Архитектура России 17 век. — VilingStore

17 век стал для России веком серьезных потрясений и больших перемен. Все это не могло не сказаться на развитии культуры. Менялось отношение к религии, укреплялись связи с Европой, в архитектуре зарождались новые стили. Именно в этот период замечен переход архитектуры от строгих форм средневековья к декоративности, от церковного к светскому. На фасадах зданий появляются резные наличники и каменная резка, разноцветные изразцы.

В начале 17 века продолжается начатое в 16 веке строительство шатровых композиций. Одним из ярких примеров той эпохи является Успенская Дивная церковь на территории Алексеевского монастыря в Угличе.

Архитектура России 17 век.

Uglich tented church

Успенская Дивная церковь на территории Алексеевского монастыря в Угличе
В более позднем строительстве шатер перестает быть конструктивным элементом и начинает выполнять больше декоративную функцию. Его можно заметить и на небольших церквях и на светских зданиях той эпохи. Последним храмом шатрового типа является московская церковь Рождения Богородицы в Путинках, относящаяся к середине 17 века. Дело в том, что как раз в этот период церковь во главе с патриархом Никоном признала многие старые церковные догмы ошибочными, и на строительство шатровых соборов и церквей был наложен запрет. Отныне они должны были быть непременно пятиглавыми и с маковками.
Продолжается популяризация каменной застройки, начатая в 16 веке. В 17 веке такое строительство становится уже не только привилегией царей. Теперь каменные хоромы могли строить себе бояре и купечество. Немало жилых каменных домов было построено в 17 веке и в столице, и в провинции. А вот цари, как оказалось, наоборот, предпочитали деревянное зодчество. Несмотря на распространение использования камня, как основного строительного материала, 17 век можно по праву считать веком расцвета русского деревянного зодчества. Шедевром деревянного зодчества и архитектуры 17 века считался царский дворец в Коломенском. В те времена резиденция насчитывала 270 комнат и порядка 3000 окон. К сожалению, в середине 18 века его разобрали из-за ветхости по приказу императрицы Екатерины Второй. В наше время он воссоздан по записям и чертежам, позволяющий судить о красоте и величии архитектуры того времени, но в таком виде он уже не представляет той архитектурной ценности, как если бы это был оригинал.
pokrov v filiah
Церковь Покрова в Филях
Перемены в жизни страны, развитие торговых отношений с соседями, и некоторые другие факторы обеспечили предпосылки к тому, что российские города стали расширяться. На юге и востоке страны появлялись новые города. Появились первые попытки создания городских планов и упорядочения градостроительства.
Continue Reading
Культура. 17 век. Архитектура
— 1628-шатёр над Спасской башней Московского Кремля
— Церковь Покрова в Медведкове, подмосковном имении князя Д.Пожарского (1634-1635). Построена в честь победы над врагами в Смутное время, утверждала силу русого оружия.
— Церковь святого Зосимы и Саввы Троице-Сергиева монастыря (1635-1637)
— Церковь Троицы в Никитниках(1635-1653) , характерна яркая цветовая гамма, сочетание красного кирпича с белым орнаментом, зелёными изразцовыми вставками и зелёными куполами.
Появилось много похожих церквей, подражание ей:
— Троицкая церковь монастыря в Муроме,
— церковь Вознесения в Великом Устюге
— 1649-1652-в Москве храм Рождества Богородицы в Путинках.
— посадские церкви Николы в Пыжах и Хамовниках,
собор Вознесения в Устюге и др.
Гражданское строительство.
1635-1636- первое светское здание на территории Кремля -Теремный дворец (арх. Константинов, Огурцов, Шарутин, Ушаков). Впервые появилась ступенчатость зданий, новым был и декор здания – резьба, фигуры животных, растительный орнамент, впервые была продемонстрирована ориентация на западноевропейские образцы).
В Москве — Печатный и Монетный двор, дом боярина Троекурова
Архитектура — переход от строгости и простоты к декоративности.
Активное каменное строительство — в 20-ег.(Создан Приказ каменных дел).
Изразцы – керамические плитки и украшения из резного камня и кирпича. Это обилие украшения стали называть — каменное узорочье (или дивное узорочье):
дворец царя Алексея Михайловича,
каменные палаты бояр.
В 40-70-е г.- московское барокко (нарышкинское): чёткость и симметричность, многоярусность, декоративная резьба по белому камню, устремлённость здания вверх, сочетание красного и белого цветов, связь с окружающим пространством.)
Церковь Покрова в Филях — усадебный храм Нарышкина.1690-1693(многоярусность, ступенчатость, обилие широких окон, связь с пространством, устремлённость вверх, характерные «гребешки», которые украшают каждый ярус, белые колонны.
Примеры нарышкинского барокко:
церковь Спаса с в селе Уборы на Москве – реке ,( 1697, архитектор Я.Бухвостов) ,
церковь Знамения в Дубровицах, 1690-1704
Деревянное зодчество.
Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском (современники называли восьмым чудом света)-построен русскими мастерами под руководством холопа
Стиль архитектуры в XVII веке в России
Стиль архитектуры в XVII веке расцвел, потому что расширились возможности государства, каменное строительство вышло на новый уровень. В Кремле при Михаиле Федоровиче были построены каменные царские палаты. Именно в XVII веке, а точнее в его первой половине, появляется такой культовый объект, как Спасская башня. А во второй половине столетия были построены и другие башни Московского Кремля. Данные строения увенчали шатрами, и они приобрели привычный нам вид.
Храмы в XVII веке
Конечно, в Средневековье наибольшее значение имело церковное зодчество. Особенный стиль архитектуры XVII века можно лицезреть в храме Троицы в Никитниках. Находится он в самом центре Москвы, в Китай-городе. Этот храм увенчан пятью шатрами, а колокольни имеют каменный навес. Именно это строение стало образцом для каменного церковного зодчества по всей стране. Вот такого типа храмы в большом количестве строили в старых русских городах, вплоть до первой половины XVIII столетия.
Особенности крыши

Интересным явлением церковного зодчества первой половины XVII века было увлечение каменными шатрами не над колокольнями, а над самим храмом. Этот любимый элемент творцов в стиле архитектуры XVII века пришел из деревянного церковного строительства. Дело в том, что деревянный шатер очень практичен, поскольку осадки стекают с крыши. И вот оттуда, из деревянного зодчества, каменный шатер утвердился и в церковном строительстве.
Но с точки зрения патриарха Никона, данные крыши были неудобны, и в целом элемент являлся неправильным. Долгое время считалось, что патриарх запрещает венчать храм шатрами, так как они считались светскими элементами, которые недопустимо использовать в церковном зодчестве. Это рассматривалось как проявление обмирщения культуры.
Последние исследования несколько уточнили этот вывод. Дело в том, что, запретив венчать каменные храмы шатрами, Никон велел в своем любимом Воскресенском монастыре построить здание с такими особенными крышами. Поэтому намерения патриарха в данном случае не вполне ясны. Может быть, он хотел, чтобы это был единственный храм в данном стиле архитектуры XVII века. Как бы то ни было, но запрет церковного зодчества распространялся на всю страну. Таким образом, церковь Рождества в Путинках, сегодня расположенная в центре Москвы, — последний храм в данном городе, который был увенчан шатрами.
Архитектура XVII
В конце века можно наблюдать совершенно новые явления в церковном зодчестве. Это так называемый нарышкинский стиль. Иногда здания, построенные в данной стиле, еще именуют московским барокко. Это не совсем точно, потому что официально данный стиль в архитектуре появится немного позже. В церквях представлены только элементы культуры барокко, поэтому корректнее называть этот стиль нарышкинским.
Храм Покрова в Филях

Фили — это подмосковное село боярина Нарышкина. Этот храм заметно отличается от Троицы в Никитниках. Здание представляет собой высокую центрическую композицию, в таком храме человек ощущает себя центром, это не характерно для средневекового мировоззрения.

Здесь вотчинник находится прямо под куполом и косвенно, конечно, не прямо, а опосредованно, это отзвуки идеи Возрождения. Человек — центр Вселенной, мера всех вещей. Именно это было главной концепцией русской архитектуры XVII века. Хотя может быть в конце века это идея и не читалась отчетливо, но архитектурные формы дошли до наших дней, и искусствоведы утверждают, что это именно та особенность, в которой этой идея могла когда-либо воплотиться.
Памятники архитектуры XVII века

Нарышкинский стиль еще с большей силой нашел отражение в другой подмосковном вотчинном здании — церкви Знамения в селе Дубровицы. Это усадьба дядьки, воспитателя Петра, Бориса Голицына. В данном строении очень много особенностей, например, необычное завершение храма — он увенчан короной — это элемент европейского барокко того времени.

Если внимательно приглядеться к ступеням этого храма, то можно найти вполне определенное заимствование от известной лестницы, которая была спроектирована великим Микеланджело в конце XVI века. Данный элемент родом из Флоренции, библиотеки Медичи Лауренциана. Объект стал образцом для многих лестничных маршей того времени и также из рук в руки, через Голландию, Германию, Речь Посполитую, реплика дошла и до Московского государства на рубеже XVII—XVIII веков.
Таким образом, можно отметить, что в конце XVII века все отчетливее проявляется связь Московского государства со всеми процессами, которые имели место в это время в Европе.
Передача опыта
Эпоха барокко — это еще один пример стиля русской архитектуры XVII века. В истории, например, музыки или литературы принята немного другая периодизация. А в строительстве считается, что барокко заканчивается в середине XVIII века. После этого начинается эпоха неоклассицизма.
В это время образцом во всех видах искусства для Европы по-прежнему служит Италия, точнее сказать, Рим. Архитектура барокко тоже возникает в древнем городе. А главный архитектор стиля, естественно, римлянин — Джованни Лоренцо Бернини. Важнейшие творцы следующего поколения, который строили в конце XVII века и начале XVIII, это его ученики, причем не только итальянцы, но и некоторые немцы. Например, очень известный хороший архитектор, Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах.
Влияние государства на стиль
Существует две политические силы, которым служит архитектура барокко, — это контрреформация и абсолютизм. Как бы это ни было странным, но и стиль архитектуры XVII века — это смесь государственного строя с творчеством.
Что такое контрреформация

В XVI веке произошло некое преобразование, поэтому половина Европы отреклась от католичества и примкнула к новой версии христианства — протестантизму. Церковь с этим примириться не могла и начала масштабную пропагандистскую кампанию, в ходе которой была создана лучшая в мире сеть высших учебных заведений — Иезуитский коллегиум. Там учились и духовные лица, и миряне. И как-то так получилось, что большинство покидало стены этих заведений убежденными католиками.
Так как столица христианского мира — Рим, и архитектура барокко создана в этом городе, то получилось так, что именно этот стиль служил оформлением католической пропаганды. И из Рима распространялись данные мотивы по всему миру. Например, строители иезуитских миссии, коллегиумов, которые покрывали всю планету от Икитос до Гоа, брали за образец первые постройки Суэцкого ордена в Риме.
Образцом для всех храмов католического мира, как уже было отмечено выше, служил собор Святого Петра в Риме, достроенный в эпоху барокко.
Дворцы для знати
В XVII веке возникает новый порядок управления государством — абсолютизм. До тех пор европейские аристократы были более или менее государями своих земель. Собирали там налоги, содержали собственный армии и частенько вели войны со своими королями. В XVII веке постепенно, сначала во Франции, а затем и в некоторых других странах Европы, аристократия лишается прежних привилегий, а государствами начинают управлять короли, уже не стесненные пережитками средневековых порядков, при помощи бесправной сущности бюрократии.
С конца XVII века, по веянию Европы, русские цари, а позже императоры начинают строить для себя громадные загородные дворцы с регулярными парками. В этих дворцах часто живут непросто государи и их придворные, но и министры и другие служащие государственного аппарата. Загородный дворец служит офисом верховной власти в государстве.
Императорские резиденции в Петербургских пригородах — это одни из самых крупных и самых роскошных дворцов в стиле европейского барокко. Таким образом, можно отметить, что архитектура в XVII веке в России была разной.
Отличительные черты

Барокко, как и любой другой стиль, имеет свою особую неповторимость. Вот самые главные особенности: овальный план, неравномерная расстановка колонн и обильные расписанные скульптуры, живописные декорации.
Нельзя утверждать, что эти приемы характерны только для эпохи барокко, но в эти времена они встречаются гораздо чаще. Впрочем, овальный план не встречается ни в античной, ни в средневековой архитектуре, ни в эпоху Возрождения. Его изобрели Итальянцы в XVI веке. Но первые овалы относятся к эпохе позднего Возрождения. Примером может служить небольшая церковь Сант-Анна в Риме.
Некоторые исследователи считают, что история архитектуры барокко взяла свое начало именно с этих построек, Микеланджело Буонарроти даже иногда называют отцом барокко. Но все-таки принято считать, что первыми архитекторами римского барокко были мастера следующего поколения, работавшие на рубеже веков, в частности Джакомо делла Порта или Карло Мадерна.
Культура. 17 век. Архитектура
— 1628-шатёр над Спасской башней Московского Кремля
— Церковь Покрова в Медведкове, подмосковном имении князя Д.Пожарского (1634-1635). Построена в честь победы над врагами в Смутное время, утверждала силу русого оружия.
— Церковь святого Зосимы и Саввы Троице-Сергиева монастыря (1635-1637)
— Церковь Троицы в Никитниках(1635-1653) , характерна яркая цветовая гамма, сочетание красного кирпича с белым орнаментом, зелёными изразцовыми вставками и зелёными куполами.
Появилось много похожих церквей, подражание ей:
— Троицкая церковь монастыря в Муроме,
— церковь Вознесения в Великом Устюге
— 1649-1652-в Москве храм Рождества Богородицы в Путинках.
— посадские церкви Николы в Пыжах и Хамовниках,
собор Вознесения в Устюге и др.
Гражданское строительство.
1635-1636- первое светское здание на территории Кремля -Теремный дворец (арх. Константинов, Огурцов, Шарутин, Ушаков). Впервые появилась ступенчатость зданий, новым был и декор здания – резьба, фигуры животных, растительный орнамент, впервые была продемонстрирована ориентация на западноевропейские образцы).
В Москве — Печатный и Монетный двор, дом боярина Троекурова
Архитектура — переход от строгости и простоты к декоративности.
Активное каменное строительство — в 20-ег.(Создан Приказ каменных дел).
Изразцы – керамические плитки и украшения из резного камня и кирпича. Это обилие украшения стали называть — каменное узорочье (или дивное узорочье):
дворец царя Алексея Михайловича,
каменные палаты бояр.
В 40-70-е г.- московское барокко (нарышкинское): чёткость и симметричность, многоярусность, декоративная резьба по белому камню, устремлённость здания вверх, сочетание красного и белого цветов, связь с окружающим пространством.)
Церковь Покрова в Филях — усадебный храм Нарышкина.1690-1693(многоярусность, ступенчатость, обилие широких окон, связь с пространством, устремлённость вверх, характерные «гребешки», которые украшают каждый ярус, белые колонны.
Примеры нарышкинского барокко:
церковь Спаса с в селе Уборы на Москве – реке ,( 1697, архитектор Я.Бухвостов) ,
церковь Знамения в Дубровицах, 1690-1704
Деревянное зодчество.
Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском (современники называли восьмым чудом света)-построен русскими мастерами под руководством холопа Семёна Петрова и стрельца Ивана Михайлова.1667-1672
Русская архитектура 17 века [России]
Теремной дворец Московского Кремля был построен в 1635-1636 гг. для царских детей. В его создании принимали участие Бажен Огурцов, Трефил Шарутин, Антип Константинов, Ларион Ушаков. Трёхэтажное каменное здание венчалось высоким «теремком». Отсюда и название дворца.
Два пояса лазурных изразцовых карнизов в сочетании с позолотой крыши придавали дворцу нарядный, сказочный вид. Здание было богато украшено резьбой из белого камня.
Деревянный царский дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой был сооружён в 1667-1668 гг. Возводили его под руководством плотничьего старосты Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова. Дворец насчитывал 270 комнат, 3000 окон и оконцев. Разными по форме, совершенно не похожими друг на друга были его части, которые соединялись между собой переходами. Он казался сказочным. Издали он походил на город с шатровыми башенками, «кокошниками» (типичные черты архитектуры крыши в русском деревянном зодчестве), чешуйчатой крышей, крылечками с витыми колонками.
Московский Кремль
Казанский собор
Памятником освобождению России от интервентов стал построенный в Москве на Красной площади Казанский собор. Его посвящение напоминало о событиях недавнего смутного прошлого. Икона Казанской Божией Матери была главной святыней ополчения Минина и Пожарского.
Спасская башня Московского Кремля
Возведённая в XVII в. Спасская (Фроловская) башня Московского Кремля сохранилась до наших дней (архитектор англичанин Христофор Галовей и русский мастер Бажен Огурцов).
Церкви и храмы
Светские черты в архитектуре чётко обозначились и в церковном зодчестве. Все больше наблюдается отход от средневековой строгости и простоты. Много церквей стало строиться по заказу купцов в соответствии с их вкусами и желаниями.
Церковь Троицы в Никитниках
Церковь Троицы в Никитниках в Москве построена в середине XVII в. по заказу купца Никитникова (сам он родом из Ярославля). В архитектуре храма выделены яркие, праздничные элементы. Богато и красочно убранство храма: столбы, обвитые поясками; три яруса кокошников; арки с висячими гирьками; украшенный шатёр. Это здание сохранилось в Москве до наших дней.
Церковь Ильи Пророка в Ярославле
Церковь Ильи Пророка в Ярославле была построена по заказу купцов в середине XVII в. При возведении храма большое внимание уделялось богатству и пышности. Это должно было подчеркнуть достаток и значимость заказчиков. Пятиглавый храм окружён папертью, галереей, шатровым приделом и колокольней. Отделка красным кирпичом на фоне белой стены придаёт храму красоту. Кроме того, храм украшен зелёными, синими и жёлтыми изразцами. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Архитектурные школы 17 века
В России 17 века можно выделить четыре самостоятельные архитектурные школы, каждая из которых имеет собственные принципы композиционного решения и декоративного убранства храмов: московская, ярославская, нарышкинское (московское) барокко, строгановская.
Московская архитектурная школа
Московская школа отличалась пристрастием к бесстолпному конструктивному решению здания: его своды опирались только на стены. Отсутствие столбов, подпиравших своды, делало интерьер храма более цельным, а сам храм более вместительным. Однако ослабленные своды могли выдержать лишь сравнительно небольшие нагрузки. В результате храмы московской школы обычно имеют мелкие главки и в целом невелики по размерам. Их лучше всего рассматривать с близкого расстояния, когда раскрываются все достоинства сложного и многоцветного фасадного декора. Примерами этого стиля могут служить московские церкви Николы на Берсеневке (1657), Николы в Пыжах (1670), Николы в Хамовниках (1682).
Картинки (фото, рисунки)
На этой странице материал по темам:Развитие русской живописи 16 века
Произведения архитектуры 17 века россии
Доклад о архитектуре 17 века
Архитектура представители в 17 веке
Культура и искусство россии в 17 веке
Назовите традиционные и новые черты в русской архитектуре 17 века
Культура. 17 век. Архитектура
— 1628-шатёр над Спасской башней Московского Кремля
— Церковь Покрова в Медведкове, подмосковном имении князя Д.Пожарского (1634-1635). Построена в честь победы над врагами в Смутное время, утверждала силу русого оружия.
— Церковь святого Зосимы и Саввы Троице-Сергиева монастыря (1635-1637)
— Церковь Троицы в Никитниках(1635-1653) , характерна яркая цветовая гамма, сочетание красного кирпича с белым орнаментом, зелёными изразцовыми вставками и зелёными куполами.
Появилось много похожих церквей, подражание ей:
— Троицкая церковь монастыря в Муроме,
— церковь Вознесения в Великом Устюге
— 1649-1652-в Москве храм Рождества Богородицы в Путинках.
— посадские церкви Николы в Пыжах и Хамовниках,
собор Вознесения в Устюге и др.
Гражданское строительство.
1635-1636- первое светское здание на территории Кремля -Теремный дворец (арх. Константинов, Огурцов, Шарутин, Ушаков). Впервые появилась ступенчатость зданий, новым был и декор здания – резьба, фигуры животных, растительный орнамент, впервые была продемонстрирована ориентация на западноевропейские образцы).
В Москве — Печатный и Монетный двор, дом боярина Троекурова
Архитектура — переход от строгости и простоты к декоративности.
Активное каменное строительство — в 20-ег.(Создан Приказ каменных дел).
Изразцы – керамические плитки и украшения из резного камня и кирпича. Это обилие украшения стали называть — каменное узорочье (или дивное узорочье):
дворец царя Алексея Михайловича,
каменные палаты бояр.
В 40-70-е г.- московское барокко (нарышкинское): чёткость и симметричность, многоярусность, декоративная резьба по белому камню, устремлённость здания вверх, сочетание красного и белого цветов, связь с окружающим пространством.)
Церковь Покрова в Филях — усадебный храм Нарышкина.1690-1693(многоярусность, ступенчатость, обилие широких окон, связь с пространством, устремлённость вверх, характерные «гребешки», которые украшают каждый ярус, белые колонны.
Примеры нарышкинского барокко:
церковь Спаса с в селе Уборы на Москве – реке ,( 1697, архитектор Я.Бухвостов) ,
церковь Знамения в Дубровицах, 1690-1704
Деревянное зодчество.
Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском (современники называли восьмым чудом света)-построен русскими мастерами под руководством холопа Семёна Петрова и стрельца Ивана Михайлова.1667-1672
Архитектура 17 века – изменение приоритетов
Архитектура 17 века, продолжала развиваться по принципу прошлых веков. Однако приемы предшествующих лет дополнила большая декоративность форм. Строительство продолжало развиваться, причем это и касалось гражданских, и культовых сооружений. Строились шикарные дома для богатых купцов, а также великолепные дворцовые комплексы.
Но, несмотря на преобладающее количество деревянных построек, все чаще появляются каменные сооружения. Так ярким примером может служить купеческий дом Поганкины палаты (Псков).
Сравнивая архитектурные сооружения того времени, можно сказать что архитектура 17 века в церковном зодчестве отличаются наибольшей декоративностью. Общий облик церковных палат был результатом слияния двух мотивов – деревянное строительство сочеталось с изяществом форм светских зданий. Обилие декоративных элементов придавало церквям, особый, живой характер. Чаще всего этого результата добивались за счет игнорирования логики. Поэтому архитектура 17 века представлена также некоторыми храмами, в которых фасады разделены на ярусы витражами на окнах. Снаружи, создается впечатление, что все сооружение поделено на изолированные этажи. В действительности, внутренний объем нерасчлененный.
Многофункциональная архитектура Украины 17 века
Многими драматическими событиями переполнена территория украинских земель XVII века. Поэтому и архитектура 17 века в Украине довольно скромна. За этот период появилось небольшое количество храмов. Так, наиболее известными являются: костел Св. Казимира, костел Св. Лаврентия, церковь Петра и Павла и другие.
В тоже время архитектура Украины 17 века развивалась примерно по тому же принципу, что и в России. Зодчие того времени широко применяли различные декоративные элементы. Эти тенденции пришли с прошлых веков, но в 17 веке они преумножились и стали нормой. Для оформления фасадов церковных сооружений используются цветные изразцы, фигурная кладка, широко стало применение красного кирпича с белыми вкраплениями из камня.
Украинская архитектура 17 века получила значительный толчок в развитии со стороны процесса укрепления государственности в России. В свете этих событий архитектура Украины 17 векабыла направлена на строительство новых городов. Причем теперь придерживались более четкой планировки улиц, площадей и кварталов. Однако старые города, развивались по тому же принципу, что и ранее.
Подводя итоги, можем сказать, что архитектура 17 века направлена не только на выполнение оборонительных и жилищных целей, но и несет декоративную функцию.