Архитектура 10 века – Архитектура киевской Руси кратко — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Архитектура Киевской Руси [Древнерусского государства, зодчество]

Архитектура 10 века на Руси

Десятинная церковь (Успения Богородицы)

Сразу после крещения приглашённые князем Владимиром византийские мастера начали строить в Киеве огромную 25-главую церковь Успения Богородицы (Десятинную). Её торжественное освящение состоялось 12 мая 996 г. До постройки Софийского собо­ра она служила главным храмом стольного Киева.

Судьба первого каменного храма ока­залась трагичной. Осенью 1240 г., когда монголы штурмом захватили город, уце­левшие жители закрылись в Десятинной церкви. Одни пытались выкопать подзем­ный ход и по нему уйти из осаждённой церкви. Другие по лестницам поднялись на своды. Между тем татары принялись таранами бить в двери и по стенам зда­ния. От этих ударов, а также от тяжести скопившегося наверху народа своды рух­нули. Церковь превратилась в братскую могилу последних защитников Киева.

В ходе археологических раскопок были обнаружены фундамент древней Десятинной церкви и некоторые фрагменты её внешней от­делки. Однако о её архитектуре можно строить лишь самые общие предположения. Полагают, что и по конструкции, и по отделке она напоминала современные ей храмы Византии.

Архитектура 11 века на Руси

Софийский собор в Киеве

Софийский собор — знаменитый храм древнего Киева, заложенный в 1037 г. Своим посвящением храм напоминает о глав­ной святыне Константинополя — храме Святой Софии Премудрости Божией. Олицетворением Божественной Премудрости считался Ии­сус Христос.

Киевская София со времени своей постройки и до конца XIII в. служила кафедральным храмом главы всей Русской православной церкви — митрополита Киевского. Немало повидав за свой долгий век и едва избежав полного разрушения в период, когда Киев на­ходился под властью Речи Посполитой, Софийский собор всё же дошёл до наших дней. И хотя вся его верхняя часть перестроена в XVII столетии, в основе своей это всё тот же древний собор Яро­слава Мудрого.

Конструктивное ядро Софии имеет 5 продольных проходов (не­фов) и 12 крестообразных в плане столбов, на которые опираются своды. Восточная часть основного здания снаружи представляет со­бой 5 полукруглых выступов (апсид). Это огромный городской со­бор, способный вместить несколько тысяч молящихся.

Ритмично уходящие ввысь своды киевской Софии были увен­чаны 13 главами. Могучий барабан центральной главы прорезан 12 высокими окнами. Их внушительные размеры обеспечивают хорошее освещение богатого внутреннего убранства собора. Цен­тральная глава расположена над пересечением двух главных не­фов — продольного и поперечного. На плане здания они образуют фигуру креста, над центром которого возносится большой купол. Такая конструкция храмов, характерная для Византии и Древней Руси, получила название крестово-купольной.

Как снаружи, так и внутри Софийский собор поражал вообра­жение, служил наглядным свидетельством величия новой религии и могущества Руси. Он призван был стать усыпальницей киевских великих князей и митрополитов. Первым здесь был похоронен стро­итель храма князь Ярослав Мудрый.

Софийский собор в Новгороде

Местный патриотизм, столь свойственный древнерусской ари­стократии, проявлялся и в стремлении украсить свой город вели­колепными зданиями, не уступающими прославленным образцам. В то время как стольный Киев, «мать городов русских», равнял­ся на Константинополь, вторая столица «империи Рюриковичей», Великий Новгород, тянулась за Киевом. Постройка великолепной киевской Софии подтолкнула новгородцев к созданию своего соб­ственного каменного Софийского собора. Его строительство началось в 1045 г. и закончилось в 1050 г. Главным заказчиком выступал сын Ярослава Мудро­го Владимир, правивший тогда в Новгороде в качестве наместника. (Примерно в те же годы огромный Софийский собор был выстроен и в Полоцке, где правил энер­гичный и честолюбивый внук Владимира Святого князь Всеслав. Однако до наших дней от этого древнего храма сохранились лишь фрагменты.)

Новгородская София в целом воспро­изводит тип киевской, однако уступает ей как по размеру, так и по богатству архитектурных форм. В отличие от киевской она имеет лишь три апсиды и пять глав. И всё же она оставляет незабываемое впечатление, воз­вышаясь как снежная гора над низкими берегами Волхова. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Спасский собор в Чернигове

Третьим в ряду гигантов архитектурного наследия Киевской Руси является Спасский собор в Чернигове. Его заказчиком был брат Ярослава Мудрого князь Мстислав Владимирович. Извест­но, что в год кончины Мстислава (1036) строительство собора было в самом разгаре. Однако дату его завершения летопись не сообщает. Спасский собор — сильно вытянутый по оси восток — запад пяти­главый храм с тремя апсидами. Он не имеет тех двухэтажных га­лерей, которые придают необычайную монументальность обеим Со­фиям. Однако неизвестный архитектор сумел создать динамичную композицию ступенчатого развития архитектурных масс вверх. Он также использовал очень эффектный приём, который со временем станет популярным у древнерусских зодчих: возведение нескольких небольших построек (две часовни-усыпальницы, крещальня, лестнич­ная башня), примыкающих к храму и своей миниатюрностью под­чёркивающих его величие.

Архитектура 12 века на Руси

см. Архитектура 12 века на Руси

Архитектура 13 века на Руси

см. Архитектура 13 века на Руси

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:
  • Архитектура руси 10-13 век стили

  • В 11 12 веках были созданы храмы на руси

  • Архитектура 10-12 века руси

  • Составьте перечень первых явлений древнерусской культуры начните со слов

  • Архитектура храмов 11 века на руси

Вопросы к этой статье:
  • Опи­шите один из архитектурных памятников Киевской Руси.

Таблица «Архитектура Руси X – XVII вв.” по МХК 10клас

Киевская Русь

Собор Святой Софии
(Софийский собор). Киев

(возведен между 1017 – 1037гг.)

Греческие мастера

Его строительство начато в княжение Ярослава Мудрого, около 1017 года и , а освящен собор в 1032 году. Храм был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников.. В соборе был погребен Ярослав Мудрый. Один большой купол и двенадцать более мелких куполов символизируют Христа и его двенадцать учеников.

Десятинная церковь, (возведенная в 989 – 996гг.)

Древнейшая каменная церковь, возведена, в честь пресвятой Богородицы, разрушенная Батыем

Новгород

Софийский собор в Новгороде

(1045—1050 гг)

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа

Борисоглебская церковь, набережная Александра Невского

1536 год

В 1146 г. была построена первая деревянная Борисоглебская церковь, в 1167-1173 гг. перестроена в камне новгородцем Сотком Сытиничем.

Георгиевский собор Юрьева монастыря

1119 год

Зодчий — мастер Петр

В Новгороде тогда правил правнук Ярослава — князь Мстислав Владимирович. Говорят, что именно по его приказу в Юрьевом монастыре Великого Новгорода начали возводить величественный белокаменный Георгиевский собор. Собор издавна служил усыпальницей для новгородских князей. Здесь были похоронены два сына Ярослава Мудрого — Изяслав и Ростислав. Главное отличие: ассимитричное завершение храма.

Церковь Спаса на Нередице

1198 год

Выдающийся памятник русской архитектуры. Кубическая, одноглавая, 4-столпная трёхапсидная церковь — типичный образец новгородских храмов конца 12 в. с присущей им простотой, лаконизмом форм. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов придают церкви особую пластичность. Построена она в 1198 году новгородским князем Ярославом Владимировичем

Церковь Фёдора

Стратилата на Ручью

(1360-1361 гг)

Церковь заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича 

Московский Кремль

Успенский собор

(1475-1479)

Аристотель Фиорованти

Образцом для него был Успенский собор во Владимире. Оба храма пятиглавые, но во владимирском соборе 14 столпов, а в московском-6. В московском Успенском соборе находится и знаменитая икона Владимирской Божией Матери. В нем венчались на царство русские цари и императоры.

Архангельский собор

(1505-1508)

Зодчий Алевиз Новый

Испокон веков являлся усыпальницей русских царей и князей.

Благовещенский собор

Псковские мастера Кривцову и Мышкину.

В 1484 г. по велению Великого князя Иоанна III Васильевича на месте старого деревянного заложен каменный Благовещенский собор. Он был основан как домовый храм великокняжеской, а потом и царской семьи. В нем венчались высочайшие особы и крестили своих новорожденных детей, в том числе и наследников престола.

Це́рковь Ризополо́жения — Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, (Ризоположенская) 

(14841485)

Название церкви идёт от византийского праздника, отмечающего прибытие в Константинополь Ризы Богоматери.

Собор Покрова Пресвятой
Богородицы, что на Рву

(Храм Василия Блаженного)

(1554-1561)

Брама и Постник.

До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице;

Постройка собора была начата в честь взятия Казани войсками Ивана Грозного

Гранови́тая пала́та

(1487 — 1491)

архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.

Построена по указу Ивана III . Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения, 

Храм-колокольня «Иван Великий»

1505-1508 гг.

Архитектор Бон Фрязин

Бон Фрязин заложил в конструкции первого яруса металлические балки, поэтому колокольня устояла в 1812 году при попытке взрыва её французами.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

(1528—1532 г)

Итальянский архитектор Петр Франческо Ганнибал

Представляет собой первый образец каменной шатровой архитектуры, пришедшей на смену архитектуре крестово-купольной. Высота церкви Вознесения Господня в Коломенском составляет около 60 метров.

Легенда связывает строительство храма с рождением у Василия III долгожданного наследника — Ивана Грозного.

​Архитектура Древнерусского государства (X — XII века). — «Светославъ»

До принятия христианства здания на Руси строили в основном из дерева. Оно служило материалом как для строительства жилищ, так и для сооружения крепостных стен. По этой причине древнерусские дома и укрепления, а тем более их декоративные элементы не сохранились.

Следовательно, полноценно изучать историю русской архитектуры домонгольского времени приходится почти исключительно по каменно-кирпичным зданиям, которые начали возводить на Руси с конца X века с принятием христианства (988). Христианство открывало Руси доступ к источнику наиболее высокой культуры тогдашнего мира, а вместе с тем и к источнику наиболее совершенного зодчества.

Основные памятники

Самым ранним памятником каменной архитектуры стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996). Князь Владимир Святославич даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятин­ной. Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году. Оказалось невозможно однозначно реконструировать план уничтоженной церкви. Были предложены различные варианты реконструкции, однако вопрос этот по-прежнему остается дискуссионным. Тем не менее некоторые основные плановые характеристики здания могут быть установлены. Так, несомненно, что Десятинная церковь представляла собой характерный для византийской архитектуры трехнефный храм с тремя апси­дами и тремя парами столбов, т. е. шестистолпный ва­риант крестово-купольного храма. Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа (плинфы) способом кладки со скрытым рядом.

Следующий этап монументального строительства на­чался на Руси в 30-х годах XI века. Страна была в это время раз­делена на две части между сыновьями князя Владимира — Мстиславом и Ярославом. В стольном городе Мстислава — Чернигове — был зало­жен Спасо-Преображенский собор (ок. 1036). Спасский собор сохранился до наших дней почти целиком. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры.

Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037). Строи­тельная техника и архитектурные формы Софийского собора не оставляют сомнений в том, что строители при­были из Константинополя и отразили здесь традиции столичной византийской архитектуры. Софийский собор – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех — галереи. Всего у собора 13 глав, не считая завер­шений башен. Здание имеет четко выраженную пирамидальную композицию, которая придает памятнику величественность и цельность.

Многоглавие киевского Софийского собора, нехарактерное для византийской традиции, имеет прямой функциональный смысл. Конечно, зодчие использовали многоглавие и как художественный прием, создав благо­даря ему торжественную и пышную композицию, но в основе замысла лежала все-таки функциональная задача — расширение западной части храма, поскольку здесь необходимо было разместить крещальни.

В настоящее время Софийский собор снаружи оформлен в стиле украинского барокко, древнюю поверхность его стен можно видеть только на нескольких участках, где специально снята штукатурка. Интерьер Софийского собора менее подвергся искажениям и сохранил значительную часть своего первоначального убранства. Центральная часть здания — подкупольное пространство и главная апсида — покрыта великолепной мозаичной живописью, тогда как боковые части украшены фресками.

Несомненно, что Софийский собор был создан как центральный памятник зодчества Киевской Руси, как памятник, который должен был укрепить влияние новой религии и государственной власти, отразить мощь и величие молодого государства.

Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к сооружению Софийских соборов в Нов­городе и Полоцке. Новгородский собор был начат в 1045 году, закончен в 1050 году; полоцкий возведен, по-видимому, в 50-х годах XI века. О том, что эти соборы были построены той же артелью киевских мастеров, свидетельствуют их типологическая близость, строительно-технические приемы, си­стема пропорциональных построений и даже многие детали. Опытные строители не повторяли своих старых решений, а многое делали по-новому, исходя из других условий заказа и обстановки. Например, в Новгороде, чтобы ускорить и удешевить строительство, мастера широко использовали местный строительный материал — известняковую плиту.

Новгородский и полоцкий Софийские соборы в общих чертах повторяют плановую схему киевской Софии, но в несколько упрощенном виде. Это пятинефные храмы, но если в Киеве к собору примыкают два ряда галерей, то в Новгороде — только один ряд, а в Полоцке их вообще нет. У киевского собора пять апсид и две лестничные башни, у новгородского и полоцкого — по три апсиды и по одной башне. Киевская София имеет тринадцать глав, Новгородская — только пять, а в полоцкой, судя по упоминанию в летописи, их было семь.

Кроме трех Софийских соборов в 40-50-е годы было осуществлено строительство еще нескольких зданий в Киеве: Золотых ворот, церквей Ирины и Георгия.

Таким образом, в середине XI века на Руси развернулась интен­сивная строительная деятельность. Но уже к 60-м годам строительство во всех русских городах, кроме Киева, прекратилось — вся строительная деятельность сосредоточилась там. За период с 60-х годов XI века по начало XII века в Киеве и его ближайших окрестностях было построено семь крупных храмов и несколько более скромных по размерам.

Особенности архитектуры Древней Руси

Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси? Для историков архитектуры дореволюционного вре­мени такой вопрос даже не возникал. По их мнению, поскольку древнейшие памятники Киева строили грече­ские мастера, то и архитектура Киевской Руси является провинциальным вариантом византийского зодчества. Но так можно было думать лишь до тех пор, пока были плохо изучены памятники русской архитектуры и еще хуже — византийской. Исследование же их привело к выводу, что памятники Киевской Руси вовсе не идентичны византийским, что в Киеве строили храмы, не имеющие аналогов в Византии.

Византийские зодчие имели за своими плечами огром­ный традиционный опыт и в строительном ремесле, и в создании культовых зданий — церквей. Но, приехав на Русь, они столкнулись с необходимостью решать здесь совершенно новые задачи. Прежде всего это было связано с полученным ими заданием. Так, в ряде случаев тре­бовалось возводить храмы с очень обширными хорами, что не было характерно для византийских церквей того времени. В стране, относительно недавно принявшей хри­стианство, значительно большую роль, чем в Византии, должны были играть помещения крещален. Все это застав­ляло византийских зодчих принимать новую, несвойственную Византии плановую схему здания. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами.

Таким образом, своеобразие задания, наличие или от­сутствие определенных строительных материалов, местные условия уже на самых первых порах вызывали иные архитектурные решения, приводили к созданию зданий, непохожих на те, которые зодчие строили у себя на родине. К этому следует добавить, что они должны были считаться со вкусами заказчиков, воспитанных в традициях и эсте­тических представлениях деревянного строительства. В дальнейшем именно данные особенности памятников стали отправными пунктами, на которые ориентировались строители следующего поколения.

Так сложилась и развивалась архитектура Древней Руси. И хотя это зодчество возникло на базе византийской архитектуры, оно даже на самой ранней стадии имело очень своеобразный характер и уже во второй половине XI века выработало собственные традиции, получило свой, древнерусский, а не византийский путь развития.

Вашему вниманию книжная тематическая подборка:

Архитектурно-худ. памятники Соловецких островов

Древняя Русь и славяне. 1978

Комеч А.И. Каменная летопись Пскова. 1993

Культура средневековой Руси. 1974

Максимов П.Н. Творческие методы древнерусских зодчих. 1976

Моргунов Ю.Ю. Древо-земляные укрепления Древней Руси. 2009

Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси. 1994

Рихтер Ф.Ф. Памятники древнего русского зодчества. 1850

Робатень С.С. Геоградография индоевропейцев. 2009

Суслов В.В. Очерки по истории древнерусского зодчества. 1889

Тверской Л.М. Русское градостроительство до конца XVII века. 1953

Толстой М. Древние святыни Ростова Великого. 1860

Шевченко Р.Ю. Пространственное расположение сакральной архитектуры г. Киева. 2014

Древнерусская архитектура конца 10 – первой половины 11 века.

 

 

Каменное строительство на Руси началось в конце 10 столетия. В конце 11 – 12 века мы встречаем уже полностью сложившийся тип храма, получивший широкое распространение. До наших дней полностью сохранились лишь четыре постройки – Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Троицкая надвратная церковь в киевском Печерском монастыре.

Начиная с 20-х годов 12 века во всех русских землях началось формирование собственных художественных школ, по отношению к которым архитектура 11 века является лишь общей предшественницей, хотя и заложившей основы всего дальнейшего.

Как правило, все древнерусские храмы 11-12 веков – четырехстолпные, с нартексом или без него, с апсидами – либо примыкающими к основной девятидольной структуре, либо имеющими дополнительные ячейки. Хоры в русских храмах 11-12 веков имели весьма определенное назначение: здесь находился князь и его ближайшее окружение.

При рассмотрении Спасо-Преображенского собора мы

 придем к выводу: он связан с центральными явлениями византийской культуры. При отсутствии сохранившихся памятников первой половины 11 века в самом Константинополе, черниговский собор может служить одним из источников суждений о существующих в это время формах, приемах, отдельных элементах, наконец – об общем развитии художественного вкуса.              

Хотя византийское искусство давало основу для выражения мысли, окончательную направленность высказывания определили акценты, расставленные в соответствии с местными запросами. Подчеркнутая структурность интерьера, объемность и некоторая массивность форм, обусловленные крупностью и постоянством масштаба членений, придали черниговскому собору подчеркнутую монументальность облика, силу и мерную торжественность, ставшие обязательными признаками архитектуры русских княжеств 11 – первой половины 12 века. Здесь было положено начало истории нашего зодчества 11 века, переработки языка византийской архитектуры, причем ее столичного, главного направления.

Начальной постройкой в истории нашего зодчества была Десятинная церковь в Киеве (991-996). Строили ее, как сообщает летопись, греческие мастера. Церковь была раскопана Д. В. Милеевым и М. К. Каргером, раскопки дали нам общее представление о чрезвычайно запутанном плане здания. По свидетельству «Списка русских городов» весь объем был увенчан 25 главами.

При сооружении Десятинной церкви за образец (посвящение, тип, функция) была принята Фаросская церковь Богородицы Большого дворца в Константинополе. На несколько десятилетий церковь стала самой значительной и почитаемой. Владимир дал на ее содержание десятую часть доходов.

Строительство конца 10 века – 1030-х годов оказывается принадлежащим одному архитектурному направлению, одной традиции. Десятинная церковь стоит в начале периода, черниговский собор – в его конце. Можно предположить следующее объяснение основных проблем возникновения каменного строительства на Руси.

Традицией, послужившей основой для нового искусства, была традиция столичной школы византийской архитектуры. Своеобразие новых построек проистекало из особенностей княжеского заказа, в частности из желания иметь большие хоры, а так же из-за специфических условий строительства, проявления элементов, известных византийскому искусству предшествующих столетий, внутри новых типологических структур.

Новый этап развития зодчества Киевской Руси связан со строительством Ярослава Мудрого в Киеве в конце 30-х – начале 50-х годов 12 века. Определяющим памятником этого искусства стал Софийский собор в Киеве.

В архитектуре Софии Киевской можно уловить отголоски форм Спасо-Преображенского собора. София Киевская является масштабной модификацией русскими зодчими византийских идей, что означало рождение непрерывной и устойчивой местной художественной традиции.

Принятой в соборе конструктивной системой явилась система арок и опирающихся на них сводов, несомых наружными стенами и внутренними столбами. Своеобразие его архитектуры – в новых соотношениях уже известных форм, возникших под влиянием конкретных условий и требований строительства. Ни одна из его форм не была неизвестной греческим зодчим 10 –11 веков, хотя не все они находят себе прототипы в искусстве именно этих столетий. Некоторые из них восходят к искусству предшествующих столетий, что объясняется ролью и авторитетом главного храма византийской столицы.

Существеннейшим качеством Софийского собора является его триумфальность,  праздничность. Это связано с определяющим для этой эпохи значением княжеской культуры, но выражает и общую для всего киевского государства идею. Христианство рассматривало власть земных царей как «богом данную», эту идею киевские князья и их окружение немедленно усвоены. Князь выступал проповедником христианства и его защитником. Христианство поднимало авторитет князя, а сила и могущество молодого государства придавали размах христианским обрядам и искусству.

Посвящение основного собора Киева – Софии, возведение за ним церквей Ирины и Георгия, Золотых и Серебряных ворот восходят к константинопольским памятникам. Но этим лишь доказывается сила и расцвет державы, здесь нет ни бессильного подражания, ни желания обязательно «превзойти» искусство византийской столицы. Проявления местных вкусов спокойны и уверены, лишены чрезмерности и обостренности, связанной с какой-либо конкуренцией. Нет форм, которые возникли бы не из реальных потребностей, а из стремления превзойти образец.

Искусство Киева 11 века не желало демонстрировать свою самостоятельность, оно ею просто обладало – что было следствием бесспорной политической самостоятельностью.      

 

 

 

 

Архитектура Древней Руси 10-12 вв.

Архитектура Руси 10-12 вв.

Десятинная церковь в Киеве. (Церковь Успения Пресвятой Богородицы). Первая каменная церковь Киевской Руси. Сооружена между 986 и 996 г. 

hello_html_mec40cbd.png

Золотые ворота в Киеве. Построены Ярославом Мудрым в1019-1026 в честь победы над печенегами.

Софийский собор в Киеве. Собор построен в центре Киева в1037г. по приказу Ярослава Мудрого в честь победы над печенегами. 

hello_html_m46d6a672.png

Софийский собор в Новгороде. Собор построен в 1045-1050 Ярославом Мудрым.

Георгиевский собор во Владимире. Собор построен Юрием Долгоруким в 1129г. в честь своего небесного покровителя- Георгия Победоносца. Юрий- в крещении Георгий. 

hello_html_m10845b44.png

Успенский собор во Владимире.

Собор построен  Андреем Боголюбским в 1158-1161 г. 

hello_html_m2a468011.png

Золотые ворота во Владимире. Построены в 1164 князем Андреем Боголюбским

hello_html_m91ffb6c.png

Церковь построена в 1165г. Андреем Боголюбским во Владимиро- Суздальском княжестве. 

hello_html_m70b22d3c.png

Дмитриевский собор во Владимире. Собор построен в 1194 г. Всеволодом Большое Гнездо. 

Впервые в русской архитектуре появляется обильная скульптурная декорация, храм кажется ажурным.

hello_html_m306beca5.png

Церковь Спаса на Нередице (Новгород). Церковь была построена в Новгороде в 1198 внуком Владимира Мономаха – Ярославом Владимировичем.

Культура Руси 10-13 веков. Значение принятия христианства

Сохранившиеся до настоящего времени источники рассказывают об особенностях становления государства, о том, какой была культура Древней Руси. 10-13 века сыграли существенную роль в развитии духовной сферы страны. Это был период формирования и расцвета феодализма. Культура Руси складывалась на основе достижений существовавших тогда племен и живших до них сарматов и скифов. Разумеется, духовная сфера каждой народности и региона имела свою самобытность и находилась под влиянием соседних государств.

Новая религия

Трудно переоценить значение принятия Христианства. Византия оказала большое влияние на развитие духовной жизни населения страны. С принятием новой религии в 988-м году в нее вошли традиции античной в первую очередь греческой цивилизации. Следует отметить, что на развитие духовной сферы влияло и славянское язычество. Несмотря на принятие новой веры, оно продолжало существовать во многих регионах. Славянское язычество проявлялось практически во всех сферах жизни населения. Избавление от него проходило стихийно. Однако совершались попытки укрепить новую веру, сделать ее доступной, приблизить к людям, объяснить им значение принятия Христианства. Церкви стали возводить на местах, где ранее располагались капища. Так в новую веру проникали элементы обожествления природы. Некоторым святым приписывалась роль прежних богов. Элементы духовной жизни Византии были переработаны и получили специфические, национальные формы. Из них стала постепенно складываться новая культура Руси. «10-13 век дал евангелие и традицию», — так писал впоследствии Пушкин. Опираясь на собственные вековые обычаи и устои, мастера сумели сформировать совершенно новое направление. Русь обогатила европейскую культуру совершенно новыми, свойственными только ей формами храмов, иконописью, своеобразными росписями. Их нельзя спутать с византийскими, несмотря на кажущееся родство изобразительного языка.

Архитектура Древней Руси

10-13 века стали переломными в развитии зодчества. Долгое время страна была «деревянной». Терема, избы, молельни, — все возводилось из дерева. В этом материале мастера выражали свое восприятие пропорции, строительной красоты, слияние с окружающей природой. С принятием византийской религии стала меняться вся культура Руси. 10-13 век стал периодом перехода от деревянных к каменным строениям. Такой опыт отсутствовал в Западной Европе, поскольку народы, ее населявшие, всегда строили из камня. Русскому деревянному зодчеству была свойственна многоярусность сооружений, наличие разнообразных пристроек, сеней, переходов, клетей, башенок и теремов. Традиционной была и резьба. Под влиянием византийской цивилизации кардинально изменилась строительная культура Руси. 10-13 век ознаменовался сооружением церквей по образцу крестово-купольного греческого храма. Первые постройки возводились в строгом соответствии византийским традициям. Сооруженный в Киеве Софийский собор уже отражает сочетание русских и греческих традиций. Основа крестово-купольного храма была увенчана тринадцатью главами. Ступенчатая пирамида Собора воскресила стиль деревянного зодчества. Наивысшего расцвета достигла архитектура в период правления Боголюбского.

Просвещение

На определенной стадии развития общества возникла необходимость удовлетворить новые, достаточно глубокие потребности населения. Так возникла письменность 10-13 веков. На Руси, несомненно, и раньше люди умели выражать свои мысли на бумаге. Но социально-экономические отношения стали усложняться, началось формирование государственности. Эти обстоятельства ознаменовали следующий этап, на который перешла культура Руси. 10-13 век стал переломным периодом в развитии средств закрепления и передачи идей, мыслей и знаний в пространстве, сохранения и распространения достижений духовной сферы. В это время была создана азбука. Ее появление связывается с именами Кирилла и Мефодия — византийскими монахами-миссионерами. Однако в источниках указывается две азбуки — глаголица и кириллица. Споры о том, какая из них появилась раньше, велись достаточно долго. Сегодня считается установленным факт, что глаголица была создана во 2-й половине 9-го столетия, а кириллица возникла на рубеже 9-10 вв.

Первые книги

Особое влияние на духовную жизнь населения оказала литература 10-13 веков. На Руси большинство книг было уничтожено во время многочисленных монгольских нашествий и пожаров. Всего сохранилось порядка 150 из всех, что существовали ранее. Древнейшим считается «Остромирово Евангелие». Оно было составлено дьяконом Григорием в 1057-м для Остромира (новгородского посадника). Высокий уровень мастерства, с которым были исполнены дошедшие до нашего времени книги, говорят о налаженном производстве рукописей уже в 11 столетии, об устоявшихся к тому времени навыках их составления. Книги переписывались в основном в монастырях.

Распространение грамотности

В 12-м столетии ремесло переписывания перешло в город. Появление в крупных поселениях «книжных описателей» указывает на распространение грамотности среди населения. Это также свидетельствует об усилении потребности в литературе. Из известных 39 писцов, только 15 были представителями духовенства. Остальные же не указывали принадлежность к церкви. Однако, несмотря на распространение грамотности в городах, основными книжными центрами оставались монастыри, при которых действовали специальные мастерские. В них работали постоянные коллективы переписчиков. Кроме этого, в таких мастерских занимались составлением летописей.

Искусство Руси

10-13 века ознаменовались ростом сил, разрушавших политическое и территориальное единство страны. Распад государства стал результатом усиления крупного землевладения, экономического развития в городах. Последние стали новыми центрами самостоятельных частей страны и стремились к политической независимости. Выражением собственной роли и силы стала для многих городов живопись. 10-13 века на Руси характеризовались формированием самобытности областей страны. Их своеобразие заключалось в сочетании местных особенностей и киевских традиций.

Иконы

Древнее искусство Руси развивалось в общем средневековом направлении. Как и западное и восточноевропейское, это течение оставалось в большей степени церковным. Оно преломляло восприятие жизни через призму Христианства, соблюдало принятую иконографию. Некоторые иконы владимиро-суздальских мастеров 12-го столетия близки по стилю к киевским, созданным в 11 в. К таким произведениям, например, относят вытянутое изображение «Деисуса» из Успенского собора. С мастерством киевских художников связана и известная Ярославская оранта. Ее монументальная и величественная фигура близка своими пропорциями к мозаикам Киева. Ярославскую оранту напоминает торжественная икона Дм. Солунского. Она была привезена из Дмитрова. Эта икона отличается симметричностью, правильностью и «скульптурной» лепкой светлого лица.

Музыка

Особое место в русской жизни отводилось песням и пляскам. Музыка сопровождала людей в походах, в работе, песни были неотъемлемой частью праздников и обрядов. Среди инструментов популярными были ударные (накры, бубен), духовые (рожок, рог, дудка, жалейка), струнные (гусли). На знаменитых фресках в Софийском соборе изображены музыканты и плясуны. Следует сказать, что распространенность и степень применения инструментов была различной. Трубы, например, выступали как сигнальные средства на охоте. Бубны и струнные инструменты использовались отдельно или в составе оркестра на праздниках и игрищах. В некоторых источниках есть указания на достаточно раннее появление нотных записей. Этому очень способствовало принятие Христианства. Пением сопровождалось богослужение. Оно шло по специально составленным певческим книгам. Такие рукописи датируются 12-м веком. В них, кроме богослужебных текстов, присутствуют и нотные обозначения «крюки» и «знамена».

Содержание и направление духовного развития

Определяя его, необходимо отметить, что историко-культурный процесс на Руси базировался на народном творчестве. Оно стало источником и отправной точкой духовного развития населения. В условиях феодальной раздробленности, опустошительными нападениями внешних врагов культура Руси выявила самобытный творческий потенциал народа. Он питал и способствовал развитию государства. Культура Руси отражает светлое чувство оптимизма, она выступает как жизнеутверждающая сила. Творческим произведениям народа, жившего в условиях феодальной эпохи, характерны:

  • Твердая вера в то, что добро непременно победит зло.
  • Красота ратного и трудового подвига.
  • Высокая нравственность и благородство.
  • Самоотверженная любовь к своей земле.
  • Неистощимый, добрый юмор.
  • Глубокая поэтичность.
  • Меткое выделение традиционных явлений жизни, точность и здравость их оценок.

Все эти уникальные качества русского народа в той или другой форме выразились не только в книгах средневековой Руси, но и в иконах, фресках, зодчестве, музыке.

Влияющие факторы

Развитие культуры Руси 10-13 в. отразило характерные для этой эпохи противоречия и особенности. Они обуславливались экономическими, социальными и политическими процессами, имевшими место в государстве. Способ производства, который существовал при феодальном строе, отличался определенным консерватизмом в совершенствовании производственных сил. Для него была характерна замкнутость натурального хозяйства. Достаточно плохо был развит обмен. Все это замедляло культурное развитие, создавало препятствия для формирования местных особенностей и традиций. Особое влияние на духовную жизнь народа оказало татаро-монгольское нашествие.

Заключение

Безусловно, большое значение для русской культуры имело преобладание религиозного мировоззрения. Определенную роль, в особенности в период раннего средневековья, принадлежала церкви. Она способствовала распространению грамотности, развитию живописи, совершенствованию зодчества. Вместе с этим церковь бережно относилась и защищала свои догмы. Она проявляла враждебность к новым культурным течениям. Церковь формировала препятствия для становления науки, совершенствования технических знаний. Тем не менее культурные достижения средневековой Руси являются неотъемлемыми ценностями государства. Они являются частью национального наследия, величия и славы народа.

Культура Киевской Руси. Архитектура и искусство. Видеоурок. История России 6 Класс

На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с архитектурными памятниками Древней Руси. Древнейшие памятники русского зодчества не сохранились до наших дней, так как были построены из дерева. Мы можем лишь реконструировать их образ по более поздним постройкам. Обычно дома знати были многоярусными, они венчались башенками и теремами. К основному зданию примыкало множество пристроек – клетей, переходов, сеней. Многие элементы деревянных строений были украшены затейливой резьбой.

Начало православному искусству на русской земле было положено в конце X в. В то время мастера-греки (так называли всех византийцев, потому что они говорили на греческом языке) приезжали на Русь целыми артелями. Они возвели много великолепных храмов, украшенных мозаиками, фресками, иконами. Позднее в иконописи даже возникло понятие «греческий стиль». Архитектура Киевской Руси впитывала в себя все лучшее, что создавали византийские мастера.

Все храмы Киева XI в. были возведены из плинфы (плоского квадратного кирпича) в традициях византийского зодчества. Одной из первых значительных храмовых построек Киевской Руси была многоглавая церковь Успения Богоматери, прозванная Десятинной, потому что князь Владимир повелел десятую часть своих доходов отдавать на устроение этого храма. В середине XI в. церковь с трех сторон была окружена галереями, что было характерно для древнерусских храмов домонгольской эпохи. В ее отделке широко применялась мозаика.

Десятинная церковь

Рис. 1. Десятинная церковь (Источник)

Новый этап в истории архитектуры Киевской Руси связан с правлением Ярослава Мудрого. Между 1017 и 1037 гг. по его указанию был возведен самый величественный и знаменитый из всех русских храмов — собор Святой Софии (Премудрости Божьей) в Киеве. Для его архитектуры характерны триумфальность и праздничность, связанные с утверждением авторитета князя и могущества молодого государства.

Огромный собор соответствовал византийской конструкции крестово-купольного храма. В середине храма — крестообразное свободное пространство, увенчанное куполом. Обширные хоры опирались на мощные столбы, делившие храм на пять частей (нефов) с запада на восток. В XI в. Софийский собор был тринадцатикупольным, но позднее подвергся серьезной перестройке, и число куполов уменьшилось. Древние фрески едва заметны на стенах собора, но мозаики так же ярки, как и много веков назад. Ими украшены главные части храма: купол — символ Церкви небесной и алтарь — символ Церкви земной.

Софийский собор в Киеве(реконструкция)

Рис. 2. Софийский собор в Киеве(реконструкция) (Источник)

Еще одним памятником эпохи Ярослава Мудрого стали Золотые Ворота. Ворота были каменными в силу того, что этому сооружению придавалось особенное значение. Строили их в технике смешанной кладки, известной еще со времен Древнего Рима: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы. Венчала Ворота надвратная церковь Благовещенья, чтобы каждый путник, подъезжающий к Киеву, мог видеть, что это христианский град. В ходе археологических исследований Золотых Ворот были обнаружены кубики смальты, фрагменты фресковой штукатурки, что свидетельствует о том, что древняя церковь была украшена фресковой росписью и мозаиками. Ворота предназначались для церемониального въезда в столицу и располагались в южной части города. Это главные ворота города, одни из трех крупных городских ворот, сооруженных при Ярославе Мудром. Со стороны поля перед воротами проходил ров шириной 15 метров и глубиной 8 метров. Следы этого рва читаются сейчас в перепаде уровня Золотоворотского проезда. Строительство ворот вместе с Софийским собором упоминается в летописи под 1037 годом. В 1240 году ворота сильно пострадали во время осады и взятия города полчищами Батыя.

Золотые ворота в Киеве

Рис. 3. Золотые ворота в Киеве (Источник)

В XII веке начинается строительство храмов в Полоцке, Чернигове, Вышгороде  и Новгороде. Самым замечательным является Софийский собор в Новгороде. Этот храм строже киевского, здесь всего лишь пять куполов, расположенных в четком симметричном порядке. Мощные стены сложены из известняка. Внутри храма нет ярких мозаик, а только суровые и спокойные фрески. Софийский собор стал символом Великого Новгорода.

Софийский собор в Новгороде

Рис. 4. Софийский собор в Новгороде (Источник)

В древнерусском искусстве были творчески переработаны культурные достижения Византии и других стран, сформированы свои самобытные культурные традиции.

 

Рекомендованная литература для изучения темы «Архитектура Киевской Руси»:

  1. Мавродин В.В. Откуда есть пошла Русская земля. М., 1986.
  2. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1984

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. История архитектуры (Источник). 
  2. Софийский кафедральный собор (Источник).

  

Рекомендованное домашнее задание

  1. Как изменилась архитектура Древней Руси после принятия христианства?
  2. Какие памятники архитектуры были построены в Киеве и Новгороде?
  3. Какие традиции византийского зодчества применялись в русской архитектуре?

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *