Бонсай — истории и легенды о возникновении
Существует множество историй и легенд об этом рукотворном чуде, родиной которого является загадочный и неповторимый Восток.
Появились эти карликовые деревца, о которых мы знаем под японским названием «бонсай», вовсе не в Японии, а в Китае более двух тысяч лет назад. А вот легенды о них появились позже. Как рассказывает предание, император династии Ханьшуй, правивший с 206 по 220 год, решил создать в саду своего дворца уменьшенную копию империи. С поистине китайской скрупулезностью были воссозданы все холмы, реки, озера и, конечно, маленькие деревья. Впрочем, воссоздать деревья в миниатюрном виде ему вряд ли бы удалось, если бы не традиция, которая к тому времени уже была развита.
Пеньцай (китайское прочтение иероглифов) — дерево, «выращенное в подносе» — появился в Поднебесной, что называется, «не от хорошей жизни». Большинство бедняков, населяющих китайские города, были родом из деревни и тоска новых горожан по земле привела к своеобразной моде выращивать в домашних условиях карликовые деревья. Говорят, что первый бонсай вырастил в фарфоровом сосуде великий китайский поэт и художник Ван Вэй.
Так вот и появились в саду дворца императора леса и рощи пеньцаев. По всей видимости, правитель увлекался даосизмом, поскольку именно даосы считали, что сделав объект миниатюрным, ты получаешь над ним власть и можешь обладать всеми его магическими качествами
Групповой стиль. В плошке находится группа деревьев, как правило нечётное (ментальные особенности японцев), но никогда не равно четырём (слово «четыре» на японском созвучно со словом «смерть»). Часто в горшке оказываются деревья одного вида. Красота композиции заключается в сочетании высот и возрастов этих деревьев
К слову сказать, несколькими веками позже эта же идея «обуревала» Людовика XIV, благодаря которому появился знаменитый французский сад — причудливо подстриженные деревья Версаля. Король-солнце хотел таким образом показать, что он властвует не только над подданными, но и над природой.
Еще одна история, относящаяся к «китайскому периоду» бонсай, по своему объясняет появление миниатюрных деревьев. Связана она с принятием около 60 г. н. э. буддизма при императорском дворе. Как известно, Гаутама Сиддхартха, Будда, обычно медитировал и читал проповеди под большими деревьями, которые после его смерти стали объектами поклонения. Чтобы не утруждать себя тяготами паломничества, китайская знать завела в своих парках копии «святых деревьев»: для этого садовники высаживали относительно молодые деревья и превращали их в уменьшенные копии священных оригиналов. Знатные китаянки, которые бинтовали по традиции свои ноги до кукольных размеров, ходить сами не могли, и поэтому для медитации слуги выносили их в парк. И тут один находчивый садовник пришел к мысли не даму носить к деревьям, а — деревья к даме. Он взял маленькое деревце и посадил его в чашу, удобную для переноски. Так, согласно преданию, родилось искусство пендзинг/бонсай.
Ну, а теперь перейдем от основателей стиля к тем, кто его прославил. И тут «пальма первенства» принадлежит все-таки японцам. Умение довести любую идею до совершенства — характерная черта жителей страны восходящего солнца. Считают, что в Японию бонсай попал в VI веке благодаря буддийским монахам.
Буддийский культ дерева Бодхи, под которым, согласно преданию, Будда Шакьямуни достиг просветления, во многом предопределил не только особенности структуры, но и глубинный символизм бонсаи. В буддийской мифологии, которую восприняли в Японии, верховный правитель выступает в роли строителя святилища с садом, в котором растет дерево жизни. Весь мир — это сад Будды, а правитель в нем — садовник. Так что, выращивая бонсаи, японец чувствовал себя могущественным, словно император
И тут приходит черед уже японских легенд о маленьких деревьях. Одна из самых трогательных — о сёгуне и бедном дворянине.
Во времена правления императора Го-Фукакуса жил знаменитый регент Саймёдзи Токиёри. Когда ему исполнилось тридцать, он на несколько лет удалился в монастырь, но нередко его покой нарушали горькие жалобы крестьян, которые страдали от произвола деспотичных чиновников. Больше всего Токиёри волновало благополучие его народа, и после основательных размышлений он решил изменить внешность и отправиться странствовать с места на место, чтобы как можно ближе узнать жизнь бедняков.
Гравюра «Ёситака». Художники Хиросигэ и Кунисада. Около 1850 года
А затем сделать все, что в его силах, чтобы пресечь преступное злоупотребление властью среди чиновников. (И тут мы с вами можем понять, что Токиёри был последователем Будды, поскольку тот в свое время также ушел из отцовского дворца, чтобы узнать жизнь простых людей).
Токиёри решительно взялся за правое дело и в конце концов прибыл в Сано, что в провинции Кодзукэ
Стояла зима, и из-за сильной метели знатный странник заблудился. Но вот, к его радости, он заметил приютившуюся у подножия холма маленькую, крытую соломой хижину. В эту хижину и направился Токиёри. Хозяин радушно пригласил путника, приняв регента за странствующего монаха. Когда Токиёри усадили в маленькой хижине, перед ним поставили скудные припасы, а поскольку тот с утра ничего не ел, то воздал должное безыскусному угощению. От наблюдательного Токиёри не ускользнуло, что ему подали не рис, а всего лишь просо – видно, хозяева были действительно очень бедны, тем не менее щедры, и эта щедрость тронула сердце Токиёри.
Но это было еще не все. Закончив трапезу, все собрались погреться у очага, но огонь быстро угасал из-за нехватки дров. Хозяин заглянул в сундук, где хранил дрова, но увы! Там было пусто. Без колебаний мужчина вышел в засыпанный снегом сад и принес три бонсая, карликовых деревца,– сосну, сливу и вишню.
Несмотря на протесты Токиёри, хозяин разломал свои маленькие растеньица, доставшиеся ему в наследство, и бросил их в очаг, где сразу же весело разгорелся огонь.
Наклонный стиль. Прямой ствол, растущий под углом к земле
Токиёри понял, что если хозяин скромной хижины оказался владельцем таких ценных деревьев, то этот факт явно говорил о том, что щедрый человек стал крестьянином не по происхождению, а вынужден был стать им под влиянием каких-то жизненных обстоятельств.
Каскад. Имитируется рост деревьев у воды или в горах. В полном каскаде вершина дерева растёт за границей горшка и опускается значительно ниже почвы, находящейся в горшке.
Предположение регента оказалось верным, и хозяин неохотно рассказал, что его имя – Сано Гэндзаэмон Цунэё и что он в прежние времена был самураем. Ему пришлось заняться земледелием в наказание за неблаговидный поступок одного из своих родственников.
Токиёри сразу же вспомнил имя этого самурая и предложил ему обратиться с прошением о восстановлении своих прав. Но Сано сказал, что, поскольку добрый и справедливый регент умер (так он думал), а его преемник слишком юн, подавать прошение более чем бесполезно. Тем не менее он продолжал объяснять заинтересованному слушателю, что в случае объявления сбора воинов он первым явится в Камакуру. Именно мысль о возможности когда-нибудь быть полезным своей стране смягчала горечь дней, проведенных им в нищете.
Уже после того, как приятный гость ушел, Сано вдруг вспомнил, что забыл узнать его имя.
Случилось так, что следующей весной правительство призвало воинов в Камакуру. Как только Сано услыхал эту радостную весть, он тут же собрался в дорогу, чтобы исполнить свой долг. Его доспехи сильно потрепались, алебарда покрылась ржавчиной, а лошадь была в очень плохом состоянии. Среди блистательных воинов, собравшихся в Камакуре, Сано имел жалкий вид.
Многие из них отпускали в адрес Сано весьма нелестные замечания, но тот молча сносил такое оскорбительное высокомерие. Тут к ним подъехал верхом на прекрасном коне глашатай со знаменем, на котором был изображен фамильный герб регента. Громко и ясно глашатай возвестил, что его господин желает видеть воина в самых потрепанных доспехах. Сано с тяжелым сердцем повиновался приказу. Он думал, что регент хочет выразить свое недовольство по поводу его появления в столь пышном собрании в таком убогом снаряжении.
Бедняк Сано был удивлен оказанным ему сердечным приемом, но еще больше его удивило, что, когда слуга раздвинул сёдзи в соседнюю комнату, он увидел самого регента Саймёдзи Токиёри, кто оказался не кем иным, как тем самым монахом, что когда-то нашел приют в маленькой хижине Сано
Токиёри тоже не забыл, как хозяин сжег в очаге карликовые деревья – сосну, сливу и вишню. В награду за бескорыстную жертву, которая была с готовностью принесена Сано, Токиёри повелел вернуть ему те тридцать деревень, что были отобраны у него.
Но это было лишь то, что принадлежало Сано по праву, и Токиёри пришла удачная мысль подарить этому верному воину вдобавок еще три деревни с названиями Мацу-иду, Умэда и Сакураи. «Мацу», «умэ» и «сакура» – так по-японски будет «сосна», «слива» и «вишня».
В этой легенде сплетены все самые чудесные черты японского народа: благородство, скромное достоинство, смелость и вечная тяга к прекрасному.
К XVIII веку в Японии техника выращивания бонсай развилась в очень утончённую форму искусства. А потом из монастырей и дворцов японских аристократов увлечение стало проникать и в дома самураев, и к началу XIX века стало уже общенациональным явлением, распространившись во все слои японского общества.
В это время миниатюрные деревца называли хачиноки – «деревья в мисках».
Большую роль в становлении этого искусства, как национального явления, сыграл император Мейдзи, который был талантливым поэтом и знатоком-экспертом бонсаи. В годы его правления появляется термин «художественный бонсаи».
Как говорят специалисты: «Отличие его от всех прочих видов изобразительного искусства заключается в той чарующей особенности, что бонсай, в принципе, никогда не бывает завершён. Он рождается, развивается и уходит, как и всё живое.
Чем древнее дерево, чем более оставили на нем свой след перенесённые невзгоды, тем приятнее и интереснее оно нашему взору. Это относится в полной мере и к бонсай. В предельно гармоничном бонсай мы можем наблюдать одновременно все три периода жизни — юность, зрелость и старость. Юность олицетворяется свежей, молодой листвой, зрелость — цветами и плодами, а старость — стволом, мощным, с грубой корой, часто расколотым, с дуплами. Можно долго спорить по поводу того, что важнее в бонсай — изящество или драматизм, но нет сомнений, что если оба эти качества присутствуют в полной мере, мы видим шедевр».
Современные любители бонсаи говорят, что их охватывает удивительное чувство покоя, когда они работают над своими деревьями.
Ходят легенды, если бонсай живет в доме несколько лет, то у хозяев дома развивается интуиция, что спасает их от совершения многих ошибок.
Одной из сложных вещей в изучении японского языка многие называют иероглифы из-за того, что их сложно запомнить. Мы знаем эффективные методики по запоминанию кандзи! Хотите изнать их тоже? Проходите по ссылке!
Бонсай — искусство миниатюрных деревьев
Что такое бонсай
Бонсай — выращенные в подносе миниатюрные копии настоящих деревьев. В переводе с японского бонсай означает «выращенное в подносе». Концепция этого искусства пришла в Японию из Китая более тысячи лет назад и с тех пор постоянно развивается. Именно в Японии бонсай вырос до уровня изящного искусства.
Существует множество техник обрезки корней и веток, которые позволяют регулировать рост растения, сохраняя при этом естественные пропорции. Обычно в искусстве выращивания бонсай используются такие деревья как сосны, сакура, клены или фруктовые деревья, например, айва.
Стили бонсай
Существует множество стилей искусства бонсай. Наиболее известными считаются:
- формальный прямой стиль,
- неформальный прямой стиль,
- наклонный стиль — растущее под углом к земле дерево с прямым стволом,
- каскад — имитация дерева, растущего у воды,
- полукаскадный стиль — имитация дерева с частично затопленным или засыпанным землей стволом,
- стиль «корень на камне» — дерево растет над выступающим из земли камнем, корни оплетают камень.
Интересная информация
- наравне с самими деревьями, подносы и камни являются важными элементами искусства бонсай. Однако, в отличие от Китая, в Японии выбирают менее яркие подносы, чаще всего используют темного или землистого цвета.
- чтобы насладиться искусством бонсай по всем правилам, нужно сначала посмотреть на композицию сверху и оценить общий вид. Затем необходимо склониться до уровня композиции и попытаться представить себя маленьким, смотрящим на дерево из «естественной» среды.
Где можно увидеть бонсай в Японии
Одно из лучших мест для знакомства с искусством бонсай в Японии — деревня бонсай Омия, расположенная в префектуре Сайтама. Деревня представляет собой питомник бонсай, который был перенесен в Сайтаму из Токио после Великого землетрясения Канто (1923 год). В деревне также расположен великолепный музей искусства бонсай.
Еще одно отличное место для любителей бонсай — деревня бонсай в Кинаси, расположенная в Такамацу. Кинаси — ведущий производитель деревьев для бонсай. Здесь расположено более 30 питомников.
Видео о бонсай
виза в Японию | закажите дополнительно экскурсии в Японии | туры в Японию
Декоративно-лиственные растения — Комнатные растения
Каждый обитатель царства Флоры как-нибудь отмечен природой, одним растениям досталась красота цветка, другим – красота листвы. Декоративно-лиственные растения выделяются именно листьями. Это обширная группа растений, поклонников у которой не счесть по всему миру. Увлеченные этими растениями селекционеры выводят все новые и новые сорта, закрепляя оригинальность формы и окраски листьев, часто даже пренебрегая красотой цветков. Как правило, у представителей этой группы растений цветение совсем неяркое, но благодаря привлекательности своей листвы они обладают высокими декоративными свойствами круглый год и именно поэтому эти комнатные растения составляют основу композиций при фитодизайне любого интерьера.
Среди комнатных декоративно-лиственных растений безусловными фаворитами являются антуриум, колеус, диффенбахия, аглаонема, монстера, кордилина, фатсия, плющ, шеффлера, фиттония.
Комнатные декоративно-лиственные растения, имеющие оригинальную форму листа и/или его окраску различных оттенков, способны предложить поразительно богатый набор весьма привлекательных и разнообразных акцентов для оформления самых разных интерьеров — как офисных, так и домашних.
Внешний вид листвы декоративных комнатных растений очень разнообразен и отличается и по форме, и по размерам, и по очертаниям листа и его текстуре, не говоря уже о рисунке и окраске. Диапазон огромен – у солейролии листья просто крошечные, а у монстеры они достигают шириной 60 см; у кротона листья цельные с ровными краями, а аспарагус гордится своей необыкновенной перистой листвой. Текстура самого листа тоже может быть самой непредсказуемой: гладкой, колючей, матовой, блестящей, бархатистой, гофрированной и т.д. Листья могут быть полностью зелеными, а могут быть пестрыми, разноцветными, с различными прожилками и так далее.
Среди этой группы растений можно встретить настоящих гигантов и отчаянных крох, весьма капризных и совсем неприхотливых красавцев, тех, кто предпочитает обилие света и тех, кто вполне может довольствоваться теневым местом обитания. Такое разнообразие форм, размеров и оттенков позволяет воплотить в жизнь любые дизайнерские решения.
Фото: Рита Бриллиантова
ЯПОНСКОЕ ИСКУССТВО БОНСАЙ
Босай как самодостаточное искусство сделали японцы. Именно они перестали рассматривать его лишь как один из составных компонентов китайского пенджина. Более того, в Японии это искусство, перешагнув заборы императорских вилл, стало поистине всенародным.
Наибольшей популярности искусство Бонсай достигло в XVIII — XIX веках. Потом был еще один всплеск между 1926-м и 1940-м . И сейчас немало людей пытаются раскрыть тайны бонсай, причем не только в Японии, но это скорее хобби, занятие для времяпрепровождения, нежели бескорыстная дань искусству. В Японии первая общественная демонстрация мини-деревьев была проведена в октябре 1927 года в столичном парке Хибия. Аналогичные вернисажи продолжались ежегодно до 1933 года, после чего экспозиционная площадка была перенесена в залы художественного музея в Уэно. А западный мир познакомился с бонсай много раньше — в конце XIX века. Несколько образцов карликовых растений было выставлено в японском павильоне на Всемирной выставке в Париже (1889). А вот экспозиция 1909 года в Лондоне была встречена протестами. Англичане обрушились с критикой на японских мастеров за «бесчеловечное мучение» деревьев.
Искусство бонсай зиждется на технике искусственного уменьшения размеров живых растений. Для этого их высаживают в горшки или контейнеры не более 30 см в диаметре. Тщательная дозировка подкормки, полива, освещения позволяет добиться поразительных результатов. За несколько десятилетий растение, сохраняя свои видовые признаки, вырастает в высоту всего на полметра. Конечно, этого добиться можно далеко не со всеми видами растений.
Для бонсай лучше всего подходят такие хвойные породы, как сосна, кипарис, кедр, а из лиственных — вишня, клен, дзельква, бук. Лучшие экземпляры миниатюризированной сосны не превышают 65 см, дзельквы — 50 см, бука — 37 см, клена — 17 см. То есть уменьшение по сравнению с нормальными размерами происходит в 60–80 раз. При этом следует иметь в виду, что для выращивания берут семя или черенок обычного, а не гибридного, с заданными генетически пропорциями, растения.
Занятие бонсай требует огромного терпения. Чтобы освоить основные принципы выращивания миниатюрных деревьев, нужно потратить 5–10 лет. Утверждают, что требуется не менее трех лет, чтобы научиться правильно поливать бонсай. Легко понять, что это искусство больше привлекает людей пожилых. Дело не только в наличии свободного времени и умении подходить к любой работе без суеты, что дается лишь жизненным опытом.
Существует некая символическая связь между бонсаем и бессмертием, ведь нередко деревце передается в семье из поколения в поколение вместе с памятью о тех, кто его сажал и выращивал. При хорошем присмотре бонсай может прожить сотни лет. Так, наиболее известным из сохранившихся до наших дней экземпляров является сосна, первым владельцем которой был сёгун Иэмицу Токугава (1604–1651). Недаром сосна считается у японцев символом вечности.
Более старые образцы бонсай ценятся выше, чем молодые. Но возраст здесь не единственный критерий. Главное, чтобы растение производило задуманное художественное впечатление, соответствовало размерам своего контейнера и было здоровым. В классификации бонсай приняты два основных направления — котэн (классическое) и бундзин (неформальное).
Классика предполагает, что ствол деревца должен быть толще у основания и тоньше у вершины. Бундзин исходит из противоположного критерия, чего, надо отметить, бывает очень сложно добиться. Настоящий художник, а именно так и следует относиться к мастерам этого искусства, никогда не стремится продублировать до мельчайших подробностей увиденное в природе. Работая с растением, он пытается выразить собственное ощущение эстетики живого. Прообразом могут послужить, скажем, декорации спектакля театра Кабуки, гротесковая иллюстрация к древним стихам, собственное представление о деревьях, гнущихся под ураганным ветром. Но в любом случае бонсай должен выглядеть естественно, так, как будто его никогда не касались руки человека.
Несколько слов о стилях, характерных для этого искусства: вертикальный, наклонный, каскадный (когда деревце склоняется над краем контейнера и ствол уходит вниз), со скрученным стволом, с двойным стволом (когда единый ствол раздваивается у основания), групповой (когда боковые побеги под влиянием мастера формируются так, что напоминают группу растущих рядом деревьев), со скальным основанием (когда особенно красиво на камне проступают корни). Всего 34 стиля.
Бонсай со скальным основанием по своей эстетике вплотную примыкает к искусству суйсэки. При этом умелое использование достоинств каждого направления способствует скрашиванию возможных слабых мест, существующих как у живых, так и у мертвых компонентов композиции. Например, вялость, невыразительность какой-то грани камня можно прикрыть мхом или корнями растения, а не совсем классический изгиб деревца замаскировать миниатюрной скалой.
Бонсай выращивают не в домашних теплицах, а на открытом воздухе — на столах, установленных во дворе или на балконе. На достаточно короткие сроки бонсай можно вносить в дом, например, украшая комнату по поводу какого-либо праздника или торжественного события. Тут необходимо постоянно следить за световым и водным балансом, ибо любые отклонения от привычного режима могут оказаться фатальными.
Очень важно правильно подобрать контейнер для выращиваемого растения. Он должен фокусировать внимание на растении точно так же, как рама не просто ограничивает размер полотна, но и подчеркивает содержание картины. Иные предпочитают японские контейнеры — простые, солидные, сдержанной или нейтральной расцветки, не отвлекающие внимания от самого деревца. Другие делают выбор в пользу китайских контейнеров, богато декорированных, что позволяет придать дополнительный блеск скромному растению. Предпочтительнее мелкие контейнеры, глубиной не более 5 см, овальные, прямоугольные, многогранные, в зависимости от внешнего вида растения.
При посадке очень важно соблюдать выработанные веками эстетические принципы. Дерево-бонсай должно быть посажено так, чтобы в дальнейшем избежать хоть какого-то напоминания о симметрии. Приемлемая и даже предпочитаемая для европейской культуры симметричность — табу для японцев. Поэтому саженец в контейнере надо располагать несколько в стороне от центра. Тут дело не только в эстетике внешнего вида, но и в поверье, что Земля и Небо сходятся именно в центральной точке контейнера. Это место занимать не рекомендуется.
Есть одна из разновидностей бонсай, которая постепенно отпочковывается от основного направления, обретая самостоятельность. Это сайкэй. Он отличается от бонсай тем, что композиция миниатюрного пейзажа на подносе строится не из одного растения, а из нескольких, причем зачастую относящихся к разным породам. Поклонники сайкэй любят включать в композицию травы, в том числе цветущие. На подносе с сайкэй допустимо размещать маленькие фигурки — людей, животных, домов, мостов. Белый песок символизирует водный поток у подножия деревьев. Размеры таких композиций требуют подносов большего размера, но они мельче, чем контейнеры у бонсай. То есть речь идет о явлении, занимающем промежуточную позицию между бонкэй и бонсай. Это отражено и в названии искусства, состоящего из двух иероглифов, обозначающих «растение» и «вид».
Источник: ec-dejavu.ru
Ответы Mail.ru: Что символизирует дерево бонсай???
Изначально бонсай были карликовыми деревьями буддийских монахов в их поисках истины и способах познания законов природы для гармоничного слияния с ней. Жители Востока видят в растениях связующее звено между небом и землей, точку равновесия между всеми силами, господствующими в окружающем нас мире. Бонсай зародился свыше тысячи лет назад в Китае, но именно в Японии этот метод развивался и вырос до уровня изящного искусства. В японском языке слово «бонсай» означает не просто карликовое растение, а культуру его выведения на подносе или в неглубоком горшке, блюде, поддоне. В течение многих столетий японцы жили в богатой природной среде и в условиях непрерывной смены времён года, что выработало в них способность и желание воспроизвести рукотворное создание соответствующих пейзажей в миниатюре. Созерцание бонсай давало возможность насладиться зрелищем, очень похожим на большой пейзаж на открытом воздухе. Карликовое дерево — это нечто большее, чем просто комнатная растительность, выращиваемая ради красивых листьев и цветов.
Существует огромное множество стилей бонсаи, и мы предлагаем вам описание наиболее распространенных. Теккан — бонсаи классического стиля — одиночное дерево с мощным прямым стволом и равномерно направленными в разные стороны ветвями и корнями. Дерево символизирует несгибаемую жизненную силу и гордое одиночество. Татики и моеги — свободный вертикальный стиль — тоже одиночное дерево, но ствол несколько раз слегка изогнут, хотя его вершина находится прямо над основанием. Хокидати — метлообразный стиль — абсолютно правильный ствол, ветви направлены вверх и формируют метлообразную шапку, корни равномерно направлены в разные стороны. Символизирует спокойствие и постоянство. Сякан — наклонный стиль — мощный прямой или почти прямой ствол наклонен. Основная часть ветвей и корней направлена в одну сторону. Символизирует сопротивление ветру. Фукинагаси — то же самое, но все ветви и корни направлены в сторону наклона ствола. Символизирует дерево морского побережья, оказывающее постоянное сопротивление стихиям. Кэнгай — каскад — ствол резко наклонен вниз, его вершина ниже основания ствола, ветви короткие, но очень толстые и густые. Символизирует пластичность дерева на обрыве. Ханкэнгай — полукаскад — то же самое, но вершина ствола и его основание расположены на одном уровне. Бундзинги — литературный стиль — тонкий ствол, часто изогнутый и наклоненный, несет несколько ветвей на вершине, ветви не толстые и не густые. Символизирует возвышенность и воздушность. Нэагари — стиль дерева «на ходулях» — дерево стоит на корнях, как на ходулях. Символизирует крепкую связь с землей. Сэкижежу — дерево на камне — длинные корни охватывают небольшой камень и уходят в землю. Символизирует живучесть и приспосабливаемость в любых условиях. Иситцуки — дерево на скале — небольшое дерево растет в большом камне, корни не достигают земли. Символизирует неистребимость и вездесущность жизни. Сокан — сдвоенный ствол — два дерева растут из одного корня, одно меньше другого, образуют общую крону, но ветви не пересекаются. Стволы прямые или слегка искривлены. Символизируют преемственность поколений и постоянство традиций. Сожу — два дерева рядом — то же самое, но корни у каждого дерева свои, разница в размерах может быть меньше. Кабудати — многоствольный стиль — то же, что и сякан, но стволов больше двух и обязательно нечетное количество. Есэуэ — лесной стиль — то же, что и сожу, но рядом растущих деревьев больше двух, нечетное количество, деревья разной высоты. Деревья, расположенные сзади, гуще и посажены плотнее передних. Икада — плотообразный стиль — нечетное количество деревьев вырастает из полузасыпанного лежащего ствола на разном расстоянии друг от друга. Символизирует жизнь упавшего в болото или песок дерева.
Бонсаи-это попытка воспроизвести природу в миниатюре.
бонсай — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства[править]
бон-са́й
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 6a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -бонсай-.
Произношение[править]
- МФА: ед. ч. [bɐnˈsaɪ̯], мн. ч. [bɐnˈsaɪ]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- карликовое дерево, выращенное в низком контейнере ◆ Для нашего климата подходят бонсай из тиса остроконечного, сосны обыкновенной, сосны горной, клена полевого. Светлана Чижова, «На другом краю земли », 2004 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- искусство выращивания карликовых деревьев в небольших ёмкостях ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
- пэньцзин
Антонимы[править]
- —
- —
Гиперонимы[править]
- дерево
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
Этимология[править]
Происходит от яп. 盆栽.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Библиография[править]
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Дата статьи: 22.12.2007 Согласно многовековым японским традициям сложились определенные классические стили бонсай, ориентирующиеся на внешний вид естественно произрастающих деревьев. Разумеется, каждое растение обладает специфическими признаками, совокупность которых определяет его ярко выраженную индивидуальность. Благодаря именно этим качествам бонсай производит незабываемое впечатление. Стили бонсай:
Классический вертикальный (токкан).Классический стиль одиночного прямостоячего дерева с мощными, равномерно распределенными по сторонам корнями. Дерево имеет идеально прямой ствол, конусообразно сужающийся по направлению к вершине, четко различаются передняя и задняя стороны. При рассмотрении миниатюрного деревца указанной формы спереди можно увидеть ветви, отходящие от ствола попеременно влево и вправо. Как правило, ветви растут горизонтально, несколько провисая. Самая нижняя ветвь должна быть и самой сильной, а ветви, следующие по направлению к верхушке, должны постепенно становиться все более тонкими.
наверх наверх Метлообразная форма, хокидати.В безлиственном состоянии кроны бонсай с метлообразной формой выглядят очень филигранно и имеют графический эффект. В подавляющем большинстве случаев для этого стиля используются вязы. Ветви выходят из одной центральной точки ствола и равномерно расходятся во все стороны. Даже корни горизонтально расходятся во все стороны. При метлообразной форме не образуется какой-то одной доминантной ветви, напротив, все скелетные ветви имеют примерно одинаковую толщину. По мере роста и развития деревца иногда случается так, что отдельные ветви становятся толще остальных и начинают доминировать. Такие ветви необходимо сильно укоротить или вырезать совсем. Классический вариант бонсай формируется в результате прищипки верхушечного побега на 1/3 общей высоты ствола. Когда пробуждаются почки, образуется У-образная форма кроны. В дальнейшем ветви прищипываются, что и создает искомую форму кроны. Для данного стиля наиболее пригодны лиственные виды деревьев, имеющие в природе раскидистую, широкую крону. наверх наверх Раздвоенный ствол, сокан.
наверх наверх Плотообразная форма, икадабуки.
наверх наверх Многоствольная форма, кабудати.
наверх наверх Лесной стиль, ёсе-уэ.
наверх наверх Полукаскадная форма, хан-кенгай.
наверх наверх Каскадная форма, кенгай.
наверх наверх Литературная форма, бундзиндзи.Очень своеобразная форма с частыми изгибами и оборотами ствола и слегка наклонной обшей линией ствола. Очень часто бонсай этого стиля формируют из хвойных пород деревьев. В качестве исходного материала используют густоветвистые до самой земли деревца, нижнюю часть ствола которых полностью оголяют от веток. Обязательным условием является молодая, растущая вверх ствольная часть на очень мощном старом основании ствола. Верхушка растения должна быть хорошо сформирована. Часть ветвей должна располагаться уступами, примерно от 3 до 7. наверх наверх Согнутая ветром, фукинагаши.
наверх наверх Наклонный ствол, сякан.
наверх наверх Чтобы ориентироваться в формах и стилях, необходимо знать, из какой породы деревьев можно сформировать ту или иную форму. Например, из сосны с длинными иглами нельзя сформировать маленький бонсай, который был бы пропорциональным, то есть имел бы правильную пропорцию размеров самого деревца и его хвои. Это значит, что бонсай высотой 15 см с иглами длиной 8-10 см будет выглядеть непропорциональным. Существует большое количество форм и стилей бонсай, с которыми начинающему любителю не справиться. Поэтому целесообразно выбирать такие типовые формы, которые легко понять, но которые вместе с тем обладают огромным эстетическим воздействием. Это в первую очередь формы, растущие прямо или слегка наклонно или имеющие немного согнутый ветром облик. За сложные, причудливые и сверхдинамичные формы новичку браться не стоит. Только после приобретения опыта и развития в себе чувства формы можно приступать к формированию бонсай сложных форм и стилей. Этот опыт приобретается не с помощью только специальных книг или журналов, он предполагает также и многолетнюю практическую тренировку на живом материале, поскольку научиться формировать бонсай можно только при помощи формирования бонсай.
В статье были использованы материалы:Вернер Буш. Бонсай в нашем доме. Перевод с немецкого: С. И. Егорова Изд-во Интербук-бизнес,1998. Вольфганг Кольхепп Бонсай из деревьев европейских лесов. Изд-во Кристина & К. Франсиско Хавьер Алонсо де ла Пас. Бонсай. Большей aтлaс / Пер. с исп. — М БММ АО, 2001. — 192 с: ил http://www.andyrutledge.com/book/contents/challenges.htm |