«В чем особенности романского стиля архитектуры? Как его можно можно описать? » – Яндекс.Кью
чудесный вопрос 🙂
К романике принято относить постройки с характерными особенностями, распространенные в Европе в XI – XIII веках. О них я напишу чуть ниже, а сейчас самый изюм!
Именно романский стиль (а его название обозначает – «римский») – наследник архитектуры Рима. И младший брат византийской архитектуры, вспоминаем историю!
Именно поэтому так часто возникает вопрос, а чем же византийский стиль отличается от романского. Многим, но структурно это развитие одной строительной логики.
Если готика принципиально изменила конструкцию здания, то романика (и Византия) развивают типы сооружений, сложившиеся ко времени распада Римской Империи.
Да, Ренессанс попытался «забыть» романский стиль и перепрыгнуть назад, к античности. Но внимательный взгляд не пропустит взаимосвязи между архитектурой Рима, Византии, романским стилем и архитектурой Возрождения…
Самый яркий пример в нашем случае – это храмы. Именно римская базилика стала основой христианских храмов Европы
Итак, как при первом взгляде отличить романский стиль от готики?
Романика – сурова и приземленна, готика – устремлена вверх! Что вполне понятно, так как основной тип романских построек – храмы-крепости, замки-крепости, монастыри. Почитайте Умберто Эко, превосходную книгу «Имя Розы» — художественным языком храмина-библиотека-цитадель описана так, что перед глазами видишь ее облик. Фильм с Шоном Коннери вполне отражает эту атмосферу.
Крепостной характер отразился на внешнем виде: стены всегда массивны, здания очень основательны. Окна узкие — не забываем про оборонную функцию!
Романика любит полуциркульные арки и своды. В готике, напомню, арки стрельчатые.
Если в римской архитектуре потолки базилики часто состояли из кессон (кассет), и были плоскими, то в романской мы видим уже своды, не закрытые перекрытиями.
Такие своды – очень тяжелые, и для их поддержки нужны мощные стены и колонны. Так форма следует за функцией, или функция за формой: своды требуют мощных стен, а мощные стены нужны для большей защиты.
Основные формы зданий очень просты: куб, цилиндр, призма.
При лаконичности плана и структуры именно романская скульптура стала прообразом готической. Но о скульптуре вам расскажут другие источники 🙂
yandex.ru
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ ЗДАНИЙ | sibac.info
Современная архитектура зарождалась еще в древние времена. Все это время с тех пор архитектура активно развивается и отражает уровень развития человечества. В связи с активным развитием архитектуры появились архитектурные стили. В связи с развитием технологий современная архитектура имеет возможность создавать уникальные сооружения, которые не перестают поражать воображение на протяжении долгого времени.
Современная архитектура – это некая «визитная карточка» эпохи в целом.
Цель работы: рассмотреть развитие современной архитектуры на примере всемирно известных зданий.
Доступность новых материалов таких как железо, сталь, бетон и стекло привела к возникновению новых строительных технологий, ставших частью промышленной революции.
Современная архитектура предлагает новые необычные формы и строительные концепции. При строительстве современных концептуальных зданий обычно используют стекло – для фасада, сталь – для внешних опорных конструкций, и бетон для каркаса и междуэтажных перекрытий.
1. Планарное остекление (остекление на «спайдерах» – «пауках»).
В 80-х годах прошлого века английская компания Pilkington для создания новых областей применения своей продукции открыла производство системы остекления под названием Pilkington Planar [2]. Ее точечная система крепления позволяла создавать прозрачные безрамные конструкции больших площадей и самых разнообразных форм.
Системы получили название «планарное остекление». Иногда аналогичные системы называют структурным остеклением.
«Планарное остекление» это примыкающие друг к другу светопрозрачные элементы, не разделенные рамами или перегородками из непрозрачных материалов. Остекление может быть изогнутым, ступенчатым, или другим в зависимости от формы листов стекла и их взаимного расположения (рис. 1).
Рисунок 1. Здание с планарным остеклением. Конструкции.
В качестве светопрозрачных элементов в планарном остеклении используются различные виды изделий из стекла: закаленное стекло, многослойное стекло, стеклопакеты. К стеклу, в данном случае, предъявляются более высокие требования, чем обычно, так как оно обеспечивает прочность и жесткость конструкции.
Преимуществами планарного остекления являются: низкая теплопроводность следовательно хорошая энергоэффективность; широкий выбор дизайнерских решений не ограничивающих полет фантазии; хорошая устойчивость конструкции к воздействию окружающей среды; долговечность эксплуатации и хорошая износостойкость; быстрая и удобная замена отдельных элементов остекления без необходимости разбора всей конструкции.
2. Купольные дома
Из-за особой формы купольные строения можно смело отнести к разряду произведений искусства. Они выглядят совсем миниатюрными, но это не совсем так. При внешней компактности эти дома очень просторны, они имеют привлекательный внешний вид. Купольные дома по всем параметрам превосходят обычные здания кубического типа (рис. 2) [6]. Сама суть купольного домостроения подразумевает отсутствие потолков и несущих опор. Это дает не только до 30% экономии на материалах стен и перекрытий: конструкция становится легкой и не требует массивного основания.
Рисунок 2. Купольный дом[6].
Изначальная задача этих технологий — реализация объектов быстрого строительства. На сооружение купольных домов уходит не более двух недель (без учета сооружения фундамента и внутреннего обустройства).
Отопление купольного дома в зимний период требует на 20–30% меньше энергоресурсов, по сравнению с обычными зданиями.
В связи с тем, что несущие стены отсутствуют, купольный дом не имеет ограничений в планировке. В нем можно легко совместить гостиную и столовую в одну просторную комнату с высоким потолком. Комната отдыха может занимать хоть половину всего дома. Примечательно, при желании, планировку можно изменить путем переноса быстровозводимых перегородок. Сфера эффективно поглощает звук и в то же время не пропускает шум с улицы.
3. Небоскреб Мэри-Экс в Лондоне (огурец).
Небоскрёб Мэри-Экс или Башня Сент-Мэри Экс, 30 расположен в столице Великобритании, его конструкция исполнена в виде сетчатой оболочки с центральным опорным основанием (рис 3) [1].
Строительство начато 2001 г. и закончено в 2003 г. Здание введено в эксплуатацию в 2004г., его высота составляет 180 м (591 фут), количество этажей 40, общая площадь 47950м
Рисунок 3. Небоскрёб Мэри-Экс [2]
Мэри-Экс – это первая высотка в мире, претендующая на звание экологического небоскрёба. Норман Фостер в своём проекте использовал естественную вентиляцию и солнечное освещение. Небоскрёб получился весьма экономичным с общим потреблением электроэнергии вдвое меньшим, чем у других подобных строений. [6]
Рисунок 4. Вид изнутри здания.
Во время планирования строительства Мэри-Экс неоднократно возникали дискуссии и споры касательно правильно выбранного места, а также высоты будущего здания.
Руководством страны еще перед началом строительства была поставлена задача реализовать проект таким образом, чтоб здание вписывалось в историческую картину района, а также с высоты его обзора должны просматриваться главные достопримечательности центральной части города, с чем Норман Фостер справился на отлично, за что получил две престижные премии.
4. Музей Гоггенхайма в испанском городе Бильбао
Сеть музеев Гуггенхайма сейчас включает Нью-Йорк, Венецию, Берлин и Бильбао. Именно в испанском Бильбао находится самое впечатляющее по своей архитектуре и формам задание. Музей Гоггенхайма в испанском городе Бильбао спроектировал Американский архитектор Франк Гери. Внутри музей как огромный лабиринт. Светлые изогнутые стены, хромированные детали и огромные витражные окна зрительно расширяют пространство (рис. 6) [3].
Рисунок 6. Музей Гоггенхайма в испанском городе Бильбао[3].
Снаружи здание музея облицовывали тонкими титановыми листами, а сложные кривые изогнутых элементов просчитывались с помощью компьютера. За счет этого зданию был обеспечен такой сложный, но красивый «гнутый» силуэт. Примечательно, что стекла, использовавшиеся при облицовке здания, наоборот, из-за требований технологии оставляли плоскими.
Музей является, по сути, стальным каркасом, который состоит из широких секций трехметровой решетки. Необычайную пластичность конструкции обеспечивает соединение отдельных частей каркаса.
Музей Гуггенхайма в Бильбао занимает достаточно большую площадь – 24 тысячи квадратных метров. Ни одно помещение в музее не повторяется, интерьер представляет собой постоянно меняющееся пространство, которое соткано из белых плоскостей стен.
5. Здание Медиатеки в Японии
В Японии, в здании Медиатеки, спроектированном Тойо Ито, достигнута гармония между природой и искусственной средой и осуществляется их постоянное взаимодействие (рис. 8) [5].
Рисунок 8. Здание Медиатеки в Японии[5].
Как говорит сам архитектор, медиатека является лишь прозрачной оболочкой для информации. Дизайн объекта включает три основных элемента: трубы, платформы и кожу. Платформы — это этажи, которые нанизаны на 13 колонн, спаянных из труб (рис. 9).
Прямых колонн только пять, которые одновременно являются и опорами, и шахтами для лифтов. Все остальные меняют свое направление и диаметр от одного этажа к другому. А кожа — это оболочка всего сооружения.
Рисунок 9. Колонны здания Медиатеки [5].
Опорами здания стали 13 труб древовидной формы, выполненные в стрежневой конструкции, все 13 опор разные по размерам. Это странное сочетание 13 колонн, где 5 собрались на главном фасаде, создают колонный портал перед входом, где одна башня за пределами стеклянной плоскости фасада.
Заключение.
Современная архитектура направлена на привлечение внимания людей [7], повышение энергоэффективности зданий и сооружений и улучшения условий проживания людей. Из представленного анализа отдельных объектов современной архитектуры видно, что широкое распространение получило планарное остекление, благодаря своей низкой теплопроводности, большому выбору дизайнерских решений, не ограничивающих полет фантазии.
Список литературы:
- Башня Мэри-Экс. Официальный сайт [Электронный ресурс] — Режим доступа: — URL: www.30stmaryaxe.com (дата обращения 21.04.2017)
- Небоскрёб Мэри-Экс. // Свободная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс] — Режим доступа: — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D1%91%D0%B1_%D0%9C%D1%8D%D1%80%D0%B8-%D0%AD%D0%BA%D1%81 (дата обращения 21.04.2017)
- Питерман Александр. Музей Гуггенхайма: почему Apple выбрала именно его? (фоторепортаж) // UiP.me [Электронный ресурс] — 2012 — Режим доступа: — URL: https://uip.me/2012/01/muzej-guggenxajma-pochemu-apple-vybrala-imenno-ego-fotoreportazh/ (дата обращения 21.04.2017)
- Планарное остекление: новые архитектурные формы. // «Вестник строительного комплекса» — 2009 — № 65 [Электронный ресурс] — Режим доступа: — URL: http://www.vestnik.info/archive/31/article501.html. (дата обращения 21.04.2017)
- Полетаева Александра Медиатека города Сендай — архитектурный памятник и монтажная студия. // Теории и практики. [Электронный ресурс] — 2010 — Режим доступа: — URL: https://theoryandpractice.ru/posts/831-mediateka-goroda-senday—arkhitekturnyy-pamyatnik-i-montazhnaya-studiya (дата обращения 21.04.2017)
- Рыбалтовская Елена. Норман Фостер. Башня Мэри-Экс, 30. // Строительство и недвижимость. [Электронный ресурс] – № 17, 2004 — Режим доступа: — URL: http://www.nestor.minsk.by/sn/2004/17/sn41706.html. (дата обращения 21.04.2017)
- Шедевры современной архитектуры. // Adme.ru [Электронный ресурс] — Режим доступа: — URL: http://www.adme.ru/arhitektura/shedevry-sovremennoj-arhitektury-566805/ (дата обращения 21.04.2017)
- Шухарт Редрик (Adlynx). Купольные дома. Технология строительства. // Copyright by RMNT.RU — информационная система по строительству, ремонту, недвижимости, дизайну интерьера (c) 2002-2017. [Электронный ресурс] — Режим доступа: — URL: http://www.rmnt.ru/story/house/646449.htm. (дата обращения 21.04.2017)
sibac.info
17 архитектурных стилей, а также простые объяснения, как их различать
Представьте, что вы отправились в путешествие в другую страну. Без культурной программы и туристических маршрутов не обойтись, иначе какой смысл вообще куда-то ехать. Можно, конечно, закрыться в отеле на время всего отпуска и отлично проводить дни, традиционно лежа в кровати. Но, все же, Voka.me настоятельно не рекомендует такой способ отдыха.
Если же вы заранее подготовитесь к поездке и изучите традиции страны, в которую отправляетесь, то чужая культура станет намного понятнее. Как насчет того, чтобы научиться отличать архитектурные стили и поставить еще одну галочку в список своего самообразования? Помимо этого, вы сможете произвести впечатление на девушек, и это будет намного эффективнее, чем, например, навык отличать сорта пива с закрытыми глазами.
Вообще, архитектурные стили – довольно запутанная и сложная тема для новичка, и если вы не хотите изучать скучную литературу, мы предлагаем вам упрощенный гайд по мировой архитектуре (да простят нас профессиональные архитекторы).
1. Классицизм
Классицизм – это оплот симметричности, строгости и выпрямленности. Если видите что-то похожее, да еще и с круглыми длинными колоннами – это классицизм.
2. Ампир
Ампир – это когда классицизм решил стать пафосным до невозможности, да еще и стремится быть выше.
3. Сталинский ампир
Конечно же, вождю всех народов – товарищу Сталину – в обычном ампире недоставало пафоса и торжественности, и, чтобы показать мощь СССР во всей красе, этот стиль был возведен в куб. Так появился сталинский ампир — архитектурный стиль, который пугает своей колоссальностью.
4. Барокко
Барокко – это когда здание похоже на пироженку со взбитыми сливками, часто украшенную золотом, каменными скульптурами и витиеватой лепниной, которая отчетливо говорит свое «фи!» классицизму. Этот архитектурный стиль распространился по всей Европе, в том числе был перенят русскими архитекторами.
5. Рококо
Если вам показалось, что здание проектировала женщина, и на нем присутствует много всяких рюшечек и бантиков, покрытых золотом – это рококо.
6. Ультрабарокко
Если вы смотрите на здание и от обилия лепнины и скульптур перестаете понимать, что происходит вокруг, то можете быть уверены – это ультрабарокко. Главное – не потерять сознание при созерцании такой красоты.
7. Русское барокко
Русское барокко – это уже не пироженка, это настоящий торт, расписанный под хохлому.
8. Псевдорусский стиль
Псевдорусский стиль – это когда попытался «закосить» под древность, но перестарался и слишком богато все украсил.
9. Неоготика
Неоготика – это когда боишься порезаться о здание от одного взгляда на него. Тонкие длинные шпили, оконные проемы и боязнь уколов.
10. Готика
Если смотришь на здание и опасность порезаться меньше, а в центре у него круглое окно или витраж с башнями по бокам – это готика. На лепнине таких зданий в архитектурном стиле часто любят помучить всяких грешников и прочих асоциальных личностей.
11. Ар-деко
Ар-деко – это когда при взгляде на здание в голове у вас заиграли старые американские песни, исполненные Фрэнком Синатрой, а по улицам начали ездить воображаемые автомобили из 60-х годов.
12. Модернизм
Здесь все просто. Модернизм в архитектурном стиле – это дом из будущего, но построен с нотками ностальгии по прошлому.
13. Модерн
По модерну в архитектуре можно изучать античную историю. Очень много мелочей и проработанных деталей, которые в совокупности представляют собой цельную композицию.
14. Конструктивизм
Конструктивизм в архитектурном стиле – это когда любители цилиндров и других строгих геометрических фигур начинают строить дома. Ставят какую-нибудь трапецию или цилиндр и прорезают в ней окна.
15. Деконструктивизм
Если вы смотрите на здание и видите, что его совсем-совсем сломали, изогнули и сморщили – это деконструктивизм. Настоящий геометрический ад для перфекциониста.
16. Хай-тек
Хай-тек архитектура включает в себя постройки, где много стекла, бетона, все прозрачное, зеркальное и блестит на солнце. Максимум геометричности, строгости и угловатости.
17. Постмодернизм
Постмодернизм – это когда смотришь на здание, как на «Черный квадрат» Малевича и не понимаешь, что хотел сказать автор, как ему разрешили это построить и почему не лечили от наркотической зависимости. Впрочем, в таких причудливых формах тоже есть свои плюсы.
Конечно, профессиональные архитекторы могут посчитать такой топ архитектурных стилей кощунственным и вообще обидеться, но сделайте скидку тем, кто не так хорош в истории и определении стилей. В конце концов, автомобильный механик тоже будет снисходительно улыбаться, глядя на то, как архитектор пытается определить, с какой стороны подойти к коленчатому валу.
Voka.me рекомендует вам чаще путешествовать и с пользой проводить время в туристических поездках.
voka.me
Органическая архитектура: 15 примеров с описанием
Органическая архитектура, как концептуальный подход, в последней половине двадцатого века обрела огромную популярность, благодаря использованию новых технологий и материалов. Современные органические здания стремятся к естественности во всём: в форме, материалах, интерьерах и экстерьерах. Надо отметить, что это направление собирает под свою крышу разные названия:
- экологическая архитектура,
- зелёная архитектура,
- био тек или бионика (если форма напоминает природную),
- эко-модерн.
В настоящее время принимаются и поощряются более креативные и свободные формы строений.
Органическая архитектура: особенности
Данное направление стремится создавать гармонию деятельности человека с окружающей средой,
- максимально бережным отношением к природе,
- реализуя конструктивные особенности природных форм в зданиях,
- оформляя экстерьеры и интерьеры, продолжающие ландшафтные виды,
- уважая натуральные материалы.
Современные органические здания никогда не являются линейными или жестко геометрическими, например, как Арт-деко. Вместо этого, они имеют линии и формы, имитирующие естественность. Это может быть шпиль в форме вытянутого листка дерева, расширяющиеся или сужающиеся спирали и тому подобное. Примером могут быть башни собора Святого Семейства, являющиеся увеличенной ракушкой морского побережья Каталонии (Испания).
Истоки органического стиля
Термин «органическая архитектура» был использован первый раз американским архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом (1867-1959) для описания своего экологически интегрированного подхода к дизайну. Его философия выросла из идей наставника Луи Салливана, учившего, что «форма следует за функцией», в противовес рационализму, основанному на логике модульности.
Дом над водопадом или Резиденция Кауфман. Архитектор Ф.Л.Райт, 1935Ф. Л. Райт: дом над водопадом
Резиденция Кауфман, другое распространённое название этого дома, построена для семьи Кауфман и возвышается прямо над ручьем в месте, где формируется водопад. Райт использует местный камень, как для экстерьеров, так и для интерьеров, оставляя многие из них в сыром, необработанном виде.
В некоторых местах видно, что пол — это часть живой скалы, на которой стоит дом. Таким образом, Райт реализует свою архитектурную идею слияния человеческого вмешательства с природной средой.
Принципы органической архитектуры в доме Над Водопадом в оформлении зоны камина и фонтана. Пенсильвания, США.Центром здания является камин. Обширные интерьеры открытых пространств продолжаются пейзажами через огромные окна, чередуясь с подвесными террасами, расположенными асимметрично.
Музей Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке
Пример органической архитектуры 20 века: Guggenheim Museum, New York City. Архитектрор Ф.Л.РайтТак же, как Резиденция Кауфмана полностью согласована архитектором с природой, так музей Гуггенхайма в Нью-Йорке устанавливает непосредственную связь природы с городом. Расположенный в самом сердце сити, он представляет из себя одну из весьма заметных выставочных площадок современного искусства в мире.
Его внешний объём гармонирует с внутренним, предлагая идею большой скульптуры: выставочная площадка состоит из длинного непрерывного спирального пути, который расширяется снизу вверх.
Спиралевидный объём здания внутри музея Соломона Гугенхайма в Нью-ЙоркеЯвляясь часто встречающейся формой в природе, спираль дает жизнь вихрям воды и воздуха, присутствует во многих видах растений и раковинах.
Таким образом, несмотря на то, что строение находится в городском пространстве, по своей форме оно взывает к формированию природного принципа.
Органическая архитектура в Сингапуре: деревянные корзины
Проект сингапурского технологического университета в Наньяне был разработан студией Томаса Хезервика. Архитекторы отвергли старую концепцию учебного центра, как бесконечного полупустого коридора без естественного дневного света. И предложили совершенно новое решение. Хаб состоит из взаимосвязанных между собой башен, которые окружают атриум, наполняя его светом.
Несмотря на то, что отделка башен сделана из обычного бетона, конструкция производит эффект деревянных корзин, сложенных друг на друга.
Их форма органична и в здании почти нет прямых линий, что делает его более похожим на природную конструкцию, нежели на построенную человеком.
Nanyang UniversityПример органической архитектуры в СингапуреДом-слизняк — органическая архитектура Р. Пиано
Произведение архитектора Ренцо Пиано является ещё одним отличным примером органической архитектуры.
Странное «органическое существо», напоминающее слизняка, едва выглядывает, плавно поднимаясь над традиционным фасадом 19 века.
Строение спрятано в небольшое пространство, образуемое задними дворами, благодаря чему гармонично вписывается в городской пейзаж и не нарушает внешнюю гармонию улицы.
Своеобразный дизайн здания соблюдает все необходимые строительные нормы и улучшает доступ соседей к естественному свету.
The Fondation Pathé, ParisОрганическая архитектура Ренцо Пиано«Оазис в пустыне» Катара А.Исозаки
Катарский национальный конференц-центр (QNCC) был спроектирован известным японским архитектором Арата Исозаки (Arata Isozaki). Эффектная архитектура центра и ультрасовременный дизайн идеально подходят для проведения местных, региональных и международных мероприятий.
Qatar National Convention Centre, Doha СсылкаСооружение представляет собой впечатляющее строение с гигантскими стальными колоннами, которые напоминают стволы деревьев. Стальные деревья на фоне стеклянного фасада служат опорой для крыши и создают органичный вид портика, через который посетители проходят в здание.
Архитектор Арата Исозаки. Конференц-центр в Катаре. Пример органической архитектуры СсылкаБолее того, оно символично и показывает связь конференц-центра со священным в Исламе деревом Сидрат аль-Мунтаха, являющееся символом знаний.
Будучи крупнейшим выставочным центром на Ближнем Востоке, вмещающий до 7000 человек в трех основных залах, центр представляет собой «оазис в пустыне» для поэтов и ученых, которые собираются под его ветвями, чтобы поделиться знаниями.
Органическая архитектура в Японии: пример виллы Shell
Вилла Shell, Karuizawa, Japan. Арх. Kotaro Ide / ARTechnic architects, 2008 СсылкаЭта загородная вилла для отдыха в Каруизаве чем-то похожа на резиденцию Кауфман Фрэнка Ллойда Райта. Жилище идеально вписывается в естественную среду и отражает природу своим дизайном. Конфигурация дома, отдалённо напоминающая раковину, находится среди леса. Трудно определить, какая именно это форма.
Она явно отличается от пещер и скал, созданных природой. Внутри можно найти полы, стены и комнаты. Дизайн похож на заброшенный космический корабль, заросший деревьями, который местные жители обустроили себе под жилье.
Вилла Shell, Karuizawa, Japan. Арх. Kotaro Ide / ARTechnic architects, 2008 СсылкаПо словам архитекторов ARTechnic — быть на одной волне с природой заключается не в том, чтобы во всем ей подчиняться, а в слаженном существовании с ней.
Здание должно гармонично вписываться в природный ландшафт и, одновременно, быть хорошим убежищем.
Например, использование бетона и подъемная конструкция помогают защитить виллу от влажности, которая съедает традиционные дома, построенные в этой местности.
Вилла Shell, Karuizawa, Japan. Арх. Kotaro Ide / ARTechnic architects, 2008 СсылкаЗагородная вилла разработана с идей, что если дом защищен от негативных природных влияний и обеспечивает комфорт, то человек будет возвращаться туда снова и снова, таким образом, выстраивая отношения с природой.
Вилла Shell, Karuizawa, Japan. Арх. Kotaro Ide / ARTechnic architects, 2008 СсылкаХрам-лотос в Индии
Глобализация приведшая к расширению городов оторвала человека от природы. Чтобы заполнить эту духовную и эстетическую пустоту, человек стал взывать к формам, вдохновленным природой.
Гигантский цветок лотоса спроектирован иранско-канадским архитектором Фарибором Сахбой (Fariborz Sahba) и является Домом Поклонения Бахаи.
Lotus Temple, New Delhi, India 1986 СсылкаПо словам архитектора, цветок лотоса, представленный формой здания, отображает идею о том, что «из темных вод нашей коллективной истории невежества и насилия человечество встанет, чтобы вступить в новую эпоху мира и всеобщего братства».
В соответствии с архитектурными принципами, изложенными Абдул-Баха, сыном основателя религии, здание представляет собой девятигранную круговую форму, состоящую из 27 свободно стоящих мраморных «лепестков», расположенных в трех кластерах.
Офис-блин в Англии
Здание Уиллиса в Ипсвиче, Англия, является одним из самых ранних зданий, спроектированных Норманном Фостером и Венди Чизманом после создания ими Foster Associates. Построенное между 1970 и 1975 годами для страховой фирмы, даже по сегодняшним меркам оно является ярким примером органической архитектуры.
Willis Faber and Dumas Headquarters, Ipswich, United Kingdom1970-75 Ссылка
Несмотря на то, что постройка является офисной башней, здание вписывается гармонично в городской ландшафт, представляя собой всего лишь три этажа. Находясь между несколькими дорожными развязками, его обтекаемая форма максимально использует всю доступную площадь, не нарушая средневекового уличного плана.
Офис страховой фирмы вписан в средневековую планировку города и максимально использует отведённое пространство. АнглияСогласно информации на веб-сайте фирмы – оно «растекается до краев участка, как блин на сковородке».
Здание выполнено из бетонных столбов, которые служат поддержкой для бетонных плит, и одето в стеклянный занавес. Панели из темного копченого стекла становятся почти полупрозрачными ночью. На крыше – ресторан с панорамным видом и сад.
Пример органической архитектуры — небоскрёб-огурец
The Gherkin, London, 2001-4, арх. Норман Фостер СсылкаСооружение было построено в 2001—2004 годах по проекту знаменитого архитектора Нормана Фостера. По существу оно является экологическим небоскребом.
Имея продолговатую конструкцию с закругленным концом, верхушка здания закрыта прозрачным линзообразным куполом, который служит смотровой площадкой. Снаружи равномерно покрыто стеклянными панелями и закруглено по углам, не позволяя ветровым потокам стекать вниз.
Лондонцы называют его Геркин (The Gherkin), что в переводе с английского — соленый огурец, за его органическую форму и зеленоватый оттенок стекла.
Фостер выступал за разработку более экономичных, эффективных и экологически благоприятных форм в архитектуре. Согласно его принципам, прямолинейные здания нельзя рассматривать как идеальные, если они работают против динамики тепла, звука и света.
Дизайн дома Геркин, действительно, очень функционален и практичен с точки зрения экономии энергии — использует естественную вентиляцию, энергию солнца и дневное освещение. Таким образом, несмотря на высоту в 180 метров, здание потребляет вдвое меньше электроэнергии, чем другие постройки такого типа и признано «манифестом Бионики».
Небоскрёб-огурец. 30 St Mary Axe, London, Арх. Норман Фостер, 2001—2004 Ссылка
Органическая архитектура выражает «зелёный» стиль жизни, бережно относится к ресурсам природы и формирует единое пространство жизни и деятельности человека в ладу с природой.
Забирайте статью себе на стену в социальных сетях, чтобы не потерять. Или добавляйте в закладки.
Оцените, выбрав нужное количество звёзд ниже.
Добавляйте свои примеры органической архитектуры в комментариях. Люди Вам будут благодарны.
arhi1.ru
Экзаменационный билет № 12
12.1. Архитектура как вид искусства. Особенности положения в ряду пространственных искусств.
Архитектура тесно связана с социальной жизнью человека, с его социальными функциями в обществе, а они в свою очередь регламентируются теми идеальными нормами, которые складывались исторически вместе с системой мировоззрения (воззрения на мир, на его устройство), и первоначально вытекали из синкретического мифологического мировоззрения древних. Таким образом, здания, строения были тесно связаны с их функциональным назначением. Поддержание социального порядка, основанное на мифологическом представлении о мироустройстве, требовало устройства культовых сооружений. Безусловно, первые стоечно-балочные сооружения, которые появились в эпоху позднего неолита – мегалитические постройки, дольмены (рис.12.1.) – не жилища, а культовые сооружения, специфическое воздействие человека на природу ее же материалами, создание «искусственной природы» – то есть искусства.
Первоначально искусство древних было синкретическим, несло ряд функций. Особое положение архитектуры в ряду пространственных искусств состоит в том, что в своем культовом значении архитектура формировалась как дом Бога, или дом, где человек может осуществить такую связь с Богом (где Бог или Боги персонифицируют целостное мироздание со всеми его взаимосвязями, жизнью и смертью).
Роль смерти в таких культовых сооружениях очень велика. Поэтому первые памятники архитектур связаны с гробницами, ритуальными захоронениями.
Постепенно человек стал ощущать себя представителем Бога на земле, и стал создавать «культовые строения» для себя. Так постепенно к функциям такого искусства как архитектура прибавилась еще одна функция – обеспечение жилища.
Рис.12.1. | Первобытная архитектура Дольмен Пулнаброн в Ирландии. Около 4000 года до н. э. Простейшая стоечно-балочная система |
Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира2. Искусство призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности (под этим понятием мы понимаем чувственно-интуитивный опыт человека в построении своей социо-культурной, человеческой жизни). Практика искусства многогранна, но есть одна его сущностная цель – социализация человека и утверждение его самоценности. Искусство непринуждённо и непосредственно воздействует на сокровенное и индивидуальное мировосприятие и мироотношение человека, способствует его развитию.
Искусство как мы видели ранее, многофункционально: оно познаёт, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает сверхсмысловое (магия слов, красок, звуков, форм), внушающее, почти гипнотическое влияние и гедонистическое воздействие на людей, а также имеет другие функции. Полифункциональность искусства многое объясняет в его природе. Его специфика, отличающая его от всех других форм человеческой деятельности, в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме, и через полифункциональность, многогранность образа осуществляет связь человека с целым, в этом смысле оно существует во имя людей, и его высшая цель – гуманизм, счастье и полноценная жизнь человека. Поэтому ни в природе, ни в обществе, ни в духовной жизни человека нет таких явлений, которые были бы недоступны искусству или не интересовали его.
Художественная культура представлена определенными видами искусства. Виды искусства — это исторически сложившиеся формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические материалы, краски в изобразительном искусстве и т. д.).
В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.
В первую — входят пространственные или пластические виды искусств, для которых существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа, который не изменяются во времени и воспринимаются зрением (архитектура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, дизайн, фотография).
Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусства. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция, они воспринимаются зрением и слухом (музыка, литература).
Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами (хореография, театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое искусство).
Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.
Пространственные виды искусства называют также пластическими, имеют предметный характер, т.е. выполняются путём обработки вещественного материала. Произведения этих видов искусств существуют в реальном пространстве и имеют объективные пространственные характеристики; образ и форма произведения в них не изменяются во времени, не имеют характера процесса, как в музыке.
Задача художественного решения проблемы пространства стоит перед любым творцом, создающим произведение пространственного искусства. Отсюда проистекает образная значимость в пространственном искусстве плоскостного или глубинного восприятия пространства, прямой или какой-либо другой перспективы, линии горизонта и точки зрения, тектоники и архитектоники.
Художник не копирует реальные пространственные объекты, а передает отношения между ними (напр., в уменьшении или в увеличении, на двухмерной плоскости или в трехмерном объеме, в приближении или удалении и т.д.). Художественная деятельность целенаправленно изменяет (перерабатывает) реальные пространственные структуры в соответствии со спецификой и особенностями материала того или иного вида искусства, а также для выявления сути предметов и выражения идей и чувств художника.
Пространственные искусства входят в состав многих синтетических искусств более или менее полноправным элементом. Живописец, архитектор, а иногда и скульптор участвуют в создании театрального спектакля, кинофильма, в оформлении массовых празднеств. Существуют попытки сочетать средства живописи с музыкой (например, «цветомузыка» композитора А. Н. Скрябина).
Архитекту́ра (греч. αρχη — здесь: основа, происхождение; и лат. tectum — дом, укрытие) — это наука и искусство проектирования и строительства. Архитектура – это система зданий и сооружений, являющая собой художественно организованное пространство. Это «каменная летопись», «музыка в камне».
Специфика архитектуры как вида искусства.
1) двуединство архитектуры как синтеза материальной и художественной сторон, так как она выполняет в жизни людей не только эстетическую функцию, но и практическую. Архитектура складывается из трёх формообразующих факторов: конструктивного, эстетического и эргономического. Древнеримский архитектор Витрувий назвал их: прочность, польза (функциональное назначение) и красота (создание художественного образа). Единство и гармония этих трёх факторов и создаёт архитектуру. Архитектура — это и художество, и инженерия, и строительство, требующее огромного сосредоточения коллективных усилий и материальных средств.
2) архитектура как вид искусства статична, пространственна.
3) архитектурные постройки обладают двумя «художественными измерениями» — внутренним (интерьер) и внешним (экстерьер, внешний фасад). Их образы связаны друг с другом определенной художественной логикой.
4) архитектура тяготеет к существованию в виде ансамблей. Ее сооружения искусно вписываются в естественный (природный) или урбанистический (городской) пейзаж.
5) архитектура не воспроизводит действительность изобразительно, а носит выразительный характер. Она не изображает действительность, а выражает какие-либо абстрактные идеи как мы сказали первоначально, это идеи выражающие определенное на данном историческом этапе соотношение искусственной природы человека (в том числе ее технических возможностей) к естественной природе.
6) она тесно связана с социальной средой, ярко отражает эпоху и одновременно создает её стиль.
Архитектурный образ отличается от других художественных образов рядом особенностей.
Архитектура не изображает натуру, она изображает идею — идею определенного художественного образа. (Например, античная архитектура – идея меры, гармонии, этой мерой является человек; готический храм – идея стремления к Богу, к божественному миру). Она не воспроизводит действительность непосредственно, носит не изобразительный, а выразительный характер.
Обобщенно-символический характер архитектурных образов, архитектура стремится к воплощению не индивидуальных качеств человека, предмета, явления, а наиболее общих социальных и философских идей времени.
Художественный образ создается не изобразительным способом, а при помощи специфически выразительных средств. Ритм, соотношение объемов и масс, формы, цвет, линий, плоскостей, связь с окружающим пейзажем — это средства выразительности архитектуры.
Архитектурный образ соотносится с ландшафтом и климатом. (Например, широкие улицы, большие окна у домов в северных странах, напротив, узкие улочки, маленькие окна в южных городах.)
Архитектура предстает перед нами в различных жанрах и формах:
зодчество – художественное проектирование и возведение всех возможных зданий;
архитектура малых форм – художественное конструирование предметов, окружающих здания, — фонарные столбы, киоски, решетки оград и т.п.;
архитектура крупных форм – монументальные объекты (мосты, обелиски, триумфальные арки и т.п.).
Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности.
Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции — объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность.
studfile.net
Архитектура — это… Что такое Архитектура?
Греческий храм на Сицилии, посвященный Гере, построен в 5-м столетии до н. э.Архитекту́ра (лат. architectura от др.-греч. αρχι — старший, главный и др.-греч. τέκτων — строитель, плотник) — искусство проектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы). Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества[1].
Архитектурой также называют облик зданий и сооружений, а также и сами здания и сооружения собирательно[2][3].
Архитектурные работы часто воспринимаются как культурные или политические символы, как произведения искусства. Исторические цивилизации характеризуются своими архитектурными достижениями. Архитектура позволяет выполняться жизненным функциям общества, в то же время направляет жизненные процессы. Однако архитектура создается в соответствии с возможностями и потребностями людей[3].
Предметом работы с пространством является и организация населенного места в целом. Это выделилось в отдельное направление — градостроительство[3], которое охватывает комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. По этой же причине трудно дать правильную оценку архитектурному сооружению, не зная градостроительства. Почти все известные градостроители имели архитектурное образование[4].
Этимология слова «архитектура»
Слово «архитектура» по своей форме латинское (architectura), хотя и происходит от греческих корней αρχι и τεκτονική, что значит высшее плотничное или строительное искусство. В этом смысле слову «архитектура» придавали очень обширное значение; так, например, были в ходу выражения «военная архитектура», «корабельная архитектура», «гидротехническая архитектура» и т. д. Но в настоящее время под словом «архитектура» разумеется исключительно искусство строить здания, предназначенные только для помещения людей, животных или каких-либо предметов.
— Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона[5], 1890—1907 гг.
Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера[6] указывает на польский след в происхождении русского слова «архитектура»:
В русском языке имеется оригинальное слово для обозначения строительного искусства: «зодчество» (ст.-слав. «зьдьчий» от «зьдь» — глина, материя)[7].
Архитектор
Архитектор (от др.-греч. αρχι- (главный, старший) и др.-греч. τέκτων (плотник, строитель) — «главный строитель»[8]) — специалист, занимающийся архитектурным проектированием, то есть разработкой планов зданий, их фасадов — в целом и в деталях, а также внутренних пространств. В Российской Федерации высшее архитектурное образование предоставляется по специальности 270100 «Архитектура», а также по специальности 270900 «Градостроительство»[9].
Архитектура как вид искусства
Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.
Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений.
По способу формирования образов архитектуру относят к неизобразительным (тектоническим) видам искусства, которые пользуются знаками, не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращённых непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия[11].
По способу развёртывания образов архитектуру относят к пространственным (пластическим) видам искусства, произведения которых:
- существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени;
- имеют предметный характер;
- выполняются путём обработки вещественного материала;
- воспринимаются зрителями непосредственно и визуально[11][12].
Основные области архитектуры
Проектирование зданий и сооружений
Объёмно-планировочное проектирование (архитектура в узком смысле, зодчество) — основной раздел архитектуры, связанный с проектированием и строительством зданий и сооружений.
Архитектурная деятельность — профессиональная деятельность архитекторов, имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя
Градостроительная деятельность
В середине XX века архитектурная профессия разделилась на две ветви: «объёмное проектирование» (которое ведает проектированием зданий — «объёмов»), и «градостроительство» (то есть проектирование городских районов или крупных многофункциональных комплексов).
Градостроительство — раздел архитектуры, решающий задачи проектирования и развития городской среды. В том числе комплексно охватывает вопросы развития планировочного решения города, строительства новых объектов, санитарно-экономические и экологические проблемы.
Одним из основоположников современного градостроительства считается Ле Корбюзье[13]. Ему принадлежит большое количество градостроительных проектов (1922—1945), в которых проведена идея «свободного городского плана», или «зеленого города» («Лучезарный Город» — по Ле Корбюзье) — идея, получившая настоящее распространение лишь во второй половине XX века.
Весьма важным (и дискуссионным) является вопрос о соотношении архитектуры и градостроительства
О соотношении понятий архитектуры и градостроительства пункт 92 Афинской хартии (градостроительного манифеста, составленного Ле Корбюзье и принятого конгрессом CIAM в Афинах в 1933 году) говорит следующее:
Архитектура приобретает первостепенное значение. Архитектура предрешает судьбу города. Архитектура определяет структуру жилища, первооснову градостроительного плана. Архитектура группирует жилища в крупные комплексы на основе точных расчётов.
Из сказанного следует, что Афинская хартия первичной считает архитектуру, исходя из принципа сомасштабности человеку: «Человек — мера всех вещей».
Однако существуют иные мнения. В частности, Зигфрид Гидион пишет[14]:
В наше время архитекторы точно знают, что будущее архитектуры неразрывно связано с градостроительством. Один-единственный красивый дом сравнительно мало значит.
Очевидно, такой подход основан не на масштабе отдельного человека, а на масштабе крупных социальных групп, общества в целом.
Советская градостроительная школа также учила мыслить масштабами города как среды[15]:
Невозможно почувствовать и выразить индивидуальный характер отдельного здания, не поняв его места в городе. Градостроитель… занимается объектами, которые по своим размерам и сложности на порядок превосходят обычное архитектурное сооружение.
Современное российское законодательство также рассматривает градостроительную деятельность как более широкое понятие, нежели архитектурную деятельность. В соотв. со ст. 1 ГСК РФ:
Градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде:
Урбанистика
В конце XX века, из градостроительства, на стыке социологии и общей теории систем, выделилась как самостоятельная дисциплина урбанистика, имеющая своим предметом город и принципы городского развития[источник не указан 586 дней].
Ландшафтная архитектура
Ландшафтная архитектура — раздел архитектуры, посвящённый организации садов, парков и других сред, в которых материалом является ландшафт и естественная растительность. Ландшафтный архитектор занимается разбивкой парков садов, озеленением городских микрорайонов и придомовых участков.
Дизайн интерьера
Дизайн интерьера — это профессиональная творческая деятельность архитекторов и дизайнеров по созданию функционального, эргономичного и эстетичного пространства внутри помещения архитектурно-художественными средствами.
Архитектура малых форм
Архитектура малых форм — раздел архитектуры, к которому относятся объекты функционально-декоративного (напр., ограды), мемориального характера (напр., надгробия), объекты, являющиеся частью городского благоустройства (напр., фонари), объекты-носители информации (напр., стенды, рекламные щиты).
«Бумажная архитектура»
«Бумажная архитектура» — теоретическая деятельность архитекторов, состоящая в проектировании архитектурных форм без цели их последующей материализации. Пример бумажной архитектуры — графические циклы Якова Георгиевича Чернихова.
Теория архитектуры
Строительный словарь[16] определяет теорию архитектуры как науку о природе и специфике архитектуры и о её общих закономерностях.
Основа предмета теории архитектуры — общие закономерности возникновения, развития и функционирования архитектуры как искусства, её сущность, содержание и формы.
Также в предмет теории архитектуры входит система основных понятий (категорий).
Авторские суждения о сущности архитектуры
Чтобы понять, чем действительно является архитектура, мне понадобилось пятьдесят лет — полстолетия… |
- Архитектура заключается в том, чтобы превратить дешёвый камень в камень из чистого золота. Алвар Аалто[17]
- Пространство, а не камень — материал архитектуры. Николай Александрович Ладовский[17]
- Я верю в то, что архитектура — разумный способ организации пространства. Луис Кан[17]
- Я могу сказать, чем архитектура не является. Это не жилье и не функциональность. Питер Эйзенман[17]
История архитектуры
Забудьте обо всех архитектурах мира, если не понимаете того, что они были хороши в своём роде и в своё время. |
История архитектуры представляет собой науку, исследующую функциональное, техническое и эстетическое развитие архитектуры во времени и пространстве.
Архитектурный стиль
- Подробное рассмотрение темы: Хронология архитектурных стилей
Архитектурный стиль может определяться как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции). Понятие архитектурного стиля входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития, как совокупности главных идейно-художественных особенностей творчества мастера.
Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов.
Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и ар-деко)[21].
Архитектурный стиль, как и стиль в искусстве вообще, — понятие условное. Он удобен для осмысления истории европейской архитектуры. Однако для сопоставления истории архитектуры нескольких регионов стиль как описательное средство не подходит.
Существуют такие стили (например, модерн), которые в различных странах именуются по-разному.
В рамках постмодернистской парадигмы оформилось множество направлений, которые существенно различаются по философии и языковым средствам. Пока идут научные споры о самостоятельности того или иного направления, нет и не может быть единства в терминологии.
Несмотря на указанные недостатки, стиль как описательное средство является частью научного метода истории архитектуры, поскольку позволяет проследить глобальный вектор развития архитектурной мысли. Принято выделять архитектурные стили глобального значения:
См. также
Примечания
- ↑ Большой энциклопедический словарь
- ↑ Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка
- ↑ 1 2 3 Большая советская энциклопедия
- ↑ А. Гутнов, В. Глазычев Мир архитектуры. — Москва: Молодая гвардия, 1990. — 351 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-235-00487-6
- ↑ Архитектура // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
- ↑ Преображенский, А. Этимологический словарь русского языка. — М.: Типография г. Лиссиера и Д. Совко, 1910-1914. — С. 246-247.
- ↑ Архитектор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=118285;p=3 Приказ Минобрнауки РФ от 17.09.2009 г. № 337 «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования»
- ↑ Иллюстрация из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел». Франция, XVIII век
- ↑ 1 2 Проект apxu.ru — Художественно-творческая деятельность человека
- ↑ Глоссарий.ru
- ↑ Ле Корбюзье Три формы расселения. Афинская хартия = Пер. с франц. Ж. Розенбаума. Послесл. Ю. Бочарова и А. Раппапорта. — М.: Стройиздат, 1976. — 136 с.
- ↑ Гидион, Зигфрид Пространство. Время. Архитектура = Перевод. изд.: Raum, Zeit, Architektur: Die Entstehung einer neuen Tradition / S. Giedion — Ravensburg / Сокр. пер. с нем. М.В. Леонене, И.Л. Черня.. — 3-е изд. — М.: Стройиздат, 1984. — С. 39. — 455 с., ил. с.
- ↑ Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. — М.: Стройиздат, 1984. — С. 5. — 256 с., ил. с.
- ↑ Терминологический словарь по строительству на 12 языках
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Проектирование и строительство гражданских зданий. Сайт Александра Прокуратова. Архитектура или революция
- ↑ Витрувий. Десять книг об архитектуре. Пер. с лат. Ф. А. Петровского. — М.: Едиториал УРСС, 2003.
- ↑ Aphorism.ru. Афоризмы, мысли, фразы. Архитектура
- ↑ Роберт Вентури. Определение архитектуры как укрытия с декорацией на нём, и другие оправдания банального символизма в архитектуре
- ↑ Давидич Т.Ф. Стиль как язык архитектуры. — Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2010. — 336 с. — ISBN 978-966-8324-70-3
Ссылки
academic.ru
Особенности архитектуры в городах и странах мира
Древнегреческая архитектура
Архитектура современных городов характеризуется многообразием и стремительным развитием, идущим параллельно техническому прогрессу. По построенным в ту или иную эпоху зданиям можно наблюдать изменчивость стилей, ценностей и стремлений человека к удовлетворению собственных потребностей.
Замечание 1
Древние города Греции до сегодняшнего дня считаются шедеврами архитектуры. Это достояние мировой культуры, наследие человечества. Без фундамента, заложенного в древней Греции, современная архитектура Европы существовать не смогла бы.
Выраженная связь архитектуры исторического города с современным городом очевидна. В Древней Греции религиозным, культурным, политическим центром поселения являлся храмовый комплекс, и уже от него расползались проложенные по сетке прямоугольной формы улицы. В Греции античные храмы строились по ордерной системе, что в дальнейшем оказало значительное влияние на историю всей мировой архитектуры. Именно тогда установились правила соотношения конструктивных частей зданий с декоративным оформлением. Это называется ордер. В Греции конструкция, композиция храмов основана на балках и колоннах. Следует отметить, что в архитектуре современных поселений древнегреческая ордерная система преимущественно сохранилась в исторических памятниках, а также застройке старых районов.
Особенности архитектуры городов Европы и Востока
Для европейского средневекового города весьма характерно наличие крепости, которая окружена высокой каменной стеной и рвом с водой, для реализации оборонительной функции. В последующем европейские города строили вокруг зданий главных кафедральных соборов, окруженных ратушей и рыночной площадью. Улицы при этом прокладывались от крепостных ворот к центру.
На Востоке города проектировались аналогично. В центральной части города размещалась мечеть и минареты, а рядом религиозная школа — медресе, дворец правителя, а также караван-сарай. Уже от этих строений расходились дороги и жилые кварталы.
Рисунок 1. Панорама восточного города. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектура Руси и Москвы
Для городов Руси очень характерно:
- вписывание их в окружающий ландшафт;
- окружение сельскими поселениями.
Города преимущественно строились на возвышенности, с которой хорошо просматривались окрестности. Но в эпоху Возрождения стали преобладать иные принципы градостроительства. Улицы стали планировать строго перпендикулярно, а главные из них выходили на главные архитектурные ансамбли, дворцы. Яркий пример этого Санкт-Петербург.
Московская архитектура это целая историческая летопись. Для архитектуры Москвы характерно смешение разных стилей, образов и направлений, происходившее на протяжении многих столетий. Отголосок пятнадцатого века, отголосок каменного зодчества — Успенский собор и Кремль. Эпоха Екатерины Великой оставила образцы классицизма – Большой Театр, Сенат, Дом Пашкова, Царицынский путевой дворец. Напоминание об Отечественной войне 1812 года — заново отстроенная столица и знаменитые здания Исторического музея, дома Игумнова. В двадцатом веке в столицу России приходит модерн, а с ним новые здания: гостиница «Националь», гостиница «Метрополь», здание Ярославского вокзала. Век настоящий подарил Москве ультрасовременную архитектуру с небоскрёбами, фасадами из стекла, многоэтажными офисами.
Рисунок 2. Московский кремль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Американская архитектура
Архитектура США обрела самостоятельность в развитии только через сто лет после появления независимого государства. Изначально с европейскими формами социальной жизни колонисты завезли и связанные с ними определенные типы построек. Это были английские упорядоченные и уравновешенные схемы зданий, сделанные очень добротно. Пристрастие к простым и ясным системам распространялось также на планы большинства американских городов, основой которых стала прямоугольная сетка улиц.
Замечание 2
В ходе развития капитализма в Северной Америке, жилище американца становится вещественным свидетельством принадлежности к определенной социальной группе. На фасадах появляются суховатые и элегантные, графические детали декора.
Независимость от форм фасада здания системы внутренних пространств, перешла от домостроения народного в произведения Джефферсона третьего президента США и самого яркого архитектора того времени. Основным произведением Джефферсона стал университет в Шарлоттсвилле. Ландшафт создан объединением природы и архитектуры и природы в упорядоченную целостность. Смена представлений в профессиональной культуре укрепила в значительной степени представление архитекторов Америки об относительной независимости символов власти и престиж в архитектуре, от решения архитектурой практических проблем. Это вылилось в создание генерального плана Вашингтона – новой столицы Америки. План был разработан в 1791 году, и соединил идею города — произведения искусства с практичностью. На прямоугольную сетку улиц были наложены пучки радиальных авеню, излучаемые главными центрами власти – Белым домом и Капитолием.
Со средины девятнадцатого века в американской архитектуре сумбурность целого начала сочетаться с сухой конкретизацией деталей, при этом в дощатой обшивке деревянных домов был имитирован открытый брусчатый каркас. Такой «символический» каркас превратился в характерную особенность архитектурной моды, которая распространилась далее по всей Америке и была названа «брусчатым стилем». Источником подражаний стали фахверковые готические постройки Западной Европы, и швейцарские народные жилища — прообраз дач и загородных домов в европейских странах.
Архитектура азиатских городов
Шанхай, Пекин, Хошимин и другие азиатские города являются смешением современных небоскребов и зданий, которые построены в колониальном стиле. Токио, после Второй мировой войны, возрождался практически из руин. Архитектурной особенностью этого города стало строительство высотных зданий с учетом инновационных передовых технологий. В Дубаи стремительно взлетают вверх небоскребы и покоряются морские просторы. Здесь многие небоскребы построены на рукотворных насыпных островах. При этом большинство архитектурных проектов выглядит достаточно футуристично и даже фантастично. Самое известное строение подобного рода — башня «Бурдж-Халифа» высотой восемьсот двадцать восемь метров, которую построил архитектор из США Смит.
spravochnick.ru