Романский стиль — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь
Дворец Карла Великого
Огромный дворец в столице Карла Великого в Аахене (Aix-la-Chapelle) — типичный образец романского стиля. От него сохранилась только часовня — центрическая восьмиугольная в плане постройка, увенчанная восьмилотковым сводом с двумя ярусами галерей. Полукруглые арки и цилиндрические своды напоминают о строительных технологиях Древнего Рима. Сейчас здание «встроено» в более позднее сооружение, но интерьер сохранился почти в первозданном виде.
Элемент, наиболее часто отождествляемый с романским стилем, — полукруглая арка. Это была самая передовая конструкция, основной элемент римской архитектуры, который снова стали использовать в каменном строительстве. Дерево использовалось для бытовых построек и чаще всего для крыш и потолков каменных зданий. Каменный свод представлял собой простой цилиндрический свод полукруглой формы. Со временем появился крестовый, но опять-таки полукруглый, свод.
Цилиндрические своды часто использовались, когда нужно было перекрыть неф в церкви. В толстых стенах, которые поддерживали тяжелые своды, трудно было проделать окна, поэтому интерьеры были темными. Иногда неф делился на несколько частей поперек, каждая из которых перекрывалась своим сводом, или же возводилась крыша из дерева, которая была недолговечной. В церкви Сен Филибер (960-1120 гг.) в Турню (Франция) центральный неф выше боковых нефов с крестовыми сводами. Центральный неф перекрыт поперечными цилиндрическими сводами, благодаря чему можно было сделать окна вверху. Поперечные своды разрушают единство центрального нефа, поэтому этот эксперимент никогда не был повторен снова. Кроме того, в церкви Сен Филибер нартекс имеет два яруса, напоминая немецкий вестверк. Апсида с венцом капелл впоследствии станет характерным элементом французского храмового зодчества.
Крепости и замки
В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, они пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда происходит термин «романский» — римский. Это же название распространилось и на языки некоторых европейских народов, которые произошли от латинского языка. В романском стиле доминирующую роль играла архитектура. Как бы отвечая взглядам отцов церкви — противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. Все было подчинено суровой действительности. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом). Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной, частоколом и рвом.
Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты. Поскольку главной заботой были крепость и солидность здания, архитектура их не отличалась особым изяществом и вкусом. Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами; иногда башни делались четырехугольными и к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер — вышка, с которой открывается вид на окрестности, или название некоторых дворцовых построек). Башни составляли неотъемлемую принадлежность всякого замка и были особым знаком дворянства. Ж. Ж. Руа в своей «Истории рыцарства» отмечает, что когда хотели подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня».
Главная башня обычно имела несколько этажей, и ее легко было защищать с верхних этажей и крыши. Зубчатые галереи соединяли башни замка между собой; они были с разнообразными окнами. По их амбразурам можно было судить о толщине стен и парапета. Окна были не только круглые и четырехугольные, но и принимавшие форму глаз, ушей или трилистника. Ставни же делались из холста. Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. В замках все внушало страх. Не случайно о них сложилось множество легенд. Руа отмечает, что замки наводят на мысль, что людям этой поры нравилось все массивное и громадное; что у них не было ни малейшего вкуса к изящному.
Некоторые из первых замков, т.н. жилые башни (донжоны), представляли собой башни с комнатами, расположенными друг над другом. По мере того как совершенствовалась техника атаки, начали сооружать защитные башни, расположенные по всему периметру, несколько рядов стен и ворота с подъемными мостами. Увеличивалась численность гарнизона замка, улучшались жилищные условия. Однако, многие залы и покои в настоящее время кажутся крайне скудно обставленными. На то были свои причины. Обширные владения феодалов требовали постоянного наблюдения, которое включало в себя не только управление делами, но военные действия. Поэтому феодал имел лишь самое необходимое для жизни и то, что легко поддавалось транспортировке. Нехитрый их скарб состоял из мебели, драпировок, посуды, провизии и прочих необходимых вещей, часто перевозимых с места на место. По прибытии в замок все это размещалось сообразно потребности. Полноценно обставленными или декорированными средневековые интерьеры назвать нельзя.
Комнаты в замке были так же просто обставлены, как и комнаты в домах простых людей. Главный зал служил жилым помещением и столовой владельцу замка, его семье, слугам и солдатам. Служебные помещения, дополнительные комнаты и другие удобства появлялись постепенно, по мере того, как жизнь средневекового общества становилась более оседлой и размеренной.
Поскольку замки обычно возводились из камня (хотя полы и крыши были деревянными), некоторые из них уцелели до наших дней или были восстановлены, поэтому мы знаем, что представляли собой интерьеры замков. Феодал часто владел несколькими замками. Феодалы периодически посещали свои замки, чтобы устроить аудиенцию, уладить споры и просто показаться своим подданным. Семья феодала и солдаты гарнизона постоянно переезжали, всякий раз приходилось заново налаживать домашнее хозяйство.
Мебель и другие предметы были складными, опять же для того чтобы при необходимости они могли путешествовать вместе со своими хозяевами. Стены помещений покрывались светлой темперной краской или побелкой (разведенным в воде толченым мелом). Последний слой краски иногда дополнялся тонкими красными линиями, изображающими кирпичную кладку. Довольно часто применялась так называемая белая штукатурка, изготовленная из извести, песка и щетины. В некоторых случаях, когда требовалась особо изысканная текстура, в смесь добавлялся жженый гипс. Такая штукатурка называлась парижской или французской (franco plastro).
Полы были каменными или деревянными и не покрывались коврами, перекрытия из дерева, окна были маленькими и узкими и не имели стекол, поэтому не защищали от непогоды. В центре зала был очаг, дым выходил через отверстие в крыше. Камин и дымоход появились гораздо позднее. В одном конце комнаты на специальном возвышении устанавливался стол, за которым восседали члены семьи феодала и его благородные гости. В центре зала положенные на козлы доски служили обеденными и сервировочными столами. Сидели на скамьях или стульях, кресло стояло на почетном месте во главе стола и предназначалось для хозяина замка. В ночное время источником света был очаг и факелы.
Большое распространение в те времена получила настенная роспись, изображавшая батальные или придворные сцены и геральдические знаки. Помимо этого, плоскости украшались растительными орнаментами или имитациями драпировок. Реальные драпировки — шпалеры — развешивались рядами по каменным стенам или в арочных проемах. Шпалеры служили для утепления и украшения помещений и обыгрывали те же сюжеты, что и настенные росписи.
Значительную роль в убранстве залов играли охотничьи трофеи, не говоря уж о доспехах, оружии, боевых знаменах и геральдических щитах, призванных демонстрировать воинскую доблесть хозяина замка. Доспехи, надо сказать, не всегда выставлялись напоказ. Порой они убирались в своеобразные «шифоньеры» — нечто вроде вертикальных сундуков, украшенных резьбой или геометрическими орнаментами.
В Англии зал в замке Хендингхем ( ок. 1140 г.) в Эсексе имеет два этажа: двери, окна и балконы украшены норманнскими арками. Единственное украшение- орнамент на сводах арок.
Огромная арка посредине главного зала поддерживают: деревянные перекрытия, на которые опираются поперечные брусья меньшего размера. Полукруглые арки свидетельствуют о том, что здание построено в норманнском (романском) стиле; единственное украшение – орнамент на сводах арок. Мебель и другие предметы обстановки не являются подлинными, но подобные вещи вполне могли украшать зал в Средние века.
Но со временем стиль жизни средневекового замка менялся. Период постоянных сражений уступил место обустройству завоеванного пространства. И хотя говорить о полном затишье было бы безосновательно, тем не менее в XIII веке в странах Европы уже началась эпоха стабильного культурного развития. Что и позволило постепенно сформироваться стилю, который мы называем готикой.
Дома
Крестьяне жили в деревянных домах с двухскатной крышей, где была всего одна комната. С течением времени крестьяне стали перебираться в город под защиту крепостных стен и ворот. В городском доме было несколько комнат, располагавшихся на разных этажах. Такие дома жались друг к другу на узких улицах, поскольку всем хотелось жить в пределах городских стен. Если в качестве строительного материала использовалось дерево, верхние этажи домов часто нависали над улицей, это делалось для того, чтобы увеличить площадь жилища.
Прекрасный пример городской архитектуры этого периода — дома, построенные в XII веке во французском городке Клюни. Все дома имеют смежные боковые стены (это дома т.н. строчечной застройки) и полностью занимают отведенные под их строительство участки земли. Маленький внутренний дворик рядом с уборной обеспечивает доступ света и воздуха в заднюю комнату. Комната, расположенная на первом этаже в передней части дома, имеет выход на улицу; обычно здесь размещался магазин, мастерская или склад. Узкая лестница ведет на верхний этаж в просторную комнату, выполнявшую сразу несколько функций. В небольших помещениях по другую сторону внутреннего дворика размещались кухня и спальня. Над вторым этажом дома находился чердак или мансарда, занимаемая детьми, слугами или работниками, или отведенная под склад. Воду брали из колодца во внутреннем дворе.
Интерьер городского дома практически ничем не отличался от интерьера деревенского фахверкового дома. Фахверковый дом возводится из тяжелых деревянных брусьев, пространство между которыми заполняется штукатуркой и бутом. Для раннего средневековья не характерны обшитые деревом или оштукатуренные стены. Воду набирали из общественных колодцев или фонтанов. Сточные воды и нечистоты стекали в открытые канавы, которые делали санитарную обстановку в городе ужасной. Продолжительность жизни была маленькой (в среднем двадцать девять лет), эпидемии были обычным явлением.
Мебель
Универсальную роль выполнял сундук. Он был одновременно и емкостью для хранения и стулом, если сверху на него клали подушку. После того как люди научились красить ткани, чистые, яркие цвета стали использовать для одежды, покрывал, скатертей, гобеленов и портьерах. На окнах нет занавесок. Полог над кроватью создавал некую интимную зону, отделяя ее от остального помещения и защищая от сквозняков. Полог делали из ткани и крепили при помощи матерчатых петель или металлических колец, которые нанизывались на стержни. Даже такие скромные удобства были доступны только аристократам. В домах простых людей были голые стены, деревянные скамьи, доски, положенные на козлы, вместо столов, ломти хлеба вместо тарелок и глиняные кружки или кувшины для питья или хранения жидкостей. Церкви и дома состоятельных людей освещались свечами. Свечи обычно делались из сала; свечи из пчелиного воска были очень дорогими. Фитиль для ламп делали из веревки, его погружали в сосуд с рыбьим или растительным жиром.
В конце IV столетия после разделения Римской империи и переноса императором Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в политической, экономической и общественной жизни переходит в восточную часть. С этого времени начинается эпоха византийского государства, центром которого стала его новая столица — Константинополь. История архитектуры Византии делится на три периода: ранневизантийский (V — VIII .вв.), средневизантийский (VIII — XIII вв.) и поздневизантийский (XIII — XV вв.). Временем высшего расцвета был первый период, особенно время царствования Юстиниана (20 — 60 гг. VI в.), когда Византия превратилась в могущественную державу, покорившую помимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного Средиземноморья, Италии и Адриатики.
Романский стиль в архитектуре — презентация онлайн
1. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ
2. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Эпоха, наступившая после 476 года, времени падения Римскойимперии, называется эпохой средневековья . Она продолжалась более
тысячи лет. Эта эпоха была начата с разрушения варварами античной
культуры. И потребовались столетия, прежде чем европейская
культура смогла преодолеть упадок, наступивший после краха
античного мира. В X веке в Западной Европе сложился большой стиль
в искусстве, который был назван романским.

полное междуусобных войн, Западная Европа распалась на множество
мелких феодальных государств. На землях бывшего Франкского
государства стали складываться три новых нации — французы, немцы
и итальянцы. Городов было мало, ремесло и торговля находились на
низком уровне. Все необходимое изготовлялось на месте — в
феодальном замке или деревенском доме. В западной Европе была одна
римским. Поэтому самыми большими и красивыми сооружениями
романской эпохи были церкви и монастыри. Почти все романское
искусство связано с христианской церковью, потому что других
заказчиков, богатых и образованных, в Европе просто не было.
Главная роль в
романском стиле
отводилась суровой
крепостной
архитектуре:
монастырским
комплексам, храмам,
замкам. Основными
постройками в этот
период становятся
храм-крепость и
замок-крепость
5.

историками искусства, в первую очередь — для
романской архитектуры, которая не только сохранила
многие основные черты римского архитектурного
стиля — круглые аркии, а также бочкообразные
своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но
также создала множество новых и весьма различных
деталей. Для романских построек характерно сочетание
ясного архитектурного силуэта и лаконичностии
наружной отделки — здание гармонично вписывалось в
окружающую природу, и поэтому выглядело особенно
прочным и основательным. Этому способствовали
массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчатоуглублёнными порталами. Такие стены несли в себе
оборонительное назначение.
Черты римского
архитектурного стиля
— круглые арки, а
также бочкообразные
своды, апсиды
и аканты, орнаменты
в виде листьев
Для романских
построек
характерно
сочетание ясного
архитектурного
силуэта
и лаконичности нар
ужной отделки
Главным элементом композиции монастыря или замка
становится башня — донжон.

остальные
составленные
из
простых
геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
В основе плана —
раннехристианская базил
ика, то есть продольная
организация
пространства
Термин
базилика принято
понимать как тип строения
прямоугольной формы, которое
состоит из нечётного числа (1, 3
или
5)
различных
по
высоте
нефов.
Неф,
или кора́бль — вытянутое
помещение, часть интерьера,
ограниченное с одной или с
обеих продольных сторон рядом
колонн
или
столбов,
отделяющих его от соседних
нефов.
Устройство
трёхнефного
романского храма.
Средний неф
выделен высотой
11. Особенности архитектуры романского собора
В основе плана — раннехристианская базилика, тоесть продольная организация пространства
Увеличение хора или восточной алтарной части
храма
Увеличение высоты храма
Замена в крупнейших соборах кессонного
(кассетного) потолка каменными
сводами.

крестовые, часто цилиндрические, плоские по
балкам (характерно для итальянской Романской
архитектуры).
Тяжёлые своды требовали мощных стен и колонн.
Основной мотив интерьера — полуциркульные арки
Ответы на вопрос «18. Архитектура Средневековья. Романский стиль»
Романский стиль Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.
Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комон, установивший связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление.
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
Особенности архитектуры романского собора:
§ В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства
§ Увеличение хора или восточной алтарной части храма
§ Увеличение высоты храма
§ Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).
§ Тяжелые своды требовали мощные стены и колонны
§ Основной мотив интерьера — полуциркульные арки
§ Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.
Романский стиль объединяет множество творений средневекового искусства десятого – двенадцатого столетий (некоторые историки и культурологи считают, что романский стиль стал развиваться ещё в шестом веке). Романский стиль был наиболее распространён в странах Западной Европы, однако романский стиль всё же называют общеевропейским, поскольку отдельные творения, выдержанные в романском стиле, есть и на востоке Европы. Романский стиль был назван именно так, потому что стиль впитал в себя многие черты искусства Римской Империи. Особенно повлияли на средневековую романскую архитектуру идеи Аврелия Августина.
Архитектура стала той областью, в которой романский стиль нашёл своё максимальное выражение. Впервые романский стиль назвали так в девятнадцатом веке, ввиду того, что архитектура Средневековья напоминала архитектуру Древнего Рима. Европейская архитектура Средневековья от архитектуры Древнего Рима, прежде всего, взяла полуциркульные арки и своды, а также общую концепцию зодчества.
Средневековье – мрачный период истории, и архитектура, которую определял романский стиль, полностью отвечала вызовам того времени. Поскольку религия в средневековье была основополагающим фактором практически в каждой сфере человеческой жизнедеятельности, архитектура Средневековья (романский стиль) наиболее ярко выражалась в культовых сооружениях. Соответственно романский стиль (романская архитектура) ярче всего выразился именно в храмах и монастырях. Хотя архитектуру большинства средневековых замков также определял романский стиль.
Христианская церковь проповедовала аскетический образ жизни, за который человек, по мнению теологов того времени, с лихвой получит вознаграждение уже в загробной жизни. Романский стиль (романская архитектура) соответствует принципу средневекового аскетизма. Архитектура романского стиля не предполагает излишеств. Массивные каменные сооружения с маленькими оконцами и возвышающимися над строением башнями – это романский стиль, это средневековая архитектура. Кроме соответствия принципу аскезы, такая архитектура средневековых сооружений имела крайне важную для того времени практическую составляющую.
Средневековье – период непрекращающихся войн и феодальных междоусобиц, потому каждый средневековый замок, прежде всего, должен был быть надёжной крепостью, чему и соответствовала его архитектура.
Романский стиль (романская архитектура) также отвечал этим требованиям: толстые стены, маленькие окна и высокие башни (эти башни играли роль смотровых пунктов) – всё это делало любое строение отменной крепостью. Недаром храмы и монастыри, архитектура которых выдержана в романском стиле, в военное время успешно служили крепостями. Романская архитектура не отличается особым эстетизмом, однако романский стиль впечатляет своей масштабностью.
Архитектура средневекового замка зачастую предполагала четырёхугольную форму здания и высокие башни-бельведеры. Также романская архитектура характеризуется зубчатыми галереями между башнями. Архитектура монастыря, на творцов которого повлиял романский стиль, немногим отличается от крепостей. Архитектура романских монастырей и храмов массивна, мощна и прямолинейна. Архитектура храма предполагала украшения фресками и рельефами. Романский стиль увеличивает алтарную часть храма.
Архитектура романского стиля основывается на продольной организации пространства. Романский стиль многое перенял у раннехристианской базилики. Романская архитектура (романский стиль) характеризуется каменными сводами. Такая архитектура не могла обойтись без мощных столбов, поддерживающих своды, потому романский стиль (романская архитектура) предполагает наличие массивных несущих конструкций (столбов) в помещении храмов, монастырей, замков. Романская архитектура (романский стиль) характеризуется «угнетением» пространства вследствие тяжести сооружений.
Итак, романский стиль больше всего проявился в архитектуре. Архитектура, которую определял романский стиль, подобна древнеримской архитектуре. Данная архитектура является первым общеевропейским явлением. Архитектура Средневековья (романский стиль) массивна и грандиозна, однако эстетически скудна. Архитектура Средневековья (романский стиль) нашла своё выражение в храмах, монастырях и замках. В наше время романский стиль впечатляет нас, несмотря на отсутствие особых украшений и изысков. Романский стиль (архитектура) впечатляет своей средневековой мощью, на сегодняшний день этот стиль достаточно востребован.
Возникновение романского стиля / История архитектуры / www.Arhitekto.ru
Романская архитектура
Термин «романский стиль» относится к искусству Западной и Центральной Европы X-XII вв. (в ряде стран
до XIII в. ), когда господство феодально-религиозной идеологии было наиболее полным. Название нового стиля
происходит от латинского названия города Рима, поскольку стиль возникает в областях, в прошлом входивших в
состав Римской империи. Романская архитектура является развитием предшествующей, истоки которой лежат в
христианской античности, а следовательно, и римской архитектуре.
То была эпоха суровая, тревожная, но и созидательная. Эпоха наивысшего развития феодализма, значит, уже не
поиска, а нахождения устойчивых форм социальной организации, эпоха новых государственных образований, уже не
искусственных или случайных, а органически народившихся с пробуждением национального самосознания. Это была
эпоха нахождения юной Европой некоего синтеза заимствований и традиций, которые, не сливаясь друг с другом,
воздействовали на мироощущение раннего средневековья. Синтез был найден и в искусстве.
В начале XI в. прежде всего в областях, примыкающих к Средиземному морю, появляются первые романские постройки. Эти наиболее древние памятники имеют характерную кладку из наибольших грубо отесанных камней. Фасады сооружений часто украшались плоскими рельефами и «фальшивыми»—глухими аркадами.
В становлении нового стиля участвовали все культурные народы Европы. Это развитие было необычно сложным и
имело несколько направлений. Западная и южная части Европы, находившиеся в более тесном контакте с античной
культурой, опередили в этом смысле области средней Европы. К ним относятся Каталония, Бургундия и области
среднего течения реки Луары. Отсюда берет свое начало новое искусство. Франция становится очагом культуры,
сыгравшим решающую роль в возникновении романского стиля. Здесь рождаются новые идеи, давшие толчок развитию
технических и художественных возможностей того времени.
Равно как и мироощущение того времени, идеал красоты, вдохновлявший романское художественное творчество, отражал очень глубокие, хоть нередко и противоречивые, устремления.
Сирийский писатель XII в. Усама ибн Мункыз, знавший франков, отзывается о них, как о людях весьма примитивной культуры.
Неотесанные воины феодальной Европы, рыцари-крестоносцы в пернатых шлемах, захватившие в 1204 г. Константинополь (при осаде которого сгорело больше домов, чем имелось тогда в трех крупнейших городах французского королевства), осквернили насилием и грабежом горделивую Византию (как известно, не признававшую папской власти). То были в глазах ее поверженных сынов не благородные паладины с именем возлюбленной дамы на щите и на устах, а разнузданные и беспощадные дикари, не только давившие живого и мертвого, но и громившие великое наследие Эллады и Рима.
Романский стиль подчас наделяли такими эпитетами, как «простонародный» и даже «мужицкий». Конечно, в
Сравнении с арабской архитектурой, столь же ярко затейливой и тонко продуманной, как и «Сказки тысячи и одной
ночи», или же с утонченным, гениально изысканным в своей одухотворенности и роскоши искусством
Византии, романский художественный стиль может показаться несколько примитивным, упрощенно-лапидарным. И все
же именно этим стилем средневековая Европа впервые сказала подлинно свое слово в искусстве. Слово веское и
неповторимо своеобразное по своей выразительной силе.
Перед лицом арабского мира и уже близкой к закату Византии Европа утверждала свою историческую самобытность
и в то же время органическую преемственность художественного наследия античности. Как мы увидим, такая
преемственность несомненна, хотя изобразительное начало и приняло в романском искусстве особую форму, во
многом рожденную только воображением и, значит, весьма отличную от реальности, как ее понимал Витрувий и
даже (в своих мечтах) какой-нибудь мастер каролингской эпохи.
Юная Европа только еще приобщалась к изысканной утонченности современных ей более древних художественных культур. Бедность и суровый быт были уделом даже малоземельного дворянства, так что, как и в империи Карла, лишь носители высшей светской или церковной власти жили действительно в роскоши. В «Путешествии в Арзрум» Пушкина бедные рыцари, попавшие на Восток во время крестовых походов, были поражены, когда они «…оставя голые стены и дубовые стулья своих замков, увидели в первый раз красные диваны, пестрые ковры и кинжалы с цветными камешками на рукояти».
В романскую пору юная Европа пожелала украситься в свою очередь, однако по-своему. Так и не достигнув
заветной цели — «освобождения гроба господнего от неверных», крестовые походы все же принесли их
участникам — набожным, воинственным, но не всегда бескорыстным искателям приключений — богатую добычу,
включавшую художественные изделия арабского Востока и Византии, и одновременно значительно расширили
рыцарский кругозор. Но, использовав чужие достижения и опыт, Европа сумела отразить в художественном
творчестве прежде всего свое собственное, во многом еще не искушенное мироощущение.
Читайте также:
Источники
Романский стиль в интерьере и архитектуре, особенности дизайна и фото
В тревожности стиля и динамичности форм этого искусства явственно чувствуются пережитки народных представлений эпохи «варварства» с его примитивным мироощущением. Однако в романский период эти мотивы как бы растворялись в величавой торжественности архитектурного целого (Всеобщая история искусств, Академия художеств СССР).
XI век рассматривается обычно как время «раннего», а XII век – «зрелого» романского искусства. В становлении нового стиля участвовали все культурные народы Европы. Романский стиль явился первой художественной системой Средневековья, охватившей огромное многообразие местных школ, вызванное феодальной раздробленностью.
Это была суровая, но в то же время созидательная эпоха поиска и внедрения новых социальных форм и традиций, которые вылились в некий синтез, более всего проявившийся в искусстве и архитектуре. В романской архитектуре основными постройками становятся крепости, монастыри, аббатства, храмы и замки феодалов.
Особенности дизайна интерьеров в романском стиле
Закон 1.
Важнейшие архитектурные черты зданий – массивные каменные своды, толстые и мощные стены с немногочисленными и узкими окнами, ступенчато-углубленные входы и, главное, башни – важнейший элемент архитектурной композиции.
Закон 2.
Характерные для интерьера в романском стиле строгий аскетизм, полное отсутствие излишеств напоминают об укрепленных крепостях и мрачных храмах.
Закон 3.
Мебель играла в период Средневековья сугубо прикладную роль. Она отличалась примитивностью конструкции, громоздкостью, кричащими красками. Спинки стульев и сами стулья были достаточно высокими, их величина указывала на знатность происхождения. Мягкой обивки не было – они покрывались краской и зачастую обтягивались холстом, затем наносился слой гипса, и вся конструкция впоследствии расписывалась красками.
Закон 4.
Романский стиль допускает невероятно сложные геометрические орнаменты природных оттенков в текстиле.
Закон 5.
Стены храмов и замков украшались фресками, начинает также распространяться витраж (живопись из цветных кусочков стекла).
Романский стиль в интерьере вашего дома
1. Интерьер дома или квартиры можно оформить фресками, светильниками-факелами, выполнить отделку стен под камень или мрамор. Эффект мрамора успешно передает техника венецианской штукатурки, а завершат отделку стен вставки из темного дерева, фрески или витраж из цветного стекла. Окрасить стены желательно в бежевый, серый или желтовато-коричневый цвет. На потолке следует разместить рейки, имитирующие кессонный потолок из балок.
2. Характерной чертой романского стиля является облицовка пола разноцветной мозаикой из натурального камня. В современном дизайне интерьера часто используется керамическая плитка крупных размеров, напоминающая камень.
3. Мебель для сидения нужно заказывать дощатую, с резьбой и кованными железными деталями из ели, кедра и дуба. Ярким акцентом в интерьере станет сундук – знаковый предмет Средневековья, окружать его могут грубые столы, табуреты на трех и четырех ножках, скамьи, стулья с высокими спинками.
Архитектура Древнего Рима и Романский стиль в средневековой архитектуре: что общего?
Не единожды приходилось слышать и читать мнение, что романский стиль средневековой Европы это копирование архитектурных построек и приемов Древнего Рима. В силу того, что меня живо интересовало и интересует всё, что связано со Средними Веками, плюс к этому по воле судьбы мне довелось поселиться в стране, которая является колыбелью и хранителем романского и готического стилей, чья история при этом неразрывно связана с историей Древнего Рима, такой животрепещущий вопрос не мог меня оставить равнодушной. Обратившись к доступным мне источникам в Интернете, еще раз проштудировав лекции по ряду предметов, которые я изучала в институте и которые затрагивают эту тему, и имея перед глазами наглядные примеры архитектуры этих периодов, решила поделиться тем, что удалось узнать и своими выводами из узнанного.
Если с архитектурой Древнего Рима еще что-то более-менее понятно, ибо Колизей, Помпеи, Пантеон давно растиражированы журналами, открытками, путеводителями, то с романский стиль пока еще в процессе изучения, и то — не особо пристального. Принято преклоняться перед канонами древнеримской и древнегреческой архитектуры, с пренебрежением относясь к архитектуре Средних веков, считая её грубой и маловыразительной, с чем вряд ли согласятся те, кто имел возможность соприкоснуться с ней, побывать в её величественных соборах, замках и монастырях.
Сам термин «романский стиль» появился лишь в начале 19 века, обозначив так европейское искусство 10-12 веков и полагая, что архитектура того периода находилась под влиянием римского зодчества. Термин этот условен и совершенно не отражает действительности, однако прочно вошел во всеобщее употребление и продолжает вводить в заблуждение своим звучанием.
Что является характерными особенностями древнеримской архитектуры? Стремление к строгой симметрии, монументальность, пышной отделке зданий, их утилитарность. Древний Рим создает не столько храмовые комплексы, сколько здания для практических нужд, колонны перестают играть роль опоры, они служат лишь для украшения, широко применяется в строительстве бетон, что позволяет увеличить масштаб строений. Коллонады, аркады с аттиками или портиками, треугольные фронтоны, отдельностоящие колонны с барельефами, триумфальные арки, призванные увековечить подвиги императоров, напольная мозаика, кессонные потолки, стукковые рельефы, атриумы, богато декорированные росписями или мозаикой стены жилых домов — всё это характерно для Древнего Рима.
Основными постройками были здания административные, светские, зрелищные и жилые. Жилые здания были двух типов — домус, отдельно отстоящие дома-усадьбы с внутренними двориками и инсула — многоэтажные дома квартирного типа.
Вся древнеримская архитектура тяготеет к возвеличиванию власти императора, военной мощи империи, в ней отсутствует духовная составляющая при внешней пафосной пышности, эффектности и монументальности.
Храм в Древнем Риме — это в первую очередь дом для богов, покровителей города или ремесла, где совершается обряд жертвоприношения жрецами. Он представляет собой прямоугольное здание на пьедестале, обнесенное колоннами, примыкающими к стенам, либо полуколоннами, со статуями императора и богов внутри, где единственным источником света является дверной проем. Основная жизнь проходит за его стенами — на Форуме, где торгуют и проводят собрания, оглашают решения и учат детей и в термах.
В любое время, в любую эпоху архитектура служит выражением как государственой политики, так и внутренней сущности общества того времени. Для человека Древнего Рима характерно ощущение себя как свободной личности, индивидуализм, порой до противопоставления личных интересов государственным.
В противовес мировоззрению древнего римлянина человек средневековья глубоко религиозен, в нем сильно ощущение вечности, все создано и происходит по воле Божьей, вся жизнь пронизана ожиданием конца света и суда Божьего. Храм для него — средоточие духовной и светской жизни, монастыри — убежище и спасение как от мирских соблазнов, так и от набегов соседей. К тому же не будем забывать, что этот тип архитектуры появился через несколько веков после падения Древнеримской империи, на землях, когда-то колонизированных римлянами и на которые пришли новые народы, истово ненавидящие все, что связано с Римом, да и кельтские племена, которых римляне пытались ассимилировать, вряд ли питали к тем большую благодарность. От построек и городов, которые построили римляне, практически ничего не осталось, кроме отдельных фрагментов разрушенных амфитеатров, терм и крепостных стен. Да и могло ли быть иначе, если в летописи 10 века н. э. записаны достаточно жесткие слова в адрес Империи: «Мы — лангобарды, саксы, франки — так презираем Рим, что нет ничего хуже, чем называть их римлянами». О каком заимствовании и подражании может идти речь при таком резко отрицательном отношении? Мало того, пришлые народы скорее всего имели собственный опыт строительства, к которому, по-видимому, приложился и опыт кельтов и подозреваю, что истоки самобытной, ни на что ранее не похожей архитектуры Средневековой Европы, надо искать в том направлении.
Если рассматривать арочные конструкции, использование которых и дало основание в 19 веке дать название стилю, то сами римляне их позаимствовали у этрусков, у которых, в свою очередь, были налажены торговые и культурные связи с кельтами, которые так же могли перенять этот способ строительства.
Редкие сохранившиеся храмы 8-9 века дают некое представление о типе архитектурных сооружений, существовавших до массовой перестройки церквей и монастырей. В основе таких сооружений все та же простая вытянутая раннехристианская базилика с двускатной крышей, с прилегающей к ней башней, с узкими оконными и дверными проемами проемами арочной конструкции с типичным чередующимся камнем двух цветов, создающим эффект полос, который повторится в романской архитектуре.
В средневековье храм уже не дом для божества, это Божий дом для людей, где они могут найти убежище или обратиться за помощью к Божьей силе. Храмы строились и перестраивались с учетом требований того времени. Огромную роль в жизни средневекового человека играло паломничество к мощам святых, от которых верующие ожидали чудесного исцеления от болезней либо защиты от будущих несчастий. Архитектура паломнических церквей подчинялась их главной задаче — вместить большое количество людей, желающих принять участие в богослужениях и поклониться христианским святыням.
Но в храмах романского времени было и более широкое идейно-эстетическое содержание. В строительном и в художественном отношении они представляли важный шаг вперед в развитии средневекового зодчества и отражали общий подъем производительных сил, культуры и человеческих знаний. Более совершенная техника обработки камня, ясное понимание архитектурного целого, продуманная система пропорций, осознание художественных возможностей, заложенных в строительной конструкции,— все это отличало романское зодчество от сооружений предшествовавшего периода.
Характерные особенности романского стиля:
— суровость, замкнутость
— отсутствие украшений и орнаментов на фасадах
— массивные, толстые стены
— узкие дверные и оконные проёмы
— мотив аркады во всем
— высокие башни как главный элемент архитектурной композиции
— ступенчато углубленные порталы с цилиндрической аркой
— система простых стереометрических объемов: цилиндр, куб, пирамида, призма. ..
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным.
Следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность, слабое развитие обмена, относительная замкнутость культурной жизни и устойчивость местных строительных традиций определили большое разнообразие романских архитектурных школ.
Одними из самых значимых были школы Бургундии, Оверни, Прованса и Нормандии.
В Бургундии были построены самые величественные и крупные романские соборы Франции, отличавшиеся великолепным живописным и скульптурным убранством. Именно бургундские архитекторы разработали ряд конструктивных новшеств, позволивших уменьшить объем стен, увеличить вместимость соборов, достигнуть большой высоты сводов. К постройкам Древнего Рима эти здания не имеют ни малейшего отношения, слишком велика разница идейной и конструктивной составляющих.
Аббатство Клюни (Бургундия)
Церковь Сен-Мадлен в Везле (Бургундия)
Для архитектуры провинции Овернь характерны мощь, простота и монументальность, скульптурные украшения здесь использовались скупо.
Церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермоне (Овернь)
Своеобразная школа сложилась в Нормандии. Здесь долго использовались деревянные перекрытия, своды появились лишь в 11 веке, почти не применялись скульптурные украшения. Церкви нормандской школы больше похожи на крепости с просторными внутренними помещениями, большими башнями по сторонам фасадов и в центре здания. Скорее всего влияние именно этой школы отразилось в сохранившихся романских строениях региона Сарт и Мэн.
Церкви городов Нормандии и Сарта
Вот лишь на искусство Порованса повлияло римское и византийское зодчество, отразившись в античных орнаментах, колоннах с античными капителями, украшением скульптурами не по всей поверхности стен, как Бургундии, а лишь на капителях и по сторонам порталов.
У меня не удалось загрузить фотографии собора Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (Прованс), их в хорошем качестве можно увидеть на этом ресурсе.
Само собой разумеется, что характерные черты античной древнеримской архитектуры мы увидим в романской архитектуре Италии.
Городской архитектуры романского стиля не сохранилось, слишком часто горели, разрушались и перестраивались города, но и по более поздним постройкам можно понять, что для европейской городской архитектуры не характерна многоэтажная застройка по типу римских инсул, дома рассчитаны на одну семью, узкие, близко или впритык расположенные, часто с маленькими двориками. Замковая архитектура сохранилась частично. Это скорее крепости, обнесенные толстыми крепостными стенами, со сторожевыми башнями по периметру, с подъемными мостами, рвами. В центре замка находилась каменная башня — донжон. Позже, при Франциске Первом, крепости в своем большинстве были перстроены в дворцы, так как утратили свое главное предназначение — защиту от вражеских нападений. Многие из этих крепостей строились на фундаменте разрушенных древнеримских укреплений, а дворцы вырастали из башен крепостей, это эклектичное наслоение архитектурных типов можно увидеть и поныне. Древнеримского в них лишь остатки крепостных стен и башен в основании.
Из всего вышеизложенного можно сделать однозначный вывод: архитектура Древнего Рима и романский стиль в средневековой архитектуре имеют слишком мало общего, чтобы проводить между ними какие либо параллели и уж ни в коем случае нельзя ставить знак равенства.
Что ж, история знает немало таких поспешно данных названий и выводов, которые приводят порой к искаженному восприятию действительности и вызывают массу вопросов.
В ходе работы были использованы материалы:
http://arx.novosibdom.ru/neufert/49/518
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D0%B0
http://smallbay.ru/architec041. html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C
http://www.bibliotekar.ru/Iskuss1/29.htm
http://www.countries.ru/library/ant/rimarch.htm
http://arx.novosibdom.ru/node/1477
http://www.mystic-chel.ru/~ancient-rome/architecture-of-the-ancient-rome.htm
http://www.countries.ru/library/ant/rimarh.htm
http://poitiers.tchaykovsky.com/list7/6187.htm
Лекции по Истории искусств
Лекции по Истории стилей
Лекции по Истории дизайна и техники
Энциклопедия «ИСКУССТВО» издательства «Аванта+», том 7, часть первая — Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
За разрешение использовать фотографию Нотр-Дам-дю-Пон в Клермоне большая благодарность nat_ka (http://nat-ka.livejournal.com/215015.html?view=4195303)
Большинство фотографий — из личного архива, часть — с указанных выше ресурсов.
Романский стиль в архитектуре
Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того, искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Основой единства романовского стиля была система развитых феодальных отношений и интернациональная сущность католической церкви, которая была в ту эпоху наиболее значительной идеологической силой общества и благодаря отсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающее экономическое и политическое влияние. Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей — монахи; лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов).
Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комон, установивший связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).
Романское искусство — название периода в истории искусства Европы примерно с 1000 года и до возникновения готического искусства в XIII веке; в зависимости от региона романский период в искусстве мог наступить или закончиться раньше или позже. Предыдущий период иногда именуется предроманским.
Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь — для романской архитектуры, которые сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля — круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей. В Южной Франции, Испании и Италии имела место архитектурная преемственность от поздней античности, но романский стиль был первым стилем, распространившимся по всей католической Европе, от Дании до Сицилии. Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов; соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль.
Главные объекты архитектуры и строительства, которым архитектурная практика Европы обязана романскому стилю – крепость феодала, монастырский комплекс, базиликальная церковь и город-крепость. Объектом для подражания становится архитектура Древнего Рима, но существенно изменённая (по причине фортификационного назначения).
Все средние века, с момента начала распада Римской империи до середины XIII века, территория Европы представляла из себя около тысячи разрозненных феодальных образований.
Огромное влияние на формирование нового стиля жизни оказал приход с востока тюркских, германских и северо-иранских племён (готы, гунны, аланы). Все эти племена вели исключительно военный образ жизни по законам военной демократии, то создавая временные союзы друг с другом, то выступая в роли федератов на стороне жителей Старой Европы (т. е. остатков Римской Империи). В Европе не было государства, которое могло бы заявить себя как действительный военный и экономический лидер.
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
Особенности архитектуры романского собора:
В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства
Увеличение хора или восточной алтарной части храма
Увеличение высоты храма
Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).
Тяжёлые своды требовали мощные стены и колонны
Основной мотив интерьера — полуциркульные арки
Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.
Романская архитектура
Факты и интересная информация о средневековом искусстве, особенно о романской архитектуре,
в средние века
Что такое романская архитектура? Определение
Что такое романская архитектура? Определение: Романская архитектура — это архитектурный стиль, возникший между римским и готическим стилями после 1000 г. н.э. Романская архитектура характеризуется круглыми арками и сводами, а также заменой колонн колоннами.Романские архитекторы и строители обычно использовали круглые арки и лишь изредка применяли слегка заостренные. Романская архитектура — это термин, используемый для описания стилей зданий, которые использовались между 800 и 1100 годами нашей эры.
Почему эта архитектура называется романской?
Название этого архитектурного стиля вводит в некоторую путаницу — непосредственная ассоциация этого стиля архитектуры с Римской империей! Причиной этой ассоциации является сходство между римской архитектурой, особенно римским «цилиндрическим сводом» и римской аркой.А средневековая романская архитектура была первым крупным архитектурным стилем, развившимся после распада Римской империи. Романская архитектура была первоначально разработана норманнами, особенно в Англии после битвы при Гастингсе и норманнского завоевания 1066 года.
История романской архитектуры Нормандские замки. История романской архитектуры находится под сильным влиянием религиозного рвения средневековья, которое привело к строительству многих романских церквей в Англии.Многие средневековые рыцари отправились в Святую Землю в крестовых походах. По пути они видели великолепные твердые крепости Византийской империи, и эти массивные здания повлияли и произвели революцию в идеях строительства замков и церквей, инженерии и романской архитектуре.
История романской архитектуры — Норманнские замки
Норманны сначала построили деревянные замки Мотте и Бейли в Нормандии. Затем Англия была захвачена Вильгельмом Завоевателем и потерпела поражение в битве при Гастингсе в 1066 году.Деревянные замки Мот и Бейли использовались норманнами как средство покорения покоренных английских жителей. Деревянная башня на вершине «Мотт» вскоре была заменена Крепостью Замка, а норманнские замки были спроектированы и построены из камня, что привело к нормандской романской архитектуре. Замки, построенные в стиле романской архитектуры, были массивными — впечатляющие крепости, способные держать англичан в узде. Норманны завоевали и сохранили свое господство над англичанами благодаря архитектуре своих замков в романском стиле.
Развитие романской архитектуры
Время сыграло важную роль в развитии романской архитектуры. Это было время социальных и культурных изменений. Сильное влияние христианства и религиозного рвения. Это был период крестовых походов — даже норманнское вторжение в Англию было освящено папой как крестовый поход! Земли были завоеваны, и нужно было найти средства, чтобы сокрушить покоренных англичан. Победоносные норманны использовали замки как базу власти и построили множество церквей.
Романская архитектура заменяет римскую архитектуру
Какие материалы были легко доступны для создания зданий в стиле романской архитектуры? Старые римские кирпичи были переработаны, а в зданиях использовался различный камень, который был доступен на месте. Большинство оставшихся римских вилл и храмов были полностью разрушены. Труда на постройку зданий было предостаточно. Тяжелые камни, необходимые для строительства романских замков и церквей, были доставлены покоренными англичанами.Феодальная система Средневековья гарантировала, что рабочая сила для строительства массивных сооружений романской архитектуры может быть легко задействована. арка и контрфорс, чтобы поддерживать большие каменные грузы, характерные для массивных замков и церквей.
Средневековое искусство — романская архитектура
Веб-сайт Medieval Times содержит интересные факты, историю и информацию о великих художниках и важных исторических событиях, которые разбросаны по книгам по средневековой истории, посвященным романской архитектуре.Карта сайта Medieval Times содержит полную информацию и факты об увлекательном предмете романской архитектуры в исторический период Средневековья. Содержание этой статьи о средневековом искусстве содержит бесплатные образовательные подробности, факты и информацию для справки и исследования для школ, колледжей, а также домашние задания для курсов истории и курсовых работ по истории.
Романская архитектура — краткое введение | by Team Kaarwan
Романская архитектура была архитектурой, которая появилась в Европе , чтобы приспособить рост монашества между концом 10 века и 12 веком . Большие храмы были необходимы для многочисленных монахов и паломников, пришедших посмотреть на мощи святых. Поскольку романские конструкции были побочным продуктом темных веков, они часто использовались в качестве оборонительных сооружений. Конструкции также были сделаны огнестойкими в некоторой степени путем замены деревянных конструкций каменными сводами.
Романская архитектура — это европейский стиль строительства, на который в основном повлияла римская архитектура, а также элементы византийской архитектуры и исламского искусства.Его можно разделить на три периода: дороманская и Ранняя романская архитектура имела толстые бутовые стены, меньшие окна, бессводчатые крыши и ритмичные декоративные арки , в то время как Зрелая романская архитектура имела более изысканный стиль и более широкое использование свода и обработанного камня. В Англии зрелая романская архитектура известна как нормандская архитектура .
Внешний вид
Собор Пизы, Италия Пизанский романский стиль, построенный в 12 веке.Окна-розетки (круглые окна, разделенные на сегменты) были популярной характеристикой.- Крыши
Делали из дерева, потом из камня. Сводчатые крыши обычно имели бочкообразные и крестовые своды из камня или кирпича. В конце концов, они превратились в остроконечную ребристую арку, используемую в готической архитектуре. - Башни
Башни, которые ранее строились как оборонительные меры, стали неотъемлемой частью романской архитектуры. Обычно они были круглыми, восьмиугольными или квадратными. - Контрфорс
Контрфорс — это вертикальный опорный элемент, опирающийся на стену для обеспечения дополнительной поддержки. Романские контрфорсы обычно имеют плоский квадратный профиль и не сильно выступают за пределы стены. - Планы
Аббатские и соборные церкви обычно следуют плану Латинского Креста, имеющего форму креста. Простейшие романские церкви представляют собой непроходные залы с выступающей апсидой.
Интерьер
Романская архитектура — подробное описание и фото.Карта мест, туристических маршрутов
Романский архитектурный стиль был распространен в Европе всего 150 лет, с середины 11 века до конца 12 века. Первые готические соборы появились во Франции в середине 12 века, но до конца 12 века во всех странах Европы преобладала романская архитектура.
Соборы, построенные в романском стиле, отличаются массивностью стен. Они выглядят как мощные крепости, где в случае опасности могли укрыться местные жители.Романская архитектура сочетала в себе надежность и функциональность, что было необходимо в те воинственные времена.
Термин « романская архитектура » был придуман в 19 веке. «Романский» означает «римский». После падения Рима в 476 году вся средневековая архитектура более тысячи лет подражала римской архитектуре. Однако в раннем средневековье многие строительные навыки римской эпохи были утеряны. Не могло быть и речи о том, чтобы средневековые архитекторы могли построить нечто, сравнимое с куполом Пантеона.
Архитекторы раннего средневековья построили копии римских базилик. Первые христианские церкви назывались «базилика». Однако делать римские арки они не умели, поэтому первые базилики имели кессонные потолки. Потолки были просто покрыты деревянными балками.
А к середине XI века мастерство зодчих возросло настолько, что они смогли возродить римские своды. Это было началом новой эры в архитектуре. Нельзя сказать, что зодчие раннего Средневековья вообще не умели делать своды.В боковых нефах церквей и малых часовен делали своды, не несущие основной нагрузки. Но делать центральные нефы сводчатыми не рискнули. Форма арки должна быть идеальной, блоки должны точно подходить друг к другу, иначе она разрушится.
Первые романские соборы
В середине XI века Франция и Германия начали строить соборы, главные нефы которых были сводчатыми. За полтора века их построили тысячи и многие из них сохранились до наших дней.В Византии строилось не так много, да и масштаб построек был невелик. Это свидетельствует о том, что в XI веке уровень экономического развития в Западной Европе был значительно выше, чем в Восточной Европе. Византия угасала, а европейские страны набирали силу.
Одни из первых крупных романских соборов были построены в городах на Рейне: Майнце, Вормсе и Шпреере. В этих городах были епископские кафедры. Кочевой двор императоров Священной Римской империи также оставался там долгое время.Этот титул ставил императора выше других королей европейских стран, однако реальной власти и реальных владений у них не было.
Собор Шпеера был построен в период 1030-1103 гг. и является первым крупным арочным сооружением в Германии. Собор огромен, а главный неф перекрыт красивыми арками римского масштаба. Соборы в Майнце и Вормсе сильно перестроены, но также сохранили свой романский облик.
Характерной архитектурной особенностью романских соборов является строение арок.Ячейки сводов вдвое шире арок нижнего яруса. Под пролетом каждой ячейки свода размещены две арки. Это связано с тем, что ширина боковых проходов уже, чем у центрального нефа. Главный свод поддерживается каждой второй колонной, а боковые своды поддерживаются каждой колонной. Это выглядит очень красиво.
Со временем в романских соборах появились ребра. Это ребра арок, которые эффективнее гасят боковое давление. Одной из самых ранних романских базилик с ребрами является базилика Святого Амвросия в Милане, где похоронен Амвросий Медиоланский.Позже ребра появились в романских церквях, построенных в Бургундии. Позднее ребра стали обязательным элементом готических соборов.
Со временем в романских базиликах появились ходы вокруг алтаря, где располагались часовни. В бенедиктинских базиликах стали делать стрельчатые окна, а затем стрельчатые арки. С таким типом арки было легче гасить силу бокового давления, которое давит на стены.
Большинство элементов, с которыми мы знакомы в готических церквях, появились в романских церквях.Однако там они применялись отдельно друг от друга: стрельчатые арки, нервюры, трифорий, связки колонн. Чтобы получить готический вид, необходимо было собрать все эти элементы вместе. В один момент это случилось. Все элементы, собранные воедино, дали принципиально новый тип архитектурного стиля.
Единый стиль романских церквей
За 150 лет в XI и XII веках в Западной Европе были построены тысячи романских церквей. Все эти церкви очень похожи друг на друга, за исключением некоторых декоративных деталей.Еще более похожими друг на друга были готические соборы, пришедшие на смену романским. Там только специалисты могут найти существенные отличия соборов разных стран. Только в эпоху Возрождения в архитектуре разных стран, таких как Италия и Голландия, появились существенные отличия друг от друга. Почему это случилось?
Отсутствие различий в романской архитектуре в различных странах Западной Европы связано с тем, что в привычных для того времени границах не существовало наций и государств.Земли Европы принадлежали феодалам. Феодализм был препятствием для формирования наций, так как нация нуждается в какой-то самоидентификации людей в целом.
Для этого требуется централизованный орган, который может это установить. Но во многих странах герцоги были могущественнее королей. Если в наши дни войны ведутся между странами, то в средние века между собой воевали феодалы. Их владения располагались в определенных странах, но де-факто были независимыми.
В наши дни, если люди говорят на разных языках, значит, они родились в разных странах. Если люди в Средние века не понимали друг друга, то это скорее говорило о различиях в их социальном статусе. В течение тысячи лет после падения Рима основным языком общения и особенно письма оставалась латынь. Особых вариантов не было. Проблема усугублялась тем, что в Средние века не существовало системы образования, которая обучала бы хотя бы значительное количество людей.
Осталась христианская религия, объединившая народы всей Европы. Религиозная жизнь занимала гораздо большее место, чем сейчас. Люди по всей Европе нашли свою идентичность в христианстве. Этим и объясняется появление такого огромного количества церквей во всех странах Европы, построенных по одним и тем же канонам, в одном архитектурном стиле. Никакого другого стиля архитекторы Европы не знали. Романский стиль был их первым опытом строительства масштабных зданий.
Романская архитектура
L1053
Романский период начался с
примерно с 800 до 1100 года н. э. Термин «романский стиль» впервые был дан
этот тип архитектуры в 19 веке из-за сходства между
цилиндрический свод и римская арка. Церковные здания, искусство и скульптура использовались для
целью распространения христианского Евангелия.
В это время в Европе
был очень большой интерес к религии.Большое количество людей
совершал паломничества к местам памяти святых и мучеников.
Люди верили, что святые мощи способны творить чудеса. Маршруты к г.
более известные святые места, такие как Сантьяго, стали очень популярными и требовали большего количества туристов.
здания, способные вместить большое количество людей. Базилика стиль
Церковь не могла вместить прибывающих толп людей. Они начали
строить церкви в форме латинского креста. Паломник бы
войти в церковь через неф.Затем они приходили в район, известный как
переход, находившийся под крестовым сводом, где своды нефа и
трансепты пересекались бы. Мощи церкви будут храниться
и выставлен в районе высокого алтаря. Паломникам будет позволено
осмотреть реликвии из амбулатории, что позволило хорошо
схема движения для этих больших толп. Чем более знамениты реликвии в церкви, тем больше людей она будет привлекать.
Архитекторы тоже хотели отказаться от использования дерева для потолков.Они начали использовать каменные потолки о новом типе церквей. В потолке использовались бочкообразные или крестовые своды. Камень поддерживался посередине арочной конструкцией. но был очень тяжелым. Вес потолков может прогнуть стены наружу. Это внешнее давление известно как направленная наружу тяга. Для поддержки стен были сложены большие кучи камней. вдоль стены с промежутками, чтобы укрепить (или поддержать) стены от толкания наружу.
Из-за веса камня потолок, стены церкви должны были быть очень толстыми. Винда должна была быть небольшой, чтобы сохранить прочность стены сильной. Из-за этого интерьер церквей был тусклым. Это не было решено до готического дизайна церкви. было использовано.
Урок африканского искусства 1 2 3 4 Урок пещерного искусства 1 2 3 4
Урок искусства Месопотамии 1 2 Урок египетского искусства 1 2 3 4 5
Урок греческого искусства 1 2 3 4 5 Урок римского искусства 1 2 3
Искусство Средневековья 1 2 3 4 5 6 Архитектура Средневековья 1 2 3 4 5
Средневековье: романский период
Средневековье: романский периодСредневековье: романский период(около 1000–1150 гг. ![]() |
Хотя между 500-1000 годами было построено очень мало значимой архитектуры, с 11 века строительство церквей резко увеличилось.Эти церкви были построены в Европе в уверенный и агрессивный период — после того, как арабы потерпели поражение в большей части Западной Европы и когда начались первые крестовые походы. Рост церковного строительства также связан с ростом городов, популярностью паломничества и новой мобильностью населения. Многие из этих церквей довольно велики, требуют много человеко-часов и больших расходов, хотя в готический период они станут еще больше.
Зародившись во Франции, архитектурный стиль под названием «романский» со временем распространился по большей части Западной Европы.Например, когда норманны завоевали Британию, как изображено на гобелене из Байе, они перенесли туда романский стиль, где он стал известен как «нормандская» архитектура. Хотя стиль различается в разных местах, романская архитектура обычно обладает следующими качествами:
- круглые дуги
- сводчатая каменная крыша (в отличие от плоских деревянных крыш раннехристианских базилик, которые легко сжигались)
- тяжелый вид отчасти из-за массивных опор, необходимых для поддержки каменных сводов
- маленькие окна (поскольку стены не могли быть пробиты окнами, потому что они нужны для поддержки)
- логическая структура «пролетов» (пролеты — это повторяющиеся элементы, идущие вниз по нефу)

К XI веку архитекторы достигли высокого статуса. В одной рукописи Бог изображен как архитектор, создающий землю с помощью компаса, инструмента архитектора. Архитекторы считались практикующими свободное искусство, а не просто полезным навыком. Изучая как математику, так и геометрию, они развили этот навык в течение долгого ученичества. Хорошие архитекторы, вероятно, были мобильными, переезжая из одного города в другой. Хотя имена нескольких архитекторов сохранились, им обычно не приписывают конкретные церкви, поскольку эти церкви были построены усилиями сообщества в течение длительного периода времени.
История искусства для гуманитарных наук : Copyright 1997 Колледж Блаффтона.
Текст и изображения подготовлены Мэри Энн Салливан. Дизайн Джеральда В. Шлабаха.
Все изображения с пометкой MAS были сфотографированы на месте Мэри Энн Салливан. Все остальные изображения были отсканированы из других источников или загружены из всемирной паутины; они размещены на этом защищенном паролем сайте в образовательных целях только в колледже Блаффтон в соответствии с пунктом о «добросовестном использовании» закона U. С. авторское право.
Романская архитектура
РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА
1000-1200 (1140)
ВВЕДЕНИЕ ЦЕРКОВНОЙ АРХИТЕКТУРЕ
Тема церкви архитектура занимает тома и тома научных и технических работ. За последние несколько лет я купил большое количество этих книги.Моя библиография доступна кликнув БИБЛИОГРАФИЯ. Мой целью создания «Соборного квеста» было открыть моим читателям великую приключения, в которых мы с женой исследовали 133 чудеса и творения человеческое воображение в строительстве зданий во славу Божью.
Мои аккаунты романский, готический, Ренессанс и Архитектура барокко будет довольно простой и базовый. Для тех, кто интересуется более глубокое понимание, я бы посоветовал вам прочитать книги, которые я перечислил в моем библиографию или бесчисленное количество книг, доступных в книжных магазинах, Интернете и библиотеки.

Человечество всегда было творением, которое искало и строило места, в которых можно было бы чтить и поклоняться своим создатель. Виктор Гюго (Горбун Нотр-Дам, 1831 г.) писал:
Во время первые 6000 лет существования мира, от незапамятной пагоды Индостана до Кёльнский собор, архитектура была великим почерком человека гонка. Не только каждый религиозный символ, но каждая человеческая мысль имеет свою страницу и свой памятник в этом необъятном книга. Человечество имело никаких важных идей, которые w до не высечены на камне. Человечество имеет две книги, два завета: каменную кладку и книгопечатание. Библия камня и Библия бумаги .ДОИСТОРИЧЕСКОЕ ПОКЛОНЕНИЕ МЕСТА
А серия доисторических находок свидетельствует о существовании ритуальных культов и жертвенные церемонии в новокаменном веке или в эпоху неолита (ок. 10000/8000-4000/1800 до н.э. Мнения сильно расходятся во мнениях относительно того, развилась ли уже та или иная форма религии.

Большинство древние храмы Ханаана были связаны с религией семитов. Они иногда упоминаются в Библии, но никогда не описываются полностью. Eсть имеется большой археологический материал. Например, энеолит. сооружение (ок. 3300-3000 гг. до н.э.) из Мегиддо в Израиле, которое могло использоваться как храм или святыня.
В Книге Бытия перечислены места, где поклонялись патриархи на земле Палестина. В каждом случае Бог есть предположительно явился основателю или основателям святилища, который состоял из открытого пространства, похожего на высоты ханаанеев, с обычным сочетанием священного дерева или деревьев, поднятых камни и, в конечном итоге, жертвенник, а также колодец или запас воды.
Были в библейского периода три последовательных храма в Иерусалиме на одном и том же месте: Соломоновы (957-586 гг. до н.э.), Зоровавели (516 г. до н.э. — после изгнания и стояли на 500 лет) и Ирода (20 г.

год нашей эры
РАННИЕ ГРЕЧЕСКИЕ ХРАМЫ
первые греческие храмы были деревянными. Камень храмы были построены около 600 г. до н.э. и были каменными версиями древесины оригиналы. Греческие храмы состоял из Целлы, равнины комната-место бога, которое обычно оставалось пустым за исключением изображения и комнаты сзади, обозначенной как сокровищница. Маленький храмы выходили портиком с четырьмя колоннами. Более крупные храмы были полностью окружены колоннадой, не имевшей функцию, за исключением того, чтобы сигнализировать, что это было церемониальное и священное здание.
модель (слева) Парфенона сделала мой сын Марк для 8 класса проект 1980 года. Верх отрывается, открывая интерьер. Как много из вас, читающих это до сих пор
есть школьные проекты ваших детей 30-летней давности?
Греки использовали три разных стиля колонн: Дорический, ионический и коринфский.
РИМСКИЕ ХРАМЫ
римских храмов были не копии греческих храмов. Они использовались коринфские и ионические колонны, почти никогда не использовались дорические. Храмы возвышались на подиуме, к которому вели ступени. Они обычно имел портик с одной или двумя колоннами в глубину на одном конце и часто прикреплялся полуколоннами или полустолбики по бокам.Типичный римский храм хорошо сохранилось – Maison Carree в Ниме на юге Франции. Сделал из модели Maison Carree слева.
КРУГЛЫЙ ХРАМЫ
Греки построили круглые сооружения, но не храмы. Там являются римскими примерами круглых храмов. То Самый большой из круглых храмов — Пантеон в Риме. Он был посвящен всем богам. То Что касается внешнего вида, то интерьер был важнее внешнего вида. Он был сделан из кирпича и бетона, которые были новыми формами.

НАШИ БАЗИЛИКА
Имя, базилика, возвращается в королевский зал короля. Базилики были публичными залами собраний или судами. Они состоял из здания с центральный неф окружен проходами, разделенными от центра рядами колонн. Стена колонны, которая возвышалась над высотой прохода, содержала окна (буквально ясная история) и деревянная крыша. Часто имелась апсида (полукруглая сводчатая пристройка на востоке конец), где проходил суд. Этот дизайн, который мы рассмотрим более подробно стал архитектурным образцом для Кристиана Церкви на протяжении всего периода строительства великих соборов довольно чем стиль греческих и римских храмов.
РАНЬШЕ ХРИСТИАНСТВО
Это не моя цель, в этот момент, чтобы написать историю раннего христианства. Есть тысячи источников, которые могут просветить вас.

Указом Милан при Константине, в 313 году, христианство было признано законным религия.В 326 году христианство стало официальной религией Римской империи. Константин немедленно привел в действие амбициозную программу церкви. строительство в Риме и на Востоке. Между 326 г. и смерть Константина в 337 г. были начаты шесть крупных церквей: Старый Св. Петра, Св. Иоанна. Латеран и Санта Мария Маджоре — все в Риме; Старая св. София в Константинополе; Рождество в Вифлееме; и Гроба Господня в Иерусалиме.
Царствование Константин знаменует собой начало христианской архитектуры.Внезапно без В предыдущем эксперименте был изобретен крупный новый тип здания.

РОМАНСКАЯ ЦЕРКОВНЫЙ ДИЗАЙН
Стандартный дизайн было то из римской базилики — зал собраний.Базилика состояла из двух этажная структура, ширина которой может достигать 65 футов. К этому были добавлены одно- или двухэтажные боковые проходы с каждой стороны. Здание было очень широкий, а окна фонаря в верхней части нефа или средняя часть обеспечивала достаточно света для всего здания.
Часто боковые оружия, называемые трансептами, были добавлены по обеим сторонам нефа для размещения большое количество людей, пришедших на поклонение. Эти дополнения дали церквям план этажа Латинского Креста.
Высокие башни были добавлены к экстерьеру. Часто их было по паре по обе стороны от парадно-западного фасада. Там Были также построены башни над большим крестом — точкой, где неф, трансепты и алтарь встретился.
РЕЛИКВИИ
Реликвии становятся очень важными в раннего Средневековья и в некотором отношении до сих пор важны для многих христиане.


НАШИ ПРИШЕСТВИЕ МОНАШЕСТВА
Преобразование Константина и прекращение имперских преследований христиан потребовали изменения в христианский героизм. Под Во время правления Константина было почти невозможно принять мученическую смерть. С участием мученичество уже недоступно, посвященные христиане стремятся преуспеть в свою веру, покинули мир и жили в великой аскезе. Их жизни были посвящены уединению, молитве, самоотречению и духовному созерцанию.

Во время середины Веками монахи становились членами различных орденов: бенедиктинцев, францисканцев, Цистерцианцы, картезианцы и доминиканцы. Эти заказы начали создаваться монастыри. Много верных Христиане почувствовали призыв присоединиться к одному из орденов и жить в уединении в монастырь. Монастыри начали распространиться по всей Римской империи. Один одним из самых известных был Клюни, основанный в 910 году. К 14
веку 825 монастырей подчинялись Клуни (модель Клуни справа). По мере распространения монашества потребность во все большем количестве церковных зданий или аббатств. Существует множество литературы о различных порядках.ПАДЕНИЕ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
Хотя Германские народы напирали на границы Римской империи на протяжении веков, они не представляли острой угрозы до 4-го века. век.Рим был ослаблен военными узурпаторами и неквалифицированными лидеры на некоторое время заставили императора Диоклетиана разделить империю в 286 г.

В 370, Гунны ускакали с Востока. Они были опытными лучниками, которые могли двигаться в тандеме в кавалерийских маневрах, для которых римляне были совершенно неподготовленный.С севера пришли вандалы, которые ворвались в Галлию. Ну наконец то готы взяли Рим в 410 г. В 476 г. германский вождь Одоакр низложил последним западным императором и провозгласил себя королем. Там много интересные книги, написанные о падении Римской империи. Есть бесчисленное множество причин этого упадка. Где-то я получил список из 210 Причины Падения Римской Империи!!!
РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ — ВОСХОЖДЕНИЕ ПАПА
После Падение Римской империи, епископ Рима, более известный как Папа Римский нет соперничающих патриархов.

Другой важной персоной был Григорий Великий, монах-бенедиктинец, избранный Папой Римским. в 590.Именно Григорий послал Августину в Кентербери. Среди Следующей важной фигурой в росте церкви был Карл Великий, который стал императором Священной Римской империи в 800 году. Именно в этот момент встал вопрос о том, у кого была последняя власть — у папы или императора. Этот конфликт действительно так и не был урегулирован. Все зависело от того, кто был сильнее на время.
Мы не слишком много знаю о романских церквях раннего Средневековья.

Так к 1000 году наблюдается большой бум в строительстве церквей. Конгрегации быстро переросли свои возможности. Большинство церквей, уцелевших На смену пришло раннее средневековье. Многие из них были уничтожены захватчиков, некоторые упали, а другие сгорели.
НАШИ РАЗРУШЕНИЕ И ПАДЕНИЕ РОМАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ
Романский стиль
церкви было много неудач.Они
были довольно темными внутри, потому что высокие стены не выдерживали больших
проемы для окон. Стена была очень толстой. Арки были закруглены и поэтому не
терпеть
большой вес без крошения. Возникла потребность во все большем и большем
церкви во времена Карла Великого. Влияние папства привело к
все больше и больше людей обращаются в христианство. Трафик тех.
желающих почтить реликвии увеличилось. Многие христиане отправились в паломничество.
Соборы стали центром деятельности общины.Основная проблема с этими большими романскими церквями заключалась в том, что они сохраняли
потерпеть неудачу. На приведенной выше иллюстрации
обратите внимание, как напряжение в стенах выталкивает их, в результате чего потолок падает и
стены рушатся. я бы очень
рекомендую книгу Кена Фоллетта «Столпы Земли» как интересную и
приятное чтение о закате романской структуры и рождении
Готика. Многие романские церкви не только рухнули, но и сгорели.
вниз. У них были деревянные крыши, в которые часто ударяла молния или
в некоторых случаях они сжигались вместе с другими зданиями в общине, когда
был крупный пожар.Прошло немногим более ста лет с начала
романском стиле, пока многие архитектурные проблемы не были решены и исправлены по мере
Аббат Шугар начал реконструкцию Сен-Дени в Париже в 1140 году.
отец готической архитектуры, о котором речь пойдет на другой странице.
Есть очень мало сохранившихся оригинальных романских церквей.
