Стр 63 учебник Окружающий мир 2 класс 2 часть Плешаков, ответы
Ответы — страница 63 Мы зрители и пассажирыЗадание 1. Зачем нужна культура поведения в общественных местах?
В общественных местах культура поведения нужна для того, чтобы все люди чувствовали себя в безопасности, чтобы всем было комфортно.
Задание 2. Как надо вести себя в театре?
- Не берите с собой в театр животных.
- Устраивайтесь поудобнее и не упирайтесь ногами в спинку стоящего впереди кресла.
- Во время спектакля не ешьте пироги, мороженое, шоколад, конфеты.
- Сидите тихо и спокойно.
- Не разговаривайте по телефону, отключите их перед театром.
Задание 3. Какие правила поведения нужно соблюдать в общественном транспорте?
- Надо помогать войти в общественный транспорт пожилым людям и пассажирам с маленькими детьми.
- Нельзя препятствовать закрытию дверей в транспорте и расталкивать пассажиров.
- Всегда надо оплачивать проезд или предъявлять проездной.
- В метро на эскалаторе надо придерживать тележки и другие крупные предметы.
- Нельзя опираться на движущуюся ленту поручня, ставить на неё сумки.
- Нельзя сидеть на ступеньках эскалатора или бежать по нему.
- Стоят на эскалаторе справа, идут по нему слева.
- В ожидании пригородной электрички нельзя пересекать жёлтую линию у края платформы.
- Использованные билеты надо выбрасывать в урну.
Сохранить ответ в социальных сетях
Присоединяйтесь к нам
Изображения обложек учебников приведены на страницах данного сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации)
Разработка классного часа:»Как вести себя в общественном транспорте?»
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА г.ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №105 г.ДОНЕЦКА»
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Разработка классного часа на тему:
Как вести
себя
в
общественном транспорте
Подготовила:
Классный руководитель 9 класса
Ефременко Я.А.
Донецк-2017
Разработка классного часа на тему:
Как вести себя в общественном транспорте
Дата: 04.09.2017г.
Тип урока: лекторий
Цель: обобщить знания учащихся о правилах поведения в общественном транспорте.
Задачи:
— рассмотреть ситуации в транспорте;
— исправить ошибки неправильного поведения.
Ход урока
Учитель. Без транспорта жизнь современного человека представить невозможно. Вы каждый день пользуетесь каким-то средством передвижения, сталкиваясь с различными людьми. Поездка в транспорте — это всего лишь дорога из одного места в другое. Чтобы без происшествий пройти этот этап дня, нужно соблюдать определенные правила. Знаете ли вы, как нужно вести себя в общественном транспорте?
(Уч-ся отвечают)
Учитель. Давайте разберем основные ситуации в транспорте и определим правила поведения.
НА ОСТАНОВКЕ
Учитель. Первая и главная задача всех пассажиров — это стать этими самыми пассажирами. Представьте себе такую ситуацию: зима. Вы стоите на остановке целый час, ждете транспорт, а когда он подъезжает, кто-то забегает вперед вас и занимает последнее свободное место. Двери закрываются, и транспорт уезжает, а вы остаетесь на холоде. Наверняка, вы не раз были свидетелем подобной ситуации. Как поступить в такой ситуации? Конечно, уже ничего не поделаешь, раз двери закрылись и транспорт уехал. Но, чтобы таких ситуаций не было, многие люди уже устраивают очереди на остановках. Это неписаное правило, благодаря которому люди нашли оптимальное решение проблемы. Если вы пришли раньше, то и уехать должны раньше. Соблюдать очередность очень важно. Если кто-то лезет вперед, то вы его вправе остановить и сказать, что здесь соблюдают очередь. Все зависит только от добросовестности людей, которые стоят на остановке. Если все будут честны, то не будет лишней давки и можно будет спокойно дождаться своей очереди и не бояться, что кто-то вас опередит.
Существуют также правила, которые необходимо соблюдать при посадке в транспорт. Чтобы избежать толкотни при входе в троллейбус или автобус, лучше всего пользоваться второй и третьей дверьми, а вот при выходе — первой. Как вы считаете — почему? (Уч-ся отвечают)
Учитель. Кстати, входить в первую дверь могут только инвалиды, пассажиры с детьми и беременные женщины. Обычно в транспорте открывают все двери, поэтому лучше входить в задние и проходить через салон вперед, а выходить через передние, тем более, если в салоне отсутствует кондуктор и проезд оплачивается прямо водителю. Если вы будете входить через переднюю дверь, то столкнетесь с теми, кто уже выходит из транспорта. Такая давка создаст неудобства, как вам, так и другим пассажирам. Поэтому лучше через первую дверь не заходить. К тому же водители обычно ждут, пока поднимутся на задних площадках, так что попасть в транспорт вы сможете в любом случае.
ПОЕЗДКА НАЧИНАЕТСЯ
Учитель. Каждый из вас хотя бы раз ехал в переполненном транспорте. В нем случается разное. Обычным явлением можно считать конфликты из-за мелочей, которые переходят в скандалы. И все это из-за того, что люди нетерпеливы к другим. Бывают и такие пассажиры, которые из-за своего плохого настроения испортят дорогу всем остальным: наступят на ноги, растолкают большими сумками, накричат, потому что им место не уступили, заставят встать, а в конце еще и за проезд не заплатят — в общем полный набор. К сожалению, такие пассажиры сегодня встречаются довольно-таки часто. Чтобы избежать ненужных скандалов, нужно проявлять чуть больше терпимости. Вы понимаете, что, пренебрегая некоторыми правилами, просто невозможно доехать в хорошем расположении духа до вашей остановки. Вы все с ними знакомы. Но существуют и такие правила, о которых вы пока не слышали, но обязательно должны выучить их.
О ДВИЖЕНИИ В ТРАНСПОРТЕ
Учитель. Даже в самом переполненном автобусе постоянно происходит движение: одни заходят, другие выходят. Если кто-то из пассажиров движется к передней двери, чтобы выйти, обязательно пропустите его вперед или поменяйтесь местами. Так и вам будет легче, и тому пассажиру тоже. Если вам самим нужно продвинуться к выходу, попросите впередистоящего поменяться с вами местами. Существуют такие остановки, на которых постоянно выходит много пассажиров. Например, остановка в центре города. Если вам выходить на одной из них, а у двери стоит много людей, то спросите у впередистоящего, не выходит ли он на этой остановке. Если нет, то поменяйтесь местами. А если выходит, то просто следуйте за этим человеком — так вам будет намного удобнее. Расталкивать других пассажиров никогда не нужно. Ведь, если есть возможность вежливо спросить, почему бы так и не сделать?
ЭТИ НУЖНЫЕ ПОРУЧНИ
Учитель. При поездке в общественном транспорте иногда бывает очень сложно удержаться отпадения. Конечно, эта ситуация была продумана еще создателями автобусов и троллейбусов. Скорее всего, каждый из вас видел надпись в автобусе: «Во избежание падения держитесь за поручни». Соблюдение этого правило необходимо для общего удобства всех пассажиров, которые едут в транспорте стоя. Поручни делятся на горизонтальные, расположенные по всему салону, и вертикальные, которые находятся у дверей. Кроме того, почти на спинке каждого сидения есть ручки, за которые можно держаться. Пассажирам, которым позволяет рост, лучше всего держаться за верхние поручни, а тем, что пониже, за ручки сидений. Место у двери — не самое хорошее для долгой поездки: постоянно кто-то заходит-выходит. Поэтому, если вам предстоит долгий путь, лучше пройти в глубь салона и не мешать другим людям. Конечно, держаться или не держаться, это ваш выбор, но, чтобы обезопасить себя отпадения, лучше всего использовать их. Представьте, что вы уверены, что крепко стоите на ногах, но тут автобус резко останавливается, и вы теряете равновесие. Случайно вы падаете на бабушку, у которой в руках пакет с яйцами, и, естественно, они разбиваются. Вы понимаете, что стали виновником в этой ситуации, а ведь можно было бы этого избежать, если бы вы только держались за поручни.
О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ
Учитель. Как только вы заходите в транспорт, то первое, что вы ищете, — это свободное место. И это правильно. Но как часто мы заходим в уже переполненный транспорт. В этом случае нужно найти место поближе к окну, чтобы не загораживать проход. Вам и самим будет удобно стоять с краю, поскольку проходящие к выходу пассажиры не будут вас задевать. Если рядом с вами освободилось место, то вы вправе его занять. Но, если вы видите около себя человека, которому нужно уступить его, то лучше сделайте это. Как вы считаете, кому нужно уступать место в переполненном транспорте? (Уч-ся отвечают)
Учитель. Места нужно уступать беременным женщинам, пассажирам с детьми, инвалидам. Это пассажиры особой категории. Кстати, первые пять мест в салоне предназначены именно для них, поэтому старайся их не занимать. Если вы видите, что человек плохо себя чувствует, то предложите ему сесть. Но иногда бывает и полезно самим занять освободившееся место. Если никто из пассажиров не собирается садиться, то сделайте это сами. Так вы освободите дорогу для прохода другим пассажирам.
ЦЕНА БИЛЕТА
Учитель. Вы знаете, что в большинстве видов общественного транспорта есть кондуктор. Именно этому человеку вы платите деньги за проезд, а взамен он предоставляет вам билет. Кроме билета существуют еще и проездные, которые вы можете купить в кассе на любой остановке. Преимущество такого проездного билета в том, что он рассчитан на множество поездок в течение одного месяца. Если вам приходится часто пользоваться транспортом, то этот вариант самый оптимальный для вас. Если же поездка на общественном транспорте для вас редкость, то платите за проезд во время поездки. Как вы считаете, почему нужно обязательно оплачивать проезд?
Учитель. Вы должны помнить, что общественный транспорт существует за счет тех денег, которые вы платите за проезд. Если все пассажиры будут добросовестно оплачивать проезд, то они могут быть уверены в том, что транспорт будет исправно ходить. Ведь оплата бензина и ремонта осуществляется как раз из тех денег, которые получает транспортное бюро от пассажиров. Поэтому будьте добросовестны, и оплачивайте проезд своевременно.
Иногда в транспорте можно наблюдать, как некоторые школьники бегают от кондуктора по всему салону. И только из-за того, что они не хотят платить за проезд. Хотелось бы верить, что никто из вас не попадался без билета. Ведь за безбилетный проезд полагается штраф, который в несколько раз превышает стоимость билета. Это еще один повод оплатить проезд. А как быть, если денег на билет нет? Лучшим решением является прогулка пешком. Только так вы сможете избежать скандала в транспорте и не испортите сами себе настроение. Вы должны помнить, что покупка билета — это проявление вежливости с вашей стороны и обычный долг каждого пассажира.
О ТОМ, ЧТО МОЖНО И ЧТО НЕЛЬЗЯ
Учитель. Как мы уже говорили, транспорт — это место общественное, поэтому нужно учитывать не только свои интересы, но и других людей. Поговорим о ваших вредных привычках. Например, многие из вас любят грызть семечки. По правилам этикета делать это, также, как и есть мороженое и другие продукты, не рекомендуется. Как вы думаете, почему?
(Уч-ся отвечают)
Учитель. При резкой остановке вы можете испачкать других пассажиров или нарушить чистоту салона, и тут уж очередного конфуза не избежать. Если все-таки желание погрызть семечки вас не покидает ни на секунду, то имейте в запасе еще один кулек, куда вы будете складывать шелуху. Но при этом будьте готовы к тому, что вам могут сделать замечание. И оно будет справедливым. Лучше дождаться своей остановки и уже на улице снова грызть свои любимые семечки.
Подобное замечание могут сделать и тем людям, которые жуют жвачку. Вы спросите — почему? Ведь она и не испачкает и не намусорит. Если вы сами не находите ответа, то представьте себе такую ситуацию: вы сидите, а около вас стоит мальчик, который с усердием разжевывает свою жвачку. Он чавкает, надувает пузыри, лопает их — все это около вашего уха. Разве приятная ситуация? Поэтому лучше вообще перестать жевать, либо делать это почти незаметно, чтобы не раздражать других пассажиров.
В транспорте существуют не только сидячие места, но и места для стоящих пассажиров. Если вам все-таки удалось сесть, то постарайтесь вести себя подобающим образом. Никогда не садитесь на сидения с ногами. Это не только некультурно, но и нецелесообразно. Никто не сядет на грязное сидение. Уважение к другим пассажирам должно стать главным правилом для вас. Если вы не хотите нарваться на скандал, то постарайтесь не раздражать других людей своим поведением. Если вы хоть на минуточку сможете представить себя на их месте, то вам будет намного легче избавиться от дурных привычек.
МОЯ БОЛЬШАЯ СУМКА
Учитель. Сегодня многие из вас любят носить рюкзаки. Это очень удобные сумки, в них многое можно уместить, но и места они занимают тоже много. Чтобы не причинять неудобств другим пассажирам, рюкзак лучше всего взять в руки еще до того, как вы зайдете в транспорт. Как вы считаете, почему его лучше снять? (Уч-ся отвечают)
Учитель. Если вы стоите в проходе, а за спиной у вас находится рюкзак, то можно считать, что он занимает столько же места, сколько бы занял и другой пассажир. Если в салоне есть свободные места, которые никто не собирается занимать, то вы можете поставить на одно из них свой рюкзак. Единственное правило: дно рюкзака обязательно должно быть чистым, чтобы не испачкать сидения. Никому не хочется садиться на грязное место, поэтому обязательно проверьте свой рюкзак.
ЛЫЖИ, РОЛИКИ, ВЕЛОСИПЕД — ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЛУЧШЕ НЕТ!
Учитель. Иногда поездку в транспорте нам приходится осуществлять вместе со спортивным инвентарем. Если вы занимаетесь спортом и возвращаетесь с тренировки, например, с лыжами, то постарайтесь, чтобы они были у вас в чехле. Это необходимо, чтобы обезопасить других пассажиров.
То же самое касается и велосипеда. В вертикальное положение велосипед можно ставить, только если у него чистые колеса. В противном случае вы можете запачкать многих пассажиров.
Если вы катались на роликах и потом вам срочно нужно было куда-то поехать на общественном транспорте, то будьте очень осторожны. Городской транспорт очень непредсказуем. Одна резкая остановка, и вы уже покатитесь вперед или упадете. Чтобы избежать различных травм, постарайтесь как можно крепче держаться за поручни. А еще лучше заранее предусмотреть подобные поездки и захватить с собой сменную обувь. Так вы обезопасите и себя, и других пассажиров.
В любом случае, постарайтесь встать так, чтобы вас как можно реже задевали. Для этого лучше всего подходит задняя площадка, поскольку обычно люди стараются пройти в середину салона, а в задней части салона есть и свободное место для вашего спортивного инвентаря, и поручни, чтобы вы могли спокойно держаться во время поездки и не упасть.
БЕЗ ЛИШНИХ СЛОВ
Учитель. В переполненном транспорте часто случают ссоры: кто-то кому-то на ногу наступил, другому пакет порвали. Каждый пытается найти виноватых и предъявить претензию. Представьте, что кто-то из пассажиров говорит вам, что вы наступили ему на ногу, а вы этого не делали. Как быть в такой ситуации? Лучше всего перевести дыхание, а потом сказать: «Извините, я не хотел (а)». Если же нападки в вашу сторону будут продолжаться, то просто отойдите в другую сторону. Таким образом, вы не услышите никаких обид в свой адрес и сохраните хорошее настроение. Проще погасить конфликт, чем пытаться переубедить человека в том, что вы этого не делали. В переполненном транспорте такое может сделать кто угодно по нелепой случайности, а не со зла. Поэтому, если вам кто-то наступил на ногу, то не стоит делать из этого величайший скандал. Если человек сочтет нужным извиниться, то отзовется: «Ничего страшного» или «С кем не бывает». Если же извинений не последует, то просто не обращайте внимания на эту мелочь. Общественный транспорт тем и не предсказуем, что в нем ездят как вежливые, так и невежливые люди. Может, у кого-то плохое настроение, поэтому он выплескивает свою злость на окружающих. Но вы никогда не должны так поступать. Окружающим вы можете это простить, себе — не должны никогда, поэтому всегда следите за тем, как вы себя ведете в транспорте.
ЕСЛИ СЛУЧИЛАСЬ АВАРИЯ
Учитель. В последнее время на дорогах происходят происшествия. Может случиться и такое, что ваш автобус столкнется с другой машиной. Это страшное происшествие, но и к этому нужно быть готовым. Во-первых, нужно постараться успокоиться. Во-вторых, при первой же возможности выйти из автобуса. Если вы серьезно пострадали, то постарайтесь дождаться специалистов. Они в таких случаях пребывают на место происшествия очень быстро. Если же авария была небольшая и вы считаете, что чувствуете себя хорошо, то просто пересядьте на другой транспорт.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Учитель. Итак, давайте подведем итог нашему занятию. Мы разобрали основные правила поведения в общественном транспорте. Теперь вы знаете, как нужно вести себя в переполненном транспорте: что можно делать, а что нельзя. Выполнение этих элементарных правил во многом может облегчить вашу поездку в троллейбусе или автобусе. Если пассажиры будут взаимно вежливыми, терпеливыми, то и поездка будет намного приятнее.
Мы и зрители и пассажиры стр. 60
1) Вспомни как нужно вести себя в общественных местах.
В общественных местах нужно вести себя так, чтобы не мешать другим людям. Например, на этой картинке мы видим, что многие ребята совершенно не умеют вести себя в театре.
Мальчик на 45 месте спит, дети на 46 и 47 местах переговариваются друг с другом.
Девочка в зеленой кофточке машет рукой и зовет подружку с косичками.
Другая девочка встала перед мальчиком и закрыла ему обзор, она также о чем-то с ним разговаривает.
Так поступать в театре и других общественных местах нельзя.
2) Как нужно проходить по рядам в театре: лицом к сидящим или спиной? Что при этом надо сказать?
Проходить к своему месту в театре нужно лицом к сидящим и при этом говорить: “Извините! Разрешите пройти!”
3) Прочитайте советы Попугая. Последуете ли вы этим советам? Как на самом деле нужно вести себя в театре? Составьте памятку в рабочей тетради. Сравните её с тем, что предложили другие ребята.
Попугай дал неправильные советы, следовать которым нельзя.
Составим памятку о том, как на самом деле нужно вести себя в театре:
Памятка о поведении в театре для 2 класса:
1. В театр нельзя приносить животных, еду и напитки.
2. Проходить на свое место нужно лицом к сидящим, и спрашивать разрешения.
3. На своем месте сидеть нужно аккуратно, не мешая другим зрителям.
4. Нельзя кричать, шуметь, разговаривать с соседом.
5. Нельзя вскакивать и звать кого-то.
6. Нельзя загораживать другим зрителям сцену
7. Игру актеров нужно приветствовать аплодисментами.
8. Если нужно выйти из зала во время спектакля, сделать это нужно тихо и вежливо.
9. После окончания спектакля не следует вскакивать и бежать к выходу расталкивая других.
10. Вставать со своего места можно после того, как освободились соседние места, более близкие к выходу.
4) Рассмотрите рисунки. Попробуйте сформулировать правила поведения в общественном транспорте. На каких рисунках ребята соблюдают правила, а на каких нет?
Правила поведения в общественном транспорте для 2 класса
1. Первыми следует пропускать женщин и стариков, при необходимости помочь им подняться в автобус.
2. Нельзя стоять в дверях и мешать выходить или входить другим пассажирам.
3. В салоне нельзя расталкивать других пассажиров.
4. Войдя в салон, нужно сразу купить билет у кондуктора.
5. Нельзя бегать по эскалатору, сидеть на его ступеньках.
6. Находясь на эскалаторе, следует стоять справой стороны и держаться за поручень, а обходить стоящих людей нужно слева.
7. Нельзя пересекать ограничительную линию на платформе метро, подходить близко к движущимся поездам.
8. Использованные билеты следует выбрасывать в специальные урны.
Домашнее задание
1) Зачем нужна культура поведения в общественных местах?
Культура поведения в общественных местах нужна для того, чтобы не портить настроение окружающим и самому себе.
Чтобы быть вежливыми и доброжелательными.
2) Как надо вести себя в театре?
В театре нельзя шуметь, есть, мешать другим зрителям.
Нужно спокойно смотреть спектакль, представление, выражая свои эмоции только аплодисментами актерам.
Обращаясь к другим зрителям нужно быть вежливым.
3) Какие правила поведения нужно соблюдать в общественном транспорте?
В общественном транспорте следует быть вежливыми с другими пассажирами и кондуктором.
Всегда оплачивать проезд, пропускать вперед женщин и пожилых людей, не толкаться и не мешать другим пассажирам.
В метро следует быть особенно осторожными находясь на эскалаторе и платформе.
По эскалатору нельзя бегать, а на платформе нельзя заступать ограничительную черту.
Правила безопасности в общественном транспорте
В мегаполисах крайне трудно обойтись без общественного транспорта. Он предназначен для перевозки людей по заранее проложенным маршрутам с остановками в определенных местах. К такому транспорту в крупных городах относят: трамвай, автобус, троллейбус, такси, метрополитен, поезда и электрички.
Обеспечение безопасности в общественном транспорте, как правило, ложиться на самого пассажира. Для этого следует знать, как правильно себя вести при поездке в том или ином виде транспорта и что нужно делать, если произошла экстремальная ситуация (пожар, захват, взрыв или авария).
Наземный городской транспорт
![Безопасность людей в автобусе Безопасность людей в автобусе](/800/600/https/fireman.club/wp-content/uploads/2017/02/bezopasnost-v-avtobuse-e1485970205746.jpg)
![Безопасность людей в автобусе Безопасность людей в автобусе](/800/600/https/fireman.club/wp-content/uploads/2017/02/bezopasnost-v-avtobuse-e1485970205746.jpg)
Во время ожидания на остановке общественного транспорта не подходите слишком близко к проезжей части дороги. Не торопитесь. Не забегайте и пытайтесь запрыгнуть в автобус на ходу. Лучше дождаться следующего, чем оказаться с переломом в травмпункте. Выходить также следует осторожно, не торопясь и никого не толкая. Человек может поскользнуться на подножке и упасть под колеса либо получить травму ноги.
В салоне будьте бдительны и следите за своими вещами. Сумка не должна находиться сзади вас или внизу. Повесьте ее на плечо и прижмите спереди, обхватив рукой. Обязательно пользуйтесь поручнями. Если вы обнаружили бесхозный предмет, сообщите об этом кондуктору или водителю.
Как бы вам не хотелось, нельзя спать в транспорте. Во время резкой остановки или столкновении, вы не сможете должным образом среагировать. При возникновении опасной ситуации слушайте указания водителя.
Во время движения разговаривать с водителем или задавать ему вопросы запрещено. Не заходите в автобус или троллейбус с продуктами питания и или алкогольными напитками. В случае захвата, согласно правилам безопасности в общественном транспорте нужно выполнять все требования преступников, не спорить и не перечить им.
В начале операции по освобождению следует держаться подальше от стеклянных вещей и окон. Лягте на пол, прикрыв голову руками, и старайтесь не шевелиться. Ждите окончания штурма. Большой ошибкой будет взять брошенное преступниками оружие. В этом случае, группа захвата вас запросто примет за одного из них.
Подземный транспорт (метро)
![Спуск в метрополитен Спуск в метрополитен](/800/600/https/fireman.club/wp-content/uploads/2017/02/bezopasnost-v-metro-e1485970179579.jpg)
![Спуск в метрополитен Спуск в метрополитен](/800/600/https/fireman.club/wp-content/uploads/2017/02/bezopasnost-v-metro-e1485970179579.jpg)
Метрополитен одно из наиболее удобных средств передвижения в густонаселенных городах. Однако опасности могут подстерегать и там.
- До прибытия состава находитесь подальше от края платформы. К дверям подходите, когда вагон окончательно остановился.
- Если возникла давка, то для обеспечения собственной безопасности воспользуйтесь другими линиями метро.
- При падении человека на рельсы не кидайтесь ему на помощь. Правильным будет отправить нескольких пассажиров к сотруднику метро для сообщения о возникшей ситуации, а один человек должен встать у края платформы и с помощью яркого предмета подавать сигнал машинисту, чтобы он затормозил.
- Если упавший не может быстро сам выбраться, но в состоянии передвигаться следует ему сообщить, что наиболее безопасным вариантом будет лечь прямо, лицом вниз между рельсами. Сохранять неподвижность следует до отхода поезда.
- Находясь на эскалаторе, не отвлекайтесь, не пытайтесь по нему бежать или перепрыгивать через ступени. Следует крепко держаться за поручень.
При возникновении взрыва или аварии в тоннеле прислушивайтесь к рекомендациям машиниста. Прежде чем выходить из вагона, нужно дождаться, когда с контактного рельса будет снято напряжение. При задымлении закройте органы дыхания платком, салфеткой или шарфом. Остерегайтесь металлических частей вагона, к ним лучше не прикасаться. Машинист должен указать направление, в котором следует двигаться, чтобы выйти из тоннеля. Если опасность для жизни отсутствует, то лучше дождаться помощи спасателей.
Железнодорожный транспорт
![Поезд с пассажирскими вагонами Поезд с пассажирскими вагонами](/800/600/https/fireman.club/wp-content/uploads/2017/02/bezopasnost-v-poezdah-e1485970195395.jpg)
![Поезд с пассажирскими вагонами Поезд с пассажирскими вагонами](/800/600/https/fireman.club/wp-content/uploads/2017/02/bezopasnost-v-poezdah-e1485970195395.jpg)
При обеспечении безопасности в общественном транспорте таком, как поезд следует придерживаться следующих рекомендаций:
- Места лучше покупать в вагонах, находящихся в центре поезда, нежели в «голове» или «хвосте». Это объясняется тем, что центральная часть поезда меньше всего будет травмирована при столкновении.
- Отдавайте предпочтение местам, которые расположены противоположно движению поезда.
- Заранее узнайте о том, где находятся аварийные выходы. Обычно их 2 на вагон.
- Если ваши попутчики выглядят подозрительными или не вызывают у вас доверия, лучше не выключать свет в купе и стараться не засыпать.
- При поездке в купе никогда не держите дверь полуоткрытой. Это даст другим пассажирам лишнюю информацию.
- Все важные документы и ценные вещи всегда держите рядом с собой. Ложась спать, кладите их под подушку.
- Не употребляйте алкоголь в компании малознакомых людей. Это притупляет бдительность.
- Запрещено во время движения транспорта пытаться открыть двери вагона, стоять на подножках или высовываться в открытые окна.
- Стоп-кран следует использовать только в очень серьезных ситуациях. В случае ее возникновения не рекомендуется останавливать поезд в местах, где эвакуировать людей будет сложно (тоннель, мост).
- В багаже не должно быть легко воспламеняющихся предметов, ядовитых или химических веществ.
- Почувствовав запах гари или непонятного задымления следует сразу же об этом сообщить проводнику.
При резком торможении крепко возьмитесь за поручни и для фиксации тела обопритесь ногами в сиденье или стену. Лучше лечь на пол салона. Переждав один удар, не стоит менять положение, возможны последующие удары, более сильные. Только когда станет понятно, что поезд окончательно остановился, можно встать.
Необходимо сразу покинуть салон поезда, т.к. велика вероятность возникновения возгорания. Если вы приняли решение покинуть вагон через аварийное окно, то делайте это на полевую сторону, т.е. где отсутствуют железнодорожные пути.
Правила безопасности при возгорании
Пожар в общественном транспорте опасен тем, что большое количество людей находится в закрытом небольшом помещении. Кроме того, при горении частей транспорта выделяется довольно токсичные вещества, которые представляют опасность для человека.
Почувствовав в салоне дым и соответствующий запах, сообщите об этом водителю и потребуйте остановки для выяснения обстоятельств. В транспортах, которых ходят с помощью подачи электричества, в случаи аварии возможно нарушение защитной изоляции и металлические элементы могут попасть под напряжение.
Для эвакуации используются люки на крыше либо боковые окна. В случае взрыва или сильного задымления обязательно закройте нос и рот чем-то из элементов одежды. Внизу скопления дыма минимально, поэтому следует лечь на пол, чтобы избежать отравления.
Когда вы смогли выбраться из салона транспорта, немедленно уйдите на безопасное расстояние. Есть возможность взрыва баков с горючим или замыкания в электросети.
При пожаре на железнодорожном транспорте действовать нужно немного иначе. Окна следует закрыть, чтобы попадающий в вагон ветер еще больше не распылял пламя. Попытайтесь уйти через соседние вагоны. При этом двери крепко за собой закрывайте. Защищайте органы дыхания и глаза.
Оказавшись в относительной безопасности, включайтесь в спасательные работы. Окажите другим посильную помощь.
План-конспект занятия по ОБЖ (старшая группа) на тему: Конспект занятия ФЦКМ «Как нужно вести себя в транспорте»
«Как нужно вести себя в транспорте»
Цель: познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте, воспитывать чувство уважения к другим пассажирам, ответственности за свои поступки, развивать память, мышление, речь, внимание.
Оборудование: иллюстрации общественного транспорта.
Ход:
– Ребята, посмотрите, что изображено на иллюстрациях
(Автобус, троллейбус, электричка) .
– Для чего они нам нужны (Чтобы перевозить людей) .
– Как можно назвать автобус, троллейбус, электричку одним словом? (Общественный транспорт) .
– А вы часто ездите в общественном транспорте? (Часто)
– Людей, которые едут в транспорте называют пассажирами. Давайте повторим это слово.
– Ребята, а как нужно вести себя в общественном транспорте? (Ответы)
– Я хочу вас познакомить с правила поведения в транспорте, которые нужно соблюдать всем пассажирам.
1. В автобусе нельзя кричать.
– Как вы думаете, почему? (Потому что в автобусе едет много пассажиров. Кто- то может себя плохо чувствовать, кто-то разговаривать по телефону или читать газету, а мы своим криком помешаем им) .
2. Держись крепко за поручень, чтобы не упасть.
– Если водитель повернет на перекрестке или резко затормозит, то автобус неожиданно остановится и те пассажиры, которые не держались могут упасть и больно удариться.
3. Не входи в транспорт и не выходи из него, когда закрываются двери.
– Как вы думаете, почему? (Потому что закрывающиеся двери могут придавить заходящего пассажира.)
4. Заботься об удобствах других пассажиров.
– Нельзя в транспорте толкаться, топать, наступать на ноги другим пассажирам, кушать, потому что будет неприятно людям, если их испачкают, ударят, обольют и ещё это некультурно.
5. Уступай места старшим.
Дети уступают места дедушкам, бабушкам, женщинам с сумками, так как им тяжело стоять.
– Ребята а теперь послушайте стихи о правилах поведения в транспорте.
Сначала выпусти пассажиров из транспорта, потом заходи сам
Подошёл автобус,
Зайчики гурьбой
Двери осадили,
Рвутся, словно в бой!
Давка получилась
У зайчат,
Уступить дорогу
Не хотят,
Пассажирам выйти
Зайцы не дают.
Всем грубят, толкаются,
И на всех орут.
Сначала выходящих
Надо пропустить.
А потом спокойно
Внутрь заходить.
Правильно рассчитывай время при поездке
Ехал Волчонок и громко ругался:
Где-то он сам по пути задержался,
Где-то автобуса долго прождал
И на учёбу на час опоздал.
Здесь я Волчонку обязан сказать:
Время дороги умей рассчитать.
Нужно, наверно, пораньше вставать,
Чтобы не нервничать, не опоздать.
Если пользуешься незнакомым маршрутом, точно выясни его направление
Ехал на выставку как-то Енот.
Выбрал автобус случайно не тот.
Долго он ехал — приехал куда?
Не разобраться, ну просто беда!
Начал Енот возвращаться назад,
Сел он в автобус опять наугад
И в незнакомое место попал,
Здесь по кварталам и паркам плутал.
Так он до выставки и не добрался,
По незнакомым маршрутам катался,
Только под вечер вернулся домой,
Бледный, измученный, еле живой.
Если автобус для вас незнаком,
Прежде, чем ехать куда-то на нём,
Тщательно, дети, во всём разберитесь,
А не уверены — так не садитесь!
Посмотри на номер автобуса, прежде чем в него заходить
Заяц, как всегда, спешил.
Он в автобус заскочил
И доволен, что успел,
Номер лишь не разглядел.
И водитель, старый Пёс,
Зайца далеко увёз.
Возвращаться Заяц стал —
На учёбу опоздал.
Так что, милые ребята,
Если едете куда-то,
То прошу, не торопитесь
И в маршруте разберитесь.
Даже если вы спешите,
Номер чётко рассмотрите!
Предъявляй проездной билет при входе в транспорт
Если у тебя, друг мой,
Есть билетик проездной,
Нужно в транспорте тогда
Предъявлять его всегда.
Ты в автобус забегаешь,
Контролёра там встречаешь.
Как примерный пассажир,
Не ленись и покажи
Проездной свой документ
В столь ответственный момент.
Не езди без билета
Мышка в автобусе в угол забилась
И за спиной у Слона притаилась,
Едет, волнуется, очень боится:
Может контроль невзначай появиться,
Только у Мышки билетика нет —
Жалко ей деньги платить за билет!
Ехать бесплатно решила она,
Вот и сидит за спиной у Слона.
Дети, послушайте дельный совет:
В транспорт зашли — покупайте билет!
Ехать бесплатно и глупо, и стыдно,
Да и другим пассажирам обидно!
Оплачивай провоз багажа
Едет Слон, рюкзак везёт,
Им он занял весь проход,
Сумок много захватил —
На сиденьях разложил.
Контролёр подоспел,
За багаж платить велел.
Он сказал: — Послушай, Слон,
Ты тут занял весь салон!
Или за багаж плати,
Или просто выходи.
Сохраняй билет до конца поездки
Раз в трамвае Крокодил
На проезд билет купил.
Посмотрел он — что за диво! —
У него билет счастливый!!!
И на счастье Крокодил
Тот билетик проглотил.
Контролёр к нему подходит
И билета не находит.
Говорит он: — Выходи
Или за проезд плати!
Вот так счастье! Крокодил
Вновь билет себе купил,
Но жевать его не стал —
Сохранил и предъявлял!
He садись в автобус с мороженым
Слон мороженое ел,
Прямо с ним в автобус сел.
Там мороженое тает,
На соседей попадает.
Вдруг шофёр затормозил
Слон стаканчик уронил —
Только брызги полетели!
Пассажиры обомлели.
Я хочу к вам обратиться:
Чтобы так не осрамиться,
Ты с мороженым в салон
Не входи, как этот Слон.
Уступай место старшим
Лев в автобусе сидел
И в окошко всё глядел.
Рядом бабушка стояла,
Сумку полную держала
Лев, и сильный, и большой,
Место бабушке больной
Уступить не захотел.
Она стояла, он сидел.
Это грустно и обидно,
И за Льва, конечно, стыдно
Старших надо уважать
И места им уступать.
Не мусори в транспорте
Возмущается народ:
Белка семечки грызёт,
Шелухой засыпан пол.
К Белке Заяц подошёл:
— Белка, так не поступают,
Мусор на пол не кидают.
А сумела набросать —
Так сумей его убрать.
He пачкай сиденья в транспорте
Едет как-то Бегемот,
Сумку полную везёт,
Вся запачкана она —
Грязь на ней везде видна,
В нарушенье всяких правил
Сумку грязную поставил
На сиденье Бегемот.
Возмущается народ:
— Как потом сюда садиться?
Поступать так не годится!
Чисти поскорей сиденье,
Всем не порти настроенье!
Не бросай мусор в окно
Едет как-то Медвежонок,
Мёду он везёт бочонок,
А ещё мешок конфет.
Удержаться силы нет!
Стал конфеты поедать,
В окна фантики бросать —
Всю дорогу засорил!
Ветер мусор закружил
И по городу разнёс.
Недоволен дворник-Пёс:
Надо вновь метёлку брать
Тротуары подметать!
Если каждый из вас,
Бросит в день хотя бы раз
В окна фантик от конфет,
Иль бумажку, иль пакет,
То со временем, глядишь,
Станет мусор выше крыш,
Постепенно, день за днём,
Город наш утонет в нём!
Не высовывайся в окна транспорта
Ехали звери, открыли окошко.
Тут же какая-то серая Кошка
Голову высунуть вдруг захотела —
Публика ей возражать не посмела.
Едет в автобусе гордо она,
А голова из окошка видна.
Видит: навстречу спешит грузовик,
Рядом проехал — и в этот же миг
Ветер большой на дороге поднял,
С Кошки в окошке он шляпку сорвал!
Очень расстроилась серая Кошка.
Дети, не надо соваться в окошко!
He толкай других пассажиров
Битком набит автобус был.
Медведь пробраться вглубь решил,
Всех пассажиров растолкал
И гордо в середине встал.
Ему Кондуктор говорит:
— Хоть ты имеешь гордый вид,
Запомни: ты тут не один,
Не самый главный господин!
Ты помогай себе словами,
А не тычками и пинками.
He наступай на ноги пассажирам
Бегемот стоит в проходе.
Всем, кто рядом с ним проходит,
Ухитряется мешать
И на лапы наступать.
И пока он так стоял,
Пассажиров обижал,
Слон, замешкавшись немного,
Наступил ему на ногу.
Бегемот от боли взвыл,
На полметра подскочил!
И внимательнее стал:
Больше ноги не топтал.
Молодцы! Ребята помните о правилах и не забывайте о них.
Игра-задание «Можно — нельзя»
Для закрепления изученных правил поведения педагог предлагает детям объединиться в круг и, по очереди повторить изученные правила поведения в каждом из видов транспорта А) Правила поведения в автобусе Можно: покупать билет, уступать место старшим Нельзя: кричать, курить Б) Правила поведения в трамвае Можно: держаться за поручни, приобретать билет Нельзя: бегать по вагону, пререкаться с кондуктором В) Правила поведения в троллейбусе Можно: смотреть в окно, читать книгу Нельзя: отвлекать водителя, слушать громкую музыку Г) Правила поведения в поезде Можно: ехать в купе, плацкарте, тихо разговаривать с соседом по купе Нельзя: кричать, бегать по вагонам Д) Правила поведения в самолете Можно: соблюдать правила поведения, выполнять требования стюардессы Нельзя: вставать при взлете и посадке, громко разговаривать по телефону Е) Правила поведения в машине Можно: пристегиваться ремнем безопасности, соблюдать правила дорожного движения Нельзя: нарушать правила дорожного движения, ехать не пристёгнутым ремнем безопасности, отвлекать водителя.
Мы — зрители и пассажиры. Окружающий мир. Плешаков. 2 кл. 2 ч. Ответы. Рабочая тетрадь.
1. Подумай и запиши, зачем тебе нужно знать и соблюдать правила поведения в общественных местах.
Потому что я хочу быть культурным, воспитанным человеком. Чтобы окружающим людям было приятно находиться со мной рядом, общаться.
2. По заданию учебника составьте памятку.
Правила поведения в театре:
- нельзя приходить в театр с домашними животными
- сидеть на кресле нужно правильно, не причиняя неудобств окружающим людям. Нельзя закидывать ноги на соседние кресла, упираться в них.
- нельзя есть во время спектакля
- во время спектакля нужно соблюдать тишину
- нельзя разговаривать по мобильному телефону во время спектакля
3. Муравей Вопросик очень хочет знать, как нужно вести себя в общественном транспорте. Подчеркни красным карандашом то, чего нельзя делать, а зелёным — то, что можно или нужно делать.
Нельзя делать: расталкивать пассажиров, бросать на пол мусор, разговаривать с водителем во время движения (это его отвлекает от дороги), высовываться в окно, ехать на подножке, стоять в проходе.
Комментарий к «Стоять в проходе». В часы пик конечно не до выбора где стоять, и потому приходится стоять и в проходе. Здесь уж ничего не поделаешь. Но в общем, если автобус/вагон… свободен, то не стоит вставать в проходе, это будет мешать другим пассажирам заходить и выходить. В любом случае постарайтесь встать с боку прохода, чтобы не мешать другим пассажирам проходить.
Можно делать: смотреть в окно, провозить багаж
Нужно делать: уступать место старшим, держаться за поручень
Назад к содержанию