Фото рококо – что это такое, стиль в интерьере, архитектуре, одежде, живописи, мебели, орнаменте, музыке, эпоха Rococo, картины, мода

Стиль рококо, одежда в стиле рококо, фото

Стиль рококо во второй половине XVIII века стал основным стилем в искусстве Европы, как в архитектуре, так и в живописи, и в моде. Стиль рококо приходит вслед за барокко, становится его своеобразным продолжением, но со своими, свойственными только ему особенностями. Как и барокко, стиль рококо – это дворцовый стиль, моду по-прежнему диктует Версаль.


Стиль рококо в интерьерах

Слово «рококо» происходит от французского «rocaille» — дроблёный камень, декоративная раковина, ракушка. Сам термин «рокайль» изначально применялся для характеристики способа убранства гротов, фонтанов, беседок, террас различными окаменелостями, имитирующими природные образования. Наиболее распространён стиль рококо был в оформление интерьеров.


Стиль рококо в интерьерах

В XVIII веке то, что мы сегодня называем рококо именовалось «живописным вкусом», но вскоре рококо подверглось критике, его стали называть «выкрученным» и «вымученным», и даже «испорченным вкусом».

Первыми критиками рококо стали энциклопедисты, французские просветители, среди которых, к примеру, были такие известные личности, как Дени Дидро, Вольтер. Энциклопедисты критиковали рококо за отсутствие в нём «разумного начала», ведь для них главным был именно разум и, конечно же, вытекающие из него разумность и практичность во всём.


Стиль рококо в интерьерах

Барокко и рококо. Барокко – был стилем пышным, в чём-то громоздким, стилем балов и парадных залов, стилем, где всё было «слишком». Рококо станет стилем более уютным, более домашним, недаром основной областью применения стиля рококо станет не архитектура, а именно оформление интерьеров.


Девушки и макияж эпохи рококо
Девушки и макияж эпохи рококо

Тоже самое и в моде, во времена барокко в моде были яркие цвета, а макияж делал всех женщин старше по возрасту, смотря на женщин эпохи барокко можно было смело говорить, что им всем далеко за тридцать и все они неимоверно важные, значимые дамы. Рококо наоборот упор делает на нежные, светлые, пастельные цвета — нежно-голубой, бледно-жёлтый, розовый, серо-голубой. А в макияже все женщины выглядят исключительно двадцатилетними, молоденькими девушками, в этом им помогают румяна и пудра. Впрочем, макияж становится настолько обильным, что иногда и мужья не узнавали своих жён в гриме, лицо превращается в молоденькую, но совершенно безжизненную маску.

Ценится в эпоху рококо и парфюмерия, активно используются ароматы, среди женщин широко распространены духи — фиалковый корень, нероли, пачули, розовая вода.


Стиль эпохи рококо в живописи

А ещё эпоху рококо по праву называют «женским веком». Именно в стиле рококо мужской костюм приближается к женскому, мужчины в одежде также следуют моде, как и дамы, они также наряжаются, также следят за ней. И более того мужская мода максимально приближена к женской.


Мужской костюм эпохи рококо.

Мужчины носят жюстокор. Жюстокор – это длинный мужской кафтан, который чаще всего шьётся по фигуре. Впервые жюстокор появляется во Франции в 60-е годы XVII века. В эпоху рококо полы жюстокора становятся шире, теперь они как бы торчат в разные стороны.

В эпоху рококо под жюстокор мужчины одевали камзол. Камзол – это вид мужской одежды, сшитой в талию и длиной до колена, иногда шился и без рукавов, его часто, особенно зимой, носили под кафтан. К XIX веку камзол превратится в жилет. В эпоху же рококо в мужском костюме из фалд камзола формируется «юбка на обручах», ведь мужская мода во всём стремится подражать женской.

Мужчины также носили белоснежные рубашки с кружевными жабо и шейными платками.

Ткани, как в женском, так и в мужском костюме были нежных, пастельных тонов. Мужской костюм, как и женский, обильно украшался воланами, пуговицами, лентами, кружевами.

Мужчины также носили штаны длиной до колена, которые дополняли белые чулки.


Мужской костюм эпохи рококо
Мужской костюм эпохи рококо

Впрочем, причёски в отличие от барокко становятся более простыми и плоскими. Волосы завиваются в локоны, обрамляющие лицо, позже – собираются в косы. В моде также остаются и напудренные парики с закрученными по бокам буклями, а также косичкой и бантом сзади. Головной убор – треуголка.


Женский костюм эпохи рококо

Женщины по-прежнему носят пышные юбки – панье, которые держаться на каркасе, а также корсеты. В начале эпохи рококо юбка немного уменьшается, однако затем вновь расширится до максимально возможного предела. Причёски также изначально становятся менее пышными – в моде гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов. Но затем причёски вновь увеличиваются, достигая полного абсурда – на головах придворных дам появляются натюрморты из цветов, лент, декоративных шпилек и перьев, и даже целые декоративные лодки с парусами.


Женский костюм эпохи рококо

Огромные юбки принимают уже даже не круглую, а овальную форму. Лиф же платья вытягивается вниз, ниже талии, в виде треугольника, он также имеет достаточно глубокий вырез. В платье становится особенно заметен этот контраст – крупной пышной юбки и маленького, совершенно не объёмного, по сравнению с ней лифа. Рукава платья сужаются к локтю, их обильно украшают лентами, каскадами кружев.

Ленты становятся любимым украшением эпохи рококо. Кроме лент активно использовались и цветы, причём как натуральные, так и искусственные. Именно в эпоху рококо искусственные цветы впервые начинают использоваться для украшения наряда, до этого они служили лишь для украшения храмов и изготовлялись в монастырях.


Женский костюм эпохи рококо

А среди тканей наибольшей популярностью пользуются сатин и атлас. Эти ткани, мягкие на ощупь, позволяют создать множество складок, которые были так необходимы в эпоху рококо, плюс блестящий атлас идеально гармонировал с матовым кружевом.

Верхней одежной в эпоху рококо служило манто – свободный плащ, ниспадающий с плеч. Большое значение придаётся и дополнительным элементам таким, как муфта, перчатки, веер, которым дамы подавали особые знаки своим кавалерам. Тайному языку влюблённых служили и мушки – шёлковые чёрные пластыри разнообразной формы.

Большое внимание стиль рококо уделяет нижнему белью, ведь в платьях, которые во многом оголяют тело, что было свойственно платьям эпохи рококо, нижнее бельё выступает на всеобщее обозрение. Женщины, как и мужчины, начинают носить чулки, как и мужчины – белые, но иногда и пёстрые. Нижнее бельё шьют из шёлка, его обильно украшают вышивкой, кружевной отделкой, золотом и серебром. Ведь декольте теперь позволяет видеть нижнюю рубашку, а нижняя юбка становится видна при ходьбе. Теперь нижнюю юбку украшают, как и верхнюю, – кружевами, воланами, лентами.

Туфли носят мягкие и низкие, Они изготовлялись из достаточно простого материала, но часто были богато украшены – ленты, вышивка, пряжки, драгоценные камни.


туфли в стиле рококо
туфли в стиле рококо

Идеалом женской красоты считались обладательницы осиной талии, узких бёдер, хрупких плеч и круглого лица. Идеальная женщина – хрупкая и стройная жеманница. Идеальный мужчина – придворный франт.

Моду эпохи рококо во всём её блеске можно увидеть на картинах художников той эпохи — Ватто, Буше, Шарден, Фрагонар.

что это такое, стиль в интерьере, архитектуре, одежде, живописи, мебели, орнаменте, музыке, эпоха Rococo, картины, мода

Рококо – самый загадочный, уникальный стиль, господствовавший во времена французской аристократии. Это не просто стиль, а образ жизни и мышления высшего класса, в котором сконцентрировались особенности национальной психологии. Рококо – порождение исключительно светской культуры и, прежде всего, королевского двора. Причудливый и кокетливый, стиль рококо живёт и сейчас в интерьерах современных европейцев, довольствующихся роскошью и богатством.

История возникновения

Французское слово rococo произошло от rocaille – т.е. «осколки раковины». Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин. Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г.г.). Именно в это время Франция становится богатой, роскошной страной, законодательницей мод, и занимает ведущее место в художественной и культурной жизни Европы. Вдохновителем стиля рококо считается Жан-Луи-Эрнест Месонье́, поскольку именно в его творениях впервые появились ассиметричные формы и необычные контуры причудливо изогнутой морской раковины.

мода рококо

мода рококо

До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление. Считалось, что это барокко в своём позднем развитии. Однако, являясь логическим завершением тяжеловесного барочного искусства, рококо трансформировал некоторые его идеи в нечто принципиально новое, непохожее на искусство своего предшественника. Таким образом, рококо, начавшись, как эволюция барочного направления, со временем стал самостоятельным художественным стилем, в какой-то мере даже антиподом искусства барокко.

Изначально rocaille – это способ декорирования интерьера садовых гротов, фронтальных чаш, а «рокайльщиком» называли мастера, работающего в этой сфере. Постепенно термин просочился во все виды искусства, однако в большей мере стиль рококо выразился в интерьере.

Для живописи и скульптуры характерны в основном эротические, мифологические и пасторальные сюжеты. Первым мастером картин в стиле рококо стал Ватто, в дальнейшем искусство развивается в творчестве Буше и Фрагонар. В рамках стиля развитие получил такой вид живописи, как декоративное панно. Ярчайшим представителем в скульптуре явился Фальконе, его бюстами и статуями украшались интерьеры.

Музыкальный стиль рококо в чистом виде проявил себя в творчестве великих французских клавесинистов Франсуа Куперена и Жана Рамо. В этой манере работают сейчас современные музыканты: Андре Кампра, Марин Маре и др.

Эстетика рококо сыграла важную роль и в других европейских странах: более всего в Австрии и Германии, чуть меньше – в Италии, Англии (роскошный викторианский стиль), Испании.

рококо в архитектуре

рококо в архитектуре

В России рококо развивалось под влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Фальконе, Рослин). Также под этим влиянием в России работали такие великие мастера, как Растрелли, Ринальди (постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, Рокотов, Левицкий.

Именно в эпоху рококо произошёл расцвет графики.

Главные черты и особенности стиля рококо:

  • камерная декоративность;
  • изящество и лёгкость;
  • пастельные тона;
  • деталь как основной художественный приём;
  • сюжеты из мифов и пасторалей;
  • лепнина, орнамент, позолота (для интерьера)

Современное направление

Сегодня стилистика рококо проявляется главным образом в дизайне интерьеров. В нынешних условиях завитки и рокайли, присущие рококо, слегка упразднены; сейчас они присутствуют в основном на мебели, зеркалах и аксессуарах. Современную версию этого искусства можно смело называть минималистической, а скудность украшений сегодня – это дань моде, имеющей урбанистическую направленность.

интерьер в стиле рококо

интерьер в стиле рококо

Сегодня дизайнеры интерьеров в основном используют стиль рококо не в чистом виде, а в комбинации с другими стилями, главным образом мешая с барокко и классицизмом. Искусство рококо в основном представлено только в деталях. В современной версии уже нет той нежной палитры оттенков, гармонирующих с золотом и серебром. Нынешние интерьерные решения – это более яркие стены, на фоне которых контрастирует светлая мебель. Часто применяется сочетание чёрно-белых цветов в оформлении под современный стиль рококо. Классическая мебель в этой стилистике получает более яркую, необычную обивку. Устаревающий паркет уже предлагается заменить более современным напольным покрытием: ламинатом, плиткой (для кухни и ванной). На древесном ламинате интересно смотрятся мягкие шкуры животных, что тоже является комбинацией классики и рококо.

Главное для современного рококо – это атрибуты и аксессуары: торшер с подвесками из хрусталя, зеркала, канделябры, которые подчеркнут настроение той эпохи.

Смешение стилей можно наблюдать сегодня и в моде. Экстравагантные наряды подобной направленности впервые в XX веке продемонстрировали мастера одежды Dolce & Gabbana. Отличительной чертой их нарядов стали многообразность покроя одежды, применение всевозможных аксессуаров, преобладание красных, серых, золотых оттенков.

роскошный интерьер в стиле рококо

роскошный интерьер в стиле рококо

В наши дни модельеры успешно внедряют стиль рококо, используя красивые платья, украшенные стразами, бантами, бисером, золотом, кружевами и вышивкой. Бусы, ожерелья, массивные серьги, новые технологии вышивки металлической нитью, сложные манжеты, веера, шляпки с перьями – всё это в тренде сегодняшнего дня. Наряды в стиле рококо, очень пышные, помпезные и в то же время изящные и привлекательные, пользуются сегодня большим спросом.

Архитектура

Центром формирования новой культуры XVII столетия становятся не дворцы и грандиозные ансамбли, а небольшие нарядные салоны рококо. Новый стиль (в отличии от готического стиля в архитектуре) утрачивает тенденцию к масштабности и величественности. Архитектура стремится стать лёгкой, игривой, красочной, приветливой. На смену усадебному замку приходит небольшой городской особняк, утопающий в зелени пышных садов. Вместо огромных залов в них размещаются нарядные салоны и будуары, в которых проводит время французская знать.

архитектура в стиле рококо

архитектура в стиле рококо

Планировка зданий отличается ассиметричностью; помещения в них круглые, овальные, восьмиугольные. Попытка избежать резких прямых углов бросается сразу же в глаза. Даже линия соединения стен маскируется орнаментом. Плоскость стены зачастую дробится, углубляется, и комнаты тем самым получают причудливую форму.

Национальный оперный театр в Париже
Национальный оперный театр в Париже

Национальный оперный театр в Париже

В целом стиль рококо не так сложен, как флорентийская мозаика, и не привнёс никаких новых конструктивных элементов в архитектуру, а только украсил старые образцы своей декоративностью и нарядностью. Китайские домики, скрытые павильоны, укромные гроты, салоны и будуары, уютные нарядные помещения – это то новое, чем отличилась архитектура эпохи рококо. А главное внимание стиль рококо сосредоточил на декорировании интерьеров.

Интерьер

Стиль рококо прежде всего ориентирован на комфорт и уют интерьера. В убранстве комнат лежит печать доведённой до предела утончённости. Характерные черты интерьера помещений:

  • изогнутые линии и ассиметричные формы;
  • большая декоративная нагруженность;
  • грациозная орнаментальность;
  • большое внимание к мифологии;
  • множество миниатюрных предметов прикладного искусства.

современный интерьер в стиле рококо

современный интерьер в стиле рококо

Цветовая гамма

Приоритетные цвета – приглушённые, пастельные: жемчужный, серебристый, перламутровый, бледно-охристый, пастельно-розовый, зеленоватый и бледно-голубой. На фоне прозрачных, светлых красок интересно и причудливо смотрятся ажурные формы и сложный орнамент рококо. Всё вместе рождает праздничное, феерическое зрелище.

Материалы

Для мебели в стиле рококо используется дерево, в основном орех и липа, так как эти породы прекрасно поддаются резьбе. Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк. Фарфор, керамика, золото – эти материалы просто созданы для экстравагантного и роскошного искусства рококо. В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока. В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай. А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина».

банкетные залы в стиле рококо

банкетные залы в стиле рококо

Полы и стены

Потолок в стиле рококо – это произведение искусства. Он светлый, однотонный, но обязательно с лепниной, которая может быть украшена позолотой. Потолочные фрески смотрятся богато и удивительно красиво. Дополнением к декору потолка служит большая хрустальная люстра с большим количеством плафонов.

вычурность стиля рококо

вычурность стиля рококо

Оригинальность стен проявляется в том, что они не имеют углов. Вместо них – изощрённые изогнутые линии, украшенные орнаментом и элементами лепнины. Для отделки стен используются китайские обои различной фактуры с цветочным орнаментом. Возможны и крашеные стены, с добавлением шёлка и глянца.

В качестве напольного покрытия применяются дерево и мрамор, а также плитка и керамика. Характерная деталь полов в стиле рококо – это блеск, который должен бросаться в глаза. Яркие, красочные ковры сделают интерьер ещё уютнее.

Оконные, дверные проёмы, декоративные панно над ними – закруглённой формы.

Мебель

Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями. Волнообразный декор, изогнутые ножки кресел и диванов сочетаются с нежной расцветкой обивки. В изобилии используются различные скамейки, кушетки, маленькие диванчики, секретеры и комоды. Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла). В качестве мебельного декора применяются специальные накладки с узорами и резьбой, покрытые бронзовой краской. Богатство украшений на мебели в виде вьющейся лозы, цветочных гирлянд, фигурок птиц только подчёркивает стиль.

современная спальня в стиле рококо

современная спальня в стиле рококо

Декор и аксессуары

Камерность – это главное для стиля рококо. Никаких пугающих трофеев, алебард, шпаг и мушкетов. В обстановке должно быть всё, что приятно глазу, что вызывает удовольствие. Легкомысленная эпоха рококо утопала в иллюзии вечного праздника, рассматривая себя в венецианских зеркалах будуаров. Их размещали повсюду: на стенах и потолках, ставнях и створках комодов.

интерьер рококо

интерьер рококо

Мода рококо оставила самый заметный след в предметах интерьера и аксессуарах. Именно в эту эпоху возникает идея целостного ансамбля в оформлении интерьера: стилевого единства здания, декора стен, потолков и мебели. Рокайль (завиток) и картель (композиция из рокайлей) – основные черты стиля.

Обязательный атрибут интерьера рококо – камин, отделанный натуральным камнем. Он должен быть заставлен различными вещицами: часами, канделябрами, фарфоровыми безделушками. Обычно над камином расположено зеркало в богатой позолоченной раме или картина.

старинная спальня в стиле рококо

старинная спальня в стиле рококо

Изобилие аксессуаров – неотъемлемая часть рококо. Здесь и различные фарфоровые статуэтки, и гобелены, картины и зеркала, подушечки и пуфы, расшитые шёлком, ширмы. Все эти приятные мелочи придают уют и комфорт помещению. Новшество дизайна – аквариум с рыбками.

зал в стиле рококо

зал в стиле рококо

Рококо в интерьере: видео

В чем особенности дизайна для спальни девочки-подростка?

Как оформить дизайн кабинета в квартире читайте в этой статье.

Дизайн ванной, совмещенной с туалетом: https://trendsdesign.ru/home/vannaya-komnata/osobennosti-dizajna-vannoj.html

Выводы

Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства. В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями. Атрибуты рококо легко впишутся даже в небольшую комнату, сделав её уютной, по-домашнему тёплой. Цветочные скатерти, обои, занавески, подобранные в тон обивки мебели, различные вещицы из фарфора и керамики украсят любое помещение, будь то спальня или гостиная, кабинет или столовая. А если в интерьере появятся предметы мебели в этом стиле да ещё и лепнина на потолке и стенах, – комната будет выглядеть роскошно и изысканно.

Минимализм, как отдельный стиль интерьера, также имеет и этнические особенности в зависимости от страны, в котором он развивается (скандинавский стиль в интерьере, японский минимализм, китайский). Также и стиль рококо под влиянием разных культур имеет свои особенности, как пример, американские интерьеры.

История костюма стиля рококо, страсти и новаторства!

Ну вот я наконец и закончила свою подготовку к публикации, надеюсь, она будет вам интересна и в чем-то познавательна. Хочу для начала чуть-чуть по ностальгировать. Когда-то, двадцать лет назад, когда я училась в институте легкой промышленности на факультете художественного моделирования, и мне в мои в семнадцать лет казалось, что я и так достаточно гениальна и талантлива, такой предмет как история костюма был не понятен и лишней тратой времени. Впрочем, как и пласт анатомия! Но прошло время и я поняла, что для того что бы создавать хорошие стилизации нужно и то и другое! Пришлось восполнить свои знания, благо дядя Google, может помочь, и я перелопатила кучу информации по этим вопросам. Сегодня я не буду углубляться в историю костюма эпохи рококо, просто постараюсь провести не большой экскурс с небольшими комментариями.

Как я уже отмечала ранее, в своем мастер-классе по стульчику, я большая поклонница эпохи рококо. От себя хочу сказать: была во Франции давешне, наверное и куклы потому у меня такие грустные, но впечатление от дворцов хорошее. Философию стиля рококо определяют женщины, ну куда без нас-то? К справке, женщина сильнее мужчины эмоционально в девять раз, ну а физически — это не так важно для этого есть рыцарь на белом коне. Да же Пушкин сказал — » Женщины царствовали», о том времени, когда заря рококо только занималась. Сам стиль предусматривает в жизни главным — праздник, утонченность и любовь!

В период рококо силуэт платья напоминал перевернутый бокал — затянутый верх и очень широкий низ. Юбку поддерживал юбочный каркас. Сам каркас делали из плотной проклеенной ткани, а обручи из китового уса, металлических и ивовых прутьев или туго сплетенного конского волоса. И вся эта конструкция прикреплялась к корсету. Сам каркас назывался панье (от французского — корзина), но в России и Германии — фижмами (китовый ус). Наверное все-таки там китового уса было много. Различались маленькие утренние панье, панье гондолы, сплющенные спереди и сзади и очень широкие панье с локтями.При Марии-Антуанетте, например, юбки достигали семи и более футов в диаметре. Ну если учесть, что один фут равен почти тридцать одному сантиметру, то вообще не понятно как они ходили.

В одежде рококо, сильно обнажалась тело, так что огромное внимание уделялось белью.Теперь оно стало просто произведением искусств. Под корсетом и панье носили рубашки, расшитые золотом, кружевами, шелком и шитьем.

Вот иллюстрации корсетов и панье того времени.

История костюма стиля рококо, страсти и новаторства!, фото № 1

История костюма стиля рококо, страсти и новаторства!, фото № 2

История костюма стиля рококо, страсти и новаторства!, фото № 3

История костюма стиля рококо, страсти и новаторства!, фото № 4История костюма стиля рококо, страсти и новаторства!, фото № 5

Что касается самого стиля, по верх рубашки корсета и панье надевали выходную юбку, а то и две, но так чтобы пышно декорированная верхняя не накрывала нижнюю, а уж потом корсет скрывался лифом на шнуровке с рукавами в три четверти, которые пышно украшались, каскадами кружев виде воронки, которая называлась пагодой.

История костюма стиля рококо, страсти и новаторства!, фото № 6

В эпоху рококо к шнуровке, чтобы платье было законченным, пристегивали треугольную вставку «Стомак». Такие накладки считались ювелирным украшениям могли пристигать к разным платьям.

История костюма стиля рококо, страсти и новаторства!, фото № 7

История костюма стиля рококо, страсти и новаторства!, фото № 8

Еще женщины носили обязательно белые чулки. Правда были и исключения.

В конце XVIII века в женской обуви, представленной туфлями на высоких каблуках, возникает строгая классификация цвета: черная обувь считалась парадной, коричневая предназначалась для прогулок, красная и белая была привилегией знатных дам. Танцевали в узких лёгких, светлых, шёлковых туфлях с красными или расписанными миниатюрами изогнутыми каблуками, высотой в «четыре пальца». Сзади к туфельке пришивали крохотный язычок, торчащий вверх, весь осыпанный бриллиантами. Красный каблук, ещё со времён Людовика XIV, оставался знаком принадлежности к дворянскому сословию.

История костюма стиля рококо, страсти и новаторства!, фото № 9

Самое интересное, что о нижнем белье я ни чего не нашла. Наверно, его тогда не было, но это и логично, ведь нося на себе такую конструкцию, чтобы справится, извините, по личным нуждам нужно было иметь еще ту сноровку. Ну в вот в целом и весь краткий экскурс по эпохе рококо. Хочу лишь добавить, основной целью этой публикации было показать, что не только стиль Бохо может быть модным для кукол, ведь если разобраться в истории костюма то любой стиль можно применить для стилизации. Нужно только понять направление и стилистику.

На этом хочу закончить, и пожелать вам творческих успехов и огромного счастья!

История костюма стиля рококо, страсти и новаторства!, фото № 11

Рококо – глянец XVIII столетия: vakin — LiveJournal

Рококо называют самым легкомысленным и бездумным из всех стилей в искусстве. Почему тогда рококо столь значимо для русской изобразительной культуры? Почему определение от слова «рококо» звучит для нашего уха так экзотически — «рокайльный»? В чем основное различие рококо и барокко, которые люди малосведущие часто путают? Наконец, почему рококо — это прямой и непосредственный предок современной глянцевой культуры?


Эдуард Петрович Гау. Гостиная в стиле второго рококо


Франсуа Буше. Туалет Венеры, 1751. Нью-Йорк, Музей Метрополитен.

Рококо родилось во Франции XVIII столетия, хотя само название узаконит лишь следующий век, девятнадцатый.

Стиль получил имя от французского слова rocaille — ракушка или раковина. Издавна раковинами декорировали искусственные гроты и чаши фонтанов, позднее в оформлении интерьеров стали активно использоваться орнаменты, повторяющие витые, округлые очертания раковин. К XVIII веку интерес к ним только рос. Они усложнялись и переплетались, становились всё более изощренными и причудливыми. Такие орнаменты назывались рокайлями, а сам стиль, построенный на капризных гнутых линиях и нежнейших цветовых переливах, — соответственно, рококо.


Антуан Ватто. Вывеска лавки Жерсена
1720, 308×163 см

Говорят, этой картиной, написанной 37-летним художником перед смертью, Антуан Ватто напророчил будущее рококо. В «Лавке Жерсена» уже заключены все колористические возможности этого стиля: никаких контрастов, но взамен — богатейшая и тонкая пастельная палитра с тончайшими цветовыми переходами.

Рококо – это образ жизни
Появление стиля рококо связано с «концом прекрасной эпохи» — эпохи Людовика XIV. Не случайно знаменитая «Лавка Жерсена» изображает, как портрет короля-Солнце снимают со стены и убирают в коробку.

Но было бы неправильным отождествить всё XVIII столетие только со стилем рококо. Этот век многообразен, как никакой другой из предшествующих. Видоизменяясь, в искусстве продолжают существовать страстное барокко и строгий классицизм. Зарождается сентиментализм. Прогрессивная критика в лице Дени Дидро даже пытается угадать зачатки реализма.

И всё-таки именно галантное, капризное, вычурное рококо становится для XVIII века знаковым. Недаром это «столетие париков, карет, менуэтов, треуголок» (Натан Эйдельман) еще называют «галантный век». Галантному веку — галантное искусство.


Жан Оноре Фрагонар. Качели (Счастливые возможности качелей)
1767, 65×81 см

Извивающиеся ветви деревьев, порхающая с легкостью мотылька красавица, её летящая по изогнутой рокайльной траектории туфелька, томные взгляды и обнажившиеся коленки. На картине Жана-Оноре Фрагонара «Качели» — квинтессенция образа жизни в стиле рококо.

С уходом со сцены Луи XIV уходят из моды грандиозная пышность придворных празднеств в стиле барокко. Да и вообще — всё величественное и всё торжественное больше не комильфо.
Регент Филипп Орлеанский, а затем и король Людовик XV предпочитают образ жизни несколько более камерный, но зато и более комфортный. Он сосредоточен не в широком кругу придворных, а в близком, почти интимном кругу друзей-единомышленников.

Философия рококо — неоэпикурейство. Только наслаждение составляет суть человеческой жизни. Идеальное времяпровождение — беззаботный флирт на лоне природы. Любовь и праздник становятся синонимами рококо.


Антуан Ватто. Радости бала
1714, 65×52 см

Из парадных залов искусство плавно перемещается в будуар. Интерьеры рококо — уютные и комфортные. Именно во времена рококо появляются изысканные кушетки с мягкими спинками и кресла «кабриоль» с витыми ножками, обеспечивающие комфорт телу, шелковые шпалеры на стенах и небольшие изящные статуэтки, доставляющие наслаждение глазу.


Мишель Клодион, которого современники называли «Фрагонаром в скульптуре», отстаивал художественные принципы рококо — обратите внимание на причудливо изгибающиеся и переплетающиеся линии в его статуэтке «Сатир и Вакханка».

Каприз и прихоть — «альфа и омега» рококо. Это касается как общего настроения, так и самих форм искусства. Импровизация заменяет дисциплину. Причудливая асимметрия побеждает классические равновесие и ясность.

Возраст рококо

Интересная особенность стиля рококо — его отношение к возрасту. Чуть ли не впервые в истории старость перестаёт ассоциироваться с мудростью и почётом. Стареть теперь нежелательно и даже постыдно. Это касается не только женщин, но и мужчин, ведь сам тип внешности, популярный во времена рококо, — гендерно-универсальный.


Франсуа Буше. Голова Людовика XV/ 1729. Лос-Анджелес, музей Гетти.


Дмитрий Левицкий. Портрет Марии Дьяковой. Фрагмент. 1778. Москва. Государственная Третьяковская галерея.

Облик мужчин и женщин в искусстве рококо становится на удивление сходным. И те, и другие равно изнежены и капризны. И те и другие изящнейше одеты. И даже румянами и пудрой мужчины и женщины галантного века пользуются с одинаковым тщанием, ведь им важно выглядеть как можно лучше — авось удастся обмануть возраст?

Российская императрица Елизавета Петровна так болезненно переносила старение и панически боялась умереть, что от неё стали скрывать факты смерти знакомых. Придворные не смели говорить при ней «ни о Вольтере, ни о болезнях, ни о покойниках, ни о красивых женщинах».

Образец русского рококо — портрет императрицы Елизаветы Петровны работы Ивана Аргунова.


Иван Петрович Аргунов. Портрет императрицы Елизаветы Петровны

Кстати, отец Елизаветы Петр I пытался выдать её замуж за сверстника и наследника французского престола Людовика XV, но не сложилось. Однако страсть к музицированию, маскарадам, галантным празднествам и стилистике рококо осталась с императрицей на всю жизнь.


Рокайльный интерьер Большого Дворца в Петергофе. Дворец строился полтора века, изначально в стиле барокко и классицизма, а во время правления Елизаветы Петровны получив грандиозную по изысканности и богатству отделку в стиле рококо.

Итак, старости для рококо не существовало. А как же еще один важный возраст — детский? Да так же! Ведь не актуальна сама идея возрастных изменений. Дети, согласно убеждениям XVIII века, — всего лишь маленькие взрослые. Поэтому наряжать их следует совершенно по-взрослому. Более того, их игры и забавы точь в точь копируют взрослые. Дети со знаменитой картины Антуана Ватто «галантно» проводят время: мальчики музицируют, девочка готова начать танцевать.


Антуан Ватто. Танец
1721. Масло, Холст

Живопись рококо намеренно выбирает ситуации, где можно извлечь любые возможности для проявлений галантности или любовной интриги.


Пьетро Лонги. Утренний шоколад


Николя Ланкре. Крепление конька


Антуан Ватто. Ноты
1717

Не слишком уклоняясь от истины, можно сказать, что рококо — это «гламур» XVIII века, целиком обусловленный особым образом жизни: богатым, праздным, наполненным красотой и изяществом.

Из мира рококо, как и из глянца, прочно изгнаны старость и болезни, бедность и уродство.

А еще живопись рококо, подобно глянцевому фото, главной своей темой считает соблазн. Соблазнительность как качество, соблазнение как процесс — вот его ключевые сюжеты. И в этом смысле рококо действительно прямой предшественник глянцевой субкультуры.


Жан Оноре Фрагонар. Поцелуй украдкой
1780-е , 55×45 см

«Будуарная живопись» эпохи рококо

Пресловутая легкомысленность рококо — это, конечно, не виньетки и завитки. И не только галантные празднества и изнурительная праздность. Это еще и новое прочтение эротической темы.

Но ведь обнажённая натура, возразите вы, — это основа основ изобразительных искусств со времён античности, а доскональное знание человеческой анатомии и перспективная передача ракурсов и движения — заслуга эпохи Возрождения. Верно! Что же нового привнесло в тему «ню» рококо?

Ответ очевиден: отчетливый вкус сладострастия. Например, эту картину Франсуа Буше один из критиков назвал «самым долгим поцелуем в истории западноевропейской живописи»:


Франсуа Буше. Геркулес и Омфала
1731, 74×90 см

Интересно, что родоначальник французского рококо Антуан Ватто своих эротических работ стеснялся, а некоторые после своей смерти даже завещал сжечь. Но его картина «Туалет», тем не менее, положила начало «будуарному жанру». Уже у Буше и Фрагонара нагота не нуждается в «оправдании античностью», а приобретает современное звучание и беззастенчиво эротическую подоплёку.


Антуан Ватто. Туалет.
1717. Лондон, Собрание Уоллес.


Жан Оноре Фрагонар. Девочка в постели, играющая с собачкой
1765. Мюнхен, Старая пинакотека.


Франсуа Буше. Темноволосая одалиска
1745, 53×64 см

«Его картины не лишены сладострастия, — с иронией писал о разнузданном эротизме Буше его самый злой критик Дени Дидро. — Голые ноги, бедра, груди, ягодицы. Они интересны мне в силу моей порочности, а вовсе не благодаря таланту художника».

Рококо: шпаргалка

Художники стиля рококо

Антуан Ватто, Франсуа Буше, Жан-Оноре Фрагонар, Иван Аргунов, Никола Ланкре, Жан-Марк Натье, Шарль-Андре ван Лоо, Элизабет Виже-Лебрен, Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Джованни Баттиста Тьеполо, Пьетро Лонги, Бернардо Беллотто, Аделаида Лабий-Гийар

Знаковые картины стиля рококо

Антуан Ватто. Отплытие на остров Цитеру. Полотно, изображающее, как искатели амурных приключений массово отчаливают в направлении острова любви. Французские академики придумали под эту картину Ватто отдельный, новый жанр — «галантное празднество». Собственно, этим определением можно обозначить и весь образ жизни в стиле рококо.

Франсуа Буше. Портрет мадам де Помпадур. Маленькая аккуратная головка вместо массивных париков эпохи барокко, «кукольные» кисти и ступни, резкий контраст между узким лифом и широчайшей юбкой. Фаворитка Луи XV была главным трендсеттером своей эпохи, популяризатором рококо и одновременно его модной иконой. По этой картине с успехом можно изучать рокайльный интерьер. А стиль рококо иначе будут называть «стилем Помпадур».


Антуан Ватто. Отплытие на остров Цитеру
1717, 194×129 см


Франсуа Буше. Портрет мадам де Помпадур
1756, 157×201 см

Вы профан, если:

— До сих пор путаете рококо и барокко только потому, что обоим стилям свойственны пышность и богатство декора.

Главное различие между рококо и барокко в идеологии, а не в эстетике: барокко — искусство в своем истоке религиозное, рококо — сугубо светское. Барокко со страстью и серьёзностью утверждает религиозные догмы «правильной веры». Рококо чуждо как серьёзности, так и подлинной страсти.

Вы эксперт, если:

— Легко вычленяете глазами в переплетениях декоративных орнаментов очертания раковин и рокайльные S-образные завитки.

— Отличаете колорит Ватто от «жемчужной гармонии» его последователя Буше.

— Знаете, что стиль «шинуазри» (в дословном переводе с французского — китайщина) со всеми веерами, пагодами, ширмами и китайскими зонтиками — это ответвление стиля рококо.


Франсуа Буше. Китайский сад
1742, 40×48 см

Автор Анна Вчерашняя
Источник — Артхив


Прекрасная Дама эпохи Рококо / Разное. Интересное / Бэйбики. Куклы фото. Одежда для кукол

Дорогие мои Бейбиковцы, в первой части моего топика мы перенесемся во Францию 18 века, в «галантный век» короля Людовика XV и великолепной Марии Антуанетты.
Это время расцвета самого женственного стиля в истории, который назывался «Рококо». Итак вперед мои друзья, в блистательный XVIII век, «век, когда правили женщины», как сказал А.С. Пушкин.

… Иллюстрации не претендуют на историческую достоверность 🙂

Начало этого стиля приходится на период 1715-1723 гг. — время правления регента Филиппа Орлеанского, и достигает расцвета в эпоху короля Людовика XV. Людовик (впрочем, как и многие его предшественники) мало интересовался государственными делами, все свое время посвящая охоте, бесконечным балам и другим развлечениям.


Так, беспечно резвясь, развлекаясь и «прожигая жизнь», Людовик XV придумал знаменитое изречение “После нас хоть потоп”. Что ж, король, как говорится, «как в воду глядел» — после смерти Людовика XV, в 1789 г., разразилась Великая Французская революция, и королевская власть во Франции была уничтожена.

Огромное влияние на всю жизнь государства в царствование Людовика XV оказывали его фаворитки. От их капризов и интриг зависела вся политика короля. Наибольшее влияние на короля оказывала знаменитая маркиза де Помпадур, чьи портреты вы видите ниже.


Говорят, что на прихоти фавориток уходило более половины государственного бюджета! Некоторые исследователи вообще этот период называют «веком женщин» — так велико было их воздействие на все стороны жизни государства. И, конечно, они оказывали самое непосредственное влияние на развитие моды и стиля.


В эту эпоху, прежде всего, изменился сам стиль жизни, главенствующие тенденции в обществе. Прочь грубость, вульгарность — но вместе с тем и простоту, естественность! В моде хрупкая жеманница, неземное томное романтическое существо. Идеалом женщины в этот период является стройная и хрупкая жеманница с осиной талией, узкими бёдрами, хрупкими плечами. Такой силуэт оставался модным на протяжении всей эпохи рококо



Стиль рококо отличался причудливой асимметрией и изяществом форм. 18 век — это время, когда аристократия замыкается в своем уютном мирке, проводя жизнь в бесчисленных празднествах, балах, маскарадах, охотах, пикниках и любовных приключениях.В светских салонах господствовали женщины. Желание нравиться преобладало надо всем и вызывало к жизни одежду, подчеркивающую чувственные формы тела. Все, абсолютно все хотели быть молодыми (вечно молодыми): чтобы скрыть возраст, волосы покрывали слоем пудры, скрывающей седину, щеки сильно румянили.


Движения, походку вырабатывали с учителями «хороших манер», даже сидя за столом, ноги вставляли в специальные колодки, приучая их к «третьей позиции». «Хороший тон» являлся последней преградой, при помощи которой аристократия пыталась отмежеваться от набиравшей силу буржуазии.


Недаром XVIII в. называли «галантным веком», веком пудры, кружев, менуэта, веком женственного мужчины.Аристократические костюмы сверкали золотом и драгоценными камнями. Официальная одежда, служебная, салонная и даже домашняя были одинаково великолепны. Даже вместо пуговиц носили драгоценности. А граф д’Артуа, будущий король Карл X, в качестве пуговиц использовал маленькие часики в драгоценной оправе. Парадные платья, даже самые дорогие, надевали лишь по одному разу.

В одеждах преобладали нежные тона, а растительные узоры выглядели особенно натуралистично. Это время, когда придворные острословы изощряются в фривольности: модные ткани нежно-зеленного и нежно-желтого цветов получают почти неприличные игривые названия — «испачканный навозом», «кака дофина» (дофин — наследник престола) и т.д.грациозность и легкость отличают силуэт женского костюма того времени: узкие плечи, чрезвычайно тонкая талия, высоко приподнятая грудь, округлая линия бедер.

Опять в моде платья на железных обручах, юбки стали шире и приобрели куполообразную форму. Во второй половине столетия юбка сильно расширяется в стороны, ее круглая форма превращается в овальную (растянутую в боках и сплюснутую спереди и сзади). Бока юбки так вытянуты, что кавалер не мог идти с дамой рядом, а шел несколько впереди, ведя ее за руку.


Костюм завершался прелестной женской головкой со значительно уменьшившейся в размерах гладкой прической. Но уже во второй половине XVIII в. прическа снова «вырастает» вверх, иногда на высоту до 60 сантиметров. Причем это происходит чуть ли не пропорционально тому, как все больше и больше расширяется юбка на бедрах. Знаменитые парикмахеры (легендарный Дажé — личный куафер маркизы де Помпадур — всевластной фаворитки Людовика XV, блистательный Леонар Боляр — придворный парикмахер Марии-Антуанетты) вместе с модистками создают на головах своих высокородных клиенток натюрморты из цветов, лент, декоративных шпилек и перьев; тюрбановидные чепцы, украшенные полумесяцем; даже целые корабли с поднятыми парусами; ветряные мельницы, мосты и многое другое, вплоть до садовой архитектуры. Иногда на голове была масса драгоценностей, которые превосходили вес самой головы.


Чаще всего платье выполнялось цельнокроеным. Корсетный лиф плотно облегал фигуру спереди, а на спинке масса ткани свободно ниспадала широкими складками, переходящими в длинный шлейф. Декольте чаще всего делалось очень низким, сильно открывавшим грудь и шею. Юбка на каркасе, выполнялась почти без складок. Рукава, узкие вверху и расширенные книзу, завершались пышными широкими кружевами в несколько рядов. Многие костюмы эпохи Рококо нашли свое отражение в творчестве знаменитого художника Антуана Ватто, и этот особый крой спинки платья даже стал называться «складки Ватто», такие же как и на платье моей кукле Мишель.


В эпоху Рококо за счет более пышных юбок объем женского костюма в целом увеличился, что сказалось на декоре используемых тканей. Стали широко использовать ткани с крупным рисунком, появились также ткани в полоску. И, конечно же, глобальные тенденции в развитии стиля рококо привели к общему усложнению декоративности. В эту эпоху основным трендом в моде является украшательство. Платья в изобилии отделываются гирляндами, пуфами, кружевом.

Повсеместно принято ношение корсета. Это делает талию все более тонкой – франтихи эпохи Рококо наследуют моду, принятую еще при Екатерине Медичи, которая, как известно, затягивала корсет до буквально «осиной» талии (33 см). Корсет также сильно приподнимает грудь и почти что обнажает ее, поэтому декольте принято прикрывать тонкой полупрозрачной косынкой.


С одной стороны, контраст между тонкой, изящной талией и необъятным кринолином на каркасе панье дает модницам возможность получить чрезвычайно сексуальную и привлекательную фигуру. С другой – ношение жестокого, чрезвычайно плотно затянутого корсета приводит к тому, что женщина может упасть в обморок при малейшем волнении или ускорении шага.


Помимо, так сказать, основного туалета, XVIII в. принес большое количество мелких дополнений к одежде: сумочки для косметики, называемые по имени фаворитки короля – «помпадур», перчатки, муфты, веер. Туфли того времени – маленькие и изящные, имеющие глубокий вырез и довольно высокий каблук. Также носили и довольно низкие шелковые туфли, с богатой вышивкой, украшенные драгоценными камнями, пряжками и лентами.




Одежда эпохи Рококо достаточно откровенно демонстрировала обнаженное тело. Поэтому нижнему белью, которое теперь стало почти что произведением искусства, также уделялось большое внимание. Оно изготавливалось из шелка и украшалось кружевной отделкой, богатой вышивкой, серебром и золотом.


Стиль Рококо – это типичная придворная мода, которая быстро распространилась на всю аристократическую Европу. В это время все шире распространялись и первые модные журналы, которые способствовали стремительному распространению новинок моды в европейских столицах.




А здесь продолжение моего топика, рассказ о кукле Мишель Баркер

Стиль рококо в интерьере 👑 60+ лучших идей дизайна (Фото 2019)

Интерьер в пастельных тонах

Со стилем рококо ассоциируется роскошь, утонченность, помпезность. Оформление комнаты или всего дома в этом направлении задача нелегкая, но вполне доступная для реализации. Конечно, в современных реалиях в чистом виде рококо не встречается, по крайней мере, в квартирах и частных домах, которые возведены в XXI веке.

Содержание:

Ванная комната с цветочными обоями

Характерные признаки

У данного стиля, который возник еще в XVIII веке, есть ряд характерных черт. Среди них особенно выделяются следующие:

  1. Цветовая палитра – преимущественно комбинации пастельных оттенков и белого, обязательно наличие позолоты.
  2. Везде, где это возможно, есть лепнина: на стенах, потолке, оконных рамах, дверных проемах.
  3. Используется многослойный текстиль.
  4. Каждый сантиметр пространства оформлен с высоким декоративным смыслом. Это касается мебели, текстиля. Используются рисунки, мозаика, позолота, лепнина, вышивка.
  5. В таких интерьерах must-have – это мебель ручной работы. Она отделана резьбой, инкрустацией. В качестве обивки используются шелковые ткани с тематическими узорами.
  6. Предметы интерьера располагаются равномерно по комнате, в помещении не должно быть одной точки с высокой концентрацией вещей, иначе это будет выглядеть как музей.

Просторная гостиная в стиле рококо

Важно! Во времена своего зарождения и активного развития в стиле рококо создавались общественные помещения и частные дома.

Оформление стен

Стены в стиле рококо – это не просто ограниченное пространство комнаты, а настоящий холст для воплощения таланта. Их активно украшают лепниной, картинами, росписью, другим декором, что соответствует стилистике. Стены условно разделяют на отдельные сегменты и вносят в них уникальные декоративные элементы.

Важно! В современном рококо оптимально оклеивать стены бумажными обоями с такими характерными для стиля узорами, как ракушка, картуш, ангелы, цветочные мотивы.

Библиотека с рельефными украшениями на высоком потолке

Приемы, которые можно использовать:
  1. На этапе проектирования запланировать размещение лепнины и другого декора.
  2. Вместо обоев наносить на стены матовую краску пастельного цвета.
  3. Оригинальные шелковые панели успешно заменяются велюровыми обоям. При их подборе следует искать мотивы с королевскими лилиями или другим растительными орнаментами.
  4. Тяжелый гипс для лепнины успешно можно заменить полиуретановыми элементами. Такие проще в монтаже, доступнее по цене, прочнее.
  5. Ручную роспись удачно имитируют наклейки, декупаж, фотообои.

Потолок

Потолок в стиле рококо не такой простой, как в современных интерьерах. Как и все остальное помещение, он оформляется роскошно и богато. Используются следующие приемы:

  1. Если потолок низкий, его следует окрасить в белый или бежевый цвет. По периметру пустить карниз, который в нескольких местах прерывается узорами. По центру обязательно размещается розетка под хрустальную люстру, рассчитанную на много лампочек.
  2. Потолок можно поделить на секции и каждую из них украсить отдельными декоративными мотивами. Лепнину можно оставить белой или окрасить золотой краской.
  3. Имея такую роскошь, как высокий полукруглый потолок, его можно украсить многоцветными картинами с изображением ангелов. Лепнину следует размещать так, чтобы с потолка она плавно перемещалась на стены.

Потолок – настоящее произведение искусства

Важно! Чем разнообразнее будет лепнина и декоративные элементы, тем лучше. Важное условие: они должны соответствовать стилистике рококо.

Потолок, разделенный на секции, смотрится очень эффектно

Пол в стиле рококо

Пол, как и стены и потолок, имеет огромное значение в поддержании направления, правда, его декор более сдержанный. Для отделки следует использовать:

Замечательная атмосфера для дневного чаепития

Совет! Для пола очень важно использовать такое покрытие, которое имело бы глянцевый блеск, придающий помещению торжественность. Допускается использование ковров, на них непременно должны быть декоративные рисунки.

Мебель, текстиль, освещение

Мебель – это отдельный разговор, ведь если указанные выше элементы зачастую реализовать не так просто, то предметы интерьера в виде диванчиков, табуретов и стульев с высокими спинками – обязательный атрибут.

Изысканная мебель с элементами ручной работы

Мебель для стиля рококо – красивая и удобная, изначально она была в основном ручной работы. Отличительные черты всех предметов:

  1. Изогнутые ножки.
  2. Обивка из шелка, атласа.
  3. Есть восточные орнаменты, золочение.
  4. Примечательный момент – художественная резьба.
  5. Изготавливается из массива древесины, в основном из липы или ореха.

Обеденная зона для большой компании

Текстиль – один из важных элементов рококо. В нем обязательно должна быть форма, объем, узорчатость и, конечно, много ткани. Окна оформляются многослойными ламбрекенами.

Совет! Для кровати подберите стеганое одеяло, украшенное вышивкой и бахромой.

Важно! Для обеденной зоны необходима скатерть, а обивка стульев подбирается ей в тон.

Так как помещение в данном стиле следует оформлять с достаточно высокими потолками, следует использовать большую подвесную люстру, минимально в ней должны быть 7-12 рожков. По форме они напоминают подсвечники, а лампы, соответственно, в виде свечек.

Крупная люстра с искусственными свечами подчеркивает стилистику рококо

Совет! Если помещение очень большое, стоит использовать две или более одинаковые люстры, размещенные симметрично. Другие осветительные приборы, которые можно использовать, – торшеры и бра. В дополнение можно применять настоящие свечи в бронзовых подсвечниках.

Рококо – нетипичный для современных квартир и домов стиль. Он требует использования множества дорогих элементов, что может быть непозволительной для бюджета роскошью. Однако, кто сказал, что именно для вас это не станет самым правильным и элегантным решением? Потому — дерзайте!

Стиль рококо в интерьере — характерные черты рококо (+фото)

Игривость и легкость пространства, оформленного в стиле рококо, несомненно, придется по вкусу утонченным чувственным натурам, ценящим собственный комфорт и умеющим получать радость и удовольствие от жизни.

Исторические сведения

Изящность рококоИзящность рококо

Столовый гарнитурСтоловый гарнитур

Декоративный стиль рококо явился на свет во Франции в далекие времена правления короля Людовика XV (1715 – 1723гг). Достигнув своего апогея, данное дизайнерское направление достаточно быстро распространилось в остальных странах Европы. Утонченный, изысканный и прелестный стиль рококо в интерьере знатных домов беспечно царствовал практически до конца XVIII столетия. Его появление было своеобразной ответной реакцией на излишнюю вычурность и парадность популярного тогда стиля барокко. Для описываемой исторической эпохи ключевым было слово «изящный», которое довольно точно характеризует вошедший в моду стиль рококо.

Грациозный стиль рококо с самого начала не задумывался создателями как фундаментальный архитектурный. Он был сразу же ориентирован на создание уютных домашних интерьеров с некоторой долей интимности, кокетства и легкости. Вдохновителем данного стиля считается итальянец Жан-Луи-Эрнест Месонье́, поскольку именно в его произведениях впервые были отражены ассиметричные формы, включая необычные контуры причудливо изогнутой морской раковины. Поэтому-то название стиля и происходит от французского слова «rocaille», что означает «декоративная раковина».

Модная китайщина

Рококо в интерьерахРококо в интерьерах

В те годы чрезвычайно модной была экзотическая «ветвь» стиля рококо шинуазери (китайщина). В интерьерах всех богатых домов европейской знати обязательно присутствовали средневековые китайские мотивы, стилизация и приемы декорирования. Особой популярностью пользовались расписные передвижные ширмы, благодаря присутствию которых можно было с легкостью визуально изменять пространство. Изысканные орхидеи и золотые аквариумные рыбки в минуты приятного отдыха доставляли удовольствие всем присутствующим в комнате. Украшением домов была лакированная изящная мебель, изготовленная искусными китайскими мастерами. Столы на праздничные обеды сервировались красивейшими столовыми сервизами из тончайшего китайского фарфора. Модным считалось наличие в доме гобеленов, выполненных в пастельных тонах, на которых изображались китайские императоры, воины, танцовщицы или наложницы, а также сюжеты из китайской жизни, пагоды и цветы.

Особенности оформления комнат

Интерьер в стиле рококоИнтерьер в стиле рококо

Несомненно, рококо – это роскошный, элитный стиль, и обычная квартира в многоэтажке вряд ли для него подойдет. Зато интерьеру рококо самое место царствовать в просторном загородном коттедже с комнатами, в которых имеются высокие потолки и большие окна.

  1. Основным приемом оформления залы или гостиной в стиле рококо является закругление стен с последующим украшением их тканевыми обоями (в оригинале — шелком), резными панелями, позолоченным орнаментом и многочисленными зеркалами, благодаря которым зримо расширяется пространство.
  2. Полы в комнатах могут быть деревянными, мраморными либо керамическими с изогнутыми по профилю плинтусами любой высоты.
  3. Главным элементом гостиной в стиле рококо по праву является небольшой камин, покрытый плиткой из мрамора, неизменным украшением которого должны быть фарфоровые статуэтки, бронзовые канделябры и часы. Над камином чаще всего вешается зеркало в роскошной золоченной или бронзовой раме.
  4. Что касается основного искусственного освещения комнаты, то для стиля рококо характерно наличие изящной люстры с лампочками в виде свечек и хрустальными подвесками. А на стенах чудесно будут смотреться бра, внешне напоминающие морскую раковину или чашу. Стиль рококо также хорошо подчеркивают расставленные по всем комнатам позолоченные или бронзовые подсвечники и канделябры со свечами.
  5. При оформлении будуаров характерным является создание атмосферы интимности, поэтому комнату делают небольшого размера с невысоким потолком в нежных пастельных тонах. Популярными цветовыми решениями при оформлении интерьера будуара считаются сочетания жемчужного белого цвета с розовым, голубым, кремовым или нежно-зеленым оттенком. Также в ее отделке обязательно должно присутствовать золото. Как правило, в будуарах прослеживается в некоторой степени перенасыщенность различными предметами.

Мебель в стиле рококо

Диван с золотой резьбойДиван с золотой резьбой

Важной чертой в формах мебели эпохи Людовика XV является полный отказ от прямых линий. В ней как бы отражается устремление к растворению отдельных деталей в едином ансамбле всех имеющихся в комнате предметов.

При декорировании мебели резьба занимает достаточно скромное место, уступая лидерство бронзовым накладкам, которыми совершенно без особых усилий можно украсить предварительно отшлифованные поверхности. Поверхности мебели вначале обрабатываются цветными лаками, после чего декорируются бронзовыми накладками и резьбой с позолотой.

Для стиля рококо характерной мебелью считаются комоды и секретеры. Поэтому в кабинете желательно наличие секретера, который по своей сути является комбинацией письменного стола с комодом, в котором имеется множество небольших потайных ящичков.

Рококо-интерьер дополнительно украшают и сугубо женские предметы такие, как секретер на высоких резных ножках, картоньерка (шкафчик, предназначенный для хранения бумаг), всевозможные пуфы и тумбочки, небольшие декоративные туалетные столики с зеркалом.

Комфорта интерьеру добавляет наличие в комнате бежера (фр. bergere – глубокого мягкого кресла на изогнутых ножках) и канапе (широкого кресла, похожего на диванчик с высоким изголовьем).

При выборе мебели следует учитывать, чтобы помимо своей изысканности и изящества она была приятной на ощупь и могла усладить человека, доставив удовольствие его телу в минуты расслабления и отдыха.

Создавая интерьер рококо, помните, что он нацелен на обеспечение удобства жизненного уклада хозяев дома, поэтому любые мелочи жизни играют важную роль, практически все вещи и предметы должны создавать ощущение комфорта.

Видео

Обзор стиля рококо вы можете увидеть в следующем видеоролике:

Фото

Зеркало в будуареЗеркало в будуаре

Спальня рококоСпальня рококо

Отличительные черты рококоОтличительные черты рококо

Мебель в стиле рококо

Грациозный стильГрациозный стиль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *