Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 5: Зодчество средневековой Руси XIV — XVI вв.
АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ
ЧАСТЬ ПЯТАЯ
Во время монгольского периода нашей истории развитие архитектуры Руси было надолго прервано.Некоторым исключением была лишь Новгородская боярская республика, расцвет могущества которой и соответственно расцвет новгородского зодчества пришлись на вторую половину XIV века.
Эталонной для новгородской архитектуры этого времени является церковь Федора Стратилата на Ручью (Новгород), построенная в 1360 — 1361 годах (пристройка и колокольня относятся к XVII веку, но стиллистически соответствуют зданию храма):
Не менее интересна как образец северо-западной русской архитектуры XIV века одноапсидная и однокупольная церковь с характерными для новгородского зодчества скатами — храм Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.):
Каменное строительство в новом политическом центре Северо-восточной Руси — Московском княжестве началось в первой половине XIV века при Иване Даниловиче Калите, который использовал его для того, чтобы придать своему княжеству и его столице статус не только политической (это в значительной степени зависило от Орды), но и духовной столицы Руси. Тем, кто знает русскую историю этого времени, известно, что Ивану Калите это удалось сделать.
Сначала в Москве просто копировалась владимиро-суздальская архитектура домонгольского периода. Так, первый Успенский собор Московского кремля был построен в 1326 — 1327 годах по образцу Георгиевского собора Юрьева-Польского (см.: часть четвертую настоящего архитектурного ликбеза).
В том же стиле строились и другие памятники раннего московского зодчества.
Например, собор Успения Пресвятой Богородицы в Звенигороде, построенный на рубеже XIV — XV веков удельным московским князем Юрием Дмитриевичем, младшим братом великого князя Московского Василия I:
Но уже в конце XV века в связи с резким политическим и экономическим усилением Московского княжества при Иване III Великом, а также осознанием московскими государями своего особого положения в православном христианском мире (надеюсь, теологическая теория псковского книжника Филофея «Москва — третий Рим», всем известна?), начинается стремительный подъем московской архитектуры, все еще ориентирующейся на владимиро-суздальские образцы, но постепенно начинающей обретать собственные характерные черты.
Вне всякого сомнения, огромная роль в этом принадлежит итальянским зодчим Аристотелю Фиораванти и Алевизу Новому (Фрязину), которыми были построены два самых главных собора Московского кремля — Успенский и Архангельский.
И если Успенский собор (1475 — 1479) строился Аристотилем Фиораванти в качестве подобия одноименного кафедрального собора бывшей столицы — Владимира,
Успенский собор в XIX веке
(картина английского художника Генри Чарльза Брюэра):
то уже в Архангельском соборе, сооруженном Алевизом Фрязином в 1505 — 1509 годах, очевидны мотивы архитектуры итальянского Возрождения, такие как ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах и многопрофильные карнизы.
Построенный в 1484 -1489 годах псковскими мастерами великолепный Благовещенский собор являлся как бы примером переходного этапа от копирования шедевров владимиро-суздальской архитектуры к особенному московскому архитертурному стилю, сформировавшемуся под сильнейшим влиянием итальянской архитектурной традиции эпохи Ренессанса.
Впрочем, судите сами:
В сооружениях гражданской архитектуры Москвы конца XV века также видно влияние итальянской школы.
Лучшим примером здесь может являться знаменитая Грановитая палата — главный приемный зал великокняжеского дворца, в котором проходили собрания Боярской думы и заседания Земских соборов.
И в этом нет ничего удивительного, поскольку она была построена итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Солари (в 1487 — 1491 годах). Даже само название этого памятника отсылает нас к итальянской архитектуре эпохи Возрождения: восточный фасад палаты, отделанный так называемым «бриллиантовым» рустом, повторяет отделку, например, Алмазного дворца в Ферраре:
Влияние итальянской архитектуры очевидно и во внешнем облике крепостных стен русских крепостей этого времени. Например, стен Тульского кремля (1514 — 1520 гг.), поразительно похожих и на стены Московского кремля, и на крепости северной Италии XIV — XV веков.
Тульский кремль:
Замок Кастельвеккио и мост Скалигеров в Вероне:
В середине XVI века в русскую архитектуру, которая, несмотря на несомненное итальянское влияние, в целом продолжает традиции предыдущих веков, проникает форма «шатра», очевидно заимствованную из древнерусского деревянного зодчества.
Шатровая архитектура средневековой Руси, расцвет которой пришелся на XVI — первую половину XVII века, как я думаю, заслуживает отдельной части нашего архитектурного ликбеза.
Именно этой теме будет посвящена следующая — шестая часть.
Продолжение следует…
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.
Искусство средневековой Руси
Цели и задачи:
- Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в русской культуре и искусстве после принятия христианства
- Дать понятие о православной архитектуре, ее особенностях.
- Познакомить с изобразительным искусством средневековой Руси.
Оборудование: Мультимедийный проектор, изображение храмов: Святой Софии в Киеве, Новгородского Софийского собора, Софии Полоцкой, Десятинной церкви; изображения древнерусских рукописных книг, фрагментов оформления заставок, изображения буквиц…, древнерусские иконы. Мультимедийная презентация по теме.
Организационный момент: сообщение темы урока, целей и задач урока.
Ход урока
Вся культура и искусство средневековой Руси, начиная с X века и до конца XVIIв. Неразрывно связана церковью и христианской верой, которую русский народ вслед за своими византийскими учителями назвал православной, т.е. правильной
Сегодня мы рассмотрим не исторические события, связанные с принятием христианства, а обратим внимание на те изменения, которые произошли в культуре и искусстве Руси после ее крещения.
Начиная знакомство с искусством христианской Руси, мы с вами в первую очередь должны определить, какой вид искусства является самым долговечным. Одни считают, что это письменность. Другие, что изобразительное искусство, а вот ученые утверждают, что самые долговечные творения рук человеческих – это архитектурные сооружения. Именно по архитектурным сооружениям можно проследить, какими материалами, какими техническими приемами пользовались древние строители, как украшали свои постройки …
С принятием православия на Русь пришел и новый стиль строительства. Посмотрите не фотографии церквей назовите что в них общего ( у всех есть купола, кресты на куполах, в плане храмы тоже имеют крест, они построены их камня). Все верно – таким образом. Можно сделать вывод, новые постройки возводились по единому принципу – крестово-купольное каменное зодчество. В это время храмы строили мастера греки, приезжавшие из Византии целыми артелями.
Первая церковь, возведенная в Киеве, была посвящена Святой Богородице и в народе называлась Десятинной, т.к. князь Владимир сам отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание и велел всем верующим делать то же самое.
Десятинная церковь сыграла выдающуюся роль в культуре Руси. При ней была собрана богатейшая библиотека, монахи работали над составлением летописания и жития святых. Церковь простояла два века и была разрушена монголо-татарскими завоевателями.
Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством Ярославом Мудрым самого величественного и значимого русского храма – собора святой Софии в Киеве. (София – премудрость Божья).
По преданию собор возвели на том самом месте, где стояла маленькая церковь построенная прабабкой Ярослава Мудрого – княгиней Ольгой.
Киевский собор относится к типу пятинефных крестово-купольных храмов, типичных для византийской архитектуры. Стены собора выложены их плоского кирпича – плинфы на розовом известковом растворе. Первоначально храм венчали 25 куполов, 13 из которых имели световые барабаны. Число глав ( купалов) в древнерусской архитектуре имело глубокий символический смысл (Ребята, как вы считаете что символизировали 13 куполов венчающих храм ?) Двенадцать куполов напоминают об апостолах (учениках Иисуса Христа), купол находящийся в центре символизирует самого Христа.
Пространство под куполом представляло собой огромный крест, в центре которого большое мозаичное панно с изображением Христа Вседержителя на фоне темного неба. На стене центральной аспиды строгая и сосредоточенная фигура Божьей матери. Ее руки подняты вверх в непрерывном молении, вишневый цвет ее одеяния символизирует страдание.
Мозаичные украшения покрывают стены храма и как много веков назад они ярки и нарядны, т.к. состоят из кусочков смальты (цветного стекла и самоцветных камней).
Одиннадцатый век называют веком Трех Софий. Одновременно один за другим строились храмы святой Софии в Новгороде и Полоцке. Хотя они и возводились по образцу “старшей сестры” местные строительные особенности преобразили их до неузнаваемости.
На этой фотографии вы видите храм Святой Софии новгородской, к сожалению, Полоцкая София была полностью разрушена в 13 веке.
Таким образом, архитектура киевской Руси впитала в себя все лучшее, что было придумано в Византии. Россия стала талантливой ученицей и спустя всего несколько десятилетий во всех русских городах появились русские храмы.
Книги.
Первые книги, созданные на Руси, были рукописными и относятся к концу 9 века. Книги на Руси всегда считались большой ценностью. Их берегли, украшали бесценными росписями и миниатюрами, драгоценными металлами и самоцветными камнями. Вот так выглядели книги 9-15 веков. Стоимость таких книг, часто была сравнима с заработком ремесленника за несколько лет, а то и десятилетий. Обратите внимание на яркость рисунков в этих книгах. Эту же яркость древние краски сохранили и до наших дней, будто их изготовили вчера. Даже современным типографиям не всегда удается изготовить книги с такими яркими и долговечными рисунками.
Изобразительное искусство
Изобразительное искусство средневековой Руси представлено главным образом иконописью. Икона – это священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых, ангелов, событий священной истории. Согласно учению церкви, икона это зримое символическое изображение Бога.
По преданию первое изображение Христа появилось еще при его земной жизни и названо нерукотворным образом т.к. возникло при соприкосновении ткани (полотенца) с лицом Христа. В сказаниях говорится, что царь одной страны заболел проказой и послал своего слугу к Иисусу Христу с просьбой придти в город или разрешить написать с него портрет. В ответ на просьбу, Христос омыл свое лицо водой приложил к нему полотенце и лик чудесным образом отпечатался на нем. Получив нерукотворный портрет ,царь выздоровел. Главные изображения в христианском искусстве это образы Христа, Богоматери, святых…
Иконы писались и пишутся на специально подготовленных досках — липовых или сосновых, темперными красками замешанными на яичном желтке, что позволяет краскам сохранять долгое время яркость и прочность. После высыхания краски иконы, покрываются специальным лаком – олифой, что защищает иконы от сырости. В древности этот лак играл с иконами злую шутку. После нескольких десятков лет они темнели, изображение на них пропадало. Такие иконы считались непригодными и их с молениями пускали по реке ликом вверх или выносили на перекресток и после молебна сжигали. Иногда иконы с потемневшим изображением записывали новым ликом, тем самым сохраняя предыдущее изображение.
Написание икон тоже не было простым делом. Вначале художники спрашивали разрешения у священников на написание иконы, выдерживали длительный пост, каялись в грехах, долго молились, прося помощи у Господа Бога и только потом, приступали к работе. Самыми знаменитыми иконописцами средневековой Руси были Феофан Грек, Андрей Рублев, Симон Ушаков, которые не только создавали иконы, но и расписывали храмы.
В 11 веке по всей Руси стали появляться иконописные школы. Их насчитывалось несколько десятков, самыми знаменитыми стали — Новгородская, Псковская, Ярославская, Московская, Сибирская, Устюжская, Строгановская.
Заключительная часть урока:
Сегодня мы говорили о изменениях произошедших в искусстве и культуре средневековой Руси после принятия христианства. Я предлагаю проверить свои знания и решить кроссворд.
- Богочеловек (Христос)
- Вера (религия)
- Церковь, на содержание которой князь Владимир отдавал десятую часть своего дохода. (Десятинная)
- “Божья премудрость” (София)
- Материал для создания мозаики. (смальта)
- Панно, выполненное из цветного стекла и самоцветных камней. (мозаика)
- Самый долговечный вид искусства. (архитектура)
- Имя греческого художника жившего в России и работающего в иконописном жанре. (Феофан)
- Главный жанр изобразительного искусства средневековой Руси. (Иконопись)
- Что символизирует бордовый плащ Богородицы. (Страдание)
- Столица Руси в 10 веке. (Киев)
- Лак, которым покрывали иконы. (Олифа)
Древнерусские книги
Древнерусская архитектура — это… Что такое Древнерусская архитектура?
Русская архитектура следует за традицией, корни которой были установлены еще в Византии, а затем в Восточном Славянском государстве Киевская Русь. После падения Киева, российская архитектурная история продолжалась в княжествах Владимира-Суздаля, и Новгороде, и последующих государствах — Московского Царства, Российской империи, Советского Союза, и современной Российской Федерации.
Средневековая Русь (988—1230)
Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России (РПЦ), расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области. Основан в XIV веке преподобным Сергием Радонежским. Многочисленные архитектурные сооружения Троице-Сергиевой Лавры выстроены лучшими зодчими страны в XV—XIX вв. Ансамбль монастыря включает более 50 зданий различного назначения.
Золотые ворота во Владимире — были воздвигнуты в 1164 и реконструированны в 1795.
Церковь Покрова́ на Нерли (Покров на Нерли, XII век) — храм во Владимирской области России, выдающийся памятник владимиро-суздальской школы, считается одним из самых совершенных храмов России.
См. также: Список сохранившихся древнерусских архитектурных сооружений домонгольского периода
Средневековое государство Киевской Руси было предшественником современных государств России, Белоруссии, и Украины и их соответствующих культур, включая архитектуру.
Большие церкви Киевской Руси построенные после принятия Христианства в 988, были первыми примерами монументальной архитектуры в Восточных Славянских странах.
Архитектурный стиль государства Киевской Руси быстро утвердился под влиянием Византийского. Ранние Восточные Ортодоксальные церкви были главным образом сделаны из дерева, с самой простой формой церкви, которая известна под названием cell church. Главные соборы имеют множество маленьких куполов, что привело некоторых историков искусства к предположению, что это — признак того, на что должны были быть похожи языческие Славянские храмы.
Софийский собор в Новгороде (1044—1052), с другой стороны, выражал новый стиль, который проявил сильное влияние на русскую церковную архитектуру. Его строгие толстые стены, маленькие узкие окна, и защищенные шлемом купола имеют много общего с романской архитектурой Западной Европы.
Дальнейший отход от Византийских моделей очевиден в последующих соборах Новгорода: Николо-Дворищенский собор (1113 год), Рождественский собор Антониева монастыря (1117-19 годы), и Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 год).
Светская архитектура Киевской Руси едва ли сохранилась. До двадцатого столетия, только Золотые Ворота Владимира, несмотря на большие восстановительные работы восемнадцатого столетия, могли быть расценены как подлинный памятник предмонгольского периода. В 1940-ых, археолог Николай Воронин обнаружил хорошо сохранившиеся остатки дворца Андрея Боголюбского в Боголюбово (1158—1165).
Эпоха Российской империи
После того как Россия становится империей, все монархи, начиная с Петра I и заканчивая Николаем II, начинают возводить дворцы по требованиям европейской архитектуры того времени. 16 мая 1703 года Петр Великий приказывает заложить крепость на острове Заячьем в дельте реки Нева. Крепость он повелел назвать Санкт-Питер-Бурх, названная позднее Петропавловской. С этого времени начинается активная застройка вокруг крепости. Строятся разные дворцы, соборы, палаты, разбиваются сады, возводятся арки, памятники, колонны.
Отечественная война 1812 года явилась поворотным этапом для развития архитектуры и градостроительства Москвы. Во время пожара сгорели почти все деревянные застройки, значительный урон нанесен каменным зданиям.
См. также
Литература
- «Architecture: Kievan Rus and Russia» in Encyclopædia Britannica (Macropedia) vol. 13, 15th ed., 2003, p. 921.
- William Craft Brumfield, Landmarks of Russian Architecture: A Photographic Survey. Amsterdam: Gordon and Breach, 1997
- John Fleming, Hugh Honour, Nikolaus Pevsner. «Russian Architecture» in The Penguin Dictionary of Architecture and Landscape Architecture, 5th ed., [1966] 1998, pp. 493—498, London: Penguin. ISBN 0-670-88017-5.
- Russian art and architecture, in The Columbia Encyclopedia, Sixth Edition, 2001-05.
- Encyclopædia BritannicaWestern architecture retrieved 12 August 2005
- About.com feature on Russian architecture retrieved 12 August 2005
- Grove Art Online articles on Russian architecture Oxford University Press 2005 retrieved 12 August
- Russian Life July/August 2000 Volume 43 Issue 4 «Faithful Reproduction» an interview with Russian architecture expert William Brumfield on the rebuilding of Christ the Saviour Cathedral
- William Craft Brumfield, A History of Russian Architecture. Seattle and London: University of Washington Press, [1993] 2004. ISBN 0-295-98393-0
Ссылки
Австрия | Азербайджан¹ | Албания | Андорра | Армения¹ | Белоруссия | Бельгия | Болгария | Босния и Герцеговина | Ватикан | Великобритания | Венгрия | Германия | Греция | Грузия | Дания | Ирландия | Исландия | Испания | Италия | Казахстан¹ | Кипр¹ | Латвия | Литва | Лихтенштейн | Люксембург | Македония | Мальта | Молдавия | Монако | Нидерланды | Норвегия | Польша | Португалия | Россия¹ | Румыния | Сан-Марино | Сербия | Словакия | Словения | Турция¹ | Украина | Финляндия | Франция | Хорватия | Черногория | Чехия | Швейцария | Швеция | Эстония
Зависимые территории: Акротири и Декелия | Аландские острова | Гернси | Гибралтар | Джерси | Остров Мэн | Фарерские острова | Шпицберген | Ян-Майен
Непризнанные и частично признанные государства (де-факто независимые): Абхазия | Косово | Нагорно-Карабахская Республика | Приднестровье | Южная Осетия
¹ В основном в Азии
Азербайджан | Армения | Афганистан | Бангладеш | Бахрейн | Бруней | Бутан | Восточный Тимор | Вьетнам | Грузия | Египет¹ | Израиль | Индия | Индонезия | Иордания | Ирак | Иран | Йемен | Казахстан² | Камбоджа | Катар | Кипр | Киргизия | КНР | КНДР | Республика Корея | Кувейт | Лаос | Ливан | Малайзия | Мальдивы | Монголия | Мьянма | Непал | ОАЭ | Оман | Пакистан | Россия² | Саудовская Аравия | Сингапур | Сирия | Таджикистан | Таиланд | Туркмения | Турция² | Узбекистан | Филиппины | Шри-Ланка | Япония
Другие территории: Абхазия | Гонконг | Западный берег реки Иордан | Китайская Республика | Нагорно-Карабахская Республика | Сектор Газа | Турецкая Республика Северного Кипра | Южная Осетия
- ¹ В основном в Африке ² Частично в Европе
Wikimedia Foundation. 2010.
Древнерусская архитектура — это… Что такое Древнерусская архитектура?
Русская архитектура следует за традицией, корни которой были установлены еще в Византии, а затем в Восточном Славянском государстве Киевская Русь. После падения Киева, российская архитектурная история продолжалась в княжествах Владимира-Суздаля, и Новгороде, и последующих государствах — Московского Царства, Российской империи, Советского Союза, и современной Российской Федерации.
Средневековая Русь (988—1230)
Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России (РПЦ), расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области. Основан в XIV веке преподобным Сергием Радонежским. Многочисленные архитектурные сооружения Троице-Сергиевой Лавры выстроены лучшими зодчими страны в XV—XIX вв. Ансамбль монастыря включает более 50 зданий различного назначения.
Золотые ворота во Владимире — были воздвигнуты в 1164 и реконструированны в 1795.
Церковь Покрова́ на Нерли (Покров на Нерли, XII век) — храм во Владимирской области России, выдающийся памятник владимиро-суздальской школы, считается одним из самых совершенных храмов России.
См. также: Список сохранившихся древнерусских архитектурных сооружений домонгольского периода
Средневековое государство Киевской Руси было предшественником современных государств России, Белоруссии, и Украины и их соответствующих культур, включая архитектуру.
Большие церкви Киевской Руси построенные после принятия Христианства в 988, были первыми примерами монументальной архитектуры в Восточных Славянских странах.
Архитектурный стиль государства Киевской Руси быстро утвердился под влиянием Византийского. Ранние Восточные Ортодоксальные церкви были главным образом сделаны из дерева, с самой простой формой церкви, которая известна под названием cell church. Главные соборы имеют множество маленьких куполов, что привело некоторых историков искусства к предположению, что это — признак того, на что должны были быть похожи языческие Славянские храмы.
Софийский собор в Новгороде (1044—1052), с другой стороны, выражал новый стиль, который проявил сильное влияние на русскую церковную архитектуру. Его строгие толстые стены, маленькие узкие окна, и защищенные шлемом купола имеют много общего с романской архитектурой Западной Европы.
Дальнейший отход от Византийских моделей очевиден в последующих соборах Новгорода: Николо-Дворищенский собор (1113 год), Рождественский собор Антониева монастыря (1117-19 годы), и Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 год).
Светская архитектура Киевской Руси едва ли сохранилась. До двадцатого столетия, только Золотые Ворота Владимира, несмотря на большие восстановительные работы восемнадцатого столетия, могли быть расценены как подлинный памятник предмонгольского периода. В 1940-ых, археолог Николай Воронин обнаружил хорошо сохранившиеся остатки дворца Андрея Боголюбского в Боголюбово (1158—1165).
Эпоха Российской империи
После того как Россия становится империей, все монархи, начиная с Петра I и заканчивая Николаем II, начинают возводить дворцы по требованиям европейской архитектуры того времени. 16 мая 1703 года Петр Великий приказывает заложить крепость на острове Заячьем в дельте реки Нева. Крепость он повелел назвать Санкт-Питер-Бурх, названная позднее Петропавловской. С этого времени начинается активная застройка вокруг крепости. Строятся разные дворцы, соборы, палаты, разбиваются сады, возводятся арки, памятники, колонны.
Отечественная война 1812 года явилась поворотным этапом для развития архитектуры и градостроительства Москвы. Во время пожара сгорели почти все деревянные застройки, значительный урон нанесен каменным зданиям.
См. также
Литература
- «Architecture: Kievan Rus and Russia» in Encyclopædia Britannica (Macropedia) vol. 13, 15th ed., 2003, p. 921.
- William Craft Brumfield, Landmarks of Russian Architecture: A Photographic Survey. Amsterdam: Gordon and Breach, 1997
- John Fleming, Hugh Honour, Nikolaus Pevsner. «Russian Architecture» in The Penguin Dictionary of Architecture and Landscape Architecture, 5th ed., [1966] 1998, pp. 493—498, London: Penguin. ISBN 0-670-88017-5.
- Russian art and architecture, in The Columbia Encyclopedia, Sixth Edition, 2001-05.
- Encyclopædia BritannicaWestern architecture retrieved 12 August 2005
- About.com feature on Russian architecture retrieved 12 August 2005
- Grove Art Online articles on Russian architecture Oxford University Press 2005 retrieved 12 August
- Russian Life July/August 2000 Volume 43 Issue 4 «Faithful Reproduction» an interview with Russian architecture expert William Brumfield on the rebuilding of Christ the Saviour Cathedral
- William Craft Brumfield, A History of Russian Architecture. Seattle and London: University of Washington Press, [1993] 2004. ISBN 0-295-98393-0
Ссылки
Австрия | Азербайджан¹ | Албания | Андорра | Армения¹ | Белоруссия | Бельгия | Болгария | Босния и Герцеговина | Ватикан | Великобритания | Венгрия | Германия | Греция | Грузия | Дания | Ирландия | Исландия | Испания | Италия | Казахстан¹ | Кипр¹ | Латвия | Литва | Лихтенштейн | Люксембург | Македония | Мальта | Молдавия | Монако | Нидерланды | Норвегия | Польша | Португалия | Россия¹ | Румыния | Сан-Марино | Сербия | Словакия | Словения | Турция¹ | Украина | Финляндия | Франция | Хорватия | Черногория | Чехия | Швейцария | Швеция | Эстония
Зависимые территории: Акротири и Декелия | Аландские острова | Гернси | Гибралтар | Джерси | Остров Мэн | Фарерские острова | Шпицберген | Ян-Майен
Непризнанные и частично признанные государства (де-факто независимые): Абхазия | Косово | Нагорно-Карабахская Республика | Приднестровье | Южная Осетия
¹ В основном в Азии
Азербайджан | Армения | Афганистан | Бангладеш | Бахрейн | Бруней | Бутан | Восточный Тимор | Вьетнам | Грузия | Египет¹ | Израиль | Индия | Индонезия | Иордания | Ирак | Иран | Йемен | Казахстан² | Камбоджа | Катар | Кипр | Киргизия | КНР | КНДР | Республика Корея | Кувейт | Лаос | Ливан | Малайзия | Мальдивы | Монголия | Мьянма | Непал | ОАЭ | Оман | Пакистан | Россия² | Саудовская Аравия | Сингапур | Сирия | Таджикистан | Таиланд | Туркмения | Турция² | Узбекистан | Филиппины | Шри-Ланка | Япония
Другие территории: Абхазия | Гонконг | Западный берег реки Иордан | Китайская Республика | Нагорно-Карабахская Республика | Сектор Газа | Турецкая Республика Северного Кипра | Южная Осетия
- ¹ В основном в Африке ² Частично в Европе
Wikimedia Foundation. 2010.
Искусство Средневековой Руси
Формирование древнерусской народности относится к периоду 9-10 веков. Оно осуществлялось в процессе ассимиляции славян с балтийскими, угрофинскими, тюркскими и иными племенами. К этому времени относится и появление названий «Русь», «Русская земля».
В истории древнего искусства Руси выделяют 3 основных периода:
1 – время Киевской Руси (конец 10 в. – нач. 13 века) – «домонгольский»
2 – период феодальной раздробленности (13 – 15 века)
3 – период образования Русского централизованного государства (16 -17 века).
Искусство киевской руси
Важнейшим событием этого периода стало крещение Руси в 988 г. Церковь, занявшая центральное место в обществе, способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства, распространению просвещения. Наибольшее влияние на русскую культуру, безусловно, оказали культурные контакты с Византией.
ЛИТЕРАТУРА
Древнейшим памятником литературы Киевского периода является летопись «Повесть временных лет», составленная в самом начале 12 в. монахом Киево-Печерского монастыря — Нестором. В основе летописи лежит погодный (по летам) принцип изложения материала. В составе летописи — легенды о происхождении названий древнерусских городов, рассказы о военных походах русских князей Олега, Игоря, Святослава, Владимира, исторические повести о борьбе наших предков с внешними врагами и т.д.
Величайшим памятником культуры Древней Руси является «Слово о полку Игореве», которое было написано в конце 12 в. неизвестным автором и повествует о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря Святославича на степных кочевников-половцев.
Былины. В Х в., в эпоху становления и укрепления государства, зародился новый эпический жанр — героический былинный эпос. Былины резко отличались от официальных славословий, которые мы находим в летописях. Одним из первых былинных героев стал пахарь Микула Селянинович, вошедший в дружину сына Святослава — Олега, который воевал с варягами (975). Целый цикл богатырских былин народ сложил о другом сыне Святослава — Владимире, активно оборонявшем Русь от печенегов. Его любовно называли Красным Солнышком. Одним из главных героев этого цикла был крестьянский сын, богатырь Илья Муромец, другим — Добрыня Никитич. Во второй цикл вошли былины, связанные с именем князя Всеслава Полоцкого, народного избранника во время восстания 1068 г. Третий цикл богатырских былин воспевал Владимира Мономаха и его борьбу с половцами. Здесь врагами былинных героев являются не полумифические персонажи вроде Соловья-разбойника, а реальные половецкие ханы, нападавшие на пограничное княжество Мономаха: Тугоркан («Тугарин Змеевич»), Итларь («Идолище Поганое»), Шарукан («ШаркВеликан»). Былины пели торжественно и медленно, как гимны мужеству и отваге.
Архитектура
Большинство жилых построек в городах, укреплений, дворцов и церквей в то время строилось из дерева. Наиболее зримым следствием принятия христианства стало появление в русской культуре каменного строительства. Особенно бурно каменное строительство развивается в Киеве, который быстро растет и начинает соперничать с Константинополем. Вместе с Киевом быстро растут и другие города, самыми крупными среди которых были Новгород, Чернигов, Галич, Смоленск, Полоцк, Владимир, Суздаль.
Квинтэссенцией средневековых архитектурных сооружений и на христианском Западе, и на мусульманском Востоке были храмовые постройки. Так было и на Руси. Зодчие стремились выделить церкви среди остальных городских зданий. В северных городах, где фоном были серые бревенчатые дома, церкви делали белоснежными (церковь Покрова на Нерли под Владимиром -1), а в южных городах, где домашние постройки промазывали глиной и белили, церкви оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске). Таким образом, церковные постройки на перекрестках и площадях становились более заметными.
Первым памятником древнерусского каменного зодчества стала церковь Пресвятой Богородицы (2,3), заложенная византийскими мастерами (строилась 7 лет). Князь Владимир пожаловал ей десятую часть своих доходов, и поэтому ее еще стали называть Десятинной. Византийские мастера принесли с собой конструкцию крестово-купольного храма, но первые русские храмы имели свои особенности, которые отличали их от византийских: они имели вместительное помещение для готовящихся к крещению (оглашенных) — притвор. В притворах начиналось богослужение, здесь же имелась крестильная купель. Удлиненный притвор делал храм вытянутым. С трех сторон его окружали галереи – гульбища — дань прежней языческой традиции. Во время нашествия Батыя в 1240 г. церковь Пресвятой Богородицы была разрушена.
Каждая церковь внутри представляла собой помещение, предназначенное для торжественного действия: в восточной, слегка приподнятой, части находился алтарь, около которого происходило богослужение. Остальное пространство церкви заполняли молящиеся, встававшие лицом к алтарю. Князья и их свита находились на хорах (балкон у западной стены), возвышаясь над простым народом, что в примитивной форме отражало классовую структуру. Стены церквей щедро расписывались фресками на библейские и евангельские сюжеты. В куполе храма над световым поясом окон обязательно помещалось огромное изображение Христа-Пантократора «Всевластного» (4), как бы взирающего с неба на молящихся. Когда люди покидали храм, они видели на западной стене как напутствие изображение сцен будущего Страшного суда.
После смерти Владимира Великого в Киеве стал княжить его сын Ярослав Мудрый, который в 1037 г. заложил собор Святой Софии -Божественной Премудрости (5). В этом соборе самобытность древнерусской архитектуры проявилась со всей очевидностью. Софийский собор представлял собой ансамбль сооружений, куда входили митрополичьи палаты и княжеский дворец. Он стал самым выдающимся памятником древнерусского зодчества и единственным собором, у которого не было прообраза в Византии или какой-нибудь другой христианской стране. Композиционно Софийский собор представлял собой также крестово-купольный храм, увеличенный в ширину двумя нефами, а в длину тремя столбами, составивший в плане пятинефный крестово-купольный храм, окруженный с севера, запада и юга двойным рядом галерей — гульбищ — и увенчанный тринадцатью главами. Такое многокупольное завершение — явление чисто русское (Византия такой конструкции не знала), берущее свое начало еще в языческих капищах (круглые площадки для моления, окружённые рвом). По своему внешнему облику София имела ярко выраженную композицию ступенчатой пирамиды. Так, по новому, в Софии отражался образ мира, который принимал всё более иерархическую структуру. В настоящее время наружное оформление церкви выполнено в стилевых формах украинского барокко — изначальный вид стен и древнюю кладку можно видеть на апсидах, где специально сняты многовековые наслоения штукатурки (6).
Софийский собор стал памятником не только зодчества, но изобразительного искусства. Изнутри храм был украшен мозаикой «мерцающей живописью», значительная часть которой сохранилась до настоящего времени (7) В подкупольном пространстве было расположено изображение князя со свитой — живое воплощение власти наместника Бога на земле. Карнизы, парапеты и полог были украшены плитами малиново-фиолетового цвета, напоминавшего пурпур — цвет византийских императоров. Полы были украшены мозаикой. Под самым куполом — образ Христа Вседержителя (Пантократора) (8), окружённого 4 архангелами, подобно торжественной охране величественного византийского императора при торжественном выходе. Это архангелы Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил. Из них сохранился только один, какой сказать трудно, так как изначальных надписи не сохранились (9) . Когда взгляд верующего с изображений князя и Христа обращался вперед, то его ослепляли переливы драгоценной смальты с золотыми листьями, служившей фоном для пятиметровой фигуры Богоматери с воздетыми вверх руками (Оранта— 10) — символа земной церкви, заступницы. Расположенная в конхе центральной апсиды могучая фигура Богоматери Оранты, издревле именуемая «Нерушимой стеной», предстает как непобедимая сила христианской церкви. Ниже помещена «Евхаристия» — сцена совершаемого Христом причащения апостолов вином и хлебом (11), еще ниже располагается частично сохранившийся регистр с фигурами Отцов Церкви — самых авторитетных восточнохристианских мыслителей (12). Когда верующий оборачивался, он снова видел на фреске западной стены восседающего на троне Христа, справа от которого — князь Владимир, князь Ярослав, а слева — княгиня Ольга, и княгиня Ирина, жена Ярослава. Таким образом совершался переход от иерархии небесной к иерархии земной.
Софийский собор являлся местом захоронения киевских князей. Здесь погребены Ярослав Мудрый (саркофаг 13), его сын Всеволод, а также сыновья последнего — Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах.
Кроме Софийского собора в Киеве были построены Ирининский и Георгиевский храмы (14), а также Золотые ворота (15,16), сооруженные в подражание константинопольским вратам. Они представляют собой опирающуюся на мощные пилоны громадную арку, увенчанную надвратной церковью Благовещенья. К середине ХI в. русские зодчие построили в важнейших политических центрах Руси несколько монументальных каменных (кирпичных) храмов: Спасо-Преображенский собор в Чернигове (17), Софийский собор в Полоцке (18) и Софийский собор в Новгороде (19).
Конструктивная схема церковного здания такова. Четыре массивных столба, расположенных по углам квадрата, соединены попарно арками. На арках стоит барабан — цилиндрическая «шея» здания, завершающаяся полусферическим куполом. Вокруг этого центрального каркаса строятся внешние стены здания, принимающие на себя часть тяжести барабана и купола. Наверху они завершаются сводами. В восточной стене делаются выступы для алтаря (апсиды), в остальных стенах — порталы для входа.
Внешне здание выглядит как три геометрические фигуры, поставленные одна на другую: куб — основа; на нем цилиндр; сверху — половина шара. Но эту сухую схему архитекторы разнообразили: волной закомар (торцов сводов) по верху купола, узорчато обрамленными окнами, а в ряде случаев — галереи-гульбища вокруг трех стен церкви на одну треть высоты здания. Широко применялся всевозможный декор: пол внутри церкви вымащивали цветной майоликой (разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури) или мозаикой, а иногда и медными плитами, производившими впечатление золотых.
Кровля была или свинцовой, или медной с позолотой. Золотое кружево обрамляло волнистые закомары, медные врата были покрыты золотой наводкой. Стены снаружи украшались майоликой и частично росписью. Там, где храмы строили не из кирпича, а из белого камня, стены покрывали скульптурными изображениями и резным орнаментом.
На рубеже 12-13 веков общий стиль храмов меняется. Каждый город растет ввысь, появляются трехэтажные и четырехэтажные деревянные постройки, и каменная храмовая архитектура старого типа начинает «тонуть» в общем городском ансамбле. Требовалось поднять ее над городом, найти новые формы. Появились здания с несколькими рядами ступенчатых арок, возносивших купол на значительную высоту. Примерами могут служить две пятницкие (в честь святой Параскевы-Пятницы) церкви в Новгороде (20) и в Чернигове (21), а также храм архангела Михаила в Смоленске (22).
Непревзойденной гармоничностью отличаются белокаменные постройки Владимиро-Суздальской земли, созданные по указанию сыновей Юрия Долгорукого — князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. После перенесения столицы из Киева во Владимир князь Андрей Боголюбский созывал к себе мастеров не только из Византии, но из других земель. С помощью иноземных архитекторов был сперва построен дворцовый ансамбль в Боголюбове (22а, 22б), башня дворца князя Андрея в Боголюбове (23) (где он был убит) и два замечательных собора конца 12 в. — Успенский (24) и Дмитровский (25) (оба во Владимире). А в 1166 г. недалеко от Боголюбовского дворца — один из шедевров древнерусской архитектуры — храм Покрова на Нерли (25а).
В 1185-1189 гг. во Владимире был возведен собор во славу Успения Богоматери (25б). В собор поместили величайшую русскую святыню — икону Владимирской Богоматери, которая, по преданию, была написана евангелистом Лукой и тайно вывезена из Киева Андреем Боголюбским. Это был одноглавый крестово-купольный храм с притвором. После пожара он был восстановлен и стал пятинефным и пятиглавым.
Татарское нашествие на 60 лет прервало развитие русской архитектуры. «Лебединой песней» белокаменного зодчества был Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (26-29), весь от земли до купола покрытый резьбой. Он был достроен в 1236 г., но резьба по камню не была еще завершена: на следующий год полчища Батыя прошли через Суздальскую землю, разрушив собор. В конце XV в. любитель книг, летописей и старины архитектор и скульптор В.Ермолин собрал здание из обломков; благодаря ему оно сохранилось до наших дней.
Искусствоед.ру – Образовательный и культурно-просветительский сетевой ресурс об искусстве и культуре
Просмотры: 19 170
В период складывания и расцвета феодализма на Руси (конец Х–XVII вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и региона имела свои самобытные черты и испытывала влияние соседних земель и государств. Особенно ощутимым было влияние Византии с момента принятия Русью христианства (в 988 г.). Вместе с христианством Русь восприняла традиции античной, прежде всего греческой, культуры.
Важно отметить, что русское искусство периода Средневековья формировалось в столкновении двух укладов – патриархального и феодального и двух религий – язычества и христианства. И как следы патриархального образа жизни еще долго прослеживались в феодальной Руси, так и язычество напоминало о себе почти во всех видах искусства.
Процесс изживания язычества был стихийным, но все-таки делались попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступной людям. Не случайно церкви строились на местах языческих капищ; в церковь проникли элементы народного обожествления природы, а некоторым святым стали приписывать роль старых богов.
Восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, восприняла и определенные основы языка культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко национальные формы.
Опираясь на вековые традиции восточноевропейского искусства, русские мастера сумели создать собственное национальное искусство, обогатить европейскую культуру новыми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка.
В домонгольскую пору политическим и культурным центром русской земли был Киев – «мать городов русских», как называли его в древности современники, сравнивая по красоте и значимости с Константинополем. Росту могущества Киева способствовало его географическое положение на пересечении торговых путей из Скандинавских стран на юг, в Царьград, с запада, из Германии, до Хорезма. При князе Владимире и его сыне Ярославе Киевская Русь стала сильным государством, неизвестным ранее восточным славянам. Русское воинство держало в страхе и византийцев, и хазар. Западные славяне искали с Русью дружбы, германские императоры заключали союзы. Русские князья выдавали своих дочерей замуж за иностранных государей. Так укреплялось международное положение Киевской Руси. Помимо Киева большую роль играли такие города, как Чернигов, Полоцк, лежащий в северных истоках пути «из варяг в греки» Новгород.
Архитектура Х века
Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная черта – монументализм форм. Особое место в нем по праву занимает архитектура. Средневековое русское искусство определялось христианским мировоззрением. До нас дошли далеко не все архитектурные памятники того времени, многие сохранились в искаженном виде, о еще большем числе мы знаем лишь по археологическим раскопкам или по письменным источникам. Но те, что сохранились, естественно, имели культовое назначение. Еще в языческую пору на Руси была развита архитектура, в основном деревянная: издавна славились русские «древодели». Уже после принятия христианства летописец оставил нам свидетельство, что до каменной новгородской Софии на территории Новгородского кремля стоял тринадцатиглавый деревянный Софийский собор, срубленный новгородцами в конце Х в. Вполне возможно, что у восточных славян были свои деревянные рубленые храмы и что эти храмы были многоглавыми. Многоглавие, таким образом, было исконно национальной чертой русского зодчества, воспринятой затем искусством Киевской Руси.
С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма –типичная для греко-восточных православных стран. Крестово-купольной формы храм – прямоугольный в плане, четырьмя (или более) столбами его интерьер делится на продольные (по оси восток– запад) части – нефы (три, пять или более). Четыре центральных столба соединяются арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Подкупольное пространство благодаря окнам барабана залито светом, оно является центром храма. Ячейки, примыкающие к подкупольному пространству, перекрыты цилиндрическими сводами. Все центральное пространство храма в плане образует крест, отсюда название системы подобного храма – крестово-купольная. В восточной стороне интерьера размещаются алтарные помещения – апсиды, обычно полукружиями выступающие на внешней стороне; поперечное пространство в западной части интерьера называется притвором, нартексом. В этой же западной части на втором ярусе располагаются хоры, где находились князь и его приближенные во время богослужения. В экстерьере домонгольского храма отличительной чертой является членение фасада плоскими вертикальными пилястрами без капителей (по-древнерусски –лопатками) на прясла. Полукруглое завершение прясла, форма которого определяется посводным покрытием, называется закомарой.
Наиболее распространенной в строительстве храмов техникой кладки в Киевской Руси была так называемая смешанная – «opus mixtum» – стены воздвигали из более тонкого, чем современный, кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе – цемянке. На фасаде чередовался ряд кирпича с рядом цемянки, и оттого он казался полосатым, что уже само по себе было решением декоративного оформления экстерьера. Часто употреблялась так называемая кладка с утопленным рядом: на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой цемянки в три раза по толщине превосходил слой кирпича. Полосы розовой цемянки и красного кирпича на фасаде, сложно профилированные окна и ниши – все вместе создавало нарядный, праздничный облик здания, иного декоративного убранства и не требовалось.
Церковь Богоматери (Десятинная) в Киеве. 989-996. РеконструкцияСразу после принятия христианства в Киеве был построен храм Успения Богородицы, так называемая Десятинная церковь (989–996) – первый известный нам каменный храм Киевской Руси. Десятинная церковь (князь выделил на ее содержание 1/10 часть своих доходов – отсюда и название) была разрушена во время нашествия монголо-татар, поэтому мы можем судить о ней лишь по остаткам фундамента, некоторым элементам декора и по письменным источникам. Это была большая 25-главая шестистолпная церковь, с двух сторон обнесенная пониженными галереями, что придавало пирамидальный облик всему храму (западная часть имела сложную, до сих пор до конца не выявленную планировку).
Возведенная пришлыми греческими мастерами, церковь представляла собой, судя по летописным сведениям и данным раскопок, базиликально вытянутую трехнефную, трехапсидную шестистолпную постройку с крестовокупольным пространственным ядром и галереями, обходящими ее с трех сторон. С запада помимо нартекса и двух лестничных башен к ней примыкала необычная, довольно обширная пристройка, служившая, скорее всего, местом пребывания в ней во время служб и в другие часы людей, готовящихся к принятию крещения.
Некоторые источники говорят, что храм был увенчан двадцатью пятью главами, но с уверенностью можно утверждать лишь то, что глав было много. Это объяснялось необходимостью освещать обширные хоры, открывающиеся в центральное подкупольное пространство. Круглые мраморные колонны с капителями образовывали два яруса малых тройных аркад, располагавшихся между центральными крестчатыми столбами и поддерживавших хоры, которые помещались над малыми нефами и заходили в боковые апсиды. Благодаря им боковые части церкви приобрели двухэтажную структуру. Столь активное выделение хор, необычное для константинопольской архитектуры того же времени, было определено условиями заказа князя, находившегося здесь во время богослужений вместе с семейством и приближенными.
Кладка стен отличалась декоративностью — за каждым рядом тонкого кирпича-плинфы следовал такой же, но углубленный («утопленный») ряд, сверху затертый слегка подцвеченным известковым раствором. В X веке такую технику использовали артели, работавшие в самом Константинополе.
Пирамидальность, наращение масс – черты, чуждые византийскому зодчеству, возможно, такая ступенчатость была присуща языческим сооружениям, воздвигнутым на территории будущей Киевской Руси. Десятинная церковь была богато «изукрашена»: об этом свидетельствуют фрагменты фресок и мозаик, плит наборного пола, обломки колонн, куски резных капителей и шифера.
Эта обширная церковь, сравнимая по великолепию декора лишь с постройками Константинополя, выполняла функции великокняжеского придворного храма. Есть серьезные основания считать, что образцом для нее послужила церковь Феотокос Фарос, входившая в комплекс императорского дворца, и что выбор образца мог быть определен волей жены Владимира Анны, бывшей сестрой императора Василия II. Со всех сторон храм окружал комплекс дворцовых построек, возведенных одновременно с ним. В целом весь комплекс храма-дворца, где хранилась драгоценная рака с мощами Папы Римского Климента, принесенными Владимиром из Херсонеса, представлял собой подобие обширного святилища, вознесенного над городом, где богослужебные обряды, совершавшиеся на греческом языке, были прочно переплетены с придворным церемониалом.
Архитектура XI века
Собор Святой Софии в Киеве 1037-1040-е г. Вид с востокаОт следующего, XI столетия в Киеве сохранилось несколько памятников, и самый известный из них – София Киевская, главный собор, где происходили церемонии посажения на княжеский стол и поставления на митрополичий престол, построенный сыном Владимира Ярославом Мудрым. Как говорили современники, «Ярослав завершил то, что начал Владимир». София Киевская, как доказано современными исследователями, была построена по единому замыслу в 30– 40-е годы XI в. Несколько позже возникла лишь северная башня.
Собор, заложенный Ярославом в 1037 году, задумывался, строился и украшался уже не как дворцовая церковь, а как главный храм Киевского государства, средоточие его духовной жизни — митрополия. Само посвящение храма Софии Премудрости указывало на преемственную связь с центром всего православного мира — Софией Константинопольской. Весь облик этого грандиозного здания и даже место его расположения говорят о стремлении князя сделать храм центром притяжения для всего народа, недавно еще находившегося за пределами культурной ойкумены.
Киевская София – пятинефный, пятиапсидный, 13-купольный храм. Центральный купол, опирающийся на
Вид на Софийский соборбарабан, прорезанный 12 окнами, и 4 меньшие по размеру главы вокруг него освещают Центральное пространство и главный алтарь, а самые маленькие, боковые 8 глав – боковые пространства и огромные
(площадью около 600 кв. м) хоры. Софийский храм, как и Десятинная Церковь, был обнесен внутренней двухэтажной галереей – гульбищем. К сожалению, Киевская София была перестроена в XVII в., как многие русские храмы на Украине, в духе «украинского барокко», в результате чего исчезла характерная для нее пирамидальность, постепенное наращение масс от галерей к боковым куполам, а от них – к центральному, что определяло облик всего храма.
Смешанная система кладки рядов камня с рядами плинфы и широкого слоя цемянки, тонкие колонки с капителями, подчеркивающие грани средней апсиды, окна и двухступенчатые ниши – все это придавало разнообразие и нарядность экстерьеру собора.
Идея приобщения к христианскому миру новокрещенного народа, введения его в число избранников божьих составляла суть архитектурного замысла храма. В композиции Софийского собора с его крестообразным центральным ядром, с детально продуманной и выстроенной структурой пирамидально возвышающихся объемов и пространственных ячеек, не имеющей аналогов в византийском зодчестве, нашла воплощение фундаментальная для Руси идея объединения множества разновеликих частей в единое целое и распространения света и благодати евангельского слова. Это строгая, хотя и несколько громоздкая иерархическая система представляет своего рода универсальную модель божественного космоса, очищенного от всего преходящего, случайного. В восприятии людей того времени храм был зримым образом неба на земле. Послы киевского князя Владимира Святославича так отзывались о Софии Константинопольской: «…нет на земле такого зрелища и красоты такой. Пребывает там Бог с людьми».
Как и в черниговском соборе, в Софии Киевской единицами торжественного пространственного ритма являются крещатые столбы, пилоны, арки. Но здесь они отодвинуты в глубину, выделяя его центральную трехнефную структуру, делая полностью обозримым светлое крестообразное пространственное ядро храма. Пространство всех компартиментов собора обращено к центральной подкупольной части и как бы вливается в него, обретая здесь пластически определенную форму. Постепенно нарастающий ритм вертикальных членений достигает кульминации при переходе из-под сводов боковых нефов в подкупольную часть собора, раскрывающуюся на всю высоту четырьмя вознесенными к куполу подпружными арками. Ничем не скованное, широко распахнутое во все стороны, оно предстает как наиболее существенный, наиболее активно воспринимаемый элемент архитектурного образа.
Как и в Десятинной церкви, интерьер Софии Киевской был необычайно богат и живописен: хорошо освещенные алтарные помещения и центральное подкупольное пространство украшены мозаикой, столбы нефов, более темные боковые помещения под хорами, стены – фресками. Полы были также мозаичные и из шифера. Особой красотой отличались алтарные преграды и решетки хоров: по византийскому обычаю они были каменными, тончайшей резьбы. Общее впечатление было величественным, необыкновенно торжественным. «Виждь церькви цветуща, виждь кристианство растуще, виждь град иконами святых освещаем, блистающься и тимиямом обьухаем… И си вся видев, возрадуйся», –писал митрополит Иларион в «Слове о Законе и Благодати». В XI в. он часто произносил свои проповеди под сводами Софии.
Архитектура Софийского собора оказала огромное влияние на последующее строительство. На том же митрополичьем дворе были выстроены такие храмы, как церковь Ирины, церковь Георгия, правда, значительно более скромные и по размерам, и по убранству (первая половина–середина XI в.). Митрополичий двор был обнесен кирпичной стеной. «Город Ярослава» был много больше, чем «город Владимира». Он был укреплен по всем правилам средневекового оборонительного искусства: его валы, достигавшие высоты 14 м, тянулись более чем на 3 км. На валах были воздвигнуты деревянные стены. В город-крепость вели несколько ворот. Одни из них, Золотые, представляли собой величественную проездную арку с надвратной церковью. (Сейчас они реставрированы.) Киев XI столетия был достойным соперником Константинополя, или, как его тогда называли на Руси, Царьграда. Бок о бок с византийскими зодчими там работали русские мастера. Постепенно складывалась национальная школа зодчества.
Те же мастера, что строили Софию Киевскую, принимали участие в строительстве Софийского собора в Новгороде, сооруженного в 1045–1050 гг. при князе Владимире Ярославиче в центре кремля. Но
Собор Святой Софии в Новгороде. 1045-1052. Вид с югаНовгородская София проще и лаконичнее по своим формам, как бы сродни новгородскому духу. Это 5-, а не 13-купольный, пятинефный храм, с широкой галереей и лишь одной лестничной башней. Строже и монолитнее не только ее экстерьер, поражающий благородством своих мощных форм, но и интерьер, скромнее его убранство, в котором не было ни мозаик, ни мрамора, ни шифера. Иной и строительный материал: вместо тонкой изящной плинфы используется местный грубый известняк. Кирпич использован лишь в сводах и арках.
Каменный Софийский собор в Новгороде, сменивший сгоревший старый деревянный храм, имевший тринадцать глав, был заложен старшим сыном Ярослава Владимиром в 1045 году. Строительство собора длилось до 1050 года, а освящение состоялось только в 1052-м. В том же году князь Владимир умер и был погребен в основанном им храме. Несмотря на то, что возводили его пришлые мастера, часть из которых могла участвовать в строительстве Софии Киевской, созданное ими сооружение отличается совершенно оригинальными чертами.
Все, что так неторопливо и мерно развивалось в киевском храме, здесь выступает сразу в концентрированном виде. В облике новгородской постройки уже ничто не напоминает о пирамидальной пространственной композиции прототипа, «вторгающейся» в пространство города и формирующей его образ. Более того, ее отличают черты суровой замкнутости, присущие, скорее, крепостным сооружениям. При всей своей обширности, пятинефный новгородский собор, окруженный двухэтажными галереями, предстает как сплоченный и мощный кубообразный архитектурный объем, твердыня. В крутом подъеме стен наоса и галерей, в тесном сближении пяти огромных глав, в отсутствии рядов декоративных ниш на фасадах ощутимо сказывается иной, чем в Киеве, более аскетический вкус.
Впечатление мощи усиливает открытая кладка стен и столбов, сложенных из крупных камней, между
Вид на Софийский собор в Новгородекоторыми идут ряды плинфы. Сильные выносы лопаток-контрфорсов и как бы прорубленные окна членят широкие плоскости стен, преодолевая тяжесть и сопротивление каменной массы, оформляют ее. Барабаны глав поставлены на один уровень и не отделяются постаментом от основного объема, отчего делаются похожими на своеобразные колодцы, через которые свет «вливается» в пространство храма, надежно скрытое оболочкой стен, и наполняет его. Былое многообразие пространственных ритмов подчинено доминирующим вертикалям.
Рукава подкупольного креста отделяют от нартексов и хор уже не трех-, а двухарочные структуры, от чего оно стало не только уже, но и более сосредоточенным и напряженным. Значительное влияние на объемное, плановое, а в целом и образное решение храма оказало ослабление роли элементов, несущих активную эстетическую нагрузку, и усиление значения моментов, связанных с функциональным назначением отдельных его частей. Например, значительные площади галерей были заняты приделами, каждый из которых имел характер самостоятельного небольшого бесстолпного храма, а первоначально открытые, как в киевском прототипе, аркады вскоре превращены в закрытые паперти перед ними.
Уступая киевской Софии по площади, новгородский храм заметно превосходит ее по высоте. Он поднимается над низменным новгородским пейзажем как его самая заметная и самая значительная примета — «храм-скала», качество, позже нашедшее точное формульное определение.
Во многом близок Новгородской Софии также пятинефный Софийский собор в Полоцке (середина XI в.), техника кладки которого аналогична киевской.
Софийский соборВозведённый в середине XI века в византийском стиле храм был освящён во имя Святой Софии. До нашего времени Софийский собор сохранился в значительно измененном виде, окончательно был перестроен в XVIII веке в стиле виленского барокко. В таком виде
Макет первоначального облика Софийского собора в Полоцкесохранился до нашего времени.
После многочисленных разрушений и перестроек от древнего собора 11 в. остались фундамент, нижние части стен и опорных столбов, и только восточная апсида поднимается на высоту около 12 м. При возведении собора в 11 в. в качестве строительного материала использовали плинфу – плоский кирпич, рецепт изготовления которого как и технологию кладки завезли сюда византийские мастера. Кладка собора велась в классической для архитектуры Византии технике с «утопленным рядом», когда каждый второй ряд плинфы был спрятан, утоплен вглубь стены и сверху затирался цемянкой. И таким полосатым, неоштукатуренным храм был с внешней стороны в 11
веке, а внутри стены были оштукатурены и расписаны фресками.
Сильно перестроенная со временем, Полоцкая София сейчас успешно изучается исследователями.
Под 1036 г. в летописи впервые упоминается заложенный бесстрашным воином князем Мстиславом Тмутараканским собор Спаса
Черниговский Спасо-Преображенский соборПреображения в Чернигове: трехнефный, трехапсидный, пятиглавый кирпичный храм с круглой лестничной башней на хоры. Внутри собора фресковая стенопись и шиферные полы. До Великой Отечественной войны сохранялось изображение св. Феклы – классически прекрасное, почти скульптурное по своей моделировке. Особую торжественность и величие интерьеру церкви придают тройные аркады хор.
Строительство черниговского Спасо-Преображенского собора началось за год или два до кончины Мстислава, умершего в 1036 году, и было завершено уже в последующие годы. Созданный мастерами, прошедшими столичную, константинопольскую школу, этот трехнефный, пятиглавый храм с закрытым нартексом, примыкающими к нему круглой лестничной башней с севера, крещальней с юга (из пристроек сохранилась только башня) представляет сложный пространственный организм, сочетающий черты четырехстолпной крестово-купольной постройки с ощутимо выраженной базиликальностью плана.
Величественные, подчеркнуто массивные двухъярусные сквозные арочные структуры, заполняющие пространство между подкупольными столбами и отделяющие боковые нефы и хоры от центра храма, делают его похожим на византийские купольные базилики VI века, в которых сохраняется еще античный римский масштаб. Их формы, размеры, торжественный замедленный ритм вызывают в памяти образы таких грандиозных сооружений, как акведуки и триумфальные арки столичных городов. В этом, несомненно, сказался характер княжеского заказа — собор должен был походить на прославленные древние храмы Константинополя. О них же напоминают композиции из тройных окон, которые располагаются в люнетах центральных прясел стен, и мраморные колонны с ионическими капителями в нижнем регистре аркад.
Обширные П-образные в плане хоры, отличающиеся высотой и светлостью, с трех сторон окружают наос и вплотную подходят к боковым апсидам, но не смыкаются с ними, как это было в Десятинной церкви, а отделяются от них поперечным нефом. Таким образом особо выделялось зальное пространство наоса и алтарь, изнутри освещаемый через окна апсид, а из вне окнами восточной пары куполов, венчающих ветви трансепта.
Общее ощущение, рождаемое обширным, целостным и незатесненным пространством собора, всей грандиозной каменной структурой его стен, столбов, арок, сводов, куполов, связано с переживанием и осознанием всеохватности ритма. вечного, торжественного, мерного и одновременно легкого сквозного движения, пронизывающего и одухотворяющего этот огромный, отделенный от внешнего мира идеальный архитектурный организм.
Характер архитектурной декорации собора, рисунок и профилировка деталей кладки, пропорции частей, несмотря на его грандиозные размеры, отличается одновременно и простотой, и изяществом. Внутри собор был украшен росписями, от которых сохранились небольшие фрагменты.
Фасады его богато декорированы нишами, лопатками, вертикальными тягами, поясами меандра. Они членят поверхность стены, подчеркивая ее массивность и одновременно пластичность. Особой красотой отличается узорная кладка западного фасада и лестничной башни. Декоративный эффект усиливается использованием той же, что и в Десятинной церкви, техники полосатой кладки с «утопленным рядом». Вместе со сложной профилировкой — тут особо следует выделить полукруглые ниши барабана центральной главы и апсид — она создает эффект концентрированно плотной материи, не разделяемой на части, что свойственно только природным организмам.
Хотя храм строили пришлые греческие мастера, ему присущи особенности, не встречающиеся в византийском зодчестве того времени. Помимо наличия хор, открывающихся в пространство наоса арочными проемами, они проявляются в образном решении собора в целом. Он отличается не только грандиозным масштабом, но особой высотой и ярко выраженной пирамидальностью, что подчеркивают собранные к центру пять глав собора. Это объясняется, видимо, принципиально новой идеологической и градостроительной функцией, которую выполняло такое сооружение, — с него и в нем начиналось дело воцерковления подвластного князю народа, и с него же начиналось планомерное городское строительство, а вместе с ними история созидания княжества как государственного образования.
Воплотившиеся в Спасском соборе принципы зодчества с его пафосом монументального внутреннего пространственного объема, преобразующего и оживляющего массивную каменную оболочку, продолжают развиваться и находят наиболее яркое и адекватное воплощение в архитектуре Софийского собора в Киеве. Вместе с тем его строительство, создание грандиозного ансамбля мозаичной и фресковой декорации обозначили начало нового этапа в истории русской архитектуры и монументального искусства, связанного с эпохой единоличного правления Ярослава Мудрого.
На протяжении XI и в XII в. христианство завоевывает прочные позиции. Возрастает роль церкви на всей обширной территории древнерусского государства. В архитектуре второй половины XI в. влияние церкви сказывается в усилении аскетизма в художественном облике храма по сравнению с праздничным, ликующим образом первой половины столетия. Господствующее положение занимает теперь одноглавый трехнефный шестистолпный храм. Именно такими были не дошедший до нас Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1073–1077, князь Святослав Ярославич), разрушенный во время Великой Отечественной войны, не сохранившийся собор Михайловского Златоверхого монастыря (1108– 1113), собор Выдубицкого монастыря (1070–1088) и др.
Церковь Спаса на Берестове (пригородная резиденция князя), возведенная Владимиром Мономахом уже в начале XII в., с ее «полосатой» кладкой завершает собой ряд построек этой эпохи, равно как и постройки начала XII в. в Новгороде; церковь Благовещения на Городище (1103), Никольский собор на Ярославовом дворище (1113), Рождественский собор Антониева монастыря (1117) и Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119), не случайно повторяющий композицию церкви Благовещения – расположенный на другой стороне Волхова, он как бы открывал собою вид на Новгород со стороны озера Ильмень. Из Третьей Новгородской летописи мы узнаем имя мастера: «А мастер трудился Петр». Вероятнее всего, что Благовещенский и Никольский соборы также возведены зодчим Петром.
В целом в киевскую пору было заложены основы русской архитектурной традиции и намечены черты будущих строительных школ различных древнерусских княжеств эпохи феодальной раздробленности.
Вконтакте
Google+
LiveJournal
Одноклассники
Мой мир
Искусство Средневековой Руси
Формирование древнерусской народности относится к периоду 9-10 веков. Оно осуществлялось в процессе ассимиляции славян с балтийскими, угрофинскими, тюркскими и иными племенами. К этому времени относится и появление названий «Русь», «Русская земля».
В истории древнего искусства Руси выделяют 3 основных периода:
1 – время Киевской Руси (конец 10 в. – нач. 13 века) – «домонгольский»
2 – период феодальной раздробленности (13 – 15 века)
3 – период образования Русского централизованного государства (16 -17 века).
Искусство киевской руси
Важнейшим событием этого периода стало крещение Руси в 988 г. Церковь, занявшая центральное место в обществе, способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства, распространению просвещения. Наибольшее влияние на русскую культуру, безусловно, оказали культурные контакты с Византией.
ЛИТЕРАТУРА
Древнейшим памятником литературы Киевского периода является летопись «Повесть временных лет», составленная в самом начале 12 в. монахом Киево-Печерского монастыря — Нестором. В основе летописи лежит погодный (по летам) принцип изложения материала. В составе летописи — легенды о происхождении названий древнерусских городов, рассказы о военных походах русских князей Олега, Игоря, Святослава, Владимира, исторические повести о борьбе наших предков с внешними врагами и т.д.
Величайшим памятником культуры Древней Руси является «Слово о полку Игореве», которое было написано в конце 12 в. неизвестным автором и повествует о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря Святославича на степных кочевников-половцев.
Былины. В Х в., в эпоху становления и укрепления государства, зародился новый эпический жанр — героический былинный эпос. Былины резко отличались от официальных славословий, которые мы находим в летописях. Одним из первых былинных героев стал пахарь Микула Селянинович, вошедший в дружину сына Святослава — Олега, который воевал с варягами (975). Целый цикл богатырских былин народ сложил о другом сыне Святослава — Владимире, активно оборонявшем Русь от печенегов. Его любовно называли Красным Солнышком. Одним из главных героев этого цикла был крестьянский сын, богатырь Илья Муромец, другим — Добрыня Никитич. Во второй цикл вошли былины, связанные с именем князя Всеслава Полоцкого, народного избранника во время восстания 1068 г. Третий цикл богатырских былин воспевал Владимира Мономаха и его борьбу с половцами. Здесь врагами былинных героев являются не полумифические персонажи вроде Соловья-разбойника, а реальные половецкие ханы, нападавшие на пограничное княжество Мономаха: Тугоркан («Тугарин Змеевич»), Итларь («Идолище Поганое»), Шарукан («ШаркВеликан»). Былины пели торжественно и медленно, как гимны мужеству и отваге.
АРХИТЕКТУРА
Большинство жилых построек в городах, укреплений, дворцов и церквей в то время строилось из дерева. Наиболее зримым следствием принятия христианства стало появление в русской культуре каменного строительства. Особенно бурно каменное строительство развивается в Киеве, который быстро растет и начинает соперничать с Константинополем. Вместе с Киевом быстро растут и другие города, самыми крупными среди которых были Новгород, Чернигов, Галич, Смоленск, Полоцк, Владимир, Суздаль.
Квинтэссенцией средневековых архитектурных сооружений и на христианском Западе, и на мусульманском Востоке были храмовые постройки. Так было и на Руси. Зодчие стремились выделить церкви среди остальных городских зданий. В северных городах, где фоном были серые бревенчатые дома, церкви делали белоснежными (церковь Покрова на Нерли под Владимиром -1), а в южных городах, где домашние постройки промазывали глиной и белили, церкви оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске). Таким образом, церковные постройки на перекрестках и площадях становились более заметными.
Первым памятником древнерусского каменного зодчества стала церковь Пресвятой Богородицы (2,3), заложенная византийскими мастерами (строилась 7 лет). Князь Владимир пожаловал ей десятую часть своих доходов, и поэтому ее еще стали называть Десятинной. Византийские мастера принесли с собой конструкцию крестово-купольного храма, но первые русские храмы имели свои особенности, которые отличали их от византийских: они имели вместительное помещение для готовящихся к крещению (оглашенных) — притвор. В притворах начиналось богослужение, здесь же имелась крестильная купель. Удлиненный притвор делал храм вытянутым. С трех сторон его окружали галереи – гульбища — дань прежней языческой традиции. Во время нашествия Батыя в 1240 г. церковь Пресвятой Богородицы была разрушена.
Каждая церковь внутри представляла собой помещение, предназначенное для торжественного действия: в восточной, слегка приподнятой, части находился алтарь, около которого происходило богослужение. Остальное пространство церкви заполняли молящиеся, встававшие лицом к алтарю. Князья и их свита находились на хорах (балкон у западной стены), возвышаясь над простым народом, что в примитивной форме отражало классовую структуру. Стены церквей щедро расписывались фресками на библейские и евангельские сюжеты. В куполе храма над световым поясом окон обязательно помещалось огромное изображение Христа-Пантократора «Всевластного» (4), как бы взирающего с неба на молящихся. Когда люди покидали храм, они видели на западной стене как напутствие изображение сцен будущего Страшного суда.
После смерти Владимира Великого в Киеве стал княжить его сын Ярослав Мудрый, который в 1037 г. заложил собор Святой Софии -Божественной Премудрости (5). В этом соборе самобытность древнерусской архитектуры проявилась со всей очевидностью. Софийский собор представлял собой ансамбль сооружений, куда входили митрополичьи палаты и княжеский дворец. Он стал самым выдающимся памятником древнерусского зодчества и единственным собором, у которого не было прообраза в Византии или какой-нибудь другой христианской стране. Композиционно Софийский собор представлял собой также крестово-купольный храм, увеличенный в ширину двумя нефами, а в длину тремя столбами, составивший в плане пятинефный крестово-купольный храм, окруженный с севера, запада и юга двойным рядом галерей — гульбищ — и увенчанный тринадцатью главами. Такое многокупольное завершение — явление чисто русское (Византия такой конструкции не знала), берущее свое начало еще в языческих капищах (круглые площадки для моления, окружённые рвом). По своему внешнему облику София имела ярко выраженную композицию ступенчатой пирамиды. Так, по новому, в Софии отражался образ мира, который принимал всё более иерархическую структуру. В настоящее время наружное оформление церкви выполнено в стилевых формах украинского барокко — изначальный вид стен и древнюю кладку можно видеть на апсидах, где специально сняты многовековые наслоения штукатурки (6).
Софийский собор стал памятником не только зодчества, но изобразительного искусства. Изнутри храм был украшен мозаикой «мерцающей живописью», значительная часть которой сохранилась до настоящего времени (7) В подкупольном пространстве было расположено изображение князя со свитой — живое воплощение власти наместника Бога на земле. Карнизы, парапеты и полог были украшены плитами малиново-фиолетового цвета, напоминавшего пурпур — цвет византийских императоров. Полы были украшены мозаикой. Под самым куполом — образ Христа Вседержителя (Пантократора) (8), окружённого 4 архангелами, подобно торжественной охране величественного византийского императора при торжественном выходе. Это архангелы Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил. Из них сохранился только один, какой сказать трудно, так как изначальных надписи не сохранились (9) . Когда взгляд верующего с изображений князя и Христа обращался вперед, то его ослепляли переливы драгоценной смальты с золотыми листьями, служившей фоном для пятиметровой фигуры Богоматери с воздетыми вверх руками (Оранта— 10) — символа земной церкви, заступницы. Расположенная в конхе центральной апсиды могучая фигура Богоматери Оранты, издревле именуемая «Нерушимой стеной», предстает как непобедимая сила христианской церкви. Ниже помещена «Евхаристия» — сцена совершаемого Христом причащения апостолов вином и хлебом (11), еще ниже располагается частично сохранившийся регистр с фигурами Отцов Церкви — самых авторитетных восточнохристианских мыслителей (12). Когда верующий оборачивался, он снова видел на фреске западной стены восседающего на троне Христа, справа от которого — князь Владимир, князь Ярослав, а слева — княгиня Ольга, и княгиня Ирина, жена Ярослава. Таким образом совершался переход от иерархии небесной к иерархии земной.
Софийский собор являлся местом захоронения киевских князей. Здесь погребены Ярослав Мудрый (саркофаг 13), его сын Всеволод, а также сыновья последнего — Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах.
Кроме Софийского собора в Киеве были построены Ирининский и Георгиевский храмы (14), а также Золотые ворота (15,16), сооруженные в подражание константинопольским вратам. Они представляют собой опирающуюся на мощные пилоны громадную арку, увенчанную надвратной церковью Благовещенья. К середине ХI в. русские зодчие построили в важнейших политических центрах Руси несколько монументальных каменных (кирпичных) храмов: Спасо-Преображенский собор в Чернигове (17), Софийский собор в Полоцке (18) и Софийский собор в Новгороде (19).
Конструктивная схема церковного здания такова. Четыре массивных столба, расположенных по углам квадрата, соединены попарно арками. На арках стоит барабан — цилиндрическая «шея» здания, завершающаяся полусферическим куполом. Вокруг этого центрального каркаса строятся внешние стены здания, принимающие на себя часть тяжести барабана и купола. Наверху они завершаются сводами. В восточной стене делаются выступы для алтаря (апсиды), в остальных стенах — порталы для входа.
Внешне здание выглядит как три геометрические фигуры, поставленные одна на другую: куб — основа; на нем цилиндр; сверху — половина шара. Но эту сухую схему архитекторы разнообразили: волной закомар (торцов сводов) по верху купола, узорчато обрамленными окнами, а в ряде случаев — галереи-гульбища вокруг трех стен церкви на одну треть высоты здания. Широко применялся всевозможный декор: пол внутри церкви вымащивали цветной майоликой (разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури) или мозаикой, а иногда и медными плитами, производившими впечатление золотых.
Кровля была или свинцовой, или медной с позолотой. Золотое кружево обрамляло волнистые закомары, медные врата были покрыты золотой наводкой. Стены снаружи украшались майоликой и частично росписью. Там, где храмы строили не из кирпича, а из белого камня, стены покрывали скульптурными изображениями и резным орнаментом.
На рубеже 12-13 веков общий стиль храмов меняется. Каждый город растет ввысь, появляются трехэтажные и четырехэтажные деревянные постройки, и каменная храмовая архитектура старого типа начинает «тонуть» в общем городском ансамбле. Требовалось поднять ее над городом, найти новые формы. Появились здания с несколькими рядами ступенчатых арок, возносивших купол на значительную высоту. Примерами могут служить две пятницкие (в честь святой Параскевы-Пятницы) церкви в Новгороде (20) и в Чернигове (21), а также храм архангела Михаила в Смоленске (22).
Непревзойденной гармоничностью отличаются белокаменные постройки Владимиро-Суздальской земли, созданные по указанию сыновей Юрия Долгорукого — князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. После перенесения столицы из Киева во Владимир князь Андрей Боголюбский созывал к себе мастеров не только из Византии, но из других земель. С помощью иноземных архитекторов был сперва построен дворцовый ансамбль в Боголюбове (22а, 22б), башня дворца князя Андрея в Боголюбове (23) (где он был убит) и два замечательных собора конца 12 в. — Успенский (24) и Дмитровский (25) (оба во Владимире). А в 1166 г. недалеко от Боголюбовского дворца — один из шедевров древнерусской архитектуры — храм Покрова на Нерли (25а).
В 1185-1189 гг. во Владимире был возведен собор во славу Успения Богоматери (25б). В собор поместили величайшую русскую святыню — икону Владимирской Богоматери, которая, по преданию, была написана евангелистом Лукой и тайно вывезена из Киева Андреем Боголюбским. Это был одноглавый крестово-купольный храм с притвором. После пожара он был восстановлен и стал пятинефным и пятиглавым.
Татарское нашествие на 60 лет прервало развитие русской архитектуры. «Лебединой песней» белокаменного зодчества был Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (26-29), весь от земли до купола покрытый резьбой. Он был достроен в 1236 г., но резьба по камню не была еще завершена: на следующий год полчища Батыя прошли через Суздальскую землю, разрушив собор. В конце XV в. любитель книг, летописей и старины архитектор и скульптор В.Ермолин собрал здание из обломков; благодаря ему оно сохранилось до наших дней.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Живопись Древней Руси также достигла высокого уровня. Художники писали иконы, расписывали по сырой штукатурке церковные стены (фрески), украшали цветными рисунками (миниатюрами) и затейливыми заглавными буквами (инициалами) богослужебные книги и летописи.
К шедеврам иконописного искусства домонгольского периода можно отнести такие иконы, как «Спас Нерукотворный» (30), «Великая панагия» (31), «Дмитрий Солунский» (32), «Архангел Гавриил» (33), «Ангел Златые Власы» (34), «Богоматерь Владимирская» (35) и др. Все эти иконы написаны разными мастерами и в разное время, но у них много общего: следование византийскому канону иконописи. Византийские традиции в иконописи заключаются в плоскостном изображении, в жестком линейном контуре фигур; в благородстве ликов с миндалевидным разрезом глаз, с тонким прямым носом, маленьким изящным ртом и отрешенным земных страстей взглядом, как бы устремленным внутрь себя; в тонком колористическом соотношении золотисто-желтых, вишневых, синих тонов. Это объясняется тем, что первые христианские храмы Киевской Руси строили и украшали иконами византийские мастера.
Появились оригинальные многофигурные композиции, каких не было в Византии – «Покров Богородицы» (36), «Собор Богородицы» (37), «О тебе дева радуется» (38).
Богато было прикладное искусство, «узорочье», Древней Руси. В Киеве, Новгороде, Галиче, Смоленске и других городах найдено много мастерских, где «кузнецы злату и серебра» создавали шедевры ювелирного искусства. Золотые украшения, расцвеченные немеркнущей цветной эмалью, тонкие изделия из серебра со сканью и зернью, с чернью и позолотой, изящная чеканка, художественная отделка оружия все это ставило Русь вровень с развитыми странами Европы. Во время нашествия Батыя жители городов прятали драгоценности в землю. До сих пор при земляных работах в Киеве и других городах находят эти клады, и по ним ученые восстанавливают облик прикладного искусства 10-13 вв.