Как осуществляется транспортировка живой рыбы – Инструкция по заготовке, приему и транспортированию живой рыбы с мест лова на обрабатывающие предприятия, Инструкция Минрыбхоза СССР от 05 сентября 1991 года

Условия перевозки живой рыбы: основные правила транспортировки

При разведении водных питомцев часто возникает необходимость их перемещения из одного хозяйства в другое. Условия перевозки живой рыбы отличаются в зависимости от вида транспорта, возраста и породы, а также климатических условий и продолжительности транспортировки. Чтобы рыбы нормально перенесли поездку, им нужно обеспечить оптимальный температурный режим и использовать специальную тару для сохранения жизнеспособности особей.

Особенности подготовки рыбы в перевозке, правила транспортировки автомобилем, самолетом и железной дорогой будут описаны в данной статье.

Подготовка рыбы к перевозке

Разведение рыбы в небольших водоемах, расположенных на приусадебных участках, предполагает периодическую закупку и транспортировку мальков или взрослых особей. Как правило, ее покупают в специализированных хозяйствах, а для проведения процедуры необходимо соблюдать определенные правила.

Особенности

Успех транспортировки зависит, в первую очередь, от подготовки самой рыбы. Для этого следует

:

  • За несколько часов до перемещения держать ее в чистой проточной воде. Это помогает очистить жабры и тело, а также освободить кишечник от остатков еды;
  • Необходимо заранее подготовить емкости, наполнив их водой, обогащенной кислородом. Количество воды зависит от породы и количества особей;
  • Температура воды в емкости должна быть такой же, как и в водоеме для содержания. В летнее время для охлаждения воды используют обычный лед.

Если в процессе нужно менять воду, ее нужно набирать в реках, озерах или других чистых природных водоемах. Водопроводную воду использовать нельзя.

Как происходит транспортировка

Размер тары определяется не только видом и количеством, но и длительностью транспортировки. Оптимальной считается тара, в которой рыба не угнетается. Примеры таких емкостей приведены на рисунке 1. 

Распространенными емкостями считаются:

  • Полиэтиленовые пакеты, канны, бидоны используются для перемещения небольшого поголовья, а также личинок и мальков. Однако, если в емкости нет кислорода, длительность пребывания в ней должна составлять не более 5 часов. Канны изготавливают из оргстекла. Они легкие, прочные и могут вмещать до 40 литров воды в зависимости от размера.
  • Полиэтиленовые пакеты – одна из самых распространенных емкостей . Такая тара легкая, безопасная и достаточно прочная. Кроме того, в них можно перемещать достаточно много особей без угнетения.
  • Лотки или ящики применяют для живых годовиков или сеголеток. Их обрызгивают водой, а на дно ящика укладывают влажную марлю или ткань. Особей можно укладывать в несколько слоев, прикрывая влажной травой. Без воды их можно перемещать не дольше 4 часов, причем продолжительность транспортировки зависит от температуры в ящике (в нем не должно быть жарко).
Как перевезти живую рыбуРисунок 1. Тара для перемещения с водой и без воды

Отдельно стоит остановиться на пакетах для транспортировки, так как именно эта тара считается самой распространенной. 

Примечание: Пакеты могут быть стандартными и крупногабаритными. Вместимость стандартных составляет до 40 литров, а крупногабаритных – до 300 литров.

Сначала пакет наполовину наполняют водой и запускают в него поголовье. Дополнительно нужно наполнить пакет кислородом из баллона. После этого тару закрывают специальным зажимом и укладывают в картонную коробку.

Перед выпуском в водоем, пакет нужно погрузить в воду, чтобы температура внутри и снаружи емкости выровнялась. Больше полезных советов вы найдете в видео.

Технология транспортировки личинок и молоди

Правила перевозки живых личинок и молоди, ничем не отличаются от условий для взрослых особей. Разница лишь в том, что транспортировка, как правило, осуществляется на небольшие расстояния: от инкубатора до водоемов для доращивания.

Перевозка молоди рыбыРисунок 2. Условия перемещения молоди и личинок

Личинок и молодь перемещают в пластиковых пакетах с кислородом под давлением. Пакеты желательно аккуратно уложить в ящики, чтобы в процессе не было сильных всплесков, так как они могут вызвать гибель личинок (рисунок 2).

Особенно ценных мальков помещают в двойные пакеты, которые укладывают в специальные коробки.

Перевозка на большие дистанции

Если рыбу планируют перевозить на расстояние более 150 км, живности потребуются особые условия. Главное – правильно подготовить ее к транспортировке.

В первую очередь особей делят по размерам, чтобы крупные рыбы не повредили мелких. Их перевозят в специальном транспорте, оборудованном термоконтейнерами. В каждом из них должна присутствовать система принудительно аэрации воды. Это не даст особям ощущать недостаток кислорода и они успешно перенесут перевозку. Кроме того, такие контейнеры позволяют поддерживать внутри стабильную температуру, вне зависимости от погодных условий.

Нормы температуры для транспортировки

Температуры воды является одним из важнейших условий. Нужно следить, что у жидкости была та же температура, что и в водоеме, где находилась взрослые особи или мальки.

Резкое колебание температур может вызвать стресс. Кроме того, вода должна быть только чистой, а не взятой с водоема с другими водными обитателями, так как в ней могут быть болезнетворные микробы.

Зимой поголовье перемещают только на небольшие расстояния в специальных пакетах и утепленных коробках.

Виды перевозки рыб (описание способов, их особенности, плюсы и минусы)

Существует несколько видов перевозки, и каждый из них обладает определенными особенностями, преимуществами и недостатками.

В данный момент транспортировку живой молоди и личинок осуществляют такими способами:

  • Автомобильным транспортом с помощью специальных цистерн или закрытых грузовиков с контейнерами. Автотранспорт используется для перемещения особей от места вылова до точки реализации, с одного хозяйства в другое, или от инкубатора до пруда.
  • Водный транспорт также широко применяется для перемещения на небольшие расстояния. Особей можно помещать в специальные контейнеры или плавучие садки. В последнем случае поголовье постоянно находится в воде, но не может выбраться на волю, так как садок огражден сеткой.
  • Железнодорожные перемещения также считаются весьма популярными. Для этой цели оборудуют специальные вагоны-цистерны или устанавливают садки с системой аэрации, чтобы особи не задохнулись в процессе транспортировки.
  • Авиатранспортом чаще всего транспортируют особо ценные породы. Для этого используются специальные контейнеры из пенопласта или плотные пластиковые пакеты.

Вне зависимости от выбранного способа транспортировки, поголовье следует перевозить в чистой воде и при подходящей температуре. Кроме того, емкости нужно обязательно наполнить достаточным количеством кислорода.

Авто перевозка

Автомобильным транспортом поголовье перевозят на расстояния до 150 км. В таких условиях она сохраняет максимальную жизнеспособность.

Автомобилями можно перемещать не только взрослых особей, но и мальков. Однако необходимо обеспечить оптимальные условия транспортировки, чтобы рыба не испытала сильного стресса и не погибла (рисунок 3).

Правила перевозки автотранспортом

Если вас интересует, как происходит транспортировка автотранспортом, вам следует знать, что для этой цели лучше использовать специальные машины-цистерны. Однако это условие распространяется лишь на те случаи, когда поголовье перемещают с места до отлова до места реализации.

Автоперевозка рыбыРисунок 3. Правила перевозки автотранспортом

Мальков и ценные породы автомобильным транспортом перевозят только в специальных пакетах, которые помещают в ящики с бортами из пенопласта. Каждый пакет наполняют чистой водой с кислородом, а в процессе перевозки регулярно проверяют состояние особей.

По железной дороге

Больше всего рыбы перевозится именно железнодорожным транспортом. Для этого оборудуют специальные вагоны с водой и принудительной системой аэрации. В самых современных моделях дополнительно устанавливают небольшую автономную электростанцию, которая приводит в работу насосы и обеспечивает освещение (рисунок 4).

Перевозка рыбы по железной дорогеРисунок 4. Особенности перевозки по железной дороге

В один вагон можно поместить несколько тонн рыбы, в зависимости от вида и температуры воды. К примеру, при температуре от 5 до 10 градусов в одном вагоне можно перевозить 8 тонн карпа, 10 тонн карася или 2,5 тонны форели.

По воде

Транспортировку по воде осуществляют с помощью живорыбных барж, прорезей или изотермических судов.

Самой лучшей считается перевозка в прорезях – специальных судах с плавучими садками. В один такой садок помещается несколько тонн водных питомцев, причем все особи находятся в абсолютно естественной среде и не испытывают стресса. Однако следует учитывать, что при повышенной температуре среды плотность посадки следует увеличит, а при сниженной – уменьшить. Кроме того, нельзя развивать слишком высокую скорость, чтобы не травмировать особей течением воды.

Авиатранспортом

Авиатранспортом можно перевозить не только взрослых особей, но также мальков, оплодотворенную икру и личинок. Материал помещают в плотные пластиковые пакеты с водой и кислородом, причем объем воды должен составлять не меньше половины массы рыбы.

Крупных особей перевозят под наркозом. Это снижает стресс от перевозки и снижает возможность получения травм.

Условия перевозки живой рыбы: основные правила транспортировки

При разведении водных питомцев часто возникает необходимость их перемещения из одного хозяйства в другое. Условия перевозки живой рыбы отличаются в зависимости от вида транспорта, возраста и породы, а также климатических условий и продолжительности транспортировки. Чтобы рыбы нормально перенесли поездку, им нужно обеспечить оптимальный температурный режим и использовать специальную тару для сохранения жизнеспособности особей.

Особенности подготовки рыбы в перевозке, правила транспортировки автомобилем, самолетом и железной дорогой будут описаны в данной статье.

Подготовка рыбы к перевозке

Разведение рыбы в небольших водоемах, расположенных на приусадебных участках, предполагает периодическую закупку и транспортировку мальков или взрослых особей. Как правило, ее покупают в специализированных хозяйствах, а для проведения процедуры необходимо соблюдать определенные правила.

Особенности

Успех транспортировки зависит, в первую очередь, от подготовки самой рыбы. Для этого следует:

  • За несколько часов до перемещения держать ее в чистой проточной воде. Это помогает очистить жабры и тело, а также освободить кишечник от остатков еды;
  • Необходимо заранее подготовить емкости, наполнив их водой, обогащенной кислородом. Количество воды зависит от породы и количества особей;
  • Температура воды в емкости должна быть такой же, как и в водоеме для содержания. В летнее время для охлаждения воды используют обычный лед.

Если в процессе нужно менять воду, ее нужно набирать в реках, озерах или других чистых природных водоемах. Водопроводную воду использовать нельзя.

Как происходит транспортировка

Размер тары определяется не только видом и количеством, но и длительностью транспортировки. Оптимальной считается тара, в которой рыба не угнетается. Примеры таких емкостей приведены на рисунке 1. 

Распространенными емкостями считаются:

  • Полиэтиленовые пакеты, канны, бидоны используются для перемещения небольшого поголовья, а также личинок и мальков. Однако, если в емкости нет кислорода, длительность пребывания в ней должна составлять не более 5 часов. Канны изготавливают из оргстекла. Они легкие, прочные и могут вмещать до 40 литров воды в зависимости от размера.
  • Полиэтиленовые пакеты – одна из самых распространенных емкостей . Такая тара легкая, безопасная и достаточно прочная. Кроме того, в них можно перемещать достаточно много особей без угнетения.
  • Лотки или ящики применяют для живых годовиков или сеголеток. Их обрызгивают водой, а на дно ящика укладывают влажную марлю или ткань. Особей можно укладывать в несколько слоев, прикрывая влажной травой. Без воды их можно перемещать не дольше 4 часов, причем продолжительность транспортировки зависит от температуры в ящике (в нем не должно быть жарко).


Рисунок 1. Тара для перемещения с водой и без воды

Отдельно стоит остановиться на пакетах для транспортировки, так как именно эта тара считается самой распространенной. 

Примечание: Пакеты могут быть стандартными и крупногабаритными. Вместимость стандартных составляет до 40 литров, а крупногабаритных – до 300 литров.

Сначала пакет наполовину наполняют водой и запускают в него поголовье. Дополнительно нужно наполнить пакет кислородом из баллона. После этого тару закрывают специальным зажимом и укладывают в картонную коробку.

Перед выпуском в водоем, пакет нужно погрузить в воду, чтобы температура внутри и снаружи емкости выровнялась. Больше полезных советов вы найдете в видео.

Технология транспортировки личинок и молоди

Правила перевозки живых личинок и молоди, ничем не отличаются от условий для взрослых особей. Разница лишь в том, что транспортировка, как правило, осуществляется на небольшие расстояния: от инкубатора до водоемов для доращивания.


Рисунок 2. Условия перемещения молоди и личинок

Личинок и молодь перемещают в пластиковых пакетах с кислородом под давлением. Пакеты желательно аккуратно уложить в ящики, чтобы в процессе не было сильных всплесков, так как они могут вызвать гибель личинок (рисунок 2).

Особенно ценных мальков помещают в двойные пакеты, которые укладывают в специальные коробки.

Нормы температуры для транспортировки

Температуры воды является одним из важнейших условий. Нужно следить, что у жидкости была та же температура, что и в водоеме, где находилась взрослые особи или мальки.

Резкое колебание температур может вызвать стресс. Кроме того, вода должна быть только чистой, а не взятой с водоема с другими водными обитателями, так как в ней могут быть болезнетворные микробы.

Зимой поголовье перемещают только на небольшие расстояния в специальных пакетах и утепленных коробках.

Виды перевозки рыб (описание способов, их особенности, плюсы и минусы)

Существует несколько видов перевозки, и каждый из них обладает определенными особенностями, преимуществами и недостатками.

В данный момент транспортировку живой молоди и личинок осуществляют такими способами:

  • Автомобильным транспортом с помощью специальных цистерн или закрытых грузовиков с контейнерами. Автотранспорт используется для перемещения особей от места вылова до точки реализации, с одного хозяйства в другое, или от инкубатора до пруда.
  • Водный транспорт также широко применяется для перемещения на небольшие расстояния. Особей можно помещать в специальные контейнеры или плавучие садки. В последнем случае поголовье постоянно находится в воде, но не может выбраться на волю, так как садок огражден сеткой.
  • Железнодорожные перемещения также считаются весьма популярными. Для этой цели оборудуют специальные вагоны-цистерны или устанавливают садки с системой аэрации, чтобы особи не задохнулись в процессе транспортировки.
  • Авиатранспортом чаще всего транспортируют особо ценные породы. Для этого используются специальные контейнеры из пенопласта или плотные пластиковые пакеты.

Вне зависимости от выбранного способа транспортировки, поголовье следует перевозить в чистой воде и при подходящей температуре. Кроме того, емкости нужно обязательно наполнить достаточным количеством кислорода.

Авто перевозка

Автомобильным транспортом поголовье перевозят на расстояния до 150 км. В таких условиях она сохраняет максимальную жизнеспособность.

Читайте также: Причины, симптомы и лечение заболеваний у рыб

Автомобилями можно перемещать не только взрослых особей, но и мальков. Однако необходимо обеспечить оптимальные условия транспортировки, чтобы рыба не испытала сильного стресса и не погибла (рисунок 3).

Правила перевозки автотранспортом

Если вас интересует, как происходит транспортировка автотранспортом, вам следует знать, что для этой цели лучше использовать специальные машины-цистерны. Однако это условие распространяется лишь на те случаи, когда поголовье перемещают с места до отлова до места реализации.


Рисунок 3. Правила перевозки автотранспортом

Мальков и ценные породы автомобильным транспортом перевозят только в специальных пакетах, которые помещают в ящики с бортами из пенопласта. Каждый пакет наполняют чистой водой с кислородом, а в процессе перевозки регулярно проверяют состояние особей.

По железной дороге

Больше всего рыбы перевозится именно железнодорожным транспортом. Для этого оборудуют специальные вагоны с водой и принудительной системой аэрации. В самых современных моделях дополнительно устанавливают небольшую автономную электростанцию, которая приводит в работу насосы и обеспечивает освещение (рисунок 4).


Рисунок 4. Особенности перевозки по железной дороге

В один вагон можно поместить несколько тонн рыбы, в зависимости от вида и температуры воды. К примеру, при температуре от 5 до 10 градусов в одном вагоне можно перевозить 8 тонн карпа, 10 тонн карася или 2,5 тонны форели.

По воде

Транспортировку по воде осуществляют с помощью живорыбных барж, прорезей или изотермических судов.

Самой лучшей считается перевозка в прорезях – специальных судах с плавучими садками. В один такой садок помещается несколько тонн водных питомцев, причем все особи находятся в абсолютно естественной среде и не испытывают стресса. Однако следует учитывать, что при повышенной температуре среды плотность посадки следует увеличит, а при сниженной – уменьшить. Кроме того, нельзя развивать слишком высокую скорость, чтобы не травмировать особей течением воды.

Авиатранспортом

Авиатранспортом можно перевозить не только взрослых особей, но также мальков, оплодотворенную икру и личинок. Материал помещают в плотные пластиковые пакеты с водой и кислородом, причем объем воды должен составлять не меньше половины массы рыбы.

Крупных особей перевозят под наркозом. Это снижает стресс от перевозки и снижает возможность получения травм.

Условия перевозки живой рыбы СанПиН

Главная Статьи Условия перевозки живой рыбы согласно требованиям СанПиН

Все операции, в которых задействована рыбная продукция (производство, хранение, транспортировка, реализация) регламентируются нормами СанПиН 2.3.3.050-96.

В данной статье мы поговорим о правилах транспортировки живой рыбы, соблюдение которых позволит товару сохранить свои изначальные качественные характеристики. Это достаточно капризный продукт. Для поддержания его жизнедеятельности и товарного вида необходимо создать все необходимые условия перевозки живой рыбы согласно СанПиН.

условия перевозки живой рыбы санпин

Как правильно организовать хранение и транспортировку живой рыбы

Перечислим основные моменты, отраженные в требованиях СанПиН:

  • Автотранспорт должен иметь санитарный паспорт.
  • Нельзя перевозить рыбную продукцию совместно с другими видами продукции, которые потенциально могут привести к снижению качества.
  • Внутренние поверхности транспорта должны быть гладкими и выполнены из нейтрального материала, не оказывающего негативного влияния на рыбную продукцию. Кроме того, они должны легко подвергаться очистке и дезинфекции.
  • Транспорт для рыбной продукции не может использоваться для перевозки иных видов продукции. Такое допускается в исключительных случаях только после тщательной уборки.
  • Машина должна быть оснащена контейнерными установками, изотермическими цистернами, либо другим оборудованием, обеспечивающим поддержание качества живой рыбы.
  • Все используемые для перевозки емкости должны быть промыты и продезинфицированы, а затем вновь промыты и наполнены водой.
  • Вода, в которой планируется содержать рыбу, должна быть чистой и прозрачной. Допускается использование хлорированной водопроводной воды при условии предварительной воздушной аэрации.
  • Все участники транспортировки (водитель, экспедитор) должны иметь при себе медицинские книжки, спецодежду.

Соблюдение норм перевозки – гарантия доставки качественного продукта

Лишь при соблюдении вышеописанных условий перевозки живой рыбы в соответствии с требованиями СанПиН, возможно гарантировать высокое качество доставленного продукта.

С другой стороны, нарушение данный правил грозит преждевременной порчей продукта и возникновением конфликта заказчика с поставщиком. Сотрудничайте только с проверенными рыбоводными хозяйствами, качество работы которых не будет вызывать каких-либо нареканий.

5.4. Транспортирование и хранение живой рыбы

К перевозке, хранению и реализации допускается здоровая, подвижная рыба, без механических повреждений, грибковых за­болеваний и внешних паразитов на теле, с неповрежденными че­шуйчатым покровом и кожей, целыми и чистыми плавниками, неповрежденными глазами, без опухолей на теле, с тонким сло­ем слизи.

Транспортирование живой рыбы. При перевозке в воде перво­степенное значение имеет качество воды и прежде всего насы­щенность ее кислородом. Содержание кислорода в воде должно быть достаточным для обеспечения нормального дыхания перево­зимой рыбы, которое зависит от потребления кислорода рыбой, содержания кислорода в воде и от температуры воды. В относи­тельно холодной воде содержание кислорода выше, а потребность рыбы в нем меньше, повышается и значение пороговой (мини­мальной) концентрации кислорода. Таким образом, при пониже­нии температуры создаются более благоприятные условия для перевозки рыбы. Потребление кислорода зависит также от вида и возраста рыбы. Чем моложе рыба, тем она подвижнее и больше потребляет кислорода.

Наиболее благоприятная для перевозки холодолюбивых рыб температура воды 6...8°С, а теплолюбивых 10... 12"С; весной 3...5°С, осенью 5...6°С. Зимой все виды рыб можно перевозить при температуре воды 1... 2 °С.

В зависимости от размера транспортной тары воду аэрируют разными способами: наиболее примитивно в бочках и других не­больших емкостях — переливанием с помощью небольшого руч­ного насоса; при автомобильных перевозках — распылителями из резинового шланга с 15...20 отверстиями на 1 см2, через которые под давлением подается воздух.

При любом способе обогащения воды кислородом достигается освобождение воды от углекислого газа и, что особенно важно, от хлора, если используется хлорированная вода. Концентрация хлора 0,2 мг/л действует на рыбу отрицательно, нарушая меха­низм дыхания, и в конечном счете приводит к гибели от паралича дыхания. В некоторых городах и на железнодорожных станциях, где используется вода непосредственно из рек, концентрация хлора может достигать 0,5 мг/л.

На содержание кислорода в воде влияет также загрязненность ее органическими веществами, для окисления которых расходу­ется значительное количество кислорода, вследствие чего снижа­ется его концентрация в воде. Слизь, выделяемая многими вида­ми рыб, служит хорошим субстратом для гнилостных бактерий, большинство которых потребляет кислород.

Количество воды, необходимое для перевозки, зависит от био­логических особенностей, возраста рыбы и продолжительности перевозки. Его вычисляют, используя данные о дыхании разных видов рыб и количестве растворенного в воде кислорода при кон­кретной температуре. Различные виды рыб потребляют неодина­ковое количество кислорода при дыхании. Например, при 10 °С за 1 ч в расчете на 1 кг массы стерлядь потребляет 68 мг кислорода, лещ — 85, щука — 50, карп среднего размера — 45, карась — 30, угорь — 25, пелядь — 10 мг. Количество растворенного в воде кис­лорода также неодинаково при разных температурных режимах. Например, при 5 "С в 1 л воды содержится 12,7 мг кислорода, при 10 °С - 11,2, при 15 °С- 10,1, при 20°С-9,1 мг.

Транспортирование живой рыбы должно проводиться специ­альным или приспособленным для живой рыбы автомобильным или железнодорожным транспортом, обеспечивающим сохранность ее качества. Живую рыбу транспортируют в чистой прозрачной воде, без вредных примесей и ядовитых веществ, с аэрацией. До­пускается транспортирование в водопроводной воде, содержащей хлор, при условии предварительной тщательной воздушной аэра­ции ее в течение 30...50 мин. Морскую рыбу транспортируют и хранят в морской воде.

Согласно установленным правилам продолжительность транс­портирования живой рыбы (амура, буффало, карпа, сазана, сома, угря, карася и линя) автомобильным транспортом не должна превышать 8 ч при температуре воды и окружающего воздуха не более 10 °С без замены воды. При более высокой температуре воду охлаждают льдом, а продолжительность транспортирования со­кращают до 6 ч.

Основными факторами, влияющими на выживаемость рыбы при перевозках, являются отсадка рыбы перед транспортирова­нием, способ и дальность перевозки, плотность посадки с учетом вида рыбы, сезонность перевозки, насыщенность воды кислоро­дом, температура воды.

Наименьший процент снулости отмечен при перевозке живой рыбы специализированным автомобильным транспортом с при­нудительной аэрацией воды. Это объясняется небольшой дально­стью перевозки (максимально 10... 12 ч), достаточным количеством кислорода для рыбы, поступающего с воздухом, который нагне­тает компрессор, и небольшими погрузочно-разгрузочными ра­ботами. Наиболее значительные потери живой рыбы наблюдаются при перевозках железнодорожным транспортом.

Перспективны способы транспортирования рыбы без воды авиа­транспортом с применением анестезии; при этом резко снижает­ся степень накопления продуктов жизнедеятельности организма. Такой же эффект можно получить, изменяя при перевозке низ­кие температуры в интервале от -1 до -3 °С. Разрабатывается спо­соб транспортирования живой рыбы во влажной атмосфере. Одна­ко перевозка без воды пока не получила широкого распростране­ния.

Соотношение рыбы и воды в цистернах и контейнерных уста­новках автомашин с системой принудительной аэрации, а также в приспособленных средствах (чанах, бочках и др.) без принуди­тельной аэрации воды должно соответствовать данным, приве­денным в табл. 5.1.

Продолжительность транспортирования форели, судака, бело­глазки, жереха, леща, синца, толстолобика, щуки, язя и других пресноводных рыб автомобильным транспортом 12 ч при темпе­ратуре воды и воздуха не более 10 °С. После 6 ч транспортирова­

ния вода подлежит замене. Перепад температур воды в водоеме, при транспортировании или при реализации живой рыбы в тор­говой сети не должен превышать 4 °С.

Соотношение рыбы и воды при транспортировании живой рыбы

Таблица 5.1

Соотношение рыба: вода

Рыба

для цистерн и контей­нерных установок с при­нудительной аэрацией воды

для приспособленных средств без принуди­тельной аэрации воды

Амур, буффало, карп, сазан, сом, угорь

1:1,25

1:2,5

Карась, линь

1:1

1:2

Форель, судак

1:5

Белоглазка, жерех, лещ, синец, толсто­лобик, щука, язь и другие пресноводные рыбы

1:2

1:3

Морские рыбы

1:10

Морскую рыбу транспортируют в морской воде с температу­рой не выше 6 °С при температуре окружающего воздуха от +15 до -15 °С не более 4 ч. Для местной реализации допускается транс­портировать морскую живую рыбу в морской воде при температу­ре не выше 10 "С при температуре окружающего воздуха от +20 до -20 °С не более 4 ч и совместно транспортировать треску (пикшу) и камбалу.

Железнодорожным транспортом живую рыбу транспортируют в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта. В каждом из специально оборудованных железнодорожных вагонов имеются две металлических емкости объемом по 16 м3. Имеются отсеки для хранения льда. Холодная вода, образующаяся при таянии льда, стекает в емкости с рыбой, охлаждая в них воду. Срок транспортирования живой морской рыбы 'в живорыбных вагонах не более 2 сут.

Кроме железнодорожного транспорта на дальние расстояния живую рыбу перевозят также водными транспортными средства­ми, которыми служат:

• специальные прорези-соймы. Они представляют собой плаву­чие садки с щелями в стенках шириной около 2 см. В среднем сойма вмещает 1 т живой рыбы на 10 м3 воды (при соотношении 1:10). При перевозках нельзя развивать большую скорость. Обычно скорость движения транспорта составляет не более 3...4 км/ч;

. живорыбные баржи, по размерам значительно превосходящие прорези. На носу, корме и посередине баржи находятся водонепро­ницаемые отсеки (камеры), придающие ей плавучесть, а между ними находятся проточные садки с прорезями в бортах и дне для содержания живой рыбы. Вместимость садков около 100 м3. В них можно помещать до 200 ц рыбы. Баржи тянут буксиром;

• живорыбные изотермические суда. В трюме такого судна еди­новременно перевозят до 300 ц живой рыбы. Для размещения рыбы в трюме имеются 10 водонепроницаемых отсеков различ­ной вместимости. Подаваемая в отсеки вода охлаждается и аэри­руется.

Самолеты и вертолеты используют для транспортирования мо­лоди рыб при их искусственном разведении. Посадочный матери­ал помещают обычно в емкости из полимерных материалов. Для перевозок на небольшие расстояния используют специализиро­ванные живорыбные автомашины с системой принудительной аэрации, которые позволяют транспортировать 800... 1 600 кг жи­вой рыбы. Для местной реализации рыбу перевозят также в чанах и бочках, устанавливаемых в кузове автомашины. В сельской мест­ности иногда пользуются гужевым транспортом.

Хранение живой рыбы. Сезонность выращивания рыбы в пру­довых хозяйствах вызывает необходимость содержания ее в садках. Во многих рыбоводных хозяйствах, вблизи которых имеются есте­ственные водоемы, кратковременное и длительное хранение рыбы практикуется в деревянных плавучих садках в виде решетчатых ящиков длиной 1... 2 м и высотой 1 м. Плавучие садки делают из брусьев и обшивают планками шириной 5 см с просветами между ними 2... 3 см. В верхней части садка устроена крышка, через кото­рую проводят посадку и вылов рыбы. Плотность посадки (ры­ба : объем воды в садке) карпа, сазана, линя в плавучих садках 1:3... 1:4. Серебристый карась в плавучих садках теряет чешую и погибает.

При кратковременном содержании рыба хорошо хранится рыба в деревянных контейнерах размерами 1x1x0,5 м, вмещающих 100... 125 кг живой рыбы. Контейнеры, как и садки, имеют дере­вянный корпус, обшитый планками или латунной сеткой. Кон­тейнеры помещают в бетонные садки или проточные каналы. Плот­ность посадки карпа 1:3.

Садки для длительного хранения рыбы при постепенной ее реализации устраивают так, чтобы имелся постоянный приток воды и рыбу можно было выловить в любое время. Для такого хранения используют земляные садки в виде продолговатых приглубных прудов разнообразных размеров, которые часто устраивают в кры­тых помещениях или вблизи водоемов. Для длительного хранения живой рыбы используют также бетонные и стационарные дере­вянные садки.

Для бесперебойного снабжения населения крупных городов живой рыбой устраивают живорыбные базы, в садках которых можно хранить единовременно до 200 т живой рыбы. На живо­рыбных базах обычно используют деревянные стационарные сад­ки, устанавливаемые на прилегающих к городу водоемах. Такой садок представляет собой плот площадью 150...200 м2, посереди­не которого расположено несколько садков объемом по 14... 18 м3, имеющих щели в дне и боковых стенах для циркуляции воды. Насыщение воды в садках кислородом обеспечивается за счет ес­тественной проточности. В садке размерами 2х2х 1 м в зависимос­ти от времени года помещают от 1 до 4 т рыбы. Норма посадки рыбы в небольших садках от 60 до 210 кг в зависимости от вида рыбы и времени года. На некоторых живорыбных базах рыбу хра­нят в земляных и железобетонных садках, снабженных проточной водой. Садки оборудуют арматурой для аэрации воды и принуди­тельной циркуляции.

При длительном хранении в садках, как правило, происходят потери массы рыбы в результате биохимических изменений в орга­низме в процессе голодания. В природных условиях рыбы в опре­деленное время года также голодают: одни — в период зимовки, другие — в период нерестовых миграций. При голодании рыбы затрачивают энергию на различные физиологические функции. Эту энергию они получают за счет окисления имеющихся в организме веществ, что приводит к уменьшению массы. Например, при зи­мовке рыб в водоемах Московской области карповые и осетровые теряют за 6...6,5 мес до 30 % массы.

Отмечено, что с уменьшением плотности посадки от 150...200 до 100 кг/м3 потери массы увеличиваются на 2 %. Это объясняет­ся тем, что улучшение газового состава воды при изменении плот­ности посадки повышает активность рыб. При длительном хра­нении живой рыбы наблюдается расход основных веществ: бел­ков и жиров, изменяется состав аминокислот и минеральных веществ.

Масса рыбы может изменяться также за счет увеличения и уменьшения количества воды в тканях рыбы.

При длительном голодании в условиях садков в мышцах тка­ней рыбы увеличивается массовая доля воды: у карпа и линя — на 3...4%, у сома — на 9%. Изменяется соотношение свободной и связанной воды. Увеличение массовой доли свободной воды по­нижает качество продукта.

При хранении и транспортировании снулой рыбы в воде мо­жет происходить увеличение массы: у щуки за 2 сут — до 12 %, у судака за 1 сут — на 2...5 %. Это объясняется изменением колло­идной структуры мускульной ткани после смерти рыбы. Увеличе­ние массы отмечают иногда у слабой рыбы, что вызвано наруше­ниями обмена веществ в теле живой рыбы.

Сохраняемость рыбы в садках зависит от условий и сроков хра­нения, конструкции садка, времени года и состояния рыбы. В сред­нем за 3 мес хранения снул ость карпов составляет около 15%, причем выше в летний период и ниже в холодное время года.

В торговой сети живая рыба должна содержаться в емкостях с аэрацией или проточной водой, обеспечивающих ее жизнедея­тельность на период хранения и реализации, как правило, в тече­ние 1...2 сут.

ТРАНСПОРТИРОВКА ЖИВОЙ РЫБЫ

Подробности

Просмотров: 4468

В процессе выращивания рыбы возникает необходимость в ее многократных перевозках, связанных с пересадкой рыбы из одних водоемов в другие, специализацией хозяйств, освоением новых объектов рыборазведения и новых водоемов, а также необходимостью доставки выращенной продукции в живом виде в торговую сеть для реализации.

Перевозка живой рыбы - важное звено в общей цепи рыбоводных мероприятий. Особенно важное значение имеет транспортировка товарной продукции, так как живая рыба обладает наиболее ценными пищевыми качествами. Доставка потребителю рыбы в живом виде является одной из основных задач товарных рыбоводных хозяйств.

На всех стадиях развития рыбу разрешается транспортировать только при наличии специального ветеринарного разрешения - проходного свидетельства. Емкости для перевозки икры и рыбы на всех стадиях развития можно использовать только после их обработки 10-20%-ным раствором хлорной извести и промывки водой. Перед погрузкой в емкость рыбу обрабатывают в антипаразитарных ваннах с 5%-ным раствором поваренной соли.

Совершенно недопустима перевозка рыбы из хозяйств и водоемов, в которых зарегистрированы такие заболевания, как краснуха, бранхиомикоз, фурункулез, вертеж лососевых, инфекционная анемия и дискокотилоз форели. В водоемы, в которых отмечены эти заболевания, запрещено завозить здоровую рыбу. Не допускается перевозка рыбы, у которой наблюдается пучеглазие, ерошение чешуи, вздутие брюшка, разрушение жабр и их побеление, искривление позвоночника, почернение задней части тела, наличие многочисленных черных точек на поверхности тела, плавников и жабр.

При погрузке рыбы в транспортные емкости вялых, истощенных и травмированных особей нужно отбраковывать. Запрещается перевозка рыбы в прорезях по водоемам, в которых отмечены инвазионные и инфекционные заболевания. Рыбу, пораженную триходиниозом, хилодонеллезом, дактилогирозом и гиродактилезом, можно перевозить только после антипаразитарной обработки в аммиачных или солевых ваннах.

Разрешение на перевозку рыбы дает соответствующая ветеринарная служба.

Привезенная рыба проходит карантин в течение 20 сут в карантинных прудах, бассейнах или садках. При обнаружении заболевания рыбы в процессе транспортировки на месте назначения ее размещают в водоемы, на которые накладывают длительный карантин. При отсутствии такой возможности по рекомендации ветеринарного надзора рыбу используют в пищу или уничтожают, при этом обязательно составление акта, подписанного представителями ветеринарной службы, транспортной организации, грузополучателя и лица, сопровождавшего рыбу во время перевозки. Воду из емкостей после разгрузки рыбы сливают в специальные приемники для обезвреживания, а емкость подвергают дезинфекции и промывке водой.

При перевозке рыбы высокие требования предъявляются к качеству и количеству воды. Для заполнения емкостей можно использовать только чистую воду, не содержащую вредных и ядовитых примесей. В случае забора воды из водопроводной сети она должна быть очищена от хлора. Для этого воду аэрируют на протяжении 15-20 мин или отстаивают в зависимости от температуры в течение 6-8 ч.

Для перевозки используют воду, активная реакция (рН) которой нейтральная или слабощелочная. При длительной перевозке рыбы рН воды изменяется в результате накопления углекислоты. Во избежание этого явления рН можно стабилизировать путем добавления поваренной соли в количестве 2-10 кг на 1 м3 при перевозке крупных рыб и 5-6 кг на 1 м2 при перевозке молоди. В случае сильно щелочной реакции воду можно подкислить добавлением 2,5% торфа.

При загрузке рыбы в емкость температура воды в ней не должна отличаться от температуры воды в водоеме, в котором рыба находилась раньше, более чем на 2°С. После загрузки рыбы в емкость воду постепенно охлаждают путем добавления льда и во время транспортировки следят за тем, чтобы температура воды не повышалась. Запас льда должен быть не менее 5 кг на 100 л воды.

При необходимости полной или частичной замены воды в процессе транспортировки ее можно отбирать из водоисточника только в том случае, если он является благополучным по инфекционным и инвазионным заболеваниям. При остановках в пути воду обязательно аэрируют. В случае обнаружения погибшей рыбы ее немедленно извлекают из воды, так как при ее разложении резко ухудшается газовый режим, что может вызвать гибель всей рыбы.

В зависимости от длительности транспортировки, температуры воды и воздуха, возраста рыбы и ряда других факторов соотношение воды и рыбы в емкостях для перевозки бывает различным. Оптимальным соотношением считают такое, когда при минимальном количестве воды перевозимая рыба не угнетается. Угнетение происходит в результате накопления в воде углекислоты и других продуктов жизнедеятельности рыб и уменьшения концентрации растворенного кислорода. Уменьшить количество воды при транспортировке можно путем аэрации, а также снижением интенсивности дыхания рыб в результате охлаждения или анестезирования рыбы.

Живую рыбу можно перевозить и без воды. Для этого ее размещают в 1-2 слоя в лотки размером 60 х 75 х 10 или 55 х 55 х 10 см с фиксирующими уголками, уложенные в стопы по 7-8 шт. В лотки предварительно раскладывают мох-марлевые салфетки в несколько слоев или траву. Дно лотков имеет небольшие отверстия, расположенные в шахматном порядке. Стопы лотков завершают лотком со льдом или бачком с водой и накрывают брезентом.

Перевозить молодь и взрослых рыб можно в брезентовых чанах. Перед транспортировкой рыбы на дальние расстояния ее необходимо выдержать в проточной воде в течение 10-12ч для освобождения ее кишечника от содержимого, что способствует сохранению нормального гидрохимического режима в емкостях на протяжении более длительного времени.

Личинок и мальков внутри хозяйств перевозят в молочных бидонах, канистрах и полиэтиленовых бидонах. Их устанавливают в повозку, кузов автомобиля или мотороллера. В жаркое время бидоны целесообразно устанавливать в чаны с водой, в которые добавляют лед. Плотность посадки личинок в бидоны при внутрихозяйственных перевозках составляет до 100 шт./л, а при дальних - 50 шт./л.

Живую рыбу перевозят в открытых и закрытых специализированных емкостях. В зависимости от способа аэрации воды в качестве открытых емкостей используют живорыбные машины с компрессорными установками, брезентовые чаны, контейнеры, канны и т. д. Аэрируют воду либо кислородом, подаваемым из баллонов, либо атмосферным воздухом, нагнетаемым в емкости компрессорными установками, либо просто в результате механического перемешивания воды и воздуха во время транспортировки.

В качестве закрытых емкостей используют полиэтиленовые пакеты, канистры, бидоны, бочки-цистерны, заполненные водой со слоем воздуха или кислорода или полностью заполненные водой.

При межхозяйственных перевозках личинок и молоди судака и бестера используют канны из оргстекла, в которых воду аэрируют кислородом из баллона.

Очень удобны при длительной транспортировке полиэтиленовые пакеты (рис. 26) емкостью 40 л. В них заливают 10-12л прудовой воды и помещают по 50- 100 тыс. личинок карповых рыб до 15 тыс. осетровых, до 166 тыс. лососевых, от 55 до 250 тыс. окуневых. После помещения рыбы в пакет и наполнения его кислородом пакет герметизируют. Аналогичным образом в пакеты пересаживают мальков или сеголетков. Расчет их посадки ведут по графику зависимости плотности посадки от индивидуальной массы рыбы и расстояния

Правила перевозки живой рыбы

Перевозки, связанные с доставкой такого товара, как живая рыба – явление достаточно нечастое. Рыба, в том числе и живая, относится к ряду специфических товаров, к которым нужно относиться с соблюдением всех правил доставки подобных грузов. Правила эти могут быть прописаны в различных методиках и санитарных нормах, но большую роль играет и практический опыт, полученный различными перевозчиками.

Рыба, это скоропортящийся продукт. Доставлять ее лучше в нежаркую погоду, чтобы избежать перегрева воды. В противном случае рыба может погибнуть. Низкая температура воды при транспортировке живой рыбы – непременное условие. Такие виды рыбы как сазан, карась и карп достаточно комфортно чувствуют себя при температуре +8С. Крупная рыба типа форели, семги и стерляди нуждается в более низкой температуре, порядка -6С. При длительной транспортировке рекомендуется охлаждать воду с помощью льда. Для этого используется специальная емкость с дырочками, в которой находится лед. При помещении емкости со льдом в воду, он начинает подтаивать, охлаждая воду и обеспечивая дополнительный кислород.

Правила перевозки живой рыбыПеред тем, как грузить рыбу для транспортировки, необходимо проверить чистоту емкости, в которой она будет перевозиться. Стерильная чистота необязательна, но емкость должна быть относительно чистой, не иметь на стенках никаких отложений. Все загрязнения перед загрузкой необходимо отмыть. Кроме того, вода, в которой рыба перевозится, никогда не должна быть хлорированной. Мутная вода тоже недопустима. В этих случаях рыба может погибнуть еще по пути следования.

Нельзя загружать в емкость для перевозки первую попавшуюся рыбу. Процесс подготовки рыбы к транспортировке начинается за несколько часов. Рыбу, которую необходимо перевезти, сначала отсаживают в отдельные садки, затем осматривают на предмет повреждений и заболеваний. Рыбу, имеющую повреждения, а также подозрения на различные заболевания (наличие паразитов), нельзя отправлять в одной емкости со здоровой рыбой. Емкость, в которой будет перевозиться рыба, должна быть заполнена примерно на 70%. Лучше, если это будет вода из того водоема, где рыба разводилась. После загрузки рыбы в емкость для перевозки, нужно некоторые время выждать и только после этого можно трогаться в путь.

Правила перевозки живой рыбыПо пути следования необходимо проверять состояние перевозимого груза. При повышении температуры воды ее можно охладить с помощью колотого льда, либо путем долива воды из подходящего водоема. При необходимости смены воды, нельзя менять весь объем воды сразу. Резкие перепады температуры недопустимы. Лучше всего производить смену воды небольшими дозами. Также, можно производить процедуру аэрирования. Это процесс увеличение кислорода в воде. Все очень просто. Для этого необходимо всего лишь размешать воду длинной палкой. Это и обеспечит дополнительный кислород.

Допускается быстрая перевозка живой рыбы вообще без воды. Но непременное условие при этом – перевозка не должна длиться больше 3-4-часов. Остановки и задержки приведут к гибели рыбы. По окончании перевозки рыбу нужно сразу же поместить в воду.

4. Методы и оборудование для перевозки живой рыбы.

Развитие рыбного хозяйства на внутренних водоемах, в том числе прудового и индустриального рыбоводства, связано с рас­ширением объема перевозок живой рыбы. В больших масштабах применяют перевозку икры, личинок, молоди и производителей при акклиматизационных работах.

Перевозка живой рыбы проводится как внутри хозяйства, так и за его пределами. Внутрихозяйственная перевозка живой рыбы связана с пересадкой рыбы из одних категорий прудов в другие, а также при доставке товарной (столовой) рыбы в тор­говую сеть. Как правило, эти перевозки осуществляются на небольшие расстояния и по времени непродолжительны.

Межхозяйственные перевозки связаны главным образом с транспортировкой посадочного материала (годовиков, сеголет­ков, личинок) из хозяйств питомников и полносистемных хо­зяйств, специализирующихся на выращивании молоди, в прудо­вые и озерные хозяйства. Важное место в рыбохозяйственной практике занимают перевозки производителей, а также оплодо­творенной икры.

Перевозка живой рыбы. При межхозяйственной перевозке необходимо разрешение ветеринарной службы. Перевозить мож­но только здоровую рыбу. Из хозяйств, неблагополучных по заболеваниям — бранхиомикозом, краснухе, фурункулезу, вертежу лососевых, вывоз рыбы запрещен. При других инвазионных заболеваниях (ботриоцефалезе, филометроидозе, лигулезе, аргулезе и др.) вопрос о перевозке решается в соответствии с дей­ствующей инструкцией по борьбе с этими болезнями. Рыба, пораженная эктопаразитами, может быть перевезена только пос­ле обработки.

При подготовке рыбы к транспортировке вялых, истощен­ных и травмированных особей необходимо отбраковывать. Рыба, подлежащая перевозке, должна быть обработана в солевых или аммиачных антипаразитарных ваннах. Тару нужно обработать 10...20 %-ным раствором извести.

До транспортировки рыбу выдерживают в чистой проточной воде в течение 2...4 ч. За это время с нее смывается налипшая при облове грязь, промываются жабры, освобождается от пищи кишечник. Состояние рыбы при перевозке зависит от качества и количества воды, поэтому при перевозке нужно использовать только чистую воду, не содержащую вредных и ядовитых приме­сей, с температурой, равной температуре воды водоема, где находилась рыба. Для охлаждения воды в пути нужен лед. При необходимости смены воды в пути пользуются водой из тех водоемов, где нет заболеваний. Вода из колодцев, а также из городских водопроводов не подходит. Оптимальная температура для перевозки большинства тепло­любивых рыб в летнее время — 10...12°С, холодолюбивых — 6...8 °С, а весной и осенью — соответственно 5...6 и 3...5 °С. Тиляпию следует перевозить при температуре 20...23 °С.

В зависимости от длительности перевозки, температуры воды и воздуха, возраста и размеров рыбы и ряда других факторов соотношение воды и рыбы в емкостях для перевозки бывает различным. Оптимальным считают такое соотношение, когда при минимальном количестве воды перевозимая рыба не угнетается. Многие виды рыб возбуждаются во время перевозок. В этих слу­чаях можно применять анестезирующие препараты: трикаинметасульфонат (МС-222), хинальдин, веронал натрия, уретан.

Живую рыбу можно перевозить и без воды. Фактором, опре­деляющим успех этого мероприятия, является продолжитель­ность. При перевозке различных возрастных групп карпа она ограничена 2...4 ч. Чем ниже температура, тем дольше может быть перевозка. Рыб помещают в лотки или ящики, в 1...2 слоя. На дно предварительно кладут марлевые салфетки в несколько слоев или траву. Дно имеет отверстия для стока воды. Перед перевозкой рыбу орошают водой. Ящики устанавливают один на другой стопками по 7...8 шт. и закрывают брезентом, с тем чтобы сохранить влажную среду.

Перевозка икры и спермы. Успех перевозки зависит от каче­ства икры и условий перевозки. Оплодотворенную икру тран­спортируют на начальных или конечных стадиях развития, когда эмбрион менее всего чувствителен к механическим воздействиям. Неклейкую и искусственно обесклеенную икру перевозят без воды и субстрата в специальной таре: рамки, кюветы, картонные или фанерные ящики с кюветами из пористого стиролового пластика, полиэтиленовые пакеты. Для кратковременной перевозки можно использовать банки.

Икру осетровых перевозят на деревянных рамках, уложен­ных в изотермические, влагонепроницаемые пенопластовые ящи­ки. На рамки расстилают марлевые салфетки, затем кладут икру и накрывают ее свободными концами салфетки. Сверху на стопку рамок ставят такую же рамку, но с сетчатым дном, в которую закладывают лед. За время транспортировки лед постепенно тает, и вода стекает по стопке рамок, охлаждая и увлажняя икру. Оплодотворенную и обесклеенную икру осетровых рыб можно перевозить и в полиэтиленовых пакетах, заполненных водой и кислородом. Соотношение объема воды с икрой и кислорода при­нимают 1:1. Оптимальная температура при перевозке зависит от вида, так как для икры белуги она равна 10...13°С, осетра — 14...17, севрюги— 18...22 °С. Перевозка не должна длиться бо­лее 10 ч.

Икру лососевых перевозят на рамках размером 50X30 см. Их вместимость около 7 тыс. икринок. Рамки кладут стопкой по 8... 12 шт. в стойку контейнера из пенопласта. В контейнере нуж­но поддерживать оптимальный температурный режим и влаж­ность, своевременно удалять из ящика излишки воды. При низ­ких температурах наружного воздуха на контейнер надевают войлочный чехол. При длительной транспортировке икру промы­вают через сутки. При перевозке икры во влажной среде, при температуре 4...7 °С весной и осенью, 8...12 °С летом, ее отход за 24...48 ч транспортировки не превышает 2%.

При перевозке спермы важную роль играет температура. При температуре 1...1,5°С сперма карпа сохраняет свою активность на протяжении 2 сут, форели — до 9 сут, осетровых — до 18 сут. Хранят и перевозят сперму в стеклянных пробирках диаметром 0,7...0,8 и высотой 4...5 см. После заполнения спермой пробирки закрывают корковыми пробками, предварительно прокипячен­ными в парафине, и снабжают этикетками с указанием даты, времени отбора спермы, вида рыбы, номера производителя, объема и качества спермы. Пробирки помещают в штатив, кото­рый ставят в термос, заполненный льдом. Если температура воз­духа при транспортировке выше 25°С, то новую порцию льда закладывают через каждые 12 ч, а при 18...24 °С — через 24 ч. Перед использованием спермы проверяют ее качество.

Живую рыбу, икру и сперму перевозят автомашинами, желез­нодорожным, водным и авиационным транспортом. В качестве транспортной тары используют как открытые, так и герметиче­ские емкости. К емкостям открытого типа относят автоцистерны, съемные контейнеры, чаны, деревянные ящики, специальные суда и вагоны, ванны и изотермические контейнеры; к закры­тым — полиэтиленовые пакеты, бидоны с плотной крышкой и др. Автомашины для перевозки имеют автоцистерну емкостью 2400 л. Производительность воздушного компрессора цистерны 10 м3/ч. В ее передней части находится емкость для льда (до 100 кг), так как в пути нужно охлаждать воду в цис­терне, и где-то хранить снулую рыбу. В задней стенке цистерны находится люк диаметром 250 мм с воздушным рукавом, через который выпускают рыбу.

Перед загрузкой автоцистерны рыбой воду доводят до опреде­ленной температуры: летом ее охлаждают чистым льдом. Для насыщения воды кислородом и удаления из нее углекислоты или хлора перед погрузкой необходимо на 10...15 мин включить аэрационную систему при открытых крышках загрузочных лю­ков. Во время погрузки компрессор должен работать непрерывно. Загружают рыбу через верхние люки. После полной загрузки уровень воды должен быть не ниже 30...40 мм от верхнего конца горловины. Нормы посадки рыбы и длительность перевозки за­висят от температуры воды и содержания кислорода. Для карповых рыб при рекомендуемой плотности посадки время перевозки не должно превышать 1,8 ч, осетровых — 2,6 ч, лососевых — 2,1 ч. В случае задержек рыба может погибнуть из-за дефицита кислорода. В случае вынужденной и длительной ос­тановки автомашины аэрационная система должна работать не­прерывно.

Живую рыбу перевозят также автоцистерной на базе водораздатчика ВР-3,0. Ее устанавливают на грузовой автомашине. Объем цистерны 3 м3. Она оборудована компрессором для аэрации воды и выгрузки живой рыбы. Для загрузки рыбы ис­пользуют лебедку, расположенную в передней части цистерны. Выгружают рыбу через отверстие в нижней части цистерны, к которому присоединяют гибкий шланг.

Для перевозки рыбы удобны съемные контейнеры типа ИКФ-4 и ИКФ-5, которые устанавливают на грузовые машины. Их изго­товляют из листового пищевого алюминия объемом 1,8 м. В нижней части контейнера находится люк для выгрузки рыбы. Аэрация осуществляется с помощью бензокомпрессорной уста­новки, смонтированной на платформе автомашины. Контейнеры не имеют термоизоляции, поэтому при температуре окружающего воздуха ниже О °С не рекомендуется перевозить в них живую рыбу на большие расстояния. В практике широко используется перевозка рыбы в брезентовых чанах, монтируемых на грузовых автомашинах с помощью деревянного каркаса. Размеры брезен­тового чана можно изменять в зависимости от размера плат­формы машины. Можно перевозить рыбу в установках Н15-ИЖЗК.

Вагоны для перевозки молоди рыб, производителей и кормовых беспозвоночных типа В-20 и Б-329 оснащены двумя резервуарами общей емкостью 30 т. Вода аэрируется с помощью 120 форсунок и в виде мелких капель попадает в резервуары. Для снижения температуры воды используют лед. В этих резер­вуарах можно перевозить до 12 т рыбы.

Предварительно воду в резервуарах нужно проаэрировать в течение 1 ч и не выключать аэрационную систему во время по­грузки рыбы. В пути необходимо отбирать снулую рыбу. При перевозке молоди рыб массой 1...20 г всасывающие клапаны насосов и резервуаров обтягивают мелкоячейной капроновой делью или латунной сеткой, для того чтобы не допустить попа­дания рыбы в магистральные трубы аэрационной системы и из­бежать засорения форсунок. При перевозке мелких организмов в цистернах устанавливают садки из безузловой мелкоячеистой дели на дне резервуара вагона. Садок представляет собой мел­коячеистый каркас из металлического прута диаметром 10...12мм, размером 0,6X1,0X0,6 м, обтянутый капроновым ситом. Количество перевозимой рыбы зависит от ее индивидуальной массы, температуры воды, содержания кислорода. Так, например, плотность посадки карповых рыб средней массой 20 г при содержании кислорода 5 мг/л, при температуре 10°С составляет 1100 кг, а при 15 °С — 570 кг. Для рыб средней массой 500 г, при тех же условиях, плотность посадки будет соответственно 2800 и 1400 кг. При увеличении содержания кислорода до 8 мг/л плотность посадки рыбы и продолжительность транспортировки увеличиваются. Время выживания карпа в аварийных условиях при начальном содержании кислорода 5 мг/л состав­ляет 0,5...! ч, а при 9 мг/л — 2,4...8,6 ч.

Авиатранспортом перевозят живую рыбу на большие расстояния. Для этого используют изотермические и герметиче­ские контейнеры из пенопластовых плит. Масса загруженного контейнера 30...40 кг. Его размеры (158X51X46 см) позволяют производить погрузку через люки самолетов различных типов. Внутри контейнера помещают рамки, обтянутые металлической сеткой или марлей, или хамсоросом в зависимости от назначения контейнера.

Широкое применение получили полиэтиленовые пакеты. Существует два типа пакетов — стандартные (емкостью 40 л) и крупногабаритные (до 300 л), которые используются для пере­возки крупных рыб. Пакеты изготовляют из полиэтиленового рукава шириной 40...80 см, толщиной 0,07...0,15 мм. Стандартный пакет объемом 40 л изготовляют из рукава шириной 50 см, дли­ной 95 см. Для увеличения надежности их делают из несколь­ких слоев полиэтилена.

В пакет с водой помещают рыбу и вставляют в него резино­вую трубку длиной 5...6 см. Конец пакета обертывают изоля­ционной лентой и надевают на него зажим. Освободив пакет от воздуха, присоединяют к резиновой трубке шланг от кислород­ного баллона и подают кислород. Заполненный пакет герметизируют с помощью зажима или других приспособлений и помещают в картонную коробку. Упакованный таким образом па­кет можно транспортировать продолжительное время и на боль­шие расстояния. Если во время транспортировки ожидается рез­кая смена температуры, то в картонные коробки, вокруг пакетов, следует помещать теплоизоляционный материал (вату, поролон, бумагу). Для охлаждения воды в коробки закладывают лед, упакованный в полиэтиленовые пакеты.

Перед перевозкой рыбу (за исключением личинок) необхо­димо выдержать не менее суток без пищи. В противном случае длительность выживания при тех же нормах посадки снижается примерно на 50%. При выпуске рыбы пакеты предварительно помещают в емкость (пруд, бассейн, садок) и вскрывают после выравнивания температуры воды в пакете с температурой воды в емкости. Плотность посадки рыбы в полиэтиленовые пакеты зависит от ее вида и возраста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *