Французские сады – французский сад в ландшафтном дизайне и регулярный стиль садово-паркового искусства, фото и отличия

10 базовых компонентов французского сада

Становление незыблемых канонов французского стиля произошло еще тогда, когда Король-Солнце (Людовик XIV) с его роскошным двором прогуливался по паркам Версаля. И хотя за последующие столетия это направление ландшафтного дизайна успело пережить и взлеты, и спады, разделилось на несколько отдельных направлений и уступило первенство английскому садовому искусству и современным стилям, все же французские сады и сегодня легко узнаваемы. В них есть особенная утонченность, почти неуловимая гармония, рождающаяся на контрасте с доминированием топиарного искусства. Здесь каждый цветок превращается в настоящую звезду, а детали всегда трогают сердца.

Загородный сад во французском стиле

Французский стиль часто называют образцом европейской классики. Но гораздо правильнее именовать его солнечным, вычурным, авангардным и немного претенциозным. Ведь во французском стиле думают о чем угодно, только не о простоте ухода. Эстетика и выразительность – вот главная задача. И такая особенность французского течения ландшафтного дизайна прослеживается даже в его современном воплощении, хотя единым французский стиль назвать очень сложно: разнообразные течения и тематические направления, от нордических и строгих садов до жизнерадостных прованских мотивов, имеют свои особенности.

Но все же во французском стиле есть общие каноны и те элементы, по которым можно легко определить ориентиры в оформлении своего собственного сада. Как и раньше, французский сад — это регулярный стиль, истоки которого уходят в эпоху Барокко и Ренессанса. Симметрия во всем, прямые дорожки, стремление к совершенству – лишь главные принципы оформления.

1. Доминирующая роль зеленого

Несмотря на то, что французский стиль – романтичный, праздничный, торжественно-возвышенный, доводящий все до идеала, в цветовой палитре это практически не отображается. Главным цветом любого французского сада был и остается зеленый. Стриженные аккуратные газоны и все разновидности топиарного искусства создают рамки и фон для игры с геометрией и симметрией.

Зеленые туннели, соединяющие цветники газоны, обрамляющие стриженные бордюры из самшитов, стриженные изгороди из бирючины или тиса по периметру участка, увитый зелеными лианами фасад или экраны, многочисленные топиарии – сферы, пирамиды и пр. – должны стать доминирующими в оформлении сада.

Выбирая древесные, отдавайте предпочтения темным кронам, а не экстравагантным и ярким окрасам – растениям, которые смогут заменить кипарисы и пальмы если не по силуэту, то хотя бы по цветовой гамме. Прекрасно справится с задачей, например, великолепный колонновидный можжевельник. Бояться однообразия не стоит: цвет в этом стиле используют так точечно, что он буквально сияет на зеленом фоне и все преображает.

2. Серебро листьев

Несмотря на абсолютную доминанту классического зеленого, есть еще один окрас зелени, без которого французского сада не воссоздашь – серебристый. Декоративно-лиственные растения с опушкой, придающей им эффект серебра, во французском саду по важности приравниваются к цветущим акцентам. Чтобы классический зеленый стал благородным и раскрыл всю свою красоту (да и просто для того, чтобы предупредить скуку и уныние в восприятии сада), его подчеркивают, дополняют и обрамляют великолепным живым серебром.

И здесь выбор для регионов с отнюдь не французским климатом богат как никогда: восхитительный чистец, шалфеи, сантолина и полыни с их иллюзией то бархата, то серебряного кружева воссоздадут цветовое сочетание основы оформления любого французского сада.

Партерные клумбы в саду французского стиля

3. Узорные партеры

Пожалуй, партеры — самый знаменитый из методов оформления во французском стиле. Симметричные, формальные, окруженные низкими стриженными бордюрами и складывающиеся в сложную герметичную фигуру или узор цветники, заполненные низкими, создающими орнамент цветами, стриженными зелеными скульптурами или декоративными отсыпками — это визитная карточка французского сада, которая первой приходит на ум при любом упоминании легендарных версальских или любых других парковых ансамблей.

Но не стоит думать, что партер – это дворцовая роскошь. Воссоздать их можно и на своем участке. Играя и с бордюрами, и с растениями, и даже заменяя полноценные фигуры из цветников узорами внутри ковровых миксбордеров, вдохновившись орнаментами, ковровыми мотивами и даже вышивкой, можно воссоздать даже на маленьком участке витиеватую французскую классику.

4. Ставка на ограниченную палитру

Если вы хотите оформить сад, в котором с первого же взгляда угадывался бы французский колорит, сделайте ставку на два цвета для цветущих растений — фиолетово-лиловый и желтый. Классические оттенки лаванды и шалфея должны послужить для вас главным вдохновением, а вот в случае с желтой гаммой лучше выбирать напоминающие сантолину, солнечные, яркие оттенки, столь хорошо контрастирующие с фиолетовыми.

Это не значит, что в саду будут неуместны другие колеры: и красный, и розовый, и белый, в качестве акцентов они прекрасно раскроют цветовую концепцию и сделают ее более выразительной. Просто убедитесь в том, что большая часть растений либо фиолетовая, либо желтая.

5. Пряные травы и душистые звезды в центре внимания

Без чего представить себе французский сад просто невозможно, так это без пряно-ароматических растений. Огромные лавандовые поля Прованса – отличный источник вдохновения для оформления французского сада. Но только лавандой ограничиваться не стоит. Припомните все лекарственные, ароматические и целебные растения и пряные травы, которые активно используют в косметологии, ароматерапии и парфюмерии. Шалфеи, котовники, тысячелистники, полыни, тимьяны, иссоп, орегано наполнят сад не только особенными текстурами и красками, но и особенными ароматами.

А главное — лучших партнеров для цветущих звезд не найти, как и более неприхотливого и талантливого универсального инструмента для игры с узорами и рисунками. Выбирая кустарники, также обратитесь за вдохновением к главным садовым «парфюмерам» — чубушнику и розам, кадочным цитрусовым и т.п.

Лаванда в загородном саду французского стиля

6. Цоколи, цветочные и кадочные акценты

Архитектурные элементы, фокусные точки во французском саду всегда играли особенную роль, создавая центральную точку притяжения взора, соединяя в единое целое симметричные цветники, внося изысканность в большие клумбы… Не забывайте о них, когда будете искать средства для того, чтобы подчеркнуть дорожки, зонирование, назначение отдельных площадок, смело используйте лучшие из визуальных акцентов — вазоны на цоколях, каменные цветочницы, крупные кадки и горшки с высаженными растениями.

Особенно хороши в таких емкостях стриженные древесные и кустарники, но и южным экзотам, и цветочным композициям, и летникам во французском саду найдется место. Такие растения могут подчеркнуть симметрию (например, «стражи» по бокам дорожки или у лестницы) или внести строгость и геометрию туда, где ее нет.

7. Цвет — как акцент

Доминирующий зеленый, дополненный серебристолистными растениями создает во французском саду действительно модный фон, на котором даже самые скромные цветущие культуры выглядят как выразительные акценты. Рассматривайте каждое цветущее растение именно в качестве акцента, который призван сиять на фоне общего пейзажа.

Не бойтесь разбавить стриженную изгородь неожиданным ленточным цветником из лилейников, добавить между древесными «цветовую опушку» или обрамить газоны красочными бордюрами из неприхотливых цветущих многолетников. Даже на цветниках благодаря выбору желто-фиолетовой концепции каждый другой цвет будет восприниматься как выразительная точка. К примеру, куст белых или розовых роз на текстурном фоне станет едва ли не альтернативой великолепной садовой скульптуре

8. Ирисы и еще раз ирисы

Иридарии – аналог розариев, только воспевающий красоту ирисов — пришел к нам именно из Франции. Они особенно популярны в южных направлениях французского стиля, но и в любом французском саду бородатые ирисы – неотъемлемый и обязательный цветок. Используйте их в бордюрах, высаживайте пятнами на цветниках и в рабатках, создавайте большие группы или обустройте полноценный иридарий с целой коллекцией видов и сортов. Кроме бородатых ирисов, поэкспериментируйте и с менее капризными видами. Эти великолепные растения заслуживают особого места в оформлении — вдохновляйтесь пейзажами Ван Гога и Моне и сделайте ирисы главной звездой цветочного шоу в первой половине сезона.

Кадочные композиции в саду французского стиля

9. Кованные элементы

Ковка считается атрибутом прованского стиля, но и в любом французском течении независимо от тематического оформления она будет уместна. Витая скамейка, необычная калитка, затейливо украшенное основание столика, необычные завитки на фонаре, кованная подставка для горшечных или небольшая оградка у цветника — все эти элементы так и дышат романтикой, флиртом, роскошью. Вычурные кованные детали прекрасно подчеркнут симметрию, лежащую в основе французского дизайна. И использовать их можно почти неограниченно.

10. Беседки и балюстрады

Классическая архитектура может найти свое новое французское воплощение в павильонах и беседках на участке. Скромная колоннада или витиеватая воздушная конструкция, традиционные или смелые формы стоит подчеркнуть и усилить. Особенно хороша покраска в белый, но она не всегда возможна и обязательна, да и есть куда более простые средства.

Превратят укромное место для отдыха в нечто французское, воссоздадут шарм французского стиля правильно подобранные стратегии озеленения. Роскошная цветущая лиана, например, плетистая роза, на беседке сразу поднимет ее на новый уровень изящества и впишет в общую стилистическую концепцию.

Если вы любите различные садовые имитации и обманки, обожаете архитектурные приемы, поставьте в саду хоть одну ложную балюстраду. Она сможет зонировать пространство, обрамлять цветник, создавать иллюзию продолжения дорожки, играть роль маскирующего элемента. Но какой бы ни была ее роль, балюстрада сразу создаст настроение, присущее дворцовым паркам.

Французская беседка в загородном саду

Классическая скульптура

Если вы хотите создать поистине французский сад, спрячьте в одном из его уголков классическую статую. Мифологические персонажи, легендарные греческие мифы или классические римские произведения искусства – любая традиционная форма вполне подойдет.

Только не спешите выставлять скульптуру на самом видном месте. Конечно, ее всегда можно расположить и в центре партерного ансамбля, и по углам газона, подчеркнув дворцовые мотивы. Но лучше «припрятать» ее от прямого обзора, выставить в окружении красочных цветущих растений так, чтобы взгляд на статуи открывался неожиданно. Во французском саду и так много упорядоченности и симметрии, поэтому таинственный акцент в цветниках и рабатках добавит им душевности и эмоциональности.

Французский сад в ландшафтном дизайне. Регулярный стиль

Водоем

Пруд с прозрачной водой — непременный элемент ландшафта. Он повторяет форму круга, овала или прямоугольника и очерчивается ровной береговой линией. Растения также поддерживают геометрию. Но французские короли не только наслаждались ровной гладью водоема, но и слушали шум воды: рукотворные каскады создавали великолепную музыку.

Не мыслим стиль и без фонтанов, вид которых не оставляет сомнений, что мы оказались в средневековой Европе. Обычно они занимают центральное положение в этом элегантном орнаменте.

Озеленение и растения

Регулярный стиль в саду — это отсутствие хаоса и беспорядка. Здесь вы не найдете деревца или кустарника, способного испортить общую композицию. Они высаживаются по прямым линиям и параллельно друг другу, одиночно или плотной стеной.

Главный элемент стиля — партер. Это открытая площадка, вид на которую открывается и с террасы, и из окон дома. Распахнув шторы, вы увидите перед собой большой участок, разбитый на части правильной формы дорожками и живыми изгородями. Каждая часть напоминает отдельный сад, в котором находится водоем, цветник или газон.

Чтобы создать по-настоящему эффектный и запоминающий вид ландшафтные дизайнеры используют кружевные партеры. Это буквально рисунок или орнамент, созданный на песке с помощью растений.

Характерный признак французского сада — цветущие растения высаживаются строго на клумбе, а больший объем используемой растительности составляют зеленые насаждения. Цветники разбиваются между дорожками и в центральной части территории. При этом они имеют правильную и четкую форму. Строгая геометрия прослеживается и в высаживании цветов, которые образуют группы и полоски. Растения подбираются таким образом, чтобы их красота радовала владельцев участка на протяжении всего сезона и создавала насыщенный и контрастный узор. Сиреневые или красные агератумы, оранжевые бархатцы или бордовые фиалки привнесут в дизайн особый колорит.

Акценты приусадебного участка — цветы в вазонах и топиары, т. е. деревья и кусты с фигурно стриженными кронами. Туи, кипарисы и ели причудливых форм требуют ухода и постоянной стрижки. В противном случае ландшафт потеряет свой лоск.

Регулярный парк — Википедия

Регуля́рный парк (или сад; также францу́зский или геометри́ческий парк; иногда также «сад в регулярном стиле») — парк, имеющий геометрически правильную планировку, обычно с выраженной симметричностью и регулярностью композиции. Характеризуется прямыми аллеями, являющимися осями симметрии, цветниками, партерами и бассейнами правильной формы, стрижкой деревьев и кустарников с приданием посадкам разнообразных геометрических форм.

Устройство парков в регулярном стиле достигло наивысшего пика во Франции в эпоху барокко (XVII—XVIII века), примером чего являются сады Версаля, созданные для Людовика XIV ландшафтным архитектором Андре Ленотром. Моду на регулярные парки быстро переняли в других странах Европы[1]; отсюда распространённое название регулярных садов как «французских» (фр. jardin à la française). Однако оно исторически неточно — регулярные сады зародились в Италии в Эпоху Возрождения, а наибольшей изощрённости достигли в Англии в XIX веке, где стала практиковаться стрижка посадок в сложных и экзотических формах (в виде животных, птиц, грибов, спиралей и т. п.; см. Топиар).[2]

Регулярные сады и парки очень распространены при дворцах и замках; как правило, они являются важной составной частью дворцово-парковых ансамблей.

История появления регулярного парка[править | править код]

Итальянское влияние[править | править код]

Главная перспектива парка в поместье Во-ле-Виконт

Французский регулярный парк имеет свои корни в итальянских садах эпохи Ренессанса, принципы устройства которых были привнесены во Францию в начале XVI столетия. Типичными образцами итальянского сада эпохи Ренессанса являются Сады Боболи во Флоренции и Вилла Медичи во Фьезоле, которые характеризуются наличием партеров (рассадочных гряд) правильных геометрических форм, устроенных симметричным рисунком; использованием фонтанов и каскадных эффектов для одушевления сада; лестниц и уклонов для объединения разных уровней сада; гротов, лабиринтов и скульптурных групп на мотивы мифологий. Такие сады символизировали гармонию и порядок, главные идеалы эпохи Ренессанса, и олицетворяли добродетели Древнего Рима.

Король Карл VIII после своего похода в Италию в 1495 году, где он имел удовольствие видеть замки и сады Неаполя, привёз с собой во Францию итальянских ремесленников и садовых мастеров, в том числе Пачелло де Меркольяно, которые по его распоряжению приступили к устройству садов итальянского стиля в королевской резиденции в Амбуазе. Его наследник Генрих II, который также вёл итальянские войны и встречался в Италии с Леонардо да Винчи, устроил итальянский сад поблизости от королевского замка в Блуа[3]. Начиная с 1528 года, король Франциск I занялся устройством нового сада во Дворце Фонтенбло, где были предусмотрены фонтаны, партеры, сосновая роща из привезенных из Прованса деревьев, а также был сооружён первый во Франции искусственный грот[4]. В замке Шенонсо было устроено два сада в новом стиле — один в 1551 году для Дианы де Пуатье, а второй в 1560 году для Екатерины Медичи[5].

В 1536 году архитектор Филибер Делорм после своего возвращения из Рима занялся устройством садов замка Ане согласно итальянским принципам пропорциональности. Тщательно выверенная гармоничность садов Ане, отраженная в их партерах и водоёмах, объединенных с участками зелёных насаждений, стала одним из самых ранних и наиболее значительным образцом классического французского регулярного сада[6].

Несмотря на то что сады французского Ренессанса уже существенно отличались по своему характеру и виду от садов эпохи средневековья, они по прежнему были отдельной от замка архитектурной композицией и, как правило, обрамлялись стеной. Отсутствовала гармоничная взаимосвязь между разными участками сада и сады зачастую устраивали на неподходящих земельных участках, которые соответствовали скорее целям обороны замка, чем целям создания прекрасного. Всё переменилось в середине XVII века после устройства первых настоящих французских регулярных садов.

Во-ле-Виконт в наши дни

Во-ле-Виконт[править | править код]

Первый значительный садово-парковый комплекс регулярного стиля появился во Франции во дворце Во-ле-Виконт. Возведение поместья Николя Фуке, суперинтенданта финансов при короле Людовике XIV, началось в 1656 году. Проектирование и возведение замка Фуке поручил архитектору Луи Лево, создание скульптур для парка — художнику Шарлю Лебрёну, а устройством садов было доверено Андре Ленотру. Впервые во Франции сады и дворец были задуманы и выполнены как единый садово-архитектурный комплекс. Со ступеней дворца открывалась прекрасная перспектива на 1500 метров вдаль, вплоть до статуи Геркулеса Фарнезского; на территории парка были устроены партеры с использованием вечнозеленых кустарников в орнаментных узорах, окаймлённых цветным гравием, а аллеи были декорированы скульптурами, водоёмами, фонтанами и изящно выполненными топиарами. «Симметрия, устроенная в Во, доведена до совершенства и цельности, которые редко встречаются в классических садах. Дворец помещен в центр этой взыскательной пространственной организации, олицетворяя силу и успех»[7].

Сады Версаля[править | править код]

Сады Версальского дворца, созданные Андре Ленотром в период между 1662 и 1700 годами, являются самым выдающимся образцом французского регулярного сада. Они были самыми крупными садами в Европе, занимая в эпоху Людовика XIV площадь 8300[8] гектаров. Они разбиты вдоль осевой линии восток-запад, следуя движению солнца: Солнце озаряло на восходе Двор Славы, освещало Мраморный двор, переходило через дворец, освещая спальню Короля, и садилось за дальней стороной Большого канала, отражаясь в зеркалах Зеркальной галереи[9]. Контрастируя с роскошным перспективным видом, простирающимся до горизонта, сады были полны сюрпризов — фонтаны, боскеты, наполненные скульптурными работами, придавали садам маломасшабность и образовывали укромные уголки.

Главным символом садов, как и всего комплекса, было Солнце — символ Людовика XIV, олицетворенное статуей Аполлона в главном фонтане садов. «Виды и перспективы, как со стороны дворца, так и на него, уходили в бесконечность. Король властвует над природой, показывая в садах не только своё верховенство над территориями, но также и над придворными и подданными»[10].

Теоретики и практики французских регулярных садов[править | править код]

Жак Буасо (1560—1633), суперинтендант королевских садов при Людовике XIII, является первым теоретиком нового регулярного стиля. Его труд Traité du jardinage selon les raisons de la nature et de l’art. Ensemble divers desseins de parterres, pelouzes, bosquets et autres ornements был издан уже после его смерти в 1638 году. 60 офортов, посвященных планированию партеров и боскетов, сделали этот труд руководством по стилю для садоводов; он окажет влияние на работы по устройству Люксембургского сада, Садов Тюильри и садов в Сен-Жермен-ан-Ле.

Клод Молле (ок. 1564—1649), главный садовник трёх королей Франции Генриха IV, Людовика XIII и молодого Людовика XIV. Его отец Жак Молле (фр. Jacques Mollet), был садовником в шато Ане, на землях которого была предпринята успешная попытка организовать во Франции регулярный сад итальянского стиля и где обучался Клод, а его сын, Андре Молле, перенёс французский парковый стиль в Голландию, Швецию и Англию.

Андре Ленотр (1613—1700) является самым важным персонажем в истории французского регулярного сада. Сын садовника Людовика XIII, он создал сады дворца Во-ле-Виконт, а затем служил главным садовником Людовика XIV с 1645 по 1693 год и стал автором садов Версаля, величайшего проекта садово-паркового искусства той эпохи. Созданные им сады стали символами французского величия и рациональности, установив и закрепив моду для садов Европы вплоть до появления в XVIII веке английского пейзажного парка.

Антуан-Жозеф Дезалльер д’Аргенвилль (1680—1765), автор работы La théorie et la pratique du jardinage, где описываются принципы устройства французского регулярного сада и приводятся рисунки и чертежи партеров и садов. Эта работа переиздавалась множество раз и часто встречалась в библиотеках аристократов различных европейских стран.

Специальные термины регулярного сада[править | править код]

  • Партер. Декоративная посадочная гряда, как правило, квадратной или прямоугольной формы, содержащая узорный орнамент из низких декоративных растений, имеющий низкие тщательно подстриженные края, гравий или крупный песок разных оттенков и, иногда, цветы. Обычно партеры разбивались по геометрическим шаблонам, разделённые песчаными дорожками. Предполагалось, что партеры будут видны сверху из окон здания или с террасы. Газонный партер (фр. parterre de gazon) застилался дёрном согласно рисунку узора и заполнялся крупным песком[11].
  • Кружевной партер (фр. broderie). Партер с сильно вьющимся декоративным узором, сформированным из подстриженного тисового дерева или самшита, либо создавая узор заполнением подготовленного газона цветным песком.
  • Боскет. Небольшая группа деревьев, обычно на некотором удалении от здания, задуманная как декоративный задник.
  • Аллея. Прямая дорожка, часто с высаженными по её краям деревьями.
  • Топиар. Дерево или куст, подстриженный в узорчатой форме. В регулярных садах применялись, как правило, геометрические формы стрижки.
  • Гусиная лапа (фр. patte d’Oie). Три или пять аллей или дорожек, выходящих из одной точки.

Главные принципы устройства французского регулярного сада[править | править код]

В 1638 году Жак Бойсо в своем труде Traité du jardinage selon les raisons de la nature et d’art отмечает, что «основной причиной существования сада является эстетическое удовольствие, передаваемое зрителю»[12].

На композицию французского регулярного сада большое влияние оказали итальянские сады эпохи Ренессанса, и его принципы были закреплены к середине XVII столетия. Как правило, регулярный сад имеет следующие типовые признаки:

  • Геометрический план в соответствии с последними достижениями в сферах перспективы и оптики.
  • Терраса, возвышающаяся над садом, позволяющая зрителю окинуть взглядом весь сад. Как писал в 1600 году французский ландшафтный архитектор Оливье де Серр, «желательно, чтобы имелась возможность обозревать сады сверху, либо с окружающих стен, либо с террасы, поднятой над партерами»[13].
  • Все зеленые насаждения заключены в жесткие формы и рамки, символизируя власть человека над природой[14]. Деревья высаживаются прямыми линиями, тщательно стригутся, а их верхушки приводятся к одинаковой высоте.
  • Центральной точкой сада и его главным украшением является жилой дом. Деревья не высаживаются рядом с домом; скорее дом отделяется низкими партерами и подстриженным кустарником[15].
  • Главная ось, или перспектива, прокладывается перпендикулярно фасаду дома на стороне, противоположной центральному подъезду. Перспектива вдоль главной оси простирается либо до горизонта (Версаль) либо до скульптурной или архитектурной композиции (Во-ле-Виконт). Ось обращена на юг (Во-ле-Виконт, Мёдон) или на восток-запад (Тюильри, Кланьи, Трианон, Со). Вдоль главной оси располагается композиция из подстриженного газона либо водоёма, обрамленная деревьями. Главная ось пересекается одной или несколькими перспективами и аллеями.
  • Наиболее изящные партеры, имеющие форму квадратов, овалов, кругов или волюты, устраиваются в строгом и геометрическом порядке непосредственно у дома, образуя единый архитектурно-парковый комплекс, и видимы из окон верхних этажей.
  • Непосредственно рядом с жилым домом устраивают кружевные партеры, формируя рисунок, напоминающий ковёр при помощи невысоких самшитов, и добиваясь многокрасочного эффекта высаживая цветы или применяя разноцветный песок или гравий.
  • Далее от дома на смену кружевным партерам приходят более простые партеры, засеянные травой и часто имеющие фонтаны или другие водоёмы. Еще дальше, небольшие тщательно сформированные гроты из деревьев служат переходным звеном между регулярным садом и лесными посадками парка. «Эти места, задуманные для прогулок, имеют аллеи, маршевые лестницы, петли, ярусы зеленых насаждений, галереи, спортивные площадки и участки для торжеств»[16].
  • Водоёмы (каналы, бассейны) устраиваются в качестве зеркал, удваивающих высоту деревьев или зданий.
  • Сад одушевляется скульптурными композициями, обычно на мотивы мифологий, для усиления или для прерывания перспектив и для отметки пересечения осей, а также для подачи воды в фонтаны и каскады.

Устроители садов регулярного стиля считали свою деятельность разновидностью труда архитектора, расширяя пространство здания за пределы его стен и упорядочивая природу в соответствии с законами геометрии, оптики и перспективы. Сады создавались подобно зданиям, с анфиладой комнат, через которую проходил зритель, следуя заданным маршрутом, с коридорами и вестибюлями. В своих чертежах они использовали терминологию архитекторов; площадки назывались залами, комнатами и зелеными театрами. «Стены» выполняли посредством подстриженного кустарника, а «лестницы» посредством воды. На земле были покрывала или ковры из травы, украшенные растениями, а деревья образовывали портьеры вдоль аллей. Подобно архитекторам, проектировавших системы водоснабжения в зданиях шато, ландшафтные архитекторы устраивали гидравлические системы для снабжения водой фонтанов и водоемов сада. Большие наполненные водой бассейны заменяли зеркала, а струи воды из фонтанов замещали канделябры. В боскете «Заводь» садов Версаля Андре Ленотр разместил столы из белого и красного мрамора, чтобы сервировать на них угощения. Текущая вода в бассейнах и фонтанах имитировала наполнение кувшинов и хрустальных бокалов[17]. Доминирование архитектуры в садах существовало вплоть до XVIII века, когда в Европу пришли английские пейзажные парки, и источником вдохновения для устройства садов стала служить романтичная живопись вместо архитектуры.

В регулярных садах часто устраивали постановку спектаклей, музыкальных выступлений и фейерверки. В 1664 году Людовик XIV устроил семидневное торжество в обновленных садах Версаля с церемониальными проходами, постановкой комедий, балетов и устройством фейерверков. В садах Версаля находился водный театр, украшенный фонтанами и статуями юных богов (разрушено между 1770 и 1780 годами). Были построены полноразмерные корабли для прогулок по Большому каналу, а в саду был устроен танцевальный зал под открытым небом, окруженный деревьями; также были устроены водный орган, специальный лабиринт и грот[18].

Ландшафтные архитекторы при создании регулярных парков не ограничивались простым соблюдением законов геометрии и перспективы — уже в первых опубликованных трактатах по садоводству, в XVII веке, они отводили целые разделы аспектам коррекции или улучшения перспективы, как правило, формируя иллюзию увеличенных расстояний. Зачастую это достигалось путём постепенного сужения аллей или сведения рядов деревьев в одну точку. Также деревья подстригали таким образом, чтобы их высота казалась меньше по мере удаления от центра сада или от жилого здания. Все эти способы позволяли создать ощущение более длинной перспективы, и размеры садов казались больше, чем есть на самом деле.

Другой уловкой французских мастеров был особый ров аха. Этот способ использовался для маскировки ограждений, пересекавших длинные аллеи или перспективы. В месте, где ограда пересекала видовую панораму, выкапывали широкий и глубокий ров с вертикальной каменной стеной на одной стороне. Также ограду могли размещать на дне рва, и таким образом она была невидима для зрителей.

По мере того как на протяжении XVII столетия сады становились всё более изысканными и грандиозными, они перестали служить украшением замка или дворца. На примере шато Шантийи и Сен-Жерменского дворца видно как замок становится декоративным элементом сада, занимающего гораздо большую площадь.

Новые технологии в регулярных парках[править | править код]

Появление и развитие французских регулярных парков в XVII и XVIII веках стало возможным благодаря разработке множества новых технологий. Во-первых, это умение перемещать значительные объемы грунта (фр. géoplastie). Это умение появилось благодаря нескольким технологическим разработкам, пришедшим в садоводство из военного дела. Важную роль сыграло появление артиллерийских орудий и новых механизмов ведения осадных боевых действий, поскольку для них стало необходимым быстро выкапывать траншеи и возводить стены и грунтовые укрепления. В результате были изобретены корзины для переноса грунта на спине, ручные тележки, повозки и фургоны. Эти технологии использовал Андре Ленотр при сооружении разноуровневых террас и при масштабном рытье каналов и бассейнов[19].

Бассейн Аполлона в Версале

Во-вторых, большое значение имела гидрология (фр. hydrologie) — технология снабжения садов водой для полива зеленых насаждений и для многочисленных фонтанов. Эти разработки не имели особого успеха в Версальских владениях, расположенных на возвышенности; даже сооружение 221 помпы, прокладка системы каналов для поднятия воды из Сены и сооружение в 1681 году гигантского насосного механизма в Марли не позволили добиться давления воды в трубах, необходимого для одновременной работы всех фонтанов Версальского парка. Водопроводчиков расставляли по всему маршруту прогулки короля, и их задачей было включать фонтаны на тех участках парка, куда подходил король[20].

Существенное развитие получила гидроплазия (фр. hydroplasie), технология придания фонтанным струям различных форм. Форма струи зависит от давления воды и формы наконечника. Эта технология позволила создать новые формы, среди которых tulipe (тюльпан), double gerbe (двойной пучок), Girandole (жирандоль), candélabre (канделябр), corbeille (букет), La Boule en l’air (шар в воздухе) и L’Evantail (веер). В те времена это искусство было тесно переплетено с искусством фейерверков, где стремились достичь подобные эффекты при помощи огня, а не воды. Игра фонтанов и фейерверки зачастую сопровождались музыкальными композициями и они символизировали как человеческая воля укрощает и придаёт форму природным явлениям (огонь и вода)[21].

Также большой шаг вперед сделала наука возделывания растений в части возможности выращивать в северной Европе растения более теплых климатических поясов, оберегая их внутри помещений и выставляя их на открытую местность в цветочных горшках. Первая во Франции оранжерея была построена в XVI веке после того как в результате итальянских войн во Франции появились апельсиновые деревья. Толщина стен в оранжерее Версаля достигала 5 метров, а двойные стены позволяли зимой поддерживать температуру между 5 и 8 градусами. В наши дни она вмещает 1200 деревьев.

Деревья, цветы и оттенки регулярных парков[править | править код]

Декоративные цветы встречались во французских садах XVII века крайне редко, и набор их цветовых оттенков был невелик: синий, розовый, белый и фиолетовый. Более яркие оттенки (жёлтый, красный, оранжевый) появились только после 1730 года, когда в Европе стали доступны мировые достижения в области ботаники. Луковицы тюльпанов и прочие экзотические цветы поступали из Турции и Голландии[22]. Очень важным декоративным элементом в Версале и в других садах стали топиары, дерево или куст, которому стрижкой придана геометрическая или гротескная форма. Топиары размещали рядами вдоль главной оси сада, чередуя их с вазами и скульптурами. В Версале цветочные клумбы были устроены только в Трианоне и в Северном партере непосредственно возле дворца (именно на Северный партер выходят окна Больших королевских покоев). Цветы обычно доставлялись из Прованса, содержались в горшках и менялись 3 или 4 раза в год. Из финансовых ведомостей Версаля за 1686 год видно, что в садах было использовано 20 050 луковиц желтых жонкилий, 23 000 цикламен и 1 700 лилий[23].

Большинство деревьев в Версале было перенесено из лесов; использовались грабы, вязы, липы и буки. Также там росли каштаны, завезённые из Турции, и акация. Взрослые большие деревья выкапывались в лесах Компьени и Артуа и заново высаживались в Версале. Множество деревьев погибало после пересадки и их регулярно меняли.

Деревья в парке были подстрижены горизонтально и выровнены на верхушках, придавая им нужную геометрическую форму. Только в XVIII веке деревьям позволили расти естественно[24].

Угасание французских регулярных парков[править | править код]

Андре Ленотр скончался в 1700 году, однако его идеи и его ученики преобладали в садово-парковом искусстве Франции всю эпоху правления Людовика XV. Его племянник Дего создал сады в Баньоле (департамент Сен-Сен-Дени) по заказу регента Филиппа II Орлеанского (1717 год) и в Шан-сюр-Марн (департамент Сена и Марна), а другой родственник, зять Клода Дего, Гарнье Диль создавал сады для Маркизы де Помпадур в Креси (департамент Эр и Луар) в 1746 году и в шато Бельвю (департамент О-де-Сен) в 1748—1750 годах[25]. Основным источником вдохновения для садов по прежнему служила архитектура, а не природа — именно архитектор по специальности Анж Жак Габриэль проектировал элементы садов в Версале, Шуази (департамент Валь-де-Марн) и в Компьене.

Всё же со временем в регулярных парках стали появляться легкие отклонения от строгих законов геометрии. Изящные кружевные партеры с их завитками и обратными кривыми стали заменять на газонные партеры, обрамленные цветочными посадками, которые было намного легче обслуживать. Круги стали овалами, а аллеи расходились наружу в форме знака Х и стали появляться фигуры в виде неправильного восьмиугольника. Сады стали устраивать на участках земли с естественным ландшафтом, вместо того чтобы выравнивать поверхность, формируя искусственные террасы.

В середине XVIII столетия наступил закат эпохи симметричных регулярных парков вследствие распространения новых пейзажных парков, устраиваемых английскими аристократами и крупными земельными собственниками, а также из-за роста популярности китайского стиля, завезённого во Францию монахами иезуитами, стиля отвергающего симметрию в пользу природы и сельских картин. Во многих французских имениях сады, непосредственно примыкающие к жилому дому старались сохранять в традиционном регулярном стиле, однако остальную часть парка устраивали в соответствии с новым стилем, имевшим разные названия — английский парк, англо-китайский, экзотический и живописный. Тем самым во Франции наступил конец периода французского регулярного парка и начался период пейзажного парка, источником вдохновения которого служила не архитектура, а живопись, литература и философия[26].

В настоящее время очень редко появляются новые масштабные реализации «регулярных парков». Примером такого успешного проекта служит регулярный парк, созданный известным французским дизайнером Жаком Гарсиа в своём нормандском имении Шан-де-Батай (фр. Château du Champ de Bataille). Этот сад имеет восходящую перспективу, его уровни повышаются по мере удаления от дворца, подобно садам испанского дворца Ла-Гранха. Завершающим этапом «восхождения» вдоль главной перспективы сада является большой прямоугольный бассейн. Подобно классическим регулярным паркам, в садах Шан-де-Батай важное место отведено системе символов, которую Жак Гарсиа слегка изменил добавив масонские и аллегорические мотивы. Сады Шан-де-Батай отличаются широкой номенклатурой использованных растений, местами экзотических, но при этом они представлены не навязчиво. Этот регулярный французский сад наглядно демонстрирует, как пропорции и сценичность могут властвовать над умами посетителей, особенно когда авторы тщательно продумали смысл каждой мелкой детали сада.

Хронология появления выдающихся регулярных парков[править | править код]

Предшественники — парки в стиле итальянского Ренессанса[править | править код]

Сады, созданные Андре Ленотром[27][править | править код]

Сады, создание которых приписывается Андре Ленотру[править | править код]

Сады последующих периодов[править | править код]

Регулярные парки XIX—XXI веков[править | править код]

Регулярные сады за пределами территории Франции[править | править код]

  • Сады Петергофа, Санкт-Петербург, Россия (1714—1725)
  • Летний сад, Санкт-Петербург (1712—1725)
  • Старый сад в Царском Селе, Пушкин, Россия (1717—1720)
  • Усадьба Кусково, Москва, Россия (1750—1780)
  • Бленхеймский дворец, Великобритания (1705—1724)
  • Сады Херренхаузен, Ганновер, Германия (1676—1680)
  • Замок Раккониджи, Италия (1755)
  • Рундальский дворец, Латвия (1736—1740)
  • Дворец Браницких, Польша (1737—1771)
  1. ↑ Éric Mension-Rigau, Les jardins témoins de leur temps в Historia, n° 7/8, 2000
  2. Курбатов В. Я. Всеобщая история ландшафтного искусства. Сады и парки мира. — М.: Эксмо, 2008. — ISBN 5-669-19502-2.
  3. ↑ Wenzler, Architecture du jardin, стр. 12
  4. ↑ Philippe Prevot, Histoire des jardins, стр. 107
  5. ↑ Prevot, Histoire des Jardins, стр. 114
  6. ↑ Bernard Jeannel, Андре Ленотр, Éd. Hazan, стр. 17
  7. ↑ Prevot, История садов, стр. 146
  8. Alain Baraton. Walks in the gardens of Versailles. — Artlys, 2010. — С. 11. — 80 с. — ISBN 978-2-85495-398-5.
  9. ↑ Prevot, История садов, стр. 152
  10. ↑ Lucia Impelluso, Jardins, potagers et labyrinthes, стр. 64.
  11. ↑ См. Словарь Harrap, редакция 1934 года.
  12. ↑ Jacques Boyceau de La Barauderie, Traité du jardinage selon les raisons de la nature et de l’art, Paris, Michel Vanlochon, 1638.
  13. ↑ » Il est à souhaiter que les jardins soient regardés de haut en bas, soit depuis des bâtiments, soit depuis des terrasses rehaussées à l’entour des parterres «, Оливье де Серр в Théatre d’architecture ou Mesnage des champs, 1600, цитата по Bernard Jeannel, Le Nôtre, Éd. Hazan, стр. 26
  14. ↑ Claude Wenzler, Architecture du Jardin, стр. 22
  15. ↑ Wenzler, стр. 22.
  16. ↑ Wenzler стр. 24
  17. ↑ Jean-Marie Constant, Une nature domptée sur ordre du Roi Soleil in Historia, n° 7/8, 2000, стр. 39
  18. ↑ Yves-Marie Allain и Janine Christiany, L’art des jardins en Europe, стр. 234
  19. ↑ Philippe Prévôt, Histoire des jardins, стр. 167
  20. ↑ Philippe Prévôt, Histoire des jardins, стр. 155
  21. ↑ Philippe Prévôt, Histoire des jardins, стр. 156
  22. ↑ Philippe Prévôt, Histoire des jardins, стр. 164
  23. ↑ Philippe Prévôt, Histoire des jardins, стр. 166
  24. ↑ Philippe Prévôt, Histoire des jardins, стр. 165
  25. ↑ Wenzer, Architecture du jardin, стр. 27
  26. ↑ Wenzel, стр. 28.
  27. ↑ Согласно хронологии Yves-Marie Allian, Janine Christiany, L’art des jardins in Europe, стр. 612
  • Yves-Marie Allain и Janine Christiany, L’art des jardins en Europe, Citadelles et Mazenod, Paris, 2006
  • Claude Wenzler, Architecture du jardin, Editions Ouest-France, 2003
  • Lucia Impelluso, Jardins, potagers et labyrinthes, Hazan, Paris, 2007.
  • Philippe Prevot, Histoire des jardins, Editions Sud Ouest, 2006

Сады и парки Франции

Франция

 

Именно благодаря Франции стиль ренессанс впервые получил широкое распространение за пределами Италии. После вступления на престол Франсуа I (Francois I) в 1515 года французские короли и придворные начали возводить великолепные дворцы и сады в полном соответствии с новым направлением в садовом строительстве, яркими тому примерами могут служить Фонтенбло (Fontainebleau) и Шантийи (Chantilly). К сожалению, большинство таких дворцов и садов активно перестраивались в последующие столетия, поэтому совсем немногие из них сохранились до наших дней в том виде, в котором они блистали в XVI столетии. Тем не менее, есть хорошо восстановленные сады в стиле ренессанс, такие как Шенонсо (Chenonceau) и Вилландри (Villandry).

Итальянские сады XVI века стали фундаментом будущего величия французского паркостроения и ландшафтного дизайна. В первой половине XVII столетия был заложен, а впоследствии активно развивался и совершенствовался классический французский садовый стиль, великим представителем которого был Андре Ленотр (Andre Le Notre). Характерными признаками этого стиля стали симметричные партеры с узорами «бродери» на травянистой поверхности, с боскетами по обе стороны центральной аллеи, уходящей вдаль, насколько это позволяет природное окружение. Ленотр работал в Парке Со (Sceaux), Шантийи (Chantilly) и Во-Ле-Виконте (Vaux-le-Vicomte), но самое совершенное его творение – Версаль (Versailles), покровителем которого был Людовик XIV (Louis XIV). В 1660-1670 годах Франция стала самой богатой и процветающей страной Европы, и ее политическая воля отражалась в масштабах и величии французских садов и парков в последующее столетие. Версаль – выдающееся олицетворение королевской власти не только в Европе, но и во всем мире. Политическая сила порождает культурное влияние: сады французского барокко стали появляться, а порою и копироваться по всей Европе.

Политическое влияние в Европе перешло к Англии в конце Семилетней войны в 1763 году, что послужило причиной постепенного вытеснения французского барокко. Английский пейзажный стиль во Франции прижился не сразу. Книги Сэра Уильяма Чемберса (William Chambers) о восточном стиле в садоводстве были, однако, очень популярны и постепенно убедили французов, что английское садоводство, действительно, стало новой интерпретацией китайского стиля. Стиль anglo-chinois широко распространился в последующие 50 лет и был популярен до конца XVIII века: в таких известных парках, как Багатель (Bagatelle) и Шантийи (Chantilly) сохранились хорошие примеры увлечения рококо и сельским (деревенским) стилем с уклоном в восточную тематику.

Множество садов и парков было разрушено во время Великой французской революции. С 1815 года в моду стал входить подлинный английский пейзажный стиль, приверженцами которого были Ланселот Браун (Lancelot Brown) и Хамфри Рептон (Humphry Repton), главным образом, потому, что такие сады были легки и незатратны в уходе. Английские парки закладывались на протяжении всего XIX столетия, зачастую они разбавлялись посадками экзотических деревьев — в качестве примера можно назвать парки при дворцах Феррьер (Ferrieres) и Треваре (Trevarez). Возросший в тот период интерес к садоводству способствовал появлению большого количества общественных садов, отличающихся богатыми коллекциями древесно-кустарниковых и травянистых растений. Получила новое развитие и традиция создания декоративных клумб – в обиход вошло французское слово ‘mosaiculture’, означающее использование экзотических растений и ярких красок при создании декоративных садовых картин. Французские городские цветники до сих пор остаются лучшими в Европе: характерный дизайн и богатый выбор растений умело сочетаются, создавая смелые выразительные цветовые композиции в сочетании с высокими технологиями по содержанию и уходу. По всей Франции, от Парка Табор (Parc du Thabor) в Ренне до Парка Золотой Головы (Parc de la Tete d’Or) в Леоне, хорошо просматривается высокий уровень технического совершенства с упором на обеспечение свободного доступа и удобств для горожан и жителей прилегающих территорий. Значительные вложения в сезонные цветники — вопрос престижа и дееспособности городских властей.

С 1890 по 1940 гг. большое количество исторических садов Франции были отреставрированы или заново отстроены в историческом стиле такими именитыми архитекторами как Эдуард Андре (Edouard Andre), Анри и Ашиль Дюшен (Henri & Achille Duchene) и Жан-Клод Николас Форестье (Jean-Claude Nicolas Forestier). Они были ярыми сторонниками возврата классического французского садоводства с декоративными элементами в стиле барокко и рококо, подчеркивающими величие исторических загородных усадеб.  Садово-парковые ансамбли Карадье (Caradeuc) в Бретани и Во-Ле-Виконт (Vaux-le-Vicomte) в Иль-де-Франс настолько хорошо отреставрированы, что многие посетители считают их полностью историческими. Стремление возрождать прошлое сохраняется и в наши дни, но уже в значительно меньшей степени.

В настоящее время прослеживается тенденция взаимопроникновения стилей. Это влечет за собой строительство садов в традиционном стиле французского ренессанса – с живыми изгородями, образующими квадраты, круги, узоры и наполненные цветочными композициями для достижения максимального эффекта. Такие сады более интересны и оригинальны, а использование в них цвета теперь не так сильно контролируется, как в садах по обе стороны Ла-Манша. Самые роскошные и влиятельные из всех современных садов находятся во Франции. Достойные примеры встречаются в Бретани, Турене, и особенно в Нормандии, где концентрация таких садов действительно высока. Примерами могут служить Сады в Плантбессене (Jardins de Plantbessin), Сады страны Ож (Jardins du Pays d’Auge) и Сад Клос дю Кодрэ (Clos du Coudray). 

Сады Франции значительно различаются в зависимости от их месторасположения. История объясняет, почему регулярные сады великого Ленотра практически отсутствуют в южной части страны: французский двор располагался на севере, в Версале и Париже. Существенное значение имеет и климат, в различных областях страны он может быть средиземноморский, континентальный, альпийский или умеренный. Местные традиции также накладывают свой отпечаток – например, каждый владелец сада на юге Франции должен посадить два кипариса — один для достижения мира, а другой — для процветания. Нормандия, особенно Верхняя Нормандия (Haute-Normandie) славится традицией высаживания ирисов на соломенных крышах. Среди других отличительных местных особенностей: пальмовые аллеи Ривьеры (побережье Средиземного моря) и кордилины (растения семейства Агавовые) на побережье Атлантического океана. 

Важно помнить, что французские владельцы питомников (фермеры, выращивающие посадочный материал) и селекционеры сыграли важную роль в развитии мирового садоводства и появлении садовых растений. Без их помощи мы не имели бы сегодня такого богатого ассортимента сортов роз, лилий, ирисов, нимфей и чубушников. Наследие Франции сохраняется в специализированном хранилище коллекций сортов растений (Conservatoire des Collections Vegetales Specialisees).

Специализированные туры по садам и паркам становятся всё более популярны у многочисленных туристов, хотя Англия опережает по этому показателю Францию почти в 3 раза. Это перспективное направление в туризме, если учесть, сколько прекрасных и открытых для посещения садов существует сегодня во Франции. По-прежнему сильна любовь французов к регулярным садам: стриженые зеленые изгороди — буки, грабы, конские каштаны, липы прямоугольной формы могут достигать 10-метровой высоты. Эти особенности садового дизайна заманивают и интригуют посетителей из Германии и Англии, чьи сады основаны на природных естественных формах, а также обеспечивают преемственность и связь времен и поколений.


Хотите попасть в сады Франции?
Посмотрите программу поездок по садам на ближайшее время >>
Не забудьте, что посетителям сайта GARDENER.ru предоставляется скидка!


 

      Твитнуть

 

Знаменитые парки и сады Франции

Франция — это одно из самых популярных туристических направлений для поездки в романтическое путешествие. Все в этой стране располагает к любви и расслабленности: многочисленные открытые террасы летних кафе, потрясающая архитектура, разнообразные зеленые оазисы – парки и сады. Даже воздух здесь пропитан легкостью, изяществом и влюбленностью. Сегодня мы расскажем о самых лучших садах и парках Франции.

1. Парк Сен-Клу, Париж. Посетить столицу Франции – Париж и не побывать в одном из красивейших и популярнейших его парков— «Сен-Клу» — непростительное упущение! Этот парк находится в департаменте О-де-Сен, в одноименном городке, близость которого к Парижу, а также изумительные красоты и ценность, с исторической точки зрения, делают парк Сен-Клу, популярнейшей среди туристов достопримечательностью. В прошлые века тут стоял красивейший замок Сен-Клу, постройки шестнадцатого века, который был создан для семьи банкиров из Флоренции, а в семнадцатом веке, он перешел в собственность брата короля — Филиппа Орлеанского. В замке Сен-Клу в 1804 году провозгласили императором Франции Наполеона Бонапарта. Но в период войны Франции и Пруссии, замок сгорел из-за бомбардировки. Зато его роскошный, королевский парк остался на радость потомкам. Сегодня его облюбовали не только туристы, но и сами парижане, которые с удовольствием приезжают сюда на целый день, чтобы отдохнуть на лоне природы в кругу семьи. Парк Сен-Клу славится прекрасными фонтанами, розарием королевы Марии-Антуанетты. Конструкция этого парка — многоступенчатая, с большим перепадом по высоте. Если вы подниметесь на самые верхние балюстрады, то сможете полюбоваться Парижем, как на ладони. Парковые зоны Сен-Клу оформлены в разных стилях лучшего садового искусства Англии и Франции. В этом французском парке часто проводят интересные культурные мероприятия, в том числе: показы моделей старинных автомобилей, музыкальные фестивали. Но и в обычные деньки, парк Сен-Клу невероятно романтичное и очень уютное место, в котором непременно стоит побывать.

Парк Сен-КлуПарк Сен-Клу ПарижПарк Сен-Клу в Париже

2. Сад Тюильри, Париж. Знаменитый французский «Сад Тюильри» был заложен вместе с одноименным замком в шестнадцатом веке, по приказу самой неоднозначной королевы Франции – флорентийки Екатерины Медичи. Сад Тюильри начали строить на месте открытого глиняного карьера, неподалеку от Лувра. Этот сад протянулся к площади Согласия, которая объединила его с Елисейскими Полями. В шестидесятых годах семнадцатого века началась перепланировка этого сада, ее поручили ландшафтному архитектору, создавшему парк Версальского дворца, — Андре Ленотру – знаменитому садоводу. Именно этот человек был создателем системы регулярного французского парка, которая была популярна во всех европейских странах вплоть до конца восемнадцатого века. Подобные системы имеют геометрически правильные формы, симметричные и регулярные композиции, длинные аллеи, бассейны правильных форм, деревья и кустарники, постриженные в рамках геометрических форм. При этой реставрации, к саду Тюильри была присоединена набережная реки Сены, добавились большие бассейны, цветочные клумбы, широкие прогулочные аллели и высокие линии террас. С тех пор, Сад Тюильри был назван – лучшим образцом садово-паркового оформления начала Возрождения. Через некоторое время, королевскую резиденцию из Лувра перенесли в Версаль, и тут возникла новая мода на сады в английском и китайском стилях.

Когда в 1871 году шла революция, большая часть парка выгорела при пожаре, также, как и сам дворец Тюильри. Лишь многие годы спустя, при реставрации Лувра, началась реставрация и прилегающего к нему сада Тюильри, причем было решено сохранить его исторический дизайн. В саду выросло число современных скульптур, тут были высажены растения из разных стран. На сегодняшний день сад растянулся на площади в двадцать пять гектаров. В этот парижский оазис безмятежности, расположенный в самом центре Парижа, стремятся попасть и туристы, и сами французы, ведь Сад Тюильри – один из главных символов города и обязательный пункт посещения для путешественников.

Сад ТюильриСад Тюильри ПарижСад Тюильри в Париже

3. Парк Монсо, Париж. Это один из лучших парков Парижа, расположенный рядом с Триумфальной аркой. Парк было решено строить как сад-театр, в конце восемнадцатого века, а проект поручили театральному художнику Луи Кармонтелю. Парк Монсо первоначально назывался – «Фоли де Шартр» и принадлежал благородному семейству Франции – герцогам Орлеанским. Посетители могли любоваться потрясающими готическими руинами, необычными голландскими мельницами, экзотической египетской пирамидой, удачными точками обзора живописных местных пейзажей. Позже этот парк выкупило государство, его урезали по территории и наняли архитектора Адольфа Альфана, чтобы тот возвел там новые постройки: искусственные водопады, газоны и аллеи в английском стиле, зимний сад, оранжерею.

Обновленный парк был открыт для посещений широкой публики в 1861 году и по сей день, — это любимое место отдыха местных жителей, а вот туристы посещают его редко, потому что практически никто не знает о нем. Парк Монсо занимает территорию в восемь гектаров, у него девять входов, причем центральный, украшают красивые позолоченные ворота, которые были выкованы в девятнадцатом веке. Рядом со входом в парк находится интересная достопримечательность Парижа — ротонда Клода-Никола Леду. Попав на территорию парка, вы сможете насладиться долгими прогулками по широким тенистым аллеям, извилистым дорожкам, полюбоваться ухоженными газонными лужайками, прекрасными статуями и памятниками, посвященными великим людям: Ги де Мопассану, Фредерику Шопену. Есть тут и интересные постройки, например, копия китайской крепости, конечно же, в уменьшенном виде. Не удивляйтесь, что многие деревья в парке Монсо настолько огромны в обхвате, — ведь им уже полтора века. Парк окружают старинные особняки бывших французских аристократов. Попасть в Парк Монсо можно с раннего утра и до позднего вечера.

Парк МонсоПарк Монсо ПарижПарк Монсо в Париже

4. Висячие сады Маркессак, город Везак. Во французском регионе Аквитания и департаменте Дордонь, рядом с небольшим городком Везак, находится неповторимый зеленый уголок страны, славящийся потрясающими Садами Маркессак. Этот оазис, спрятавшийся среди живописных перигорских холмов, не сможет оставить равнодушным никого. Сады Маркессак были названы в честь человека, их заказавшего – советника при королевском дворе Людовика Четырнадцатого — Бертрана Верне де Маркессака. Этот живописный парк, площадь которого двадцать два гектара, оформили в модном тогда классическом французском стиле. Но облик сада, которым мы видим его сегодня, был изменен усилиями Жюльена де Серваля, который приобрел его в 1861 году, и потратил тридцать лет своей жизни, чтобы создать уникальный топиарий. Сады Маркессак — это шестикилометровый лабиринт, состоящий из ста пятидесяти тысяч самшитовых кустарников, образующих основу парка. Но помимо самшита тут есть средиземноморские кипарисы, земляничные деревья, можжевельник, каменные сосны, дубы, скальные клены. Среди зарослей, то и дело натыкаешься на укромные зеленые беседки, искусственные водопады, скамейки, воздушные бельведеры и места для пикников. Для детей здесь имеются игровые площадки. Если вы проголодаетесь после прогулок на свежем воздухе, то загляните в парковое кафе. В летние вечера по четвергам, сады Маркессак украшают многочисленными свечами, и этот место становиться необычайно романтичным. Зная это, многие местные влюбленные пары приходят сюда, чтобы признаться друг другу в любви или сделать предложение о вступлении в брак.

Висячие сады МаркессакВисячие сады Маркессак город ВезакВисячие сады Маркессак в городе Везак

5. Сад Клода Моне, деревня Живерни. Сад Клода Моне находится в маленькой и романтичной деревеньке Живерни, что в восьмидесяти километрах от Парижа. А началась история этих чудесных садов в 1883 году, когда знаменитый художник купил в деревне небольшой земельный участок с домиком. Он сразу же начал облагораживать территорию.

Прошло время, и ухоженный маленький садик Клода Моне превратился в изумительную парковую зону, с искусственными ручейками и каналами, по которым была пущена вода из местной реки Эпт. Сад украсили заросли кустарников и цветов: сакуры, пионов, анемонов, малины. Основной достопримечательностью сада является удивительный мостик в японском стиле, присланный Моне специально из Японии, как и семена нимфей для украшения поверхности пруда. Если сначала дом и окружающая его территория находились на гектаре земли, то уже через десять лет Моне выкупил соседний участок, расширив свои владения. Сегодня, Сад Клода Моне – место, привлекающее многочисленных туристов, чтобы познакомиться тем природным великолепием, что так восхищало и давало многочисленные творческие идеи великому гению. Художник-импрессионист прожил здесь долгую и очень счастливую жизнь, создав удивительные картины. Посещение сада стоит четыре евро, а если вы захотите заглянуть и в дом художника, то пять евро. Сад открывается в половины десятого утра и закрывается в половине шестого вечера.

Сад Клода МонеСад Клода Моне деревня ЖиверниСад Клода Моне в деревне Живерни

Сегодня мы сделали для вас подборку пятерки самых знаменитых и красивейших садов и парков Франции, надеемся, что вы решили побывать в одном из них после знакомства с нашей статьей.

Как вырастить французский сад | Международный центр ландшафтного искусства «Зелёная стрела»

Пьер Жуайо был лауреатом премии «Старые французские дома» и премии «Ридерз дайджест». Пьер Жуайо преуспел в искусстве прочтения пейзажа, в умении заново найти, вообразить и воссоздать даже те сады, у которых не сохранились архивные данные и иконография. Сегодня он формирует живые изгороди и жардиньерки посредством забытых техники и методов. Его заключения и прогнозы ценятся потому, что он творит для будущих поколений, используя знания, полученные в прошлом. Пьер Жуайо влюблен в свое дело, и ему нравится узнавать и понимать новое, объяснять, делиться знаниями и идеями.
Что очевидно для всех, кто видит Пьера Жуайо, —  он охвачен страстью к тому, что делает. Он разработал и восстановил, или воссоздал, сотни пейзажей, украшающие замки и поместья во Франции и за рубежом.
Его многолетний опыт дал ему смелость, необходимую для успешного преобразования пугающе больших пространств, умелого наведения порядка, создания элегантных композиций даже в самой сложной местности. А на визитной карточке Пьера написано просто – «садовник».

Этапы пути

«Как и большинство мужчин, я стал тем, кем являюсь сейчас, благодаря женщинам», — признается Пьер. Садовод по профессии, он и его покойная жена, Мари-Франс, первоначально владели питомником в регионе Берри (к югу от Луары). Когда пришло время, чтобы стать владельцами своего сада в La Lande Chevrier, Жуайо оказался в положении архитектора сада. «У моей жены была огромная коллекция растений, но она боялась разместить их в саду, и я вынужден был решать, как организовать это», — говорит Жуайо. — «Я многому научился из этого опыта».
В начале 1980-х годов он получил первую оплату за свою проектную работу — от княгини Мари-Соль де ла Тур д’Овернь, владелицы исторического Château d’Ainay-le-Vieil и президента французской Heritage Society. Она искала кого-нибудь для работы в небольшом саду около своего дома, кого-то, кто владел бы техникой палиссажа, французского искусства формирования деревьев и придания им своеобразных форм, при помощи специальных каркасов. В те дни во Франции было лишь несколько садовников, которые знали бы, как это сделать. Свой выбор княгиня остановила на Пьере – и именно его она в конечном счете наняла и для восстановления огромных садов ее средневекового замка.  
«Она настаивала, чтобы я сделал эту работу, но я никогда не разрабатывал таких проектов раньше!» — вспоминает Жуайо. В конце концов он сдался, и в 1985 году они начали сотрудничество — с восстановления розария. Вместе они нашли около 180 старинных сортов роз, и это было создание первого частного розария такого масштаба во Франции. «Мы искали старинные сорта повсюду «, — говорит княгиня. — «Я даже ездила в Англию, и кое-что нашлось именно там». Ее уверенность в Жуайо, конечно, окупилась: плоды его трудов были представлены во время приема в честь дня рождения одного из членов семьи. «Это было прекрасно», — вспоминает Жуайо. — «Все было в цвету … все говорило о счастье!». После такого успеха, слава о таланте Жуайо быстро распространилась по стране, и он начал работать в некоторых из самых престижных поместий в районе долины Луары: в декоративном огороде замка Шато-де-Ла-Бюссьер, в Prieuré Notre Dame d’Orsan, в замках Bellechasse, Шато-де-Жьен и других. Позднее ему будет предложено работать в замках Нормандии, Провансе, в усадьбах Дордонь и Коньяк, в нескольких имениях к северу от Парижа, около Шантильи. Жуайо также работал за пределамиФранции — проектировал ботанический сад в Университете Ломе в Того и декоративные огороды в Ливане.

Сады замка Эне-ле-Вьей


Поместье Christian Dior

Поскольку он не проходил формального обучения в области ландшафтной архитектуры, некоторые скажут, что это просто природный талант, но Жуайо отвергает эту идею. «Это результат более чем 20-летнего опыта, страсти и тяжелой работы, чтобы добраться до этого этапа в моей карьере», говорит он твердо. «Конечно, сейчас это может выглядеть легким, но поверьте мне, я не всегда был так уверен в себе».

Замок Флевиль

Была и еще одна женщина, которая помогла Жуайо развить свои способности. Это маркиза de Brantes, американка по происхождению, которая более 40 лет проживает в замке Ле Френ с мужем и детьми. Они познакомились на одном из садовых семинаров. «Мы стали хорошими друзьями, и в конечном итоге совместно работали над ее декоративным огородом в Ле Френ», говорит он. «Она научила меня верить в себя».
В 1990 году Жуайо вернулся к работе Ainay-ле-Vieil. «Пьер умеет читать и анализировать сад «, говорит княгиня де ла Тур д’Овернь. «И он очень творческий человек». Жуайо была предоставлена полная свобода действий в организации так называемого «шартреза», или монастырского сада. Это пять отдельных «садовых комнат», окруженных 13-футовой каменной стеной и связанных между собою арками. Жуайо задал каждому саду свою тему. Изящные груши и яблони принимают в них причудливые формы, — канделябры, зонтики и даже люстры. Некоторые плодовые растения прилегают к стенам, в то время как другие стоят автономно или опираются на скрытые от глаз посетителей решетки и опоры.. В «Саду медитаций» огромная беседка из стриженого самшита превращается в комнату для детей, а монастырском саду обрезанные липы образуют великолепные готические арки, любимой формы Жуайо. Еще одна «комната» разработана в типично французском стиле 17 века, со шпалерами на решетках, с конусообразными тиссами и самшитами, узорные партеры из которых напоминают сложно вышитые ковры. Объединяющим центром композиции является статуя Помоны, римской богини садоводства.

Как создается сад

Хотя Жуайо воссоздал несколько садов с высокой исторической точностью, большинство клиентов ценят его за умные уступки и современную практичность, — учитывая, что расходы на содержание в настоящее время гораздо выше, чем тогда, когда эти дворцы были построены. Клиенты часто имеют свои особенные прихоти. У сложной сети каналов в Ainay-ле-Vieil, например, Жуайо посадил Cypress (болотный кипарис), вид, который впервые был привезен во Францию для садов Трианон Марии Антуанетты. Он поставил здесь деревянные скамейки и несколько реалистичных статуй водоплавающих птиц, которые напоминают родину болотного кипариса, Луизиану. А в розарии, например, через просветы в листве видны вполне современные скульптуры. Жуайо говорит, что многие из его клиентов, особенно молодые, предпочитают добавлять в сад некоторые штрихи современности.


Жуайо работает только в частных садах. В проектировании сада ему важна не только архитектура или климат, но и личность владельца. «В конце концов, я хочу, чтобы хозяин сада почувствовал себя истинным его создателем.
Себя, а не меня», — говорит Пьер. После знакомства с владельцем, он знакомится с землей. «Я обязательно обхожу сад», говорит он, описывая, как он проходит его работа. «Если бы я занимался разработкой планов у себя в кабинете, они были бы слишком статичны. Я должен идти в сад, и проект рождается у меня в голове, пока я обхожу его». Это может стать настоящим походом, учитывая, что Жуайо работал над садами  от 8 до 173 акров.
Затем он возвращается домой, чтобы создать огромную акварель, которую и представит клиенту. Во-первых, он концентрируется на линиях, перспективе и формах, которые сформируют постоянный костяк сада из года в год, а не только в зависимости от времени года. Важна структура сада, формирование его аллей – это принципы традиционного французского сада. «Помните, что ваши дети и внуки будут владеть садом» — говорит Пьер. — «Для этого нужна структура — если у вас есть прекрасная основа, скелет, она будет жить независимо от того, какие цветы вы используете, чтобы украсить ее».


Жуайо настаивает на том, что те же принципы, по которым ведется работа над обширной композицией, применимы к любому саду, даже балконному. «Люди, как правило, делают одни те же ошибки», говорит он. «Во-первых, их озеленение не уважает архитектурный стиль и масштаб дома. Они должны дополнять друг друга, садыдолжны быть фоном для дома». Вторая ошибка проектирования – создание сада на основе не местных растений.
«Люди покупают все, что привлекает их внимание, как дети, и потом удивляются, почему ничего не растет.
Если вы хотите, чтобы сад жил сто лет, вы не можете использовать экзотические растения». Он признает, что такую экзотику, как бамбук или оливковые деревья, можно использовать в качестве декоративного украшения. «Но украшение и озеленение — не одно и то же».
Третья ошибка состоит в неудачном выборе времени. «Не стоит сажать сад, полный цветов, которые цветут, когда вас нет в этом саду», — предупреждает он. — «Большинство людей высаживают в саду большое количество весенних цветов, а сами прибывают туда к июлю, то есть тогда, когда смотреть уже не на что».


Стиль Жуайо показывает явное предпочтение листвы над цветами. Он считает, что в саду цветы должны выступать в качестве декоративных акцентов, а не центра композиции.  «Чем дольше я нахожусь в профессии, тем меньше цветов я использую. Сад с большим количеством цветов — как женщина, которая носит слишком много украшений», говорит он, сравнивая свой стиль с кутюрье, который провел годы, совершенствуя «маленькое черное платье». «Если вы сосредоточитесь только на цветах, вы будете иметь посредственный сад «, говорит он.

Французский и английский стили садов: выбираем по душе

В большинстве случаев письма приходят в течение одной минуты, но иногда для этого требуется до 10 минут. Возможно письмо еще не успело прийти. Проверьте пожалуйста внимательно папку Входящие (Inbox). В некоторых случаях письмо может попасть в папку Спам (Spam).

  Логин или e-mail: Или войдите с помощью этих сервисов:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *