ТТК. Строительство монолитной (бетонной) парковочной площадки для автомобиля на индивидуальном участке,
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Типовая технологическая
карта (ТТК) составлена на строительство монолитной (бетонной)
парковочной площадки для автомобиля на индивидуальном участке.
ТТК предназначена для
ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами
производства работ, а также с целью использования при разработке
проектов производства работ, проектов организации строительства,
другой организационно-технологической документации.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Важным элементом при
создании парковочной площадки для автомобиля является материал
покрытия.
Основные качества,
которыми оно должно обладать:
выдерживать вес машины,
т.е. быть устойчивым к значительным весовым нагрузкам;
быть долговечным;
органично вписываться в
окружающий ландшафт и соответствовать общему стилю участка и
дома.
Устройство бетонной парковки
Парковочную площадку из
бетона обязательно делают с уклоном для стока воды. Уклон может
быть односторонним или уходить в разные стороны от центральной
точки. Формируют уклон во время разравнивания бетонной поверхности.
По краям парковки желательно сделать дренажные канавы.
Перед заливкой бетона,
площадка окружается опалубкой, на дно насыпается щебень с песком и
тщательно трамбуется (возможно, с проливом). Глубина
песчано-щебневой отсыпки зависит от типа почв и составляет 20 см на
обычных почвах, 30-40 см на глинистых. Ширина должна выходить за
границы парковки приблизительно на метр.
Первый слой бетона
выкладывают толщиной 5-7 см, а для увеличения прочности в него
можно добавить гравий. На первый слой бетона укладывается
армирующая сетка, таким образом, чтобы её края не доходили до
границ котлована. Второй слой заливается более жидким раствором
бетона, который легче выравнивается правилом или полутерком. Поверх
бетона можно сделать железнение, рассыпав равномерно цементную
крошку.
Для застывания площадки требуется 2-3 дня, после которых можно убрать опалубку. Эксплуатация не ранее чем через месяц. Общая толщина бетонного слоя для легковых машин должна быть не менее 10 см, для джипов и полуфургонов — 15 см (рис.1-2).
На пучинистом грунте на даче использовать бетонную стяжку не получится, так как через 1-2 года поверхность площадки потрескается и сломается в результате подъема грунта.
Рис.1-2. Парковочная площадка из бетона для автомобиля на
индивидуальном участке
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
Последовательность
строительства парковочной площадки из бетона для автомобиля на
индивидуальном участке:
—
удаление почво-растительного слоя под всей площадью площадки;
—
засыпка подушки из песка и щебня;
—
прокладка геотекстиля;
—
вязка арматуры;
— заливка бетоном (рис.3).
Рис.3. Разрез парковочной площадки из бетона
Подготовительные работы по строительству площадки
К
подготовительным работам строительства парковки относят подготовку
инструмента, приобретение расходных материалов, выбор места под
строительство и подготовка площадки.
Инструменты, которые вам
необходимы, будут во многом зависеть от вида покрытия площадки
стоянки для машины на индивидуальном участке. Для проведения
подготовительных работ вам потребуются:
—
лопата;
—
носилки или ведро для выноса грунта.
При выборе
месторасположения площадки на даче ищут ровную территорию, так как
склоны, канавы и другие перепады рельефа вам не подойдут. Уклон на
площадке должен присутствовать, но незначительный. Уклон позволит
легко заехать автомобилю на стоянку, да и вода после обильных
осадков не будет скапливаться на площадке. Рекомендуется по
возможности выбирать место на небольшой возвышенности, чтобы
соорудить уклон. Определившись с местом расположения площадки под
парковку автомобиля, проводят работы по подготовке территории. Для
этого с будущей площадки на глубину 10-20 см снимают грунт. В
полученный котлован засыпают песок (рис.4) и щебень в виде
подушки.
Рис.4. Устройство песчаной подушки
Песок и щебень хорошо
утрамбовывают. Отвод воды можно предусмотреть установкой дренажных
труб по периметру площадки. Обустройство такой системы позволит
исключить скопление воды после помывки транспортного средства.
После подготовки подушки приступают к укладке покрытия (рис.5).
Площадка может покрываться разными способами с применением
различных строительных материалов, вот некоторые из них:
бетонная стяжка;
тротуарная плитка;
щебневая отсыпка;
газонная решетка.
Рис.5. Схема устройства монолитного (бетонного) участка
Технология покрытия
площадки
Бетонная стяжка
применяется в качестве покрытия, если почва на даче устойчива и не
смещается с изменением сезона. Стяжка для большей прочности
армируется при помощи сетки из стальных прутьев.
При возведении бетонной
стяжки площадка огораживается деревянной опалубкой (рис.6).
Рис.6. При возведении бетонной стяжки площадка огораживается
деревянной опалубкой
Огороженная территория
заливается бетоном, толщина слоя составляет примерно 5 см. Поверх
залитого основания, не дожидаясь, пока бетон застынет, укладываем
арматурную сетку. После укладки сетка заливается бетоном
(рис.7).
Рис.7. Огороженная территория заливается бетоном
Теперь наступает этап разравнивания уложенного бетона (рис.8-9). Для этого применяют правило или полутерок, размером побольше.
По маячкам надо разровнять бетон таким образом, чтобы уклон был от центра площадки к ее краям, тогда воды на площадке не будет.
Рис.8-9. Разравнивание уложенного бетона
После суточного
застывания бетонной стяжки маячки вынимают, бороздки, оставшиеся от
них, закладывают цементным раствором. Можно сделать железнение
поверхности стяжки. Для этого по еще сырой поверхности бетона
веником, смоченным в воде, сметают гребешки бетона, насыпается
тонкий слой цемента и веником разметается насыпанный цемент по всей
поверхности равномерно.
Рекомендуемая толщина
площадки составляет не менее 10 см. Для более тяжелой техники
толщину слоя необходимо увеличивать.
Через 2-3 дня бетон
застывает, но машину еще ставить нельзя, рекомендуется выждать,
пока он наберет большую прочность в течение месяца. Выдержав
указанный период, ваша построенная площадка выдержит вес машины без
повреждений.
Для возведения бетонной стяжки вам потребуются следующие инструменты:
— емкость для подготовки раствора;
— сварочный аппарат или вязальный станок для изготовления армированной сетки;
— молоток, пассатижи для изготовления деревянной опалубки.
4. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ РАБОТ
4.1. Контроль и оценку
качества работ по устройству парковочной площадки на индивидуальном
участке выполняют в соответствии с требованиями нормативных
документов:
—
СП 113.13330.2012 Стоянки
автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*.
—
СП 78.13330.2012 Автомобильные
дороги. Актуализированная редакция СНиП
3.06.03-85.
—
СНиП 12-03-2001 Безопасность
труда в строительстве. Ч.1. Общие требования.
—
СНиП 12-04-2002 Безопасность
труда в строительстве. Ч.2. Строительное производство.
СП 48.13330.2011 Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004.
— ГОСТ 32495-2013 Щебень, песок и песчано-щебеночные смеси из дробленого бетона и железобетона. Технические условия.
4.2. Контроль качества выполняемых работ должен осуществляться специалистами или специальными службами, оснащенными техническими средствами, обеспечивающими необходимую достоверность и полноту контроля и возлагается на руководителя производственного подразделения, выполняющего работы по устройству основания.
4.3. Парковочную площадку из бетона обязательно делают с уклоном для стока воды. Уклон может быть односторонним или уходить в разные стороны от центральной точки. Формируют уклон во время разравнивания бетонной поверхности. По краям парковки желательно сделать дренажные канавы.
4.4. Перед заливкой бетона, площадка окружается опалубкой, на дно насыпается щебень с песком и тщательно трамбуется (возможно, с проливом). Глубина песчано-щебневой отсыпки зависит от типа почв и составляет 20 см на обычных почвах, 30-40 см на глинистых. Ширина должна выходить за границы парковки приблизительно на метр.
4.5. Первый слой бетона выкладывают толщиной 5-7 см, а для увеличения прочности в него можно добавить гравий. На первый слой бетона укладывается армирующая сетка, таким образом, чтобы её края не доходили до границ котлована. Второй слой заливается более жидким раствором бетона, который легче выравнивается правилом или полутерком. Поверх бетона можно сделать железнение, рассыпав равномерно цементную крошку.
4.6. Для застывания площадки требуется 2-3 дня, после которых можно убрать опалубку. Эксплуатация не ранее чем через месяц. Общая толщина бетонного слоя для легковых машин должна быть не менее 10 см, для джипов и полуфургонов — 15 см.
5. ПОТРЕБНОСТЬ В МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСАХ
Примерный перечень
основного необходимого оборудования, машин, механизмов,
технологической оснастки, инструмента и приспособлений приведен в
табл.5.1.
Таблица 5.1.
Таблица 5.1
N | Наименование
машин, механизмов, станков, инструментов и материалов | Марка | Ед. изм. | Количество |
Грамотное устройство бетонной площадки
Плюсы постройки
У вас есть благоустроенный частный дом или вы владелец дачного участка и счастливый владелец автомобиля? Вам надоело месить грязь, заезжая во двор или выезжая с него? Значит, пришло время заняться устройством бетонных площадок перед гаражом и перед выездом со двора на даче.
Схема укладки
Самый простой способ – засыпать эти площадки щебнем. Однако это тот случай, когда сделать просто – не значит хорошо. Дело в том, что во время дождя или весеннего таянья снега слой грунта под насыпанным щебнем размягчается, и под весом автомобиля щебень будет все глубже уходить в землю. Через 3-4 года вы обнаружите, что снова месите своим автомобилем грязь.
Лучший способ избежать этой неприятности – устройство перед выездом из гаража бетонной площадки. А еще лучше, помимо перед выездом из гаража, сделать и перед выездом со двора. Соединив эти две площадки бетонной дорожкой, вы лет на 70-80 избавите свою машину от необходимости ездить по грязи.
Подготовка к устройству
В качестве опоры для арматурного каркаса можно использовать плоские камни высотой до 5 см.
Устройство выезда имеет ряд особенностей. Прежде всего, нужно принимать во внимание, что место для устройства выбирать не приходится. И вот здесь могут подстерегать неожиданности. Дело в том, что в идеале грунт под местом заливки должен быть нетронутый. Но существует довольно высокая вероятность, что при обследовании места под будущую площадку вы обнаружите, что почва недостаточно плотная. Это может быть последствием старой кротовины или же старой, засыпанной за ненадобностью ямы, когда-то вырытой на даче ее прежними хозяином.
Первым делом нужно провести подготовительные работы. По всей площади нужно вынуть грунт на глубину 15 см. При меньшей глубине залитая бетоном площадка будет недостаточно прочной, чтобы выдержать многократно повторяющееся выезды на нее автомобиля, а делать глубже экономически невыгодно: только больше израсходуете материалов, а эффект все равно будет, как и при 15 см глубины. Да и выкопанную землю нужно будет впоследствии убирать, а чем больше глубина, тем больше объем выкопанной земли.
Теперь нужно уплотнить грунт, заодно проверив площадку на наличие скрытых ям и кротовин. Для этого есть несколько способов, но я делаю просто: беру деревянную чурку длиной 110-120 см, к одному из торцов прибиваю поперечную планку, и получается удобная и достаточно тяжелая трамбовка. Теперь этой трамбовкой нужно пройтись по всей площади выкопанной ямы, следя за тем, чтобы не осталось нигде места, не стукнутого трамбовкой. Если плотность грунта не нарушена, трамбовка будет оставлять на грунте следы одинаковой глубины, если в каком-то месте грунт будет рыхлым, трамбовка в этом месту уйдет в грунт гораздо глубже.
В этом случае место с рыхлой почвой нужно как можно тщательнее уплотнить, 3-4 раза пройдясь по нему трамбовкой, засыпать получившееся углубление землей и снова уплотнить. Эту операцию надо делать, пока дно ямы не станет ровным.
На дно ямы насыпаем слой мелкого гравия толщиной 5 см. Эту гравиевую подушку обязательно нужно сделать для того, чтобы в будущем уберечь от образования трещин. Дело в том, что при такой глубине зимой почва под бетонной площадкой будет промерзать.
Если залить площадку прямо по голой земле, то годовые циклы замерзания-оттаивания будут снизу разрушать бетон, и через 5-6 лет, может, немного больше, ваша монолитная бетонная подготовка перестанет быть монолитной.
Заливайте бетоном от дальнего края, соблюдая при этом уклон. Желательно, чтобы этот процесс занял как можно меньше времени.
Теперь нужно сделать устройство (опалубку) для заливки бетона. По всем четырем углам выкопанной ямы забиваем в землю деревянные колышки. К ним прибиваем доски. Каждую из трех сторон посредине доски усиливаем еще одним деревянным колышком и со стороны гаражных ворот с обеих сторон усиливаем еще одним деревянным колышком.
Опалубку нужно выставить таким образом, чтобы со стороны гаражных ворот она была на уровне порога, а со стороны, удаленной от гаражных ворот – на уровне земли. Поднимать с этой стороны ее не надо, поскольку даже небольшой выступ над поверхностью земли будет раздроблен под тяжестью колес въезжающего и выезжающего автомобиля буквально за пару недель, а если это произойдет, целостность бетона будет нарушена, а как следствие – пойдет дальнейшее разрушение целостности бетона.
Заливка
Теперь пришло время засыпать крупный гравий. Засыпаем слой гравия высотой 5 см. Он послужит для того, чтобы сделать устройство арматурного каркаса, который обязательно нужно установить в бетонную плиту, чтобы она была долговечней.
Пришло время сделать арматурный каркас. В качестве арматуры лучше использовать сетку из нержавейки с диаметром проволоки не менее 2,5 мм. Сетку размещаем так, чтобы она не доставала до опалубки 5-8 см. Здесь есть тонкость: сетку нужно разместить в два слоя: один поперек, второй вдоль, и связать на пересечениях проволокой. Сверху насыпаем и выравниваем еще один 5 см слой гравия.
Теперь можно приступить к заливке цементным раствором. Для этой цели подойдет бетон не ниже марки М400. Этого достаточно, чтобы выдерживать вес автомобиля. Соотношение цемента и песка в растворе должно быть 1:1 – на ведро цемента – ведро песка. Следует заметить, что песок должен быть чистым, без глиняных примесей. Засыпаем цемент и песок в бетономешалку, добавляем необходимое количество воды и, перемешивая, доводим до нужной консистенции.
Обычно все советы по приготовлению бетонного раствора сводятся к тому, что готовый раствор должен быть достаточно густым. Но это не про наш случай. Если готовить по такой технологии, то в цементно-песчаную смесь нужно добавлять щебень и готовить классический бетон, а потом заливать им опалубку. Это и по времени дольше, и тяжело даже чисто физически. Наш раствор на вид должен быть как не очень густой кисель и иметь равномерную консистенцию, чтобы он смог просочиться между щебенкой и сцементировать ее в единый монолит.
Площадку начинаем заливать с дальнего края от расположения бетономешалки. При заливке соблюдаем заданный уклон. При этом чем меньше по времени будет продолжаться процесс заливки, тем прочнее впоследствии будет стяжка. После завершения заливки необходимо правилом выровнять неровности, а при необходимости – снять излишки цементного раствора, и устройство площадки закончено. Теперь осталось только дождаться, когда бетон наберет прочность, чтобы смело начать ее эксплуатировать.
Инструменты для устройства:
- лопата штыковая;
- лопата совковая;
- пила-ножовка;
- топор;
- молоток;
- бетономешалка;
- ведро;
- кельма;
- плоскогубцы;
- правило.
Устройство для выезда со двора ничем не отличается от описанного, только при этом не нужно делать наклон. Желаю вам долговечной службы бетонных площадок и отсутствия грязи на вашей даче!
строительство, бетонирование в России и СНГ
Бетонные дороги появились в Европе и США достаточно давно, но широкого распространения в России они не получили. Это связано с дороговизной технологии и массой сложностей на этапе строительства. Однако при обустройстве частных площадок и подъездов к домам подобное решение является достаточно интересным.
Преимущества и недостатки
Дорога из бетона имеет как достоинства, так и недостатки. К положительным сторонам относят следующие пункты:
- Бетонные сооружения обладают высокой прочностью и не нуждаются в ремонте. Заявленный срок службы превышает 40 лет. Для сравнения, асфальтовое покрытие прослужит только 10 лет.
- Перемещаясь по дороге из бетона, транспортные средства расходуют меньше топлива. Подобная особенность обусловлена тем фактом, что при движении тяжелой спецтехники бетон не деформируется.
- Покрытие не боится агрессивных воздействий и климатических изменений. Оно демонстрирует высокую устойчивость к сильным осадкам или резким скачкам температуры.
- Защита окружающей среды от вредных выбросов. Поскольку расход горючего при езде по бетонной дороге сокращается, число выбрасываемых в атмосферу выхлопных газов тоже уменьшается.
Еще к плюсам дорог из бетона относят экономичный расход природных ресурсов. В качестве исходного сырья для производства материала используется известняк, а не нефть. Однако, кроме достоинств, у технологии есть и минусы.
Среди них:- Дороговизна. Покрытие из бетона стоит намного дороже, чем асфальтовый вариант.
- Сложности ремонта дорожных покрытий. В случае повреждения основания понадобится замена целой бетонной плиты.
- Вероятность скольжения. При сильных осадках поверхность становится скользкой.
Отличие асфальта и бетона
Недолговечность асфальта перед бетоном обусловлена следующими особенностями:
- Асфальт производится на основе песка, щебня и минеральных добавок, а в качестве связующего компонента используются битумные полимеры.
- Изготовление бетона подразумевает использование песчано-гравийной смеси, которая состоит из цемента и присадок.
Основное отличие двух покрытий — тип вяжущих элементов в составе. В отличие от цементной смеси битумное сырье не обеспечивает монолитного соединения и может проседать под воздействием больших нагрузок или просадки почвы. Бетон лишен таких недостатков.
Структура дорожного полотна
Начиная строительство бетонных дорог, нужно разбираться в особенностях структуры полотна. Оно включает в себя такие слои:
- Подстилающий. Состоит из дренажного щебня и песка, который компенсирует нагрузки с нижней и верхней части.
- Укрепляющий. Для изготовления этого слоя используют бетон низкой марки. Он предназначается для связки подсыпки.
- Основной слой. Производится на основе бетона.
Если выполняется обустройство автомобильных магистралей, по которым ездят тяжелые транспортные средства, принято использовать ненапряженный и напряженных железобетон с усиленным армированием. Наличие металлических элементов предотвратит деформацию камня под воздействием интенсивных нагрузок.
Для реализации частных задач и организации полотна на почве с высоким размещением грунтовых вод выполняется комплексная гидроизоляция полотна. В качестве этой основы используется рубероид. Он препятствует намоканию бетона и защищает камень от коррозийных процессов.
Как рельеф местности влияет на строительство
Бетонное покрытие дороги создается по разным технологиям. Если его делают в гористой местности, то оно должно полностью повторять рельеф. При возведении автомобильных магистралей поверхность выравнивается. Если имеются впадины, они засыпаются, а холмы срезаются. Мосты и тоннели делаются ровными без крутых поворотов.
Материалы для устройства полотна из бетона
В качестве основного материала для организации дорожных покрытий используется бетон марки М400. Его прочностные свойства обеспечивают максимальную устойчивость к большим нагрузкам от грузового и легкового транспорта.
Бетонный раствор создается на базе водостойкого портландцемента и воды. Еще в состав вносят пластифицирующие добавки, которые поднимают гидрофобность и прочность, а также щебень (5 частей) и песок (2 части).
Для бетонирования целесообразно использовать готовый заводской материал, поскольку даже маленькая площадка требует большого количества раствора, который заливается порциями.
Используемые для дороги материалы отличаются эксплуатационными свойствами в зависимости от нагрузок и способа укладки.
Технология использования плит
Производство дорожных плит выполняется по особой технологии в такой последовательности:
- Создание температурных швов.
- Обустройство подстилочного слоя.
- Уплотнение слоя.
В первую очередь необходимо сделать температурные швы, разделив секции для заливки. Все пустоты заполняются картоном или мягкой древесиной, которая поглощает энергию. Гидроизоляционный слой устанавливается на глубине 40-50 мм с помощью герметичного вещества. Оно будет препятствовать проникновению мусора или камней под покрытие, которые могут разрушить его.
При отсутствии резких климатических изменений между швами выдерживают дистанцию в 20-30 м. Степень прочности длинных плит составляет 50%, а коротких — 85%. Прочностные показатели оцениваются по устойчивости покрытия к появлению трещин.
Стальные элементы пропускаются через боковые грани специальным механизмом. Две дорожные полосы должны обладать шириной от 6 до 9 м. Еще между ними фиксируется усадочно-температурный шов, который исключает образование трещин.
На следующем этапе устанавливается подстилочный слой, который закрывается гидроизоляцией и увлажняется. Бетон нужно заливать за один прием, поскольку раствор недолговечный. Разбавлять состав водой не разрешается, поскольку она портит начальные эксплуатационные характеристики материала.
Заводской материал доставляется к стройплощадке прямо с завода, где производится замес. После выгрузки смеси задействуется специальная техника с лопастями, которые выполняют выравнивание поверхности. Каждый слой должен тщательно прорабатываться, чтобы сохранять одинаковую плотность. При использовании арматуры нужно заливать слой по 40 мм, а потом закреплять сетку и опалубку.
На последнем этапе производится уплотнение бетона с помощью вибрационного оборудования. Степень пластичности зависит от подвижности. Если бетон затвердеет, его нужно полить водой для предотвращения трещин. Потом наносится слой песка и закрепляется мешковина, препятствующая испарениям.
Строительство
Любая бетонная дорога строится в несколько этапов. Чтобы покрытие было максимально качественным, необходимо разбираться в специфике всех мероприятий и пошаговом руководстве.
Подготовка грунта
Для начала следует провести подготовительные работы, связанные с обработкой земли. Они начинаются после составления проекта и получения результатов геологического исследования региона. В таком случае бетонирование будет осуществляться горизонтальным образом с изъятием небольших холмов.
При обустройстве крупной автомагистрали плодородную почву нужно снять в полном объеме. А если нужно организовать подъезд к дворам, достаточно изъять 15-20 см почвы. Созданную подушку нужно уплотнить катком и массивным виброуплотнителем.
На подготовительном этапе важно позаботиться о наличии системы дренажа, которая будет эффективно отводить грунтовую и дождевую воду. Для этого создается небольшой уклон от 2 до 4 градусов, а в боковой части полотна фиксируются бетонные желоба или делаются откосы.
Укладка подстилочного слоя
Дальше выполняется организация песчаной подушки. Ее толщина может варьироваться от 20 до 40 см. Некоторые компании исключают этот этап, однако наличие подстилки способствует улучшенному дренажу и предотвращает размытие почвы при отрицательных температурах.
Еще такой слой обязателен для дороги, которая сооружается на глиняной, торфяной или другой почве, не пропускающей влагу. Нередко подстилку засыпают крупными камнями и гравием, а потом выравнивают катком.
В процессе выравнивания поверхности нужно помнить о запроектированных уклонах. Каменную засыпку дополнительно укрепляют цементным раствором или гранулированным шлаком с негашеной известью и золой.
Монтаж опалубки и армирование
Чтобы соорудить опалубку, понадобится взять деревянные доски, их высота должна соответствовать высоте заливки смеси и составлять 10-15 см. После выбора оптимальных размеров нужно установить по краям бетона ребра жесткости. Каждая часть опалубки обрабатывается специальным раствором, позволяющим быстро отсоединить ее от застывшего бетона.
К щитам из древесины предъявляют ряд требований по прочности. Если в процессе строительства задействуется спецтехника, лучше делать стальную опалубку. Она обладает увеличенной прочностью и долговечностью. В основе всех элементов лежит подошва с повышенной устойчивостью к большим нагрузкам.
Секции опалубки выставляются в одну линию и надежно закрепляются. Такое условие является обязательным при вибрировании тяжелыми механизмами.
Процесс армирования подразумевает использование металлической сетки с ячейками по 150 мм. Подобный материал предотвратит расширение или деформацию полотна в процессе эксплуатации.
Бетон армируют на этапе заливки, фиксируя металлические элементы на высоте 3-4 см от нижнего уровня. Перед этим материал выравнивается.
Укладка бетонного покрытия
Следующий этап заключается в заливке бетонного раствора по периметру. Действие нужно выполнять за один прием или в несколько этапов в случае проведения армирования.
Поскольку бетон скоро твердеет, его нужно наносить максимально быстро и качественно. В противном случае эксплуатационные свойства материала будут ухудшены. Для обустройства автомобильных магистралей используется заводской бетон, который доставляется на стройплощадку тяжелой спецтехникой.
Раствор выгружается по 1 м³ и разравнивается для получения одинаковой плотности. Специалисты рекомендуют укладывать полотно в 2 ил 3 слоя. Для уплотнения смеси используют специальные механизмы и вибрационное оборудование. После обработки одной площадки специалисты переходят к следующей.
При наличии этапа армирования виброприбор размещается в 5-7 см выше верхнего края. Оборудование дополнительно оснащается разравнивающими механизмами. Бетонная смесь должна быть пластичной и подвижной, но не жидкой. В противном случае она будет вытекать через щиты опалубки и станет некачественной.
Нарезка и герметизация температурных швов
Незаменимым этапом работ по обустройству дорог является нарезка и организация деформационных швов. Их устанавливают после получения 50-60% прочности, когда полотно с легкостью выдерживает вес рабочего оборудования и специальной техники.
Еще эти швы компенсируют проблему температурного расширения, защищая покрытие от повреждения в случае сильных морозов. Для распиловки плит используется специальный инструмент, а дистанция между каждой зоной выбирается по проекту. В большинстве случаев толщину монолита нужно умножить на 30.
Уход за дорожным полотном
Для защиты бетонной поверхности от преждевременного разрушения необходимо обеспечить ей правильный уход. Согласно существующим нормам, дорогу можно открывать для общего использования только через 28 суток с момента заливки, поскольку за этот термин раствор набирает заводскую прочность.
Чтобы предотвратить деформацию полотна, его дополнительно обрабатывают полимерами, создающими водонепроницаемую пленку. Однако они ухудшают сцепление колес транспортного средства с дорогой из-за снижения шероховатости. Такая особенность считается негативной для скоростных магистралей, поэтому некоторые компании оставляют поверхность нетронутой. При соблюдении правил подготовки почвы и укладки плиты будут оставаться невредимыми в течение многих лет.
Если на покрытии появляются трещины, необходимо грамотно удалить их. Небольшие нарушения заделываются шпатлевкой, а крупные деформации — бетонным раствором. Однако трещину нужно расчистить и увлажнить.
Если появится разлом, понадобится снять весь участок. Проблема возникает при нехватке уплотнения.
Требования к качеству
Существует ряд требований, которые предъявляются к качеству бетонной дороги. Они определяются типом и свойствами сырья, используемого в процессе замеса. Так, минимальная прочность щебня для финишного покрытия должна составлять не меньше 1200 кг/см², а для подушки — 800-1000 кг/см².
Степень подвижности должна соответствовать уровню 2 см при конусном исследовании. Чтобы предотвратить отклонение от требуемого уровня, рекомендуется добавлять в состав раствора минеральные включения с разной величиной.
Еще бетон должен обладать высокой прочностью на изгиб. Она достигается путем введения пластификаторов и армирования. Качество бетонной дороги регламентируется стандартом СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги».
Этот документ учитывает следующие требования:
- Устойчивость к большим механическим нагрузкам. Точные значения определяются индивидуальными свойствами полотна.
- Исключение трещин после заливки и интенсивного использования. Для предотвращения проблем с растрескиванием необходимо соблюдать технологию монтажа и грамотно выбирать соотношение компонентов в растворе.
- Водостойкость и неуязвимость к воздействиям химических сред. Автомобильные магистрали обустраиваются в разном рельефе и с разным качеством грунтов. Они должны защищаться от разрушительного воздействия воды и обладать хорошей дренажной системой. В противном случае полотно может деформироваться и стать непригодным для эксплуатации.
Покрытие дороги бетоном является популярной технологией, которая широко распространена в разных странах мира. В Москве и других регионах России метод стал использоваться относительно недавно. Однако он продолжает обретать популярность и внедряется в разных областях страны.
Бетонная площадка на даче своими руками
Бетонная площадка на даче – это достаточно простое и эффективное решение для обустройства зоны отдыха или парковочного места для автомобиля. Почему так? Да все просто! Во-первых, её можно сделать своими руками. Во-вторых, данное покрытие будет отличаться хорошими показателями по прочности и надежности. И, в-третьих, стоимость обустройства бетонной площадки будет намного ниже, чем укладка тротуарной плитки или вызов специализированной фирмы для асфальтирования участка. В общем, все говорит о том, что бетонная площадка своими руками – практически идеальное решение для дачи.
Сразу стоит заметить, что предлагаемая бетонная площадка — модульного типа. Т.е. заливаться она будет отдельными сегментами. На это можно возразить, что монолитная плита выглядит намного лучше, да и в обустройстве она попроще. Но с практической точки зрения, модульная бетонная площадка на даче будет надежнее, долговечнее и более адаптивной к окружающей среде.
Только подумайте, что будет с монолитом после нескольких сезонов! Вы и сами прекрасно знаете, что грунт гуляет. И по этой причине нередко даже фундаменты домов трескаются. А что тогда говорить о монолитной плите, которая благодаря подобному воздействию уже через год может вся пойти трещинами. Не заливать же её ниже глубины промерзания почвы, как фундамент для капитального дома? Конечно же, нет. Это дорого и не рационально. Поэтому модульная заливка бетонной площадки является наиболее оптимальной. В этом случае плиты в межсезонье будут гулять друг относительно друга. При этом стоит заметить, что после нескольких лет эксплуатации подобной площадки было замечено, что весной (в сезон активного таяния) плиты разъезжаются друг относительно друга примерно на 2-3см, а уже к летней поре они снова сходятся. Зазор, конечно, остается от 0,5 до 1 см, но это намного лучше, чем потрескавшаяся плита.
Как сделать бетонную площадку на даче
Не будем останавливаться, на том, что выбираем место и расчерчиваем границы. Это и так понятно. Поэтому переходим к самому процессу. Для начала следует убрать верхний слой земли. Достаточно 5-10 см. Далее уплотняем почву. Обычно для этого делают песчаную подушку. В рассматриваемом же случае использовался битый кирпич. В любом случае для уплотнения понадобится трамбовка, с помощью которой утрамбовываем песок или кирпич.
Следующим шагом делаем обрешетку по периметру будущей площадки и разбиваем внутреннее пространство на сегменты. В данном случае габариты площадки 3х1,5м. Ширина одной заливаемой плиты составляет 0,5м. Длина же смежных рядов составляет по 0,5м и 0,75м. Т.е. в первом ряде 0,5м, во втором – 0,75м, в третьем – 0,5м и т.д
На фото выше, как Вы видите, разбивка рядов на сегменты идет через ряд. Это делается для того, чтобы в итоге получить площадку с минимальными зазорами. Далее поймете, как этого добиться.
Теперь заливаем бетоном все несмежные сегменты.
Не забываем армировать каждый отдельный блок.
В итоге получается примерно такая картина:
Когда залитые блоки подсохнут (при хорошей погоде примерно через пару дней), разбираем обрешетку внутри каждого ряда.
Далее заливаем оставшиеся блоки в каждом ряду бетонной площадки и оставляем теперь их подсыхать.
Теперь у нас чередуются залитые и не залитые ряды. Далее надо убрать перемычки между рядами и поставить перемычки в каждом не залитом бетоном ряду, разделяя его на отдельные сегменты. Формируем бетонные блоки аналогично рассмотренному выше способу.
В итоге получается вот такая бетонная площадка на даче:
Как видно, внешне она выглядит очень достойно. Главный её недостаток состоит в том, что подобная бетонная площадка своими руками требует гораздо больших трудозатрат от исполнителя, нежели заливка монолитной плиты. Но, поверьте, это того стоит!
7,126 просмотров всего, 3 просмотров сегодня