История керамической плитки – История керамической плитки, появление плитки, её использование

Керамическая плитка — Википедия

Керамическая плитка, или кафель (от нем. Kachel), — пластины из обожжённой глины, на современном рынке чаще всего плоские и прямоугольной формы. Используется для облицовки стен и пола как внутренних, так и наружных помещений, может представлять собой как простые квадратные плитки, так и геометрически сложную мозаику. Керамическая плитка с выпуклой тыльной стороной, облегчающей её крепление, называется изразцами.

Внутренний дворик, выложенный керамической плиткой. Дворец Пена, Португалия

Первые образцы керамической плитки были найдены в Междуречье Тигра и Евфрата.

По мнению исследователей, первая плитка по размерам и форме напоминала мозаику, которая во втором и третьем тысячелетии до нашей эры использовалась для отделки храмов и дворцов знати. Однако от мозаики такая плитка отличалась целостным рисунком, изображённым на каждой плитке. По толщине она была немного тоньше небольшого кирпича. На лицевую сторону плитки наносился орнамент в виде узоров различной формы. Современная плитка в восточном стиле унаследовала немало общих с плиткой Междуречья тенденций в изготовлении орнамента, однако значение большинства символов безвозвратно утеряно.

Долгое время отделка в вавилонских храмах и дворцах выполнялась покрытым глазурью кирпичом — предшественником керамической плитки. Толщина глазури на таких кирпичах превышала 10 мм, что придавало ей необычайную прочность. Применялась преимущественно бирюзовая и светло-зелёная глазурь, которая наносилась на рисунок. В Вавилоне популярными были рисунки, стилизовавшие растения, животных, геометрические фигуры.

Однако керамическая плитка в том виде, в каком её знаем мы, появилась только в эпоху древнеперсидской династии Ахеменидов. В древнеиранских городах Сузе и Персеполе была найдена керамическая плитка размером 15х15 см и толщиной 10 мм.

Фрагмент керамического панно дворца Топкапы, Турция

Литьё — глиняная масса разливается по формочкам и обжигается. Это самый древний способ изготовления плитки, но теперь он не используется: края плитки получаются неровными, а плитки — неодинаковыми. Этот метод иногда используется на отдельных мелких фабриках, но такое производство получается дорогим.

Экструдирование — вытягивание и резка глиняной массы с помощью специального станка.

Прессование — в настоящий момент это самый распространённый и технологичный метод изготовления керамической плитки. Готовые изделия получаются максимально прочными, а также обладают высокими эстетическими качествами. Существуют две основные технологии прессования керамических покрытий: бикоттура и монокоттура.

Напольная плитка лестничных маршей из дворца Али-Капу, Иран

Напольная керамическая плитка может быть глазурированной и неглазурированной. Мозаика выкладывается различными методами. Плитка на полу кладётся, как правило, на клей, состоящий из песка, цемента и иногда латексной присадки для дополнительной прочности. Межплиточные швы (промежутки между плитками), как правило, заполняются специальными составами — затирками.

Также существует разновидность керамической плитки — керамический гранит (керамогранит). Этот материал в отличие от керамической плитки подходит для наружных работ. Эта особенность обусловлена тем, что керамический гранит изготавливается из смеси каолиновых и иллитовых глин с добавлением кварцевого песка и полевого шпата, прессуется при большем давлении и обжигается при температуре около 1300 °C. При этом получается более плотный материал с водопоглощением менее 0,05 % (у керамической плитки до 20 %). Важным следствием малого водопоглощения является морозостойкость керамогранита.

Декоративная керамическая плитка обычно имеет форму мозаики на стене, полу или потолке здания. Хотя декоративная плитка была известна и широко использовалась в древнем мире (о чём свидетельствуют великолепные мозаики из Помпей и Геркуланума), она, пожалуй, достигла своего наибольшего развития в исламском мире.

Декоративная керамическая плитка с рельефной коробочкой с обратной стороны называется изразцами́. Она часто применяемую для облицовки печей и каминов, а также стилизации под такое оформление.

Восточная школа керамической плитки[править | править код]

Возможно, из-за норм мусульманского права (шариат), которые отказываются от изображения религиозных святынь в пользу более абстрактных и универсальных представлений о божественном, многие считают, что декоративная плитка достигла своего зенита на Востоке. Замки, общественные здания, мечети обильно украшены густыми, нередко повсеместными керамическими мозаиками удивительной сложности. Благодаря влиянию и распространению ислама в Средние века эта традиция нашла выражение в других странах Средиземноморья, в первую очередь Испании и Португалии, знаменитой своими многоцветными «азулежу».

Метлахская плитка своим названием обязана городу Метлах (Mettlach) в Германии. В Средние века в этом городе было налажено существующее до сих пор производство плиток. В России метлахской плиткой называются керамические малоформатные плитки различных образцов, изготавливаемые из цветных фарфоровых масс. Метлахская плитка производится из тугоплавкой глины методом высокотемпературного обжига (1200 °С). В результате плотного спекания изначального вещества метлахская плитка приобретает повышенную твёрдость, морозостойкость, кислотоупорность. Приобретённые после обжига качества позволяют использовать метлахскую плитку для внутренней и наружной отделки не только жилых, но и общественных помещений. Метлахская плитка имеет разновидность напольной плитки из обожжённой прессованной глины, с окрашенным верхним слоем. По большинству параметров метлахские плитки близки к современному керамограниту. Широкое распространение этот вид плитки получил в конце XIX века. На сегодняшний день традиционных фабрик по производству метлахской плитки осталось сравнительно немного.

  • ГОСТ 6787-2001 Плитки керамические для полов.
  • ГОСТ 3979-83 Плитки керамические. Термины и определения.

ru.wikipedia.org

История керамической плитки — История вещей

Кафель или керамическая плитка – пластина, чаще всего прямоугольной или квадратной формы, сделанная из обожженной глины, одна сторона которой покрыта глазурью. Первые в истории керамические плитки для облицовки строительных поверхностей были придуманы еще древними египтянами.

Их во II-III тысячелетии до н. э. использовали для отделки дворцов и храмов. Правда, тогда по размерам плитки были похожи на мозаику, однако отличались полноценным рисунком на каждом экземпляре. Их делали прямоугольной формы из глины и обжигали огнем, причем они оказались настолько прочными, что некоторые образцы сохранились до наших дней. Зачастую глиняные плитки изготавливались с рельефным рисунком либо расписывались разнообразными узорами. В знакомом нам виде плитка появилась лишь в I тысячелетии до нашей эры.

История керамической плиткиИстория керамической плитки

Как и несколько тысяч лет назад, плитка остается одним из основных и часто используемых облицовочных материалов. И для этого есть свои основания. Керамическая плитка очень крепкая. Для повышения прочности ее покрывают специальной глазурью, которая защищает керамику от проникновения влаги.

История керамической плиткиИстория керамической плиткиИстория керамической плиткиИстория керамической плитки

Современные производители предлагают сегодня огромный выбор керамической плитки. Причем сейчас она имеет довольно широкую классификацию и соответственно маркируется. Существуют международные стандарты маркировки керамической плитки в зависимости от ее сорта. 1-й сорт отмечают красным цветом, 2-й – синим, а 3-й – зеленым. Плитка, предназначенная для наружных робот имеет на упаковке обозначения АI или ВI, которые указывают на то, что такая плитка отлично переносит влагу, и ее можно использовать даже для облицовки гидросооружений: бассейнов, фонтанов и т. д.

История керамической плиткиИстория керамической плитки

Если на упаковке проставлен так же символ в виде снежинки, то это означает, что плитка отличается повышенной морозостойкостью. Маркировка АII и ВII говорит нам о том, что плитку можно использовать для наружных робот, однако она не обладает такой водостойкостью, как АI и ВI. Плитка категории АIII и ВIII предназначена исключительно для внутренних робот.

История керамической плиткиИстория керамической плиткиИстория керамической плиткиИстория керамической плитки

Кроме этого, плитку классифицируют и соответственно маркируют в зависимости от поверхностей, на которых она будет применяться. К примеру, значок в виде ступни указывает на то, что плитка предназначена для укладки на пол. Причем, если этот значок не на темном фоне, а на светлом либо заштрихованном, то это говорит о ее повышенной износостойкости. Плитка, предназначенная только для стен, маркируется значком в виде руки. Ее нельзя использовать для пола так как, несмотря на высокую прочность, она может не выдержать нагрузок.

История керамической плиткиИстория керамической плитки

Плитку лучше выбирать, строго придерживаясь рекомендаций производителей. Чтобы плитка прослужила долго, необходимо не только правильно ее подобрать, но еще и грамотно уложить на предварительно выровненную поверхность.

История керамической плиткиИстория керамической плиткиИстория керамической плиткиИстория керамической плитки

Сейчас производятся плитки самых разнообразных размеров и форм, однако наиболее распространенными являются квадратные и прямоугольные. Специалисты по укладке предпочитают работать с плиткой больших размеров, так как маленькая требует значительно больших временных затрат, а значит и цена за ее укладку будет выше. Однако в любом случае важен результат.

xn—-dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai

История керамической плитки

Керамическая плитка имеет долгую историю, предположительно начинающуюся с конца 4 тысячелетия до н.э. в Египте, — именно этим временем датирован возраст ближневосточных археологических находок — глазурованных глиняных плиток с рельефными рисунками в виде иероглифов и пучков папируса.

Без преувеличения можно сказать, что история человечества была написана благодаря глине. Ведь глина, из-за своих физико-химических свойств, не может быть повторно обработана и переплавлена как металл или, например, изъедена термитами как древесина. Благодаря своей низкой стоимости и простоте использования сырцовую глину в утилитарных или декоративных целях стали применять еще в доисторические времена, начиная с 24000 лет до рождения Христа – об этом свидетельствует находка керамической статуэтки Венеры — на территории современной Чехословакии. «Керамический след», оставленный 13000 лет назад, был найден и на востоке России, на реке Амур, а более «молодые» находки, отражающие образ жизни цивилизаций и датированные 8 – 10 тысячелетиями – в Китае, Японии, Центральных Андах, Ближнем Востоке, Европе и Африке.

Слово «керамика» (греч. «керамос» — глина) произошло от названия предместья Керамик – пригорода Афин, к северо-западу от Акрополя, где жили и работали преимущественно гончары, использовавшие вначале необработанную, а позднее обожженную глину для изготовления кухонной утвари, украшений, водопровода, а также архитектурных элементов и кирпичей для строительства. С течением времени техника обжига глины и получения первого искусственного материала – керамики — совершенствовалась, что позволило производить цветные глазурованные керамические изделия, в том числе керамические печи и плитку. География и область применения плитки было достаточно широки — дорогими плиточными образцами, инкрустированными бирюзой и другими драгоценными камнями облицовывали дворцы и религиозные церемониальные центры Древнего Египта; разноцветной керамической плиткой покрывали стены и полы домов богатых горожан Греции и Римской империи; отделывали стены мечетей и минаретов; в качестве кровельного материала использовали в средневековом Китае, особенно в местах с частыми муссонными дождями.

Родиной современной керамической плитки считается Персия (древний Иран) – именно там был изобретен метод двойного обжига глины при невысоком температурном режиме, что позволяло создавать на поверхности плитки сначала одноцветные, а позднее многоцветные геометрические и растительные узоры. Расписные глазурованные керамические плитки украшали обычно внутренние покои дворцов, преимущественно стены женской половины. Цвет глазурованной плитки определялся цветом глазури, в которую плитки опускались, в отличие от неглазурованной, цвет которой зависел от сорта используемой глины и добавляемых к ней красителей и пигментов. Основой глазури служили свинцовые белила, в которую добавляли измельченные компоненты оксидов металлов для широкой цветовой гаммы: кобальт для получения синего цвета, медь – для зеленого, сурьму и свинец – для желтого, а марганец для пурпурного цвета. Первые керамические плитки были похожи скорее на кирпичи, с сантиметровым слоем глазури, которая придавала им необыкновенную прочность и позволила ранним плиточным образцам дойти до наших дней практически неповрежденными. Персидская керамическая плитка внешне очень напоминала мозаику, но, в отличие от последней, рисунок не собирался в шаблоне из множества мелких деталей, а сразу наносился на поверхность плитки, которая являлась самостоятельным элементом дизайна. Секреты персидского керамического производства строжайшим образом охранялись, устно передаваясь в гончарных династиях от отца к сыну, и до восьмого века нашей эры не были известны за пределами древнего Ирана. В дальнейшем, технология изготовления керамических плит получила распространение в Европе, особенно в богатом Испанском королевстве, где монополией на тайны керамического производства обладала католическая церковь.

Особую славу заслужили испано-мавританские фаянсовые золотистые плитки, а наиболее впечатляющими примерами применения керамики в качестве облицовки стали дворец Альгамбра в Гранаде и Великая мечеть в Кордове. Только в 11-14 веках керамические технологии просочились через испанские границы и стали известны средневековой Европе. Как стандартизованные единицы, керамические плитки легко вписывались в пространства любой геометрии, но из-за дороговизны и трудоемкости производства не были доступны широким слоям населения и использовались преимущественно для мощения полов и отделки стеновых панелей престижных зданий и религиозных сооружений.

В 17 веке одним из важных центров в развитии европейского производства керамической плитки стала Голландия. В это время на европейский рынок стал поступать высококачественный бело-голубой китайский фарфор, быстро завоевавший фантастическую популярность у населения, и который голландские производители керамики попытались копировать. Их усилия не увенчались успехом, но привели к производству высококачественной фаянсовой посуды синего цвета и расписных бело-синих глазурованных плиток, которыми стали облицовывать стены столовых, кухонь, каминов и печей. Голландские плитки экспортировались во многие страны, в том числе и Россию, где некоторые образцы их применения сохранились до нашего времени («Голландский домик» в усадьбе-музее Кусково, облицованный изнутри расписными керамическими плитками).

В 19 веке, в период промышленной революции, был сделан следующий шаг в развитии керамического производства. Это произошло в Великобритании, где в результате найденных технических решений было налажено массовое механизированное производство керамических плиток, что значительно снизило их стоимость и сделало доступным для всех слоев населения. Керамическими плитками стали облицовывать камины, которые дошли до наших дней в первозданном виде из-за бережного отношения англичан к своей истории.

На Руси керамическая плитка была известна еще в раннем средневековье – в 10-12 веках н.э., когда глазурованные (поливные) плитки использовали для вымостки полов и облицовки стен киевских князей. В 15 веке н.э. керамические фасадные плиты были применены во фризах Ризположенской церкви Московского Кремля и Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры. Позднее, начиная с 16 века, керамику стали применять при изготовлении черепицы разных форм, которая до 17 века делалась чернолощеной, а позднее — покрытой разноцветной глазурью. Для мощения полов использовались терракотовые красные и лощеные черные плитки, уложенные в шахматном порядке.

Особое место в русской керамике занимают изразцы или кафли (от нем. Kachel) – керамические глазурованные плитки, изготовленные из умеренно пластичных гончарных или фаянсовых глин. Сформованные изразцовые плитки высушивали, а затем обжигали в печах при температуре выше 1000°С. Различали изразцы плоские, угловые и карнизные, которыми покрывали внутренние и внешние стены зданий, как например, дворцов в Угличе и Волоколамске. Первые изразцы были рельефными, изготавливались с применением глиняных или деревянных форм и затем густо, чтобы скрыть небезупречные формы, покрывались зеленой поливой («муравой»), в других же случаях орнамент наносился с помощью комбинаций глиняных штампов. В дальнейшем, рельефные изразцы постепенно были вытеснены гладкими, покрытыми разноцветной росписью и пейзажами. Русские изразцы, первоначально применяемые в качестве фасадного облицовочного материала, в 17 веке нашли новое применение – в Москве ими стали украшать печи. Желание просто декорировать печи изразцами быстро сменилось пониманием того, что керамическая облицовка хорошо аккумулирует тепло и медленно отдает его в окружающее пространство. Кроме того, были оценены и уже известные свойства керамической плитки – легкость в уходе, а также модульность и возможность быстрой замены.

В наше время плитка для каминов переживает второе рождение и занимает видное место в ассортименте производителей облицовочной керамики, который включает печной кафель прямого, вогнутого, закругленного и углового вида. И это неудивительно, учитывая настоящий каминный бум последнего десятилетия, а также то, что тепловое излучение керамической каминной облицовки приравнивают к солнечному, считая очень полезным, особенно для людей, страдающих аллергией и астмой. Следует отметить, что печной кафель отличается от обычного кафеля, которым покрывают полы и внутренние стены помещений: он производится по особой рецептуре и выдерживает высокотемпературный режим. Кроме кафеля существует еще одна разновидность керамической плитки для каминов и печей – шамот, предназначенный для внутренней облицовки топочной камеры, что улучшает характеристики горения и позволяет в течение длительного времени поддерживать высокую температуру в зажженной топке. Для производства шамота используют специальные сорта огнеупорной глины с минимальным содержанием щелочных окислов, а также каолин.

Современные керамические плитки могут быть изготовлены методом пластического формирования и полусухого прессования из тщательно измельченного сырьевого материала. Наиболее распространен метод пластического формирования или экструзии, когда влажная сырцовая глиняная масса выдавливается из мундштука пресса, разрезается на плитки заданного размера, а затем при высоких температурах обжигается в специальных печах, где приобретает финишные физико-химические свойства – плотность и устойчивость к механическим и химическим воздействиям. Второй метод получения керамических плиток предполагает использование глиняного порошка с добавлением недостающего количества воды для дальнейшего прессования под высоким давлением на прессах различного типа. Метод прессования, в отличие от экструзивного метода, позволяет жестче контролировать размеры керамической плитки и получать керамику более высокого качества. При необходимости, керамические плитки с помощью конвейерных автоматов покрываются глазурью разных цветов и подвергаются повторному обжигу, который не только закрепляет цвет и декоративный рисунок плиток, но и улучшает такие характеристики плиток как непроницаемость и твердость.


Сегодня керамические плитки занимают лидирующие позиции среди облицовочных отделочных материалов: применяются в градостроительстве, мощении улиц и площадей и встречаются почти в каждом жилом или производственном помещении. Высокие водоотталкивающие характеристики делают их незаменимыми для покрытия крыш, стен, душевых, ванных комнат, а также кухонных рабочих зон и столешниц. Стойкость керамической поверхности к размножению микроорганизмов привела к повсеместному использованию плиток в госпиталях. Формы современных керамических плиток различны: начиная от простого квадрата до восьмиугольника, а виды и цветовая гамма просто поражают воображение. Такие характеристики плиток как термостойкость; жесткость и способность выдерживать большое давление; стойкость к химическим средам и солнечному свету, диэлектрические характеристики, а также высокая декоративность, позволяют им с легкостью выдерживать конкуренцию с новыми отделочными материалами и не терять популярности, завоеванной у человечества в течение тысячелетий.


Обладая хорошими теплоаккумулирующими свойствами, огнеупорные керамические плитки нашли широкое применение в производстве кафельных печей – одного из самых популярных каминных продуктов. Наш магазин предлагает кафельные печи одного из самых известных чешских производителей — фирмы «АВХ». Широкий ассортимент производимой фирмой «АВХ» продукции объединяет кафельные печи разной мощности и ценовой категории, с плоскими и призматическими стеклами топочной камеры, разных стилей и цветовых решений. Печи и камины «АВХ» заслужили высокие оценки россиян, в течение многих лет даря мягкое тепло любому покупателю печной продукции этой фирмы.

belfortkamin.ru

История происхождения керамической плитки — Плитковед

Керамическая плитка (кафель) – это один из древнейших отделочных материалов. Первый пример был обнаружен в Междуречье Тигра и Евфрата, эта плитка была схожа с мозаикой, которая применялась еще во втором тысячелетии до нашей эры для отделки дворцов и храмов. Изобретательные ремесленники собирали маленькие кирпичики и цветные камешки в различные узоры круглой, полукруглой и треугольной формы. Позже, в данных узорах начали использовать разные сюжеты, которые включали в себя какие-либо картинки.

В итоге дальнейшего продвижения плитки появился глазурованный кирпич. Глазурованные и разукрашенные кирпичи зеленого, коричневого и желтого цветов употреблялись в строительстве дворцов. Самая первая такая плитка имела глазурь толщиной в 1см, а в мозаичных рисунках имелись мотивы птиц, растений и людей. При отделке сооружений использовались куски кирпича, покрытые глазурью бирюзового цвета. В некоторых случаях их применяли для укладки каллиграфических надписей, они могли находиться внутри главного узора.

Декоративные кафельные элементы добились зенита на Востоке. Мечети, замки и общественные здания были украшены густыми повсеместными фресками и мозаиками невероятной сложности. С помощью влияния ислама, примерно в середине века, эта традиция имела выражение применяться в витражах из Великобритании и в садах Малаги. Мозаика отличалась от керамической плитки целостностью рисунка, который был изображен на каждой отдельной плитке.

При появлении плитки «Морак», искусство обработки кафеля достигло высочайшего уровня красоты и безупречности. Благодаря этой технике плиточные панели были надежными и долгослужащими. Плитка самых разнообразных цветов резалась на миниатюрные кусочки в соответствии с предварительно подготовленным изображением. Эти кусочки вплотную складывались друг к другу и заливались штукатуркой или гипсом, далее, уже готовая панель прикреплялась к стене.

Для отделки большинства религиозных зданий применялась плитка под названием «Семь цветов». Плитки квадратной формы складывались, и далее на них наносился рисунок цветными глазурями. Каждая из плиток обжигалась и потом они опять же складывались вместе, создавая огромный рисунок.

Следует отметить, что главные тайны и секреты по производству и техники работы тщательно охранялись и передавались устным путем от мастера к ученику и от отца к сыну.

xn--b1aeckkexe3a.xn--p1ai

История происхождения керамической плитки

История происхождения керамической плитки довольно интересна как сама по себе, так и тем, что вокруг этого изобретения происходило. Тайны, заговоры, интриги, вооруженные стычки – далеко не полный перечень событий, окружавший историю становления и развития этого искусства.

Вот они.
Гончарное ремесло возникло в незапамятные времена и являлось, можно сказать, одним из первых ремесел, освоенных человечеством на заре своего существования. А самые древние керамические плитки, раскопанные археологами, датируются 5-6 тысячелетием до нашей эры.

Как же зарождалось это искусство?
Первые образцы керамической плитки, дошедшей до нас, представляли собой пластины из обожженной глины толщиной около пяти сантиметров. На лицевой стороне плиток древние мастера наносили фрагменты, из которых в дальнейшем по принципу мозаики выкладывались целые картины. Изображение картины могло быть рельефным, а могло быть и плоским. Темы рисунков были самыми разнообразными: люди, животные, растения, геометрические узоры, орнамент, сценки из жизни и быта соплеменников.

Плитки покрывались толстым слоем глазури, порядка около сантиметра, которая оберегала пористый материал керамики от сырости и одновременно придавала изделию художественный вид. Производство такой плитки было очень дорогостоящим из-за обжига при высоких температурах порядка 1000-1100 градусов, поэтому позволить ее себе могли только храмы и высшая дворцовая знать.

Прародителями керамической плитки можно назвать Месопотамию.

Далее это искусство было подхвачено испанцами в период Реконкисты (изгнание мусульман из Испании). Дело в том, что до Реконкисты ремеслом изготовления отделочных плиток владели только мавры, перебравшиеся из Ирана в Испанию, и населявшие последнюю несколько веков. Мавры-мигранты строили испанские города и украшали их художественной плиткой собственного изготовления. После изгнания иранцев технология изготовления и обжига керамических плиток переходит к монахам-католикам и засекречивается.

Но шила в мешке не утаишь. Из Испании плитка попадает в Италию, где местные изобретатели разработали свою технологию составляющих компонентов и последующего обжига. Если испанцы делали акцент на прочности, то итальянцы пошли по пути изготовления, пусть не таких прочных, но зато высокохудожественных изделий. В частности – майолики. Название майолики произошло от острова Мальорка, славящегося большими запасами природной глины.

Впоследствии появилось немало школ керамики по всему миру. И каждая школа отличалась свойственными только ей характерными приметами. Для примера можно привести такие школы как белорусская, голландская, китайская, немецкая, русская и другие. По способам изготовления керамика делилась на гжель, кафель, фаянс, изразец, терракота и т.д.

Белорусы внесли свою лепту в цветовую гамму. В их керамике преобладали белый, бирюзовый, синий и желтый цвета.

Надо заметить, что широкое применение в отделке жилищ керамическая плитка получила совсем недавно – в конце девятнадцатого века, когда были найдены способы удешевления ее производства.

На территории современной Республики Беларусь керамика впервые появилась в начале неолита (конец 5 тысячелетия до н. э. в Полесье и первая половина 4 тысячелетия до н. э. в центральных и северных районах). Вызывает любопытство то, что основанием для классификации культурных периодов белорусов служит различие в методах изготовления керамики: докерамическая эпоха, нарвская культура ямочно-гребенчатой керамики, культура шнуровой керамики, культура штрихованной керамики, банцеровская культура неорнаментированной керамики и т.д.

Последователем древних керамических культур и одновременно новатором в этом производстве является белорусский завод «Березакерамика», который специализируется на производстве керамической белорусской плитки.


td-berezakeramika.ru

Статьи

Керамическая плитка история

Согласитесь, редкий человек берет и задумывается об истории керамической плитки и ее роли в истории человечества. Но тем больше будет ваше удивление, когда вы узнаете, насколько древнюю связь и какое огромное значение она сыграла в нашей общей культуре и развитие!

Самым ранним предшественником керамической плитки был покрытый глазурью кирпич. С его помощью производилась отделка древних вавилонских храмов. Толщина глазури на таких кирпичах превышала 10 миллиметров, что обеспечивало ее невероятную прочность и долговечность. Именно благодаря этим уникальным качествам внутреннее убранство древних храмов и осталось доступным современности.

А вот первые образцы керамической плитки были обнаружены на территории древней Месопотамии. Они датируются III тысячелетием до нашей эры! Плитка того времени напоминала мозаику, однако в силу высокой стоимости ее изготовления она также использовалась только для отделки дворцов и храмов. Кроме того, она также отличалась от мозаики тем, что на каждую плитку наносился целостный и завершенный рисунок, который обладал своим собственным символическим значением.

Плитка Месопотамии

Но в привычном для нас виде, который сейчас встречается чуть ли не в каждой кухне и ванной комнате, керамическая плитка появилась в Персии в период с VIII по IV век до нашей эры. Именно этим периодом датируется керамическая плитка, найденная в древнеиранских городах Сузе и Персеполе. Сколь ни удивительно, найденная плитка имела размеры 15 на 15 сантиметров и была примерно 10 миллиметров толщиной. С тех пор базовые качества плитки не изменились, что нагляднейшим образом демонстрирует ее выдающиеся и совершенные качества.

Вплоть до VIII века нашей эры мусульмане продолжали украшать свои храмы и дворцы при помощи плитки. Но после того как последние из них были изгнаны из Испании, все секреты изготовления керамической плитки перешли к католическим священникам, которые применяли плитку для украшения соборов и храмов. На протяжении многих и многих лет средневековые ученые совершенствовали технологию производства керамической плитки, пока не добились невероятного ее качества, яркости и износостойкости.


Но, разумеется, вслед за украшением храмов и дворцов представители знати и богатые горожане захотели украсить и свои жилища столь оригинальным и изысканным образом. Благодаря этому, в скором времени керамическая плитка получила буквально повсеместное распространение. И хотя бытовая плитка того времени не могла сравниться с храмовой ни своей роскошью, ни прочностью, взамен она получила широкую популярность и распространение во многих европейских странах того времени.

Попросту колоссальный вклад в производство керамической плитки привнести итальянцы, которые и по сей день считаются ведущими производителями этого отделочного материала. Секрет производства керамической плитки попал в Италии по «католическому каналу» и на рубеже IX–X веков воплотился в своей наиболее совершенной форме – майолике, названной так по наименованию острова Майорка, на котором она производилась.

Печь для плитки

Выбор места производства плитки связан с тем, что на острове были обнаружены большие залежи уникальной глины, которая идеально подходила для производства керамической плитки. В короткие сроки на нем было построено множество цехов по обжигу и глазурованию плитку. А выдающийся итальянский мастер Лука де ля Робия разработал новейшие технологии покраски и обработки керамической плитки, благодаря чему вывел ее на совершенно новый уровень качества и стал считаться родоначальником итальянской школы плиточного производства.

Некоторые древние особенности изготовления керамической плитки успешно сохраняются и по сей день, а выдающиеся европейские мастера тщательно их берегут и следуют им. При этом технологии производства и совершенствования керамической плитки никогда не стоят на месте. Из года в год лучшие итальянские и испанские фабрики создают совершенствуют свои технологии, чтобы добиться не только большей крепости своего материала, но и его большей эстетической яркости.

Предыдущая Следующая

plitkamoscow.ru

история возникновения, виды и способы изготовления

Задумывался кто-то о том, что будет на стенах в кухне или ванной комнате? Скорее всего, нет, потому что выбор преимущественно в пользу керамической плитки.

В современных гипермаркетах плиткой заложены целые ряды. Её используют не только для наружного, внутреннего облицевания стен, но и как половое покрытие. Керамическая плитка обладает множеством положительных свойств, среди них гигиеничность, прочность, огнеупорность, экологичность, а некоторые виды даже морозостойкость!

История возникновения керамической плитки

Для того, что бы определится какую плитку лучше выбрать, мы для начала обратимся к истории. Самые древние корни плитки идут далеко в прошлое. Аналоги были найдены на территории междуречий совремменых Тигра и Евфрата. Такая керамика была похожа больше на мозаику, но весь рисунок наносился на площадь одной плитки, разукрашенной целым изобилием орнаментов, часть значения которых не удается восстановить.

Более утонченная внешне керамика была найдена в городах Ирана – Сузе и Пересполе. Вид она имела намного искусней и имела параметры 15х15 см и 10 мм толщиной. Что любопытно, практически вся плитка в столь давнее время изготовлялась древнеиранскими государствами.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Укладка керамической плитки и уход за ней

Итак, мы переносимся на целые века в будущее, а именно в древний Рим, в Италию. История их керамики начинается с Х века. Благодаря географическому местоположению в Италии находится один из самых больших в мире залежей красной глины, необходимой для изготовления столь качественного материала.

Красная глина

Красная глина

В современное время Италия – мировой лидер инновационных технологий дизайна настенной и напольной керамической плитки и керамогранита. Хоть она и занимает третье место в мире по производству, но это никак не влияет на славу их итальянской плитки.

Никак нельзя оставить без внимания испанскую Керамику. Начнем с того, что Испания является основным конкурентом Италии по дизайнерским и техническим новинкам. На территории солнечной Испании также находятся богатые залежи глины. История испанской керамики начинается в конце VIII начале IX.

В то время изгнали мавров с территории Испании и полупустые города были заселены из испанских, еврейских и французских бедняков. Достаточно быстро было организовано производство плитки и кирпича для ремонта зданий. Любопытно, что плитка имела немного другое предназначение, её использовали для укрепления построек, а не для украшения.

Методы изготовления и виды плитки

Методика изготовления керамической плитки все время менялось. Мы опишем самые популярные из них: литье – раствор, в состав которого входила глина, заливался в формы, обжигался при высоких температурах, но в итоге края получались не ровными, что и погубило такой способ изготовления. Но на маленьких фабриках, под заказ, изготовляют керамику таким способом;

  • резка – природный камень распиливают на плитки одинакового размера, ровняют и шлифуют лицевую сторону. Такое производство до сих пор существует, но стоимость такой плитки выше из-за не большого количества получаемого кафеля;
  • прессование – самый распространенный и надежный способ изготовления плитки. Специальное «тесто» проходит через станок, который компьютеризировано режет массу на одинаковые кусочки.

Прессование делится на:

  • бикотуру – прессование и двойное обжигание;
  • тмонокоттура – прессование и одноразовое обжигание.

Готовые пластины обладают высокой прочностью и эстетично привлекательны.

К наиболее распространенным видам плитки относятся:

  1. Напольная керамическая плитка.
  2. Декоративная плитка.
  3. Тротуарная плитка или брусчатка.

Больше всего хочется рассказать о напольной плитке. Её производят обычно из керамики или природного камня. И та и другая обладают разными степенями износоустойчивости. Стоить заметить также, что каменная плитка, по своей природе, тяжелей керамической, что делает её более хрупкой.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Классификация керамической плитки

Каменная напольная плитка очень красивая и практичная, но при покупке стоит обратить внимание на породу камня. Гранит и мрамор, при намокании становятся скользкими, что создает риск травмирования в ванной. Поэтому, зачастую, такую плитку не укладывают в ванной, а если все же решили делать такой пол, то исключительно из плитки маленькой площади. За счет раствора (затирки), которым обрабатываются межплиточные швы, получаются дополнительные препятствующие скольжению линии.

При покупке керамической плитки следует обращать внимание на характеристики плитки (об этом читайте тут). Естественно не стесняйтесь задавать вопросы продавцу-консультанту, так же попросите показать сертификаты соответствия и гигиены.

Будьте бдительны!!! Обращайте внимание на саму плитку! Выпускаются также не качественные подделки!

strourem.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *