Методический материал для проведения олимпиады по искусству. 9 класс
Ответ:Характеристики:
Напоминание о Боге и призывом к нему является икона
На кровле храма развешано множество колокольчиков
В храме при богослужении звучит орган
Купол храма символизирует единого Бога , минарет – его пророка
12. Как называется очертание, наружный вид, контур предмета в изобразительном искусстве?
а) фактура
б) композиция
в) форма
13. Что выражала авторская песня второй половины XX века?
а) Массовый трудовой энтузиазм
б) Протест против демократии
в) Протест против ограниченной свободы личности
14. Что такое синтез искусства?
а) Противопоставление видов искусства
б) Соединение видов искусства в художественное целое
в) Сравнение видов искусства
15. Что такое храм?
А) культовая постройка
Б) монументальное парадное здание
В) мемориальное сооружение
Задание 2. Назвать имя, недостающие определения,
___________________________________________? (Название произведения)
Многогранная личность — основоположника художественной культуры Высокого Возрождения — вот уже пять столетий восхищает человечество. Этот художник обладал многими талантами, он был Его гениальные догадки как ученого , , намного опередили современную ему эпоху. Он научно обосновал принципы воздушной перспективы, высказал научные предположения об особенностях зрения человека. Живопись он рассматривал как универсальный язык, способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе.
Рисунок символизирует
Этот рисунок определил канонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени. В XX в. на основе этого рисунка была составлена шкала пропорций, которая повлияла на образные решения современной архитектуры.
• Прочитайте его басню. Как можно трактовать ее мораль?
• О каких жизненных установках художника и ученого она свидетельствует?
Не оборачивается тот, кто устремлен к звезде».
Басня. Случилось так, что комочек снега очутился на верхушке скалы,.. и стал он размышлять: — Вот, не надлежит ли считать меня зазнавшимся и гордецом из-за того, что я, малый ком снега, нахожусь на столь высоком месте, и допустимо ли, что такое великое множество снега, какое отсюда видно мне, лежит ниже меня? Поистине, ничтожная моя толика не заслуживает этой высоты, о чем хорошим назиданием… служит мне то, что сделало вчера солнце с моими сверстниками, которые… были солнцем растоплены… Я же хочу спастись от гнева солнца и найти место, соответствующее моей значимости.
И вот ринулся он вниз и стал спускаться, катясь с высоких откосов поверх
другого снега; но чем ниже искал он себе места, тем больше росла его величина… и был он последним, которого в то лето растопило солнце.
Сказано для тех, кто смиренен: те и вознесены будут.
Ответ:Задание 3.
Установите соответствие между памятниками мировой культуры и их создателями. Результаты отобразите в таблице
1.Боттичелли С., Глинка М.И., Гоголь Н.В., Данте Аллигьери, Леонардо да Винчи, Лермонтов М.Ю., Микелянджело Б., Расстрелли Б.Ф., Фальконе Э.М., Фидий.
2.Божественная комедия, Весна, Герой нашего времени, Давид, Жизнь за царя, Зимний дворец, Медный всадник, Мёртвые души, Мона Лиза дель Джоконда, статуя Зевса Олимпийского.
п/п
Автор
Произведение
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Сумма баллов
Задание 4.
№п/п
Название произведения
Автор
Жанр
Стиль
Страна
Вид искусства
1
2
3
4
5
6
__________________________________________________________________________________________________
Задание 5.
Особое место в творчестве художника занимает портрет . Он является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета снова
Смотрела на нас?
Определить свое эмоциональное отношение к произведению искусства.
Написать 15 прилагательных, с помощью которых можно охарактеризовать
предложенное для анализа произведение искусства
Задание 6.
« вошел в церковь святой Софии, и начал молиться со слезами: “Боже славный, праведный, Боже великий, сильный, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ. Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне“…… .
Охарактеризовать личность героя, за какие заслуги его имя вошло в историю и культуру русского народа.
Задание 7. Замените определение термином:
Место ,где стоят иконы или ряд икон, отделяющих алтарь от остального храм
2.Нерасчленённость, слитность искусства, мифологии, религии, науки, трудовых процессов, характеризующая первоначальное состояние первобытной культуры
3.Сценическая площадка в древнегреческом театре
4.Реальная личность(или литературная), послужившая основой для создания тог или иного художественного образа
5.Пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе
6.Слово которое отличается от другого слова своим звучанием , но сходно по смыслу
7.Скульптурные изображения — женские фигуры заменяющие в архитектурной композиции колонны
Задание 8.Укажите по какому принципу составлен ряд:
Орест, Клитемнестра, Электра, Ипполит, Медея.
Ямб, хорей, амфибрахий, анапест.
Амфора, пелика, гидрия, лекиф, кратер, пифос.
«Макбет», «Гамлет», «Король Лир», «Отелло»
М.Плисецкая, Г. Уланова, М.Семёнова, М. Лиепа, В.Васильев, В.Чабукиани
«Аида», «Травиата», «Риголетто», «Отелло», «Корсар», «Трубадур», «Макбет»
Задание 9.
Автор:
1.Произведение этого автора выполнено в технике
2.Название произведения
3.Дайте собственную полную интерпритациюданному произведению
Ампир — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 июля 2019; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 июля 2019; проверки требуют 5 правок.Ампи́р (фр. style Empire — «имперский стиль») — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века; сменился течением историзма.
Зарождение[править | править код]
Стиль ампир является завершающим этапом классицизма, возник в первой трети XIX века. Во Франции эпохи Наполеона Бонапарта произошло перерождение классицизма в насаждающийся сверху, официальный имперский стиль, сущность которого нашла отражение в его названии (от фр. empire — «империя»). Стиль получил распространение во многих европейских государствах и активно развивался на протяжении трёх первых десятилетий XIX века.
В императорской Франции ампир отличала торжественность и парадность мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров, созданных придворными архитекторами Наполеона Шарлем Персье и Пьером Фонтеном[1].
В России[править | править код]
В Российской империи этот стиль появился при Александре I. Приглашение архитекторов-иностранцев в Россию было частым явлением, поскольку среди титулованных особ это было модно, а в начале XIX века в России существовало увлечение французской культурой. Для возведения Исаакиевского собора Александр I пригласил начинающего французского архитектора Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана, впоследствии ставшего одним из основоположников «русского ампира».
Многие исследователи вслед за И. Э. Грабарем . и Г. К. Лукомским выделяют в особый историко-региональный стиль ранний александровский классицизм с ориентацией на памятники архитектуры Древней Греции дорического стиля и последующий русский ампир, зодчие которого, как и в наполеоновской Франции, вдохновлялись памятниками императорского Рима. [2] Соответственно полноценное развитие ампира относится к «послевоенной эпохе» (после победы России в Отечественной войне 1812 г., придавшей новый импульс развитию стиля) и к периоду правления императора Николая I. Отсюда термин «николаевский ампир». Русский ампир получил разделение на московский и петербургский, причем такое деление определялось не столько территориальным признаком, сколько степенью отрыва от классицизма предыдущей эпохи — московский был более связан с национальными традициями. [3].Наиболее известным представителем петербургского направления ампира стал архитектор Карл Росси, среди других представителей этого стиля принято называть архитекторов Андреяна Захарова, Андрея Воронихина, Осипа Бове, Доменико Жилярди, Василия Стасова, скульпторов Ивана Мартоса, Феодосия Щедрина[1]
Возрождение ампира в перерождённых формах произошло в России в советское время, в период от середины 1930-х до середины 1950-х годов. Данное направление ампира также известно как «сталинский ампир»[5].
Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястр, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Художественный замысел стиля с его массивными лапидарными и монументальными формами, а также богатым декорированием, содержанием элементов военной символики, прямым влиянием художественных форм прежде всего Римской империи, а также Древней Греции и эллинизма, был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии [1][5].
Ампирная мода ценила вытянутый силуэт, созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны. Платья шили с высокой талией, под грудью перехватывали поясом, а сзади вставляли валик из конского волоса. Шею и руки оставляли открытыми. Полотнища платьев внизу расшивали золотой и серебряной нитью, зелеными пальмовыми листьями. Нижний край отделывали синелью, пайетками и блестками. Если платье было нарядным, предназначалось для визитов и танцев, то у него часто были короткие рукава с буфами. Под платья-туники надевали рубашки или трико телесного цвета. Женское тело было хорошо видно. Иногда даже платья из тонких материй смачивали водой, чтобы они прилипали к телу[6]. Декольте тоже были максимально открытыми.
- Ампир // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Александр Спельц. Орнаменты Ампира. — 1924. Иллюстрации
- Bourgeois E. Le style Empire, ses origines et ses caractères. P- ., 1930.
- Некрасов А. И. Русский ампир. — М., 1935.
- Грабарь И. Э.. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках.- СПб.: Лениздат, 1994.- 384 с.
- Власов В. Г.. Ампир, или «стиль Империи» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. Т. I, 2004. С. 219-229.
Классицизм в архитектуре России
С приходом к власти Екатерины II в России начал развиваться классицизм – стиль, заимствованный у Европы. Здание Адмиралтейства в Петербурге.
К середине 18 века в российском обществе сформировалось мировоззрение, которое способствовало развитию классицизма в архитектуре России, в моде были идеи рационализма, возрос интерес к античности. Другой предпосылкой утверждения нового стиля было создание абсолютистского государства просвещенной монархии.
Это было время развития страны, большого строительства, которое требовало более рационального подхода к декору зданий, унификации, что обеспечивал новый стиль благодаря простоте форм, строгости отделки, отсутствию излишеств и наличию единых канонов.В стиле русский классицизм строили казенные и общественные заведения, государственные и административные здания, дворцы, а также городские и загородные дома-усадьбы.
Здание Адмиралтейства в Петербурге. Строительство начато в 1704 году по чертежам Петра I. В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом. В 1732-1738 гг. построено каменное здание Адмиралтейства. Арх. И.К.Коробов. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на высоту 72 м.
Особенности русского классицизма в архитектуре определялись личностью императора, его отношения к искусству, периода развития страны.
Различают екатерининский ранний классицизм, екатерининский строгий классицизм, александровский классицизм.
Архитекторы, шедевры русского классицизма
Среди ярких представителей русского направления стиля особого внимания заслуживает творчество: В. Баженова (1738 – 1799), М.Казакова (1738 – 1812), И. Старова(1748 – 1808).
В ранний период классцизма в его развитии играли большую роль Ж. Валлен-Деламот, А. Кокоринов, построившие Академию художеств в Петербурге (1764 – 1788). В некоторых элементах фасада еще чувствуется влияние барокко (есть вогнутые и выпуклые элементы, лепнина, статуи), однако на фасаде появились пилястры, колонны рассредоточены вдоль всего фасада.
Академия художеств в Петербурге. Ж. Валлен-Деламот, А. Кокоринов. 1764 – 1788 гг.
Архитектор Антонио Ринальди построил Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, (1768—1785).
Мраморный дворец. Арх. А. Ринальди . 1768—1785 гг.
Василий Иванович Баженов
В. И. Баженов (1735 – 1799) получил образование за границей, где в то время в моду входил новый стиль. Вернувшийся в страну Баженов стал внедрять классицизм в России.
По приказу Екатерины он занялся перепланировкой Большого Кремлевского дворца в Москве: императрица планировала превратить Кремль в подобие римского Форума. Работа над проектированием продолжалась до восстания Пугачева, затем проектирование прекратилось.
Сохранившиеся чертежи и проекты, как считают историки, оказали большое влияние на дальнейшее развитие российской архитектуры. По проектам Баженова дворец должен был иметь протяженные фасады с колоннадами на высоких цоколях. По его задумке дворец должен был стать центром площади, где расположилась бы Коллегия, театр, трибуны для собраний, Арсенал, что реализовало бы задумку императрицы и отражало бы идею гражданственности по римскому образцу.
Одно из самых известных сооружений Баженова в стиле русский классицизм – дом Пашкова в Москве (1784 – 1786 гг.). Парадный въезд в дом выходил в Староваганьковский переулок, главный фасад здания — на улицу Моховую. У здания было два фасада: торжественный, выходящий на проезжую часть, и для внутреннего пользования, обращенный во двор. Дом оформлен балюстрадой с вазами, орнаментом, пилястрами ордерной системы, рустами с арками цокольного этажа.
Здание имело декорированный круглый купол с парными колоннами. Боковые флигели видно были решены как портик с фронтоном. Разнообразны ордерные решения разных этажей, флигелей и главного корпуса. Здание было построено для капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова — сына денщика Петра I. В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» терраса дома Пашкова описана как место встречи Воланда и Азазелло.
Дом Пашкова. Москва. 1784 – 1786 гг. Арх. В. Баженов.
Другие строения Баженова: церковь в селе Стоянове, в селе Быкове, в селах Виноградове, Михалкове, дом Юшкова на углу Мясницкой улицы в Москве с полукруглой ротондой, выходящей на улицу. При Павле I Баженов принял участие в работе над Михайловским замком в Петербурге.
Михайловский замок строился как парадная резиденция императора Павла I. Название получил в честь Архангела Михаила. С 1823 года здесь разместилось Николаевское Инженерное училище, и замок стал называться «Инженерный». Дворец сочетает в себе черты русской и европейской архитектуры.
Проект дворца был разработан архитектором В. Баженовым по поручению Павла I. Строительством руководил архитектор В. Бренна. В создании проекта принимал участие сам Павел I. Среди помощников Бренна были Ф. Свиньин и К. Росси, Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников. Также на стадии создания проекта в нем участвовал А.-Ф.-Г.Виолье.
Инженерный замок. Павильон (1797—1801 гг.)
Матвей Федорович Казаков
М.Казаков — яркий выразитель идей русского классицизма в архитектуре (1738 – 1812). Он был помощником Баженова при проектировании Кремлевского комплекса.
Казаков не окончил ни Академии, ни университета, но позже сам основал первое архитектурное училище. Всего Казаков построил около 100 зданий.
Наиболее известное строение Казакова в стиле русский классицизм — здание Сената в Кремле (1776 – 1787). Треугольная форма вписана в комплекс уже имеющихся зданий Кремля. Вершина треугольника стала круглым залом с огромным куполом (в диаметре – 24 метра и высота 28 метров). Купол ориентирован на Красную площадь, определив центр всей площади. Протяженный фасад равномерно расчленен крупными деталями ордера. Портал оформлен в виде портика со сдвоенными колоннами и треугольным фронтоном. Сочетание портика с фронтоном и круглым куполом станет традиционным для русского классицизма.
Здание Сената. Кремль. Москва. Арх. М.Казаков. 1776 – 1787гг.
Другим не менее известным заданием, спроектированным М. Казаковым является Голицынская больница (Первая градская) на Калужской улице (1796 – 1801) (ныне Лениский проспект). В центре строения мощная колоннада дорического ордера, треугольный фронтон, над которым возвышается церковный купол.
Голицынская больница на Калужской улице (1796 – 1801гг.). Арх. М.Казаков.
Петровский путевой дворец на Петербургском шоссе — не менее знаменитый шедевр гениального архитектора. Петровский дворец имеет черты романтического стиля в соединении с русским классицизмом. Красный цвет кирпичного фасада сочетается с белым декором в восточном стиле.
Петровский путевой дворец.
Зодчий строил и городские усадьбы. Обычно они представляют собой крупные массивные здания, практически лишенные декора с колонным портиком. Обычно дом располагался в глубине обширного двора, а флигели и ограды выходили на красную линию улицы.
Известными усадьбами работы Казаковы были дом заводчика И. Демидова на Гороховой, дом заводчика М. Губина на Петровке, усадьба Барышниковых на Мясницкой.
Иван Егорович Старов
Самое знаменитое строение Старова в стиле русский классицизм – Таврический дворец на Шпалерной улице в Петербурге (1783 – 1789). Состоит из главного корпуса и боковых флигелей. Такая схема проекта станет основной для строительства учебных заведений и царских дворцов времен классицизма. Фасад дворца выглядит строгим, украшен дорической колоннадой шестиколонного портика, портик увенчан куполом.
Таврический дворец.
Джакомо Кваренги
Д. Кваренги — представитель строгого классицизма в архитектуре России. Итальянец Кварнеги (1744 – 1817гг.р), приехавший в Россию в 80-е гг.
Основные принципы, которых придерживался зодчий в своих работах:
— Схема жилого или административного здания в его проектах включает центральный корпус и два симметричных флигеля, соединенных с центральным корпусом прямыми или скругленными галереями.
— Здание представляет собой параллелепипед и обычно имеет три этажа. Центральный корпус украшен портиком. Например, здание Академии наук в Петербурге, новое здание Института Благородных девиц.
— Смольный институт. Портик увенчан фронтоном, крайние точки которого архитектор подчеркивал вертикалями статуй.
Смольный институт.
— В фасадах отсутствуют богато декорированные угловые композиции. Плоскости ничем не украшены.
— Окна прямоугольные или трехчастные, оконные проемы без обрамления, иногда увенчаны треугольными фронтончиками – сандриками.
— Колонны отодвинуты от стены, лишены каннелюр.
Эти принципы Кваренги реализовывал в своих постройках в стиле русского классицизма.
Картина «Александровский дворец». Художник А.М. Горностаев. 1847. Из коллекции музея Эрмитаж.
Винченцо Бренна
Итальянский архитектор Винченцо Бренна (1745—1820) работал в России в 1783—1802 гг. Участвовал в строительстве Михайловского замка в Санкт-Петербурге (совместно с В. И. Баженовым), дворцов в Павловске и Гатчине (Большой Гатчинский дворец).
Большой Гатчинский дворец.
Чарльз Камерон
Чарльз Камерон (1740 – 1812) приехал в Россию в 1779 г. К работе зодчего в стиле русского классицизма относится комплекс в Царском селе (пристроенный к дворцу, созданному Растрелли), в который вошла Камероновая галерея.
Камероновая галерея имеет широко расставленные тонкие колонны ионического ордера, которые придают легкость верху, вознесенному на аркадах, облицованных серым пудожским камнем. Основу образа составляет контраст шероховатой грубой поверхности облицовки и палевого тона стен, белыми филенками и медальонами.
Камероновая галерея.
Другая работа Камерона — Павловский ансамбль. За основу зодчий взял итальянскую виллу с плоским куполом. Дворец представляет собой квадрат с круглым залом в центре, галереи охватывают пространство двора.
Павловский ансамбль. Архитектор Камерон.
Классицизм в архитектуре России сыграл большую роль в создании облика Москвы. Петербурга и провинции. Созданные два века назад здания до сегодняшнего дня сохраняют свою привлекательность, в них размещены учебные и государственные заведения, музеи.
автор: Марина Калабухова
Русский ампир в архитектуре
Русский ампир — художественный стиль начала 19 в., который особенно ярко проявился в архитектуре, дизайне интерьеров, декоративно-прикладном искусстве столицы российской империи — Петербурге. Стиль сложился под влиянием французского ампира после победы России над Наполеоном в войне 1812—1815 гг.
Русский ампир – арка Генерального штаба в Петербурге по проекту архитектора К. Росси в 1820-1829 гг.
Венский конгресс 1815 г. — общеевропейская конференция, определившая границы европейских государств после наполеоновских войн.
Историки отмечают парадоксальность того, что ампир – имперский стиль наполеоновской эпохи, — прижился в стране, победившей Наполеона, в отличие от других стран антинаполеоновской коалиции – Германии и Австрии. Однако моду на ампир в России можно объяснить появлением претензий Российской империи на диктат в Европе, тенденция которого наметилась после Венского конгресса 1815 г.
Кроме того, в России была сильна мода на все французское, даже во время войны. На волне триумфальной победы над наполеоновской Францией имперский стиль стал олицетворять торжество государственности, монархической власти.
Русский ампир должен был продемонстрировать властителям Европы, что теперь Россия является наследницей Рима (Москву называли третьим Римом, а Петербург – четвертым Римом). Победа над Наполеоном доказала это право.
Пьер Верле (фр. Pierre Verlet), 1908 —1987гг. Французский искусствовед.
Такова была идеологическая основа русского ампира. Российский ампир смог воплотить основную идею Петра Великого – воспеть мощь Российской империи. Однако русский ампир отличался большей живописностью и изяществом, что отмечал в своих исследованиях П. Верле.
Виды русского ампира
«Русский ампир» делится на две разновидности: петербургский (столичный) и провинциальный.
Стиль ампир в России особенно ярко проявился в архитектуре Петербурга во второй четверти 19 века. Архитектуру этого периода нередко называют александровским классицизмом.
Однако александровский классицизм ориентирован на греческую античность в отличие от ампира, в основу которого легла античная классика Римской империи. Для русского ампира также как и для наполеоновского характерно использование изображений римских щитов, факелов, стрел, венков из дубовых листьев, орлов.
Московский ампир (и провинциальный) того периода практически не затронул официальные здания, отразившись в декоре монументов и памятников, а также в частных строениях.
Архитектор Карло Антонио де Росси
Карло Антонио де Росси — Carlo di Giovanni Rossi; (1775—1849гг.) Российский архитектор итальянского происхождения. По некоторым данным родился в Венеции, в Неаполе провел юные годы. С 1780-х гг. семья Росси жила в Петербурге. После окончания Отечественной войны 1812 г. работал в Петербурге. .
Жесткость и холодность французского ампира в русском варианте стиля смягчил архитектор итальянского происхождения К. Росси.
Благодаря творчеству К. Росси русский ампир отразил триумфальный, державный настрой империи.
Первый проект архитектора – парадная набережная от Зимнего дворца до Сенатской площади. Под руководством К. Росси возведены дворец императрицы Марии Федоровны на Елагином острове, ансамбль Дворцовой площади, Синода.
К. Росси спроектировал арку Главного штаба с триумфальной колесницей древнеримской богини победы – Виктории.
Арка Генерального Штаба. Архитектор К. Росси. (1820-1829 гг.).
Александровская колонна, созданная архитектором О. Монферраном в 1834 г. по замыслу К. Росси напоминает Колонну Трояна в Риме. Построена ахитектором О. Монферраном по замыслу К. Росси, (1829-1834 гг.).
Материал – монолит розового гранита. Венчает колонну фигура ангела с крестом (скульптор Б. Орловский). Бронзовые барельефы на пъедестале включают изображения древнерусских кольчуг, шишаков, щитов.
Александровская колонна. Колонна была создана по указу императора Николая I в память о победе Александра I над Наполеоном.
Создана в 113 году н. э. в честь победы Трояна над даками. Высота колонны — 38 м, вместе с пьедесталом. Выполнена колонна из Каррарского мрамора. На фундаменте колонны рельефный декор, изображающий военные доспехи и побежденных варваров (2500 фигуры, 154 сюжета).
Произведения К.Росси отражают триумф России в победоносной войне и создания образа Петербурга как «четвертого Рима». Городские ансамбли, созданные архитектором, охватывают широкие пространства и формируют облик Петербурга как имперского города.
Архитектор Василий Петрович Стасов
Василий Петрович Стасов (1769—1848гг) – российский архитектор.
Другим видным архитектором стиля ампир в России был В. П. Стасов. С 1808 г. Стасов работал на строительстве Петербурга.
Стасов является автором Гвардейских соборов — храмов гвардейских полков, расквартированных в столице: Спасо-Преображенского (1827—1829 гг.) и Свято-Троицкого (1827—1835 гг.).
Троицкий собор Измайловского полка (на границе петербургской Коломны) с большими куполами, колоннами и крупным рельефным фризом (работа скульпторов С. И. Гальберга, И. И. Леппе). Кроме того Стасов — создатель двух Триумфальных ворот в Петербурге.
Нарвские Триумфальные ворота (1827—1834гг.) – заменили деревянные, которые архитектор Дж. Кваренги построил в 1814 г. — под ними проходили полки, возвращавшиеся с победой из Франции.
Триумфальные ворота строились из кирпича, а сверху обшивались медью. Медная скульптурная группа, венчающая ворота, изображает фигуру Славы с пальмовой ветвью и лавровым венком в руках — символами мира и славы ( кони – скульптор П.К. Клодт, колесница — В.И. Демут-Малиновский, фигура Славы — С.С. Пименов). На пьедесталах в нишах между колоннами — фигуры воинов в древнерусских доспехах (скульпторы С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский). Над фигурами высечен и позолочен список полков русской армии, которые принимали участие в войне 1812 года. На карнизе — фигуры духов славы и мира, между ними — перечень битв, в которых они участвовали. Также ворота украшены именем царя-освободителя Александра I.
Нарвские триумфальные ворота на площадь Стачек. 1827—1834 гг. Архитектор В. П. Стасов в память о победе в Отечественной войне 1812 г. Возведение начато 26 августа 1827 года, в годовщину сражения при Бородино.
Московские триумфальные ворота (1834—1838гг.) в Петербурге возведены в память победоносного завершения русско-турецкой войны 1829 г. и подавления в 1831 г. польского восстания. Композиция Московских триумфальных ворот не совсем характерна для ампира, так как строение напоминает не римскую триумфальную арку, а греческие пропилеи.
Пропилеи в античной архитектуре — строение, оформляющее вход на площадь.
Триумфальные московские ворота оформлены колоннами дорического ордера из чугуна, над ними находится фриз, на нем тридцать крылатых фигур несут щиты с российскими гербами — городов, полки которых участвовали в сражениях. Вверху установлены восемь пятиметровых композиций из древнеримских военных атрибутов (скульптор Б. И. Орловский).
Московские триумфальные ворота в Петербурге.1834—1838 гг. Архитектор В. Стасов.
Период развития русского ампира в архитектуре первой половины 19 века иногда называют «николаевским» (правление Николая I (1825—1855гг.)). Есть также мнение, что николаевский ампир – это последняя завершающая стадия русского классицизма, его т.н. «казенная версия».
В этот период стиль был более всего характерен для северной столицы — Петербурга. В то же время в загородных резиденциях царя больше преобладал романтический классицизм в неоготическим направлением, а храмы возводились в русско-византийском стиле.
В архитектуре Москвы после пожара появились новые строения с ампирским декором, в котором присутствовали орлы, факелы, венки, стрелы. Но при этом композиции зданий соответствуют типу классической московской городской усадьбы.
Гораздо позже ампир возродился в Советской России как символ могущества Советского Союза. Это произошло в период правления И.Сталина в 1930-1950 гг. Для сталинского русского ампира характерны величественность, помпезность, мощь. О сталинском ампире вы можете прочитать в статье «Сталинский ампир в архитектуре».
автор: Марина Калабухова
Гид по архитектурным стилям (с примерами)
Романский стиль (Римская архитектура)
Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд.
Характерные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь круглоголовые арки, а также цилиндрические своды, апсиды и украшения в виде листьев-акантов.
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.
Пантеон Храм-ПортунГотическая архитектура (Готика)
Готика зародилась в северной части Франции в середине XII века. Готическая архитектура cменила архитектуру романской эпохи. Термин подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от стилистики Древнего Рима. Крёстным отцом готического стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий, который в 1135-44 гг. перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени. Традиционно принято считать, что именно с этого здания начинается эпоха готики в Европе. Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога. Вскоре вслед за Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165).
Йоркский-собор-Англия Сиенский-собор-Италия Ланский-собор Миланский-собор-ИталияАрхитектура Возрождения (Ренессанс)
Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Архитектура снова становится ордерной.
Пространство, как архитектурный компонент, организовано в отличном от средневековых представлений образе. В его основу встала логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии, а не интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений.
Чаще всего в оформлении зданий присутствует коринфский ордер с разнообразными видоизменениями капители. Постройки имеют гармонично просторные внутренние дворы, обнесённые в нижнем и в верхнем этажах крытыми галереями на арках, которые поддерживаются колоннами или пилястрами античной формы. Фасаду придаётся размеренность по горизонтали посредством изящных межэтажных карнизов и главного карниза, образующего сильный выступ под крышей.
Фасад симметричен относительно вертикальной оси. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом, увенчаны фронтоном. Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру.
Архитектура барокко
Для архитектуры барокко характерно наличие большого количества разнообразной лепнины. Используются сложные архитектурные элементы. Обилие декоративных барельефов и золочение архитектурного декора.
Барокко выделяется приглушенными пастельными цветами фасада; красным, розовым, белым, голубым.
Рококо
Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства Филиппа Орлеанского (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.
В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно;, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны
Зимний-дворец-Санкт-Петербург Версальский-дворец-ПарижКлассицизм
Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
Дворец-детства-и-юности-Севастополь Гостиница-Севастополь-СевастопольЭклектика
Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е—1890-е гг.
Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура).
Модерн
Архитекту́ра моде́рна (архитектура ар-нуво) — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).
Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий.
Архитектура модерна разнообразна. Стиль этот вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей. Здания в стиле модерн могут напоминать и мавританские дворцы, и замки, и заводские корпуса. Однако, в отличие от предшествовавшего модерну эклектизма, его авторы отказались от прямого копирования форм ренессанса и барокко.
Дом-компании-Зингер-в-Санкт-Петербурге Дом-Мила-Гауди-БарселонаМодернизм
Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.
Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии — это созидание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То есть, присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма. Для модернизма характерно использование самых современных строительных материалов и конструкций и отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,
- Музей-Гуггенхейма-в-Нью-Йорке Баухауз-в-Дессау Здание-парламента-Веллингтон-Новая-Зеландия
Конструктивизм
- В идее конструктивизма лежит отрицание исторической преемственности, отказ от декоративных элементов классических стилей, использование функциональной схемы как основы пространственной композиции. Конструктивизм — это выразительность не в декоре, а в динамике простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания.
- Архитекторы зрелого конструктивизма использовали функциональный метод, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура (форма соответствует функции).
- Харьковский-Госпром Дом-правительства-в-Минске
Хай-тек
- Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х.
- Для зданий в стиле хай-тек характерно использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений. Широко применяется стекло, пластик и металл.Использование функциональных элементов (лифты, лестницы, системы вентиляции и другие), вынесенных наружу здания. Штаб-квартира-фирмы-ING.-Амстердам Jinan-High-Tech-Science-and-Technology-Culture-Center Здание-Яйцо-Мумбай-Индия Ллойд Билдинг, Лондон
Деконструктивизм
Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.
В качестве самостоятельного течения деконструктивизм сформировался в конце 1980-х гг. Теоретической подоплёкой движения стали рассуждения Деррида о возможности архитектуры, которая вступает в конфликт, «развенчивает» и упраздняет саму себя.
Штаб-квартира-департамента-здравоохранения-басков-Бильбао-Испания Кубические-дома-Роттердам-Нидерланды
4 «стиля» помпейской живописи — Обрывок пергамента — ЖЖ
? LiveJournal- Find more
- Communities
- RSS Reader
- Shop
- Help
- Login
- CREATE BLOG Join
- English
(en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
примеры в архитектуре европейских государств
Дизайн
Яркие примеры европейского стиля ампир во французской и российской скульптуре и архитектуре
Стиль ампир, известный своей торжественностью и помпезностью, возник в период эпохи Наполеона Бонапарта.
Во всех европейских государствах можно найти примеры ампира в архитектуре и скульптуре.
Лучшие примеры ампира во Франции
Церковь Мадлен в Париже – самый яркий пример стиля ампир не только во Франции, но и во всей Европе. Здание характеризуется преобладанием прямолинейных очертаний и массивных геометрических объемов. Церковь Мадлен отличается античными формами, которые были излюбленным приемом для мастеров эпохи Наполеона.
Лучшие ампирные традиции можно найти и в сооружении Мальмезон, которое служило резиденцией для Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне.
К примечательным архитектурным памятникам того времени стоит отнести Триумфальную арку на площади Карузель в Париже, над возведением которой работали архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен. Все архитектурные элементы в стиле ампир располагались упорядочено, с соблюдением симметрии и равновесия.
Яркие примеры ампира в России
Яркие примеры ампира в архитектуре можно найти и в России. Известным архитектором ампира в Санкт-Петербурге был Карл Иванович Росси.
Он является автором таких произведений архитектурного искусства, как арка Главного штаба, ансамбль Дворцовой площади, Площадь Искусств, здание Сената и Синода, знаменитая улица Зодчего Росси. Этот мастер также возводил дворцы и замки для императорской семьи.
В Санкт-Петербурге до наших дней остались еще такие примеры стиля ампира в архитектуре, как Казанский собор и здание Адмиралтейства, Спасо-Преображенский и Троицкий соборы, площадь Островского.
Кафедральный Исаакиевский собор – один из самых значимых памятников архитектуры эпохи ампира в России. Сооружение было возведено по проекту О. Монферрана, архитектора родом из Франции.
В нем использованы все геометрические формы – куб, квадрат, треугольник, цилиндр, параболический купол. Все эти элементы придают храму монументальности и имперской вековой незыблемости. Собор отличается богатым наружным декором и красочным интерьером.
В Москве известны такие сооружения в ампирном стиле – Арка Главного входа ВСХВ, Министерство иностранных дел, главное здание МГУ.
Министерство иностранных дел состоит из 27 этажей, высота здания – 172 м. Фасад сооружения декорирован керамическими блоками, цоколь отделан красным гранитом.
Все возведения, выполнены в ампирном стиле, свидетельствуют о величественности и помпезности этой исторической эпохи.
Еще по теме не пропустите