Архитектура 13 15 веков – «Культура Руси в веках Фольклор, литература, общественная мысль, архитектура, иконопись.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Архитектура Руси 13-15 века — презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

Архитектура Великого Новгорода 13- 15 века — Студопедия.Нет

Развитие русского регионального искусства

Во второй половине XII в. в жизни Древнерусского государства происходят изменения, которые определяют судьбу русской культуры на много веков вперед. Киев окончательно теряет свое политическое и культурное значение. Ослабление международных и торговых связей Киевской Руси, участившиеся набеги кочевников способствовали переселению славянских народов с юга на север. Хотя галицкому князю Ярославу Осмомыслу(?—1187) еще удавалось удержать в подчинении Великий Новгород, Киев, Чернигов, после его смерти начинается дробление Древнерусского государства на мелкие удельные княжества.

Память о единстве земли Русской и о прежней славе Киевской Руси еще жила в произведениях устного народного творчества, но в реальной жизни наступал период феодальной раздробленности, продолжавшийся вплоть до середины XV в.

Искусство Великого Новгорода

Архитектура Великого Новгорода 12 века

После распада Киевской Руси отдельные княжества и города начали приобретать самостоятельность. В культуре Великого Новгорода, также отделившегося от Киева, все яснее проявляются черты самобытности, во многом обусловленные ослаблением княжеской власти и усилением демократических тенденций в обществе. Новгородское вече, ставшее постоянно действующим органом самоуправления, долгое время сохраняло значение символа городской свободы и независимости. Торгово-ремесленный Новгород никогда не стремился к изысканной роскоши, напротив, на его искусстве лежал отпечаток строгости и простоты. В строительстве храмов использовался местный серый камень-валун. Лучшие новгородские мастера умели создавать подлинные шедевры архитектуры и изобразительного искусства скупыми средствами. Ярким примером можно считать

Георгиевский собор Юрьева монастыря 1119 – 1130 гг.

С середины XII в. в Новгороде почти прекращается княжеское строительство и возникает множество небольших приходских

«уличанских»храмов. Ярким образцом памятников новгородского зодчества последней трети XII в. по праву считается церковь Спаса Преображения на Нередице 1198 г. Несмотря на сравнительно небольшие размеры, она производит впечатление монументального сооружения. Объем церкви, увенчанный одним куполом, покоящимся на четырех столпах, разделен на три нефа и завершен с востока тремя алтарными апсидами. Характерную особенность ее композиции составляют резко пониженные боковые апсиды. Объемно-пространственное решение интерьера четко «прочитывается» в наружном облике здания, фасады которого расчленены широкими, далеко выступающими лопатками на три части. Облик церкви по-новгородски сдержан и строг: ни одна деталь не нарушает гармонии целого. Ее единственное украшение — аркатурный пояс под куполом массивного барабана, прорезанного восемью узкими окнами, — усиливает впечатление простоты и величия.

Мировую известность церкви Спаса Преображения на Нередице принесли фрески, выполненные свободно и энергично в необычайно светлом колорите: сочетании желто-красных охр, нежно-зеленого и синего цветов. Белильные цвета, положенные крупными, рельефными мазками на ликах святых, создают атмосферу удивительной гармонии и умиротворенности, настраивают человека на возвышенное созерцание и общение с Богом. Объемная живопись, сотканная из отдельных сюжетов и фигур, построенная на контрастах, соседствует с изображениями, выполненными в графической, орнаментальной манере. К сожалению, в годы Великой Отечественной войны церковь на Нередице была разрушена в результате обстрелов, почти полностью погибли и ее древние фрески. В восстановленном в 1956—1958 гг. здании сохранились лишь фрагменты росписи алтарной части и нижних участков других стен.

Архитектура Великого Новгорода 13- 15 века

Со строительством церкви Рождества Богородицы в первой четверти XIII в. на месте языческого святилища в Перыни (по имени бога Перуна) создается новый тип церкви, ставший определяющим для новгородской архитектуры XIV—XV вв. В последующих постройках менялись пропорции, форма покрытия, декор, прибавлялись и исчезали западные притворы, но сам тип новгородских сооружений на протяжении более двух столетий оставался неизменным.

К высшим достижениям зодчих можно отнести Церковь Николы на Липне 1292 г., Федора Стратилата на Ручью (1360—1361), Спаса Преображения на Ильине улице (1374), Петра и Павла в Кожевниках (1406), СимеонаБогоприимца в Зверином монастыре (1467) и др.

В конце XIII в. формируется новгородская школа иконописи, достигшая расцвета во второй половине XIV — начале XV в. К сожалению, множество замечательных новгородских икон погибло в огне средневековых пожаров, еще больше пострадало в годы Великой Отечественной войны.

Русская культура второй половины 13 — 15 веков

В середине XIII в. Русь подверглась монголо-татарскому нашествию, что имело катастрофические последствия для ее экономики и культуры. Оно сопровождалось истреблением и уводом в плен значительной части населения, уничтожением материальных ценностей, разрушением городов и селений. Установившееся на два с половиной столетия золотоордынское иго, частые набеги завоевателей, приводившие к новым опустошениям, систематическое выкачивание материальных средств в виде дани — все это создало крайне неблагоприятные условия для развития экономики и культуры.

Одним из самых тяжелых последствий нашествия и установления ига было резкое ослабление городов, от развития которых зависел общественный прогресс в средневековую эпоху. Разрушение городов, подрыв экономики замедлили темпы их развития.

Истребление и увод в плен ремесленников привели к падению уровня ремесленного производства — основы материальной культуры. Были утеряны многие технические приемы и навыки, некоторые виды ремесел вообще исчезли. От монголо-татарского нашествия пострадало русское зодчество. Многие его памятники были разрушены. На полвека прекратилось каменное строительство из-за отсутствия материальных средств и мастеров-строителей. Когда оно возобновилось в конце XIII в., оказались утраченными основные виды используемых ранее строительных материалов, технические приемы и средства. Поэтому так недолговечны были здания, возведенные в это время. Погибло огромное количество памятников письменности, пришло в упадок летописание, пережили упадок живопись и прикладное искусство.

Но завоеватели, причинив огромный ущерб русской культуре, не смогли уничтожить ее. Культура Руси, возрождавшаяся на базе прочных традиций, которые были созданы в домонгольский период, сохранила свой национальный облик, оставаясь европейской по типу и направленности. Монголо-татары ничем не обогатили ее. Как заметил А. С. Пушкин, монголо-татары не походили на мавров. Они, завоевав Русь, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля. Их влияние было весьма незначительным и ограничилось заимствованием некоторого количества восточных слов, отдельных мотивов в прикладном искусстве, элементов одежды. Не обнаруживается никаких заимствований у монголо-татар ни в общественной мысли, ни в литературе, ни в живописи, ни в архитектуре.

В результате политических событий XIII—XIV вв. различные части древнерусской народности оказались разделены, оторваны друг от друга. Вхождение в разные государственные образования затрудняло развитие экономических и культурных связей между отдельными регионами прежде единой Руси, углубляло различия в языке и культуре, существовавшие и ранее. Это привело к формированию на основе древнерусской трех народностей — русской (великорусской), украинской и белорусской. Основу их культур составили традиции древнерусской культуры, что предопределило наличие в них общих черт. Но вместе с тем культура каждой народности постепенно приобрела свои специфические черты, отражавшие складывавшиеся этнические особенности и конкретно-исторические условия их экономического, политического и культурного развития.

Формированию русской (великорусской) народности (XIV— XVI вв.) способствовало возникновение общности языка (при сохранении в нем диалектных различий) и культуры, а также общей государственной территории. Большую роль в стирании этнических и культурных различий сыграли перемещение масс населения из одних районов в другие, вызванное монголо-татарским нашествием, народная колонизация новых регионов на севере и северо-востоке страны.

Два основных, тесно связанных между собой обстоятельства исторической жизни народа в это время определяли содержание культуры и направление ее развития: борьба с золотоордынским игом и борьба за создание единого государства.

Монголо-татарское нашествие привело к углублению политической раздробленности. Этому способствовала политика завоевателей — поощрение и разжигание княжеских междоусобиц. Дальнейшее дробление русских земель обособляло местные культуры и усиливало в них локальные особенности. Однако в любом княжестве были силы, стремившиеся к государственному единству. Их настроения и активная борьба получали отражение в памятниках культуры, которые тем самым выходили далеко за рамки областных явлений и разрушали культурную обособленность местных центров. В культуре разобщенных княжеств наряду с сепаратистскими тенденциями все более отчетливо проявлялись и тенденции объединительные.

Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным игом становилась одной из ведущих в культуре. Эта мысль проходит красной нитью через произведения устного народного творчества, литературы, живописи, архитектуры.

Для культуры этого времени характерна также идея неразрывной связи государства XIV—XV вв. с Киевской Русью и Владимиро-Суздальской Русью. Обращение к славному прошлому своей родины, к традициям и памятникам культуры времен независимости, к своей «античности» возбуждало патриотические чувства, внушало уверенность в успехе борьбы с иноземными поработителями. Эта тенденция отчетливо проявилась в устном народном творчестве, летописании, литературе, в общественной мысли, архитектуре.

В пределах рассматриваемого периода можно выделить два этапа историко-культурного процесса. Первый из них (примерно до середины XIV столетия) отмечен заметным упадком в различных сферах культуры. Внешние связи русской культуры в это время почти полностью прерваны. Только Новгород и Псков сохраняли общение со странами Запада, оставаясь крупнейшими центрами европейской культуры. Эти города, не испытавшие нашествия, сыграли важную роль в сохранении традиций и памятников культуры домонгольского времени и оказали большое влияние на развитие культуры в других русских землях.

Со второй половины XIV в. начинается второй этап этого процесса. Он отмечен подъемом русской культуры, обусловленным успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над завоевателями в Куликовской битве, которая явилась важной вехой на пути освобождения страны от иноземного ига. Определяется ведущая роль Москвы в объединении русских земель, возрастает ее значение как одного из главных культурных центров. Куликовская победа вызвала подъем народного самосознания, что нашло отражение во всех областях культуры. При сохранении существенных местных особенностей идея единства Русской земли становится ведущей.

С конца XIV в. устанавливаются прочные связи с болгарской и сербской культурами. Оживленный обмен рукописями происходил через монастыри Афона и Константинополя, в которых жили русские монахи, занимавшиеся их переводами и переписыванием.

На Русь переселялись выходцы из Балканских стран, подвергшихся турецкому нашествию. Некоторые из них сыграли выдающуюся роль в развитии русской культуры: митрополит Киприан, Григорий Цамблак, Пахомий Логофет. Южнославянское влияние на русскую культуру заметно проявилось в литературе и в искусстве.

Фольклор

Борьба против золотоордынского ига стала главной темой устного народного творчества. Многие поэтические произведения вошли в переработанном виде в письменную литературу. Среди них — сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о подвигах Меркурия

Смоленского, о Невской битве и Ледовом побоище, о Куликовской битве.

Наивысшего подъема достиг героический былинный эпос. Древние былины получали новую жизнь. Слагатели былин о монголо-татарском нашествии обращались К образам киевских богатырей, объединившихся вокруг старого князя Владимира Красное Солнышко. В них повествуется о том, как завоеватели подступали к Киеву и как киевские богатыри их изгоняли. Киев в былинах предстает как воплощение русской государственности, как идеальный эпический центр всей Русской земли. В этот период создание цикла былинного эпоса, связанного с Киевом и князем Владимиром, завершалось. В нем в полной мере проявился характерный для всей русской культуры этого времени интерес к героическому прошлому народа.

В XIV в. сложились новгородские былины о Василии Буслаеве и о Садко, отразившие богатство и могущество Великого Новгорода во времена его самостоятельности, вольнолюбивый дух новгородцев.

В этот же период оформился новый жанр устного народного творчества — жанр исторической песни. В отличие от былинного эпоса герои и события в исторической песне изображаются гораздо более приближенными к реальности, время действия не условно-эпическое, а конкретно-историческое, хотя сюжет и герои могут быть вымышленными. Это живой, непосредственный отклик на конкретные события. Историческая песня — произведение не о прошлом, а о настоящем, исторической она становится лишь для последующих поколений.

В песнях отразился подвиг простых людей, пытавшихся остановить полчища Батыя. Многие из них сохранились лишь в литературной обработке, но некоторые надолго остались в народной памяти. Одна из них — песня об Авдотье-Рязаночке. Ее героиня, простая горожанка, совершает подвиг, проявляя при этом мудрость, терпение и большую душевную стойкость. Она уводит из полона жителей Рязани и заново возрождает город. Поэтическим откликом на происшедшее в 1327 г. восстание жителей Твери против ханского наместника Чолхана (Шевкала) является песня о Щелкане Дудентьевиче. Она выдержана в оптимистическом духе, в ней отражена идея неизбежного и скорого краха золотоордынского ига. Следы исторических песен, связанных с Куликовской битвой, обнаруживаются в «Задонщине» и в «Сказании о Мамаевом побоище».

Разновидностью этого жанра являются песни о татарском полоне, и прежде всего песни о девушках-полонянках. Они — о судьбах простых людей, через которые раскрывается один из трагических моментов судьбы народной. Образ чистой и стойкой духом девушки, попадающей в плен, воплощает образ страдающей под тяжким игом Русской земли.

Идея независимости Руси, осознание ее героического прошлого, готовность к самоотверженной борьбе за родину — таков основной пафос произведений устного народного творчества.

Просвещение. Книжное дело

Губительные последствия иноземных вторжений отрицательно сказались на сохранности книжных богатств и на уровне грамотности, но все же традиции письменности и книжности, заложенные в XI—XII вв., удалось сохранить, они получили дальнейшее развитие.

Распространение грамотности, как и всюду в средневековье, в основном было сосредоточено в руках церкви. Но она не была достоянием только духовенства. Грамотным было торгово-ремесленное население городов, ибо занятие торговлей и ремеслом требовало известных знаний и навыков. О широком развитии письменности в быту горожан свидетельствуют берестяные грамоты, найденные во время археологических раскопок в Новгороде и представляющие собой частные письма новгородцев, хозяйственные записи, долговые расписки и т. д. Там же была обнаружена деревянная дощечка с вырезанной на ней азбукой. Вероятно, такие азбуки изготовлялись на продажу и служили учебцыми пособиями при обучении детей. Уникальной находкой являются учебные тетради новгородского мальчика Онфима (вторая половина XIII в.), дающие представление о методах обучения чтению и письму в школе. В частности, в то время уже существовал метод слогового обучения чтению, применявшийся и несколько столетий спустя.

Многочисленные сведения о существовании училищ для детей и об учителях-«книжниках» содержатся в житиях русских святых XIV—XV вв. Такие училища существовали, как правило, при церквах, и учителями в них были в основном представители низшего духовенства. Обучение начинали с семи лет. Учили чтению, письму, церковному пению и, возможно, счету, т. е. давали самое элементарное образование. В XV в. подобные училища существовали не только в городах, но и в сельской местности. Так, например, Александр Свирский научился грамоте в родной деревне в Обонежье, Антоний Сийский учился в селе около Белого моря, Мартиниан Белозерский — в деревне близ Кириллова монастыря.

Миниатюра из жития Сергия Радонежского, на которой изображены 11 детей и учитель, объясняющий урок, дает возможность представить обстановку в училище.

Подъем культуры со второй половины XIV в. сопровождался развитием книжного дела. Его крупнейшими центрами были монастыри, при которых существовали книгописные мастерские и библиотеки, насчитывающие сотни томов. Наиболее значительными были сохранившиеся до нашего времени собрания Тро-ице-Сергиева, Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей. От конца XV в. до нас дошла опись библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря.

Но церковь не обладала монополией на создание и распространение книг. Как свидетельствуют приписки самих писцов на книгах, значительная их часть не принадлежала духовенству. Книгописные мастерские существовали и в городах, при княжеских дворах. Книги изготовлялись, как правило, на заказ, иногда и на продажу.

Развитие письменности и книжного дела сопровождалось изменениями в технике письма. В XIV в. на смену дорогому пергамену пришла бумага, которую доставляли из других стран, главным образом из Италии и Франции. Изменилась графика письма: вместо строгого уставного письма появился так называемый полуустав, а с XV в. — скоропись, что ускоряло процесс изготовления книги. Все это делало книгу более доступной и способствовало удовлетворению возраставшего спроса.

Наибольшее распространение получили богослужебные книги, необходимый набор которых был в каждом культовом учреждении — в церкви, монастыре. Характер читательских интересов отражали «четьи» книги, т. е.цдшги, предназначенные для индивидуального чтения. Таких йниг 13ьшо много в монастырских библиотеках. Наиболее распространённым типом «четьей» книги в XV в, стали сборники смешанного состава, которые исследователи называют «библиотеками в миниат&ре».

Содержание «четьих» сборникрв достаточно обширно. Наряду с переводными патриотическими и агиографическими произведениями в них включались оригинальные русские сочинения; рядом с религиозно-назидательными текстами соседствовали произведения светского характера — отрывки из летописей, исторические повести, публицистика. Примечательно появление статей естественнонаучного характера. Так, в одном из сборников библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря начала XV в. помещены статьи «О широте и долготе земли», «О стадиях и поприщах», «О расстоянии между небом и землею», «Лунное течение», «О земном устроении» и др. Автор этих статей решительно порывал с фантастическими представлениями о строении Вселенной. Земля признавалась шаром, хотя по-прежнему ставилась в центр мироздания. В других статьях дано вполне реалистическое объяснение явлений природы (например, грома и молнии, которые, по мнению автора, происходят от столкновения туч). Здесь же статьи по медицине, биологии, выписки из сочинений римского ученого и врача II в. Галена.

Русская книга XIV—XV вв. сыграла выдающуюся роль как в возрождении к жизни памятников литературы прошлого, так и в распространении современных произведений.

Литература. Общественная мысль

Русская литература XIV—XV вв. унаследовала от древнерусской ее острую публицистичность, она также выдвигала важнейшие проблемы общественной жизни Руси. Будучи историческими трудами, летописи в то же время являлись и политическими документами.

В первые десятилетия после монголо-татарского нашествия летописание переживало упадок. Но оно, прервавшись на время в одних, возобновлялось в новых политических центрах. Летописание по-прежнему отличали локальные особенности, большое внимание к местным событиям и тенденциозное их освещение с позиций того или иного княжеского центра. Но красной нитью во всех летописях проходила тема единства Русской земли и борьбы народа против иноземных завоевателей.

Местный характер вначале имело и московское летописание, появившееся в первой половине XIV в. Однако с возрастанием политической роли Москвы оно постепенно приобрело общегосударственный характер. Оно не только отражало и идеологически закрепляло успехи Москвы в деле объединения русских земель, но и активно участвовало в этой работе, усиленно пропагандируя объединительные идеи.

О росте национального самосознания свидетельствовало возрождение общерусского летописания в конце XIV — начале XV в.

Первый общерусский свод был составлен в Москве в начале XV в. (так называемая Троицкая летопись, погибшая во время московского пожара 1812 г.). Московские летописцы провели большую работу по объединению и обработке разрозненных областных сводов. Около 1418 г. при участии митрополита Фотия создается новый летописный свод — Владимирский полихрон. В нем отстаивалась идея о необходимости союза московской великокняжеской власти с городским населением княжеских центров в целях объединения Руси. Эти своды легли в основу последующих летописных сводов 1456 г. и 1472 г. Одним из самых значительных произведений русского летописания стал Московский свод 1479 г.

Все московские летописи пронизывает мысль о необходимости государственного единства и сильной великокняжеской власти. В них явственно выступает сложившаяся в начале XV в. политическая концепция, согласно которой история Руси XIV—XV вв. является прямым продолжением истории Древней Руси. Летописи утверждали ставшую позднее официальной идею о том, что Москва наследует политические традиции Киева и Владимира, является их преемницей. Это подчеркивалось также и тем, что своды начинались с «Повести временных лет».

Объединительные идеи, отвечавшие жизненным интересам различных слоев общества, получили развитие и в ряде других центров. Даже в Новгороде, отличавшемся особенно сильными сепаратистскими тенденциями, в 30-х гг. XV в. был создан общерусский по своему характеру Новгородско-Софийский свод, включивший в свой состав свод Фотия. Общерусский характер приняло и тверское летописание, в котором утверждалась идея сильной великокняжеской власти и отмечались факты освободительной борьбы против Золотой Орды. Но в нем явно преувеличивалась роль Твери и тверских князей в объединении Руси.

Центральной темой литературы стала борьба русского народа против иноземных завоевателей. Одним из распространенных жанров становится воинская повесть. В основе произведений этого жанра лежали конкретные исторические факты и события, а персонажами были реальные исторические лица. Воинские повести — это светские произведения, близкие к устному творчеству, хотя многие из них подвергались переработке в духе церковной идеологии.

Выдающийся памятник повествовательной литературы воинского жанра — «Повесть о разорении Рязани Батыем». Основную часть ее содержания составляет рассказ о взятии и разорении Рязани монголо-татарами и о судьбе княжеской семьи. В повести осуждаются княжеские раздоры как основная причина поражения русских и в то же время с точки зрения религиозной морали происходящее оценивается как наказание за грехи. Это свидетельствует о стремлении «отцов церкви» использовать сам факт нашествия для распространения христианских идей и упрочения влияния церкви. Особый интерес представляют включенные в повесть два рассказа народно-поэтического происхождения — о гибели князя Федора, его жены Евпраксии и их сына и о Евпатии Коловрате, — раскрывающие трагизм разгрома Руси монголо-татарами, героизм русских людей, веру в силы народа. Основная мысль произведения выражена в словах: «Лутче нам смертию живота купити, нежели в поганой воли быти».

Борьба против шведских и немецких захватчиков отразилась в светской дружинной повести об Александре Невском, в которой содержалось подробное описание Невской битвы и Ледового побоища. Но эта повесть до нас не дошла. Она была переработана в Житие Александра Невского и получила религиозную окраску. Подобную трансформацию претерпела и повесть о псковском князе Довмонте, посвященная борьбе псковичей с немецкими и литовскими завоевателями.

Памятником тверской литературы начала XIV в. является «Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде». Это злободневное сочинение, имевшее антимосковскую направленность (князь Михаил Ярославич был убит по навету московского князя). Однако местные интересы не заслонили основной патриотической идеи произведения. На основе устного народно-поэтического произведения была написана «Повесть о Шевкале», посвященная восстанию в Твери в 1327 г. .

Победа над монголо-татарами на Куликовом поле в 1380 г. вызвала подъем национального самосознания, внушила русскому народу уверенность в своих силах. Под ее воздействием возник Куликовский цикл произведений, которые объединяет одна главная мысль — о единстве Русской земли как основе победы над врагом. Четыре основных памятника, входящие в этот цикл, различны по своему характеру, стилю, содержанию, но все они говорят о Куликовской битве как о величайшей исторической победе Руси над монголо-татарами.

Наиболее глубоким и значительным произведением этого цикла является «Задонщина» — поэма, написанная Софонием Рязанцем вскоре после Куликовской битвы. Автор не стремился дать последовательное и обстоятельное изображение событий. Его цель — воспеть великую победу над ненавистным врагом, прославить ее организаторов и участников. Характерная особенность «Задонщины» — ее связь со «Словом о полку Игореве», из которого заимствованы отдельные литературные образы, стилистические приемы, выражения и даже целые отрывки. Но это не простое подражание, а вполне сознательное сопоставление событий прошлого и настоящего, высветившее основную идею автора: несогласие в действиях князей ведет к поражению, объединение же их для борьбы с врагом — залог победы. Софоний подчеркивает единодушие князей, их решимость совместно выступить под руководством великого князя. Он перечисляет города, откуда стекаются войска, и сознательно замалчивает факт измены Олега Рязанского.

В поэме подчеркнута роль Москвы в организации победы, а князь Дмитрий Иванович представлен как подлинный ее организатор. Сопоставление со «Словом о полку Игореве» подчеркивало также одну из ведущих общественно-политических идей того времени — мысль об органической связи Московской Руси с Киевской. Куликовская победа — это возмездие за поражение в 1185 г., она положила, как считал автор, конец длительному периоду господства степняков над Русью, восстановила прежнюю славу и могущество Русской земли.

В Летописной повести о Куликовской битве впервые дается связный рассказ о событиях 1380 г. В ней подчеркнуты единство и сплоченность всех народных сил вокруг великого князя, поход против неприятеля расценивается как дело общерусское. Однако в повести заметно отступление от реальных исторических фактов, которые осмысливаются с точки зрения религиозной морали: конечной причиной поражения монголо-татар выступает «божественная воля», в духе религиозных понятий осуждается поведение рязанского князя Олега. Дмитрий Донской изображен как христианский подвижник, наделенный благочестием, миролюбием и христолюбием.

«Сказание о Мамаевом побоище» — наиболее объемное и самое популярное произведение Куликовского цикла. Оно противоречиво в идейном и художественном отношениях, так как в нем сосуществуют два различных подхода к пониманию событий. С одной стороны, Куликовская победа расценивается как награда за христианские добродетели, свойственные русским. С другой стороны, автор «Сказания» хорошо разбирается в политической ситуации того времени, высоко оценивает героизм и патриотизм русских людей, дальновидность великого князя, понимает значение единства между князьями. В «Сказании» находит обоснование идея тесного союза церкви и княжеской власти (описание отношений Дмитрия Донского и Сергия Радонежского). С этой целью в повествование вводится митрополит Киприан, хотя на самом деле его в это время в Москве не было, а князь Дмитрий Иванович изображен человеком, полным религиозного благочестия, — он постоянно молится и уповает на Бога. В «Сказании» широко используются устные предания о Куликовской битве и художественно-изобразительные средства устного народного творчества.

Лишь в связи с жизнеописанием Дмитрия Донского говорится о Куликовской битве в «Слове о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского». Это торжественный панегирик умершему князю, в котором восхваляются его дела и определяется их значение для настоящего и будущего Руси. В образе Дмитрия Ивановича сочетаются черты житийного героя и идеального государственного деятеля, подчеркиваются христианские добродетели князя. В этом нашло отражение стремление церкви к союзу с великокняжеской властью.

События 1382 г. (нападение Тохтамыша на Москву) легли в основу «Повести о московском взятии от царя Тохтамыша и о пленении земли Русской». Повести присуща такая черта, как демократизм, она занимает особое место в литературе XIV—XV вв., освещая события с позиций широких народных масс, в данном случае населения Москвы. В ней нет индивидуального героя. Простые горожане, взявшие в свои руки оборону Москвы после того, как из нее сбежали князья и бояре, — вот подлинные герои повести.

Большое развитие получила житийная литература, ряд произведений которой пронизан актуальными публицистическими идеями. Церковная проповедь в них сочеталась с развитием мысли о главенствующей роли Москвы и о тесном союзе княжеской власти и церкви (причем первенствующее значение отводилось церковной власти) как главном условии усиления Руси. В житийной литературе находили отражение и специфически церковные интересы, далеко не всегда совпадавшие с интересами великокняжеской власти. Публицистический характер носило «Житие мит-ропрлита Петра», написанное митрополитом Киприаном, который усмотрел общность судьбы митрополита Петра, не признанного в свое время тверским князем, со своей собственной судьбой, а также и со своими сложными взаимоотношениями с московским князем Дмитрием Ивановичем.

В житийной литературе получил распространение ритори-ческо-панегирический, или экспрессивно-эмоциональный стиль. В текст вводились пространные и витиеватые речи-монологи, авторские риторические отступления, рассуждения морально-богословского характера. Большое внимание уделялось описанию чувств героя, его душевного состояния, появлялись психологические мотивировки поступков действующих лиц. Экспрессивно-эмоциональный стиль достиг вершины своего развития в творчестве Епифания Премудрого и Пахомия Логофета.

Архитектура. Живопись

В результате монголо-татарского нашествия на целых полстолетия на Руси прекратилось каменное строительство. Оно возобновилось лишь с конца XIII в. С этого времени получили новое развитие традиции областных архитектурных школ, сложившиеся в предшествующий период.

Одним из крупнейших центров развития искусства в XIV— XV вв. был Новгород, переживавший в это время экономический и политический подъем. Высокий уровень городской жизни, особенности социально-политического строя Новгородской боярской республики обусловили характерные черты новгородского искусства, наличие в нем сильной демократической струи. Как прежде, новгородские постройки возводились на средства отдельных бояр, купеческих объединений и коллективов «уличан», и в них отражались вкусы заказчиков.

Основываясь на традициях архитектуры домонгольского времени, новгородские зодчие вели поиск новых художественных и строительно-технических решений. Направление этих поисков определилось уже в самой первой постройке,..возведенной после значительного перерыва, — в церкви Николы на Липне (1292). Зодчие внесли много нового в традиционный тип четырехстолп-ного одноглавого храма кубической формы. Они заменили поза-комарное покрытие трехлопастным, отказались от членения фасадов лопатками, уменьшили число апсид с трех до одной, опустив ее до половины высоты храма. Это придавало зданию массивность и монолитность. Строители перешли к кладке из грубо отесанных известняковых плит с использованием валунов и частично кирпича, что еще более усиливало впечатление силы и мощи. Здесь ясно проявилась характерная особенность новгородского искусства, отмеченная И. Э. Грабарем: «Идеал новгородца — сила, и его красота — красота силы».

Новые искания и старые традиции отразились в церкви Спаса на Ковалеве (1345) и церкви Успения на Волотовом поле (1352). Это промежуточное звено в процессе формирования того стиля в новгородском зодчестве, который представлен постройками второй половины XIV в. Классическими образцами этого стиля являются церковь Федора Стратилата (1360—1361) и церковь Спаса на Ильине улице (1374). Характерная черта этого стиля — нарядное внешнее убранство храмов. Их фасады украшены декоративными нишами, треугольными впадинами, скульптурными вкладными крестами. Многие ниши были заполнены фресковыми росписями.

Новый архитектурный стиль в дальнейшем почти не изменялся. Более того, в XV в. проявилось стремление к воспроизведению архитектурных форм XII в. В этом возрождении культурных традиций проявился сепаратизм новгородской аристократии, ее стремление сохранить «старину и пошлину» независимой Новгородской боярской республики.

В Новгороде велось и крупное гражданское строительство. В 1433 г. в кремле немецкие и новгородские мастера построили Грановитую палату, предназначавшуюся для торжественных приемов и заседаний Совета господ. На владычном дворе была возведена Часозвоня (1443) — восьмигранная башня на прямоугольном основании. Некоторые новгородские бояре строили себе каменные палаты с коробовыми сводами. В 1302 г. в Новгороде был заложен каменный детинец, который впоследствии несколько раз перестраивался. Были возведены крепостные укрепления Старой Ладоги, Порхова, Копорья, Яма, Орешка.

Своеобразием отличалось зодчество Пскова, обособившегося в середине XIV в. от Новгорода и ставшего центром самостоятельной феодальной республики. Больших успехов достигли местные зодчие в крепостном строительстве. В 1330 г. были возведены каменные стены Изборска — одного из крупнейших военных сооружений Древней Руси. В самом Пскове был построен большой каменный кремль, общая длина стен которого составляла около девяти километров. Вся архитектура города имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны, почти лишены декоративного убора. В 1365—1367 гг. «на старой основе» храма XII в. был заново выстроен городской собор Троицы, при этом псковские мастера внесли много нового в традиционную схему крестовокупольного храма, придав верхней части сооружения динамичную устремленность ввысь. Характерны для псковского зодчества каменные звонницы, состоявшие из нескольких пролетов. Местные мастера разработали особую систему перекрытия здания взаимно перекрещивающимися арками, что дало возможность позднее освободить храм от столбов. Этот прием сыграл существенную роль в создании типа малой бесстолпной «посадской» церкви. Своим мастерством псковские зодчие завоевали общерусскую известность. Они сыграли большую роль в московском строительстве в XV—XVI вв.

Первым городом Северо-Восточной Руси, в котором возобновилось каменное строительство, была Тверь. Здесь в 1285—1290 гг. был построен собор Спаса-Преображения — шестистолпный крестово-купольный храм, украшенный белокаменными рельефами. Образцом для него послужил владимирский Успенский собор. В начале XIV в. была построена еще одна каменная церковь, но затем последовал длительней перерыв в строительстве, вызванный ослаблением Твери в результате ее разгрома после восстания 1327 г. Лишь с конца XIV в. наступил новый подъем. Из тверских построек того времени до нас дошла церковь Рождества Богородицы в селе Городне на Волге.

Начало каменного строительства в Москве относится ко второй четверти XIV в. При Иване Калите в Московском Кремле строятся четыре каменных храма: Успенский собор, церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору, Архангельский собор. Ни один из них не дошел до нашего времени, но есть основание предполагать, что выстроены они были в духе традиций владимиро-суздальского зодчества. Несколько камней, уцелевших от церкви Спаса на Бору, свидетельствуют о том, что она была украшена резьбой.

В 1367 г. в Москве возводится каменный Кремль, единственный во всей Северо-Восточной Руси того времени. Это свидетельствовало о возрастании политического могущества Москвы. Накануне Куликовской битвы в Коломне был построен Успенский собор, превосходивший по размерам все московские храмы. Древнейшими сохранившимися памятниками московского зодчества являются Успенский собор в Звенигороде (около 1400 г.), собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422). Образцами для них послужили церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире, хотя постройки начала XV в. более приземисты и суровы, а их убранство скромнее. Интерес к архитектуре Владимира обусловливался идеей владимирского наследства, пронизывавшей всю московскую политику и отразившейся в других сферах культуры.

Однако это вовсе не означало, что московские зодчие только копировали имевшиеся образцы. Особый интерес они проявляли к разработке и созданию новой, устремленной ввысь композиции всего храмового здания. Это достигалось за счет ступенчатого расположения сводов и размещения нескольких рядов кокошников у основания барабана. Стремление к преодолению «кубичности» и приданию динамизма всей композиции особенно ярко проявилось в соборе Андроникова монастыря (около 1427 г.). Эта тенденция становилась ведущей в московском зодчестве.

Вторую половину XIV — начало XV в. называют «золотым веком» стенной живописи Древней Руси. Успешно развивается новгородская монументальная живопись, опиравшаяся на местные традиции и использовавшая достижения византийского искусства. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, а потом в Москве. Он приехал из Византии на Русь в 70-х гг. XIV в. уже зрелым живописцем и отдал свое мастерство новой родине. Лучшей работой Феофана, наиболее полно раскрывающей самобытность и мощь его творчества, является фресковая роспись церкви Спаса на Ильине улице. Для Феофана Грека характерны такие черты, как смелая живописная манера, свобода в обращении с иконографическими традициями, виртуозность исполнения, интерес к характеру, внутреннему миру человека. В своих персонажах он воплощал одухотворенность человека, силу его внутренней эмоциональности, стремление к возвышенному. Бурная, темпераментная живопись Феофана — яркое проявление экспрессивно-эмоционального стиля в русском искусстве этого времени.

К фрескам Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине близки по манере исполнения фрески церкви Федора Стратилата. Одни исследователи считают их произведением Феофана, другие — работой его учеников.

Замечательным памятником новгородской живописи были и фрески церкви Успения на Волотовом поле (погибли во время Великой Отечественной войны), в котором ярко проявились свобода художественного творчества, стремление преодолеть традиционные каноны церковной живописи. Эти фрески отличали предельная динамика в построении композиции, глубокая эмоциональная насыщенность.

По-иному выглядят фрески церкви Спаса на Ковалеве, которым свойственны черты аскетизма. Исследователи видят в них влияние южнославянской художественной традиции и считают, что они написаны сербскими художниками.

В XV в. монументальная живопись все более усваивала догматические черты официально-церковной идеологии. Но в Новгороде иконописание еще оставалось связанным с демократическими кругами, о чем свидетельствовали простота трактовки сюжетов, широкое распространение икон популярных в народе святых, принявших функции языческих божеств-покровителей различных хозяйственных занятий. Расширялись узкие рамки религиозной тематики.

Обострение отношений Новгорода с Москвой во второй половине XV в. вызвало появление иконы «Битва новгородцев с суз-дальцами» (Чудо от иконы «Знамение»). Она воспринимается как историческая картина. Тема ее — поражение суздальского войска под стенами Новгорода в 1169 г. Икона должна была вызывать чувство местного патриотизма и вдохновлять на борьбу за сохранение независимости Новгорода, которому в трудный час приходили на помощь «силы небесные». Таков публицистический подтекст иконы. Единственным в своем роде образцом коллективного портрета боярской семьи является икона «Молящиеся новгородцы» (1467).

Высокого расцвета достигла живопись в Москве в конце XIV — начале XV в. В это время здесь окончательно складывается русская национальная школа живописи, наиболее ярким представителем которой был гениальный русский художник Андрей Рублев. Его предшественником по росписи московских церквей был Феофан Грек, переехавший в 90-х гг. XIV в. в Москву (московские росписи Феофана не сохранились).

Рублев родился около 1360 г. Он был монахом Троице-Сер-гиева, а затем — Спасо-Андроникова монастыря в Москве. В 1405 г. он вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле. В 1408 г. Рублев вместе с Даниилом Черным работал над фресками Успенского собора во Владимире, а затем они украсили фресками и иконами Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. В конце жизни живописец расписал собор Андроникова монастыря, в котором впоследствии был похоронен (умер около 1430 г.).

Наиболее ранними из известных в настоящее время работ Рублева считаются фрески Успенского собора во Владимире (одна из известных — «Шествие праведников в рай»). В них проявились характерные черты рублевского стиля, которому свойственна лирическая умиротворенность. Персонажи Рублева мягче, человечнее, чем в живописи Феофана.

Самая известная работа этого древнерусского мастера — икона «Троица», написанная им для иконостаса Троицкого собора. В ней с редкой художественной силой выражена гуманистическая идея согласия и человеколюбия, дан обобщенный идеал нравственного совершенства и чистоты. Замечательны по глубине психологической характеристики и мастерству исполнения изображения архангела Гавриила и апостола Павла из того же иконостаса Троицкого собора. Национальный характер творчества иконописца нашел особенно яркое выражение в его «Спасе» из Звенигорода.

В творчестве Рублева «получает свое логическое завершение процесс обособления русской живописи от византийской, наметившийся уже в XII веке и развивавшийся в непрерывном нарастании вплоть до XV века. Рублев окончательно отказывается от византийской суровости и византийского аскетизма. Он извлекает из византийского наследия его античную эллинистическую сердцевину… Краски русской природы он переводит на высокий язык искусства, давая их в таких безупречно верных сочетаниях, что им присуща, подобно творению великого музыканта, абсолютная чистота звучания», — писал исследователь древнерусского искусства В. Н. Лазарев.

Культурное развитие русских земель в XIII—XV вв. было чрезвычайно важным этапом формирования общерусской культуры, вобравшей в себя достижения местных культур. Завершение этого процесса относится к концу XV в.

Материал создан: 30.04.2016

комментарии к статье


3.Архитектура феодальных княжеств (12-15 в.В.)

3.1 Процесс феодального дробления и архитектура Киевского княжества.

В 1097 г. совет в Любиче закрепил тенденцию к обособлению родовых земель и юридически закрепил наследственные права князей.

На обширной территории Руси формируются и крепнут местные политические, экономические и культурные центры. Особенно быстро развиваются и застраиваются стольные города удельных княжеств. В городах поселяются ремесленники, расширяются торговые связи, повышается культурный уровень населения, о чем свидетельствуют находки в ряде городов берестяных грамот, написанных простыми людьми.

При княжеских дворах сосредоточиваются различных дел мастера: строители, кирпичники, художники, златокузнецы. Развивается в этот период и каменное зодчество, перед которым ставятся новые социальные задачи, связанные с укреплением влияния церкви, авторитета удельных князей и утверждением их родовых прав.

Феодальное дробление способствовало формированию местных строительных артелей, хорошо знакомых с условиями своих княжеств, строительными материалами и художественными традициями, что способствовало зарождению разных архитектурных школ. Эти артели, опираясь на опыт предшествовавших поколений мастеров, вырабатывают свои технические приемы и вносят местные черты в архитектуру.

В культовом зодчестве основным типом городских и монастырских соборов становится шестистолпный крестово-купольный храм, а боярские и посадские церкви строятся по четырехстолпной однокупольной схеме. Происходит дальнейшее упрощение объемно-пространственной структуры культовых зданий и приспособление их к природно-климатическим условиям. Развиваются укрепленные княжеские дворы.

С конца 12 в. вплоть до монголо-татарского нашествия быстро увеличивается количество городов – с двух-трех десятков в начале 11 в. оно возрастает более чем до трехсот. В общественной жизни намного повышается роль торгово-ремесленных слоев населения. В ряде княжеств, в первую очередь в Новгороде, посадский люд превращается во внушительную политическую силу. Горожане вносят свою лепту и в архитектуру, выступая в качестве заказчиков и исполнителей. Именно в посадских храмах. возводившихся не только на средства горожан, но и с их участием, воплощались художественные идеалы народа.

Призывы к объединению русских земель, к прекращению братоубийственных войн, патриотические чувства. Воспетые в «Слове о полку Игореве», отражались и в монументальном искусстве русского народа. Окрепшие художественные школы на рубеже 13 в., взаимно обогащаясь и вырабатывая близкие эстетические идеалы, начинают стремиться к общности архитектурного языка, что находило выражение и в однотипности посадских храмов. В этих храмах, сооружаемых в крупных торговых городах разных княжеств, зодчие отступают от канонической крестово-купольной схемы, вследствие чего культовые здания зачастую приобретают динамичную композицию, устремленную вверх.

В их орнаментально-пластическое убранство постепенно проникают жизнеутвер-

Собор Михайловского Златоверхого монастыря (1108-1113 г.г.) в Киеве.

а-южный фасад; б-план.

ждающие начала народного искусства. Преломление традиций деревянного зодчества, творческое использование некоторых зарубежных форм, общая идейная направленность искусства начинают подготавливать почву для возникновения общерусской архитектуры.

Различные исторические условия, в которых оказались русские княжества после образования золотой Орды, отхода Смоленска к Литве и захвата юго-западных земель Польшей и Венгрией, экономическая и культурная разобщенность обусловили порядок дальнейшего изложения истории архитектуры отдельных княжеств.

В 12 в. разрастется Подол в древнем Киеве, вокруг него возникают новые слободы. На Подоле, вдоль берега Почайны, со стругов и заморских галер велся оживленный торг. На Красной площади киевские ювелирных дел мастера предлагали свои изделия из перегородчатой эмали, кружевной филиграни, колты и наручи из черненого серебра. На Торжище, центре общественной жизни Подола, в 12 в. сооружаются три каменных храма. Церковь Богородицы Пирогощи (1131-1136 г.г.) связывают с корпорацией «гостей», торговавших хлебом; Михайловскую (1147 г.) – «Новгородскую божницу» — возводили купцы из Новгорода; строительство церкви Бориса и Глеба (12 в.) – также, очевидно, велось при участии торговцев и ремесленников. На площади Копырева конца тоже возвышались три каменных церкви. Все эти постройки были небольшими, обычно четырехстолпными одноглавыми посадскими храмами.

Иной характер носили соборы княжеских монастырей. Их огромные размеры, внешняя импозантность, роскошь внутреннего убранства должны были убедительно свидетельствовать о могуществе князей, их общественной роли и месте среди претендентов на киевский «стол».

Будучи уже великим князем, Святослав строит в 1108 г. великолепный собор в честь своего небесного покровителя Михаила в Дмитриевском «отчем» монастыре. Это уже сложившийся тип шестистолпного храма с хорами над нартексом. В северной ячейке нартекса был устроен ход на хоры. Подобно Успенскому собору Киево-Печерского монастыря, композицию Михайловского собора дополнял небольшой объем четырехстолпной крещальни. Внешние формы и кладка собора сохраняют во многом черты архитектуры 11 в., что особенно заметно в интерьере с замечательными мозаичными изображениями, которые для 12 в. уже не характерны.

Резные шиферные плиты с изображением всадников, найденные на территории Дмитриевского монастыря, дополняли иконографические сюжеты княжеских соборов. Предполагают, что плиты с изображениями Георгия и Федора Стратилата и с рельефом Нестора и Дмитрия могли находиться над входами в собор.

Троицкая надвратная церковь 1108 г. Ктиево-Печерского монастыря.

Показательно сопоставление собора Михайловского Златоверхого монастыря с Троицкой надвратной церковью Печерской обители, строительство которых было начато одновременно в 1108 г. Для надвратной церкви была выбрана простая схема четырехстолпного одноглавого храма. Внутреннее его пространство вместе с полукружиями апсид вписано в квадрат основания с проездом и помещением для монастырских привратников. Архитектурные формы отражают объемно-пространственную структуру здания, которой была придана центрическая композиция.

Весь облик парадного въезда в монастырь носил сдержанный, с налетом аскетизма, характер.

Представление о храмах, входивших в состав великокняжеских дворов, можно составить по сохранившейся части церкви Спаса на Берестове, где княжеский двор существовал уже в начале 11 в. Этот каменный храм возведен, как предполагают, Владимиром Мономахом в годы своего княжения в Киеве (1113-1125 г.). После разрушения он реставрировался в 17 в. и был достроен в 19 в. Храм служил усыпальницей рода Мономахов, в связи с чем северная часть нартекса была превращена в мавзолей. Здесь в 1158 г. был похоронен основатель Москвы — Юрий Долгорукий. Придворный храм не нуждался в отдельном помещении для крещальни, а потому она была совмещена с усыпальницей. Южную часть занимала винтовая лестница, которая вела на вместительные хоры.

Конфигурация храма усложнялась выступающими частями нартекса и притворами у трех входов в храм, соответственно чему объемная композиция была более динамичной, с уступчатым развитием вверх. Движение к центральной главе начиналось уже трехлопастным покрытием притворов, оно подхватывалось закомарами (ветви «креста», очевидно, были приподняты) и завершалось массивным барабаном. Устройство на фасадах нартекса двух поясов ниш, масштабных человеку, с вкомпонованными в том месте, где находится лестница, маленькими прямоугольными окнами, необычными для каменных культовых построек, придавало храму светский характер. Княжеские строители в этом храме уже отказались от включения рядов камня и выкладывают наружную поверхность стен из одного кирпича. Ряды плинфы с широкими слоями розового раствора за счет «утопленного» ряда кирпича придавали стенам полосатую структуру, масштабно близкую бревенчатым постройкам. Желая, видимо, усилить идейно-художественную

План церкви Спаса на Берестове 1113-1125 г.г. в Киеве.

выразительность церкви, мастера включают в композицию нартекса многочисленные кресты, выложенные из плинфы. Этот христианский символ умело вкомпонован в ниши и простенки, он размещается даже в верхних и нижних частях лопаток, подчеркивая композиционные оси.

К середине 12 в. в киевской архитектурной школе получают распространение простые шести- и четырехстолпные крестово-купольные постройки, выполнявшиеся из кирпичной равнослойной кладки без «утопленного» ряда. К отличительным чертам таких культовых зданий следует отнести устройство полуколонн, примыкающих к лопаткам, и аркатурный пояс с небольшими арочками из лекального кирпича.

Наиболее известным и относительно хорошо сохранившимся представителем описываемого типа храмов в Киеве является собор Кирилловского монастыря. Храм возводился после смерти черниговского князя Всеволода Ольговича (1146 г.) его женой Марией Мстиславной и в 12-13 в.в. служил усыпальницей династии черниговских Ольговичей. В связи с этим в стенах нартекса устроены аркасолии для установки саркофагов. Архитектурные формы храма строги и величественны. Монументальность внешнего облика усиливалась сплошной затиркой стен и откосов тонким слоем розоватого раствора. Узкие вытянутые оконные проемы заполнялись деревянными досками с круглыми и треугольными прорезями. В эти небольшие отверстия вставлялись круглые, треугольные и ромбовидные стекла с загнутыми бортиками.

С черниговским князем Всеволодом Ольговичем связана и другая постройка – Юрьевский собор в Каневе (1144 г.).

От киевских построек конца 12-нач.13 в.в. почти ничего не сохранилось.

Культура Руси XIII-XV веков — Мегаобучалка

Разорение русских земель в начале 13 века, памятником которому стал «Плач о пленении и конечном разорении русской земли», стали причиной ослабления Византийских влияний на искусство, следствием чего оказалось развитие черт своеобразия в русском искусстве этого столетия (один из примеров – икона, называемая «Ярославская Оранта»). С этого времени можно начинать отсчет «собственного пути» русской культуры.

· Владимиро-Суздальская Русь (Ярославль) Первая треть XIII в.


Москва входила с состав Владимирских земель, будучи одной из пограничных крепостей северо-восточной Руси.

Архитектура московского княжества и близких ему земель 14 – начала 15 века, получившая название «раннемосковского зодчества», наследует от Владимира технику белокаменного строительства и типологию четырехстолпных храмов с позакомарным завершением.

Главные события и характерные черты культуры XIV-XV веков.

Главными событиями русской истории XIV-XV веков стали: процесс объединения русских земель в единое государство и борьба с монгольским игом. Соответственно ключевыми чертами культуры стали: а) идея национального возрождения и государственного объединения; б) идея национальной независимости.

Фольклор.

  • Главной темой фольклора этого периода являлась борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII-XV веках сложились жанры исторической песни и сказания.
  • Особый цикл былин — о Садко и Василии Буслаеве — сложился в Новгороде.

Письменность и литература.

  • Самые известные произведения литературы XIII века – «Слово о погибели Русской земли» и «Повесть о разорении Рязани Батыем»,
  • В конце XIV – начале XV века были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтические произведения «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище».

«Задонщина», автор — Софоний Рязанец («Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая») и «Сказание о Мамаевом побоище» — наиболее совершенные произведения о Куликовской битве.



  • В XIII-XV веках на Руси было создано много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и другие.
  • Распространенным жанром средневековой русской литературы была повесть («Повесть о Петре и Февронии», рассказывающая о любви крестьянки и князя).
  • Сохранился в русской литературе и жанр «Хождений»,то есть описаний путешествий («Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии).

Архитектура.

  • В Московском княжестве каменное строительство развернулось во второй четверти XIV века. Московский Кремль:
  • строительство белокаменного Московского Кремля (1366 – Дмитрий Донской, белокаменный Кремль),
  • XV век, Иван III – строительство современного Кремля (из красного кирпича, элементы итальянского зодчества – «ласточкин хвост»).
  • Самыми знаменитыми постройками конца XV века стали величественный Успенский собор, построенный в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти и Благовещенский собор, построенный псковскими мастерами.

Московский Кремль

Известно, что первые деревянные стены на месте кремля построили в 1156 году по приказу князя Юрия Долгорукого. Эти данные сохранились в древних летописях. В начале 14 века городом стал править Иван Калита. Князь Калита решил украсить и укрепить свой город. Он повелел построить Кремлю новые стены. Их срубили из крепких дубовых стволов, таких толстых, что и руками не обхватить.

При следующем правителе Москвы – Дмитрии Донском Кремлю построили другие стены – каменные. Боровицкий холм опоясала мощная каменная стена, толщиной в 2, а то и в 3 метра. Её построили из известняка. Кремль так поразил современников красотой своих белых стен, что с тех пор Москву стали называть белокаменной. Белокаменный кремль простоял более 100 лет. За это время многое изменилось. Русские земли объединились в одно сильное государство. Москва стала его столицей. Произошло это при московском князе Иване III. С той поры стал он зваться Великим князем Всея Руси, а историки называют его «собирателем земли русской».

Иван III собрал лучших русских мастеров и пригласил из далёкой Италии Аристотеля Фиарованти, Антонио Соларио и других знаменитых архитекторов. И вот под руководством итальянских зодчих на Боровицком холме началось новое строительство. Чтобы не оставлять город без крепости строители возводили новый кремль частями: разбирали участок старой белокаменной стены и на её месте быстро строили новую — из кирпича

 

СОБОРЫ КРЕМЛЯ.

Здесь же на Соборной площади находятся два собора: Архангельский и Благовещенский. Архангельский собор (ещё его называют Собор святого Архистратига Михаила), был построен в 1333 г. по приказу великого князя Ивана Калитына месте старого деревянного, время создания которого до сих пор под вопросом.

Архангельский собор предназначался как последнее пристанище великого князя. В 1340 г. его предназначение было исполнено, и с тех пор всех царей, за некоторым исключением, вплоть до начала правления Петра I хоронили здесь.

Благовещенский собор. Таким как мы его видим сейчас, собор построили в 1484-89 гг. В Благовещенском соборе проходило венчание, крещение царских особ. У собора девять куполов, символизирующих образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных. Внутри на стенах собора изображены знаменитые древнегреческие философы со свитками в руках, а также иконостас знаменитого иконописца Андрея Рублёва.

Успенский собор – наиболее известный из соборов Кремля. Был заложен в 1326 г. митрополитом Петром. В те времена это был небольшой храм всего с одной башней. Он был посвящён Пресвятой Богородице. В 1327 г. Успенский собор был достроен и освящён, но митрополит Пётр не дожил до этого дня. Его похоронили в новопостроенном соборе, в им самим сделанном гробу. С тех пор всех патриархов хоронят в Успенском соборе. В 1453 г. царь Иван III решил построить новый Успенский собор, но в 1474 г. почти достроенный собор обрушился, по некоторым сведениям во время землетрясения (!). После этого происшествия Иван III пригласил итальянского мастера (Аристотеля Фиораванти) для строительства собора. Итальянцы были лучшими строителями в то время. Новый Успенский собор был построен в 1479 г. Через год после этого произошло освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Это отразилось в архитектуре собора. Если посмотреть на его купола, то легко можно найти их сходство с воинскими шлемами того времени. Форма купола шлемовидная.

Византийское искусство 13-15 веков | История архитектуры

Наиболее ярко реалистические тенденции искусства 14 в. отразились в живописи, лучшим памятником которой являются исполненные в начале столетия мозаики внутреннего и внешнего нартексов церкви монастыря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе. Первое, что поражает в мозаиках,— это новаторская для поздновизантийского искусства передача пространства. Впечатление реальности обстановки, в которой развертывается действие, достигается с помощью фонов. Объемные изображения зданий уходят в глубину, окружают фигуры. В мозаиках нет правильной перспективы, она условна, как и формы зданий, но попытки передачи пространства, реальной среды выразились со всей очевидностью. Этот архитектурный фон придает сцене «Раздача пурпура девам израильским» характер жизненного события. С задачей пространственного построения сочетается желание убедительно выявить взаимоотношения персонажей. Так, упомянутая мозаика «Раздача пурпура» содержит отчетливо читаемый рассказ о пришедших к священникам девах, о том, как, беседуя между собой, священники вручают Марии пурпурную пряжу. Сложное ритмическое построение, повороты фигур придают композиции жизненность и естественность. Характер обеих групп подчеркивают и архитектурные формы — приземистые, изогнутые за фигурами сидящих священников и стройные, вытянутые — за стоящими девушками. Строгая и хрупкая Мария отделена от священников и девушек; она помещена посередине, на свободном фоне, что придает значительность этому ведущему образу мозаики.

Попытка убедительно передать среду и обстановку, сообщить естественность и жизненность фигурам людей сочетается в мозаиках Кахрие-Джами со стремлением к внутренней одухотворенности. В одной из лучших мозаик цикла — «Упреках Иосифа Марии» — беседа происходит на фоне разнообразных причудливых строений. В мозаику вводятся излюбленные в эллинистическом искусстве изображения велума и старых кривых деревьев с обломанными сучьями. В очертаниях фигур и в жестах — резких у Иосифа и плавных, выражающих скорбь и смущение у Марии — художник раскрывает содержание беседы. Здесь ясно видно различие душевного состояния. Следует подчеркнуть, что это жизненное содержание окрашивается в мозаиках Кахрие-Джами в утонченные тона религиозной одухотворенности: определяющую роль играет духовное, а не земное, пластическое выражение. Оно сквозит и в отмеченной особенной изысканностью мозаике, изображающей заказчика Федора Метохита перед Христом.

Колористическое богатство мозаик Кахрие-Джами стало возможным оценить после произведенной недавно расчистки, благодаря которой мозаики засияли чистыми, звонкими красками.

К мозаикам Кахрие-Джами близки замечательные фрески в трапезной этой церкви. Образы людей в них полны глубокой одухотворенности, манера письма отличается свободой и смелостью. Принципы этой живописи получили свое наивысшее развитие в творчестве Феофана Грека, о котором мы знаем по произведениям, выполненным в Новгороде и в Москве. К числу ярких произведений конца 13— начала 14 в. относятся и фрески церкви Протата на Афоне, отличающиеся внутренней душевной содержательностью образов и сочетающие орнаментальные приемы изображения со свободой и энергичностью письма. Создателем их ряд исследователей считает Мануэла Панселина (соответственно время жизни Панселина эти исследователи относят к 14, а не к 16 или 18 в., как считалось раньше).

Новые особенности сказались и в памятниках иконописи палеологовского времени. В первой четверти 14 в. была написана икона Двенадцати апостолов, принадлежащая Музею изобразительных искусств в Москве. Создавая изображения апостолов, объединенные общей темой мужественной силы и строгой сосредоточенности, иконописец не ограничился передачей иконографических отличий одного апостола от другого, а попытался обрисовать их характеры. В свободной, решительной позе изображен молодой апостол в первом ряду слева; далее следует плотная фигура апостола с мужественным бородатым лицом, затем — худой старец с большим лысым лбом и пожилой человек, углубившийся в чтение книги. Их лица иконописец, согласно традиции живописи 14 в., оживляет резкими белыми бликами. Эти блики на лицах, а также и на одеждах не нарушают отвлеченно-иконного характера всего изображения, но своим резким ритмом придают ему черты драматизма, взволнованности.

Яркий артистизм свойствен и более броской по своему эмоциональному эффекту иконе «Ветхозаветная троица» (14 в., Музей Бенаки, Афины). Напряженное эмоциональное содержание иконы наиболее ярко воплощено в колорите. Пятна цвета — зеленые, алые, черно-пурпуровые, белые, охристо-золотые, удивительные по своей чистоте и интенсивности,— образуют колористическую гармонию. С этим соединяются ювелирная тонкость в передаче деталей и умение живописца проникновенно воплотить ритмику мягко прописанных черт каждого лица. 

Одновременно с живописными иконами в тот период по традиции в Византии создавали и мозаичные иконы.

В книжной миниатюре 14 в. также ясно проступают новые жизненные черты: появляются острохарактерные портретные изображения, живая динамика, внимание к передаче пространства.

Но искусство, несшее в себе новые живые силы, которые могли привести к разрушению средневековой условности, не получило в Византии дальнейшего развития. Волна реакции, распространившаяся к середине 14 в., в частности так называемый исихазм — религиозное течение, пропагандировавшее мистические аскетические идеи,— затопила реалистические порывы. В монументальной живописи, в иконописи и в миниатюре утвердился строгий плоскостной стиль письма. Ярчайший мастер византийской живописи того времени — Феофан Грек, следовавший смелому, новаторскому искусству начала 14 в., покинул Византию. Вторую родину он нашел на Руси, где творчество его органично слилось с русским искусством.

В 15 в. искусство Византии утратило монументальный размах. Образы, в которых отразились многочисленные частные жизненные наблюдения, приобрели измельченный характер. Наиболее значительное явление в живописи того времени представляют росписи церквей Мистры. Во фресках церкви Периблепты (начало 15 в.) проявился незаурядный декоративный дар их создателей, умение передать общее драматическое содержание изображаемых сцен. Но живописная манера стала сухой и дробной. Резкие однообразные линии придают этим фрескам черты схематичности. Живые тенденции наблюдаются в росписях церкви Пантанассы в Мистре (1428 —1445). Так, в отличающейся праздничностью колорита фреске «Воскрешение Лазаря» художник с большой естественностью передал движение людей, открывающих саркофаг.

Искусство Византии, достигавшее в то время успехов в решении частных проблем (например, в использовании жанровых мотивов в религиозных композициях), потеряло свой возвышенный пафос, широту и значительность общественно-государственного содержания. В состоянии кризиса. застало художественную культуру Византии турецкое нашествие. Турки, уничтожившие византийское государство и захватившие в 1453 г. Константинополь, резко изменили дальнейшие пути искусства завоеванной страны.

Последним политическим центром Византии, захваченным турками к 1475 г., было крымское княжество Феодоро, где в конце 14— начале 15 в. были созданы росписи пещерного храма Донаторов (или св. Николая) около деревни Крепкой. В этих фресках, отличающихся четким и сильным рисунком, выразительным по Эмоциональному эффекту густых тонов, звучат отголоски темпераментного и свежего столичного искусства первой половины 14 в.

К концу 15 в. византийское искусство умерло как искусство значительного государства, имеющее резонанс в соседних странах. Но даже раньше, в последний период существования, византийское искусство оказалось позади передовых художественных культур своего времени, потеряв былое значение. Традициям византийского искусства эпигонски следовала так называемая итало-критская школа иконописи 16—17 вв., эклектически сочетавшая старые византийские образцы с мотивами, почерпнутыми из современного искусства Италии. Живое, действенное значение византийские традиции имели для искусства захваченной турками Греции. Здесь они стали знаменем борьбы за национальную греческую культуру.

* * *

В Византии было создано мощное и величественное искусство, чрезвычайно развитое и многостороннее; в нем были найдены образцовые для средневекового художественного творчества монументальные решения, выработаны типы церковных зданий и система их украшения живописью. Византийскими художниками был создан основной тип средневековой станковой живописи — иконы и была разработана эстетическая концепция этого вида искусства. Славу византийского искусства подкрепляют замечательные книжные миниатюры и произведения прикладного искусства.

Именно в Византии были сформулированы основные принципы торжественного и идеального искусства, отвечавшего потребностям феодального общества. Вместе с тем созданные в византийском искусстве образы несли в себе отголоски искусства античности. Они были претворены византийскими мастерами в произведениях, красота духовного строя которых приобретала, в отличие от резкой экспрессии, свойственной средневековому искусству Запада, стройную гармоничность.

Эти достижения и особенности византийской художественной культуры оказали большое воздействие на искусство соседних народов, воспринявших некоторые идейные тенденции искусства, сформировавшегося в Византии, и богатейший опыт ее художественного мастерства.

Культура XIII—XV веков

Внутренним рубежом в развитии русской культуры XIII—XV веков стала Куликовская битва. Восстанавливающаяся экономика предопределила общий подъем русской культуры в конце XIV—XV веках. Восстанавливались связи с Византией и южнославянскими государствами. Со второй половины XV века в России стали работать итальянские мастера.

Литература

Новый подъем переживает устное народное творчество. Новые произведения звали на борьбу за свержение золото-ордынского ига («Сказание о невидимом граде Китеже», «Песня о Щелкане Дудентьевиче»). Появились новые центры летописания. С 1325 года летописные записи стали вестись в Москве. В 1408 году был составлен общерусский летописный свод — Троицкая летопись. Интерес к всемирной истории вызвал появление хронографов — своеобразной всемирной истории. В 1442 году Пахомием Логофетом был составлен первый русский хронограф. Распространенным литературным жанром стали исторические повести («Повесть о разорении Рязани Батыем», повести «О битве на Калке», об Александре Невском и др.). Победе на Куликовом поле посвящены «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина». Расцвел жанр житийной литературы. Первое в европейской литературе описание Индии дал тверской купец Афанасий Никитин («Хождение за три моря» (1466—1472гг.)).

Архитектура

В Новгороде и Пскове быстрее, чем в других землях, возобновилось каменное строительство (церкви Федора Стратилата (1361 год) и Спаса на Ильине улице (1374 год) в Новгороде, расписанная внутри Феофаном Греком, церковь Василия на Горке (1410 год) в Пскове). Каменные постройки в Московском княжестве появились в XIV—XV век (храмы в Звенигороде, Загорске, собор Андронникова монастыря в Москве). При Дмитрии Донском в 1367 году были возведены белокаменные стены Московского Кремля. Спустя сто лет участием итальянских мастеров был созван ансамбль Московского Кремля, во многом хранившийся до наших дней. В 1475—1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был создан главный храм Московского Кремля — Успенский собор. В 1484— 1489 годах псковскими мастерами был сооружен Благовещенский собор. Тогда же (в 1487—1491гг.) была построена Грановитая палата.

Живопись

Как и в архитектуре, в живописи шел процесс слияния местных художественных школ в общерусскую (вплоть до XVII века). В XIV веке в Новгороде и Москве работал выдающийся художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Высший подъем русской живописи этого периода связан с творчеством гениального русского художника Андрея Рублева, жившего на рубеже XIV—XV веков. Наиболее известными произведениями Рублева являются «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), фрески Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (Третьяковская галерея), Троицкого собора в Загорске.

Основные документы эпохи

«Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли», «Ледовое побоище 1242 г.», «Задонщина», «Судебник 1497 года».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *