здания. На нем обычно расположены многофигурные композиции монументальной скульптуры.

Ионический стиль – более изящный. В некоторых случаях дорические храмы сравнивают с мужской фигурой, а ионические – с грациозной фигурой женской. Колонна здесь вырастает из базы и завершается капителью с волютами (закруглениями в виде спирали).

В коринфском ордере по сравнению с дорическим колонны более стройные и изящные. Капитель колонны со временем стала похожа на корзину из листьев. Образцы ионического стиля в сравнении с ними казались уже скромными.

На территории страны стали вновь возрождаться и распространяться белоснежные портики и храмы античного вида. Однако в некоторых случаях колонны из несущих конструкций превращаются теперь в декоративные элементы. Наряду с ними часто употребляются пилястры, представляющие собой четырехгранные колонны, утопленные одной стороной в стену.

Отличительными признаками классицизма в архитектуре являются строгие геометрические формы, безупречная композиция и точно выдержанные пропорции здания. Архитекторы Д. Кварнеги, И. Старов, К. Росси, М. Казаков, О. Бове, А. Воронихин, В. Баженов и другие создали выдающиеся произведения в этом стиле: Казанский собор в Санкт-Петербурге, дом Пашкова в Москве и др.

В конце XVIII – первой половине XIX интенсивно развивается усадебная архитектура, в которой господствует стиль классицизм, как ранний, так и ампир (от франц. – «империя») – поздний классицизм. Примерами являются ансамбли Архангельского, Останкина, Кускова, Муранова, Остафьева, Ольгова, Никольского-Урюпина. В это время богатые купцы заказывали вычурные, перегруженные излишними украшениями особняки с деталями самых разных стилей – от романского до барокко. Как правило, строения романского стиля представляют собой возвышающиеся на холмах каменные храмы и замки со сторожевыми башнями. Фасады храмов несут выразительную скульптуру с большеголовыми и большерукими изваяниями. В романском стиле отразились древние христианские и языческие представления. На капителях и у подножия колонн, на окнах, стенах, особенно у дверей романских соборов, гнездятся и кентавры, и львы, и полуящеры-полуптицы, и всякого рода языческие химеры.

Позднее распространяется так называемый псевдорусский стиль, представляющий собой имитацию старинной русской архитектуры. Одновременно с псевдорусским стилем зарождается стиль модерн, не получивший широкого распространения.

Краткий словарь архитектурных терминов

Алтарь – восточная возвышенная часть христианского храма. В православной церкви отделена от общего помещения иконостасом.

Ампир – художественный стиль, ориентированный на римскую античность, копирование образцов древнеримского и древнеегипетского декора.

Анфилада – ряд помещений, последовательно соединенных дверными проемами, расположенными на одной оси.

Апсида – алтарный выступ с восточной стороны в христианских церковных зданиях, полукруглый или многоугольный.

Арка – архитектурная форма в виде проема с криволинейным очертанием верхней части.

Аркада – ряд арок, опирающихся на столбы или колонны.

Аркатура – украшение стены в виде декоративных арочек.

База – основание колонны или пилястры.

Барабан – столб, несущий, купол или главу.

Барельеф – скульптурное изображение или орнамент на плоскости, выступающие над поверхностью фона не более чем на половину своего объема.

Барокко – художественный стиль, отличающийся декоративной пышностью, сложными формами, живописностью и эмоциональной экспрессивностью.

Витражи – композиции из цветного стекла в оправе.

Волюта – завиток в виде спирали, архитектурная деталь.

Восьмерик – восьмигранный объем.

Галерея – длинное крытое светлое помещение, соединяющее части здания.

Глава – купол с барабаном, венчающий здание христианского храма. Церкви бывают одноглавые, трехглавые, пятиглавые, многоглавые.

Граффити – древние и средневековые посвятительные, магические, бытовые надписи, нацарапанные на стенах зданий.

Гульбище – галере, опоясывающая здание с двух или трех сторон.

Декор – совокупность элементов украшений.

Детинец – внутренняя часть крепости, где во время осады укрывалось мирное население.

Закомара – полукруглая верхняя часть наружных стен здания.

Звонница – верхняя часть колокольни, в которой подвешивают колокола. В древнерусской архитектуре еще и ранняя форма колокольни – стена с проемами для колоколов (XII – XVI века).

Изразцы – облицовочные плитки из обожженной глины, покрытые, как правило, глазурью.

Иконостас – украшенная иконами стенка, отделяющая алтарь от средней части храма.

Интерьер – внутреннее пространство здания или отдельного помещения.

Капитель – верхняя, обычно декоративная, часть колонны или пилястры.

Карниз – выступающий горизонтальный пояс на стене. Бывает венчающим стену и промежуточным, имеющим декоративное значение.

Классицизм – художественный стиль, ориентированный на античное искусство как норму и идеальный образец. Отличается стремлением к ясности и чистоте пропорций, уравновешенности и гармонии форм.

Колокольня – башня с открытым ярусом для колоколов, стоящая рядом с храмом или включенная в его композицию.

Колонна – вертикальный опорных элемент, оформленный в соответствии с определенным архитектурным стилем.

Колоннада – ряд колонн, объединенных горизонтальным перекрытием.

Кокошник – декоративное украшение в виде полукружия с повышением в центре.

Купол – сводчатое перекрытие.

Лопатка – вертикальный плоский выступ на стене.

Локарн – чердачное окно.

Мезонин – надстройка над средней частью дома.

Мозаика – изображение или узор, выполненный из цветных камней.

Наличник – декоративное обрамление оконного проема.

Неф – вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченная с одной или обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Ниша – углубление в стене, пригодное для установки в нем скульптуры, иконы, вазы или других предметов.

Ордер – порядок в расположении несущих и несомых частей, решающий и конструктивные, и художественные задачи.

Пейзажный парк – территория, где искусственно создается среда, подобно естественной, природной, но с учетом появления привлекательных картин.

Пилястра – плоский вертикальный выступ на поверхности стены, повторяющий все части и пропорции колонны того или иного ордера.

Подклет – нижний этаж жилого дома или храма, обычно имеющий служебно-хозяйственное назначение.

Портал – декоративно обработанный дверной проем здания.

Портик – галерея с колоннами или столбами.

Придел – пристроенные к основному храму небольшие церкви, имеющие дополнительный алтарь для богослужения. Чаще всего соединяются с притворами галереями.

Притвор – дополнительная пристройка, обычно перед главным и боковыми входами в храм, предназначающаяся для лиц, не имеющих права присутствовать на богослужении.

Прясло – отрезок крепостной стены между двумя башнями.

Рака – гробница, в которой хранятся мощи святых.

Регулярный парк – территория, на которой деревья, кустарники и цветы посажены по строго геометричным рисункам.

Ризалит – выступ стены со всеми частями.

Рококо – художественный стиль, характеризующийся деструктивностью, изысканностью, граничащей с манерностью. Другое название – стиль Людовика XV.

Ротонда – круглое в плане здание перекрытое куполом.

Рустовка (рустика) – рельефная кладка или облицовка здания камнями с выпуклой поверхностью.

Свод – перекрытие из кирпича или камня. В русской архитектуре наибольшее распространение получили типы сводов: цилиндрический, коробовый, крестовый, сомкнутый, крещатый, купольный, ступенчатый.

Стилобат – каменные плиты под колоннами, трехступенчатое подножие храма.

Трапезная – тип монастырского сооружения, включающего зал для собраний и трапез. Пристройка с западной стороны церкви.

Фреска – живопись по сырой штукатурке. Краски при этом разводятся чистой или известковой водой.

Фриз – орнаментальная композиция в виде горизонтальной полосы, расположенная в верхней части стены внутри или снаружи помещения.

Фронтон – треугольное поле, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Декоративные фронтоны могут украшать двери и окна в здании.

Хоры – балкон в верхней части церковного здания.

Цоколь – нижняя часть стены, стоящая непосредственно на фундаменте.

Четверик – четырехугольный объем.

Шатер – пирамидальное четырех-, шести, – восьмигранное покрытие башни, колокольни, крыльца или церковного здания. Применялось в русском деревянном и каменном зодчестве.

Шпиль – остроконечный конусообразный стержень, которым заканчивается верхушка здания.

Ярус – горизонтальное членение фасада, соответствующее этажу здания.

О русском деревянном зодчестве

  • Текст:Г. Мехова

    15 августа 2018

Деревянное зодчество прошло огромный путь — от примитивного сруба, с печью, топящейся по-черному, до грандиозных хором дворца в Коломенском со сложным рас­положением построек, изобилием переходов и крылец, всевозможных украшений. Века минули, прежде чем островерхий языческий храм и сторожевые башни древних городищ трансформировались в культовые христианские постройки, в мощные крепостные сооружения русских городов.

В своем развитии деревянное зодчество достигло высот поистине небывалых. И недаром Коломенский дворец Алексея Михайловича считали «восьмым чудом света», а народный зодчий Нестер, как гласит предание, кончив постройку Преображенской церкви в Кижах и бросив топор в Онего, с полным правом на то сказал: «Не было, нет и не будет такой».

Но чтобы мастер Нестер мог совершить это двадцатидвухглавое чудо, много поколений «древоделов» — народных умельцев подготовили этот великолепный взлет творческой фантазии и строительной техники.

Деревянное зодчество выработало множество типов жилых, хозяйственных, обо­ронительных и культовых сооружений. Бесспорно, что деревянное зодчество Руси древнее каменного, но если до нашего времени дошли каменные постройки даже XI века, то основная масса сохранившихся построек деревянной архитектуры датируется XVII, XVIII и XIX веками. И, как правило, самые древние из них — это культовые сооружения, расположенные в небольших селениях, где они обычно стоят в отдалении от жилья.

Дерево как строительный материал не слишком долговечно, хотя при известном стечении обстоятельств деревянный сруб может существовать несколько столетий. Но главным злом деревянной постройки были пожары. Все русские летописи полны сведений о «великих пожарах». Дотла выгорали целые города, постоянно уничтожались жилища, крепости, культовые сооружения.

Города всегда развивались интенсивнее, чем села, а начиная с петровского времени, их облик стремительно менялся, вслед за породившим эти изменения ростом промышленности и торговли. И так немного осталось городов, где дерево в постройке преобладает, что теперь трудно представить себе древнерусский город, окруженный рубленой стеной.

Надвратная башня ограды Николо-Карельского монастыря. 1691-1692 гг. Перенесена в с. Коломенское 

Однако окраины России, такие, как Север, Урал и Сибирь, в силу их удаленности от центра, были хранителями старых народных традиций. Всевозможные архитектурные новшества доходили туда медленно. Огромные таежные массивы позволяли заготовлять отборный и дешевый строевой лес, деревянному строительству отдавалось предпочтение до самого последнего времени. Именно эти районы России богаты старинными образцами сельского и городского деревянного зодчества. И хотя самые ранние из них датируются в основном XVII веком, изучение деревянных построек Севера и Сибири в сопоставлении их с древними изображениями и описаниями, содержащимися в исторических документах, помогает воссоздать основные этапы развития русского деревянного зодчества. 

Бесценные сведения о более древнем периоде развития деревянной архитектуры дают нам летописи и другие письменные документы, наполненные сообщениями о постройках городов, церквей, хором и мостов.

Деревянные постройки изображаются и на древних иконах и на старинных планах русских городов. Целый комплекс деревянных сооружений мы видим на редчайшем документе XVII века, плане Тихвинского монастыря, — шатровую церковь, избы, ограды, частоколы и даже колодец с журавлем.

Рисунки и гравюры посетивших Россию в XVI—XVII веках иностранцев, таких, как Герберштейн, Олеарий, Мейерберг, Пальмквист, помогают восстановить облик городов и сел допетровской Руси и особенности отдельных сооружений.

Представление о характере и основных типах деревянного строительства на Руси, полученное в результате изучения древних источников, как бы закрепляется после знакомства с постройками более поздних веков, дошедшими до настоящего времени.

Церковь Ризположения из с. Бородава Вологодской обл. 1485 г. Перенесена в Кирилло-Белозерский монастырь 

Не свидетельство ли это некоторой застойности в развитии деревянного зодчества? Ведь общие строительные принципы, судя по всему, невероятно устойчивы. Если сравнить постройки на плане Тихвинского монастыря с теми, что ныне существуют и относятся к более близкому нам времени, мы найдем немало похожих даже в деталях. Письменные источники изобилуют сообщениями, что русские плотники стремились строить «по старине», «как водится». Но, если внимательно посмотреть на бесподобные формы Кондопожской церкви, на удивительные по своей логичности конструкции кижской церкви Преображения и на веками разработанные планы крестьянских изб и усадеб, возникнет иное отношение к этой приверженности народных мастеров к узаконенным формам и конструкциям в деревянном зодчестве.

Деревянная архитектура выработала настолько совершенные приемы композиции и конструкции зданий, что долгое время они не требовали замены их новыми. Лишь удешевление пиленого леса (после появления в XVIII веке водяных, а затем и паровых лесопилок) позволило делать более дешевые стропильные конструкции верхов и увеличить количество резьбы на фасадах.

Задолго до того, как на Руси появилось кирпично-каменное строительство, деревянное зодчество уже выработало основные свои строительные устои. В то время, как древнерусские каменщики старались осмыслить и переработать в своем творчестве византийскую схему культового здания, принесенную на Русь с введением христианства, плотники с легкостью возвели в Новгороде тринадцатиглавую Софию. И в том, что каменное строительство на Руси с самого начала шло, можно сказать, семимильными шагами, поражая современников своей самобытностью, безусловно сказался колоссальный строительный опыт русских «древоделей».

Влияние деревянного зодчества на каменное особенно заметно на появившихся в XVI веке каменных шатровых храмах. Историки обоснованно связывают их появление с фактом подъема русского национального государства, образовавшегося в процессе борьбы с татаро-монгольским игом. Утверждение национального начала в архитектуре легло в основу небывалого взлета русского каменного зодчества, давшего миру такие памятники, как церковь Вознесения в Коломенском и Покровский собор что на Рву (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве.

Никольская церковь в дер. Панилово Архангельской обл. 1600 г. 

Коломенская церковь, о которой в летописи сказано: «Князь Великий Василий поставил церковь камену Вознесение… верх на древяно дело», прочно утвердила в каменной архитектуре шатер, форма которого дотоле была выработана в дереве. Насаждавшееся «сверху» и удачно развитое в каменном культовом зодчестве ка­ноническое пятиглавие старательно обходилось древоделами. А если основная схема плана и бывала соблюдена, то внешне деревянная церковь редко походила на своего каменного собрата.

Шатровое завершение настолько было привычно русским людям, что и в камне зодчие старались точнее воспроизвести любимую народом форму покрытия здания. А на севере России, в отдалении от центра, от Москвы народ продолжал строить «по старине», ибо шатер являлся воплощением народных представлений о красоте, сложившихся еще в дохристианскую эпоху.

Народный мастер всегда оставался верен традициям деревянного зодчества и стремился выявить в деревянной постройке ее конструктивную суть, исходящую из возможности сруба.

В строительстве каменных жилищ (как правило, богатых боярских и купеческих палат) также есть общие с деревянным зодчеством приемы композиции и планировки. Манера размещения палат вокруг сеней, наподобие того, как ставились избы «в две связи», наличие подклета и высоких крылец, ведущих во второй, жилой этаж, — черты, типичные для деревянного зодчества, в течение долгого времени процветавшие и в жилом каменном строительстве XVII века, а на окраинах России и в XVIII веке.

Само слово «подклет» утвердилось надолго в каменном строительстве Руси для обозначения нижнего этажа здания служебно-хозяйственного характера. Возникнув в деревянном зодчестве как хозяйственное помещение избы, подклет представлял собой нижнюю часть сруба-клети, которая кроме того предохраняла жилую часть дома от сырости и холода.

В крепостном строительстве также заметно влияние деревянных форм на каменные. Шатровое покрытие башен, граненые формы последних, вероятно, были отзвуками привычных представлений русского зодчего о крепостях, до середины XV века сооружавшихся исключительно из дерева. Постоянная опасность нападения со стороны внешнего врага создала такие условия для развития крепостей на Руси, что эволюция форм деревянных и каменных крепостей с XV века шла параллельно. Остатки деревянных крепостей XVII–XVIII веков, уцелевшие до наших дней, говорят о большом строительном искусстве зодчих-плотников.

Колокольня в с. Кулига (Дракованово) Архангельской обл. XVI-XVII в.

Памятники русского деревянного зодчества создавались выходцами из народа, преимущественно из крестьянской массы, где каждый жил своим трудом, владел оди­наково хорошо и сохой и топором. С очень давних времен плотники собирались в артели, которыми руководили наиболее талантливые и опытные мастера. В каждой артели наряду с мастерами были и ученики, что обеспечивало преемственность плотницкого дела. Большинство таких артелей переходило по стране с места на место, возводя разнообразные постройки по всей Руси. Именно такая плотницкая артель возвела в небывало короткий срок, немногим более чем за четыре месяца, стены вокруг Москвы в 1339 году.

Быстрота, с которой плотники могли возводить то или иное сооружение, была поистине сказочной. Недаром русские сказки наполнены событиями такого рода, как строительство дворца, или моста, или хором за одну ночь. А героем одной из сказок является волшебный топор! Поистине в руках русских древоделов любой топор мог стать волшебным, если в летописях встречаются упоминания об «обыденных» храмах (храмах, построенных в один день). Вероятно, на заготовку леса и обработку бревен уходил не один день, но непосредственно возведение постройки при достаточном количестве людей и при умелой организации было осуществимо в очень короткие сроки.

Артели, как правило, брались в основном за крупные сооружения; возведением небольших сельских построек занимались сами жители села или деревни, ибо каждому из них секреты плотницкого дела были переданы в наследство от отцов и дедов.

Каковы же были эти секреты? В чем суть строительного мастерства русских плотников? Прежде всего в вековом опыте строительства, которое велось преимущественно топором. В руках древоделов топор стал универсальным инструментом: топором рубили стены, делали украшения на домах и храмах, создавали уникальные безгвоздевые конструкции, прочность которых подчас удивляет и восхищает нас. Разумеется, нашим предкам известны были и долото и коловороты, но топор главенствовал над другими видами деревообделочных инструментов.

В процессе развития деревянного зодчества выработался тот своеобразный и устойчивый «плотницкий» язык, которым пользуются плотники и по сию пору. Бревенчатые венцы из срубов вязали из «дерев» не длиннее 7–10 метров, при диаметре от 25 до 50 см. Для настила полов, потолков, изготовления различных мелких деталей употреблялись брусья, доски, пластины, тес. Основа всякой деревянной конструкции — сруб связывался на углах врубками, чаще всего с выпусками концов бревен, «вобло». Это самый древний и самый любимый русскими плотниками прием, который можно наблюдать и в современных избах. Прием «в лапу» — когда концы бревен сте­сывались — встречается реже.

Петропавловская церковь в с. Пучуга Архангельской обл. 1698 г. 

Сам материал — бревно — предполагает прямоугольную форму сруба. В культовых и крепостных сооружениях плотники зачастую рубили восьмигранные или шестигранные срубы, что при той же длине значительно увеличивало площадь помещения.

Бревна обычно подбирались в соответствии с предполагаемым типом сооружения. Для построек большого общественного значения или для крепостных стен брались самые мощные, «закомелистые» бревна, более полуметра в диаметре. Так, московские укрепления 1339 года были сложены из бревен, достигавших в диаметре семидесяти сантиметров. Из таких же циклопических бревен рублены и некоторые сибирские избы. Изобилующая лесом Сибирь давала возможность строителям рубить лес на выбор.

Несомненно, первым срубом, который сделал человек, была жилая клеть, или, как впоследствии ее стали называть, поскольку она имела печь, — «истобка», изба. Клеть покрывалась обычно двухскатной крышей, в разных местностях имеющей разный подъем. Характерный «щипец» (фронтон) торцового фасада присущ всем жилым и хозяйственным постройкам, сооружавшимся на Руси из дерева. Эта форма крыш употреблялась и в культовом зодчестве.

Покрытия в церковном зодчестве были настолько разнообразны, и каждое по-своему так выразительно, что именно завершения храмов ставили последнюю точку в формировании того или иного типа церковного здания. В хоромном же строительстве они создавали небывалый по выразительности силуэт. «Восьмое чудо света» — Коломенский дворец восхищал всех, кто его видел (обветшалый дворец был разобран в XVIII веке по приказу Екатерины II), прежде всего разнообразием верхов. Шатры, бочки, кубоватые покрытия делали его силуэт затейливым и вместе с тем четким, как вологодское кружево.

Но, конечно, сложные кровли увенчивали лишь наиболее значительные сооружения, такие, как церкви, крепости, хоромы. Самым «типовым» покрытием было покрытие клетей, изб, которое отличалось простотой и нередко выполнялось без гвоздей. Древнейшей системой двухскатного покрытия была кровля на «самцах»-бревнах, как бы продолжающих торцовые стены сруба и образующих своеобразный бревенчатый фронтон. В самцы, размеры которых уменьшались соответственно снизу вверх, гори­зонтально врубались «слеги». На слеги укладывали тонкие бревна с оставленными на концах корневищами, которые на плотницком языке получили наименование «куриц». Курицы закреплялись на слегах врубками.

Домик Петра I, начало XVIII в. Перенесен из Архангельска в с. Коломенское 

Улица в с. Сеймосово Архангельской обл.

Загнутые концы куриц использовали для укладки на них водостока — бревна с желобом (на севере эта деталь именуется «потоком»). Конец потока нередко был украшен рубленым орнаментом. Поверх всего укладывали тес, нижние концы которого упирались в пазы потока, а верхние закреплялись на стыке «охлупнем» или «шоломом» — бревном, выдолбленным снизу. Иногда шолом прикреплялся к верхней «Князевой» слеге деревянными стержнями — «стамиками», «столбиками». Это придавало необычайную живописность облику крыши. Конец «шолома», завершающего фронтон избы, очень часто скульптурно обрабатывался. Головы животных и птиц украшали его. Особенно любимым мотивом для украшения охлупня была голова коня. Конь для русского человека так много значил в труде и рати! Поэтому сказочные «сивки-бурки» то и дело оживали в искусных руках «древоделей» и воздвигались на самом видном месте избы — на вершине фронтона, а строительный термин «конек крыши» до сих пор живет в архитектурном языке.

Но не один конек украшал избу; резьбою разного характера и типа украшались и «причелины», закрывающие собою концы слег, выходящие на фронтон. На стыке при- челин висела вертикально покрытая ажурной резьбой доска — «полотенце» или «ве­треница». Конец ее почти всегда украшало символическое изображение солнца. Даже тес, образующий кровлю, имел копьевидное окончание и назывался «красным» (т. е. красивым) тесом. Лемех, словно чешуею, покрывавший сложные покрытия с криволи­нейным профилем, также имел порезку на концах. Богато обрабатывались выпуски верхних бревен сруба, поддерживающих свесы крыш над фронтонами дома. В названии этих своеобразных кронштейнов — «помочи» или «повалы» — прямо указано их конструктивное назначение, которое они и выполняли, помогая держаться над фронтоном дома свесу крыши, который нередко достигал двух метров. И в то же время не было деталей в конструкции деревянного дома, особенно северного, которая давала бы столько возможности для выявления истинно скульптурного дарования русских плотников! Действительно — сколько домов в деревне или селе, столько новых форм обра­ботки кронштейнов.

Резьба украшала также наличники окон, ставни, столбы галерей и крылец, объединяя в одно художественное целое сруб и кровлю. Конструкцию избы и ее «самцовой» кровли можно всю «прочитать», рассматривая здание снаружи, удивляясь ее простоте, предельной логике и эстетическому совершенству.

Интерьер дома, его бревенчатые стены, широкие пластины пола и матицы (балки) потолка, лавки с резными подзорами, огромная русская печь, занимающая почти четверть всего помещения, позволяют ощутить ту же гармонию всех деталей срубной конструкции.

Ветряная мельница из дер. Щелково Вологодской обл. XIX в. Перенесена в Кирилло-Белозерский монастырь

Полы и потолки выстилались из толстых досок-пластин и закреплялись на балках-матицах, врубленных в стену. Полы подклета (нижнего этажа) «мостились по кладям», т. е. по помосту из брусьев, уложенному прямо на землю, а полы в хозяйственных постройках вымащивались из тонких бревен-кругляков («наката»). В культовых сооружениях полы и потолки устраивались так же, как и в жилых. Причем в зданиях с большими пролетами балка-матица подпиралась столбами. Дивный резной орнамент украшает эти столбы, которые не только не мешают восприятию интерьера, но обогащают его, помогая понять сущность дерева, его конструктивные и эстетические возможности.

Жилая деревянная архитектура в своем развитии испытывала влияние различных социально-экономических причин и природно-климатических условий. Поэтому в настоящее время исследователи деревянного русского жилья насчитывают множество типов построек. В основе их лежит конструктивная схема клети. Сама клеть, по мере надобности, могла быть расчленена на отдельные ячейки-комнаты продольной и попе­речной стенами. Затем, по мере того как крестьянская семья увеличивалась, к первона­чальной клети в соответствии с необходимостью прирубали другие. Таких прирубов могло быть и два, и три, и даже четыре. Эта сравнительно примитивная и, по утверж­дению историков, наиболее древняя форма деревянного дома называлась соответственно по числу прирубов — «двойней», «тройней» и т. д.

Богатые дворы имели целую систему клетей, соединенных сенями и переходами. Они назывались «хоромами». Расслоение крестьянства, выделившее из его среды наиболее зажиточную группу, повлекло за собой возникновение довольно сложных по планировке дворов-усадеб. Это обстоятельство и суровые природные условия способствовали возникновению, особенно в северных районах страны, крупных комплексов, состоящих из высоких изб с подклетями, объединенных в одно целое с хозяйственным двором. Хозяйственная часть усадеб бывала, особенно на севере, двухэтажной, причем внизу располагались хлева и конюшня, а верхнее помещение использовалось как сеновал или сарай, куда можно было въехать на телеге прямо с улицы по бревенчатому накату, «взвозу». Иногда на подклет ставилась лишь жилая часть усадьбы, а хозяйственные постройки были одноэтажными. В ряде случаев подклет использовался как жилье. Изба становилась как бы двухэтажной.

Невозможно в короткой статье привести все известные типы жилых деревянных построек — столько вариантов давало сочетание теплой избы с хозяйственными по­стройками, соединенными переходами, галереями, крыльцами.

Рубленый мост через р. Сию. Архангельская обл. 

Северные районы нашей Родины особенно богаты подобными сооружениями. Начиная разговор об особенностях зодчества Севера, необходимо подчеркнуть, что именно на образцах жилых построек всегда ярче заметны отличия строительного принципа той или иной области, того или иного края. Социальное положение крестьян, особенности экономического развития каждой области и климат прежде всего отражались на облике жилых сооружений.

В самом деле, почему северные избы в большинстве случаев солидного размера и почему старые формы конструкций в тех краях оказались наиболее устойчивыми? Архангельская область и Карелия в древние времена входили в состав новгородских владений, границы которых терялись где-то на берегах Оби и Енисея. Общеизвестно высокое развитие экономики и культуры Новгорода Великого. Новгородская феодальная республика успешно соперничала сначала с Киевским государством, а затем с Москвой, пока в 1478 году не была окончательно присоединена к Московскому государству.

Крестьяне, населявшие феодальные владения Новгородской земли, не знали такого чудовищного закабаления, как жители среднерусских областей, ни в период са­мостоятельности Новгорода, ни впоследствии. Северные земли были «государствен­ными», а крестьяне в своей массе «черносошными», т. е. платившими денежный оброк в казну за пользование землей. Кроме того, они несли определенные «тягловые» по­винности. Результатом всего этого явилось необычайное развитие ремесел и промыслов в северных районах России.

На путях колонизации Севера новгородцы, а затем и московские переселенцы строили «починки», «рядки», села, заселяли города. Крупнейшим портом на Севере до начала XVIII века был Архангельск. Почти вся внешняя торговля в XVI–XVII вв. осуществлялась у его причалов.

Завоевание части Балтийского побережья и основание Петербурга при Петре I снизило значение Архангельского порта. С этого времени жизнь северо-восточных районов несколько замирает. Зато западная окраина в районе Онежского озера получает новый толчок к усиленному развитию экономики, благодаря начавшейся при Петре I разработке полезных ископаемых и строительству металлургических заводов. Живая память об этом времени — город Петрозаводск, ныне столица Карелии. А в других шедеврах деревянного зодчества начала XVIII века — Преображенской церкви Кижского погоста и Успенском соборе в г. Кемь — как бы образно отражен стремительный взлет петровской России.

Церковь с. Нелазское-Борисоглебское Вологодской обл. 1964 г. 

Приверженность к старине на Севере была закреплена следующим обстоятельством. Во второй половине XVII века, во время церковного раскола, на Север потянулись староверческие семьи. Даже после подавления раскольничьих бунтов и несмотря на репрессии со стороны правительства, жители Поморья и Заонежья придерживались старинного уклада жизни, пользуясь удаленностью этих районов от столицы.

В данном издании отражены различные типы заонежских домов, наиболее характерные для данной местности. Дома эти ныне находятся в Кижском архитектурно-бытовом музее-заповеднике.

Дом Ошевнева (1876), прямоугольный в плане, представляет собой соединение жилой части — двухэтажной избы — с хозяйственной частью. Здание перекрыто не­симметричной крышей, что придает ему своеобразный контур, от которого этот тип постройки получил наименование «кошель». Другой пример того же типа (с курной избой) — дом Елизарова (1880) — дает ин­тересные варианты как внешнего оформления, так и интерьера. Обращает на себя внимание встроенная кровать в сенях и печь, топящаяся по-черному. Интересны старинная безгвоздевая конструкция крыши (на самцах), форма галерей-гульбищ, балконы, богато украшенные наличники окон, причелины, «полотенца», присущие и тому и другому дому.

Дом Сергеева из деревни Логморучей представляет иной тип заонежского жилья, так называемый дом «брусом». В нем изба, сенная связь, хлев, двор, сараи расположены друг за другом и перекрыты симметричной двухскатной крышей. Из других сооружений, помещенных в Кижском заповеднике, интересен амбар из дер. Коккойла, западный район Карелии. Амбары, эти сокровищницы крестьянского двора, обычно ставились в известном отдалении от жилья и на севере выглядели весьма величественно. Амбар двухэтажный, его причелины, полотенце, столбики, поддерживающие галерею, резные.

Крупные геометрические контуры резьбы, столь характерные для карельских построек северо-запада России, выделяют амбар из ряда других, экспонируемых в Кижском заповеднике, сооружений. Они заставляют вспомнить некоторые мотивы северорусских вышивок, представляющих собою стилизованное изображение человекоподобных языческих божеств. Два народа — карелы и русские — на протяжении сотен лет, живя бок о бок, создавая каждый свою культуру, немало позаимствовали друг у друга. Этот союз был столь долголетен и дружественен, что подчас, и особенно в архитектурном творчестве, нелегко установить национальную принадлежность мастера.

Погост Кижи. Карельская АССР. Заонежье. Общий вид с севера

Северный тип изб был довольно широко распространен и проникал даже в центральную часть России. Избы Ивановской, Костромской, Ярославской, Горьковской и других областей отличаются от северных изб меньшими размерами, они сооружаются без подклетов. Лишь небольшая часть населения побогаче позволяла себе строить двухэтажные дома. Наиболее распространены избы-пятистенки, т. е. срубы с капитальной стеной, делящей избу на две части. Хозяйственные постройки редко включались в общий объем с избой. Хлева, сараи, конюшни, кладовые располагались, как правило, отдельными клетями по периметру усадьбы. Крытые дворы встречались редко.

Если в северных районах России потомки древних новгородцев создавали сооружения по образу и подобию своего мужественного, сурового народа, то в сравнительно мягком климате среднерусских областей эти черты в архитектуре несколько смягчены. Облик среднерусской деревни более приветливый. Удобно расположенные вдоль улицы дома окружены садами. Если для северных поселений главным зеленым соседом является ель, то здесь — березы, липы, тополя с кружевной светло-зеленой кроной.

В средней России особенно большой вклад в историю деревянного народного зодчества внесло Поволжье. Дома Поволжья славились знаменитой «корабельной резью». Она покрывает собой фасады домов и ворота дворов Ярославской, Костромской, Ивановской и других областей, расположенных по берегам великой русской реки Волги. С давних времен бороздили ее воды струги, мокшаны, росшивы, барки и другие суда торговых людей и промышленников. Север и юг России посредством крупнейшей на Руси голубой дороги обменивались дарами природы и плодами труда своих людей. Корабельные плотники Поволжья снискали себе славу не только прочностью и легкостью хода судов, созданных их руками, но и богатством деревянной резьбы, украшавшей кормовую и носовую часть волжских кораблей. С начала XIX века, постепенно вытесняя северный скромный рубленый орнамент, «корабельная», или, как ее еще называют, «глухая» резьба стала украшением поволжских жилищ.

«Глухой» эту резьбу назвали, чтобы отличить ее от северной резьбы и от позднейшего способа украшения домов пропиловкой, где орнамент прорезает доску насквозь.

Мастера «корабельной рези» — чаще всего хозяева или старшины плотницкой артели — пользовались для выполнения резных украшений целым набором долог различного фасона и молотком-киянкой. Рисунок для рельефа делали непосредственно на доске, не пользуясь шаблонами. Наиболее талантливые мастера варьировали орнамент даже в пределах одной постройки.

Центр погоста Кижи. Вид с юго-востока. Слева направо: Покровская церковь 1764 г. колокольня 1874 г., Преображенская церковь 1714 г. 

Основная часть украшений была сосредоточена на щипце-фронтоне главного фасада дома и на воротах, выходящих на улицу. Расцвет глухой резьбы на фасаде деревянного дома многие исследователи связывают с появлением стропильной системы крыш, сменившей самцовую, более древнюю. Стропильная конструкция, более легкая и требующая меньшей затраты материалов, особенно привилась в среднерусских районах России. Первоначально фронтоны, образуемые стропилами, зашивались досками, повторяющими расположение бревен самцовой кровли, а переход от бревен сруба к дощатому фронтону закрывался «платком» или «лобовой доской», украшенной резным орнаментом. По мере развития этого вида перекрытий и несомненно под влиянием городской архитектуры рисунок фронтона приобретает вид, близкий к фронтонам русского классицизма. Но сельский плотник не копирует слепо классический фронтон. Творчески используя его детали, он включает в резьбу милые его сердцу орнаменты, отражающие русскую природу, сказочные образы, часто сплошь покрывая фронтон резьбой, вставляя туда изречения, дату постройки.

Глухая резьба не только в каждой области, но и в более узких границах дает невероятное количество вариантов орнаментации и композиционного расположения украшений жилья. Но все виды «корабельной рези» объединены одним общим моментом: любимые народом сказки, дары родной земли — цветы, злаки, плоды — нашли свое место в произведениях умельцев-резчиков. Сказочные птицы-сирины с женскими головами, добродушные львы, фантастические русалки-«фараонки», подсолнухи, хмель — все это близко народу.

Каменное зодчество — взгляд из глубины веков. Постройки, дошедшие до нас

Каменное зодчество – это историческое наследие, оставшееся нам с древних времен. Почитатели древней истории всегда с удовольствием обращаются к этой страничке архитектуры. Каменное зодчество – это историческое наследие, оставшееся нам с древних времен. Почитатели древней истории всегда с удовольствием обращаются к этой страничке архитектуры. Во многих точках нашей планеты мы можем увидеть каменные монументальные строения, возведенные много веков назад. Наша страна – не исключение. Кремли, крепостные стены, соборы разбросаны по всем российским уголкам. И многое в нашем древнем каменном зодчестве позаимствовано из мирового опыта и перекликается с традициями строительства в иных странах.
В Китае еще в 4 — 3 веках до нашей эры началось строительство Великой китайской стены, которое длилось около двух тысячелетий. Глинобитная конструкция из кирпича и камня длиной в 4 000 километров должна была стать защитой северных границ государства от набегов кочевников. Колоссальное сооружение, воздвигнутое ценой человеческих страданий и являющееся сегодня памятником архитектуры, достигает восьми – девяти метров в высоту и пяти метров в ширину (основание еще шире). Верх стены оформлен парапетом с зубцами, а через каждые 150 м установлено 60 000 массивных башен.

Это — величественнейший памятник древней архитектуры.

Еще одним замечательным историческим, но уже Индонезийским, объектом древнего каменного зодчества является Прамбанан, выстроенный в начале 10 столетия. Это целый ансамбль храмов раннего периода средневековья в самом центре острова Ява. Здесь располагаются колоссальные сооружения, заметные издалека, называемые «Храм Прамбанан» либо «Лара Джонгранг» («Стройная дева»), в честь статуи богини Дурги, помещенной в основном храмовом святилище. До наших времен дошли чанди Сари, Севу, Каласан и Плаосан. Но и сегодня археологические раскопки в округе Прамбанана иногда дарят нам развалины еще одной чанди.

Развалины столицы средневекового государства кхмеров Ангкора (на кхмерском — «город») продолжают восхищать миллионы людей. Древние разрушающиеся храмы из камня потерялись на многие века в глубоких зарослях джунглей. И только в 1850 году миссионер из Франции Шарль Эмиль Буйво случайно натолкнулся на развалины старинного Ангкора. Башни храмового комплекса Ангкор-Вата, построенного в честь индуистского бога Вишну, выполненные в виде бутонов лотоса, великолепно сохранились и возвышаются над джунглями. В большинстве своем каменные блоки в кладке строений Ангкора имеют разные размеры и формы, но подгонялись они с высочайшей точностью. Каждому блоку – свое предназначенное место.

Крупные блоки связывались с помощью анкеров, штифтов и скоб механическим способом. И для связи применялись, по-видимому, смеси с органическими веществами, которые со временем были вымыты дождями. Поэтому стали появляться щели и трещины, но еще и по причине использования неоднородных и разной толщины материалов. При возведении перекрытий создавалась очень большая нагрузка на опоры, что тоже повлекло за собой разрушения. Каменные строения Ангкора, укрытые мхом и лишайником, архитектура которых изменялась от индуизма к буддизму, сегодня находятся, к сожалению, под угрозой полного исчезновения, как и многие каменные статуэтки, скульптуры и изваяния.
На Руси в XI-XIII веках, чтобы остановить нашествие ворогов, также начали возводиться каменные твердыни фортификационных сооружений: отдельные башни, крепостные стены и прясла (пространство между башнями). Развалины одного из таких укреплений имеются в городе Серпухов Московской области. Когда-то это был уникальный белокаменный кремль на Соборной горе, созданный из редкого, по тем временам, и достаточно дорогого материала — белого камня. В середине XVI века это был ключевой объект обороны Великого московского княжества и всей Руси от массовых крымских набегов. Неприступность кремля обеспечивали пять крупных башен и три полу-башни. Крепость воистину была незыблемой, но со временем утратила свою оборонительную актуальность, а крепостные стены и башни стали разрушаться. В тридцатые годы XX века кремлевские стены разобрали для строительства московского метрополитена. И сегодня можно обозревать лишь небольшой фрагмент этих белокаменных стен крепости. Остатки кремлевской стены в Серпухове — самая древняя его достопримечательность.
Все эти исторические памятники каменного зодчества являются потрясающими иллюстрациями к многовековому прошлому народов мира, воплощенными в камне и архитектурных формах.

Каменная архитектура на Руси

КАМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА НА РУСИ - большое каменное строительство началось на Руси, как и на большей части территории Европы, в Х в. В архитектуре первых каменных храмов сказывалось влияние Византии, но с самого начала ярко проявились самобытные черты рус. зодчества. Так, в основе киевской Софии лежит византийский пятинефный принцип, но в то же время храм отличался своеобразием: имел 13 куполов над сводами. Эта многоглавость не встречается в византийских храмах, но зато очень типична для рус. деревянного зодчества. Рус. храмы органически вписываются в окружающий ландшафт- это характерная черта рус. каменного зодчества с самого начала его возникновения. Мае-, тера умело выбирали места для храмов по берегам рек, озер, на возвышениях, чтобы они были как бы маяками для путников. В широкий равнинный пейзаж, пересекаемый мягкими очертаниями холмов, рус. церкви вписывались как необходимый завершающий вертикальный акцент среди волнистых линий. Церкви не были ни слишком высокими, ни угловато-остроконечными, им свойственна компактная пластичность, округленность форм. Они не противоречат пейзажу (хотя и господствуют над ним), а объединяются с ним в единое целое.

В XII в. утвердился тип крестово-купольного храма: 6-или 4-столпный, одноглавый, со шлемовидной главой на высоком барабане и выступающими полуцилиндрическими апсидами (чаще всего тремя) с восточной стороны. Стены расчленены лопатками (пилястрами) на 3 или 4 части-соответственно разделению внутреннего пространства. Каждое деление стены завершается полукружиями коробового свода — закомарами. Закругленные апсиды, волнистая линия закомар, круглый барабан и мягко завершающий его купол исключают всякую угловатость: храм выглядит почти скульптурно. Рано складываются на Руси определенные архитектурные школы: киевская, новгородская, псковская, владимирская и др. Особенностью, напр., псковской и новгородской архитектуры было то, что здесь строили крупные здания не из кирпича, а из естественного камня. Во Владимире же широко применялся белый тесаный .известняк. Редчайшим памятником владимирской архитектуры XII в. являются Золотые ворота Владимира, сохранившиеся до наших дней. К воротам примыкали с обеих сторон высокие земляные валы, остатки которых также сохранились. Стройность силуэта, изящество плавно изогнутых линий, строгость внешнего вида в контрасте с пышным убранством интерьера — все это характерные особенности архитектурного стиля рус. зодчества X-XII вв.

В конце XII в. начинается новый этап развития рус. архитектуры, прерванный татаро-монгольским вторжением. В этот период большее внимание уделяется внешней стороне зданий. Если в предшествующее время даже такие значимые храмы, как новгородская София, были выложены простым необработанным камнем без каких-либо особых украшений, то теперь почти повсеместно основное внимание уделяется наружным формам — экстерьеру. В этом особенность нового архитектурного направления. Для него также характерны стройная пирамидальность силуэта здания и чрезвычайно богатая декоративная Разработка фасадов. Динамическая вертикальная устремленность композиции, прида-вавшая архитектурному образу рус. церкви характер храма-монумента, проявлялась во всех рус. архитектурных школах того времени и свидетельствовала о переосмыслении византийской системы. Дальнейшему его развитию помешало нашествие. На большей части страны каменное строительство надолго прекращается. Ценнейшие памятники архитектуры разрушаются. Однако древние традиции К. а. н. Р. сохраняются и в это время.

С превращением Москвы в столицу государства особенно оживленное строительство идет в Московском Кремле. В 1475- 1479 г. возводится Успенский собор — здание, близкое по стилю владимирской архитектуре, с характерными для нее узкими щелевидными окнами, куполамишлемами, строгими белокаменными стенами с аркатурным поясом. В 1484-1490 г. неподалеку от Успенского собора строится Благовещенский собор, а в 1505-1509 г.- Архангельский. Удивителен архитектурный памятник этого времени Грановитая палата — квадратное одностолпное в плане строение с замечательной фресковой живописью. В 1485 г, начинается сооружение стен но-вого Кремля. В центре Кремля высится Иван Великий-церковь-столп со звонницей на-верху.

Нового расцвета достигает рус. архитектура в XVI в. Именно в это время создаются такие выдающиеся памятники, как храм Вознесения в с. Коломенском (1532), Покровский собор на Красной площади, Смоленская крепость. Зарайский кремль и др. Строительство их велось довольно быстро. Напр., Зарайский кремль, и сейчас поражающий своей мощью, был построен всего за 3 года. В 1528 г. началось строительство крепости, а уже в 1531 г, был сооружен не только Кремль, но и окружавшие его мощные валы и рвы.

это искусство строить :: SYL.ru

Проектирование и возведение зданий – это неотъемлемая часть не только быта, но и культурного наследия народов мира. Памятники древнего зодчества могут рассказать об особенностях развития цивилизаций, их культуре и жизни.

Что такое зодчество? Определение, термин

Термин «зодчество» является синонимом архитектуры. Древнерусское слово «зодчество» произошло от слова «зьдъчии» – строитель. Искусство создавать сооружения, которые отвечают как практическим, так и эстетическим требованиям, и есть значение слова «зодчество».

С древнейших времен и на протяжении всего своего существования и развития люди строили сооружения для различного применения. В одних сооружениях они жили, в других – молились, в третьих – хранили запасы.

Постепенно к возводимым зданиям предъявлялись новые требования. Здания должны были не только обеспечивать свою функциональную задачу, но и гармонично вписываться в окружающую среду, отвечать эстетическим взглядам той или иной эпохи. Таким образом развивалось искусство зодчества, дополняясь новыми элементами и совершенствуясь. Для каждой эпохи характерны те или иные особенности и стили.

Деревянное зодчество

Деревянное зодчество – это понятие, широко известное на территории России. Это направление искусства возведения зданий является неотъемлемой частью исторического и культурного наследия Руси. На сегодняшний день в России сохранилось несколько музеев-заповедников под открытым небом, которые позволяют современному человеку воочию увидеть, что такое зодчество Древней Руси.

такое зодчество определение термин

Длительный отрезок времени дерево было основным строительным материалом. И русские зодчие достигли совершенства в создании деревянных конструкций. Существовала особая технология выбора деревьев для строительства, их подготовки и обработки. Многие памятники архитектуры и сохранились до наших времен благодаря этим знаниям.

Главным орудием зодчего был топор, о чем и говорит название основного элемента строительства на Руси – сруба. В деревянном зодчестве не приветствовалось использование гвоздей, считалось, что от гвоздя дерево начинает гнить. Поэтому при необходимости в качестве соединительных элементов применяли костыли из дерева и смолу.

От дерева к камню

С развитием промышленности в мировой истории на смену дерева как основного строительного материала пришел камень. Каменное зодчество – это новый виток в развитии строительства. В Киевской Руси свое развитие он получил в десятом веке. На развитие каменного зодчества на Руси огромное влияние оказала архитектура Византии.

что такое зодчество

Изначально из камня строились только храмы, так было до шестнадцатого века. Позже к строительству каменных зданий стали привлекать зодчих из других государств, где каменное зодчество было освоено в большей степени. Постепенно каменные постройки пришли на смену деревянным, как более прочные и долговечные.

Значение в мировой культуре

В истории становления каждого государства зодчество – это важнейшая составляющая культуры общества. Архитектурные шедевры до настоящего времени помогают больше узнать об особенностях развития цивилизаций в разные периоды времени. Античные храмы Древней Греции, пирамиды Египта, римский Колизей, Великая Китайская стена могут поведать об образе жизни, философии и знаниях своих современников.

значение слова зодчество

По мере развития торговли, промышленности и взаимодействия между государствами направления зодчества переплетались между собой, совершенствуясь и приобретая новые формы и стили. Архитектурные направления древних времен сменили готика и романизм, далее настала эпоха Возрождения (пятнадцатый–шестнадцатый века). Позднее в Европе получили популярность стили барокко и классицизм. В восемнадцатом веке мировое зодчество – это преобладание стиля рококо. Эпоха капитализма характеризуется разнонаправленностью архитектурных стилей, таких как эклектика, модерн, конструктивизм.

Зодчество в современном мире

Что такое зодчество в современном мире? Прежде всего это использование современных технологий проектирования и строения, применение высокотехнологичных материалов, внедрение инноваций. Современное зодчество – это изобилие возможностей и средств для реализации художественных идей архитектора.

зодчество это

Здания, возводимые сегодня, – это гармония красоты, комфорта и функциональности. Современные технологии позволяют использовать и применять различные материалы и формы конструкций. Архитектурные шедевры современного мира отражают традиции, ценности и стремления общества, в котором они создаются.

Украденное каменное зодчество Руси — Альтернативный взгляд Salik.biz

Мы смеёмся над стереотипами, прочно обосновавшимися в сознании иностранцах о России и о русских. И даже не осознаём того факта, что сами находимся в плену подобных штампов о самих себе. Например, какая картинка рисуется в вашем сознании, среднестатистического жителя современной России, при упоминании словосочетаний «Владимирская Русь», или «древняя Русь»? Не погрешу против истины, если скажу, что в большинстве своём, мы представляем Русь такой:

— Salik.biz

Миф о сплошь деревянной Руси настолько укоренился в нашем сознании, что даже реконструируя старинные здания и сооружения, реставраторы зачастую намеренно добавляют русского колорита там, где им и не пахло. Все прекрасно знают, что Изборск был изначально построен полностью из камня. Там и по сей день даже сараи и курятники сложены из известняка.

Предлагаю взглянуть на заглавную фотографию. Это здание интересно со всех сторон. Сразу же бросается в глаза, что деревянная у него только надстройка, а «цокольный» этаж сложен из кирпича. При чём он явно занесён грунтом. Не врос в землю, а занесён песком и глиной. Это уже понятно практически всем. Цокольные этажи не строят из кирпича, в силу неустойчивости обожженной глины к воздействию влаги.


Именно потому вокруг здания выкопан ров, чтобы грунтовые воды не разрушили кирпичное основание, оставшееся от прежней постройки. Надстройка из древесины сделана гораздо позже, при ликвидации последствий наводнения. Примечательно, что на кровле имеются «урны», точнее вазы, которые в прошлом использовались как светильники. Вероятно, реставраторы здания восстановили их, чтобы придать зданию первоначальный внешний вид. А по назначению вазы уже, конечно не использовались.

Для полноты картины, вот ещё один архитектурный памятник Новосибирска:

Пожалуйста, вот целиком каменное здание, не пострадавшее от потопа. И такая картина наблюдается на всей территории Российской империи в девятнадцатом веке. Но это практически вчера, а ранее, может быть Русь всё-таки была деревянной? Мой ответ – да. Она на самом деле в большинстве своём была деревянной, ровно на столько же насколько была деревянной и Европа, да и остальные земли. Однако свидетельств существования развитого каменного зодчества на Территории Великой Тартарии величайшее множество. Не меньше, чем в других странах, а может быть, даже больше.

Рекламное видео:

Только до наших дней в целости их почти не сохранилось, но причиной тому, скорее всего, явились более разрушительные последствия стихии для  России, нежели  для той же Италии с её «Вечным городом». И последние данные археологии дают веские основания утверждать, что это не просто версия. Одна из самых ярких находок – цоколь одного из храмов двенадцатого века на территории Боголюбского монастыря во Владимирской области.

Храм Рождества Богородицы и остатки палат Андрея Боголюбского.Храм Рождества Богородицы и остатки палат Андрея Боголюбского.

Вероятно, изначально храм был на четверть выше, чем сегодня. Потому, что нижний его этаж оказался полностью погребён под заносами, которые археологи называют «культурным слоем». Даже если это цокольный этаж, то кто возьмётся объяснить, зачем было изготавливать его детали в таком виде:

Храм Рождества Богородицы и остатки палат Андрея Боголюбского.

Храм Рождества Богородицы и остатки палат Андрея Боголюбского.

Ведь не требуется быть профессиональным строителем для того, чтобы понять, что те элементы, которые находились под землёй на порядок выше по качеству исполнения. Т.е., следуя логике ортодоксальных историков, то, что в земле должно быть изящным, красивым, исполненным на высочайшем технологическом уровне, а то, что на поверхности «и так сойдёт». А ведь мы наблюдаем именно это. То, что было построено поверх засыпанного этажа, превращённого стихией в «цокольный этаж», выглядит как жалкая «халтура».

Но вместо этого наши отечественные историки заявили… Вы не поверите… Они сказали, что они «…обнаружили остатки храма, выстроенного в XII веке предположительно итальянскими мастерами». 

Ну а как же ещё! Конечно, итальянцы для русских храмы строили. А ничего, что страна Италия появилась только в 1861 году, когда в Лондоне уже метро открыли? Ведь до того, на месте Италии существовали разрозненные княжества! Нашим учёным никак не преодолеть стереотип о деревянной Руси, и как только попадается что-то не соответствующее, заложенному со школьной скамьи клише, они впадают в ступор, и начинают искать объяснения согласно, зазубренной методичке. Раз не похоже на русское, значит оно скандинавское. Не соответствует скандинавскому, тогда итальянское. Ну а то? Кремль то московский, фрязины строили…

А ведь все прекрасно знают, что Москва была всегда во все времена белокаменной. Углич, Ростов, Ярославль, Нижний Новгород, Владимир, Кострома, и все города Московии так же были построены из белого камня, который сегодня почти не сохранился. Его находят при раскопках, и учёные ломают голову, где же этот камень русичи добывали.  Версия об искусственном происхождении камня не стоит даже в повестке, а между тем, всё говорит о том, что камень этот вовсе не камень, а бетон, среди компонентов которого, главным является известь. Благодаря ей то и получались блоки белого цвета.

И. Вейс. Москва 1852г.И. Вейс. Москва 1852г.


А наши современные представления о каменных городах Европы сложились в результате воздействия на сознание современными кинофильмами про мушкетёров. На самом деле, большой разницы между европейскими городами русскими не было.

В общем правда такова, что не было разницы между Римом и Киевом. И там и там одинаково были как каменные строения, так и деревянные. Правда в Киеве лавра была каменная, но это ж лавра… Ага… А как быть с «Золотыми воротами»?


Золотые ворота. Киев. Памятник русского оборонительного зодчества.Золотые ворота. Киев. Памятник русского оборонительного зодчества.

Смешно? А я поперхнулся от этой формулировки. Обратите внимание на пристройку. На мой взгляд, это апофеоз безграмотности! Реконструкторы строят кирпичную постройку времён Ярослава Мудрого, и так крепко у них в головах засело, что всё в то время могло быть только деревянным, что не могли они не пристроить «флигель» из брёвен. Зачем?!

Зачем, я спрашиваю, было это делать?! А что за башня по центру в виде церковного нефа? Кому пришло в голову «воткнуть» в оборонительное сооружение это здание? Да и кто, вообще сказал, что оно оборонительное? Что нашим историкам известно о нём? Да ровным счётом ничего! Вот как выглядело это «оборонительное» сооружение в 1861 г.

Золотые ворота. Киев. Памятник русского оборонительного зодчества.

И-и-и…? Это какую же фантазию нужно иметь, чтоб из этих «трёх камней» дореконструироваться до того, что сейчас стоит в Киеве, и называется «памятником оборонительного зодчества»? А почему не предположить, что это был собор?  Или термы — бани?

Золотые ворота. Киев. Памятник русского оборонительного зодчества.

Толика правды, всё же есть. Это действительно могли быть ворота, но… Ворота куда? Перед нами маленький уцелевший фрагмент какого то исполинского сооружения. Да. Это действительно ворота. Но ворота для нас. А если дорисовать в воображении недостающее здание, в котором была когда то такая вот дверь, то получится картинка в стиле творений Д.Б. Пиранези. Куда вели эти ворота, мы уже никогда не узнаем. Но идея «наградить», уцелевший проём, полностью отсутствующего здания, званием оборонительного сооружения, это уж слишком, даже для первокурсника архитектурного факультета. Хотя бы «обозвали» это «триумфальной аркой», и не возникло бы ни у кого сомнений ещё очень долго.

А в нашем случае, можно с уверенностью утверждать о том, что ещё в середине девятнадцатого века в Киеве существовали следы не нашей, допотопной цивилизации. Той, которую изображал на своих «картинах» житель «исчезнувшего славянского города»:

Джованни Баттиста Пиранези.Джованни Баттиста Пиранези.

Почему то его считают живописцем фантастом, изображающим фантастические руины. Но… При этом же никто не отрицает, что он документировал раскопки римских руин! Получается, что где удобно — архитектор, а где неудобно — художник — катастрофист. А правда в том, что он ничего не фантазировал. Он выполнял роль фотоаппарата. Да, фото ещё не изобрели, а при раскопках требовалось всё тщательно документировать, чтоб потом воссоздать то, что было возможно с учётом уровня технологий 18 века. Никакой он не гений фантастической живописи. Он художник, который с фотографической точностью документировал реконструкцию допотопных сооружений. И те здания, которые восстановить не удалось, как раз и считаются фантастикой. А вот чем в действительности занимался Пиранези:

Джованни Баттиста Пиранези.

То-то!!! Пиранези создал десятки томов чертежей и эскизов, и в подавляющем большинстве это вот такие, сугубо технические, документы. Они неизвестны широкой публике. Публика в восторге только от руинистической живописи:

Учёные назвали это "Термами Тита".Учёные назвали это "Термами Тита".

Очень напоминает Золотые ворота в Киеве, верно? Я имею в виду по стилю, и по одинаковой степени разрушения. Там из трёх камней родились «ворота-крепость» (ничего тупее не могли придумать, как объединить несовместимое — ворота, и крепость), а в Риме три камня получили название «термы». А почему не «тюрьма», собственно? Ведь Пиранези не был итальянцем, он был венецианцем. А Венеция, это город Венета, который по легенде поглотило море. Да, поглотило частично. Пришлось не на лошадях, а на лодках по улицам ездить. А венеты, это русское племя, и говорили они скорее всего на языке, который был бы нам сейчас понятен без переводчика. И раз Пиранези назвал это «ТеРМы», значит имел в виду что-то иное, не бани вовсе. «Термы» могли родиться в результате перевода на латинский от слова «ТеРеМ» (башня).

Латинский то язык был придуман именно для того, чтоб разные племена могли понимать друг друга, а главное, трактовать письменные документы однозначно, без искажения смысла, и без помощи переводчиков. На латыни не говорили. Это сугубо письменный язык, и именно благодаря ему, этому мёртвому языку, Иван Васильевич Огнев мог превратился в Джованни Баттиста Пиранези. Так же, как Николай, Матвей и Марк, в современных источниках превратились в Никколо, Маттео и Марко Поло.

Автор: kadykchanskiy

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *