Гостевой этикет для детей: уроки вежливости и хорошего поведения – Правила выходного, столового, гостевого и других этикетов для детей и подростков

Правила выходного, столового, гостевого и других этикетов для детей и подростков

Детский этикетЭтикетом называют правила и нормы поведения, которых необходимо придерживаться в определенных ситуациях и находясь в определенных местах. Важно еще с младенчества обучать своего ребенка этикету, тогда родители не будут попадать в неловкие ситуации, когда им неловко за своего не воспитанного малыша. Даже наоборот, родители услышат много комплементов в адрес своих юных леди и джентльменов.

Какие есть виды этикета для детей и подростков

Видов этикета, как известно, есть большое количество. Но к счастью, у детей их немного меньше, нежели у взрослых:

  • Гостевой (как следует вести себя, находясь в гостях)
  • Выходной (как нужно вести себя в особых общественных местах, например, в музее, кино, театре)
  • Пассажирский (как следует себя вести в общественном транспорте)
  • Семейный (как нужно вести себя в кругу семьи)
  • Речевой (как правильно вести вербальное общение)
  • Столовый (как правильно вести себя за столом )
  • Учебный (как правильно вести себя в учебных учреждениях )
  • Телефонный (как правильно вести разговоры по телефону и по переписке)

Для родителей важно понять, что правильно воспитать ребенка они смогут лишь в том случае, если они сами вежливые и воспитанные люди. Правильный пример — это лучший способ привить хорошие качества для своих детей.

В каком возрасте следует начинать обучать детей этикету

Как приучить ребенка к этикетуКого-то это удивит, но уже с рождения малыша можно начинать обучать его этикету. Новорожденного следует обучать этикету мягким взглядом, определенными словами, интонацией. Например, перед едой пожелать приятного аппетита, а когда малыш протянет маме погремушку, поблагодарить его. Обязательно надо похвалить ребенка, если ведет себя правильно, а также с помощью интонации в голосе, показать что он ведет себя не совсем как надо.

Начиная с двух лет, надо активно обучать ребенка приличным манерам и правилам поведения, объяснить, как можно поступать, а как лучше не стоит. Хорошо в обучении помогает мотивация, ну и, конечно, личный пример.

Для восприятия ребенка лучше всего подойдут игровые формы обучения. Можно смоделировать разные ситуации, прибегать к сюжетным играм также стоит использовать разные стишки и сказки по теме этикета.

В возрасте от четырех до шести лет ребенок уже сам должен понять необходимость знания этикета. Это здорово поможет ему облегчить общение со своими сверстниками и взрослыми. В этом возрасте важную роль в воспитании ребенка играют не только родители, но и воспитатели в детском саду. В школе тоже будет происходить обучение хорошим манерам, но до этого возраста, ребенок уже должен иметь багаж определенных знаний этикета.

Как организовать уроки этикета для детей и подростков

Уроки этикета – детям

Следует учить детей хорошим манерам постоянно, использовать обучение в форме игры, напоминать, часто приводить примеры – этот процесс должен быть беспрерывным. Частое обсуждение разных ситуаций, положительный пример от взрослых, точно смогут привести обучение ребенка к успеху.

Для того чтобы в детских садах и школа, обучающий процесс не прерывался, для педагогов разработали специальные уроки и программы. При желании они также могут найти в интернете множество бесплатных уроков и материалов.

Как обучить ребенка столовому этикету

Обучать ребенка правилам этикета за столом необходимо с раннего возраста. Ребенку важно понять, что принимать пищу можно только в определенных местах: на кухне или в столовой.

Для самых маленьких существуют самые важные правила этикета за столом:

  • — принимать еду можно только из тарелок и специальными приборами;
  • — по необходимости следует воспользоваться кухонной салфеткой.

Чем старше ребенок становится, тем больше правил столового этикета он будет знать, но главные правила он должен запомнить пораньше:

  • Правила детского этикета Начинать трапезу можно, только когда все сели за стол
  • Перед началом приема пищи, нужно обязательно пожелать приятного аппетита, всем кто находиться за столом
  • Кушать нужно молча, ни в коем случае не баловаться у стола
  • Употреблять еду необходимо с закрытым ртом
  • Слишком большие кусочки еды, нужно разделить при помощи столовых приборов, не нужно напихать полный рот
  • Неприлично за столом чавкать, тарабанить приборами, ковыряться между зубами
  • Нельзя облизывать посуду, даже если еда была невероятно вкусной
  • Неприлично тянутся через весь стол к блюду, которое стоит далеко, стоит попросить кого-то, чтобы подал его ближе
  • Нельзя оставлять локти на столе
  • По окончании приема пищи, следует обязательно поблагодарить, сказав «Спасибо!»

Как вести ребенок или подросток должен вести себя в гостях

Крайне важно, чтобы ребенок умел как принимать гостей, так и прилично вести себя в гостях. Существует несколько правил гостевого этикета:

  • Как учить ребенка этикетуСамое важное правило похода в гости – это всегда предупреждать о своем везите заранее. Неожиданные гости часто приносят хозяевам лишние хлопоты и беспокойства
  • Идти в гости следует с гостинцем или подарком, прийти в гости без ничего считается неприличным
  • Стучать или звонить в дверь можно не больше двух раз
  • Неприлично без спроса брать вещи хозяев, открывать тумбочки шкафов, заходить в закрытые комнаты
  • Запрещается бегать, прыгать, шуметь, следует вести себя тихо и спокойно
  • Неприлично критиковать обстановку в доме, например, намекать на беспорядок или неприятный запах
  • Если хозяева пригласят к столу, необходимо вести себя аккуратно
  • Засиживать долго в гостях, считается неприличным
  • Перед тем как уйти из гостей, следует обязательно поблагодарить за прием
  • Приглашать к себе в дом гостей нужно заблаговременно
  • Всем приглашенным нужно оказать должное внимание
  • Обязательно поблагодарить гостей, перед тем как они уйдут

Как ребенок или подросток должен вести себя в общественных местах

Для того чтобы родителям не пришлось испытывать неловкость за своего ребенка, еще на выходе из дома ему нужно рассказать о некоторых правилах поведения в обществе. Особенно нужно подчеркнуть правила поведения в общественном транспорте:

  • Когда надо обучать ребенка этикету
    Вначале нужно пропусти выходящих людей из транспорта, а потом только заходить
  • Мальчики и мужчины всегда должны пропускать вперед девочек и женщин
  • Неприлично толкаться локтями, чтобы добраться до свободного места
  • Обязательно нужно уступить свое место старикам, пассажирам с детьми, беременным, и инвалидам
  • При входе в общественный транспорт нужно снимать рюкзаки и ранцы, чтобы не помешать остальным людям
  • Нужно пройти вглубь салона, если не нужно выходить на ближайшей остановке
  • Нельзя в общественном транспорте кушать, чисть одежду от грязи, дождя или снега
  • В общественном транспорте неприлично шуметь и громко разговаривать
  • Некрасиво детально рассматривать остальных пассажиров общественного транспорта
  • Нельзя перевозить животных без специальных сумок, а на собаке должен быть надет намордник
  • Следует заранее готовиться к выходу
  • Обходить любой вид общественного транспорта нужно сзади, впереди обходят только трамвай

Правила выходного вида этикета

Очень хорошо, если ребенок развивается культурно. Для этого родителям нужно водить своего ребенка в кино, театры, музеи. Но перед походом, нужно обязательно объяснить ребенку какие есть правила выходного этикета. Например, правила поведения в театре:

  • Нужно иметь опрятный вид, нельзя быть в рваной или грязной одежде
  • Нужно приходить заблаговременно, чтобы до спектакля успеть сдать верхнюю одежду в гардероб и привести себя в порядок
  • Нужно заранее найти свое место в зале, чтобы потом не пришлось толкаться с остальными зрителями
  • К своему месту нужно продвигаться только вперед лицом к сидящим зрителям, и при этом извиняться за предоставленные неудобства
  • Неприлично во время представления разговаривать и шуметь, поделиться впечатлениями можно во время антракта
  • В зале нельзя пить и есть
  • Необходимо сидеть смирно, дабы не помешать тем, кто сидит позади

Какие есть правила общения между людьми

Правила приличного общения с людьми существуют для всех. С раннего детства детей уже нужно учить, что:

  • Знакомых людей нужно обязательно приветствовать
  • К старшим людям нужно говорить на «Вы»
  • Неприлично перебивать разговоры взрослых, или комментировать их
  • Обязательно прощаться при расставании
  • Нужно благодарить за любую оказанную помощь или услугу
  • Если провинился, нужно просить прощение
  • Категорически нельзя обзываться или унижать окружающих
  • Неприлично часто повторять слова-паразиты
  • Не следует ябедничать и жаловаться
  • Если вдруг собеседник стал вести себя неприлично, нужно сделать корректное замечание и ни в коем случае не уподобляться ему
  • Крайне нетактично во время разговора обсуждать или критиковать остальных людей

Правила этика для школы

Есть некоторые правила поведения в школе, которые должны знать все дети:

  • Какой бывает этикетПроявлять уважение к учителю
  • Приходить в школу лучше раньше на 15 минут, до уроков
  • У школьника должно быть обязательно выполнено домашнее задание
  • Нельзя забывать школьные принадлежности и спортивную форму
  • Если во время урока у школьника есть необходимость выйти, нужно спросить разрешение у педагога, предварительно подняв руку
  • Пропускать занятие можно лишь в случае крайней необходимости
  • Начинать урок нужно стоят, так приветствуют учителя
  • Если возник вопрос, то следует поднять руку и ждать пока учитель обратит на это внимание
  • Если прозвенел звонок, нужно дождаться пока преподаватель закончит урок
  • Во время перемены не следует бегать, шуметь, нарушать школьный порядок
  • Нужно поддерживать порядок на рабочем столе

Правила семейного этикета

В семье тоже существуют правила приличного поведения:

  • Со всеми старшими родственниками следует вести себя вежливо и уважительно
  • Нельзя спорить и повышать голос на родственников
  • Перед тем как войти к родителям в комнату, нужно постучать
  • Нельзя ругаться, драться и ругаться со своими сестрами или братьями
  • Нужно придерживаться и поддерживать все правила и традиции, которые установлены внутри семьи

Этикет для детей: столовый, гостевой, советы родителям

Этикет для самых маленькихРоскошь общения и, что самое главное, правильного поведения является украшением каждого культурного человека. С малых лет необходимо рассказать ребенку о том, как правильно вести себя в обществе, как правильно подать себя при знакомстве и общении со сверстниками, взрослыми, а также с незнакомыми людьми, как вести себя за столом или в гостях. Чтобы проявить в еще крошечном человеке только самые хорошие социальные качества, следует знать этикет для детей и усвоить правила поведения.

Влияющие факторы

Первичное обучение ребенка этикету конечно же начинается с нас самих. Дети — великие наблюдатели и подражатели, которые замечают любые поступки взрослых. Учеными отмечено, что малыши впитывают, как губка, разговорную речь, мимику и интонацию родителей. Будьте осторожны в своих высказываниях если не хотите, чтобы первым словом вашего ангела стало совсем неангельское выражение.

Также обращайте внимание на круг друзей вашего ребенка — дети очень сильно подвержены влиянию со стороны, и если им покажется, что авторитет в школе можно завоевать негативным поведением (мат, сигареты, хулиганство), то непременно ваше чадо начнет поступать таким образом, что никогда не приводит к позитивным последствиям.

Этикет для детей: методы обучения

В детском саду дети также переносят и копируют манеры воспитателей. Именно там коллектив впервые делится на «своих» и «чужих». Дети часто обращаются ко сверстникам по фамилии или прозвищу – все это результат обращения взрослых. Считайте этикет в детском саду первым шагами в коммуникациях маленького человечка со взрослым миром.

В большинстве своем от нас самих зависит, каким вырастет наш ребенок.

Занятия с маленькими детьми можно проводить в домашних условиях: специальные мультфильмы и пособия помогут родителями рассказать малышу в картинках и стихах для лучшего запоминания, как нужно себя вести. Лучшая книга, о которой может рассказать мама — это она сама. Преподнесите истории из жизни или примеры таким образом, чтобы ребенок воспринял их, как жизненную модель будущего поведения.

Что такое этикет?В возрасте 5-6 лет перед первым походом в школу правильным будет посетить центр по развитию ребенка, где профессиональный психолог проведет тестирование и путем беседы выявит возможные слабые места в этикете сына или дочери, а также в психологической готовности к занятиям. Оказанная консультация во многом может помочь предупреждению дальнейших семейных конфликтов и ненужных наказаний. Не стоит забывать, что не только детям нужно постоянное напоминание об их поведении – присутствие на консультации поможет родителям изменить отношение к самим себе, друг другу и, в конечном итоге, к поступкам и решениям их детей.

Актуальность развития у дошкольников навыков культурного поведения в условиях детского сада определяется низким уровнем этих навыков в семье, в обществе в целом. У детей формируется двойственное представление о нормах поведения (в детском саду требования надо соблюдать, а дома они отменяются).

Вот, что нужно выучить ребенку в возрасте до 3 лет:

Дети здороваютсяЗдороваться и прощаться с взрослыми и детьми.
Воспитатель учит малышей этикетуУпотреблять выражения просьбы, благодарности. Вежливо обращаться к воспитателям.
Ребенок делится игрушкой в песочницеПроявлять внимание к сверстникам. Сюда входит и совместный досуг, и общая собственность (игрушки, сладости ипрочее.), а также умение выслушать и понять собеседника.

Столовый этикет для детей

Иногда родителям приходится сильно краснеть за своих детей, когда они вместе приходят в гости или отправляют свое чадо на день рождения к другу. Большое количество казусов может быть связано с тем, что ребенок просто не умеет правильно вести себя за столом: кривляется, крутится, играет столовыми приборами, махает руками, чавкает, лезет своей ложкой в чужую тарелку. Столовый этикет для каждого ребенка должен стать одной из ключевых баз знаний, ведь это может напрямую повлиять на то, как потом он будет себя вести в школьном или даже взрослом возрасте.

Уроки столового этикета для ребенка с 1,5 до 5 лет

Начинать давать уроки столового этикета нужно малышу с 1,5 лет, когда он становится полноценным владельцем своего места за семейным столом. Добиваться, чтобы перед каждой трапезой карапуз выкрикивал вам «Приятного аппетита!», не получится — это придет со временем само собой, если основные навыки хорошего поведения будут уже усвоены.

  1. Перед едой нужно обязательно помыть руки с мылом. Пусть этикет для детей будет преподноситься на вашем взрослом примере — так вы сможете воспитать правильные качества в своем ребенке. Вместе с ним перед приемом пищи мойте руки и подчеркивайте, как это важно делать.
  2. Кушать нужно за обеденным столом. Сейчас прием пищи все чаще происходит перед телевизором или компьютером — это не правильно. Во-первых, совместная семейная трапеза очень объединяет. Во-вторых, как известно, отвлекающийся на мелькающие картинки мозг человека хуже справляется с пониманием насыщения желудка. Оттого и ребенок, и взрослый могут съест больше, чем хотел или чем нужно. Детское ожирение все больше становится актуальной проблемой современности.
  3. На грудь нужно постелить салфетку. Так одежда малыша останется чистой, даже если с ложки что-то капнет или упадет.
  4. С пищей играть нельзя. Детки стараются играть со всем, что попадает им под руку, в том числе и с едой. Ребенку нужно объяснить, что размазанная по рукам каша, раскрошенный по полу хлеб или разбросанное печенье — это плохо, неправильно.
  5. Рукой в тарелку лезть нельзя. Малыш должен понять, что первые блюда едят ложкой, вторые блюда — вилкой или ложкой, и только печенье, пироги, хлеб, ягоды и прочее — руками.

Родителям важно самим научиться придерживаться своих же установленных правил. Кроме того, вам нужно быть последовательными в своих требованиях. Если сегодня вы запретили ребенку кушать перед телевизором, а завтра разрешили, то никакого урока столового этикета он для себя не усвоит. Не кричите, не ругайте кроху за то, что у него что-то не получается.

Дети праздную за столом правила

Уроки столового этикета для ребенка с 5 лет

Возраст от 5 лет психологи называют сенситивным — информация откладывается у детей дошкольного и младшего школьного возраста в голове гораздо качественнее. Но есть одно «НО»! Ребенок уже имеет собственное мнение практически на все, поэтому переубедить его что-то делать или не делать будет намного сложнее. Однако столовый этикет пригодится ему в ситуации, когда он придет к друзьям на день рождения или пригласил гостей к себе. Правила:

  1. На стуле нужно сидеть красиво. Крутиться и раскачиваться, ставить локти на стол, растягивать на столе руки, мешая соседям, нельзя.

    Если локти ребенка так и норовят оказаться на столе, предложите ему хитрое упражнение. Возьмите две книги одинаково небольшой толщины и попросите ребенка зажать их подмышками. Отпускать книги нельзя до тех пор, пока прием пищи не будет закончен. Привычка сформируется сама собой.

  2. Нельзя говорить с набитым ртом. Фразу «Когда я ему, я глух и нем» знают все.  Объясните ребенку, что не стоит сразу класть в рот большие куски пищи, иначе их будет сложно жевать, да и выглядеть это будет некрасиво. Еще одна частая проблема — чавканье. Она вытекает из предыдущей: как только кусочки еды во рту будут небольшими, его проще будет держать закрытым.
  3. За столом нельзя кашлять. Нет-нет, сдерживать его не стоит, однако необходимо иметь под рукой бумажную или тряпичную салфетку, чтобы во время откашливания отвернуться и прикрыть рот.
  4. Громко разговаривать и кричать нельзя. Особенно это касается тех случаев, когда ребенок хочет в туалет и заявлет об этом всем окружающим. Объясните ему, что сказать об этом нужно шепотом на ушко кому-то из родителей.
  5. Нельзя тянуться за едой через весь стол. Если ребенок хочет положить себе в тарелку что-то, что лежит от него далеко, нужно попросить о помощи. Вежливость при этом тоже важна — необходимо применять волшебные слова в просьбах.
  6. Садиться за стол нужно после взрослых. Выходить из стола можно только после того, как все гости поели. Когда ребенку становится скучно и хочется выйти, он должен извиниться и попросить вежливо об этом.
  7. После трапезы нужно сказать «Спасибо». Это касается не только гостевого этикета, но и домашнего. Всякий раз напоминайте ребенку, что за приготовленную для него еду нужно благодарить хозяйку или хозяина.

Правила столового этикета

Уроки столового этикета для ребенка с 10 лет

Становясь взрослым, ребенок школьного возраста все больше нуждается в получении уроков столового этикета. Уже тогда сверстники могут дразнить за то, что ты не знаешь, как держать вилку, для чего нужен тот или иной прибор и как правильно сервировать стол. Поэтому выделим несколько моментов, которые требуется усвоить ребенку после 10-летнего возраста:

  1. Столовые приборы нужно использовать правильно. И знать о том, какая вилка и для какого блюда нужна, тоже следует. Если ваш ребенок попадет в ресторан и будет уже знать азбуку приборов, которые он не использует каждый день,  то его не испугает содержательная сервировка. Ложкой есть второе блюдо в гостях не принято (если только не дань традициям) — для этого используется вилка. Распиливать мясо нужно специальным ножом, а не ребром вилки или зубами.
  2. Правильная позиция за столом. Необходимо сидеть с ровной спиной, опустив локти вниз. Чтобы встать из стола, необходимо сначала тихонько отодвинуть стул, а затем только подняться.
  3. Уважение по отношению к другим гостям. Гостевой этикет предполагает, что ребенок будет осторожно, не толкаясь, обходить при необходимости соседей по столу. Двигаться нужно, как и в кинотеатре, лицом к тем, мимо кого проходишь.

Сервировка стола описание приборов

Этикет для детей: еще несколько простых уроков

Для современных детей характерна дилемма – хочется влиться в новый коллектив со всеми его законами без осложнений и в то же время сохранить свою индивидуальность. Этого можно добиться одновременно, если соблюдать несколько хороших правил:

  1. Не нужно конфликтовать и выражать негативные эмоции по первому зову. Разберитесь в ситуации и узнайте подробности того или иного поведения. Этикет для детей предусматривает снисхождение, лояльность, умение слышать оппонента.
  2. Высказывай свое мнение сдержанно, особенно если оно идет вразрез с окружающими доводами. Свою позицию нужно доказывать хладнокровно, без криков.
  3. Относиться к окружающим нужно так, как хотелось бы, чтобы относились к тебе.

В интернете вы найдете много мультфильмов, сказок, поучительных видео, которые можно скачать и показать детям. Прививая своей крохе понимание вежливости, сдержанности, чувств благодарности и признания, преподавая этикет для детей, можно вырастить достойного человека с копилкой нужных по жизни принципов. Люди, которые с детства приучены говорить «спасибо», никогда не возьмут ничего без спроса. Растите хороших детей – они являются нашим будущим!

Памятка для детей и подростков «Гостевой этикет»

Памятка «Гостевой этикет»

Ходить в гости — это приятно. Но не забывайте: поход в гости не просто приятный, но крайне ответственный процесс.

Как правильно себя вести в гостях, должен знать каждый из нас. Есть общепринятые правила, которые вам подскажут, как себя вести в гостях:

1. Ходить в гости нужно только по приглашению. Неожиданный визит вряд ли будет приятен хозяевам.

Не надо навязываться к знакомым с визитом. Таким образом, вы доставите немалый дискомфорт хозяевам, рассчитывавшим провести своё время по заранее определенному плану.

2. Не опаздывайте. Еще хуже, если вы обещали и не пришли. В крайнем случае нужно как можно скорее предупредить хозяев об опоздании или невозможности вашего прихода. 

3. В гости с посторонними людьми не ходите. Это непременно вызовет напряжение и у сопровождающего вас человека и у хозяев дома.

Особый разговор — животные. С домашними питомцами в гости не приходите, если это заранее не было оговорено.

4. Звонить или стучать в двери нужно ненастойчиво, максимум дважды.

5. Приходить в гости с пустыми руками невежливо, нужно иметь с собой хотя бы символический гостинец.

6. Первое, что должен сделать гость – поздороваться с хозяевами.

7. Будучи гостем, нужно вести себя сдержанно и спокойно. Не нужно демонстрировать плохое настроение. Нельзя трогать без спроса вещи, тем более, лазить в шкафы, открывать ящики. Нельзя бегать и шуметь, мусорить и разбрасывать вещи. Если хочется рассмотреть что-то из обстановки дома (сувенир, фото, игрушку, прочее), нужно попросить разрешение у хозяев.

8. Ни в коем случае не нужно показывать своё недовольство компанией. Увидели несимпатичного вам человека, просто поздоровайтесь, и общайтесь с теми, с кем приятно.

9. Нельзя отпускать негативные комментарии по поводу дома хозяев и его обстановки, даже если в нем не слишком чисто или неприятно пахнет.

10. Не стоит засиживаться в гостях долго. Уходя домой, необходимо поблагодарить хозяев за гостеприимство, радушный прием и хорошо проведённое время.

11. В гостях нужно соблюдать правила поведения за столом:

— мыть руки перед едой;

— желать приятного аппетита тем, кто сидит рядом; — ни в коем случае не нужно показывать своё недовольство угощением, не нравится еда – вежливо откажитесь;

— приступать к приёму пищи нужно дождавшись всех, кто сидит за столом;

— уметь пользоваться приборами, использовать салфетку;

— есть аккуратно, молча, не разговаривать с набитым ртом;

— нельзя класть локти на стол;

— попросить подать рядом сидящего необходимый прибор, а не тянуться через весь стол;

— не выходить из-за стола, пока не закончат есть все гости;

— говорить «спасибо» по окончании трапезы.

Воспитательское занятие «Гостевой этикет»

Тема: «Гостевой этикет» (игра-практикум)

Цель: закрепление знаний правил этикета приёма гостей.

Задачи:

  1. Коррекционно-обучающие: способствовать формированию и дальнейшему развитию у учащихся этических представлений и моральных требований в поведении и общении с людьми;

  2. Коррекционно-развивающие: развивать коммуникативные навыки, речь, мышление;

  3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать вежливость, тактичность, радушие, аккуратность.

Индивидуальная работа: .

Словарная работа: этикет

Используемые формы, методы и приёмы: практикум (разбор практических ситуаций гостевого этикета, ролевая, интеллектуальная, ситуативные игры), чаепитие.

Развивающая предметно-пространственная среда(оборудование): накрытый скатертью стол, салфетки, раздаточный материал – ручки или карандаши, листы с обозначенными ситуациями и вопросами.

Направление:

Ход занятия

Вводная часть

Орг. момент

Перед тем как начать нашу работу, я хочу, чтобы вы посмотрели своему соседу в глаза, улыбнулись ему и пожали друг другу руки. Пожелайте хорошей работы и отличного настроения! Ведь дружба творит настоящие чудеса!

Введение в тему, постановка цели

hello_html_759135f1.pngработа с рисунком.

Основная часть

Беседа по теме

Рассказ об истории гостевого этикета.

Нет, пожалуй, на земле народа, который бы не признавал законов гостеприимства. Этот обычай знали и соблюдали еще древние люди. Гостей всегда приглашали в дом, чтобы разделить радость, рассказать новости, поговорить о чем-то важном или интересном. И появлялись у разных народов некоторые правила поведения гостя и приема гостей, например, встречать гостей приветливо, угощать, усаживать самых дорогих гостей на почетное место, уделять особое внимание пожилым людям, женщинам. Красивые правила передавались из поколения в поколение, дополнялись, уточнялись. Люди постепенно привыкали к ним, записывали их в книги, учили своих детей выполнять эти несложные правила и нормы поведения.

Этикет – часть нашей культуры; все те правила и нормы, которые описывают, каким должно быть поведение человека, среди других людей.

Обсуждение ситуаций

После уроков Ира сказала Вике: «Знаешь что, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе игрушки свои покажу и конструктор новый. Послушаем магнитофон».

– Ладно, – ответила Вика. – Приду.

Часов в семь Ира уже перестала ждать подружку. Она разложила на столе учебники и тетради и собралась делать уроки. В этот момент резко и сильно позвонили в дверь. Пока Ира шла к двери, кто-то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка. Это была Вика.

– Привет, – сказала Вика.– Это я.

Она прошла в комнату, бросила мокрую куртку в кресло и огляделась.

– А у вас ничего. Круто. Это что? – и она схватила модель парусника с письменного стола.

– Это отцу подарили. На память.

– Здорово сделано. А мачта из дерева, что ли? – Вика нажала посильнее, и мачта слабо хрустнула.

Потом Вика повертела в руках многоцветную шариковую ручку, открыла и понюхала мамины духи, крем.

Ира в это время приготовила чай и пригласила гостью к столу. Вика посмотрела на вазочку с вареньем, стаканы с чаем и взялась за ручку холодильника. назвать гостеприимным, а какого гостя можно назвать воспитанным.

– Ты колбасы нарежь, Ира. И еще тут у вас масло есть с сыром.

Наевшись и напившись вдоволь, Вика взяла куртку.

– Ну, я пошла, пока. Завтра еще приду. А фломастер твой я взяла, мне надо рисунок дорисовать. Отдам как-нибудь. Да не бойся ты, отдам. Нужен он мне больно.

– Захочет ли Ира еще когда-нибудь пригласить в гости Вику? Почему?

– Какой была Вика?

Ситуативная игра «Гости – к нам»

Вам предлагаются некоторые типичные ситуации, в которые часто попадаем мы все. Как вы будете себя вести в них?

1) Вы, встретив на улице давнего приятеля, собираетесь пригласить его к себе в гости. Но с ним рядом идёт ещё один ваш знакомый. Станете ли вы приглашать приятеля в гости в присутствии другого знакомого?

2) Вы принимаете гостей. Кто первый садится за стол и встаёт – гости или хозяева?

3) Нарисуйте, как должны лежать нож и вилка: А — при сервировке стола до начала праздничного вечера; Б — во время обеда, когда надо временно прервать еду; В — когда еда закончена.

hello_html_3b2ed80.png

4) Вы садитесь за стол, который сервирован разнообразными столовыми приборами. В центре возвышается белая накрахмаленная салфетка. Как вы с ней поступите – развернёте и положите на грудь, на колени или слева от тарелки?

5) Вы празднуете день рождения. Кто-либо из гостей вам преподнёс подарок, который вам не понравился. Какими будут ваши действия?

6) Вы заметили, что один из ваших гостей заскучал. Станете ли вы задавать ему вопросы типа: «Почему молчишь?», «Чего такой угрюмый?», «Почему ничего не ешь?» или как-то по-другому постараетесь его приободрить? Как?

7) Вы, как хозяин, вдруг заметили, что среди гостей назревает опасность спора. Ваши действия?

Ролевая игра «Ты и Я, Я и Мы»

Игра начинается с распределения «ролей» (заданий).

1) Вечер. Вы только-только уселись перед телевизором, открыли коробку конфет, взяли чашку горячего кофе и тут кто-то позвонил в дверь. Гостей вы не ждали, да они и не предупредили, не звонили, что придут. По пути к двери ругаете того, кто испортил вам отдых. Но открывается дверь и вваливается целая компания незваных друзей. У вас нет настроения принимать гостей. Но никто не отменял правила вежливости. Как вы встретите незваных гостей, чтобы самому не сильно пострадать и их не обидеть? (роли: «герой», компания друзей – 3-4 чел.)

2) После вечеринки подруга хвалит вкусно приготовленную вами пищу и красиво оформленные блюда. Вам приятна похвала. Вы начинаете рассказывать, углубляясь в подробности, чего вам это стоило, сколько времени вы провели у плиты и где «доставали» продукты (роли: «героиня», подруга).

6.Чтение и обсуждение стихотворений.

– Послушайте стихи и скажите, о чем они?

Гостеприимство (О.Григорьев)

– Встаньте с этого дивана,

А не то там будет яма.

Не ходите по ковру –

Вы протрете в нем дыру.

И не трогайте кровать –

Простынь можете порвать.

И не надо шкаф мой трогать –

У вас очень острый ноготь.

И не надо книги брать –

Их вы можете порвать.

И не стойте на пути…

Ах, не лучше ль вам уйти?

Очень вежливый Индюк (Я.Бжехва)

Объявился в доме вдруг

Очень вежливый Индюк.

Раз по тридцать в день, не реже

Он кричал: Эй, вы, невежи!

Заходите, что ли в гости–

Поучиться веж-ли-вос-ти!

– Я и сам, – кричал Индюк,–

Доктор вежливых наук!

И жена моя пример

Замечательных манер:

Даже когда спит она,

Видно, что воспитана!

Не стесняйся ты, Осел,

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь, как рыба?

Говори: Приду, спасибо!

Ты не будь свиньей, Свинья,

Ждет тебя моя семья!

Только раньше бы умыла

Ты свое свиное рыло!

Как ни бился он, однако,

К Индюку никто не шел:

Ни корова, ни собака,

Ни хавронья, ни осел

Посинел Индюк от злости:

– Не идут, нахалы, в гости!

Зря пропали все труды!

Все они балды-балды!

И добавил с высоты

Своего величия

-Не усвоили, скоты,

Правила приличия!

– Так, о ком эти стихи: о госте или хозяине?

– Какие главные выводы можно сделать из этого стихотворения?

Заключительная часть

Нашим предкам неукоснительное соблюдение правил этикета прививалось с раннего детства, и было, практически, «в крови». Как вы считаете, современному человеку ни к чему все эти церемонии? Или, всё-таки, умение правильно себя вести является залогом достойной репутации и хороших отношений — вне времён?

— Что на занятии было для вас самым важным, интересным?

— Какие положительные (отрицательные) моменты можете отметить?

— Какова была цель занятия? Что удалось достичь?

Итак, мы уяснили для себя, что умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно способствует достижению взаимопонимания, создаёт и поддерживает хорошие, устойчивые, добрые и тёплые взаимоотношения.

Рефлексия. Ситуативная игра «Чаепитие с комментариями»

Этой игрой мы завершаем изучение правил приёма гостей. Пройдём к «чайному» столу.

Вопросы:

1) Расположите список подачи блюд гостям в правильной последовательности: Холодные закуски. Горячие закуски. Первые блюда (бульоны, супы). Вторые блюда (рыбные, мясные). Десерт. Фрукты.

2) Каково правило сервировки приборов на столе — как раскладываются ножи, ложки, вилки?

3) Кто-либо из ваших приглашённых гостей не принимает участия в общей беседе. Нужно ли заставлять приглашённого поддерживать разговор помимо его воли?

4) Гостям уже давно пора уходить, но они почему-то не торопятся. Вы уже с ног валитесь от усталости. Ваши действия?

Занятие заканчивается чаепитием.

Всё об этикете. Правила поведения для детей

Этикет — вещь настолько древняя, что большинство людей и не в курсе, откуда он пошел по земле нашей. Даже у диких-диких обезьян в джунглях Амазонии свои определенные правила поведения — своеобразного этикета, если хочешь. Мы вовсе не призываем изучать обезьяний этикет и следовать ему.

Дело в том, что от этикета гомо сапиенса правила хорошего тона обезьян и прочих, джунгли населяющих, разительно отличаются.

Из этого раздела школьники узнают не только как правильно представиться и идеально сервировать стол, но и как цивилизованно «выпустить пар», высказав человеку все, что на данный момент о нем думаешь. В наш век технического прогресса редко кто обращается к эпистолярному жанру, но тем не менее иногда это приходится делать, и, чтобы не ударить в грязь лицом перед своим адресатом, необходимо усвоить определенные правила. Само собой, история этикета в целом и каждого правила в частности весьма запутана, но с помощью материалов этого раздела практически все неизвестные в этом уравнении перестанут для вас существовать.

Педагоги найдут здесь сценарии, конспекты внеклассных занятий, классных часов и бесед на тему: Этикет.

Конспект занятия в подготовительной группе. Культурный человек

Занятие в подготовительной группе ДОУ на тему «Кто такой культурный человек»

Цель: становление осознанного отношения к роли человека в развитии культуры.

Задачи:

— обогащать первоначальные представления о роли человека в развитии культуры;

— воспитывать познавательный интерес к культуре своего и других народов;

— формировать способы самостоятельного применения информации в игровой деятельности.

Оборудование: обложка и листы бумаги одного размера, разного цвета для оформления книги «Кто такой культурный человек», настольно-печатные игры «Разложи по порядку письменные принадлежности», «Уроки этикета», иллюстрации к сказке («Царевна-лягушка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «По щучьему велению»).

Ход НОД

Воспитатель. Ребята, к вам за помощью обратилась воспитатель старшей группы Наталья Юрьевна. Она хочет побеседовать с детьми своей группы о том, кто такой культурный человек, как человек стал культурным. Для этого ей нужна книга, в которой было бы много картинок и игр по этой теме, ведь маленькие дети любят рассматривать картинки и играть, а не просто слушать! Но, к сожалению, Наталья Юрьевна нигде не смогла найти такую книгу. Тогда она вспомнила о вас, ребята. Она видела в вашей группе много книг, сделанных вами с помощью родителей, знает, что вам много рассказывали и читали о культурном наследии, о том, кто такой культурный человек, поэтому она решила обратиться за помощью именно к вам. Ребята, вы согласны сделать книгу для малышей?

Дети. Да.

Воспитатель. Как она будет называться?

Дети высказывают предположения.

А чтобы книга получилась интересной, я предлагаю сегодня на занятии вспомнить все, что вы знаете о том, кто такой культурный человек. Книгу мы начнем делать прямо сейчас. На прошлом занятии вы познакомились с тем, что такое природное и культурное наследие. Сначала вспомним о том, что такое наследие.

Дети. Наследие — то, что люди передают друг другу от старших к младшим.

Воспитатель. Наследие бывает разным: природным и культурным. Что такое природное наследие?

Дети. Это растения, животные, горы, леса, реки, озера, моря.

Воспитатель. Как нужно относиться к природному наследию?

Дети. Бережно.

Воспитатель. Для чего?

Дети. Чтобы вода в реке всегда была чистой, было много красивых цветов и растений, птиц и животных.

Воспитатель. Все верно, если к природному наследию люди будут относиться небрежно, потомкам ничего не останется: чистой воды, зеленых лесов, ярких цветов, щебечущих птиц, красивых животных. Ребята, а что такое культурное наследие?

Дети. Посуда, картины, песни, сказки и другое.

Воспитатель. Кто создает культурное наследие?

Дети. Люди.

Воспитатель. Да, ребята, культурное наследие создают и присваивают люди. Как нужно к нему относиться?

Дети. Бережно, потому что человек сам создает разные предметы.

Воспитатель. Да, ребята, человек не только бережет культурное наследие, но и приумножает его, сам создает различные предметы (посуду, картины, песни, сказки). Как вы думаете, для чего люди берегут и создают культурное наследие?

Дети. Чтобы знать, как люди жили раньше, что им нравилось.

Воспитатель. Все верно. По культурному наследию, оставленному нашими предками, можно судить о том, как люди жили раньше, что для них было ценным. Как человек развивается, изменяется на протяжении своей жизни от детства до старости, так и культура изменялась на протяжении своей истории. Ребята, предлагаю вам поиграть в игру, которая напомнит о том, что культура людей со временем меняется.

Игра «Разложи по порядку»

Дети раскладывают по порядку картинки с изображением письменных принадлежностей человека в разные времена (палочка, гусиные и металлические перья, карандаш, шариковая ручка, пишущая машинка, компьютер). Если дети выполняют задание правильно, получается постепенно расширяющаяся от начала до конца лента (если какая-то картинка оказывается не на своем месте, лента выходит неровной).

Воспитатель. О чем нам рассказала эта игра?

Дети. О том, как со временем менялись приспособления для письма.

Воспитатель. Почему они изменялись?

Дети. Люди хотят, чтобы все, что их окружает, было удобным и красивым.

Воспитатель. Какие еще вы знаете игры, в которых рассказывается об изменении со временем предметов, машин, техники?

Дети. «Что было раньше, что сейчас», «История посуды», «История разных предметов», «Что работает от электричества?».

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, можно ли эти игры поместить в книгу, которую мы делаем по просьбе Натальи Юрьевны?

Дети. Да.

Воспитатель. Я тоже думаю, что эти игры понравятся ребятам. Чем больше человек знает, умеет, чем бережнее относится к окружающему миру, к себе, тем он культурнее. Человек развивается и добивается в жизни многого, когда он познает культуру своего народа и других людей, сам является культурным и творит культуру. Ребята, как на страницах нашей книги можно рассказать о том, что культурный человек заботится о своем здоровье?

Дети. Можно придумать рассказы, подобрать картинки, пословицы, песни, рассказать о наших играх.

Воспитатель. Ребята, почему с детства очень важно быть добрым, заботливым, не хмуриться, не капризничать?

Дети. Добрые люди всем нравятся, у них хорошее настроение.

Воспитатель. Да, хорошее настроение продлевает человеку жизнь, улучшает его здоровье. Величайший мыслитель Древней Греции Аристотель говорил: «Чтобы делать добро, надо им обладать». Как вы понимаете это высказывание?

Дети. Если человек злой, он не сделает добра, только добрый человек может делать добрые дела.

Воспитатель. Да, надо иметь добрые чувства, чтобы помогать другим. Ребята, а если кто-нибудь делает для нас доброе дело, дарит нам что-то, что мы говорим?

Дети. «Спасибо!», «Благодарю!».

Воспитатель. Да, мы благодарим их, как бы отвечаем на добро добром. И это правильно, это справедливо — на добро нужно отвечать добром. Но можно ли благодарить кого-нибудь, т.е. дарить добро, не только за добро, но и за зло? Трудный вопрос! Поблагодарить за зло — значит ответить добром на зло. А если ответить добром — значит уменьшить зло. А как вы думаете: что может сделать человека, делающего зло, чуточку лучше? Что может ему больше помочь: наше зло или наше добро? Конечно, добро. Если бы мы так поступали, зла становилось бы меньше. Ребята, вспомните, в каких сказках герои кого-то благодарят?

Дети. В сказке «Царевна-лягушка» медведь, утка, щука и заяц помогли Ивану-царевичу за то, что он сохранил им жизнь. В сказке «По щучьему велению» щука благодарит Емелю за доброту. В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина благодарная золотая рыбка исполняет почти все желания старика.

Ответы детей сопровождаются показом иллюстраций к сказкам.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, можно поместить в нашу книгу иллюстрации из сказок, которые могут научить доброте?

Дети. Да.

Воспитатель. Да, культурный человек любит слушать сказки. Что всегда прославлялось в сказках?

Дети. Добро, помощь старшим, умение трудиться.

Воспитатель. В них всегда прославлялось добро, трудолюбие, прилежание, скромность, терпение. Вот об этом написано в стихотворении О. Дриза «Зерно доброты». Послушайте его.

Воспитатель читает стихотворение.

Продолжим оформление нашей книги о культурном человеке. Ребята, как можно рассказать о том, что культурный человек умеет вести себя с другими людьми, не огорчая и не обижая их?

Дети. Можно поместить в книгу игру «Хорошо — плохо», пословицы и поговорки о доброте, стихи и рассказы, рассказать о наших играх.

Воспитатель. Ребята, послушайте пословицу о вежливых людях: «Умение вести себя украшает и ничего не стоит». Почему умение вести себя украшает человека?

Дети. Всем людям приятно с теми, кто знает и выполняет правила поведения.

Воспитатель. Да, чтобы быть приятным другим людям, не причинять им беспокойства и неудобств, человек выполняет определенные правила поведения. Предлагаю поиграть в игру, которая напомнит вам о правилах поведения в гостях, транспорте, театре.

Игра «Уроки этикета»

Для игры понадобятся три большие карты, в центре которых — изображения на темы: «В театре», «В гостях», «В транспорте». Дети делятся на три микрогруппы и распределяют карты между собой. Маленькие карточки с сюжетными картинками перемешиваются и кладутся лицевой стороной вверх. По сигналу ведущего дети выбирают карточки по своей теме и выкладывают их около большой карты. В случае правильного поведения героев на картинке игрок кладет маленькую карточку около большой так, чтобы совпали половинки кружочков на них, а в случае недопустимого поведения персонажей карточка откладывается в сторону.

После того как все участники выполнят задание, воспитатель предлагает каждой микрогруппе проанализировать сюжеты на своих маленьких карточках, а также дать оценку поведения персонажей на отложенных картинках. Воспитатель поощряет тех, кто первым правильно выбрал сюжетные картинки и лучше всех объяснил ситуации на них. Подводит итог: «Если все люди будут всегда выполнять эти важные правила, у всех будет хорошее настроение».

Воспитатель. Ребята, а вот от чего еще зависит хорошее настроение человека, что доставляет ему радость, вы вспомните, если послушаете рассказ В.А. Сухомлинского «Красота, Вдохновение, Радость и Тайна».

Пришел маленький Мальчик в лес. Встретил Старика, идущего из лесу. Старик шел усталый, но радостно улыбался.

«Почему вы улыбаетесь, Дедушка? — спросил Мальчик. — Наверное, в лесу есть что-то хорошее?» — «Да, Мальчик, в лесу есть Красота, Вдохновение, Радость и Тайна. Я видел их, и мне захотелось жить еще много, много лет».

Мальчик побежал в лес.

Посмотрел вокруг себя. Все красиво: и дуб могучий, и ель нарядная, и ива плакучая, и береза белокорая. Но самым красивым показался Мальчику маленький цветок фиалки. Он поднял из травы свою синюю головку с фиолетовым глазом и с изумлением смотрел на мальчика.

«Это — Красота», — тихо прошептал Мальчик.

Прислушался Мальчик и услышал далеко-далеко тихую песню дикого голубя: «Тур… тур…». И в это же мгновение вспомнилось Мальчику что-то ласковое и доброе. Вспомнились Мальчику материнские руки. Захотелось ему самому спеть песню о маме. «Это — Вдохновение», — тихо прошептал Мальчик.

Еще пристальнее посмотрел Мальчик вокруг себя. Ярко сияло солнышко, высоко в синем небе сияли птицы, до самого горизонта плыли зеленые волны леса.

«Как хорошо, что я все это вижу и чувствую, — подумалось Мальчику. — Мир — это Радость, жить — это Радость».

«Но где же Тайна?» Долго, очень долго присматривался и прислушивался Мальчик, но Тайны так и не заметил.

Пошел Мальчик в лес и на второй день. Опять встретил Дедушку, идущего из лесу. Рассказал Мальчик, как он встретился с Красотой, Вдохновением и Радостью, а вот с Тайной и не встретился. «Дедушка, а где же Тайна?»

Дедушка загадочно улыбнулся и ответил: «Доживешь до седых волос — увидишь Тайну».

Прошло много лет. Мальчик вырос, стал взрослым человеком. Он женился, вырастил детей, и дети его стали взрослыми. Стал он седым Стариком.

Пошел однажды Старик в лес. Много лет прошло с тех пор, как маленьким Мальчиком услышал он слова о Красоте, Вдохновении, Радости и Тайне. И вот теперь вспомнились ему слова Дедушки.

Первое, что он увидел в лесу, — изумительно красивую фиалку в зеленой траве.

«Это же тот цветок, который я видел здесь много лет назад, — подумалось Старику, — неужели он вечный?»

Прислушался Старик: также шепчет трава, шелестят листья. Поднял он голову и увидел: плывут белые облака, летят журавлиные клинья в синем небе…

«Так вот в чем Тайна, — догадался Старик, — Красота вечна».

Ребята, как вы думаете, этот рассказ можно поместить в книгу? Дети. Да.

Воспитатель. Чему он может учит?

Дети. Беречь природу, замечать ее красоту.

Воспитатель. Почему каждый человек с детства должен научиться замечать красоту природы, удивляться ее бесподобным краскам и формам?

Дети. Чтобы не навредить природе.

Воспитатель. Все верно! Если он будет ценить красоту природы и восторгаться ею, то никогда не навредит ей. Что же такое красота?

Дети. Это то, что доставляет людям радость.

В чем же мы видим красоту? Где ее находим?

Дети. В природе, поступках людей, произведениях искусства.

Воспитатель. Да, красоту мы находим прежде всего в природе, искусстве, мыслях и поступках Человека. Как же можно рассказать об этом на страницах нашей книги?

Дети. Можно поместить в нее картинки о красивой природе, иллюстрации из наших альбомов о картинах художников, театре, архитектуре, добрых поступках людей.

Воспитатель. Вот мы и рассказали в книге о том, что культурный человек умеет вести себя с другими людьми, не огорчая и не обижая их; много знает, заботится о своем здоровье; любит слушать музыку, сказки, рассматривать картины великих художников; бережно относится к природе, результатам труда других людей; стремится создавать красоту, наводить порядок и чистоту во всем; любит свой дом, детский сад, родной город, свою страну. Стать культурными стремятся не только каждый человек, но и каждая семья, село, город, страна. Ребята, а чем определяется их культура?

Дети. Культурой людей.

Воспитатель. Да, ребята, культура семьи, села, города, страны определяется культурой отдельного человека. Сегодня после дневного сна мы продолжим оформление книги для детей старшей группы. Думаю, что она будет интересной, полезной, красивой.

Конспект НОД в подготовительной группе. Тема: Этикет

Занятие в детском саду для детей на тему: «Этикет и его история»

Цель: становление осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения.

Задачи:

— уточнять первоначальные представления о нормах и правилах взаимоотношений, приемлемых в российской коммуникативной культуре;

— способствовать проявлению потребности в выполнении норм и правил поведения, соответствующих своему полу и возрасту;

— способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой, коммуникативной деятельности.

Оборудование: видеописьмо, вырезанные из цветной бумаги лепестки для игры «Цветок вежливости», настольно-печатная игра «Уроки этикета», диктофон, видеопроигрыватель.

* * *

Воспитатель. Ребята, к нам в группу пришло видеописьмо, давайте его посмотрим. Содержание видеописьма: «Здравствуйте, ребята! К вам за помощью обращаются ваши друзья-первоклассники. Недавно мы прочитали стихотворение о мальчике

Петрусе, который решил стать вежливым. Послушайте это стихотворение.

Воспитатель читает стихотворение И. Кульской «Невежливая вежливость».

Мы стали вместе думать, можно ли Петруся назвать вежливым мальчиком? Мнения наши разделились, и мы даже поспорили: одни ребята считают, что если мальчик со всеми здоровается, его можно назвать вежливым, а другие ребята не согласны: они считают, что мальчика Петруся нельзя назвать вежливым, потому что он не знает правил приветствия. И вдруг мы вспомнили о вас, ребята, и подумали, что вы сможете разрешить наш спор, потому что вам в детском саду много читали и рассказывали о правилах поведения. Мы знаем, что по этой теме в вашей группе есть много разных альбомов, картинок, книг, игр».

Ребята, вы согласны помочь нашим друзьям?

Речевой этикет для детей

Поскольку мы живем в цивилизованном мире, без применения этикетных правил не обойтись. Правила поведения, которые требуется соблюдать в различных этикетных ситуациях, применимы не только ко взрослым, но и к детям. Фундамент личности человека закладывается в дошкольном возрасте, поэтому так важно начинать учить детей этикету с младенчества. Важно при этом, чтобы в семье соблюдались этикетные нормы, правила хорошего тона. Ведь именно благодаря семье юный гражданин получает основы этикета. Большое значение для дошколенка представляют также детский сад, игровая площадка, поликлиника, общественный транспорт, то есть те места, которые он регулярно посещает в первые годы жизни. Малыша следует обучить не только хорошим манерам, но и правилам речевого этикета. Это нелегкий труд, но совместные усилия взрослых (родителей, бабушек/дедушек, воспитателей, руководителей кружков и т. д.) позволят добиться заметных результатов.


Речевой этикет детям

Разновидностей детского этикета огромное множество (семейный, пассажирский, выходной, гостевой, столовый и пр.). Но самую важную роль среди них играет речевой этикет для детей. Самостоятельное овладение речевой нормой для ребенка невозможно. В связи с этим задача, связанная с обучением малыша культуре речи, полностью лежит на родительских плечах. Второстепенная роль в этом вопросе отводится воспитателям и людям, с которыми в процессе своей жизнедеятельности приходится пересекаться ребенку.Навыки, полученные в детстве, мы забираем с собой во взрослую жизнь, успех которой во многом определяется культурой воспитания. Человек, который знаком с понятиями вежливость, культура общения, речевой этикет, нормы приличия, не будет испытывать трудностей в поддержании разговора и обязательно проявит себя с лучшей стороны, в какой бы ситуации он ни находился.

Разновидностей детского этикета огромное множество (семейный, пассажирский, выходной, гостевой, столовый и пр.). Но самую важную роль среди них играет речевой этикет для детей. Самостоятельное овладение речевой нормой для ребенка невозможно. В связи с этим задача, связанная с обучением малыша культуре речи, полностью лежит на родительских плечах. Второстепенная роль в этом вопросе отводится воспитателям и людям, с которыми в процессе своей жизнедеятельности приходится пересекаться ребенку.

Не стоит думать, что маленькие дети не готовы к восприятию информации, касающейся этикета. Некоторые правила поведения и общения с людьми обязательны для соблюдения даже малышами. Так, с раннего детства необходимо учить детей, что:

  • при встрече следует здороваться, а при расставании – прощаться;
  • к старшим нужно обращаться на «вы»;
  • нельзя перебивать людей во время общения;
  • нужно говорить «спасибо» за преподнесенный подарок или оказанную услугу;
  • следует извиняться за проступки;
  • запрещено оскорблять кого-либо;
  • ябедничать и употреблять слова-паразиты некрасиво;
  • нехорошо обсуждать людей в их присутствии.

Речевой этикет детей дошкольного возраста

Прививать ребенку правила поведения необходимо в первый год его жизни. Малыш, который еще не умеет разговаривать, на интуитивном уровне уже понимает то, что ему хотя сказать взрослые – благодаря интонации, мимике, жестам. Хорошо, когда родители перед трапезой желают крохе приятного аппетита, благодарят за протянутую в ответ игрушку, здороваются с ним после его пробуждения и т. д.

С двухгодовалого возраста и вплоть до 4-х лет ребенок начинает активно изучать окружающий мир. Именно в этот промежуток времени рекомендуется бросить все силы на знакомство его с этикетными правилами. Лучше всего информация усваивается в игровой форме. Можно инсценировать ситуацию, связанную с телефонным разговором, привлечь к участию кукол, устроить званый ужин, назначив ребенка гостеприимным хозяином.

Речевой этикет детям этого возраста будет проще освоить благодаря сказкам и стихам, тесно связанным с культурой речи, вежливостью. Задача взрослых – объяснять непонятные слова и фразы, а также постараться добиться максимально яркого и правильного восприятия крохой художественного произведения (путем интонации, тембра голоса и прочих художественных приемов).

Полезно также смотреть поучительные мультфильмы. В любой мультяшной картине есть как отрицательные, так и положительные герои. Важно поинтересоваться, насколько хорошо малыш понял смысл телеистории, какие персонажи поступили плохо, а кто из них оказался самым добрым и справедливым.

Такие «упражнения» помогают детям лучше оценивать персонажей книг и мультфильмов, понимать главную идею, которую попытался донести до слушателей автор. Кроме того, у детей формируется желание подражать главным героям, перенять их нравственные поступки, правила поведения и манеру общения.


Речевой этикет детей старшего дошкольного возраста

Глубокое и более осознанное понимание этикетных правил возникает у детей в старшем дошкольном возрасте (после 5 лет). В этот период становится бесценной помощь воспитателей. Детей хвалят, ставят в пример одногруппникам. У детей растет желание совершенствоваться, быть полезными для окружающих и, соответственно, получать за это награду – похвалу и любовь со стороны взрослых. Глубокое и более осознанное понимание этикетных правил возникает у детей в старшем дошкольном возрасте (после 5 лет). В этот период становится бесценной помощь воспитателей. Детей хвалят, ставят в пример одногруппникам. У детей растет желание совершенствоваться, быть полезными для окружающих и, соответственно, получать за это награду – похвалу и любовь со стороны взрослых. Речевой этикет детям 5-7 лет осваивать гораздо легче. Обучение рекомендовано проводить в форме беседы, которая должна быть:

  • интересной для детей;
  • непродолжительной;
  • яркой и запоминающейся;
  • двусторонней (при активном участии самих слушателей).

Очень важно на этом этапе взросления дошколенка усилить учебную нагрузку, что впоследствии позволит сформировать у ребенка речевой этикет. Суть состоит в заучивании более длинных стихотворений, пересказе книжных историй или мультфильмов, участии в сюжетно-ролевых играх, дидактических играх с куклами, обучении чтению и правилам произношения звуков/слов и т. д. Взрослым необходимо как можно больше времени уделять детям, которые с энтузиазмом берутся постигать все новое. От того, насколько ответственно взрослые будут подходить к вопросу обучения своих детей этикету, зависит их будущее. Не зря детей сравнивают с пустыми сосудами: ведь чем их наполнят, тем они и будут!


Занятие-беседа гостевой этикет: что это такое?

Это правила и нормы поведения, определяющие какие действия, поступки, поведение считаются приемлемыми в гостях, а какие нет. Они определяют репутацию человека, как воспитанного, порядочного или наоборот.

Как принимать гостей:

Еще один важный урок в манерах и этикете для детей — это встреча и приветствие гостей. Независимо от возраста или пола дети должны соблюдать этикет в гостях.

  • Открывая дверь и приглашая гостей войти, следует поприветствовать их с улыбкой. Это возможность показать гостям как им рады.
  • Если встречает визитеров мальчик, то по правилам ему следует пожать руки взрослым мужчинам, а также другим мальчикам.
  • Стоит предложить гостям принять у них верхнюю одежду, аккуратно развесив ее. Либо показать им, где они могут оставить свои вещи.
  • Если погостить приходят бабушки и дедушки, то уместно обнять, поцеловать их.
  • Дети, особенно подростки, должны с уважением отвечать на «неумные» вопросы взрослых, особенно когда они интересуются личными делами, происходящими с их внуками. Для этого достаточно вежливо ответить, спросив: «можно я пока воздержусь отвечать на этот вопрос?»
  • Если в гости пришли дети со своими родителями, то вашему ребенку, даже если он был занят другими делами, следует подумать, чем занять деток, чтобы им было интересно. Вежливость побуждает быть радушным хозяином. Ведь мрачный хозяин и веселые гости плохо вписываются в праздничное настроение.
  • Запугивать детей (гостей), только на правах хозяина вечеринки — это трусость. Если дитятко не желает считаться трусом, пусть учится вести себя с другими детьми подобно тому, как ему хочется чтобы с ним себя вели, когда он гостит у кого-то дома.

Как детям вести себя, когда они приходят в гости:

Наилучший способ для детей, школьников подготовиться к гостям — это вспомнить некоторые правила поведения в гостях. Обучайте детское сознание, что правильное и хорошее поведение не останется незамеченным. Оно отражает качества ребенка и качества обучающих его родителей, с которых он берет пример. Это побуждает детей к ответственности.

Список важных правил, которые должны знать и соблюдать детки, находясь в гостях:

  • Неуместно быть гостем, если тебя не приглашали или ты предварительно не убедился, что твое присутствие как гостя — удобно для хозяев.
  • Если в приглашении (устном или письменном) не было специально оговорено хозяином вечеринки, что ожидаются все дети, то приглашенной деточке нужно воздержаться брать с собой братьев или сестер.
  • Ходить в гости можно только, имея разрешение своих родителей и родителей друзей, у которых планируется гостить, особенно при желании остаться на ночь у друга.
  • Важно быть пунктуальным. В гости нужно приходить вовремя, не опаздывая. Некрасиво приходить слишком рано или намного позже оговоренного времени. Можно допустить 15 минут до или после указанного времени. Если ваше дитятко опаздывает, стоит позвонить хозяевам празднества, предупредив их заранее, а также извинившись за причиненные неудобства.
  • Придя в гости, нужно обязательно поздороваться с друзьями, а также поприветствовать их родителей. Таким образом, они дают знать о своем присутствии, поэтому возможно, не придется ждать кого-либо еще, чтобы начать вечеринку.
  • Учите деток необходимости снимать свою обувь при входе в дом.
  • Не стоит думать, будто в гостях можно остаться столько времени, сколько вздумается. Правила поведения для детей в гостях побуждают предупредить родителей друга, до которого часа они планируют остаться, как будут затем добираться домой.
  • Стоит помнить о важности всегда держать вою постель застеленной. Вещи должны быть аккуратно сложены, также после себя нужно губкой насухо вытирать раковину.
  • Напоминайте о важности дополнительно пользоваться щеткой-ершиком после смывания унитаза. Мальчику важно убедиться, что после него пол чистый и сухой возле унитаза.
  • Фразы: «Да, пожалуйста»; «нет, спасибо» должны быть вежливым ответом на вопросы: «Хочешь что-нибудь выпить?», «хочешь кусочек торта, пирога?», вместо простого кивка или покачивания головы.
  • Подарок другу может быть открыт только виновником торжества и тогда, когда ему самому этого захочется. Упрашивать его открыть подарки, желая посмотреть, что принесли другие дети — некрасиво. Подумайте, как почувствует себя хозяин вечеринки, когда после ухода гостей будет собирать свои раскрытые и разбросанные по всем комнатам подарки.
  • Напоминайте деточкам соблюдать гостевой этикет в доме другого человека. Это значит нужно избегать грубости, привычки кричать, громко говорить, особенно когда вечеринка не на открытом воздухе. Голос должен быть спокойным, приятным.
  • Во время угощений, когда какое-то из них вызывает неприятные чувства нужно говорить «нет, спасибо», избегая слова «фу». Это не только признак грубости и невоспитанности, но этим можно обидеть хозяев вечеринки. Обычно родители ломают голову, думая об угощениях, когда к их детям приходят погостить друзья. Они стараются учитывать вкусы, предпочтения детей поэтому, когда кто-то показывает свое недовольство их стараниями, это оскорбляет.
  • Когда хозяин приглашает детей к столу не стоит заставлять себя ждать. Если попросят играть, просмотреть фотографии, то по этикету стоит любезно согласиться, независимо оттого, нравится это вашему отпрыску или нет (исключение — когда ему стало плохо).
  • Важно проявлять сдержанность, например, играя при этом, проиграв товарищу, а также тактичность, чтобы не прерывать разговор других людей, перебивая их.
  • Поведение в гостях должно быть примерным, для этого нужно избегать вести себя в доме своих друзей так, чтобы стать помехой для них. Нужно быть приветливым, охотно знакомясь с теми, кого дети видят впервые.
  • Нужно быть сдержанным, избегая слыть «заводилой». Маленькие детки, эгоцентричны, поэтому напоминайте им о важности предоставить хозяину гостей самому решать, во что играть, какими игрушками или какие игры выбирать. Глупо расстраиваться, когда принимающая сторона выбирает не ту игру, в которую им хотелось сыграть.
  • Некрасиво прыгать на диване, кровати или дурачиться подушками только потому, что так делают другие сорванцы. Иногда детишки ведут себя в чужих домах, так как они привыкли вести себя дома, не понимая, что их поведение является неуместным.
  • Садиться в кресло с ногами считается дурным тоном, отвратительной привычкой. Из-за пыли на подошвах домашних тапочек или носок может пачкаться кресло, а также одежда сидящего на нем человека.
  • Важно всегда убирать за собой. Например, спрашивать, куда можно убрать свою посуду после еды. Также нужно помочь подобрать любые игрушки, предметы после своих игр. Ваши дети, вероятно, делают некоторые домашние дела, поэтому в гостях самое время практиковать свои навыки.
  • Уходя из гостей нужно сказать, «спасибо», сделав ответный жест на будущее — пригласив друга к себе погостить. Либо пообещать поинтересоваться у родителей, когда можно пригласить к себе друзей.
  • Перед уходом также важно поблагодарить родителей друга за приглашение и угощения. Уходить нужно не позже оговоренного времени, не задерживаясь в гостях. Нужно помнить, родители хозяина вечеринки устали, им нужно отдохнуть. Возможно, у них запланирован еще семейные мероприятия на этот вечер.
  • Спасибо за вечеринку нужно говорить как минимум дважды. Первый раз искренне поблагодарить перед уходом домой. Второй раз поблагодарить по телефону на следующий день после гостей. Ещё лучше — написать небольшую открытку с благодарностью за приятный вечер, день, вечеринку. Письменное упоминание всегда приветствуется и свидетельствует о признательности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *